Командно административная экономическая система это – 12. Традиционная экономическая систем. Рыночная экономическая система (чистый капитализм).

Содержание

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества.

Административно-командная (или командно-административная) система — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, в частности, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Главная черта административно-командной экономики — господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйство представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно-командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др.

К странам с административно-командной экономикой относились бывшие социалистические страны, теперь — КНДР. Ядром административно-командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в начале 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы так называемого военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-1920) и период новой экономической политики (нэп, 1921-1928).

Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов:

  1. социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт;
  2. мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками — они считались «центральной фигурой земледелия»;
  3. частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности;
  4. государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием;
  5. патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку.

В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян.

В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов.

Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате, начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы — коллективные хозяйства, совхозы — имеющие государственный характер; МТС — машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнительную оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам.

Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927-1928 гг. производство средств производства составило 49%, а производство предметов потребления 51%; в 1937 г. соответственно 57% и 43%.

Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промышленности. В 1927-1928 гг. производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5%, а для легкой — 60,5%, в 1937 г. — соответственно 57,8% и 42,2%.

Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической.

Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно-командной экономики. Важную роль в данной системе играло государственное директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно-командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.

Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.

В целом административно-командная экономика — хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

discovered.com.ua

3.2. Командно – административная система.

Эта
система господствовала ранее в СССР и
странах восточной Европы, и ряде

азиатских
государств.

Её
характерными чертами является общественная
(а в реальности –

государственная)
собственность практически на все
экономические ресурсы,

монополизация
и бюрократизация экономики в специфических
формах,

централизованное
экономическое планирование как основа
хозяйственного

механизма.

Хозяйственный
механизм командно-административной
системы имеет ряд

особенностей.
Он предполагает:

1.
непосредственное управление всеми
предприятиями из единого центра –
высших

эшелонов
государственной власти, что сводит на
нет самостоятельность

хозяйственных
субъектов;

2.
государство полностью контролирует
производство и распределение

продукции,
в результате чего исключаются свободные
рыночные взаимосвязи между

отдельными
хозяйствами;

3.
государственный аппарат руководит
хозяйственной деятельностью с помощью,

преимущественно,
административно — распорядительных
методов, что подрывает

материальную
заинтересованность в результатах труда.

Полное
огосударствление хозяйства вызывает
невиданную по своим масштабам

монополизацию
производства и сбыта продукции. Гигантские
монополии,

утвердившиеся
во всех областях народного хозяйства
и поддерживаемые

министерствами
и ведомствами, при отсутствии конкуренции
не заботятся о

внедрении
новинок техники и технологии. Для
порождаемой монополией

дефицитной
экономики характерно отсутствие
нормальных материальных и людских

резервов
на случай нарушения сбалансированности
хозяйства.

В
странах с командно-административной
системой решение общеэкономических

задач
имело свои специфические особенности.
В соответствии с господствующими

идеологическими
установками задача определения объема
и структуры продукции

считалась
слишком серьезной и ответственной,
чтобы передать ее решение самим

непосредственным
производителям – промышленным
предприятиям, совхозам и

колхозам.

Централизованное
распределение материальных благ,
трудовых и финансовых

ресурсов
осуществлялось без участия непосредственных
производителей и

потребителей,
в соответствии с заранее выбранными
целями и критериями, на

основе
централизованного планирования.

Значительная
часть ресурсов в соответствии с
господствующими идеологическими

установками
направлялась на развитие военно-промышленного
комплекса.

Распределение
созданной продукции между участниками
производства жестко

регламентировалось
центральными органами посредствам
повсеместно применяемой

тарифной
системы и посредством централизованно
утверждаемых нормативов

средств
в фонд заработной платы. Это вело к
преобладанию уравнительного

подхода
к оплате труда

Отличительной
особенностью распределения продукции
в командно-

административной
системе являлось привилегированное
положение партийно-

государственной
элиты.

3.2. Рыночная система.

На
смену традиционной и командно-административной
системам пришла рыночная

система.

Основу
этой системы составляют:

1)
право частной собственности;

2)
частная хозяйственная инициатива;

3)
рыночная организация распределения
ограниченных ресурсов общества.

Право
частной собственности — это признаваемое
и защищаемое законом право

отдельного
человека владеть, пользоваться и
распоряжаться определенным видом

и
объемом ограниченных ресурсов (например,
участком земли, месторождением

угля
или фабрикой), а значит, и получать от
этого доходы.

Поначалу
право частной собственности защищалось
лишь силой оружия, а

собственниками
были только короли и феодалы. Но затем,
пройдя долгий путь

войн
и революций, человечество создало
цивилизацию, в которой стать частным

собственником
смог каждый гражданин, если его доходы
позволяли приобрести

собственность.

Частная
хозяйственная инициатива — это право
каждого владельца

производственных
ресурсов самостоятельно решать, каким
образом и в какой мере

их
использовать для получения дохода. При
этом благосостояние каждого

определяется
тем, насколько успешно он может продать
на рынке ресурс, которым

владеет:
свою рабочую силу, навыки, собственноручно
изготовленные изделия,

собственный
земельный участок, продукцию своей
фабрики или умение

организовывать
коммерческие операции. Тот, кто предложит
покупателям

наилучший
товар и на более выгодных условиях,
оказывается победителем в

борьбе
за деньги покупателей и открывает себе
дорогу к росту благосостояния.

И,
наконец, собственно рынки, то есть
определенным образом организованная

деятельность
по обмену товарами.

Рыночная
система имеет свои достоинства и
недостатки.

Достоинства:

1.
Конкурентная рыночная система направляет
ресурсы в производство тех

товаров
и услуг, в которых общество больше всего
нуждается.

2.
Диктует применение наиболее эффективных
методов комбинирования ресурсов

для
производства.

3.
Способствует разработке и внедрению
новых, более эффективных технологий

производства.

4.
Делает ставку на роль личной свободы,
т.е. рыночная система координирует

экономическую
деятельность без принуждения, предоставляет
свободу

предпринимательства
и выбора.

Недостатки:

1.
Угасание конкуренции. Критики полагают,
что существует два основных

источника
ослабления конкуренции:

à
критика больше всего досаждает
индивидуальному производителю своей

безжалостной
действительностью;

à
сам технический прогресс, который
рыночная система поощряет,

способствует
упадку конкуренции.

В
результате, по мере ослабления конкуренции
подрывается также суверенитет

потребителя,
рыночная система теряет свою способность
распределять ресурсы в

точном
соответствии с желаниями потребителей.

2.
Неравное распределение дохода.

studfiles.net

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

Виды экономики:

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не «продать», а «припрятать»).

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием «новая экономическая политика» (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.

Источник

ideiforbiz.ru

АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — это… Что такое АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА?



АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА

система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..
Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с..
1999.

Экономический словарь.
2000.

  • АДЖАСТЕР
  • АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ

Смотреть что такое «АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА» в других словарях:

  • Административно-командная система — Административно командная (или командно административная) система  термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе… …   Википедия

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — АДМИНИСТРАТИВНО КОМАНДНАЯ СИСТЕМА, см. Командная система (см. КОМАНДНАЯ СИСТЕМА) …   Энциклопедический словарь

  • Административно-командная система — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — система управления обществом (включая экономику, идеологию, социальные отношения), в которой главная роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Административно-командная система — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… …   Словарь по педагогической психологии

  • административно-командная система —    система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно командной системы… …   Словарь экономических терминов

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Для такой системы характерно… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Административно-командная система —    система власти, основанная на бюрократических методах руководства, на прямом командовании нижестоящими предприятиями, подразделениями и должностями.    см. также Планово распределительная экономика …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Административно-командная система — система управления политической и экономической жизнью страны, в которой главенствующая роль принадлежит распорядительным, командным методам (директивное планирование), а власть сосредоточена в руках центральных органов управления,… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА — понятие, появившееся на волне процессов демократизации советского и российского общества в 90 е годы. Использовалось (и используется) для обозначения такой политико государственной организации, в которой политическая и социально экономическая… …   Энциклопедический словарь конституционного права

Книги

  • Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 г. — декабрь 1991 г., Т. П. Коржихина, В книге рассматриваются вопросы, связанные с историей государственного аппарата в период 1917-1991 гг.: как возникла административно-командная система управления и режим личной власти,… Категория: Общие работы по истории СССР Издатель: РГГУ, Подробнее  Купить за 1300 руб
  • Теневая экономика, Т. П. Коржихина, Теневая — неофициальная, скрытая, преступная — экономика поразила почти все страны мира. Административно-командная система управления народным хозяйством породилаэто явление и в нашей стране.… Категория: Общая экономика Издатель: Экономика, Подробнее  Купить за 250 руб
  • Историки отвечают на вопросы. Выпуск 2, Т. П. Коржихина, В исторической науке началась перестройка: ломаются догматические схемы, меняются оценки людей и событий, появляются новые темы и точки зрения. Выступающие в сборнике историки излагают свое… Категория: История новейшего времени (с 1918 г.) Издатель: Московский рабочий, Подробнее  Купить за 120 руб

dic.academic.ru

Командно-административная система — это… Что такое Командно-административная система?



Командно-административная система

Командно-административная система

Командно-административная система — способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной свободы и подлинной демократии.

Термин появился в период перестройки и быстро стал популярным. Его впервые применил Г. Х. Попов в своей статье «С точки зрения экономиста» («Наука и жизнь» № 4 / 1987). В ней он исследовал состояние и развитие плановой экономики СССР на основе анализа романа Александра Бека «Новое назначение»[1].

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Мифы Лаконики
  • Ги, Элис-Бланш

Смотреть что такое «Командно-административная система» в других словарях:

  • Командно-административная экономическая система социализма —    экономическая система, в которой все ресурсы принадлежат государству, и оно распоряжается их распределением и использованием с помощью плановых комитетов, а не на основе системы ценообразования. Бывший Советский Союз наиболее яркий… …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Административно-командная система — Административно командная (или командно административная) система  термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе… …   Википедия

  • Новое назначение — Автор: Александр Бек Жанр: проза Язык оригинала: русский …   Википедия

  • Индустриализация СССР — Социалистическая индустриализация СССР (Сталинская индустриализация)  превращение СССР в 1930 е годы из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой …   Википедия

  • Сталинизм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • Социализм — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Переработать оформление в соответствии с правил …   Википедия

  • Социализм — (Socialism) Определение социализма, теория и практика социализма Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма Содержание Содержание 1. Прошлое 2. Теория и практика социализма 3. Утопический социализм 4. Крестьянский… …   Энциклопедия инвестора

  • Общественно-политическая жизнь Армении в 1920—1930-х гг. — Հայկական Սովետական Սոցիալիստական Հանրապետություն Флаг ре …   Википедия

  • Толедо, Франсиско де — Франсиско де Толедо …   Википедия

  • Общественно-политическая жизнь Армении в 1920—1930-х годах — Հայկական Սովետական Սոցիալիստական Հանրապետություն …   Википедия

dic.academic.ru

Командно административная экономическая система

Роль отношений собственности в формировании и характеристике особенностей национальной экономической системе.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйство, высокая эффектив­ность частной собственности.

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. Кооперативная собственность — коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной.

Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.

Командно административная экономическая система

Командно административная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограни-ченных ресурсов производится по указаниям центрального органа управления и а соответствии с планом. 


Черты: 
1) Планирование экономики осуществляется из единого центра, является адресным и административным 
2) Все средства производства принадлежат государству 
3) Высокая монополизация экономики со стороны государства 
4) Высокий удельный вес военно-промышленного комплекса 
5) Управление экономикой осуществляется при помощи ко-мандно административных методов 
6) Отсутствует самостоятельность товаропроизводителей в во-просах, касающихся производства и распределения продукции 
7) Централизованная затратная система цен не позволяющая оценивать экономическую эффективность производства 
8) Большая часть прибыли уходит в государственный бюджет, а каждый работник получает фиксированную заработную плату 
9) Экономическое положение производителей при данной сис-теме мало зависит от их инициативы, предприимчивости, те-ряются стимулы к эффективной работе 


Вывод: 
Не гибкость экономической системы приводит к застою эконо-мики. 


Плюсы: 
1) Развитие экономики без экономических кризисов 
2) Низкие цены 
3) Отсутствие безработных 
4) Гарантированные заработки 


Минусы: 
1) Отсутствие экономических стимулов к труду 
2) Постоянный дефицит товаров 
3) Низкое качество продукции 
4) Расточительное отношение к ресурсам 
5) Иждивенчество

Разница между командной и рыночной экономикой заключается в следующем:

1)Производство. Рынок стремится к стабильности за счёт диалога и консенсуса между всеми участниками игры, административная экономика жёстко навязывает свою волю и указывает, когда, сколько и для кого производить.

2)Капитал. При рыночной экономике основные средства находятся в руках частного бизнеса, при командной альтернативе – под контролем государства.

3)Стимул к развитию. Рынок порождает конкуренцию, в то время как командно-административная система реализует политическую волю правящей власти.

4)Принятие решений. При рыночной экономике важные шаги предпринимаются путём диалога общества и власти, командная система не считается с мнением других субъектов политики.

5)Ценообразование и «чёрный рынок». Свободная экономика предполагает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Административная модель формируется лишь за счёт товаров, запрещённых к обороту (оружие, наркотики и т.д.). Командно-административная система, напротив, сама выставляет цены, что неминуемо ведёт к появлению «чёрного рынка», где представлены товары за их реальную стоимость.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА — тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика — это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.

Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.

studopedya.ru

17. Сущность и характеристика хозяйственного механизма командно-административной системы хозяйства.

Командно-административная
система хозяйства

– система, которая основана на применении
хозяйственного механизма командного
типа.

Это экономическая
система, в которой основные
экономические решения принимаются
государством
,
берущим на себя функции организатора
хозяйственной деятельности общества.

Все экономические
и природные ресурсы находятся в
собственности государства
.
Для административно-командной экономики
характерно централизованное
директивное планирование
,
предприятия действуют в соответствии
с доводимыми им из «центра» управления
плановыми заданиями.

Основные черты
административно-командной экономики:

1) основа —
государственная собственность;

2) абсолютизация
государственной собственности на
экономические и природные ресурсы;

3) жесткая
централизация в распределении
экономических ресурсов и результатов
хозяйственной деятельности;

Плюсы КАСХ:

1. Была возможность
сосредоточить в руках государства
ресурсов для осуществления крупных
проектов.

2. Эффективность
в сборе ресурсов для мобилизации армии
и в иных сложных условиях.

Минусы КАСХ:

1. Слабая
восприимчивость хозяйственного механизма
к достижениям НТП.

2. Затратность
хозяйственного механизма.

18. Рыночная система хозяйства. Сущность, этапы становления, характерные черты.

Рыночная
экономическая система

– экономическая система, в которой
проблемы производства и потребления
благ и услуг решаются в результате
непосредственного взаимодействия
индивидуальных производителей и
потребителей благ и услуг.

Естественным
регулятором экономических процессов
является рынок.

Два этапа развития
рыночной экономики:

1. Рыночная экономика свободной конкуренции.

Характерные черты:

а) господство
частной собственности

б) наличие множества
независимых производителей и потребителей

в) свободная
конкуренция между субъектами хозяйства,
в результате которой обеспечен
беспрепятственный вход на рынок и
перелив капитала из одной отрасли в
другую

г) личная свобода
всех участников рынка

д) стихийный
характер ценообразования под воздействием
спроса и предложения

е) эквивалентный
обмен по стоимости

ж) отсутствие
государственного регулирования
экономики, отсутствие всякой системы
социальной защиты граждан

2. Рыночная экономика смешанного типа (функционирует на базе рынка с одновременным вмешательством государства).

Характерные черты:

а) усиление роли
и значения государственной собственности
на ресурсы

б) выстроена система
государственного регулирования

в) существует
система социальной защиты граждан

Наивысшей формой
развития рыночной экономики является
реализация концепции социальной рыночной
экономики.

Структурные
элементы: назвать автора!!!!!!!

1) экономический
порядок

правило в виде законов, которые регулируют
построение национальной экономики в
данном направлении:

а) порядок,
регулирующий собственность

б) порядок,
регулирующий денежные отношения

в) порядок
регулирующий конкуренцию

г) порядок
регулирующий внешнюю экономическую
деятельность

2) социальный
порядок

совокупность норм и институтов, которые
определяют социальное положение человека
в обществе:

а) порядок в сфере
труда

б) порядок в сфере
социального страхования и социальной
помощи

в) имущественный
порядок

г) жилищный порядок

д) экологический
порядок

Субъекты в
экономической системе:

1. Домашние
хозяйства

– экономическая единица в составе
одного или нескольких лиц, которая
самостоятельно принимает решения,
является собственником какого-либо
фактора производства, стремится к
удовлетворению своих потребностей.

2. Фирмы
и предприятия

– экономическая единица, которая
самостоятельно принимает решения,
использует факторы производства для
изготовления и продажи товаров и услуг
домашним хозяйствам, другим фирмам и
государству, стремится к максимизации
своих доходов (прибыли).

3. Государства
– особый субъект, его природа двойственна
(оно и потребитель и производитель благ
и услуг, с другой стороны оно обладает
правом контроля других субъектов
экономики).

Основные
достоинства:

1) стимулирует
высокую эффективность производства;

2) справедливо
распределяет доходы по результатам
труда;

3) не требует
большого аппарата управления и др.

Основные
недостатки:

1) усиливает
социальное неравенство в обществе;

2) вызывает
нестабильность в экономике;

3) безразлична к
ущербу, который может наносить бизнес
человеку и природе и др.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о