Как борются с коррупцией в разных странах – Борьба с коррупцией в странах мира – от казни до поощрения

Борьба с коррупцией в разных странах

Просмотры: 6 446

Под термином коррупция подразумевается преступное использование тем или иным лицом имеющихся у него властных и должностных прав и полномочий.

Это делается посредством систематического использования имеющихся связей, возможностей, авторитета и статуса с целью получения корыстной выгоды. Данное действие противоречит нормам действующего законодательства и любым моральным установкам. Ведь, иными словами, коррупция подразумевает под собой получение взяток, подкуп и вымогательство. Получение экономической прибыли считается главным стимулом этого пагубного явления. Соответственно, сдерживающим фактором можно считать риски разоблачения и максимально жесткое наказание. Согласно всем проведенным политэкономическим и макроэкономическим исследованиям, коррупция способна наносить очень серьезный ущерб государству и максимально препятствовать его экономическому росту в интересах комплексного общественного развития. Борьба с коррупцией крайне важна, но справедливо считается непростым делом. Это обусловлено тем, что коррупции могут быть подвержены все сферы жизнедеятельности, включая органы власти, правопорядка, судебную систему и т.д.

Борьба с коррупцией: успешный сингапурский опыт

Многие страны мира ведут более или менее успешную борьбу с этим злом. В целом наиболее актуальными методами считаются:

  • Введение законов, которые максимально ужесточают наказание;
  • Соизмеримое увеличение легитимного дохода должностных лиц;
  • Создание повышенной конкурентной среды.

Давайте вместе посмотрим на то, за счет каких действий отдельным странам удается добиться реальных результатов, и как обстоит дело в славянских государствах бывшего СССР? Наиболее показательным примером успешной борьбы с коррупцией справедливо считается Сингапур. Эта страна за короткий срок из отсталого азиатского государства сумела превратиться в ведущую мировую державу, а ключом к этому успеху стала именно борьба с коррупцией. При этом, изначальные репрессии не стали главным методом этой борьбы. Властью была разработана программа, согласно которой:

  • Обеспечивалась полная прозрачность деятельности всех уровней чиновников;
  • Была введена обязательная ротация, которая не позволяла сформировать устойчивые коррупционные связи;
  • Проводились систематические инспекции и максимальное совершенствование механизмов взаимодействия чиновников всех уровней с рядовыми гражданами с целью полного исключения любых проявлений бюрократических проволочек.

Одновременно с этим были сформированы независимые от власти СМИ, которые абсолютно беспристрастно просто информировали общественность о любых проявлениях коррупции. Кроме того, всем сингапурским чиновникам были значительно повышены зарплаты. Эта мера, на наш взгляд, не может считаться одинаково эффективной во всех странах. Однако именно в Сингапуре она сумела стать значимым рычагом противодействия коррупции. Вместе с этим, всем известна фраза сингапурского лидера Лу Куан Ю о том, что если кто-то желает действительно победить коррупцию, то он должен быть готов посадить в тюрьму своих родственников и близких друзей. В этой фразе заложен глубокий смысл. Эффективная борьба с коррупцией должна в обязательном порядке предполагать уголовное наказание за совершение подобных действий.

Смертная казнь в Китае и Таиланде

Если в Сингапуре и Швеции в этом плане ограничились лишением свободы на определенный срок, то в Китае основной мерой по противодействию пагубной коррупции и взяточничеству стало пожизненное заключение и смертная казнь. Как известно, по китайскому пути пошел и современный Таиланд. Национальный комитет, который координирует проведение реформ в этой стране, выдвинул предложение по срочному изменению действующего законодательства. Согласно тезисов этого предложения, если деятельность чиновника привела к государственному ущербу на 1 млрд.батов (эквивалент 28.6 млн. дол.), то его ожидает смертная казнь. При этом, если ущерб государства составит 10 млн.батов (или 285 тыс. дол.), то должностное лицо ожидает тюрьма сроком на 10 лет. Если посмотреть на примеры бывших стран СССР, то коррупция, словно ржавчина, системно разъедает базовые основы государственности. К примеру, в Украине постоянно декларируются программы «борьбы» с ней. Однако новые власти не только не останавливают это зло, но и делают его более масштабным и изощренным. В тюрьму садятся люди, совершившие мелкие правонарушения, либо рядовые исполнители. При этом, ворующие огромные суммы и берущие взятки чиновники в лучшем случае лишаются своих должностей. Немногим лучше ситуация и в современной России, где коррупция также является серьезным сдерживающим фактором движения страны вперед.

Как бороться с коррупцией в России

Необходимо в кратчайшие сроки лечить эту «болезнь», используя весь спектр лекарств и изучив весь мировой позитивный опыт. Мы не думаем, что отечественным чиновникам следует существенно повышать зарплату. В наших условиях, они должны, безусловно, получать достойно, но это не главный способ борьбы с коррупцией у нас. Гораздо важнее сейчас:

  • Более тщательный отбор лиц, поступающих на государственную службу. Сюда должны идти идейные кадры, а не случайные люди, для которых взятки становятся основным стимулом получения должностей;
  • Грамотный контроль за расходами государственных чиновников. Если создается такая система, когда невозможно потратить незаконно полученные средства, то желание получить взятки уменьшается. Необходимо не только существующее на территории России декларирование доходной части и имущества, но и качественная проверка того, что там указано;
  • Ограничение персональных прав чиновников на личные тайны и различные неприкосновенности. Необходимо максимально упростить деятельность антикоррупционных органов в отношении чиновников;
  • Ну и, конечно же, следует более жестко наказывать коррупционеров. Конфискация имущества в совокупности с тюремным сроком от 10 лет должна стать нормой наказания за это зло.

 

Новости по теме:
Кто довел Украину до непобедимой коррупции
Кто является главным коррупционером в Украине

aktualnoe.net

Наказание за взяточничество в разных странах мира. Справка

США

Самой решительной политикой в борьбе с коррупцией с помощью законодательных средств отличаются США. На международном уровне признается, что уголовное законодательство этой страны содержит более широкое понятие уголовно наказуемой коррупции, чем в странах Европы, которые уделяют проблеме коррупции не меньше внимания.

Законодательство США предусматривает наказание за активный и пассивный подкуп в виде штрафа, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишением свободы до 15 лет. То и другое наказание могут быть совмещены по решению суда. За стимулирование совершения законных действий должностным лицом, т.е. за дачу и получение «чаевых», законодательство США предусматривает штраф, размер которого определяет суд, или лишение свободы до 2 лет, или совмещение того и другого.

Отдельная норма законов США предусматривает уголовную ответственность руководителей банков за предоставление ссуды или денежного подарка инспектору или помощнику инспектора, который проверяет банк или имеет право проверять его. Данная норма является профилактикой взятки. При привлечении к ответственности не нужно доказывать, что инспектор произвел какие-либо действия в пользу банка. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или штраф на сумму ссуды или подарка. Такое же наказание и дисквалификация ожидают инспектора, принявшего ссуду или подарок от банка, который он инспектирует или может инспектировать.

Специальная норма касается активного и пассивного подкупа работников федеральной банковской системы, нацеленного на получение кредита. Статья предусматривает штраф до 1 млн долларов или в тройном размере от ценности вещи, данной, предложенной, обещанной, выпрашиваемой, потребованной, принятой или которую согласился принять подкупаемый. Предусматривается также лишение свободы до 30 лет или совмещение того и другого наказания. Если ценность взятки не превышала 1 тысячу долларов, то лишение свободы не может быть более одного года.

Уголовно наказуемым является и требование или получение денег или имущественных ценностей с целью способствовать устройству на государственную службу. Виновный наказывается лишением свободы на один год, или штрафом в размере требуемой или полученной суммы, или совмещением того и другого вида наказания. Исключение делается для специальных агентств по найму, получающих разрешение участвовать в наборе на государственную службу.

Канада

Государственный служащий, занимающий должность в суде или в законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительства такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет. Аналогичное наказание предусмотрено для комиссаров полиции и других лиц, осуществляющих полномочия в сфере правосудия, которые взамен на материальные и иные выгоды соглашаются повлиять на процесс судопроизводства, скрывать от розыска лицо, совершившее преступление, и др.

В странах Европы мера наказания варьируется от штрафа до лишения свободы.

Франция

Законодательство Франции предусматривает наказание за взяточничество в виде лишения свободы до 7 лет для руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий, и тюремное заключение на срок до 10 лет для должностных лиц. Кроме того, законодательство Франции запрещает должностным лицам получение различного рода подарков (не зависимо от их стоимости) под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2‑х до 10 лет или крупного штрафа. Злоупотребление властью во Франции карается наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафом. Это наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.

Германия

В Германии должностное лицо, требующее имущественной или иной выгоды либо принимающее таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение какого-либо действия в настоящем или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. В качестве квалифицированного состава этого преступления предусмотрено такое же деяние, если оно совершено судьей или третейским судьей при отправлении правосудия. Оно наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или штрафом.

Если должностное лицо требует имущественной или иной выгоды, либо принимает таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный долг – преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет. В менее тяжких случаях – лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. Значительно строже наказываются те же действия, совершенные судьей или третейским судьей, ‑ они влекут за собой лишение свободы на срок от 1 года до 10 лет и лишь в менее тяжких случаях ‑ лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Великобритания

В Великобритании основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 года и законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 годов. Первый из названных законов осуждает «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». Лицо, признанное виновным в таком поступке, присуждается к тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им. Дополнительно оно лишается права быть избранным или назначенным на какую-либо публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может быть приговорен к лишению служебных прав навсегда, а также к лишению права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он бы рассчитывал в качестве должностного лица.

Закон 1916 года об исправлении Закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятка была дана, был договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Предусмотренное Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.

Британское законодательство рассматривает в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы до 2 лет. Что же касается коррупции на финансовых рынках, то британская правовая система обязывает финансистов сообщать обо всех подозрительных операциях в правоохранительные органы. Если банкир этого не сделает, то его привлекут к уголовной ответственности в качестве соучастника.

Италия

Согласно Уголовному Кодексу Италии, вымогательство взятки имеет место, когда должностное лицо либо исполняющий обязанности должностного лица, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или третьему лицу незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет. Ответственность за получение взятки, согласно итальянскому УК, дифференцируется в зависимости от характера действий, за совершение которых берется вознаграждение.

УК Италии выделяет три состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица, получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица, и получение взятки в суде.

Финляндия

В Уголовном кодексе Финляндии за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до 2 лет лишения свободы. При этом лицо освобождается от занимаемой должности, запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 месяцев до 4 лет при наличии отягчающих обстоятельств.

Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются в странах Азии. В Китае, например, за взятку вполне могут казнить. Столь радикальная мера появилась в китайском уголовном кодексе в начале 1980‑х годов. Расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций.

Казнь за взяточничество полагается и на Кубе.

В Арабских Эмиратах коррупционерам отрубают руку, как за воровство.

ria.ru

как борются с коррупцией за рубежом — Российская газета

Борьбу с коррупционерами в Штатах возглавил директор ФБР.

Противодействие коррупции в американском обществе является одной из самых важных задач. Несколько лет назад президент Джордж Буш подписал закон, основная цель которого — борьба с так называемой корпоративной коррупцией, когда руководители компаний и фирм ради собственной выгоды наживаются на своих вкладчиках и акционерах.

Кстати, тогда не обошлось без скандала. Один из лидеров Демократической партии США Терри Маколиф предложил Бушу что называется начать с себя и представить на суд общественности данные расследования его деятельности в качестве крупного предпринимателя до вступления в президентскую должность.

Внешне американскому обывателю столкнуться с фактами коррупции практически невозможно. Сотрудник дорожной полиции никогда не согласится на оплату штрафа на месте, то есть себе в карман. Вопрос корреспондента «РГ» о возможности расплатиться подобным образом просто поставил в тупик нью-йоркского дорожного полисмена. Он действительно опешил и предупредил, что в реальной ситуации он мог бы арестовать подобного провокатора.

Однако не все полицейские столь добросовестны. Время от времени местные СМИ обрушиваются шквалом критики на представителей правоохранительных органов. Так, за последние годы были раоблачены и осуждены десятки «оборотней в погонах». Совершенные ими преступления, разнообразны — от «крышевания» массажных салонов с услугой платной любви до серьезных связей с наркомафией. Несмотря на то, что законодательство в США предусматривает весьма строгие наказания за деяния, подпадающие под понятие «коррупция», говорить о том, что американцы достигли серьезных успехов в борьбе с этим злом можно весьма условно. Поймать коррупционера — дело, конечно, непростое. Госслужащие в США, как и обычные граждане, ежегодно подают налоговую декларацию в соответствующие органы, но подловить именно того, кого надо, удается далеко не всегда. Практически все публично известные политики и бизнесмены остаются под прицелом СМИ, которые зачастую публикуют информацию о доходах этих людей.

Недавно телекомпания «Си-эн-эн» показала любопытный репортаж о лоббистах в США, профессиональной группе мастеров своего дела, имеющих связь с топ-представителями всех ветвей власти, в первую очередь законодателями — членами палаты представителей и сената. Оказалось, что число только зарегистрированных лоббистов в Вашингтоне перевалило за 40 тысяч, а это в свою очередь означает, что на каждого конгрессмена в среднем приходится по 77 лоббистов.

Пожалуй, самым компетентным источником информации о борьбе с коррупцией является Федеральное бюро расследований (ФБР). Именно на это ведомство возложена обязанность по чистке рядов среди как госслужащих, так и бизнесменов. Одно из последних выступлений директора ФБР Роберта Мюллера было посвящено коррупции. По его словам, ФБР ведет более двух с половиной тысяч расследований против чиновников, подозреваемых в коррупции. Это почти на 50 процентов больше, чем в 2003 году. «Только за последние два года мы добились осуждения более 1800 официальных лиц на федеральном уровне, в штатах и на местах», — заявил Мюллер. Конечно, сотрудникам ФБР помогают и свидетели коррупционных дел. По данным аудиторской компании «Эрнст энд Янг», почти 80 процентов опрошенных считают доносы эффективным орудием борьбы с коррупцией. Так, в прошлом году было осуждено почти 500 сотрудников, работавших в финансовых компаниях. Жертвами подобного пиара явились одни из самых известных в США компаний — «Морган Стэнли», «Креди Сюисс».

Справка «РГ»

В 2002 году конгрессмен Джеймс Трафикант был обвинен во взяточничестве на сумму свыше ста тысяч долларов, вымогательстве и уклонении от налогов. Приговорен к восьми годам тюремного заключения.

В 2005 году конгрессмен Рэндалл «Дюк» Каннингем был приговорен к 8 годам тюрьмы за оказание помощи небольшой оборонной фирме, прибыли которой заметно выросли. На суде были предъявлены доказательства в получении взяток свыше двух миллионов долларов.

В 2006 году лоббист Джек Абрамофф получил 6 лет тюрьмы. Он предлагал законодателям бесплатные международные турне, эксклюзивные билеты на спортивные матчи, абонементы в гольф-клубы и просто дары и денежные вознаграждения. Также он организовал несколько встреч с американским президентом Джорджем Бушем для главы Габона Омара Бонго за девять миллионов долларов.

Юрий Сайкин

Тель-авив

Шарон засветился

Если верить индексу восприятия коррупции (ИВК), который ежегодно определяется в ходе опросов предпринимателей примерно в 150 странах мира, Израиль входит в тридцатку наиболее «чистых» по этому показателю стран.

Израиль не дотягивает до минимума коррупции, которыми отмечены такие страны, как Финляндия, Дания, Швеция, Исландия, Сингапур, но практически не отстает от США и Франции. Зато значительно опережает Италию, Чехию, Венгрию, Тайвань, Словакию, Грецию, Литву, Латвию и еще более сотни стран. Коррупция здесь воспринимается как угроза национальной безопасности. Поэтому особое внимание уделяется расследованию коррупционных преступлений в системе государственного администрирования. Тут активно функционирует добровольное объединение «Граждане за чистоту власти и социальную справедливость». Несмотря на то что коррупции в Израиле противостоят полиция, прокуратура и ведомство государственного контролера (аналог российской Счетной палаты), антикоррупционные расследования последних лет в высших эшелонах власти инициированы именно этим объединением.

«Дело о греческом острове» бывшего премьер-министра Ариэля Шарона, крупные суммы, которые ежемесячно переводились на счета ныне покойного президента Эзера Вейцмана от имени «давнего французского друга», незаконное содействие подрядчику, оказанное за взятки бывшим депутатом парламента Шломо Беницри, стали предметом гласности после публикаций журналистских расследований Йоава Ицхака из этого объединения. Нынешние подозрения в получении взяток премьером Эхудом Ольмертом, которые расследует полиция, также раскрутил Йоав Ицхак.

К слову, уголовные дела, заведенные на некоторых израильских лидеров, завершаются тем, что их главные действующие лица оказываются за тюремной решеткой. Так, Омри Шарон, сын бывшего премьер-министра Ариэля Шарона, за финансовые нарушения во время избирательной кампании отца по решению суда шесть месяцев проведет на тюремных нарах. На финишную прямую вышло и дело бывшего министра финансов Авраама Киршзона, укравшего миллионы шекелей. Бывший депутат от партии «Ликуд» Наоми Блюменталь была приговорена к восьми месяцам тюремного заключения и десяти месяцам условно за организацию ужина для группы руководителей «Ликуда». Этот «ужин» суд расценил как предвыборную взятку. Ожидают суда и бывшие руководители налогового управления страны Джеки Маца и Эйтан Роб, а также связанная с ними Шула Закен, до недавнего времени возглавлявшая канцелярию премьера Ольмерта.

Нельзя не сказать, что государство предоставляет чиновникам значительные социальные льготы и беспощадно наказывает их при обнаружении фактов взяточничества. Потому «низовая» коррупция в Израиле практически отсутствует. Но если чиновник оказывается замешанным в такого рода преступлении, то он практически навсегда лишается возможности работать в государственных структурах. Уличенный в коррупции с точки зрения морали рассматривается в Израиле, без преувеличения, как враг государства. Да и в частном секторе разоблаченному коррупционеру вряд ли найдется место.

Захар Гельман

Париж

Спецналог для богатого француза

Не поверите, но французы действительно искоренили взяточничество на дорогах. Французские автоинспекторы поборами не занимаются.

А вот в экономической сфере случаи коррупции встречаются. Вот, к примеру, группа высокопоставленных лиц из военных и правительственных кругов за солидное вознаграждение в виде комиссионных «пробила» поставку боевых кораблей Тайваню в обход закона. Дело попало в суд. Там и застряло на многие годы.

— Борьба с коррупцией насчитывает во Франции многие десятки лет, — рассказывает видный парижский адвокат, член адвокатской коллегии Жан-Пьер Массе. — Коррупция считается серьезным преступлением и как таковое строго наказывается. В конце 2007 года в стране принят новый закон о борьбе с коррупцией. Он существенно ужесточил наказания, предусмотренные антикоррупционными статьями Уголовного кодекса. Например, статья 433 пункт 1 в новой редакции предусматривает наказание в виде тюремного заключения до 10 лет и штрафа в 150 тысяч евро за попытку — прямо или косвенно — подкупить должностное лицо, наделенное государственной властью. При этом взяткой считается дорогой подарок и предложение или обещание «посодействовать» в решении какого-нибудь вопроса. А вот если взятку в любой форме взял судья или другой судебный работник, то ему грозит уже 15-летний тюремный срок, штраф размером 225 тысяч евро и лишение гражданских прав, то есть запрет на работу в государственной администрации и возможность быть избранным в парламент или местные органы власти.

Исправленные статьи Уголовного кодекса Франции подробно перечисляют разнообразные случаи коррупции и определяют наказание за нее. Вариантом коррупции считается, например, заключение делового контракта с нарушением закона или даже устройство на работу лица, у которого меньше прав, чем у другого соискателя того же рабочего места. Коррупция — не обязательно действие. Под это понятие во Франции подпадает и бездействие к выгоде того, кто дает взятку. А вот человек, сообщивший о факте коррупции «куда следует», берется властями под защиту от возможной мести или преследований в любой форме. В этом случае «мститель» рискует угодить за решетку.

С января 1993 года в стране действует Центральная служба по предупреждению коррупции при министерстве юстиции. Одна из ее главных задач — сделать «прозрачной» экономическую деятельность в стране. В эту службу стекается информация о выявленных случаях коррупции и принятых мерах по ее предупреждению, о фактах оказания давления с целью извлечения выгоды, незаконном получении прибыли, покушении на свободу и равенство конкурентов при распределении подрядов в общественном секторе.

Действенной профилактической мерой в пресечении коррупции считается «прозрачность» получения доходов. Французы ежегодно предоставляют в налоговое ведомство декларации, на основании которых начисляются налоги. В стране действует закон, обязывающий президента Франции, премьер-министра, министров и парламентариев при вступлении в должность предавать гласности не только свои доходы, но и размеры состояния. Если состояние превышает 750 тысяч евро, то с него взимается в зависимости от размеров специальный налог, который пополняет так называемый Фонд солидарности. Но не всем состоятельным французам это нравится.

Николай Паклин

Лондон

Клерки пали жертвой соблазна

Шейхи из Саудовской Аравии не устояли перед британскими фунтами.

Масштаб прегрешений правительственных чиновников Великобритании и размах ее коррупционных скандалов невелик. Слуги народа слывут в подавляющем большинстве неподкупными. По сравнению с теми странами, где взятки исчислялись сотнями миллионов долларов, Британия с ее немногочисленными случаями мздоимства масштаба нескольких сотен тысяч явно не входит в коррупционную премьер-лигу.

В небогатом списке британской коррупции особняком стоит разве что так и не раскрученное покуда до конца дело о возможном подкупе британской авиастроительной компанией BAE Systems крупных чинов Саудовской Аравии.

И однако же именно Британии выпала недавно сомнительная честь стать объектом беспрецедентного расследования со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), являющейся международным «наблюдателем» по делам, связанным со взятками и коррупцией. Детальному разбору было подвергнуто несоответствие законоположений Соединенного Королевства международным нормативам по борьбе с коррупцией и взяточничеством. В частности, от правительства Великобритании потребовали объяснений, почему после десяти лет обещаний в этой стране так и не был принят современный закон по борьбе с коррупцией. И в силу каких причин Британия так и не смогла предпринять успешных судебных действий в деле противодействия коррупции и взяточничеству.

Попадание в «штрафной батальон» по части несовершенного антикоррупционного законодательства оказалось для Британии тем более постыдным, что расследованию подобного рода ОЭСР подвергала до сих пор лишь три страны — Ирландию, Люксембург и Японию. В британскую прессу просочились сведения о том, что официальный Лондон попытался было надавить на ОЭСР, с тем чтобы эта организация отменила запланированный «допрос». Однако ОЭСР жестко настояла на своем.

Между тем закон о коррупции, по которому до последнего времени судили проштрафившихся британских чиновников и бизнесменов, был принят на Альбионе еще в позапрошлом столетии, в 1889 году. Акт о предотвращении коррупции был принят в 1906-м. И, в частности, именно старозаветность этих британских законов лукаво позволила по сей день оставаться в неприкосновенности фигурантам потенциально супергромкого дела о вероятном подкупе британскими оружейниками саудовских принцев. Оружейная сделка века на поставку в Саудовскую Аравию боевых самолетов на сумму в 40 миллиардов фунтов стерлингов (78,8 миллиарда долларов) была, как подозревают, «смазана» колоссального размера взятками. Эти взятки на протяжении десяти лет поступали на вашингтонские счета посольства Саудовской Аравии. Послом же в Вашингтоне служил на протяжении 20 лет сын министра обороны Саудовской Аравии — принц Бандар бин Султан.

По коридорам британского Уайт-холла потянуло было сквознячком коррупции. Однако расследование дела, за которое взялось Агентство по борьбе с серьезными экономическими преступлениями, было на полном скаку остановлено. Причиной закрытия следствия была выставлена угроза национальной безопасности Британии. «Полную ответственность» за это решение взял на себя Тони Блэр, заявивший, что отношения с Саудовской Аравией жизненно важны для страны.

Госдеп США заявил свой протест британскому Форин-офису в связи с прекращением дела, сославшись на то, что такое решение подрывает глобальные усилия по борьбе с коррупцией. Вопрос на сей счет последовал к британскому правительству и в ходе недавнего расследования со стороны ОЭСР.

Между тем, как заявил директор агентства Роберт Уордл, предпринять какие-либо правовые действия в отношении компании ВАЕ Systems было бы крайне непросто именно в силу устаревшего антикоррупционного законодательства Британии. Так, согласно положению действующего закона, обвинению потребовалось бы доказать, что чиновники Саудовской Аравии, подозреваемые в получении взяток, действовали без согласия короля своей страны. В мире современного бизнеса выставление короля в качестве решающего фактора сделок выглядит не иначе как смешно. Именно поэтому Уордл считает, что британский антикоррупционный закон нуждается в реформировании и должен быть приведен в соответствие с практикой современного международного бизнеса.

Раскритиковала ОЭСР Британию и за то, что борьбой со взяточничеством здесь занимается огромное число ведомств, однако ни одно из них не обладает достаточными средствами для того, чтобы бороться со взяточничеством международного масштаба или преследовать британские компании, дающие взятки иностранным госчиновникам. Зато в заслугу Британии отнесли успех принятого ею закона 2002 года «О средствах, заработанных преступным путем». Этот закон позволяет арестовывать имущество подозреваемых в подобного рода деяниях. Британию призывают активнее пользоваться этим законом, когда речь заходит о взяточничестве с участием иностранных чиновников или бизнесменов.

Ольга Дмитриева

Будапешт

Венгерскими яйцами по «Майкрософту»

С коррупцией в Венгрии борются по-разному. Иной раз не совсем обычно.

Так, совсем недавно главу компании «Майкрософт» Стива Баллмера во время его выступления в Будапештском экономическом университете неизвестный молодой человек забросал сырыми куриными яйцами. На рубашке у него было написано «Microsoft = коррупция».

Как потом выяснилось, нападавший был возмущен решением правительства Венгрии, недавно заключившим с «Майкрософт» соглашение о поставке программного обеспечения и открытии специальных курсов. По мнению нарушителя спокойствия, те условия, на которых был заключен контракт, хороши только для американской компании, но притесняют здоровую конкуренцию.

На самом деле коррупция в Венгрии — явление достаточно серьезное, чтобы с ним бороться куриными яйцами. Как и другие страны Восточной Европы, пережившие за последние 20 лет смену социально-политической формации, Венгрию не обошла стороной и эта проблема. Масштабная приватизация и небывалый передел госсобственности со всеми вытекающими проблемами — теневая экономика, организованная преступность, слабое финансирование органов полиции и правосудия — все эти факторы, каждый по-своему, питали и питают коррупцию на протяжении последних лет.

По мнению рядовых венгров, особенно коррумпированными «сословиями» в стране остаются политики, судьи, адвокаты, полиция, налоговые инспекторы, таможенники. Менее подвержены коррупции, считают респонденты, структуры президентской власти, Конституционный суд, армия. То есть те ветви власти, которые не имеют отношения к денежным потокам. Об этом говорится в недавнем исследовании «Коррупция в Венгрии», проведенном венгерским отделением международной организации «Транспэренси интернэшнл». Любопытно, что там же говорится, будто коррупция была и будет всегда, а потому борьба против нее должна быть направлена не на тотальное истребление подкупов, а на создание такой обстановки, которая бы им не благоприятствовала.

Пока же ситуация далека от идеальной. Венгерские эксперты бьют тревогу — ежегодно в стране раскрывается лишь один процент преступлений, связанных с проявлениями коррупции. В силу недостатков законодательства почти 40-50 процентов лиц, подозреваемых в злоупотреблении своим служебным положением и других формах коррупции, невозможно привлечь к ответственности.

Между тем

Несмотря на то что принятый недавно в стране закон о борьбе с коррупцией был отнесен к числу наиболее жестких в Европе, многие венгры считают и этот закон слишком мягким.

Федор Лукьянов

Подборку подготовил

Юрий Ершов

rg.ru

7 оригинальных методов борьбы с коррупцией

Коррупция есть везде: от Сомали до Новой Зеландии. Результаты одного из опросов, проведенного среди предпринимателей в 127 странах мира, показали, что  взятка имеет место в каждой седьмой сделке. Коррупцию невозможно искоренить полностью, это уже доказанный историей факт. Но можно значительно снизить ее уровень, уменьшить разрушительные последствия этого порока для экономики и общественной жизни.

Kaktakto собрал 7 оригинальных  методов борьбы с коррупцией, которые придумали в разных странах мира.

№1. Нулевая купюра

В Индии, где взяточничество превратилось в норму, общественной организацией по борьбе с коррупцией «Пятая колонна» в 2010 году была выпущена купюра, которой предлагается рассчитываться с вымогателями. Выглядит эта банкнота так же, как обычная, но вместо надписи «подделка денег преследуется законом» имеется предупреждение — «взяточничество преследуется законом». Купюра имеет номинал ноль рупий. По сообщениям представителей «Пятой колонны», общество с энтузиазмом восприняло эту идею, и тираж банкнот разошелся очень быстро. Продажные чиновники вспомнили о тюремных сроках и плохой карме.

№2. Неподкупный воин

В 2007 году в Китае была создана онлайн-игра «Неподкупный воин», которую только за первую неделю скачали более 100 тыс. пользователей. Главный герой игры сражается с коррумпированными чиновниками с помощью оружия, магии и пыток. После уничтожения всех противников, повышения собственной морали и нравственности герой попадает в мир без взяточничества и подлости.

№3. Антикоррупционное тай-цзи

Госслужащие в Китае посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Они медитируют, укрепляют силу духа и занимаются специальными силовыми упражнениями. С семьями чиновников также проводится профилактическая работа. Так, для госслужащих, их супруг и детей устраиваются экскурсии в тюрьму, где отбывают наказание осужденные за взятки.

№4. Коррупционный тур

Мексика — одна из самых криминогенных и коррумпированных стран. С недавних пор в одном из крупнейших городов страны, Монтеррее, действует новый экскурсионный маршрут — Corruptour (Коррупционный тур). Голубой автобус, разрисованный портретами местных политиков, крыс и свиней в костюмах с сумками денег, провозит пассажиров по наиболее «коррумпированным» уголкам города, где больше всего разворовывают средства налогоплательщиков. А для контраста в маршрут автобуса включены бедные кварталы, где люди едва сводят концы с концами. Проезд в автобусе бесплатный, тур длится около часа. По мнению инициаторов тура, Монтеррей — идеальный город для демонстрации результатов безнаказанного злоупотребления властью и растраты общественных средств. Такая экскурсия призывает местных жителей задуматься над тем, кого избирают в органы власти, и объединиться в борьбе с коррупцией.

№5. Эротическая атака против коррупции

В России также решили пустить в ход нестандартные методы борьбы против коррупции. В 2011 году общественное молодежное движение «Наши» выпустило специальный календарь под названием «Секс против коррупции». В нем девушки в нижнем белье фотографировались рядом с фразами: «Научу жить без взяток», «Вылечу от коррупции», «Не выйду замуж за коррупционера», «Перевоспитаю взяточника», «Оттарабаню за взятку» и т. п.

№6. Презумпция коррумпированности

Еще 30 лет назад коррупция в Гонконге считалось обычным делом, и 90% госслужащих были коррумпированы. В 1974 году была организована госструктура под названием «Независимая комиссия против коррупции» с очень высокими зарплатами сотрудников и офицерами, подчиняющимися лично губернатору. Госслужащим приходилось самим доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если этого не удавалось, их ждал арест и конфискация имущества. Также большую роль в борьбе с коррупцией сыграли граждане, которые участвовали в работе Независимой комиссии путем жалоб, информируя власти о случаях мздоимства. Результат был налицо — в 2017 году в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции Transparency International Гонконг занял 12-ю строчку.

№7. Гражданский досмотр

В Южной Корееключевую роль в борьбе против коррупции сыграл закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в действие в Южной Корее с 1 января 2002 года. Каждый совершеннолетний гражданин получил право инициировать проверку в отношении любого чиновника. Закон обязал главный антикоррупционный орган страны – Комитет по аудиту и инспекции – начинать расследование по любому заявлению. Политика открытости функционирования бюрократического аппарата и действие антикоррупционного закона привела Южную Корею на 50-е место в рейтинге Transparency International.

Была ли Вам полезна статья?

8

0

kaktakto.com

Опыт борьбы с коррупцией в разных странах

 

Среди специалистов распространено мнение, что в борьбе со взяточничеством эффективно создание единого органа с широкими полномочиями — антикоррупционного бюро. Хотя не во всех англоязычных странах данная идея реализована одинаково, везде наличествуют сильные антикоррупционные структуры: в Сингапуре это Corrupt Practices Investigation Bureau (CPIB), в Индии — Central Vigilance Commission (CVC), в США борьбой с коррупцией занимается на федеральном уровне ФБР, а на уровне штатов — местная полиция, например, в Нью-Йорке это Department of Investigation (DOI). В Англии система сложнее: существуют специальные департаменты в двух ведомствах, одно из которых фокусируется на бизнесе (Serious Fraud Office), а другое — на злоупотреблениях во власти (National Crime Agency).

Для эффективной работы законодатели предоставляют борцам со взятками широкие полномочия как для преследования, так и для предотвращения нарушений. В Нью-Йорке, например, DOI имеет в каждом городском ведомстве подчиненных ей сотрудников и даже зарплату штатных специалистов DOI зачастую оплачивают курируемые ими ведомства. В Индии CVC также курирует министерства и ведомства через выделенных в них сотрудников, которых нельзя ни назначить, ни уволить без согласования с антикоррупционным органом. Но где борцы с коррупцией имеют действительно неограниченное влияние, так это в Сингапуре. Сотрудники CPIB имеют право проводить обыски, требовать предоставления любых документов, арестовывать, карать за неподчинение, привлекать свидетелей к допросам. Им разрешено изучать деятельность родственников и поручителей подозреваемого, проверять их банковские счета и финансовые документы.

Важнейшим принципом функционирования антикоррупционных бюро в англоязычных странах является их независимость в принятии решений о расследованиях. При этом в назначение руководителей бюро, а также в их резонансные дела вовлечены представители парламента. Во всех рассматриваемых странах руководство антикоррупционных органов имеет прямой выход к первым лицам государства и высокую степень автономии, даже там, где антикоррупционные службы входят в состав более крупных ведомств. Например, в Сингапуре CPIB подчиняется офису премьер-министра, но и он не имеет окончательного голоса: существует пост президента CPIB. Он выбирается с участием парламента и может принимать решения о расследованиях без одобрения премьера. В США крупные коррупционные дела ведет ФБР, а к ним часто подключаются парламентские комиссии, состоящие из представителей республиканцев и демократов. В Индии руководство CVC назначается президентом страны по рекомендации специального комитета, состоящего из премьер-министра, министра внутренних дел и лидера оппозиции в парламенте.

Этика госслужбы

 

Вторая важнейшая составляющая антикоррупционной политики англоязычных стран — комплекс мер по формированию у чиновников добросовестного отношения к своей службе. В рассматриваемых странах вопрос мотивирования чиновников на добропорядочное поведение решается схожими способами, однако преобладающие методы для каждой страны свои.

В США ставка делается на детальную регламентацию всех случаев, когда возникают коррупционные риски. Существуют правила использования рабочих ресурсов (компьютера, телефона, электронной почты), рабочего времени чиновника, а также влияния организации. Например, бонусы авиакомпаний за перелеты в командировках разрешено использовать в личных целях, а компенсацию за отмену авиабилетов при овербукинге — запрещено. Нельзя направлять письмо на бланке организации, связанное с решением личных проблем служащего, однако если письмо подписано его начальником — можно. Все сложные ситуации расписаны до деталей.

В Англии упор делается на репутационные риски для чиновника и на систему перекрестного контроля за его деятельностью со стороны различных ведомств, а также СМИ и НКО. Например, в последние годы внимание общества обратилось в сторону расходов представительных органов власти. Были вскрыты злоупотребления депутатов, связанные с расходами на обеспечение текущей деятельности (оплата за госсчет женщинами-депутатами нянь для детей, аренда жилья рядом с работой при наличии собственной квартиры в городе и т. д.). Для усиления контроля общества и укрепления репутации парламента был создан дополнительный антикоррупционный орган — Independent Parliamentary Standards Authority. Интересным эпизодом его деятельности стало отстранение пэров от участия в заседаниях после сомнительных переговоров с лоббистами (подобная мера последний раз принималась в XVII веке).

Сингапур с его быстрыми реформами и рывком из третьего мира в первый сделал упор на жесткость и неотвратимость наказания. Виновные получают большие сроки заключения, высокие штрафы, а также требования компенсации всей суммы ущерба. Причем с течением времени наказания только ужесточаются. Например, в 1989 году штраф за взятки был увеличен в 10 раз. Расследование может вестись не только против самого подозреваемого, но и против его близких. В случае смерти обвиняемого обязательства выплачивать штрафы может быть возложено на его наследников. Также в Сингапуре для коррупционных преступлений реализован принцип презумпции виновности, то есть при наличии обоснованных подозрений бремя доказывания невиновности ложится на подозреваемого. Противовесом репрессивных мер является система поощрений. В Сингапуре установили одни из самых высоких зарплат для чиновников в мире. Госслужащие имеют 13-й оклад и бонусные выплаты. Существует система продвижения перспективных сотрудников по службе. Но работает все это только в отношении тех, у кого нет нареканий с коррупционной точки зрения.

Менее успешной оказалась политика Индии в этой сфере. Неформальные связи в госуправлении были заложены отцами индийской независимости, которые в борьбе с отсталостью стремились укрепить государство, передавая ему контроль над экономикой и социальной сферой. Сложился так называемый License Raj, при котором бизнес и общество зависят от власти, а управление ориентировано на разрешительный порядок работы. Этот тренд укреплялся патриархальными установками большинства населения. К этому надо добавить невысокие зарплаты бюрократов. В итоге коррупция среди чиновников очень высокая, а более 90% жителей страны признаются, что так или иначе участвовали в коррупционных отношениях. И хотя многие принципы английского госуправления и международных стандартов в Индии формально реализованы, недостаток политической воли и сопротивление традиционной элиты сводят большинство мер на нет. Значительная часть инициатив по борьбе со взятками в Индии сегодня рождается в обществе, особенно в образованной и активной городской среде.

Роль СМИ и гражданского общества

 

Огромную роль в политике стран английской традиции играет гражданское общество. В антикоррупционной тематике это особенно заметно.

В США медиа неоднократно становились инициаторами изменений в политике. Американская общественность нетерпимо относится к нарушениям и неравенству возможностей. Например, в 1980-х годах общественное мнение осудило выборную коррупцию в виде финансирования партий крупными деловыми группами. В ответ на это в Нью-Йорке был создан Совет по финансированию избирательных кампаний для борьбы с коррупцией на выборах. Помимо регулирующих и контрольных функций совет занимается финансированием кампаний тех политиков, чьими спонсорами являются рядовые граждане (а не олигархи). Для этого предусмотрены фонды совета, из которых он добавляет в несколько раз большую сумму к каждому мелкому пожертвованию в фонд кандидата.

Характерной чертой английской антикоррупционной политики является активное участие общественных организаций, которые резко критикуют правительство, но при этом получают от него серьезное финансирование. Также в стране действует множество квазиавтономных негосударственных организаций (quangos), уделяющих серьезное внимание борьбе со взяточничеством. В последние годы они стали столь многочисленны, что правительство вынуждено было объявить о планах по сокращению их финансирования.

В Индии в то время, как элиты сопротивляются реформам, жители крупных городов требуют перемен. Так, в Дели избиратели смели старый политический класс, избрав в законодательное собрание большинство от новой Aam Aadmi Party (Партия простого человека), программа которой ориентирована на борьбу с коррупцией. Общественность крупных городов настояла на создании народного омбудсмена Локаюкты, представляющего избирателей в конфликтах с чиновниками. По аналогии с Англией был принят Закон о доступе к информации (Right to Information Act), который узаконил штрафы чиновникам за задержку ответов гражданам. Этот закон стал оружием в борьбе общественных активистов с бюрократами. Существует исследование профессоров Йельского института о том, что использование запросов в госорганы в соответствии с данным законом ускоряет решение вопроса так же, как традиционная взятка.

Менее заметная роль для медиа отведена в Сингапуре. Радикальные реформы и быстрота изменений не дали времени сформироваться гражданскому обществу. Государство воспользовалось этим и наложило ряд ограничений на СМИ, особенно иностранные: иностранцы не могут владеть медиа, публикации иностранных СМИ на тему политики Сингапура должны проходить согласования, наличие нескольких экземпляров иностранного издания у человека может быть признано нарушением. Обратной стороной такой политики является невысокая вовлеченность граждан, что вынуждает правительство искать дополнительные механизмы взаимодействия с ними. Для этой цели было создано подразделение в аппарате правительства — Feedback Unit, позже преобразованное в программу REACH (reaching everyone for active citizenry @ home).

Конечно, сильное антикоррупционное бюро, высокие стандарты госслужбы и активная роль гражданского общества — далеко не все составляющие успеха антикоррупционной политики. Большое внимание уделяется регулированию лоббизма, финансированию партий, борьбе с легализацией доходов и другим аспектам. Но без этих трех составляющих не обходится ни сверхразвитая Америка, ни чопорная Англия, ни недавно расцветший Сингапур, ни развивающаяся Индия.

brodv.ru

«секреты» стран мира / Статьи / Finance.ua

Есть ли шансы победить коррупцию в Украине? И что для этого нужно сделать? Мировой опыт борьбы с коррупцией очень разнообразен: от поощрений до смертной казни. В любом случае, на любой из вариантов искоренения коррупции нашей стране потребуется не один год для получения первых обнадеживающих результатов.

Главное, чтобы в борьбе с коррупцией преобладали установки на получение реальных результатов, а не PR-акции ответственных за искоренение коррупции чиновников. В самом деле, почему в успешных странах страх перед ответственностью, как правило, удерживает госслужащих от взяток, а в Украине коррумпированные чиновники чувствуют себя превосходно и безнаказанно?

Причины коррупции

Мировой опыт уже наработал тысячи способов борьбы с коррупцией. Но возможно это только в тех странах, где реальное, а не декларативное, искоренения коррупции возведено в ранг государственной политики.

Первая причина коррупции – низкая зарплата

Так, для решения этой проблемы в Сингапуре зарплата министров и других чиновников высокого ранга привязывается к уровню высокооплачиваемых руководителей в частном секторе (например, банкиров, адвокатов). Поэтому вместе с ростом доходов в частном секторе, пропорционально растут зарплаты и у чиновников.

Чтобы сделать карьеру в Сингапуре, нужно много времени и усилий, поэтому чиновники остерегаются брать взятки, в противном случае можно потерять не только должность, но и очень высокую зарплату и все соцгарантии.

В Голландии тоже научились гасить коррупцию, используя поощрения, а не наказания. Материально поощряются госслужащие, на протяжении долгого времени не уличенные в коррупционных действиях, или раскрывшие коррупционные действия других чиновников.

Вторая причина коррупции – бюрократия

Упрощение бюрократических процедур в Южной Корее за счет жесткого реформирования госструктур оказало позитивное влияние на снижения уровня коррупции в стране. В результате заметно сократилось количество контактов с чиновниками, лицензируемых видов деятельности, обязательных согласований и подписей.

В стране уже 17 лет работает система слежения OPEN, позволяющая любому гражданину не только подавать заявление о коррупции онлайн, но и контролировать через интернет процесс рассмотрения своей заявки. Каждое заявление о факте коррупции расследуется в обязательном порядке.

Третья причина – плохая законодательная база и отсутствие или неэффективные действия антикоррупционного органа.

Одним из наиболее эффективных законов в мире признан корейский закон «О коррупции». Он дает возможность каждому совершеннолетнему гражданину начать расследование по факту взятки, при этом антикоррупционный орган Кореи (Комитет по аудиту и инспекции — ред.) обязан оказывать ему полную поддержку и принять участие в расследовании.

О наказании

Китай

Имеет одно из самых суровых антикоррупционных законодательств. Наказание за взятки – тюремное заключение или смертная казнь. За последние несколько лет лишились жизни более десяти тысяч китайских чиновников.

В Китае работает массовая программа по отучиванию чиновников и граждан брать и давать взятки.

Например, высокопоставленным чиновникам организовывают посещения тюрем, где отбывают наказание взяточники. А информацию о вреде воровства дети получают еще с младших классов школы.

Сингапур

В стране введено понятие «презумпция коррумпированности», согласно которой чиновник, подозреваемый в получении взятки, считается виновным, пока не докажет обратное. Такая жесткая антикоррупционная политика вывела Сингапур в число государств с самым низким уровнем коррупции.

Ближний Восток
Очень жестко обходятся с взяточничеством на Ближнем Востоке. В странах, где действуют нормы шариата, коррупция приравнена к воровству. Наказывают за преступление в соответствии с Кораном: например в Саудовской Аравии и Эмиратах чиновникам, пойманным на взятке, отрубают руку.

Румыния как пример для Украины

На уровне государства была сформулирована позиция – коррупция является угрозой национальной безопасности. Все госорганы, включая и спецслужбы, с тех пор включены в процесс искоренения коррупции.

С этого момента начали появляться первые результаты борьбы с коррупцией в Румынии. Если чиновник не может объяснить источник происхождения средств, его имущество конфискуется.

Под прицелом Антикоррупционного центра находятся и представители крупного бизнеса. Некоторые из них уже были осуждены за нарушение закона о коррупции. Таким образом, в Румынии неподсудных людей не осталось. А прокуроры Антикоррупционного центра в своих действиях абсолютно независимы.

Сумма возмещенного ущерба за коррупционные действия в 2016 году увеличилась на 72% или 667 млн евро. По коррупционным делам судами принято решение о конфискации 227 млн евро.

По результатам прошлого года за коррупцию на скамью подсудимых попали 1280 обвиняемых, среди них: 3 министра, один председатель Палаты депутатов, 6 сенаторов, 11 депутатов, 16 судей, 17 адвокатов, 47 мэров, 21 руководитель крупных компаний, 91 полицейский.

На основании представленных дел судами приняты решения, в результате которых осуждены 880 обвиняемых, среди них: 1 европарламентарий, 1 министр, 1 сенатор и 7 депутатов, 9 судей.

Завершено одно из самых громких коррупционных дел – привлечение брата бывшего Президента Румынии Траяна Басеску к ответственности и осуждение на 4 года за шантаж и извлечение незаконной выгоды.

Так из самой коррумпированной европейской страны Румыния смогла стать европейским лидером по борьбе с коррупцией.

Кстати, в 2016 году экономика Румынии выросла на 5%. А связан ли этот результат с искоренением коррупции, каждый может решить для себя сам.

Может ли коррупция быть полезной?

Американский политолог Дэвид Остерфельд обратил внимание, что бывают случаи, когда коррупция может быть полезной. Так, если коррупция ограничивает экономические возможности – она приносит вред. Но если в результате коррупции экономические возможности расширяются – такая коррупция оказывает позитивное влияние на экономику.

Например, если «уговорить» чиновников не выполнять неэффективные с точки зрения бизнеса законы, или не давать возможность затягивать процедуры согласования, лицензирования и другой бюрократической возней тормозить ведение бизнеса.

Американские эксперты проанализировали взаимосвязь коррупции, экономического роста и экономической свободы в 60 странах. Авторы пришли к выводу, что в странах с низким уровнем экономических свобод коррупция препятствует экономическому росту, а в странах с высоким уровнем экономических свобод она способствует его ускорению.

Вывод экспертов – рост экономической свободы является наиболее эффективным способом для обуздания негативных последствий от коррупции.

Помимо этого, имеется мнение экономистов Йельского университета, что характер экономики также влияет на уровень коррупции. В странах с сырьевой экономикой уровень коррупции, как правило, более высокий, чем в странах, ориентирующихся на развитие новых технологий.

Эти выводы хорошо подтверждаются показателями индекса коррупции 2016 года от Transparency international. В первой десятке стран с самым низким уровнем коррупции представлены страны с высоким уровнем экономических свобод и высокотехнологичным укладом экономики. И наоборот, наивысший уровень коррупции в сырьевых странах, имеющих низкий уровень экономических свобод.

По результатам 2016 года в первой двадцатке стран с минимальным уровнем коррупции не оказалось ни одной страны из бывшего СССР. Лучший показатель у Эстонии – 22 место, худший у Узбекистана – 156 место. Украина заняла 131 позицию, соседствуя с Ираном, Непалом, Казахстаном и Россией. Десять стран из пятнадцати находятся во второй сотне индекса коррупции. К чему удивляться, что особых экономических успехов ни у одной из стран СНГ нет, и не предвидится.

Как показывает опыт многих стран, в том числе и наших соседей, для искоренения коррупции необходима твердая государственная воля, эффективные законы и полностью независимый антикоррупционный орган, включающий не только следственные структуры, но и независимый антикоррупционный суд.

Очень важно, чтобы коррупционные действия чиновников и депутатов не оставались тайной за семью печатями, а были широкодоступны для общественности.

Также нужно создать условия для снижения аппетитов чиновников брать взятки. При нарушении закона о коррупции чиновник должен быть лишен права работать в госструктурах, с потерей всех социальных льгот, включая пенсионной и социальное обеспечение. Это не считая крупных денежных штрафов.

Согласно мировой практике, для искоренения коррупции меры воздействия на чиновников должны быть максимально жесткими. В некоторых странах, например, взяточничество приравнивают к нарушению Конституции и государственной измене.

Александр Ежель

news.finance.ua

Как борются с коррупцией в разных странах мира / vlasti.net

Круг стандартных антикоррупционных запретов, ограничений и предписаний для государственных служащих содержится в законах всех развитых стран. Все эти меры зарекомендовали себя как относительно эффективные при условии их строгого исполнения.

Департамент собственной безопасности МВД РФ прорабатывает вопрос о введении в России такого метода, как «проверка на коррупционную устойчивость» в отношении госслужащих, подобно уже действующей в ряде европейских стран, сообщил руководитель ДСБ МВД России генерал-лейтенант милиции Юрий Драгунцов.

Круг стандартных запретов, ограничений и предписаний для государственных служащих содержится в законах всех развитых стран. Все эти меры зарекомендовали себя как относительно эффективные при условии их строгого исполнения.

Нидерланды.

Нидерланды относятся к числу стран с одним из самых низких уровней коррупции. Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает следующие меры:

1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.

2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.

3. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики.

4. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.

5. В наиболее значимых организациях, в частности, в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий.

6. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.

7. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются.

8. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая вред коррупции.

9. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией, обладающая значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.

10. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.

11. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят расследования.

Германия.

В Германии независимо от конкретных специфических функций госслужащим вменено в обязанность исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества. Госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. Актуальная проблема борьбы с коррупцией – соблюдение служебной тайны. В Германии госслужащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе деятельности. Без разрешения госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам (делам), даже в суде.

Госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешения не требуется лишь для деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не вправе заниматься какой либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.

Подробные предписания о порядке совместительства госслужащих издает федеральное правительство путем принятия постановлений, имеющих законодательную силу. В них определяется, какая деятельность рассматривается как госслужба или приравнивается к ней; вправе ли госслужащий получать вознаграждение за побочную деятельность; какие категории госслужащих обязаны получать разрешения и т.д. Определен предельный размер вознаграждения в календарном году для различных категорий служащих и порядок его исчисления.

Если по прекращении служебных правоотношений госслужащий занимается работой, которая связана с

vlasti.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *