Какие функции право выполняет в обществе – Какие функции право выполняет в обществе

Функции права — урок. Обществознание, 9 класс.

Значение права в жизни общества трудно переоценить. Оно незримой нитью пронизывает значительную часть общественных отношений, начиная своё воздействие на человека тогда, когда он ещё находится на раннем этапе социализации, постепенно усложняясь. Так возникает воспитательная функция права.

Воспитательная функция права — это способность права влиять на мысли и чувства людей, формируя их правосознание и стимулируя правомерное поведение.

Разумеется, одной воспитательной функцией право бы обойтись не могло. Государство контролирует и регулирует жизнь общества посредством права. Государству принадлежит монопольное право издания законов, которые и являются регуляторами всех сфер жизни общества. Иными словами, право выполняет также регулятивную функцию.

Регулятивная функция права — это направление правового воздействия, призванное обеспечить чёткую организацию общественно-полезных отношений во всём их многообразии.

Это означает, что благодаря регулятивной функции права происходит законодательное обоснование должного поведения людей в сфере имущественных, финансовых, семейных и иных правоотношений.
Но, к сожалению, далеко не всегда поведение людей в спорных вопросах, даже и регулируемых нормами права, оказывается именно должным. Это, в свою очередь, приводит к нарушению правовых норм, установленных государством, и ущемляет права отдельных лиц. Следовательно, государство должно отреагировать на такое поведение и восстановить правовую справедливость. Говоря иначе, государство должно охранять права граждан и воздействовать на лиц, посягающих на эти права. Отсюда вытекает охранительная функция права.

Охранительная функция права — это направление правового воздействия, имеющее целью охрану положительных, а также пресечение и предотвращение вредных для общества отношений.

Главная задача охранительной функции права — предотвращение нарушений правовых норм.

 

Государство при реализации охранительной функции обладает значительными полномочиями:

  • определяет, какие деяния относятся к противоправным, и запрещает их, предостерегая от возможного нарушения права;
  • определяет меру ответственности за совершение противоправных деяний;
  • непосредственно применяет санкции к лицам, совершившим противоправное деяние.

Обрати внимание!

Право является критерием правомерности или неправомерности поведения людей в обществе.

Именно с позиции права мы можем оценить правильность или ошибочность деяния человека для общества. Следовательно, праву присуща оценочная функция.

Оценочная функция права — это определение критерия правомерности или неправомерности поведения человека при взаимодействии с обществом.

При правомерном поведении человека исключается применение к нему негативных санкций со стороны государства.
В рамках оценочной функции права применяются не только охранительные нормы, которые предусматривают негативное воздействие на нарушителя. Также существуют и поощрительные нормы, предусматривающие положительные санкции.

Пример:

группа лиц по предварительному сговору напала на инкассаторов, похитив значительную сумму денег. Однако момент нападения и побега грабителей был замечен проезжавшим мимо на автомобиле человеком, который моментально сообщил об этом по телефону, что помогло оперативно задержать преступников. Преступники получили суровый приговор суда — это охранительная функция права — а гражданину, своевременно сообщившему о преступлении, была объявлена официальная благодарность — это поощрительная санкция.

www.yaklass.ru

13.5 Функции права

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях придания им необходимой стабильности и динамизма.

В функциях отражается сущность права, его миссия в обществе и государстве. Функции направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на том или ином этапе развития общества. Изучая функции права можно понять какие социально-правовые ценности поддерживаются и развиваются в данных условиях, какое место занимает личность в политической и правовой системах, насколько успешно идёт строительство правового демократического и социального государства.

Принято выделять два уровня функций права общесоциальные и специально-юридические. Общесоциальные функции право выполняет вме- сте с другими социальными регуляторами (экономическими, политическими, этическими принципами и нормами), дополняя их усиливая их действие. Поэтому функции носят названия экономическая, политическая, воспитательная.

Основное функциональное предназначение права проявляется в специально-юридических функциях. Именно в них право наиболее полно раскрывает себя как регулятор общественных отношений. Среди специально- юриди¬ческих) функций можно выделить две главные, или основ-ные функции — регулятивную и правообеспечительную.

Регулятивная функция, проявляется в воздействии права на нормальные, полезные для человека и общества отношения. В регулятивной функции вычленяют две подфункции — статическую и динамическую.

Регулятивно-статическая функция направлена на закрепление основ конституционного строя, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, структуры и компетенции органов власти и должностных лиц, правового положения юридических лиц. Одновременно, с границами свободного поведения , устанавливаются запреты, т.е. то, от чего следует воздерживаться.

Регулятивно-динамическая функция направлена на развитие наиболее ценных для личности, общества и государства отношений. В ней делается упор на дозволительное правовое регулирование или инициативное, творческое использование прав и свобод. С её помощью создаются условия для добровольного активного исполнения обязанностей.

Правообеспечительная функция направлена на оказание содействия правомерному поведению (правовое информирование, стимулирование и т.д.), охрану и защиту прав и свобод (восстановление прав, компенсация ущерба), а также на вытеснение негативных явлений из личной и общественной жизни, на их предупреждение и пре¬сечение, привлечение правонарушителей к юридической ответственности

13.6 Принципы права

Принципы права – основополагающие начала, в концентрированном виде выражающие сущность и содержание права.

Принципы характеризуются высшей степенью нормативной обобщенности, универсальностью, устойчивостью действия (в сравнении с нормами права, остаются неизменными в течение длительного времени). Принципы обеспечивают единство и непротиворечивость правового регулирования, Их отличает ориентирование субъектов не просто на правомерное, а на активное правомерное поведение. Поэтому, не случайно принципы являются фундаментом всей системы правового регулирования. Принципы права закрепляются в статьях Конституции, законов либо прямо, либо косвенно. При косвенном закреплении принцип формулируется исходя из смысла международно-правовых документов, конституции, законов путем их тщательного анализа.

Принципы права выполняют различные функции. Познавательная функция способствует уяснению сущности и содержания права, связанных с ним правовых явлений. Информационно-ценностная функция — ориентирует на осознание, усвоение личностного смысла основных начал права и выраженных в них социальных, включая и правовых ценностей. Регулятивная функция права – состоит в направлении поведения для достижения юридически значимого результата. Принципы могут регулировать поведение в сочетании с нормами права и сами непосредственно.

Принципы права подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и институтов. Общеправовые принципы пронизывают все право в целом. К ним относятся:

— принцип верховенства права. Его суть, во-первых, в том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие естественные и неотчуждаемые права человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации; во-вторых, Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. Законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ, не имеют юридической силы;

— принцип законности – это требование соблюдения Конституции РФ, законов РФ всеми субъектами: государственными и общественными организациями, должностными лицами, гражданами;

— принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому на всех органах власти, организациях и учреждениях, общественных объединениях лежит обязанность, долг не только не нарушать права и свободы, но и обеспечивать их развитие, полную реализацию, охрану, укреплять их гарантии. Отношения с гражданами должны строиться только на нравственно-правовых началах;

— принцип справедливости (правды), торжества истины — применение ко всем лицам «равной меры» при наделении правами и обязанностями, соразмерность ее при однотипных условиях, равноправие граждан независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

— принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других людей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— принцип широкой доступности правовой информации лежит в основе права человека и гражданина знать свои права, свободы и обязанности. Одновременно государство, местные органы власти обязаны публиковать и распространять тексты законов и других нормативных правовых документов. Только (и только!) в случае выполнения данной обязанности справедливо правило, что незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Неопубликованные законы, другие нормативные правовые документы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться и не влекут юридических последствий при их несоблюдении;

— принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Государство и гражданин связаны взаимными правами и обязанностями. Невыполнение каждой из сторон своих обязанностей или злоупотребление правом должно влечь юридическую ответственность. Возмещению подлежит как материальный, так и моральный вред. Если государство нарушает данный принцип, то гражданин может в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина.

Межотраслевые принципы свойственны только тем отраслям, которые близки друг другу по содержанию (например, принцип состязательности характерен для процессуальных отраслей права). Отраслевые принципы отражают своеобразие конкретной отрасли права (принцип добровольности брачного союза). Принципы подотраслей либо институтов выражают своеобразие данных структурных подразделений системы права (например, беспрепятственного осуществления жилищных прав).

studfiles.net

Право – понятие, признаки, функции. Какие функции право выполняет в обществе

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1 .Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

1. Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

2. Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

3. Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

4. Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

5. Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

6. Регулирует общественные отношения.

4.1.2.Принципы права: понятие, виды

Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность.

Сущность права – общая официально признанная воля всех субъектов социальной жизни, направленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Право имеет общесоциальную ценность, организует и стабилизирует общественные отношения.

К основным принципам права относятся:

1. Демократизм

. Проявляется в участии людей и их различных объединений в непосредственном и опосредованном формировании права.

2. Законность . Точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

3. Гуманизм . Состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод.

4. Равенство граждан перед законом . Все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного и должностного положения и иных обстоятельств.

5. Принцип справедливости . Требует соответствия между правовыми действиями и их социальными последствиями.

4.1.3. Функции права: понятие, виды

Функции права – обусловленные социальным назначением права, направления нормативного воздействия на общественные отношения. Основное функциональное назначение права — выступать регулятором общественных отношений в форме тех или иных законов.

Признаки функций права:

1. Вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе.

2. Выражают наиболее существенные черты права, направленные на осуществление коренных задач.

3. Представляют направления его активного действия.

4. Отличаются длительностью действия.

Виды функций права:

1. Регулятивная – определяется способностью права устанавливать правопорядок в обществе:

а) статическая – функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Выражается при определении статуса различных субъектов права: закрепление прав и свобод человека и гражданина, наделение государственных органов и их должностных лиц соответствующей компетенцией, признание правосубъектности физических и юридических лиц. Указанная функция реализуется с помощью управомочивающих и закрепляющих норм.

б) динамическая – определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Указанная функция осуществляется с помощью обязывающих норм.

2. Охранительная – обеспечивает защиту, охрану установленных юридических норм от возможности их нарушения.

Реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действует в охранительном режиме регулятивных норм.

В рамках охранительной функции права осуществляется:

Предупреждение правонарушений;

Пресечение противоправных деяний;

Возложение юридической ответственности на правонарушителя;

Восстановление нарушенных прав.

3. Оценочная функция – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности решений и действий субъектов права.

Формы реализации функций права:

а) информационное воздействие состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства;

б) ориентационное воздействие состоит в выработке у граждан позитивных правовых установок;

в) правовое регулирование — осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. Осуществляется путем создания и реализации права, формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок, обеспечиваемый государственной властью.

Цель правового регулирования – подчинить поведение людей общим правилам и обеспечить тем самым правопорядок в обществе и стабильность в общественных отношениях.

Правовое регулирование является разновидностью нормативного регулирования — особой формы деятельности общества, направленной на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения отношений в обществе. Разновидностями нормативного регулирования являются:

Традиционное нормативное регулирование – осуществляемое путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций – правил, исторически сложившихся в результате многократного повторения, содержащих наиболее рациональные формы поведения людей.

Моральное нормативное регулирование – осуществляется путем выработки и реализации системы нравственных принципов, обеспечиваемых силой общественного мнения.

Правовое регулирование.

Норма права

В переводе с латинского «норма» означает «правило, образец». Каждая норма права содержит общее правило поведения, модель поведения:

Она указывает на те условия, при которых должно исполняться установленное правило;

Норма права устанавливает и само правило поведения;

Правовая норма закрепляет те принудительные меры воздействия, которые государственные органы правомочны применить в случае ее нарушения.

Правовая норма, определяя правила поведения людей, регулирует их деятельность посредством предоставления им субъективных прав либо закрепления за ними юридических обязанностей.

4.2.1. Норма права: понятие, признаки

Норма права (правовая/юридическая норма) – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное структурно – организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения. Это элемент права, заключающий в себе правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей для их участников.

Признаки нормы права:

1. Представляет разновидность социальных норм. Юридическая норма определяет правила поведения для субъектов общественной жизни.

2. Является правилом поведения, признанным государственной властью, т.е. санкционированным или установленным ее законодательными, исполнительными или судебными органами.

3. Принимается субъектами правотворчества. Юридические нормы создаются в результате сложного процесса, включающего в себя правотворческую деятельность субъектов гражданского общества и органов государства.

4. Обеспечивается силой государственного принуждения. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

5. Формально определена. Внутренняя определенность выражается в фиксации определенного объема правомочий: прав и обязанностей, указании на последствия их нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма права закреплена в нормативно-правовом акте.

6. Обладает качеством системности, выраженном в структурном построении.

7. Носит общеобязательный характер:

а) указывает, каким образом, в течение какого време

traffgui.ru

Функции права делится на. Какие функции право выполняет в обществе

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях

Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие — пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функции права — основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Функции права классифицируют на: общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным относятся:

1.экономическая, право регламентирует производственные отношения в обществе, охраняет собственность, закрепляет ее формы, регулирует переход имущества от одного к другому.

2.политическая, право регулирует деятельность субъектов полит.системы- государства, полит. партий

3.воспитательная, право оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах.

4.коммуникативная, право выступает способом связи между законодателем и обществом

К специально-юридическим функциям относят:

Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы специально-юридическим функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделиить следующие подгруппы: а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция). в) Охранительная — направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Охранительная ф-ия права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная ф-ия выражаетсяся в применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная ф-ия права выражается в восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовосстановительная санкции. Кроме этих двух выделяют еще и так называемую превентивную функцию. Она выражается в предупреждении правонарушений; Еще одной специально-юридической функцией является г) Оценочная — позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и судебною функции

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций :

1) общесоциальные;

2) специально‑юридические.

1. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно‑историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно‑духовных ценностей;

4) ф

www.auturs.ru

Какие функции право выполняет в обществе. Право – понятие, признаки, функции

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей об­щественного развития. Другие полагают, что функции права — это главные на­правления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. Если же функцию права понимать только как направление правового воздействия на общественные отношения, то упускается из виду направляющий момент такого воздействия.

В этой связи большинство отечественных ученых-юристов считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под понятием «функции права» следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.

Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права . Они:

1) производны от сущности правовых явлений и определяются назначением права в обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях;

2) выражают такие направления воздействия права на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления;

3) отражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) представляют направления активного действия права, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие;

5) обладают постоянством. Это необходимый их признак, характеризующий непрерывность, длительность их действия.

Функции права могут рассматриваться в разных аспектах. Так как право неразрывно связано с государством, то его функции во многом совпадают с функциями государственной власти. Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых, формах, на основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности. С одной стороны, можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права, что соответствует идентичным функциям государства. С другой — по субъектам государственной власти можно различать законодательную, исполнительную и судебную функции права.

Функции права могут подразделяться на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяются такие направления правового воздействия, которые выражают специфику права как регулятора общественных отношений, его юридическое значение для этих отношений.

Схема 16

Классифицировать функции права можно и по другим основаниям (см. схему 16 ).

В извест­ной степени можно выделить две гру

www.yuriste.ru

Выделяют такие функции права как. Какие функции право выполняет в обществе

В науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях.

В математике под функцией понимается зависимая перемен­ная величина, т.е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом.

В биологии — это спе­цифическая деятельность органа и организма (функция руки, щи­товидной железы и т.п.). В других науках функция понимается как направление действия какой-либо системы (кибернетика).

В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.

Почти вековой опыт активного исследования понятия «функ­ция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать на­личие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать много­численные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на об­щественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назна­чение, то подобное понятие будет носить слишком общий харак­тер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесо­образности отождествления либо противопоставления направле­ний правового воздействия социальному назначению права и на­оборот.

Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскры­вая содержание какой-либо функции права, необходимо посто­янно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот — предопределенность последних назна­чением права. Собственно функция права — это реализация его социального назначения. Что же следует понимать под социаль­ным назначением права и правовым воздействием?

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потреб­ностями, социальными необходимостями общества создаются за­коны, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его соци­альной роли — закрепить, защитить или направить развитие оп­ределенных общественных отношений.

Направление воздействия — наиболее существенный компо­нент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодатель­ной политики, которая концентрирует эти потребности и транс­формирует их в позитивное право.

Раскрывая понятие «функция права», следует обратить вни­мание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздей­ствие» и «правовое регулирование».

Правовое воздействие — это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, со­знание и действия людей. К формам правового воздействия отно­сятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.

Правовое регулирование — это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отноше­ний, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.

Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.

Существование различных форм правового воздействия позво­ляет более четко проводить различие между собственно юриди­ческим воздействием права (правовое регулирование) и неюриди­ческим (информационное и ориентационное). Понятие «функция права» охватывает оба названные виды воздействия.

Функция права — это проявление его имманентных, специ­фических свойств. В функции аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена.

1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции — это «свечение» сущ­ности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сво­дятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя ме­ханически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функ­ция права имеет определенную степень независимости от его сущ­ности.

2. Функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении кото­рого порождает необходимость существования права как социаль­ного явления. В этом смысле можно сказать, что функция харак­теризует направление необходимого воздействия права, т.е. тако­го, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).

3. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

4. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид обще­ственных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.

5. Постоянство как необходимый признак функции характери­зует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. O постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления. Они изме­няются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

В целях более четкого уяснения понятия «функция права» сле­дует провести различие между близкими по смыслу с ней юриди­ческими категориями, такими как: «роль права», «задача права» и «функционирование права».

Термин «роль права» говорит о значении права в жизни об­щества, государства вообще либо на определенном этапе их раз­вития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осу­ществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отноше­нию к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается раз­личие рассматриваемых категорий.

Термин «задача права» — это стоящая перед правом экономи­ческая, политическая, социальная проблема, которую оно призва­но решить.

Задача права указывает на постоянную или временную, бли­жайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно со­действовать или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их реше­ние. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является пер­воосновой функции. Она вытекает из экономических, политичес­ких, социальных потребностей общества, определяется общесоци­альными закономерностями развития государства и права, осо­бенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и соответственно права), истори­ческой обстановкой, соотношением политических сил, националь­ными факторами и т.п.

Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содер­жание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные на­правления правового воздействия.

Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права значит вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения).­

Если «функция права» — понятие собирательное и отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функ­ционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.

Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права — вопрос, непосредственно связанный с проблемой функций, так как ха­рактеристика системы функций — это, по существу, характерис­тика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование права» обозначает действие права как элемента социальной системы наряду с госуда

www.newslifebologoe.ru

Социальное назначение и функции права


⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 51Следующая ⇒

4.1. Понятие социального назначения и функций права.Вопрос о социальном назначении и функциях права самым тесным образом связан с вопросом о понятии и сущности права. Эта связь аналогична той, которая имеет место между вопросом о социальном назначении и функциях государства и вопросом о его понятии и сущности. Нельзя до конца понять, что такое право, не выяснив, в чем его социальное назначение и какую роль оно играет в жизни общества. С другой стороны, в социальном назначении и функциях, так или иначе, находит свое проявление сущность права.

Вначале попытаемся выяснить, в чем состоит социальное назначение права. В некоторых современных учебниках по теории государства и права говорится, что социальное назначение права состоит в обеспечении свободы, утверждении в обществе начал справедливости, в создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального функционирования гражданского общества. Действительно, право в его высоком гуманном смысле призвано обеспечивать свободу, утверждать в обществе начала справедливости, создавать необходимые условия для реализации прав граждан и нормального функционирования гражданского общества. Однако не следует забывать, что позитивное право является выразителем воли государства, а государственная воля не всегда совпадает с интересами общества и пронизана столь высокими гуманными идеями. Позитивное право только тогда способно обеспечивать свободу, утверждать в обществе начала справедливости, создавать необходимые условия для реализации прав граждан и нормального функционирования гражданского общества, когда государство будет проникнуто заботой об обществе, будет служить ему и осуществлять свою деятельность в его интересах. А это возможно лишь в демократически развитых, правовых государствах. Поэтому, говоря о социальном назначении позитивного права, необходимо учитывать, что в государствах с разными политическими режимами оно выполняет не совсем одинаковые социальные функции и, следовательно, его социальное назначение в них тоже будет не совсем одинаковым.

Социальное назначение позитивного права, если говорить о нем безотносительно к конкретным государствам и конкретным политическим режимам, состоит в том, чтобы через регулирование соответствующих общественных отношений утверждать и поддерживать в обществе тот порядок, в котором заинтересовано государство. Вместе с тем социальное назначение позитивного права не следует отождествлять с его ролью в общественной жизни. Социальное назначение права выражает только основную роль права в общественной жизни, в то время как позитивное право может выполнять и другие ролевые функции, например, быть источником информации о позитивно-правовом регулировании общественных отношений, критерием оценки поведения людей, средством воспитательного воздействия и т. д.

Социальное назначение позитивного права и в целом его роль в общественной жизни проявляются в его функциях. Функции позитивного праваэтоопределенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения, в которых выражаются его сущность, назначение и в целом роль в общественной жизни. Функциям позитивного права присущи следующие основные признаки.

Во-первых, функции позитивного права – это определенные направления его воздействия на общественные отношения. То есть функции права – это не просто воздействие права на общественные отношения, а определенные направления этого воздействия. Само по себе воздействие позитивного права на общественные отношения может быть различным. Оно может быть, например, эффективным или неэффективным, непосредственным или опосредствованным. Функции же права – это не вообще воздействие на общественные отношения, а именно определенные направления этого воздействия. Причем функции позитивного права – это не только основные направления воздействия права на общественные отношения, на чем настаивают многие российские исследователи, но и неосновные направления воздействия права на общественные отношения. Например, одной из функций позитивного права является информационная функция, однако едва ли правильно считать эту функцию одним из основных направлений воздействия позитивного права на общественную жизнь.

Во-вторых, функции позитивного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, в которых выражается сущностьпозитивного права. Сущность позитивного права как бы является в его функциях, выходит через них из глубины на поверхность. Особенно это характерно для основных функций позитивного права, в которых выражена его роль как государственного регулятора общественных отношений.

В-третьих, функции позитивного права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, в которых выражается социальное назначение позитивного права и в целом его роль в общественной жизни. То есть функции позитивного права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать как социальное назначение права, его основную, служебную роль, так и в целом его роль в общественной жизни. При этом роль позитивного права в целом характеризуют все его функции, а служебную роль – только основные.

4.2. Классификация функций позитивного права. Рассматривая вопрос о функциях позитивного права, следует обратить внимание и на их классификацию. В учебниках по теории государства и права функции позитивного права (их именуют просто функциями права) чаще всего подразделяют на общесоциальные и собственно правовые. К первым относят экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие функции, подчеркивая при этом их совпадение с аналогичными функциями государства. Ко вторым относят регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений.

Несмотря на достаточно широкое распространение и почти всеобщее признание, данная классификация представляется все же не совсем удачной и не вполне приемлемой[34]. В этой связи представляется необходимым предложить иную классификацию функций позитивного права, которая будет проведена с учетом различных оснований.

Прежде всего, функции позитивного права можно классифицировать по тем же основаниям, что и функции государства. Это обусловлено тем, что позитивное право и государство находятся в неразрывном единстве, и позитивное право, претворяя в жизнь политику государства, практически дублирует все его функции. Функции позитивного права, как и функции государства, можно классифицировать по значимости, по направленности(или сфере распространения), посферам общественной жизни, по характеруи по продолжительности осуществления.

По значимости функции позитивного права могут быть подразделены на основные и неосновные. Основные – это функции, характеризующие социальное назначение права, его роль как регулятора общественных отношений. Неосновные– остальные его функции.

По направленности (сфере распространения) функции позитивного права могут быть подразделены на внутренние и внешние. Внутренние– это функции, которые право выполняет внутри страны, внешние – за ее пределами. Позитивное право выполняет свои функции в основном внутри страны, поскольку является внутренним регулятором общественных отношений. Вместе с тем известно и так называемое экстерриториальное действие права, т. е. его действие за пределами территории страны. Кроме того, нередко международные договоры государства входят в состав его правовой системы (см., например, часть 4 ст. 15 Конституции РФ), в связи с чем правовые нормы, содержащиеся в этих договорах, действуют как внутри страны, так и за ее пределами.

По сферам общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и идеологические функции. Экономические– это функции, осуществляемые позитивным правом в сфере экономики (например, правовое регулирование предпринимательской деятельности), политические– функции, осуществляемые в сфере политики (например, правовое регулирование отношений государства с политическими партиями), социальные – функции, осуществляемые в социальной сфере (например, правовое регулирование вопросов пенсионного обеспечения), идеологические – это функции, осуществляемые позитивным правом в духовной сфере (например, правовое регулирование образовательной деятельности).

Нередко, кроме названных, выделяют также экологические функции. Это функции, которые осуществляются позитивным правом в области охраны окружающей среды.

Кстати, данная классификация позволяет увидеть, насколько широка сфера правового регулирования. Она охватывает практически все основные области общественной жизни.

По характеруфункции позитивного права могут быть разделены на общесоциальные и сословно-классовые. Общесоциальные – это функции, связанные с обеспечением интересов всего общества, сословно-классовые – с обеспечением интересов каких-либо классов, сословий, социальных групп.

По продолжительности осуществления функции позитивного права можно разделить на постоянныеи временные. Постоянные – это функции, осуществляемые правом неопределенно длительное время, временные– функции, осуществляемые в течение определенного времени. Подавляющее большинство общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, регулируется позитивным правом неопределенно длительное время, но есть и такие, которые регулируются правом в течение строго определенного времени.

Рассмотренные классификации позволяют получить известное представление о многообразии функций позитивного права. Но они все-таки не раскрывают главного – социальной роли и назначения позитивного права. Поэтому классификацию функций позитивного права необходимо дополнить с учетом социальной роли и социального назначения позитивного права.

С учетом социальной роли,т. е. роли в общественной жизни, можно выделить следующие функции позитивного права: регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную. Регулятивнаяфункция проявляется в том, что позитивное право регулирует, упорядочивает общественные отношения, приводя их в определенную систему. Оценочнаяфункция выражена в оценке поведения участников общественных отношений. Позитивное право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает поведение участников этих отношений как правомерное или неправомерное, как желательное или нежелательное и т. д. Суть воспитательнойфункции состоит в том, что позитивное право, регулируя общественные отношения, выступает одновременно в качестве образца, эталона поведения, воспитывая у людей привычку совершать одни действия и воздерживаться от других. Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять также информационную функцию. Правовые нормы, будучи закрепленными в официальных документах, становятся источником информации, информируя о том, как регулируются те или иные общественные отношения, и каким может или должно быть поведение участников этих отношений. Наконец, трансляционная функция характеризуется тем, что позитивное право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает, транслирует все это как участникам существующих общественных отношений, так и будущим поколениям людей.

Выделяя регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции позитивного права, следует заметить, что такого рода функции выполняют и другие социальные нормы (мораль, обычаи, корпоративные нормы и т. д.). И в этом плане позитивное право мало чем отличается от других социальных норм. Вместе с тем выделение данных функций у позитивного права позволяет наглядно продемонстрировать, что его роль в жизни общества не сводится только к регулированию общественных отношений, а имеет и некоторые другие аспекты.

С учетом социального назначенияможно выделить три функции позитивного права: конститутивную, собственно регулятивную и охранительную. Суть конститутивной функции заключается в том, что позитивное право, регулируя общественные отношения, закрепляет в своих нормах как сами общественные отношения, так и весь порядок их регулирования. По-другому эту функцию можно назвать закрепительной. Собственно регулятивная функция проявляется в непосредственном регулирующем воздействии позитивного права на общественные отношения, в упорядочении конкретных общественных отношений. Охранительная функция состоит в обеспечении, охране общественных отношений, регулируемых позитивным правом.

Перечисленные функции позитивного права (конститутивная, собственно регулятивная и охранительная) – это в сущности подфункции рассмотренной в предыдущей классификации регулятивной функции. Они являются различными направлениями регулирующей роли позитивного права. В отечественной науке их определяют обычно как собственно правовые или собственно юридические функции права и именуют соответственно регулятивной статической, регулятивной динамической и охранительной.

Социальная ценность права

5.1. Основные аспекты социальной ценности права.Говоря о социальной ценности права, необходимо отметить, что таковой обладает, прежде всего, естественное право. Будучи социально оправданной возможностью того или иного поведения, естественное право является выражением подлинной свободы человека, не совместимой с произволом. С естественным правом связываются представления людей не только о свободе, но и о равенстве, справедливости, естественных правах, которые принадлежат человеку от рождения и являются его неотъемлемыми правами. Признание людьми естественного права позволяет именно в нем видеть подлинное право и в связи с этим предъявлять определенные требования к государству и создаваемым им законам.

Несомненной социальной ценностью обладает также и позитивное право. Социальная ценность позитивного права выражается в его полезности, значимости для государства, общества, а также отдельно взятого человека.

Позитивное право является ценностью в первую очередь для государства. Государству позитивное право полезно и необходимо как регулятор общественных отношений, как инструмент, с помощью которого государство претворяет свою волю в жизнь и добивается в обществе того порядка, который ему нужен. Разумеется, позитивное право – не всесильный регулятор. С его помощью невозможно урегулировать абсолютно все стороны общественной жизни, абсолютно все общественные отношения. Не все подвластно позитивному праву. Как будет показано в дальнейшем, есть общественные отношения, которые позитивное право, как бы того не хотелось государству, не способно урегулировать в силу целого ряда объективных причин. Но, тем не менее, позитивное право – это мощнейший регулятор, при помощи которого государство способно добиться многого из того, чего оно желает.

Обладая значительной ценностью для государства, позитивное право имеет вместе с тем определенную ценность и для общества. Позитивное право хотя и не единственный, но все же главный в обществе регулятор общественных отношений. Поэтому порядок в обществе создается, прежде всего, нормами позитивного права. Несмотря на то, что позитивное право является государственным регулятором общественных отношений и, следовательно, выражением государственной воли, оно, тем не менее, вынуждено считаться с интересами общества, и порядок, который устанавливается в обществе при помощи позитивного права, чаще всего согласуется с общественными интересами. Особенно это характерно для современных демократических государств. Вместе с тем история знает немало примеров тому, когда государственные интересы ставились выше общественных, и в обществе создавался порядок, невыносимый для общества и чуждый ему. В таких случаях позитивное право превращалось для общества из ценности в антиценность. В целом же позитивное право устанавливает в обществе необходимый порядок, обеспечивает его, охраняя основные устои общественной жизни.

Позитивное право обладает определенной ценностью и для каждого отдельного человека. Как бы негативно не относился тот или иной индивид к позитивному праву, без него он обойтись не может. Позитивное право, регулируя общественные отношения, наделяет их участников, прежде всего людей, определенными юридическими правами и обязанностями. Тем самым оно определяет свободу человека, меру, границы этой свободы. Чем демократичнее государство, тем шире границы этой свободы. Определяя свободу человека, позитивное право, как правило, одновременно и гарантирует эту свободу, предоставляя в его распоряжение целый арсенал правовых средств, с помощью которых он может защитить свои права и свою свободу. Даже тогда, когда индивид противопоставляет себя обществу и государству и не выполняет требований позитивного права, последнее предоставляет ему определенные возможности для защиты своих интересов в случае государственного преследования. В современном обществе позитивное право в целом стоит на защите прав и свобод человека, охраняет его жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию и другие общечеловеческие ценности.

5.2. Свойства позитивного права, обуславливающие его социальную ценность.Социальная ценность позитивного права, его полезность, значимость для государства, общества и каждого отдельного человека, предопределяется его свойствами. К этим свойствам принято относить нормативность, общеобязательность, системность, формальную определенностьи гарантированность. Благодаря данным свойствам, позитивное право и приобретает такое качество как ценность. В частности, благодаря нормативности позитивное право способно охватить своими правилами поведение неопределенного множества людей и урегулировать неопределенное число конкретных общественных отношений. Благодаря общеобязательности оно способно довести государственную волю до любого и каждого и подчинить всех членов общества единому порядку. Системностьпозволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их единообразно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом единая в государстве система норм. Формальная определенностьделает правовое регулирование общественных отношений строгим и определенным. Позитивное право четко определяет объекты правового регулирования, границы свободы поведения участников регулируемых общественных отношений, социальные и личные ценности, которые оно защищает. Наконец, гарантированность делает правовое регулирование общественных отношений и тот порядок, который определяется нормами позитивного права, стабильным, устойчивым и не подвластным произволу отдельных индивидов.

Вопросы для самопроверки

1. Какие теории права принято относить к основным, и какие подходы относительно понимания права вытекают из содержания этих теорий?

2. Какие типы правопонимания принято выделять в современной отечественной теории государства и права?

3. Что понимается под правом в общесоциальном и юридическом смысле? Что означают объективное и субъективное право?

4. Что такое позитивное право и каковы его признаки?

5. В чем различие между классовым и надклассовым подходом в понимании сущности права?

6. Нужно ли различать сущность естественного права и сущность позитивного права, сущность субъективного права и сущность объективного права?

7. Как решается вопрос о соотношении права и государства, какие подходы существуют в этом вопросе?

8. В чем состоит социальное назначение позитивного права и тождественно ли оно его социальной роли?

9. По каким основаниям и как можно классифицировать функции позитивного права?

10. В чем проявляется социальная ценность позитивного права, и какие свойства обуславливают его социальную ценность?

Литература

Агарков М. М. Ценность частного права // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. –№ 1. – С. 25–41.

Агарков М. М. Ценность частного права // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. – № 2. – С. 31–48.

Алексеев Л. И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. – 1993. – № 6. – С. 128–133.

Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С.С. Алексеев. – М. : Норма, 2001. – 748 с.

Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. – М. : Статут, 1999. – 712 с.

Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе / С. С. Алексеев. – М. : Юрид. лит., 1971. – 224 с.

Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М. И. Байтин. – Изд. 2-е, доп. – М. : ООО ИД «Право и государство», 2005. – 544 с.

Вопленко Н. Н. Сущность, принципы и функции права / Н. Н. Вопленко. – Волгоград : Волгогр. гос. ун-т, 1998. – 54 с.

Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст; под ред. В. А. Томсинова. – М. : Зерцало, 2008. – 340 с. – (Серия «Русское юридическое наследие»).

Лейст О. Э. Три концепции права // Сов. государство и право. – 1991. – № 12. – С. 3–11.

Лившиц Р. З. Теория права : учебник / Р. З. Лившиц. – М. : БЕК, 1994. – 224 с.

Макаров О. В. Соотношение права и государства // Государство и право. – 1995. – № 1. – С.16–22.

Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы / Г. В. Мальцев. – М. : Прометей, 1999. – 419 с.

Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права / Н. Неновски. – М. : Прогресс, 1982. – 151 с.

Неновски Н. Право и ценности / Н. Неновски; пер. с болг. / вступ. ст. и пер. В. М. Сафронова; под ред. В. Д. Зорькина. – М. : Прогресс, 1987. – 248 с.

Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства / В. А. Четвернин. – М. : Дело, 1997. – 120 с.

 

Глава 8

НОРМЫ ПРАВА

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *