Классификация нормативно правовые акты – Классификация нормативно-правовых актов:

2. Нормативно-правовые акты и их классификация

Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты – основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативный правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных – правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты; порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен взависимости от социальных потребностей.

Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией.

Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения.

Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов негосударственных организаций (уставы, партий, общественно-политических движений). Во-вторых, нормативные правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но неуполномочен на принятия указа или постановления. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме, и представляют собой акт документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

1

В этой связи нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативные правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью результата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативные правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения – применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.

Нормативные правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых актов последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативный правовой акт – понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативные правовые акты целесообразно классифицировать, по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

По юридической силе различают: законы – акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты внешнего и акты внутреннего действия.

Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы – организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Это, например, Федеральный Конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г.; Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997г. и др.1

Нормативные правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995г.; Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997г.

Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями, учреждениями и действующими в их рамках; предписания, принимаемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам, издающим (принимающим) нормативные правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций. При этом следует иметь в виду акты, принятые совместно несколькими государственными органами.

Последний вид нормативных правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и т.д.

С нормативными правовыми актами тесно связано понятие законодательства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя, кстати, его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство – совокупность нормативных правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.

Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. В связи с усилением роли закона в регулировании общественных отношений и необходимостью подчинить закону, ведомственное нормативное регулирование нередко в специальной (юридической) и публицистической литературе высказывается мысль о том, что под законодательством следует понимать только совокупность законов. Именно их предлагается называть законодательными актами.

Наиболее верным представляется такое понимание законодательства, когда к нему относятся акты высших органов государственной власти и управления. Общефедеральное российское законодательство в этом случае представляет собой совокупность: 1) законов и иных нормативных правовых актов Федерального Собрания; 2) указов Президента Российской Федерации; 3) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законодательства.

1

Существует множество классификаций законодательных актов. С точки зрения системного подхода, можно выделить системно-ориентированные акты и предметно-ориентированные акты.

Первые конструируют принципиальные положения и устанавливают в точном смысле «правила игры». Для подобных актов законодательства характерным является правовая завершенность конструкций, взаимосвязь и системность норм внутри акта в целом, внутри отдельных институтов, взаимосвязь между ними. Системно-ориентированные акты, в свою очередь, можно подразделить на акты системообразующие и акты системно-ориентированные в узком смысле слова. К числу первых можно отнести Конституцию и большинство кодексов. К числу вторых – законы об отдельных видах юридических лиц, о записях актов гражданского состояния, о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

Основной критерий деления в данной классификации таков. Системно-ориентированные акты позволяют применять себя по аналогии, с использованием аналогии закона и аналогии права.

Строго говоря, за некоторыми исключениями, общественные отношения вполне могут быть урегулированы именно действиями таких актов законодательства, без помощи специальных, предметно-ориентированных актов. Этот вывод подтверждается, в частности, и тем обстоятельством, что многие из предметно-ориентированных актов, принятие которых запланировано, еще не приняты, но большого урона от их отсутствия для целостности правовой системы нет.

Акты предметно-ориентированные являют собой некоторые изъятия из установленных первыми общих правил игры и в этом смысле наиболее опасны для всей системы законодательства. Установление изъятий генетически присуще этим актам. Если бы они лишь поддерживали или дублировали тот или иной правовой режим, который установлен актами первой группы, то были бы просто не нужны.

Последние устанавливают укрупненный правовой режим тех или иных объектов, исходя из своей классификации этих объектов, построенной на существенных их признаках (вещи, ценные бумаги, действия, объекты исключительных прав и т.д.). Они охватывают все или почти все многообразие существующих объектов, требующих правового регулирования.

Акты же второй группы используют для выбора объекта своего регулирования в достаточной степени случайный критерий: законы о зерне, о семеноводстве, об автомобильных дорогах и т. д.

Системно-ориентированные акты, как правило, не могут отражать интересов каких-либо лоббирующих групп. Они формируют основы правовой системы и поэтому могут подвергаться только давлению, связанному с проникновением некоторых элементов иностранных правовых систем (уже хрестоматийный пример) — неоднократные попытки внедрения трастовых конструкций в отечественное законодательство. Масштабы и способы подобного давления нельзя недооценивать. Оно проявляется прежде всего, в таких сферах, как акционерное право, правовое регулирование рынка ценных бумаг и финансового рынка др.

Предметно-ориентированные акты – не меньшая по значимости и по объему, но направленная «изнутри» разрушительная сила. Под час единственной целью принятия таких актов является какой-либо узковедомственный интерес, направленный на получение различных выгод для этого ведомства и т.п.1

Существенным является вопрос о концепции закона. Для правильного построения концепции законопроекта необходимо определиться относительно его места в систему законодательства РФ. Если акт относится к числу предметно-ориентированных, то он не должен претендовать на конструирование каких-либо принципиальных, с точки зрения отрасли (или различных отраслей) права, положений. Напротив, не нарушая их, в нем следует в возможно более полном объеме сконцентрировать все разноотраслевые нормы и правила, имеющие узкоспециальный характер и принимаемые только к предмету данного акта. В связи с этим в отношении предметно-ориентированных актов должно быть полностью снято опасение, которое правомерно выдвигается при конструировании системно-ориентированных актов – опасение, связанное с перегруженностью акта подробностями и тонкостями технического характера.

Важность концентрации всех, в том числе и технических, правил в законодательном акте такого типа оправдана идеей о том, что подобным актом должны быть исчерпаны все вопросы необходимого правового регулирования избранного объекта. В противном случае самосуществование предметно-ориентированного акта становится непонятным. Концепция предметно-ориентированного акта должна строиться, исходя из положений, которые исключали бы существование иных специальных актов такого же уровня (а по возможности – и более низкого уровня) по тому же вопросу. Сам по себе он представляет специальное правило по отношению к правилам акта системно-ориентированного и в таком качестве не должен предполагать существование еще более специальных («суперспециальных») правил по тому же вопросу. Такие «суперспециальные» правила могут существовать только в одном виде – внесения изменений в специальный предметно-ориентированный акт.

Правовое регулирование, создаваемое нормативным актом, с точки зрения его объема и глубины, должно отвечать двум критериям: необходимости и достаточности.

Первая презумпция, из которой следует исходить, — презумпция недостаточности имеющегося правового регулирования по общим или сходным частным вопросам. В связи с этим нежно определиться относительно уже имеющегося нормативного материала, и, создавая новый, руководствоваться принципом нормативной экономии и разумного консерватизма. В силу специфики предмета регулирования следует исходить из того, что предметно-ориентированный акт должен содержать в основном специальные правила, в той или иной мере отличные от имеющегося правового регулирования по общим вопросам. Но такие специальные правила должны быть в полной мере приемлены, с точки зрения основных начал (принципов), той или иной отрасли.

Вторая презумпция предполагает необходимость подобного акта. Это означает, что имеют место, такие общественные отношения, которые в настоящее время либо вовсе не урегулированы правовыми нормами, либо сегодняшнее их регулирование неадекватно по тем или иным причинам уровню и сложности фактически существующих отношений. Разумеется, здесь не должно быть крайностей. Недопустимо избыточное или невостребованное практическими отношениями нормативное регулирование, как и регулирование отсутствующих или выдуманных отношений.

Рассмотрим предмет правового регулирования. Его свойства оказывают влияние на характер правового регулирования отношений по поводу того или иного предмета. Поэтому первоначальной задачей является выяснение значимых, с точки зрения права, признаков интересующего нас предмета.1

Возможность применения всего имеющегося правового инструментария к регулированию отношений по поводу того или иного предмета существенно облегчит задачу законодателя, будет способствовать сохранению системности, непротиворечивости и целостности законодательства.

studfiles.net

42. Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.

Нормативно-правовые акты (НПА) – документально оформленные акты права, содержащие общие положения для регулирования повторяющихся отношений.

Признаки:

1. имеют документальную форму.

2. принимаются, как правило, государственными органами (только у государства монополия на принуждение).

3. сложная процедура принятия.

4. принимаются для регулирования многократно повторяющихся общественных отношений по поводу персонально неопределенных лиц.

Виды НПА:

* законы (законодательные акты)

* подзаконные акты.

ЗаконНПА высшей юридической силы, принимаемый по наиболее важным вопросам общественной жизни. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.

Признаки:

1.-4.

+

5. юридическая сила выше, чем у подзаконных актов.

6. предмет закона – наиболее важные отношения: основы Конституционного строя регулируются законами (не ниже), права и свободы человека утверждаются только законом, обороноспособность и безопасность, правовой статус высших органов государственной власти и положение ключевых субъектов социально-экономической деятельности.

В РФ неопубликованные законы применению не подлежат.

Виды законодательных актов:

По юридической силе:

* Конституция – основной закон государства и общества.

фактическая (реальное положение человека).

юридическая (сам текст).

Принимается всенародно, поскольку касается проблем всеобщего значения (основы общественно-политического строя, статус верховной власти, каталог права, свобод и обязанностей, основы избирательной системы, местного самоуправления и порядок пересмотра самой Конституции).

Конституция РФ имеет прямое действие, а значит, ее нормы применяются без дополнительного нормотворчества.

* ФКЗ о поправках к Конституции

* ФКЗ (перечень поименован в самой Конституции)

* ФЗ – правовой акт, исходящий от высшего органа законодательной власти (Парламента) и обладающий высшей юридической силой.

Практически любая сфера общественных отношений, регулируемая правом, находит свое отражение в законах. В каждой отрасли права количество законов различно, только уголовное право, как отрасль права, имеет единственный закон – УК.

Существуют различные виды ФЗ:

— ФЗ

— Кодексы (кодифицированные законы)

— Основы законодательства (кодифицированные законы)

При конкуренции кодифицированных и некодифицированных законов приоритет отдается кодифицированным; при конкуренции специальных и общих законов – специальным.

* Законы субъектов РФ – НПА, принятый высшим органом представительной власти субъекта РФ и обладающий высшей юридической силой.

При конкуренции закона субъекта РФ и ФЗ приоритет отдается ФЗ в том случае, если регулируемые общественные отношения относятся к предмету ведения, закрепленному в ст.71-73 КРФ.

Виды подзаконных актов (во исполнение законов):

* УП не должны противоречить Конституции и ФЗ.

УП – акт исполнительно-распорядительного, а не законодательного органа.

Некоторые кодексы прямо предусматривают подчиненное положение УП по отношению к кодексам и ФЗ. В КРФ четко не очерчены рамки компетенции по изданию УП.

В некоторых случаях УП могут играть роль законов, но временно (чтобы не прийти к «указному праву»). УП имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РФ и являются актами прямого действия.

Президент имеет право издавать распоряжения. Юридическая наука исходит из положения, что УП – нормативные акты, распоряжения – индивидуальные акты.

* ПП

Ст.115 КРФ установила, что ПП издаются на основании и во исполнение КРФ и ФЗ, подобное положение и в ст.23 ФКЗ «О Правительстве РФ». ПП содержат в себе нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и неопределенный круг лиц.

Распоряжения Правительства носят индивидуальный характер.

* Федеральные ведомственные акты

приказы,

— инструкции,

— распоряжения министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Данные акты принимаются строго в сфере своей компетенции и не должны противоречить КРФ, ФКЗ, ФЗ, УП и ПП.

* НПА органов исполнительной власти субъектов РФ.

— ПП республик,

— Указы и распоряжения Президентов республик,

— Постановления и распоряжения глав администраций краев, областей, городов федерального значения.

Должны носить характер конкретизации законов.

* Акты органов местного самоуправления хотя и не издаются государственными органами, но обладают всеми признаками НПА.

— уставы муниципальных образований (принимаются либо на референдуме, либо представительным органом).

— постановления и решения глав муниципальных образований.

* Локальные (корпоративные) нормативные акты – в основном, акты трудового права, а также уставы и другие учредительные положения государственных и негосударственных предприятий (например, правила внутреннего распорядка).

Особенности:

— должны носить строго подзаконный характер,

— носят общеобязательный характер для работников этих предприятий.

По сферам действия:

* Общефедеральные,

* Акты субъектов РФ,

* Акты органов местного самоуправления.

* Локальные акты.

+

По субъектам правотворчества:

1. Принятый законодательным органом.

2. Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

1. Конституционный.

2. Административный.

3. Гражданский.

4. Уголовный и т.д.

По сроку действия:

1. Постоянный.

2. Временный.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

В ч.4 ст.15 КРФ закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Если международным правом установленные иные правила, чем в законах РФ, то применяются правила международного договора.

Международное право – система правовых норм, создаваемых путем согласования воль государств и иных субъектов международного права в целях обеспечения мира, сотрудничества и регулирования отношений в сфере общих интересов.

Источники:

— международные договоры,

— международные обычаи,

— общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

studfiles.net

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенные: по сфере действия, сроку действия, юридической силе и субъектам, их издающим.

По сфере действия:

— общие;

— ограниченного действия.

По сроку действия:

— постоянные;

— относительно ограниченные.

По издающим субъектам:

— акты референдума;

— акты органов государственной власти;

— акты должностных лиц;

— ведомственные акты;

— акты органов местного самоуправления;

— акты общественных организаций, санкционированные государством или принятые на основе делегированных полномочий.

По юридической силе:

— законы;

— подзаконные акты.

Юридическая сила нормативно-правового акта опосредуется:

— положением издавшего его органа в общей системе правотворческих субъектов;

— характером самого издаваемого акта.

В каждой правовой системе на основании вышеуказанных критериев устанавливается строгая, иерархическая система соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта иерархия имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правореализации, для поддержания режима законности.

Закон– это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке представительным (законодательным) органом власти, либо на референдуме, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Довольно распространено представление о законе в «широком» смысле. При этом под законами понимается вся система законодательства, т. е. вся совокупность правовых норм, исходящих от государства. С юридической точки зрения такое понимание закона некорректно. Отождествление закона с другими правовыми актами вносит путаницу в понимание различных форм права, снижает эффективность применения правовых норм. Поэтому в научной и учебной литературе понятие «закон» используется в собственном его смысле.

Признаки закона:

— законы принимаются представительными государственными органами или в порядке референдума;

— законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке;

— законы издаются по основным вопросам жизни государства, т. е. регулируют наиболее важные отношения;

— закон должен выражать волю всего народа. Это определяется тем, что он принимается представительными органами власти. Данный признак присутствует при соблюдении демократических принципов формирования представительных органов власти;

— законы являются правовыми актами первичного характера,
т. е. содержат правовые нормы, представляющие основы всей правовой системы;

— законы являются актами прямого действия;

— законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, за исключением ратифицированных международно-правовых актов.

Высшая юридическая сила закона выражается в том, что:

— все другие акты издаются на основе и во исполнения закона;

— законы не подлежат утверждению какого-либо другого органа;

— закон может быть изменен или отменен только тем органом, который принимал этот закон.

В первую очередь закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, особой значимостью:

— установление или изменение конституционных норм;

— закрепление прав человека и гражданина;

— определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, конкретных методов осуществления государственной власти;

— фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры;

— определение общих начал уголовной ответственности;

— установление и гарантирование форм и видов собственности;

— регламентацию принципов местного самоуправления и т. п..

Классификация законов по юридической силе (для федеративного государства):

— конституция – основной закон государства;

— конституционные законы;

— федеральные законы;

— законы субъектов федерации.

Конституция – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий органы государственной власти. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения источникам (формам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

Конституционные законы – законы, вносящие изменения и дополнения в тексты конституций, а также регламентирующие наиболее важные вопросы государственного строительства. Эти вопросы определяются в самой конституции.

Конституционные законы отличаются от текущих не только по содержанию, но и по порядку их принятия, внесения в них дополнений и изменений.

Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества. К ним относятся и кодексы.

Обычные законы принимаются законодательными органами субъекта Федерации.

Подзаконный нормативно-правовой акт – документ, который создается на основе и во исполнении закона.

Подзаконные нормативно-правовые акты имеют подчиненное положение по отношению к законам, играют вспомогательную, субсидиарную и конкретизирующую роль. В то же время подзаконные акты имеют важное значение в жизни общества.

Виды подзаконных нормативно-правовых актов:

— акты главы государства;

— постановления и распоряжения правительства;

— акты федеральных органов исполнительной власти;

— акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

— акты органов местного самоуправления;

— акты государственных и негосударственных организаций (локальные), регулирующие внутриорганизационные отношения.

Все перечисленные нормативно-правовые акты составляют единую систему, основанную на строгой иерархии, взаимодействии, полном соответствии Конституции – основному закону.

Всем подзаконным нормативно-правовым актам государственных органов присуща общая черта – они издаются в пределах компетенции исполнительного органа, не должны противоречить закону, а могут его развивать, дополнять и конкретизировать.

Нормативные акты общественных организаций сами по себе не содержат правовых норм и не имеют юридической силы. Они могут получить её лишь в двух случаях:

— при издании совместного с государственным органом решения;

— на основе делегированных полномочий.

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают указы президента. Они относятся к подзаконным нормативно-правовым актам и должны носить исполнительный характер. Указы президента могут носить нормотворческий характер, если они содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

Президент может издавать распоряжения, которые не имеют нормативного характера. Они содержат конкретные поручения, задания. В форме президентских указов могут издаваться акты применения права (указ о награждении).

Правительство на основе и во исполнении Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.

Акты правительства, носящие нормативный характер или имеющие важное общее значение, издаются в форме постановлений. По оперативным или текущим вопросам издаются распоряжения, которые в большей степени являются индивидуальными актами, ненормативными по содержанию.

Нормативные правовые акты, принимаемые министерствами, носят, как правило, отраслевой характер. Они регулируют внутриведомственные отношения.

Акты органов государственной власти субъектов Федерации и акты органов местного самоуправления распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *