Какие черты присущи восточному обществу – Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.?

Характерные черты Восточной цивилизации. Религиозная основа восточных цивилизаций.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека — не вражда, а стремление быть с природой в гармониии, познав основные ее законы, постараться не противоречитьим. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом.


Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом»золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда,когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.

Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. Религии Востока — это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира. Нетрудно представить, какую большую роль в таких обществах играла религия. Прежде всего, она санкционировала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, превращению его в божественный символ, связующее единство данной общности. Кроме того, тесно связанная с консервативной традицией и закреплявшая ее механизм, освящавшая ее нормы религия всегда стояла также на страже незыблемости социальной структуры. Другими словами, по отношению к государству и обществу религия была цементирующей основой, но эффективность этой основы, сила ее защитной мощи во многом зависели от нее самой. Известно, что разные религиозные системы далеко не в одинаковой степени укрепляли традиционную социальную структуру или существующую политическую власть. Там, где религиозная система слабо поддерживала государство, власть и вместе с ней общество гибли легче, как это видно на примере древних ближневосточных империй, будь то персидская, ассирийская или какая-либо иная. Там же, где она функционировала оптимально, результат был иным, хотя и здесь могли быть существенные различия. Так, в Китае религиозная система энергично освящала политическую структуру, что способствовало ее сохранению на протяжении тысячелетий в почти неизменном виде. В Индии же религия была индифферентна к государству — и государства там легко возникали и гибли, были непрочными и нестабильными. Зато по отношению к социальной структуре религия действовала активно и эффективно, и это привело к тому, что, несмотря на частую и легкую смену политической власти, структура с ее кастами в качестве ведущей силы сохранилась в Индии в почти неизменном виде до наших дней.


Таким образом, религия на Востоке всегда делала ставку на стабильность, консервацию существующей нормы, сохранение социально-политического статус-кво. Во многом обусловленная именно религией внутренняя стабильность, препятствовавшая структурному обновлению и активизации частнособственнического начала, мешала развитию Востока, заставляя его веками топтаться на месте. Вторжение европейского капитала и колониальные захваты дали толчок разложению старой структуры и медленному, крайне болезненному созданию новой. Болезненному потому, что внутренне восточные общества оказались недостаточно подготовленными к кардинальной трансформации такого рода.

 

cyberpedia.su

Боголюбов Л Н. Человек и общество (Обществознание, часть 2, 11 класс)

Станут друг к другу лицом.
Значит, важно повернуться «друг к другу лицом», чтобы услышать другого,
понять его. Цивилизационные различия сохранятся, но исчезнет непонимание, а
значит, чувство превосходства одних над другими.
Именно в сохранении культурно-исторического многообразия многие
исследователи видят залог успешного будущего человечества. Сторонники этой
позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития любого
жизнеспособного организма (в том числе сообщества людей) лежит многообразие
форм и видов. Распространение же единых, общих для всех цивилизаций
культурных традиций, жизненных укладов положит конец развитию человеческого
общества.
Существует и другая точка зрения. Согласно ей сохраняющееся различие
цивилизационных ценностей приведет в перспективе к столкновению цивилизаций,
в первую очередь христианской и арабо-мусульманской. Войны перестанут носить
межгосударственный, межнациональный характер, они станут
межцивилизационными, а значит, еще более разрушительными.

Чтобы не допустить такого варианта развития событий, необходимо
стремиться к стиранию различий между культурно-историческими сообществами, с
тем чтобы в перспективе утвердилась единая мировая цивилизация. Западные
исследователи считают, что уже сегодня многие ценности, зародившиеся в
европейской цивилизации, становятся общечеловеческими. В экономической сфере
— это достигнутый уровень развития производительных сил, современные
технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, рыночное
регулирование экономики. В политической сфере общецивилизаци-онную базу
составляют правовое государство, действующее на основе демократических норм,
зрелое гражданское общество. В духовно-нравственной сфере достоянием всех
народов являются великие достижения науки, искусства, а также
общечеловеческие моральные ценности.
А какова ваша позиция в этом споре?
Основные понятия
Ценности Востока. Ценности Запада. Традиционное общество. Мировая
цивилизация.
Термины
Типология. Иерархия. Теократическое государство.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

В чем выражается цивилизационное многообразие мира?
Какие типы цивилизаций выделяют историки и социологи разных
направлений?
Как и почему возникло деление мира на Восток и Запад?
Какие черты присущи восточному обществу? Что оказало влияние на их
формирование?
Под влиянием каких факторов складывался менталитет человека западного
мира?
В чем суть дискуссии по вопросу о перспективах ци-вилизационного
развития?

Некоторые исследователи сравнивают сохраняющиеся различия между
Востоком и Западом с асимметрией головного мозга человека, в котором правое
полушарие отвечает за художественное видение мира, интуицию, а левое — за
логику, анализ. Нормальную деятельность мозга обеспечивают в единстве оба
полушария. Так же и человеческое общество может полноценно развиваться
только при сохранении своеобразия Востока и Запада. Уместно ли приведенное
сравнение? Разделяете ли вы сделанный на его основе вывод?
Рассмотрим пример:
Надомный работник при оплате 10 марок за изделие изготавливает 10 таких
изделий за день, зарабатывая, таким образом, ежедневно 100 марок. После
удвоения оплаты за единицу продукции он стал делать 5 изделий, оставив свой
заработок прежним.
Другой работник, находясь первоначально в таких же условиях, после
повышения оплаты за единицу продукции в 2 раза стал производить 15 изделий в
день, доведя, таким образом, свой ежедневный доход до 300 марок. Поведение
какого работника характерно для ментальности традиционного общества, а
какого — индустриального общества? Поясните свой выбор.
Индийский писатель Р. Тагор высказал такую мысль: Восток изменит всю
картину западной цивилизации, «вдыхая в нее жизнь там, где она механистична,
заменяя холодный расчет человеческим чувством и стремясь не столько к мощи и
успеху, сколько к гармоничному и живому развитию, к истине и красоте».
Согласны ли вы с такой оценкой роли Востока в мировом развитии? Обоснуйте
свой вывод.

    ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Цивилизация — это власть над миром, культура—
любовь к миру».
А. КЭМПИНЬСКИЙ (1919—1972), польский
публицист.
«Умирая, культура превращается в цивилизацию». О. ШПЕНГЛЕР
(1880—1936), немецкий философ.
ї
О Особенности древних ^ цивилизаций
Что представляет собой загадочный и неповто римый мир древних
цивилизаций? Почему понимание этого мира сложно для современного человека?
Как в древности происходил обмен достижениями цивилизации?
ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Взаимодействие человека с природой; общество
как сложная динамическая система; локальная цивилизация.
Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей
присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и
пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально
почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления
и самые обыденные дела некогда живших людей. Тем не менее мы стремимся
заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность
манит нас, влечет своей загадочностью и необъяснимым обаянием.

    МИР ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Одни цивилизации прошли перед нами в курсе древней истории: «Дар Нила»
— цивилизация Древнего Египта; Месопотамия — одна из древнейших в мире
цивилизаций; загадочный Древний Китай; цивилизация Древней Индии, названной
еще в древности «страной мудрецов»; древнегреческая цивилизация, чьи
достижения легли в основу европейской культуры; цивилизация эллинизма, в
которой как бы встретились Запад и Восток, породив высочайшие проявления
культуры; Древний Рим с его особой системой ценностей.
О других цивилизациях вы узнавали, изучая историю нашей страны. Это
цивилизации Средней Азии, сохранявшие культурное своеобразие и в
греко-македонскую эпоху; самобытные цивилизации Закавказья, которые
отличались необычайной устойчивостью культурных традиций. Особое место
занимала цивилизация скифов, которая не имела собственной письменности, а
память о ней сохранилась в литературных памятниках других народов, в
археологических находках.

Мир древних цивилизаций включает и малоизвестные нам цивилизации Африки
и Южной Аравии, традиции которых сохранялись много веков и повлияли на
развитие Египта; цивилизации Древнего Ирана, Древнего Афганистана, Малой
Азии, которая была естественным мостом в передаче культурных достижений
между Европой и Азией; древние цивилизации Юго-Восточной Азии — региона
неповторимой культуры, сравнительно поздно открытой европейскими учеными и
относительно мало изученной; древнеяпонская цивилизация, и сейчас поражающая
своей загадочностью, доказывающая, что ее культурные ценности обладают
достаточной устойчивостью во времени и в пространстве; цивилизации Нового
Света, где представлены почти все стадии развития человечества.
В коротком очерке невозможно дать подробное описание мира древних
цивилизаций. Наша задача — взглянуть на тот путь, который человечество
прошло от древних цивилизаций до современной эпохи.

    ОТЛИЧИЕ ДРЕВНОСТИ ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ

Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют все
же некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры. Не
случайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже называли первобытное
общество «доисторическим». Сейчас, когда исследование периода,
предшествовавшего цивилизации, обогатилось новыми данными, от этого
определения пришлось отказаться.
Тем не менее возникновение и развитие городов, письменности, усложнение
социальных отношений наполнили историческое время качественно новым, гораздо
более богатым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли
многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы,
мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные
циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен
года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия
общества с природой при переходе от первобытного общества к древним
цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями
людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для
удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства
производящим.
Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно
проявлялось в экстремальных ситуациях навод-

нениях, землетрясениях, извержениях вулканов и т. п. Но овладение
металлами, накопление знаний и передача их с помощью письменности меняли
формы этой зависимости. Невозможно представить себе Древний Египет или
Междуречье без ирригации, Древнюю Грецию без мореплавания и морской
торговли. Однако главным, что знаменовало переход от первобытности к древним
цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности
человека. Этот скачок в развитии общества получил название «аграрная
революция». И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как
часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период
аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя.
Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера
взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных
отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной
части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной
структуры, становлением государственности, с появлением новых видов
деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов
хранения и передачи информации.
Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно
отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и
производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промысловым и
ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе
непосредственной практики. Человек был полностью погружен в деятельность, он
не оценивал свои поступки, ощущения.
Его мышление было «нерасчлененным», он еще не мог определить существо
происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который
заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения
происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к
поколению.
Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа
сознания и появлению более современных каналов передачи информации. От
человека требовалось уже не простое повторение принятых образцов поведения,
а размышление, анализ собственных действий и состояний. Однако первоначально
аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде
всего чиновникам и ученым писцам. Люди, управлявшие сложным царским или
храмовым

хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные
походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений,
совершенствованием системы письма и подготовкой будущих ученых, не могли
ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу, традиции.
Требовались новые знания, нетрадиционные способы действий.
Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность.
Дошедшие до наших дней письменные памятники древности приоткрывают завесу
времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций.
Чтение и понимание древних письменных источников со всей остротой
ставят задачу воссоздания целостной картины древних цивилизаций.
«ОЧЕВИДНОЕ — НЕВЕРОЯТНОЕ»
При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций одной из
наиболее сложных проблем для современной науки остается проблема их
правильного понимания. Мир древности во многом и до сих пор загадочен и
неясен. Его простота оказывается призрачной, а глубокое проникновение в
прошлое ставит вопросов больше, чем может дать ответов.
Чаще всего при воспоминании о древности мы обращаемся к Древней Греции.
Многие стороны ее жизни знакомы нам из уроков истории. Кто не помнит о
знаменитой Саламинской битве, кому не знакомо имя Фемистокла? Но, вспоминая
об этих событиях, мы не задумываемся над тем, что именно накануне
Саламинского сражения Фемистокл распорядился принести в жертву богам трех
знатных персидских юношей. И никому это не казалось чудовищным или
неуместным. Сама идея акта заклания состояла в том, что человек становился
жертвой подобно жертвенному животному. Кстати, раз уж зашла речь о
жертвенных животных, разве задумываемся мы над тем, что древние античные
храмы, включая прекрасный Парфенон, во время жертвоприношений напоминали
общественные бойни?
Как вынесли бы мы сегодня запах крови, горелого мяса и жира, которыми
наполнялись античные святилища в самые торжественные для людей дни?
А психология рабства? Разве она не порождала сплошь и рядом
поразительные, с нашей точки зрения, явления? В лучшую пору демократических
Афин раба, который ни в чем не обвинялся и даже не подозревался, но просто
привлекался к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке
допрашивали под пыткой. Примечателен не сам этот факт — истории

известны и более жестокие нравы, а отношение к нему общества, наиболее
просвещенного и свободного в античном мире.
Древние цивилизации исключали чужака и презирали неполноправного,
причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или
оговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождались
принципы всече-лове геского единства и нравственного совершенствования
лич-ност I, осознание ею возможности выбора и ответственности. Эти принципы
утвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которые
непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно
выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В
дальнейшем именно мировые религии сыграли роль одного из факторов
цивилизационной интеграции.
До тех пор, пока нравственность не отделилась от священных родовых табу
(запретов), а личное моральное сознание отождествлялось с общественным
мнением родового коллектива, самостоятельный выбор образа жизни и мыслей был
невозможен. Лишь с разрушением автоматизма традиций рода проблема
самостоятельного выбора жизненной позиции каждым человеком приобрела свою
актуальность.
Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи,
способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и
ритуалами, а с истиной. Отсюда такое богатство красочных и необычных деталей
в биографиях борцов за свои идеи, подобных философу Диогену, отказавшемуся
от домашнего уюта и поселившемуся в глиняном сосуде пифосе, или великому
мудрецу Сократу, принявшему по приговору суда яд (цикуту), но не
отказавшемуся от того, что он считал истиной.
В лоне древних цивилизаций возник идеал верности истине, поиска и
распространения ее, невзирая на страх перед насилием, готовность в крайних
ситуациях подтвердить свою верность истине мученичеством или даже смертью.
Этот идеал блестяще выразил Аристотель в своем знаменитом изречении: «Платон
мне друг, но истина дороже». А легенда о греческом философе Зеноне Элейском
гласит, что на допросе в присутствии узурпировавшего власть тирана Неарха он
откусил себе язык и выплюнул его в лицо врага.
Конечно, многое в мире древних цивилизаций трудно уяснить современному
человеку. Многие положения и истины, высказанные в письменных источниках,
становятся очевидными лишь в контексте истории, и тем не менее загадки
древности помогают лучше понимать нашу сегодняшнюю жизнь.

    ЕДИНСТВО МИРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Новейшие данные науки показывают, что древние народы находились в
постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур.
Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи
Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации
доходило до Аравии. Греки и римляне добирались до Индии, реже — до Китая,
индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте. Наличие этих
контактов подтверждают не только археологические данные, но и результаты
экспедиций Тура Хейердала на судах, скопированных с судов древних египтян
(экспедиция «Ра») и жителей Междуречья (экспедиция «Ти-грис»).
Исключительно важную роль в углублении связей Запада и Востока сыграли
походы Александра Македонского, образование огромной державы, затем
эллинистических государств и Римской империи. В этих державах складывалась
самобытная культура, соединившая элементы различных культур в органическое
целое.
Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы,
освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия
пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг
без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства — двух
важнейших элементов хозяйственной системы Древнего мира.
Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители
народов с высоко развитой культурой, но и неисчислимое множество безвестных
тружеников. Многие выдающиеся творцы древней культуры были рабами.
Произведения раба из Фригии баснописца Эзопа были широко известны в Греции,
они оказали большое влияние на творчество представителей гораздо более
поздних эпох — М. Лютера, Ж. Лафонтена, Г. Лес-синга, И. А. Крылова. К
римскому рабу Теренцию восходят истоки европейской драмы. И этот ряд имен
может быть продолжен.
Древние цивилизации — неугасшие миры, свет от которых идет к нам. Их
достижения являются частью современной культуры. Мы обращаемся к ним не
только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства.
Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности —
взаимопониманию и взаимообогащению народов, взаимному уважению и осознанию
себя наследниками общего богатства древних цивилизаций.

Основные понятия
Первобытность. Древность. Древние цивилизации.
Термины
Ритуал. Табу.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества?
2 В чем состоят трудности современного понимания древних цивилизаций?
3 Какие связи существовали между древними цивилизациями?
ловеческой деятельности он должен был обладать непременно?
Ответьте на вопросы, привлекая следующие данные: Древнеегипетский писец
Хори задавал своему коллеге вопросы, желая уличить того в невежестве: «Каков
рацион войска на марше? Сколько нужно кирпичей для постройки платформы
заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить
на пьедестал колоссальную статую? Как организовать военную экспедицию?»
В жизнеописании одного из египетских чиновников по имени Уна говорится
о том, что сначала он был стражником и судьей, затем занимался поиском
камней (для царских памятников) в далекой стране, строил корабли, очищал
каналы, а когда разразилась война, стал начальником штаба.
Какие выводы о развитии хозяйства и торговли можно сделать из
сопоставления следующих фактов? В Вавилонии во II тысячелетии до н. э. зерно
в расчетах играло такую же роль, как серебро. Зерном выплачивалось
вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам,
платили им за наем повозок, волов, ослов.
Римское название денег «пекуниа» происходит от «пе-кус» — скот. До IV
в. до н. э. мерилом стоимости товара служил скот (быки и бараны). Например,
10 баранов стоили столько же, сколько 1 бык.

1Необычайной популярностью среди греков пользова-лись высказывания
«семи мудрецов» — известных всей Греции мыслителей и государственных
деятелей, отличавшихся практическим жизненным опытом и глубоким
госу-дарственным умом. Свои мысли мудрецы выражали в форме афоризмов. Какие
выводы о почитавшихся в Древней Греции добродетелях можно сделать на основе
анализа изречений, собранных в книге Диогена Лаэртского примерно в 220 г.?
«Не богатей дурными средствами» (Фалес). «Чем поддержал ты своих
родителей, Такой поддержки жди и от детей» (Фалес). «Заводи друзей не спеша,
а заведши, не бросай» (Солон). «Не злословь о ближнем, чтобы не услышать
такого, чему сам не порадуешься» (Хилон из Сларгы). «Что лучше всего? Хорошо
делать, что делаешь» (Пиггак). «Только больная душа может быть глуха к чужой
беде» (Бианг).
2 На стене одного из домов в Помпеях — городе, засы-панном пеплом во
время извержения вулкана Везувия в 79 г., обнаружены записи расходов семьи
из трех человек. Записи охватывают 8 дней. В них повторяются одни и те же
товары: хлеб, лук, оливковое масло, сыр, вино… Обычно траты семьи в эти
дни были невелики. В перечень вписаны траты на содержание рабов. Покупка
хлеба для рабов обходилась в 2—4 раза дешевле. Сделайте все возможные
выводы из приведенных данных.
3 Американский археолог К. Клакхолм предложил такие признаки первых
цивилизаций: монументальная архитектура, города и письменность. Согласны ли
вы с мнением ученого? Какие конкретные факты вы можете привести для
доказательства своего мнения? Можно ли ограничиться перечисленными
признаками? Почему вы так думаете?
ї4

    ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Историю цивилизации можно выразить в шести
словах: чем больше знаешь, тем больше можешь».
Э. АБУ (828—885), французский писатель.
Древние цивилизации Европы
Что такое древнегреческий полис — город, государство или община? Была
ли экономика в Древней Греции рыночной? Какие ценности жители Древней Эллады
принесли на завоеванные земли? За что мы ценим древнеримское право?
ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Соотношение цивилизационного и формационного
подходов к изучению прошлого, ценности Запада.
Не умаляя значения иных древних цивилизаций, мы все-таки должны
признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя
Греция, эллинистические государства и Древний Рим. Их история, богатая
событиями и довольно подробно описанная и изученная, во многом известна и
вам. Однако вряд ли будет лишним еще один взгляд на нее с точки зрения
движения человечества к современной цивилизации. Чем обогатили эти древние
цивилизации человечество? Почему память о них сохраняется в веках, а интерес
к ним не уменьшается с течением времени?
ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В Греции в VIII—VI вв. до н. э.
развились социально-экономические и политические явления, придавшие
античному обществу определенную специфику по сравнению с другими
цивилизациями: классическое рабство, система денежного обращения и рынок,
полис — основная форма политической организации, идея суверенитета народа и
демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и основные
принципы морали, эстетические идеалы, оказавшие воздействие на весь античный
мир. Наконец, в тот период зародились важнейшие

WBk VH ЯМ ШШ ^ш mm* на
элементы античной культуры — наука и философия, главные жанры
литературы, театр, ордерная архитектура, спорт.
Стремительный подъем, подготовленный предыдущим развитием хозяйства,
имел разнообразные последствия для общества. Рост производительности труда
благодаря использованию железных орудий в сельском хозяйстве и ремесле
привел к увеличению избыточного (сверх необходимого для производителя)
продукта труда. Из сельского хозяйства высвобождалось все большее число
людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обособление ремесла от
сельского хозяйства повлекло за собой регулярный обмен между ними, иными
словами — появление рынка не как места, куда со всей Греции свозились
товары, а как регулярных торговых связей между областями и районами страны.
Развитие торговли требовало такого продукта, который мог бы играть роль
всеобщего эквивалента, легко обмениваться на другие продукты труда. Таким
эквивалентом стали деньги. Первоначально функцию денег выполнял скот,
позднее — монеты из металла, которые можно было обменивать на другие
продукты по определенному счету.
Несмотря на то что в архаический период Греция не представляла собой
единого государства, регулярные торговые связи между отдельными полисами
приводили к постепенному формированию этнического самосознания: греки
начинали осознавать себя единым народом — эллинами, отличным от других —
неэллинов. Одним из проявлений самосознания эллинов были проводившиеся с 776
г. до н. э. знаменитые Олимпийские игры, на которые допускались только
эллины.
Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того
периода было соединение чувства коллективизма и состязательного начала.

thelib.ru

§ 31. Особенности развития цивилизаций Востока | Всемирная история

Тема ІX. СХІДНЫЙ МИР

 

§ 31. Особенности развития цивилизаций Востока

Вспомните:

1. Которые основные религии Востока вы знаете? В каких странах они доминируют?

2. С какой цивилизацией Востока европейцам пришлось вести изнурительную борьбу?

 

1. Цивилизации Востока

Под термином «Восток» в исторической науке принято понимать общества не только Азии, но и Африки и Океании. В этом разделе вы ознакомитесь с типичными цивилизациями Востока, которые фактически определяли, и продолжал определяют, его имидж. В розгляданого периоде ученые выделяют три основных цивилизации Востока: ближневосточно-мусульманскую,
индийско-южноазиатский и китайско-дальневосточную (Принимаются и другие названия). Они во многом отличаются, но имеют и общие черты, что дает позволяет утверждать, что они причастны к восточной модели развития общества. Всем им присущ феномен власти государственной бюрократии как над непосредственно подчиненными ей крестьянскими общинами, так и над частными владельцами (Торговцы, ростовщики, ремесленники). Государственную структуру возглавляет правитель, власть которого данная ему от Бога и освященная религией. Этот феномен определял почти все особенности цивилизаций Востока. Такое государство не имела внутреннего противоречия, приводило ее стабильность. Единственным противовесом государства-собственника могла стать только частная собственность, но она полностью повиновалась государстве.

Проникновение европейцев на Восток после великих географических открытий и начало формирования колониальных империй стали внешним вторжением частной собственности, разрушала отношения, традиционно сложились. Но в то время, что мы рассматриваем, европейцы еще только искали подходов к проникновению на Восток, к его богатств. По высокоценные и желанные для европейцев пряности и другие товары (посуда, шелк и др.) Европа вынуждена была платить золотом и серебром, что викачувалось с Латинской Америки, а не собственными товарами, 
которых Восток не нуждался. Перелом в этой торговле наступил лишь в XIX в. Тем время Восток жил самодостаточным жизнью, а по доходам на душу населения опережал Запад. Так, 1800 г. доход на душу населения в Китае в ценах 1960 равнялся $ 228, тогда как в Западной Европе — $ 213.

 

2. Государство — верховный собственник

Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Каждый, кто обрабатывал землю, имел гарантированное право и обязанность обрабатывать ее и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, пастбища, лес и т.д. Вместе право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках оторванного от производства аппарата власти. Признавая власть государственного аппарата, производители (община крестьян) платила в различной форме (отработка, часть урожая) избыточный продукт. Этот своеобразный налог затем распределялся для удержания властных структур. Следовательно, тот, кто обладал властью в государстве, должен доступ к распределению производимых продуктов. Получив, он становился их владельцем. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации было наличие власти владельца.

Мощь и могущество государства зависели от силы власти и эффективности работы механизма государства (Чиновников), а в конечном итоге — от регулярности объема налогов. Своей очередь, объем налогов зависел от эффективности сельского хозяйства и производительности труда ремесленников. Здесь начинал действовать обратный механизм: государство была заинтересована в содействии развитию сельского хозяйства и ремесла. Поэтому труд индийского или китайского крестьянина была продуктивной, чем работа крестьянина европейского. Любое ослабление власти приводило к распаду великих держав и нарушение традиционного образа жизни, чего люди больше не хотят. Такое негативное влияние на описанную систему оказывало превышения порога реально возможной уплаты налогов. Такое случалось или когда правители ставили перед собой нереальные цели, подрывая ресурсы государства (завоевательные походы, грандиозное строительство), или в случае ослабления властных структур, что приводило к злоупотреблениям со стороны сборщиков налогов, крупных собственников. Тогда крестьяне поднимались на борьбу, которая иногда выливалась в длительные крестьянские войны (Особенно в Китае), с целью восстановить традиционную систему.

 

3. Сельская община — самая низкая звено общества Востока

Характерной особенностью цивилизаций было сохранение сельской общины как основы общественно-государственной организации.

Община обычно состояла из жителей одной деревни. Большинство деревень напоминали друг на друга: в центре находился храм, вокруг — дома селян. Каждая община пользовалась протяжении веков определенными землями, лесом, пастбищами и т. д. Размеры участков каждой семьи или члена общины через определенное время менялись в зависимости от количества родственников или трудоспособных. Это обеспечивало примерно равен материальное положение членов общины. Кроме крестьян, к обществу входили ремесленники, удовлетворяли потребности общины в ремесленных изделиях. На их содержание выделялась определенная часть урожая. Во главе общины стоял староста, которого избирали или назначали.

Наиболее прочными и сильны были индийские общины с полностью натуральным хозяйством. Уровень самоорганизации в них был настолько высоким, что с изменением государства, власти и т. др. они оставались незыблемыми, а государство даже не делала попыток вмешиваться в их жизнь.

Итак, сельская община была той основой восточной цивилизации, которая делала ее стабильной, консервативной и такой, что мало подвергалась внешним воздействиям.

 

4. Частная собственность

Полный контроль государства над общественной жизнью не исключал существования частной собственности, но, в отличие от Европы, она играла второстепенную роль. Частной собственности  было определено четкое место в государственной структуре. Частный собственник обслуживал в основном внешнюю и транзитную торговлю. Он мог иметь огромное имущество, но его неприкосновенность и целостность не были гарантированными — никогда не правитель мог забрать его у владельца. Единственный более-менее гарантированный способ защитить свою собственность — это получение престижа, т.е. приличной должности в государственной структуре власти. Такая должность обеспечивала и определенное богатство, собственность. Если владелец не принадлежал к государственного аппарата, то он старался вложить свои богатства в землю, хоть она и не приносила дохода и тоже не было гарантий неприкосновенности. Потому владение землей - Это престиж. Все теперь зависело от того, как исправно он платить налоги из земли, которой владеет. Государству, наконец, было безразлично, кто будет платить налог - Крестьянин или крупный землевладелец. Но одной лишь земли для престижа недостаточно. Следовало иметь солидный дом, слуг, рабов, устраивать выезды.

Рост числа собственников земли и размеры их владений были ограниченными из-за опасности нарушения стабильности в государстве.

Крестьяне, которые становились арендаторами, платили владельцу налог значительно больший, чем тот, который они платили бы непосредственно государству. И когда владельцы переступали грань, обеспечивала стабильность, государство ограничивало их произвола, отдавая землю непосредственно крестьянам, а в случае ослабления государственной власти мощное крестьянское восстание восстанавливало прежний порядок.

Отсутствие внутреннего рынка предопределяла и отсутствие товарного производства в имениях владельцев. В государствах Востока не возникало потребности в создании плантаций, обособлении барской земли, на которую сгонялись бы крестьяне для отработки. Владелец считал лучше передать землю в аренду крестьянам мелкими участками.

 

5. Города Востока

Города Востока существенно отличались от европейских. Своим существованием они были обязаны правителям и торговли. Большинство городов были резиденциями правителей, религиозными центрами или лежали на перекрестках торговых путей. У европейцев сложилось представление о сказочных богатствах городов Востока. Обслуживание двора правителя, крупного чиновника и т. д. потребовало значительного количества слуг, ремесленников, торговцев. Все они обычно селились вокруг его дворца. Ремесленники, которые обслуживали потребности правителя, изготовляли вещи, которыми простые люди почти не пользовались: украшения, дорогую посуду, ткани, оружие и под. За свой труд ремесленники получали продукты питания, собранные с крестьян в виде налогов, либо деньги. В городах также находились дома, склады, магазины купцов. Их товары (преимущественно престижного потребления) покупали или вельможи, или иностранные купцы. Именно благодаря сосредоточению в городах производства и продажи престижных товаров у европейцев сложилось впечатление о богатствах Востока. В городах не производились вещи, бывшие в употреблении крестьян, — их изготовляли ремесленники в сельских общинах.

Квитучисть такого города зависела от правителя, который в нем жил. Когда правитель менял свое место жительства, город упадок, а иногда вообще прекращало существование.

 

6. Состояния

Как и в Европе, общества Востока разделялись на сословия. Но эта сословная структура была пестрой и запутанной. Так, социальные группы различались в зависимости от вхождения в определенной звена в структуре власти, формы деятельности, способа получения средств к существования (земледельцы, ремесленники, администраторы-чиновники, жрецы, воины). Такие социальные группы были замкнутыми и наследственными. Но это не означало, что человек не могла изменить свой род занятий и занять другой общественный ступень. Также общество делилось по юридическому статусу на полноправных, неполноправных и бесправных (рабов).

На два упомянутые общественные разделения накладывался еще один — система имущественного неравенства. Каждая из вышеперечисленных социальных слоев (состояний) имела своих богатых и бедных. Богатство было присуще только полноправным. К полеводов принадлежали как крестьяне, так и крупные землевладельцы; к ремесленников — как мелкие сельские ремесленники, так и владельцы мастерских и мануфактур; к чиновникам — как мелкие сборщики налогов, так и приближенные к императору чиновники, и т. д.

Итак, традиционные социальные слои, юридический статус, имущественное положение не совпадали и представляли собой сложную, запутанную социальную структуру. Наиболее привилегированными на Востоке были состояния, причастны к государственному управлению, причем количество и качество привилегий росла по мере приближения к лицу верховного правителя.

 

7. Роль религии на Востоке

Религия на Востоке играла огромную роль. Она санкционировала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, превращению его в месячный символ, делала общество единым целым, способствовала формированию национальных черт характера. Религия освящала консервативные традиции, скрепляла, как цемент, государственный механизм и социальную структуру. Но различные религиозные системы делали это по-разному.

Так, в Китае религия энергично освящала политическую власть, что способствовало сохранению последней течение нескольких тысячелетий. В Индии, наоборот, религия была равнодушной к государства, приводило непрочность политической власти и частой смене государств, а вот относительно структуры общества она была активной и сохранила ее до наших дней. Для стран исламского мира религия стала связующим фактором формирования единой исламской цивилизации.

 

Вопросы и задачи

1.Выясните особенности цивилизаций Востока.

2.В чем сущность феномена власти как собственности?

3.Какую роль играло государство в цивилизациях Востока?

4.Почему община стала основой цивилизаций Востока?

5.Назовите особенности индийской общины.

6.Чем выделялась частная собственность на Востоке? Какую роль она играла?

7.Какие отличия между городами Европы и Востока?

8.Охарактеризуйте социальную структуру восточных обществ.

9.Которые общественные слои пользовались привилегиями?

10.Какова роль религии в цивилизациях Востока?

 

geomap.com.ua

Народ, помогите с тестом по обществознанию по теме «типология обществ»! пожалуйста! ! в долгу не останусь!! ! помогите!!!

Традиционное (доиндустриальное) общество — общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Индустриальное общество — (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т. д. .

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) — общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть — в сфере материального производства и четверть — в производстве услуг, в том числе и информационных.

Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой» ) социальной структуры формируется функциональная («готовая») . Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

ну вот и смотри.
1) а, б, в, д, е, м, п
2) ж
3) в
4) в
5) а
6) не могу вспомнить в гугле посмотри
7)
8)

touch.otvet.mail.ru

традиционное общество в эпоху раннего Нового времени



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Характерные черты традиционного общества

Традиционное общество, иначе называемое простым, представляет собой докапиталистическую структуру с аграрным укладом. Оно обладает особым способом культурной и социальной регуляций, сложившихся под влиянием традиций и обычаев. Подобная совокупность людей характеризуется множеством отличительных особенностей. Большинство из них будет рассмотрено в данной статье.

Какие черты традиционного общества являются основополагающими? Достаточно сложный вопрос. Зачастую этот параметр обусловлен формой государственной власти и политическими отношениями. Применительно к данному конкретному типу можно отметить следующее: поведение каждого человека предписывается и контролируется сложившимися социальными институтами (общиной и семьей) и определяется посредством норм поведения, традиций и обычаев. Отвергаются любые попытки преобразований и жестко пресекаются всякие нововведения. В связи с этим характерные черты традиционного общества — замкнутость, малоподвижность структур и слабые темпы развития.

Помимо этого, представленный тип отличается естественным разделением труда по возрастному признаку и специализаций по половому. Ему присуща также своеобразная структура общения, когда нет статусных и должностных лиц, а есть только более старшие индивиды. Результатом этого является следование нормам неписаных законов нравственности и религии (неформальное регулирование отношений и взаимодействий). Описанные ранее черты традиционного общества можно считать причиной как полного отсутствия правления, так и случаев, когда в одной группе существует несколько различных государств. При этом каждое из них стремится к изоляции и самоуправлению. Патриархальный уклад жизни также можно отнести к характерной особенности. Передача статуса и власти определяется правлением старейшин и правом наследования. Подобный тип руководства считается примитивной системой.Отличительные черты традиционного общества имеются во всех сферах человеческой жизнедеятельности. К примеру, в отличие от индустриального и постиндустриального обществ, человек здесь является абсолютно зависимым от окружающего мира. Влияние сил природы считается достаточно большим, а воздействие человека, в свою очередь, минимальным. Однако взаимосвязь индивида и природы является крепкой и сильной. Таким образом, черты традиционного общества — отсутствие или минимальное наличие промышленного производства, жизнь совокупности людей за счет скотоводства и земледелия, которые являются широко распространенными.

Из вышесказанного можно также сделать следующий вывод: основной целью общества является поддержание численности популяции человеческого вида. В результате незначительного количества промышленности не идет никакой речи о выработке товаров массового потребления. Следовательно, черты традиционного общества — освоение большей территории и распространение населения на ней, а также добыча и сбор природных богатств.

fb.ru

1)основные черты традиционного общества? 2)черты индустриального общества?

Черты традиционного общества
1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков.
2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития.
3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею.
4. Основа экономической системы — общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности.
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы.
6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует.
7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней.
8. Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений.
Черты индустриального общества
1. История движется неравномерно, «скачками» , разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.
2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.
3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.
4. Основа экономики – институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.
5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны.
6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.
7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Слушай, слишком много писать. Сходи по этой ссылке-<a rel=»nofollow» href=»http://www.ido.edu.ru/philosophy/8.html» target=»_blank»>http://www.ido.edu.ru/philosophy/8.html</a>

Сущностные признаки традиционного общества:

1. преобладание натурального хозяйства, слабая развитость рыночных отношений;

2. устойчивость социальных структур, институтов, типовых моделей межсубъектных отношений;

3. господство традиционных форм социального поведения и культурных образцов нормативно-ценностного характера; консервативность общественной психологии и индивидуального мышления, негативное отношение субъектов к большей части социальных инноваций;

4. доминирование в ранних его фазах духа патриархальной общинности, предполагающей слабую развитость личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженого трансгрессивного духа и стремления к противопоставлению индивидуального «я» общинному «мы» ;

5. высокий социокультурный статус ценностей и норм корпоративной морали и, соответственно, низкая социальная оценка попыток к обретению личностной автономии;

6. отсутствие специальных общественных механизмов по культивированию пространства социальной и духовной свободы;

7. жесткая иерархическая поляризованность структуры социума, состоящего не из равноправных граждан, а из вертикально ориентированных социальных диад противоположных сословий и слоев — землевладельцев и крестьян, сеньоров и вассалов; существование правовых ограничений (чаще всего на базе норм обычного права) , препятствующих переходам индивидов с одного уровня на другой.

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о