Какие бывают формы обучения? — Корочка.ру
Кроме очной формы обучения, когда студенты проводят в вузе весь день, есть и другие формы обучения — по вечерам и заочно. Какую выбрать — зависит от жизненной ситуации и возможностей студента.
Кроме очной формы обучения, когда студенты проводят в вузе весь день, есть и другие формы обучения — по вечерам и заочно. Какую выбрать — зависит от жизненной ситуации и возможностей студента.
Очная («дневная») форма обучения
Самая распространенная форма обучения. Студент в течение семестра ежедневно ходит на лекции и семинары.
Заочная форма обучения
Студент самостоятельно осваивает учебный материал. Он приезжает в вуз только на установочную сессию, чтобы получить задание и список литературы, и на сессию для сдачи экзаменов и практических занятий. И в конце обучения — на защиту диплома, конечно.
Очно-заочная («вечерняя») форма обучения
Лекций меньше, чем на очной форме обучения, и они обычно проходят в вечернее время. Бо́льшую часть материала нужно изучать самостоятельно.
Разновидность заочной — дистанционная форма
Преподаватели общаются со студентами с помощью интернет-сервисов: видеоконференций, электронной почты, систем дистанционного обучения и т. д.
Вузы сами определяют форму обучения по конкретным специальностям. Исключение — специальности, по которым запрещено заочное обучение (например, медицинские).
Как выбрать форму обучения?
Ориентируйтесь на свои желания и возможности.
На очную форму обучения поступить сложнее, чем на вечернюю, на вечернюю — сложнее, чем на заочную.
В общем случае качество образования выше всего на дневной форме обучения. И работодатели отлично об этом знают. Если важна гарантия хорошего трудоустройства после вуза — лучше выбрать дневное отделение.
Студентам-очникам платят стипендию и предоставляют общежитие. Важный момент: только студенты дневного отделения получают отсрочку от военной службы и могут заниматься на военной кафедре.
Зато вечернее и заочное обучение вполне можно совмещать с работой, а вот очное — затруднительно. Заочная и дистанционная формы позволяют получить диплом вуза, который находится в другом городе.
Подумайте:
- на какую форму обучения вы проходите по баллам ЕГЭ;
- собираетесь ли работать во время учебы в вузе;
- нужна ли вам отсрочка от армии;
- нужна ли вам военная кафедра;
- нужно ли общежитие;
- интересует ли вуз в другом городе.
Кстати, студенческая жизнь во всех ее проявлениях — КВН, капустники, совместные походы в кафе, тусовки и вечеринки — есть только у очников. У вечерников просто нет для этого времени — днем работают, вечером учатся. А заочники даже не всегда знакомы друг с другом.
korochka.ru
Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебель
Формы обучения
Очное обучение
Традиционной формой обучения является очное или аудиторное обучение в формате лекций, семинаров, тренингов и т.д. Но все они используют различные подходы и методики.
В чем же их существенное отличие?Человек, в среднем, запоминает 10% того, что слышит, 30% того, что видит, 50% того, что видит и слышит, 80% того, что делает сам. В отличие от семинаров, на которых слушатели (!) слушают, запоминают, записывают, одним словом получают знания, тренинг, как вид обучения персонала, предлагает участникам все попробовать сделать самим, не только получить теоретические знания, но и наработать умения и навыки. Большинство психологов признает, что наилучший эффект дают тренинги, проводимые в группах. Если на лекциях и семинарах опора делается на визуальное и аудиальное восприятие (зрение и слух), то на тренингах подключается кинестетическое восприятие: «истина, данная нам в ощущениях». Эффективность воздействия возрастает многократно!
Тренинги – это занятия с большой долей практических упражнений, семинары предполагают скорее передачу знаний в виде информации. Если при проведении обучающего занятия более 70% времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, их разбору и анализу – то это обучение явно можно назвать тренингом.
Если на занятии много информации, которую нужно просто фиксировать (записывать, запоминать) и менее 30% времени отведено на практическое закрепление навыков применения этой информации – мы находимся на семинаре.Уже очень редко можно встретить занятия в виде лекций; современные методы обучения предполагают использование всех доступных каналов коммуникации. Человека, проводящего занятие, трудно назвать лектором – его рабочим инструментом является не только речь и голос. Стремясь достичь целей обучения, заботясь о том, чтобы участники успешно интегрировали новые знания с уже имеющимися, тренер общается с аудиторией, направляя коммуникативные сигналы
- и по визуальному каналувосприятия (слайды, рисунки, запись на флипчарте, видеофрагменты),
- и по аудиальному(речь тренера, музыкальный фон, сигналы таймера),
- и по кинестетическому (моделирование ситуаций, деятельностные упражнения, задание на командную согласованность).
Разнообразие модальностей в поступающей информации помогает её целостному восприятию участниками и лучшему усвоению.
Дистанционное обучение
Широкое распространение в последнее время получило дистанционное обучение (ДО), которое оправдано, прежде всего, с экономической точки зрения, т.к. не требует перемещение большого количества сотрудников к месту обучения.
Дистанционное обучение или e-learning – это способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. ДО имеет множество вариантов и разновидностей, которые отличаются друг от друга. Можно выделить два основных вида ДО: синхронное и асинхронное или on-line и off-line.При синхронном методе обучения (on-line) общение сотрудников и преподавателей осуществляется в виртуальных аудиториях в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. Преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы.
В ТБМ используются такие виды on-line обучения, как вебинары и видеоконференции.
При
В ТБМ используются такие виды off-line обучения, как электронные курсы, видео- и аудио- материалы, электронные библиотеки, корпоративная Википедия.
К несомненным преимуществам дистанционного обучения относятся:
- Возможность обучения территориально удаленных слушателей. Россия — огромная страна. Из Москвы легче добраться в Европу, чем во Владивосток. Посылать преподавателей на такие рас стояния достаточно дорогое удовольствие, а это, в конечном итоге, сказывается на стоимости обучения.
- Экономия времени. Когда человек сидит пять дней в учебном классе, он, естественно, отсутствует на рабочем месте, и часто такие потери рабочего времени бывают критичны. Дистанционное обучение позволяет составить гибкий график обучения, учиться в свободное время.
- Адаптированный под слушателя стиль обучения. Многие слушатели не могут сидеть в классе — их не устраивают темпы и ритм обучения, им проще учиться самостоятельно. Если человек привык работать самостоятельно и достаточно хорошо мотивирован, то электронное обучение для него — идеальный механизм.
- Частые изменения. Меняется законодательство, внутренние регламенты. У большой организации возникает необходимость постоянного донесения этих изменений до сотрудников. Как обучить большое количество пользователей в сжатые сроки? Здесь наибольший эффект достигается развертыванием корпоративных систем дистанционного обучения.
Однако такое обучение имеет и ряд недостатков. Критики e-learning выделяют отсутствие социального контакта с другими участниками обучения, опасность неправильного толкования теоретического материала, но главное — это необходимость высокого уровня самообучаемости слушателей, т.к. достаточно сложно добиться, чтобы сотрудники всегда следовали расписанию, внимательно изучали материал, прорабатывали все необходимые задачи, искали нужные решения без серьезного внешнего контроля, если они не обладают высоким уровни самоорганизации и самодисциплины.
Хотя популярность дистанционного обучения растет, споры по его эффективности продолжаются.
Поиск более совершенных способов обучения, использующих достоинства e-learning и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения (blended learning), совмещающего дистанционный формат, очные занятия и самоподготовку.
Обучение на практике
Обучение на практике или обучение действием (action learning) — это активная форма обучения навыкам, необходимых в работе. Метафора: «Обучение в боевых условиях». Отличительной особенностью метода является то, что участники сразу решают свои актуальные задачи с помощью необходимых знаний. В связи с этим возникает ряд преимуществ. Участникам не приходится переносить знания и умения, полученные в учебных условиях на реальную ситуацию. Кроме того, происходит одновременное усвоение новых знаний и решение значимых задач
Наставничество — это одна из форм обучения на рабочем месте для вновь принятых или переведенных на другую должность работниками, акцент в которой делается на практическую составляющую. В процессе наставничества более опытный и квалифицированный сотрудник организации передает своему подопечному (наставляемому, обучаемому) знания и навыки, необходимые тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человек, а также на социокультурную адаптацию в коллективе.
Стажировка — это обучение в процессе деятельности, которое предусматривает изучение лучшего отечественного и зарубежного опыта, обретение практических умений и навыков относительновыполнения обязанностей на занимаемой должности или на должности высшего уровня. Стажировка полезна тем, что позволяет попрактиковаться и получить обратную связь. В ТБМ стажировки применяются не так часто и используются они, чаще всего, для обмена опытом руководителей подразделений.
Участие в проектах — процесс обучения действием состоит из обучения через проживание ситуаций, решения проблемных и креативных задач, получения соответствующих знаний, направленной групповой обучающей работы.
Основными характеристиками метода являются:
— Сосредоточенность на обучении через делание
— Групповая работа
— Принятие командных решений
— Формализация результатов (презентации, материалы).
В ТБМ, чаще всего, обучение на проектах применяется для подготовки кайдзен-менеджеров.
Сравнение форм обучения
Любая форма обучения имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при построении эффективной системы обучения обычно используются разные формы в зависимости от целей обучения, установленных сроков, количества участников, выделенного бюджета и т.д.
Выбирая способ обучения, важно помнить, что в результате мы получим разный уровень освоения знаний. На рисунке представлена примерная шкала по степени освоения материалов при разных формах обучения.
Но даже выбрав наиболее эффективную по данной шкале форму обучения, нет гарантии, что сотрудник отлично усвоит новый материал, т.к. на процесс обучения влияет множество факторов, начиная от качества самого учебного материала до интеллектуальных способностей обучаемого.
www.wikipro.ru
Современные формы обучения в школе
Современная система образования шагнула далеко вперед: стала более компьютеризированной, интерактивной, познавательной и увлекательной, в ней появилось много интересных подходов к обучению детей, разработанных опытными педагогами и профессорами. В нашей статье вы сможете познакомиться с новыми формами школьного образовательного процесса.
Классификация современного школьного очного обучения
Обучение, проходящее в очной форме, классифицируют на следующие образовательные программы:
- информационно-коммуникационная;
- развитие критического мышления;
- проектно-документационная;
- развивающее обучение;
- здоровьесберегающая;
- проблемное обучение;
- игровая;
- модульная;
- творческая мастерская;
- интегрированное обучение;
- сотрудничество;
- уровневая дифференциация;
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- фронтальная;
- традиционная классно-урочная система.
Далее более подробно будет рассмотрен каждый из вышеперечисленных аспектов.
Информационно-коммуникационная программа
Информационно-коммуникационная программа подразумевает использование во время обучения различных современных технологий и интерактивных систем. К ним относятся:
- стационарные компьютеры;
- ноутбуки;
- планшеты;
- интерактивные доски.
При помощи данной программы занятие проходит с применением вышеперечисленных устройств. Ребенок учится работать с современной техникой, получает навыки, которые пригодятся ему в дальнейшем (например, при обучении в ВУЗе). Также у школьников развивается интерес к самообразованию, происходит формирование коммуникативной компетенции. Применение высоких технологий проводится с 1 класса.
Фронтальная программа
Фронтальная программа — очного обучения, во время которого педагог перед классом объясняет определенный материал, а затем, примерно в середине урока, дает задание по пройденной информации, предоставляя ученикам возможность самостоятельной работы. По окончании урока дети должны сдать тетради с выполненной работой для проверки на оценку. Данный метод является широко распространенным во многих российских школах и применяется с 1 класса.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа — образовательная программа с учетом личностных и психологических особенностей каждого ученика. Педагог во время урока выдает детям индивидуальные задания, подходящие под их умственные способности.
Развитие критического мышления
Критическим называют мышление, помогающее строить свои мысли таким образом, чтобы каждая услышанная информация подкреплялась не только словесными домыслами, но и доказательной базой и фактами. Детей учат мыслить критически, то есть доверять своему рассказчику после доскональной проверки его слов. Такой метод позволяет закрепить пройденный материал и помогает ребенку лучше запомнить его. Работа по данному направлению начинается с 4 класса.
Проектно-документационная программа
Проектно-документационная программа подразумевает обучение школьников на основании выполнения различных проектов, презентаций и сопроводительной документации к ним (докладов, рефератов) по заданной тематике. Данная работа обычно проводится в группах по несколько человек или в сольной форме. Школьники учатся контактировать друг с другом, выступать на публике, искать необходимую информацию и правильно преподносить свои идеи. Этот образовательный метод предназначается для детей с 5 класса.
Развивающее обучение
Развивающее обучение — это образовательная программа, на основании которой школьникам предлагается выполнение различных творческих заданий, для них организуются и проводятся разнообразные экскурсионные туры в другие города с целью наглядно-исторического изучения своей родины. Данная методика формирует у детей общее представление о мире, развивает навыки общения со сверстниками и логическое мышление. Работа по этой программе начинается с 3 класса.
Здоровьесберегающая программа
Здоровьесберегающая — направлена на изучение со школьниками основ первой медицинской помощи. Главная цель данной методики — научить детей самостоятельно принимать сложные решения, помогать другим и в том числе себе в тяжелой чрезвычайно ситуации. Данная форма обучения проводится с 7 класса.
Проблемное обучение
Проблемное обучение — это высокоинтеллектуальная форма занятия, согласно которой школьников «погружают» в определенную смоделированную проблему и предлагают им решить ее при помощи своих собственных навыков и умений. Такой метод учит детей работать слажено в коллективе, заставляет думать и понимать себя. Проблемное обучение проводится с детьми после 6 класса.
Игровая программа
Игровая программа — это развивающе-творческая форма обучения, которая проводится для школьников младших классов (с 1 по 5 класс) с целью развития у детей новых знаний и навыков, которые в силу своего возраста им тяжелого запомнить в теоретической форме. Например, в настоящее время применяется методика игровой математики или изучения алфавита. Педагоги утверждают, что такая игровая программа позволяет ученикам начальной школы легче и быстрее усваивать материал.
Модульная программа
Модульная программа подразумевает формирование у школьников способностей к самостоятельной работе и самообразованию (с некоторой помощью со стороны педагогов и родителей). Данная методика основана на развитие механизма мышления и навыков построения логической последовательности собственных действий у ребенка. Программа проводится с 7 класса.
Творческая мастерская
Творческая мастерская предоставляется возможность выражения собственных идей и мыслей при помощи карандашей, красок, фломастеров, цветной бумаги и других материалов. Это необычный и уникальный урок изобразительного искусства, который стал более свободным, интересным и развивающим. Данные занятия проводятся, начиная с 3 класса.
Интегрированное обучение
Интегрированное обучение помогает совмещать на одном занятии несколько направлений из разных областей. Например, биологию и химию, русский и английский языки, рисование и труд. Во время такого необычного урока ребенок учится быстрее и более координированно воспринимать, и усваивать информацию. Данная методика применяется с 8 класса.
Программа-сотрудничества
Программа-сотрудничества подразумевает активную школьную внеклассную работу учеников с различными благотворительными организациями, младшими детьми, в том числе и дошкольниками, ветеранами ВОВ. Классный руководитель совместно с другими педагогами организует со своими учениками какой-либо план-проект, к примеру, для поздравления пожилых людей с Днем Победы, просвещения дошколят по пожарной безопасности
Кейс-технология
Это образовательный метод, в ходе которого педагог рассказывает ученикам различные истории и ситуации, случившиеся в прошлом, то есть детям предлагается «складывать полученную информацию в свой кейс» и запоминать ее. На следующем уроке учитель просит вспомнить и воспроизвести пройденный материал. Данный метод применяется как в гуманитарных науках, так и в точных. Например, для младших школьников урок математики проходит в форме увлекательных историй и рассказов, помогающих ребенку быстрее освоить новые знания. Кейс-программа проводится с 3 класса.
Уровневая дифференциация
Методика уровневой дифференциации подразумевает выделение главных и второстепенных учебных материалов. Вначале педагог объясняет ученикам основную информацию по той или иной теме, а затем — второстепенную, то есть дополнительную. Затем проводится повторение изученного с целью закрепления. Данная программа применяется с 5 класса.
Групповая работа
Групповая деятельность проводится с целью сплочения детского коллектива, а также обучения школьников умению работать со сверстниками, находить общий язык, доказывать собственное мнение и правильно преподносить идеи. Такое метод используется с 5 класса.
Классно-урочная система
Классно-урочная методика — это традиционно сложившаяся образовательная программа, согласно которой занятия проводятся в форме урока по определенному предмету на заданную тематику.
Заочное школьное обучение
Бывают такие жизненные ситуации, когда ребенок не справляется со школьной программой или же в силу состояния здоровья он не может посещать образовательное учреждение, имеет плохие отношения с педагогами или одноклассниками, из-за сильной занятости родителей или опекунов, которые не могут отводить и забирать ученика из школы, а также по причине опережения по развитию умственных способностей своих сверстников. В таких ситуациях школьника переводят на заочное обучение, которое бывает:
- дистанционным;
- домашним;
- семейным;
- экстернативным.
Дистанционный тип
Подразумевает участие школьника в учебном процессе путем подключения через сеть интернет, а также видеосвязь. Такой метод может применяться даже в случае, если ребенок находится, например, в лечебном учреждении, за пределами Российской Федерации.
Домашний тип
Педагоги приходят к ученику домой, занимаются с ним по индивидуально подобранной программе и составленному графику с учетом физиологических и умственных способностей ребенка. Разумеется, из программу исключаются такие предметы, как музыка, физическое воспитание, труд и изобразительное искусство. Учитель оставляет школьнику домашние задание, правильность которых проверяет при следующем посещении.
Семейный тип
Заключается в прохождении обязательной школьной программы учеником совместно с родителями, которые предварительно консультируются с педагогами и берут необходимые материалы и учебники для занятий. Учебные пособия доступны в школьной библиотеке.
Экстернат
Экстернат — это образовательная форма обучения, за счет которой у способных и одаренных учеников есть возможность получить аттестат об окончании 9 или 11 классов в сжатые сроки намного раньше своих сверстников. Для такого ребенка педагоги готовят отдельную программу и задания, которые он должен выполнить до экзаменов. Экзаменационные испытания проводятся на 3-4 месяца раньше, чем для остальных школьников.
Мы рассмотрели основные программы школьного обучения, позволяющие развивать у детей самостоятельность мышления, логику, терпение, умение общения и взаимодействия с одноклассниками. Каждая методика была разработана грамотными и профессиональными педагогами, психологами и методистами, поэтому их качество и положительное действие гарантировано. За счет них большинство школьников стало гораздо лучше учиться и быстрее осваивать полученный материал.
mixfacts.ru
Современные виды и формы процесса обучения
СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы видов и форм процесса обучения 5
1.1 Виды обучения
1.2 Понятие о формах организации педагогического процесса
1.3 Классификация форм обучения
1.4 Функции форм обучения
1.5 Урок — основная форма организации педагогического процесса
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
Заключение
Литература
Приложение 1 План – конспект традиционного построения занятия для среднего профессионального учебного заведения
Приложение 2 План – конспект зачетного занятия
Приложение 3 План-конспект занятия факультатива
Приложение 4 План-конспект занятия по технологии
Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.
Вся отечественная и общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. И вот из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами. Учащиеся, студенты все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководителя учебного заведения и инспектора).
В современных социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению – они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «учитель как бы впереди ученика» должна поменяться на позицию «ученик как бы впереди» (кроме, конечно, начальной школы). Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента – вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию – посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах, игр и т.д.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.
Задачи:
1. Изучение теоретических источников по проблеме.
2. Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.
3. Разработка некоторых форм процесса обучения.
4. Анализ выявленных в ходе работы данных, разработка рекомендаций по использованию результатов данной работы.
Объектом исследования являются виды и формы процесса обучения.
Предметом исследования являются конкретные виды форм процесса обучения.
Гипотеза исследования следующая: при применении многообразия современных видов и форм процесса обучения, произойдет смещение акцентов в сторону самоучения и самостоятельной работы обучающихся, развития дистантного обучения и нетрадиционных форм учебных занятий, что приведет к мотивации обучающихся на самооценивание.
Следует отметить, что проблема видов обучения не нашла еще достаточного отражения в современной педагогической литературе. В то же время целый ряд авторов разделяют подход, согласно которому под ними понимается специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений. В этом случае в педагогической литературе они объединены в две относительно самостоятельные группы – объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения [8].
Объяснительно-иллюстративный вид обучения является основным видом обучения в отечественной школе различных образовательных уровней. Он предполагает доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала. Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание (восприятие) и запоминание. К тому же оно опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание нового опыта. Такой подход к организации учебного процесса иногда также называют традиционным [8;9].
Понять учебный материал, предъявляемый таким способом — значит воспроизвести в сознании (в речи, на практике) излагаемую ситуацию, проделать те познавательные операции (сравнение, анализ, моделирование и т. п.), без которых объяснение не существует. При этом важно, чтобы учащийся сознавал, почему производятся именно эти операции в данной последовательности, а также, чтобы воспроизведение (словесное или практическое) не было шаблонным, связанным лишь с одинаковой языковой или практической формой.
Разные уровни понимания отличаются широтой переноса получаемых знаний в новые (для учащихся) учебные ситуации. Объяснение, например, может исходить из фактов и приводить к обобщениям (законам, принципам) на основе индуктивного подхода к изложению учебного материала. А может, напротив, на основе обобщения выявлять сущность фактов, чувственных данных, представляя собой дедуктивное объяснение. Однако в чистом виде индуктивное или дедуктивное объяснение встречаются редко — обычно они сочетаются.
Различают также аналитические и синтезационные пути объяснения и иллюстрации. При первом педагоги исходят из того, к чему требуется прийти на учебном занятии, а при втором — из описания ситуации. Чаще всего встречается сочетание этих путей. В то же время в современной дидактике все чаще подчеркиваются преимущества так называемого анализа через синтез, т.е. анализа учебного материала с точки зрения того, к чему необходимо прийти.
Объяснительно-иллюстративный вид обучения имеет ряд важных преимуществ. Считается, что он экономит время, сберегает силы педагогов и учащихся, облегчает понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом. В то же время отмечается, что в этом случае учащимся преподносятся как бы «готовые знания», что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить. Этот недостаток устраняется в результате опоры на положения проблемного вида обучения.
В основу проблемного обучения [5;7;8;9] положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.
В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. Однако в этом случае важно учитывать, что и при объяснительно-иллюстративном обучении также не исключаются элементы поисковой деятельности учащихся, особенно при изучении предметов естественно-математического цикла, само содержание которых предполагает решение задач, наблюдение и обобщение. В то же время фронтальное изложение и передача педагогом готовых выводов науки доминирует, особенно в предметах гуманитарного цикла.
Следует учитывать, что проблемное обучение предполагает отличную от традиционного структуру учебного занятия, состоящую из трех компонентов:
актуализации опорных знаний и способов действия;
выявления и усвое
mirznanii.com
Формы обучения
Какие существуют формы обучения в школе?
Со временем меняется не только материал, предусмотренный школьной программой, но и форма его подачи. Сегодня родители, исходя из индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка, могут сами выбирать форму обучения для него.
Очная форма обучения
По факту присутствия обучающегося на уроках обучение в школе происходит по очной форме обучения.
Кому подходит очная форма. Методы обучения
Если ребенок здоров, подготовлен к школе, он общительный и самостоятельный, то ему подойдет стандартная форма занятий. Это самый привычный и распространенный вид обучения: дети приходят в школу, где в классах с ними занимаются учителя.
Классифицируются формы очного обучения по таким параметрам:
По численности учеников: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы обучения.
По месту проведения занятий: школьная – это уроки, обучение в мастерских и на пришкольной территории.
По времени обучения: обычный урок – 35-40 минут. В соответствии с санитарными нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15
По дидактическим целям: занятия теоретические, комбинированные и практические; занятия для проверки степени усвоения детьми материала.
Очная форма организации процесса обучения предусматривает использование пяти методов проведения занятий:
Фронтальный, Парный, Групповой,Коллективный, Индивидуальный.
Каждый из указанных выше методов дополняет еще один – метод домашних заданий. Он помогает эффективно закрепить пройденный материал, предусматривает выполнение заданий самостоятельно или с помощью родителей.
Надомное образование
Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие ребята, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Ребята тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.
В нашей школе обучение на дому может осуществляться по необходимости (по медицинским показаниям), и по желанию родителей (законных представителей).
Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения.
Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (35-40 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:
для 1-4 классов — 8 уроков в неделю;
для 5-8 классов — 10 уроков в неделю;
для 9 классов — 11 уроков в неделю.
В школе разработано Положение о надомном обучении.
specsbor.ru
Какую форму обучения выбрать?
Вы уже определились с вузом или колледжем, но до сих пор не знаете какую форму обучения выбрать, тогда эта статья для вас.
Плюсы и минусы разных форм обучения:
Очная – обучение в дневное время. Обычно занятия идут парами, ежедневно бывает 3-5 пар, что соответствует 6-10 часам.
«+» очной формы:
– предоставляет возможность личного общения с преподавателями, что позволяет получать ответы на все появляющиеся в процессе учебы вопросы;
– насыщенная студенческая жизнь: общение в кругу сверстников, участие в научной жизни вуза, а также в различных мероприятиях;
– частые зачеты и контрольные стимулируют студентов регулярно обращаться к конспектам и учебникам, что способствует приобретению качественной базы знаний;
– для мужской половины студентов очная форма обучения привлекательна возможностью отсрочки от армии.
«-» очной формы:
– дневная форма обучения в большинстве случаев дороже заочной;
– очная форма обучения занимает большую часть времени студента, в такой ситуации совмещать учебу и работу достаточно сложно;
– поскольку учеба является основной деятельностью студентов-очников, со стороны преподавателей к ним предъявляются более высокие требования.
Очно-заочная (вечерняя) – обучение с 18 до 21-22 часов 4-5 раз в неделю. Обычно занятия идут парами, ежедневно бывает 2-3 пары.
«+» очно-заочной формы:
– наличие прямого контакта с преподавателем, который готов ответить на любые интересующие вопросы;
– возможность совмещения учебы и работы, т.к. сам образовательный процесс проходит вне рабочее время.Таким образом, по окончании вуза студент будет иметь и образование, и опыт;
– вечерняя форма, как правило, дешевле очной формы;
– зачастую более лояльное отношение преподавателей к студентам вечерней формы обучения, т.к. многие из них совмещают образовательный процесс с работой.
«-» очно-заочной формы:
– далеко не все студенты готовы совмещать учебу и работу в полном объеме, т.к. получается довольно высокая нагрузка: работать с 8 до 17-ти, в шесть вечера приезжать на занятия и уходить оттуда в 22.30 в лучшем случае. Этот режим очень сложно долго выдержать, такой график у многих вызывает переутомление;
– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе и 4 лет в колледже.
Заочная – студенты 1-2 раза в год приезжают на сессии в образовательную организацию сроком на 20-40 дней. Во время сессии учащиеся посещают занятия, по окончании которых сдают экзамены. В межсессионое время учащиеся самостоятельно осваивают учебную программу, выполняют курсовые и контрольные работы, которые высылают в адрес учебного заведения.
«+» заочной формы:
– больше свободного времени, посещение образовательной органиазции занимает лишь пару недель за полгода;
– существует реальная возможность для совмещения работы и учебы;
– официальная плата за обучение по заочной форме меньше;
– так же, как и на вечерней форме, более лояльное отношение преподавателей к студентам, здесь больше оцениваются знания, чем посещаемость;
– есть возможность получить опыт работы, будучи ещё студентом образовательной организации.
«-» заочной формы:
– по заочной форме обучения получить знания сложнее, большую часть информации студент получает самостоятельно, а для этого необходима хорошая саморегуляция и высокий уровень мотивации самого обучающегося;
– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе и 4 лет в колледже;
– студенческая жизнь не столь яркая и насыщенная, как по очной форме обучения.
Дистанционное обучение – обучение с применением компьютерных и информационных технологий, предназначеных для передачи знаний на расстоянии. Используются видеоконференции, чаты и особые каналы взаимодействия студентов с преподавателями и между собой. Такая форма позволяет обучаться в иногородних учебных заведениях, не покидая своего города.
«+» дистанционного обучения:
– обучение дисциплинам в индивидуальном темпе – скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний;
– доступность обучения для любого человека – независимо от географического положения и времени;
– технологичность образовательного процесса – использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий;
– социальное равноправие – подразумевает равные возможности получения дистанционного образования независимо от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.
«-» дистанционного обучения:
– отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению;
– необходима регулярная жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и сознательности студента;
– необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома;
– отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний;
– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе;
– студенческая жизнь не столь яркая и насыщенная, как на очной форме обучения.
Индвидуальный учебый план – самостоятельное изучение учебных дисциплин по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой). Реализация индивидуального учебного плана обучающегося определяется внутренними нормативно-правовыми актами образовательной организации. Для уточнения возможности обучения по индивидуальному плану необходимо обратиться в приемную комиссию образовательной организации.
resurs-yar.ru