Как создавались нравственные нормы поведения – что это такое, формирование чувства ответственности за свои поступки

3. Этика – учение о морали.

Этика – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Она является важнейшей частью философии. Этика рассматривает те нравственные проблемы, которые неизбежно встают перед каждым человеком. Этика не только описывает реально существующие отношения между людьми, но и стремится создать идеал этих отношений, т.е. не только анализирует сущее, но и намечает очертания должного.

Этика как наука не только изучает, обобщает и системати­зирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим по­требностям, способствуя тем самым совершенствованию обще­ства и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

ДЕ 2. Основы этики юридической деятельности.

4. Предмет изучения этики. См. Де 1 (3)

5. Социальные и нравственные нормы.

Нравственные нормы — это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему проживания индивида в человеческом обществе. Они, по сути, представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку. Общество также выносит оценку поведения человека – является ли оно нравственным или безнравственным. Четких и закрепленных критериев такой оценки не существует. Социальные же нормы – это установленные в обществе правила поведения, регулирующее отношения между людьми. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей зависящих от конкретных условий их жизнедеятельности. Социальные нормы не имеют конкретного адресата, они рассчитаны не на одного или несколько человек, а сразу на многих лиц. Они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим). Так же они рассчитаны на многократное повторение, т.е. урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникает аналогичная ситуация.

6. Происхождение морали.

Вопрос о происхождении морали является сложной этико-философской проблемой. В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода:

  • Религиозный подход — возводящий мораль к божественному началу.

  • Натуралистический подход — выводящий мораль из законов природы.

  • Социальный подход — рассматривающий мораль в качестве одного из социокультурных механизмов.

Происхождение морали напрямую связано с развитием человеческого общества, которое предъявляет ряд требований к поведению человека. Так, моральные представления людей первобытного общества формируются в условиях жесткой борьбы за жизнь. Первобытность отличалась примитивным коллективизмом. Возникающие элементы нравственности были пронизаны идеей равенства как специфичным для той эпохи принципом организации социальных отношений.

7. Специфика морали.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей, т.е. мораль каждого общества и народа отличается своеобразием норм и правил. Далее мораль характеризуется добровольным следованием ее нормам. И, наконец, мораль существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению.

studfiles.net

Нравственное поведение

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное ,строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремиться занять какую-либо позицию в возникшей жизненной ситуации.

Оценки, которые общество дает поступкам человека, не всегда объективны, а также не существует определенных критериев этих оценок. Анализ поведения человека исходит из многих факторов, к основным из них относятся:

— Мотивы поведения. Их всегда много и они неоднозначны. Иногда благородные и нравственные мотивы, которыми руководствовался человек, приводят к неблаговидным поступкам.

— Последствия поступков. Их всегда учитывают при вынесение оценки поступку человека. Оценка производится с позиции общественной значимости поступков.

—  Реальность, в которой происходил поступок. Она может сделать один и тот же поступок либо значимым для общества, либо общественно порицаемым.

— Средства для достижения цели. Нравственное поведение отрицает возможность использования любых целей, для достижения желаемого результата, так как такие действия приводят к развитию у человека эгоизма и нездорового индивидуализма.

Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности,  уровень ее культурного развития и волевой настрой. Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

Нравственное поведение предусматривает с одной стороны свободу выбора и творчества человека, а с другой – оно ограничено рамками принятых в обществе правил и норм. Это поведение всегда предполагает решать проблемы выбора между личными устремлениями и требованиями общества.

ethicscenter.ru

моральные нормы и поведение людей. Профессиональная этика.

Нравственное сознание — это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражения общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которых человек оценивает свое собственное Я. Формирование н. с., в конечном счете, определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Нравственные нормы, принципы и оценки выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

Нравственность – исторически сложившаяся система неписанных законов.

Нормы н.с. и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юридической силы. Не все, однако, в деятельности человека регулируется правовыми или нравственными нормами. Существует сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции… Таким образом, нормы нравственного сознания образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.

Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, кот по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Н.с. общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов социальные деяния. Однако нравственное не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нр

studfiles.net

§ 22. Нормы нравственности

Литература: Paulsen, System der Ethik, 6 изд. 1905, русск. пер., т. I, 1906; Heffding, Еthik, русск. пер. 1898; Wundt, Ethik, 3 изд. 1903, 2 тома; Gizycki, Moralphiosophie, 1888; Leslie Stephen, The Science of Ethics, 1882; S i d g w i c k, The Methods of Ethics, 5 изд. 1893; M u i r h e a d, The Elements of Ethics, русск. пep. 1905; Fouillee, Critique des systemes de morale contemporaines, 1893, русск. пер. 1900.

