Концепция в соответствии с которой право вытекает непосредственно – История политических и правовых учений.Тест Синергия

История политических и правовых учений.Тест Синергия

Сдано на 88баллов верно 22 из 25 в 2017г. Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом в Worde.

Концепция «чистой теории права» принадлежит …
Г. Кельзену
Г. Спенсеру
М. Ориу

Неверно, что … является сторонником либерального политико-правового течения
Б. Констан
Л. Гумплович
В. Гумбольдт

Реформа Солона, связанная с отменой долгового рабства в Афинах, называется …
остракизмом
литургией
сисахфией

По Аристотелю, лучшая форма государства – это …
демократия
монархия
полития

Тринитарные споры представляли собой полемику по вопросу …
троичности сущности организации государственной власти
места церкви в вопросе избрания императора
троичности божества

Концепция, в соответствии с которой право коренится не в текстах законов, а в жизни, разработана …
Д. Кейнсом
Л. Дюги
Е. Ерлихом

Термин «stato» для обозначения государственной власти ввел в политическую практику …

Н. Макиавелли
М. Лютер
Ж. Кальвин

Лао-цзы заложил основу концепции …
Даосизма  
Конфуцианства  
синтоизма

Неверно, что Августин написал учение о …
Граде Небесном
Граде Божьем
Граде Земном

Основоположником концепции государственного суверенитета является …
М. Лютер
Н. Макиавелли
Ж. Боден

 


Дж. Локк подчеркивает примат … власти среди других властей
монархической
судебной
законодательной

Античность – исторический период, характеризующий политико-правовые концепции …
Конфуция, Сократа
Сократа, Платона
Платона, Хаммурапи

Определение, что «государство – организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другой)», является типичным для …
марксистской политико-правовой концепции
социализма
юридического позитивизма

Определение, что «государство – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», принадлежит …

Т. Мору
Б. Спинозе
Г. Гроцию

История политических и правовых учений входит в цикл … дисциплин
теоретических
отраслевых
прикладных
историко-теоретических

В политико-правовую доктрину входят …
логико-теоретическая, философская основы, понятийно-категориальные аппараты, программные положения (оценки существующего государства и права, политические цели и задачи)
программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи
логико-теоретическая, философская или иные основы
понятийно-категориальные аппараты

… – автор концепции «Москва – третий Рим»
Филофей
Даниил Заточник
Илларион

… – автор первого политико-правового трактата русской философской мысли «Слово о Законе и Благодати»
Филофей
Илларион
Даниил Заточник

 

Христианские традиции возникли в …

Древнем Вавилоне
Древней Иудее
Древнем Китае

Ересь в переводе с греческого означает …
«провидение»
«вера»
«учение»

Концепция, в соответствии с которой право вытекает непосредственно из общественной солидарности, принадлежит …
Л. Дюги
Е. Ерлиху
Д. Кейнсу

Крайняя религиозная нетерпимость характерна для учения …
М. Лютера
Ж. Бодена
Ж. Кальвина

Неверно, что в политико-правовые концепции Древнего Востока входит анализ …
Древнего Вавилона
Древнего Китая
Древнего Рима

Кун-цзы является основоположником …
конфуцианства
индуизма
буддизма

Г. Гегель является ярким представителем … школы права
либертарно-юридической
естественно-правовой
этатистской

testsinergiya.kupikupi.org

Социологическая концепция права

Социологическая концепция права

Социологическая теория права — базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права «живое право», то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет «живому праву, а не системе официальных норм.

В этой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепции солидаризма(О. Кант,  Э. Дюркгейм,  Л. Дюги),свободного судейского усмотрения (Е. Эрлиха),социальной инженерии в праве(социологическая юриспруденцияР. Паунда).

а) Школа свободного права Евгения Эрлиха (1862 -1922)

В начале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получили теории свободного права. Их называют также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалось тесным для монолистической эпохи.

Законыимели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей, правосознание общества).Главным органом, который «находит» свободное право, объявлялся суд.Применение праваподчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи.

Австрийский правовед Е. Эрлих в своей работе «Основы социологии права» (1913 г.) выдвинул теорию «живого права союзов«, в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество.

Социология права, по Е. Эрлиху, в противоположность догматической юриспруденции,исследует право эмпирически, как опытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями.

Исходная точка права, согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе. Поэтомуисточник познания права— прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретного осуществления права (договоры, завещания, сделки и т.п.). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей.

Пример: Бартолиус (средневековой юрист ) своих учеников тренировал следующим образом: брали решения дела интуитивно, а затем искали подтверждение в законе. Любой юрист, листая дело, понимает к чему клонится оно и подводит законы.

Е. Эрлих поставил вопросы о необходимости системного и функционального изучения права, его взаимосвязи с обществом, обусловленности права фактическими, общественными, в том числе экономическими отношениями

.

Право целиком, полагал Е. Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеетсясущественное расхождение между правом, как оно выражено в законе, и «живым правом», т.е. правом фактически действующим на практике. «Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов» (государства, семьи, корпорации, товарищества и т.п. ).Исходные начала самого праваследует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство.

Концепция Эрлиха получила название концепции «свободного права», поскольку для нее стал характерным «свободный подход к праву», которой согласно Эрлиху, можно обнаружить впрактике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения.

б) Социологическая теория Роско Паунда

Роско Паунд— один из крупнейших юристов Америки. Он был преподавателем в американских университетах, большее время — в Гарвардском университете. Был деканом гарвардской школы права.

Главный труд — пятитомная «Юриспруденция » (1959 г.) Как и Е. Эрлих, видел задачу социологии правав том, чтобы объяснить возникновение, развитие, действие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями.Суть нового подхода в том, что упор делается на исследование права в действии, функций права с позициифилософии прагматизма.

Прагматизмисходит из того, что знания должны быть научны, построены на реальности. Всякое знание имеет значение, если связано с практической значимостью.

Социология права, определял Паунд, есть изучение юридической системы функционально, в свете преследуемых его социальных целей.

Само правовоспринималось им как «инструмент социального контроля» для согласования компромиссов интересов. В связи с этим  Р. Паунд большое внимание уделялпроблеме интереса в правеи характеризовал ее как эффективное и безопасное обеспечение всех потребностей индивида и общества.

Цель права —в достижении компромисса между личностью и обществом.

Функции права— социальное регулирование, достижение социальной гармонии.

В самом праве различал три основных аспекта права.

  • Право, как правопорядок(т.е. право не только нормативное предписание , но и как совокупность уже сложившихся реальностей ).

  • Нормативная сторона права(т.е. право составляют нормативные предписание).

  • Процессуальная сторона права

    (т. е. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия).

в) Теория солидаризма Леона Дюги

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги(1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являютсяузами социальной солидарности.

Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Этисоциальные связиоснованы на разделении труда.Сотрудничество классов в процессе разделения трудаприведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарностисоставляет основу всего объективного права.

Юридическая норма— это «верхний пласт» социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и  поэтому стоит над государством.Юридическая нормавозникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей.Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Норма социальной солидарностисоздает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.

Существует лишь объективное право— юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

studfiles.net

31. Понятие права. Основные концепции понимания права

Право — очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют право с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права. К ним относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естествен­но-правовая, историческая, марксистская и интегративная.

В нормативистскойконцепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существова­ние нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный пра­вопорядок.

Положительными чертами данной концепции являются:

а) выделяется и подчеркивается основное свойство права — его норма­тивность; б) отмечается формальная определенность правовых норм, соблю­дение которых исключает произвол и беззаконие; в) четкая фиксированность государственного принуждения.

Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, яв­ляясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправед­ливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать уста­ревшие и т.д.

Социологическая концепция возникла во второй половинеXIXвека, когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сфере экономики.

Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы — всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, админи­страторы — государственные чиновники, сами граждане.

Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, ре­альное право идет впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.

Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учет юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпе­тентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб сла­бому.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утвер­ждал, что право – это эмоции, «обязательственно-притязательные пережива­ния», психологическое состояние, вызванное определенным событием, и от­ношение к нему в этом психологическом состоянии.

Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регули­рование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и пре­ступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.

Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произ­вол, самосуды, использование психологии толпы.

Согласно теории естественного права, каждому человеку, с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие чело­веку права и свободы находят свое выражение в праве. Они, собственно, и образуют право. Один из идеологов этой теории Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида. Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения — нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.

Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.

Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с соци­альными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

Недостаток теории выражается в односторонности права, его принад­лежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам дру­гих классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.

Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что:

1) право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.

Достоинствами данной теории состояли в том, что, во-первых, впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Во-вторых, показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя. В-третьих, справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.

Недостатки данной теории состояли в том, что, во-первых, данная теория отрицала естесственные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены. Во-вторых, ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права, одновременно допус­кает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права челове­ка, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновре­менно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, дру­гими обстоятельствами.

Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все ос­новные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является ее эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.

studfiles.net

Теория солидаризма и ее оценка.


⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 27Следующая ⇒

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928 ) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо. Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.

Следуя за Э.Дюркгеймом, Л.Дюги говорит о двух видах солидарности:
1) «солидарность по сходству» — вызван совпадением интересов людей.
2) солидарность, вытекающая из разделения труда. В несовершенной форме она существовала в древности, а в современных обществах становится основным видом солидарности, т.к. они отличаются высоким уровнем разделения труда. Это, прежде всего «солидарность экономическая».
На основании понимания общества как единого организма Дюги отвергал целый ряд юридических терминов, называя их «метафизическими». Он возражал против термина «государственный суверенитет», который противопоставляет государство обществу, в то время как первое является неотъемлемой частью второго. Дюги отвергал деление права на частное и публичное, а также отрицал идею естественных прав человека, т.к. они придают обществу «атомарный характер». Человек в обществе обладает не правами, а функциями.

Л.Дюги были выдвинуты идеи синдикализма, согласно которым человека в обществе должны защищать не какие-либо абстрактные права, а его профессиональное объединение, например,профсоюз. Данные идеи частично нашли свое применение в некоторых государствах, например, фашистского Италии.

_______________________________________________________________________________________________________

Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.
Юридическая норма — это «верхний пласт» социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав. Существует лишь объективное право — юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид — это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции. Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг. Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм. Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами. Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.
Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.

Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:

1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
2 Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.

Реалистическая школа права.

Радикальное направление социологической юриспруденции. Условно разделяется на направления: американское и скандинавское (Алф Росс, Карл Оливеркрон).

1) американское. (Карл Льюэллин (Ллевеллин), Оливер Холмс, Джером Фрэнк). Они рассматривали право как совокупность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения.
2) скандинавское.Иногда представителей скандинавского направления относят к психологической школе права, т.к. они много внимания уделяли психологическим аспектам судебного процесса, интуиции судьи.

Главных представителей этой школы — американцев Джерома Френка и Карла Ллевеллина(-часто называют «реалистами». Работа Френка «Право и современный разум» (1930) явилась возмутителем спокойствия ученых-правоведов, поскольку призывала к существенным изменениям в теории права. Идейным вдохновителем Френка стал Оливер Вендел Холмс, в книге которого «Общее право» была высказана мысль о том, что «жизнь права не имеет логики: она имеет опыт». Обосновывая новый подход в правопонимании. Френк писал, что право предстает в своей реальности лишь в виде специальных решений судей, в виде реального деяния, а не говорения. Никто не может знать «реальное право», пока не последует само решение, вытекающее из конкретного дела, из конкретного случая. В свою очередь принятое решение не создает правила поведения (норму) для последующих случаев. По Френку, право — это решение, а не правило. Отрицая нормативность права,он говорил, что его невозможно вывести на основе норм законов и других нормативных актов. Правовую норму Френк называл «суррогатом» и «основным мифом», который мешает приспособлению права к реальной жизни. «Реалисты» отождествляли право только с практикой судей и администраторов. Здесь позиция Френка и его последователей относительно правопонимания полностью расходится с представителями умеренного направления в социологической юриспруденции во главе с Роско Паундом. По Френку, судьи принимают решения не на основе норм, а на основе интуиции, эмоциональных всплесков, разных биологических импульсов и других подсознательных факторов «глубинной психологии». По Ллевеллину, жизненные ситуации — сфера «реального права», находится в сфере сущего, а не должного. Каждая ситуация неповторима, и в связи с этим суд каждый раз создает свое новое право. Предыдущие решения судей не нормативны,поскольку они носят только описательный характер. а не предписывающий.

Несмотря на то что Р.ш.п. подняла актуальную проблему, подвергая критике сторонников догматического направления, которые не разделяли право и закон, у самих «реалистов» было много серьезных ошибок, поскольку они отрицали нормативный характер права, юридическую силу закона, принцип законности.

Положительным моментом данных теорий, является то, что они обратили внимания на судебную деятельность как фактор правообразования, акцентировали внимания на процессе вынесения судебного решения. В то же время реалистические доктрины подвергаются критике по следующим основаниям:

1. Определение права как совокупности судебных решений применимо лишь для стран «общего права», где суды наделены правотворческими функциями.

2. Сторонники реалистической школы сужают сферу правового регулирования, т.к. многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделаны субъективными правами и юридическими обязанностями.

3. Неопределенность права, за которую выступают реалисты, снижает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Концепции права

В юридической литературе выделяют три основные концепции права: нормативная концепция, социологическая концепция, нравственная (естественно-правовая) концепция.

Согласно нормативной концепции право представляет собой система норм, содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов, которые установлены и органами государственной власти и охраняются ими от нарушений.

В соответствии с положениями социологической концепции право – это порядок общественных отношений, который представлен в действиях и поведении людей. В данной концепции внимание акцентируется на практике действия юридических правил, а не на их содержании.

Представители нравственной концепции рассматривают право как своеобразную форму общественного сознания. Текст закона остаются лишь на бумаге, если он не осознан и не усвоен человеком. Закон воздействует на общество только через сознание (массовое правосознание). Следовательно, право составляют не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правомочиях, запретах, порядке и способах защиты.

Следует отметить, что каждое правопонимание обладает своими основаниями и выражает определенную реальную сторону права. По этой причине они могут существовать одновременно.

Так, нравственное понимание права необходимо для правового воспитания и развития действующего права.

Нормативное понимание права обеспечивает ясность и устойчивость правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Социологическое понимание наделяет право конкретностью и определенностью, что способствует его практической реализации. В противном случае, оно выступает лишь декларацией и простым текстом.

При этом каждое правопонимание можно охарактеризовать как необходимый противовес для другого понимания права.

В настоящее время происходит определенная интеграция подходов указанных направлений. Общее признание ключевых принципов правовой государственности способствует их сближению.

Таким образом, в юриспруденции выделяют три основных концепции права, каждая из которых рассматривает право под специфическим углом. Изучение всех концепции и подходов понимания сущности права позволяет сформировать целостное восприятия данной категории.

lecu.ru

Естественно

Естественно-правовая концепция права

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА— философско-мировоззренческое объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов, юристов того времени проводилась мысль о том, что наряду с правом положительным (позитивным), воплощенным в законодательстве, существует право естественное,fus naturale, общее всем народам. Основой естественного права признавалась справедливость (aegllitas), с позиции которой надлежало оценивать действующее право. Согласно Цицерону, смысл справедливости «состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцировано это несправедливостью…». Справедливость воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». С позиции справедливости следовало оценивать действующее право. Право не совпадает со справедливостью, но оно должно быть отражением справедливости. Где нет справедливости, там нет права, говорили римские юристы.

В XVII—XVIII в. в. теория естественного права получает развитие в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), Т. Гоббса, Д. Локка (Англия), Вольтера, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Руссо (Франция), А. Н. Радищева (Россия) и др. В эпоху буржуазно-демократических революций она обогащается гуманистической концепцией прав человека. Признание прав человека (на жизнь, свободу. неприкосновенность, частную собственность и др.) естественными и неотчуждаемыми явилось основополагающим в понимании природы естественного права.

Сущность теории естественного права в ее современном понимании заключается в том, что идеи (естественного равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В этом смысле нормы или действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.

В отличие от позитивного права — совокупности юридических норм, исходящих от государства и получивших закрепление в законодательстве, судебных решениях, иных источниках, естественное правопредставляет объективно существующее («природное») право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы, выступающее первоосновой, своего рода эталоном для права позитивного.

Естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Оно разумно и справедливо, не связано границами государственных территорий, существует и действует вне времени и вне пространства, распространяется на все страны и народы. Как верно замечено, по своей сути естественное право есть совокупность требований, по своей исходной основе непосредственно, без какого-либо прямого людского участия рожденных самой натуральной жизнью общества, «природой», «естеством» человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся право на эквивалент, право старшинства, право народов на определение своей судьбы и др. (С. С. Алексеев). Основополагающие (базовые) нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые теорией естественного права в качестве естественных законов общественного устройства, составляют прирожденные неотчуждаемые (абсолютные) права человека.

Соответственно своим содержанием естественное право охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, частную собственность, достоинство, безопасность, справедливость, право на сопротивление несправедливой власти и другие, вытекающие из естественного порядка вещей, их экономического уклада жизни, духовно-культурной среды обитания людей, естественно-природных условий жизнедеятельности человека. Признание и защита этих прав является главной задачей всякого государства.

С формально-юридической точки зрения естественное право выражается через правовые идеи, принципы права. С учетом это естественно-правовой подход к праву позволяет: во-первых, соизмерять ценность права в соответствии с тем, насколько полно его нормы и институты отражают своим содержанием права и свободы человека и гражданина, и охраняют их специфическими юридическими средствами; во-вторых, проводить различие между правом и законом. Из чего следует, что: а) право не сводимо к закону. Закон лишь одна из форм его выражения; б) не всякий закон является выражением права. Господствовать в общественной жизни должен лишь тот закон, который основан на праве, т.е. обладает качеством правового закона; в) право первично по отношению к государству; г) государство должно выражать в законе право и т.д.

Отмеченные преимущества правопонимания, как верно замечено (В. В. Лазарев), должны быть дополнены ответами на следующие вопросы. Как реализуются нормы естественного права в том случае, если они, скажем, вступают в противоречие с действующим законодательством? Как должен поступать правоприменитель в случае такого рассогласования? Каким образом это следует соотносить с требованиями законности? Очевидно, что для правоприменителя должны существовать юридически определенные ответы на все эти вопросы.

В современном общетеоретическом правоведении фундаментальные естествено-правовые взгляды правопонимания находят отражение в различных правовых школах, в частности, в так называемой либертатной концепции права.

Представляется, что естественное право, равным образом, как и право позитивное, обладает регулятивными свойствами. Однако в механизме действия права естественному праву отводится особая роль: оно выполняет функции общеправовых принципов.

studfiles.net

Концепции происхождения права

Теологическая теория. Возникновение и природа права непосредствен­но связаны с божественным волеизъявлением. Понятие и источник права вытекают из категории справедливости. Так, согласно древнеегипетской мифологии, в качестве владыки справедливости фигурирует бог Осирис. По такому представлению о справедливости и праве все люди равны и наделены богами равными возможностями, нарушение такого равенства в человечес­ких отношениях свидетельствует об отступлении людей от божественного закона.

По мере развития общества и представлений о праве во взглядах мыслителей все более четко отмежевываются право и закона. По Фоме Аквинскому, право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а закон — «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т. е. стоящими у руля государственной власти. Философ замечает, что человеческие законы должны быть правовыми, т. е. соответствовать высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.

В эпоху победившего капитализма эстафету теологизма принял неотомизм (Ж. Мартен, Й. Месснер и др.), согласно которому и государство и право есть результат божественного творения, действия духовных начал, отраже­на божественного разума в общественном порядке.

Рассматриваемая теория имеет 3 варианта: древнейший, средневековый и современный.

Религиозно-мистическое сознание (древнейшее) исходит из того, что Бог естьпричина всего и рассматривает право как божественное установление.

Средневековые теологи (Фома Аквинский и др.) стремились идеализизировать феодальное право, придать ему ореол святости, утверждая, что действующее право основано на естественном божественном законе и догмах Священного Писания.

В современном варианте идеи Фомы Аквинского поднимает из глубины веков теория возрожденного естественного права, датируемая началом столетия. Представители школы возрожденного естественного права (Ж. Мартен и др.) пытались доказать, что буржуазное право соответствует требованиям естественного права, вытекающего из божественной и неизменной человека.

Психологическая теория.Наиболее ярким представителем этой теории являлся Л. Петражицкий. Он и другие сторонники психологизма трактовали право как элемент психики, сводя его к эмоциям и чувствам. Вследствие это­го, по их мнению, право вечно и не зависит от экономики, классов, государ­ства. Право может быть официальным и неофициальным. Источником проис­хождения официального права является государственная власть, ею право и поддерживается. Неофициальное право возникает в сознании людей помимо, а зачастую в противовес официальному.

Кроме того, JI. Петражицкий выделял еще две разновидности права:позитивное, т. е. основанное на действующих в обществе законах, иинтуи­тивноекак результат внутреннего, инстинктивного самоопределения инди­вида. Отсюда делается вывод: сколько индивидов, столько и интуитивного права. Тем самым интуитивное право, будучи более значимым в сравнении с позитивным, отождествляется с индивидуальным правосознанием. Большая значимость интуитивного права объясняется следующими обстоятельствами:

  1. оно выражает личностное начало общества; 2) оно более гибкое, способ­ное быстрее и эффективнее реагировать на изменения жизненных запросов общества.

По мнению сторонников психологической теории, главная причина со­циальных катаклизмов заключается в том, что между интуитивным и пози­тивным правом время от времени возникают противоречия.

Чем руководствуются и должны руководствоваться субъекты правово­го общения? Согласно Л. Пегражицкому, эмоциями, «обязательственно при­тязательными переживаниям». Не позитивные нормы, а «императивно-атрибутивные переживания и нормы» интуитивного происхождения ставятся во главу угла. Правом «оправдывается» не только то, что находится вне ве­дения государства, не пользуется положительным официальным признани­ем и покровительством, но и то, что со стороны государства встречает пря­мо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государ­ственном смысле.

Теория естественного права.Основной постулат — существование выс­ших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принци­пов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок, ценность, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориен­тируется на поиск лучшего решения, справедливого и разумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентируется на природу вообще: человека, вещей и пр.

Как самостоятельное течение научной мысли наивысшее развитие и рас­пространение доктрина получила в преддверии буржуазного переустройства Европы (Г. Гроций, Т. Гоббс и другие деятели XVII-XVIIIвв.). Суть этой теории заключается в следующем. В обществе существует дуализм (двойственность) права: наряду с позитивным правом, т. е. созданным государством (законодательство), существует и высшее право, свойственное человекуoт природы, — естественное право. Именно оно служит критерием оценки позитивного права с точки зрения его соответствия высшей справедливости. Отсутствие же такого баланса приводит к оценке действующих в обществе законов как неправовых.

В само понятие «естественное право» вкладывался разный смысл.

Так, по Т. Гоббсу, это свобода всякого человека использовать свои силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы (человеческая природа — главное понятие социальной концепции английского философа). Иными словами, человек свободен в выборе средств для сохранения своего начала. Такая свобода ограничена лишь разумом.

С точки зрения Г. Гроция, естественное право есть предписание здраво­го ума, посредством которого то или иное действие, в зависимости от соот­ветствия или несоответствия самой разумной (человеческой) природе, при­знается либо морально позорным, либо морально необходимым.

По мнению Б. Спинозы, естественное право каждого индивида прости­рается так далеко, как далеко простирается его мощь. По учению же Дж. Лок­ка, естественный закон выражает разумность человеческой природы: он тре­бует мира и безопасности всего человечества. В свою очередь, человек, обла­дая разумом и будучи членом сообщества, следует естественному праву: реа­лизуя свои интересы, отстаивая свою жизнь, свободу, собственность, он дол­жен стремиться не навредить другому.

Исключительно важными в учении английского мыслителя Дж. Локка являются следующие моменты: 1) при заключении общественного договора об образовании государства люди не отказываются от своих естественных (природных) прав и, прежде всего, права собственности; 2) в силу этого они имеют право восстать против деспотической власти.

В результате договора с государством народ остается верховным судьей, решающим правильно ли учрежденные и уполномоченные власти выполня­ют возложенные на них договорные обязательства или стали нарушать их и тем самым утрачивать оказанное народом доверие.

Теория естественного права имела исключительно важное значение для идеологической и политической борьбы против феодализма, способствовала расшатыванию его основ. Под ее лозунгами совершались первые буржуазные революции. Основные идеи естественного права были закреплены в Декларации независимости США 1787 г., Декларации прав человека и гражданина во Франции 1789 г., Конституции России 1991 г. и т. д.

Отношение к рассматриваемой теории в отечественном правоведении неоднозначно. Для советского периода характерно открытое непринятие ес­тественно-правовых взглядов, которые оценивались как метафизические и субъективные. В последние годы подходы к данной концепции колеблются с амплитудой от скрытого непринятия и сдержанных оценок до всестороннего признания единственно верным учением. Российская Конституция закрепля­ет, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17). По мнению же комментаторов Основного Закона, данная норма не свидетельствует о безусловном признании естественно- правовой доктрины, а лишь связывает возникновение прав человека с фактом его рождения.

Теория естественного права может быть обоснована и с религиозных позиций, смыкаясь с теологической теорией происхождения права.

Позитивное значение естественно-правовой теории в следующем: 1) ут­верждается идея естественных, неотъемлемых прав человека; 2) не отожде­ствляются право и закон, естественное и позитивное право; 3) концептуально соединяются право и нравственность.

Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом мож­но объективировать (выразить) в правовой действительности.

Историческая (спиритуалистическая) школа правасложилась в первой половине XIX в. Она рассматривает право как продукт народного духа и народного правоубеждения. По мнению ее представителей (Г. Ф. Пухта, К. Ф. Савиньи, Гирке), право, подобно языку, складывается в эпоху подъема народного духа, а юристы все лучшее всегда заимствую т из развившегося без них или развивающегося обычного права. Так, Савиньи писал, что право не создается законодателем, оно возникает самопроизвольно в результате про­гресса народного духа примерно также, как и язык. Ученые-правоведы долж­ны уметь схватить и зафиксировать всплески правовой коллективной мыс­ли, изложить ее в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое пра­во, должен превратить его в действующее законодательство. Таким образом, творцом права выступает мистический народный дух, а законодателю отво­дится скромная роль ученика, извлекающего юридические нормы из право­вых убеждений народа, выраженного в обычаях.

Многие исследователи справедливо отмечаю! ограниченный и консер­вативный характер исторической школы права и преувеличение роли обыча­ев в нормативном регулировании общественных отношений. Более того, пе­ренос «первопричины» из сферы хозяйственно-трудовой, культурно-бытовой жизни общества в сферу «духа», «общественного сознания» является гипер­болизацией отдельных сторон процесса происхождения нрава.

Историческая школа, используя принцип историзма, снизывала право с более глубоким этнокультурными пластами, с самоорганизующейся приро­дой права, его эволюцией. Школе приписывались национализм и мистицизм и упускалось из виду, что она учитывала некоторые реальные процессы фор­мирования права, особенно в средневековой Европе. И хотя данной концеп­цией излишне преувеличивались положения о самоорганизации права, реша­ющей роли национальных традиций, духовных начал, отрицать значение этой школы в утверждении эволюционного характера содержания и форм права было бы ошибочным. Историческая школа, опираясь на объективную ситуа­цию формирования права средневековья из обычного права, утверждала, что главное в них — самоорганизационные начала, спонтанное, стихийное разви­тие. Эта школа использовала категории общей воли, общего убеждения. Не­мецкий ученый К. Ф. Савиньи писал: «Право существует в общем народном духе и, стало быть, в общей воле, которая постольку является и волею каждо­го определенного индивида».

Историческая школа права есть мощное продвижение теоретико-право­вой мысли в изучении происхождения права, так как она уловила роль и зна­чение этнокультурных факторов возникновения права и особенности этого процесса у разных народов.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *