Конспект урока 7 класс обществознание для чего нужна дисциплина: Урок по обществознанию, 7 класс по теме «Для чего нужна Дисциплина»

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Конспект урока в 7 классе по обществознанию по ФГОС "Для чего нужна дисциплина"

Для чего нужна дисциплина

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, санкции.

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое дисциплина, какой она бывает;

- понимать, какую роль играет дисциплина в человеческом обществе, и каковы последствия нарушения дисциплины;

- уметь осуществлять поиск информации, выделять главное

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Дисциплина - мать победы. А.В. Суворов, русский полководец

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Ф.Ф. Ушаков

« — Вы должны стараться дисциплинировать себя, потому что после определенного возраста никто не будет делать это за вас» 

Джиа Мари Каранджи, модель

« Главное — самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли. » 

Сергей Юрский 

  1. Строгая дисциплина-залог успеха  Ник Перумов, русский писатель-фантаст. Война мага

  1. Дисциплинированность — похвальное качество.      Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель двадцатого века,

« … дисциплина — штука справедливая, правильная, и от нее так же никуда не денешься, как от кори…»

Джон Стейнбек, американский прозаик

Прочитайте, пожалуйста, цитаты и афоризмы. О чём идёт речь?

Константин Подвербный «Дисциплина»

Вы, говорите, что я строг...

Но, дисциплина - это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом... С глазу на глаз...

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая радость!

Пусть дети отдыхают... Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

План урока:

1.Что такое дисциплина.

2.Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

1.Подберите, пожалуйста, к слову «дисциплина» ассоциации (солнце с лучиками)

(Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение)

2. Объяснение нового термина «дисциплина».

- А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

1) Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
2) Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

3) Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

4) Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1.Дисциплина -  обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.).

Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

3.Обязательная дисциплина (Кристина)

      Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

   В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, называется общеобязательным.

Задание 1-й группе

 При помощи слов составьте  схему.

Дисциплина

Специальная

Общеобязательная

Военная

Школьная

Технологическая

Трудовая

Моральная

Задание 2-й группе

Особенности

специальных дисциплин

Последствия

нарушения дисциплины

Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов

Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей

Трудовая дисциплина

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Технологическая дисциплина

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают

экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

Задание 3-й группе

Подберите пары по смыслу.

Технологическая дисциплина

Выполнение приказа командира

Общеобязательная дисциплина

Опоздание рабочего на смену

Трудовая дисциплина

Несоблюдение правил пожарной безопасности на борту самолёта

Военная дисциплина

Обязательное начало уроков в 8 часов 20 минут

Школьная дисциплина

Администрация Дубенского района выполняет возложенные на неё обязанности

Задание 4-й группе

  1. Дайте определение внутренней и внешней дисциплины
  2. Соотнесите примеры с разновидностями дисциплин.

Дисциплина

Внешняя дисциплина

Внутренняя дисциплина

Примеры:

А). Контроль со стороны других людей.

Б). Совесть.

В). Желание выиграть приз.

Г). Боязнь получить выговор.

Д).Чувство вины.

Ж). Увольнение с работы.

З). Требование к самому себе.

Дисциплина, воля и самовоспитание.

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

Прочитайте фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу", через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Домашнее задание.

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Урок по обществознанию "Для чего нужна дисциплина" (7 класс)

Тема урока «Для чего нужна дисциплина» (7 класс)

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выполните 5 заданий.

1.Вставьте пропущенное слово.

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и _________ гражданина Российской Федерации».

2. Деятельность, которая включает несение боевых дежурств, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, участие в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта, в первую очередь связана с

1) медициной катастроф

2) преподаванием

3) военной службой

4) благотворительностью.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Призывной возраст для граждан РФ от 18 до 27 лет.

Б. Гражданин РФ должен встать на воинский учет в год достижения 17 лет.

1)верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения.

4) оба суждения не верны.

4. Найдите обобщающее понятие для всех остальных:

1)Несение боевого дежурства

2) Военная служба

3) Участие в учениях кораблей

4) Выполнение задач в условиях конфликта

5. Найти слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Воинский учет

2) достижения 17 лет

3) военкомат

4) контракт

5) право на труд

Ответы: 1- обязанность, 2- 3, 3 – 3, 4- 2, 5- 5.

Давайте проверим, как вы выполнили работу. Поставьте себе оценки без ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки –«3», 3 и более ошибок – «2».

2. Мотивационно-целевой этап.

Работа с иллюстрациями.

На слайде плакат «Падение трудодисциплины разрушает транспорт» неизвестного художника, 1931 года.

  1. Что изображено на плакате? (авария на железной дороге)
  2. Что стало причиной этой аварии? (работник железной дороги не перевел поезд с одного пути на другой, так как был в состоянии алкогольного опьянения, то есть нарушил  дисциплины на железной дороге)

Работа с плакатом «Ты труд другого уважай» С. Низовая, 1954 г.

  1. Что изображено на этом плакате? (мальчик делает уроки, при этом бросает бумаги, точит карандаш на пол. В то время девочка подметает пол)
  2. К каким последствиям может привести данная ситуация? (к конфликту)
  3. С каким призывом автор обращается к зрителям? (Ты труд другого уважай, сам насорил сам убирай!)
  • Что объединят эти два плаката? (тема нарушения дисциплины: в первом случаи на железной дороге, во втором в школе)
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о дисциплине)

Тема нашего урока – «Зачем нужна дисциплина»

На какие вопросы нам предстоит ответить?

  1. Для чего нужна дисциплина?
  2. К чему может привести нарушение дисциплины?
  3. Что нужно сделать, чтобы стать дисциплинированным человеком?

4.Изучение нового материала.

1.Дисциплина общеобязательная и специальная.

  • Что такое дисциплина?

Ответы учеников.

Работа со словарем  (стр. 154)

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Работа с текстом учебника.

Задание 1. (в парах по рядам). Время выполнения 2 минуты.

1 ряд  читает стр. 39 (последний абзац) – стр. 40 1 абзац.

1.Заполните пропуски в схеме.

Дисциплина

2.Чем отличается общеобязательная и специальная дисциплина? (По характеру деятельности дисциплина бывает общеобязательной и специальной. Общеобязательная обязательна для всех, а специальная существует для членов определенной организации)

2 ряд  читает стр. 40 2, 3, 4 абзацы.

1. к чему обязывает военная дисциплина? (соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги,  воинского устава, приказы начальников)

2. Почему воинская дисциплина отличается особой строгостью?  (от нее зависит боеспособность войск, четкость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное – жизнь многих людей).

3 ряд читает стр. 41 1,2 абзац

1.что предусматривает трудовая дисциплина? (своевременный приход на работу, соблюдение продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации)

2. в чем проявляется нарушение трудовой дисциплины? (в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей)

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Давайте совершим путешествие в прошлое. Читаем рубрику «Путешествие в прошлое» стр. 41

  • Что объединяет все перечисленные факты? (нарушения трудовой дисциплины)

Итак, на примере воинской и трудовой дисциплины мы выяснили, что их нарушение может привести к тяжелым последствиям.

  • А к каким последствиям может привести нарушение школьной дисциплины, приведите примеры?  (например, бег по лестнице – к травмам)
  • Так  для чего же нужна дисциплина? (что был порядок в обществе)

2.Внутренняя и внешняя дисциплина.

  • Ребята, как вы думаете, кто следит за тем, чтобы люди были дисциплинированными? (государство, правоохранительные органы, школа, совесть)

По форме контроля дисциплина бывает внешняя и внутренняя.  При внешней дисциплине правила соблюдаются только благодаря внешнему контролю. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему убеждению, без внешних санкций и принудительных мер, тогда можно говорить о внутренней дисциплине.

  • Приведите примеры внутренней и внешней дисциплины. (Например, один ученик хорошо учится, потому что понимает, что он должен хорошо учиться, чтобы получить хорошее образование. Другой хорошо учится, потому что боится наказания родителей.)

Задание 2.

Соотнесите суждения и виды дисциплины. (1-2 минуты)

Суждение

Виды дисциплины

А) правила соблюдаются благодаря контролю со стороны

1.Внутренняя

Б) человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случаи несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины

2.Внешняя

В) человек соблюдает правила по своему внутреннему убеждению, без внешних санкций и принудительных мер.

Г) люди чувствуют постоянный контроль, стремятся получить максимальное или какое-либо поощрение либо избежать наказания

Д) иногда основано на страхе административного или уголовного наказания

Е) основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле

Ответ: А- 2, Б- 1, В- 1, Г- 2, Д- 2, Е- 1.

  • А как вы думаете, какая дисциплина более надежнее оберегает от нарушения правил – внутренняя или внешняя?  (обсуждение)

Кто-то боится больше наказания со стороны, а кто-то наоборот своей совести, ее угрызений.

Давайте обратимся к документу по Т. Мишаткиной.

Слово «совесть» произошло от старославянского «себя ведать», «себя знать»… Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то не желательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно…

Часто приходиться слышать: «Легко рассуждать отвлеченно, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконравственным гораздо труднее». Но разве легче жить, усыпив, затоптав, заглушив свою совесть? Можно, конечно, находить себе оправдание. Но в жизни так всегда было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть. Проблема состоит в том, чтобы сделать ее высшим судьей всей нашей жизни.

Мучительные угрызения совести – стыд за совершенное, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были, обида за себя, стыд за униженное достоинство (свое и чужое). Угрызения, муки совести - это осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий.

  • Что такое совесть?
  • Что такое угрызения совести?
  • Почему автор совесть называет высшей судьей для человека?  (Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то не желательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно…).

3.Дисциплина, воля, самовоспитание.

  • Рассмотрите иллюстрации на слайде. Как можно охарактеризовать этих детей?
  • Что нужно сделать, чтобы стать дисциплинированным человеком?

Нужно постоянно воспитывать себя, т.е. заниматься самовоспитанием. Некоторые этот процесс сравнивают с «укрощением зверей».

  • Согласны ли вы с таким сравнением?
  • Каких зверей в самом себе приходиться укрощать? (лень, неверие в свои силы, необязательность, болтливость, хвастовство, неорганизованность и др.)
  • Какое качество необходимо, чтобы укрощать самого себя? (силу воли)

Как же воспитать в себе волевые качества? Все признают, что это очень сложный процесс. Ведь, по сути это насилие над собой, принуждение делать то, что не хочется, либо наоборот, отказаться от того, что очень хочется. У каждого человека свои способы. По мнению психологов, лучше всего развивает силу воли занятие спортом.

  • Почему? (систематические тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя: усталость, лень, боль)

Кроме спорта, можно воспитать силу воли путем выработки положительных привычек. Например, утренняя зарядка, уборка комнаты)

Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:

Лена и Наташа увлекались бальными танцами и отводили им все свое свободное время: ходили на занятия, смотрели выступления танцевальных пар по телевизору. Прошло полгода, и отношение одной подруги к любимому делу  изменилось. Лена, заходя за Наташей по пути на занятия, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть с книжкой». Через два года танцевальная пара Лена и Саша победили в турнире. Наташа с завистью сказала: «Какая ты везучая, стала победительницей конкурса! Я тоже хотела, да вот … не получилось».

  • Как можно объяснить «везение» Лены, используя понятия «дисциплина», «воля», «самовоспитание»?
  • Какие качества Наташе необходимо развивать?

Для воспитания силы воли нужно преодолеть все пять ступеней:

  1. Постановка цели – определите, какие волевые качества вам необходимо в себе развить.
  2. Начинайте бороться с недостатками, проявляя свои положительные качества.
  3. Убеждайте себя и приказываете себе поступать правильно.
  4. Контролируйте свои действия – каждый вечер, анализируйте прошедший день, отмечайте, что вам удалось, и намечайте план завтрашнего дня, отмечайте, что помешало довести дело до конца.
  5. Подбадривайте себя, поощряя прогулками, отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.

Так, великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, смолоду готовить себя к военному делу. "От природы болезненный, подросток принялся закалять свое здоровье, изнуряя себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду. Зимой Суворов обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость, давшую ему возможность не только преодолевать невероятные тяготы военных походов, но и личным примером воодушевлять русских воинов. 

И чем раньше вы начнете процесс самовоспитания, дисциплинирование самих себя, тем больших успехов вы добьетесь.

Рефлексия.

Упражнение «Круг воли». В ваших рабочих листах изображены 7 кругов с волевыми качествами. В каждом круге отметьте сектор, соответствующий степени развитости этих качеств у вас.

Решительность           Настойчивость           Смелость                Самостоятельность

                        

Инициативность      Целенаправленность         Дисциплинированность

                

Я желаю вам, чтобы вы воспитали в себе эти качества максимально полно.

Домашнее задание: параграф 5. Дополнительно: сочинение «Качества, которыми должен обладать дисциплинированный человек» или сообщение о человеке, который обладает большой внутренней дисциплиной.

Урок по обществознанию в 7 классе "Что такое дисциплина?"

"Что такое дисциплина" 7 кл.

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, санкции.

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

- знать, что такое дисциплина, какой она бывает;

- понимать, какую роль играет дисциплина в человеческом обществе, и каковы последствия нарушения дисциплины;

- уметь осуществлять поиск информации, выделять главное

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных знаний.Проверка д/з. Игра «Крестики-нолики». Если верно, то Х, если нет – О.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Существуют внешние и внутренние угрозы безопасности страны.

3. Внешние угрозы разделяются на глобальные, региональные и частные.

4. В России регулярная армия была создана Иваном Грозным в 16 веке.

5. Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.

6. Гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства.

7. Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.

8. Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет.

9. Для военнослужащих не существуют военная форма и знаки различия.

hello_html_m1dda869e.gif

III. Изучение нового материала.

3.1. Мотивация. Сегодняшний урок я хочу продолжить стихотворением Константина Подвербного. Послушайте его внимательно, в нем содержится тема нашего урока.

Вы, говорите, что я строг...

Но, дисциплина - это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом... С глазу на глаз...

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая наглость!

Пусть дети отдыхают... Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

План урока:

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

3.2. Приём “Корзина чувств”. Давайте нарисуем кластер, к слову «дисциплина» подберем ассоциации. Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение.

3.3. Объяснение нового термина «дисциплина».

- А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.).
- Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

- Давайте вспомним, что такое нормы морали и нормы права?

Вашему вниманию предложен ряд норм. Сгруппируйте их в три столбика: в первом записать правовые нормы, во втором — моральные, в третьем — требования той или иной организации. («переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу»). Нелишне будет попросить ребят пояснить основания, по которым они относят каждую норму в тот или иной столбик.

3.4. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Существует два основных вида дисциплины.

Дисциплина

Общеобязательная Специальная

Нередко вы можете встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Что это? Правильно, это законы. Все госорганы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Специальная дисциплина – обязательная только для членов определенной организации.

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. Именно от нее зависит боеспособность войск, их действия в боевой обстановке, а главное – жизнь многих людей.

Отношения совместной трудовой деятельности закрепляет трудовая дисциплина.

Вы сейчас учитесь в школе. Какую дисциплину вы должны соблюдать? Конечно, школьную.

Существует еще технологическая дисциплина. Нарушение именно этой дисциплины приводит к непоправимым последствиям. ( Пример из рубрики путешествие в прошлое).

3.5 Физкультминутка.

Ребята, а сейчас встаньте, выйдите из-за парт и сделайте несколько движений.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем наклоны.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

3.6. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Что побуждает людей быть дисциплинированными? Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Учащиеся с помощью учителя формулируют выводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. Еще дисциплину подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Что значит «дисциплина внешняя» и «дисциплина внутренняя»? Ответы на эти вопросы вы найдете в учебнике на стр. 100. (Работа с учебником)

3.7. Дисциплина, воля и самовоспитание.

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

Хочу вам зачитать один фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу", через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

IV. Закрепление нового материала.

- О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.” (Воинская).

- Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется какая дисциплина? (Внешняя)
- Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о: (внутренней дисциплине)

- Залогом успешного самовоспитания является… (воля).

V. Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

VI. Домашнее задание. п. 9, р.т. № 1, 2. Подобрать пословицы о дисциплине.

Список используемой литературы и интернет-ресурсы:

1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание, 7 класс» М., «Просвещение», 2011г.

2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание, рабочая тетрадь, 7 класс», М., «Просвещение», 2014г.

3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. «Обществознание, поурочные разработки», М., «Просвещение». 2013г.

4. Н.И. Козлов «Истинная правда или Учебник для психолога по жизни», М., 1998.

5. festival.1september.ru

6. ru.wikipedia.org›

7. prezentacii.com

8. nsportal.ru›

9. infourok.ru

Урок обществознания 7 класс по теме " Для чего нужна дисциплина"

Технологическая карта урока

Изучение нового материала 2 часа

Дата урока

9.11.2016

учитель

Глоба О.Н. МОБУ Поздеевская СОШ

Информационно-
методическое
обеспечение
педагогической
системы урочной
деятельности

Обществознание. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.

Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадьд ля учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова,
Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2015.

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Презентация на тему «Что такое дисциплина»

План урока

1. Дисциплина обязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание

Цель урока

Формирование представлений о социальном и личностном значении дисциплины, самодисциплины

Формы и методы
обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядно-поисковый, репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия
и термины

Дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, воля, самовоспитание

Научатся: определять, что такое дисциплина, какая она бывает, каковы последствия нарушения дисциплины.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, вступать
в речевое общение; осуществлять
индивидуальную образовательную
траекторию

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, к закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Метапредметные: формирование мыслительной операции «обобщение».

Основные понятия и термины: дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф..– Просвещение, 2014;

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. (3 минуты)

- Правила поведения на уроке.

- Система оценивания знаний на уроке.(Чтобы получить «5» - необходимо получить звезду, 5 дополнений- «5», 4- «4», и т.д.)

  1. Проверка домашнего задания. (10 мин )

Показываю карточки с определениями дети должны поднять карточку с понятием. Работа в группах

Список А

Список б

  1. Повестка

1.Военный комиссариат, где состоят на воинском учете по месту жительства граждане, которые могут быть призваны на воинскую службу;

  1. Контракт

2. краткое письменное извещение явиться в военкомат на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или отправки в воинскую часть для прохождения воинской службы;

  1. Регулярная армия

3. добровольное поступление на военную службу на определенный срок и условия прохождения службы;

  1. Военкомат

4. войска постоянной армии;

  1. Военная присяга

5. клятва гражданина при вступлении его в ряды Вооруженных сил РФ выполнять обязанность защиты Отечества в соответствии с конституционными требованиями

Сдают домашний тес

  1.  Мотивация. Показываю иллюстрацию дети должны определить тему. Сегодняшний урок я хочу продолжить стихотворением Константина Подвербного. Послушайте его внимательно, в нем содержится тема нашего урока.

Вы, говорите, что я строг...

Но, дисциплина - это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

IV.Какая проблема сегодня на уроке будет гласная?

Для чего нужна дисциплина?

V.Выдвижение гипотез.

Да. Т.к. от этого зависит порядок в обществе.

Нет. Я свободный человек. Как хочу так и веду себя.

VI. Составление плана урока.

Что нам необходимо знать, чтобы ответить на проблемный вопрос урока.

Вспоминаем понятия.

Общество- обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязана часть окружающего мира.

Мораль-совокупность норм, правил поведения людей в обществе

Совесть- способность человека отделять добро от зла, критически оценивать свои поступки и мысли

Личность- человек, обладающий сознанием

Обязанность-набор возложенных действий, которые должны быть выполнены.

Ответственность- осуждение и наказание за нарушение правил, законов

VII. Работа с новым материалом

Слова И.Канта « Дисциплина –это средство уничтожить в человеке его дикость»

- как вы думаете, какой смысл вложен в слово «дикость»?

Сейчас вы побываете в роли исследователей. Вам необходимо выявить что такое дисциплина на основании текста ( раздаточный материал) и классифицировать информацию.

Текст

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требования какой – либо организации.

Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, считаются общеобязательными.

Слайд

Дисциплина .1. правила установленные государством.

2.это определенный порядок поведения.

3. необходимые условия существования.

4. Помогает определять поступки от правонарущений.

5. послушание.

6. сложившиеся воспитанные поступки человечества.

Систематизируем добытую информацию.

Дисциплина –это…..

Сверим со словарем.с.154. записываем определение в рабочий лист.

Слайд

VIII. Работаем в роли технологов. Текст учебника с.39-40

Задание. При помощи слов составьте на ватмане схему.

Дисциплина

Специальная

Общеобязательная

Военная

Шhello_html_17d2dd4a.gifкольная

моральная

Трудовая

Правовая

hello_html_17d2dd4a.gifhello_html_17d2dd4a.gif

hello_html_m2c6fbfc8.gifhello_html_m2c6fbfc8.gifhello_html_m2c6fbfc8.gifhello_html_m2c6fbfc8.gifhello_html_m2c6fbfc8.gif

Проверка. Закрепление в рабочем листе №2

Слайд 6 как вы думаете зачем необходима дисциплина?

IX.Закрепление.

1.Показываю фрагмент видео определить какая дисциплина была нарушена.

2. Работа с раздаточным материалом.

Собрать пазл, определить какая дисциплина нарушена. Подобрать три определения к иллюстрации, одно из них раскрыть.

X. путешествие в прошлое.

С. 41 читают.

-Что объединяют эти факторы?.(техногенная катастрофа)

-Почему это произошло?.

Была нарушена технологическая дисциплина.

Эксперты. Слайд

Особенности

специальных дисциплин

Последствия

нарушения дисциплины

Военная

дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов

Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей

Трудовая

дисциплина

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Технологическая

дисциплина

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

Хочу обратить еще на очень важный специальный вид дисциплины для вас – это школьная дисциплина.

Слайды.

Басня про нарушителей дисциплины.

Пусть дети отдыхают... Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

XI.Итог урока.

-итак какую проблему мы с вами сегодня решали?.

-Какая гипотеза подтвердилась. Модераторы оценивают работу в группах.

Д/З п.5. с. 44- в. р/т №2,5

Конспект урока по обществознанию (7 класс)

Этапы урока, время этапа.

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Форма взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, предметные действия

I. Орг.момент.

2 минуты

-проверка готовности учащихся к уроку

- организация внимания учащихся

-беседа

фронтальная

-приветствие

- визуальный контроль готовности рабочего места

- организация внимания учащихся

Здравствуйте! Садитесь.

- садятся на места

- настраиваются на урок

Познавательные УУД: уметь воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.

Личностные УУД: ориентация на выполнение команд.

II.Введение в тему урока 10 минут.

- пробуждение интереса к теме

- актуализация имеющихся знаний

- формулировка целей учебной деятельности

- беседа

Фронтальная

индивидуальная

Предлагает 2 обучающимся работу по карточкам (устный ответ на поставленные вопросы).

Предлагает заполнить пропуски.

…., впервые поступивший на…., приводится к … перед…. РФ и боевым….. воинской части. Он торжественно присягает на верность своему ….- РФ, дает клятву соблюдать…. РФ, строго выполнять требования воинских…., приказы…. и начальников, достойно исполнять воинский…., мужественно защищать …, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.

Какие правила жизни в обществе знакомы вам, семиклассникам? И почему эти правила необходимо соблюдать? Для чего каждый военнослужащий должен соблюдать воинский устав?

Как вы понимаете слово дисциплина?

Сегодня мы будем вести про дисциплину разговор. Дадим ответ на интересующий всех вопрос «А нужна ли дисциплина нам?» Узнаем значение соблюдения дисциплины. Должны выяснить, что заставляет нас жить по правилам и как стать дисциплинированным человеком. Проанализируем знакомые нам ситуации, связанные с нарушением дисциплины, сделаем попытку выбрать адекватные модели поведения.

Тему урока «Для чего нужна дисциплина»

1. Что такое дисциплина?

2. Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

4. Дисциплина, воля и самовоспитание.

- готовят устный ответ

- работают устно по слайду №1, заполняют пропуски.

отвечают на вопрос учителя.

слушают учителя.

Ответы обучающихся по карточкам.

Оценивают ответы своих одноклассников.

Ответы детей.

Обучающиеся записывают ответ по технологии кластер. Ответы детей.

Слушают учителя про цели и задачи урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Предметные УУД: использовать имеющиеся знания для ответа.

Познавательные УУД: аргументировать и высказывать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, проявлять интерес к точке зрения другого человека.

Личностные УУД: проявлять интерес к теме, желание узнать новое.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность.

III. Содержание 21минута

-научить обучающихся познавать новое в понятии дисциплина, что заставляет нас жить по правилам

- организация активной работы учащихся с информацией

- получение различными способами новой информации

- поддержание интереса к теме

- беседа

- самостоятельная работа

- поиск информации

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

фронтальная

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

фронтальная

Демонстрация слайда о понятии дисциплина.

Дисциплина- это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Учитель поясняет, что подразумевается под нормами права, нормами морали и требованиями какой-либо организации. Что такое мораль.

Заполните таблицу в тетради. Правильно соотнесите нормы в колонки таблицы.

Правовые нормы

Моральные нормы

Требования организации

Примеры:

  1. Переходить улицу на зеленый свет.

  2. Помогать старшим.

  3. Заботиться о младших

  4. Голосовать за кандидата в президенты страны

  5. Выполнять устав школы

  6. При посещении больных одевать сменную обувь.

  7. Добросовестно учиться.

  8. Бережно относиться к школьному имуществу.

Нередко слова «дисциплина»и «общественный порядок» приравнивают. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, которые установлены государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации мы с вами должны выполнять возложенные на нас задачи и обязанности. Это дисциплина общеобязательная.

Самостоятельная работа обучающихся по учебнику.

Найдите и выпишите определение и приведите примеры общеобязательной и специальной дисциплины.

А что произойдет, если мы не будем соблюдать дисциплину?

Анализ текста.

Самостоятельная работа по тексту.

Ответить на вопрос по тексту « К чему приводит нарушение дисциплины?»

Текст на стр.41 рубрика «Путешествие в прошлое».

1.Что объединяет все перечисленные факты?

2. А приходилось ли вам сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Рассказ учителя об аварии, произошедшей в результате несоблюдения дисциплины.

От Новороссийска катер шел сюда примерно час. Столько же поздним вечером 31 августа 1986г. до роковой полоски воды добирался красавец пароход. На его борту было 1324 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. Стоял теплый южный вечер. Небо было все в ярких звездах, за бортом лайнера плескалось теплое спокойное море. Ничего не предвещало беды. Корабль держал курс на Сочи, где должен был завершиться круизный рейс, но лег на морское дно на выходе из Цемесской бухты- напротив мыса Дооб. Нос шедшего навстречу сухогруза пробил огромную дыру в правом борту «Нахимова» и перечеркнул многе счастливые судьбы.

...Сегодня на высоком мысе Дооб стоит маяк. В 1987 году рядом с ним был сооружен 100-метровый памятный знак в память о трагической гибели парохода « Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись : «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах- фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Ответы на вопросы по тексту.

  1. В силах ли человечество вообще избежать технологических катастроф?

  2. К каким последствиям могут привести техногенные катастрофы?

Освещение раздела о внешней и внутренней дисциплине.

Что побуждает людей быть дисциплинированными?

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

1 группа. Выпишите определение понятию «внешняя дисциплина», приведите примеры.

2 группа. Выпишите определение понятию «внутренняя дисциплина», приведите примеры.

3 группа. Подготовить ответ, опираясь на сообщения СМИ и Интернета об автомобильных авариях и других происшествиях, которые были вызваны нарушением дисциплины. При этом необходимо определить, что привело к авариям, какая дисциплина «хромала» в каждом конкретном случае.

Коллективное размышление.

В чем проявляется дисциплина: в соблюдении определенных правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно.

Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания.

А что такое воля и самовоспитание?

Самостоятельная работа по тексту с.45

Учитель приводит примеры Алексея Мересьева, Павла Корчагина.

Проблемное задание.

1.Какие правила вашего классного коллектива помогают формировать положительные привычки, образцы поведения.

2.Может ли чрезмерно жесткая дисциплина оказаться вредной для общества?

Вывод. Если дисциплина будет подавлять инициативу и творчество людей, она может оказаться вредной. Для развития общества необходимо сочетание, с одной стороны, следования нормам, обеспечивающим общественный порядок, с другой- разумной творческой мысли и инициативных действий.

Слушают рассказ учителя.

Просмотр слайда.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают задание учителя и заносят ответы в таблицу. Выполнение самостоятельной работы. Совместно проверяют таблицу, учитель исправляет ошибки, комментирует правильные ответы.

Обучающиеся делают вывод.

Выполнение самостоятельной работы с целью проверки умения внимательно слушать и читать текст, выделять главное. Оформление записей в тетради.

Ответы обучающихся.

Выполнение самостоятельной работы с целью проверки умения внимательно слушать и читать текст, выделять главное, отвечать на поставленные вопросы.

Просмотр слайдов.

Ответы на вопросы учителя.

Ответы обучающихся.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся формулируют вывод.

Вывод: Соблюдение государственной дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.

Выполнение работы в группах при помощи Интернета и учебника.

Оформление записей в рабочей тетради тема «Для чего нужна дисциплина» параграф 5 (определения понятий)

Размышления обучающихся. Формулировка вывода.

Ответы обучающихся.

Выполнение самостоятельной работы с целью проверки умения внимательно слушать и читать текст, выделять главное, отвечать на поставленные вопросы.

Размышление обучающихся.

Формулировка вывода.

Предметные УУД: уметь работать с дополнительной информацией, слушать учителя.

Познавательные УУД: систематизировать, анализировать информацию, находить ответы в дополнительной информации на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД: прислушиваться к ответам своих товарищей, высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД: проявлять интерес, важность познания нового, при выполнении заданий осознание своих сил.

Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала.

IV. Закрепление. 7 минут.

-проверить степень усвоения знаний по теме урока

- умение анализировать, определять границу между знанием и незнанием, чтобы прогнозировать деятельность в дальнейшем.

Игра «Верно, не верно»

фронтальная

Контроль правильности ответов учащихся игры «Верно, не верно», анализ допущенных ошибок.

Что дал этот урок?

Что вызвало наибольший интерес?

Были ли трудности?

Выполнение задания , слайд № 4 и №5.

Личностные УУД: осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Предметные УУД: синтезировать полученную информацию.

Коммуникативные УУД: прислушиваться к ответам одноклассников

Регулятивные УУД: осуществлять контроль.

V. Подведение итогов урока.

5 минуты.

- подвести итоги урока

беседа

Фронтальная

индивидуальная

Выставление оценок. Визуальный контроль, наличие записей домашнего задания в дневник. Установление правильного понимания сути заданного домашнего задания.

Домашнее задание.

Каждой группе придумать и разыграть «зеркальные»сценки, в которых должно быть отражено :а)четкое соблюдение дисциплины в определенной жизненной ситуации, б) поведение в этой же ситуации как в кривом зеркале- при полном отсутствии дисциплины.

Ситуации группам:

- утро перед школой

- во время контрольной

- школьная переменка

- опять двойка

- когда родителей нет дома

Выставить оценки в дневник, записать домашнее задание.

Личностные УУД: саморефлексия, применение знаний в дальнейшем, в жизни.

Познавтельные УУД: уметь переабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные УУД: осознание того, что усвоено, а что нет

Тест по обществознанию в 7 классе по теме: "Для чего нужна дисциплина".

Тест по теме: Для чего нужна дисциплина

7 класс обществознание

учитель: Рамазанова Дилара Шихнабиевна

Вариант 1.

А 1. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации:

  1. Закон

  2. Обязанность

  3. Дисциплина

  4. Долг

А 2. Дисциплина, основанная на страхе:

  1. Общеобязательная

  2. Внешняя

  3. Самодисциплина

  4. Специальная

А 3. Верны ли суждения о внешней дисциплине?

А. Внешняя дисциплина – это дисциплина, основанная на законах, принятых государством.

Б. Внешняя дисциплина основана на внутреннем самоконтроле.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

А 4. Верно ли , что:

А 1. Сознательную дисциплину надо в себе воспитывать.

Б. В самовоспитании человек сам устанавливает себе правила поведения?

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между видами дисциплины и их примерами. К каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

  1. Общеобязательная дисциплина А. соблюдение режима дня

  2. Внутренняя дисциплина Б. своевременный выезд наряда милиции

  3. Внешняя дисциплина В. переход улицы на зеленый свет

Вариант 2.

А 1. Дисциплина, основанная на осознанном решении самого человека:

  1. Внешняя

  2. Специальная

  3. Технологическая

  4. Внутренняя

А 2. Исполнение правил, установленных государством:

  1. Общеобязательная дисциплина

  2. Внешняя дисциплина

  3. Самодисциплина

  4. Специальная дисциплина

А 3. Верны ли следующие суждения о воле?

А. Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела.

Б. Воля помогает в случае неудачи не опускать руки.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

А 4. Верно ли, что:

А. Человек обязан знать все законы.

Б. Внешняя дисциплина более надежно оберегает от нарушения закона?

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

В 1. Что из перечисленного списка соответствует специальной дисциплине?

  1. Переход улицы на зеленый свет

  2. Выполнение солдатом приказа командира военной части

  3. Запрет на курение в общественных местах

  4. Соблюдение законов государства

  5. Обязанность платить налоги

  6. Соблюдение правил соревнований

Ключи

Вариант 1. Вариант 2.

А 1. 3 А 1. 4

А 2. 2 А 2. 1

А 3. 1 А 3. 3

А 4. 2 А 4. 4

В 1. 1Б 2А 3В В 1. 2 6

Методическая разработка урока по обществознанию "Для чего нужна дисциплина?" (7 класс)

Технологическая карта урока.

Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Класс: 7 Учитель: Блинова Лидия Владимировна.

Тема урока: «Для чего нужна дисциплина?».

ТДЦ:

Образовательная: формирование знаний о дисциплине, видах дисциплины.

Развивающая: развитие умений по составлению логических схем, способностей к оценке продуктивности собственной деятельности; обсуждение ответственности и дисциплинированности собственного поведения.

Воспитательная: способствование формированию уважения к праву, к закону, обогащению внутреннего мира учащихся, их жизненного опыта, гражданской позиции и патриотических чувств, развитию сотрудничества, доброжелательности, ответственности каждого за себя и за коллектив, толерантности.

Планируемые результаты:

Предметные: научится объяснять значение понятий дисциплина, школьная дисциплина, самовоспитание и применять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; моделировать примеры соблюдения и последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные:

  1. Коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы возникающие в ходе парной работы.

  2. Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации ответа на вопрос, и к преодолению препятствий.

  3. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных информационных ресурсов, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления.

Личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология развития критического мышления.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные ресурсы: учебник, толковый словарь русского языка Ожегова С. И., схемы к уроку, раздаточный материал для работы в парах, мультимедийная презентация, магнитная доска.

4. Освоение нового материала.

15

Определение понятия «дисциплина».

Организует совместное изучение понятия «дисциплина», побуждает высказывать свое мнение.

Находят информацию в разных источниках, анализируют основное понятие, отвечают на вопросы, заполняют маршрутный лист: пишут своё определение понятия дисциплина.

Умеют анализировать, делать выводы, проводить самоанализ учебной деятельности.

Виды дисциплины. Работа с кластером.

Организует самостоятельную работу по изучению видов дисциплины.

Самостоятельная работа с использованием учебника, заполнение кластера в маршрутном листе. Продолжают процесс анализа и самооценки.

Умеют отбирать необходимые знания, проводить самоанализ учебной деятельности.

Школьная дисциплина. Заполнение таблицы.

Приводит пример школьной дисциплины учителя. Организует самостоятельную работу по заполнению таблицы. Проводит проверку выполненного задания.

Индивидуальная самостоятельная работа по заполнению таблицы в маршрутном листе: школьная дисциплина обучающихся. Продолжают процесс анализа и самооценки.

Устанавливают характеристики видов дисциплины. Умеют обобщать полученную информацию, проводить самоанализ учебной деятельности.

Составление логических схем.

Показывает способ изучения и раскрытия материала при помощи логических схем, организует работу в парах.

Работа в парах с использованием методических указаний, заполнение схем. Продолжают процесс анализа и самооценки.

Умеют составлять схемы, устанавливают связь между отобранной информацией.

5. Разгрузочная пауза

2

Психологическая пауза-разгрузка

Психологический тренинг «Бабочка»

в парах, защита своих работ Образное представление бабочки

Эмоциональная разгрузка.

6. Закрепление и обобщение

6

Работа с картинками - примерами по изученным понятиям.

Организует работу в группах.

Обучающиеся работают в группах, отвечают на вопросы, выполняют задание по маршрутному листу: работа с картинками. Продолжают процесс анализа и самооценки.

Умеют приводить примеры, применяют необходимые изученные знания.

7. Рефлексия и подведение итогов.

3

Подведение итогов.

Предлагает обучающимся высказать своё мнение.

Дают ответы.

Самооценка.

Умеют анализировать свою учебную деятельность. Умеют проводить подсчет баллов по уроку.

Планы уроков общественных наук 7-го класса

Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас
  • Учебный план
  • Предметы
  • Обучение на дому
  • Ресурсы
  • Как это работает
  • Посмотреть демонстрацию
  • Учебная программа по классу
  • дошкольный
  • элементарный
  • Средняя школа
  • Старшие классы средней школы
  • Область применения и последовательность
  • Языковые Искусства
  • математический
  • Наука
  • Социальные исследования
.
Годовая учебная программа по общественным наукам для 7-х классов

Конституция США С. [8 класс]

U. S. Constitution [8th grade] Trinity University Digital Commons @ Trinity Понимание по замыслу: полная коллекция Понимание по замыслу 6-15-2006 U. S. Конституция [8-й класс] Бен Альтман Тринити-университет Следуйте этому и

Дополнительная информация

7 класс СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.история

GRADE 7 SOCIAL STUDIES. History УРОВЕНЬ 7 СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ История Стандарт 1 Навыки исторического мышления Учащиеся используют информацию и концепции, чтобы интерпретировать, анализировать и делать выводы об истории Соединенных Штатов с 1763 по 1877 год. 7.1.1

Дополнительная информация

Приложение: Американская история II:

Addendum: American History II: Приложение: Американская история II: 23 июня 2011 года Генеральная Ассамблея Северной Каролины приняла Закон об основополагающих принципах (SL 2011-273).Этот закон требует от местных советов по образованию, как условия

Дополнительная информация

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СЕРТИФИКАЦИИ ДЖЕРСИ

NEW JERSEY CERTIFICATION STANDARDS СЕРТИФИКАЦИЯ НОВОГО ДЖЕРСИ Согласно отчёту в Титуле II, Нью-Джерси предлагает сертификаты типа A и B. По состоянию на 1 сентября 2000 года все заявители на начальную сертификацию в Нью-Джерси должны иметь

Дополнительная информация

Стандарт 2 Двигаясь на запад!

Standard 2 Moving West! Стандарт 2 Двигаясь на запад! Студент продемонстрирует понимание того, как экономическое развитие и движение на запад повлияли на региональные различия и демократию в начале девятнадцатого века

Дополнительная информация

1914-1918: Первая мировая война, ДОВСЕ 3201В

1914-1918: WORLD WAR I CFE 3201V 1914–1918: НАЦИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОГО КАПИТИРОВАНИЯ ВСЕМИРНОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 3201 В 1992 г. Уровни: 10–13 + 25 минут 1 Учебная графика Прилагается ОПИСАНИЕ Силы национализма, империализма и

Дополнительная информация

Древняя Греция: Учительский гид

Ancient Greece: Teacher s Guide Древняя Греция: руководство для учителя Уровень предмета: 6-8 Учебный план Фокус: Древняя история Продолжительность урока: 2 или 3 урока Описание программы Воюющие города-государства превратились в культурные центры 2 500

Дополнительная информация

Курс Принципы ГПД

Course Principles of GPA Основы курса GPA Unit III Реализация трех ветвей власти Основной вопрос Какова роль законодательной ветви власти? ТЕКС 130.182 (c) (10) (A) Предыдущее обучение студентов

Дополнительная информация

Детский сад-8 класс

Kindergarten-Grade 8 Соотношение социальных исследований Pearson myworld с Pearson Learning Детский сад 8 класса Введение Этот документ демонстрирует, где социальные науки, классы K-8, охватываются социальными исследованиями myworld

Дополнительная информация

Обзоры научной литературы

Reviews of Scholarly Literature Обзоры научной литературы Обзоры научной литературы описывают и оценивают важные исследования (литературу) по теме.Мы обращаемся к обзорам литературы, когда нам нужен обзор таких

Дополнительная информация

Федерализм: обзор

Federalism: An Overview Федерализм: обзор Джеймс Э. Хэнли Опубликовано под международной лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0. Это произведение может быть свободно воспроизведено для некоммерческого использования под

Дополнительная информация

Что такое психическое здоровье в школе?

What is School-Based Mental Health? Почему в школе? Существует множество доказательств того, что большинство детей, нуждающихся в психиатрических услугах, не получают их, а те, которые получают, получают их, по большей части, через школьную систему

. Дополнительная информация

План Второй Мировой Войны

World War II Unit Plan План отряда Второй мировой войны План отряда Второй мировой войны Алекс Сирс ЗАПАДНЫЙ СОЮЗ ПОЛУЧИЛ ФЕВРАЛЬ 22 ФЕВРАЛЯ 1942 ГОДАСирс, ученик 10-го класса истории США, Здравствуйте! Мистер Сирс попросил меня сообщить вам важный материал

Дополнительная информация

Руководство по глубине знаний Уэбба

Webb s Depth of Knowledge Guide Webb Webb s Руководство по углубленным знаниям Карьера и техническое образование Определения 2009 1 H T T P: / / WWW. MDE. К 12.MS. US H T T P: / / R E D E S I G N. R C U. M S S T A T E. EDU 2 СОДЕРЖАНИЕ Обзор ...

Дополнительная информация

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

INTERNATIONAL RELATIONS МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТНОШЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОД: ГОД КУРСА СТЕПЕНИ: 1º СЕМЕСТР 2º СЕМЕСТР КАТЕГОРИЯ: ОСНОВНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НЕТ.КРЕДИТОВ (ECTS): 6 ЯЗЫК: Английский ОБУЧЕНИЕ: ФОРМАТ: ПРЕДПОСЫЛКИ: 1- ПРЕДМЕТ

Дополнительная информация ,

Планы уроков общественных наук 4-го класса

Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас
  • Учебный план
  • Предметы
  • Обучение на дому
  • Ресурсы
  • Как это работает
  • Посмотреть демонстрацию
  • Учебная программа по классу
  • дошкольный
  • элементарный
  • Средняя школа
  • Старшие классы средней школы
  • Область применения и последовательность
  • Языковые Искусства
  • математический
  • Наука
  • Социальные исследования
.

Планы уроков общественных наук 3-го класса

Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас
  • Учебный план
  • Предметы
  • Обучение на дому
  • Ресурсы
  • Как это работает
  • Посмотреть демонстрацию
  • Учебная программа по классу
  • дошкольный
  • элементарный
  • Средняя школа
  • Старшие классы средней школы
  • Область применения и последовательность
  • Языковые Искусства
  • математический
  • Наука
  • Социальные исследования
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о