Нормы нравственности составляют вид социальных норм; определяя отношение человека к человеку, нравственность представляет всецело явление социальное. Поскольку действия человека не касаются других людей, его поведение нравственно безразлично.

Такому социальному представлению о нравственности противоречит стремление некоторых придать этике чисто индивидуалистический характер. Существует убеждение, будто сфера нравственности — это внутренний мир человека, будто нравственным или безнравственным поступок может быть назван лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Из себя извлекает человек нормы своего поведения, в себе, в глубине своего сердца дает он сам оценку своим действиям

*(182). С этой чисто субъективной точки зрения, человек, взятый отдельно, изолированно, вне его отношений к другим людям, может руководиться нравственными правилами*(183). Иные несколько изменяют постановку вопроса, признавая за нормами нравственности двоякий характер: одни нормы имеют ввиду самого индивида, другие — отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Нельзя признать индивидуального характера ни за всеми нормами нравственности, ни даже за частью их. Нормы нравственности имеют всегда социальный характер. Нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Это не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество определяет, как один человек должен относиться к другому человеку. Это не человек оценивает поведение, как хорошее или дурное, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок дурным с нравственной стороны, хотя он хорош с индивидуальной точки зрения. Человек считается нехорошим торговцем, потому что он сбывает плохие товары, хотя он хорошо торгует, потому что получает значительные барыши.

Анализ любого правила нравственности укажет на социальный ее характер*(184). Едва ли стоит останавливаться на таких явно социальных правилах, как не лги, не кради, не убивай. Издавна в основу индивидуальной этики кладется требование самоусовершенствования. Самый идеал совершенства дан идеальными представлениями окружающего общества. При одних условиях совершенство человека будет заключаться в развитии воинственного духа и физической силы, при других — в развитии смирения и умерщвлении плоти, при третьих — в развитии трудовой деятельности. Стремясь к личному совершенствованию, человек бессознательно выполняет требования общества, заинтересованного в качествах своего личного состава. Когда по временам раздается призыв обращения надежд от государственных учреждений к личному совершенствованию, что иное содержится в нем, как не мысль, что общественное благополучие, не достигнутое усилиями изменить внешние условия существования, может быть обеспечено усилиями каждого индивида улучшить условия своего поведения?

Вместе с тем не всякое поведение человека подвергается нравственной оценке. Человек гуляет и наслаждается видом природы, человек питается, отдыхает, читает газету, — все это действия нравственно безразличные, пока они с той или другой стороны не затрагивают других людей. Следовательно о нравственной оценке действий человека можно говорить только тогда, когда последствия его поведения способны отразиться на интересах других людей.

Подчеркивая социальный характер всех норм нравственности, мы имеем ввиду не то, что нравственное сознание индивида образовалось под влиянием общественной среды, может быть, путем восприятия чужих нравственных переживаний, a то, что нравственное поведение обуславливается социальным авторитетом. Нормы нравственности — это требования, обращенные к человеку извне. Нравственный закон не в нас, а вне нас, как и звездное небо. Тем самым центр тяжести в вопросе о том, какие действия нравственны, перемещается с субъективного момента на объективный. Это не значит опять таки, что в нравственности весь вопрос сводится к тому, что должен делать человек, и что совершенно вычеркивается вопрос о нравственном сознании в действиях человека. Дело заключается лишь в установлении первичности объективного момента, т.е. общественных требований к индивиду, и производности субъективного момента, т.е. мотивов исполнения этих требований. Индивидуалистическая этика есть отражение старого атомистического представления об обществе, недопустимого с современной точки зрения.

Если общество требует от человека соблюдения известного поведения, именуемого нравственным, и требует воздержания от поведения, называемого безнравственным, то где критерий такой оценки со стороны общества? Что же придает нормам, определяющим поведение человека, нравственный характер?

Может быть, такой критерий следует искать в самом содержании нравственных норм? Однако, существует ли такое поведение, которое бы всегда и везде признавалось, как нравственное, и, напротив, можно ли найти такое поведение, которое во все времена и у всех народов осуждалось бы как безнравственное? История и этнография разрушают иллюзию абсолютной нравственности и устанавливают изменчивость нравственных норм, относительность нравственных понятий. Уже Локк по вопросу о существовании общепризнанных нравственных принципов, взывал «ко всем людям, которые хоть сколько-нибудь занимались историей человечества и видели дальше дыма своей трубы»*(185). Что общего между идеалом северо-американского дикаря, который ставит высшей целью своей жизни добыть возможно больше скальпов, и идеалом квакера, отказывающегося поднимать руку на человека даже тогда, когда этого требует защита отечества; между обязанностью умерщвлять престарелых родителей, которая в точности выполняется ново-каледонцами с полным сознанием долга, и обязанностью содержать немощных родителей до конца их жизни, возлагаемой на члена современного цивилизованного общества не только нравственностью, но и правом; между почетом, какой оказывается в настоящее время некоторыми полинезийскими племенами девушке, имевшей наибольшее число любовников, и противоположным культом девственности; между ветхозаветным принципом возмездия и новозаветным началом прощения врагам? Факт изменчивости нравственных норм во времени и пространстве заставляет прийти к заключению, что в содержании их требований нельзя найти критерия для определения того, что такое нравственное поведение. He в самом поведении, а в его отношении к чему-то иному следует искать основания оценки. Иначе, от материального момента необходимо перейти к формальному.

Здесь мы сталкиваемся с формальной точкой зрения Канта. Этика Канта построена на отвлечении от содержания нравственного поведения*(186). Она сводится к одной лишь форме поведения, имеющей за то свойство безусловного требования. «Поступай только по такому правилу, в котором ты мог бы желать видеть всеобщий закон». Каково это правило, Кант не указывает, но он предлагает каждому индивиду, прежде чем действовать, взвесить, желает ли он, чтобы все действовали по тому же правилу. В такую формулу может быть вставлено различное поведение, и против этого нельзя было бы ничего возразить, если бы формула только допускала различное содержание во времени и пространстве. Но дело в том, что она допускает какое угодно содержание в одно и то же время и на том же пространстве. Представим себе принцип: «бери от жизни все, что можешь взять». Если спросить слабого, желал ли бы он, чтобы все действовали по этому принципу, то он, вероятно, ответит отрицательно. Но сильный физически и экономически мог бы дать утвердительный ответ в уверенности, что при всеобщем соблюдении этого принципа он не проиграет. Следовательно, мы должны признать этот принцип моральным законом? Такой вывод, сделанный вполне правильно, обуславливается тем, что нормы нравственности по Канту строятся по индивидуалистическому началу. Неверность формальной точки зрения Канта обнаруживается и при столкновении принципов. Предположим, гражданин участвовал в вооруженном восстании, за которое ему грозит смертная казнь. Человек не может желать, чтобы все лгали, и потому категорический императив велит ему признаться суду в том, что он принимал участие в освобождении своего народа от деспотизма. Но, с другой стороны, Кант обязывает его к самосохранению, потому что он не может желать, чтобы все пренебрегали своим существованием. Как быть? Канта еще могут спросить, а почему индивид, признающий жизнь несчастьем, не может пожелать, чтобы все последовали его примеру и покончили жизнь самоубийством? Почему человек не должен лгать? На это отвечает сам Кант: потому что тогда никто не стал бы верить другому, а с прекращением доверия исчезло бы и общество. Но этим доказательством Кант внес в формальный принцип телеологический момент, и притом социальный.

Развиваемое нами формальное представление о нравственном поведении отличается резко от Кантовского. Оно также отвлекается от конкретного содержания норм нравственности, данных в исторической действительности. Оно также допускает внесение различного содержания в нормы, признаваемые нравственными. Но оно утверждает, что нравственное свойство определяется не индивидом, а обществом, не с индивидуальной, а с социальной точки зрения. Самое различное поведение может быть признано со стороны общества нравственным, в зависимости от тех исторических условий, в которых оценка производится. Поведение нравственно хорошо или нравственно дурно не само по себе, a пo отношению к обществу, по отношению к тому, как оно отражается на общественном благополучии. Другими словами, поведение оценивается по своим пос

studfiles.net

41. Эстетические категории. Нравственные принципы. Нормы поведения.

Эстетические категории.

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ — основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Эта система может быть не упорядочена, но набор категорий, которыми пользуется та или иная теория, выступает в определенной взаимосвязи, что и придает ему системность. Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона,Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта — эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения — эстетический идеал.

