Статья ТКРФ 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
Комментарий к статье 23
1. В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей наличествует и общность интересов: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.
Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой — необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать понятием «социальный диалог» или «социальное партнерство» (термин, принятый в Российской Федерации).
Существенной спецификой становления отношений социального партнерства в РФ на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.
Трудовой кодекс — первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее федеральное законодательство регулировало, причем довольно-таки бессистемно, лишь отдельные аспекты социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).
2. Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства» (см. ст. 27 ТК и комментарий к ней).
3. Универсальными сторонами социального партнерства являются работники и работодатели. Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участия либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов работников и работодателей. Соответственно, к регулированию данных отношений не применяются нормы комментируемого раздела ТК. В качестве примера соответствующих договоренностей можно привести: во-первых, соглашение между несколькими работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных работников, а во-вторых, соглашение между профсоюзами как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.
4. Отношения социального партнерства, сторонами которых являются работники и работодатели, принято именовать отношениями двусторонними или бипартизмом. Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют отношениями трехсторонними или трипартизмом.
5. О понятии трудовых отношений см. ст. 15 ТК и комментарий к ней. Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, перечислены в ст. 1 ТК. К ним относятся отношения по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству; материальной ответственности работников и работодателей в сфере труда; надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Следует, однако, отметить, что не все отношения, непосредственно связанные с трудовыми, могут быть предметом регулирования в социально-партнерском порядке. Так, в силу публично-правового характера не могут регулироваться в договорном порядке отношения по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; отношения по разрешению трудовых споров в суде; отношения по обязательному социальному страхованию, участниками которых являются государственные финансово-кредитные учреждения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т. п.). Это не исключает права сторон социального партнерства в договорном порядке подготовить проекты законодательных актов, регулирующих указанные отношения.
Наряду с этим в социально-партнерском порядке могут регулироваться отношения по добровольному социальному страхованию; профсоюзному контролю за соблюдением прав работников; внесудебным процедурам урегулирования трудовых споров.
На уровнях социального партнерства, превышающих локальный уровень, могут устанавливаться также общие принципы регулирования экономических отношений, связанных с трудовыми. Примером таких отношений являются отношения по реструктуризации убыточных организаций.
Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации
Издательский Дом «Городец», 2007
Источник: СПС Консультант
hr-portal.ru
Основные принципы социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Основные принципы социального партнерстваСоцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.
Понятие «социальное партнерство»
Понятие «социальное партнерство» определено пунктом 1 статьи 23 Трудового кодекса. В сфере труда соцпартнерством считается система отношений, которые появляются между работниками и работодателями (или лицами, которые их представляют), структурами госвласти/местного самоуправления. При этом данное соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.
Чтобы точнее сформулировать понятие социального партнерства, как понятие юридического характера, к описанию, имеющемуся в Трудовом кодексе, следует добавить следующее: взаимоотношения между различными субъектами соцпартнерства в сфере труда, которые урегулированы нормами трудового законодательства, становятся правоотношениями соцпартнерства. Данное понятие глубже помогут раскрыть основные принципы социального партнерства и формы его реализации.
Основы взаимодействия социальных партнеров
На уровне законодательных актов определяются стороны и участники соцпартнерства. Одной стороной является работодатель, а другой — работники, в том числе в виде представителей, которые получают свои полномочия в определенном порядке.
Социальное партнерство имеет несколько форм реализации. К ним относятся:
- двусторонние отношения, в которых участвуют работодатель или его представитель и представители работников;
- трехсторонние отношения, в которые кроме вышеперечисленных участников вовлечены структуры госвласти или местного самоуправления.
Во втором случае властные структуры участвуют в системе соцпартнерства, поскольку они призваны защищать интересы общества в целом, отвечают за координацию развития коллективно-договорного регулирования связей в сфере труда на разных уровнях и т.д. Поэтому они не относятся к сторонам соцпартнерства, за исключением ситуаций, когда именно эти органы могут представлять работодателей (статья 34 ТК России). Также госорганы могут выступать в качестве работодателя, если речь идет о взаимоотношениях с работниками, которые заняты непосредственно в таких структурах.
Принципы соцпартнерства
Ведущие принципы соцпартнерства зафиксированы в 24 статье Трудового кодекса России.
В сфере труда основными принципами социального партнерства являются:
- равные права участвующих сторон. Это проявляется в том числе в том, что каждая из них может выступать инициатором переговоров.
- Уважение сторон, а также их интересов, для согласования которых используется такая форма взаимодействия, как переговоры.
- Наличие заинтересованности в использовании договорных отношений. На законодательном уровне решение множества вопросов и проблем предоставляется на усмотрение сторон, в связи с этим им приходится достигать договоренности.
- Содействие со стороны государства в развитии на демократических основах различных форм реализации соцпартнерства. Для этого в сфере труда создаются структуры, которые призваны урегулировать отношения социально-трудового характера.
- Стороны должны соблюдать трудовое законодательство и прочие нормативные документы, которые содержат соответствующие нормы. Это подразумевает, что любая сторона, которая подписывает соглашение или контракт, обязуется выполнять прописанные в нем условия.
- Наличие полномочий у представителей: полномочия представителей работников подтверждаются протоколом общего собрания (конференции), на котором они избираются; работодатели же определяют своих представителей соответствующим приказом.
- При обсуждении проблемных вопросов, которые входят в сферу труда, должна иметь место свобода выбора. Трудовым кодексом предусмотрена возможность выбирать любые вопросы, а не только рекомендуемые.
- Стороны берут на себя обязательства добровольно, принуждения и угрозы в любой форме не допускаются.
- Обязательства, которые они на себя берут, должны быть реальными для исполнения.
- Коллективные договора и соглашения носят для реализации обязательный характер.
- За выполнением колдоговоров и соглашений осуществляется контроль, за который несут ответственность органы надзора.
- Стороны в случае невыполнения колдоговоров и соглашений несут ответственность административного характера.
Стоит отметить, что социальное партнерство является частью рыночного общества, возникающей, когда оно достигает определенной зрелости, вместе с развитием сферы труда и появлением профсоюзов, которые выступают в качестве представителей прав и интересов работников.
advokat-malov.ru
Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы
Понятие социального партнерства в сфере труда, его формы и принципы являются основополагающими для формирования всех трудовых взаимоотношений. Социальное партнерство – это система взаимоотношений между потребителем трудовой функции в виде работодателя и непосредственным её исполнителем в виде сотрудника, которые и являются основными сторонами взаимоотношений, несущими ответственность друг перед другом. Третью сторону социального партнерства представляют отдельные независимые органы и государство, обеспечивающие защиту интересов каждого из участников этих отношений.
Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование
Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:
Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.
Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере. Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.
Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей. Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:
- Конвенция №98, принятая в 1949 году.
- Рек. №91 от 1952 г.
- Рек. №94 от 1952 г.
- Рек. №113 от 1960 г.
- Рек. №149 от 1975 г.
- Рек. №152 от 1976 г.
- Рек. №151 от 1978 г.
- Рек. №159 от 1978 г.
- Конвенция №154 от 1981 г.
- Рек. №163 от 1981 г.
Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство. Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991. Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России. На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:
- Раздел II в целом. Все статьи данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
- Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
- Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
- Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
- Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
- Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
- Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
- Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
- Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.
Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.
Принципы социального партнёрства
Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:
- Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
- Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
- Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
- Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
- Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
- Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
- Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
- Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
- Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
- Обязательность. Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
- Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
- Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.
Уровни, формы и органы социального партнерства
Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:
- Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
- Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
- Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
- Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
- Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
- Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.
Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:
- Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
- Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
- Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
- Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.
Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.
Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях.
Загрузка…delatdelo.com
Анализ социального партнерства
Определение 1
Социальное партнерство – это социальный институт взаимоотношений между работником и работодателем. Оно устанавливает правила и нормы поведения в данной общественной деятельности.
К законодательным актам, которые регламентируют отношения в сфере социального партнерства, относятся Трудовой Кодекс РФ, различные законы о профсоюзах и прочие. В основе лежат конституционные права граждан.
Сущность социального партнерства
Каждый человек имеет право на труд, образование, медицинское обслуживание, свободу перемещения. Для обеспечения этих прав установлены нормативные акты на различных уровнях власти:
- федеральном,
- региональном,
- муниципальном,
- отраслевом.
Каждый уровень имеет свои границы влияния.
Федеральный уровень устанавливают общие правила, принципы и нормы. Такие акты принимаются на уровне правительства.
Отраслевые акты действуют в конкретных областях промышленности и принимаются при сотрудничестве отраслевых объединений предпринимателей и отраслевых профсоюзов.
В коллективных договорах существует обязательство работодателя считать установленные договором трудовые и социальные гарантии минимальными. Подобное явление встречается даже тогда когда гарантии и льготы, установленные для работников, выше требований законодательства.
Партнерство как социальные гарантии общества
Обязательства социального партнерства не входят в интересы работодателя и негативно сказываются на величине предпринимательского риска. Соответственно, исполнение установленных законодательством обязательств социальных гарантий и льгот работникам формируются таким образом, чтобы не ограничивать работодателя и профсоюз, при надлежащем исполнении данных соглашений.
Подобная практика устраивает все стороны социального партнерства. Работодатель не несет дополнительных финансовых потерь, его продукция имеет высокую конкурентоспособность на рынке, так как предприниматель закладывает свои расходы на социальную сферу в себестоимость продукта, который он производит. Работники и профсоюзные организации удовлетворены выполнение необходимых социальных требований.
Социальное партнерство базируется на определенных принципах, установленных законодательством. Эти принципы не должны нарушаться:
- Договор не имеет юридической силы в случае несоответствия тому или иному принципу социального партнерства;
- Все стороны участники соглашения имеют одинаковые права;
- Участники обязаны проявлять уважение друг к другу;
- Участники должны быть заинтересованы в принятии взаимовыгодных решений;
- Стороны обязаны соблюдать действующее законодательство.
Государство со своей стороны активно содействует развитию и совершенствованию данного процесса. Вступать и вести деятельность в рамках социального партнерства можно только на добровольной основе. Каждая сторона имеет полное право выдвинуть на обсуждение любой интересующий ее вопрос, относящейся к сфере деятельности социального партнерства. Контроль за исполнение обязательств ведет каждая сторона на паритетной основе, за невыполнение тех или иных взятых на себя обязательств, следует определенная соглашением ответственность.
Замечание 1
Соглашение может быть двухстороннем, трехстороннем и многостороннем. Этими сторонами являются работники либо их уполномоченные представители, работодатели либо группа работодателей и государство.
Государство участвует в социальном партнерстве в виде работодателя, если данное предприятие ему принадлежит либо в качестве третьей стороны для урегулирования конфликтных ситуаций. В случае возникновения споров создается трехсторонняя комиссия, в рамках которой участники проводят дискуссии и консультации, итогом которых должен стать метод решения конфликтной ситуации.
spravochnick.ru
Социальное партнерство в образовании: примеры
Образование как социальный институт играет не последнюю роль в процессе социализации человека. Оно отвечает за своевременную и адекватную подготовку индивида к полноценной жизнедеятельности в обществе. Понять суть и специфику системы образования непросто. Государство регламентирует единое образовательное пространство, но помимо этого существует много практик, дополняющих процесс. Одно из таких явлений — социальное партнерство в образовании. Что оно собой представляет, в чем состоят его методы и какая его система, попробуем разобраться при помощи примеров.
Партнерство как элемент социального взаимодействия
«Ты – мне, я – тебе» — именно так можно охарактеризовать смысл слова «партнерство». Изначально это понятие использовали только в социальных и экономических науках. Им характеризировали процесс согласования действий участниками. В более широком понимании «социальное партнерство» следует рассматривать как систему сольватаций (взаимодействий), в результате которых субъекты удовлетворяют свои потребности.
Последние несколько лет социальное партнерство начинают трактовать как многослойный процесс, где функционирование элементов четко регламентировано и направлено на достижение положительных изменений. То есть его можно понимать как своеобразный тип взаимоотношений между субъектами, что объединены общими интересами и совместно решают возникнувшие проблемы. Главная задача партнерства заключается в преодолении возможных различий действий участников, согласовании работы и нивелировании конфликтов.
Образовательный процесс
Исходя из вышесказанного, социальное партнерство в сфере образования можно определить как общие действия субъектов, имеющих отношение к образовательному процессу. Для таких действий характерно иметь одинаковые цели и нести обоюдную ответственность за полученные результаты.
Система социального партнерства образовании рассматривается на трех уровнях:
- Взаимоотношения социальных групп профессионалов внутри системы.
- Партнерство работников системы образования с представителями других организаций и социальных институтов.
- Взаимоотношения самого института образования и общественности.
Развитие социального партнерства в образовании берет свое начало с 80-90-х годов прошлого века. В это время автономными становятся образовательные учреждения, на рынке труда возрастает спрос на высококвалифицированные кадры. Институт образования начинает играть ключевую роль в развитии государства. Важным элементом в социальном партнерстве образовательной сферы становятся взаимоотношения учебных заведений, профсоюзов, работодателей и государственных структур. Их основная цель заключается в следующем: обозначить потребности рынка труда для увеличения кадрового потенциала; сформировать образованную личность с активной жизненной позицией; повысить экономический и духовный потенциал социума в целом.
В переводе на человеческий язык это означает, что в стране происходят динамичные изменения. Начинают внедряться партнерские схемы по типу США и на фоне этого эволюционного хаоса возникает потребность в «других людях». То есть обществу необходимы кадры, которые уже обучены новым стандартам. И здесь на первый план выходит институт образования, ведь кому, как не ему, отвечать за обучение подрастающего поколения новым методам. В этом, собственно, и заключается главная суть понятия «социальное партнерство в сфере образования».
Но с течением времени ведущие лица страны начинают понимать, что в целом рассматривать взаимодействие институтов образования, экономики и политики не очень логично. Из виду упускаются множество важных моментов, которые находятся на низших уровнях институциональной градации. Поэтому социальное партнерство в образовании начинает «обрастать новыми побегами», каждый из которых отвечает за свою сферу.
Муниципальное образование
Сейчас партнерство можно рассматривать в среде развития различных образовательных заведений. Первое, с чего стоит начать, — это муниципальное образование. Под ним подразумевают общий образовательный процесс, который проводят на определенной территории и решают свойственные только ей проблемы. Чтобы было немного понятнее, можно навести небольшой пример. Допустим, существует небольшой поселок городского типа. Образовательный процесс в заведениях проводится согласно действующему законодательству, но помимо этого включены особые элементы, которые свойственны только этому району. В рамках образования могут проводиться тематические ярмарки, дни памяти известных личностей, которые раньше проживали на этой территории или создаются кружки ремесел, что популярны в конкретном регионе.
Муниципальное образование делится на 5 видов:
- Сельские поселения. Сюда входят села (поселки, хутора и т. д.), что находятся на определенной территории.
- Городские поселения. Можно отнести города или поселки городского типа.
- Муниципальные районы. К ним относят несколько городов или сел, где местное самоуправление решает общие вопросы.
- Городские округи. То есть города, не входящие в директиву муниципальных районов.
- Автономные городские территории. Части города со своей организационной структурой. Например, индийский квартал в Сингапуре: с одной стороны часть города, с другой – отдельный ее элемент.
Социальное партнерство в муниципальном образовании осуществляется между органами, руководящими образовательными процессами на местах, и властью страны. Основная специфика таких взаимодействий заключается в финансировании. Например, государство уже давно учредило, что за предоставление льгот отвечает система муниципального образования. Также предоставляются образовательные субвенции, которые система местного управления делит на все учебные заведения в зависимости от их потребностей и статуса. Также государство может предоставить информацию о необходимости на рынке труда специалистов, которых обучают в заведении, что находится на территории муниципального района. Власти берут это во внимание и могут увеличить финансирование заведения, количество бюджетных мест и т. д.
Педагогическое образование
Для тех, кому неизвестно, что такое педагогическое образование: это процесс подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в учебных заведениях. То есть подготовка воспитателей, учителей и профессоров.
Социальное партнерство в педагогическом образовании напрямую зависит от ожиданий общественности. В последнее время значительно возросли требования к качеству школьного образования, из-за этого появилась необходимость изменить методы и технологии подготовки педагогов. Развитие педагогического образования зависит от таких факторов:
- Политические инновации в сфере образования.
- Наличие концепции, которая позволяет задействовать органы государственной и муниципальной власти для поддержания исследований.
- Создание службы общественного контроля, которая, ориентируясь на государственные запросы, могла бы направлять систему педагогического образования в нужное русло.
Если «муниципальное партнерство» ориентировалось в основном на финансовую сторону вопроса, то педагогическое образование базируется на требованиях общественности в повышении качества образования согласно современным стандартам.
Например, несколько лет назад возникла потребность в появлении внешкольных образовательных учреждений. Изначально этого захотели родители, которые решили, что ребенок должен развиваться более полноценно. Постепенно начинает возникать спрос на такие заведения, и уже подключается государство, запрашивая педагогов, которые были бы специально обучены для предоставления такого рода услуг.
В целом суть понятна: поскольку каждый человек посещает учебные заведения, то задача педагогов — формировать личность, востребованную в социуме. И если происходят какие-то изменения, то меняется и учебный план подготовки педагогов, ведь только им под силу безболезненно внедрить в общество инновационные программы.
Профессиональное образование
Сейчас общество требует, чтобы профильные учебные заведения выпускали специалистов, которые готовы сразу приступить к работе. Также экономический институт запрашивает определенное количество специалистов той или иной сферы. Социальное партнерство в профессиональном образовании заключается в предоставлении на рынок труда востребованных кадров в нужном количестве.
Здесь все предельно просто: рынок – это цикличная система, в которой постоянно что-то меняется. Один год не хватает экономистов, другой год невозможно найти юриста. И, услышав о том, что на рынке труда не хватает представителей определенных профессий, абитуриенты массово начинают подавать документы именно на эту специальность. В результате предложение начинает превышать спрос и растет уровень безработицы. Чтобы такого не происходило, существует социальное партнерство в образовании, которое позволяет максимально эффективно использовать человеческие ресурсы.
Дошкольное образование
Современное дошкольное образование не может полноценно развиваться без взаимодействия с социумом, поэтому партнерство здесь особенно актуально. Социальное партнерство дошкольном образовании заключается в создании связей дошкольного заведения с культурными, образовательными и другими развивающими центрами. Такая практика вызывает у ребенка более высокий уровень восприятия, он быстрее развивается и учится строить свои партнерские отношения, по типу «ты – мне, я — тебе».
Работа в условиях социального партнерства помогает расширить культурно-образовательную среду ребенка, а соответственно, ему будет легче адаптироваться в дальнейшем. В этом сегменте взаимодействия на первый план выходят интересы ребенка. Ему показывают то, что интересно и познавательно, обучают тому, что необходимо. А также проводят работу с семьями, которые также являются участниками социального партнерства.
Дополнительное образование
Социальное партнерство в образовании играет весомую роль даже в среде, предоставляющей дополнительные знания. Это могут быть языковые школы, курсы, семинары или мастер-классы. То есть вид образовательной деятельности, что подразумевает всестороннее развитие человека – это дополнительное образование. Социальное партнерство в этой среде заключается в предоставлении всевозможных знаний и возможностей. Если описать тезисами, то партнерство занимается следующим:
- Сохраняет основные идеи организации работы в сфере дополнительного образования.
- Поддерживает взаимоотношения с госструктурами, средой бизнеса, социумом и родителями.
- Принимает активное участие в его развитии. Отвечает за социально-ориентированный сегмент дополнительного образования, в который входят программы поиска талантов, поддержка детей из неблагополучных семей или предоставление услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями.
- Распределением бюджетных средств в соответствии с запросами организаций.
Дополнительное образование можно разделить на три основные группы: культурное, гуманитарное и техническое. В каждой из этих групп предоставляются общие основы знаний, а также современные новаторские идеи. Поскольку сейчас знания – это самая ценная валюта, то в среде дополнительного образования пытаются предоставить необходимый базис, на котором в последующем будет формироваться всестороннее индивидуальное развитие.
Как организовывается партнерство?
Организация социального партнерства образовании основывается на следующем:
- Законодательные акты. Законы, созданные государством, являются основным источником становления и развития социального партнерства. Ими регламентировано поле действий и границы возможностей участников.
- Управление на местах. В каждом муниципальном округе есть свои правила и законы, некоторые из них касаются и социального сотрудничества. Если взять, к примеру, систему муниципального образования. Допустим, эта организация получила определенную сумму на развитие образовательной системы в своем районе. Она могла бы разделить всем поровну, но такого не происходит.
- Общество и экономика. Система образования тесно связана с запросами общественности и экономическими изменениями. И если в жизнь людей входит что-то новое, не касающееся образования ни прямо, ни косвенно, то учебный план все равно меняется, чтобы в дальнейшем ученики и студенты соответствовали ожиданиям рынка.
Необходимо ли социальное партнерство в образовании?
Сегодня, к сожалению, невозможно сравнивать понятия «социальное партнерство»/ «качество образования». Хоть они немного и продвинулись вперед, осталась еще масса нерешенных вопросов.
Изначально социальное партнерство внедряли по типу Америки и Европы, вот только при этом не учитывались особенности нашего государства, его культура и менталитет. В связи с этим было упущено много важных моментов. Однако, несмотря на все это, партнерство приносит положительные изменения в развитие образования даже сегодня.
Социальное партнерство в образовании (приоритеты и возможности):
- Основная приоритетная цель взаимодействия: удовлетворение общих интересов всех участников содружества. В расчет берутся не только социальные институты и процессы, что в них происходят, но субъекты взаимодействия (учителя, ученики, родители).
- Программа социального партнерства помогает сделать обучение более эффективным. Участники учебного процесса становятся востребованными в социальной среде.
- Правильный подход и регулирование партнерства дают толчок для полноценного развития общества, избавляя его от безработицы и наполняя востребованными специалистами.
Итог
Можно навести множество примеров социального партнерства в образовании. Это и система поощрения студентов за хорошие оценки (стипендия), и соглашения между учебным заведением и работодателем, который готов принять на работу бывшего студента, и даже диалог родителя и учителя. Но главной составляющей этого процесса являются качественные знания, носитель которых так востребован и ожидаем социумом.
fb.ru
1.2 Социальное партнерство: понятие и формы
Понятие «социальное партнерство» в литературе все еще определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко — как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс.
Тем не менее, и при разбросе мнений, очевидно, что социальное партнерство — это определенные взаимоотношения между людьми. Это, во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенного продукта. Главной же целью отношений социального партнерства можно считать учет и сбалансированность интересов основных его субъектов.
Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты — работодатели и наемные работники не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия.
Практическая реализация принципов социального партнерства — трудная задача. Она предполагает учет не только своих интересов, но в равной степени интересов партнеров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды — сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растет устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного
16
развития. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. — М.: Прогресс. — 1992. С.21-23.
Раздел II ТК сформирован на основе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г. Ведомости РФ. 1992. №17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558., Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148., законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ. См., например, Закон города Москвы от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве» // Солидарность. 1997. №23; Закон Томской области от 3 июня 1999 г. «О социальном партнерстве в Томской области» // Красное знамя. 1999. 13 авг.; Закон Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. «О социальном партнерстве» и др.
После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше законы (как и все другие нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК). К отношениям по социальному партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной даты, то нормы ТК применяются к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК). Например, коллективные переговоры по подготовке коллективного договора на 2002 г. начались в декабре 2001 г. Процедура их ведения до 1 февраля 2002 г. должна была определяться на основе Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», других нормативных правовых актов, обладающих юридической силой до введения в действие ТК. После 1 февраля 2002 г.
17
порядок продолжения переговоров, заключения коллективного договора должен соответствовать нормам ТК.
Социальное партнерство — многоплановое явление, которое может быть охарактеризовано с политической, экономической, правовой точек зрения. По этой причине встречается различное понимание социального партнерства, его роли, целей и задач.
Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, — установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.
В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.
В социальном партнерстве участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах органы государственной власти (точнее — органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения социального партнерства они вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29-34 ТК. Следовательно, необходимо различать стороны социального партнерства и участников соответствующих отношений.
18
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей (см. ч. 2 ст. 23 ТК).
Представители этих органов, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, также отнесены к сторонам социального партнерства. С нашей точки зрения, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Представители участвуют в отношениях социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов соответствующей стороны.
Статья 24 ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2003.
На первом месте среди принципов социального партнерства названо равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить предложения по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.
Уважение и учет интересов сторон социального партнерства — основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации достигнутых договоренностей, зафиксированных в результате консультаций, переговоров.
19
Далеко не всегда и не везде договаривающиеся стороны в полной мере заинтересованы принимать участие в договорных отношениях. Чаще всего от переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель, полагая, что его власти достаточно для того, чтобы урегулировать трудовые отношения в организации.
Между тем взаимная заинтересованность работодателя и работников в выработке на основе переговоров и соглашения наиболее оптимальных путей совершенствования деятельности организации, повышения производительности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг позволяет обеспечить рост доходов организации и заработной платы работников. Такая ситуация выгодна обеим сторонам социального партнерства.
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе — принцип и вместе с тем условие более широкого использования социально-партнерских отношений для решения двуединой задачи — подъема производства и улучшения благосостояния трудящихся.
20
studfiles.net
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — Стр 2
в-третьих, как конструктивное межсекторное взаимодействие для решения социальных, социально-экономических проблем, выгодное не только каждой из сторон-партнеров, но и в целом населению территории, где оно реализуется (Н.И. Косова, Л.И. Ниновская, В.А. Михеев, Б.Т. Пономаренко, А.И. Соловьев, В.Н. Шапенко и др.).
Таким образом, в рамках конфликтологической парадигмы социальное партнерство рассматривается, во-первых, как метод разрешения конфликтных ситуаций в различных сферах общественной жизни, во-вторых, как способ разрешения проблем, связанных с социально-классовой дифференциацией, в- третьих, как особая социальная технология, посредством которой приводятся в соответствие полярные интересы взаимодействующих субъектов – социальных партнеров в сфере занятости населения.
2. Институциональный подход. Современные исследователи также определяют социальное партнерство как организованное устойчивое объединение социальных субъектов, предназначенное для реализации общей цели, определенной путем согласования интересов этих субъектов и предполагающей достижение заинтересованности и стабильности в отношениях между ними, то есть утверждается, что социальное партнерство можно рассматривать как социальный институт.
Анализ, с одной стороны, терминологической базы социального института, с другой, – содержательных характеристик социального партнерства позволяет отметить наличие у исследуемого объекта (социальное партнерство) определенных констант, позволяющих характеризовать его как социальный институт. К таким атрибутам относятся: а) общественно значимые цель, круг задач, функций, выполняемых социальными партнерами; б) набор статусов и ролей, определяющих компетенцию субъектов партнерства; в) идеология, определяемая совокупностью норм и принципов деятельности в рамках социального партнерства; г) определенная форма организации взаимодействия, регламентируемая приемлемыми и целесообразными стандартами поведения партнеров.
studfiles.net