4. Три основных вопроса экономики.
Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.
Три основных вопроса экономики:
Что? – проблема целеобразования. – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?
Как? – проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?
Для кого? – проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?
Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.
5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.
Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.
Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей». А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.
Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).
Средства производства (Y)
В
YВ ● Е
YС С
● F
D
Предметы потребления (Х)
О ХВ ХС
Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и YВ единиц средств производства.
График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.
Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.
Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (ХВ) и большего количества средств производства (YВ), чем выбрав точку С (ХС, YС). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХС – ОХВ единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОYВ – ОYС единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.
Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.
Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А1D1, возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).
Y
А1
● Е
А
Х
D D1
Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).
Y
А1
А
Х
D
studfiles.net
§ 18. Главные вопросы экономики —
1. Прочитай текст и выполни задания.Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.
(По материалам «Энциклопедии для школьников»)
Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:
1) Что и в каком количестве производить?
В большом количестве, то что нужно народу и удобно.
2) Как производить?
Экономично, с выгодой для себя и покупателей.
3) Для кого производить?
Для людей.
2. Объясни значение понятий.
Экономическая эффективность –
это соотношение между полученными результатами производителя и затратами труда.Экономическая система-
совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.Оптимизация технологии повышение уровня персонала и др.
4. Заполни таблицу используя текст учебника.
5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.
1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.
Традиционная экономика.
2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.
Командная экономика.6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.
1) господство государственной формы собственности
2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов
3) производство товаров и услуг
4) конкуренция товаропроизводителей
7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.
1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?
Человек по своей инициативе делает и сам решает куда его занесет. Частная инициатива определяющая.
2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.
Самостоятельный выбор, спрос, предложение.3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.
Человек открыл магазин и сам им управляет.poobschestvu.ru
Главные вопросы экономики. Экономическая эффективность
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
§ 3. Экономическая система 1. Главные вопросы экономики Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три основных вопроса экономики.
В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определённые типы экономических систем: традиционная, рыночная, централизованная. ^ — это способ организации совместной деятельности людей в обществе. Понятие экономической системы включает такие механизмы принятия решений, как законодательная система, формы собственности, нормы морали, привычки, обычаи, принятые в данном обществе. В условиях традиционной экономической системы три основных вопроса экономики (что производить? как производить? для кого производить?) решаются в соответствии со сложившимися традициями. Примерами соблюдаемых традиций в экономике являются: привычные методы земледелия, нормы потребления определённых продуктов, религиозные запреты на производство и потребление конкретных товаров и др. Отношения купли-продажи слабо развиты, преобладает сельское хозяйство. Большая часть истории развития человечества проходила в рамках традиционной экономической системы. ^ , которую ещё называют плановой, административной, командной, характеризуется тем, что государственная собственность является основной формой собственности. Три основных вопроса решаются центральными государственными органами. Эти решения отражаются в государственных планах и имеют форму директив (приказов), которые обязательны для исполнения всеми предприятиями. Централизованное регулирование осуществляется не только в сфере производства товаров, но и в сфере их распределения. Такая экономическая система была реализована в Советском Союзе и, отчасти, в странах социалистического содружества. Централизованное решение главных вопросов экономики в СССР позволило добиться успехов в естественнонаучной сфере, освоении космоса, обеспечить обороноспособность страны, создать мощные системы социальной защиты и т. д. Однако командно-административная экономическая система СССР оказалась неспособной обеспечить развитие личной инициативы. Одним из принципов командной экономики является принцип уравнительного распределения. Если предприятию удавалось получить большую прибыль, то почти вся она изымалась и переходила в бюджет государства. Работники получали почти одинаковую заработную плату, поощрение за высококвалифицированный, творческий труд было незначительно и имело не столько материальную, сколько моральную основу. Всё это порождало незаинтересованность предприятия в улучшении технологии производства, росте производительности, отсутствие личной заинтересованности людей в результатах своего труда. Постепенно стало наращиваться отставание СССР по важнейшим социально-экономическим показателям от ведущих держав мирового сообщества. Подавление экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов привело к ухудшению качества экономического роста, его замедлению. Возникла необходимость радикального реформирования экономической системы. ^ В рыночной системе роль правительства ограничена. Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной деятельности: граждане и фирмы. Их взаимодействие происходит на рынке. Рынок – это любая форма контактов продавцов и покупателей, на основе которых совершаются сделки купли-продажи. Существует множество видов рынков, их классифицируют по экономическому назначению объектов, по географическому положению, по отраслям. Классификация рынков рынок товаров и услуг, рынки труда, капитала, ценных бумаг рынок местный, региональный, национальный, мировой Рынки находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую сложную систему. Основой рыночного механизма является индивидуальная свобода в принятии и реализации экономических решений. Свободой выбора в условиях рыночной экономики пользуются предприниматели, собственники ресурсов и потребители.
Основная форма собственности на факторы производства — частная. Частная собственность закрепляет за человеком права владения, пользования и распоряжения экономическими благами или ресурсами. Вспомните из курса обществознания, что такое собственность. Главные вопросы экономики в условиях конкуренции решаются на основе системы свободных цен под влиянием рыночной информации.
Главным стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль. Преимуществами рыночной экономики являются более эффективное использование ресурсов, мобильность системы, её возможность приспосабливаться к изменениям, внедрение новых технологий. Но рыночная система имеет ряд недостатков, так называемых «провалов» рынка, которые мы рассмотрим ниже. Все типы экономических систем можно представить в виде схемы. ^ Главные вопросы решаются на основе выбора свободных цен, конкуренции, частной собственности В реальной жизни все страны имеют смешанную экономическую систему, которая соединяет в себе признаки других систем: традиционной, централизованной и рыночной. В зависимости от их преобладания выделяют смешанную экономику традиционного, централизованного или рыночного типа. Сильное социальное неравенство Инфляция Внешние эффекты Отсутствие социальных гарантий «провалы» рынка Необходимость общественных благ Безработица Цикличность развития экономики Возникновение монополий ^ Кроме того, рынок не способен решить проблему внешних эффектов. Внешние эффекты — положительные или отрицательные воздействия на тех, кто не участвует в производстве или потреблении данного товара. Примеры положительного внешнего эффекта: бесплатный автобус до супермаркета — для местных жителей, хорошая дорога к богатому особняку — для всех, кто будет пользоваться этим участком дороги. Примеры отрицательного внешнего эффекта: загрязнение предприятием окружающей среды, курение в общественных местах и т. п. Как положительные, так и отрицательные внешние воздействия снижают эффективность использования ресурсов, поскольку в обоих случаях цена товара оказывается заниженной. При этом количество проданного товара искусственно занижено в случае положительного внешнего эффекта и неоправданно завышено в случае отрицательного внешнего эффекта. В теме рыночного равновесия мы вернёмся к этому вопросу и разберём конкретные ситуации с внешними эффектами. Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмешательство государства и формирование смешанной экономической системы. В смешанной системе частные и общественные организации совместно осуществляют экономический контроль. В настоящее время в России сложилась смешанная экономика рыночного типа.
что производить? как производить? для кого производить?
^ Экономическая система Главные вопросы экономики Традиционная система Централизованная система Рыночная система Рынок Частная собственность Смешанная система «Провалы» рынка Общественные блага Внешние эффекты Вопросы и задания
|
litcey.ru