Конспект урока рациональное оборудование рабочего места – «Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из древесины »

«Оборудование и организация рабочего места»

Конспект урока по технологии в 5-м классе № 43 -44

Тема урока: «Оборудование и организация рабочего места».

Планируемые результаты

предметные – представление об основных правилах поведения и техники безопасности; организации рабочего места в мастерской; учащиеся ознакомятся с устройством слесарного верстака и тисков в учебных мастерских.

метапредметные – умение анализировать и делать выводы; регулятивные — преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные – что такое слесарный верстак (механизм регулирования высоты верстака, тиски, поверочная плита и т.д.)

личностные – понимание важности соблюдения правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в мастерских; умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

1.Организационный момент.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы с использованием слайдов презентации:

1. Как обозначается на чертежах и эскизах деталей диаметр и радиус?

(Ответ:Диаметр — ø , Радиус — R)

2. Как показывают на чертеже линию сгиба плоской детали?

(Ответ: Штрихпунктирной линией с двумя точками)

3. Как показывают на чертеже центры окружностей, отверстий?

(Ответ: Штрихпунктирными (центровыми линиями), пересекающимися под прямым углом)

4. Каким образом изображают на чертеже диаметр проволоки — меньше 2мм. и диаметром более 2 мм?

(Ответ: Проволоку диаметром

— меньше 2мм, показывают сплошной толстой основной линией.

— более 2 мм показывают двумя параллельными сплошными толстыми основными линиями с осевой штрихпунктирной линией.)

5. Чему равна длина окружности?

(Ответ: Двум радиусам)

3.Изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА.

Учитель:

Как Вы уже знаете, детали из древесины удобно обрабатывать на столярном верстаке. Для обработки заготовок из металла также необходимо организовать подобное рабочее место.

Учитель:

— сообщает тему урока (показывает её на Слайде): «Оборудование и организация рабочего места».

Обучающиеся:

— записывают тему в свои рабочие тетради.

Учитель:

Согласно данной теме, как Вы думаете — чем будем заниматься на уроке, чему научимся?..

Обучающиеся: высказывают свои мысли, пытаются сформулировать цели.

Учитель рассказывает — обучающиеся слушают: Вы все правильно отвечали, но для того чтобы запомнить необходимо обобщить все что Вы сказали. Итак.

Рабочее место слесаря в домашних условиях и в мастерских может быть организовано по-разному. Однако для удобства и большей эффективности работы следует соблюдать некоторые основные правила.

В целях экономии движений и устранения ненужных поисков предметы на рабочем месте подразделяют на предметы постоянного и временного пользования; для тех и других отводят постоянные места хранения и расположения.

Для этого используется слесарный верстак.Учитель: Так что же такое слесарный верстакУчитель показывает текст следующего слайда.

Обучающиеся: записывают определение: «Слесарный верстак — это основной элемент рабочего места для выполнения ручных работ по обработке металлов. Он представляет собой специализированный прочный и устойчивый стол».

Учитель показывает текст следующего слайда.

Обучающиеся: записывают основные части слесарного верстака (Рис. 50):

1 — каркас;2 — крышка;3 — выдвижные ящики (полки) для укладки инструментов и заготовок; 4 — сиденье;

5 — защитный экран;6 — подставка для размещения чертежей; 7 — светильник местного освещения; 8 — слесарные тиски; 9 — коробка для инструментов; 10 — правильная плита

Учитель: Теперь разберем некоторые части верстака — «Слесарные тиски» — что это такое?

Учитель показывает текст следующего слайда.

Обучающиеся: записывают определение: «Слесарные тиски — это зажимные приспособления для удержания обрабатываемой детали в нужном положении».

Виды тисков — стуловые, параллельные и ручные.

Учитель показывает текст следующего слайда.

Обучающиеся: записывают основные части поворотных параллельных тисков (Рис. 51):

1 — основание;2 — неподвижная губка;3 — подвижная губка;4 — винт;5 — гайка;6 — рукоятка;7 — сменные пластины;

8 — винт, фиксирующий поворот тисков

Учитель: Прежде, чем начинать работу за слесарным верстаком Вам, ребята необходимо выучить и запомнить какую позу нужно занимать у верстака, как правильно ставить ноги.

Учитель показывает текст следующего слайда.

Обучающиеся: изучают схему постановки ног и позу какую необходимо занимать. (Рис. 52).

Учитель: Ребята, Слесарные работы выполняются во всех отраслях промышленности. Таких работ много, и слесари, как правило, имеют определённую специализацию.

Учитель показывает текст следующего слайда.

Обучающиеся: записывают виды профессий слесаря.

  • Слесари-сборщики собирают различные машины и механизмы.

  • Слесари-ремонтники выполняют техническое обслуживание и производят ремонт,

  • Слесари-инструментальщики изготавливают инструменты, штампы, приспособления.

Но основными операциями для любого слесаря являются разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание и сверление. Эти операции выполняются ручными и механизированными инструментами.

Учитель: Ребята, а какие Вы знаете инструменты, которыми работает слесарь? Назовите их.

Обучающиеся: называют виды слесарного инструмента.

Учитель Всё правильно. А теперь обобщим Ваши знания и запишем их.

Учитель показывает текст следующего слайда.

Обучающиеся: записывают название инструментов.

Учитель ребята мы с Вами узнали что такое слесарный верстак, слесарные тиски, слесарные инструменты, какие бывают профессии слесаря.

Однако, прежде, чем что-либо делать на любом этапе производства, каждому человеку необходимо знать , а какие правила техники безопасности нужно соблюдать, чтобы не случилась беда!

Учитель А теперь запишем «Организация рабочего места и ПРАВИЛА пользования слесарными тисками».

Учитель показывает текст следующего слайда.

Обучающиеся: записывают ПРАВИЛА в тетрадь.

  1. На рабочем месте должны находиться только те инструменты, которые необходимы для выполнения данного задания.

  2. Инструменты, которые берут правой рукой, размещают справа от тисков, а левой — слева.

  3. Инструменты, которыми работающий пользуется чаще, размещают ближе.

  4. Обрабатываемая заготовка (деталь) должна быть надежно закреплена.

  5. При закреплении заготовки (детали) недопустимы удары по рукоятке тисков молотком или другим предметом или наращивание её длины.

  6. Нельзя выполнять на тисках грубые ударные работы (например, правку или гибку металла тяжёлыми молотками).

  7. В нерабочем положении губки тисков должны быть немного разведены.

  8. Приспособления и инструмент, а также заготовки и детали хранят в специально отведённых местах (ящиках, укладках, шкафах и т. п.).

  9. Уборку стружек и металлических отходов производят щёткой-смёткой.

Учитель: Ребята, сейчас вы записали общие правила безопасности. Однако для того, чтобы вы себе не причинили какую-либо травму Вам необходимо ознакомиться с ПРАВИЛАМИ пользования различными слесарными инструментами. Этим мы займемся на последующих уроках, непосредственно перед работой с ними.

ИТАК:

Труд слесаря на современном предприятии — это творческий труд. Непрерывно усложняющееся оборудование, с которым он имеет дело, требует специальных знаний, умения разбираться в сложных механизмах и решать различные задачи, возникающие в процессе работы.

Учитель подводит итоги занятия: обучающиеся получают оценки.

5.Задание на дом. Учитель задает домашнее задание (Текст Слайдов) (Ответы на домашнее задание прилагаются):

infourok.ru

Конспект урока по трудовому обучению Рациональная организация рабочего места. Человек и природа.

Конспект урока по трудовому обучению в 3б классе.

Тема урока: Рациональная организация рабочего места. Человек и природа.

Цель: познакомить детей с рациональной организацией рабочего места, с правилами техники безопасности при работе с инструментами, природным материалом; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать правила техники безопасности при работе с инструментами, природным материалом; уметь рационально организовывать рабочее место.

Личностные: проявлять эстетический вкус при создании поделки, бережно относиться к природе.

Системно-деятельностные: применять внимание и наблюдательность.

Материалы и инструменты: фартук, нарукавники, рабочая доска, ножницы, иглы, бумага, карандаши, клей.

Межпредметные связи: Познание мира.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на занятии мы поговорим о поведении во время урока трудового обучения.

О соблюдении порядка на рабочем месте. О соблюдении правил по технике безопасности.

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Учитель предлагает детям вспомнить правила поведения в школе.

4. Работа над новым материалом.

При выполнении различных заданий на уроках трудового обучения ученики должны научиться рациональной организации рабочего места, соблюдению правил безопасности труда.

  • Во время работы следует надеть фартук и нарукавники.

  • Перед началом работы на парту нужно постелить бумагу или положить специальный планшет.

  • На парте должны быть только те инструменты, которые необходимы для данного урока.

  • Инструменты должны быть чистыми и исправными.

  • На рабочем месте необходимо постоянно поддерживать порядок.

  • После окончания работы инструменты и материалы нужно сложить в коробки.

Тренировочные упражнения

Учитель предлагает разложить все инструменты на парте.

Все инструменты на парте разложены по порядку, постелена клеенка. Девочка и мальчик одели фартуки нарукавники.

Учитель знакомит с правилами техники безопасности, правильной организацией рабочего процесса.

Правила техники безопасности.

При пользовании инструментами обязательно надо соблюдать правила безопасности и личной гигиены. При получении царапин или порезов нужно сообщить учителю.

Еще раз вспомним правила пользования основными инструментами.

Ножницы — инструмент для разрезания.

А сколько им лет? Сто? Двести? Две тысячи?

Первого прапрадеда современных ножниц нашли в руинах Древнего Египта. Сделаны они были не из двух скрещенных лезвий, как сейчас, а из цельного куска металла. Потом про ножницы забыли и не пользовались ими. Поэтому заново изобрел ножницы Леонардо да Винчи.

Правила работы с ножницами!

  • Передавай ножницы товарищу кольцами вперед, держа их за сомкнутые концы.

  • Не оставляй открытые ножницы.

  • Не используй ножницы на ходу.

  • При работе внимательно следи за направлением разреза и за пальцами левой руки, поддерживающими разрезаемый материал.

Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твердого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны.

Эта маленькая и нужная вещица появилась почти случайно 20000 лет до н.э. Самые первые иголки с ушком, сделанные из камней, костей или рогов животных, были найдены на территориях современной Западной Европы и Средней Азии около 17 тысяч лет назад. Они стали наследниками того, что сейчас обозначили бы как шило.

Древний человек вдруг понял, что нить можно не только продевать в образованное шилом отверстие, но и вдергивать. Особенно это было важно для вышивания. Именно благодаря этому в Древнем Египте иглы с ушком получили широкое распространение. Они даже стали чем-то вроде разменной монеты, так как бронзовые иглы сделать было крайне сложно, а лучшие иглы в тот момент делали именно из этого сплава. Т.е. игла стала и бабушкой будущих металлических монет.

Считается, что первая стальная иголка была сделана в Китае. За свою историю игла не претерпела значительных изменений и сейчас используется в первозданном виде. Изменились только ее размеры и материалы, из которых она сделана.

Массовое производство иголок началось Англии.

Правила работы с иглой!

  • Храни иглы и булавки в игольнице.

  • Не бери иглу в рот.

  • Не втыкай иглу в одежду.

  • В начале и в конце работы обязательно пересчитай иглы.

Правильная организация работы.

    1. Прежде, чем приступить к работе, следует обдумать план действий.

    2. Подготовь все необходимое для изготовления изделия.

    3. Карандашом сделай разметку деталей, затем ножницами вырежи их по разметке. Эти детали называются выкройкой.

Из готовых частей собери изделие.

Закрепление знаний и способов действий.

Работа в группе.

Мы живем в огромном и прекрасном мире. Нас окружает множество предметов. Одни из них созданы руками человека. Это здания, дороги, мосты, одежда, мебель, транспорт, компьютеры и т.д. Но вокруг нас есть множество предметов, созданных природой: земля, вода, растения, животные, солнце и небо. Человек — часть природы. Все необходимое для жизни человеку дает природа.

Дети задают друг другу вопросы. Слушают ответы.

Учитель предлагает учащимся распределить предметы по группам, созданные природой и предметы, сделанные руками человека (карточки с изображением: птицы, самолета, рыбы, подводной лодки, стрекозы, вертолета, подсолнечника, шишки, узора и т.д.)

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Назови инструменты, используемые на уроках труда.

  • Как надо располагать материалы и инструмемнты при работе с тканью?

  • А при работе с бумагой?

Какие правила нужно соблюдать при работе с природными материалами?

Конспект урока по трудовому обучению в 3б классе.

Тема урока: Изготовление поделок из природного материала. Поделки из соломы.

Цель: сформировать понятие о разнообразии природных материалов, из которых можно выполнить различные поделки, и использовании их неограниченных возможностей в передаче образа персонажа, закрепление знаний и умений по обработке природных материалов и технологии изготовления различных поделок; развитие творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что относится к природному материалу, его названия; уметь выполнять трудовые действия при обработке природного материала с помощью инструментов.

Личностные: проявлять интерес и любовь к природе родного края.

Системно-деятельностные: применять практические умения и навыки при подготовке природного материала.

Материалы и инструменты: ветки деревьев, природный материал, доска (для резания), нож, шило, наждачная бумага, клей, лист бумаги, нитки, пластилин.

Межпредметные связи: Познание мира, Литературное чтение.

Ход урока

    1. Организационный момент.

Подготовка к восприятию нового материала.

Посмотрите вокруг, какие-то причудливые веточки, шишки, желуди, травинки, иголки от елки, вокруг вас целый мир неожиданных образов!

Из обычной веточки можно сделать забавного зверька или различных героев знаменитых сказок. Присмотритесь к веточке, не затаилось ли в ее хитром изгибе какое-нибудь фантастическое существо. Неповторимое очертание поделке может придать ее излом.

    1. Сообщение темы и цели урока.

3.Открытие новых знаний.

Беседа.

  • Рассмотрите природный материал, ветки деревьев, которые вы приготовили. Что вы представляете себе при виде своей веточки?

Учащиеся делятся своим мнением, рассказывают, что они представляют.

  • Необходима небольшая коррекция ветки, чтобы получилось то, что вы задумали.

Нам понадобятся специальные инструменты: мелкозернистая наждачная бумага, клей, нож, шило, нитки и ветки деревьев. Легче всего работать с ветками липы, осины, ольхи, тополя, так как у них мягкая древесина и ее легче пилить, строгать и резать.

4.Первичное закрепление знаний.

Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).

Повторение правил безопасности труда при работе с шилом и ножом.

Составление плана работы.

Физминутка

Игра «Дерево» (по Ф.Т. Стойко):

  • Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела.

Глаза закрыты. Представьте, что вы — дерево, сильный, могучий дуб или стройная тонкая березка.

Ноги — корни крепки и устойчивы, прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.

Ствол — тело. Ствол ровный и гибкий. Он слегка покачивается, но не ломается.

Ветви — руки, свободно колышутся вдоль ствола.

Листья — пальцы. Они легко «шелестят», задевая друг друга.

Крона — голова, легка и свежа, шевелится в разных направлениях. Вы — прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится. А теперь садитесь и продолжайте работу.

5.Самостоятельная работа учащихся (максимально самостоятельное изготовление изделия)

— Человек для изготовления изделий применяет различные природные материалы. Например, из чего сделаны тетрадь и конверт? Конечно, из бумаги. Из чего делают ткань? Из растений или шерсти животных. Бумага и нитки — материалы. А какой материал применяется для плетения соломенной шляпы? Ее плетут из соломы.

Солома — это стебель растения. Такие материалы применяют для многих изделий.

Сначала отберите и отложите в сторону небольшое число самых длинных травинок — они пойдут на изготовление косичек для кукольной головы. Такие косички должны выглядывать из-под косынки. Но их не должно быть слишком много, ведь такие косы придется заплетать, а если они будут слишком толстыми, то плести их будет нелегко.

Оставшиеся у вас стебельки травы надо разделить на две неравные части — побольше (для детали корпуса) и поменьше (для детали ручек куклы). Эти пучки травы мы и договоримся называть словом «снопики».

Выполнение основы поделки

(На доске нарисована схема поделки и выкройки одежды для нее.)

Сначала смастерим деталь корпуса. Этот снопик самый большой. Травинки надо сложить так, чтобы с одной стороны находились колоски, листья, шапочки отцветших цветов, а с другой стороны — голые стебли. Договоримся, что сторона травяного снопика, состоящая из голых стеблей, будет верхней частью корпуса куклы, ее головой. Эта часть снопика более сжатая, узкая. А другая сторона — более пышная, широкая — будет низом кукольного корпуса, юбкой, на которой кукла должна стоять.

Выровняйте пучок с верхней стороны. Если отдельные стебельки вылезают из общего снопика, их можно аккуратно обрезать ножницами до общей длины.

— Вспомните, какие правила существуют при работе ножницами?

(Учащиеся повторяют правила техники безопасности.)

Теперь нам понадобится вспомогательный материал — нитка. Отрежьте от катушки кусок нитки длиной 20-30 см. Для крепости нитку можно сложить в 2-3 раза. Нам понадобится несколько таких отрезков для поделки.

От края снопика отступите около 1 см, это примерно ширина вашего пальца, перевяжите ниткой. Для этого приложите нитку к снопику, прочно обмотайте его в этом месте ниткой и завяжите узлом.

Теперь отступите от нитки на 4-5 см, примерно 3-4 пальчика, прижатых вместе, и сделайте вторую обмотку нитками. Видите, у нас получилась деталь, на которой уже обозначена голова куклы.

Займемся второй деталью — ручками.

Снопик, заготовленный для ручек, приложите к первой детали поделки и подумайте, какой длины будут руки у вашей куклы.

Сложите снопик-руки так, чтобы с одной его стороны были только стебельки, а с другой — колоски.

Выровняйте сторону со стебельками и перевяжите ее нитками, отступив от края около 2 см. Определите длину детали рук и обрежьте лишнее. Второй край детали тоже надо обвязать ниткой.

Деталь рук следует вставить в середину детали корпуса, ниже обозначенной головы. Руки куклы должны высовываться с обеих сторон от корпуса. Чтобы эта деталь не выпала, корпус ниже нее также надо перевязать ниткой. Таким образом, деталь рук окажется закрепленной в детали корпуса.

Подравняйте ножницами нижнюю часть юбки куклы, чтобы край был ровным. Юбку куклы надо слегка распушить, чтобы кукла могла стоять на столе. Для того чтобы поделка была.более устойчивой, внутреннюю часть юбки можно немного подрезать снизу: чтобы юбка напоминала конус.

Уборка рабочего места.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организация выставки работ учащихся.

Обсуждение выполненных изделий и составление композиции.

Задание на дом: подготовить материалы и поделки для составления творческой работы.

infourok.ru

Рациональная организация рабочего места

Тема: Рациональная организация рабочего места

Цели урока:

Для учителя:

создание условий для ознакомления с организацией рабочего места, инструментами и приспособлениями для ручных работ.

Для ученика:

познакомиться с организацией рабочего места, изучить инструменты и приспособления для ручных работ.

Задачи: познакомить с правилами внутреннего распорядка, с правилами по ТБ, санитарно- техническими требованиями,  научить различать инструменты и приспособления для ручных работ,  способствовать умению работать с инструментами и приспособлениями  для ручных работ, способствовать формированию положительного отношения к труду, аккуратности и внимательности во время работы. методы и формы объяснение теоретических сведений, исследовательская и практическая работа.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний. (Создание проблемной ситуации, образовательная беседа)

1. Умеете ли вы шить?

2. Что необходимо иметь для того, чтобы научиться шить?

3. Нужно ли для этого специальное место?

4. Как вы думаете, для чего мы об этом сегодня говорим?

5. Какова тема сегодняшнего урока?

ВЫВОД: тема урока. (Называется конкретная тема урока)

 Целеполагание. Постановка учебной задачи.

1. Для чего необходимо организовывать своё рабочее место?

                 2. Какие правила и требования надо соблюдать?

                 3. Какие инструменты и приспособления нужны для ручных работ?

                 4. Какова будет наша цель? Задачи?

ВЫВОД:  называется цель и задачи урока.

Открытие нового знания. (Объяснение нового материала).

План действий

(составляют обучающиеся с помощью наводящих вопросов)

 1. Что такое рабочее место?

            2. Для чего оно необходимо?

            3. Какие требования на рабочем месте надо выполнять?

            4. Какой должна быть посадка?

            5. С помощью чего можно выполнить ручные работы?

            6. Какие качества развивает у девушки умение шить?

Организация рабочего места

Рабочим местом принято называть участок, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.

Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления.

На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной работы. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на самочувствие обучающихся оказывает правильная посадка

Правильная посадка  во время работы заключается в следующем:

Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение,

Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд,

Голову наклонить слегка вперёд,

Нельзя опираться грудью о стол,

Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см,

При работе не следует ставить локти на стол,

Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см,

В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

Неправильное положение корпуса обучающихся вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, сопутствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.

Рабочее место нужно организовывать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно – гигиенические требования:

Свет должен падать на работу с левой стороны,

Инструменты для различных работ должны храниться в выдвижных ящиках стола, специальных коробочках или специально отведённых местах, а во время работы их раскладывают на столе справа от работающего,

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела,

По окончании работы все инструменты и ткани  убирают на место.

К ручным относятся работы, которые выполняют ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, работы по удалению из детали или изделия стежков временного назначения.

Необходимо помнить, что не исправленный инструмент и незнание безопасных способов  работы может привести к несчастному случаю.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:

(Презентация).

1. опасность в работе:

Повреждение пальцев иглой;

Травма руки ножницами;

Травма глаз.

2. до начала работы:

infourok.ru

План-конспект урока по технологии (5 класс) на тему: Тема: Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п…

«Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины»

Сценарий урока «Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины»  для учеников 5 класса (мальчики) представлен,исходя из  требований ФГОС….

Рабочее место для ручной обработки металла.

Изучить презетацию, ответить на вопросы….

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.

Презентация к уроку «Оборудование рабочего для ручной обработки древесины.» Раздел — «Технология обработки древесины» — 5 класс….

Презентация «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины», 5 класс

Презентация «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины», 5 класс…

Презентация к уроку технологии: «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины»

Цель урока:- формировать у обучающихся навыки рациональной организации рабочего места для ручной обработки древесины;- расширить понятийную базу обучающихся;- изучить инструменты для ручной обработки …

Презентация «Рабочее место для ручной обработки металлов»

презентация для 5 класса, по теме: устройству слесарного верстака,…

nsportal.ru

Урок по черчению на тему «Чертежные инструменты и принадлежности. Организация рабочего места и рациональные приемы работы чертежными инструментами», 9 класс

Дата ______________

Урок №2 9 класс Черчение КГУ «Майбалыкская средняя школа» Иванова Л.М.

План урока

Тема урока: «Чертежные инструменты и принадлежности. Организация рабочего места и рациональные приемы работы чертежными инструментами»

Цель урока: дать общие понятия о чертежных инструментах и принадлежностях, ознакомить с правилами работы с чертежными инструментами и организацией рабочего места.

Задачи урока:

Образовательные: формирование ЗУН работы чертежными инструментами.

Воспитательные: воспитание дисциплины и внимательности.

Развивающие: развитие кругозора.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: рабочие тетради, набор чертежных инструментов и папки для черчения.

Литература: учебник «Черчение. 1 часть» 9 класс, авторы: В.В.Никитенко, В.Б.Кульбаева, Р.М.Мухамадеева, Кокшетау: Келешек -2030, 2013год

Межпредметные связи: геометрия.

План

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III. Изложение нового материала.

1. Чертежные инструменты и принадлежности.

2. Организация рабочего места.

IV. Практическая часть.

  1. Приемы работы чертежными инструментами.

V. Закрепление нового материала.

VI. Заключительная часть.

Ход урока.

I. Организационный момент. (2-3 мин.)

— приветствие

— отметить отсутствующих

— проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей, учебников, набора чертежных инструментов и папки для черчения.

— доведение до учащихся плана урока

II. Повторение пройденного материала. (5-7 мин.)

Вопросы на повторение:

  1. Что изучает черчение?

  2. Что называется чертежом?

Выступление учащегося с рефератом.

III. Изложение нового материала. (15 мин.)

1. Чертежные инструменты и принадлежности.

Рассказать:

Сегодня я расскажу вам о том, что необходимо для работы на уроках черчения.

Показываю чертежные инструменты и объясняю принципы работы с ними.

Карандаши: Чертежные работы выполняют карандашами. Для черчения выпускают карандаши марки «Конструктор», а также и другие комплекты карандашей. Их изготовляют различной твердости:

Т – твердый (2Т, 3Т – чем больше цифра, тем тверже карандаш)

М – мягкий (2М, 3М – чем больше цифра тем мягче карандаш)

ТМ – средний

На уроках черчения достаточно иметь 5 карандашей – Т, 2Т, ТМ, М, 2М

На импортных карандашах вместо букв Т, М и ТМ ставятся соответственно – Н (твердый), В (мягкий) и НВ или F (средний).

При выполнении чертежа тонкими линиями рекомендуется применять карандаш марки Т. Обводить линии чертежа надо карандашом марки М; при обводке более мягкими карандашами чертеж загрязняется. Таким образом, учащийся должен иметь минимум три карандаша: М, ТМ и Т. Подобрав карандаш нужной твердости, его затачивают.

Карандаш заостряют двумя способами: для Т – на конус, для М – в виде лопаточки.

Общая длина заостренной части должна равняться 20-25 мм, в том числе длина заостренного графита 5-8 мм.

Показать Приложение 1

Бумага. Чертежи, как правило, выполняют на плотной чертежной бумаге. Бумага выбирается такая, чтобы с нее хорошо стирались резинкой карандашные линии. В основном на уроках черчения в школе используется формат бумаги А4. Для черчения используют плотную белую нелинованную бумагу. Для эскизов применяют и бумагу в клетку.

Готовальня. Готовальня — это комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр.

Вопрос учащимся: А какой инструмент вам нужен будет очень часто на уроках черчения, вы узнаете, разгадав загадку:

Он кружит на одной ноге,

Другая пишет по дуге,

Вертясь то в профиль, то анфас,

Все закругляет он для вас.

Закончит там же, где начнет:

К исходной точке подойдет

И линию свою замкнет.

Ответы учащихся. (Циркуль)

Циркуль. Для черчения вполне достаточно одного циркуля-измерителя (кругового). Его необходимо подготовить к работе:

  1. Из наконечника циркуля стержень должен выступать на 5-7 мм.

  2. Концы иглы и стержня располагают на одном уровне.

Показать Приложение 2

Линейка. Линейка должна быть без зазубрин, сколов и вмятин. Длина линейки 250-300 мм.

Рейсшина. Линейка со вставленным роликом. Она необходима для проведения параллельных линий.

Чертежные угольники. Два вида:

  1. с углами при гипотенузе по 450 ;

  2. с углами при гипотенузе 600 и 300.

Транспортир. Необходим для измерения углов.

Ластик. Желательно чтобы ластик был мягкий, белый и чистый.

Лекала. Нужны для вычерчивания кривых линий.

2. Организация рабочего места.

Рассказать:

Прежде чем приступить к выполнению чертежа вы должны знать следующее, от правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа.

  1. Свет на чертеж должен падать слева сверху. В этом случае тени от инструментов и рук не будут мешать работе.

  2. Выполняя чертеж, следует сидеть прямо, не сгибая спину.

  3. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300 мм.

  4. На столе оставляют только те инструменты, которые нужны для работы в данное время. При этом готовальня, угольники, карандаши и резинка должны лежать справа, а книга — слева.

  5. Не нужно сильно наклоняться над чертежом.

  6. Чтобы чертеж был чистым и аккуратны, каждый раз перед черчением все инструменты протирают сухой тряпкой, моют руки.

III. Практическая часть. (10 мин.)

  1. Приемы работы чертежными инструментами.

Пользуясь чертежными инструментами, проведите в рабочей тетради вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и окружности. Старайтесь проводить все линии одинаковой толщины, красиво расположите группы линий на листе тетради.

Делаю целевые обходы:

  1. Слежу за осанкой.

  2. Указываю на ошибки.

IV. Закрепление нового материала. (5 мин.)

Вопросы на закрепление:

  1. Какие инструменты и принадлежности нужны для черчения?

  2. Как правильно организовать рабочее место для черчения?

V. Заключительная часть. (5 мин.)

Подведение итогов урока

Рефлексия

Выставление оценок за урок

Домашнее задание: читать учебник §1.1, 1.2, П/з стр.13

Приложение 1

Приложение 2

infourok.ru

План-конспект урока на тему — Рабочее место для ручной обработки металлов

План конспект урока № 25-26

Класс: 5

Тема урока: Рабочее место для ручной обработки металлов.

Цель: Научить организации рабочего места для слесарных работ. Соблюдать правила безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Слесарный верстак, слесарные инструменты.

Планируемые результаты:

Предметные учащиеся ознакомятся с устройством слесарного верстака в учебных мастерских;

Метапредметные (УУД): регулятивные — преобразовывать практическую задачу в познавательную; Коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем;

Познавательные – что такое слесарный верстак (механизм регулирования высоты верстака, тиски, поверочная плита и т. д.)?

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Основные понятия: Слесарь, слесарный верстак.

Этап мотивации (самоопределение к деятельности)-орг. момент, создаем

проблему показывая слайд с изображением слесарного верстака его основных частей.

Вопрос: Для какой цели предназначен верстак?

Каково назначение тисков?

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися входе которой, задаются следующие вопросы:

— Какие инструменты для обработки металла ты знаешь? ( Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений) учащейся отвечают: ножницы по металлу, молотки, зубило, кернер, бородок, напильники.

— Где удобнее всего выполнять ручную обработку металла? На поверхности верстака.

(регулятивные УУД — самостоятельный подбор высоты верстака по росту учащегося).

— Как правильно закрепить заготовку в тисках?

( познавательные УУД – подбор правильности крепления заготовки).

С целью актуализации знаний проводится беседа с учениками в ходе которой задаются следующие вопросы :

1.Что такое слесарный верстак? (Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

2.Кто такой слесарь? (Регулятивные УУД — самостоятельно найти в учебнике нужную информацию)

3.Какие инструменты применяются для обработки металла? (Познавательные УУД – искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, энциклопедии, сети интернет.)

Формулирование темы урока.

Как вы думаете чему, мы сегодня научимся?

Выяснив мнение детей учитель уточняет назначение инструментов безопасность работы с ними и приемы работы за верстаком ( актуализация знаний учащихся, регулятивные УУД — целеполагание)

Практическая работа

Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий достаточных для построения новых знаний.

Пробное действие (задание)- Определи, соответствует верстак твоему росту. Закрепление заготовки в тисках. Почему надо соблюдать соответствующий рост при работе на верстаке?

-В рабочих тетрадях учащийся заполняют таблицу из учебника, находят: основание, крышку, тиски, зашитую сетку.

-Записывают название и назначение частей слесарного верстака.

-Учащейся изучают: соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования при обработке тонколистового металла.

Способы закрепления деталей в тисках из тонколистового металла. ( выявление ошибок, исправление).

Выполнение этого задания рекомендуется провести в форме деловой игры: для этого мальчиков делим на три бригады:

— одна – Регулировка верстака по росту учащегося

— вторая — Закрепление заготовки в тисках.

— третья — Закрепление заготовки из тонколистового металла.

(УУД коммуникативные — сотрудничество, выполнение разных ролей в группе)

Учитель проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в пробном действии.

Фиксация затруднения:

— не правильная регулировка верстака, не правильное закрепление заготовки в тисках (способы решения проблемы)

Выход из затруднения:

Еще раз учитель показывает как правильно выполнять регулировка высоты, крепление заготовки тем самым организует учащихся исследовать проблемную ситуацию (УУД — коммуникативные, совместные решения проблемы)

Рефлексия учебной деятельности

На этом этапе подведения итогов урока учитель задает детям вопросы, отвечая на которые он может судить об усвоении данного материала.

Вопросы:

— Какими инструментами для обработки металла вы ознакомились на уроке?

— Какие работы выполняет слесарь, что он должен знать при работе с металлом?

— Какими инструментами он работает на верстаке?

— Какие правила надо соблюдать при работе с металлом?

— Какие новые знания для себя вы получили?

— Могут ли приобретенные сегодня знания пригодиться в жизни?

Учитель предлагает мальчикам оценить свою работу на уроке. (УУД личностные — адекватное понимание причин успеха/не успеха в учебной деятельности.)

Дом. задание: проверить соответствие своего рабочего места вашему росту.

infourok.ru

План-конспект урока по технологии (5 класс) на тему: «Организация рабочего места и ТБ. Инструменты и приспособления для ручных работ»

Разработка урока в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

        Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема: «Организация рабочего места и ТБ. Инструменты и приспособления для ручных работ»

Цели урока:

Для учителя:

создание условий для ознакомления с организацией рабочего места, инструментами и приспособлениями для ручных работ.

Для ученика:

познакомиться с организацией рабочего места, изучить инструменты и приспособления для ручных работ.

Задачи:

  1. Обучающая:   =  научить организовывать свой труд и оборудовать своё рабочее место,

                                     =  познакомить с правилами внутреннего распорядка, с правилами по ТБ,  

                                         санитарно- техническими требованиями.,

                                     =  научить различать инструменты и приспособления для ручных

                                         работ,

  1. Развивающая: =  способствовать умению работать с инструментами и приспособлениями

                             для ручных работ,

  1. Воспитывающая: = способствовать формированию положительного отношения к труду, аккуратности и внимательности во время работы.

Методы и формы: закрепление пройденного материала, объяснение теоретических сведений, исследовательская и практическая работа.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. (Создание проблемной ситуации, образовательная беседа)

? ? ?   1. Умеете ли вы шить?

           2. Что необходимо иметь для того, чтобы научиться шить?

           3. Нужно ли для этого специальное место?

           4. Как вы думаете, для чего мы об этом сегодня говорим?

           5. Какова тема сегодняшнего урока?

ВЫВОД: тема урока. (Называется конкретная тема урока)

  1.  Целеполагание. Постановка учебной задачи.

? ? ?   1. Для чего необходимо организовывать своё рабочее место?

                 2. Какие правила и требования надо соблюдать?

                 3. Какие инструменты и приспособления нужны для ручных работ?

                 4. Какова будет наша цель? Задачи?

ВЫВОД:  называется цель и задачи урока.

  1. Открытие нового знания. (Объяснение нового материала).

План действий

(составляют обучающиеся с помощью наводящих вопросов)

 ? ? ?   1. Что такое рабочее место?

            2. Для чего оно необходимо?

            3. Какие требования на рабочем месте надо выполнять?

            4. Какой должна быть посадка?

            5. С помощью чего можно выполнить ручные работы?

            6. Какие качества развивает у девушки умение шить?

Организация рабочего места

Рабочим местом принято называть участок, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.

Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления.

На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной работы. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на самочувствие обучающихся оказывает правильная посадка

Правильная посадка  во время работы заключается в следующем:

  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение,
  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд,
  3. Голову наклонить слегка вперёд,
  4. Нельзя опираться грудью о стол,
  5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см,
  6. При работе не следует ставить локти на стол,
  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см,
  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

Неправильное положение корпуса обучающихся вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, сопутствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.

Рабочее место нужно организовывать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно – гигиенические требования:

  1. Свет должен падать на работу с левой стороны,
  2. Инструменты для различных работ должны храниться в выдвижных ящиках стола, специальных коробочках или специально отведённых местах, а во время работы их раскладывают на столе справа от работающего,
  3. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела,
  4. По окончании работы все инструменты и ткани  убирают на место.

К ручным относятся работы, которые выполняют ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, работы по удалению из детали или изделия стежков временного назначения.

Необходимо помнить, что не исправленный инструмент и незнание безопасных способов  работы может привести к несчастному случаю.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ:

(Презентация).

1. опасность в работе:

  1. Повреждение пальцев иглой;
  2. Травма руки ножницами;
  3. Травма глаз.

2. до начала работы:

  1. Посчитать количество иголок в игольнице;
  2. Хранить инструменты и приспособления в специальном месте.

3. во время работы:

  1. Быть внимательным к работе;
  2. Работать с напёрстком, если это необходимо;
  3. Вкалывать иглы в игольницу;
  4. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями от себя;
  5. Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

4. по окончании работы:

  1. Посчитать количество иголок, их должно быть столько. Сколько в начале работы;
  2. Убрать рабочее место.
  1. Исследовательская работа обучающихся.

Предоставляется слово ученицам, которые приготовили небольшие работы по поиску материала об инструментах и приспособлениях для ручных работ.

Данный материал может быть оформлен в виде реферата, минипроекта, устного сообщения или презентации по предложенным темам:

  1. «История иголки и булавки»
  2. «Маленькие помощники для ручных работ»
  3. «Маленький да удаленький»
  4. «Такие разные напёрстки»
  5. «Для чего нужны ножницы?»
  1. Физминутка.
  2. Обобщение полученных знаний.

Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.

(Презентация с небольшой исторической справкой)

К инструментам для выполнения ручных работ относят: ручные иглы, напёрсток, ножницы, см. ленту

К приспособлениям: манекен, лекала, колышек, булавки, резец.

  1. Закрепление материала.

???  Вопросы для закрепления

  1. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при выполнении ручных работ?
  2. Что принято называть рабочим местом?
  3. Почему необходимо соблюдать санитарно – гигиенические требования?
  4. Что относится к инструментам для выполнения ручных работ?
  1. Самостоятельная работа.

Практическая работа № 3 «Знакомство с инструментами и приспособлениями»

Оборудование: плакаты, учебник, рабочая тетрадь.

Ход работы:

  1. Пользуясь таблицей № 2 в учебнике на странице 19, выбери инструменты и приспособления, необходимые для ручных работ,
  2. Запиши ответы в табличку.
  3. По окончании работы – взаимоконтроль и выставление оценки (работа в парах)

Инструменты для ручных работ

Приспособления для ручных работ

Игла

Манекен

Ножницы

Лекала

напёрсток

Колышек

См.  лента

Булавки

Резец

Портновские мелки

  1. Повторение.

Самостоятельная работа «Разгадай кроссворд»

По горизонтали:

1.Длинные волокна, покрывающие плоды хлопчатника.

2.Раздел технологии, который изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

3.Тонкие нити, используемые для получения пряжи и тканей.

По вертикали:

4. Поперечная нить в ткани.

5. Однолетнее травянистое растение, дающее волокно.

6. Материал, который изготавливают на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.

7. Нить, идущая вдоль ткани.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Достигнута ли цель урока?

Справились ли с поставленными задачами?

Что интересного узнали?

Пригодится ли вам это в жизни?

Где можно применить новые знания?

Выставление самооценки.

  1. Домашнее задание.
  1. Записи в тетради,
  2. Составить кроссворд или ребусы на тему: «Инструменты и приспособления для ручных работ» (в рисунках, в электронном варианте),
  3. Найти загадки и оформить их любым способом.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *