Как и какую диагностику проводить психологу с детьми в детском саду – Диагностика педагога-психолога в детском саду

Содержание

Диагностика педагога-психолога в детском саду

 Название методикиЦель Автор Источник Примечание

1 и 2 младшие группы

1Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5 г.Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития.Э. Й. КипхардКипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006.Заполняется родителем или педагогом
2Диагностика неконструктивного поведения детейВыявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятийВайнер М.Э.Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.
3Наблюдение за адаптациейАнализ адаптации вновь поступающих детейМодификацияРазработано на основе нескольких источников

Средние группы

1Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 3,5 или 4 годаДиагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития.Э. Й. КипхардКипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006.Заполняется родителем или педагогом
2Диагностика неконструктивного поведения детейВыявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятийВайнер М.Э.Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.
3Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей средних групп
 ЗМК (нарисовать круг, крест, треугольник и квадрат).Диагностика зрительно-моторной координацииПрактикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998
«Рисунок человека»Диагностика общего интеллектуального развитияГудинаф-Харис.С.С. Степенов Диагностика интеллекта.
«Дорожки», «Обведи по точкам» Диагностика развития моторики руки
 «Дорисовывание» (овал).Диагностика уровня развития воображения
«Раскрась кружки названным цветом», «Раскрась картинки».Диагностика восприятия цветаАвторская модификая
«Раскрась фигуры заданным цветом», «Найди соответствие: предмет – форма».Диагностика восприятия формыАвторская модификая
 «Обведи заданное время года».Диагностика восприятия времен годаАвторская модификая
«4-й лишний».Диагностика мышления

Старшие группы

1Диагностика неконструктивного поведения детейВыявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятийВайнер М.Э.Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.
«Рисунок семьи»Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи.
Рисунок «Я в детском саду»Быкова М.
Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей старшей группы
 «Рисунок человека»Диагностика общего интеллектуального развитияГудинаф-Харис.С.С. Степенов Диагностика интеллекта.Бланк 1
 «Зачеркни названные картинки».Диагностика уровня развития слуховой памятиБланк 1
 «Обведи заданное время года».
Диагностика восприятия времен годаБланк 1
 «Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»).Диагностика эмоционального состояния ребенкаБланк 1
«Раскрась звезды названным цветом».Диагностика восприятия цветаБланк 1
 «Дорисовывание»Диагностика уровня развития воображенияДьяченко.Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998Бланк 2
 «Раскрась рисунок по заданному расположению».Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве.Бланк 2
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма».Диагностика восприятия формыБланк 2
ЗМКДиагностика зрительно-моторной координации —Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998Бланк 2
 «4-й лишний».Диагностика мышления.Бланк 3
 «Запомни и проставь значки». Диагностика зрительной памяти.Бланк 4
 «Кодирование». Диагностика уровня развития вниманияБланк 5

Подготовительные группы

Диагностика неконструктивного поведения детейВыявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятийВайнер М.Э.Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.
«Рисунок семьи»Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи.
Рисунок «Я в детском саду»Быкова М.
Готовность к школеДиагностика готовности к обучению в школеКерн-Йерасек.Готовим детей к школе. Диагностические  методики выявления готовности детей к обучению в школе. В 3 частях /Составитель И.В. Захарюта. Ростов –н/Д, 1997
Выбор школыНежноваДиагностика дошкольников. Феникс, 2009
«Рисунок человека» Гудинаф-Харис. Диагностика общего интеллектуального развитияС.С. Степенов Диагностика интеллекта.Бланк 1
«Зачеркни названные картинки». Диагностика уровня развития слуховой памятиАвторская модификацияБланк 1
 «Обведи заданное время года».Диагностика восприятия времен годаАвторская модификацияБланк 1
 «Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»).Диагностика эмоционального состояния ребенкаБланк 1
 «Раскрась звезды названным цветом».Диагностика восприятия цветаБланк 1
Дорисовывание»Диагностика уровня развития воображенияДьяченкоПрактикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998Бланк 2
«Раскрась рисунок по заданному расположению».Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространствеАвторская модификацияБланк 2
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма».Диагностика восприятия формыБланк 2
ЗМКДиагностика зрительно-моторной координацииПрактикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998Бланк 2,
4 лишнийДиагностика мышленияЛурияХудик В.А. Психологические методики исследования личности: исключение предметов. – К.: Здоровье, 1994Бланк 3
 «Запомни и проставь значки».Диагностика зрительной памятиБланк 4
 «Кодирование»Диагностика уровня развития вниманияПрактикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998

www.psixologicheskoezerkalo.ru

Психологическая диагностика в работе педагога-психолога ДОО

     Субтест 1.

   «Нелепицы».

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. «Нелепицы» предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается. В качестве материала мы брали сюжеты из пособия С.Д. Забрамной «Наглядный материал для психолого — педагогического обследования детей в медико — педагогических комиссиях» (М., Просвещение, 1985 г.) и других пособий. В наших условиях приходилось использовать одновременно 5-6 вариантов рисунков, три из них мы включили в настоящий комплект.

Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.

Инструкция. Картинка предлагается ребенку со словами: «Посмотри, какая у меня картинка». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку.

Критерии оценки. Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит  ) его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все «нелепости.

Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью — 1 или 2 вопроса — находит нелепые места.

Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.

Субтест 2.                              

Пространственно — арифметический диктант.

Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право — лево, верх — низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Инструкция. Таблица предъявляется ребенку со словами: «Посмотри, здесь нарисована девочка». Далее ребенку задаются следующие вопросы:

 Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько?    Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок? Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок? Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось?  Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколь- ко у нее теперь морковок? Что — нибудь изменилось?  Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 мор- ковки. Сколько у нее их осталось?

Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он про- сто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.

Критерии оценки. Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, если он правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.

Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 0 баллов, если он правильно выполнил 1 — 2 действия из 6 возможных.

В протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выполнения ребенком как арифметического действия, так и пространственной ориентировки. Для этого в клеточке, соответствующей каждому «шагу», надо отмечать знаком «+» или «-» в левой верхней части клеточки — правильность счета, в нижней правой части — правильность направления. Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консультирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких  набранных баллах.

Субтест 3.

Последовательные картинки.

Аналогичный субтест применяется в тестах Бине — Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно — следственных, пространственно — временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ). Mы предлагаем детям наборы из 6 картинок (см. Стимульный материал, карточки № За и Зб), поскольку наш опыт показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее, чем по шести, — очень просто.

Инструкция. Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: «У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую — нибудь историю (составь рассказ)».

Критерии оценки. Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.

Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.

Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.

Субтест 4

 Геометрические фигуры.

Этот субтест не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вырезанные из карточки 4а, в качестве образца используется карточка 4б.

Инструкция. На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.

Критерии оценки. Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку.

Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал «туловище, голову и ноги» геометрического человека.

Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не получилась.

Субтест 5.    Аналогии.

 Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.                                                                                                                            Инструкция. «Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

Содержание диагностики    

  Слова такие:                                                                                                                    — ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА — …? (цветок).
 — МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ — …? (лес).
 — ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — …? (температура).
 — ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ — …? (слух).
 — ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ — …? (ночь).
 — УТЮГ — ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН — …? (звонить).

 Другие варианты:                                                                                                                                    — ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК — …? (цветок).
 — ОГУРЦЫ — ГРЯДКА, а ШИШКИ — …? (лес).
 — САМОЛЕТ — ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА — …? (водитель, шофер).
 — РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ — …? (зрение, смотреть).
 — ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ — …? (черное).
— ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА — …? (рыба).
 — ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА — …? (поле).
 — ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА — …? (врач).
— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ — …? (рисовать).
— КНИГА — ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА — …? (слушать, играть, сочинять).
— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО — …? (зима).

Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре «Градусник — температура» некоторые дети говорят не «температура», а «болезнь», и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо отмечаем в протоколе.

Критерии оценки. Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.

Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1 — 2 случаях из 6 возможных.

Субтест 6.   Логопедический

Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звуко- произношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей.                                                                                                                                            Инструкция. Часть 1.»Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен раз- делить их на части, хлопая в ладоши».                                                                                                                                            Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами:                                                           — САМОВАР — ПОДУШКА.                                                                                                                              Эти слова можно заменять на другие трехсложные.

Часть 2.Назови первый и последний звуки в словах:                                                                                                 — БЕРЕТ  — ВОЛНА — АТАМАН — УТКА.                                                                                                                                                                Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний — согласный, в четвертом — оба звука гласные.                                         Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но на- ша практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надеж- но, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов).                                                                                                                    Критерии оценки. Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно).                                                                                                       Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.

Ребенок получает 0 баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.

   Субтест 7. Запрещенные слова.

По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности.                                                                                                              Инструкция. Педагог говорит ребенку: » Я предлагаю тебе поиграть в игру «ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте». Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова «ДА» и «НЕТ» и нельзя называть никакие ЦВЕТА.                                                          1. Кошки живут в воде?
2. Летом небо какое?
3. Вода мокрая?
4. Взрослые любят играть?
5. Ты мальчик?
6. Какие ты любишь яблоки?
7. У меня глаза какие (сделать ребенку «глазки»)?
8. На тебе одежда прозрачная?
9. Снег черный?
10. Летом трава какая?
11. Крокодилы летают?
12. Холодильник какой?
     Педагоги имеют право менять вопросы, оставляя неизменным их количество — двенадцать.                                                                                                                                  Критерии оценки.  Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает , быстро и правильно на 9 — 12 вопросов, то он получает 2 балла.

Если ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с тру дом находит правильные ответы на 4 — 8 вопросов, то он полу- чает 1 балл.

Если ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы, или соблюдает правила, но при этом его ответы неправильные по смыслу, правильно отвечая всего на 1-3 вопроса, то он получает 0 баллов.

В анкете — протоколе необходимо каждый ответ отметить знаком «+» или «- «.

Субтест 8.

 Ключи.

Это задание мы ввели для того, чтобы дать возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Поскольку этот субтест достаточно сложен, с ним справляются далеко не все дети. Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этого субтеста педагог может сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребенка и о возможном левшества.

В качестве стимульного материала используется карточка №5. Изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три).

Инструкция. Педагог предъявляет ребенку карточку с нарисованными на ней ключами и говорит при этом: «Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом все — таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его вот здесь (дать ребенку Анкету — протокол с недорисованным шаблоном — см. Анкету для ребенка, «Место для рисунков ребенка»). 

Kpumepuu оценки. Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла.

Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 1 балл.

Если на тестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков, то его результат оценивается в 0 баллов.

Субтест 9.

 Чтение.

Педагоги начальной школы считают необходимым знать исходный уровень владения грамотой у детей, поступающих в школу, и это задание было включено в диагностический комплекс по их просьбе. Для этого субтеста стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов (см. карточку №6) — для детей, умеющих читать и в виде букв (см. карточку №7) — для детей, не умеющих читать. Карточка 6 содержит три варианта стимульного материала, для проведения диагностики надо разрезать ее на части и в каждом конкретном случае давать ребенку только один из них.

Инструкция. Педагог спрашивает у ребенка, умеет ли он читать. Если ребенок отвечает утвердительно, то имеет смысл предложить ему текст с просьбой прочитать его (Стимульный материал, карточка №6), если нет, то стоит показать карточку с буквами (Стимульный материал, карточка №7) и попросить их назвать.

Критерии оценки. Ребенок получает 3 балла, если он читает бегло, словами. Ребенок получает 2 балла, если он читает слогами, понимая прочитанное. Ребенок получает 1 балл, если он знает хотя бы 10 из показанных букв. Ребенок получает 0 баллов, если он знает меньше 10 из показанных букв.

Это единственный субтест, который оценивается по 4-х балльной шкале. 

Субтест 10. Рисунок человека

Тест «Рисунок человека» является одним из самых распространенных в психологии. Он используется в самых разных областях психологии и с самыми разными целями. В нашем случае субтест позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом.

Инструкция. Педагог дает ребенку Анкету для ребенка и, показав ему место для рисования, просит: «Нарисуй, пожалуйста, здесь человека».

Критерии оценки. Задание оценивается в соответствии с образцом: Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные  №1 и 2, то ребенок получает за этот субтест 2 балла.

Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные  №3 и 4, то ребенок получает за этот субтест 1 балл.

Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные № 5 и 6, то ребенок получает за этот субтест 0 баллов. 

 Субтест 11.  Составление слов.

Этот субтест достаточно сложен, для успешного выполнения его ребе- нок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. С этим заданием, по нашей статистике, справляются далеко не все, но сильные, хорошо подготовленные к школе дети, обычно демонстрируют высокие результаты. В качестве стимульного материала используется карточка №8. На ней написано 4 слова, одно из которых (ПОСУДА) является образцом и используется во всех случаях для демонстрации задания и объяснения инструкции. Три других слова являются тремя возможными вариантами задания и каждому конкретному ребенку на- до предъявить для выполнения субтеста только одно из них.

Инструкция. Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит: «Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД (показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я тебе предлагаю слово … и из его букв ты попробуй составить свои слова».

Критерии оценки. Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение этого субтеста 2 балла.

Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он получает за выполнение этого субтеста 1 балл.

Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов.

Итак, мы получаем заполненную Анкету — протокол собеседования с ребенком, в котором отмечено знаком «+» количество баллов, набранное ребенком за выполнение каждого из 11 субтестов. Сумму баллов мы обычно сообщаем родителям, обязательно даем положительную оценку тому, как ребенок работал, отмечаем его сильные стороны.

nsportal.ru

Д и а г н о с т и к а

 

Название методики

Источники

I.Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её

компонентов

Операциональные характеристики деятельности ребёнка

1.

Методика Пьерона-Рузера

Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

          2.

Корректурная проба

1. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.  – М.: Роспедагентство, 1994.

3.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

        3.

Счёт по Крепелину (модификация Р. Шульте)

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии

 и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического

 развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст.

Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      4.

Графический диктант

по Д.Б. Эльконину

 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с.

2.  Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

3.  Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 1988.

 

Особенности мнестической деятельности

      5.

Запоминание двух фраз

 1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплекс рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      6.

Числовые ряды(В.Д. Шадриков,Л.В.Черемошкина)

 

 

Перцептивно-действенные компоненты познавательной деятельности

       7.

Исследование представлений о величине (на предметном уровне)

 

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак.педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос,1995.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

8.

Разрезные картинки

(есть у Е.А. Стребелевой)

 

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

9.

Кубики Кооса

 

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

3. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

10.

Прогрессивные матрицы             Дж. Равена (Цветные матрицы Равена — детский вариант)

 

1. Цветные матрицы Равена. М.: Институт психологии и педагогики, 1997

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

4. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке  психического развития ребенка:  дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Особенности сформированности понятийного мышления

11.

 Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)

 

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

12.

Методика Выготского -Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)

 

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог, 1998. № 15-16.

 

Исключение предметов      (4-ый лишний)

 

 

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994

 

Вербально-логический компонент познавательной деятельности

 

Выбор простых аналогий

(с 7 лет)

 

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:  дошкольный и младший школьный возраст . 2-ое изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

 

Подбор парных аналогий

(с 7 лет)

 

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Выделение существенных признаков (с 7 лет)

 

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:  дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

 

Определение понятий (с 6,5 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Исключение понятий

(с 6,5 лет)

 

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Установление последовательности событий (с составлением рассказа)

 

1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. — М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

 

Уровень развития мелкой моторики и овладения рисованием

 

Свободный рисунок (человек, школа, др.)

 

 1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное  руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

 

Изучение индивидуально-психологических особенностей

 

Тест тревожности Р.Теммл, М. Дорки,

В. Амен

 

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе.  Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: Сфера, 1996.

3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. — С. 19-28.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1999.

 

Н.Л. Белопольская «Половозрастная идентификация»: методика исследования детского самосознания»

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.  — М.: Когито-центр, 1998. – 24 с.

 

«Домики»

О.А. Ореховой

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. — СПб., 2002.

 

Тест Рене Жиля

 

1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994.

2. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. //Вопросы психологии, 1997. № 1.

3. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.

4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, K.B. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1999. – 32 с.

 

Уровень произвольной регуляции деятельности

 

Определение уровня

развития произвольной регуляции деятельности (Н.В. Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. — М.: Владос, 2001. – 256 с. 

 

Развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков

В.Д.Психолого-педагогическая готовность

к школе. — М.: Владос, 2001. – 256 с.

 

 

 

Комплексы психодиагностических материалов, которые рекомендуется

использовать (по выбору) при сопровождении перехода на новый

образовательный уровень    (к обучению в школе)

 

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Методическое руководство. — СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий

2. Е.А. Стребелева «Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни, 6-го года жизни, 7-го года жизни». Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

     3. Н.В. Нижегородцева Психолого-педагогическая готовность к школе.

    1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к        

        школе. — М.: Владос, 2001. – 256 с.

    2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности

        детей к обучению в школе: Учебно-методическое пособие.Ярославль: ЯГПУ им.        

       К.Д. Ушинского, 1999. – 87 с.

 4. Карта наблюдений Стотта.

 1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий «трудных» детей. / Рабочая книга школьного психолога. — М., 1991.

2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. // Психологическая наука и образование, 2000. №1.)

5. Скрининговый тест школьной зрелости (В.И. Чирков, О.Л. Разумовская)

 НПЦ Психодиагностика

 

ffannaff.jimdo.com

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Библиографическое описание:

Поликарпова Е. Д., Аллахвердян А. С. Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1805/ (дата обращения: 04.09.2019).



Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ответы на вопросы, возникающие у молодого специалиста: какие виды диагностики реализуются в детском саду? Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога? В каких случаях целесообразно использовать те или иные методики?

Ключевые слова: психологическая диагностика, планирование, методики для исследования.

Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей, склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития. Поскольку основным субъектом работы является ребенок, то приоритетным направлением является диагностика детей. Исследование психологических особенностей и развития ребенка начинается с 3-х лет и ведется в двух направлениях – изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Календарное планирование диагностики ведется в соответствии с годовым планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели. Результаты проведенных исследований фиксируются в журнале диагностической работы.

Диагностическое направление подразделяется на следующие виды: скрининговая диагностика, диагностика в рамках ПМПк, диагностика по запросу, дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного учреждения.

Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится ежегодно в марте, апреле и мае. Целью ее является определение уровня развития познавательных процессов детей и соотнесение их с возрастной нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей. По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.

Диагностика в рамках ПМПк проводится ежегодно в сентябре, феврале и мае, целью ее является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.

Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение года, что также регистрируется в журнале учета.

Диагностика родителей в дошкольном учреждении проводится в случае обращения их к педагогу-психологу, в контексте детско-родительских отношений.

Диагностика педагогов проводится по запросу администрации и в обязательный перечень работы не входит. Поскольку педагог-психолог является членом коллектива, то для большей объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.

Все методики, используемые педагогом-психологом, должны быть лицензированы и стандартизированы.

  1. Содержание скрининговой диагностики.

Таблица 1

Возраст детей

Показатели для исследования

Методики

Автор

3-4 года (вторая младшая группа)

Игровая деятельность

Наглядно-действенное

мышление

Наблюдение, экспертная оценка

«Разрезная картинка»

Эльконин Д. Б.

Марцинковская Т. Г.

4-5 лет (средняя группа)

Игровая деятельность

Воображение

Предпосылки логического мышления

Наблюдение, экспертная оценка

«Дорисовывание фигур»

«Четвертый лишний»

Эльконин Д. Б.

Дьяченко О. М.

Забрамная С. Д., Боровик О. Д.

5-6 лет (старшая группа)

Игровая деятельность

Мышление

Самооценка

Наблюдение, экспертная оценка

«Последовательность событий»

«Лесенка»

Эльконин Д. Б.

Бернштейн

Щур В. Г.

6-7лет (подготовительная группа)

Игровая деятельность

Произвольность

Самооценка

Школьная зрелость

Наблюдение, экспертная оценка

Графический диктант

«Улицы»

Ориентировочный тест школьной зрелости

Эльконин Д. Б.

Эльконин Д. Б.

Модификация Дембо-Рубинштейна

Керн-Йрасек

  1. Содержание диагностики по запросу.

Подбор методик происходит исходя из двух критериев: возраста ребенка и заданной проблемы, которую озвучивает родитель или воспитатель ребенка. Перед педагогом-психологом могут быть поставлены следующие задачи: выявить нарушения в эмоционально-волевой сфере, в детско-родительских отношениях, в процессе обучения, в интеллектуальной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, для диагностики трудностей в познавательной сфере следует обратиться к Таблице №1. При возникновении проблем в эмоционально-волевой сфере целесообразно использование проективных методик: «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Два дома» и др. (Таблица №2).

Использование проективных тестов является дополнительным к основным, стандартизированным методам, поэтому при интерпретации результатов нужно учитывать все в комплексе.

При оформлении протоколов исследования необходимо указывать фамилию и имя ребенка, номер группы, возраст, дату проведения исследования и название методики с обратной стороны бланка. Для проведения рисуночных тестов используются листы формата А4, все комментарии к рисунку также указываются с обратной стороны.

Интерпретация рисунка является промежуточным видом работы педагога-психолога, предшествующим беседе с родителями. При личной встрече с родителями выдается ответ на их запрос по интересующей проблеме. В данной беседе интерпретация рисунка не приводится.

Таблица 2

Возраст детей

Показатели для исследования

Методики

Автор

5-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Рисунок человека»

Маховер К.

4-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Рисунок несуществующего животного»

(Данный тест пришел из психиатрии)

5-7 лет

Детско-родительские отношения

«Рисунок семьи»

Маховер К.

4-7 лет

Межличностные отношения

«Два дома»

Вандвик И., Экблад П.

5-7 лет

Самооценка

«Автопортрет»

(Данный тест пришел из психиатрии)

5-7 лет

Эмоционально-личностная сфера

«Дом, дерево, человек»

Бук Дж.

6-7 лет

Межличностные отношения

«Цветовой тест отношений»

Эткинд А.

3-7 лет

Эмоционально-волевая сфера

Тест Люшера

Люшер

4-7 лет

Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера

«Домики»

Орехова О. А.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. «Психология детства», Екатеринбург, «Деловая книга», 1995г.
  2. Люблинская А. А. «Детская психология», Москва, «Просвещение», 1971г.
  3. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. «Экспресс-диагностика в детском саду», Москва, 2011г.
  4. «Психолог в детском саду», Ежеквартальный научно-практический журнал, выпуск №1/ 2011г, Москва, «Информполиграф», 2011г.
  5. Сластенин В. А., Киширин В. П. «Психология и педагогика», Москва, «Академия», 2001г.
  6. Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А., «Практикум по детской психологии», Москва, «Просвещение», 1995г.
  7. Шевандрин Н. И. «Основы психологической диагностики», Москва, «Владос», 2003г.
  8. Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010г.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоционально-волевая сфера, игровая деятельность, экспертная оценка, дошкольное учреждение, диагностик, отношение, психологическая диагностика, школьная зрелость, возраст детей, диагностик детей.

Похожие статьи

Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ)

Отправляя ребенка в школу необходимо диагностировать уровень дошкольной зрелости. И такая диагностика должна проходить в игре — ведущей деятельности этого периода. Сегодня значительное количество детей

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [4, c. 17]. У детей с ЗПР незрелость эмоциональноволевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности

Диагностика психологической готовности старших…

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая оценка детей показала, что задержка их развития носит относительно равномерный характер, проявляясь как в сенсорно-моторной, так и в эмоциональноволевой и коммуникативной сферах.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную…

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция, занятие, положительный эмоциональный фон, дошкольное воспитание… Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики

Изучение эффективности применения методов диагностики

Необходимо отметить проблемы диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста: присутствие неоднозначных трактовок и интерпретаций в процессе обработке результатов (особенно в проективных методах)…

Особенности психологического сопровождения детей в рамках…

Обследование было направлено на диагностику эмоционального отношения детей к школе, изучение самооценки и выявление уровня интеллектуального развития (в частности умение ребёнка исключать лишнее).

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

moluch.ru

Сайт психолога ДОУ — Диагностика


Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно — развивающей работы, сопровождения и т.д.). 

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера
  • Регуляторно — волевая сфера
  • Эмоционально – личностная сфера
  • Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. 

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

  • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей 4 — 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей. 

В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы. 

Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении

psiholog-ds.ucoz.ru

Комплекс диагностики для психолога доу

 

Изучаемый параметр

Методика

Источник

1. Воображение, моторика

Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур»

Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М. 1996

2. Логическое мышление

Бернштейн А.М. «Последователь­ность событий»

Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 2001

3. Речь

«Составь рассказ»

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997

4. Память

Истомина 3.М. «10 слов»

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997

5. Внимание

Эльконин Д.Б. «Графический ликтант»

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.. 1995

6. Поло­возрастная иден­тификация, само­сознание

Белопольская Н.Л. Методика исследования детского самосознания

Белопольская Н.Л. Поло­возрастная идентификация. М., 1995

7. Самооценка

Хухлаева Л. «Лесенка»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Яро­славль. 1997

8. Статус в группе

«Два дома»

Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998.

9. Мотивация

Банков С.А Тес­товая беседа

Посевина Г.П., Король Л. Про­грамма адаптации детей 6-7 дет к школьной жизни «Радость по­знания». Ростов-на-Дону, 2001

10. Произволь­ность

Гуткина Н.И. «Домик»

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению пси­хологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993

11. Игра

Эльконин Д.Б. Критерии разви­тия игровой дея­тельности

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999

12. Коммуника­тивные навыки

Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль соци­ального оазвития

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002

Тест «Красивый рисунок»

(придуман психологами Л.А. Венгером, Г. А. Цукерманом)

 

 

Как и остальные графические методики, “Красивый рисунок” очень простой и охотно выполняется детками. Возрастные рамки почти не ограничены в том плане, когда ребенок уже может понять инструкцию “Нарисуй самый красивый рисунок. Все, что ты захочешь.” и пробовал ранее рисовать разными карандашами.  

При проведении теста не нужно высказывать поясняющие и уточняющие само задание реплики. Вы усаживаете ребенка в удобное положение за столом, даете ему белый лист бумаги форматом А4 (если повернет по горизонтали – не страшно), цветные карандаши 12 или 24 цветов  и даете инструкцию. Особенность этой методики состоит в том, что вам нужно постараться расположить своего малыша к выполнению. Пусть тон ваших слов будет теплым и ласковым. Если отказывается или говорит: “Я не умею…”, ободрите его: “У тебя все получится!”.  

Внимательно понаблюдайте, в какой последовательности берутся карандаши, с каким цветом ребенок работал в начале, а какими он закончил рисунок. Ведь во время рисования настроение может меняться. Чтобы не забыть – пометьте себе незаметно на листке это чередование.

Теперь сама интерпретация на тест “Красивый рисунок”.

  • Если ребенок чаще всего использует темные тона (сочетание черного с коричневым, и синим, и фиолетовым), это может говорить о:сниженном настроении,депрессивном или субдепрессивном внутреннем состоянии.

  • Если все количество многообразных цветовых решений сводится лишь к одному-двум цветам, причем чаще присутствует простой карандаш, если цветовая гамма рисунка бедная, штрихи еле заметны и яркость отсутствует, скорее всего, у вашего ребенка:снижение настроения,общее утомление или ослабленность на фоне текущей или недавней болезни,эмоциональное истощение после стресса,понижение общего уровня активности,легкие депрессивные признаки поведения.

  • Ваш ребенок рисует карандашами очень мягких и светлых оттенков, комбинируя их и сочетая с другими карандашами, близкими по цветовой гамме? У него может быть:высокая чувствительность к окружающему его эмоциональному фону (ребенок остро реагирует на любые события и подолгу их “пережевывает” в себе),повышенная тревожность,неуверенность в самом себе.

  • Если в подборе цветовой гаммы наблюдается повышенная яркость, резкая контрастность, бросающаяся в глаза, линии и штрихи выполнены с сильным нажимом, возможно, ребенок ощущает:высокую эмоциональную напряженность,повышенную тревожность,стресс (использование ярко-красных и темно-красных карандашей приблизительно 70-90% над остальными цветовыми оттенками),агрессивность и конфликтность с кем-либо.

 

Подобные чувства проявляются чаще всего как в ответ на что-то неприятное, произошедшее ранее с ребенком (обидели в садике, подрался с кем-то, не понят папой или мамой и т.д.), то есть, всегда имеется причина, вызванная психотравмирующей ситуацией.

  • Если в рисунке преобладают чистые и яркие цвета в разумном сочетании, без выраженного преобладании какого-то одного цвета над другим, если нажим карандаша умеренный, а использование темных оттенков оправдано для подчеркивания общей контрастности (например, обведенные черным колеса машины), можно говорить о:благоприятном психоэмоциональном состоянии ребенка,устойчивости к стрессу,хорошем творческом развитии в соответствии с возрастом.

 

Хорошо бы посмотреть и общее поведение ребенка во время выполнения теста “Красивый рисунок”. Есть ли интерес к заданию, воодушевление, отдельные реплики ребенка: “А теперь я нарисую вот эту собаку..”, “А это будет домик для девочки…”, “Это дождь… все мокро…” и т.п. Отмечайте, как ребенок выбирает сюжет (пусть даже самый простой) и удовлетворен ли он своим результатом?

 

После окончания поговорите со своим сыном или дочкой. Обязательно похвалите их старания и ненавязчиво расспросите про то, что он рисовал. Из последующего диалога с вашими уточняющими вопросами (не переборщите, чтобы это не выглядело как пристрастный допрос) вы сможете узнать о текущем психологическом состоянии вашего ребенка очень многое.

studfiles.net

Как провести диагностику в детском саду 🚩 диагностика знаний детей в картинках 🚩 Дети 🚩 Другое

Автор КакПросто!

Диагностика знаний, умений и навыков дошкольников проводится в детском саду, как правило, два раза в год: в начале и в конце учебного года. Это позволяет сравнить результаты проведенной работы с детьми.

Инструкция

Для проведения диагностического обследования необходимо разработать диагностический инструментарий. Он включает в себя перечень заданий для выявления знаний, умений и навыков детей с критериями уровней, бланки для заполнения.

Обычно определяются критерии для высокого, среднего и низкого уровней развития детей. Для разработки критериев необходимо изучить общеобразовательную программу, используемую в дошкольном учреждении. В некоторых программах уже имеется готовая диагностика, некоторые предлагают педагогам разработать ее самим, ориентируясь на особенности и возраст детей (например, «Школа 2100»).

При составлении вопросов для детей нужно ориентироваться на конечный результат, представленный в программе. Программа предусматривает так называемый «портрет выпускника», в котором описано, что должен знать и уметь ребенок по прохождении всех разделов данной программы. Исходя из этого, составляются задания по каждому из разделов (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие и др.) Кроме того, описываются критерии уровней усвоения детьми материала. Для удобства и наглядности разрабатываются карты, куда заносятся все результаты по каждому ребенку. По ним очень просто отследить, в каких моментах ребенок отстает и наложить коррекционную работу. В среднем коррекция проходит в течение двух месяцев. По окончании этого периода проводят повторную ребенка должен повыситься.

Также в детском саду у детей подготовительных групп проверяется готовность к школе. Ответственным за ее проведение является педагог-психолог. К проведению коррекционной работы с детьми необходимо привлекать родителей воспитанников, так как только вместе с семьей возможны положительные результаты.

Источники:

  • диагностика с детьми детского сада

Прежде чем начать чему-то учить ребенка, педагог должен узнать, что же умеет его подопечный, насколько хорошо у него развиты различные психические процессы, быстро или медленно он усваивает новый материал. Именно для этого и служит диагностика. Без нее очень трудно правильно построить воспитательный процесс. Как правило, общая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Кроме того, воспитателю бывает нужно определить, в какой степени у детей развиты отдельные качества – внимание, творческое мышление, культурно-гигиенические навыки, — также различные виды деятельности. В этом случае диагностика проводится перед тем, как начать работу по той или иной программе.

Вам понадобится

  • Программа воспитания в детском саду
  • Игры и игрушки для выполнения тестовых заданий

Инструкция

Определите, какой вид диагностики вам нужен. В любом случае вам понадобятся тестовые задания. Можно взять их из набора С. Забраминой. Это матрешки, пирамидки из 4-х колец, доски Сегена, коробочки-вкладыши, разрезные картинки. При выборе тестового задания учтите возраст детей. Например, трехлетним малышам можно предложить пирамидки, детям постарше – остальные игрушки из набота. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сгруппировать предметы по существенным признакам, найти предмет, который не подходит к группе других, подобрать недостающий предмет и так далее.

Объясните задание. Как правило, дети с нормальным уровнем психического развития хорошо понимают вербальную инструкцию к заданию, соответствующему их возрасту. Трехлетние дети уже знают соотношение «больше – меньше» и могут сравнивать по величине несколько предметов. Дети с задержкой психического развития с трудом запоминают словесную инструкцию, для них более эффективен показ. В процессе выполнения задания проанализируйте, насколько хорошо ребенок запомнил инструкцию и способен ли следовать ей до конца.

Для тестового задания можно использовать и различные виды конструирования. Например, для малышей это будет конструирование из четырех деталей. Сначала ребенку предлагается готовая постройка. Педагог просит сделать такую же. Дети должны сами подобрать детали и сложить их в нужном порядке. Если это не получается, педагог показывает, что на что нужно поставить, затем предлагает детям выполнить постройку еще раз. По результатам работы ребенка вы можете определить уровень зрительного анализа, пространственного воображения, навыков конструирования.

По результатам тестового задания отметьте, как каждый ребенок отнесся собственно к исследованию, насколько хорошо он понял и запомнил инструкцию, был или нет у него интерес к заданию и насколько долго он сохранился. Отметьте также, насколько целенаправленными были действия ребенка, рассчитывал ли он свои усилия, умеет ли заранее планировать выполнение задания или действует эмпирическим путем, пользуется ли он посторонней помощью и насколько. Очень важно также то, прилагает ли ребенок волевые усилия для того, чтобы правильно выполнить задания.

Проведите диагностику по отдельным видам деятельности. Для определения уровня игровой деятельности детей предложите детям несколько игровых ситуаций. Например, для определения уровня игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста предложите детям игрушки, которые предполагают совместную деятельность. Понаблюдайте, насколько дети умеют распределять роли, могут ли играть без конфликтов. Для определения уровня развития изобразительной деятельности предложите несколько тестовых заданий – например, дорисовать круги или квадраты, дополнить сюжетный рисунок.

Для диагностики культурно-гигиенических навыков достаточно просто наблюдения. Насколько умения и навыки детей соответствуют возрасту? Ребенок младшей группы должен уметь есть ложкой, вытирать рот салфеткой, мыть руки мылом и щеткой, правильно надевать носки и штаны. Ребенок подготовительной группы умеет пользоваться вилкой и ножом, самостоятельно одевается и так далее. Данные диагностики показывают педагогу, над какими умениями и навыками ребенка необходимо работать.

Видео по теме

Обратите внимание

Для определения уровня психического развития детей не пользуйтесь сомнительными методиками. Если есть возможность поручить этот вид диагностики профессиональному психологу, у которого есть эталонные методики, лучше это сделать.

Полезный совет

После показа способа действия необходимо вернуть предметам первоначальное положение – пирамидку разобрать, разрезные картинки смешать.

При проведении диагностики не ограничивайтесь одним заданием. Очень может быть, что ребенку по каким-то причинам не понравилась данная игра, и он не очень хочет выполнять задание.

Диагностика служит для того, чтобы определить, как ребенок владеет теми или иными знаниями, умениями и навыками. Педагогу необходимо узнать это до того, как он начнет заниматься с малышом и даже со школьником. Неправильно проведенная диагностика значительно снижает эффективность обучения, поскольку для одних детей предложенные задания могут оказаться слишком трудными, а для других — наоборот.

Вам понадобится

  • — лист бумаги;
  • — ручка;
  • — компьютер с текстовым редактором и тестовыми заданиями;
  • — «Программа воспитания в детском саду» или программы по школьным предметам;
  • — тестовые задания по соответствующему виду деятельности.

Инструкция

Узнайте, что должен уметь ребенок определенного возраста в том виде деятельности, который вы собираетесь диагностировать. Данные можно взять, например, в «Программе воспитания в детском саду» или школьных программах. Не удивляйтесь, если уровень развития навыков у вашего испытуемого окажется выше или ниже тех, что указаны в программе. Любой документ подобного рода рассчитан на среднестатистического ребенка. Ваш малыш или даже все дети группы могут в чем-то отставать, а в чем-то опережать сверстников. Если вы проводите диагностику в начале учебного года, данные берите из раздела, посвященного предшествующей возрастной группе.

Понаблюдайте за ребенком. Многие навыки видны, что называется невооруженным глазом. Например, вы без всяких тестовых заданий можете узнать, умеет ли он одеваться, убирать постель, складывать игрушки. Наблюдайте за ним в разных ситуациях. С помощью этого метода можно выяснить не только культурно-гигиенические навыки, но и коммуникативные, мотивацию к обучению, уровень развития двигательной активности, мелкой моторики и многое другое.

Для диагностики коммуникативных навыков создавайте игровые ситуации. Поставьте ребенка в положение, когда он должен будет за чем-либо обратиться к сверстнику или ко взрослому. Например, он дежурит и ему надо взять ложки, а няня стоит в дверях и не пропускает. Посмотрите, может ли малыш обратиться ко взрослому и попросить его пропустить, или же пытается проникнуть к нужным ему предметам другими способами.

Со старшими дошкольниками или школьниками проведите деловую игру. Ее содержание зависит от возраста детей. Например, для проверки связной речи у дошкольников можно организовать игру «Конференция» или «Презентация», когда каждый участник должен будет связно что-то рассказать. Жизненный опыт школьников позволяет моделировать с ними самые разны ситуации.

Диагностировать уровень развития различных навыков можно с помощью тестовых заданий. Тесты не обязательно делаются типографским способом, хотя в целом ряде случаев необходимо пользоваться именно стандартными. Вполне допустимо ваше собственное творчество. Например, вам надо узнать, все ли дети в группе умеют рисовать геометрические фигуры. Можно на занятии рисованием или во время свободной деятельности дать им соответствующее задание и посмотреть, как они справятся. В качестве тестов для дошколят используйте игрушки-вкладыши, всевозможные конструкторы. Тестовые задания для школьников — это самая обычная контрольная работа. Форма может быть разной. Иногда можно использовать традиционную форму с записью заданий на доске. Но старайтесь применять контрольно-измерительные материалы, как на итоговой государственной аттестации. Используйте и компьютерную диагностику. В любом случае дети должны понять, что именно от них требуется.

Не забывайте фиксировать результаты. Удобнее всего заносить записи в табличку. Ее можно заполнять в журнале или на компьютере в текстовом редакторе. В крайнем левом столбце напишите список детей, в первой строке над остальными столбцами — навыки, которые вы собираетесь диагностировать. Определять их уровень необходимо регулярно. Первая диагностика проводится в начале учебного года или перед введением новой методики. Последняя — в конце. Но никто не запрещает диагностировать детей через определенные промежутки времени.

Видео по теме

Для того, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии своего ребенка, родители вполне самостоятельно могут выполнить с малышом несложные задания, результат которых покажет уровень его развития. Не нужно расстраиваться, если в чем-то ребенок показывает низкий результат, нужно просто подобрать игры и упражнения для развития этого психологического качества.

Вам понадобится

  • — диагностические материалы на изучение памяти, внимания, мышления, воображения, воли, эмоций дошкольника с четкой инструкцией по выполнению;
  • — ключ для оценки результатов деятельности (обязательно).

Инструкция

Для того, чтобы психологический тест дал объективный результат, его проведение должно происходить в привычных и естественных условиях для ребенка. Не стоит говорить, что сейчас вы начнете проверять его знания и умения, ребенок может насторожиться, испугаться, замкнуться. Лучше всего задания давать в его игровой комнате, посадив ребенка за его стол и предложить порисовать, поиграть, или вместе рассмотреть какие-то интересные картинки. Диагностику лучше проводить в виде игры или игровых упражнений. Если тест составлен таким образом, что ребенку необходимо отвечать на вопросы, все равно обыграйте эту ситуацию. Предложите поиграть в школу или в занятие в детском саду. На вопросы может отвечать ребенок за себя и за других «учеников»: кукол, медведей, зайцев, которые вместе с ним учатся в этой школе.

С исследователем у ребенка должны быть хорошие, доверительные отношения. Чужому человеку, который просто проводит свою работу и задает вопросы, ребенок может не ответить, а отсутствие ответов будет воспринято как незнание. Чужой человек не сразу должен начинать диагностировать, а сначала познакомиться с ребенком, поговорить о чем-то приятном, просто поиграть.

Обычный разговор может стать основой для проведения диагностической беседы. Необходимо, чтобы ответы были продолжением незаконченного предложения: «Когда я вырасту, я буду…», «Мне скучно, когда…», «Самое интересное – это…», «Мне нравится…» и другие.

Чем младше ребенок, тем меньше у взрослого возможностей давать малышу какие-либо задания. В основном, диагностика будет заключаться в наблюдении за малышом и фиксировании необходимых данных в таблицы или протоколы. Например, наблюдая за драчливым ребенком в детском саду в течение недели, исследователь фиксирует акты агрессии в течение каждого дня с указанием времени. Наблюдение может показать, в какие дни недели или в какое время суток ребенок больше всего раздражен и не может сдерживать свои чувства.

Психологическая диагностика дошкольника часто связана с анализом продуктов его деятельности: рисунков, поделок, рассказов. Исследователь по определенной символике рисунка или поделки узнает содержание детских комплексов и неразрешенных проблем. Например, при свободном рисовании ребенок рисует большую гору и дорогу к вершине. Себя рисует на середине этой дорожки или на вершине горы. Такой рисунок можно рассматривать и как желание пойти в поход, и как стремление ребенка к самосовершенствованию. Расшифровка появится, если мы поговорим с ребенком по содержанию данного рисунка.

Обратите внимание

По результату одного теста нельзя сделать объективные выводы, т.к. у ребенка может быть плохое настроение или самочувствие сегодня. Для повышения объективности один и тот же тест можно провести с промежутком времени (например, через неделю). Можно провести и разные тесты, но имеющие одну и ту же цель (например, на изучение концентрации внимания), но по одному утром и вечером или на следующий день.

Полезный совет

Создать условия во время проведения диагностики, чтобы ребенок не отвлекался: посадить спиной к окну, выключить телевизор, выбрать время, когда никто не будет входить в комнату.

Новые умения малыша — улыбка, ползание, ходьба — доставляют родителям радость и вызывают неподдельное восхищение. Но сравнивая своего ребенка с другими детьми, мамы часто огорчаются, что у подруги сын начал ходить раньше, а у соседей дочка уже говорит и даже знает цифры в год. Всегда ли такие сравнения обоснованы? Ведь существуют нормы физического и психического развития детей, и именно на них нужно ориентироваться при определении уровня развития ребенка. Отставание от этих норм и даже их опережение – показатели отклонения от нормального развития.

Вам понадобится

  • — тесты на определение норм развития детей;
  • — медицинская карта ребенка.

Инструкция

Понаблюдайте за своим ребенком. Коротко напишите, что он умеет, чего достиг к своему возрасту. Наблюдения можно фиксировать, разбивая на составляющие: развитие речи, познавательные процессы, моторное развитие, самообслуживание. На другом листке напишите то, что, на ваш взгляд, малыш мог бы освоить к своему возрасту, но на самом деле не умеет.

Сравните свои наблюдения с нормами развития детей в этом возрасте. Такие показатели чаще всего оформлены в виде таблиц. Каждая таблица – это труд, составленный коллективом авторов на основе научных данных и длительного наблюдения за группами детей. Любой тест считается надежным, если прошел апробацию не менее, чем на двух тысячах людей. Определите, есть ли у ребенка опережение в развитии по каким-либо показателям. Это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в определенной области знаний или об отклонении в развитии. Одаренность проявляется на фоне нормального развития по всем остальным показателям. Отклонением можно считать высокие показатели в одной области, и отставание во всех остальных. Например, ребенок в 2 года начинает читать, но не умеет пользоваться горшком, не интересуется игрушками, не выражает положительные эмоции при встрече с родителями.

Проведите эксперименты по усвоению детьми необходимых навыков в соответствии с возрастом. Наблюдение не всегда дает точную картину уровня развития, т.к. проявление некоторых навыков приходится ждать несколько дней. Можно специально организовать деятельность ребенка: «Покажи носик у куклы. А где у Оли носик?» — в норме, к 2-м годам ребенок безошибочно показывает одну часть тела у себя и у других. Содержание экспериментальных заданий также можно найти в таблицах норм развития детей.

Проанализируйте данные медицинской карты вашего ребенка. Рост, вес, частота заболеваний – важные диагностические показатели его развития в целом. Маленький рост или большой вес могут быть следствием и генетических особенностей ребенка, но их динамика укажет, насколько эффективные условия созданы в семье для нормального развития ребенка.

Видео по теме

Обратите внимание

При проведении экспериментов учитывайте эмоциональное состояние ребенка, его желание или нежелание выполнять задания. От этого зависит и результат. Не огорчайтесь, если сразу не получилось, попробуйте позднее или в другой день. Тест считается объективным, если наблюдается повторяемость результатов.

Полезный совет

Выбирайте тесты с четким указанием в названии направленности методики диагностического исследования. Например, «Шкала оценки понимания речи», «Этапы развития общения и речи детей от рождения до трех лет», «Развитие у детей навыков крупной моторики».

Источники:

  • «Первые месяцы жизни ребенка. Тесты психофизиологического развития детей», 12.06.2011.

Детей в возрасте до 6 лет принято делить на две возрастные группы: от рождения и до 3 лет – младенчество, от 3 до 6 лет – дошкольники. Существуют как диагностики развития, подходящие для обеих групп, так и отдельно для каждой. В данном случае речь пойдет именно о диагностике дошкольников. Она, как правило, проводится по шести направлениям: диагностика речи, мышления, памяти, внимания, личности и навыков учебной деятельности.

Вам понадобится

  • Материалы для различных диагностических методик.

Инструкция

Диагностика внимания

По данным психологов, у ребенка в этом возрасте должны быть сформированы три аттенционных (т.е., связанных с вниманием) умения. Во-первых, ребенок должен уметь выполнять задания с постепенно повышающимся уровнем сложности. Во-вторых, он должен удерживать в голове инструкцию в течение всего занятия. Если малыш во время занятия забывает, что именно от него требуется, значит, существуют определенные проблемы с развитием внимания. Третье умение – навык самоконтроля. Что касается конкретных методов диагностики, то это задания типа «Найди две одинаковые картинки», «Найди 10 отличий», «Какие перемены произошли на картинке?», «Пройди лабиринт» и т.д.

Диагностика памяти

Диагностика памяти проводится по трем основным направлениям – кратковременная, долговременная и ассоциативная память. Никаких количественных характеристик развития памяти нет. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, необходимо подбирать аналогичные упражнения и проводить до тех пор, пока у него не начет получаться. К методам диагностики кратковременной памяти относят следующие задания: перед ребенком раскладываются картинки или игрушки. Он старается запомнить порядок, затем закрывает глаза – картинки перекладываются или их часть убирается. Ребенок должен сказать, что изменилось. Или же рассмотреть тот или иной рисунок, а затем максимально подробно воспроизвести его по памяти.

Для диагностики долговременной памяти можно предложить ребенку тест из нескольких вопросов. Например, «Сколько окон в твоей квартире?», «Что ты ел вчера за ужином?» и т.д. Чтобы диагностировать ассоциативную память, даются задания на составление связей, например, дерево и лист или дом и окно.

Диагностика мышления

В этом возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, поэтому и задания должны быть соответствующими. Например, можно показать малышу картинку, на которой изображена та или иная ситуация. Пусть рассмотрит картинку и расскажет, что на ней происходит. В зависимости от ответа, уровень развития мышления оценивается по шкале от 1 до 4. 1 – ребенок сразу включился в работу и подробно описал происходящее на картинке, 4 – ему сложно включиться в работу, он не может рассказать, что происходит на картинке.

Диагностика речи

Может проводиться по самым разнообразным направлениям. Типы заданий: «Придумай как можно больше слов на букву…», «Составь из слов предложение», «Прослушай небольшой текст и перескажи его». «Подбери к слову рифму» и т.д. По совокупности результатов определяется общий уровень развития речи у ребенка.

Диагностика навыков учебной деятельности

Эту диагностику проводят у детей 5-6 лет, чтобы определить, насколько ребенок готов к принципиально новой для него деятельности – учебной, ведь скоро ему придется отправляться в школу. Существуют кардинальные различия между учебной деятельностью в школе и игровой, которая была в детском саду. Одно из главных отличий – обязательность первой, умение сконцентрироваться на задании. Одна из диагностик называется «Бусы». Попросите ребенка нарисовать пять бусинок, соединенных одной ниткой, проходящей строго через центр каждой бусины. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синей. Другая методика называется «Рисунок по клеточкам». Ребенок должен поставить карандаш в точку на пересечении клеточек. Затем ему диктуют, на сколько клеточек и куда он должен двигаться. В итоге долен получиться рисунок, именно такой, какой ему продиктовали. Подобные диагностики также оцениваются по четырехуровневой системе.

Диагностика личности

Диагностика личности предполагает самое обширное количество исследуемых вопросов. Это и отношение к себе, и уровень самооценки, и детское самосознание и осознание половой принадлежности и т.д. Наиболее часто используемые методики – тесты в картинках, тесты типа «Нарисуй себя», «Нарисуй свою семью» и т.д.

Источники:

  • провести диагностику

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *