Категория | Восприятие | Мышление | Речь | Память | Внимание | Движения | Поведение |
Нарушение зрения ● незрячие и слабовидящие ● органическое поражение зрительного анализатора ● не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. | ● нет полноты, целостности ● осязательно-двигательное и двигательно-слуховое | ● сужены понятия ● нет целостности ● не имеют обоснованных суждений и заключений ● словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих ● практически-действенное при действии с предметами | ● медленное развитие ● несоответствие слов и образов ● формализм | ● быстрое забывание ● ограниченный объем ● медленное запоминание ● развитая словесно-логическая | ● преобладание непроизвольного ● переключение на второстепенные объекты и рассеянность ● утомляемость ● низкий объем ● хаотичность и отсутствие целенаправленности | ● трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков ● снижена двигательная активность ● нет точности и координации ● двигательная расторможенность | ● отсутствие целеустремленности и сдержанности ● суетливость ● низкая дисциплина и неорганизованность ● конфликтность ● возможен невроз в виде неврастении |
Нарушение слуха ● глухие и слабослышащие ● двустороннее нарушение слуховой функции ● речевое общение затруднено или невозможно ● нарушен вестибулярный аппарат | ● доминирует зрительное ● развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов ● дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность | ● снижены аналитические способности ● неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ● наглядно-действенное | ● отсутствие внутренней речи ● отсутствие речи при планировании ● нет логичности и последовательности ● выделение не главного, а частностного | ● хорошая наглядно- образная ● отсутствие слуховой | ● отсутствие слухового внимания ● концентрация на губах говорящего ● устойчивость зависит видов деятельности ● трудность переключения | ● плохая координация и неуверенность ● медленное овладение двигательными навыками ● трудность в сохранении статического и динамического равновесия ● не развита пространственная ориентировка ● медлительность ● проблемы с мелкой моторикой ● нет согласованности и переключаемости | ● ригидность, импульсивность, эгоцентричность ● аккуратность, трудолюбие |
Задержка психического развития (ЗПР) ● замедлен темп формирования высших психических функций ● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы ● интеллектуальная недостаточность | ● нет целостности и последовательности ● затруднения при новых ракурсах | ● снижена познавательная активность ● наглядно-действенное ● нарушены пространственные представления ● преобладание анализа ● инертность и регидность ● смещение с главного на частности | ● бессвязность, нет логики, ясности ● бедность лексики | ● низкий объем и скорость ● преобладание наглядной ● непродуктивность непроизвольная ● нарушена механическая | ● неустойчивость и отвлекаемость ● сниженная концентрация ● трудность переключения и распределения | ● замедленное развитии ● нечеткость и нарушение регуляции | ● импульсивность и резкая расторможенность ● плаксивость ● негативизм ● агрессивность |
Нарушение интеллектуального развития ● умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность, дебильность) ● органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития | ● искажение образов ● отсутствие перестройки ● нет осмысленности, целостности, избирательности ● поверхностность | ● вялость процессов ● нет обобщений, сравнений, оценки ● снижено наглядно-действенное, наглядно-образное словесно-логическое ● анализ беден и фрагментарен ● отсутствие внутренних взаимосвязей | ● неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны ● задержка понимания речи ● дефицит слов ● трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании | ● лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию | ● низкая устойчивость ● трудность распределения и замедленность переключения ● >быстрая отвлекаемость | ● затруднена пространственная ориентировка ● задержка формирования двигательных навыков ● низкая двигательная активность ● нет точности и координации ● двигательная расторможенность | ● безынициативность, неумение самостоятельно действовать ● импульсивность ● повышенная возбудимость ● подчиненность ● слабость собственных намерений ● стереотипность ● сниженная самооценка ● диструктивность |
Тяжелые нарушения речи ● нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, дислексия – трудность овладения чтением; заикание) ● разные психофизические отклонения | ● нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического ● трудность восприятия при усложненных условиях ● снижена целостность ● поверхностность | ● отставание словесно-логического ● трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения | ● отсутствие речи или невнятность ● неправильность произношения звуков ● расхождение между звуком произносимого слова и его образом | ● снижена вербальная ● сохранена логическая и смысловая ● низкая продуктивность | ● неустойчивость ● ограниченность в распределении | ● нет координации и ловкости ● медлительность ● нарушения тонкой и мелкой моторики | ● заниженная или неадекватно завышенная самооценка ● раздражительность и обидчивость ● смена интересов |
Нарушения опорно-двигательного аппарата: ● ДЦП и поражение спинного мозга. | ● трудность восприятия формы и объема | ● сложность с абстрактными и пространственно-временными понятиями ● замедленность | ● нарушена артикуляция ● искажение фонетического произношение звуков или их замена ● нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки ● медленное увеличение лексики ● недоразвитие устной речи | ● слабая образная ● хорошая механическая ● трудность опосредованного запоминания | ● плохая сосредоточенность и концентрация | ● патология перераспределения мышечного тонуса ● снижение силы мышц ● нарушение взаимодействия между категориями мышц ● движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему | ● повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия ● чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам ● инфантилизм и эгоцентричность ● неподчинение требованиям коллектива |
Расстройство поведения и общения: ● разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ● психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков | РАС ● дезорганизовано ● фрагментарно, нет целостности СДВГ ● неполная обработка входящей информации | РАС ● не понимают подтекста ● осмысление с одного ракурса ● трудности обобщения и абстрагирования СДВГ ● цикличность:периоды активности и восстановления ● при восстановлении перестают осмысливать информацию | РАС ● иногда не понимают значение ● богатая лексика, но мало используется ● затруднения с диалогами ● повторяют только что сказанное другим («эхолалия») ● говорят, не слушая других СДВГ ● задержка развития ● недостаточная артикуляция ● замедление или ускорение речи | РАС ● мехническое запоминание СДВГ ● снижена ● забывание информации в период восстановления | РАС ● развитое непроизвольное и минимум произвольного ● лучше воспринимают обращение к другим ● замедленность ● нет концентрации СДВГ ● нет концентрации ● легко отвлекаются | РАС ● трудности ориентации в пространстве и с равновесием ● нет согласованности движений двух сторон тела ● непроизвольные движения СДВГ ● нарушение тонкой и мелкой моторики ● низкая координация и неуклюжесть | РАС ● стереотипность ● избегание контактов ● отрешенность от мира ● закрытость ● агрессивность СДВГ ● говорливость и суетливость ● конфликтность ● негативизм |
Комплексное нарушение развития Имеют сочетание двух или более первичных нарушений | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях | ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях |
industryart.ru
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья таблица
Дети с ограниченными возможностями здоровья
- Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
- Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
- Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
- Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
- Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
- Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.
ОВЗ: расшифровка
Упражнения подбирают индивидуально либо учащихся разбивают на группы в зависимости от категорий заболеваний. Занятия начинаются с разминки, где под музыкальное сопровождение дети выполняют ряд несложных движений. Подготовительная часть занимает не больше 10 минут. Далее осуществляется переход к основному разделу. В этой части выполняются упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы, мышц рук и ног, на развитие координации и другие. Применение командных игр способствует успешному функционированию коммуникативных навыков, «духа соперничества», раскрытию своих способностей. В заключительной части педагог переходит к спокойным играм и упражнениям, подводит итоги о проделанной работе.
В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца.
ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение
В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.
Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
Кто относится к категории граждан — Дети с ограниченными возможностями здоровья
В понимании многих инвалидом является лицо, которое в силу тяжелого заболевания либо травмы имеет ограничения по здоровью, в частности, те же увечья, препятствующие, к примеру, передвижению или выполнению простейших бытовых движений. При этом с точки зрения закона, а именно ст.1 ФЗ №181 лицом с ограниченными возможностями считается гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойкими функциями расстройства организма, в силу которых осуществление ряда повседневных действий невозможны либо затруднены.
Следует отметить, что в некоторых ситуациях законом допускается получение образования по стандартным программам и в домашних условиях. Ведь некоторые малыши при проблемах с опорно-двигательной системой не могут посещать занятия в школах, в связи с чем по заявлению матери они могут перейти на семейное образование либо получить необходимый уровень за счет посещающего преподавателя.
Характеристика особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, причины их возникновения
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие — лишь коррегироваться, а некоторые — компенсироваться. -attachments-article-138-Организация работы с учащимися
Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться полностью или частично, медицинскими или педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.
ОВЗ: расшифровка
Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора. Принципы обучения.
При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.
Кто входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья? Плата за пребывание в ДОУ
Кроме этого, согласно Методическим рекомендациям по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (письмо Рособрандзора от 5 марта 2010 г. № 02-52-3/10-ин) к лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1994 г. № 248) создаются для
Презентация Дети с ограниченными возможностями здоровья
При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. В настоящее время благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории
Включенное образование базируется на принципах: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Классификация нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».
firstjurist.ru
Варианты адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще и чаще. С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ. В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают особенных детей.
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
Отличительные особенности вариантов обучения по адаптированной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья
Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ «2» предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся — три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) — два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) — два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.
2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС О УО (ИН) предполагает выдачу свидетельства об обучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени (F71, F72 в соответствии с МКБ-10). Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее — СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.
Также стоит отметить, что в соответствии с Законом лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:
Категория детей с ОВЗ | Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО |
глухие | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
слабослышащие | 2.1, 2.2, 2.3 |
слепые | 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 |
слабовидящие | 4.1, 4.2, 4.3 |
с тяжелыми нарушениями речи | 5.1, 5.2 |
с нарушениями ОДА | 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 |
с задержкой психического развития | 7.1, 7.2 |
с расстройствами аутистического спектра | 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 |
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Пр. N 1599, вар. 1 Пр. N 1599, вар. 2 |
Ч. 3 ст. 55 ФЗ-273 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП — только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
В отдельных статьях Закона говорится об организации образования лиц с ОВЗ, инвалидностью. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Обучающийся с ОВЗ может не иметь инвалидность.
Подробное описание вариантов АООП для различных категорий обучающихся с ОВЗ.
АООП НОО для глухих обучающихся
Вариант 1.1. предназначен для образования глухих детей (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками.
Вариант 1.2. предназначен для глухих детей, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями, способствующими наиболее полноценному личностному развитию, планомерному введению в более сложную социальную среду, поэтапному расширение социальных контактов, в том числе со слышащими сверстниками и взрослыми.
В спорных случаях (вариант 1.2 или 1.3) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 1.2), а в случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 1.3.
Вариант 1.3. предназначен для образования глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также глухих детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.
Вариант 1.4. предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра,
эмоционально-волевой сферы и быть выражена в различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.
АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Вариант 2.1. предназначен для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т. е. понятной для окружающих.
Вариант 2.2. рекомендуется обучающимся, уровень психического развития которых отстает от возрастной нормы (но не достигает степени умственной отсталости), а также в случаях, если они плохо понимают обращенную к ним речь, говорят малопонятно для окружающих, опыт общения со слышащими сверстниками отсутствует (достаточно одного из этих условий).
Вариант 2.3. предназначен слабослышащих и позднооглохших обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП НОО для слепых обучающихся
Вариант 3.1. предназначен для слепых, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.
Вариант 3.2. предназначен для слепых, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу; не достигли на момент поступления в образовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но при этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.
Вариант 3.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты и легкой умственной отсталости, что значительно осложняет развитие и использование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.
Вариант 3.4. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками.
АООП НОО для слабовидящих обучающихся
Вариант 4.1. предназначен для слабовидящих, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности.
Вариант 4.2. предназначен для слабовидящих, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу; не достигли на момент поступления в образовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но при этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.
Вариант 4.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слабовидения с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью), что значительно осложняет развитие и использование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.
АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого развития (выделенных Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой), у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и письма. Дети не должны иметь очевидной задержки психического развития.
Вариант 5.2. предназначен для обучающихся, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.
АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Образовательная организация должна иметь условия, позволяющие организовать среду и рабочее место обучающегося в соответствии с ограничениями его здоровья и обеспечить реализацию программы коррекционной работы, соответствующей его особым образовательным потребностям.
Вариант 6.2. рекомендуется обучающимся, обнаруживающим помимо двигательных нарушений, негрубую задержку психического развития.
Вариант 6.3. предназначен для образования детей, имеющих помимо двигательных нарушений легкую умственную отсталость.
Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР — умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, сочетающаяся с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с другими расстройствами (сенсорной, эмоционально-волевой патологией), а также соматическими расстройствами.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР
Вариант 7.1. рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а также типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. Обязательным условием является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Вариант 7.2. адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. В этом случае предполагается, что они получают образование, сопоставимое с таковым для детей, не имеющих ограничений здоровья, в специальном классе или соответствующей образовательной организации.
АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутентического спектра (РАС)
Одним из специальных условий является организация диагностического и пропедевтического периодов, продолжительность которых регулируется рекомендациями ПМПК и может составлять от одного месяца до года. Эти подготовительные периоды обучения реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках одного или нескольких вариантов АООП НОО обучающихся с РАС, и предполагают уточнение и конкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых и поведенческих расстройств обучающихся с целью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего их обучения. В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).
Вариант 8.1. рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях полной инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворение их особых образовательных потребностей, реализуемой на основе сугубо индивидуальной программы коррекционной работы, касающейся в первую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.
Вариант 8.2. предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения, не противоречащие удовлетворению его особых образовательных потребностей (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО. Неуспеваемость по отдельному предмету не является основанием изменения на другие варианты АООП.
Вариант 8.3. рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо в среде сверстников без ОВЗ. Особые образовательные потребности, касающиеся развития различных аспектов сферы жизненной компетенции, должны реализовываться в соответствии с таковыми для обучающихся с РАС. В сфере академической компетентности при обучении по этому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный и достаточный.
Вариант 8.4. рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.
Во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО предполагается изменение образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).
В соответствии с Законом реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Основным механизмом реализации АООП является учебный план (УП), в том числе индивидуальный учебный план.
eduface.ru
Дети с ОВЗ: категории, обучение в школе
Содержание статьи:
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания со стороны образовательных структур. Малыши всегда находятся под наблюдением специалистов, и в зависимости от типа их недуга, от педагогов требуется составить определенный тип нагрузок, как умственных, так и физических. Занятия с детьми ОВЗ проводятся персонально, в группах или в стандартном режиме, но с привлечением индивидуальных специалистов.
Классификация ОВЗ
Физические или умственные отклонения могут быть врожденными или приобретенными. Независимо от этого, специалисты выделили ряд проблем со здоровьем, которые и подлежали классификации. Такое распределение заболеваний у детей позволило Министерству образования и здравоохранения создать общие пособия, применимые для нормализации состояния, адаптации к обычной жизни и обучения.
Полноценный класс для детей с ОВЗ может базироваться как в стенах специализированного ДОУ, так и в обычном детском саду. Главным критерием будет наличие специалиста, организация условий пребывания и разрешение администрации города или района. Дети с подобными заболеваниями требуют индивидуального подхода, поэтому для организации класса потребуется получение особого статуса соответствия.
Всего специалисты выделяют несколько групп, по которым разделяются дети с ОВЗ в учебных заведениях:
- Нарушение зрения. Сюда относятся незрячие или слабовидящие дети, которые не могут использовать зрение в познавательных занятиях. Программа для детей с ОВЗ зрительного аппарата проводятся с использованием специализированной литературы, устной речи и под наблюдением специалистов (воспитатели, младшие воспитатели и т.д.)
- Нарушение слухового аппарата. В эту группу относят глухих, слабослышащих детей, а также с речевыми проблемами и нарушением вестибулярного аппарата.
- Задержка психического развития. К такой группе причисляют детей с интеллектуальной недостаточностью, стойким и длительным состоянием эмоциональной незрелости, а также с замедленным темпом формирования стандартных психических функций.
- Нарушение интеллектуального развития. Дети с органическим поражением головного мозга и выявленной умственной отсталостью.
- Тяжелые нарушения речи. Сюда можно отнести детей с любым сложным нарушениям коммуникативных функций, приводящим к неспособности усвоения речи, трудности в ее распознании, невозможности чтения или заикания. Также специалисты относят к тяжелым нарушениям речи различные отклонения на психофизическом уровне.
- Проблемы с опорно-двигательной системой. Сложные заболевания относящиеся к сложным формам, инвалидности. Нарушения опорно-двигательного аппарата, проявляется у детей с нарушением работы спинного мозга, ДЦП, поражением различных участков головного мозга, отвечающих за движение.
- Расстройство общения или поведения. Относятся дети с психологическими особенностями: нарушение развития, сложности общения со сверстниками, гиперактивность или недостаток внимания.
- Комплексное нарушение. Комплексным называют сочетание двух и более расстройств или нарушений развития у ребенка. Обучаются дети с ОВЗ и дети инвалиды согласно специальному плану занятий, разработанных специалистами.
Исходя из рода заболевания и ее сложности, специалистами формируется деятельность детей с ОВЗ, назначается основной или дополнительный курс подготовки, профилактические занятия или уроки в группах сверстников.
Теперь школы обязаны обучать по адаптированной программе даже одного ученика с ОВЗ
Формы обучения
В целом, детские сады не являются обязательными для посещения детьми, поэтому родители могут пользоваться возможностью заниматься надомным развитием и обучением своего ребенка. Для таких целей, государство предусмотрело возможность продления декрета по болезни ребенка. Образование детей с ОВЗ обязано проходить по определенному курсу подготовки, особенно в раннем возрасте, поэтому ограничивать малыша в социальной адаптации родители решаются все реже.
Обоснованность походов в детские сады не преувеличена специалистами, поэтому доля детей с ограниченными возможностями здоровья за последние десятилетия существенно выросла. Сегодня разработаны и активно используются следующие виды и формы обучения детей:
- инклюзивные детские сады;
- общеобразовательные учреждения;
- специализированные общеобразовательные учреждения;
- надомное персональное развитие и обучение.
Все типы, кроме общеобразовательных учреждений для детей дошкольного возраста выделяются продуманностью учебной программы. В них изначально разработана адаптированная программа для детей с ОВЗ, что позволяет малышу быстрей приспособиться к окружающей среде и держаться на уровне физического и умственного развития своих сверстников. К слову, посещение общеобразовательных ДОУ также допустимо для детей с ОВЗ, при условии, что они допущены к посещению лечащим врачом.
Инклюзивные и специализированные детские сады в свою очередь делятся на несколько видов, что позволяет использовать единую программу обучения для воспитанников с одинаковыми проблемами со здоровьем. Существует сразу восемь видов (категорий) ДОУ, в которых проводится профессиональная работа с детьми с ОВЗ, но из-за минимальной их востребованности, встретить такие можно только в крупнейших городах Российской Федерации.
Обучение детей с ОВЗ не всегда требует полной переработки учебного плана на год. В случаях с проблемами физического развития, усложнением слуха или хроническими патологиями могут быть заменены физические упражнения более щадящими. Нередко в специализированных заведениях есть бассейны, комнаты отдыха и массажа для воспитанников с опытными медработниками и т.д.
Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном ДОУ
В общеобразовательных детских садах развитие детей с ОВЗ происходит в формате дополнительных занятий. При этом особый план уроков и методики не разрабатываются на уровне группы. Дети, имеющие проблемы со здоровьем могут посещать общие занятия в детском саду без дополнительного присмотра, при условии, что они не могут причинить себе или окружающим вред.
По ФГОС для детей с ОВЗ существует ряд обязательных правил. За их соблюдением строго следит воспитатель и заведующий детским садом. Исходя из степени проявления заболевания, ребенку может быть назначено дополнительное обучение или особые требования к образовательному процессу. Может понадобиться дополнительное сопровождение детей с ОВЗ в детском саду. Все напрямую зависит от заболевания и его степени тяжести.
Всего специалисты выделяют четыре степени тяжести заболеваний у детей младшего возраста.
Степень |
Характеристика |
1 степень |
Отличается легким и умеренным поражением возможностей организма, которое в отдельных случаях может служить основанием для установления инвалидности, однако при корректной работе по реабилитации существует вероятность реставрации всего функционала. Организация благоприятных условий для маленьких пациентов с ОВЗ позволяет устранить множество проблем в развитии. |
2 степень |
Классификация соответствует 3-й взрослой группе нетрудоспособности и характеризуется значительной патологией деятельности организма. Вопреки интенсивности терапии отклонения полностью не устраняются, при этом необходимы специфические условия для жизни и развития. |
3 степень |
Классификация совпадает с 2-й группой инвалидности взрослых. Имеют место быть значительные проявления поражений органов, серьезно ограничивающих функции и потенциал жизнедеятельности маленького человека с ОВЗ и требующих больших усилий от окружающих. |
4 степень |
Отчетливо проявляются нарушения систем и функциональности органов, приводящих к невозможности нормальной жизни в обществе. Патология не подлежит излечению, терапевтические и реабилитационные меры обычно малоэффективны. Старания медиков ориентированы на сохранение положения и недопущение ухудшения состояния. |
Диагностика заболевания и присвоение степени тяжести — обязанность медицинского работника. То есть, для посещения ДОУ, ребенку с ОВЗ потребуется в обязательном порядке пройти медицинскую диагностику, после чего в ваше заведение он придет с уже поставленным диагнозом, который передается непосредственно медсестре или старшему медицинскому работнику вашего детского сада. На основе справки от административного корпуса ДОУ потребуется распределение таких детей по группам или отказ в обучении (в случае неподходящих условий или опасности ребенка для окружающих).
Принципы и порядок обучения детей
Дети с ОВЗ в педагогической практике встречаются довольно часто. Иногда, даже неявные признаки заболеваний можно наблюдать у рядового воспитанника. Чтобы организация с детьми с ОВЗ функционировала в штатном режиме, от административного корпуса потребуется наладить порядок действий, в том числе и в воспитательном процессе. Так как люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды относятся к группе риска, государство строго регулирует их взаимодействие с социумом. Этот факт следует учитывать при построении образовательного плана.
Грамотная разработка системы образования потребует от педагогов поэтапной диагностики и поиска подхода к ребенку. Министерство образования и здравоохранения рекомендует в момент приема на учет воспитанника с проблемным здоровьем следовать простым четырем шагам:
- Определение типа дефекта.
- Оценка степени и качества ОВЗ.
- Анализ времени проявления первичного дефекта.
- Проработка общественной среды, то есть оценка факторов влияния на ребенка (социальные, культурные аспекты).
Если учебная программа адаптирована для детей с ОВЗ, у вас гарантированно получится найти подход к каждому воспитаннику и заинтересовать его к прохождению оздоровительных курсов, общей системы образования.
Согласно методическим пособиям, рекомендованным Министерством образования, с детьми из группы риска должны работать специалисты-психологи и реабилитологи. С их помощь составляется индивидуальный план обучения, и вся информация, а также ведомости об успехах заносятся в личное дело ребенка.
Отдельная тема для разговоров — работа с родителями. Весомую долю оздоровления и адаптации ребенка в социуме занимают его родители или опекуны. В обязанности медицинских работников детского сада, психолога, а также заведующего входит регулярная встреча с представителями ребенка. Родители детей ОВЗ должны придерживаться общего плана развития, построенного специалистами ДОУ, поэтому разъяснительные беседы и рекомендации для них будут обязательными и именно уполномоченные представители детского сада обязаны предоставить им всю необходимую информацию.
Если родители занимают пассивную позицию, в отношении воспитания и оздоровления ребенка, администрация ДОУ имеет полное право создать комиссию для оценки действий опекуна. Инициация проверки может привести к лишению родительских прав, надзору уполномоченных органов, принудительному лечению или судебному разбирательству. Часто причиной психических и эмоциональных недугов являются семейные отношения, что и дало правительству повод отслеживать действия родителей.
Воспитание психолого-педагогическое для детей с ОВЗ является основным, ведь осознание собственной проблемы в раннем возрасте является вторым шагом к становлению личности после диагностики. Несоблюдение инструкций одной из сторон (педагоги, родители и специалисты) — строгое нарушение учебного плана, которое влечет за собой неуверенность ребенка в себе, апатия к образовательному процессу, агрессия и невосприимчивость к получению необходимых для жизни знаний.
Особенно проблемными для образовательного учреждения могут стать заболевания экзогенного типа, то есть приобретенного, внешнего. Причины развития ОВЗ у такого характера заболеваний основаны на экологическом и социальном факторе. Как правило, причины социально-биологического характера являются следствием неправильного воспитания родителями, и детский сад обязан исправить эту ситуацию. Если в ДОУ есть такие дети с ОВЗ, темы для обучения, общения и развития должны обязательно согласовываться со штатным или приглашенным психологом.
www.menobr.ru
Классификация детей с овз
Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья
Работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста подразумевает вовлечение их в специально разработанную образовательно-развивающую среду, а также организацию их должного квалифицированного обучения, которое должно учитывать их возрастные и психофизические особенности.
8. Вовлечение детей с ОВЗ, родителей и педагогических работников в процесс разработки основной образовательной программы начального общего образования, а также в проектирование внутренней социальной среды и формирование индивидуальных маршрутов обучения.
Классификация детей с овз
Тут же отметим, что разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что разные классификации создаются для совершенно различных целей — исследовательских и практических.
- Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями.
- Дети с психопатическими психопатоподобными формами поведения.
- Умственно отсталые дети.
- Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.
Классификация нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.
Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.
ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение
Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.
Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
В условиях получения учащимися с ОВЗ образования с использованием сетевых образовательных ресурсов значительная роль отводится сетевым преподавателям и педагогам-кураторам, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса соответственно. Именно на этих субъектов образовательного процесса возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося.
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Категории детей с овз
Так, если некоторые дети с ОВЗ могут достичь максимума в развитии еще на этапе чтения по слогам и писания простыми предложениями, то другие практически не ограничены в возможностях развития. Ко второй группе относят детей с задержкой психического развития и слабослышащих малышей. Разумеется, уровень развития ребенка решает, кем он сможет стать в будущем.
Другими словами, становится ясным, что именно биологические факторы являются первоначальными предпосылками психического развития человека и его становления как личности. Понятно, что такие дефекты, как слепота и глухота относятся не к социальным факторам, а к биологическим. Трудность заключается в том, что воспитатель ребенка вынужден столкнуться с социальными последствиями имеющихся биологических факторов.
Методическая разработка на тему: «Логопедическая работа учителя с учащимися, имеющими нарушения речи»
Известно, что формирование нормативного звукопроизношения у детей происходит постепенно до четырех лет. Если у ребенка после четырех лет наблюдаются дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться к логопеду. Однако специальную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи при ее нарушении можно начинать и раньше.
Активный, аромат, автомобиль, агроном, аккуратно, аппетит, борозда, бульдозер, впереди, биография, везде, викторина, виток, волшебник, галерея, гражданин, газета, гореть, горизонт, двадцать, деликатный, двенадцать, диалог, доверие, директор, до свидания, ездить, желать, железо, живопись, засеять, здесь, земледелие, заповедник, издалека, инженер, инициатива, изложение, изображение, календарь, конституция, коньки, кровать, каллиграфия, карикатура, катушка, легко, лисица, локомотив, медленно, металл, мороз, мякоть, неинтересный, неискренний, некрасивый, неопрятный, неуклюжий, недоверчивый, нечестный, невежливый, назад, налево, направо, очевидец.
КАКИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ «ДЕТИ С ОВЗ»? Дети с ограниченными возможностями здоровья
6 Особенности обучения детей с ОВЗ Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального и культурного опыта цель специального образования — введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
7 Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Глава 7
Главное условие функционирования и развития группы — совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.
Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы; развитие хотя бы элементарной групповой структуры; осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.
exjurist.ru
Вид психичес-кого дизон- тогенеза | Группа детей с ОВЗ (пробле-мами пси- хического развития) | Этиология (причины) | Структура дефекта. Ядерные признаки | Сходство с каким-либо состоянием | Формы психолого- педагоги-ческого воздей-ствия |
Умственная отсталость ( состояние нарушения интеллекта) | Олигофрения (Психическое недоразвитие) | Принатальные факторы: а)Патогенные действя на плод. б): Наследственные заболевания. Натальные, Постнатальные факторы | 1)Ранние сроки поражения. 2)Диффузный (тотальный характер). 3) Непрогредиентный (стабильный) характер умственной недостаточности. 4)Иерархичность — недостаточность развития познавательных функций проявляются меньше, чем недоразвитие мышлений
| -Деменция -ЗПР -Нарушение речи -Глубокая степень снижения слуха |
8)Индивидуальный подход |
Деменция (поврежденное психическое развитие) | Резидуальная органическая деменция : травмы, менингит, энцефалит. | 1)Парциальность расстройств. 2)Полиморфность. 3)Поражение онтогенестически более молодых образований. 4)Поздние сроки поражения головного мозга. 5)Более выраженное нарушение предпосылок интеллектуальной деятельности. 6)Несоответствие между глубиной личностных расстройств и степенью интеллектуальной недостаточности. 7)Процессы обобщения и абстрагирования могут оставаться сохранными. 8)Наряду с динамикой будет и утрата. 9) Несоответствие между запасом знаний и возможностью их реализовать | -Олигофрения -ЗПР -Нарушение речи -Глубокая степень снижения слуха | Резидуальная деменция: 1) Увеличение времени отдыха и времени сна. 2) Соблюдение строгого режима дня как в ОУ, так и дома. 3) Предъявление четкой системы требований к ребенку. Прогредиентная деменция: 1) Строгий режим (сон, отдых) как в ОУ, таки и дома. 2) Четкая организация работы на занятиях. 3) Ограничение физических нагрузок. 4) Не выделение таких детей среди сверстников. | |
Прогредиентная органическая деменция : гидроцефалия, эпилепсия, шизофрения, нейросифилис, ревматизм НС | |||||
Задерженное равитие | ЗПР | 1)Слабовыраженные органические поражения мозга (получены в позднем внутриутробном развитии, раннем возрасте) 2) Инфекции ослабляющие ЦНС 3) Органическая недостаточность НС генетического происхождения 4)Конституциональные факторы 5) Длительные неблагоприятные условия воспитания Классификация по этиологическому признаку Лебединской К.С.: 1)ЗПР конституционального характера (гармонический инфантилизм) 2)ЗПР соматогенного происхождения 3)ЗПР психогенного происхождения 4)ЗПР церебрально-органического происхождения | 1)эмоционально-волевая сфера находится на ранней стадии развития (нарушение эмоционально-волевой и познавательной сферы) 2) незрелость мотивационной сферы 3) эмоциональная мотивация поведения 4) непроизвольность всех психических процессов 5) множественные микропарциальные поражения коры и подкорковых структур головного мозга 6) запаздывание формирования статических функций 7) не сформирована интегративная деятельность мозга | -Олигофрения -Деменция -Нарушение речи -Глубокая степень снижения слуха -Пед. запущенность | 1) Создание климата «психологической поддержки» со стороны взрослых и детей. 2) Определение рационального учебного места реб. на занятиях. 3) Индивидуальное планирование предметно-практической учебной дея-ти реб. ( степень его участия в задании, объем выполняемой работы). 4) Планирование оказываемой помощи. 5) Инд. подход на занятиях, проведение дополнительных занятий с ребенком. 6) Развитие всех сторон речи и речевого общения 7) Постоянная связь с родителями ребенка. По У.В. Ульенковой: 1) Создание доброжелательной атмосферы 2) Обеспечение близкой и понятной мотивации деятельности 3) Использование игровых приемов, моментов созревания 4) Постепенное усложнение заданий. |
Педагогическая запущенность | 1) Отрицательное влияние среды 2) Недостатки воспитания | 1) Отсутствие произвольности психических процессов (внимание, память) 2) Преобладание наглядно-действенного мышления над образным 3) Бедность словарного запаса, низкий уровень раз речи реб. 4) отсутствие навыков контрольно-оценочной дея-ти, слабость волевого усилия 5) Безответственность за совершённые действия. | — ЗПР — Деменция — Олигофрения -Нарушение речи | 1) комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции. 2) учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка. 3) профессиональная компетентность и разделение функций. 4) опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития. 5) единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов. 6) дифференцированный подход. | |
Дефицин-тарное развитие | Дети с нарушением слуха | 1) врожденные – приобретенные 2) Временные (кондуктивная тугоухость) – постоянная глухота | Глухие Позднооглохшие слабослышащие | — ЗПР — Деменция — Олигофрения -Нарушение речи | 1) установление тяжести дефекта. 2) правильность выбора компенсаторных средств. 3) использование в соответствии с возрастом ребёнка методов и приемов коррекционно-педагогической работы. 4) ранняя корректировка всей познавательной деятельности: — полноценные контакты с окр. миром через развитие всех видов восприятия; — формирование предметной дея-ти; — создание обобщенных представлений о роли вспомогательных ср-в в практической дея-ти чел-ка; — подведение детей к обобщению собственного опыта действий с предметами-орудиями; — создание направленности не т.на результат, но и на условия выполнения заданий; — формирование ориентировочной деятельности — соблюдение строго режима, правильных психофизических и повышенных физических нагрузок — доп. занятия с сурдопедагогом |
Дети с нарушением зрения | Врожденные: -заболевания, воздействующие на плод (токсоплазмоз). -генетические факторы. -заболевания, возникшие в результате врожденных доброкачественных опухолей мозга. Приобретенные: -черепно-мозговые травмы. -травмы глаз. | — Абсолютная (тотальная) слепота — Практическая слепота — Слабовидящие дети | — ДЦП | 1) создание ребенку атмосферы максимального психологического благополучия. 2) правильное определение рабочего места ребенка. 3) контроль за использованием ребенком индивидуальных средств коррекции. 4) обеспечение полноценного адекватного правильного восприятия речи, объяснение значения каждого слова. 5) соблюдение правильного режима учебных (психо-физических) нагрузок. 6) наличие специальных дидактических пособий. 7) знакомство заранее с предстоящими событиями. 8) сотрудничество с семьей | |
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ДЦП ( по Семёновой К.А.): -Спастическая диплегия. -Двойная гемиплегия. -Атонически-астеническая форма. Гиперкинетическая форма | Пренатальные факторы (органические поражения Ц.Н.С. в результате внутриутробных инфекций, интоксикации, несовместимости крови, асфиксии, внутриутробных кровоизлияний, недоношенности плода. 30%) Постнатальные: в течении 1 года жизни и как правило в результате нейроинфекции. Не является наследственным заболеванием. | Признаки ДЦП: 1) Паралич 2) Расстройства координации 3) Гиперкинезы 4) Парез Нарушены все важнейшие двигательные функции организма; нарушение произвольных движений; нарушена интегративная деятельность мозга. | -Нарушения речи — нарушения зрения | 1) подготовка группы детей к приходу такого ребенка.(игровой прием — объяснить на кукле, найти положительные стороны). 2) подбор наиболее удобной для ребенка позы на время занятий, игры, сна. 3) формирование представлений о движении через ощущение движений. 4) организовывание и проведение необходимых физпауз. 5) развитие практической деятельности и мелкой моторики. 6) тесная взаимосвязь с родителями. 7) проведение спец. упражнений на занятиях по физкультуре. 8) создание эмоционального комфорта, удобства нахождения в детском саду. 9) взаимосвязь со специалистами (дефектологи, логопеды, психологи, ЛФК, массаж). | |
Дети с речевыми нарушениями | Пренатальные: Наиболее глубокие нарушения в 4нед-4мес внутриутробного развития, токсикоз, вирусные, эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, наследственные факторы Натальные: родовая травма и асфиксия во время родов Постнатальные: инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты , неблагоприятные социально-бытовые условия | 1) Нарушение фонационного (голосообразующего) оформления произносительной стороны речи (дисфиния, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия) 2) Структурно-семантическое системное нарушение речи (алалия, афазия, дислексия, дисграфия) | — Нарушения слуха -ЗПР — Деменция — Олигофрения | 1) своевременное выявление нарушений в речевом развитии. 2) выявление задержки речевого развития в возрасте 3-4 лет. 3) выявление нарушений не только звукопроизношения, но и любых нарушений интонационного характера. 4) выявление физиологических запинок или спотыканий, которые могут способствовать заиканию. 5) разграничение нарушений речевого развития и физиологических (возрастных) нарушений. 6) следить за своевременным проведением диспансеризаций. 7) взаимосвязь с родителями. 8) непосредственное участие в комплексной работе по устранению недостатков речи. 9) развитие двигательной сферы ребенка. 10) взаимосвязь со специалистами. | |
Искаженное психическое развитие | РДА (ранний детский аутизм) | 1) Врожденные аномалии конституции, поражения, нарушения ЦНС в пренатальный и натальный период 2) Неприятие матерью ребенка 3)Начальный период психических заболеваний 4)Следствие особой патологии, в основе которой недостаточность ЦНС | 1) Отрешенность от мира 2) Пассивность и сверхранимость контактов со средой в целом 3)Нарушение адекватной эмоциональной связи с людьми (не смотрям в глаза, не отделяют живое от неживого) 4) Стериотипность | — Нарушения слуха -ЗПР — Деменция — Олигофрения -Депривационный синдром | 1)Психологическая коррекция: — установление контакта со взрослыми; -смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страха; -стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; -формирование целенаправленного поведения; -преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений. 2)Педагогическая коррекция: — формирование активного взаимодействия с педагогом; — пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития, восприятия, моторики, внимания, речи, формирования навыков ИЗО). 3)Работа с семьей: -психотерапия членов семьи; — ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка, организация его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовки к школе. 4) Медикаментозная коррекция. 5) Холдингкоррекция 6) Расписание (наглядная систем действий) |
Депривационный синдром | 1) социальная изоляция 2) Сепарация 3) Недостаток взаимодействия между реб и матерью 4) Искажение связи 5) Прерывание связи 6)Сепарационные реакции (анаклитическая депрессия, госпитализм) | 1) задержка реч развития 2) депрессивные проявления 3) задержка интеллектуального развития 4) изменения в личности | — Нарушения слуха -ЗПР — Деменция — Олигофрения -РДА | 1) Стимулы разной модальности (слуховые, зрительные, тактильные) 2) Создание условий для усвоения различных навыков. | |
Дисгармоничес-кое психическое развитие | Психопатии (по Кербикову О.В.) Конституциональ-ные: -эпилептоидная -шизоидная -истероидная Органические: — бестормозные личности — возбудимые личности. Краевые: — «Кумир семьи» — «Золушка» — Гиперопека — Гипоопека | Биологические причины — наследственность — алкоголизация родителей — патология внутреннего развития: болезнь матери, родовая травма. — органические повреждения подкорковых систем головного мозга в период внутриутробного развития или в перинатальный период. Социальные причины — дефекты воспитания в раннем возрасте — влияние социума. — задержки развития на ранних этапах онтогенеза. | — выраженность психологических свойств до степени разрушения адаптации. — тотальность нарушений, т.е. присутствие во всех сферах деятельности. — стабильность псих. нарушений т.е. их малая обратимость. — наличие совокупности личностных поведенческих эмоциональных невротических расстройств. — тенденция к однотипному способу личностного реагирования | — Нарушения слуха -ЗПР — Деменция — Олигофрения -РДА | Эпилептоидная психопатия:опора на положительные качества, включение во все виды деятельности, оказание помощи, при проявлении упреключение на другие виды деятельности, индивидуальное обучение и план работы. Шизоидная психопатия: Развитие моторных навыков,специальные занятия по развитию движений, воспитание потребности общаься с детьми. Органические (подлинные) психопатии: строго организованный режим с четкими требованиями, спокойный ровный тон общения, настойчивое приучение к тщательному выполнению задания, организация коллективных работ направленных на формирование правильного поведения. |
nsportal.ru
Презентация к уроку на тему: Основные категории детей с ОВЗ
Слайд 1
Основные категории детей с ОВЗ Учитель начальных классов МБОУ « Змеиногорская СОШ №1» Ветлугина Наталья Петровна август , 2016Слайд 2
Д ети с ОВЗ – это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания .
Слайд 4
Дети с нарушениями слуха г лухие слабослышащие позднооглохшие
Слайд 5
Дети с нарушениями речи К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности , вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей ( познавательной) функции речи.
Слайд 6
Дети с нарушениями зрения н евидящие слепые слабовидящие
Слайд 7
Дети с нарушениями ОДА Двигательные р асстройства х арактеризуются н арушениями скоординированности , темпа движений, ограничение их объема и силы .
Слайд 8
Дети с умственной отсталостью Дети , имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, п режде всего , интеллектуального.
Слайд 9
Дети с множественными нарушениями К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.
Слайд 10
Детский аутизм О собый тип нарушения психического развития . У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков .
Слайд 11
Дети с ЗПР Инфантилизм — это сохранение в психике и поведении подростка, юноши, взрослого свойств и особенностей , присущих детскому возрасту.
Слайд 12
Основные типы ЗПР детей (по К.С . Лебединской ) Конституционального происхождения (гармоничный инфантилизм). Соматического происхождения . Психогенного происхождения . Церебрально-органического происхождения ( органический инфантилизм ).
Слайд 13
Навыки социального адаптирования : ориентировка в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовая ориентация, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе,
Слайд 14
Навыки социального адаптирования : физическая и социальная мобильность; восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; развиватие потребностно-мотивационной , эмоционально-волевой сферы; формирование и развитие способности к максимально независимой жизни в обществе.
Слайд 15
Творческих успехов в новых начинаниях!!!
nsportal.ru