Какими полномочиями обладает прокуратура – 22. /

Содержание

Полномочия прокурора. Закон о прокуратуре РФ простыми словами. Генеральный прокурор РФ :: BusinessMan.ru

Общий надзор представляет собой ведущую область прокурорской деятельности. Контроль над исполнением юридических предписаний способствует реализации наиболее важных задач по обеспечению верховенства Конституции и действующих на территории России нормативных актов. Далее разберем подробнее, каковы полномочия прокурора.

Общие сведения

Прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу правовой действительности, которая связана с практическим исполнением законов. Во внимании сотрудников находится огромное количество нормативных актов. Согласно действующим положениям, органы структуры подчинены Генеральному прокурору. В России им сегодня является Ю. Я. Чайка. Он назначается и освобождается от должности (по представлению Президента) Советом Федераций ФС. Срок полномочий прокурора 5 лет.

Определение

Полномочия прокурора представляют собой комплекс обязанностей и возможностей, которые используются служащим при осуществлении надзора. С помощью них сотрудник выявляет, предупреждает и устраняет нарушения тех или иных юридических предписаний. Деятельность прокурора направлена также на установление причин преступлений и условий, которые способствовали их совершению. Сотрудник также привлекает к ответственности тех лиц, которые допустили нарушения. Обязанности и права прокурора определены в соответствующем ФЗ. Все они подразделяются на три группы:

  • Выявление преступлений, их причин и условий, способствующих совершению.
  • Устранение нарушений.
  • Предупреждение преступлений.

Выявление нарушений

Полномочия прокурора обеспечивают установление фактических сведений о событии преступления, методе его совершения, лицах, которые ответственны за него. Сотрудник выявляет также размер причиненного вреда и устанавливает конкретные обстоятельства, которые привели к нарушению. Получение информации может осуществляться разными методами. В частности, непосредственным обнаружением фактов преступления, путем запроса и изучения соответствующих документов, при помощи специалистов, посредством опроса физических лиц.

Доступ к необходимым материалам

Статус прокурора позволяет сотруднику осуществлять проверку документов поднадзорных органов. При этом служащий руководствуется исключительно государственными интересами. Необходимо отметить, что Закон «О прокуратуре РФ» не содержит каких бы то ни было ограничений по степени открытости или содержанию материалов. Сотруднику предоставляется доступ ко всем документам под грифом «для служебного пользования», а также содержащим информацию интимного, медицинского и прочего характера, коммерческую тайну. При этом Закон «О прокуратуре РФ» указывает на то, что сотрудник, обладая такими сведениями, не может их разглашать.

Для проверки документов, в которых содержится военная или государственная тайна, а также бумаги под грифом «совершенно секретно» или » секретно» необходим специальный допуск. Его может иметь Генеральный прокурор РФ. При ознакомлении и изучении указанных материалов служащий должен соблюдать определенный порядок обращения с ними. В случае разглашения сведений, которые составляют военную или государственную тайну, прокурор несет ответственность наравне с прочими должностными и другими лицами.

Требование о предоставлении документов

Полномочия прокурора позволяют ему обращаться с запросом не только непосредственно к руководителю поднадзорного органа, но и к прочим его сотрудникам. На практике требования предъявляются сначала к начальству. Первоначальное обращение к нижестоящим сотрудникам подконтрольного органа, минуя руководство, расценивается как нарушение субординации. При отсутствии руководителя прокурор направляет требование должностному лицу, его замещающему.

Цели проверки документов

Прокурора интересуют сведения о соответствии деятельности органа существующим юридическим предписаниям, об уже совершенных преступлениях и тех мерах, которые принимаются по их устранению и предупреждению, а также о привлечении виновных лиц к ответственности. При ознакомлении с необходимыми материалами сотрудник может установить конкретные факты преступлений, получить доказательную информацию, определить способы и формы получения недостающей информации. Изучая документы на месте, служащий имеет возможность сразу обратиться к должностным лицам за пояснениями, необходимыми справками. Также прокурор может сразу сопоставить реальную ситуацию и данные, отраженные в материалах.

Особенности работы с документами

Вышеизложенные полномочия явно перекликаются. Тем не менее они считаются самостоятельными. Отличие между требованием о предоставлении и доступом к материалам состоит в непосредственном подходе сотрудника к определению того комплекса бумаг, которые позволят ему разобраться в ситуации. В первом случае материалы будут в неконкретизированном, общем виде. Это обусловлено тем, что у служащего нет данных, в каких именно документах присутствует интересующая его информация. Во втором же случае сотрудник, обращаясь к руководителям или иным должностным лицам, предоставляет точный перечень бумаг, которые ему нужны.

Еще одним различием являются и те задачи, которые решаются посредством реализации этих полномочий. Так, в первом случае они обладают поисковым характером. Задача прокурора заключается в максимально быстром обнаружении и фиксации необходимой информации. Зачастую при этом ему также следует предусмотреть меры для обеспечения сохранности материалов. Во втором случае выполняется задача по пополнению имеющейся базы недостающими сведениями. Необходимо сказать, что процесс ознакомления с материалами непосредственно на месте отличается большей трудоемкостью. Если говорить о результатах, то во втором случае при непосредственной работе с материалами в организации прокурор имеет возможность сразу установить факт нарушения и определить ответственных за него лиц. При запросе бумаг такого результата, как правило, нет.

Допуск к особо секретным документам

В функции прокурора входит работа не только с обычными предприятиями. При предъявлении удостоверения, а иногда специального разрешения, он может проверить материалы, в которых содержится секретная информация или государственная (военная) тайна. Как выше было сказано, такими возможностями может обладать Генеральный прокурор РФ. При этом необходимо отметить, что сотрудником движет не праздный интерес, а его профессиональный долг. В связи с этим никаких препятствий не должно и не может создаваться для реализации данной задачи.

В ряде случаев право прокурора на беспрепятственный вход в помещение или на территорию подконтрольного объекта может быть ограничено пропускным режимом, ведомственными инструкциями и прочими факторами. При возникновении физических барьеров сотрудник может прибегнуть к просьбе о содействии ему полиции. При этом он также может возбудить производство об административном нарушении против виновных. Право на беспрепятственный вход предполагает возможность проникновения служащего к определенному лицу в назначенное место. Ведомственные инструкции, так же, как и прочие акты, которые могут ограничить доступ сотрудника, должны немедленно опротестовываться вышестоящим должностным лицом. В качестве него, например, может выступать прокурор республики.

Требование оказания содействия

При проверке в каком-либо органе, учреждении, на предприятии прокурор может затребовать выделения ему сотрудников для выяснения тех или иных вопросов. Контролирующий служащий сталкивается в своей работе с различными сферами общественной жизни. При этом у него возникает необходимость решать достаточно широкий круг задач. Обычно прокурор ставится в такие условия, в которых у него не всегда имеется возможность обеспечить квалифицированный подход к тому или другому вопросу.

Содействие специалистов позволяет преодолеть дефицит знаний, которые находятся за границами профессиональной подготовки служащего, проводящего надзор. Помощник прокурора способствует учету особенностей экономической, социальной, технической, культурной и управленческой сфер. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение безупречных результатов работы. Помощник прокурора может участвовать в проверке на разных ее стадиях. Это должностное лицо дает обоснованные ответы или заключения на поставленные служащим, осуществляющим надзор, вопросы. Для содействия могут привлекаться разные специалисты: бухгалтеры, техники, экономисты, инженеры и прочие работники, как правило, занимающие должности госинспекторов (контролеров).

Самостоятельная проверка организации

Прокурор вправе затребовать от руководителя проведения ревизии на предприятии и передачу ее результатов ему. В этом случае служащий, выполняющий надзор, направляет письменное уведомление о необходимости осуществить проверку и сообщить ее итог. Для выполнения данного требования отводится обычно не больше 10 суток с момента его поступления на предприятие. В случае умышленного уклонения от исполнения данного предписания прокурор может возбудить производство об административном нарушении.

Подконтрольность и подведомственность

Эти два понятия предполагают, что прокурор может затребовать проведение проверки от тех подразделений, которые осуществляют контроль, либо в ведении которых присутствуют проверяемые структуры. Так, к примеру, прокурор области дает распоряжение нижестоящим подразделениям в населенных пунктах о необходимости выполнить ревизию. После исполнения они составляют отчет и отправляют «наверх». Прокурор города осуществляет ведомственную проверку исполнительных надзорных органов муниципального образования. Служащие, выполняющие указания вышестоящих должностных лиц, могут потребовать от руководства объекта провести внутреннее расследование в связи с какой-либо чрезвычайной ситуацией (аварией, несчастным случаем, злоупотреблением, недостачей и прочим). Прокурор района, муниципального образования, субъекта Федерации может затребовать проведение экспертизы. Реализуется это посредством вынесения соответствующего постановления.

Вызов гражданина или должностного лица

Реализация данного полномочия имеет значение при проверке имеющихся фактов и закрепления доказательств совершения нарушений. Правильным считается непосредственный вызов в надзорную структуру. Однако в случае необходимости осуществить ознакомление и анализ большого объема материалов, взятие объяснений может проводиться на месте работы гражданина либо должностного лица. Как правило, прокурор требует письменного изложения сведений. При получении прокурором объяснений от нарушителей надзорный служащий имеет возможность более полно, объективно и всесторонне подойти к изучению и анализу обстоятельств преступления или злоупотребления. Содержание вопросов к опрашиваемому будет зависеть от степени его осведомленности. Как правило, более полной информацией владеют лица на ответственных руководящих постах. Что касается граждан, то среди них более осведомленными считаются начальники некоммерческих и коммерческих организаций, но не должностные лица исполнительных органов государственной власти.

Надзор за исполнением законов

Данная работа осуществляется в случае поступления информации о наличии правонарушения или злоупотребления и необходимости принятия мер. Что касается актов, которые издаются федеральными ведомствами и министерствами, исполнительными и судебными органами в субъектах, структурами местного, военного управления и контроля, то их проверка может выполняться как при наличии сведений о нарушениях, так и при их отсутствии. Здесь, однако, следует сказать, что даже при поступлении информации о злоупотреблении или преступлении, прокурор выполняет надзор в том случае, если это нельзя поручить иным контролирующим подразделениям.

Устранение нарушений

Для пресечения преступлений прокурор использует комплекс правовых методов. Устранение правонарушений предусматривает также ликвидацию его последствий и предупреждение новых злоупотреблений. Для устранения нарушений прокурор вправе:

  • Опротестовывать нормативные акты или обращаться в судебные инстанции с иском о признании их недействительными. Данное полномочие рассматривается не только в качестве права, но и как обязанность прокурора. Другими словами, в случае выявления несоответствия сотрудник не может уклониться от реагирования. Протест подается в письменном виде. В качестве обязательных реквизитов документа выступают точное наименование органа, который его принимает, указание на нормативный акт, противоречащий, по мнению прокурора, законности со ссылкой на соответствующее положение, перечисление оснований, свидетельствующих о несоответствии.
  • Вносить в государственные и прочие органы представления об устранении нарушений и обстоятельств им способствующих. Порядок передачи данного документа аналогичен описанному выше. Вносится представление тому должностному лицу или в тот орган, компетенция которого обеспечит принятие соответствующих мер по устранению нарушения, а также его причин и обстоятельств.

Возбуждение дел по фактам нарушений

Данное полномочие реализуется прокурором при наличии достаточного объема информации, подтверждающей преступление. Сотрудник может возбудить производство по административному преступлению. В обязательном порядке при этом осуществляется проверка отсутствия определенных обстоятельств, которые могут воспрепятствовать привлечению к ответственности виновного лица. К ним, в частности, относят:

  • Недостижение нарушителем шестнадцатилетнего возраста.
  • Наличие по тому же факту уже состоявшегося решения.
  • Истечение срока давности и прочее.

Прокурор выносит постановление о возбуждении административного судопроизводства. Оно направляется соответствующему должностному лицу, в компетенции которого находится рассмотрение такого рода дел. Постановление о возбуждении производства по преступлениям, требующим ареста, отправляется судье сразу после вынесения. Определения по поводу прочих преступлений направляются в компетентный орган в течение суток. Прокурор может также возбудить уголовное производство. В этом случае он выносит соответствующее постановление. Возбужденное прокурором уголовное дело отправляется в органы дознания и предварительного следствия или принимается им самим к производству.

Привлечение и освобождение лиц

Прокурор вправе требовать применения к нарушителям соответствующих мер. Для этого сотрудник может вынести постановление. Однако на практике к данной форме реагирования служащие прибегают достаточно редко. Обычно привлечение к ответственности осуществляется посредством иных прокурорских актов. В обязанности сотрудников входит также незамедлительное освобождение лиц, задержанных на незаконном основании. Для этого также выносится соответствующее постановление.

businessman.ru

это государственное учреждение, осуществляющее надзор за исполнением законов. Структура и полномочия прокуратуры :: BusinessMan.ru

Законность в государстве поддерживается различными органами и ведомствами. Одним из них является прокуратура. Это организация, в чьи задачи входит возбуждение и расследование уголовных дел, контроль над иными органами, занимающимися различными вопросами государственной политики. У этой инстанции достаточно полномочий, чтобы влиять на судьбы людей. Потому желательно понимать, как она работает. Давайте разбираться.

Общее определение

В России прокуратура – это централизованная система органов. Она едина и замыкается на федеральный уровень. Она от имени государства осуществляет надзор за соблюдением положений Конституции и других законов. Главное в ее работе – защита прав граждан.

Прокуратура – это организация, которая основана для защиты законности в стране. Она охраняет свободы человека, интересы общества и государства. Основана ее работа на конституционных принципах, законе о прокуратуре, других правовых актах. Структура ее довольно сложна. В нее входят: Генеральная прокуратура, соответствующие органы субъектов РФ, специализированные подразделения, научные учреждения, организации образования, печати, территориальные отделения (городские, районные и так далее). Надо отметить, что специалистам этой сферы необходимо охватить надзором практически все общество. А оно, как известно, имеет довольно сложную структуру. Частью системы органов прокуратуры является следственный комитет. У него собственные задачи.

Следственный комитет

Мы часто слышим о громких преступлениях, пойманных взяточниках, огромных хищениях из бюджета. Такими делами занимается следственный комитет (СК). Этот орган входит в структуру прокуратуры, но непосредственно ей не подчиняется. Расследования ведутся совместно.

На практике СК собирает и изучает материалы, делает заключения, которые передаются в прокуратуру для поддержания обвинения. Система довольно сложная, она может показаться запутанной. Но таковая наиболее удобна для нынешнего государства. Прокуратура РФ как бы разделена на две части, ведь СК выделен из общей структуры. Это позволяет предотвратить коррупционные явления в системе органов, расследующих дела в отношении людей, мягко говоря, состоятельных, обладающих серьезными связями.

СК, в свою очередь, состоит из целой системы подразделений. Она подобна той, из которой состоит прокуратура РФ. В нее входит главное управление (в Москве), отделения в субъектах Российской Федерации, районные и городские структуры. Каждое работает при соответствующей прокуратуре.

Генеральный прокурор РФ

Так называется должность человека, возглавляющего ведомство. Он назначается Советом Федерации. Там же определяют, кто станет его заместителями. Одним из них возглавляется военная прокуратура. У генерального есть помощники и советники. Кроме того, под его началом создаются управления и отделы, делящие между собой основные обязанности ведомства. То есть одно структурное подразделение контролирует соответствующую область ответственности.

Генеральный прокурор руководит всей системой. Он издает приказы, подписывает распоряжения, дает указания. Они обязательны для исполнения работниками системы. Получается, что человек, занимающий эту должность, отвечает за все, что делают органы прокуратуры. Ему вменяется разделение обязанностей, формирование структуры и штатов, распределение фонда оплаты труда, контроль за исполнением конституционных обязанностей. Понятно, что фигура это влиятельная, обладающая серьезной властью.

Полномочия

Так как прокуратура – это орган, следящий за исполнением закона, то задач у него много:

  • координация деятельности правоохранительных органов в области борьбы с преступностью;
  • контроль за исполнением законодательства государственными органами и служащими;
  • расследование резонансных и особо значимых преступлений;
  • надзор за тем, чтобы соблюдались права граждан во всех сферах;
  • контроль за соблюдением законов органами, которые осуществляют предварительное следствие, оперативно-розыскную работу, дознание и так далее.

За приведенным перечнем стоит очень серьезная и объемная работа. Каждое направление следует рассматривать как отдельную задачу. А отделения на местах выполняют все в пределах подведомственной территории. Так, прокуратура Москвы занимается надзором и расследованиями в пределах города и так далее. Все территориальные подразделения работают в тесном взаимодействии.

Специальные прокуратуры

В их число входят военные, природоохранные и иные прокуратуры. У каждого отраслевого управления собственные задачи. Они контролируют исполнение законов теми госорганами и предприятиями, которые ведут деятельность в этой сфере. При этом все органы прокуратуры подчинены одному должностному лицу. Они подчиняются его приказам и указаниям, но действуют в рамках определенной сферы.

Военная прокуратура занимается делами людей в погонах. Природоохранная контролирует законодательство, регламентирующее использование земель, ископаемых и иных богатств, в том числе растительных и животных ресурсов. Другие подразделения не могут вмешиваться в сферу их деятельности. К примеру, прокуратура области должна передать дело, возбуждённое в отношении действующего офицера армии, в военную и так далее.

Кого берут в прокуратуру?

Если молодой человек заинтересован в такой работе, ему следует поступить на юридический факультет вуза. В прокуратуру берут только людей с высшим образованием. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. Ограничения для работников прокуратуры очень серьезные. Кроме образования, необходимо иметь хорошую репутацию и опыт работы. Судимых не назначат на должность в такой структуре.

Необходимо иметь российское гражданство и быть дееспособным гражданином. Если суд запретил человеку занимать государственную должность, то двери прокуратуры перед ним закроются. Также существуют ограничения по здоровью и возрасту. Люди, принятые на должность, обязаны открыть все сведения о себе. Отказ означает моментальное увольнение. Государство возложило на этих людей очень серьезные обязанности. В итоге от их честности зависит атмосфера в обществе. А от нее, в свою очередь, устойчивость государства. Потому проверку работники прокуратуры проходят серьезную.

Иные ограничения, связанные со службой

Проще сказать, что можно прокурору, чем перечислить, что ему запрещено. Но мы попробуем назвать основное:

  • получать денежные средства как за услуги, так и за работу, кроме того содержания, что предоставляется государством;
  • занимать должность в непосредственном подчинении у близкого родственника;
  • становиться депутатом любого уровня;
  • лично или через других лиц заниматься предпринимательством;
  • быть в составе управленческого органа коммерческой организации;
  • получать вознаграждение за выступления и публикации, которые он обязан проводить по службе.

Прокурор может заняться преподаванием, творчеством или наукой. За это ему разрешено брать оплату. Но ее придется декларировать и объяснять, откуда доход. Все очень серьезно. За нарушение человек может лишиться должности.

Заключение

Все описанное касается всей системы целиком. К примеру, прокуратура Москвы выполняет каждую из перечисленных задач. В ней действуют те же кадровые ограничения. Людей проверяют и контролируют, чтобы не брали взятки, не занимались незаконной деятельностью. Серьезная это работа и сложная. Зато очень интересная.

businessman.ru

Компетенция прокуратуры.

Для осуществления надзорной функции прокуратура наделяется соответствующей компетенцией.

Под компетенцией в науке прокурорского надзора подразумевается совокупность полномочий, принадлежащих прокуратуре. Каждое полномочие представляет собой право, являющееся одновременно обязанностью соответствующего прокурора, т.е. его служебным долгом.

Все полномочия можно подразделить на три группы.

1) Это полномочия прокуратуры РФ в целом

2) Полномочия отдельно взятого прокурорского органа

3) Полномочия конкретно взятого прокурорского работника.

По другому основания полномочия можно разделить на основные и дополнительные (управленческие, по подбору кадров, ведению статистики и отчётности)

Основные полномочия:

  • Предметные – касаются предмета ведения прокуратуры, т.е. исполнения законов соответствующими субъектами. Они отражают круг поднадзорных субъектов (это право на чужие действия).

  • Функциональные – полномочия по выявлению нарушений законности и полномочия по реагированию на нарушения (право на свои действия).

Предметные полномочияотражают круг поднадзорных субъектов. В этот круг следует включить следующие группы государственных и негосударственных органов:

  • Федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, их перечень установлен Указом Президента РФ.

  • Законодательные / представительные и исполнительные органы субъектов федерации (их перечень устанавливается региональным законодательством).

  • Органы местного самоуправления. Их порядок и структура регулируется федеральным и региональным законодательством, а также местными правовыми актами.

  • Органы военного управления не только вооружённых сил (Министерство обороны), но и войска МЧС и внутренние войска МВД.

  • Органы контроля (перечислены в КоАПе).

  • Должностные лица (понятие — в УК).

  • Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Существует ряд субъектов, на которые не распространяется надзор прокуратуры за исполнением законов:

  1. Президент

  2. Федеральное Собрание

  3. Судебная система

  4. правительство

ч.3 ст.24 ФЗ О прокуратуре: в случае несоответствия постановления Правительства Конституции и законам генеральный прокурор уведомляет об этом (информирует) Президента.

  1. действия граждан

это только юридически, фактически это не так.

Прокуратура осуществляет контроль за исполнением законов. Поэтому возникает вопрос, осуществляет ли прокуратура контроль за исполнением подзаконных актов (указов Президента и актов Правительства). Этот вопрос не разрешён в законодательстве. Прокуратура может осуществлять надзор за исполнением подзаконных нормативных актов, когда нет соответствующего закона, но есть подзаконный акт, равный по своему содержанию закону. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением также актов применения норм права (приговоров и решений судов) в специально предусмотренных законом случаях.

Разграничение компетенции между различными прокурорскими органами.

Разграничение производится по 3 различным основаниям:

(1) между территориальными и специализированными прокуратурами,

(2) между выше- и нижестоящими прокуратурами,

(3) между одинаковыми по своему положению прокурорскими органами.

Первый вид разграничения – между территориальными и специализированными прокуратурами.

Территориальные органы прокуратурытрёхзвенны:

  1. прокуратура района / города

  2. прокуратура субъекта РФ

  3. Генеральная прокуратура РФ.

Есть отделы Генеральной Прокуратуры в федеральных округах (УрФО).

Под надзор территориальных органов прокуратуры подпадают правовые действия всех субъектов, находящихся на данной территории, за исключением тех субъектов, которые подпадают под надзор специализированных прокуратур.

Специализированные прокуратуры.

Военные прокуратуры(раздел 6 ФЗ о прокуратуре «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры»).

Звенья военной прокуратуры (3):

  • Прокуратура гарнизона, объединения, соединения и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

  • Военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, пограничной службы ФСБ, московская городская военная прокуратура и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов федерации;

  • Главная военная прокуратура как структурное подразделение Генеральной прокуратуры РФ.

Система военных прокуратур возглавляется главным военным прокурором – заместителем Генерального прокурора РФ.

Под надзор военной прокуратуры включены следующие субъекты: органы управления: командиры, начальники и другие должностные лица Министерства обороны, ГлавКомата внутренних войск МВД, пограничной службы ФСБ, войск МЧС, а также других министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба (внешняя разведка, военно-страховая компания…).

На военные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам по преступлениям, совершённым военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала в связи с исполнением их служебных обязанностей, или совершённым в военной части, их соединениях или учреждениях.

На военные прокуратуры возлагается надзор за должностными лицами пограничных войск, а также соблюдением прав граждан в изоляторах временного содержания пограничной службы ФСБ, также возлагается уголовное преследование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, гражданского персонала вооружённых сил в связи с исполнением служебных обязанностей, в расположении военной части.

На военные прокуратуры возлагается надзор за исполнением законов в дисциплинарных частях вооружённых сил и гарнизонных гауптвахтах.

На военные прокуратуры возлагается участие в рассмотрении в судах дел в соответствии с подсудностью.

Следующий вид специализированных прокуратур – транспортные прокуратуры. Они состоят, как правило, из одного звена и приравниваются к прокуратурам районов и городов. Исключение составляют лишь московская региональная прокуратура по надзору по исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Эта прокуратура обладает правами областной прокуратуры. На транспортные прокуратуры, которые подчиняются прокуратурам субъектов федерации, возлагается осуществление надзора за исполнением законов государственными учреждениями, должностными лицами, входящими в состав Министерства транспорта и подведомственных ему федеральных служб автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта и т.д., Межгосударственного авиационного комитета, Федеральной таможенной службы, а по вопросам безопасности движения – железнодорожного, водного и воздушного транспорта всеми субъектами в независимости от их подчинённости, принадлежности и формы собственности. На транспортные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел на транспорте и таможенных органах.

Транспортные прокуратуры производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, судах, поездах, самолётах, и др. средствах передвижения воздушного, водного и железнодорожного транспорта, а также все дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства, возбуждённых таможенными органами и непосредственно транспортными прокуратурами.

На транспортные прокуратуры также возлагается участие в рассмотрении в судах выше указанных уголовных дел, а также в судах по заявленным ими искам.

Природоохранные прокуратуры.

Они состоят, как правило, из одного звена и приравниваются к районным прокуратурам. Исключение составляет лишь Волжская региональная природоохранная прокуратура, она действует на правах прокуратуры области.

На природоохранные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов природоохранными органами, иными субъектами в части исполнения природоохранного законодательства, а также расследование экологических преступлений.

Прокуратуры исправительных учреждений.

Они состоят из одного звена и приравниваются к прокуратуре района. На территории Свердловской области таких прокуратур 5 – свердловская, Тагильская, Ивдельская, Тавдинская и Соснинская.

На данные прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполненением законов администрацией учреждений (СИЗО, тюрьмы, колонии), подразделениями по охране и этапированию осуждённых, а также расследование преступлений по службе, совершённых работниками данных учреждений, а также спец.контингентом.

Прокуратуры ЗАТО и на особо режимных объектах

Они приравниваются, как правило, к прокуратурам районов и городов. Исключение составляют лишь прокуратура ЗАТО г.Межгорье (Башкортостан) и прокуратура комплекса Байконур (Казахстан) – они приравниваются к прокуратурам субъектов РФ.

На территории УрФО их 5 – г.Лесной, г.Новоуральск, г.Озёрск, г.Трёхгорный, г.Снежинск.

На данные прокуратуры возлагается надзор за исполнением законов на территории данных ЗАТО в полном объёме, а также на территории особо режимных объектах.

Второй вид разграничения – между вышестоящими и нижестоящими органами прокуратуры.

Разграничение производится по следующему принципу: любой вышестоящий прокурор может выполнять функции нижестоящего исходя из принципа централизма, и любой нижестоящий прокурор может осуществлять функции вышестоящего прокурора, но по его поручению, т.е. происходит делегирование полномочий. Делегирование может быть разовым и может быть постоянным.

Самый большой объём прокурорской нагрузки ложится на прокуратуры районовкак низшее звено прокурорской системы. За ними закрепляется осуществление надзора за исполнением законов ОМСами районного и нижестоящего звена (сельские, поселковые и другие советы), государственными органами, общественными объединениями и другими субъектами в независимости от подчинённости, принадлежности и формы собственности, за исключением органов власти и управления вышестоящего звена.

Городские прокуратуры. Их 4 вида:

1) городская прокуратура, приравненная к прокуратуре района.

2) городская прокуратура, обладающая двойным статусом – прокуратуры района и города (если небольшой с двумя районами город, в одном из районов прокуратура выполняет функции городской)

3) городские прокуратуры городов с районным делением (де юре существуют, де факто — нет).

4) прокуратуры городов – субъектов РФ (городов федерального значения).

Третий вид разграничения – разграничение компетенции между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами.

Разграничение производится с учётом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ.

В зависимости от наименования субъекта РФ или административно-территориальной единицы прокуратура получает своё название. За каждой прокуратурой закрепляется одно образование. Бывают также межрайонные прокуратуры, за которыми закрепляются две районные прокуратуры.

Подведомственность осуществляется в зависимости от места совершения правонарушения.

studfiles.net

1.Полномочия Генеральной прокуратуры рф:

  1. как и вся прокуратура в целом, осуществляет прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;  

  1. выпускает специальные издания, к примеру, ежемесячный журнал Законность;  

  1. осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;  

  1. заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;  

  1. участвует в разработке международных договоров Российской Федерации;  

  1. осуществляет оперативное управление имеющимися у нее объектами социально-бытового и хозяйственного назначения;  

  1. осуществляет иные виды деятельности.

2.Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры:

руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации,

издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками,

могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации. (ст.18 Закона о прокуратуре)

3.Прокуроры городов с районным делением:

руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур,

вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях. (ст.19 Закона о прокуратуре)

Билет30. Основные направления деятельности (функции) Прокуратуры рф.

Функции прокуратуры содержатся в ФЗ «О прокуратуре РФ».

1) Главная функция прокуратуры – прокурорский надзор за исполнением законов – делится на несколько направлений:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и т.д.;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и т.д.;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— вынесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

2) Разрешение заявлений, жалоб в прокуратуру и иных обращений физических и юридических лиц, содержащих сведения о нарушении законов.

3) Уголовное преследование за совершение преступлений. Эта функция заключается в праве прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить соответствующему следователю или органу дознания проведение расследования, или же принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, а также

4) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

studfiles.net

Компетенция органов прокуратуры

Понятие компетенции органов прокуратуры

Для осуществления надзора за исполнением закона органы прокуратуры должны располагать собственными полномочиями.

Компетенция – это совокупность полномочий, которыми наделяются органы прокуратуры для осуществления надзора за соблюдением закона поднадзорными субъектами.

Это полномочия сугубо надзорные, они предоставляются прокуратуре высшими органами государственной власти.

При определении объёма и характера полномочий прокуратуры законодатель руководствуется задачами прокуратуры (ст.1 ФЗ «О прокуратуре»).

Обеспечение единства, законности, верховенства закона, защита прав человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Цели и задачи, стоящие перед органами прокуратуры, входят в понятие компетенции.

Компетенция прокуратуры представляет собой своеобразный аналог правоспособности, которой располагают граждане и юридические лица. Обе эти категории (компетенция и правоспособность) характеризуют правовое положение в обществе. Различие между ними состоит в том, что правоспособность есть признаваемая законом способность юридического или физического лица иметь права и нести обязанности. Компетенция государственного органа включает в себя реальные полномочия, предоставленные ему государством. Гос. орган предназначен для выполнения своих прав и обязанностей, у должностных лиц этих органов отсутствует свобода по распоряжению правами и обязанностями (такая свобода есть у граждан и юр. лиц).

Стоящие перед органами прокуратуры задачи превращают права и обязанности прокурора в единое целое. Права и обязанности органов прокуратуры представляют собой служебный долг прокурора.

Классификация

В литературе, посвящённой вопросам прокурорского надзора, выделяются 3 вида компетенции органов прокуратуры:

1) общая компетенция – это совокупность полномочий, предоставляемых прокуратуре как системе органов (в этом смысле понятие компетенции употреблено в ст.1 ФЗ «О прокуратуре»)

2) специальная компетенция

В системе органов прокуратуры выделяются специальные прокуратуры:

  • военная

  • транспортная каждая из них обладает

  • природоохранная своей специальной компетенцией

  • войсковых частей

  • по исполнению наказания

3) индивидуальная компетенция

Индивидуальной компетенцией обладает каждый отдельно взятый прокурорский орган, т.к. при осуществлении надзора над соблюдением закона поднадзорными субъектами выступает не вся система органов прокуратуры, а отдельный орган.

Характер полномочий, входящих в компетенцию

Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:

1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)

2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)

Основные полномочия:

1) Предметные

Они определяют:

  • круг поднадзорных прокуратуре субъектов

  • какие действия и акты прокуратура может проверять в порядке надзора

2) функциональные – это полномочия, определяющие то, каким способом прокурор может действовать, т.е. направлены на выявление нарушений и реагирование на них

studfiles.net

Система прокуратуры Российской Федерации

Генеральная прокуратура

Иные специализированные прокуратуры

Военные прокуратуры

Научные и образовательные организации, печатные издания

Прокуратуры субъектов РФ

Прокуратуры городов, районов

Прокуратуры районов в городах с районным делением

Хорошевская прокуратура является межрайонной прокуратурой, поэтому приравнивается к районным прокуратурам в системе прокуратур РФ, отличие межрайонной прокуратуры состоит в том, что ее деятельность охватывает несколько районов. Так поднадзорную территорию Хорошевской межрайонной прокуратуры составляют 3 района северо-западного округа г. Москвы: Хорошево-Мневники, Строгино, Щукино. Согласно Приказу Генпрокуратуры РФ от 12.03.2008 N 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением» Хорошевская прокуратура, являясь межрайонной, подчинена Прокуратуре г. Москвы, однако прокуратура СЗАО г. Москвы имеет полномочия по руководству данной прокуратурой.

Организационная структура Хорошевской межрайонной прокуратуры.

Прокурор

(Старший советник юстиции)

Организационная структура строится на основании ФЗ «О прокуратуре РФ». Возглавляет Хорошевскую прокуратуру прокурор. Также в указанной прокуратуре установлены должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров. Полномочия вышеуказанных лиц, образующих структуру Хорошевской прокуратуры, строго регламентированы и разграничены, а для обеспечения исполнения полномочий и более четкой организации деятельности прокуратуры и делопроизводства создается канцелярия прокуратуры и архив прокуратуры.

Заместитель прокурора

Заместитель прокурора

Первый заместитель прокурора

Старшие помощники прокурора

Помощники прокурора

канцелярия

архив

Полномочия прокурора

Прокурор обладает довольно широким кругом полномочий, однако все полномочия можно разделить на 2 условные группы: полномочия прокурора по надзору (прокурорский надзор) и полномочия по участию прокурора в рассмотрении дел судами. Рассмотрим каждую из групп полномочий в отдельности.

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не дает общего понятия прокурорский надзор, но раздел третий закона четко очерчивает сферы прокурорского надзора – надзор за исполнение законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В каждой из сфер надзора определяется предмет и конкретные полномочия прокурора, а также выносимые им акты.

Надзор за исполнением законов (общий надзор) осуществляется за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом проверки исполнения законов проводятся прокурором только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Здесь федеральный закон определяет следующие полномочия прокурора:

  • Беспрепятственно входить на территорию и в помещения вышеуказанных органов при предъявлении удостоверения, знакомиться с документами и материалами, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона

  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Данные полномочия прокурор имеет также при осуществлении иных видов прокурорского надзора.

Следующим видом надзора, осуществляемого органами прокуратуры, является надзор за соблюдением прав и свобод граждан. Предмет надзора за осуществлением прав и свобод человека и гражданина — соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Здесь прокурор имеет следующие полномочия:

  1. рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина

  2. разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод

  3. принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Кроме того, в случае, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию, либо возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, если нарушение носит характер административного правонарушения.

Предметом надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора определяются уголовно-процессуальным законодательством и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При осуществлении данного вида надзора прокурор правомочен:

  1. Выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства

  2. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия

  3. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий

  4. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи.

  5. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также осуществлять иные действия предусмотренные ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ.

Еще один вид прокурорского надзора – надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Статья 33 ФЗ «О прокуратуре» устанавливает следующие полномочия при осуществлении данного вида надзора:

  1. посещать в любое время вышеуказанные органы и учреждения

  2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера

  3. знакомиться с документами

  4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях

  5. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

При осуществлении своих полномочий прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Вторая группа полномочия прокурора — участие прокурора в рассмотрении дел судами. Прокурор участвует как в уголовном процессе, так и в гражданском. В уголовном процессе прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Согласно статье 37 УПК РФ прокурор также в праве: участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб, при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом3. Что касается участия прокурора в гражданском процессе, то в ч. 4 ст. 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» указывается, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Ч. 1 ст. 45 ГПК РФ с учетом этого положения указывает, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, нетрудоспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Помимо защиты прав конкретных граждан, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением с целью защиты прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц4.

studfiles.net

Конституционные основы прокуратуры рф. Функции и полномочия прокуратуры Основные функции и задачи прокуратуры

Прокуратура не входит в судебную власть. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов. Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот­ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу­альным законодательством РФ, координа­цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда­ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово­ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован­ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи­нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот­ветствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про­тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го­сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра­зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен­ных объединений, преследующих политические цели, и их орга­низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со­вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч­ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ­ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине­ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли­ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да­вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про­изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду­смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо­вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв­ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст­венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку­роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако­нодательной и исполнительной власти, представительных (зако­нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол­номочий необходимости совершенствования действующих нор­мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор­ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати­вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иныхнормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров ак­тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста­новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс­нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку­рор в установленном законом порядке принимает меры по при­влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност­ному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *