21. Коллективные переговоры, понятие и порядок ведения.
Коллективные переговоры — это процедура переговоров представителей работников и работодателей по вопросам подготовки, заключения и изменения коллективного договора, соглашения. До начала переговоров одна из сторон должна уведомить другую в письменной форме предложением о начале переговоров, и эта сторона в течение семи дней со дня получения уведомления должна начать переговоры. Сроки, место и порядок проведения переговоров определяются сторонами. Переговоры могут выражаться в форме консультаций. При этом представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о проведении консультаций, обязаны приступить к ним в срок, указанный в уведомлении, но не позднее семи календарных дней со дня его получения.
Сторонами переговоров выступают представители работников и работодателей. В случае отказа или уклонения работодателя, администрации организации
от ведения переговоров другая сторона вправе начать коллективный трудовой спор.
Ведение переговоров, подготовка договоров и соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). В случаях когда стороны в ходе переговоров не пришли к согласию по какому-либо вопросу составляется протокол разногласий, он передается примирительной комиссии.
Коллективные переговоры считаются оконченными с момента подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий означает начало коллективного трудового спора.
Участники переговоров не должны разглашать полученные ими в ходе переговоров сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.
22 Участие работников в управлении организацией как форма социального партнерства.
Право работников на участие в управлении организацией рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле оно реализуется в рамках индивидуальных правоотношений и состоит в получении отдельными работниками информации от работодателя, внесении ими предложений по улучшению организации производства и труда. В узком смысле — это воздействие работников организации через свои органы представительства на принимаемые работодателем решения в рамках коллективно-трудовых правоотношений. Участие работников в управлении организацией может осуществляться в различных формах. Основными видами участия работников, их представителей в управлении организацией являются следующие: 1) Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором. ТК РФ прямо закрепляет обязанность работодателя принимать отдельные решения с учетом мнения представительного органа работников. Например, статьей 8 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.
Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией
Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;
проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
участие в разработке и принятии коллективных договоров;
иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
studfiles.net
Коллективные переговоры и порядок их проведения.
Коллективные переговоры – диалог представителей работников и работодателя с целью согласования интересов сторон социального партнерства по вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на основе трудового законодательства и в соответствии с ним.
Участниками коллективных переговоров – полномочные представители сторон социального партнёрства, действующие в их интересах.
Согласно ст.36 ТК РФ право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров имеют как представители работников, так и представители работодателей.
Предложение о начале коллективных переговоров в письменной форме направляется их инициатором представителям другой стороны социального парнерства. На ней лежит встречная обязанность вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения. Ответ на него направляется инициатором коллективных переговоров (также в письменной форме) с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии, где будут вестись переговоры, и их полномочий.
Согласно ч.1 ст.37 ТК РФ «Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений».
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором переговоров указанного ответа.
Переговоры вправе вести только уполномоченные на это в соответствии с законом представители сторон социального парнерства.
Согласно ч.3 ст.36 ТК РФ «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».
Порядок ведения коллективных переговоров регламентируется ст.37 ТК РФ «Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии счастями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров».
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом. (глава 61 ТК РФ). (ст. 38 ТК РФ)
students-library.com
§ 7. Коллективные переговоры и порядок их ведения.
Урегулирование разногласий
Общие вопросы, связанные с реализацией права работников и работодателей на участие в коллективных переговорах на основе принципов социального партнерства, урегулированы в ст. 36ТК РФ, согласно которой каждая из указанных сторон имеет право проявить инициативу по их проведению. Предметом коллективных переговоров являются вопросы подготовки, заключения или изменения коллективного договора, соглашения.
Условия вступления в коллективные переговоры. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со свой стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.
Принципиально важным для обеспечения реальной защиты интересов работников в процессе переговоров является закрепленное в ч. 3 ст. 36ТК РФ требование, соответствующее международно-правовым нормам о труде, о недопущении к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений от имени работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организаций, или органы, созданные либо финансируемые работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Инициаторами проведения коллективных договоров могут быть представители как работников, так и работодателей.
В соответствии с ч. 2 ст. 36ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.
Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссии по проведению коллективных переговоров.
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст. 36ТК РФ).
Порядок ведения коллективных переговоров, установленный в ст. 37ТК РФ, содействует реализации основных принципов социального партнерства (ст. 24ТК РФ), и в первую очередь принципа равноправия сторон. Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.
Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает их проведение и достижение соответствующих практических результатов. Стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). В случае их разглашения виновные привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовно-правовой ответственности в порядке, установленном ТКРФ и иными федеральными законами.
Порядок проведения коллективных переговоров зависит от ряда взаимосвязанных условий — цели и уровня ведения коллективных переговоров, от наличия числа первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников данного работодателя, числа профсоюзов (объединений профсоюзов) и, соответственно, количества членов профсоюзов, участвующих в переговорах и заключающих коллективные договоры или соглашения, и, наконец, указанный порядок зависит от наличия или отсутствия единого представительного органа, который может создаваться на соответствующем уровне социального партнерства. Все эти обстоятельства влияют на возможность создания единого представительного органа, условия его формирования и деятельности, а также права и обязанности указанного органа.
Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между сторонами, либо при участии единого представительного органа. Коллективные переговоры непосредственно между сторонами организуются в случаях, указанных в ч. 2-3 ст. 37ТК РФ. Так, первичная организация, объединяющая более половины работников в организации или у индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Непосредственно между работодателем и первичной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от всех работников, переговоры возможны в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 37ТК РФ, при обязательном соблюдении установленных в ней правил. Переговоры ведутся непосредственно между сторонами и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них.
По существу, аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.
Порядок создания единого представительного органа для ведения коллективных переговоров.
В случаях когда, как это нередко имеет место на практике, в организации работодателя существуют две и более профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора для его заключения.
В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорциональности его представительства в зависимости от численности представляемых им членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников. В ч. 4 ст. 37ТК РФ предусмотрен ряд организационно-правовых мер, содействующих наиболее широкому охвату работников — членов профсоюза коллективно-договорным регулированием, повышению их активности в обсуждении и установлении условий труда, а также стимулированию их вступления в члены профсоюза. Этому способствует предусмотренное требование к первичной профсоюзной организации, единому представительному органу либо иному представителю (представительному органу) работников, чтобы они при реализации своего права выступить с инициативой проведения коллективных переговоров одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров обязательно извещали об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Кроме того, указанные органы, представляющие интересы работников, в течение последующих пяти рабочих дней обязаны создать с согласия всех первичных организаций, которые были извещены о начале коллективных переговоров, единый представительный орган либо включить их представителей в его состав.
Если в установленный срок названные первичные организации не сообщат о своем решении, в частности начать коллективные переговоры, или откажутся направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.
Право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). Важно обратить внимание, что при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, которые формируются с учетом представляемых ими членов профсоюзов.
При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров такое право предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров. В ходе ведения коллективных переговоров естественно и нередко возникают разногласия сторон. Поэтому важное практическое значение имеет ст. 38ТК РФ, определяющая порядок их урегулирования. В ней предусматривается, что если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ.
Этот порядок включает прежде всего обязательность составления протокола разногласий по всем или по отдельным вопросам, по которым не принято согласованное решение. Далее должна быть четко определена дата составления протокола об отклонении всех или части требований работников (их представителей), ибо она, согласно ст. 398ТК РФ, являетсяднемначала коллективного трудового спора, рассматриваемого в установленном порядке.
Неурегулированные разногласия в соответствии со ст. 40ТК РФ могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.
Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. В соответствии со ст. 39ТК РФ лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТКРФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.
studfiles.net
Коллективные переговоры (понятие, виды, порядок ведения, гарантии участникам)
Коллективные переговоры – это переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представ-й по вопросам подготовки, заключения или изменения колл-х договоров м/у работниками и работодателем. М/б проведены на локальном, местном, региональном и федер-м уровне.
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Участники коллективных переговоров: Сторона работодателя — полномочные представители организации, филиала, представительства, которые в силу имеющихся у них прав могут обеспечить исполнение условий коллективного договора. Сторона работников— профсоюзы, действующие в организации, филиале, представительстве, которые и становятся стороной коллективного договора как представители работников, на которых он распространяется.
Порядок проведения коллективных переговоров:
1) Стороны свободно выбирают вопросы регулирования социально-трудовых отношений.
2) Две и более первич-е профсоюзные орг-ции могут создать по решению их выборных органов единый представительный орган для ведения колл-х переговоров. Единый представ-й орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников.
3) Первичная профсоюзная орг-ция, объед-я более половины раб-в организации, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников без предварит-го создания единого представит-го органа.
4) Если ни одна профсоюзная орг-ция или совокуп-ть проф-х организаций не объеди-ли более половины раб-в данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием опред-т ту первич-ю проф. орг-ю, к-й при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников.
5) В случае, если первич-я проф. орг. не определена, или ее нет вообще, общее собрание раб-в тайным голос-м избирает из числа раб-в полномоч-го представит-ля (представит-й орган) для кол-х переговоров.
6) Первич-я проф. орг., единый представит. орг., полномоч. представит-ль, иной представит-й орган работников обязаны одноврем-но с направлением предложения о кол-х переговорах работолателю, известить об этом все первич. проф. орг-ции, объедин-х работников данного работодателя и в теч. 5 дней создать с их согласия единый представ-й орган либо вкл-ть их представит-й в состав единого представ-го органа.
7) Право на ведение кол-х переговоров от имени работников на уровне РФ и субъектов РФ, отрасли, территории, предостав-ся соответ-м профсоюзам (объединениям профсоюзов).
8) Стороны должны предостав-ть друг другу не позднее двух недель со дня получения соотсет-го запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения кол-х переговоров.
9) Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне.
10) Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Для ведения кол-х переговоров законод-во отводит срок в три месяца, по истечении к-го должны быть заключены кол-й договор, соглашение и (или) должен быть составлен протокол разногласий по заключению или изменению кол-го договора.
Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.
1) Освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
2) Все затраты, связанные с участием в кол-х переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законод-м и иными НПА, содержащими нормы ТП, кол-м договором, соглашением.
3) Представители работников, участвующие в кол-х переговорах, в период их ведения не могут быть без предварит-го согласия органа, уполномоч-го их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на др-ю работу или уволены по инициативе работодателя, за исключ-м случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК, иными ФЗ предусмотрено увольнение с работы.
Коллективные соглашения (понятие, стороны, содержание)
Соглашение – правовой акт, ругулир-й социально-трудовые отношения и устанав-й общие принципы регулирования связанных с ними эконом-х отнош-й, заключаемый м/у полномочными представ-ми работников и работодателей на федер-м, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территр-м уровнях соц-го партнерства в пределах их компетенции.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Для заключения соглашений формируются соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Стороны соглашений:Сторона работодателя – сам работодатель, полномочные представители организации, филиала, представительства. Сторона работников — профсоюзы, действующие в организации, филиале, представительстве.
Виды соглашений.
По договоренности сторон: двусторонние и трехсторонние.
По сфере регулир-х социально-трудовых отношений: генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территор-е и иные.
Содержание и структура соглашения.Содержание и структура соглашения опред-ся по договоренности между представителями сторон, к-е свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. Содержанием соглашений являются взаимные права и обязанности сторон.
Заключение соглашения:заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, приходящийся на срок действия соглашения.
Участие работников в управлении организацией
Право работников непосредственно через свои представ органы в управлении организацией .
Это еще одна предусмотренная ТК РФ форма социального партнерства.
Основные формы участия работников в управлении организацией:
— учет мнения представительного органа работников в случаях, предусм-х ТК, колл-м договором;
— проведение представит-м органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
— получение от работод-ля инфор-ции по вопросам, непосред-но затраг-м интересы работников;
— обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
— обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
— участие в разработке и принятии коллективных договоров;
— иные формы, определенные ТК РФ, иными ФЗ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
— реорганизации или ликвидации организации;
— введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
— профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
— по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом.
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
infopedia.su
14. Понятие и порядок ведения коллективных переговоров.
Поскольку Трудовой кодекс РФ не дает понятия коллективных переговоров, можно воспользоваться международно-правовыми нормами. Так, Конвенция Международной организации труда № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.) определяет коллективные переговоры как все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях:
определения условий труда и занятости;
и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками;
и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.
Коллективные переговоры, являясь одной из форм социального партнерства, предназначены для подготовки, заключения или изменения коллективного договора либо соглашения. Их целью также может быть продление действияпрежнего коллективного договора при реорганизации или смене формы собственности организации.
Указанные переговоры могут вестись на всех уровнях социального партнерства соответствующими полномочными представителями работников и работодателей и имеют инициативный характер. Последнее означает, что законодательство о труде предоставляет социальным партнерам полную свободу выбора — заключать или не заключать коллективный договор и соглашения и, следовательно, вступать в коллективные переговоры либо нет.
Основным звеном во всей многоуровневой системе, в рамках которой могут проводиться коллективные переговоры, является организация (это уровень конкретного работодателя), в рамках которой заключается коллективный договор и принимаются иные локальные нормативные акты. Только на этом уровне возможно представительство интересов работников не через профессиональные союзы, а в иных формах. За пределами организации при заключении соглашений в коллективных переговорах могут принимать участие только профессиональные союзы.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
В соответствии с установленным порядком ведения коллективных переговоров их участники и другие лица, связанные с их ведением, обязаны не разглашать ставшие им известными сведения, относящиеся к охраняемой закономтайне — государственной, служебной, коммерческой и иной.
Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансово-экономическом положении организации, отрасли, региона и т.д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда.
Поэтому ст. 37 ТК РФ обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона не позднее 2 недель со дня получения запроса должна эту информацию предоставить.
Организационные вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров) определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров.
studfiles.net
Понятие и порядок ведения коллективных переговоров.
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Не допускаются ведение коллективных переговоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.
Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Единый представительный орган имеет право направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров обязаны одновременно с направлением работодателю предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
students-library.com
Коллективные переговоры | Понятия и категории
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ. Понятие К. П. в ТК РФ не сформулировано, однако оно содержится в Конвенции MOT N 154 «Коллективные переговоры».
Коллективные переговоры — это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, результатами которых являются выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда.
Все вопросы, возникающие между работниками и работодателями, разрешаются в процессе переговоров. Переговоры ведутся по поводу подготовки, изменения и заключения коллективного договора, соглашения.
В свою очередь, коллективные переговоры начинаются по инициативе любой из сторон — работников, либо работодателя, либо их представителей, которые должны направить другой стороне письменное уведомление с предложением о проведении коллективных переговоров. При этом сторона, которая получила уведомление, обязана в течение семи календарных дней вступить в переговоры и выдвинуть свои предложения, касающиеся даты и времени начала переговоров, по составу комиссии.
Если в организации имеются две и более профсоюзные организации, то создается единый представительный орган для ведения К. П., разработки проекта коллективного договора и его заключения. В единый представительный орган включаются представители всех первичных профсоюзных организаций, представительство их пропорционально количеству состоящих в них членов профсоюза.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
Право на ведение К. П., подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения К. П. право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения К. П.
Участники К. П., другие лица, связанные с ведением К. П., не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения К. П. определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 240.
ponjatija.ru