Какова продолжительность бюджетного периода – 11.4. Продолжительность бюджетного периода. Типы бюджетов.

Содержание

Продолжительность бюджетного периода

Поделись с друзьями

Бюджетный период  – отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении. Длится бюджетный период около трех лет.

Бюджетный период состоит и определенных стадий.

Обычно выделяют четыре стадии бюджетного процесса, а именно: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) заключение бюджета, что включает в себя составление, рассмотрение и утверждение отчета о его исполнении.

В процессе управленческого планирования на промышленном предприятии очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода. Необходимо понимать, что выбор временного интервала, составляющего бюджетный период, — это вовсе не дело вкуса; продолжительность бюджетного периода достаточно жестко определяется отраслевой и индивидуальной спецификой компании, а также особенностями макроэкономической среды, в которой она функционирует. Обычно ключевым принципом, на основе которого определяется длительность бюджетного периода, является примат стратегического планирования над оперативным управлением. Иначе говоря, текущая деятельность компании определяется стратегическими целями ее развития, а не наоборот.

Данное положение имеет совершенно определенную практическую значимость при выборе сроков бюджетного планирования. Двумя крайностями, которых необходимо избегать, являются:
ведение плановой (бюджетной) деятельности исключительно для целей текущего управления без разработки стратегических планов развития (так называемых бюджетов развития). В этом случае на предприятии обычно составляются краткосрочные бюджеты сроком на 1—3 месяца.

Недостатки этого подхода очевидны. Бюджетирование имеет две основных составляющих: планово-аналитическую и контрольно-стимулирующую. В этой связи абсолютизация краткосрочного бюджетирования приводит к тому, что долгосрочные программы развития бизнеса при таком подходе «выпадают» из общего механизма бюджетного процесса. Это относится, например, к долгосрочным инвестиционным программам, конкурентной политике, связанной с агрессивным ценообразованием и сбытовой экспансией, и пр. Например, при сопоставлении бюджетных показателей отчетного и прошлого краткосрочных (месячных, квартальных) бюджетных периодов может создаться впечатление, что компания понесла убытки вследствие необоснованного занижения цен — это со всей очевидностью покажет анализ взаимосвязи «издержки-объем-прибыль».

Для текущего момента времени это может соответствовать действительности. Однако анализ на основе краткосрочного бюджета никогда не выявит перспективные цели подобной политики, которые, возможно, являются обоснованными. Допустим, агрессивное демпинговое ценообразование может быть вызвано стремлением вытеснить конкурентов с рынка и через год-другой путем получения монопольной прибыли покрыть текущие убытки. Анализ же сравнительной эффективности инвестиционной политики вообще невозможен на основе сопоставления двух последовательных краткосрочных бюджетных периодов, так как срок окупаемости инвестиций, как правило, исчисляется годами, а эффект иногда имеет «взрывной» характер. Так, если в отчетном периоде введена в строй новая прогрессивная производственная линия, то анализ покажет резкое увеличение финансовых результатов по сравнению с прошлым периодом.

students-library.com

Бюджетный период — это… Что такое бюджетный период: определение понятия, краткосрочный бюджет, бюджет развития, типы бюджетов, разновидности финансовых бюджетов

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетный период? Описание и определение понятия.

Бюджетный период — это определенный временной период, на который составляют и на протяжении которого корректируют бюджеты. Также на протяжении указанного периода времени осуществляется контроль над их выполнением. Подходя к решению таких задач следует помнить, что разного рода бюджеты имеют свой собственный унифицированный бюджетный период. Когда дело касается разбивки каждого бюджета на небольшие подпериоды, то таким образом определяется минимальный бюджетный период. Специфика бюджета напрямую влияет на бюджеты различных видов. Таким образом каждый из них может иметь отличающиеся друг от друга минимальные бюджетные периоды.

Минимальный бюджетный период — это своеобразная единица измерения, относящаяся к бюджетному периоду (будь то квартал, декада или месяц) по разным видам бюджетов.

Рассмотрим более детально, что значит бюджетный период.

Стратегическое и текущее бюджетирование

В ходе выполнения процесса управленческого планирования, осуществляемого на промышленном производстве, важнейшую роль играет правильное установление временных отрезков бюджетного периода. Подход к выбору временного отрезка, который составляет бюджетный период, в достаточно жесткой мере определяется отдельно взятой индивидуальной и отраслевой спецификой производства, а также некоторыми особенностями макроэкономи­ческой среды, среди которой оно функционирует.

Это имеет достаточно определенное практическое применение при выборе периода бюджетного планирования.

Однако некоторых крайностей необходимо избегать:

  • при ведении бюджетной или плановой деятельности только лишь для целей действующего управления без разрабатывании стратегических бюджетов развития. В данном конкретном случае на предприятии зачастую целесообразно составлять краткосрочные бюджеты периодом от одного до трех месяцев;
  • уделяя слишком большое внимание составлению долгосрочных бизнес-планов и программ развития, включая также и бюджетов, и в тоже время совершенно забывать о жестком краткосрочном бюджетировании. Стоит помнить, что чем дольше длится бюджетный период, тем больше такой бюджет имеет необязательный (индикативный) характер.

Наличие только лишь одного (долгосрочного или краткосрочного) бюджета в большем количестве случаев крайне неблагожелательно влияет на эффективность управленческого планирования.

Рассматривая опыт некоторых передовых компаний на западе, хорошо видно то, что самым правильным является применение единовременно двух, а некоторых случаях даже трех бюджетов, которые различаются по своим временным отрезкам и целям.

Основой для составления так называемых сводных бюджетов служит стратегический план, который определяет основные цели и приоритеты развития. На его базе берутся в разработку три сводных бюджета, а именно: два долгосрочных (скользящий (индикативный) и бюджет развития), а также один краткосрочный. Разные бюджеты имеют различия по функциям, срокам и степени обязательств к исполнению, а также возможности корректирования.

Краткосрочный бюджет и бюджет развития

Когда речь идет о 

краткосрочном бюджете, длящимся от 1 – до 3 месяцев, стоит перечислить некоторые характерные для него особенности:

  • обязательность исполнения. Если бюджетные показатели не исполняются – это может рассматриваться как намеренный срыв выполнения плана. Всех виновников вполне могут лишить премий, и даже вынести выговор со всеми вытекающими последствиями;
  • полное отсутствие корректировки. Любой краткосрочный бюджет должен корректироваться только в исключительных случаях, например поле санкций высшего руководства производства или же в виду неожиданно возникших форсмажорных обстоятельств. Результаты выполнения приводятся по факту сравнения реально полученных показателей с предполагаемыми, которые установлены в самом начале бюджетного периода. Когда речь идет о краткосрочных периодах, то вероятность колебания внешних факторов очень ничтожна, а ход выполнения плана находится в прямой зависимости непосредственно от структурных подразделений;
  • глобальный характер, носимый контрольно-стимулирующую функцию бюджета. Все показатели исполнения бюджета находятся в самой основе положения о материальном стимулировании работников предприятия;
  • довольно высокая мера детализации бюджетных показателей. Таковая устанавливается не только лишь совокупный показатель, но и структурные составляющие каждого из них. Таким образом производственные подразделения обретают бюджет, который разукрупненный по ряду затратных статей в разрезе отдельно стоящих производственных линий.

Когда речь идет о бюджете развития, длящимся один год, стоит перечислить некоторые характерные для него особенности:

  • обязательность исполнения. В самом начале каждого принимается бюджет развития и краткосрочный бюджет. В будущем рассмотрение квартальных бюджетов идет полностью в пределах бюджета развития. Исходя из этого бюджет на последний, IV, квартал вполне можно получить при помощи проведения расчетов, путем уменьшения плановых показателей бюджета развития на общее суммарное число плановых показателей первых трех кварталов;
  • функция корректировки, путем внесения изменений в макроэко­номическую конъюнктуру;
  • выборочный характер функции контрольного стимулирования. Если годовые показатели были достигнуты или даже перевыполнены, тогда все руководители каждого структурного подразделения обычно премируются. К премии представляется средний и высший менеджмент. Рядовые сотрудники подразделений в данном случае не премируются;
  • степень детализации бюджетных показателей сведена к минимуму. Зачастую, как правило, особо отмечаются только интегральные стоимостные величины. Сюда включается, к при­меру, общая смета издержек подразделения, валовый объем реализации и прочее. Обычно бюджетные данные низшего уровня служат всего лишь средством для реализации сводных стоимостных плановых величин, а не самоцелью. Поэтому чрезмерная детализация общегодовых показателей будет полностью бесполезна и даже вредоносна, если брать во внимание условия рыночной неопределенности;
  • наличие доходной составляющей в инвестиционном бюджете (имеется в виду подбюджет первого уровня, который включен в сводный бюджет). Говоря о структуре сводного бюджета промышленного производства, стоит сказать что она является однотипной. Также она находится вне зависимости от продолжительности бюджетного периода. Но при этом, когда составляется инвестиционный бюджет на настоящий период (квартал или месяц), планирование освоения капитала по долгосрочным инвестиционным программам происходит от уже достигнутого уровня (на начало отчетного периода) в согласии с инвестиционным бюджетом, который включен в бюджет развития.

Типы бюджетов

В границах месячного или ежеквартального бюджета инвестиционное планирование можно определять как локальные закупки различного оборудования с наиболее коротким сроком для монтажа, которые вызваны бюджетными планами для производства. Именно эти составляющие инвестиции находят широкое место в финансово-экономическом обосновании. Они происходят из бюджетных планов

перевода рассчитанного бюджета на короткий срок, в него входят показатели любого расчетного плана финансовых средств или же сроков, для ввода в строй различных объектов капитального строительства. В долгосрочной форме краткосрочный бюджетный плана в основном составляется на основе построения графика, в который заносятся общие средства, которые выходят за рамки бюджетного периода рассчитанного на короткий срок. Корректировка на текущий момент необходима в ситуации когда наличие финансовых ресурсов превышают текущие производительные потребности.

Исходя из этого инвестиционный доход – это параметры для долгосрочного бюджета развития, в те моменты когда в рамках одного единственного бюджетного периода с легкостью можно сопоставлять любые производственные затраты, а также получение прибыли. Другими словами, с его помощью можно оценить объем эффекта от применения инвестиции. Инвестиционный доход при этом водится в строй с помощью объектов капитального строительства. Всё это включается в краткосрочной бюджетный план, его объем может значительно увеличивается, когда составляются финансовые результаты работы какого-либо предприятия. Учетная запись предыдущего бюджетного периода расчитана на короткий срок, тут в расчёт принимают все финансовые результаты, которые были произведены по текущим операциям. Данные действия вполне естественны,  поскольку полученный результат от работы инвестиций зависит от затрат, которые могли производиться в течение многих периодов расчитаных на короткий срок.

Индикативный вид бюджета – это скользящий бюджет особого вида расчитаный на один год он в основном применяется в начале года, а также он полностью аналогичен бюджету развития. Иначе говоря, в самом начале года принимаются два плана бюджета, которые расчитываютсч на 1 год развития, а также бюджеты, которые расчитаны на первый квартал года краткосрочного периода. Когда выходит время для действия бюджета  расчитанног на первый квартал, прибавляется еще один квартал. По истечению второго квартала, прибавляется второй квартал последующего года и так далее. Таким образом, годовое планирование может не прерываться. Этот факт очень существенно сказывается на эффективности планирования. На предприятии изменения бюджета  развития, а также принятие новоквартальных бюджетов, на протяжении всего текущего года происходят одновременно, благодаря разработке очередного, так называемого – скользящего бюджетного периода рассчитанного на год. Так, когда проходит ревизия объем инвестиций по истечении третьего квартального бюджета развития, управленцам крайне необходимо предоставить знание того, что они хорошо осведомлены о происходящих ситуациях и понимают текущие событич, а также предвидят их анализ развитич на год вперед. В противном случае  изменения в инвестиционной политике могут стать не достаточно обоснованным. Индикативный или скользящий бюджет имеет определенные особенности:

  1. он является обязательным и служат для проведения аналитических целей, в нём полностью отсутствует контрольная стимулирующая функция;
  2. подробная детализация бюджетных показателей аналогична бюджету развития.

Так, два долгосрочных свободных бюджета и один вид бюджета расчитанного на короткий срок может помогать проводить управленческую политику, которая в свою очередь будет полностью сбалансированной и взаимосвязаной в плане стратегического развития, а также текущих  целей предприятия. На данный момент такой подход можно определить как целесообразный и его хорошо использовать на крупных промышленных предприятиях где возможность возникновения дополнительных издержек по плановым аналитическим работам оправдана для повышения качества принятия решений управленческого характера.

Если дело касается предприятий средних по своему размеру, то тут можно порекомендовать планирование, которое основывается на двух принципах – краткосрочном квартальном и годовом бюджетном развитии.

В тех случаях, когда дело касается мелкого бизнеса, то зачастую разумно использовать на практике только текущее планирование, которое позволяет составлять только квартальные бюджеты.

Самые мелкие компании и предприятия в своей основе наиболее зависимы от любых внешних факторов и при этом они могут гибко подстраиваться под изменения рынка, а именно подстраивать свой потенциал ресурсов. Для таких предприятий их будущее – это черный ящик. Именно поэтому для малого бизнеса составление бюджетных планов рассчитанных на долгосрочный период чаще всего можно сравнить с мыльными пузырями. Эксперты и аналитики не советуют заниматься таким делом, поскольку с точки зрения экономики, финансовых средств и развитием компании, для нее  необходимо поставить перед собой или своим предприятием настоящие, реальные и достижимые цели стоит во-первых смотреть какое влияние оказывают методы и их составления, рассмотреть также подходы к разработке бюджетов

Когда дело касается гибкого бюджета тут происходит привязка отдельных статей к общему объему выпуска, а также реализация продукции соответствие сметы от объема работ и затрат в зависимости от определенного объема деятельности переменные и смешанные затраты непрерывно меняются местами, а постоянные при этом остаются неизменными. Именно поэтому в гибком бюджете ясно указывается ставка переменных убытков на единственную единицу продукции, а также прирост смешанных затрат в соответствии на одну единицу прироста объема продукции. Такая ставка является нормой умноженная на стоимость, при этом постоянные убытки выделяются отдельно. Существует очень удобная и эффективная формула, с помощью которой связываются затраты, а также объем производства. С помощью такой формулы можно разрабатывать сметы, а также планы для разных уровней деловой активности различных видов. Таким образом гибкий бюджет самым лучшим является для центров, которые имеют полностью регулируемые затраты, а также для центра выручки, поскольку именно такой центр показывает как именно руководитель изменяя объем выпуска и продажи продукции может прямым способом влиять на убытки или доходы. По такому принципу гибкого бюджета планируется доход, планируются затраты на основные материалы, а также планируется сдельная зарплата.

Фиксированный бюджет неизменен, даже невзирая на уровень деловой активности. Именно поэтому его применяют для планирования не полностью регулируемых затрат, которые не имеют прямой зависимости от объема выпуска и для которых взаимосвязь “вход-выход” не несет явного значения.

Разновидности финансовых бюджетов

Можно выделить определенные разновидности финансовых бюджетов:

  • преемственные. Они используют данные за прошедшие периоды времени, разделяют  их следующим образом: приростные образуется путем простой индексации от предыдущего бюджета не беря во внимание его основа; добавочные – это разновидность приростного бюджета Она позволяет сделать анализ бюджета прошлых лет и помогает подстроить под текущие параметры на данный момент, которые учитывают такие факторы как инфляция, а также изменения в составе штата, дабы удовлетворить все текущие потребности. Рассматривается вопрос дополнительного финансирования денежного, добавочный бюджет не способствует повышению эффективности, однако конкуренция заставляет его более эффективно воздействовать на ресурсы предприятия;
  • бюджеты ” с нуля”. Помогают разработать бюджет, основываясь на предположении о том, что для  данного центра ответственности такой бюджет будет составляться первый раз;
  • с методом проработки дополнительных вариантов. Такие методы отличаются от обычных простых бюджетов тем, что они строят общие и наиболее точные анализы различных вариантов такой бюджет может содержать варианты при которых сумма затрат значительно сокращается или же увеличивается. Зачастую в начале разрабатывается бюджет расчитаный на долгий срок, который закладывают приблизительный объем продаж.

На данный момент в отечественных компаниях чаще всего можно встретить следующие виды бюджетов:

  1. постатейный. Такой вид бюджета отличается жестким ограничениям для каждой статьи без возможности перенести расходы из одной статьи в какую-либо другую;
  2. с временным периодом. Подразумевается закрытие по завершении периода работы учетного периода. При этом нет возможности перенести неиспользованные денежные средства на последующий период. Контроль, а также изменение показателей на такой планируемый период происходят базируясь на анализе факторов плана.

Приведённую классификацию нужно рассматривать в дополнении со следующими бюджетами:

  • дополнительный бюджет. Он сам по себе предусматривает финансирование без включения их в основной бюджет;
  • скобочный бюджет. Это такой план, в котором все издержки предусматриваются на уровне большим или меньшим касательно базовых цифр. После этого рассчитывается объем продаж, реализация которая полностью будут соответствовать уровню издержек. В тех случаях когда базовые показатели объемов продаж не достигают своих целей, скобочный бюджет может помочь менеджеру понять каким образом это повлияет на доход, а также сформировать план, который сможет соответствовать любым непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет крайне необходим в тех ситуациях, когда существует значительный риск сокращения уровня работы и деятельности или же значительных и внезапных изменений в объемах продаж;
  • модифицированный бюджет. Используется он в случаях, когда проектируются продажи на наиболее высоком уровне. Он крайне редко применим для прогноза затрат, поскольку проектные затраты должны полностью соответствовать определенным стандартам, уровням продаж;
  • пооперационное бюджетирование – такой вариант предполагает проектирование издержек для выполнения отдельных функций деятельности и работы;
  • стратегический бюджет. Он интегрирует элементы планирования стратегического плана, а также бюджетного контроля. Он крайне полезен в те периоды, когда существует неопределенность или нестабильность;
  • целевой бюджет – он представляет собой такое план который разделяет расходы средств и связывает их на прямую с целями, которые должны быть достигнуты;
  • бюджеты программ. Такие бюджеты в основном применяются для товаров и услуг.

Мы коротко рассмотрели что такое бюджетное планирование и целый ряд разных типов бюджетов. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

 

biznes-prost.ru

Бюджетный период

Бюджетный период – это временной интервал, на который разрабатываются и корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением. Предприятие может составлять одновременно несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный, среднесрочный годовой, долгосрочный на 3-5 лет и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Минимальный бюджетный период – единица измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада и т.д.) по видам бюджетов, т.е. разбивка отдельных бюджетов на подпериоды внутри бюджетного периода.

Бюджетный цикл

Бюджетирование – это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании. Его можно разделить на следующие стадии:

0-я стадия 1-я стадия 2-я стадия 3-я стадия 1-я стадия (подготовительная) 0-я стадия

Анализ план — факта исполнения бюджета прошлого периода

Составления сводного бюджета отчетного периода

Контроль исполнения бюджета отчетного периода

План- факт исполнения бюджета отчетного периода

Составления сводного бюджета следующего периода

              1. Бюджетный цикл

Таким образом, бюджетный цикл – это период времени от начала 1-й стадии бюджетного процесса до завершения 3-й стадии.

В идеале в компании бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.

  1. Общее назначение бюджетного процесса

В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в следующем:

  1. Повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления.

  2. Повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении фирмы и ее структурных подразделений ресурсов, активов и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы.

  3. Создание возможности для оценки привлекательности отдельных сфер хозяйствования, которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма.

  4. Более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.

  5. Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.

  1. Инфрастуктура бюджетного процесса

Для внедрения в практику предприятий системы бюджетирования необходим ряд обязательных условий, без которых эта система не сможет работать. Данные условия образуют инфраструктуру бюджетного процесса.

Бюджетный процесс

Аналитический блок:

методология составления, контроля и анализа сводного бюджета;

методики по отдельным подбюджетам;

квалификационныйперсонал

Учетный блок:

финансовый учет;

оперативный учет;

маркетинговый учет; управленческий учет

Организационный блок:

Финансовая структура

Функции подразделений

Регламент взаимодействия

Система ответственности

Программно-технический блок:

технические средства;

программное обеспечение

Рис. Инфрастуктура бюджетного процесса

studfiles.net

Бюджетный цикл — это… Что такое бюджетный цикл: суть, задачи, этапы, критерии оценки

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетный цикл? Описание и определение понятия.
Бюджетный цикл – это период времени, за который выполняют такие операции: составление и планирование для предприятия финансового плана и для каждого его подразделения в отдельности на определенный период, контроль над его исполнением и оперативный анализ, корректирование и пересмотр отдельных бюджетных статей.

В идеале бюджетный цикл должен непрерывно длиться, а именно окончание анализа выполнения бюджетного финансирования отчетного периода должен совмещаться с началом разработки бюджетного финансирования следующего периода.

Рассмотрим, более детально, что значит  бюджетный цикл.

Суть бюджетного цикла

Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составление сквозного бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа исполнения бюджета.

Длительность бюджетного цикла зависит от:

  •  специфики хозяйственной деятельности предприятия,
  •  технической оснащенности финансовых служб и других факторов.

При составлении бюджетов могут устанавливаться такие сроки:

  1.  срок не позднее которого каждый центр финансовой ответственности должен представить свой бюджет в службу занимающуюся рассмотрением и последней консолидацией,
  2.  срок, в течение которого руководство компании, соответствующая служба или отдел осуществляет согласование и утверждение бюджетов подразделений и бюджета компании в целом.
  3.  срок, до которого должны быть составлены сводные бюджеты компании, утверждены и доведены до соответствующих структурных подразделений бюджеты различных уровней.

Бюджетный цикл – это совокупность всех мероприятий по формированию бюджета организации (предприятия).

Структура бюджетного цикла

Делится бюджетный цикл на два основных этапа:

  •  подготовка к процессу бюджетирования;
  •  собственно процесс бюджетирования.

Подготовительный этап состоит из:

  •  построение стратегических направлений предприятия;
  •  четкий и точный анализ внешнеэкономической среды;
  •  определение бизнес-направлений и стратегических ориентиров предприятия;
  •  определение нормативов внутри предприятия (организации).

Стратегическое планирование охватывает первые три подэтапа бюджетного циклаи очень часто оно сводится к составлению бюджета предприятия на будущий год. Часто это обьясняетсястихийными изменениями внешней среды, то есть изменениями в законодательстве страны. В таких ситуациях стратегическое планирование просто теряет свое значение. В современной экономике очень часто стратегическое планирование сводится к управлению предприятием в постоянно меняющихся экономиченских условиях и в определении цели и обязательного соответствия этой цели ресурсам, которые имеются в наличии.

Для всех стратегических целей есть определенные критерии:

  •  достижимость;
  •  соотношение с конкретным сроком достижения;
  •  измеримость;
  •  конкретность.

Второй подэтап бюджетного цикла — это формирование прогнозов для определения факторов, которые непосредственно влияют на сегодняшнее развитие предприятия, а также на его будущий рост (обычно это факторы внешней среды ). Утверждается план макроэкономических показателей бюджетным комитетом, который создается специально (как контролирующий орган) для управления бюджетным процессом. К макроэкономическим факторам относятся прогнозы:

  •  ставки рефинансирования;
  •  валютных ставок;
  •  уровня инфляции.

Существуют также и неэкономические факторы, например такие:

  •  законодательные;
  •  конкуренции;
  •  политические;
  •  рыночные и т. д.

Очень важно этой группой факторов не пренебрегать, так как именно от них часто зависит больше, чем от экономических факторов.

Следующий этап – собственно процесс бюджетирования. Именно на этом этапе происходит планирование по всем сферам деятельности предприятия (организации). Тут же выбираются наиболее приоритетные направления деятельности компании.

Также на этом этапе производится закрепление данных, которые уже имеются. Эти данные вносятся в единый генеральный бюджет, корректируются по мере необходимости. Затем, после расчетов выводится финансовый результат и остаток денежной наличности на прогнозируемый период.

Значение бюджетного цикла

Таким образом бюджетный цикл – это определенный период от первой стадии бюджетного процесса, то есть составления сводного бюджета, до завершения третьей стадии – план-факт анализа исполнения сводного бюджета. В идеале в компании бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.
На заключительной стадии бюджетного цикла проводится анализ исполнения сводного бюджета. Его еще иногда называют план-факт анализом, так как при его проведении идет непосредственно сравнение плановых данных и фактических , а также проводится анализ возможных отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду.

Точно также, по такой же схеме могут осуществляться текущие (промежуточные) корректировки внутри кварталов, когда бюджетный цикл составляет один месяц.
Самые первые системы планирования были чисто финансовыми и основывались на годовом бюджетном цикле.

Таким образом, стадия план-факт анализа является одновременно и начальной, и завершающей в бюджетном цикле, так какс нее начинается составление бюджета следующего периода и ею же заканчивается очередной бюджетный цикл, который соответственно представляет собой неразрывный процесс перехода от бюджетирования одного периода хозяйственной деятельности к следующему периоду.

Подведя итог, можно отметить, что процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

  1.  планирование деятельности организации в целом и по его подразделениям, суммирование коллективных проектных предложений;
  2.  разработка проекта бюджета;
  3.  рассмотрение разных вариантов плана и внесение необходимых корректив;
  4.  окончательное планирование и проектирование обратной связи, учет меняющихся условий.

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год завершается 31 декабря. Пределы бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего года. Принятие денежных обязательств после 25 декабря уже не допускается.

Мы коротко рассмотрели бюджетный цикл.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Выбор продолжительности бюджетного периода. Типы бюджетов по степени длительности.

В процессе управленческого планирования на промышленном предприятии очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода. Необходимо понимать, что выбор временного интервала, составляющего бюджетный период, достаточно жестко определяется отраслевой и индивидуальной спецификой компании, а также особенностями макроэкономической среды, в которой она функционирует.

Двумя крайностями, которых необходимо избегать, являются: ведение плановой (бюджетной) деятельности исключительно для целей текущего управления без разработки стратегических планов развития (так называемых бюджетов развития). В этом случае на предприятии обычно составляются краткосрочные бюджеты сроком на 1—3 месяца.

В этой связи абсолютизация краткосрочного бюджетирования приводит к тому, что долгосрочные программы развития бизнеса при таком подходе «выпадают» из общего механизма бюджетного процесса.

наличие лишь одного (краткосрочного либо долгосрочного) бюджета в компании в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности управленческого планирования. Опыт передовых западных компаний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение одновременно двух или даже трех бюджетов, различающихся по своим срокам и целям.

Сочетание стратегического и текущего планирования на основе одновременного составления двух или трех бюджетов, различающихся по степени длительности, показано на рисунке.

Рисунок 8.1 Комбинированный подход к бюджетированию:

сочетание стратегического и текущего планирования

 

Бюджеты различаются по срокам, функциям, степени обязательности исполнения, возможности корректировки.

Краткосрочный бюджет (1-3 месяца). Для российских предприятий наиболее оптимальным сроком краткосрочного (текущего) бюджетирования является 3 месяца (квартал). Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности (квартальных сводных финансовых отчетов, представляемых в налоговую инспекцию), что в значительной степени облегчает работу бухгалтерии предприятия, являющейся основным «информационным» центром предприятия. Для краткосрочного бюджета характерны:



— обязательность исполнения.;

— отсутствие корректировки;

— глобальный характер контрольно-стимулирующей функции бюджета;

— высокая степень детализации бюджетных показателей;

Бюджет развития (1 год). Этот бюджет относится к разряду долгосрочных. Для него характерны: обязательность исполнения. В начале года предприятием принимаются краткосрочный бюджет (на квартал) и бюджет развития (на 1 год), и в дальнейшем принятие квартальных бюджетов идет в рамках бюджета развития.

Таким образом в принципе бюджет на IV квартал получается расчетным путем посредством вычитания из плановых показателей бюджета развития суммарных плановых показателей за первые три квартала; возможность корректировки. Корректировка показателей бюджета развития является обычным делом притом, что корректировка бюджетных показателей текущего квартала, как правило, не допускается. Это вызвано тем обстоятельством, что за период, равный 1 году, неопределенность макроэкономической конъюнктуры весьма высока и играет важную роль в достижении первоначально намеченных показателей.

Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития (то есть в начале года принимаются всего два бюджета — бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на I квартал). После истечения I квартала к «скользящему» бюджету добавляется еще один квартал (I квартал следующего года), после истечения II квартала — II квартал следующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческого планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» годового бюджета.

Таким образом, сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях, где дополнительные издержки по ведению планово-аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.

Для средних по размеру предприятий можно рекомендовать планирование на основе двух бюджетов (краткосрочного квартального бюджета и годового бюджета развития).

Для мелкого же бизнеса, как правило, разумно практиковать лишь текущее планирование с составлением только квартальных бюджетов.

8.3. Текущее и стратегическое планирование в промышленности.

 

Цель разработки стратегии развития предприятия заключается в выявлении главных направлений дальнейшего его развития на основе максимального использования научно-технического, производственного и кадрового потенциала. Стратегическое планирование, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рассчитанных на 10-15 лет. При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижения поставленных главных целей.

Стадии процесса стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок, представлены на рис. 8.2.

Рисунок 8.2 Схема процесса стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок

 

На основе стратегического долгосрочного плана развития предприятия, рассчитанного на 10-15 лет, разрабатываются перспективные планы развития на 5-10 лет.

На основе этих планов с учетом происшедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих. В современных условиях наиболее актуальный вид текущего планирования, учитывающий как действующие сферы функционирования предприятия, так и новые сферы, — бизнес-план.

Следует сказать, что плана развития предприятия, строго регламентированного по разделам, не существует. Исходя из практики работы предприятий и рекомендаций ряда авторов в план развития рекомендуется включать следующие разделы:

1. Центральный раздел плана развития предприятия — план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции.

2. План по маркетингу — относительно новый раздел плана развития. В нем приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения.

3. Важная часть плана развития предприятия — план научных исследований и разработок. Он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии.

4. План инвестиций и капитального строительства предусматривает вложения в строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.

5. Каждое предприятие в той или иной форме может осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Планирование этой деятельности происходит в соответствующем разделе плана развития предприятия — плане внешнеэкономической деятельности.

6. План материально-технического обеспечения — это система материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.

7. При разработке плана по труду и персоналу главная задача — предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности.

8. Все разделы плана развития предприятия тесно взаимосвязаны. Обобщающим разделом плана, где находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции.

9. В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли.

10. Важное значение для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов имеет заключительный раздел плана развития предприятия — план природоохранных и экологических мероприятий, включающий такие направления, как охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование земель, охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

📌 БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД — это… 🎓 Что такое БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД?


БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД
(англ. budgetary period) – срок, в течение которого в конкретной стране действует утвержденный бюджет. Б.п., как правило, равен 12 мес., т.е. соответствует бюджетному году, совпадая или не совпадая с календарным годом. В XIX в. из-за сложности составления ежегодного бюджета широкое распространение получили многолетние бюджеты. В последующем бюджетная практика привела к составлению годовых бюджетов, однако в некрых странах региональные и местные органы власти продолжали разрабатывать двухлетние бюджеты с обязат. их разбивкой на одногодичные бюджеты. Б.п. может продолжаться дольше бюдж. года в двух случаях: когда он включает сверх бюдж. года еще и льготный срок, используемый для завершения бюдж. операций по обязательствам в режиме закончившегося бюдж. года; когда в связи с несвоеврем. утверждением бюджета на очередной бюдж. год в течение определ. срока продолжают действовать условия исполнения бюджета предшествующего года. Льготный срок – дополнит. время, необходимое для завершения финансирования объектов, начатых в предшеств. году, и закрытия соответств. финанс. счетов. По разным странам он колеблется от 1 до 5 мес., в течение к-рых правительство имеет право производить финансирование объектов за счет бюдж. средств предшеств. года. При этом правительство не требует новых бюдж. ассигнований и не испрашивает дополнит. разрешений на бюдж. финансирование у законодательных (представительных) органов власти. Бюдж. год, увелич. на льготный срок, образует особый счетный период, под к-рым понимается фактич. период исполнения бюджета. В бюджетном планировании и прогнозировании Б.п. может охватывать и один календарный год, и два, и более длит. время. Это во многом зависит от бюджетной политики страны, задачи и основные направления к-рой могут предусматриваться на несколько лет вперед

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

  • БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ
  • БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Смотреть что такое «БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД» в других словарях:

  • Бюджетный период — срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. См. также: Государственный бюджет Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • бюджетный период — Период, на который разрабатывается и в течение которого исполняется бюджет. В дальнейшем может быть разбит на контрольные периоды [http://www.abc.org.ru/gloss.html] Тематики финансы EN budget period …   Справочник технического переводчика

  • БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД — срок, в течение которого действует утвержденный бюджет …   Юридический словарь

  • БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД — срок действия утвержденного бюджета …   Юридическая энциклопедия

  • Бюджетный период — Период, за который производится планирование деятельности предприятия …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД — срок действия утвержденного бюджета …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • бюджетный период — срок, в течение которого действует утвержденный бюджет …   Большой юридический словарь

  • ПЕРИОД БЮДЖЕТНЫЙ — БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД. ПЕРИОД НАЛОГОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД …   Юридическая энциклопедия

  • БЮДЖЕТНЫЙ ГОД — (англ. budgetary year) – время, в течение которого исполняется утвержденный бюджет. В РФ Б.г. совпадает с календарным: начинается с 1 янв. и заканчивается 31 дек., когда завершается исполнение всех бюджетов, входящих в бюдж. систему РФ. Такое… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ПЕРИОД БЮДЖЕТНЫЙ — (см. БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД) …   Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Правовое регулирование бюджетного процесса. Учебник для бакалавриата и магистратуры, Александр Георгиевич Гуринович, В учебном пособии на основе анализа отечественного опыта и зарубежной практики рассмотрены вопросы правового регулирования составления и рассмотрения проекта бюджета государства, его… Категория: Учебная литература Серия: Бакалавр и магистр. Модуль. Издатель: ЮРАЙТ, Подробнее  Купить за 599 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
Другие книги по запросу «БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД» >>

finance_loan.academic.ru

1.3 Выбор продолжительности бюджетного периода. Типы бюджетов по степени длительности. Разработка общего бюджета промышленного предприятия

Похожие главы из других работ:

Бюджетное финансирование

2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Издержки производства и цены

3. Кривые издержек долгосрочного периода. Изокоста. Минимизация издержек и выбор производственных факторов

В условиях долгосрочного периода фирма может изменять все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число фирм. Поэтому фирма в долгосрочном периоде стремиться расширить производство, снижая средние издержки…

Определение рыночной стоимости движимого имущества

6.2 Определение длительности прогнозного периода

По данным менеджмента компании, досрочного прекращения действия товарных знаков не предполагается. Оценщик полагает, что срок действия товарного знака не ограничится сроком действия свидетельства…

Определение рыночной стоимости интернет-клуба «Альфа»

2.2 Выбор модели денежного потока и определение длительности прогнозного периода

Так как в странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны, за прогнозный период берутся 3 года. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода…

Понятие и длительность производственного цикла

4. Расчет длительности производственного цикла

Без научно обоснованного расчета длительности производственного цикла нельзя правильно составить производственную программу предприятия и цехов, определить технико-экономические показатели деятельности…

Потребительское поведение

2.3 Потребительский выбор: оптимальный выбор и функция спроса

Потребители делают на рынке рациональный (оптимальный) выбор, т.е. выбирают товары так, чтобы достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном ограниченном бюджете…

Признаки классификации рынка недвижимости (по назначению товаров, средств и т.д; по географическому положению, по степени ограничения конкурентности, по отраслям, по степени законности)

1. Признаки классификации рынка недвижимости (по назначению товаров; средств и т.д., по географическому положению, по степени ограничения конкурентности, по отраслям, по степени законности)

Разработка бизнес-плана предприятия по производству мягкой игрушки

Выбор сырья и материалов для основного производства. Выбор малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), хозяйственного инвентаря

Оборотный капитал предприятия представляет собой финансовые ресурсы, инвестированные в оборотные активы (сырье, материалы, топливо, энергию и т.д.)…

Региональные рынки

1.2 Типы рынков по степени монополизации

По степени монополизации различают рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок чисто конкуренции. Чистая монополия Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря…

Рыночная стоимость бизнес-линии предприятия хлебопекарной отрасли

3.2 Определение длительности прогнозного периода

Теоретически предполагают срок прогнозного периода ограничиить продолжительностью стадии роста и стабильности. При стабильной экономической ситуации период прогноза может изменяться от 5 до 10 лет…

Современные методы оценки стоимости бизнеса. Расчет стоимости ОАО «РосТелеКом» методом дисконтированных денежных потоков

3. Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения.

4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от реализации и ее прогноз. 5. Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза расходов. 6. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций. 7…

Современные методы оценки стоимости бизнеса. Расчет стоимости ОАО «РосТелеКом» методом дисконтированных денежных потоков

3.3 Определение длительности прогнозного периода

В качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста предприятия не стабилизируются (предполагается…

Умение анализировать и обобщать практические и теоретические положения в области организации производства на промышленном предприятии

2.3. Выбор периода обслуживания рабочих мест

Совмещение профессий, с целью более полной загрузки рабочих поточной линии и допускается не только на смежных, но и на несмежных операциях. Обслуживание рабочих мест совместителями на прямоточной линии организовать в течение такта…

Экономические системы общества

1.1 Типы экономических систем по степени развития индустриальных начал

Историческая классификация включает помимо современных экономических систем, экономические системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества…

Эффективность разработки электротехнического изделия

3.1 Определение длительности работ

Ожидаемое время выполнения работ рассчитывается по формуле: , дней , дней , дней , дней и т. д…

econ.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *