Как решались три главных вопроса традиционной экономики – 3. : 1. ,

4. Три основных вопроса экономики.

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

  1. Что?проблема целеобразования. – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

  2. Как?проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

  3. Для кого?проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей». А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

А

В

YВ ● Е

YС С

● F

D

Предметы потребления (Х)

О ХВ ХС

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х

В единиц предметов потребления и YВ единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (ХВ) и большего количества средств производства (YВ), чем выбрав точку С (ХС, YС). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХС – ОХВ единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОYВ – ОYС единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А1D1, возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Y

А1

● Е

А

Х

D D1

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Y

А1

А

Х

D

studfiles.net

§ 18. Главные вопросы экономики —

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

В большом количестве, то что нужно народу и удобно.

2) Как производить?
Экономично, с выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для людей.




2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность –

это соотношение между полученными результатами производителя и затратами труда.

Экономическая система-

совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики
.


3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.
Оптимизация технологии повышение уровня персонала и др.

4. Заполни таблицу используя текст учебника.




5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.


Традиционная экономика.

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

Командная экономика.

6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности
2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов
3) производство товаров и услуг
4) конкуренция товаропроизводителей



7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?


Человек по своей инициативе делает и сам решает куда его занесет. Частная инициатива определяющая.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Самостоятельный выбор, спрос, предложение.

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Человек открыл магазин и сам им управляет.

poobschestvu.ru

Главные вопросы экономики. Экономическая эффективность

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

§ Экономическая система Главные вопросы экономики

§ 3. Экономическая система
1. Главные вопросы экономики
Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три основных вопроса экономики.

  • Что производить? Как определить приоритеты в удовлетворении потребностей, какие товары и в каком количестве следует производить?

  • Как производить? Как наиболее эффективно использовать дос­тупные ресурсы, какие именно ресурсы привлечь, как организовать произ­водство?

  • ^ Как распределить произведённые товары, кто и на основе каких принципов их получит?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы эко­номики, складываются определённые типы экономических систем: тради­ционная, рыночная, централизованная.

^ — это способ организации совместной деятель­ности людей в обществе. Понятие экономической системы включает такие механизмы принятия решений, как законодательная система, формы собст­венности, нормы морали, привычки, обычаи, принятые в данном обществе.
^

В условиях традиционной экономической системы три основных во­проса экономики (что производить? как производить? для кого произво­дить?) решаются в соответствии со сложившимися традициями. Примера­ми соблюдаемых традиций в экономике являются: привычные методы зем­леделия, нормы потребления определённых продуктов, религиозные запреты на производство и потребление конкретных товаров и др. Отноше­ния купли-продажи слабо развиты, преобладает сельское хозяйство.

Большая часть истории развития человечества проходила в рамках традиционной экономической системы.
Вспомните из курса всеобщей истории, каким формам общественного развития соответствует традиционная экономическая система.
Главным стимулом экономической деятельности в условиях традицион­ной системы является стремление выжить. Достоинствами этой системы яв­ляются предсказуемость и стабильность. К серьёзным недостаткам можно отнести низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

^ , которую ещё называют плановой, административной, командной, характеризуется тем, что государственная собственность является основной формой собственности. Три основных вопроса решаются центральными государственными органами. Эти решения отражаются в государственных планах и имеют форму директив (приказов), которые обязательны для исполнения всеми предприятиями. Централизованное регулирование осуществляется не только в сфере производства товаров, но и в сфере их распределения. Такая экономическая система была реализована в Советском Союзе и, отчасти, в странах социалистического содружества. Централизованное решение главных вопросов экономики в СССР позволило добиться успехов в естественнонаучной сфере, освоении космоса, обеспечить обороноспособность страны, создать мощные системы социальной защиты и т. д.

Однако командно-административная экономическая система СССР оказалась неспособной обеспечить развитие личной инициативы. Одним из принципов командной экономики является принцип уравнительного распределения. Если предприятию удавалось получить большую прибыль, то почти вся она изымалась и переходила в бюджет государства. Работники получали почти одинаковую заработную плату, поощрение за высококвалифицированный, творческий труд было незначительно и имело не столько материальную, сколько моральную основу. Всё это порождало незаинтересованность предприятия в улучшении технологии производства, росте производительности, отсутствие личной заинтересованности людей в результатах своего труда. Постепенно стало наращиваться отставание СССР по важнейшим социально-экономическим показателям от ведущих держав мирового сообщества. Подавление экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов привело к ухудшению качества экономического роста, его замедлению. Возникла необходимость радикального реформирования экономической системы.

^ В рыночной системе роль правительства ограничена. Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной деятельности: граждане и фирмы. Их взаимодействие происходит на рынке. Рынок – это любая форма контактов продавцов и покупателей, на основе которых совершаются сделки купли-продажи. Существует множество видов рынков, их классифицируют по экономическому назначению объектов, по географическому положению, по отраслям.

Классификация рынков


по экономическому назначению объектов

рынок товаров и услуг, рынки труда, капитала, ценных бумаг

по географическому положению

рынок местный, региональный, национальный, мировой
по отраслям
рынок автомобилей, зерна, рыбы, нефти

Рынки находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую слож­ную систему.

Основой рыночного механизма является индивидуальная свобода в принятии и реализации экономических решений. Свободой выбора в усло­виях рыночной экономики пользуются предприниматели, собственники ре­сурсов и потребители.


  • Предприятия имеют право приобретать факторы производства по своему усмотрению, производить те товары и услуги, которые считают нужными, выбирать способ их производства; при этом решения принимаются за свой счет, на свой риск.

  • Собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему ус­мотрению. Это касается и собственников трудовых ресурсов, они могут за­няться любым видом труда, на который способны.

  • Потребители могут покупать те товары и услуги, которые хотят, в пределах своих доходов. В рыночной экономике потребитель занимает особое положение, именно он решает, что должна производить экономика; если потребитель не пожелает купить товары и услуги, то фирмы разо­рятся.

Основная форма собственности на факторы производства — частная. Частная собственность закрепляет за человеком права владения, пользова­ния и распоряжения экономическими благами или ресурсами.
Вспомните из курса обществознания, что такое собственность.
Главные вопросы экономики в условиях конкуренции решаются на ос­нове системы свободных цен под влиянием рыночной информации.

  • Вопрос «что производить?» решается фирмами с учётом покупа­тельского спроса.

  • Вопрос «как производить?» решается фирмами с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы выбирают наиболее эффективный способ произ­водства.

  • Вопрос «для кого производить?» решается в соответствии с платё­жеспособностью покупателей.

Главным стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль. Преимуществами рыночной экономики явля­ются более эффективное использование ресурсов, мобильность системы, её возможность приспосабливаться к изменениям, внедрение новых техноло­гий. Но рыночная система имеет ряд недостатков, так называемых «прова­лов» рынка, которые мы рассмотрим ниже.

Все типы экономических систем можно представить в виде схемы.

^


Традиционная
Главные вопросы решаются по сложившимся традициям

Рыночная

Главные вопросы решаются на основе выбора свободных цен, конкуренции, частной собственности
Централизованная
Главные вопросы решаются директивно

В реальной жизни все страны имеют смешанную экономическую си­стему, которая соединяет в себе признаки других систем: традиционной, централизованной и рыночной. В зависимости от их преобладания выде­ляют смешанную экономику традиционного, централизованного или ры­ночного типа.
^
В условиях рыночной экономики возникают проблемы, которые рыноч­ная система не в состоянии решить. Такими случаями несостоятельности рынка являются: инфляция, безработица, возникновение монополий, цик­личность развития экономики, неравномерность распределения доходов граждан.
Случаи несостоятельности («провалы») рынка

Сильное социальное неравенство

Инфляция

Внешние эффекты

Отсутствие социальных гарантий

«провалы» рынка

Необходимость общественных благ

Безработица

Цик­личность развития экономики

Возникновение монополий

В рыночной системе возникает также необходимость производства об­щественных благ. Общественные блага — экономические блага, использо­вание которых одними членами общества не исключает возможности одно­временного их использования другими членами общества. К ним относят­ся, например, национальная оборона, пожарная охрана, ликвидация последствий чрезвычайных событий (землетрясений, наводнений), госу­дарственное теле- и радиовещание и пр. От частных благ, имеющих част­ного продавца и частного покупателя, общественные блага отличаются та­кими свойствами, как неконкурентность, неисключаемость и бесприбыль­ность. Неконкурентность означает, что товары и услуги могут быть использованы многими людьми одновременно; при этом количество товара, доступное для остальных, не снижается (например: маяк, салют). Неисключаемостъ — это невозможность исключить из пользования этими услугами тех, кто за них не платит, так называемый «эффект зайца», например национальная оборона или освещение улиц. Отсюда — бесприбыльность общественных благ, непривлекательность их производства для коммерческих фирм (например: пожарные, аварийно-спасательные службы).

^

Неконкурентность Товары и услуги могут быть использованы многими людьми одновременно; при этом количество товара, доступное для остальных, не снижается

Неисключаемостъ Пользоваться общественными товарами и услугами нельзя запретить тем, кто за них не платит

Бесприбыльность Бесприбыльность общественных товаров и услуг, непривлекательность их производства для коммерческих фирм

Кроме того, рынок не способен решить проблему внешних эффек­тов. Внешние эффекты — положительные или отрицательные воздей­ствия на тех, кто не участвует в производстве или потреблении данного товара.

Примеры положительного внешнего эффекта: бесплатный автобус до супермаркета — для местных жителей, хорошая дорога к богатому особня­ку — для всех, кто будет пользоваться этим участком дороги.

Примеры отрицательного внешнего эффекта: загрязнение предпри­ятием окружающей среды, курение в общественных местах и т. п.

Как положительные, так и отрицательные внешние воздействия сни­жают эффективность использования ресурсов, поскольку в обоих случаях цена товара оказывается заниженной. При этом количество проданного то­вара искусственно занижено в случае положительного внешнего эффекта и неоправданно завышено в случае отрицательного внешнего эффекта. В теме рыночного равновесия мы вернёмся к этому вопросу и разберём кон­кретные ситуации с внешними эффектами.

Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмешательство госу­дарства и формирование смешанной экономической системы. В смешанной системе частные и общественные организации совместно осуществляют экономический контроль.

В настоящее время в России сложилась смешанная экономика рыноч­ного типа.
Выводы


  • Три главных вопроса экономики:

что производить?

как производить?

для кого производить?


  • В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы, форми­руется определённый тип экономической системы: традиционная, командная или рыночная.

  • Наличие провалов рынка делает необходимым вмешательство государства и формирование смешанной системы.

^

Экономическая система

Главные вопросы экономики

Традиционная система

Централизованная система

Рыночная система

Рынок

Частная собственность

Смешанная система

«Провалы» рынка

Общественные блага

Внешние эффекты

Вопросы и задания


  1. Что такое экономическая система?

  2. Назовите три главных вопроса экономики. Почему каждое общество вынуж­дено решать эти вопросы?

  3. Как решаются основные вопросы в традиционной системе?

  4. Какая форма собственности является основной в условиях централизован­ной системы, а какая — ив условиях рыночной системы?

  5. Что заставляет фирмы производить качественные товары в условиях ры­ночной экономики? Объясните почему.

  6. Приведите примеры «провалов» рынка.

  7. Что характеризует современную экономику в России как экономику сме­шанного рыночного типа?

  8. Что такое общественные товары и услуги? Почему фирмы не занимаются их производством?

  9. «Либо сила, либо рубль — иного выбора в экономике не было и нет от ве­ка, от Адама до наших дней». Как вы понимаете это высказывание Н. Шме­лёва?

litcey.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *