Какие вы знаете национальные религии география 7 – Какие вы знаете национальные религии

География религий. Видеоурок. География 10 Класс

Тема: География населения мира

Урок: География религий

 

В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что в истории народов и государств религия занимает важное место, и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов, определяет их поведение, принципы, зачастую политику государства в целом.

Религии подразделяют на три группы:

1.     Мировые

1. Христианство

2. Ислам

3. Буддизм

2.     Национальные

1. Индуизм

2. Конфуцианство

3. Синтоизм

4. Иудаизм

3.     Родоплеменные культы

1. Фетишизм

2. Анимизм

3. Тотемизм

4. Шаманизм

5. Культ предков

Мировые религии

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное – а не кажущееся или мнимое – вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения.

Христианство – крупнейшая мировая религия, ее исповедуют 2,31 млрд чел.

Ветви христианства:

1.     Православие. Православие исповедуют большинство населения следующих стран: Россия, Греция, Украина, Болгария, Белоруссия, Сербия, Черногория, Грузия, Кипр, Молдавия, Румыния, Абхазия, Эфиопия. Существенная доля православных в Боснии и Герцеговине, Казахстане, Латвии, Канаде, США.

2.     Католицизм. Это самая многочисленная ветвь христианства, всего в мире около 1,2 млрд католиков. Католицизм исповедуют большинство населения следующих стран: Бразилия, Аргентина, Филиппины, Куба, Панама, ДР Конго, Чили, Перу, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Гаити, Венесуэла и др.

3.     Протестантизм. Протестантизм исповедуют большинство населения следующих стран: США, Германия, Великобритания, Финляндия, Австралия, Швеция, Норвегия, Исландия и др.

Рис. 1. Православный храм в Сербии

Ислам. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама – Коран. Язык богослужения – классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман,  в VII веке. Ислам – сравнительно молодая религия. Всего ислам исповедуют примерно 1,4 – 1,5 млрд чел.

Течения ислама:

1.     Суннизм. Суннитов большинство (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Ливия, Алжир, Индонезия, Марокко, Тунис, Пакистан, Бангладеш, Нигерия и др.).

2.     Шиизм (Иран, Азербайджан, Ливан, Бахрейн, Ирак).

Буддизм представляет собой религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Основные буддистские государства: Монголия, Таиланд, Камбоджа, Бутан, Корея, Мьянма, Шри-Ланка, районы Китая и Индии. Всего в мире почти 400 млн буддистов.

Направления буддизма:

1.     Хинаяна

2.     Махаяна

3.     Ламаизм

Рис. 2. Буддийские монахи

Национальные религии

Индуизм. Индуизм – это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама (хотя не является мировой, т.к. имеет относительно небольшой ареал распространения). Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана. Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах – в форме Шивы.

Конфуцианство. Представляет собой этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551 – 479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда – как религия. Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (с 722 до н. э. по 481 до н. э.) – время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. Верховным божеством в данном направлении выступает небо. Конфуцианство и сейчас в наибольшей степени распространено в Китае.

Синтоизм. Является национальной религией Японии. Основана эта религия на национальных верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Она испытала в своем развитии значительное влияние буддизма.

Иудаизм. Является национальной религией евреев. Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более чем 3000 лет. Иудаизм – одна из старейших монотеистических религий и самая древняя из существующих по настоящее время. Молельным храмом является синагога. Большинство иудеев проживает в Израиле и США.

Рис. 3. Синагога

К национальным религиям относят и другие, но они менее многочисленны.

Родоплеменные культы. Родоплеменные культы и верования – совокупность религиозных представлений и обрядов, сложившихся в условиях архаического общества, родоплеменной организации общинной жизни и соответствующих низкому уровню развития хозяйства и общественных отношений, примитивности отражающего их сознания. Различные направления получили распространения в некоторых странах Африки и Океании.

На долю христиан приходится 32% верующих (2,31 млрд.чел.), ислам исповедуют 23% (до 1,5 млрд. чел.), индуистов 13%, буддистов 6%.

Самыми крупными христианскими регионами являются Латинская Америка, Европа и Северная Америка. Главные мусульманские регионы – Юго-Западная Азия, Северная Африка и частично Юго-Западная Азия. Буддисты преобладают в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Религия, на протяжении большей части человеческой истории, играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством реализации социального контроля в обществе.

Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий. В каждой религии существуют определенные правила поведения, которым должны следовать ее приверженцы, а также цель, ради которой люди и следуют постулатам данной религии. Поддержание веры выражается в вероисповедании, молитвам, походом в места служения, где собираются люди с таким же вероисповеданием.

 

Домашнее задание

Тема 3, П. 2

1.     Какие мировые религии вам известны?

2.     Отметьте на контурной карте страны, в которых большая часть населения исповедует православие.

 

Список литературы

Основная

1.  География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.  Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.  Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1.  Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.  Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Отв. ред. А. Н. Мещеряков. – М.: РГГУ, 2010. – 310 с.

3.  Stuart D. B. Picken. Historical Dictionary of Shinto. 2nd ed. The Scarecrow Press, Inc. 2011.

4.  Основы религиоведения / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. –  М.: Высш. шк., 1994. – 368 с. Гл. VII. Национальные религии. § 5. Конфуцианство.

5.  Альбедиль М. Ф. Буддизм. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.

6.  Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. – 402 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.  География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

2.  Гусаров, В.М. Статистика: Учеб. пособие / В.М. Гусаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 479 с.

3.   Конфуцианство // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с. (изд. 1989 г.).

4.  Индуизм // БСЭ.

5.  Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А. Ивина.– М.: Гардарики. – 2004.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.  Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н.Е. Бургасова, С.В. Банников: Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.

2.  Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

3.  Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

4.  Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

5.  Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

6.  Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.

7.  География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

8.  Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. – 284 с.

9.  ЕГЭ 2010. География: Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

10. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

11. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

12. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образовани

interneturok.ru

Урок 4. Народы, языки и религии (7 класс)

Урок 4. Народы, языки и религии

      Цели урока:
      • Сформировать представление об этническом самосознании.
      • Сформировать представление об отличительных признаках народов мира.
      • Познакомить учащихся с мировыми и национальными религиями.
      Оборудование: учебник, атлас, карта народов мира.
      Основное содержание: народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
      Проверка домашнего задания:
      1. Какое значение в жизни человека имеют географические карты?
      2. Что такое картографические проекции? Какие проекции вы знаете?
      3. Используя карты, приведите примеры различных способов картографического изображения.
      4. Дайте характеристику карты атласа (по выбору) по плану:
      а) название карты;
      б) масштаб карты;
      в) вид карты по содержанию и охвату территории;
      г) какую информацию можно получить по карте.

      Изучение нового материала:
      Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся устойчивую группу — этнос (от греческого «народ»), который может быть представлен племенем, народностью или нацией. Великие этносы прошлого создали древние цивилизации и государства. (Вспомните из курса истории и назовите государства, существовавшие в древности на территории Юго-Западной Азии, в Северной Африке, в горах Южной Америки.)
      В настоящее время насчитывается более 3 тыс. этносов. Главное отличие этносов — это язык. Поэтому классификация народов чаще всего основана на языковом принципе. По степени родства языков они образуют языковые группы, которые объединяются в семьи.
      Пользуясь картой народов атласа и рисунком 6 учебника, школьники заполняют таблицу 3.

Таблица 3

Языковая семья

Языковая группа

Этнос

Индоевропейская

 

 

Сино-тибетская

 

 

Афразийская

 

 

Уральско-юкагирская

 

 

Алтайская

 

 

      Общее количество языков, известных в настоящее время, составляет более 5,5 тыс. Крупнейшие народы и наиболее распространенные языки представлены в таблице 4.

Таблица 4

№ п/п

Крупнейшие народы мира

№ п/п

Наиболее распространенные языки

1

Китайцы

1

Китайский

2

Хиндустанцы

2

Английский

3

Американцы

3

Испанский

4

Бенгальцы

4

Арабский

5

Русские

5

Хинди

      Более подробную информацию о наиболее распространенных языках мира, их истории, области распространения учитель может получить на сайте http://www.t-link.ru/. Здесь же он найдет интересные факты и цифры, связанные с языками.
      Некоторые распространенные языки официально признаны международными. Это английский, русский, французский, испанский, арабский, китайский.
      Используя различные источники информации, школьники заполняют таблицу 5, вписывая в нее примеры стран, в которых указанные языки являются государственными.

Таблица 5

Государственный язык

Английский

Немецкий

Французский

Испанский

Португальский

Арабский

Хинди

 

 

 

 

 

 

 

      Далее обсуждается вопрос: «Почему по-английски говорят жители не только Великобритании, но и США, Австралии, Новой Зеландии и других стран?»
      Если учитель желает более подробно познакомиться с языками народов мира, их классификацией, он может воспользоваться сайтом http://www.etheo.h20.ru
      При рассмотрении религий учитель предлагает школьникам изучить текст на с. 14—15, рисунок 7 учебника и заполнить таблицу 6.

Таблица 6

Религии

Мировые

Национальные

Местные

Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Синтоизм

Даосизм и конфуцианство

 

Католицизм

Православие

Протестантизм

Шиизм

Суннизм

Махаяна

Хинаяна

 

 

 

 

Италия, Польша

Россия, Сербия

Финляндия, Латвия

Иран

Саудовская Аравия, Пакистан

Вьетнам

Мьянма, Таиланд

Израиль

Япония

Китай

Районы Бразилии, России

      Домашнее задание: 1) изучить § 4; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—7; 3) выполнить задания 8 или 9 (по выбору).

infourok.ru

Урок географии по теме «Религии мира». 7-й класс

Цель: изучение религиозной (конфессиональной) структуры, формирование религиозной толерантности

Задачи: выявить сходство и различие в вероисповедании религий, познакомить с религиозными традициями православия, ислама, буддизма, продолжить формирование самостоятельной работы с литературой.

Оборудование: карта религий мира, мультимедийный проектор, компьютер с программным обеспечением, тетради, учебники, чётки, нательные крестики.

Учащиеся разделены заранее на группы с опережающим заданием: составить презентации по мировым религиям по примерному плану:

  1. Из истории религии
  2. Страны наибольшего распространения религии, примерное количество последователей
  3. Ветви, направления религий
  4. Особенности вероучения
  5. Особенности религиозной жизни
    • здания для молитвы,
    • символы веры,
    • атрибуты,
    • религиозный этикет,
    • праздники, посты, дни отдыха,
    • религиозное искусство
    • брак, семья, отношение к смерти, траур
  6. интересные факты (притчи)

Изучение нового материала

Учитель. Изучая традиции, обычаи и культуру народов мира мы не можем не говорить о религиях. На Земле практически нет народа без религии, как нет народа без языка и культуры. Религия оказывала и ока­зывает большое влияние на общественную жизнь многих стран и народов. Она играет очень важную роль в личной жизни человека, определяет его демографическое поведе­ние, формирует морально-нравственные нормы и миро­воззрение людей. Религия может выступать в качестве этнообразующего фактора и национального признака. До сих пор религия остается также важным политическим инструментом.

Вспомним, что такое религия (ответ учащихся).

Религия — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в сущест­вование Бога, божества. Она определяет отношение человека к священному.

Люди, исповедующие какую-либо религию, верят в духовный мир и имеют примерно одинаковые представления о жизни и смерти

В мире много религий. У каждой свои традиции, обычаи, правила, которые должны соблюдать её последователи.

Назовите мировые религии (ответ учащихся).

Буддизм — одна из мировых религий (наряду с хрис­тианством и исламом), возникшая в VI в. до н. э. в Ин­дии и названная по имени своего основателя Гаутамы, по­лучившего впоследствии имя Будда (просветленный, ясно­видящий). Буддизм получил распространение в Китае, Японии, Тибете, Монголии и других странах Востока. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, ту­винцы и калмыки.

Христианство — одна из трех мировых религий (наря­ду с исламом и буддизмом), возникшая в I в. н. э., со­стоит из трех основных ветвей — католицизм, правосла­вие, протестантизм, объединенных верой в Христа

Ислам (мусульманство) — одна из трех мировых рели­гий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в начале VII в. и распространенная главным образом в стра­нах Азии и Африки (самая молодая из мировых религий).

Кроме мировых религий существуют национальные религии, например в Китае – конфуцианство, в Индии – индуизм, в Японии – синтоизм, иудаизм исповедует отдельный народ – евреи. Местные традиционные религии – шаманизм (вера в способность отдельных людей общаться с духами и использовать эту связь для врачевания, вызывания дождя и т.д.), фетишизм (вера в неодушевлённый материальный предмет, которому приписывают сверх- естественные свойства), анимизм (вера в душу не только людей, но и животных, растений, культ предков или мертвых) тотемизм и другие. Их придерживаются некоторые народы в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, Тропической и Восточной Африке.

У нас в гостях представители различных религий. Они расскажут об особенностях вероисповеданий.

Чтобы было проще запомнить, понять и усвоить сегодняшний материал, будем заполнять таблицу в парах по ходу рассказа наших гостей (таблица проверяется)

  Мировые религии Национальные религии
Буддизм Христианство Ислам Иудаизм Конфуцианство
католицизм протестантизм православие
Время и место образования религии              
Страны наибольшего распространения религии              
Ветви, направления религий              
Бог (кому поклоняются)              
Святые места              
Символика              
Священная книга (источник вероучения)              
Религиозные атрибуты              
Церковные здания, дома для молитвы (название)              
Руководители, священнослужители              
Религиозный этикет              
Праздники, посты, день отдыха              
Религиозное искусство              
Брак, семья, отношение к смерти              

Выступление учащихся с использованием презентаций.

  1. Буддизм
  2. Христианство
  3. Ислам
  4. Иудаизм
  5. Конфуцианство

Закрепление введённого материала

Вопросы

  1. Назовите мировые религии
  2. Какие религии кроме мировых ещё существуют?
  3. Как Вы думаете, суеверие и религия одно и тоже? Обоснуйте ответ
  4. Насколько схожи или различны, по-вашему, этические учения буддизма и христианства?
  5. Есть ли буддизме всемогущий Бог-творец или Бог-личность, вечная душа.
  6. Как называются священные книги в буддизме, у мусульман, главный источник вероучения у христиан?
  1. Позволяет ли ислам совершать теракты, что такое джихад?
  2. Пророк Мухаммед – кто это, расскажите о нём.
  3. Назовите дату возникновения ислама
  4. Сравните принципы учений различных религий. Смотрим презентацию.
  5. Кто такие Моисей, Иисус Христос? Назовите религии.
  6. Назовите дни отдыха у мусульман, христиан, иудеев.
  7. Назовите особенно запомнившиеся особенности религий.
  8. Какие религиозные здания есть в нашем городе?
  9. Какие виды религий исповедуют здесь?

Итог урока

Вывод:

В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога-творца или Бога-личности, ни вечной души. В буддизме нет также понятия о «многих богах». Эти же положения и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя он признаёт учение о карме.

Несмотря на различное вероисповедание народов мира ни одна религия мира не призывает к войне, терроризму. Познакомившись с традициями, обычаями народов мира, поняв их, мы учимся понимать и уважать их мировоззрения.

Оценка за урок выставляется ученикам, подготовившим презентации, активно отвечающим на вопросы.

Литература

  1. Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. География. Страны и континенты.. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3 –е изд. – М.: Просвещение. 2010.- 255 с.: ил., карт. –( Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
  2. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 1-4 – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 – 88 с.
  3. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 5-8 – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 – 112 с.

urok.1sept.ru

Народы, языки и религии мира. Видеоурок. География 7 Класс

На вопрос «Кто ты?» можно ответить по-разному: назвать имя и фамилию, или класс, в котором ты учишься, или город в котором живешь, и т.д. Можно быть одновременно и учащимся, и любителем географии, и ребенком своих родителей, и т.д. Другими словами, каждый человек является частью многочисленных сообществ людей. Принадлежность к этим сообществам в целом составляет наше самосознание. Одна из важнейших его сторон – этническое самосознание, к какому народу мы себя относим. Этнос (от греч. ἔθνος – народ) – группа людей, объединенная общностью происхождения, языка, культуры, территории проживания, самосознания.

Тема: Человек на планете Земля

Урок: Народы, языки и религии мира

— сколько народов живет на Земле,

— на каких языках говорят народы мира,

— о мировых религиях.

Около 100 тыс. лет назад у древних предков современного человека начала формироваться речь. Примерно 12 тыс. лет назад, когда большие группы людей оказались отрезанными друг от друга из-за повышения уровня Мирового океана, началось формирование разных языков и народов.

Народ (Источник) – совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. Каждый народ имеет свой язык, свою культуру и традиции.

Сколько народов на Земле? Сосчитать их все пока не удалось. Известно, что их тысячи – большие и малые, и что говорят они на тысячах языков.

Во-первых, языком, на котором они говорят.

Единство языка – это главный признак, отличающий один народ от другого. Число языков и народов в истории человечества постоянно изменяется. Ученые считают, что сейчас на Земле около 5 тысяч народов и языков.

Языки по своему сходству и происхождению объединяются в языковые семьи. Таких семей около 20. Самая крупная их них – индоевропейская, на ее языках говорит почти половина всего человечества (см. Рис. 1). К ним относится и русский язык.

Рис. 1. Языки индоевропейской языковой семьи

Кроме различийпо языку, народы различаются по численности. Численность большинства народов Земли невелика – менее 1 млн человек. При этом выделяются наиболее многочисленные народы: китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские и др. (см. Рис. 2).

Рис. 2. Крупнейшие народы мира

Народы отличаются также культурой – материальной (одежда, жилище, утварь, питание) и духовной (искусство, народные предания, представления о жизненных ценностях), особенностями поведения.

С древних времен люди объясняли происходящее вокруг них действиями сверхъестественных существ – духов, демонов, богов. Так появились религиозные верования.

Религия – это вера в реальное существование сверхъестественного. Она влияет на культуру и быт народов, на различные стороны их жизни, иногда бывает даже причиной  войн между народами. Приводит к переселению части верующих в другие страны.

С помощью религии люди пытались понять окружающий их мир, постичь смысл жизни. Роль религии огромна и по сей день.

На протяжении истории человечества в разных местах Земного шара сложилось множество религий.

Первобытные религии имели много общих черт. В них обожествлялась природа, люди верили в духов, поклонялись тотемам. Племена индейцев, австралийцев, пигмеев до сих пор являются приверженцами таких религиозных верований (см. Рис. 3).

Рис. 3. Шаманки

Около 95% всех верующих приходится на долю 12 наиболее распространенных религий. Среди них христианство, ислам и буддизм, их относят к категории мировых (см. Рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма наиболее влиятельных религий

Наряду с ними существуют национальные религии. Среди них по числу верующих выделяется индуизм, распространенный в Индии (см. Рис. 5). Он возник около 1500 лет до н. э. Основатель неизвестен. Индуисты поклоняются многим богам – Брахме, Вишну, Шиве – и верят в перевоплощение душ.

Рис. 5. Фрагмент индуистского храма

 

Домашнее задание

Прочесть § 13. Проведите самостоятельное исследование. Установите различия в религиозном составе населения: Найдите материки, население которых исповедует преимущественно одну религию. Определите материки, религиозный состав населения которых наиболее разнообразен. Какие религии распространены только на одном материке? Какие народы их исповедуют?

 

Список литературы

Основная

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас, серия «Сферы».

 

Дополнительная

1. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.

 

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2007. – 284 с.

2. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

3. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 160 с.

4. Тематические тесты для подготовки  к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. – М.: Баласс, изд. дом РАО, 2011. – 160 с.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. O-planete.ru (Источник).

2. Русское географическое общество (Источник).

3. Российское образование (Источник).

4. Учебное пособие по географии (Источник).

5. Географический справочник (Источник).

interneturok.ru

Народы, языки и религии

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Религии в мире | География. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

С древних времён рели­гия (от латинского слова religio — набожность, свя­тыня) давала ответы на са­мые главные вопросы жиз­ни. Среди всех религий, ко­торые исповедует население мира, выделяют три миро­вые религии. Это христиан­ство различных направле­ний (православие, католи­цизм, протестантство и др.), ислам (мусульманство) и буддизм. Они распростране­ны во многих странах мира (рис. 6), но наиболее широко распространённая ми­ровая религия — христианство.

В отдельных странах мира существуют нацио­нальные религии, например в Китае — конфуцианство, в Индии индуизм, в Япо­нии синтоизм. К национальным религиям относится иудаизм, который испове­дует отдельный народ евреи.

Рис. 6. Распространение основных религий мира

Некоторые народы в Азии, Австралии и Океании, Тропической и Восточной Африке придерживаются местных традиционных религий. Например, люди верят в добрых и злых духов, обожествляют силы природы и т.д. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Христианство основано на тер­пении, всепрощении и равенстве всех людей перед Богом. Священ­ная книга христиан — Библия. В ней повествуется о сотворении ми­ра и человека, о борьбе между доб­ром и злом на Земле. Мусульмане верят в единого Бога Аллаха и считают его по­сланником на Земле пророка Мухаммеда Мусульманин должен жить по законам, изложенным в священной книге Коране. Самая древняя из мировых религий буддизмотвергает любое неравенство людей и основана на постоянном самосо­вершенствовании. Индуизм с его богами Брахмой, Шивой и Вишну предполагает неравенство людей перед богами. Это объясняет, например, существование не­равноправных групп людей (каст) в Индии.

Существует много религии, но к мировым религиям относят три: христианство, ислам и буддизм.

На этой странице материал по темам:
  • Что такое касты какая религия предпологает неравенство людей перед богами

Вопросы по этому материалу:
  • Какая наиболее распространённая религия на севере Аф­рики и в Юго-Западной Азии?

  • Какие вы знаете национальные религии?

doklad-referat.ru

народы, страны, религии». 7-й класс

Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая цель: Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Использование ИКТ
Оргмомент. Приветствие.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока.
Приветствие.
Записывают в тетрадях тему урока.
План-маршрут урока.
Проверка домашнего задания. Проверяет домашнее задание.
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам.
Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам
Слайд 2.

Слайд 3.

Изучение новой темы. – Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.    
Остановка №1.
Человеческие расы.
Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас. Участвуют в беседе. Слайды 3–5.
– Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас?
Отвечают на вопросы. Слайд 3.
– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас? Называют, потом разрисовывают схему в тетради. Слайд 4.
Проводит словарную работу. По очереди читают определения. Слайд 5.
Остановка №2.
Численность населения.
Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Назовите масштаб карты.
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади.
Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения.

Слайд 6.

Слайд 7.

Остановка №3.
Главные области расселения населения.
Организует практическую работу в группах.
Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится?
Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами.
Каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Отвечают на вопрос.
Слайд 8.
Остановка №4.
Привал.
Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.
Выполняют упражнения.  
Остановка №5.
Народы мира.
Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов.
– Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская.
Читают определение.

Слушают учителя, рассматривают слайды.
Анализ рисунка.

Слайд 9.

Слайды 10–12.
Слайд 13.

Остановка №6.
Страны мира.
– Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки.
Открывает классификацию стран.
Организует практическую работу в группах.
Оценивает работы.
Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос.
Выступление групп по итогам работы.
Слайд 14.

Слайд 15.

Остановка №7.
Религии мира.
– Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы.
Открывает классификацию религий.
– О мировых религиях вам расскажут одноклассники.
Несколько учащихся получают опережающее задание.

Выступления учащихся.
– Христианство.
– Ислам.
– Буддизм.

Слайд 16.

Слайды 17–19.
Слайды 20, 21, 17.
Слайды 17, 22, 23.

Обобщение урока. – Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Дает домашнее задание.
Завершение урока.
Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з по выбору:
-составить кроссворд.
-составить тест.
Слайд 24.
Слайд 25.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *