Какой нормативный правовой акт определяет основы декларирования промышленной безопасности опасных производств – 14. /

Содержание

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

официальное провозглашение организацией, осуществляющей эксплуатацию опасного производственного объекта, своей готовности к обеспечению последовательного выполнения требований промышленной безопасности. Она является одним из ключевых элементов системы управления промышленной безопасностью, т.к. эта процедура требует всесторонней оценки всех остальных элементов системы управления промышленной безопасности в эксплуатирующей организации и сведения информации об их функционировании в единый документ.
Одной из основных задач декларирования является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуп-равления для информирования о проделанной работе. Основы Д.п.б.о.п.о. определяет Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1977). В документе «Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных предприятий» содержатся общие сведения о процедуре анализа безопасности и о применении различных методов анализа риска. Наряду со всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории, декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Территориальные органы управления РСЧС на основе общефедеральных требований должны разрабатывать с учетом специфики территории собственные дополнительные требования к форме и содержанию декларации безопасности, утверждать их специальным нормативным правовым актом органов государственной власти субъекта РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны координировать и контролировать работу по декларированию безопасности опасных производственных объектов, взаимодействовать с территориальными органами по экологическому, технологическому и атомному надзору, задачами которых являются: контроль установленных Правительством РФ сроков декларирования действующих опасных производственных объектов; взаимодействие по вопросам декларирования промышленной безопасности с территориальными органами министерств, федеральных служб и агентств, органами местного самоуправления; контроль правильности проведения экспертизы декларации промышленной безопасности; контроль правильности и целесообразности уточнения или разработки декларации вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

www.mchs.gov.ru

17. Законодательные акты, регламенти-рующие промышленную безопасность на опасных производственных объектах

Основным правовым актом в области промышленной безопасности является Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации аварий и ликвидации их последствий.

Раздел «Нормативные документы по промышленной безопасности» содержит универсальный набор документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждения аварий на опасных производственных объектах, обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В информационном разделе представлены следующие документы:

— акты Межпарламентской ассамблеи государств —участников СНГ и международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области промышленной безопасности, Европейская энергетическая хартия;

— нормативно-правовые акты высших органов государственной власти — Государственной Думы, Правительства и Президента Российской Федерации; действующие акты Верховного Совета Российской Федерации;

— нормативные акты, принятые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также акты ее предшественников — Федерального горного и промышленного надзора, Государственного энергетического надзора, Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы по технологическому надзору, Федеральной службы по атомному надзору;

— нормы пожарной безопасности, ведомственные правила пожарной безопасности;

— нормативные документы, принятые Главным государственным санитарным врачом России (СССР): гигиенические нормативы, инструкции, методические рекомендации, методические указания, рекомендации, санитарные правила и нормы, санитарные правила;

— нормативные и нормативно-технические акты органов исполнительной власти Российской Федерации, действующие акты органов исполнительной власти СССР: национальные стандарты России (ГОСТ, ГОСТ Р), инструкции, методические указания, нормы проектирования, СанПиНы, отраслевые стандарты, правила безопасности, правила и нормы атомной энергетики, правила по охране труда, правила безопасности, руководства по безопасности, руководящие документы, свод правил, стандарты отрасли, требования.

Основные нормативные правовые акты в области промышленной безопасности:

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ).

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2007 № 184-ФЗ в ред. от 30.12.2009 № 385-ФЗ.

3. Комментарий к Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

4. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Постановление Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 г. № 61-А. (ПБ 03-517-02).

5. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей от 22.08.95 г. № 151-ФЗ (в ред. от 25.11.2009 № 267-ФЗ).

6. Об усилении ответственности за нарушение условий безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности. Закон Кемеровской области от 30.05.2007 г. № 61-ОЗ.

7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Федеральный закон от 26.12.08 г. № 294-ФЗ( В редакции 27.12.2009 № 365-ФЗ).

8. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401, (с изменениями на 01.12.2009 № 975).

9. Регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Приказ Ростехнадзора от 24.07.06 г. № 724 в ред. от 07.11.2007 г. № 757.

10. OHSAS 18001: 2007 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – Требования.

11. Подготовка и аттестация ПБ. Решение ВС от 8 декабря 2008 г. № ГКПИ08-1790.

12. Типовое положение о Территориальном органе Ростехнадзора. Приказ Минприроды России от 15.04.2009 № 93.

13. Перечень федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденный приказом МПЭ (РТН) Приказ от 31.07.2009 № 667.

studfiles.net

Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 г. № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» 

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 513 «О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходах их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. № 526 «Об утверждении правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 года № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и томному надзору от 19 августа 2011 года № 480 «Об утверждении порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 марта 2008 г. № 186 «Об утверждении и введении в действие общих требований по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов» 

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 июня 2008 г. № 398а «Об утверждении и введении в действие положения о системе аттестации сварочного производства на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» 

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 года № 606 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о 8 ноября 2007 г. № 759 «Об утверждении и введении в действие методических указаний о порядке проверки деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ» 

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2007 года № 858 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2007 года № 859 «Об утверждении и введении в действие методических указаний по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ» 

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2007 г. № 907 «Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке организации и осуществления надзора за промышленной безопасностью взрывопожароопасных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2007 г. № 922 «Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах» 

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 года № 893 «Об утверждении порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений»

Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 2 июня 2003 года № 107 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых относится к полномочиям Госгортехнадзора России»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 11 июня 2003 года № 92 Об утверждении «Инструкции по визуальному и измерительному контролю»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора от 19 июня 2003 года № 101 Об утверждении порядка применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов

Постановление Федерального горного и промышленного надзора от 19 июня 2003 года № 102 Об утверждении порядка применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов

Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 31 января 2001 г. № 7 «Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 10 июля 2001 года № 30 Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 20 июля 2001 г. № 32 «Инструкция по проведению комплексного технического освидетельствования изотермических резервуаров сжиженных газов»

Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 30 июля 2001 г. № 101 «Об утверждении и введении в действие методических рекомендаций по надзорной и контрольной деятельности на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 6 сентября 2001 г. № 39 «Методические указания по проведению диагностирования технического состояния и определения остаточного срока службы сосудов и аппаратов»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 26 апреля 2000 г. № 23 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 23 июня 2000 г. № 38 «Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 14 августа 2000 г. № 46 «Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на взрывоопасных объектах хранения и переработки зерна»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 20 сентября 2000 г. № 51 «Инструкция по обследованию шаровых резервуаров и газгольдеров для хранения сжиженных газов под давлением» 

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 4 ноября 2000 г. № 64 Об утверждении «Типового положения о о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и/или консервации химически опасных промышленных объектов»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 4 ноября 2000 г. № 65 Об утверждении «Методики расчета зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 6 января 1999 г. № 1 «Методические рекомендации по оценке технического состояния и безопасности хранилищ производственных отходов и стоков предприятий химического комплекса»

Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 11 марта 1999 г. № 44 «Об утверждении и введении в действие «Положения о порядке прохождения поступающих в Госгортехнадзор России деклараций промышленной безопасности»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 15 июля 1999 г. № 52 Об утверждении «Требований к акустико-эмиссионной аппаратуре, используемой для контроля опасных производственных объектов»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 15 июля 1999 г. № 53 «Требования к преобразователям акустической эмиссии, применяемым для контроля опасных производственных объектов»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 19 января 1998 г. № 3 «Об утверждении инструкции по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого капролактама»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 20 ноября 1998 г. № 228 «Об утверждении методических указаний по обследованию технического состояния и обеспечения безопасности при эксплуатации аммиачных холодильных установок»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 10 декабря 1998 г. № 74 «Положение о порядке безопасного проведения ремонтных работ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 18 декабря 1998 г. № 77 «Положение о порядке разработки и содержании раздела «Безопасная эксплуатация производств» технологического регламента»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 2 августа 1994 г. № 47 Об утверждении «Правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов»

Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 22 сентября 1993 г. № 126 «Об утверждении рекомендаций по организации и осуществлению надзора за готовностью горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных, аварийно-диспетчерских служб и поездов железных дорог МПС России к локализации и ликвидации возможных аварий»

Постановление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 мая 2010 года № 57 Об утверждении СП 2.5.2632-10

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 марта 2009 г. № 171 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 декабря 2007 года № 645 Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 9апреля 2003 г. № 150 «Правила устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 1. Общие правила. Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний»

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 315 Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками и автоматической пожарной сигнализацией»

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 6 мая 2002 г. № 33 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций»

Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 29 марта 2001 г. № АН-22-Р «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта»

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»

Постановление Министерства строительства Российской Федерации от 18 октября 1995 г. «Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Железные дороги колеи 1520 мм. Railways with 1520 mm track. СНиП 32-01-95»

Постановление Госстроя Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. № 18-10 «Строительные нормы и правила. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы. СНиП 2.11.03-93»

Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам

Аварийные карточки на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики 

Правила устройства и безопасной эксплуатации фуникулеров (наклонных подъемников)

www.gosnadzor.ru

Приказ 893 РД 03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений / 893 03 14 2005

Нормативные документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору

Серия 27

Декларирование промышленной
безопасности и оценка риска

Выпуск 4

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ
В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

РД-03-14-2005

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2010

Ответственные разработчики:

Н.Г. Кутьин, Б.А. Красных, Г.М. Селезнев, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов,
С.М. Лыков, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров, Е.В. Ханин

Настоящий Порядок устанавливает требования к структуре и оформлению  декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к перечню включаемых в нее сведений.

Порядок предназначен для специалистов организаций, разрабатывающих декларации, экспертных организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности деклараций, работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

Утвержден

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору от 29.11.05 № 893,

зарегистрированным Минюстом России

17.01.06 г., регистрационный № 7375*

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ**

РД-03-14-2005

____________

* На основании приказа считается не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней», зарегистрированное Минюстом России 07.10.99 г., регистрационный № 1926. (Примеч. изд.)

** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6. (Примеч. изд.)

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;

Пол

files.stroyinf.ru

Декларирование промышленной безопасности | Industrial Safety. Expertise of industrial safety

Статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (ОПО) — документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте (РД-03-14-2005).

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

  • в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
  • в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
  • в случае изменения требований промышленной безопасности;
  • по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Специалистами центра анализа риска проведено более 300 практических работ по анализу риска и разработке деклараций промышленной безопасности, в том числе в составе проектов Сахалин-1, Сахалин-2; опасных производственных объектов ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «АК «Транснефтепродукт», ЗАО «КТК-Р», ОАО «Уральская Сталь», ОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Сибур-Тюмень», ОАО «Трансаммиак».

www.safety.ru

Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования промышленной безопасности

ФНП НГ Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101)

Правила устанавливают требования ПБ к организациям и работникам, осуществляющим деятельность в области ПБ на следующих ОПО:

  • бурения и добычи: опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового

    конденсата, газа метаноугольных пластов, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов;

  • обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата.

 

 

Организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны:

  • иметь в наличии и обеспечивать функционирование необходимых приборов, систем контроля, автоматического и дистанционного управления и регулирования технологическими процессами, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты, системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии или инцидента, а также иные технические средства, позволяющие дистанционно в режиме реального времени контролировать параметры, определяющие безопасность на ОПО;
  • осуществлять мероприятия по обеспечению дистанционного контроля процессов на ОПО, включающие регистрацию параметров, определяющих опасность технологических процессов, срабатывания систем защиты с записью в журнале событий, и передачу в Ростехнадзор данной информации в электронном виде.

 

При возможности распространения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов за пределы блока (цеха, установки, производственного участка) ОПО должны дополнительно разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

На каждый технологический процесс на объектах добычи, сбора и подготовки нефти, газа и газового конденсата проектной (или эксплуатирующей) организацией должен составляться технологический регламент.

Производство работ в местах, где имеется или может возникнуть повышенная производственная опасность, должно осуществляться по наряду-допуску. Перечень таких работ утверждаются техническим руководителем организации.

Допуск подрядных организаций на ОПО, а также порядок организации и производства работ на ОПО определяются положением о порядке допуска и организации безопасного производства работ, утвержденным организацией, эксплуатирующей ОПО, а при работе нескольких подразделений одной организации, эксплуатирующей ОПО, — регламентом об организации безопасного производства работ, утвержденным руководителем этой организации.

 

Общие требования к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО

Для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО организация, эксплуатирующая их на праве собственности, аренды, другом законном праве, определяющем ее юридическую ответственность:

  • передает подрядчику для производства работ утвержденную им проектную документацию на строительство, реконструкцию или документацию на капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию в объеме, необходимом для выполнения работ подрядчика и привлеченных организаций;
  • проверяет наличие необходимых разрешительных документов у исполнителей работ; оборудования и материалов;
  • обеспечивает контроль наличия документов, подтверждающих соответствие применяемых технических устройств и материалов;
  • обеспечивает контроль качества применяемых технических устройств и материалов;
  • осуществляет производственный контроль выполнения работ подрядчиками и привлеченными организациями.

 

Пользователь недр обязан обеспечивать сохранность скважин, находящихся в консервации, и мониторинг безопасности ликвидированных скважин, расположенных в пределах лицензионного участка.

В случае, когда длительность консервации ОПО может превысить сроки, предусмотренные документацией на его консервацию, такой объект подлежит ликвидации или должен вновь пройти экспертизу промышленной безопасности с целью продления сроков безопасной консервации и оценки угрозы причинения вреда имуществу, жизни или здоровью населения, окружающей среде.

По окончании строительно-монтажных работ производится ввод ОПО в эксплуатацию. Для пуско-наладочных работ с применением опасных веществ или во взрывоопасных условиях должны быть разработаны технологические регламенты с указанием мер безопасности.

 

Общие требования к применению технических устройств и инструментов

Применение технических устройств должно осуществляться в соответствии с инструкциями по безопасной эксплуатации и обслуживанию, составленными заводами-изготовителями или эксплуатирующей организацией, техническими паспортами (формулярами).

По достижении срока эксплуатации, установленного изготовителем, дальнейшая эксплуатация технического устройства без продления срока безопасной эксплуатации не разрешается. Критерии вывода из эксплуатации определяются изготовителем и вносятся в инструкцию по эксплуатации оборудования. Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств должно осуществляться в соответствии с нормативно- техническими документами по результатам проведения необходимых экспертиз.

 

Требования к применению электрооборудования на ОПО

Электрооборудование ОПО должно быть стойким в отношении воздействия окружающей среды или защищенным от этого воздействия.

Для обеспечения безопасности людей металлические части электроустановок, корпуса электрооборудования и приводное оборудование должны быть выполнены в соответствии с требованиями Правил и заземлены (занулены).

ОПО должны быть обеспечены переносными светильниками.

Монтаж, демонтаж и наладка наземного силового электрооборудования, системы электроснабжения, освещения, молниезащиты и заземления должны выполняться персоналом, имеющим допуск к обслуживанию и ремонту электрооборудования.

 

Требования к специальным разделам плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

План локализации и ликвидации последствий аварий должен быть составлен на каждый ОПО или его взрывопожароопасный участок, цех или иное подразделение.

В ПЛА должны предусматриваться:

  • Возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей.
  • Мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией.
  • Мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий.
  • Места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий.
  • Порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и противофонтанными отрядами.

ПЛА разрабатываются комиссией, состоящей из специалистов, назначенных приказом по предприятию. ПЛА пересматриваются 1 раз в три года. При изменении технологии, условий работы, правил безопасности в ПЛА должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения.

 

ПЛА в количестве пяти экземпляров утверждается техническим руководителем предприятия при наличии актов проверки:

  • состояния систем контроля технологического процесса;
  • состояния вентиляционных устройств;
  • наличия и исправности средств для спасения людей, противопожарного оборудования и технических средств для ликвидации аварий в их начальной стадии;
  • исправности аварийной сигнализации, связи, аварийного освещения.

 

ПЛА должен содержать:

  • Оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений.
  • Распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии.
  • Список должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии.
  • Схемы расположения основных коммуникаций (технологическая схема).
  • Списки инструментов, средств индивидуальной защиты, материалов, необходимых для ликвидации аварий, находящихся в аварийных шкафах (помещениях), с указанием их количества и основной характеристики.

 

В оперативной части ПЛА должны быть предусмотрены:

  • Способы оповещения об аварии (например, сирена, световая сигнализация, громкоговорящая связь, телефон), пути выхода людей из опасных мест и участков в зависимости от характера аварии.
  • Действия лиц технического персонала, ответственных за эвакуацию людей и проведение предусмотренных мероприятий.
  • Режим работы вентиляции при возникновении аварии, в том числе включение аварийной вентиляции (при наличии).
  • Необходимость и последовательность выключения электроэнергии, остановки оборудования, аппаратов, перекрытия источников поступления вредных и опасных веществ.
  • Выставление на путях подхода (подъезда) к опасным местам постов для контроля за пропуском в загазованную и опасную зоны.
  • Способы ликвидации аварий в начальной стадии. Первоочередные действия технического персонала по ликвидации аварий (пожара), предупреждению увеличения их размеров и осложнений. Осуществление мероприятий по предупреждению тяжелых последствий аварий. Порядок взаимодействия с газоспасательными и другими специализированными службами.

 

Ознакомление с ПЛА производственно-технического персонала должно быть оформлено документально в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте под роспись.

Полные экземпляры ПЛА должны находиться в диспетчерской предприятия, у газоспасателей и в службе промышленной безопасности предприятия, у руководителя структурного подразделения (цеха). Оперативная часть ПЛА должна быть вывешена на рабочем месте, определенном руководителем объекта (участка).

Ответственность за своевременное и правильное составление ПЛА и его соответствие действительному положению на производстве несут руководитель объекта и технический руководитель предприятия.

Периодичность проведения учебно-тренировочных занятий по выработке навыков выполнения мероприятий ПЛА, кроме случаев, установленных настоящими Правилами, определяется организацией с учетом конкретных условий, но не реже одного раза в год.

Результаты учебно-тренировочных занятий по плану ликвидации аварий должны заноситься в журналы регистрации учебно-тренировочных занятий по ПЛА под роспись персонала участвующих в занятии.

 

ФНП ВПО Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (Приказ Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96)

Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение ПБ, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ.

 

Правила предназначены для применения:

  • при разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности;
  • при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте;
  • при проведении экспертизы промышленной безопасности проектной документации (документации), технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности ОПО.

Разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты должны быть обоснованы в проектной документации результатами анализа опасностей технологических процессов, проведенного в соответствии с приложением N 1 к ФНП.

Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, с использованием методов анализа риска аварий на ОПО, и должны обеспечивать минимальный уровень взрывоопасности технологических блоков, входящих в технологическую систему. В проектной документации производится оценка энергетического уровня каждого технологического блока и определяется расчетом категория его взрывоопасности в соответствии с приложением N 2 к ФНП.

 

ФНП ХОПО Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов» (Приказ Ростехнадзора от 21.11.2013 № 559)

Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на ХОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды химически опасные вещества.

 

Правила предназначены для применения:

  • при разработке химико-технологических процессов, разработке документации, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ХОПО;
  • при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ХОПО;
  • при проведении экспертизы промышленной безопасности:
  • документации на консервацию, ликвидацию ХОПО;
  • документации на техническое перевооружение ХОПО в случае, если указанная        документация не входит в состав проектной документации такого объекта,        подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной        деятельности;
  • технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной       безопасности, применяемых на ХОПО;
  • обоснования безопасности ХОПО, а также изменений, вносимых в обоснование        безопасности ХОПО.

Эксплуатирующая организация проводит комплексное обследование фактического состояния ХОПО, разрабатывает комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, включая обоснование их безопасности.

Для реализации компенсационных мер вносят необходимые изменения в документацию на ХОПО.

Результаты анализа риска аварий на ХОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ХОПО должны быть внесены в декларацию промышленной безопасности ХОПО и в обоснование безопасности ХОПО.

 

ФНП ПС Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533)

Целью настоящих ФНП является создание организационной и нормативно–правовой основы обеспечения промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, направленной на предотвращение и/или минимизацию последствий аварий, инцидентов, с учетом индивидуального риска потери жизни и здоровья людей, участвующих в процессах монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции, модернизации и утилизации (ликвидации) ПС.

 

Для предотвращения и/или минимизации последствий аварий, инцидентов на ОПО должны выполняться следующие общие принципы (требования) промышленной безопасности ПС:

  • Соответствие высоты подъема, грузоподъемности ПС (и грузового момента, для ПС стрелового типа) максимальным по массе грузам, перемещаемым в технологическом процессе
  • Соответствие группы классификации (группы режима работы) ПС, а также групп классификаций механизмов, установленных на ПС, требованиям обслуживаемого ПС технологического процесса
  • Соответствие прочности, жесткости, местной или общей устойчивости, выносливости и уравновешенности (последнее, только для стрел ПС, имеющих в конструкции систему уравновешивания) элементов металлоконструкции и механизмов ПС нагрузкам в рабочем и нерабочем состояниях
  • Соответствие оснащенности ПС регистраторами, ограничителями и указателями, указанными в паспорте ПС, а также требованиям обеспечения безопасности технологического процесса, обслуживаемого ПС
  • Соответствие фактического срока службы ПС (срок службы исчисляется с момента изготовления ПС), заявленному изготовителем, если фактический срок службы не продлевался по результатам проведения экспертизы промышленной безопасности
  • Соответствие прочности, жесткости, устойчивости строительных конструкций (в том числе здания, эстакады, рельсовые пути и/или площадки установки ПС нагрузкам от его собственного веса с учетом наличия нагрузки от массы ПС и транспортируемого груза, а также нагрузок от наличия других, рядом эксплуатируемых ПС, а также других технологических машин и оборудования, нагрузки от статических и динамических испытаний
  • Соответствие требованиям промышленной безопасности в процессах монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции и ликвидации ПС, приведенных в ФНП
  • Соответствие порядку действий в случае аварии или инцидента с ПС, определенному в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, а также требованиям, приведенным в пунктах 256 — 257 ФНП

 

ФНП Г Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (Приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542)

Действие Правил распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления (в том числе сеть газопотребления ТЭС, ГТУ и ПГУ), а также на связанные с ними процессы эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), консервации и ликвидации.

Требования Правил распространяются на все организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.

 

Организации должны:

  • выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
  • выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;
  • обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;
  • организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления;
  • хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации ОПО (до ликвидации).

primtrud.ru

Что такое декларация промышленной безопасности? :: BusinessMan.ru

Среди существующих организационно-экономических механизмов уменьшения рисков чрезвычайных происшествий техногенного характера особое значение имеет декларирование безопасности объектов промышленности. Эта процедура во многих странах закрепляется на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет декларация промышленной безопасности ОПО.

Общие сведения

Для обеспечения учета состояния предприятий введен реестр деклараций промышленной безопасности. Госрегулирование направлено на то, чтобы обязать субъектов проводить оценку существующих угроз и информировать о них компетентные органы. В состав декларации промышленной безопасности включаются:

  1. Информация о предприятии и процессах, протекающих на нем. Это необходимо для определения масштабов и характера использования вредных и опасных веществ.
  2. Список мероприятий, направленных на обеспечение нормальных условий функционирования предприятия и контроль отклонений от обычного режима.
  3. Идентификация типа вероятной аварии, оценка ее возникновения и возможных последствий.
  4. Инструкция на случай катастрофы.

Нормативная база

В Российской Федерации реализуется широкомасштабная организационно-экономическая программа в области промышленной безопасности. Нормативно ее осуществление регламентируется соответствующими ФЗ. В частности, основы регулирования заложены в Закон «О промышленной безопасности ОПО» и «О безопасности гидротехнических сооружений». Конкретный порядок оценки состояния предприятия устанавливается в Положении, утвержденном правительственным постановлением №675 от 1.07.1995 г.

Актуальность вопроса

Декларирование осуществляется для регулирования контроля безопасности на промышленных объектах. Компетентные органы проверяют достаточность и эффективность мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию катастроф на предприятиях. Разработка декларации промышленной безопасности необходима для снижения угроз для населения, сотрудников, предотвращения возникновения аварий. Особенно актуальная она для предприятий, деятельность которых непосредственно связана с вредными веществами и процессами. Экспертиза декларации промышленной безопасности способствует внедрению результативной системы прогнозирования катастроф и безаварийной эксплуатации. Особую значимость мероприятия приобретают в связи с переходом к новым хозяйственным условиям, изменениями форм собственности, снижением государственного регулирования в рыночной экономике.

Специфика

Декларирование выступает в качестве выражения ответственного отношения к обеспечению безопасности на объектах промышленности. Оно оформляется официальным документом. Список объектов, которые подлежат декларированию, устанавливается Федеральной службой по атомному, технологическому и экологическому надзору совместно с МЧС. В данный перечень входят гидротехнические сооружения, предприятия, накопители, хранилища, на которых существует вероятность возникновения аварий. В ФЗ, регламентирующем промышленную безопасность на опасных объектах, определяются предельно допустимые объемы веществ, наличие которых выступает в качестве основания для составления декларации. Сведения, порядок оформления документа устанавливаются специально уполномоченным исполнительным органом.

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

В документе содержатся результаты:

  1. Всесторонней и объективной оценки вероятности аварии и угрозы, связанной с ней, для персонала и граждан, находящихся на прилегающей территории.
  2. Анализа достаточности предпринятых мер предупреждения ЧС и обеспечения готовности предприятия к эксплуатации опасного объекта в соответствии с положениями правил и норм, а также к локализации и устранению последствий катастроф.
  3. Мероприятия, ориентированные на уменьшение вероятных негативных последствий при аварии.

Согласно указанным выше ФЗ, а также правительственным постановлением, созданы нормативные документы, определяющие требования, в соответствии с которыми предоставляется декларация безопасности опасного промышленного объекта. В этих актах также установлены сроки ее создания, правила оформления, перечень сведений, подлежащих обязательному включению. Нормативными актами определены правила, по которым выполняется экспертиза декларации безопасности промышленного объекта.

Основные положения

Декларация безопасности промышленного объекта должна включать в себя:

  1. Сведения о предприятии. К ним относят назначение, технологии и производства, представляющие опасность, функциональные задачи, расположение, границы и размеры, наличие и площадь санитарно-защитных и запретных зон и так далее.
  2. Анализ. В него входит оценка безопасности, возможных угроз, условий, вероятных сценариев возникновения аварий и их развития.
  3. Описание системы достаточных и целесообразных мероприятий и действий, направленных на обеспечение готовности предприятия к предотвращению катастроф, их ликвидации.
  4. Вопросы оповещения об опасности, защиты граждан и медицинского сопровождения.
  5. Данные о резервных материальных и финансовых средствах.
  6. Порядок информирования граждан и местных органов власти о предполагаемых и возникших чрезвычайных ситуациях на предприятии.

Использование

Декларация промышленной безопасности оформляется в качестве приложения к проектным документам на строительство, реконструкцию, расширение, техническое переоснащение, ликвидацию или консервацию предприятия. Она также необходима при обращении за получением лицензии на эксплуатацию. Уточнение декларации осуществляется при изменении сведений, присутствующих в ней, или требований безопасности. Пересмотр документа для учета корректировок и дополнений нормативной базы и условий обеспечения защиты предприятия предусмотрен не реже 1 раза в пять лет.

Важный момент

Декларация промышленной безопасности может формироваться самостоятельно самим предприятием. Утверждается документ руководителем. Формирование декларации может также осуществляться организацией, имеющей лицензию на выполнение экспертизы безопасности объектов промышленного типа. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность информации, которая содержится в документе.

Контрольные инстанции

Декларация промышленной безопасности после утверждения вместе с заключением, полученным по результатам проверки, направляется в соответствующее министерство, ГУ ГОЧС, в Федеральную службу атомного, технического и экологического надзора и ее региональное подразделение, МЧС, а также орган власти МО, на территории которого располагается предприятие. Контроль своевременности направления документации возлагается на указанную выше надзорную инстанцию.

Нововведения

В соответствии с обстоятельствами, которые складываются в течение последних лет, декларация промышленной безопасности претерпела ряд изменений. Возникла необходимость отражать в документе новые сведения. Они, в частности, касаются проведения мероприятий, направленных на снижение уровня опасности возникновения на объектах чрезвычайных ситуаций, предупреждение постороннего вмешательства в их функционирование. На основании проведенных расчетов, были сформулированы требования к объемам имеющихся резервов материальных и финансовых ресурсах на предприятиях. Кроме этого, были определены требования по оценке частоты/вероятности появления чрезвычайных ситуаций, их источников, работа которых связана с выбросами опасных веществ, которые способны создавать вне территории объекта зоны поражения с нанесением ущерба здоровью/жизни населения, окружающей природе. Также специалистами были выполнены расчеты по проведению анализа вероятности отравления населения с установлением максимально возможного количества пострадавших.

Ключевые вопросы

Декларация промышленной безопасности сегодня должна конкретно и четко определять требования, которыми характеризуется готовность предприятия к предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций. Для этого в документе присутствует специальный раздел. В нем должны даваться ответы на вопросы, которые характеризуют:

  1. Обоснованность решений, направленных на сосредоточение на производственных территориях значительных объемов токсичных и взрывоопасных соединений, размещения объектов относительно населенных пунктов и прочих мест скопления людей.
  2. Предпринимаемые меры по уменьшению основных энергетических показателей опасных процессов для сокращения количества вероятных выбросов.
  3. Технические решения о возможности замены опасных веществ и материалов на менее опасные.
  4. Предпринимаемые меры по сокращению применения взрывоопасных и токсических соединений на предприятии.
  5. Технические решения, направленные на обеспечение оперативной локализации выбросов в атмосферу опасных продуктов и предотвращение развития аварии, освобождение технологических систем от них при аварийных ситуациях.
  6. Готовность средств и сил ликвидации, локализации вероятных чрезвычайных ситуаций, предполагаемые меры для эвакуации людей.

Проверка документа

Как выше было сказано, нормативными актами предусматривается экспертиза сформированной декларации. В соответствии с действующими правилами, предписано утверждение заключения. Данная процедура проводится аппаратом Ростехнадзора. При этом учитывается заключение МЧС. Оно необходимо в случаях, когда отношение объема опасного соединения на объекте, по которому составляется декларация, к предельно допустимому уровню этого вещества больше 10. В случае если этот показатель меньше, заключение дается органом управления по делам ГО и ЧС субъекта, на территории которого находится соответствующее предприятие.

Значение

Декларирование безопасности сегодня выступает в качестве механизма прогнозирования социально-экономических последствий возникающих чрезвычайных ситуаций. Этот процесс является важнейшим рычагом воздействия на стабильное развитие хозяйственной системы. Декларирование безопасности способствует обеспечению объективности при обосновании бюджетных объемов, направляемых на финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации катастроф. В качестве еще одной задачи процедуры выступает переход на систему допустимого риска, формирование эффективного экономического механизма. Он является нормативной основой финансового обеспечения разработанных мероприятий по управлению природными и техногенными угрозами.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *