Ст. 24 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2019 год
Текст Ст. 24 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Комментарий к Ст. 24 Конституции Российской Федерации
1. Важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ, является право на информацию (ст. 24, 29 Конституции РФ). Положения Конституции РФ, устанавливающие данное право, соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России (ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 16 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Право на информацию закреплялось и в ст. 62 прежней Конституции России, однако механизм реализации этого права гражданами не был предусмотрен, в связи с чем далеко не всегда им могли воспользоваться.
Проблема защиты прав личности, защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.
В части 1 ст. 24 Конституции России определены основные элементы правового режима информации о частной жизни. При этом в правовом смысле важна определенность в понятиях «информация» и «частная жизнь».
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Информация в российском законодательстве определяется как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления» (ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. (с посл. изм. и доп.) «Об информации, информатизации и защите информации»)*(106). Названный Закон выделяет также документированную информацию — сведения, зафиксированные на материальном носителе; информацию о гражданах или персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
Понятие «частная жизнь» в законодательстве четко не определено. В филологии частная жизнь трактуется исходя из признака ее отделенности, даже противопоставления сфер общественной и государственной жизни. Информация о ней отражает личностно выделенную деятельность, связанную с неофициальным, неформальным межличностным общением, включая общение с семьей, родственниками, друзьями, коллегами и др., а также значимые для лица действия и решения, в том числе опирающиеся на его правовой и материальный статус, но безразличные с точки зрения интересов общества и государства. Это, например, сведения о законном приобретении имущества, выборе учебного заведения для детей, места проведения отпуска, новой работы, внесении вклада в определенный банк.
Под сведениями о частной жизни подразумевается и информация о взглядах, мнениях, других воззрениях, позициях лица по определенным вопросам. Особое значение имеет защита внутреннего духовного мира человека, а также интимных сторон его жизни. Здесь единство требований права и морали задают необходимые ориентиры для частной жизни, определяя пределы дозволенного в ней и информации о ней.
2. Конституция РФ в ч. 2 ст. 24 возложила на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В развитие конституционных положений Президентом РФ 31 декабря 1993 г. был принят Указ о дополнительных гарантиях права граждан на информацию. Согласно Указу деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы, а также в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях*(107).
Порядок реализации права граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, определен и в ряде федеральных законов. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», гражданам и организациям предоставлено право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности; они имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. На владельца документированной информации о гражданах возложена обязанность предоставлять информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается (ст. 14).
Наряду с возможностью получения информации для личных целей граждане, как участники государственной и общественной жизни, имеют право получать информацию, имеющую общественно-политическую и государственную значимость. В Российской Федерации действует общий принцип, согласно которому любая информация, представляющая общественный и государственный интерес, должна быть открытой и доступной, за исключением случаев, специально оговоренных законодательно. Каждое заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Конституцией РФ прямо не предусмотрены возможности и основания получения необходимых документов в негосударственных сферах, однако эти вопросы урегулированы в федеральных законах и подзаконных актах в отношении отдельных видов информации, в частности следственной, экологической и медицинской.
Особый порядок ознакомления с собранными в отношении лица материалами закреплен в уголовно-процессуальном законодательстве. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ обвиняемый и его защитник в ходе предварительного расследования могут знакомиться с протоколами следственных действий, проводимых с участием обвиняемого, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения ареста или продления срока содержания под стражей. По окончании предварительного следствия правом ознакомления со всеми материалами дела обладают потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также обвиняемый и его защитник. Определением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. по запросу Останкинского межмуниципального (районного) суда г. Москвы о проверке конституционности ч. 2 ст. 53 и п. 1 ч. 2 ст. 120 УПК РФ было признано, что это право должно обеспечиваться указанным лицам и при окончании дознания, а положения ст. 53 и 120 УПК РФ, исключающие возможность ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела, оконченного в форме дознания, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
konstrf.ru
Статья 24. Конституция РФ
Статья 24. Конституция РФАктуально на:
01 сентября 2019 г.
Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Судебная практика по статье 24 Конституция РФ:
- Решение Верховного суда: Решение N ВАС-7907/13, Коллегия по административным правоотношениям, первая инстанция
Иные же обстоятельства по делу не подлежат исследованию судом, в том числе не проводится проверка соответствия Рекомендаций указанным обществом нормам статьи 2, части 4 статьи 3, статей 8, 10, 11, 15, 16, 18, частей 1 и 2 статьи 19, статьи 21, части 2 статьи 24, статей 34, 35, 45, части 1 статьи 46, части 2 статьи 50, части 2 статьи 54, статьи 55, части 3 статьи 56, статьи 80 Конституции Российской Федерации статей 22-25.6, 26, 36, 37, главы 9 Закона о защите конкуренции…
- Решение Верховного суда: Определение N АПЛ13-281, Апелляционная коллегия, апелляция
Разделом 1 Инструкции установлены основные и единые правила организации делопроизводства в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов. В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом…
- Решение Верховного суда: Определение N 400-ЭС14-2879, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
При новом рассмотрении дела общество уточнило требования, просило признать Рекомендации недействующими полностью как не соответствующие статье 2, части 4 статьи 3, статьям 8, 10, 11, 15, 16, 18, частям 1 и 2 статьи 19, статье 21, части 2 статьи 24, статьям 34, 35, 45, части 1 статьи 46, части 2 статьи 50, части 2 статьи 54, статье 55, части 3 статьи 56, статье 80 Конституции Российской Федерации, статьям 22-25.6, 26, 36, 37, главе 9 Закона о защите конкуренции, пунктам 8, 9 Порядка № 763, пунктам 2, 10 Правил № 1009…
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Составить подборку
Подпишитесь на рассылку
списков новых / измененных правовых документов
Анализ текста
Идет загрузка…
www.zakonrf.info
Все перечисленные конституционные
установления, изложенные в главе 2
Конституции Российской Федерации, согласно
ее статье 64, отнесены к основам правового
статуса личности в Российской Федерации и
не могут быть изменены иначе как в порядке,
установленном Конституцией Российской
Федерации. В связи с этим положения любого
закона и подзаконного акта, действия
органов власти и их должностных лиц (в том
числе правоприменительная практика),
касающиеся прав и свобод человека и
гражданина, должны быть четкими по смыслу,
содержанию и строго соответствовать
указанным конституционным предписаниям. К тексту закона »Читайте также Популярные документы |
www.lawmix.ru
Ст. 24 Конституции РФ с комментариями :: SYL.ru
По ст. 24 Конституции РФ, частная жизнь гражданина неприкосновенна. Норма не допускает сбор, распространение, хранение и использование сведений, относящихся к личности человека, без его согласия. Данное положение закреплено в т. 24 ч. 1 Конституции РФ. Органы госвласти, местного самоуправления, а также их служащие должны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с материалами и документами, которые непосредственным образом затрагивают его свободы и права, если другое не установлено в законодательстве.
Риск
В первой части ст. 24 Конституции РФ придается особое значение обеспечению защиты информации о личных отношениях субъекта. Любое несанкционированное вмешательство в эту сферу умаляет достоинство гражданина, делая его объектом манипулирования. Кроме этого, такого рода вмешательства реально угрожают праву на неприкосновенность семейной и личной тайны, а также иным свободам, касающимся самоопределения индивида.
Актуальность вопроса
Стоит отметить, что понимание и развитие гражданского права на получение информационной защиты частной жизни обострено примерами тоталитарных государственных систем 20 века с их стремлением к полному контролю за личностью. Между тем, данная проблема не теряет актуальность и сегодня. Изобретение и развитие технических средств позволяет без всякого труда анонимно вторгаться в личные отношения людей. Сегодня достаточно широко распространены электронно-компьютерные системы, информационные сети, способные накапливать, использовать, хранить неограниченные базы данных, не дающие никаких гарантий сохранности сведений.
Конфиденциальность
Приватная сторона жизни основывается на естественных интересах и потребностях, противостоящих общественному контролю. Любой человек имеет право ограничивать доступ к своей персоне. Очевидно, что данные о гражданине и его личных отношениях являются конфиденциальными. Определить полный перечень сведений, составляющих индивидуальную тайну, весьма затруднительно. Более того, это нецелесообразно, так как, в противном случае, понятие личной жизни и объем мер по ее гарантированной защите были бы существенно сужены. Безусловно, право на неприкосновенность семейных и иных индивидуальных отношений тесно связано с иными свободами человека.
Категории сведений
К конфиденциальной информации, которую защищает ст. 24 Конституции РФ, можно отнести данные о:
- Социальном, национальном, расовом происхождении человека.
- Духовном мире.
- Отношении к религии.
- Мнениях и убеждениях.
- Взглядах.
- Морально-значимом поведении.
- Неофициальном общении, межличностных связях.
- Интимных и семейных отношениях.
- Принадлежности к общественным организациям.
- Здоровье.
- Доходах, имуществе.
- Профессиональных занятиях.
- Прочих фактах биографии, обнародование которых субъект считает невозможным.
Только сам человек может определять, какая именно информация относится к нему лично, насколько серьезным будет моральный вред от раскрытия тех или иных сведений.
Взаимодействие с органами власти
При рассмотрении ст. 24 Конституции РФ нельзя не упомянуть о достаточно серьезной проблеме, с которой граждане сталкиваются при обращении в разные структуры. Многие муниципальные и госорганы, физлица и организации в рамках своей компетенции, целей, характера деятельности накапливают, хранят и используют персональные данные. В ряде случаев граждан обязывают предоставлять личную информацию. В первую очередь такие требования выдвигают правоохранительные структуры, регистрационные и учетные инстанции, ФНС, пенсионные и медицинские учреждения, банки, страховые компании и пр.
ФЗ № 152
В соответствии с предписаниями ст. 24 Конституции РФ, наиболее уязвимыми являются сведения, по которым можно идентифицировать конкретную личность и которые находятся за пределами ее постоянного контроля. Закон выделяет такую информацию в отдельную категорию. В ФЗ № 152 к персональным данным отнесены сведения о фамилии, имени, отчестве, годе, месяце, числе, месте рождения, семейном, социальном, имущественном статусе, адресе проживания, профессии, доходах и пр. Отдельно в законе определены биометрические сведения. В ФЗ № 152 предусмотрен порядок регулирования обработки персональной информации, в том числе с использованием автоматизированных средств. Правила распространяются на всех операторов, органы государственной и территориальной власти, физлиц и организаций. Обработка личных сведений разрешена исключительно по согласию их носителя, кроме случаев, прямо определенных законом. Сбор сведений должен производиться добросовестным и правомерным способом, согласно целям и полномочиям оператора. При этом в законе специально оговаривается недопустимость обработки специальных данных, относящихся к национальной, расовой принадлежности, политическим взглядам, интимной сфере, здоровью, философским убеждениям. Однако и для этих сведений предусматриваются некоторые исключения.
Возможности субъекта
В качестве одного из условий обработки информации автоматизированными способами является то, что сами по себе операции с данными не могут порождать юридических последствий для их носителя. Субъект при определенных обстоятельствах может пользоваться правом доступа к сведениям, ознакомление с их содержанием, источниками их получения, прочих лицах, использующих их. Он также может требовать уточнения информации, ее блокирования или уничтожения. Субъект дает согласие в письменной форме на включение сведений о себе в публичные источники (адресные книги, справочники и пр.). Законодательство обязывает операторов предпринимать все организационно-технические меры, необходимые для обеспечения защиты персональной информации.
Ст. 24 Конституции РФ: ответственность
Надзор за соблюдением правил обработки персональной сведений возлагается на федеральную исполнительную структуру, осуществляющую контроль в области связи и информационных технологий. За нарушение установленных требований по обеспечению защиты данных и их конфиденциальности закон предусматривает административную, гражданскую, дисциплинарную, уголовную ответственность. Серьезные посягательства влекут наказание по УК. В частности, ст. 137 Кодекса устанавливается ответственность за незаконные сбор, распространение информации о личной жизни человека без его согласия.
Исключения
В некоторых случаях право граждан на защиту персональных данных ограничено. Такие ситуации связаны с принятием необходимых мер для обеспечения безопасности конституционного строя, здоровья, интересов иных субъектов, нравственности, обороны страны. Исключения допускаются, когда обработка персональной информации осуществляется в рамках правосудия, оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуального или уголовно-исполнительного производства. При этом все уполномоченные органы обязаны соблюдать общие принципы сбора и использования полученных данных.
Ст. 24 ч. 2 Конституции РФ
В этой части рассматриваемой нормы предусмотрено право каждого лица на доступ не только к персональным данным, но и к иным сведениям, которые непосредственно затрагивают его интересы. Ст. 24 ч. 2 Конституции РФ обязывает уполномоченные муниципальные и госорганы, а также их служащих обеспечить возможность физлиц ознакомиться с соответствующими материалами. Данное право согласуется не только с принципом свободы информации. Оно корреспондирует и с юридической возможностью осуществлять субъектами защиту своих персональных данных. Во исполнение ст. 24 (2) Конституции РФ, законодатель разделяет сведения на общедоступные и ограниченного доступа. 140 статья УК предусматривает наказание за неправомерный отказ служащих в предоставлении материалов и документов, затрагивающих свободы и права граждан, собранных по установленным правилам. В этой же норме определены санкции за предъявление лицу заведомо ложной либо неполной информации, если эти действия нанесли ущерб интересам человека. Стремление к рационализации деятельности уполномоченных структур не может выступать в качестве основания для ограничения права, закрепленного ст. 24 п. 2 Конституции РФ.
www.syl.ru
Статья 23 Конституции РФ
- Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Толкование положений статьи 23 Конституции РФ
…из Определения КС РФ N 10-О от 19.01.2005г.
…Банковская тайна, включающая тайну банковского счета и банковского вклада, сведений об операциях по счету и о клиентах кредитной организации, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Будучи по своей природе и назначению публично-частным правовым институтом, она служит как обеспечению условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, так и гарантированию основных прав граждан и защищаемых Конституцией Российской Федерации интересов физических и юридических лиц.
Отступления от банковской тайны — в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации — могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь на основе федерального закона, каковым, в частности, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающий возможность выемки в ходе производства по уголовному делу предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях…
Полный текст Определения…из Определения КС РФ N 516-О-О от 29.05.2007г.
…Необходимая составляющая права на получение квалифицированной юридической помощи и сущностный признак адвокатской деятельности — обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам, и сохранение адвокатом как получателем информации ее конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия и, соответственно, не может быть эффективной юридической помощи. Освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать об обстоятельствах и сведениях, которые стали ему известны или были доверены в связи с его профессиональной деятельностью, служит обеспечению права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23, часть 1, Конституции Российской Федерации) и является гарантией того, что информация о частной жизни, конфиденциально доверенная лицом в целях собственной защиты только адвокату, не будет вопреки воле этого лица использована в иных целях, в том числе как свидетельствование против него самого (статья 24, часть 1; статья 51 Конституции Российской Федерации)…
Полный текст Определения…из Определения КС РФ N 86-О от 14.07.1998г.
…Наделение суда полномочием по осуществлению процедуры независимого одобрения оперативно — розыскных мероприятий, связанных с ограничениями конституционных прав граждан, не ущемляет этих прав, а напротив, создает дополнительную гарантию их защиты. Вместе с тем это не судебное разбирательство и даже не подготовительные действия к судебному заседанию. В данных правоотношениях еще нет сторон, что характерно для уголовного процесса в тех случаях, когда, например, уголовное дело возбуждено по факту и неизвестно, можно ли считать деяние преступлением, кто его совершил или совершает. В процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение оперативно — розыскных мероприятий, проверяемое лицо — не участник процесса и знать о нем не должен. Открытости, гласности и состязательности сторон в этом процессе быть не может, ибо в противном случае негласные по своему характеру оперативно — розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно — розыскная деятельность утратила бы смысл. Именно поэтому судебное решение выдается органу — инициатору проведения оперативно — розыскных мероприятий и не выдается проверяемому лицу…
Полный текст Определенияmain-law.ru