Присяжные заседатели в России в 2019 году: особенности, требования
Согласно статистическим данным количество оправдательных приговоров в России с каждым годом снижается. По последним данным на 2016 год их уровень составил лишь 0,36%.
В связи с этим законодатели плотно занялись реформированием судебной системы. В частности, одним из нововведений, вступившем в законную силу с 1 июня 2018 года, является расширение полномочий присяжных заседателей.
Присяжные заседатели – это институт судебной власти, позволяющий наряду с профессиональными судьями обычным гражданам выступать в роли творца правосудия.
Позиция присяжного неоднозначна и спорна. С одной стороны, это обязанность любого добропорядочного гражданина. С другой же, это большая ответственность за судьбы других людей. Одни мечтают стать присяжным заседателем, другие – всячески избегают такой роли.
В нашей статье мы подробно расскажем о том, что это такое – кандидат в присяжные заседатели, и кто может быть удостоен этой почетной роли.
Институт присяжных заседателей
Суд присяжных в России стал упоминаться еще со времен правления Екатерины II. Официально принят он был лишь в 1864 году. Позже при СССР суд присяжных вновь появился в 1990 году.
В 2016 году был принят новый закон о присяжных заседателях, который существенно расширил круг их полномочий и подсудных им дел. Начал действовать данный нормативно-правовой акт лишь с 2018 года.
Итак, суд присяжных – это одна из форм судопроизводства по уголовным делам, при которой определенный круг вопросов относительно виновности или невиновности обвиняемого решают обычные граждане, не имеющие юридического образования.
Присяжные заседатели формируются методом случайной выборки компьютерной программы.
Какие дела подлежат рассмотрению присяжными?
Новый закон существенно расширил перечень уголовных статей, по которым может быть назначена коллегия присяжных заседателей.
Для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом присяжных, необходимо ходатайство со стороны подсудимого.
Итак, могут быть привлечены присяжные по следующим статьям:
- Ст. 105 (ч.1 и ч.2) – Убийство;
- Ст. 111 (ч.4) – Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
- Ст. 228.1 (ч.5) – Производство и сбыт наркотиков;
- Ст. 229.1 (ч.4) – Контрабанда наркотиков;
- Ст. 277 – Посягательство на жизнь общественного деятеля;
- Ст. 295 – Посягательство на жизнь лица, осуществляющего расследование или правосудие;
- Ст. 317 – Посягательство на жизнь сотрудника полиции;
- Ст. 357 – Геноцид;
- Ст. 126 (ч.3) – Похищение человека;
- Ст. 209 – Бандитизм;
- Ст. 211 (ч.1, ч.2, ч.3) – Угон водного, воздушного, железнодорожного ТС;
- Ст. 227 – Пиратство;
- Ст. 353 – Подготовка и ведение войн;
- Ст. 354 – Призывы к развязыванию войн;
- Ст. 355 – Производство, сбыт оружия массового поражения;
- Ст. 356 — Применение запрещенных средств ведения войн;
- Ст. 358 – Экоцид;
- Ст. 359 (ч.1, ч.2) – Наемничество;
- Ст. 360 – Нападение на учреждения и лица под международной защитой.
По сути данный список лишь дополнился некоторыми статьями. В частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью значительно увеличили нагрузку на присяжных заседателей. Данные преступления довольно широко распространены.
Институт присяжных заседателей появился в районных судах и гарнизонный военных судах.
При наличии в уголовном деле нескольких подсудимых привлечение присяжных возможно по ходатайству хотя бы одного из подсудимых.
Когда судья вынес постановление о рассмотрении уголовного дела присяжными, отказаться от их участия подсудимый уже не имеет права.
Статус присяжного: минусы и плюсы
Законом установлены специальные требования к отбору кандидатов на роль присяжного. Если система остановила свой выбор на Вашей кандидатуре, придется участвовать в судах в течение 4 лет.
Причина для отказа в судебном разбирательстве должна быть уважительной.
Требования к кандидату
Всех интересует вопрос, как выбирают присяжных заседателей в России. Итак, присяжным может стать далеко не каждый гражданин страны.
В список присяжных заседателей не могут быть включены лица:
- Возрастом младше 25 лет;
- С наличием неснятой или непогашенной судимости;
- Недееспособные или ограничено дееспособные;
- Стоящие на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
- Не знающие языка, на котором ведется судебное разбирательство;
- Имеющие статус подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле;
- С психическими или физиологическими недостатками, которые могут мешать участию в разбирательстве.
Если ни один из критериев к Вам не относится, Вы можете быть включены в базу отбора присяжных.
Как не стать присяжным?
Многие из граждан имеют осознанное убеждение о том, что не желают участвовать в роли присяжного в рассмотрении уголовных дел. Причин для таких соображений может быть много.
Одни не хотят после испытывать муки совести, другие – не хотят тратить время на бестолковые занятия. Итак, как отказаться от роли присяжного?
Ваш отказ от участия в суде присяжных будет принят, если имеют место следующие обстоятельства в жизни кандидата:
- Возраст более 60 лет;
- Женщины с детьми до 3 лет;
- Лица, имеющие религиозные убеждения о невозможности осуществления правосудия;
- Лица, отвлекать которых от исполнения служебных обязанностей вредно для общества и государства;
- Иные лица, имеющие уважительные причины.
В течение двух недель нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти с письменным отказом от статуса присяжного заседателя.
Высший исполнительный орган обязан рассмотреть подобное обращение в течение 5 дней и вынести по нему решение. Оно, к слову, может быть обжаловано.
Процедура отбора присяжных
Рассмотрим, как стать присяжным заседателем по уголовному делу.
Порядок отбора кандидатов также строго регламентирован действующим законодательством. Для этого имеются общий и запасные списки, которые составляются на 4 календарных года.
В данных списках фигурируют только те граждане, которые отвечают необходимым требованиям. При помощи автоматизированной программы «Выборы» происходит поиск присяжных.
Общие и запасной списки подлежат обязательной публикации в СМИ.
Большая часть граждан ошибочно полагают, что присяжных в уголовном деле должно быть 12 человек. Новый закон изменил это требование. Итак, подробно расскажем, сколько присяжных в суде должно быть в одном уголовном деле.
Количество присяжных заседателей по новому закону разнится, исходя из следующих обстоятельств:
- 6 человек из 12 кандидатов в районных и гарнизонных судах;
- 8 человек из 14 кандидатов в областных судах и приравненных к ним.
Дела, в которых подсудимый не достиг возраста 18 лет, не могут быть рассмотрены присяжными заседателями.
Финансовая сторона участия
Безусловно, регулярное участие в рассмотрении уголовных дел для многих расценивается как негативный фактор. Данные дела, как правило, сопряжены с жестокостью и насилием. Такой досуг сложно назвать позитивным и приятным.
Однако, положительные стороны в роли присяжного также существуют. Это, в частности, денежное вознаграждение, компенсации и гарантии.
В год гражданин участвует в рассмотрении уголовного дела только 10 рабочих дней.
Зарплата присяжного заседателя исчисляется исходя из нескольких правил:
- В размере половины должностного оклада судьи пропорционально количеству дней участия;
- Не менее уровня среднего заработка присяжного по основному месту его работы за данный период.
Также присяжного в полной мере возмещаются расходы, потраченные на проезд до места рассмотрения уголовного дела, и командировочные расходы.
Пока Вы выступаете в роли судьи, Ваше основное рабочее место сохраняется. Работодатель не имеет право уволить Вас или перевести на другую должность в этот период.
Трудовой стаж не будет прерван на время осуществления обязанностей присяжного заседателя.
На весь период рассмотрения уголовного дела на присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей.
Оказывать на Вас влияние в этот период никто не имеет права. За подобные действия он будет привлечен к ответственности.
Вердикт присяжных заседателей
Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей прописаны в УПК РФ. Присяжные решают далеко не все вопросы в уголовном процессе.
К их компетенции УПК РФ относит лишь следующие:
- Факт совершения преступления;
- Причастность и вина подсудимого в преступлении;
- Заслуживает ли подсудимый снисхождения.
Вопросы квалификации содеянного, наказания и разрешения гражданских требований в рамках уголовного разбирательства остаются в подсудности профессионального судьи.
Присяжным дается 3 часа на вынесение решения. Если по истечении данного периода им не удается достигнуть консенсуса, происходит голосование.
При вынесении обвинительного вердикта большинство заседателей должны утвердительно ответить на вопросы судьи о виновности подсудимого. При оправдательном вердикте нужно минимум 6 отрицательных голосов заседателей.
Оправдательный вердикт коллегии присяжных всегда влечет оправдание преступления председательствующим судьей. Обвинительный же вердикт не является препятствием для оправдательного решения судьи, если он посчитает это правильным.
Судья может распустить коллегию присяжных и отправить дело на новое рассмотрение, если увидит основания для оправдания подсудимого, которому присяжные вынесли обвинительный приговор.
Любое приобщение или исключение доказательств решается присяжной коллегией отдельно в совещательной комнате.
Внедрение института присяжных заседателей в систему районных судов совсем не обещает увеличение числа оправдательных приговоров. Тяжкие и особо тяжкие преступления были, есть и будут в большинстве своем наказуемы.
Судебная система давно требует своего реформирования. Сегодня многие из граждан не верят в независимость судей.
При этом вопрос: принять или не принять приглашение на роль присяжного заседателя, всегда остается только за самим гражданином.
Читайте также :
ugolovnyi-expert.com
Реформа суда присяжных заседателей
Возможность участия присяжных заседателей в судебном производстве является индикатором соблюдения конституционных прав граждан в отправлении правосудия. Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). Часть изменений вступает в действие с 1 июня 2017 года, касается в основном, подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей[1][1]См. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». .
Изменения, вступающие в действие с 1 июня 2018 года, приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве. Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов- 6 человек. Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек.
Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня. К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ): ст. 105 (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид). Все перечисленные преступления, относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.
Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого. Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.
Вопрос о сокращении количества присяжных заседателей в судебном разбирательстве и появлении коллегий присяжных заседателей в районных судах является дискуссионным и ныне. С одной стороны, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов. Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям. Ускорится сама процедура рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, так как станет проще и быстрее произвести отбор необходимого количества присяжных заседателей. Сейчас часто возникают сложности с формированием коллегии присяжных заседателей. По данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс. приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 года 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано. А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных[2][2]См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/. . Такая ситуация сложилась в Москве и Московской области, в малонаселенных субъектах Российской Федерации явка значительно хуже. Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
Важным плюсом рассматриваемых изменений в уголовно — процессуальном кодексе видится в приближении правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.
С другой стороны, на 6 — 8 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных, а фактически склонить суд к принятию того или иного решения сможет половина из всей коллегии присяжных заседателей. В соответствии с УПК РФ в случае, когда голоса присяжных заседателей разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ (In dubio pro reo — все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Таким образом, отсутствует необходимость привлечения нечетного числа присяжных заседателей. Если присяжных 8, то для признания вины подсудимого нужно минимум 5 голосов, а для оправдания — 4 голоса присяжных заседателей. Если присяжных 6 человек, то для оправдания необходимо всего 3 голоса. А три голоса — это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям УК РФ или апелляции в вышестоящих судах. Судьбу подсудимого в районных судах будут решать фактически всего трое присяжных заседателей. Так как, в соответствии с УПК РФ вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им соответствующего приговора. Остро встанет вопрос с финансированием и обеспечением безопасности присяжных заседателей, поскольку и сейчас на них нередко оказывается давление. Затрудняет справедливое правосудие юридическая неосведомленность присяжных в таких вопросах, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и крайняя необходимость. Есть сложность самостоятельной оценки присяжными заседателями таких видов доказательств, как материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, детализация мобильных соединений, технические экспертизы, требующие глубокого знания материалов уголовного дела и специальных профессиональных навыков. К подсудности суда присяжных заседателей отнесено множество достаточно сложных по составу преступлений, зачастую трудных для понимания даже профессиональным юристам. Возможны трудности и организационного характера. Не все районные суды готовы к проведению судебных заседаний с участием присяжных, поскольку во многих судах нет, например, подходящих залов (со столом для присяжных заседателей и специальной совещательной комнатой). Помимо прочего, возрастет нагрузка на Верховный Суд Российской Федерации по пересмотру дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.
В судебном разбирательстве при участии присяжных заседателей постановляется больше оправдательных приговоров, чем при рассмотрении уголовных дел без них. На это есть свои причины. В судебном заседании с участием присяжных заседателей запрещено упоминание о существовании доказательств, исключенных председательствующим судьей из разбирательства дела, кроме того запрещено исследовать любые обстоятельства, характеризующие личность подсудимого — справки о состоянии здоровья, характеристики, справки о семейном положении и т. д.[3][3]См: Постановление Пленума Верховного Суда Р Фот 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»
Существенным обстоятельством является то, что введение в районный суд присяжных заседателей позволит решить еще одну, важную задачу — установление опосредованного общественного контроля над предварительным следствием. Участие присяжных заседателей в рассмотрении районными судами уголовных дел в обязательном порядке заставит предварительное следствие районного уровня повысить свой профессионализм и пойдет на пользу всему обществу.
Реформа уголовно-процессуального законодательства направлена на сосредоточение потенциала судов второй инстанции на осуществление своего основного предназначения — проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей — основных звеньев системы судов общей юрисдикции, которые рассматривают около 99 процентов всех уголовных дел.
Внесенные изменения в целом позитивны, поскольку за счет меньшего количества присяжных заседателей в коллегии упростится процедура отбора кандидатов, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня. По мнению Владимира Давыдовова, заместителя Председателя В С РФ: «Даже в условиях достаточно широкой подсудности, которая была изначально, областными судами рассматривалось порядка 4 тыс. дел в год, с участием присяжных — 750−800 дел. При этом в процесс правосудия вовлекались не более 10 тыс. граждан, что, конечно, очень мало. В 2013 году (примерно такая же статистика за 2014 год) районными судами были рассмотрены уголовные дела об убийстве в отношении 7520 лиц, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, — в отношении 7599 лиц, о разбое с причинением тяжкого вреда здоровью — в отношении 983 лиц. Все эти дела потенциально могли бы стать предметом рассмотрения обновленного суда с участием присяжных заседателей в районных судах. И это только три статьи. Таким образом, в процесс отправления правосудия может быть вовлечено несопоставимо большее число граждан»[4][4]См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/. . Привлечение большего числа граждан в присяжные заседатели должно повысить уровень общественного правосознания, способствовать снижению уровня преступности в целом.
По нашему мнению, введение коллегий присяжных заседателей в районные суды имеет положительную тенденцию при совершении правосудия, в том числе и для судей районных судов, работа которых сведется больше к «административно-организационной работе» в судебном заседании — теперь им нет необходимости принимать окончательное решении по рассматриваемому уголовному делу.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (далее — ФПА РФ) также выступает за расширение компетенции суда присяжных. Юрий Пилипенко, президент ФПА на конференции «Перспективы реформирования суда присяжных» прошедшей в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Р Ф, сказал: «Мы находимся в той точке, когда может произойти поворот в развитии всей судебной системы. Мы, адвокаты, чрезвычайно заинтересованы в развитии суда присяжных, потому что он независим и требует высокого профессионализма и от защиты, и от обвинения. Суд присяжных дает нам возможность чувствовать себя свободными людьми в свободной стране». Теперь адвокатам предстоит убедить в своей правоте не государственного обвинителя и федерального судью, скованных часто определенными рамками и «позициями» руководства, а обычных граждан- которые могут объективней принимать решение в каждом конкретном случае. Видится, суды первой инстанции будут принимать более объективные решения, уходя от явно «обвинительного уклона». Это огромный шаг к становлению действительно открытого правосудия и повышения доверия граждан к судебной системе.
Необходимо отметить, что идея о пересмотре объема подсудности суда с участием присяжных заседателей в сторону расширения и увеличения количества составов преступлений, рассматриваемых этим судом позитивна, направлена на реализацию конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.
abkazakov.ru
Восемь заседателей в областных судах и шесть — в районных // Законопроект президента сокращает число присяжных и расширяет их компетенцию
Сегодня президент России Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок, согласно которым предлагается расширить применение института присяжных заседателей. Состав коллегии присяжных заседателей областных и равных им судов предложено сократить с 12 до 8 человек, следует из текста законопроектов. Присяжные появятся и в районных судах — там их будет шесть. Они будут рассматривать дела об особо тяжких преступлениях против личности.
Президент внес в Госдуму предусматривающий изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ законопроект о расширении применения института присяжных заседателей (№ 1016453-6). Также внесены связанные с этим документом еще три законопроекта, которые предлагают изменения в законы «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (№ 1016480-6), «О применении положений Уголовного кодекса (УК) и УПК РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (№ 1016488-6) и «О военных судах РФ» (№ 1016471-6).
Согласно тексту законопроекта о расширении применения института присяжных заседателей, предлагается предоставить «обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда, гарнизонного военного суда и шести присяжных заседателей». При этом законопроектом предлагается сократить численный состав коллегии присяжных заседателей в областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде с 12 до 8 человек.
Включение присяжных в районные суды предполагает расширение числа дел, которые могут быть рассмотрены с их участием. Это убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, судей, государственных деятелей, геноцид (ст. 105, 111, 277, 295, 317, 357 УК РФ). По статистике в 2014 году районные суды рассмотрели дела по этим составам в отношении почти 15 тыс. человек. Дела, по которым может быть вынесен смертный или пожизненный приговор, по-прежнему рассматриваются областными судами.
О реформировании института суда присяжных речь идет с прошлого года. Верховный суд считал возможным сократить число присяжных в областных судах до семи, а также предусмотреть по ходатайству обвиняемого участие пяти присяжных заседателей для рассмотрения дел об особо тяжких преступлениях в районных судах (см. здесь). На необходимость сокращения числа присяжных заседателей президент указал в декабре 2015 года в Послании Федеральному собранию (см. здесь), а также на ежегодном собрании председателей судов в феврале этого года (см. здесь).
«Четное число состава коллегии присяжных заседателей позволит обеспечить соблюдение требований ч. 3 и 5 ст. 343 УПК РФ о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну при ответах на другие вопросы, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ» — говорится в пояснительной записке. Планируется, что с сокращением числа присяжных заседателей в составе коллегии также упростится процедура их отбора, потому как «отпадет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков». Кроме того, сократятся сроки судебного разбирательства «за счет времени, которое затрачивается на длительные процедуры отбора большого числа кандидатов в присяжные заседатели», а также сократятся расходы на вызов кандидатов в присяжные заседатели и материальное обеспечение присяжных заседателей, участвующих в судопроизводстве. Общее количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня (ч. 4 ст. 325 и ч. 3 ст. 327 УПК РФ), поясняется в документе.
Помимо этого также вносятся изменения, направленные на уточнение процедуры формирования коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ), что «позволит обеспечить рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей в разумные сроки и исключить возможность воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии». Как отмечается в законопроекте, поправки предлагаются для «дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости правосудия и доверия общества к суду».
Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2017 года. Однако исключение составляют положения о порядке рассмотрения уголовных дел о преступлениях, подсудных районному суду и гарнизонному военному суду. Их вступление в силу намечено на 1 января 2018 года.
Правительство поддерживает законопроект, о чем говорится в его заключении.
—
Юлия Буйная, Закон.ру
zakon.ru
Заседание начинается: как выбирают присяжных и как они работают — Общество
Коллегиями присяжных рассматриваются уголовные дела.
В течение 2008–2013 годов из-под их компетенции были исключены такие статьи, как «Терроризм», «Захват заложников», «Массовые беспорядки», «Шпионаж», «Организация преступного сообщества», «Убийство», «Производство и сбыт наркотиков в крупном размере», «Изнасилования и сексуальные преступления против детей», «Покушения на общественных деятелей, сотрудников правоохранительных, судейских органов» и др.
Поэтому до 1 июня к компетенции суда присяжных относилось небольшое количество преступлений.
Принятые поправки существенно расширяют их полномочия. Теперь к подсудности присяжных отнесены уголовные дела «Убийство без отягчающих обстоятельств» и «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего». Также присяжным возвращена подсудность дел по фактам убийства с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105), незаконного производства и сбыта наркотиков (ч.5 ст. 228.1), контрабанды наркотических средств организованной группой (ч. 4 ст. 229.1), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и геноцида (ст. 357 УК РФ), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания к подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы.
К подсудности суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет.
Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.
tass.ru
Присяжные заседатели в районном суде
Присяжные заседатели начинают рассматривать уголовные дела в районных и гарнизонных военных судах с 1 июня 2018 года.
Именно с этой даты вступают в силу положения ч. 2.1 ст. 30 УПК РФ, которые позволяют рассматривать ряд уголовных дел в районном и гарнизонном военном суде с участием коллегии из 6 (шести) присяжных заседателей.
Согласно официальной статистике, уголовное дело, которое рассматривается судьей единолично, оканчивается обвинительным приговором в 99,64% случаев, а с участием присяжных, шанс быть осужденным снижается примерно до 70%.
В этом порядке, теперь можно рассматривать дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 5 ст. 228.1, ч. 4 ст. 229.1, ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ, совершенные лицами, достигшими совершеннолетнего возраста.
Примечание: В настоящее время, Копейским городским судом Челябинской области рассматривается первое в регионе дело с участием присяжных заседателей, в котором я участвую в качестве защитника. После вынесения вердикта, обязательно поделюсь своими впечатлениями в отдельной публикации.
Заявить ходатайство о рассмотрении дела в таком составе возможно в следующем порядке:
- в ходе ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования;
- в течении 3-х суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения;
- до принятия судом решения о назначении судебного заседания, в том числе, в ходе предварительных слушаний, назначенных по иным основаниям по ходатайству любой из сторон;
Формирование коллегии присяжных заседателей
Коллегия присяжных заседателей формируется судом учетом мнения сторон.
Стороны вправе задавать присяжным вопросы и заявлять отводы, если полагают, что конкретный гражданин может быть необъективен в качестве присяжного заседателя.
В ходе формирования коллегии присяжных в районном или гарнизонном военном суде, избирается не менее 8 присяжных заседателей.
О том, какие преимущества получают лица, исполняющие обязанности присяжных заседателей и какая ответственность предусмотрена за неявку присяжного заседателя по вызову суда, я рассказал в отдельной публикации.
Первые 6 присяжных заседателей из списка, формируют коллегию присяжных заседателей, а оставшиеся 2 присяжных заседателя, участвуют в качестве запасных.
С учетом характера и сложности уголовного дела суд вправе увеличить количество запасных присяжных заседателей.
Коллегия присяжных может быть распущена судом по собственной инициативе или по ходатайству сторон в связи с тенденциозностью состава в случае, когда коллегия сформирована в соответствии с требованиями закона, однако в силу профессиональной, социальной, возрастной однородности не способна объективно оценить обстоятельства дела и вынести справедливый вердикт
Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей является наиболее эффективной процедурой для оспаривания фактов, поскольку с участием присяжных исследуются лишь доказательства наличия события преступления, причастности и виновности подсудимого.
Данные о личности подсудимого, потерпевшего и свидетелей (при необходимости) в присутствии присяжных исследуются лишь в ограниченном объеме, необходимом для установления отдельных признаков состава преступления, в том числе запрещается:
- исследовать факты наличия или отсутствия предыдущих судимостей, в том числе, оглашение приговоров по предыдущим уголовным делам;
- наличия заболеваний в виде наркомании или алкоголизма;
- иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого;
В присутствии присяжных заседателей не подлежат исследованию вопросы, связанные с применением права, в том числе:
- недопустимость доказательств, полученных с нарушением закона;
- наличие давления на подсудимого в ходе предварительного следствия;
- исследование процессуальных решений (постановления следователя, судьи;
Такие вопросы необходимо разрешать в ходе предварительных слушаний, либо в судебном заседании, но в отсутствие присяжных заседателей, если такая необходимость возникла уже в ходе судебного следствия.
Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
Вопросы для присяжных формулируются судом с учетом мнения сторон по окончании судебного следствия.
Как правило, перед присяжными ставятся следующие вопросы:
- Доказано ли, что деяние имело место?
- Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?
- Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?
Закон не запрещает постановку дополнительных вопросов, которые уменьшают степень или характер вины подсудимого, влекут освобождение от уголовной ответственности или позволяют установить наличие менее тяжкого преступления.
Вынесение вердикта и обсуждение последствий вердикта
Вердикт присяжных заседателей обсуждается в совещательной комнате, где заполняется опросный лист.
Оправдательный вердикт считается принятым, если за него проголосовало не менее 3 присяжных заседателей.
Обвинительный вердикт считается принятым, если на него проголосовало 4 и более присяжных заседателей.
После оглашения вердикта, присяжным заседателям разрешается покинуть зал судебного заседания или остаться на местах, предназначенных для слушателей, а суд переходит к обсуждению последствий вердикта.
При наличии оправдательного вердикта, суд разрешает гражданский иск, распределяет судебные издержки, решает судьбу вещественных доказательств и выносит оправдательный приговор.
В случае вынесения обвинительного вердикта, суд дополнительно разрешает вопросы о квалификации содеянного, о виде и размере наказания.
При вынесении обвинительного вердикта, суд вправе вынести постановлении о роспуске коллегии присяжных и направлении дела на новое рассмотрение, если установит, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного.
Рассмотрение уголовного дела оканчивается вынесением приговора.
Примечание:
Настоящая статья подготовлена исключительно в ознакомительных целях и в ней указаны лишь базовые правила рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей.
На практике, существует значительное количество особенностей, которые отражены Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 N 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей», Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13.02.2018 N 5 «О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и иных судебных актах областных (краевых) судов и Верховного суда РФ.
Разобраться с такими особенностями вам поможет только опытный адвокат.
3 причины обратиться к адвокату Соколову Владимиру Владиславовичу:
1. Отслеживание изменений в законодательстве и судебной практике. Обратившись ко мне, вы всегда будете знать о последних изменениях в законодательстве и судебной практике и использовать их для защиты своих интересов;
2. Профессиональные знания. Мои знания подтверждены квалификационным экзаменом на адвоката, а уровень квалификации постоянно повышается;
3. Заключение договора. Я несу ответственность за все свои слова и поступки, поэтому работу начинаю с заключения договора;
advokat-sokolov74.ru
11. Присяжные заседатели
ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» 20.08.2004 г
Участие присяжных заседателей в суд. заседании– это форма непосредственного участия граждан в осуществлении правосудия.
Присяжные заседатели – граждане РФ, участвующие в осуществлении правосудия. Не имеют равных и одинаковых прав с судьей. Коллегия присяжных выносит вердикт — решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный).
Присяжный заседатель вправе: 1)принимать участие в исследовании доказательств, которые позволят им ответить на поставленные перед ними вопросы 2)получить разъяснения по поставленным перед присяжными вопросам 3)участвовать в голосовании по вопросам: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления, заслуживает ли подсудимый снисхождения 4)иметь при голосовании свое особое мнение (ст.333 УПК РФ)
Присяжные заседатели не вправе: 1)отлучаться из зала суда 2)высказывать свое мнение до обсуждения вопросов при вынесении вердикта 3)общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела 4)собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания 5)нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей (ст.333 УПК РФ)
Присяжные не избираются. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных (ст. 328 УПК РФ).
Материальное обеспечение: за время участия их в осуществлении правосудия им 1)выплачивается вознаграждение из фед. бюджета 2)командировочные и транспортные расходы 3)сохраняются гарантии и компенсации по месту работы (ст.8 ФКЗ «О суд.системе в РФ», ст.11 ФЗ «О присяжных»).
Сроки: один раз в год на 10 раб. дней, а если начатое угол. дело не окончено, то до его окончания (ст.10 ФЗ «О присяжных»).
Требования к присяжным заседателям (ст.3 ФЗ «О присяжных заседателях»): ими не м/б лица 1)не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет 2)имеющие непогашенную или неснятую судимость 3)признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности 4)состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Такжене допускаются лица к рассмотрению конкретного уголовного дела: 1)подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений 2)не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство 3)имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Гарантии независимости и неприкосновенности: те же, что у судей (ст.12 ФЗ «О присяжных»).
Должны стремиться к принятию единодушных решений, если за 3 часа не принимают, то голосуют (ст.343 УПК РФ).
Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный вердикт не препятствует постановлению оправдательного приговора (ст.348 УПК РФ).
(Отбор присяжных заседателей в РФ.
Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» 1981г.
Не позднее чем за три месяца до истечения календарного года председатель суда уровня субъекта РФ (только там могут действовать присяжные заседатели) направляет запрос главе субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, например, Председатель Санкт-Петербургского городского суда направляет запрос Губернатору Санкт-Петербурга) о необходимом количестве присяжных заседателей, это количество исчисляется по следующему принципу: число уголовных дел, рассмотренных этим судом за год Х 14 (12 основных и 2 запасных присяжных заседателей Х 4.
Сами списки присяжных заседателей составляются на основе списков избирателей путем случайного исчисления.
Назначение присяжных заседателей на конкретное уголовное дело осуществляется методом случайной подборки.
Составленные списки публикуются в местной печати или иным образом доводятся до сведения населения.
По поводу (не)включения в списки присяжных заседателей можно подать жалобу в суд.
Составляются общий и запасный список присяжных заседателей, в запасный список включаются только лица, проживающие в административном центре данного субъекта РФ.
Требования, предъявляемые к присяжным заседателям РФ.
Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» 1981г.
Присяжными заседателями могут быть российские дееспособные граждане в возрасте от 25 до 70 лет, не имеющие неснятой (непогашенной) судимости, внесенные в списки избиратели.
Не могут быть присяжными заседателями подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления, руководящие представители государственной власти, представители правоохранительных органов и адвокаты, лица с физическими недостатками, препятствующими отправлению правосудия, священнослужители и военнослужащие, душевнобольные.
Исключаются из списков присяжных заседателей по их желанию женщины, имеющие несовершеннолетних детей, лица старше 60 лет, лица определенных профессий (учителя, врачи, авиапилоты и др.), лица с религиозными убеждениями, любые иные лица, чья объективность вызывает сомнения у председательствующего на процессе.
Именно коллегия присяжных заседателей будет решать вопросы:
1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
4) заслуживает ли подсудимый снисхождения.
Все комплексные присяжные заседатели, включая старшину присяжных заседателей, обладают равными правами. Решения по каждому вопросу принимается простым большинством голов. Воздержаться ни кто не может.
Присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону. Данное правило обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.)
studfiles.net
Справедливый суд с присяжными и без них
Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.
Почему Путин предложил сократить число присяжных с 12 до 5 — 7? Когда ожидать реформы суда присяжных? Есть ли справедливость в судах присяжных?
Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года высказал предложения по совершенствованию института присяжных заседателей:
«Необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса. В этой связи предлагаю укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. А с учетом того, что коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать, — я знаю позицию правозащитных организаций, они исходят из того, что это должно быть именно 12 заседателей, но, повторяю, непросто сформировать эту коллегию, да и стоит это немало, если честно сказать, — можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти — семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений».
Уменьшение количества присяжных увязано с целью «укрепить роль института присяжных заседателей». Однако собственно укрепление произойдет не за счет изменения числа присяжных, а за счет расширения их полномочий и увеличения возможностей по формированию коллегий присяжных.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Для неподготовленного слушателя президентская инициатива о сокращении числа присяжных стала полной неожиданностью. Ведь суд присяжных появился в России еще в результате судебной реформы 1864 года, и уже тогда присяжных было 12 (и 6 запасных, теперь запасных двое). Однако тема суда присяжных обсуждается на самом высоком уровне уже более года. О расширении полномочий суда присяжных заговорили еще в декабре 2014 года на встрече Президента РФ с обмудсменами и членами Совета по правам человека. В апреле этого года дискуссия продолжилась: стало известно о том, что Совет по правам человека выступает против предложения Верховного суда РФ о сокращении числа присяжных заседателей. Генпрокурор РФ Юрий Чайка уже тогда отмечал, что надо уменьшить число присяжных, так как в некоторых регионах «очень сложно набрать эту скамейку присяжных (14 человек)».
Тот факт, что идея сокращения числа присяжных прозвучала из уст Президента РФ, свидетельствует о том, что вопрос решен, дальнейшие дискуссии бесполезны. Президент также дал поручения. Администрации Президента совместно с Верховным Судом РФ подготовить и представить предложения о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих:
— увеличение числа составов преступлений, подсудных суду с участием присяжных заседателей;
— сокращение числа присяжных заседателей в составе коллегии присяжных заседателей с сохранением самостоятельности коллегии в принятии решений. Срок исполнения — 15 марта 2016 года. Данное поручение, в частности, демонстрирует, что наше утверждение о связке Президент — высшие суды в механизме принятия законов, инициированных судами, оказалось верным. Еще до этого Владимир Путин рекомендовал Верховному Суду РФ совместно с Правительством РФ, Администрацией Президента, Генеральной прокуратурой РФ и Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) подготовить предложения о расширении применения института присяжных заседателей (поручения от 20 января 2015 года № 65-Пр.).
5 ИЛИ 12 ПРИСЯЖНЫХ — ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?
Мнения по вопросу о необходимом и достаточном числе присяжных разделились: позиция власти — уменьшить количество присяжных, позиция правозащитников — оставить 12 присяжных. Позиция власти представлена такими «титанами», как Верховный Суд РФ (в лице зампреда Суда Владимира Давыдова), Генеральная прокуратура РФ (в лице Юрия Чайки), а теперь и глава государства. Против сокращения числа присяжных пока выступил только СПЧ. Причем если изначально СПЧ выступал только за расширение полномочий суда присяжных и разрабатывал соответствующий законопроект, то потом, когда к этой теме добавился вопрос о количестве присяжных, Совету пришлось отбиваться от этой идеи. Такое впечатление, что свое дело сделал кризис, государство собирается экономить буквально на всем (а заодно создавать новые статьи доходов любыми способами).
Какие аргументы у сторон? Президент назвал два аргумента за сокращение количества присяжных с 12 до 5 — 7 человек: дороговизна суда присяжных, сложность в формировании коллегии из 12 присяжных. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ Владимир Давыдов говорит о том, что сократить число присяжных необходимо до семи человек, исключительно в «технических целях» и «при условии, что все вопросы присяжные разрешают совместно с судьей-профессионалом». Введение в состав суда присяжных профессионального судьи для консультирования присяжных по вопросам права — еще один из важных вопросов реформы суда присяжных.
Владимир Давыдов считает не принципиальным, сколько присяжных должно быть в коллегии: «восемь, семь, шесть, пять, главное — сократить для того, чтобы у судов была возможность в разумные сроки сформировать коллегию присяжных». Пять или восемь присяжных будет решать судьбу человека, который обвиняется в совершении преступления? Или двенадцать? Есть ли разница? Разница есть. Если присяжных 12, то для признания вины человека нужно минимум 7 голосов, а для оправдания — 6 голосов присяжных. Как гласит закон, если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ (In dubio pro reo — все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Если присяжных 8, то при существующих правилах для признания вины нужно 5 голосов. Если присяжных 7 человек, то 4 голоса; если их 5, то всего 3 голоса. А три голоса — это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям Уголовного кодекса РФ или апелляции в вышестоящих судах, или та же тройка из судьи и двух народных заседателей. С той разницей, что присяжные заседатели — не профессиональные юристы, а представители народа. В качестве аргументов приводят также данные по западным странам: мол, у них количество присяжных разное, бывает и по пять человек, и ничего, это общемировая практика.
Похоже, об этом представители власти не думают — о том, что судьбу человека будут решать фактически всего трое присяжных. Да, это дешевле, чем если бы для этого требовалось три профессиональных судьи с их большими социальными гарантиями и приличными зарплатами. Но при такой численности коллегии присяжных (пять человек) суд присяжных превращается в профанацию.
У сторонников сокращения количества присяжных, похоже, даже нет финансово-экономического обоснования: сколько денег сэкономит бюджет, если присяжных будет не 12, а 7, и сколько — если их будет 5. Если бы на первом месте был бы вопрос экономии бюджетных средств (это действительно актуально сейчас), то сначала посчитали бы «прибыль». Но расчетов нет. Хотя экономия видится чуть ли не основной целью реформы. Вероятно, расчеты появятся в сопроводительных материалах к соответствующему законопроекту.
Второй аргумент: сложно сформировать коллегию присяжных. Из 20 тысяч человек, вызванных в суд, приходит 10 — 12, и это в Москве, где людей много. Из 10 — 12 тоже не все могут подойти на роль присяжного. В малонаселенных субъектах Федерации явка еще хуже. Поэтому есть предложения даже в районных судах образовывать составы из пяти присяжных и одного судьи, а также восстановить институт народных заседателей (два присяжных и судья).
Если сократить количество присяжных в коллегии, но увеличить количество коллегий (потому что их будет легче сформировать), то никакой экономии средств не будет: общая численность присяжных увеличится, а вместе с ней — и расходы бюджета.
Еще непонятно: если сейчас сложно собрать коллегию присяжных, означает ли это, что подсудимым приходится долго ждать суда с участием присяжных, или что им приходится вообще отказываться от суда присяжных? Или подсудимых уговаривают не ходатайствовать о суде присяжных? Или им отказывают в удовлетворении ходатайств? По-видимому, проблема с судами присяэных шире, чем сообщается в СМИ.
Основные аргументы против уменьшения числа присяжных сводятся даже не к тому, что три голоса присяжных будут решать судьбу человека. Главное то, что на 5 — 7 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Суды присяжных были введены в Англии Великой хартией вольностей 1215 года, в том числе в ней упоминается именно 12 присяжных, хотя число присяжных могло варьироваться.
Присяжные ведут свою «родословную» от свидетелей, которые привлекались к участию в суде. Кроме того, Великая хартия вольностей содержала передовую норму, согласно которой чиновник не мог привлекать кого-либо к ответу, основываясь лишь на устном обвинении: он должен был привести свидетелей (статья 38). Из Англии суды присяжных распространились по всей Британской империи, включая Америку, а после Французской революции присяжные появились и в других европейских государствах. В России суд присяжных появился с введением Судебных уставов 1864 года. Присяжные рассматривали дела только по тяжким уголовным преступлениям. Процедура избрания присяжных была сложной, тогда как сейчас кандидатов в присяжные заседатели определяют с помощью случайной выборки по спискам. Конституция РФ гарантирует право на суд присяжных, однако число присяжных там не установлено, что и позволяет изменить их количество.
СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА
Присяжных заседателей нет в обычных районных судах: они рассматривают дела в Верховном Суде РФ и судах субъектов РФ, например, областных судах. Круг дел ограничен Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В прошлом году ряд дел по тяжким уголовным статьям был передан в компетенцию районных судов, чтобы разгрузить областные суды. Это привело также к уменьшению количества дел, рассматриваемых судом присяжных (рис. 1).
Какие дела рассматривает суд присяжных? Это уголовные дела об убийстве с отягчающими обстоятельствами, похищении человека, бандитизме, незаконном производстве наркотиков в особо крупном размере, диверсии, обо всех преступлениях против мира и безопасности человечества и других. Человек имеет право на суд присяжных, если ему грозит наказание в виде пожизненного лишения свободы (или смертной казни). Рассмотрение дела судом присяжных осуществляется не автоматически в каждом случае, когда подсудимый проходит по соответствующей статье, а только по его ходатайству.
Рис. 1. Судебная статистика по делам с участием суда присяжных за первую половину 2015 года и первую половину 2014 года (данные Судебного департамента Верховного Суда РФ)
Из данных Судебного департамента известно, что за первое полугодие 2015 года присяжные рассмотрели 142 дела. На фоне общего количества уголовных дел — 484471 дело — это выглядит несущественным: присяжные участвовали в рассмотрении 0,03% всех уголовных дел. При этом очевидно, что процент оправданных судом присяжных выше — 14,5% подсудимых было оправдано. Процент оправданий в судах без присяжных составляет 0,48% (рис. 2).
Рис. 2. Общая судебная статистика по уголовным делам за первую половину 2015 года и первую половину 2014 года (данные Судебного департамента Верховного Суда РФ)
КАКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ СУД ПРИСЯЖНЫХ?
Перед судом присяжных ставится три основных вопроса по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый. Согласно статье 339 УПК РФ это такие вопросы:
1) доказано ли, что деяние имело место;
2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
Теоретически, на первые два вопроса может быть ответ «да», а на третий — «нет». Да, совершил, но невиновен. Для сравнения, перед судом при постановлении приговора ставится 17 вопросов, включая указанные выше (статья 299 УПК РФ). Суд присяжных решает только вопросы факта, он не квалифицирует содеянное и не назначает наказания — все это делает профессиональный судья.
Если присяжные признали подсудимого виновным, то они могут также определить, требует ли он снисхождения. Оправдательный вердикт обязателен для председательствующего судьи.
ВЫВОДЫ:
1. Законопроект, расширяющий полномочия суда присяжных и изменяющий их количественный состав, пока не разработан. Существующий проект СПЧ вряд ли можно считать окончательной редакцией, в свете Послания Президента. Следует ожидать, что к 15 марта 2016 года «президентский» проект закона уже появится.
2. Идея сокращения числа присяжных, скорее всего, будет воплощена в жизнь, так как она озвучена в поручении Президента РФ.
3. Плюсы, ожидаемые от реформы суда присяжных, могут быть нивелированы ударом по независимости суда, который будет нанесен в результате сокращения числа присяжных. Поэтому может случиться так, что реформа в целом принесет гражданам больше вреда, чем пользы. Вряд ли опытные Верховный Суд РФ и прокуратура, которые поддерживают инициативу сокращения численности коллегии присяжных, не понимают, что они делают.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Виртуальный побег реальных подозреваемых
Как обжаловать действия и решения чиновников?
Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
rusrand.ru