В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций. Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского — прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира. К середине XVIII в. центральной становится категория эстетического (см. Эстетическое). Ее можно определить как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социально-духовной жизни. В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях эстетики В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материальные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.

Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное — категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое — категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни. Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое. Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство. Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления. Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е. позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного,низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.

В то же время в категориях эстетики (наряду с отражением сущности эстетических явлений) присутствует момент оценки, т. е. выражается отношение человека к эстетическому, определяется его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.

Марксистско-ленинская эстетическая теория опиралась и на более широкие категории диалектического и исторического материализма (материя и сознание, материализм и идеализм, содержание и форма, классовость и партийность, интернациональное и национальное), а также категории конкретных наук: теории информации, семантики, семиотики, психологии и ряда других частных и естественно научных теорий. Однако специфику предмета эстетики можно обнаружить только через систему собственно категории эстетики, складывающуюся в эстетической теории.

Нравственные принципы.

Нравственные принципы – это основные моральные законы, которые признают все этические учения. Они представляют собой систему ценностей, которая закрепляет через нравственный опыт моральные обязанности человека. Их еще называют добродетели. Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность.

Способы и средства реализации каждого морального принципа очень разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей самого человека, моральных традиций, сложившихся в обществе и конкретной жизненной ситуации. Наиболее емкими  и распространенными являются 5 принципов: человечность, почтительность, разумность, мужество и честь.

Человечность – это система позитивных качеств, которые представляют собой осознанное, доброе и бескорыстное отношение к окружающим людям, всем живым существам и природе в целом. Человек является духовным и интеллектуальным существом, и в любых, даже самых тяжелых ситуациях, он должен оставаться человеком, в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Человечность складывается из повседневного альтруизма, из таких качеств, как взаимопомощь, выручка, услуга, уступка, одолжение. Человечность представляет собой волевой акт человека, основанный на глубоком понимании и принятии присущих ему качеств.

Почтительность – это уважительное и благоговейное отношение к окружающему миру, как к чуду, бесценному дару. Этот принцип предписывает с благодарностью относиться к людям, вещам и природным явлениям этого мира. Почтительность ассоциируется с такими качествами, как вежливость, учтивость, благожелательность.

Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно включает в себя такие понятия, как мудрость и логичность. Таким образом, разумность с одной стороны – это действия разума, данного человеку от рождения, а с другой – действия, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь – категории, означающие возможности человека преодолевать сложные жизненные обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны и основаны на таких качествах, как долг, ответственность и стойкость.

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в поведении человека для закрепления нравственного опыта.

Нормы поведения.

«Поведение человека, которое (1) не выпадает из общепринятой системы поведения в данном коллективе и (2) не вызывает эмоциональной реакции (отрицательной / положительной) у других членов коллектива, является нормой поведения в данном социуме. …

Норма поведения имеет многоступенчатый характер (иерархична) и в связи с этим встает вопрос о самооценке индивидом своей доминанты: он должен определить, на основании какого аспекта или факта своей личности (или шире — биографии) он регулирует свое поведение в данной ситуации. … Степень облигаторности нормы и, соответственно, системы запретов в его поведении будет зависеть от того, что он считает в данной ситуации определяющим. … Часто субъективный выбор правил поведения определяет и субъективный характер нормы.

Норма создает возможность ее нарушения (т.к. не будь поведение нормированным, нечего было бы собственно, и нарушать). В понятие нормы органически входит и сама возможность отступления от нее. Отступление от нормы, однако связано с принципом «можно, но не следует». …

Норма поведения поддерживается системой ЗАПРЕТОВ налагаемых как на весь коллектив, так и на отдельных его членов традициями, соображениями «здравого смысла» и специальными договорами, соглашениями, кодексами, правилами и т.д. Большинство из них настроено по негативному принципу, т. е. дает перечень запретов объясняет это тем, что норма поведения в целом трудно и не экономно описать позитивно, т.е. в виде предписаний: для этого потребовался б

studfiles.net

Нравственное поведение — это… Нравственные нормы, ценности и правила

Правовое поведение и нравственные нормы являются одними из компонентов образования, о котором ведутся некоторые спорные дискуссии. Некоторые авторы заявляют о себе в пользу этой формулировки, в то время как другие обращаются к нравственному обучению и к гражданскому образованию отдельно. Мы выбираем морально-гражданское образование, нравственное поведение человека, принимая во внимание многочисленные помехи, установленные между моральным феноменом и общественным явлением общественной жизни.

Ценности общества

Связь морального и гражданского поведения не случайна. Нравственно-правовое поведение — это то, чему должны учить детей с рождения. Очевидно, что два поведения связаны друг с другом и зависят друг от друга, потому что вы не можете иметь нравственное поведение, не соблюдая законы, традиции и ценности общества. Вы не можете иметь гражданское поведение, если вы не соблюдаете ценности, нормы, правила, управляющие жизнью сообщества, в котором вы живете.

Морально-гражданское образование является чрезвычайно сложным компонентом образования, поскольку, с одной стороны, его последствия отражены на всем состоянии индивида, а с другой стороны, нравственное поведение — это представленные нравственные нормы и правовые предписания. Они подчиняют все другие ценности (научные, культурные, профессиональные, эстетические, физические, экологические и т. д.). Мораль и цивилизация, таким образом, являются фундаментальными аспектами гармоничной, подлинной и целостной личности.

Моральный идеал

Для хорошего понимания нравственно-гражданского образования требуются некоторые разъяснения в отношении морали и цивильности. Нравственное поведение — это социальное явление, форма общественного сознания, которая отражает отношения, что устанавливаются между людьми в социальном контексте, ограниченном во времени и пространстве, с регулирующей функцией по совместному проживанию людей, стимулированием и направлением поведения человека в соответствии с социальными требованиями. Его содержание материализуется в моральном идеале, ценностях и нравственных правилах, которые составляют то, что называют «структурой нравственной системы».

Нравственное поведение — это теоретическая модель, выражающая моральную квинтэссенцию человеческой личности в форме образа нравственного совершенства. Его сущность проявляется в моральных ценностях, нормах и правилах.

Прототипы морали

Моральные ценности отражают общие требования и требования нравственного поведения в свете идеальных предписаний с практически бесконечным диапазоном применимости. Мы помним, например, некоторые из самых значительных моральных ценностей, это: патриотизм, гуманизм, демократия, справедливость, свобода, честность, честь, достоинство, скромность и т. д. Каждая из них соответствует значению хорошо-плохо, честно-нечестно, героизм-трусость и т. д. Моральные нормы также являются нравственными требованиями, разработанными обществом или более ограниченным сообществом, в которых излагаются прототипы морального поведения для конкретных ситуаций (школьная, профессиональная, семейная жизнь).

Выражая требования моральных ценностей, они имеют более ограниченную сферу действия, чем те, что принимают форму разрешений, облигаций, запретов, которые приводят к определенным формам действий. Мораль формы общественного сознания является источником нравственного содержания образования и эталонной базы для его оценки.

Моральный аспект общественного и индивидуального сознания принадлежит к идеальной сфере, в то время как мораль принадлежит к сфере реальности. Нравственность предполагает эффективные нормативные требования морали, нравственную позицию, переведенную от идеала в реальность. Вот почему нравственное воспитание стремится превратить мораль в добродетель.

Формирование человека

Гражданское право указывает на органическую связь, жизненно важную между человеком и обществом. Точнее сказать, образование содействует формированию человека как гражданина, как активного сторонника законности, воинствующих прав человека на благо родины и людей, к которым он принадлежит. Нравственное поведение — это цель образования, которая заключается в формировании человека как полноценной ячейки, которая чувствует, мыслит и действует в соответствии с требованием общественной морали.

Это требует знания и соблюдения нравственных идеалов, ценностей, норм и правил, на которые опирается общественная мораль. Также необходимы знания структуры и функционирования верховенства права, уважение к законам, изучение и отстаивание ценностей демократии, прав и свобод, понимание мира, дружбы, уважение человеческого достоинства, терпимость, недискриминация по национальности, религии, расы, пола и т. д.

Гражданская совесть

С целью морально-гражданского воспитания основными задачами этого компонента образования являются: формирование нравственно-гражданской совести и формирование нравственного и гражданского поведения.

Следует отметить, что это разделение между теоретическими и практическими задачами делается из дидактических соображений, несколько искусственных, потому что морально-гражданский профиль субъекта развивается одновременно с обеих сторон, принимая как информацию, так и действие, чувства, убеждения-факты.

Формирование нравственно-гражданской совести

Морально-гражданская совесть состоит из системы морали, нравственных норм и знаний о ценностях, законах, нормах, регулирующих отношения человека с обществом. Сюда включаются заповеди, которые индивид использует в своем положении и в рамках многочисленных социальных отношений, в которых он участвует. С психологической точки зрения морально-гражданское сознание включает в себя три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой.

Положительные действия

Когнитивный компонент предполагает знание ребенком содержания и требований ценностей, моральных и гражданских норм. Их знание не ограничивается простым запоминанием, а предполагает понимание требований, которые они подразумевают, понимание необходимости их соблюдения. Результаты этих знаний отражены в формировании нравственных и гражданских представлений, понятий и суждений.

Их роль состоит в том, чтобы привести ребенка во вселенную нравственных и гражданских ценностей, заставить его понять необходимость их соблюдения. Без знаний нравственных и гражданских норм ребенок не может вести себя в соответствии с требованиями, которые возникают у общества. Но, несмотря на необходимость морально-гражданского поведения, моральное и гражданское знание не связано с простым присутствием правил. Для того чтобы они стали мотивационным фактором для запуска, руководства и поддержки морально-гражданского поведения, они должны сопровождаться рядом эмоциональных положительных чувств. Это приводит к необходимости эмоциональной составляющей сознания формирования нравственного поведения.

Внешние препятствия

Аффективный компонент обеспечивает энергетический субстрат, необходимый для проведения нравственных и гражданских знаний. Эмоции и чувства субъекта к моральным и гражданским командам подчеркивают, что он не только принимает ценности, нормы, моральные и гражданские правила, но и живет и идентифицируется с ними. Из этого следует, что и нравственные нормы поведения в обществе, и аффективная привязанность необходимы для морально-гражданского взаимодействия. Однако их недостаточно, потому что часто при выполнении моральных и гражданских действий может существовать ряд внешних препятствий (временные проблемы, неблагоприятные обстоятельства) или внутренние (интересы, желания), для которых необходимы усилия или, другими словами, требуется вмешательство волевого компонента.

Духовные потребности

Из слияния трех компонентов морального и гражданского сознания вытекают убеждения как продукт познавательной, аффективной и волевой интеграции в психическую структуру человека. Сформировавшись, они становятся «истинными духовными потребностями», ядром нравственного сознания и создают условия для того, чтобы человек совершил прыжок из мотивированного внешнего поведения и закрепил свое социально-нравственное поведение.

autogear.ru

Нравственность и этикет в системе нормативного регулирования поведения

Деонтологическое обоснование моральных решений: «Золотое правило нравственности» и категорический императив Канта.

Мораль как совокупность норм поведения может быть закреплена как в неписаных традициях, так и в письменном виде: этических кодексах, уставах, декларациях и т.п. Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения. Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение. Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику той организации, в которой они принимаются3. Этикет: его основные требования, место в деловых отношениях

Понятия «этика», «мораль» и «нравственность» содержательно тождественны. Древнегреческое слово «ethika» служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов и обычаев людей. Этику условно можно назвать наукой о морали. Это универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений.

Морально-нравственные нормы поведения (этика) отражаются и регулируются во внешних нормах и правилах поведения, которые мы называем ЭТИКЕТОМ.

Итак, совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние нормы поведения, в которых отражаются морально-нравственные нормы, называется ЭТИКЕТОМ, что в переводе франц. означает церемониал, норма обхождения.

Этикет представляет собой своего рода условный знак, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его культуры, нравственности, интеллекте уже по тому, как он входит, здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит. Практика развития общества показывает, что овладение правилами этикета и умелое их применение это мощный инструмент, способный помочь преуспеть, и наоборот, пренебрежение ими вполне может разрушить карьеру. Правила этикета — результат опыта многих поколений. В основе своей они являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково везде (особенно, если говорить о нравственной стороне этикета). В тоже время этикет каждой страны может иметь свои и довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и др. традициями и обычаями.




5.3. Основные принципы этикета и его место в деловых отношениях.

К сегодняшним дням сложились общепринятые основные принципы этикета, в числе которых приоритет старшего и приоритет женщины, принцип гигиены и эстетический принцип. Поведение человека должно быть красивым, вызывать чувство прекрасного.Общие принципы культуры поведения конкретизируются основными требованиями этикета: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, точность, обязательность. Для делового человека строжайшее соблюдение этих требований — основа достижения успеха.

· Вежливость — доброжелательность, приветливость. На Востоке говорят: «Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец». Деловой этикет требует от человека улыбки, в каком бы затруднительном положении он ни находился. Ведь если сам не будешь добрым, человечным, то стоит ли ожидать этого от других. В сфере деловых отношений вежливость считают экономической категорией, содействующей повышению прибыли, способом сохранить хорошие отношения, что оборачивается выгодой. Дефицит вежливости создает у людей ощущение дискомфорта, раздраженности, излишней нервозности, которые по правилам этикета необходимо сдерживать. Л.Н. Толстой считал, что если человек, принятый в обществе, имеет бестактность портить удовольствие другим выражением своей скуки, то это доказывает, что он просто не на уровне той среды, в которой находится.



· В предпринимательской практике часто приходится иметь дело с человеком, не заслуживающим уважения. Тогда на первый план выходит корректность, умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях. Грубость никогда не приносила хороших результатов. Лев Успенский отмечал, что вежливость — это великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, чтобы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, каких сам не желаешь принять от этого другого.

В успешных деловых отношениях важно проявлять исключительное внимание к человеку, который с вами разговаривает, для него нет ничего более лестного. Дейл Карнеги подчеркивает, что для осознания такого факта незачем учиться четыре года в Гарварде.

Деловые контакты, сделки, поток текущих дел — все способно вызвать у человека нервное перенапряжение. В таком случае важно вовремя задать себе вопрос: «Что дороже — сорванный контракт, разрыв деловых связей или сдержанность?». Человек, выплескивающий свои эмоции на окружающих, живет дольше, в меньшей степени подвержен стрессам и сердечно-сосудистым заболеваниям. Поэтому психическая разрядка всегда должна найти выход, но не в форме гнева. В таких случаях рекомендуются прогулки, ходьба, физические упражнения, счет про себя, отвлечение на другие темы, не связанные с данным делом.

Деловой этикет по сравнению с бытовым более официален. Деловая вежливость обычно не приемлет заверений в расположенности собеседников друг к другу, длительных благодарностей, извинений за отнятое у человека время. Вежливость предполагает и предупредительность, готовность оказать услугу. Предупредительность не следует смешивать с подобострастием или льстивостью. Вежливый человек сгладит неловкость, поможет человеку выйти из сложной ситуации.

· Особое значение имеют тактичность и деликатность. Неизменным спутником и лучшим советчиком бизнесмена должна стать именно деликатность. Деликатность — слово нерусское, но так получилось, что оно очень емко стало выражать то, что мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком, даже несколько щепетильном отношении к окружающим, к их чувствам. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданным восхвалениям. Тактичность — чувство меры, которое необходимо соблюдать в личных и служебных отношениях, способность чувствовать границу, которую нельзя переступать во взаимоотношениях с людьми. Важно учитывать духовный мир окружающих, понимать то, что у людей может вызвать негативную реакцию. Тактичный человек твердо знает, в какое время и в каком месте можно совершать те или иные действия. Л.Н. Толстой писал: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан». Дж. Леббок, английский естествоиспытатель утверждал: «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы».

Тактичность предполагает осознание того, что может доставить другому человеку неприятность или радость, это способность оценить потребности другого человека. Тактичность предполагает внимание к человеку, основанное на чувстве меры, которое появляется как итог жизненных наблюдений. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость.

Чтобы воспитать в себе тактичность, важно ставить себя на место другого человека. Это требование относится и к тактике деловых отношений. «Если здесь и есть какой-либо секрет успеха, — говорил Генри Форд, — то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

· Очень важное требование этикета — скромность. Признак воспитанного человека — его поведение, приспособленное к окружающей обстановке, способность скромно держаться. Она свидетельствует о цельности личности, ее разностороннем внутреннем мире, умении всегда владеть собой, что располагает к человеку, способствует эффективному решению деловых вопросов.

· Важнейшее для делового этикета требование — точность и обязательность. Люди, умеющие ценить время, считают неприличными необязательность и неточность. Например, недопустимо заставлять человека ожидать более пяти минут, назначать встречу одновременно нескольким людям.

Пунктуальности и обязательности можно поучиться у японцев. Назначая встречу японцу на три часа, вы смело можете приходить без десяти минут три — он уже будет вас ждать. Можно сказать, что секрет японского процветания — именно пунктуальность и обязательность.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *