Конфедерация признаки – Признаки конфедерации

Конфедерация: понятие, признаки, политико-правовая природа | Теория государства и права вики

Конфедерация — это союз суверенных государств, создаваемый для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий (как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы).

В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно.

Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации:Править

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

4. Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса

5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса (принятие решения на основе общего согласия). 

7. Наличие права выхода из состава конфедерации.

.

Политико-правовая природа конфедерацииПравить

Вопрос о политико-правовой природе конфедерации разработан слабо. Существуют два основных подхода:

а) конфедерация является формой государственного устройства;

б) конфедерация НЕ является формой государственного устройства.

Более убедительным представляется второй подход, т.к. конфедерация не обладает ни одним признаком государства и представляет собой межгосударственное объединение.

ru.the-theory-of-state-and-law.wikia.com

Понятие и признаки конфедераций

Конфедерация – это союз государств, создаваемый для согласованного решения общих задач. Например: Союз провинций Соединенных Нидерландов (1579 – 1795), Союз штатов Северной Америки (1776 – 1787), Союз германских государств (1815 – 1866), Союз кантонов Швейцарии (1648 – 1798), Содружество Независимых Государств (1991 – по наст. вр.).

Признаки конфедерации:

  1. Создаются, как правило, на основе договора и носят международно-правовой характер. Исключение – Южная Конфедерация – на основе Конституции).

  2. Отсутствуют ОГВ, т.к. власть осуществляется в рамках государств. Для выполнения целей конфедерации

  3. Отсутствие союзного гражданства. Сохранение гражданство у субъектов конфедерации. Исключение – двойное гражданство в Конфедерации США.

  4. Отсутствие общей территории. Страны конфедерации распространяют свою юрисдикцию только на собственную территорию. Однако могут быть открыты границы (Пример – ЕС).

  5. Отсутствие суверенитета союза (суверенитет – свойство, присущее государству). Суверенны субъекты конфедерации.

  6. Отсутствие единых систем права, законодательства, судопроизводства, единой валюты. Исключение – ЕС, приобретающий признаки федерации.

  7. Акты органов конфедерации не обладают прямым действием и обращены к ОГВ субъектов конфедерации.

  8. Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации – отмены актов, принятых органами конфедерации.

  9. Субъекты конфедерации вправе в любое время выйти из конфедерации. Право сецессии предполагается.

СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Парламентская ассамблея.

Внутреннее образование в СНГ – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).

ЕвразЭС – Евразийское экономическое сообщество: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина.

Союз России и Беларуси

Варианты интеграции России и Беларуси: союзное государство, «Евросоюзные» отношения, вхождение Беларуси в Россию в качестве субъекта РФ, вхождение Беларуси в Россию в качестве 10 субъектов РФ.

ОРИ – организация региональной интеграции (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан)

Таможенный союз (Россия, Беларусь, Казахстан)  Единое экономическое пространство  Евразийский союз (+ Кыргызстан).

Понятие и виды автономии

Автономия:

  1. В широком смысле: ограниченная самостоятельность части целого в рамках системы целого.

  2. В узком смысле: ограниченная самостоятельность части государства.

Автономия – режим внутреннего самоуправления территориального образования в рамках единого государства, основанный на Конституции и др. ПА.

Виды автономии в зависимости от степени самостоятельности:

  1. Государственная (законодательная)

  2. Местная (административная)

Государственная (законодательная) автономия предполагает наличие: внешних признаков государства, в т.ч.: законодательного (представительного) органа, исполнительного органа, конституции и квазиконституции и т.д.

Конституцией гарантируется сфера компетенции в рамках которой автономия вправе окончательно решать определенный круг вопросов.

Примеры: Корсика во Франции, Гренландия и Фарерские острова в Дании.

Местная (административная) автономия предполагает наличие: внешних признаков государства, в т.ч.: законодательного (представительного) органа, исполнительного органа, конституции и квазиконституции и т.д.

Автономные права (полномочия по решению вопросов местного значения) устанавливаются не конституцией, а местным законом.

Примеры: Префектуры в Японии, Муниципалитеты в Венесуэле.

Виды автономии по национальному признаку:

  1. Национально-культурная автономия (НТА)

  2. Национально-территориальная автономия (НКА)

НТА предполагает осуществление режима автономии в рамках специально создаваемых национально-территориальных образований. Например: автономные районы в Китае, национальные районы в России.

НКА предполагает образование этническими группами, проживающими в инонациональной среде, различных национально-культурных обществ, землячеств, этнокультурных центров с введением образования на родном языке, стимулированием развития национальной культуры, языка, религии, обычаев, традиций и т.д.

В Свердловской области функционируют национально-культурные автономии татар, башкир, грузин, азербайджанцев, чеченцев, немцев, евреев и др.

studfiles.net

Понятие и черты конфедерации

Конфедерация представляет собой своеобразный государственный союз государств. При этом конфедерация выступает формой государственного устройства, а не оболочкой международно-правового союза с определенными общими чертами.

Конфедерации характерен набор следующих черт:

– она образуется для реализации определенных целей (экономических, политических, военных и т.д.), которые соответствуют интересам государств из её состава;

– создание конфедерации обычно закрепляется в виде договора;

– каждый субъект конфедерации сохраняет собственный суверенитет в полном объеме, а в целом на конфедерацию суверенитет не распространяет своё действие;

– члены конфедерации имеют право на выход из конфедерации посредством юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и право на отмену действия актов органов конфедерации на собственной территории;

неустойчивость и переходный характер: обычно конфедерация распадается по реализации целей своего создания или превращаются в унитарное либо федеративное государство;

– конфедерация имеет свои органы управления. При этом конфедеративные органы обычно только координируют действия и цели членов конфедерации.

Конфедерация не предполагает наличия следующих черт: общей конституции, единых законодательных органов, единого гражданства, единой системы судов, единой армии, единой налоговой, бюджетной и денежной систем.

Конфедерация является весьма редким государственным образованием. В свое время штаты Северной Америки образовали конфедерацию, однако в 1787 года она трансформировалась в федеративное государство (США).

В 1952 году Египет и Сирия объединились в конфедерацию и создали Объединенную Арабскую Республику, которая впоследствии распалась.

Таким образом, конфедерация имеет ряд отличительных особенностей и черт, однако характеризуется своей неустойчивостью, что делает её достаточно редким политическим явлением.

lecu.ru

понятие, признаки и виды — Мегаобучалка

Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения. Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства: *Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров. *Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом. *Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия. *Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций. *В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам. *В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства. *Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации. *Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти. *Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает. *Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов. *Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения. *Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам. *В конфедерации отсутствует союзное гражданство. В заключение следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств



 

 

 

megaobuchalka.ru

Конфедерация — Википедия

Конфедера́ция — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий. В двух словах: Федерация - одна армия с единым командованием и разная денежная единица; противоположность - Конфедерация - одна денежная единица и разные вооружённые силы с собственным командованием (см. Средневековье). Всё это всего - лишь форма объединения независимых стран..

Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов: обороны, внешней политики. Решение по общим для Союзных государств вопросам необязательно действует на территории каждого входящего в конфедерацию государства.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, так же, как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 2416 дней]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Признаки конфедерации

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

Видео по теме

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так, на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром[источник не указан 2416 дней]. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей Конфедерации», выработанной в 1777 году: «Обозначенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи Конфедерации» были слабой конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи Конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что, когда в 1798 году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельветическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году.

В начале 1990-х во время затяжного политического, и экономического кризиса, когда целый ряд регионов требовал или больше автономии или выхода из состава федерации, рассматривался вариант превращения России в Российскую Конфедерацию. Этот вопрос был окончательно снят с принятием конституции России в 1993 году где страна была названа «Российская Федерация». Тем не менее этот факт вызывает противоречия у ряда политологов, например Татарстан вошел официально в состав России только в 1994 году заключив договор о взаимном делегировании полномочий, где Татарстан назывался объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.[1][2][3][4]

Идею создания Конфедерации Великих Европейских Народов, упоминал Наполеон I. В своих работах он размышлял о «великой европейской семье» c общим управлением.[5].

Босния и Герцеговина по форме государственного устройства является федеративным государством, хотя иногда это мнение оспаривают и страну характеризуют как конфедерацию или квазиконфедерацию. В Конституции страны нет четкого определения кем являются страны-учредители, независимыми государствами или частями общей страны.[6][7].

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений», дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующее: «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние»; «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы, как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование. [источник не указан 1590 дней]

Некоторые [кто?] западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример — ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

В мире существовали ранее и существует сейчас ряд стран и их объединений которые никогда официально не назывались конфедерацией но были или есть таковыми по факту. Поскольку точного понятия что такое конфедерация нет, не редко бывают случаи, когда государства для достижения каких-либо целей называют себя конфедерацией, при этом они могут сочетать в себе разные формы правления — как монархии, так и республики.

Ещё одной формой конфедерации можно назвать свободную ассоциацию из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

На сегодняшний день конфедерацией можно назвать лишь Содружество наций.

Государства-конфедерации

Последними из существовавших официальных конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё из Северной и Южной Кореи, но проект не получил реализации, Северная и Южная Корея по прежнему не признают друг друга и считают своим владением весь Корейский полуостров. Обе Кореи по-прежнему высказываются за объединение, но каждая — на своих условиях.

Исторические конфедерации

Исторические конфедерации (особенно те, которые предшествуют XX веку), возможно, не соответствуют нынешнему определению конфедерации, иногда они могут быть провозглашены федерациями иногда империями, и при этом современные политологи характеризуют их как конфедерации.
Само по себе понятие «конфедерация» достаточно условно и неопределенно для применения его в исторический период до XX века.

Конфедерации XXI века это в основном экономические, а не политические союзы.

Наиболее известные бывшие конфедерации

Название Годы существования Описание Причина распада
Швейцария 1291 — 1848 Согласно швейцарской легенде в 1291 году представители трёх кантонов собрались вместе и дали легендарную «Клятву Рютли», которая считается основопологающей в создании Швейцарии. В 1798 году Швейцария была превращена в единую, централизованную Гельветическу республику но эта форма правления вызывала сильные противоречия у политических сил и народа, и со временем страну снова пришлось возвращать к конфедеративной форме правления. Ее кантоны были практически самостоятельными государствами но важные политические вопросы решали вместе. В наши дни Швейцария это федерация хотя слово «конфедерация» по прежнему осталось в ее официальном названии. Каждый кантон имеет свою конституцию и законы, однако их полномочия ограничены федеральной конституцией. Стала федерацией в процессе принятия новой Конституции
Республика Соединённых провинций 1581 — 1795 В 1579 году, некоторые южные провинции на территории современных Нидерландов, недовольные агрессивным кальвинизмом северных провинций, присягнули на верность испанскому королю но со временем перестали считать его законным правителем и начали борьбу за полную самостоятельность. В ходе Восьмидесятилетней войны за независимость была основана Республика Семи Соединённых Провинций. Государственное устройство Республики долгое время носило достаточно неупорядоченный характер, сохранялись многие старинные феодальные административные порядки, тем ни менее Республика активно вела войны с Европейскими странами и имела обширные колониальные владения. В 1795 году войска Французской республики захватили территорию конфедерации превратив ее в «дочернюю» Франции Батавскую республику. Преобразование в Батавскую республику.
Объединённые королевства Швеция и Норвегия 1814 — 1905 В результате Наполеоновских войн, в 1814 году Дании пришлось отдать Швеции всю Норвегию в качестве компенсации за потерю Померании. Норвежцы сразу же объявили о независимости и Швеция вторглась на ее территорию. Шведско-норвежская уния была заключена в том же году как компромисс, и предполагала общего для обеих стран монарха и общую внешнюю политику, но с сохранением собственной конституции и парламента. Со временем внутренние противоречия и разрыв в уровне экономического развития вызвал недовольство со стороны Норвегии и все более настойчивые требования уравнять в правах оба государства. Разрыв унии произошел мирным путем. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга
Конфедеративные Штаты Америки 1861 — 1865 Объединение некоторых южных рабовладельческих штатов, которые вышли из состава США и создали своё государственное объединение после прокламации президента А. Линкольна о отмене рабства. Ее политики заявляли что возвращаются к политическим положениям которые декларировали отцы-основатели США, к таким как «Статьи Конфедерации», и свободой во внешней и внутренней политике каждого штата. Как результат началась Гражданская война в США. По сути страна была централизованной федерацией. Она прекратила существование после поражения в гражданской войне. Поражение в гражданской войне
Северо-Германский Союз 1866 — 1871 Стремление объединиться в разные государственные формирования у немецких народов прослеживается еще с древних времен, но в средние века они представляли собой не единую страну, а множество мелких самостоятельных государств. Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей короной осуществить объединение — Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Во время войны Пруссии с Австрией в 1866 году, победила Пруссия, ряд немецких государственных образований объединился в официальный Союз со столицей в Берлине. Во многих государствах существовали свои выработанные веками порядки и традиции, чтобы объединить разные народы, Союз некоторое время носил конфедеративный характер. Преобразование в Германскую Империю.
Австро-Венгрия Австро-Венгрия 1867 — 1918 В 1804 году была провозглашена Австрийская империя как противовес Французской Империи Наполеона. Венгрия имела в составе империи широкую автономию: это отмечалось и в названии страны, и в ее гербе и даже в праве самостоятельной законодательной инициативы, под властью единого монарха были объединены частично самостоятельные государства Австрии и Венгрии. В 1848—1849 годах в Европе активизировались национально-освободительные движения, начались многочисленные революции, Венгрия требовала независимости, но империя устояла. После этого Австро-Венгерская империя была преобразована в унитарное государство с абсолютной и ничем не ограниченной центральной властью. Государство распалось в результате поражения в I мировой войне. Первая мировая война
Сербия и Черногория 2003 — 2006 Вопрос национализма в Югославии всегда стоял остро. Когда к власти пришел Иосип Броз Тито в стране началась политика интернационализма и развивалась идея единой Югославии с единым сербохорватским языком, эти процессы были остановлены после его смерти. Во время распада Югославии некогда единая Союзная Республика Югославия была преобразована в конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории, дабы не продолжать военный конфликт, но это всё равно не остановило распад страны. В 2006 году жители Черногории проголосовали на референдуме за выход своего государства из союза. Стремление стран-создателей к независимости друг от друга

Наиболее известные современные конфедерации

Название Год создания Описание
Содружество Независимых Государств 1991 Изначально планировалась как официальная, но «очень мягкая» конфедерация, объединяющая страны бывшего СССР, появившиеся после его распада. Сейчас является не столько конфедерацией, сколько международной (межгосударственной) организацией.
Евросоюз 1957 Первоначально Евросоюз планировался как преимущественно экономический союз, шло время, и он значительно укрепился в разных сферах. Сейчас это неофициальная, «мягкая», конфедерация, объединяющая монархии и республики на территории Европы, он имеет свой парламент и свою общую валюту евро.
Содружество Наций 1887 Добровольное межгосударственное объединение независимых государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. Членами Содружества также являются такие страны как: Мозамбик, Руанда, Намибия и Камерун. Содружество заменило Британскую империю в геополитическом, экономическом и моральном плане.
Союзное государство 1996 В 1996 году президентами России и Беларуси был подписан договор об образовании Сообщества Беларуси и России, или, как его иногда называют, Сою́зное Госуда́рство Росси́и и Белору́ссии (СГРБ). Это попытка создать конфедерацию (сначала мягкую, а потом возможно и плотную) России и Белоруссии с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, валютным и культурным пространством. Были даже созданы наднациональные органы управления: Высший Государственный Совет Союзного государства, Парламентское Собрание Союзного государства и Исполнительный Комитет Союзного государства. Но по сути Россия и Беларусь не объединились в конфедерацию, СГРБ хоть и продолжает существовать, но не имеет фактической реализации.

Другие значения

  • Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций — Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.
  • В науке XVIII—XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.
    У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно, классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишённое суверенитета, в то время как государства — субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.
Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза (1815—1866), которые затем превратились в федерации. Таким образом, конфедерация может служить переходной формой к более сплочённому государственному устройству. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование СНГ на части территории СССР).

Примечания

wiki2.red

005

005

5. Государственное устройство: понятия и виды. Конфедерация и её признаки.

1. Форма государственного (территориального) устройства.

Форма государственного устройства - способ организации государственной власти по территории (территориальной или национально-территориальной организации), характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Конфедерация является формой соединения государств.

2. Унитарное государство.

Унитарное государство - простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, которые не имеют признаков государственности. В таких государствах, как правило, существует одна конституция, один высший представительный, орган, одно правительство и т.д. Однако в состав унитарного государства могут входить автономные образования - национально-территориальные единицы с особым статусом, они образуются, как правило, на территориях проживания национальных меньшинств. Автономии могут иметь признаки государственности - конституцию, законодательство, высшие государственные органы и т.п. В зависимости от взаимоотношений центральных и территориальных органов власти и порядка формирования последних унитарные государства подразделяются на централизованные (органы власти административно-территориальных единиц формируются центром) и децентрализованные (органы власти административно-территориальных единиц избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью). Большинство всех государств - унитарные, эта форма государственного устройства обеспечивает хорошую управляемость и государственное единство, оно идеально подходит для государств с небольшой или средней территорией.

3. Федеративное государство.

Федеративное государство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Классическая федерация (например, США) представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство, однако некоторые федерации (в том числе и Российская Федерация) образовались путём преобразования унитарных государств в федеративные. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством. Территория федеративного государства состоит из территорий государств и государственных образований, входящих в его состав - субъектов федерации. Федеративное государство строится на началах децентрализации. В федеративном государстве компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией и/или федеративным договором. Не только федерация, но и субъекты федерации имеют свои высшие законодательные, исполнительные, и, как правило, судебные органы, принимают конституции и законы. Федеральный парламент, как правило, двухпалатный, одна из палат представляет субъекты федерации.

Федерации в зависимости от способа организации государственной власти по территории подразделяются на территориальные и национальные. Территориальные федерации характеризуются значительным ограничением суверенитета субъектов федерации (верховенством федеральной власти и федерального права, запретом на односторонний выход из состава федерации и т.д.). Национальные федерации строятся на принципе добровольного объединения её субъектов, обеспечивают суверенитет субъектов федерации (включая право на выход из состава федерации), право наций на самоопределение.

Отношения государственной власти федерации и её субъектов в конституционной федерации регулируются федеральной конституцией, в договорной федерации - договором между органами государственной власти федерации и ей субъектов. В симметричной федерации все субъекты федерации равноправны, в ассиметричной федерации различные виды субъектов федерации обладают различными правами. Российская Федерация имеет смешанное национально-территориальное устройство, проводит политику на построение симметричной конституционной федерации (в Конституции закреплены верховенство Конституции РФ, равноправие субъектов федерации).

4. Конфедерация.

Конфедерация - добровольное объединение (союз) суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Объединение нескольких государств в конфедерацию не приводит к образованию нового государства. Зачастую конфедерации создаются на определённое время, для достижения определённых целей. В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, включая право выхода из конфедерации. Органы конфедерации формируются на основе представительства, а правовые акты принимаются по соглашению сторон либо подлежат утверждению государственными органами сторон. Некоторыми признаками конфедерации обладает Союзное государство (Союз Белоруссии и России).

5. Империя.

Империя - насильственное межгосударственное объединение, которое образовано путём завоевания, а также экономического или политического давления, и держится на принуждении или угрозе его применения. Для империи характерны обширная территория, централизованная власть, стремление к экспансии (и даже к мировому господству), отношения подчинения между центром и периферией, разнородный состав населения.

Используются технологии uCoz

ftk.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *