Какие социально значимые свойства информации можно выделить – ,

Свойства социальной информации

Рейтинг:   / 1
Подробности
Просмотров: 2214

Свойства социальной информации

Для человека важно не столько количественная характеристика информации, сколько ее свойства связанные с познанием окружающего мира. Для человека информация может быть важной или нет, полной или нет и т.д. Другими словами, для социальной информации важно ее качество.

Следует оговорить, что различные авторы выделяют различные свойства информации.

  1. Ценность информации. Чем важнее задача, которую решает человек, тем ценнее информация, требуемая для ее решения.
  2. Доступность информации. Например, если тот или иной текстовый материал есть во Всемирной паутине, а у Вас есть подключение к сети Интернет, то получить информацию проще, чем если бы текст был представлен в какой-нибудь библиотеке, до которой еще надо добраться.
  3. Понятность информации. Сообщение на японском языке может быть непонятно для россиянина, даже если содержит ценную информацию.
  4. Полнота информации. Достаточность информации для решения определенного спектра задач.
  5. Избыточность информации.
  6. Адекватность. Соответствие информации действительности.
  7. Актуальность. Информация может иметь значение лишь в определенный момент времени.
  8. Объективность. Чем меньше зависит содержание информации от того, кто ее получил и обработал, тем она более объективна.
  9. и др.

Особенностью свойств социальной информации является их временный характер и зависимость от конкретного человека. Так одна и та же информация для кого-то может быть понятной, а для кого-то — нет. Сегодня актуальной, а завтра – нет.

  • < Назад
  • Вперёд >

palkins.ru

Понятие «информация» и свойства информации — КиберПедия

Понятие «информация». Слово «информация» происхо­дит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информа­ция» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» поня­тия. В геометрии, например, невозможно выразить содержа­ние базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через бо­лее простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием дру­гих понятий.

В случае с понятием «информация» проблема его опреде­ления еще более сложная, так как оно является общенауч­ным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связа­но с различными системами понятий.

Информация в физике. В физике мерой беспорядка, хаоса для термодинамической системы является энтропия системы, тогда как информация (антиэнтропия) является ме­рой упорядоченности и сложности системы. По мере увеличе­ния сложности системы величина энтропии уменьшается, и величина информации увеличивается. Процесс увеличения информации характерен для открытых, обменивающихся ве­ществом и энергией с окружающей средой, саморазвиваю­щихся систем живой природы (белковых молекул, организ­мов, популяций животных и так далее).

Таким образом, в физике информация рассматривается как антиэнтропия или энтропия с обратным знаком.

Информация в биологии. В биологии, которая изуча­ет живую природу, понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое пове­дение строится на основе получения и использования орга­низмом информации об окружающей среде.

Понятие «информация» в биологии используется также в связи с исследованиями механизмов наследственности. Ге­нетическая информация передается по наследству и хранит­ся во всех клетках живых организмов. Гены представляют собой сложные молекулярные структуры, содержащие ин­формацию о строении живых организмов. Последнее обстоя­тельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, то ееть созданию точных копий организмов из одной клетки.

Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» связано с процесса­ми управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование техническо­го устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значе­ния их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информа­ции.



Социально значимые свойства информации. Человек — существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией, причем обмен информацией всегда производится на определенном язы­ке — русском, английском и так далее. Участники дискус­сии должны владеть тем языком, на котором ведется обще­ние, тогда информация будет понятной всем участникам обмена информацией.

Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает практическую ценность. Бесполезная информа­ция создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации. Примерами передачи и получения бесполезной информации могут служить некото­рые конференции и чаты в Интернете.

Широко известен термин «средства массовой информа­ции» (газеты, радио, телевидение), которые доводят инфор­мацию до каждого члена общества. Такая информация дол­жна быть достоверной и актуальной. Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и мо­жет быть причиной возникновения социальных потрясе­ний. Неактуальная информация бесполезна и поэтому ни­кто, кроме историков, не читает прошлогодних газет.

Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точ­ной. Задача получения полной и точной информации стоит перед наукой. Овладение научными знаниями в процессе обучения позволяют человеку получить полную и точную информацию о природе, обществе и технике.

Вопросы для размышления

1. Почему невозможно дать определение понятию « информация », используя более «простые» понятия?

2. В каких науках используется понятие «информация» и какой смысл в каждой из них оно имеет?

3. Какие социально значимые свойства информации можно выде­лить?

cyberpedia.su

6. Виды и свойства социальной информации

Социальная информация — совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Социальная информация — это способ (форма) передачи знаний, эмоций и волевых воздействий в обществе. Обобщенно социальную информацию можно определить как сведения, предназначенные для передачи в обществе. Именно такая информация, содержащаяся в документе, является объектом изучения документоведения, а также информатики, книго-, библиотеке-, библиографе-, архивоведения, теории массовых коммуникаций и других наук документно-коммуникативного цикла. Социальная информация — явление сложное, подразделяемое на виды по разным принципам деления.

Первым принципом деления социальной информации является ее социальное назначение. С этой точки зрения информация подразделяется на массовую и специальную.

Массовая информация — социальная, предназначенная для всех членов общества. Информация этого рода доступна любому человеку, поэтому она называется массовой. Специальная информация предназначена для отдельных социальных групп, в частности, специалистов. Массовая в свою очередь делится на публицистическую, эстетическую и обыденную. Специальная на научную, техническую, планово-экономическую, коммерческую и др. виды. Это обусловливает содержание и целевое назначение различных видов и типов документов, распространение их через каналы специальных и неспециальных (массовых) коммуникаций.

Второй принцип деления основан на способе отражения информации человеческим сознанием. Когда человек воспринимает информацию различного рода анализаторами, он раскодирует (отражает) ее головным мозгом, который функционально асимметричен. Левое полушарие головного мозга осуществляет логическую деятельность, правое — образно-ассоциативную. В соответствии с этим информация условно подразделяется на

логическую и эстетическую.

Логическая информация — результат познания и логического осмысления законов природы, общества и мышления. Она передается в знаковой форме путем отражения окружающей действительности левым полушарием головного мозга и аккумулирует все знания, накопленные человечеством за долгий период освоения природы общества и мышления. Логическая информация разнообразна и различается в соответствии с принадлежностью к различным областям человеческой деятельности.

Эстетическая информация — результат образно-ассоциативного, преимущественно художественно-эстетического отражения действительности. В совокупности с физиологическими особенностями восприятия эстетическая информация распространяется следующими видами искусства: 1) живопись и графика, пространственные формы (архитектура, скульптура) и т.д.; 2) музыка, художественное слово и т.д.; 3) театр, хореография, кино и т.д.

Третий принцип деления базируется на физиологических особенностях восприятия информации человеком. С этой целью природа предопределила человеку следующие органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Различают следующие виды информации: визуальная,

Аудиальная, обонятельная, тактильная, вкусовая.

Социальная информация различается по ряду других признаков.

1.     По способу распространения социальная информация делится на два вида: опубликованная (распространяемая посредством тиражного размножения документов) и неопубликованная (не рассчитанная на широкое распространение и не прошедшая официальной апробации).

2.     По степени переработки социальная информация подразделяется на первичную, содержащую непосредственные результаты НИР, и

вторичную (результат переработки первичной информации).

studfiles.net

8. Свойства социальной информации

Социальная информация – это базовая, фундаментальная категория, определяющая и особенности потребностей людей, и возможности обслуживания, и цели деятельности библиотек или служб информации предприятий.

Свойства социальной информации:

  1. Содержательность, наличие смысла, значения.

  2. Целесообразность – способность информации оказывать воздействие на поведение отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

  3. Ценность – способность содействовать достижению каких-либо целей.

  4. Относительная независимость плана содержания от плана выражения – одно и то же содержание может быть зафиксировано с использованием различных знаковых форм.

  5. Старение и кумулятивность (когда невозможно установить хронологические границы).

  6. Неаддитивность – невозможность судить о качестве библиографической продукции по количеству отржённых в ней документов.

9. Особенности документального потока

Документальный поток – это совокупность функционирующих в обществе первичных документов.

Особенности:

  • Рост объёма потока, выражающийся в непрерывном увеличении числа вновь создаваемых документов.

  • Саморегулирование объёма потока – старение информации и способность к уплотнению.

  • Рассеяние публикаций – это факт опубликования статей определенной тематики в непрофильных изданиях (родоначальник С.Бредфорд).

10. Возможности аналитико-синтетической переработки информации

Аналитико-синтетическая обработка – преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде, соответствующем запросу.

Методы интеллектуального преобразования информации:

  • Аспектный.

  • Фасетный – учёт не только объекта описания, но и отраслевой специфики, обязательно сказывающейся на содержании документов.

  • Контент-анализ.

  • Морфологический.

Классифицирование – процесс обобщения и упорядочения, позволяет в компактной, сжатой и наглядной форме организовать и представить знания.

7. Свойства информационных потребностей

Информационные потребности можно определить как осознанную потребность в информации, необходимой для получения недостающих знаний. Свойства информ. потребностей:

  1. Информ. потребности представляют собой потребности в знании, обретаемом индивидом путём обращения к существующей информации.

  2. Неопределённость (случай поиска неизвестного об известном).

  3. Субъективность оценки пользователями качества информационных продуктов и услуг (релевантность – это объективно существующее смысловое соотношение между содержанием информ. запроса и выданной в ответ на него информации; пертинентность – субъективно оцениваемое потребителем соответствие содержания информации его интересам).

  4. Индивидуальный характер – субъективность оценки пользователем качества информ. продукции.

  5. Динамизм – быстрые темпы изменения условий окружающей среды, изменчивость.

  6. Невозможность полного удовлетворения потребностей.

15. Признаки информационных потребностей, значимые для обслуживания

Информ. потребности подразделяют на:

  • общественные (объективные) – не зависят от воли, желания, образовательного уровня или интересов отдельных людей.

  • коллективные – это потребности каких-либо целевых групп, возникающие в ходе решения стоящих перед ними задач.

  • индивидуальные (субъективные) – потребности возникающие у людей в различных трудовых, образовательных, досуговых и обыденных ситуациях.

Общие признаки информ. потребностей:

  • Общий признак – тематика потребностей или та предметная область, сведения о которой представляют интерес.

  • Характер требующейся информации – определяемый целью, с которой пользователи обращаются к документам.

  • Время возникновения (стабильные и вновь возникшие потребности) и период действия потребностей (разовые и длительного действия).

Индивидуальные признаки информ. потребностей:

  • профильные потребности;

  • потребности в информации по смежным отраслям или проблемам;

  • потребности в информации из тех областей знания или общественной практики, с которыми индивид прежде не соприкасался.

Признак профильности информ. потребностей:

  • по нему предлагаются научные, производственно-практические, официальные источники;

  • по непрофильной тематике отбираются учебные и научно-популярыне издания;

Значимый признак – выгоды, искомые пользователями

studfiles.net

Введение в информатику

Объекты и системы.

В мире, в котором мы живем, нас окружает множество разнообразных объектов. Объект — некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая человеком как единое целое. Понятие «объекты» объединяет материальные объекты (дома, деревья, люди и т.д.), явления природы (молния, радуга и т.д.) и нематериальные объекты, созданные в результате умственной деятельности человека (песня, стихотворение, математическая формула). Совокупность логически взаимосвязанной информации называют информационным объектом. Каждый объект обладает определенным набором свойств (например, объект компьютер обладает свойствами: тактовая частота процессора и объем оперативной памяти). В соответствии с наборами свойств объекты делят на классы (классифицируют). Объекты входящие в класс имеют хотя бы одно общее свойство. У свойств объектов есть значения (например,  значение свойства тактовая частота процессора может быть 3 ГГц). Отдельный элемент класса со своими значениями свойств называется экземпляром класса. Объекты могут взаимодействовать друг с другом и образовывать системы. Система — сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (более простых объектов) и существующий как единое целое. Всякая система имеет структуру, то есть внутреннюю организацию. Свойства системы зависят не только от ее состава  но и от ее структуры. Графит и алмаз состоят из одинаковых атомов углерода, но обладают разными свойствами: графит мягкий, т.к. он имеет слоистую структуру, а алмаз самое твердое вещество благодаря своей кристаллической структуре. Объединение элементов в систему приводит к появлению у системы новых качеств, которыми не обладали исходные элементы (системный эффект). Атомы кислорода и водорода соединяясь в молекулу воды образуют совершенно новое вещество. Систему, входящую в состав более крупной системы, называют подсистемой. Любой объект сложен (то есть является системой), а любая система может рассматриваться как простой объект. Например, Солнечная система является подсистемой нашей Галактики, а вся наша Галактика лишь элемент Вселенной.

Процесс обучения в школе — попытка сформировать в Вашем сознании системную информационную картину мира и привить навыки системного мышления. Этот процесс невозможен без использования различных моделей.

Моделирование как метод познания.

Модель – подобие некоторого реального объекта,  отражающее его существенные особенности.

Объект моделирования по отношению к модели называют оригиналом.

Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Человечество накопило богатый опыт создания моделей различных объектов и процессов. Оказалось, что в различных случаях одно и то же явление может быть описано различными моделями (отражающими его существенные, но разные для каждого случая свойства). И, наоборот, разные явления могут описываться одной моделью. Никакая модель не может полностью заменить сам объект моделирования, но при его исследовании может оказаться полезным, а иногда и единственным инструментом исследователя.

Следует отметить, что модели могут быть как статическими так и динамическими. Статические описывают систему в определённый момент времени, а динамические —  изменение и развитие системы.

 Формы представления моделей.

Модели можно разделить на материальные (глобусы, макеты зданий, модели транспортных средств, манекены и т.д.) и информационные. Информационная модель —  целенаправленно отобранная и нужным образом представленная информация о значимых свойствах оригинала. В зависимости от формы представления информационные модели делят на вербальные — выраженные в форме устной речи, символьные — записанные с помощью определенной системы символов, графические. Особое место  среди символьных занимают математические модели. На их основе могут строиться модели формальные.

Процесс построения информационной модели с помощью формальных языков называется формализацией, а полученная модель – формальной. Таким образом, любая компьютерная программа является реализацией некоторой формальной модели. В процессе работы человека с формальными моделями часто возникает необходимость в их визуализации, т.е. наглядном представлении (блок-схемы алгоритмов, диаграммы и т.п.).

 Информационные модели систем.

Информационные модели могут отражать различные системы объектов, в которых реализованы различные структуры взаимосвязи между ними. Для описания систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей.

                                                       

Используются в тех случаях, когда объекты, являющиеся элементами системы, принадлежат к одному классу и имеют в системе равный статус. Например, телефонный справочник описывает некоторое множество однотипных объектов (абонентов), имеющих одинаковый набор свойств (Фамилия И.О., адрес, телефон) и разные значения этих свойств. По такому принципу построена большая часть существующих баз данных.

                              

Подходят для описания систем, элементы которых имеют разный статус и уровень подчиненности друг другу (вспомните, например, пирамиду власти в феодальном государстве). Файловая система компьютера — иерархическая.

                                          

Не накладывают ограничений на взаимосвязи между элементами. Примером такой системы может служить Всемирная паутина, в которой сайты и отдельные страницы могут быть произвольным образом связаны с другими страницами и сайтами.

   

Создание информационных моделей и информационных продуктов на компьютере.

Обычно процесс создания и исследования моделей на компьютере состоит из следующих этапов:

  • Постановка задачи

  • Описание процесса решения (описательная или математическая модель)

  • Построение формальной модели.

  • Создание компьютерной модели ( 1 вариант — построение алгоритма решения задачи и создание программы на одном из языков программирования; 2 – вариант – построение компьютерной модели с помощью одного из приложений).

  • Проведение компьютерного эксперимента (запуск созданной программы или работа с созданным документом).

  • Анализ результатов и, возможно, корректировка модели.

Компьютер можно использовать не только для создания, исследования и использования информационных моделей реальных объектов и процессов, но и для создания самостоятельных информационных продуктов. Даже простейший текстовый редактор уже нельзя назвать моделью пишущей машинки, поскольку он существенно сложнее устроен и предоставляет значительно более широкие возможности по работе с текстом. Компьютерные программы дают невиданные ранее возможности по работе с информацией различных видов. Такие информационные продукты играют все большую роль в нашей жизни по мере продвижения цивилизации к информационному обществу.

informaks.narod.ru

Презентация — Информация — Свойства информации


ПрезентацияИнформацияСвойства информации

Общепринятого определения информации не существует.
Слово информация происходит от латинского слова information, что в переводе означает сведения, разъяснение, ознакомление.
В наиболее общем случае под «информацией» понимаются сведения (данные), которые воспринимаются живым существом или устройством и сообщаются (получаются, передаются, преобразуются, сжимаются, разжимаются, теряются, находятся, регистрируются) с помощью знаков.

Социально значимые свойства информации
Человек — существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда информация будет понятной всем участникам обмена информацией.
Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает практическую ценность.
СМИ (газеты, радио, телевидение…) доводят информацию до каждого члена общества. Такая  информация должна быть достоверной и актуальной.
Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной.

Восприятие информации
Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.
Глазами люди воспринимают зрительную информацию;
Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;
Органы обоняния позволяют ощущать запахи;
Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;
Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.
Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией.
Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств.

Скачать — Презентация — Информация — Свойства информации

Дата публикации:





Теги: презентация :: PowerPoint :: информатика :: презентация по информатике :: информация :: свойства информации :: восприятие информации :: урок :: разработка урока :: мультимедийный урок :: интерактивный урок :: современные технологии :: лекция :: конспект :: реферат :: доклад :: скачать :: бесплатно


Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:


nashol.com

21. Социальная информация ее особенности.

Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

С позиций информационного подхода к социальной информации следует относить информационные модели, которые определяют хотение, опасение, намерения, информационные и реальные действия отдельных людей по отношению к человеческому (социальному) окружению; интеграция этих моделей в социальных системах различной величины и сложности; отражение интегрированной сложности общественной модели в индивидуальном сознании. Далее следует коррекция социальных моделей, как на нижнем, так и на верхнем, уровнях информации — люди меняют своё поведение в зависимости от смены идей, законов, правил, а смена идей, законов, правил происходит с учётом изменившегося поведения людей.

Поскольку люди объединены в группы, то существует групповая социальная информация — социальная информация семьи, нации и общечеловеческая социальная информация. Соответственно существует хотение, опасение, намерение информационное и реальное действие семьи, нации, человечества в целом.

Собственно хотение, опасение, намерение, информационное и реальное действие являются социальной информацией в описании с помощью тех или иных информационных средств. В своём реальном бытии эти феномены получают иной и различный статус как информационный акт вида: «модель — реальность — ответ (ДА или НЕТ)».

Виды социальной информации 

Сфера социальной деятельности

Вид социальной информации

Наука

Научная

Промышленное и сельскохозяйственное производство

Производственная, техническая

Искусство и художественное творчество

Эстетическая

Спорт

Спортивная

Политика

Политическая

Массовое информирование и пропаганда

Массовая, популярная, публицистическая

Образование

Педагогическая

Управление

Управленческая

Быт

Бытовая

При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.

Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:

        о состоянии экономической сферы;

        об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

        о деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

        о рынке труда и капитала и т.д.

В общем виде социально-психологическая информация – это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).

«Информационный обмен в социальных системах основан на взаимодействии, т.е. на процессе взаимного (совместного) воздействия – непосредственного или опосредованного – объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь».

На уровне социальной информации психологическая информация трансформируется во взаимодействие многих, по крайней мере, — двух индивидов, и получает иные обозначения величин социального действия, иную размерность и иной язык описания, хотя «на стыке» этих разных наук возможно взаимопроникновение терминов. Большинство людей руководствуется в социальных взаимодействиях «здравым смыслом», в составе которого научная социальная информация занимает очень скромное место. Собственно «здравый смысл» и следует понимать как подлинную социальную информацию, поскольку всё течение жизни людей определяется ею, а не степенью приобщённости к научному знанию, даже там, где научное знание составляет значительную компоненту «здравого смысла».

Внутри каждой группы социальная информация имеет различный потенциал «напряжённости» информационных процессов — члены семьи имеют различный статус и субординацию с разной мерой ответственности; нация делится на социальные слои со своей специфической информацией; общечеловеческая информация оказывается интегрированной, составленной из национальных информационных блоков; и вся эта конструкция пронизана индивидуальной человеческой информацией с индивидуальным потенциалом хотения, опасения, намерения и действия.

Социальная информация, находящаяся в информационных центрах различных по уровням всеобщего, является «слепком» с интегрированной информации, включающей в себя все нижележащие уровни социальной информации, и одновременно подверженной воздействию общечеловеческого уровня социальной информации. Этот слепок может быть самой разной степени «чёткости».

Отдельный человек обладает своим собственным социальным опытом, то есть индивидуальным массивом информации, и сведениями о социальном опыте группы, к которой он принадлежит, нации, к которой он принадлежит, сведения о социальном опыте всего человечества. Индивидуальный социальный опыт может быть оценен как энтропия, как культурный феномен, и измерен, то есть, оценен как количество информации большее или меньшее в сравнении с социальным опытом другого человека в группе, нации, во всём человечестве. Оценка культурного (информационная энтропия) потенциала отдельного человека происходит без детализации, интуитивно, — результат выражается в виде полярной оценки: «свой-чужой».

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *