Комментарий к фз 229 об исполнительном производстве – «Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ

Содержание

"Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. В связи с реформированием экономических отношений в РФ, развитием предпринимательской деятельности возникла необходимость разработки эффективной системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Комментируемый Закон был принят в развитие Концепции судебной реформы и призван регулировать порядок принудительного исполнения судебных актов и иных исполнительных документов. Закон не содержит глобальных изменений процессуального законодательства. В основном он был разработан с учетом сложившейся судебной практики, выводов Конституционного Суда. Однако эффективность исполнительного производства всегда связана с его состоянием. Практика принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов последних лет выявила ряд острых проблем, влияющих в итоге на результативность исполнения. Некоторые из них призван решить настоящий Закон.

--------------------------------
Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О Концепции судебной реформы в РСФСР" / Справочно-правовая система.
2. Под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ - далее БК РФ).
В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ, которым устанавливаются условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.
Таким образом, к бюджетному законодательству следует относить такие законы, как федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о годовых бюджетах этих субъектов и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.
Статья 2. Задачи исполнительного производства
Комментарий к статье 2
Комментируемый Закон впервые на законодательном уровне определяет цели и задачи исполнительного производства.
Под целями исполнительного производства понимается защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Данные цели аналогичны тем, которые стоят перед гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным судопроизводством (ст. 2 ГПК РФ, ст. 2 АПК РФ).
Для наиболее эффективного достижения указанных целей законодательство об исполнительном производстве ставит следующие задачи:
- правильное исполнение судебных и иных актов, предусмотренных действующим законодательством;
- своевременное исполнение судебных и иных актов, предусмотренных действующим законодательством.
Под правильным исполнением судебных и иных актов понимается исполнение указанных актов в строгом соответствии с их содержанием, с законодательством об исполнительном производстве, с соблюдением прав не только граждан и организаций, являющихся сторонами исполнительного производства, но и иных заинтересованных лиц.
Под своевременным исполнением судебных и иных актов понимается исполнение указанных актов в сроки, предусмотренные комментируемым Законом. Важно то, что в качестве задачи исполнительного производства законодатель предусмотрел не быстроту, а именно своевременность исполнения судебных и иных актов. Известно, что быстрота осуществления каких-либо действий не означает их качество и необходимость, и целесообразность в тот либо иной момент. Действия по исполнению судебных и иных актов должны исполняться настолько быстро, насколько этого требуют интересы сторон исполнительного производства, иных заинтересованных лиц, а также в соответствии со сроками, установленными действующим законодательством.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
Комментарий к статье 3
1. Конституция РФ - основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу и отражающий современное состояние системы права и законодательства в РФ. В соответствии с положениями Конституции РФ защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в порядке гражданского судопроизводства является важнейшим средством реализации прав и свобод. Охрану этих прав осуществляют в том числе и органы принудительного исполнения. Законодательство об исполнительном производстве в первую очередь основано на конституционных нормах.
Помимо Конституции РФ, нормативную основу деятельности по принудительному исполнению различных судебных актов и актов других органов и должностных лиц составляют комментируемый Закон и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - ФЗ "О судебных приставах").
Помимо указанных нормативных актов, исполнительное производство регулируется и иными федеральными законами. К таковым относятся ГПК РФ, АПК РФ, Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (далее - ГК РФ), Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (далее - СК РФ), Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) и др.
ГПК РФ 2002 года содержит специальный VII раздел, посвященный исполнительному производству. Кодекс также содержит иные нормы, регулирующие порядок разъяснения решения, подлежащего исполнению; отсрочки или рассрочки исполнения решения, изменения способа и порядка исполнения решения и другие положения, касающиеся вопросов исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.
В АПК РФ 2002 г. также содержится раздел VII, регулирующий общие вопросы исполнения судебных актов, вынесенных арбитражными судами.
2. Нельзя не учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ не допускается установление более высокой юридической силы одного федерального закона по отношению к другому. Если хотя бы в двух федеральных законах содержатся нормы, по-разному решающие один и тот же вопрос, правоприменительные органы могут лишь применить положения того закона, который был принят позднее.
3. К источникам исполнительного производства относятся нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Нормативные акты, принимаемые Президентом РФ и Правительством РФ по вопросам исполнительного производства, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
К таким нормативным актам, в частности, относятся: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества"; Постановление Правительства РФ от 7 июля 1998 г. N 723 "Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества"; Указ Президента России от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена".
4. При применении международных договоров нужно учитывать следующее. Международный договор является обязательным с момента дачи согласия на их юридическую обязательность одним из способов, указанных в ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.). Таким образом, международные договоры становятся обязательными для РФ только с момента их ратификации.
С точки зрения Верховного Суда РФ, нормы международного договора имеют приоритет над нормами законов нашей страны во всех случаях, но только с момента их официального согласия государства на их обязательность. Однако по отношению к нормам Конституции международные договоры не являются вышестоящими.
Кроме того, при применении норм международного права следует принимать во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".
Статья 4. Принципы исполнительного производства
Комментарий к статье 4
Любая отрасль российского права имеет собственные принципы, в которых выражается ее специфика и на основании которых можно составить общее представление о данной отрасли права. Принципы исполнительного производства представляют собой выраженные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в РФ, исходные положения, образующие основу, каркас всей отрасли исполнительного права, ее ключевые начала и идеи.
Невозможность абсолютного законодательного регулирования правоотношений любой сферы человеческой деятельности влечет за собой необходимость разработки общих правил, критериев поведения в определенной системе, в нашем случае - в системе гражданских исполнительных отношений. Принципы вносят единообразие в соответствующую систему юридических норм.
В настоящее время прямо законодательно закреплены принципы: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Практическое значение принципов исполнительного права состоит в том, что они должны гарантировать своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников исполнительного производства и показывать роль государства в регулировании правоотношений, входящих в предмет исполнительного права.
Основным принципом выступает в исполнительном производстве принцип законности, являющийся конституционным, общим принципом всех отраслей российского права, независимо от их роли и места в правовой системе. Принцип законности всегда был доктринальным в праве, не потерял он свою актуальность и сейчас, будучи прямо закрепленным в ст. 4 комментируемого Закона.
Согласно ст. 15 Конституции РФ все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ.
Законность представляет собой такое состояние жизни общества, при котором в этом обществе действует качественное, непротиворечивое законодательство, законы уважаются, точно и неуклонно исполняются всеми членами этого общества, а за нарушение требований законодательства с неотвратимостью следуют меры государственного принуждения.
Законность тесно связана с практической реализацией права, так как наполняется специфическим содержанием в зависимости от предмета и метода правового регулирования отрасли, в которую он внедряется.
Содержание законности в исполнительном производстве характеризуется следующими чертами:
- исполнительное законодательство должно быть качественным, непротиворечивым, иметь стройную систему;
- в случае возникновения коллизий они должны разрешаться исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституции России над другими правовыми актами, комментируемого Закона как специального над иными актами в сфере исполнительных правоотношений, федеральных законов над правовыми актами Правительства РФ;
- судебный пристав-исполнитель в своей деятельности обязан руководствоваться законами, то есть правильно применять нормы исполнительной и иных отраслей права;
- участники исполнительного производства обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательством под страхом применения к ним штрафных и иных мер ответственности, содержащихся в санкциях норм исполнительного права.
- применение ответственности за исполнительные правонарушения неотвратимо;
- соответствие закону постановлений судебного пристава-исполнителя контролируется судом в порядке ст. 441 ГПК РФ и главы 24 АПК РФ, а также Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в порядке осуществлении ими прокурорского надзора в соответствии с Законом "О прокуратуре в Российской Федерации";
- применение аналогии права в исполнительном производстве возможно лишь при отсутствии нормы исполнительного права, регулирующей возникшие в ходе исполнительного производства правоотношения, и подразумевает действие судебного пристава-исполнителя исходя из принципов исполнительного права.
Законодательство РФ об исполнительном производстве в настоящее время состоит из комментируемого Закона, Федерального закона "О судебных приставах" 1997 г. и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения юрисдикционных актов.
Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения означает, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем своевременно, то есть, по общему правилу, в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Из этого правила есть исключения. Так, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Если же исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа

'Инструкции по охране труда. Справочник кадровика' (Шалагина М.А.) ('Экзамен', 2008)  »

www.lawmix.ru

Авторов Коллектив. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

   Рецензент: Орлов Валерий Анатольевич, руководитель Управления ФССП России по Саратовской области – главный судебный пристав Саратовской области.
   Научно-практический редактор: Исаенкова Оксана Владимировна, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права.
   Коллектив авторов кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права:
   Викут Маргарита Андреевна – Почетный работник Высшего образования России, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, д.ю.н.; Исаенкова Оксана Владимировна – д.ю.н., профессор, зав. кафедрой гражданского процесса СГАП; Богомолов Андрей Александрович – Мировой судья, к.ю.н.; Воронцова Ирина Викторовна – к.ю.н., доцент; Чекмарева Анастасия Валерьевна – к.ю.н., доцент; Филимонова Маргарита Владимировна – к.ю.н., доцент; Афанасьев Сергей Федорович – к.ю.н., доцент; Балашов Алексей Николаевич – к.ю.н., доцент; Ерохина Татьяна Петровна – к.ю.н., доцент; Тришина Елена Геннадьевна – к.ю.н., доцент; Балашова Ирина Николаевна – к.ю.н., доцент; Рассахатская Наталья Александровна – к.ю.н., доцент; Мальхин Дмитрий Валерьевич – к.ю.н., доцент; Вершинина Галина Ильинична – к.ю.н., старший преподаватель; Ткачева Наталья Николаевна – к.ю.н., старший преподаватель; Табак Ирина Александровна – к.ю.н., старший преподаватель; Ефимова Юлия Владимировна – к.ю.н., старший преподаватель; Нигматдинов Ринат Мунзирович – к.ю.н., старший преподаватель; Прокошкина Надежда Ивановна – старший преподаватель; Николайченко Ольга Викторовна – к.ю.н., преподаватель; Соловьева Татьяна Владимировна – к.ю.н., старший преподаватель; Барсукова Вероника Николаевна – преподаватель; Гришина Яна Сергеевна – преподаватель.

   Реализация норм исполнительного законодательства формирует достаточно сложную и не всегда однозначную практику применения его правовых положений. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» представляет собой важнейшую работу по упорядочению исполнения, соблюдения и использования предписаний нормативных правовых актов данной отрасли законодательства.
   Актуальным и своевременным данный научный труд делает тот факт, что в последнее время законодательство об исполнительном производстве было существенным образом обновлено.
   Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в новой редакции устранил многочисленные пробелы и противоречия правового регулирования действующего в настоящее время законодательства об исполнительном производстве, не меняя при этом его концепции.
   Указанным законом значительно расширяются полномочия судебного пристава-исполнителя, вводится достаточно большой спектр норм, регламентирующих возможность совершения новых мер принудительного исполнения или исполнительных действий, детализируется порядок их совершения. Представленный постатейный комментарий на основе полного и всестороннего анализа каждого положения Закона в совокупности с приведенными примерами практического применения норм, в том числе судебной практики, дает оценку пробелам законодательства.
   Авторы комментария уделяют особое внимание новеллам исполнительного производства: принципам и задачам исполнительного производства, правомочиям судебного пристава по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и временному ограничению прав должника на выезд за пределы Российской Федерации, возможности оспаривания действий должностных лиц Службы в порядке подчиненности и многим другим.
   Основной задачей данного постатейного научно-практического комментария, написанного известными специалистами в данной области, является помощь правоприменителю.
   Настоящий труд содержит необходимый объем знаний теоретического характера, которые позволят судебному приставу-исполнителю свободно ориентироваться как в области исполнительного производства, так и в гражданско-правовом поле. Высокий теоретический уровень работы и ее практическая направленность, несомненно, свидетельствуют о том, что данный комментарий послужит целям улучшения организации исполнительного производства и окажет незаменимую методическую и практическую помощь не только судебным приставам, но и адвокатам, а также другим практикующим юристам.
   Руководитель Управления
   ФССП России по Саратовской области,
   главный судебный пристав
   Саратовской области Орлов В.А.

   С 1 февраля 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г., установивший новые правила принудительного исполнения в Российской Федерации (далее – РФ).
   Возникла необходимость в подготовке комментария, где были бы рассмотрены все правила принудительного исполнения в современной России, общие и частные вопросы принудительного исполнения.
   Исполнительное производство в настоящее время представляет собой предмет регулирования одной из самых молодых отраслей российского права – исполнительного права, которое проходит период активного формирования. Исполнительное право регулирует правоотношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, где субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, нарушенный или оспоренный должником и подтвержденный юрисдикционным актом, получает свою реализацию через механизм государственного принуждения.
   Фактически исполнительное производство представляет собой деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотношений, складывающихся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных исполнительных документов, указанных в ст. 12 комментируемого Закона, посредством государственного принуждения.
   Методом правового регулирования отрасли исполнительного права является совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых российское государство регламентирует и воздействует на общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с принудительным исполнением. В результате такого комплексного, системного воздействия формируется общая модель правомерного поведения участников исполнительного производства, которая в силу особенностей норм исполнительного права как специфической отрасли права соответствует именно отношениям, возникающим в сфере исполнительного производства.
   Метод правового регулирования отношений, возникающих в ходе исполнительного производства, характеризуется сочетанием императивных и диспозитивных начал.
   У сторон исполнительного производства существует определенная свобода распоряжения собственными правами. Они вправе в конкретном правоотношении выбрать один из возможных вариантов поведения, совершать или отказаться от совершения каких-либо действий.
   Основой диспозитивности в исполнительном праве выступает диспозитивность гражданских и иных материальных правоотношений, характеризующихся юридическим равенством сторон. Между тем, с каждым этапом процесса защиты: права объем диспозитивных полномочий одного субъекта, чье поведение было признано юрисдикционным органом неправомерным (должника), уменьшается (в гражданском процессе диспозитивности уже гораздо меньше, чем в гражданском праве) при сохранении, переходе в новое качество диспозитивных правомочий субъекта, чьи действия в материальном правоотношении оказались соответствующими установленной законом модели.
   Основным направлением развития исполнительного права является позиция, что в соответствии с диспозитивностью возбуждение исполнительного производства определяется, главным образом, волей заинтересованных в исполнении лиц – взыскателей. Взыскатель может отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, что ведет к прекращению исполнительного производства. Взыскатель и должник вправе в ходе исполнительного производства заключить мировое соглашение, которое после его утверждения судом также ведет к прекращению исполнительного процесса.
   К диспозитивным правам взыскателя, влияющим на движение исполнительного производства, относят также право на передачу представителю отдельных полномочий, например права на отзыв исполнительного листа.
   Что касается должника, то он вправе в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно, указать наиболее удобное время исполнения (такое же право принадлежит и взыскателю). Между тем, эти правомочия должника практически дискредитированы за счет полномочий судебного пристава-исполнителя, от субъективного усмотрения которого зависит их реализация. Так, возможность добровольно выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, полностью зависит от срока, устанавливаемого судебным приставом-исполнителем должнику на добровольное исполнение. Закон ограничивает лишь верхний предел срока 5-ю днями, оставляя возможность органу исполнения уменьшить время на добровольное исполнение до минимальных пределов, делая тем самым для должника выбор практически невозможным. Если же в исполнительном документе уже указан срок исполнения, то судебный пристав-исполнитель установит именно этот срок. В тех же случаях, когда подобный «выбор» должнику предоставляется, он не диспозитивен, а скорее выступает в роли правового стимула.
   Таким образом, должник в исполнительном производстве вправе сделать выбор до определенного момента, пока механизм принудительного исполнения не начнет действовать.
   Такое ограничение диспозитивности вполне оправдано, так как в ходе исполнительного производства происходит реализация юрисдикционных актов, вынесенных ранее с соблюдением диспозитивных и состязательных начал судопроизводства, либо иных принципов деятельности органов, акт которых приводится в исполнение, а главная задача исполнительного производства – преобразовать «бумажное» решение в действительность. Потому диспозитивные начала в исполнительном производстве имеют тенденцию их постепенного поглощения императивностью метода исполнительного производства.
   В настоящее время в исполнительном праве законодатель придает большее значение императивности метода правого регулирования, отношениям власти и подчинения. Во всех процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, всегда участвует с одной стороны судебный пристав-исполнитель. Отношения власти и подчинения, составляющие содержание императивного метода правового регулирования, возникают в исполнительном производстве в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями своих полномочий между ними как субъектами власти и должником как; субъектом подчинения. При этом властные полномочия судебного пристава-исполнителя распространяются не только на непосредственных участников исполнительного производства, но и на иные органы, организации, другт должностных лиц и граждан на территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ст. 6 комментируемого Закона).
   И все-таки императивность в полной мере никогда не поглотит диспозитивные начала в исполнительном производстве по той причине, что благо, в качестве которого выступает здесь исполнение для взыскателя, нельзя навязать. Во многих отраслях российского права, провозгласивших диспозитивность в качестве одного из принципиальных начал (например, в арбитражном процессуальном и гражданском процессуальном праве), основная часть норм также носит императивный характер, который объясняют тем, что предметом регулирования выступает сфера государственной деятельности (в частности, правосудие).
   Именно в силу диспозитивного положения о «ненавязчивости» блага суд вправе самостоятельно направить исполнительный лист для исполнения лишь в строго ограниченных п. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (далее – АПК РФ) случаях (при взысканиях в доход бюджета), каждый из которых является исключительной процессуальной льготой. Но даже в этих случаях за взыскателем сохраняется право отказа от взыскания и прекращения тем самым исполнительного производства. Заметна тенденция законодателя к ограничению возможности суда самостоятельно, без просьбы взыскателя направлять исполнительные листы для исполнения. Так, действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) не содержит аналога ч. 3 ст. 340 ГПК РСФСР, в силу которой суд по собственной инициативе направлял исполнительный лист для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей, о чем извещал соответствующий финансовый орган или взыскателя.
   Властные полномочия судебного пристава-исполнителя ограничены возможностью их оспаривания в суд.
   В качестве задач исполнительного производства в настоящее время обозначено правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
   Между тем, если задачи исполнительного производства, хотя и в несколько иной редакции, были установлены ранее действующим ФЗ от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве», то новеллой действующего закона явилось перечисление в ст. 4 принципов исполнительного производства. До этого времени выделяемые учеными принципы исполнительного права были доктринальными. В настоящее время законодательством прямо закреплены следующие принципы: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Однако после ст. 4, перечисляющей принципы исполнительного производства, ни одна норма исполнительного законодательства не содержит термина «принцип исполнительного производства» или близких ему по смыслу.
   Таким образом, законодатель в исполнительном производстве решил лишь часть проблемы принципов. В предложенном комментарии, не вдаваясь в дискуссии по спорным вопросам, определяется содержание нормативных принципов исполнительного права, решаются другие, не менее актуальные вопросы исполнительного производства.
   Что же касается вопросов стадийности исполнительного производства, то стадия исполнительного производства и сегодня представляет собой совокупность определенных процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем или судом, объединенных единой целью и в совокупности направленных на решение задач исполнительного производства.
   В исполнительном производстве возможно выделить следующие стадии: возбуждение исполнительного производства; осуществление принудительного исполнения; окончание исполнительного производства. Между тем, в отношении стадий исполнительного производства действующее законодательство об исполнительном производстве принципиальных отличий от предшествующего не содержит. Как и прежде, в комментируемом Законе не выделяется Особенная часть, нормы об особенностях исполнения различных исполнительных документов размыты по всему Закону, а исполнительное производство считается оконченным не только исполнением требований исполнительного документа, но и, в частности, возвращением исполнительного документа из-за невозможности установить местонахождение должника и его имущества, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и т. п. Во всех подобных случаях задачи исполнительного производства не решаются, цель не достигается, что отрицательно сказывается на уважении граждан к государству, которое вместо обеспечения реального исполнения обеспечивает высокие показатели по оконченным исполнительным производствам. Без всякого сомнения, указанные проблемы нуждаются в решении, и авторы комментария выражают надежду, что их труд поможет субъектам исполнительных правоотношений согласовывать свои действия с установленной комментируемым Законом моделью поведения в сфере исполнительного производства.
   Д.ю.н., профессор, Исаенкова О.В.

   АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ
   БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
   БТИ – бюро технической инвентаризации
   ВС РФ – Вооруженные силы РФ
   ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
   ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения ГОУ СПО – Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
   ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ
   ЕГРИП – Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
   ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц
   ЖК РФ – Жилищный кодекс РФ
   ЖСК – жилищно-строительный кооператив
   ИК РФ – Исполнительный кодекс РФ
   ИНН – индивидуальный номер налогоплательщика
   ИФНС – Инспекция Федеральной налоговой службы
   КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
   КПП – коды причины постановки на учет
   КТС – комиссия по трудовым спорам
   МВД РФ – Министерство внутренних дел РФ
   Минфин РФ – Министерство финансов РФ
   Минюст РФ – Министерство юстиции РФ
   МРОТ – минимальный размер оплаты труда
   НК РФ – Налоговый кодекс РФ
   ПФР – Пенсионный фонд России
   Росрегистрация – Федеральная регистрационная служба
   РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
   РФ – Российская Федерация
   СК РФ – Семейный кодекс РФ
   СМИ – средства массовой информации
   СНГ – Содружество Независимых Государств
   СССР – Союз Советских Социалистических Республик
   ТК РФ – Трудовой кодекс РФ
   УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс РФ
   УК РФ – Уголовный кодекс РФ
   ФНС РФ – Федеральная налоговая служба РФ
   ФСС РФ – Фонд социального страхования РФ
   ФССП РФ – Федеральная служба судебных приставов РФ
   ФЗ – Федеральный закон
   ЦБ РФ – Центральный Банк РФ
   абз. – абзац др. – другие п. – пункт, пункты подп. – подпункт, подпункты ст. – статья, статьи т. д. – так далее т. е. – то есть т. п. – тому подобное ч. – часть(и)

   Комментарий подготовлен с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ, а также с учетом постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 516 «Оразмерах компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц», постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 517 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 550 «Обутверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора», постановления Правительства от 31 июля 2008 г. № 579 «О бланках исполнительных листов».

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ[1]

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
(Воронцова И.В.)

   1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также – граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также – организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
   2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Комментарий
   1. В связи с реформированием экономических отношений в РФ, развитием предпринимательской деятельности возникла необходимость разработки эффективной системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
   Комментируемый Закон был принят в развитие Концепции судебной реформы[2] и призван регулировать порядок принудительного исполнения судебных актов и иных исполнительных документов. Закон не содержит глобальных изменений процессуального законодательства. В основном он был разработан с учетом сложившейся судебной практики, выводов Конституционного Суда. Однако эффективность исполнительного производства всегда связана с его состоянием. Практика принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов последних лет проявила ряд острых проблем, влияющих в итоге на результативность исполнения. Некоторые из них призван решать настоящий Закон.
   2. Под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ – далее БК РФ).
   В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ, которым устанавливаются условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органовмуниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.
   Таким образом, к бюджетному законодательству следует относить такие законы, как федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о годовых бюджетах этих субъектов и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.

Статья 2. Задачи исполнительного производства
(Барсукова В.Н.)

   Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Комментарий
   Комментируемый Закон впервые на законодательном уровне определяет цели и задачи исполнительного производства.
   Под целями исполнительного производства понимается защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Данные цели аналогичны тем, которые стоят перед гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным судопроизводством (ст. 2 ГПК РФ, ст. 2 АПК РФ).
   Для наиболее эффективного достижения указанных целей законодательство об исполнительном производстве ставит следующие задачи:
   1) правильное исполнение судебных и иных актов, предусмотренных действующим законодательством;
   2) своевременное исполнение судебных и иных актов, предусмотренных действующим законодательством.

thelib.ru

Тонкости и подводные камни ФЗ 229 об исполнительном производстве

Утвержденный 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" был принят Госдумой 14 сентября и одобрен СФ 19.09 того же года. В нормативном акте определен порядок и условия принудительной реализации постановлений и решений судебных и иных органов, а также их служащих, в полномочия которых входит право возлагать на МО, регионы, РФ, организации, граждан обязанности по передаче другим субъектам либо в бюджеты соответствующих уровней денежных средств и других материальных ценностей, по совершению установленных действий в их пользу или воздержанию от этого. Рассмотрим далее некоторые положения 229-ФЗ от 02.10.2007 г.

Ключевые задачи

Исполнительное производство обеспечивает правильную и своевременную реализацию постановлений, решений судебных и иных структур, служащих, а в установленных законодательством случаях и других документов для защиты законных интересов, прав и свобод организаций и граждан. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в БК.

Принципы

ФЗ-229 определяет следующие ключевые положения осуществления деятельности, связанной с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:

  1. Своевременность совершения действий и применения установленных мер воздействия.
  2. Законность. Деятельность уполномоченных служащих и органов должна соответствовать положениям действующих нормативных актов, конституционных в первую очередь.
  3. Соотносимость объема требований и принудительных мер, применяемых к должникам.
  4. Уважение достоинства и чести граждан.
  5. Неприкосновенность минимума имущества. Нормами определяется объем материальных ценностей, который необходим для существования должника и его родственников.

Уполномоченные инстанции

Рассматриваемый закон (229-ФЗ) устанавливает, что принудительная реализация актов судов и прочих органов, а также должностных служащих входит в компетенцию ФССП и территориальные органы службы. Приставы-исполнители применяют принудительные меры воздействия к должникам в пределах полномочий. Их права определяются федеральным законодательством.

Обязательность требований служащих ФССП

Закон 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает, что постановления приставов распространяются на все государственные/муниципальные органы, всех юридических и физлиц. Требования служащих подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории страны. В случае неисполнения предписаний приставы принимают меры, предусмотренные в комментируемом законе. Несоблюдение требований, воспрепятствование осуществлению служащими их функций влекут ответственность, установленную нормативными актами.

Должники

229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет, что в случаях, установленных нормативными актами, требования, присутствующие в постановлениях судов, иных органов, решениях должностных лиц, реализуются структурами, организациями, государственными и муниципальными в том числе, банками и прочими кредитными предприятиями, гражданами и служащими. Указанные субъекты соблюдают предписания на основании документов, указанных в ст. 12.

Соблюдение требований банковскими и другими кредитными организациями

ФЗ-229 допускает направление документа о взыскании средств либо их аресте в соответствующую финансовую структуру непосредственно заинтересованным лицом. Вместе с ним субъект предоставляет в банковскую или другую кредитную организацию заявление. В нем должны содержаться:

  1. Реквизиты счета заявителя, на который будут осуществляться перечисления средств должника.
  2. ФИО, гражданство, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес проживания/пребывания, ИНН (при наличии), информация из миграционной карты и бумаги, подтверждающей право нахождения субъекта на территории страны, - для взыскателя-гражданина.
  3. Название, регистрационный номер, ИНН или код зарубежного юрлица, адрес, место постановки на учет заявителя-организации.

ФЗ-229 устанавливает, что документ, поступивший для осуществления взыскания в банковскую или другую кредитную структуру после отзыва лицензии, возвращается субъекту, его направившему, без удовлетворения требований.

Нюансы

В ст. 9 ФЗ-229 определен порядок реализации требований, предусмотренных в решении суда, иного органа или служащего, предприятием, осуществляющим периодические выплаты должнику. Документ, на основании которого устанавливается взыскание суммы, меньшей 25 тыс. р., может направляться в организацию или лицу, начисляющему обязанному субъекту пенсию, зарплату, стипендию и пр., непосредственно кредитором. Вместе с этой бумагой он должен предоставить заявление. В нем также указываются реквизиты счета для перечисления, ФИО, сведения документа, подтверждающего личность гражданина-взыскателя, или ИНН, название, код зарубежной организации, регистрационный номер, адрес постановки на учет и нахождения кредитора-организации.

229-ФЗ "Об исполнительном пр-ве" устанавливает, что реализация судебных постановлений, решений иных органов и служащих в отношении иностранных юридических и физлиц, субъектов, не имеющих гражданства, осуществляется по правилам комментируемого нормативного акта.

Виды документов-оснований

Федеральный Закон 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет следующие категории бумаг, в соответствии с которыми осуществляется взыскание служащими ФССП:

  1. Судебные приказы.
  2. Исполнительные листы. Они выдаются судебными инстанциями общей юрисдикции и арбитражами в соответствии с актами, принимаемыми ими.
  3. Соглашения о выплате алиментов. Эти документы и их копии должны заверяться нотариусом.
  4. Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам.
  5. Постановления органов, осуществляющих функции контроля, о взыскании средств с приложением бумаг, в которых присутствуют отметки банковских или иных кредитных структур, осуществляющих обслуживание расчетных и прочих счетов должника, о частичном/полном невыполнении требований вследствие отсутствия на р/с достаточного объема денег.
  6. Судебные акты, решения других институтов власти, должностных лиц по административным делам.
  7. Постановление пристава.
  8. Акты иных органов в предусмотренных нормами случаях.

При потере подлинника документа, в качестве основания для реализации вмененных должнику требований выступает его дубликат. Он выдается судом, другим органом, должностным лицом, вынесшим соответствующее постановление/решение, в установленном порядке. Документ, по которому начато исполнительное производство, содержится в материалах дела. Пристав направляет постановление соответствующему субъекту с приложением копии ИЛ.

Требования к документам

В исполнительных бумагах указываются:

  1. Название и адрес нахождения судебной инстанции, выдавшей документ, инициалы и фамилия служащего.
  2. Наименование материалов или дела, на основании которых предоставлен ИЛ, их номера.
  3. Дата вынесения акта судом или иным органом, должностным лицом.
  4. Календарное число вступления в действие решения или указание на немедленную реализацию требований, указанных в нем.
  5. Резолютивная часть постановления. В ней должно присутствовать требование о возложении на субъекта обязанности по передаче заявителю средств либо другого имущества, совершению в пользу последнего определенных действий или воздержанию от них.
  6. Дата выдачи исполнительной бумаги.

В документа также должны присутствовать сведения о заявителе и должнике:

  1. Для граждан – ФИО, адрес проживания/пребывания. Для должника дополнительно указывается место и год рождения, адрес предприятия, на котором он работает (если оно известно).
  2. Для организаций – юридический адрес и название.
  3. Для региона, РФ, муниципалитета – наименование и место нахождения органа, уполномоченного действовать от их имени.

Указанные правила по оформлению не распространяются на соглашение о выплате алиментов, удостоверенное нотариально, судебный приказ, а также постановление служащего ФССП. Если до выдачи исполнительной бумаги предоставлена рассрочка/отсрочка реализации требований, то в ней указывается начало течения срока реализации предписаний. Документ, который предоставляется на основании судебного акта либо являющийся им, подписывает судья и заверяет гербовой печатью. Исполнительная бумага, выданная в соответствии с постановлением иного органа или являющаяся решением другой структуры, визируется ее должностным лицом. На ней также ставится печать.

Постановление пристава

Этот документ должен содержать следующие сведения:

  1. Название подразделения ФССП и его адрес.
  2. Дата принятия постановления.
  3. Инициалы, фамилия, должность пристава, вынесшего акт.
  4. Название и номер производства, по которому было принято данное постановление.
  5. Вопрос, по которому вынесено решение.
  6. Основания принимаемого постановления. При этом указываются ссылки на федеральные и прочие нормативные акты.
  7. Принятое решение.
  8. Правила обжалования постановления.

Дополнительно

Пристав или другой служащий ФССП может по собственной инициативе либо по заявлению участников производства исправить арифметические ошибки или описки, допущенные в постановлении. Данная процедура осуществляется оформлением акта о внесении исправлений в ранее составленный документ. Постановление пристава должно быть исполнено в срок, указанный в нем. Обжалование акта осуществляется в порядке подчиненности вышестоящему служащему ФССП или в судебной инстанции. В последнем случае заявитель должен руководствоваться положениями процессуального законодательства.

fb.ru

Винниченко Н.А., Смирнов А.Ф. Комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве

приобрести
Винниченко Н.А., Смирнов А.Ф. Комментарий к Федеральному закону Об исполнительном производстве
скачать (206.8 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc

Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ
"Об исполнительном производстве"
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

 Винниченко Н.А., Смирнов А.Ф. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". - "Юрайт", 2009 г.
Содержание:
Предисловие 2

Глава 1. Основные положения 4

Глава 2. Исполнительные документы 18

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве 23

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве 29

Глава 5. Исполнительное производство 37

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве 60

Глава 7. Исполнительные действия. меры принудительного исполнения 76

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника 88

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах 149

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации 154

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина 167

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества 176

Глава 13. Исполнение требований неимущественного
характера, содержащихся в исполнительных документах 183

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей 191

Глава 15. Исполнительский сбор. ответственность за нарушение законодательства российской федерации об исполнительном производстве 193

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий 200

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий 202

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов 209

Глава 19. Заключительные положения 216

Предисловие

Настоящее издание представляет собой научно-практический комментарий к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принятие которого совпало с 10-летием создания системы службы судебных приставов.

Исполнительное производство является завершающей стадией длительного процесса судебного разбирательства, но его результат зависит в первую очередь от процессуального положения судебного пристава и наделения его соответствующими полномочиями в рамках закона.

Основной целью разработчиков при подготовке Закона об исполнительном производстве являлось создание механизма, который позволил бы повысить эффективность деятельности службы судебных приставов по защите прав и интересов государства, физических и юридических лиц в исполнительном производстве. Наряду с этим принятие комментируемого Закона обусловлено необходимостью приведения российского законодательства об исполнительном производстве в соответствие с требованиями международных договоров РФ, прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Недостатки Закона об исполнительном производстве и его достоинства можно будет выявить только в процессе его применения, т.е. в практике деятельности судебных приставов-исполнителей. Однако уже сейчас можно говорить о новых принципах правового регулирования сложного механизма исполнительного производства.

Важнейшим нововведением комментируемого Закона является установление минимума имущества, на которое не может быть наложено взыскание. Ранее данное положение содержалось только в гражданском законодательстве и его отсутствие в законодательстве об исполнительном производстве приводило к коллизиям правовых норм и создавало необоснованные конфликты в правоприменительной практике.

В Закон об исполнительном производстве включены совершенно новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как извещения и вызовы в исполнительном производстве (содержание повесток и иных извещений, порядок их доставки и вручения, последствия отказа от принятия повестки или иного извещения, неявки за их получением и т.п.), взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступлении, порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества. Новеллами комментируемого Закона являются нормы о сроках в исполнительном производстве (последствия пропуска срока, восстановление пропущенных сроков, приостановление, продление сроков и т.п.), также урегулированы сроки и порядок обжалования постановления и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Введены новые основания окончания исполнительного производства.

Комментируемый Закон адаптирован к современным экономическим реалиям. Новации заключаются в том, что теперь нормы Закона об исполнительном производстве направлены на защиту интересов клиентов профессиональных участников фондового рынка (в частности, запрещается обращать взыскание на принадлежащие им ценные бумаги). Фактически установлен запрет на обращение взыскания по долгам профессиональных участников рынка ценных бумаг на денежные средства их клиентов. Впервые в Законе об исполнительном производстве регламентирован механизм наложения взыскания и ареста на такие виды имущества и прав, как паи, акции, дебиторская задолженность, а также установлен порядок продажи этих активов.

Существенно отличаются от положений ранее действовавшего Закона об исполнительном производстве 1997 г. нормы, регулирующие порядок запрашивания судебными приставами-исполнителями сведений об имущественном положении должника, наложения ареста на его имущество, оценки и реализации арестованного имущества. Новеллой комментируемого Закона является положение о том, что требования залогодержателя, возникшие на основании закона, удовлетворяются исходя из стоимости заложенного имущества без соблюдения очередности удовлетворения требований. Впервые Законом об исполнительном производстве ограничены права дебитора на изменение правоотношений со дня его уведомления о наложении ареста на дебиторскую задолженность и до дня реализации прав требования или получения им уведомления о переходе прав требования к новому кредитору.

Одной из основных идей комментируемого Закона является гармонизация прав взыскателя и должника. После принятия настоящего Закона стороны исполнительного производства, а также иные заинтересованные лица могут оспаривать постановления и действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов в судебном порядке, а также обжаловать их в порядке подчиненности.

Закон об исполнительном производстве достаточно четко регулирует вопросы защиты прав должника и взыскателя в исполнительном производстве. Так, комментируемый Закон содержит отдельные статьи, предусматривающие право взыскателя предъявить лицам, выплачивающим должнику периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине. Также настоящий Закон устанавливает право организации в случае неисполнения требований исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника взыскать причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм ущерб с руководителя или иного работника данной организации, виновных в неисполнении исполнительного документа.

Защите интересов взыскателя способствует упразднение комментируемым Законом института авансирования розыска должника и его имущества.

Закон об исполнительном производстве существенно расширяет полномочия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению требований исполнительных документов. В частности, появился институт поручения судебного пристава-исполнителя, введены нормы о полномочиях судебного пристава-исполнителя на приостановление полностью или частично исполнительного производства. Закон впервые наделяет судебного пристава-исполнителя правом при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Кроме названных полномочий, новеллой комментируемого Закона является наделение судебного пристава-исполнителя таким правами, как: реализовывать арестованное имущество путем проведения аукционных торгов и уценки имущества в случае отсутствия на него спроса; обращать взыскания на имущественные права должника; обращаться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право.

Работоспособность Закона об исполнительном производстве покажет практика, она же в конечном итоге приведет и к необходимости уточнения и дополнения положений настоящего комментария.

Авторский коллектив комментария состоит из практиков, осуществляющих свою деятельность в ФССП России, Высшем Арбитражном Суде РФ, Федеральном Собрании РФ, Администрации Президента РФ, а также представителей юридической науки - преподавателей РПА Минюста России, непосредственно обучающих студентов по специализации "Исполнительное производство" и осуществляющих повышение квалификации судебных приставов-исполнителей.

Представляется, что при отсутствии правоприменительной и судебной практики по разрешению споров, возникающих в связи с применением новых положений Закона об исполнительном производстве, позиция авторов по некоторым вопросам его применения может являться небесспорной. Вместе с тем коллектив авторов полагает, что издание будет небезынтересно прежде всего правоприменительным органам в период формирования практики применения настоящего Закона.

Подготовленный комментарий может применяться в качестве научно-методической базы для изучения дисциплин, связанных с исполнительным производством, в высших учебных заведениях при подготовке бакалавров и специалистов по направлению "юриспруденция", а также при повышении квалификации и переподготовке судебных приставов-исполнителей.



nashaucheba.ru

Статья 12 ФЗ № 229-ФЗ. Виды исполнительных документов

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве":

Статья 12 ФЗ № 229-ФЗ. Виды исполнительных документов

1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

4.1) акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;

4.2) удостоверения, выдаваемые уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг";

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса;

10) запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации (далее - запрос центрального органа о розыске ребенка).

11) исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств и подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

12) определение судьи о наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.1. Исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

3. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения соответствующее постановление.

4. В случае необходимости направления или использования на бумажном носителе исполнительного документа, вынесенного и (или) направленного для исполнения в форме электронного документа, судебный пристав-исполнитель изготавливает его копию путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.


Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 12 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

В пп. 17-19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержатся следующие разъяснения:

В каких случаях на основании судебного акта выдается исполнительный лист?

Исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершение в их пользу определенных действий или воздержание от совершения определенных действий, например, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 206 ГПК РФ (части 1 и 3 статьи 1 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительные листы на основании судебных актов, не содержащих вышеуказанных предписаний, например, в случаях признания судом права на имущество, понуждения к заключению договора, определения порядка пользования имущества, судом не выдаются.

Постановления налогового органа, ПФ РФ, ФСС РФ о взыскании налогов и взносов являются исполнительными документами

..Применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ) о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

На основании мирового соглашения суд выдает исполнительный лист

Мировое соглашение, соглашение о примирении, не исполненные добровольно, подлежат принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству стороны данного соглашения (часть 2 статьи 142 АПК РФ, по аналогии закона судами общей юрисдикции в гражданском процессе на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 9 статьи 137 КАС РФ).


Выдача судом дубликата исполнительного документа

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом в порядке, предусмотренном нормами статей:

logos-pravo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *