Когда принят фгос – :

Содержание

ФГОС

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ!

17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ вступил в силу с 01 января 2014 года.

    Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

     Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)


скачать текст приказа

скачать текст стандарта

ПЛАН

действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(утвержден первым заместителем Министерства образования и науки РФ

Н.В. Третьяк от 31.12.2013 года)


скачать

ПИСЬМО

Минобрнауки РФ  Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

(от  07.02.2014 года № 01-52-22/05-382)

 скачать 

КОММЕНТАРИЙ 

к ФГОС дошкольного образования

(Минобрнауки, Департамент общего образования от 28.02. 2014 года № 08-249)

 Смотри dovosp.ru


ФГОС  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КРАТКАЯ СПРАВКА

         Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.

         После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?

 

       Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный — сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе,  а не обучение его письму, чтению и счету. И это приобщение происходит через  ведущий вид детской деятельности — игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно — методическое обеспечение. В Министрестве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы. Утвержденные федерацией программы ожидаются в начале 2014 года. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной  организации будет разработана собственная программа, с содержанием которой может познакомиться каждый педагог и родитель.

        Введение ФГОС ДО пойдет поэтапно, сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде и 2014 год будет так называемым «пилотным», будут созданы стажировочные или апробационные площадки в каждом регионе России, после апробации, как это и положено, будут уточнены и изменены некоторые положения документа и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом саду.

      Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

       За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

       Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. 

      Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

       Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования предлагаем посмотреть материалы межрегиональных семинаров и вебинаров, участником которых было наше дошкольное учреждение:

—  межрегиональный семинар «ФГОС дошкольного образования: смыслы и перспективы (Путеводитель по стандарту в схемах и таблицах)» скачать

—  вебинар на тему: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — готовность образовательной среды ДОО к работе в новых условиях»  скачать 

 —  вебинар на тему: «Готовность дошкольной образовательной организации к реализации ФГОС: практические рекомендации»  скачать 

— вебинар на тему: «Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС»   скачать 

— вебинар на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»        скачать 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sad93kursk.ru

Что ФГОС грянувшие нам готовят? Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения — Внедрение ФГОС — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не останутся забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования.

Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.

Итак,

Что такое ФГОС нового поколения?

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Можно выделить три группы таких требований:

  • к результату обучения
  • к способу построения образовательной деятельности
  • к условиям осуществления стандартов

Требования к результату обучения ФГОС нового поколения. Отличия от прежних ФГОС

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:

  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности российского гражданина
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми
Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

Требования к способу построения образовательной деятельности

Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.

Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.

Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения

Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.

Для этих целей в процессе образования необходимо:

  • использование современных технологий;
  • обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;
  • постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
  • информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
  • обмен опытом между образовательными учреждениями.
Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в  школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и новых ФГОС:
 

  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки.  Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь  к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
  • Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности. 

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.

pedsovet.su

Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой комплекс определенных педагогических норм. Они являются обязательными для исполнения учебными учреждениями. Далее разберем подробнее, для чего нужны Федеральные государственные образовательные стандарты.

Общие сведения

Требования Федерального государственного образовательного стандарта распространяются практически на всю педагогическую деятельность в России. До 2009 года к данным нормам применялось несколько иное название. В нем отсутствовало слово «федеральные». Государственные образовательные стандарты распространяются на учебные заведения, имеющие госаккредитацию. До 2000 года учебные заведения должны были соответствовать нормам по минимальному содержанию уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специализации.

Историческая справка

1 Федеральные государственные образовательные стандарты были приняты в 1992 году. Это произошло вместе с опубликованием соответствующего Закона. Статья 7 была полностью посвящена ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт в первоначальной редакции был принят Верховным Советом. В связи с принятием в 1993 году Конституции было отменено это Положение. Право на введение Федерального государственного образовательного стандарта перешло к исполнительным органам. Правительство РФ определило порядок, в соответствии с которым должны были приниматься данные нормативы. Здесь следует отметить, что Верховный Совет на протяжении всего периода обладания правом принять стандарты так их и не утвердил. По словам Эдуарда Днепрова, проекты поправок в Законе существенно отбрасывали его назад – в сторону унитаризма в педагогике. Они исключали такое понятие, как «национально-региональный компонент». Данную тенденцию можно проследить в основном учебном плане, утвержденном в 1993 году. К 1996-му стандартизация образования заметно усилилась. Это вызвало некоторое сопротивление со стороны педагогической общественности. Негодование преподавательского состава выразилось в то время в виде забастовок и акций протеста.

Первые редакции

В 1992 году, как было уже выше сказано, был разработан проект Закона. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта в соответствии с ним включал в себя пять элементов:

  • Объем аудиторной нагрузки (предельно допустимый).
  • Требования по базовому содержанию основных образовательных программ.
  • Наличие педагогических целей на каждом этапе обучения.
  • Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей, оканчивающих разные школьные ступени.
  • Нормы по условиям процесса обучения.

Под влиянием приверженцев предметно-методического подхода данная редакция подверглась деформации депутатами от профкома из Верховного Совета. В результате Федеральный компонент государственного образовательного стандарта был сокращен до 3-составной формы:

  • Обязательный минимум по содержанию основных используемых учебных планов.
  • Максимально допустимый объем нагрузки обучающихся.
  • Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника (в данном случае имелись в виду также и оканчивающие начальную школу).

В итоге из ст. 7 были исключены следующие моменты:

  • Целевой компонент.
  • Требования по базовому содержанию используемых основных учебных программ были заменены «обязательным минимумом» – стандартным списком предметных тем.
  • Понятие предела допустимой нагрузки, которая, собственно, не равняется максимальной.
  • Требования к условиям самого учебного процесса.

Нормативы ВО

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования обязателен к применению практически всеми вузами РФ. К ним относят те, которые получили госаккредитацию. Согласно ФЗ «О МГУ им. Ломоносова и СПбГУ» и ФЗ «Об образовании», Московский и Санкт-Петербургский университеты, а также вузы с категорией «федеральный» либо «национальный исследовательский» и прочие учебные заведения, список которых утверждается Указом Президента, имеют право разрабатывать и принимать образовательные стандарты самостоятельно по всем ступеням ВО. При этом устанавливаемые нормативы не могут быть ниже уже существующих.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать:

  • Единство педагогического пространства РФ.
  • Преемственность главных учебных планов по всем ступеням образования.
  • Духовное и нравственное воспитание и развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает периоды прохождения общего и профессионального обучения с учетом их различных форм, педагогических методов и технологий, а также особенностей определенных категорий учащихся.

Задачи

На основании нормативов, которые содержит Федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечивается:

  • Организация учебного процесса в учреждениях, которые реализуют базовый план в соответствии с нормативами, вне зависимости от их подчиненности и организационно-правовой формы.
  • Планирование предварительных основных обучающих программ.
  • Разработка образовательных предметов, литературы, курсов, а также контрольно-измерительного материала.
  • Планирование нормативов по финансовому обеспечению педагогической деятельности учебных заведений. К ним, в частности, относятся те, которыми осуществляется реализация Федеральных государственных образовательных стандартов.
  • Контроль и надзор за соблюдением Положений Закона.
  • Проведение промежуточных и итоговых аттестаций.
  • Построение системы по внутреннему мониторингу качества образования в учебном заведении.
  • Организация деятельности методических групп.
  • Аттестация педагогического состава и сотрудников административно-управленческой системы муниципальных и государственных учреждений образования.
  • Организация профессиональной подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации специалистов.

Структура

В соответствии с ФЗ от 1-го декабря 2007 года каждый стандарт включает в себя три вида требований:

  • К результатам освоения базового учебного курса.
  • К условиям, при которых проходит реализация основных учебных планов, в том числе финансовым, кадровым, материально-техническим и прочим.
  • К структуре базовых учебных планов.

В результате ВО должно формировать у студента профессиональные и общекультурные компетенции.

Применение нормативов в учебном процессе

Реализация каждого Федерального стандарта учебным учреждением должна осуществляться по основной образовательной программе (ООП). Она включает в себя календарный график, учебный план, рабочие схемы предметов, дисциплин, курсов и прочих элементов, а также методические и оценочные материалы.

Хронология

Федеральный государственный образовательный стандарт 2004 года являлся нормативом первого поколения для общей ступени обучения. Впоследствии для каждого уровня учебного процесса утверждались свои нормативы. Так, для начального образования (с 1 по 4 кл.) они были приняты в 2009-м, для основного (5-9 кл.) – в 2010 году. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего звена (10-11 классы) был утвержден в 2012 г. Нормативы для профессиональной ступени обучения первого поколения были приняты в 2000-м. Стандарты 2-го поколения были ориентированы на получение учащимися навыков, умений и знаний. Они утверждались с 2005 года. Нормативы третьего поколения принимаются с 2009-го. В соответствии с ними высшее образование у студентов, как выше было сказано, должно вырабатывать профессиональные и общекультурные навыки.

Нормативы профподготовки

До 2000 года использовался государственный единый стандарт профессионального высшего образования. Он был принят Постановлением Правительства от 1994 года. Данный норматив определял:

  • Структуру профессионального высшего образования и состав документов о нем.
  • Общие нормативы по учебной нагрузке студента и ее объем.
  • Основные правила по составлению перечня специальностей (направлений).
  • Требования к базовым образовательным программам профессионального высшего образования, а также к условиям их применения.
  • Порядок планирования и утверждения нормативов к уровню и минимуму содержания подготовки выпускников в соответствии с конкретными специальностями (направлениями).
  • Правила контроля над соблюдением требований, предъявляемых государственным стандартом к профессиональному высшему образованию.

По каждой специальности (направлению подготовки) принимались государственные требования в отношении минимума содержания и уровня подготовки студентов.

Нормативы нового поколения

С 2013-го, в соответствии с Законом, регулирующим педагогическую деятельность в РФ, принятым в 2012 году, должны быть утверждены стандарты, соответствующие настоящему времени. Данное положение распространяется на учебные планы высшего образования. В частности, особо это относится к подготовке научно-педагогического персонала. Кроме того, предусмотрен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного звена.

Разработка нормативов

Она может осуществляться в соответствии с уровнями, профессиями, ступенями, направлениями подготовки, специальностями. Нормативы педагогической деятельности могут заменяться новыми не реже чем раз в десять лет. Федеральные образовательные стандарты для общего звена разрабатываются в соответствии с уровнями учебного процесса, для профессионального – по специальностям (направлениям). При формировании последних учитываются соответствующие положения. Разработка Федеральных образовательных стандартов проводится с учетом перспективных и актуальных интересов общества, личности и страны в целом, ее обороны и безопасности. При этом во внимание принимается и потребность развития науки, культуры, технологий и техники, социальной сферы и экономики. Разработка ФГОС осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ. В частности, работа проводится согласно Положениям, регламентирующим выполнение работ и оказание услуг для муниципальных либо госнужд. Нормативы для профессионального высшего образования разрабатывают учебно-методические объединения вузов по конкретным направлениям (специальностям). Составленные проекты направляются в Министерство науки и образования РФ. Оно размещает их на официальном сайте в Интернете для последующего обсуждения. В нем принимают участие представители заинтересованных исполнительных органов, научно-педагогических сообществ, государственно-общественных групп, функционирующих в образовательной системе и прочих объединений. Далее проекты проходят независимую оценку.

Экспертиза

Независимая оценка проектов нормативов осуществляется в течение 14-ти дней с момента получения. Экспертиза проводится:

  • Институтами по общественному участию в управлении образованием, исполнительными органами в субъектах РФ. Они осуществляют оценку проектов нормативов для общего звена.
  • Объединениями работодателей и организациями, которые осуществляют свою деятельность в соответствующих экономических отраслях. Этими структурами производится оценка проектов по стандартам для высшего, среднего и начального профобразования.
  • Министерством обороны РФ и прочими исполнительными органами, в которых Законом предусматривается военная служба. Ими осуществляется экспертиза стандартов для полного общего, среднего профобразования в той области, которая касается подготовки граждан к пребыванию в рядах армии.

В соответствии с результатами независимой оценки составляется заключение. Оно отправляется обратно в Министерство науки и образования. Экспертное заключение подписывается руководителем органа либо учреждения, проводившего оценку, или лицом, уполномоченным на это. Все проекты, замечания, а также результаты анализа обсуждаются советом Министерства. Он принимает решение рекомендовать их или к утверждению, или к доработке. Проекты и прочие материалы могут быть и отклонены. После этого Министерство науки и образования принимает собственное решение в отношении того либо другого стандарта. Внесение каких-либо изменений производится в том же порядке, что и, собственно, само принятие нормативов.

В заключение

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт 2014 года вступил в силу с первого января. Порядок принятия нормативов в целом регламентирован Правилами по их разработке и утверждению. Они, в свою очередь, приняты на уровне Правительства РФ. Новые стандарты распространяются сегодня и на дошкольное образование. В их основе заложено несколько главных принципов. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт 2014 года направлен на:

  • Поддержку разнообразия, сохранение ценности и уникальности детства как одного из важнейших этапов развития человека.
  • Гуманистический, личностно-развивающий характер взаимоотношения взрослого (родителя или законного представителя, педагогического работника или сотрудника иного учреждения) и ребенка.
  • Реализацию государственной программы в формах, приемлемых для детей каждой конкретной возрастной категории, в первую очередь в виде игры, исследовательской и познавательной деятельности, творческой активности и пр., обеспечивающих художественное и эстетическое развитие.
  • Формирование уважительного отношения к ребенку.

Цели данного Федерального стандарта следующие:

  • Повышение общественного статуса дошкольного обучения и воспитания.
  • Обеспечение равенства возможностей для всех детей при получении качественного образования.
  • Сохранение единства педагогического пространства РФ по данному направлению.
  • Обеспечение гарантий государства по качеству и уровню дошкольного образования на базе целостности обязательных нормативных требований к условиям внедрения учебных планов, их структуре, а также результатам их освоения.

Новый Федеральный норматив направлен на решение следующих задач:

  • Укрепления и охраны психического и физического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.
  • Обеспечения одинаковых возможностей для адекватного развития в дошкольный период вне зависимости от пола, места проживания, языка, нации, соц. статуса, психофизиологических и прочих особенностей (наличия ограниченных возможностей здоровья в том числе).
  • Объединения воспитания и обучения в единый процесс, ход которого осуществляется на основании социокультурных, нравственных и духовных ценностей, принятых правил и норм поведения в обществе.
  • Формирование благоприятной среды для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными склонностями и способностями.
  • Обеспечения психологического педагогического сопровождения семьи, а также повышения осведомленности родителей либо законных представителей в сфере укрепления здоровья, охраны, образования детей.

fb.ru

Образовательный стандарт — это… Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Образовательный стандарт — это комплекс нормативов, предъявляемых к педагогической деятельности определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт.

История разработки

В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. Это определение было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.

Структура

Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это:

  1. Цели педагогической деятельности на каждой ступени.
  2. Нормативы базового содержания основных программ.
  3. Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки.
  4. Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях.
  5. Требования к условиям обучения.

Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы:

  1. Минимум содержания ООП.
  2. Максимальный объем учебной нагрузки.
  3. Нормативы по уровню подготовки выпускников.

При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен:

  1. Ликвидирован целевой блок.
  2. Требования к основному содержанию ООП были заменены «обязательными минимумами», то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт — это был, по сути, обычный набор предметных планов.
  3. Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки.
  4. Были убраны требования к условиям обучения.

Критика и изменения

Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что «трехмерный» государственный стандарт — это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ «О высшем и послевузовском профобразовании» произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс.

Этапы

В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого — для ООП, первого и второго поколения — для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г.

Формирование системы нормативов

Требования ФГОС могут разрабатываться по:

  1. Уровням.
  2. Ступеням.
  3. Направлениям.
  4. Специальностям.

Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки).

Согласование и экспертиза

Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу.

Заинтересованные субъекты

Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают:

  1. Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов — по проектам нормативов ООП.
  2. Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, — по стандартам полного (среднего) общего образования, среднего профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС.
  3. Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях — по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о.

Принятие

По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие.

Цели

Ключевая задача, которую выполняет образовательный стандарт, — это формирование единого педагогического пространства на территории страны. Нормативы также преследуют следующие цели:

  1. Духовное и нравственное воспитание и развитие.
  2. Преемственность ООП дошкольного, начального, основного, полного школьного, а также начального, среднего и вузовского профобразования.

В нормативах устанавливаются сроки обучения с учетом различных его форм, педагогических технологий, особенностей определенных категорий учащихся.

Применение

Федеральный образовательный стандарт выступает в качестве основы для:

  1. Организации педагогической деятельности в учебных заведениях, реализующих ООП в соответствии с утвержденным нормативом, вне зависимости от организационно-правовой формы и подчиненности.
  2. Разработки примерных учебных планов, программ по предметам и курсам, контрольно-измерительных материалов, учебных изданий.
  3. Проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на проверку соблюдения законодательства в сфере педагогической деятельности.
  4. Разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учреждений, реализующих ООП.
  5. Формирования муниципального или госзадания для учебных заведений.
  6. Аттестации педагогов и сотрудников административно-управленческого аппарата муниципальных и госструктур.
  7. Организации внутреннего мониторинга качества педагогической деятельности.
  8. Проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  9. Организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников.

Внедрение в педагогическую деятельность

Как на практике реализуются ФГОС? Программы, которые действуют в учебных заведениях, должны составляться в соответствии с утвержденными нормативами. Их разработка осуществляется непосредственно учреждениями. Сформированные по ФГОС программы включают в себя:

  1. Учебный план.
  2. Календарный график.
  3. Рабочие предметные программы.
  4. Планы по курсам, модулям (дисциплинам), другим компонентам.
  5. Методические и оценочные материалы.

Поколения

Первые общеобразовательные стандарты были введены в 2004 г. Второе поколение нормативов было принято:

  1. Для 1-4 кл. — в 2009 г.
  2. Для 5-9 кл. — в 2010 г.
  3. Для 10-11 кл. — в 2012 г.

Они были направлены на результат, формирование и развитие УУД у учащихся. Первое поколение стандартов высшего профобразования было утверждены в 2003 г. Следующие нормативы вводились в 2005 г. Они были ориентированы на приобретение студентами знаний, навыков и умений. Третье поколение стандартов утверждается с 2009 г. В соответствии с ними в/о должно вырабатывать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции.

ЕГС ВПО

До 2000 г. действовал единый госстандарт высшего профобразования. Он был утвержден правительственным Постановлением. Данный стандарт определял:

  1. Структуру вузовского профобучения.
  2. Документы о в/о.
  3. Общие требования к базовым профобразовательным направлениям и условиям их реализации.
  4. Объем и нормативы нагрузки студента.
  5. Академические свободы вуза в определении содержания ВПО.
  6. Общие требования к списку специальностей (направлений) профобучения.
  7. Порядок, в соответствии с которым осуществляются разработка и утверждение нормативов по минимуму содержания и уровню подготовки студентов по конкретным профессиям.
  8. Правила госконтроля соблюдения требований госстандарта высшего профобразования.

С 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 должны устанавливаться более прогрессивные нормативы. Новые стандарты внедряются, кроме прочего, для направлений вузовского обучения, касающихся подготовки научно-педагогических работников. Нормативы также разрабатываются для дошкольного воспитания и развития. Для них ранее действовали государственные федеральные образовательные минимумы. Нормативы распространялись непосредственно на структуру программы дошкольного обучения.

fb.ru

Новый образовательный стандарт (ФГОС) будет принят к концу года: основные требования

Обновленный стандарт начального общего образования предложен Министерством просвещения и обозначены сроки его принятия и введения в средних образовательных учреждениях. Министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для школы планируется принять к концу года. Какие основные направления и изменения предлагаются в новом ФГОС для школ? Скачать документы — Приказ и ФГОС.

«Двадцать первого марта 2018 года состоялся совет Минобрнауки, по итогам которого было принято решение рекомендовать ФГОС по начальному образованию, что касается общего — его доработать. В настоящее время доработка практически завершена. Мы уверены, что к концу этого года стандарты по общему образованию будут приняты», — сказала Васильева на всероссийском совещании с региональными министрами образования, которое проходит 5-6 июля в Сочи.

Ранее объединение учителей литературы «Гильдия словесников» в открытом письме выступило с критикой нового образовательного стандарта по литературе, который разрабатывает Минобрнауки. По мнению учителей-словесников, он лишает школу вариативности построения программ, а также излишне перегружает школьников.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева сообщила, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для школы планируется принять к концу года.

«Двадцать первого марта 2018 года состоялся совет Минобрнауки, по итогам которого было принято решение рекомендовать ФГОС по начальному образованию, что касается общего — его доработать. В настоящее время доработка практически завершена. Мы уверены, что к концу этого года стандарты по общему образованию будут приняты», — сказала Васильева на всероссийском совещании с региональными министрами образования, которое проходит 5-6 июля в Сочи.

Ранее объединение учителей литературы «Гильдия словесников» в открытом письме выступило с критикой нового образовательного стандарта по литературе, который разрабатывает Минобрнауки. По мнению учителей-словесников, он лишает школу вариативности построения программ, а также излишне перегружает школьников. 

Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции» (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017)

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (новая редакция) (скачать) 

Основные требования ФГОС 2018-2019 гг

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре такой программы, в том числе требования к соотношению ее частей и их объему, а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;

  • к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Проект содержит не предусмотренные действующим стандартом предметные результаты освоения и содержание всех учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, изобразительное искусство, музыка, технология, физкультура, математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики), распределенные по годам обучения.

Кроме того, в соответствии с проектом при получении начального общего образования осуществляется в том числе:

  • гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;

  • освоение российских традиционных ценностей, нравственных норм и правил поведения; приобщение и культурному наследию России, духовно-нравственным ценностям российского народа;

  • трудовое, экологическое, физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни обучающихся;

  • развитие познавательных интересов, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной деятельности.

Предполагаемая дата начала действия нового стандарта — 1 сентября 2018 года.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

Стандарты 2004 г. и ФГОС второго поколения.»

Статья+презентация

Стандарты 2004г. и ФГОС второго поколения

Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию

(начальная школа)

Цепелева Евгения Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 61»

г. Владивосток

                                                                                                    « Если мы будем учить сегодня так, 

 как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 

                                                     6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

(ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785))

       В чем отличие стандарта 2004 г. и  ФГОС второго поколения?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:

· требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

· требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

· требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

 

      1.В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательнойпрограммы основного общего образования:

· личностным

· метапредметным

· предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.Универсальные учебные действия— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

УУД— совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

 Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

        2.Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.
Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов — формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

3.отличие стандартов – это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
Стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает

*формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

*проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

*активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

*построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

По ФГОСу второго поколения я работаю первый год.И ,конечно, стараюсь работать по новому. Начало новому было положено на курсах по новым стандартам ПИПКРО.  Много прочитано, увидено меньше, но и увиденное  (у коллег  в школа других,   интернете (в Электронном журнале  Экстернат. РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования,) видеоуроки) подстёгивало к работе совершенно отличной от той работы, которую я выполняла последние  28 лет . Но конечно главное – самообразование и большое желание помочь учиться мои деткам, моим ученикам. Сделать процесс  научаемости для них более доступным, более понятным .Помочь  им осмыслить и спроектировать последовательность работы на уроке  по освоению темы от цели до конечного результата; отличать новое от уже известного и от этого  научить давать имя уроку; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке ; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного. И, конечно же, научить проектной деятельности. Всё это возможно стало в ходе реализации ФГОС второго поколения. Изменяется и  моя деятельность — деятельности педагога, работающего по ФГОС по сравнению с моей деятельностью по стандарту первого поколения.

 

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Главное: я(учитель) даю знания и организую действия.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, электронным приложением к уроку.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • определению имени урока, темы его
  •  постановке учебной задачи и т. д.
  • учит проверять правильность действий по эталону( по учебнику)

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните, обоснуйте свой выбор), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

 фронтальная ,в парах, групповая индивидуальная

Нестандартное уроки

Урок проектной деятельности

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников осуществляется при помощи Интернета

Обязательно – ведение электронных дневников.

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; определение  универсальных учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
 

Нет портфолио обучающегося

Создание учебного портфолио

ученика; электронное портфолио учителя

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Учитель всегда помнит, что ребёнок( ученик ) должен  чувствовать себя успешным

В ходе реализации ФГОС в 1 классе по-новому  строится система мониторинга.

  • Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета.
  • Метапредметные универсальные действия . Их центральной составляющей является формирование умения обучающихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать).
  • Личностные универсальные учебные действия  -это эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь провожу  метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Результаты диагностик учителя являются составляющей частью портфолио ученика.

На каждого ученика мной заполнена  карта наблюдения за процессом адаптации учащихся моего класса по результатам:

— стартовой диагностики (сентябрь), позволяющей определить начальный уровень сформированности у обучающихся организационных, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков;

По методике Е.А. Нежновой:
— промежуточной диагностики (декабрь), определяющей общеучебные и организационные умения обучающихся;

— его психологический портрет;

Итогом мониторинга будет

-итоговая  диагностика (май), выявляющая  сформированность универсальных учебных действий обучающихся.

 Проводила эти диагностики с целью выяснения уровня готовности каждого ребенка к обучению в школе, его индивидуальных особенностей; консультировала  родителей; по необходимости проводила  коррекционную работу.

При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

— успеваемость по основным предметам;

— уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

-умение контролировать свои действия на уроке.

    При реализации ФГОС второго поколения использую в работе  безотметочную методику ( без отметки – показ результата  ЗАР и ЗБР)

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего портфолио.

В течение учебного года проводила  изучение уровня овладения обучающимися моего класса универсальными учебными действиями (УУД). Особое внимание уделялось контролю обучения грамоте и письму, ведь дети пришли в 1 класс без каких-либо навыков чтения и письма. Все результаты контроля  математических навыков,  навыков чтения и письма копятся в учебном портфолио  каждого ученика. Показ результата  ЗАР и ЗБР доводится до родителей и самих учеников, как уже сказано, копится в портфолио ученика и в виде ведомостей у учителя в специальной накопительной папке.

     К концу учебного года обучающиеся должны достигнуть определённых личностных, предметных и метапредметных результатов. Итоговая комплексная работа покажет , какими универсальными учебными действиями обучающиеся овладели к концу учебного года . Это будет и итог моей учительской работы по внедрению в жизнь ФГОС .

  В школе  обеспечено выполнение ФГОС начального общего образования: требований к структуре ООП, к результатам освоения ООП и к условиям реализации ООП. Накопленный опыт интеграции основного образования, высокий уровень педагогического мастерства позволяет надеяться на успешную реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Все это и много другое позволят создать условия для реализации ФГОС НОО. Стандарты нового поколения должны фиксировать не столько предметное содержание обучения, сколько методы обучения. От них напрямую зависит формирование столь актуальных познавательных, организационных и коммуникативных компетенций.

 

 

 

 

 

 

 

Документы:

1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

 

 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)

3. ФГОС среднего (полного) общего образования – утвержден приказом от 17 мая 2012года № 413 (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)

 

ext.spb.ru

График поэтапного перехода образовательных организаций на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.

Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.

В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
— кадровых;
— финансово-экономических;
— материально-технических;
— психолого-педагогических
— информационно-методических.

В связи с этим общеобразовательным учреждениям необходимо, прежде всего, осуществить внутренний мониторинг уровня готовности школы к переходу на ФГОС ООО.

Поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образованияна 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:

Учебный год

Классы, переходящие на ФГОС

2010/11

1

                   

2011/12

1

2

                 

2012/13

1

2

3

 

5

           

2013/14

1

2

3

4

 

6

     

10

 

2014/15

1

2

3

4

5

 

7

     

11

2015/16

1

2

3

4

5

6

 

8

     

2016/17

1

2

3

4

5

6

7

 

9

   

2017/18

1

2

3

4

5

6

7

8

 

10

 

2018/19

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

11

2019/20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2020/21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2021/22

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Обязательное ведение ФГОС

Введение ФГОС по мере готовности

Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

 

 

mosmetod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *