Когда появились налоги – История возникновения налогов

История возникновения налогов

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.
Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме. он состоял из Рима и прилегающих городов. В мирное время затраты на их содержание были минимальными, а вкладывать собственные средства в управление государства было почетно.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить. исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.
Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.
После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.
Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

www.istmira.com

Как появились налоги — Все о налогах.

История налогообложения уходит корнями в глубокую древность и тесно связана с возникновением государства и товарно-денежных отношений. Во все времена налоги были плановыми и чрезвычайными. В первом случае они расходовались на поддержание работы государственных служащих, а во втором – на борьбу с чрезвычайными ситуациями (войны, наводнения, эпидемии, и т.д.).

В древнее время считали, что правитель вправе принудительно отбирать блага у каждого гражданина ради добра целой страны. Но шли века, и сегодня мы считаем налоги необходимой добровольной платой за жизнь в современном, цивилизованном обществе.

Кто должен платить налоги? получающие постоянный доход со своих клиентов, фабрики, заводы, парикмахерские, частные школы и колледжи. Одним словом – любой, кто получает доход выше определенного минимума, который, согласно Налоговому Кодексу, налогом не облагается. Однако так было не всегда: в древнем мире и в средние века считали, что «субъектом налогообложения» должны быть исключительно «неблагородные» люди — жители колоний, ремесленники, торговцы, крестьяне, и т.д. База налогообложения, то есть то, с чего взымали налоги, также была все время разной – от налога на продажу и выращивание огурцов до налога на деятельность «жриц любви».

Древний Египет

, впрочем, как и современная Россия, славился мощной бюрократической системой. Естественно, на поддержание ее жизнедеятельности была нужна большая сумма денег. И эта необходимость породила множество самых разных налогов. Учет налогов выполняли писцы, которые вместе со жрецами были наиболее грамотными членами древнеегипетского общества.

В Древней Греции в разное время налоговая ставка колебалась от 10% до 20%. Однако свободные граждане не платили налогов, а вносили в казну добровольные пожертвования. Но в исключительных случаях, когда государству предстояли большие траты – войны, крупное строительство, вводилось обязательное налогообложение для каждого.

В Древнем Риме система налогообложения распространялась на завоеванные земли по такому принципу – чем более серьезное сопротивление захватчику оказывали коренные народы, тем большим налогом они облагались.

iqnalog.ru

Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.

  1. Возникновение и развитие налогообложения.

  2. Развитие налогообложения в России.

  3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

  1. Возникновение и развитие налогообложения.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения. 

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.

  По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам. 

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном и семейном положении.

В IV — III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией. 

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. — 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003. 

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI — XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Второй период. Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем

, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 — 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Французский ученый Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике. 

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 — 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 — 90-е годы XX века, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны — члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

studfiles.net

Когда появились налоги ~ Бухгалтерские услуги в Минске

Когда появились налоги?

Документальные подтверждения существования налогов обнаруживаются примерно в V в. д.н.э. Налоги появились вместе с государствами.

Эволюционирование налогов

Кто платил налоги?

На протяжении большей части истории человечества платило налоги  основное население — «неблагородные», т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это была их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных.

Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того, как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

С чего платили налоги?

Налоги взимались с чего угодно.

Древняя Греция

Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы — война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Древний Рим

Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным.

В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций, и определялась сумма налога (ценз).

Налоги-прототипы современных налогов и просто смешные налоги Римской империи:

Портовые пошлины 
Дорожная пошлина 
Налог за закрепление сделки (налог с продаж) 
Сбор за ярлык для ослов 
Налог на наследство
Сбор за обмен и размен денег
Земельный налог 
Налог на вино
Налог на пшеницу 
Налог на огурцы
Сбор с квартирной платы
Сбор с проституток
Сбор на воздвижение статуй
Сбор на содержание сборщиков налогов
Сбор на устройство зрелищ 
Налог на мыло
Пошлины на пропуск в ворота

Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики. Контролировать их деятельность было довольно сложно, да и налогоплательщику было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать непомерно высокие налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в. до н.э. 

Рис. Налоги Древнего Рима

Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100 — 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу — уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением. Но налоговое бремя вновь стало возрастать. Император Октавиан Август (правивший в 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) так же провел реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения, которые контролировали налогообложение. Сбором налогов, главным из которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники.

 
Средние века
(V — XVI вв. н.э.)

В Византийской империи, где только прямых налогов существовал 21 вид, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.
В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

  
Новое время
(XVI — XIX вв. н.э.)

Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля — ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли.

Рис. Европейские налоги

Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25%. Но тут  наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство все сильнее нуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения.

Создателем такой теории считается видный шотландский экономист и ученый XVIII в. Адам Смит. Он утверждал, что налоги для налогоплательщика — признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита «Исследование о природе и причине богатства народов», увидевший свет в 1776 г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне:

Принцип справедливости («Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства).
Принцип определенности («Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика.

Принцип удобности («Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его»).

Принцип экономии («Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству …Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды»).

Новейшее время (c XIX в. н.э.)

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов — земли — множества видов доходов и богатства. 

Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот «неприятный» налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов? Какой путь вернее?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений. На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира.

Заключение

Хорошая система налогообложения — динамическое явление. Ведь налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Все это меняется. Вслед должна меняться и налоговая система.

Источник: Андрей Началов. Налоги. Краткая всемирная история налогообложения

buhuslugi-miheeva.by

Налоги древности. За что платили наши предки?

История налогов насчитывает сотни тысяч лет. За это время в налоговой сфере регулярно происходили интересные события. Какие? Давайте посмотрим!

Налоги известны еще давным-давно, еще с того времени, как начала зарождаться цивилизация. Кстати, вы когда-нибудь думали о том, какими были самые первые налоги? Они, кстати, не имели форму денежных подношений, а являлись… жертвоприношением! Да-да, многие ученые сходятся во мнении, что именно жертвоприношение было первым видом налогов.

В виде обязательных платежей, к которым мы с вами привыкли, налоги существовали не всегда. Сначала это были своего рода подарки властителю, потом — пожертвования по его просьбе на нужды государства, а только потом – принудительно взимаемые суммы. Причем в один из периодов истории денежные средства фактически силой отбирались у граждан. Но это было задолго до появления цивилизованного общества.

Последующие налоги имели натуральную форму. Произвел что-то или вырастил – будь добр поделиться с государством. Причем взимались эти первые налоги с так называемых «базовых» ценностей Древнего мира: скот, земля, зерно, масло, овощи и фрукты и т.д. В то время еще не было каких-то специальных лиц, которые занимались сбором налогов, этим занималась непосредственно власть.

В Древней Греции не было прямых налогов в таком виде, в котором мы понимаем их сейчас. Но что же делали правители, если необходимо было срочно построить, например корабли или здания, собрать и вооружить армию? На помощь приходили литургии – срочные сборы с граждан на определенные общественные цели. А еще взимались регулярные сборы с некоторых граждан: предсказателей, женщин древнейшей профессии… Но никакие налоги не собирались со свободных граждан, они были освобождены от этой обязанности.

Если проанализировать историю древнего Египта, то станет понятно, что налогообложение там было достаточно суровым. И это вполне характерная черта для того времени, ведь на первом месте стояли ценности государства (в лице его правителя). Фараоны облагали налогами практически все, а в особенности – продукты питания. Одним из самых серьезных налогов считался налог на масло. Его можно было приобрести только у властей, и нельзя было никаким образом перерабатывать, перепродавать. Кстати, периодически проводились проверки домов и излишки масла изымались. Не съел вовремя – ну извини!

А вот в Древнем Риме уже появились первые процентные ставки: 10 % от доходов, полученных за пользование земельным участком, нужно было отдать государству. Были установлены и другие процентные ставки (для первых косвенных налогов): например, 4 % от продажи рабов. Кстати, иметь в то время обширные плантации или виноградники было просто невыгодно: налоги взимались пропорционально с количества деревьев. Т.е. чем больше имеешь, тем больше платишь. Принцип справедливой уплаты налога стал зарождаться уже в то время.

В общем, налоговая система Древнего Рима была практически образцом для подражания. В мирное время налоги с граждан не собирались, и государство само обеспечивало свои нужды. А вот в военное время им приходилось платить, но, опять-таки, вполне справедливо – пропорционально доходам. По мере развития государства развивалась и налоговая система, стали появляться коммунальные и другие обязательные платежи в казну. Немного позже в Риме появится ряд очень странных налогов, например:

  • налог на доход от продажи фиников;
  • сбор на венок, символизирующий честь и хвалу правителю;
  • налог на огурцы и вино;
  • налог на мыло;
  • налог за владение рыбой и другие.

Ну что мы все о Риме, да о Риме, пора вспомнить и налоги Древней Руси. Уже в 10 веке здесь появилась более-менее стройная налоговая система. Небезызвестная княгиня Ольга устанавливает указы и уроки, в которых регламентирует когда, на что и сколько нужно платить государству. Кстати, именно в Древней Руси впервые появились единицы налогообложения – дым, плуг и т.д. Интересно, что налоги взимались как деньгами, так и в натуральном виде – медом, рыбой, хлебом… В общем всем, что было ценно на Руси в то время. Кто собирал налоги? Князь, чиновники, да и сами налогоплательщики могли отвезти налоги. Каких-то определенных правил на этот счет установлено не было. Кстати, именно от этих двух способов в последствие появились названия сборов – «повоз» (то есть когда налоги сами отвозились людьми) и «полюдье» (от слова «по людям» — князь и чиновники сами отправлялись за налогами).

Чуть позже на Руси появились первые косвенные налоги. Например, нужно было платить налог, если человек решил организовать рынок или иметь склад. За преступления, в частности, убийство, взималась судебная «вира» — тоже разновидность налога.

Интересным было налогообложения во времена Золотой Орды. Как всем известно, Русь платила Орде регулярную дань. И если по началу «представители» завоевателей сами собирали дань, то потом им это показалось слишком трудным, и они перепоручили это князьям. Естественно, платить налоги Орде и своему собственному государству было невозможно, поэтому казна Руси стала пополняться не налогами, а пошлинами – за торговлю, ввоз товаров и т.д.

Иван Грозный ввел свои налоговые нововведения. Именно при нем появились первые целевые налоги (то есть когда собирали деньги на что-то конкретное) – налог на армию, на выкуп пленных.

Интересно отношение к налогообложению в истории Англии. В Новое время в Англии некоторые экономисты придерживались позиции, что налоги, как раз – символ свободы гражданина, а никак не его рабства. И платить налоги граждане, видимо, должны были с огромным удовольствием и гордостью.

В старой Англии, кстати, тоже имели место очень странные налоги. Один из них – налог на окна. Просуществовал он довольно-таки долго: с 1696 по 1851 год. Чем больше окон было в доме, тем большую сумму приходилось платить жителям. Именно по этой причине многие жители забивали окна досками – у них просто не было денег оплачивать такую роскошь. Даже сегодня можно увидеть несколько старых домов с забитыми окнами, они остались еще с тех времен.

В 19-20 веках отличился Тибет. Каждый новый налог просто поражал своей «странностью». Чего стоят, хотя бы, налоги за воробьев! Власти города решили, что эти милые птички мешаю, и велели каждому принести 6 убитых воробьев. Кто принес – тот молодец. Еще и вознаграждение получил! А кто нет – будь добр заплатить налог. Причем не очень маленький. Конечно же, жители не спешили браться за рогатки и отправляться на охоту за воробьями, поэтому стала активно развиваться подпольная торговля убитыми птичками.

Кстати, в некоторых странах исторически сложилась традиция поощрять некоторых налогоплательщиков. Например, в Индонезии есть практика своеобразного поощрения лиц, заплативших в году самый высокий подоходный налог. Из всех налогоплательщиков выбирают 200 «счастливчиков» и торжественно награждают их почетными грамотами. Все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Во-первых, грамоты вручает сам президент, что само по себе достаточно почетно. Во-вторых, впоследствии добросовестные налогоплательщики получают послабления, а в-третьих, это своего рода реклама.

Мир (в том числе и мир налогов) полон странного и необычного. Интересные налоги были всегда: в древности, в средние века и Новое время… И что самое удивительное – продолжают появляться!

slob-expert.ru

История возникновения налогов — Мегаобучалка

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

В развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

1. Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.



Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.
На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 года до н.э. — 14 года н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2000.

Многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Древний Рим (IV в. до н.э. — VIн.э.) Российская Федерация
дорожная пошлина Транспортный налог
налог на наследство налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения (с 2006 г. Нет)
налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло акцизы на отдельные группы товаров
пошлины ввозные и вывозные таможенные пошлины
сбор на воздвижение статуй налог на рекламу
квартирный налог налог на имущество
сборы с банщиков, работорговцев, проституток лицензионные сборы за право осуществления вида деятельности


Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. Интересно отметить, что известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 г.г.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос — зачем ты берешь налог за это.

В Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

2 Период. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII в.в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 года в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году Билль о правах окончательно закрепил за представительными органами власти утверждать все государственные расходы и доходы.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. Например, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Начало непосредственных военных действий восставших, историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

3. Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. В то же время следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы практически во всех развитых странах свидетельствуют о перманентном процессе создания справедливой, соразмерной и обоснованной системы налогообложения.

megaobuchalka.ru

История налогообложения

     Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.
     В концентрированном виде исключительную значимость налогов можно выразить словами К. Маркса: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. …В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».
     В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой — установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».
     И.Н. Кускин отмечает, что «налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации». 
     Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства.
     В настоящее время понимание налога основывается на апробированных экономических и правовых теориях. В развитых странах налог рассматривается как плата частного субъекта за услуги, оказываемые ему государством. Например, одним из принципов налоговой системы Германии является соответствие величины налогов размеру государственных услуг, получаемых частным субъектом, включая его защиту.

    Налогообложение является главным условием существования всякой страны. Хотим ли мы купить шины или продать машину, приобретаем ли мы дом или продукты питания, мы (зачастую даже не подозревая об этом) вступаем с государством в налоговые отношения.

     Зарождение данной системы произошло очень давно. Более того, по мнению многих экспертов, возраст ее значительно превышает возраст самого государства в классическом понимании последнего. Более того, именно сбор даней, податей и других платежей подготовил «почву» для его появления.
     Вместе с тем, становление хозяйственных систем и Древнего мира, и Средних веков вряд ли можно назвать «ровным». Налоги в то время носили зачастую случайный характер, да и механизмы их взимания существовали  в зачаточном состоянии.
     И все же история этих сборов насчитывает не одно тысячелетие. Первое упоминание можно отнести ко временам Древнего Египта. Тогда одной из основных обязанностей главного сановника было внесение быков в податные списки. Необходимость во взимании налогов здесь была обусловлена активным строительством ирригационных сооружение в долине Нила. Что касается податей, то их сбором здесь занимались жрецы.
     Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что налоговые установления появились еще раньше – в 2280-2270 годах до нашей эры. Как бы то ни было, но уже ко второй половине первого тысячелетия до н.э. система налогообложения в той или иной форме существовала на многих континентах. В частности, в Древней Индии основы взимания взносов в пользу правителя были закреплены в законах Ману.
     Налог на землю в письменном виде был издан впервые в IV в. до н.э. в централизованной Китайской империи. Тогда подати зачастую взимались натуральными продуктами – зерном, маслом, методом или скотом. Но не брезговали сильные мира сего также золотом и драгоценностями.
     В древности, когда государственное устройство было рудиментарным, государственные потребности были слабо выражены, и при их удовлетворении  личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги либо совсем были нецелесообразны, либо играли незначительную роль в хозяйстве страны. В Древней Греции, где законодательство, суд, управление и военное дело были личными повинностями граждан, прямых налогов не существовало вовсе. Если государство нуждалось в денежных средствах, например, для постройки зданий и сооружений для нужд публики, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы с богатейших граждан, так называемые литургии. В переводе на русский литургия означает приношение, из чего заключаем, что это были добровольные дары богатых граждан государству. Однако, поскольку литургия была обязательной выплатой, что было доказано историками, ее и относят к чрезвычайным налогам. Существовали также сборы с лиц, принадлежащих к известным профессиям: с публичных женщин, с предсказателей и некоторых других. Но это были не столько настоящие налоги, сколько сборы, установленные с полицейскими целями. В греческих торговых государствах, каковыми были Афины и Коринеи, сложилась довольно целостная система таможенных пошлин и разных торговых сборов.
     Необходимо понимать, что в древности подобные сборы, как правило, не имели никакой системы. Их взимали по мере необходимости.
     Так, например, в Римской империи налоги взимали исключительно во время подготовки к войне. В мирное же время граждане были освобождены от данной повинности. Впервые сборы, похожие на те, что мы знаем сегодня, были введены в VII — VI вв. до н.э. в Древней Греции. Именно здесь существовала обязанность по отчислению одной десятой или одной двадцатой части всех доходов. Подобные сборы позволяли грекам содержать наемную армию, ремонтировать дороги, строить храмы, водопроводы, устраивать праздники и даже раздавать деньги и продукты беднякам (чем не социальная программа?). Однако в некоторых регионах свободные граждане были освобождены от обязанности в уплате налогов (практически оффшорные зоны). В частности, в Афинах обязательные сборы были заменены добровольными пожертвованиями состоятельных горожан и другими взносами. В то же время в случае необходимости Народное собрание могло издать указ о взимании   чрезвычайных налоговых отчислений, предназначенных для крупных публичных нужд.
     В исторической ретроспективе развитие налогообложения в России охватывает дореволюционный, советский и российский периоды.
     Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства — крещением Руси.
    Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.
     После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV — начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация — Сошное Письмо.
     В царствование Алексея Михайловича (1629 — 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная Палата.
     Эпоха реформ Петра I (1672 — 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворичивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
     Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
     В период правления Екатерины II (1729 — 1797 ) совершенствуется управление государственными государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался «по совести каждого».
     Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42% доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М . М. Сперанским (1772 — 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
     Начало XIX в. — время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 — 1871) издает труд «Опыт теории налогов» — основательное исследование государственного налогообложения. «Налоги, — писал Н. И. Тургенев, — суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства » (Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3 — е изд. — М., 1937) . Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: «Равномерное распределение налогов» — налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. «Определенность налога» — неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. «Собирание налогов в удобнейшее время» — уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. «Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход» — следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала». «Дешевое собирание налогов» — стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
     Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
     В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.
     В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку — плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
     Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.
     С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения». По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С.Е. Чуцкаеву.
     В этом же году издается работа В. И. Ленина «О замене продразверстки продналогом». Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно — поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2.09.1930 г. «О налоговой реформе»; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей госпредприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения.
     Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей — это эхо прошедшей войны. В 60 — е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства.
     Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970 — е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.
     Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России.
     Что касается мира современного, то сегодня мы платим налоги практически за любое действие. Приобретаем ли мы машину или буханку хлеба в магазине, определенный взнос в пользу государства мы, так или иначе, отчисляем.

 

 

 

Автор: Жуковская Д.

 

 

 

 

www.historicus.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о