Корейское экономическое чудо – Южная Корея – рецепт экономического чуда

Содержание

Южная Корея – рецепт экономического чуда

Один их моих читателей с Украины, Павел Ларк, прислал отличный материал, рассказывающий о способах создания в Южной Корее новой экономики. Южная и Северная Корея после гражданской войны находились примерно в одинаковом состоянии. Промышленность была большей частью на Севере, но она была разрушена ковровыми американскими бомбардировками. Обе части некогда единой страны были бедными и экономически не развитыми.

И тут в мае 1961 года в Южной Корее произошел военный переворот…

Как создаются экономические чудеса 

Почему нам навязывают будущее и пытаются убедить нас в «неправильном» прошлом. По-крайней мере у многих, и у меня в том числе, складывается такое мнение, просматривая последние новости, читая последние газеты и смотря телевизор. У многих, я подчеркиваю, у многих, кто не очень разбирается  в мировой политике, мировой экономике, мировой истории, а также не знает своей истории — складывается мнение что все, что было до Нас — было ошибочным. Методы управления нашим государством были «Не Те», а последствия вообще катастрофическими. Поэтому нам говорят, что нужно все менять, ориентироваться только на западную модель развития  и особенно важно критиковать, критиковать и критиковать наше прошлое .

Сразу скажу, что я гражданин Украины. Я патриот. На моих глазах было становление Новой Украины, как государства, по сегодняшний день. Сразу хочу отметить важный аспект. Я закончил школу в 1991 году. Поэтому среднее образование у меня — это последний выпуск педагогического цикла среднего образования в Советском союзе. Я, как и многие другие, молодые люди моего поколения , с радостью и неприкрытым энтузиазмом воспринял Акт о Независимости Украины и очень легко поверил в исключительность Украинской государственности. Особенно важно отметить, что на момент распада СССР уровень жизни, как модно сейчас подмечать, был на душу населения один из самых высоких в мире. Западные экономисты-аналитики в один голос утверждали, что Украина де факто, уже давно готовое государство с высоким уровнем дохода, образования и медицины. Осталось за малым, сделать очень «простое» политическое решение — выйти из состава СССР  и стать независимым государством. И все!  Все проблемы достатка населения решатся сами собой. Достаточно просто перераспределить доходную часть УССР  и мы заживем  как во Франции, Германии или Великобритании.

За время независимости Украины я закончил два университета и Академию управления при президенте Украины. Почему я об этом говорю. Очень важно — каждый раз, ещё в советской школе, потом в высших учебных заведениях Украины нам преподавали историю. Историю разную! Все четыре варианта истории, на каждом коротком историческом этапе, одни и тоже исторические факты преподносились каждый раз «по-новому». Нет, это не то, чтобы совсем противоположные гипотезы, а каждый раз что-то новенькое. Но что важно — это «новенькое» обязательно перечеркивало прошлое, или ещё «смешнее» корректировалась уже Новая история, доставая все новые и новые факты исторического трактования мировой и нашей истории. Даже борьба политических элит, которые складывались в Украине, начиная  с 1991 года, строилась на критике предыдущего президента, правительства, парламента и просто политического истеблишмента, которые были при власти.

Выработался даже особенный политический электорат,  который постоянно голосует против Власти в любой её форме. Причём, процент такого электората постоянен — 15-25%. Вдумайтесь, люди просто голосуют против, не совсем даже вдаваясь в то, что предлагает оппозиция.  Самое интересное, что политические элиты при этом «качественно» не менялись. Вернее сказать — принцип формирования политической элиты на Украине вот уже два десятка лет неизменен. Причем лозунги, под которыми эти элиты входили  во власть были разные.

Но это так, для разминки. Сразу хочу отметить, что писать буду больше об экономической части того или иного исторического факта или современного события, пытаясь донести до читателя «экономический аспект».

Последнее предисловие — практически все страны постсоветского пространства находятся в одном, но очень важном пространстве — информационном. Поэтому читатели как в(на) Украине, так и в России легко могут воспринять те или иные примеры современной истории. Очень важно отметить, что новости как национальные так и мировые, содержат в наших странах общий формат. Формат, который нам пытаются навязывать, складывается из простых вещей. Вся политика, все новости на 80-90% состоят из триады: США, Европа, Украина, или США, Европа, Россия. Много ли на наших телевизионных каналах информации, что присходит , например, в Канаде , Аргентине, Австралии?? Или взять Юго-Восточную Азию, — начинаются ли наши новости из новостей из Поднебесной или того «хуже» из Тайваня, Сингапура, Южной Кореи? Совсем нет. А зря! Мы живем в глобальном мире и страны , которые я перечислил входят в» десятку» (по разным отраслям) развитых стран мира, кроме Аргентины, что не уменьшает роль этой  страны в регионе.  Меня в школе, советской школе, учили, что такие страны как Аргентина — это развивающиеся страны.  Но побывав там как турист, прогуливаясь по Буэнос-Айресу, я понял другое. Это мы развивающаяся страна, а не совсем не так, как нас учили. Но это внешняя картинка, ведь не зря у нас говорят, что по одежке встречают…

Как же создаются в странах «экономические чудеса»?

Для примера возьмем Южную Корею. Давайте вспомним, каким способом был осуществлен подъем её экономики, какими средствами решалась задача модернизации и стремительного экономического роста, опишим суть событий, которые произошли здесь в 1960- 1980 гг. В конце концов формат этого примера абсолютно должен удовлетворять наших либералов, которые как в России, так и на Украине говорят — что только взяв за основу экономическую модель западного развития наши страны имеют историческую перспективу. 

Экономическое чудо Южной Кореи

Южная Корея считается азиатским экономическим» тигром». Один из крупнейших производителей автомобилей  и бытовой электроники . Контролирует треть мирового судостроения. Между тем, в 1960 году каждого, кто осмелился бы предсказать Южной Корее подобное будущее, подняли бы просто на смех. Нынешняя страна небоскребов, хайвеев и автозаводов была тогда крестьянской азиатской провинцией. Основу рациона населения составляли рис, просо и кукуруза . Несмотря на американскую экономическую помощь, страна катастрофически отставала в развитии. 

Экономическое положение Южной Кореи в начале 1960-х было крайне незавидным, если не сказать катастрофическим. В момент раздела страны в 1945 году практически вся промышленность и энергетика были сосредоточены на Севере. Сейчас в это трудно поверить, но в начале шестидесятых Южная Корея по уровню ВНП на душу населения отставала не только от Мексики и Нигерии, но даже от Папуа Новой Гвинеи. Вдобавок в стране практически не было природных ресурсов (исключение — небольшие запасы низкокачественного угля, добыча которого давно прекращена за нерентабельностью). По весне значительная часть крестьян недоедала, электричество даже в Сеуле подавалось нерегулярно, в стране не было ни одного жилого дома выше трех этажей.

Перед новой властью стояла, казалась бы, неразрешимая задача — «все устроить из ничего». Эта задача, как мы видим, была решена. На протяжении почти двух десятилетий годовой рост ВНП составлял 9—10%, изредка поднимаясь до 12—14% и никогда не опускаясь ниже 5%. Ко всеобщему удивлению, за три десятилетия Южная Корея из страны развивающейся превратилась в страну развитую. 

При этом страна очень сильно зависела от американских кредитов: 50% государственного бюджета составляла американская помощь, причем ассигнования на оборону на 70% состояли из помощи США. Они же в период с 1953 по 1962 гг. покрывали 70% южнокорейского импорта и 80% капиталовложений. Положение осложнялось и тем, что Юг уступал Северу в промышленном развитии и не имел прослойки компетентных технических специалистов. Единственным наличным ресурсом была дешевая рабочая сила, ибо народ был неприхотлив и готов добросовестно работать за мизерную плату. Но при этом большинство корейцев не имело ни образования, ни профессиональной подготовки. Положение осложнялось и отсутствием на территории Кореи природных ресурсов, которые можно было экспортировать, делая на этом деньги так, как арабские страны делают деньги на нефти. Вдобавок нищета страны и политическая обстановка делали невозможными масштабные иностранные инвестиции.

Основой  в экономической программе развития Южной Кореи стали:

  • развитие тяжелой промышленности, как форсированная индустриализация за счет сельского хозяйства;
  • экспортно-ориентированная экономика и её государственное регулирование (вам ничего не напоминает?).

За металлургией и судостроением последовали более техноёмкие отрасли – автомобильная промышленность, развертывание которой началось после 1976 г. и электроника, эпохой развития которой стали уже 80-е гг.   Благодаря собственной тяжелой и химической промышленности, корейская индустрия в ряде отраслей перешла от только сборки к освоению всей цепочки производственного процесса, что позволило сократить импорт сырья и комплектующих и снизить торговый дефицит, достигавший в начале 70-х годов уровня в $1,1 млрд. . Следует помнить и о том, что предприятия тяжелой промышленности создавались в значительной степени, как основа ВПК Южной Кореи.

Как же все началось? Не совсем так, как принято описывать «реформы» в либеральных учебниках экономики. 16 мая 1961 года в Южной Корее произошёл военный переворот. Несколько тысяч солдат по приказу своих командиров-заговорщиков вошли в Сеул и, согласно классической ленинской методике, заняли почту, телеграф, радиостанции, издательства и здания органов власти. Они объяснили свои действия тем, что «настало время дать руководство нации»,  обещали после наведения порядка в стране уйти от власти и провести демократические выборы. Однако Пак Чон Хи, возглавивший Военно-революционный комитет, отнюдь не собирался уступать кому-либо руководство страной. Два года он правил в качестве военного диктатора, а в 1963 году выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах. И победил.

Так к власти, не без помощи США, пришёл сильный политик и «классический тиран» – Пак Чон Хи. Биография будущего творца «южно-корейского чуда» мягко говоря странноватая, а местаим даже невероятная. Участник Второй мировой (причем воевал на стороне Японии!), после войны он вдруг вступил в коммунистическую ячейку. Был приговорён за это к расстрелу, но когда сдал своих товарищей по партии, его помиловали. Впоследствии, он занимался выявлением и уничтожением коммунистов, проходил военную подготовку в США.

В Южной Корее в момент прихода к власти Пак Чон Хи не было ни финансов, ни квалифицированных кадров, ни оборудования. Поэтому на первых порах ставка делалась на легкую промышленность, подъем которой не требовал ни крупных капиталов, ни высоких технологий, ни образованных кадров. Сотни тысяч сельских жителей  уходили в города, где в бесчисленных швейных мастерских шили одежду и обувь, делали парики и игрушки, которые экспортировались в страны Запада. Условия труда были очень тяжелыми: нормой считался один выходной в месяц, а продолжительность рабочего дня редко была меньше 10 часов!

Попробуйте представить, что это могло было быть у нас? Не думаю что менталитет нашего народа сейчас готов это воспринимать! Хозяева  южно-корейских компаний экономили на всем:  санитарные нормы, вентиляция на производственных площадях, а часто и на объеме этих площадей  — высота перекрытий в цехах была чуть больше полутора метров.

Теперь о рецептах, которые Пак Чон Хи применил для развития, а вернее говоря, для строительства совершенно новой экономики.

1. Аресты и пытки противников режима.

Первым делом южно-корейский диктатор создал собственное Центральное разведывательное управление, которое занималось подавлением всех несогласных. 

2. Война коррупции. 

3. Индустриализация. Насильственный сгон крестьян в города. Деревенская беднота стала работать на частных предприятиях, которые производили на экспорт те самые дешёвые ткани, игрушки и парики.

4. Особо отмечу — аресты богатых бизнесменов и национализацию банковского сектора!!!! (Так был обеспечен контроль за всеми финансовыми потоками).

Вам это программа ничего не напоминает?

В июне 1962 г. правительство провело денежную реформу и арестовало счета частных банков на общую сумму $87 млн. долларов. Колоссальные деньги для бедной страны. Закон об очищении политики, вышедший в марте 1962 г., запретил принимать участие в политической деятельности 4367-и политическим деятелям предшествующих режимов (правда, большая часть из них впоследствии была восстановлена в правах). В госаппарате была проведена значительная чистка: до конца лета 1961 г. были арестованы, разжалованы или отправлены на пенсию 17 тыс. гражданских служащих и 2 тыс. военных. Ну, просто так и хочется назвать это репрессиями и ущемлением гражданских прав населения, что нам постоянно навязывают либеральные «новоучения», приводя в пример сталинские репрессии и несостоятельность всего советского периода.

Открою вам небольшой секрет – видите где-то мощную экономику, сильное государство – покопайтесь в истории и обязательно увидите, как на самом деле строилась эта мощь и эта экономика.

Пак  Чон Хи действительно неоднократно избирался главой Южной Кореи —  побеждал на выборах. Но 17 октября 1972 г.  он в дополнение к военному перевороту 1961 года совершил ещё и конституционный переворот, вошедший в историю под названием «Юсин», или «Реформы обновления государства». «Реформы» начались с введения военного положения, роспуска Национальной Ассамблеи (парламента) и ареста большинства лидеров оппозиции. 27 декабря 1972 г. президент Пак Чон Хи официально провозгласил начало новой политической системы. После этого  он предложил ввести в Конституцию поправки, которые предусматривали, в частности, увеличения срока президентства до шести лет, косвенную систему его избрания при помощи выборщиков (аналогия выборов президента в США ), наделение главы государства правом распускать парламент и назначать кандидатов в Национальную Ассамблею. По сути Пак Чон Хи была гарантирована пожизненная власть. Референдум, проходивший в условиях военного положения, одобрил новую конституцию 91,5% голосами, в результате чего избираемый непрямым путем президент получил сначала 99,9%, а потом 99,8% голосов. Хочу заметить, ну никак на демократические реформы это было не похоже, даже если очень захотеть в это поверить.
Введение чрезвычайного положения, запрет любой политической активности, издание президентских указов, которые были направлены на прямое удаление оппозиции, военные суды, вынесение большого числа приговоров по политическим статьям за нарушение указов президента (включая смертные) и т. п. 

Для насильственного подавления оппозиционных организаций Пак  Чон Хи санкционировал разработку ряда юридических актов, расплывчатые статьи которых позволяли подвергнуть наказанию любое неугодное режиму лицо. В 1974-75 гг. Были приняты Чрезвычайные Постановления, которые запрещали критику конституции или режима — так, введенное в мае 1975 г. Чрезвычайное Постановление № 9 рассматривало как преступление любую критику президента или данного Постановления.  Во время  «реформ» в стране были запрещены все собрания, кроме свадеб и похорон. В качестве меры устрашения достаточное количество потенциальных противников режима было схвачено, избито и подвергнуто пыткам. В тюрьмах оказалось около 20 000 активных противников режима. И это информация из южнокорейских источников. 

Кто-нибудь сегодня ставит это в вину Южной Корее или предлагает каяться за совершенные действия? Вообще, кто сегодня критикует Южную Корею? Не слышно таких голосов. В самой Южной Корее не развивают тему авторитарного правления Пак Чон Хи, не пытаются найти недостатки развития своей страны — они просто гордятся сегодняшним днём!  Тот уровень достатка который наблюдает каждый кореец,  оправдывает в их философии  все те трудности , которые пришлось пережить.

Поэтому Пак Чон Хи Вошел в историю не как «кровавый диктатор», а как человек, который сумел превратить одну из беднейших стран Азии в стабильное государство с самостоятельной экономикой. (Такому подходу к своей истории, поистине, надо поучиться!) Как отец южнокорейского экономического чуда. Это «Чудо» стало возможным ТОЛЬКО благодаря жесткому управлению экономикой в ручном режиме: была резко усилена роль государства, введено централизованное планирование.  Не либерализм в экономике и политике поднял Южную Корею, а жесткий антипод либерализма в политике и экономике!

Особо хочу отметить введение планирования. Пятилетки в южной Корее существовали до 1984 года! За три пятилетки Южная Корея сделала колоссальный экономический скачек в экономике. По сути говоря, две Кореи Северная и Южная, схлестнулись в экономической эстафете. Обе страны взяли за основу пятилетний план развития. Ну, как тут не отметить, что аналогичные планы развития в своё время были взяты за основу в СССР!  Первые пятилетки, как в СССР, так и в Южной Корее, имели одну и туже  цель. Это быстрая индустриализация, в основу которой было положено максимальная концентрация усилий на создание, прежде всего, тяжелой промышленности.Такая быстрая индустриализация проводилась административными методами, прежде всего, за счёт сельского населения. 

Более того, в южной Корее это происходило «естественным путём», за счёт массовых переселений сельского населения в города. Другого пути выживания в южной Корее для сельского населения просто не существовало. Была проведена реформа сельского хозяйства. Земли были  поделены между крестьянскими семьями и ставка делалась на малые и средние семейные предприятия. В среднем площадь обрабатываемых земель на одну семью была равна 1 га. Нужно отметить, что в южной Корее катастрофически не хватало земли пригодной для сельскохозяйственной деятельности, страна находится в горной местности. Как результат, для сельского населения возникла ситуация, когда дефицит земли привёл к массовой миграции населения в города.  А как мы знаем из истории, любая миграция населения приводит к увеличению смертности. Посмотрим современные новости и проведём аналогии. Переселение народов с ближнего востока в страны европейского союза, которые сопровождаются массовой гибелью гражданского населения, голодом и нищетой. Как результат радикализация ситуации внутри европейского союза, проведение ряда террористических атак в столицах ЕС тому подтверждение.

Еще несколько слов о методах управления экономикой при Пак Чон Хи. Что производить и сколько производить решало правительство. Например, установление фиксированных цен на произведённые продукты питания. Правительство гарантировано выкупало у сельского населения продукты питания  по завышенным ценам, компенсируя потери при продаже данной продукции за счёт бюджет, но таким образом стимулируя южнокорейского производителя. Чем вам не пример настоящего импортозамещения!?

Все силы были брошены на поддержку южно-корейского производителя. Ставилась задача производить абсолютно все, что потребляет южно-корейский  народ. При этом государство жестко контролировало цены на внутреннем рынке, делая экспансии государственных закупок и государственного финансирования.  Особо отмечу, что наряду с малым и средним бизнесом, государство максимально поддерживало, если не сказать искусственно создавало, крупные холдинги. Раздавая государственные гарантии таким предприятиям, правительство проводило агрессивную политику на внешних рынках, рекламируя своего производителя на международных выставках. 

Правительство контролировало внешнюю торговлю и предпринимало протекционистские меры для защиты отечественного производителя. Согласно новой концепции экономического развития, Корея должна была создавать производства, ориентированные на экспорт, стать своеобразным сборочным цехом для других стран. С этой целью правительство выделило из множества корпораций — «чеболь» (крупные холдинги) десять самых перспективных и обеспечило им режим наибольшего благоприятствования в обмен на поддержку государственных преобразований в экономике. Это и были ставшие впоследствии знаменитыми «киты» южнокорейского бизнеса — корпорации «Samsung», «Hyundai», «Gold Star» (будущая «LG Electronics») и др. 

Кредитование такого производителя  осуществлялось через государственные займы на долгосрочной перспективе! Все кассовые разрывы во внешней торговле компенсировались государством. 

Ну как здесь не» всплакнуть», смотря какие кредитные ресурсы доступны нашим производителям, как на Украине так и в России. Мало того что они дорогие, но они ещё не долгосрочные! Что касается социальной политики в Южной Корее, здесь мы увидим такую же жесткую позицию. Государственное регулирование социальной политики проявлялось в стремлении удерживать дешевизну рабочей силы, что достигалось целым рядом факторов: низким уровнем жизни в начале процесса роста экономики; низкой долей заработной платы по отношению к получаемой прибыли; продолжительной рабочей неделей, жесткой антирабочей политикой властей, при которой стачки решительно подавлялись полицией, а подчас и специальными частями. С другой стороны, правительство Пака поощряло благотворительную деятельность крупного капитала и создавало себе репутацию социального арбитра. 

Те, кто проводил «диктатуру развития» в жизнь, жестоко подавляли, особенно на первом этапе, социальное  движение за права рабочих. Почему? Да потому, что главным конкурентным преимуществом страны на мировом рынке в те времена была дешевая и качественная рабочая сила. И правительство пресекало протесты независимых профсоюзов, делало все, чтобы зарплаты оставались на прежнем уровне. 

Само понятие социальных стандартов по сути отсутствовало. Только сейчас, в наши дни социальные стандарты в южной Корее приобрели классический социальный оттенок. Это высокая зарплата, обучение за счёт государства , медицинское обслуживание и пенсии. Особо отметим, что пенсий в Корее тогда вообще не было! Было принято содержать пожилое население работающей молодежью. Современная система социально-трудовых отношений была окончательно принята только в 2004 году! 27 декабря 2004 года вступил в силу закон о пенсионном обеспечении, который ввёл накопительную систему пенсионного страхования. Но это стало возможным только тогда, когда экономика Южной Кореи несколько раз выходила из рецессии и приобрела ту формулу развития, которая позволила перейти от административно- командной модели развития на более высокую. 

Нам нужно  научиться раз и навсегда перестать порочить предшественников и прошлое. Брать из нашей общей истории лучшие примеры и  не стыдиться прошлого. Ведь все мы современники хотим одного — жить лучше, с уважением относимся к своим родителям, прародителям и это нормально. Хотим, чтобы наши дети жили лучше. Для этого  нужно понять одно — все поколения наших народов стремились сделать нашу жизнь лучше. Они долго работали, трудились, воевали и отвоевывали наше будущее и своё настоящее! В любом случае, спасибо им!

P.S.   Пак Кын Хе — Президент Республики Корея с 25 февраля 2013 года, дочь президента Кореи  Пак Чон Хи.  Преемственность поколений в действии.

Выводы делайте сами.

Не плюйте в Своё прошлое — Вы не знаете Своего будущего!

Павел Ларк

nstarikov.ru

корейское экономическое чудо 1961–1987 гг.. Быть корейцем…

«Всё устроить из ничего»: корейское экономическое чудо 1961–1987 гг.

Когда заходит речь о корейском экономическом развитии в 1960–1985 гг., одним из самых расхожих штампов являются слова «корейское экономическое чудо». Возможно, это выражение уже набило оскомину, но нельзя не признать, что возникло оно не на пустом месте: экономическое развитие Кореи в 1960–1985 гг. действительно было чудом.

Сейчас, глядя на сияющие небоскрёбы Сеула, на потоки машин, на нарядно одетых людей, на забитые товарами витрины магазинов, трудно даже представить, как выглядела Корея всего лишь 40 лет назад, на памяти очень многих ныне живущих корейцев. Сказать, что Корея 1960 г. была бедной страной – не сказать ничего: она была страной, нищей даже по тогдашним убогим меркам «третьего мира». По уровню ВНП на душу населения (80$ в 1960 г.) Корея отставала от Нигерии и Папуа Новой Гвинеи. В стране не было ни одного многоэтажного жилого дома, электричество даже в крупных городах подавалось не круглые сутки, а канализацией в Сеуле была обеспечена лишь четверть всех домов. Корейцы старшего поколения хорошо помнят времена, когда в начальной школе лишь 4–5 из 40–50 учеников в классе могли позволить себе есть рис. По весне трава и отваренная кора деревьев были обычными «блюдами» на крестьянском столе. В общем, ситуация в тогдашней Корее мало отличалась от той, что существовала где-нибудь в Эфиопии или Сомали – в чем-то она была даже хуже.

Не изменила ситуацию даже и огромная американская помощь – на протяжении 1946–1976 гг. США предоставили Корее помощи на 12,6 млрд. дол. Таким образом, в пересчёте на душу населения, корейцы тогда были третьими в мире получателями американской халявы (на первом месте находились израильтяне, на втором – южные вьетнамцы, которым эта помощь, как известно, не слишком-то помогла). При этом львиная доля американской помощи была предоставлена Корее именно в пятидесятые годы – и не принесла никаких результатов. Большая часть средств была попросту разворована тогдагшним президентом Ли Сын-маном и его окружением, а остальные использованы с минимальной эффективностью. К концу 1950-х годов американские дипломаты и экономисты попросту списали Корею со счетов – как бездонную бочку, в которую приходится вкладывать средства без малейшей надежды на отдачу, из одних только геополитических соображений.

Однако прошло всего лишь несколько десятилетий – и Корея превратилась в одну из великих промышленных держав, в то время как Бразилия или Нигерия, в 1950-е годы жившие куда лучше Кореи, и поныне прозябают в нищете. Как же это случилось? И, главное, можем ли мы, россияне, усвоить корейские рецепты и повторить корейский успех?

У «корейского чуда» есть вполне определённая дата рождения – 16 мая 1961 года. В тот день в Корее произошёл переворот: при американской поддержке местные генералы свергли гражданское правительство, которое за год своего существования сумело поставить страну на грань краха. С этого времени и до 1987 г. Южной Кореей управляли военные. Во главе переворота 1961 г. стоял генерал Пак Чж?н-хи, которому предстояло превратиться в ключевую фигуру корейской истории XX века. Генерал был выходцем из бедной крестьянской семьи, но смог получить образование, работал учителем, а во время Второй мировой войны, окончив японское офицерское училище, служил в японской императорской армии (до 1945 г. Корея была японской колонией). После 1945 г., подобно многим корейским интеллигентам того времени, Пак Чж?н-хи увлёкся левыми идеями и даже одно время был участником подпольной коммунистической организации, но быстро разочаровался в коммунизме и в 1950–1953 гг., во время Корейской войны, стал одним из лучших боевых офицеров армии Юга.

В самом перевороте 1961 г. не было ничего необычного. В те времена подобные выступления правых офицеров при американской поддержке время от времени происходили во всем мире – в тех странах, где возникла реальная угроза усиления коммунистов или иных антизападных группировок. В особенности подобные режимы были распространены тогда в Латинской Америке. В своём большинстве они отличались пристрастием к шумной риторике на темы «демократии» и «защиты интересов свободного мира» и эпическим казнокрадством (причём под клятвы в верности Вашингтону разворовывалась обычно именно американская помощь – обычно в таких странах больше воровать было нечего). Поэтому южнокорейский военный переворот 1961 г. особого внимания в мире не привлёк: левая печать ограничилась дежурными нападками на «американский империализм» и его «марионеток», либералы немного поворчали о «попрании демократии», правые же более или менее активно приветствовали «восстановление порядка» и «удар по подрывным планам прокоммунистических сил». После этого мир о Корее благополучно забыл.

Однако ни сам Пак Чж?н-хи, ни его окружение вовсе не хотели оставаться лишь очередной группой американских марионеток в третьеразрядной развивающейся стране. Не хотели они и следовать примеру своих предшественников из окружения свергнутого Ли Сын-мана – заурядных казнокрадов, паразитировавших на расхищении западных кредитов и американской помощи. Пак Чж?н-хи и его соратники хотели видеть Южную Корею сильным и богатым государством – но проблемы, стоявшие тогда перед страной, казались неразрешимыми. Как впоследствии написал сам генерал: «У меня было такое чувство, как будто я принял дела обанкротившейся фирмы».

В Корее практически нет полезных ископаемых, так что Пак Чж?н-хи не мог следовать примеру арабских стран, которые как раз тогда начинали делать состояния на нефти. Более того, даже сельскохозяйственными продуктами небольшая, но густонаселённая Корея себя не обеспечивала, и физическое выживание населения зависело от американской продовольственной помощи. Единственным наличным ресурсом Кореи были сами корейцы, их высокая трудовая культура, их готовность добросовестно работать за мизерную плату – в самом буквальном смысле слова, за чашку риса. Именно на это и была сделана ставка.

Схема, которую Пак Чж?н-хи положил в основу своей экономической стратегии, была проста: брать за границей кредиты и на эти кредиты строить фабрики, которые бы работали на импортируемом сырье и по иностранной технологии. Продукция этих фабрик должна была отправляться на экспорт, а вырученные деньги – использоваться на закупку нового сырья и новых технологий, а также на развитие инфраструктуры и образования. Таким образом, страна превращалась в своего рода огромную супер-фабрику, занятую переработкой импортного сырья.

Однако правительство Пак Чж?н-хи столкнулось и с ещё одной проблемой: корейцы 1960-х годов в своём большинстве отличались неприхотливостью и были готовы добросовестно работать за гроши, но при этом они не имели ни образования, ни вообще профессиональной подготовки. Вдобавок, нищета страны делала невозможной сколь-либо масштабные иностранные инвестиции – найти желающих вкладывать заметные суммы в малоизвестную страну «третьего мира» было трудно. Поэтому поначалу, в 1962–1970 гг., ставка была сделана на лёгкую промышленность и иные отрасли, которые отличались немалой трудоёмкостью, но не требовали ни квалифицированной рабочей силы, ни сложных технологий, ни крупных капиталовложений. Пришедшие из деревень крестьянки, работая по 12–14 часов в день, шили по иностранным выкройкам рубашки, делали парики, мягкую игрушку. В те времена корейские плюшевые мишки буквально заполонили весь западный рынок, а ткани и одежда составляли примерно половину всего корейского экспорта (41% в 1965 г.). Для того, чтобы освоить подобное производство, особого образования не требовалось, главными необходимыми качествами были дисциплина и добросовестность.

Когда в 1962 г. генерал Пак Чж?н-хи объявил о принятии первого Пятилетнего плана, который предусматривал экономический рост на уровне 7–8% в год, мир (точнее, те его немногие представители, которые вообще интересовались Кореей) не воспринял эти планы всерьёз. Однако уже в следующем, 1963 г. корейский ВНП вырос на 9,1%. Поначалу многим казалось, что это – всего лишь случайный успех, но на протяжении почти двух десятилетий правления Пак Чж?н-хи (1961–1979) годовой рост ВНП составлял 8–10%, изредка поднимаясь до 12–14% и никогда не опускаясь ниже 6%! К всеобщему удивлению, Южная Корея, положение которой ещё недавно казалось безнадёжным, превратилась в одну из самых динамичных экономик планеты и удерживает это положение до сих пор. ВНП страны утраивался каждое десятилетие, а его душевой показатель, который в 1960 г. равнялся 80$, достиг 1000$ к 1979 г. и превысил 10.000$ в середине 1990-х гг.

К началу семидесятых годов накопленный опыт и капитал дали возможность сделать следующий шаг – от лёгкой промышленности, от плюшевых мишек и париков к капиталоёмким, но технологически не самым продвинутым отраслям: металлургии, судостроению, химической промышленности. Именно в это время в Корее появляются огромные металлургические комбинаты, которые вскоре превращают страну в одного из крупнейших в мире производителей стали, а также верфи, которые уже к 1980 г. производили около трети всего мирового корабельного тоннажа. За металлургией и судостроением последовала автомобильная промышленность, развертывание которой началось после 1976 г., а за ней – электроника, эпохой развития которой стали уже восьмидесятые годы.

Разумеется, развитие страны при Пак Чж?н-хи было капиталистическим. Однако капитализм этот обладал рядом весьма своеобразных черт. Ни о каком «свободном рынке» в шестидесятые и семидесятые годы не было и речи, и экономическая политика Кореи была весьма далека от идеалов экономического либерализма. Государство вырабатывало стратегию развития, а частные фирмы послушно выполняли приказы власти. С самого начала ставка была сделана на крупные многопрофильные концерны, которые были бы тесно связаны с правительством, и которыми – уже просто в силу их малочисленности – было проще манипулировать. Строго говоря, по-настоящему крупных фирм в Корее в 1961–1962 гг. не было вообще, так что их пришлось создавать искусственно. Именно так появились нынешние корейские монополии – «чэболь». По сути, все крупнейшие корейские компании – и «Хёндэ» (у нас её часто неправильно именуют «Хюндай»), и «Самсон» («Самсунг»), и недавно обанкротившаяся «Тэу» («Дайву») достигли своих гигантских размеров потому, что когда-то их основатели были выбраны генералом Пак Чж?н-хи на роль корейских «олигархов». Однако важно, что в Корее не олигархи управляли президентом и его окружением, а, наоборот, президент управлял олигархами. В отличие от своих предшественников и, увы, своих преемников Пак Чж?н-хи не брал взяток и не стремился обеспечить свою семью на веки вечные. Ему были нужны не конверты с пачками долларов, а исполнение приказов и экономическая эффективность – причём под эффективностью он понимал не столько прибыльность, сколько способность производить качественный экспортный товар. Большинство фирм имели плановые задания по увеличению объёмов экспортной продукции, за выполнение которых отвечали лично их владельцы. Все знали, что генерал шутить не будет, и что в сейфах Голубого дома лежит достаточно компромата для того, чтобы надолго отправить в тюрьму любого корейского «олигарха».

К концу семидесятых годов созданные при государственной поддержке корейские монополии – «чэболь» – достигли огромных размеров. В 1981 г. суммарный объём продаж 10 крупнейших концернов Кореи равнялся 48,1% всего валового национального продукта страны (в 1984 г. он уже составил 67,4% ВНП)! Мировая история знает мало примеров подобной концентрации производства в нескольких сверх-монополиях.

Государство и само активно инвестировало в экономику – в первую очередь, в инфраструктуру, в те отрасли, которые не дают немедленной отдачи, но необходимы для развития экономики в целом. С конца 1960-х годов, когда в Корее ещё практически не было автомобилей, государство начало строить сеть скоростных магистралей, без которых невозможно представить себе сегодняшнюю Южную Корею. Строительство скоростной магистрали Сеул-Пусан в 1968–1971 гг. обошлось в сумму, равную четверти (точнее, 23,6%) всего корейского государственного бюджета за 1967 г. Разумеется, подобные вложения были абсолютно неподъёмны для частных фирм, так что расходы по развитию инфраструктуры неизбежно взяло на себя государство.

Государство вкладывало немалые средства в образование, которое в эти годы пережило настоящий бум. В 1965 г. в корейских вузах обучалось 105 тыс. студентов, а в 1988 – чуть более миллиона. Ещё в 1961 г. правительство национализировало банки и установило жёсткий контроль над валютными операциями. Кредиты на льготных условиях выдавались в первую очередь крупным фирмам, которые должны были стать основой экономического развития страны, а также тем, кто доказал свою способность производить качественный экспортный товар. В то же самое время, система социального обеспечения в стране фактически отсутствовала – бремя заботы о больных, о безработных, о старых да малых возлагалось на семью, которая, надо признать, была в Корее исключительно прочна. Отсутствие социальных расходов позволяло держать налоги на низком уровне: ставка подоходного налога в Корее даже сейчас составляет 10–20%, в то время как в развитых странах Запада она колеблется между 25% и 50%!

Но не только правильно выбранная экономическая стратегия сделала возможным «корейское экономическое чудо». Оно бы не состоялось без двух дополнительных, но очень важных условий, о которых нельзя не сказать.

Первым из этих условий была обильная иностранная помощь – в основном американская, но отчасти и японская. Несмотря на некоторое первоначальное недоверие к планам Пак Чж?н-хи, США предоставляли Корее кредиты и безвозмездную помощь – хотя, что немаловажно, объём помощи в шестидесятые и, особенно, семидесятые годы был меньше, чем в пятидесятые. США при этом руководствовались, в первую очередь, своими военно-политическими интересами: Южная Корея всегда была стратегическим плацдармом США в Восточной Азии, так что её политическая стабильность не могла не волновать Вашингтон. Под американским давлением пошли на определённые компромиссы и японцы, которые, вообще-то говоря, традиционно относятся к Корее и к корейцам без особых симпатий (вполне взаимно). Нельзя сказать, что отношения Вашингтона и Сеула были совсем уж безоблачными: Пак Чж?н-хи не был «лакеем американского империализма» и часто откровенно использовал своих заокеанских патронов в собственных целях. При необходимости южнокорейская разведка подкупала американских конгрессменов и воровала технологические секреты у дорогого союзника. Тем не менее, в целом союз, направленный против общих врагов – Пхеньяна, Москвы и Пекина – был весьма прочен.

На протяжении 1960–1985 гг. Корея активно брала деньги в долг – и у частных банков, и у правительств, и у международных организаций. В результате размеры внешней задолженности Кореи к концу правления военных достигли внушительных размеров: в 1985 г. внешний долг страны составил 46,7 млрд. дол. В тот год по размерам своей задолженности Корея занимала четвёртое место в мире, уступая лишь латиноамериканской тройке – Аргентине, Мексике и Бразилии. Однако давали в долг Корее охотно – в первую очередь потому, что в мире она имела репутацию идеального должника. Вопроса о том, платить или не платить по кредитам, не стояло в принципе – платили всегда, причём в срок, безо всяких громких споров о «реструктурировании» и прочем. В редких случаях банкротства той или иной частной фирмы правительство брало на себя выплату её задолженности иностранным организациям. В результате этой «непатриотической» политики, этого «низкопоклонства перед иностранным капиталом» Корея имела доступ к льготным кредитам, которым, конечно же, активно пользовалась.

Второе важнейшее условие, без которого «корейское экономическое чудо» было бы невозможным – это диктатура или, скажем мягче, авторитарная власть. Нет сомнений в том, что режим Пак Чж?н-хи (1961–1979) и его менее удачливого преемника Чон Ду-хвана (1980–1987) был диктатурой, хотя и относительно мягкой – особенно по сравнению с ультра-сталинистской Северной Кореей. Определённые политические свободы существовали в Корее и при военных режимах, хотя то, что сейчас в России лукаво именуется «административным ресурсом» использовалось на полную катушку и, как правило, обеспечивало угодным правительству кандидатам победу на выборах. В то же самое время режим всё-таки оставался диктатурой, пусть и в «бархатной перчатке». На первых порах, до начала 1970-х годов, экономические достижения ничего не давали большинству жителей страны, которые, несмотря на тяжёлый труд, по-прежнему оставались нищими. В этих условиях правительство было готово поддерживать политическую стабильность любыми средствами. С особой свирепостью подавлялись попытки создания независимых профсоюзов. Едва ли не важнейшим преимуществом Кореи в международной конкурентной борьбе в те времена была дешевизна рабочей силы, готовность рабочих трудиться за мизерную зарплату. Даже в конце правления военных, в 1985 г., средний уровень зарплаты в Южной Корее составлял 11% от уровня США. При этом даже официальная продолжительность рабочей недели достигала 54 часов! Правительство считало, что деятельность независимых профсоюзов может в итоге сделать Корею неконкурентоспособной на мировом рынке. Как сейчас ясно, в долгосрочном плане эта политика себя оправдала, хотя в плане краткосрочном она делала существование миллионов людей ещё более тяжёлым.

Впрочем, социальная стабильность обеспечивалась не только жёстким подавлением всех тех сил, которые не соглашались с логикой капиталистического развития в понимании Пак Чж?н-хи. Сам бывший сторонник левых идей, генерал отлично понимал: чтобы там не говорила официальная пропаганда, возникают эти идеи отнюдь не на пустом месте. Страны «третьего мира» всегда характеризовались вопиющим имущественным неравенством – причём богатые в таких странах обычно не только не стесняются своего богатства, но, наоборот, всячески демонстрируют его. Сияющие «Мерседессы», шкафоподобные телохранители, увешанные золотом миллионерские жёны и содержанки – все эти, теперь хорошо знакомые и россиянам, картины вот уже многие десятилетия являются обычными в странах «третьего мира». Генерал Пак Чж?н-хи последовательно боролся как с самим неравенством (насколько это в принципе возможно при капитализме), так и с демонстративным, престижным потреблением верхушки. Немалую известность получил скандал, который президент устроил нескольким олигархам после того, как их жёны появились на каком-то приёме, увешанные бриллиантами. Корейский олигарх образца 1970 г. должен был жить скромно и своим богатством не кичиться! Впрочем, всё не ограничивалось чисто демонстративными, пропагандистскими акциями. Уровень неравенства, измеряемый так называемым «коэффицентом Джини», в Корее был куда ниже, чем в большинстве стран «третьего мира». В 1980-е годы по уровню социального неравенства Корея примерно соответствовала полусоциалистической Швеции. Разумеется, отсутствие острых контрастов немало сглаживало социальные проблемы: рабочие за мизерную зарплату по 10 часов в сутки стояли у станков и сборочных линий, но при этом им не мозолили глаза «Мерседессы» богачей.

Немалую роль в смягчении социальной напряжённости играла и система образования. В годы правления военных произошёл её взрывообразный рост, причём доступ в университеты был открыт любому, кто мог только сдать конкурсные экзамены. Коррупция на экзаменах практически отсутствовала, и правительство делало всё возможное, чтобы свести к минимуму влияние доходов родителей на качество обучения (отказ от платных и специализированных школ, кампании против репетиторства и т.п.). Все знали, что жёсткая конкуренция за вузовские дипломы идёт честно, и это давало даже самым бедным и социально неудачливым родителям надежду на то, что их дети со временем смогут «выйти в люди». Университетский диплом служил пропуском в ряды быстро растущего среднего класса, и получить этот пропуск мог любой молодой кореец или кореянка.

Результат политики Пак Чж?н-хи у всех перед глазами: мощная индустриальная держава, созданная буквально на пустом месте, из ничего. Этот пример заманчив, и поэтому корейский успех изучали и пытались повторить очень многие. Однако не удалось это никому. Единственное исключение – страны Восточной Азии, пресловутые «тигры», но и они не столько повторили корейский успех, сколько добились собственного одновременно и параллельно с Кореей. За пределами же Дальнего Востока корейские рецепты пока не сработали ни разу – смею думать, и не сработают. Время от времени высказываемые надежды на то, что, мол, стоит нам, россиянам, только хорошенько изучить корейский опыт – и мы тоже всё сможем, представляются совершенно необоснованными. Корейская политика времён экономического чуда основывалась на культурной специфике Кореи, которая складывалась тысячелетиями.

Традиционно Корея и Дальний Восток в целом был, в первую очередь, цивилизацией риса. По сравнению с другими сельскохозяйственными культурами, рис даёт максимальную отдачу калорий с единицы обрабатываемой площади и, значит, позволяет кормить большое население, живущее на небольшой территории. Однако рис – растение специфическое и очень трудоёмкое. В отличие от, скажем, пшеничного поля, рисовая плантация представляет из себя сложную гидротехническую систему, состоящую из десятков и сотен небольших полей, разделенных дамбами и соединённых специальными каналами. Сооружение такой системы и поддержание её в рабочем состоянии требовало систематических усилий сотен и тысяч человек. Без этих постоянных и коллективных усилий никакое сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке, а, значит, и физическое существование его населения было бы невозможно. Жизнь в подобных условиях на протяжении десятков поколений сформировала корейское отношение к миру, выработала склонность к систематическому, кропотливому труду. В то же самое время, даже самый упорный труд не мог обеспечить дальневосточным крестьянам высокого уровня жизни. Скудость быта корейского крестьянина, его способность довольствоваться малым и готовность безоговорочно подчиняться властям поражала европейских путешественников даже в те времена, когда жизнь простых людей у них на родине никак нельзя было назвать зажиточной.

Именно на этих национально-культурных особенностях корейцев и основывалась в первую очередь выбранная Пак Чж?н-хи экономическая стратегия. Он сделал ставку на способность корейцев работать много и добросовестно, не задавая лишних вопросов, терпеливо перенося лишения и подчиняясь начальству. Принял он в расчёт и воспитанное конфуцианской культурой уважение к образованию, и прочность семейных связей, и многое другое.

Корейская стратегия предназначалась для небольшого государства, лишённого природных ресурсов, населенного неприхотливым, исключительно трудолюбивым и дисциплинированным но (первоначально) не слишком образованным народом. Не надо объяснять, что ни нынешняя Россия, ни большинство стран СНГ под это описание никак не попадают. Конечно, опыт Кореи надо изучать и даже отчасти копировать, но рассчитывать на то, что он может быть применим к нашей российской реальности, увы, не приходится…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

14 графиков, объясняющих «Корейское экономическое чудо»

Президент-диктатор, 350 рабочих дней в году и плановая экономика – нет, мы говорим не о КНДР, а о Южной Корее. Благодаря сверхъестественным усилиям корейцы Юга совершили экономический рывок, сделав аграрную страну промышленной.

В бюджете мало денег, не хватает даже электричества, страна коррумпирована, а на месте главного промышленного региона появилась хорошо вооруженная «народная республика» — в таком знакомом для нас положении когда-то была Южная Корея. Но благодаря реформам страна превратилась в мирового экономического лидера.

1. Южная Корея стала 11-й экономикой мира

В Корее мало природных ресурсов, но ее ВВП выше, чем у нефте- и газодобывающих стран вроде Норвегии и Ирана. Да и большую часть Европы корейцы оставили позади. Когда-то Южная Корея была бедной аграрной страной, но сумела модернизировать экономику.

2. Её ВВП вырос в 179 раз благодаря… плановой экономике

За последние 54 года ВВП на душу населения Кореи вырос со 156 долларов до 27 тысяч долларов на человека. 

Впрочем, за первое десятилетие реформ — с 1961 по 1970 год — валовой внутренний продукт вырос всего на 136 долларов. Модернизация дала эффект не сразу, но корейцы не меняли курс страны. Точнее, его не менял президент Пак Чон Хи — с 1961 по 1979 он фактически единолично управлял страной. В Корее ввели пятилетние планы и строили экономику под контролем правительства. Президент правил как диктатор, и это обеспечило нужную для реформ стабильность. 


3. Стать развитой страной Корее помог экспорт

Если ты сравнишь этот график с предыдущим, то увидишь, что экспорт корейских товаров рос даже быстрее чем ВВП — за 54 года он увеличился в 7 000 раз! Корея занимает восьмое место в мире по экспорту продукции. Правительство помогало экспортерам дотациями. С каждым годом корейцы получали все больше валюты, и эти деньги помогали развивать экономику страны. В 2014 году доходы от международной торговли составили 714 миллиардов — половину ВВП Южной Кореи.

4. Страна из аграрной превратилась в промышленную

После разделения Кореи юг был преимущественно агарным, но сейчас промышленность создает 39% ВВП страны. А на сельское хозяйство приходится всего 2% доходов. Секрет такого превращения — опять же государственная поддержка. Производители готовой продукции получали от государства субсидии и заказы, а налоги для бизнеса снижались. Преференции доставались только самым успешным предприятиям — так в Корее стимулировали конкуренцию. В результате такой политики возникли чеболи — группы промышленных компаний, вроде Samsung или LG.

Сейчас корейская экономика становится постиндустриальной: доля услуг в ВВП страны растет и уже обогнала доходы от промышленности. В прошлом году на рынке услуг корейский бизнес заработал 814 миллиардов долларов.

5. Корея входит в топ-5 поставщиков высоких технологий…

В 2014 году продажа технологичной продукции принесла корейским компаниям 133 миллиарда долларов — для сравнения, доходы от всего украинского экспорта в том году составили 53 миллиарда .А глобальную выручку корейской группы компаний Samsung Всемирный банк оценивает в 150 миллиардов — почти столько же заработали все размещенные в США компании. 

 

6. …и инвестирует в науку больше всех в мире

Потраченные на науку миллионы позволяют стране зарабатывать миллиарды на высокотехнологичном экспорте. В 2014 году страна выделила на науку 4,3% ВВП — больше, чем Япония или США. Корейцы не только выделяют много денег на исследования и конструкторские работы, а и эффективно их используют.   

7. Чтобы достичь «экономического чуда», корейцы работали по 350 дней в году

Даже в 90-е годы среднестатистический кореец отдыхал 4-5 дней в месяц. Но и это было облегчением: за десятилетие до этого среднее количество рабочих дней доходило до 363! Ни одна страна мира не могла сравняться с Кореей по производительности труда, даже японцы, которых у нас считают трудоголиками, остались позади. Впрочем, сейчас корейцы работают гораздо меньше: в среднем у них 8 выходных в месяц — вполне привычный для нас график.  

С каждым годом количество рабочих дней снижается, но не думай, что корейцы трудятся по 10-12 часов — они просто стали работать меньше. Впрочем, на экономике страны это пока не отразилось, ведь результат работы зависит не только от количества рабочих дней, но и от организации труда и применения техники, от продуктивности работы. К примеру, у немцев намного меньше рабочих часов, но это не мешает развитию страны.

8. Каждый третий корабль в мире родом из Кореи  

Если в стране производят много стали, ее можно продавать за границу и получать легкую прибыль, как это делают в Украине. Или строить из металла корабли, продавать их намного дороже и не зависеть от цен на сырье — так сделали в Корее.  Развитие судостроения тоже не обошлось без государственной поддержки, зато теперь страна производит 35% всех судов в мире — почти наравне с Китаем. 

Снижение закупок корейских судов — первый признак мирового финансового кризиса. Страна производит супертанкеры — эти корабли настолько большие, что не могут пройти через Панамский и Суэцкий каналы. Стоят они под стать размерам, и если операторы судов вдруг перестали заказывать супертанкеры — значит, скоро будет экономический спад и заказчики боятся рисковать.

9. Страна лидирует по количеству интернет-подключений

В Корее наибольшее количество кабельных подключений к интернету на 100 человек. Кроме того, здешние пользователи все чаще подключают скоростной интернет — по этому показателю Южная Корея занимает шестое место в мире. Пока Европа переходит с 3G на 4G, корейцы готовятся запускать более продвинутый стандарт связи — 5G, хотя у них и так самый быстрый в мире доступ к Сети. 

«Интернетизация» страны упрощает жизнь бизнесу, позволяя экономить на магазинах и продавать товары через Сеть, ведь в Интернет выходит большая часть населения. Даже небольшие предприятия, у которых обычно нет денег на «раскрутку» и аренду торговых площадей таким образом могут продавать свои товары и услуги. Кроме того Интернет позволяет бизнесу пользоваться новыми услугами вроде интернет-банкинга, да и находить партнеров через Сеть проще. 

Но у доступного Интернета есть и побочный эффект: он вызывает у корейских подростков зависимость, от которой их приходится лечить в специальных центрах. 

10. Корейские школы — третьи в мире по качеству образования

Южная Корея занимает второе место в мире по среднему IQ жителя, и дело не в генах или наследственности. По подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития, здешние школы — третьи в мире по качеству обучения. А образовательная компания Pearson признала корейскую систему образования лучшей в мире, хотя и отметила, что ученики часто «зазубривают» десятки страниц, а не анализируют материал. 

11. Но высокий уровень жизни не делает жителей страны счастливыми

По данным ООН, в 2015 году Южная Корея заняла 58 место в мире по «Индексу счастья», и за последние 10 лет положение страны в рейтинге изменялось незначительно. Если верить данным Организации, корейцам не хватает свободы выбора, а еще они считают себя недостаточно защищенными. 

Впрочем, ответы зависят не только от уровня жизни, а и от оптимизма граждан. Например, Корею опережает кризисная Венесуэла и Мексика, в которой наркобароны воюют с правительством.

12. Корея опустилась в рейтинге конкурентоспособности, хотя и входит в топ-30

По данным Всемирного Экономического Форума, в 2015 году Корея заняла 26 место в мире по индексу конкурентоспособности. Этот рейтинг показывает способность государства обеспечить развитие страны и хорошие условия жизни для граждан. Корейцы опередили экономически мощные Турцию, Бразилию и Китай, но для них это не наивысший показатель: в 2007 году Южная Корея занимала 11-е место. 

13. Но победить коррупцию стране не удалось

Мы привыкли считать развитые страны свободными от коррупции, но Южная Корея в Индексе восприятия коррупции занимает 37 место. Впрочем, коррупция по-корейски не мешает предпринимателям работать: в рейтинге Doing Business страна занимает 4 место.

14. Объединение Кореи обойдется южанам в триллион долларов

Валовой национальный доход КНДР в 43 раза ниже, чем в Южной Корее, а промышленность северян устарела, и южнокорейцы не получат никакой выгоды от объединения. Зато им придется кормить 25 миллионов северокорейцев, обеспечивать их современной медициной и образованием, помогать 120 тысячам узников северных концлагерей. Еще южанам придется сокращать миллионную армию КНДР и утилизировать ядерные боеголовки.  Да, Южная Корея получит миллионы новых рабочих — но их придется переучивать, ведь технический уровень КНДР намного ниже. А если не все северокорейцы согласятся с объединением, новое государство ждет «городская война», вроде той, что была в Северной Ирландии. В любом случае, угроза изменений вызовет отток капитала и напугает инвесторов.

Возможное воссоединение страны обойдется более развитому Югу очень дорого. Поэтому нормализация отношений между КНДР и Южной Кореей возможна, а вот платить из своего кармана за восстановление севера южнокорейцы вряд ли согласятся.

Источник

Читайте также:

 

fastsalttimes.com

Корейское экономическое чудо — Нууралдьыйа

Корейское экономическое чудо

Интересно и невероятно

Республика Корея, экономика которой растет невероятными темпами, — пример успеха во многих отношен

иях. Сложно поверить, но еще в 1960 экономика страны была одной из самых последних в мире. По уровню ВНП на душу населения (80$ в 1960 г.) Корея отставала даже от Папуа Новой Гвинеи. В те времена в стране не было ни одного многоэтажного жилого дома, электричество даже в больших городах подавалось по расписанию, а в деревнях царил голод.


 


Сегодня же Корея – страна с суперсовременной экономикой с уровнем жизни вполне сопоставимым с европейским или американским. По состоянию на 2009 год она является 14-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 80 долларов США в 1960 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.

А произошло «экономическое чудо» благодаря президенту Пак Чонхи, который пришел к власти в 1961 году. В то время перед ним стоял непростой вопрос: как добиться мощного экономического роста в условиях скудости природных ресурсов, бедности и малообразованности населения? Было принято единственно возможное решение – опора на дешевую и дисциплинированную рабочую силу.

Первую ставку Пан Чонхи сделал на экспортоориентированную легкую промышленность: производство тканей, одежды, мелких бытовых изделий. Выбор был продиктован простой логикой: это отрасли, где можно использовать неквалифицированную рабочую силу – малограмотную молодежь из деревень, которые были готовы работать за минимальную плату.

Уже в семидесятых годах накопленный опыт и капитал дали возможность сделать следующий шаг – от легкой промышленности к металлургии, судостроению, химической промышленности. Именно в это время в Корее появляются гигантские металлургические комбинаты, которые вскоре превратили страну в одного из крупнейших в мире производителей стали, а также верфи, которые уже к 1980 г. производили около трети всего мирового тоннажа новых кораблей. За судостроением и металлургией последовала автомобильная промышленность, а потом электроника.

Государство и само активно инвестировало в экономику – прежде всего в те отрасли, которые не дают немедленной отдачи, однако необходимы для экономического развития в целом. Так, с конца 1960-х годов, когда в Корее ещё практически не было автомобилей, правительство начало строительство сети скоростных магистралей. Также немалые средства государство вкладывало в образование, которое в то время пережило настоящий бум. В 1961 г. правительство национализировало банки и установило жесткий контроль над валютными операциями. В первую очередь кредиты на льготных условиях выдавались крупным компаниям, которые должны были стать основой экономического развития страны, а также тем, кто доказал свою способность производить качественный экспортный товар. В то же самое время, система социального обеспечения в стране фактически отсутствовала – бремя заботы о безработных, больных, и старых возлагалось на семью. Отсутствие социальных расходов позволяли держать налоги на низком уровне: ставка подоходного налога в Корее даже сейчас составляет 10-20%.

Но не только правильно выбранная экономическая стратегия сделала возможным “корейское экономическое чудо”. Оно бы не состоялось без двух дополнительных, но очень важных условий. Первое — помощь со стороны США, которая предоставляли Корее кредиты и безвозмездную помощь – хотя, что немаловажно, объём помощи в шестидесятые и, особенно, годы был меньше, чем в пятидесятые. И второе важнейшее условие- диктатура или, скажем мягче, авторитарная власть. Безосомненно, режим Пак Чжон Хи (1961-1979) и его менее удачливого преемника Чон Ду Хвана (1980-1987) был диктатурой, хотя и относительно мягкой – особенно по сравнению с ультра-сталинистской Северной Кореей.

 

 

 

 

dnevniki.ykt.ru

Экономическое чудо Южной Кореи | www.Fedin.org

Довольно часто стремительный рост южнокорейской экономики в 60-80-х годах приводят как аргумент в пользу либеральной модели развития. Такое чудо действительно имело место. Начиная с 1961 года Южная Корея начала демонстрировать экспоненциальный экономический рост.   Это тем удивительнее, если учесть стартовые условия.

Первую половину 20-го века Южная Корея была колонией Японии. Естественно, в это время не могло быть и речи о каком-либо экономическом развитии. Потом была разрушительная гражданская война 1950-53 гг. По уровню ВВП на душу населения (в 1960 году 80 USD на душу населения) Корея отставала даже от многих африканских стран. В послевоенные годы Корея жила на безвозмездные кредиты, выдаваемые США. Нельзя было допустить прихода коммунистов, поэтому США шли на такие расходы.  

Также нужно учесть, что Корейский полуостров относительно беден полезными ископаемыми. Сельское хозяйство в Корее развивать трудно из-за гористой местности. Корея не могла даже обеспечить собственные потребности в продовольствии, не говоря уже об экспорте.  

В конце 50-х годов в Южной Корее сложилась сложная политическая обстановка и на волне этой неразберихи в результате военного переворота весной 1961 года власть захватили военные. Возглавил их генерал Пак Чонхи. Этот генерал бессменно оставался у власти вплоть до 1979 года, когда он был застрелен директором корейского разведуправления (аналог нашего ФСБ).

В стране был восстановлен порядок, но, как вы можете догадаться, методы использовались совсем недемократические. Жесткой рукой генерал Пак вычистил коррупцию, перетряхнул весь госаппарат.   К тому времени Северная Корея показывала более высокую динамику развития. Возможно поэтому диктатор Пак сделал ставку на плановую мобилизационную экономику. Нужно было любой ценой догнать и перегнать враждебный Север. По аналогии с социалистическими странами в Южной Корее были введены пятилетки — пятилетние планы развития, которые разрабатывались и контролировались Верховным Советом Национальной Перестройки. Этот совет состоял в основном из высших военных чинов.   Была проведена масштабная национализация. Банковская система полностью перешла под контроль государства. Также правительство сохранило полный контроль за транспортной инфраструктурой, энергетикой, водоснабжением.   Как мы можем видеть, администрация генерала Пака в экономическом развитии ключевую ставку сделала на централизованное управление.  

Большую ставку Пак сделал не на невидимую руку рынка, а на протекционизм чеболей — это такая южнокорейская форма финансово-промышленных групп. Чеболи возникли именно в то время. Сейчас их насчитывается около 30 штук и они контролируют большую часть промышленности страны. По сути это клановые олигархические конгломераты. Основные руководящие посты занимают родственники и друзья лидера чеболи.  

В середине 60-х разгорелась новая война — Вьетнамская. Южная Корея поддержала в этой войне США. Через вьетнамскую войну прошло более 300 тыс. южнокорейских военнослужащих. За эту поддержку Корея получила от США десятки миллиардов долларов в виде грантов, займов, субсидий, передачи технологий. Также корейские корпорации-чеболи получали от США крупные заказы на строительство, транспортные перевозки, на ремонт и обслуживание военной техники и т.д. Компания Hyundai очень сильно поднялась на строительных заказах, например на строительство базы ВМС США.   Дешевая рабочая сила и большой приток иностранных денег начали делать своё дело. Чеболи росли как на дрожжах. Названия многих чеболей вам наверняка знакомы: Samsung, LG Group, Hyundai, Daewoo. Поскольку банковская система была национализирована, чеболи постоянно получали льготные кредиты.  

Система социального обеспечения в Южной Корее в период «большого скачка» отсутствовала практически полностью. Это давало корпорациям дополнительный резерв для развития.   Чеболи создавались практически с нуля и под плотным протекционизмом государства показывали невероятные результаты роста. Например, производством судов корейские компании серьезно начали заниматься в середине 70-х, а уже через десять лет они заняли второе место в мире по тоннажу производимых судов. Невероятный результат.

Примерно тоже самое происходило с электроникой, автомобильной промышленностью. Чеболи стали главным драйвером экономического чуда.   В 1980 году убитого генерала Пака сменил новый диктатор — Чон Ду Хван. Власть он получил уже традиционным для Южной Кореи путём — с помощью военного переворота. Принцип сильного центрального управления экономикой при Чон Ду Хване сохранился.  

Жесткое диктаторское правление в конце концов привело к мощным гражданским волнениям. Так, в городе Кванджу в 1979 году при подавлении демонстрации погибли сотни людей. В 1987 году в ситуацию вмешались США и под нажимом Рейгана диктатор Чон был вынужден уйти в отставку. Его сменил Ро Дэ У — тоже генерал, но более либеральных взглядов. В 1993 году по обвинению в коррупции Ро Дэ У был арестован. На этом генерале прервем чреду корейских правителей, так как к середине 90-х годов корейское чудо уже было близко к завершению.После азиатского кризиса 1997 года Южная Корея уже не могла демонстрировать столь впечатляющие темпы роста экономики.  

Итак, какие же основные секреты южнокорейского экономического чуда? Почему Южной Корее это удалось, а десяткам других стран с либеральной экономикой это никак не удаётся? На мой взгляд вот главные составляющие южнокорейского успеха:  

  • Жесткое государственное управление экономикой. Государственное планирование. Национализация транспорта и банковской системы.
  • Ставка на крупные промышленные группы. Причем эти группы получаются не в результате преступной приватизации, а создаются почти с нуля.
  • Дружба с США. Корея вытянула счастливый билет, так как здесь пересеклись геополитические интересы сверхдержав. В результате иностранные капиталы текли рекой.

Как видим, в Южной Кореей невидимые руки рынка были крепко связаны и не мешали экономическому развитию. Волшебная формула успеха проста: Диктатура + дешевая рабочая сила + иностранные деньги = южнокорейское чудо. Вот только повторить этот успех вряд ли у кого получится. США готовы заливать деньгами далеко не каждого диктатора.  

И на закуску график сравнения ВВП Южной Кореи и России.  Честно говоря, сам не понимаю, как коррумпированной отсталой России удалось показать более высокую динамику развития, чем продвинутой высокотехнологичной либеральной Корее?  

fedin.org

14 графиков, объясняющих «Корейское экономическое чудо»

В бюджете мало денег, не хватает даже электричества, страна коррумпирована, а на месте главного промышленного региона появилась хорошо вооруженная «народная республика» — в таком знакомом для нас положении когда-то была Южная Корея. Но благодаря реформам страна превратилась в мирового экономического лидера.

В Украине часто говорят о корейском опыте, но зачастую сводят его к дерегуляции и борьбе с коррупцией. На самом деле изменений было больше, но не все удастся повторить в наших условиях.

1. Южная Корея стала 11-й экономикой мира

В Корее мало природных ресурсов, но ее ВВП выше, чем у нефте- и газодобывающих стран вроде Норвегии и Ирана. Да и большую часть Европы корейцы оставили позади. Когда-то Южная Корея была бедной аграрной страной, но сумела модернизировать экономику.

 

 

2. Её ВВП вырос в 179 раз благодаря… плановой экономике

За последние 54 года ВВП на душу населения Кореи вырос со 156 долларов до 27 тысяч долларов на человека.

Впрочем, за первое десятилетие реформ — с 1961 по 1970 год — валовой внутренний продукт вырос всего на 136 долларов. Модернизация дала эффект не сразу, но корейцы не меняли курс страны. Точнее, его не менял президент Пак Чон Хи — с 1961 по 1979 он фактически единолично управлял страной. В Корее ввели пятилетние планы и строили экономику под контролем правительства. Президент правил как диктатор, и это обеспечило нужную для реформ стабильность.

 


3. Стать развитой страной Корее помог экспорт

Если ты сравнишь этот график с предыдущим, то увидишь, что экспорт корейских товаров рос даже быстрее чем ВВП — за 54 года он увеличился в 7 000 раз! Корея занимает восьмое место в мире по экспорту продукции. Правительство помогало экспортерам дотациями. С каждым годом корейцы получали все больше валюты, и эти деньги помогали развивать экономику страны. В 2014 году доходы от международной торговли составили 714 миллиардов — половину ВВП Южной Кореи.

 

 

4. Страна из аграрной превратилась в промышленную

После разделения Кореи юг был преимущественно агарным, но сейчас промышленность создает 39% ВВП страны. А на сельское хозяйство приходится всего 2% доходов. Секрет такого превращения — опять же государственная поддержка. Производители готовой продукции получали от государства субсидии и заказы, а налоги для бизнеса снижались. Преференции доставались только самым успешным предприятиям — так в Корее стимулировали конкуренцию. В результате такой политики возникли чеболи — группы промышленных компаний, вроде Samsung или LG.

 

Сейчас корейская экономика становится постиндустриальной: доля услуг в ВВП страны растет и уже обогнала доходы от промышленности. В прошлом году на рынке услуг корейский бизнес заработал 814 миллиардов долларов.

 

 

5. Корея входит в топ-5 поставщиков высоких технологий…

В 2014 году продажа технологичной продукции принесла корейским компаниям 133 миллиарда долларов — для сравнения, доходы от всего украинского экспорта в том году составили 53 миллиарда .А глобальную выручку корейской группы компаний Samsung Всемирный банк оценивает в 150 миллиардов — почти столько же заработали все размещенные в США компании.

 

 

6. …и инвестирует в науку больше всех в мире

Потраченные на науку миллионы позволяют стране зарабатывать миллиарды на высокотехнологичном экспорте. В 2014 году страна выделила на науку 4,3% ВВП — больше, чем Япония или США. Корейцы не только выделяют много денег на исследования и конструкторские работы, а и эффективно их используют.  

 

7. Чтобы достичь «экономического чуда», корейцы работали по 350 дней в году

Даже в 90-е годы среднестатистический кореец отдыхал 4-5 дней в месяц. Но и это было облегчением: за десятилетие до этого среднее количество рабочих дней доходило до 363! Ни одна страна мира не могла сравняться с Кореей по производительности труда, даже японцы, которых у нас считают трудоголиками, остались позади. Впрочем, сейчас корейцы работают гораздо меньше: в среднем у них 8 выходных в месяц — вполне привычный для нас график.

 

 

С каждым годом количество рабочих дней снижается, но не думай, что корейцы трудятся по 10-12 часов — они просто стали работать меньше. Впрочем, на экономике страны это пока не отразилось, ведь результат работы зависит не только от количества рабочих дней, но и от организации труда и применения техники, от продуктивности работы. К примеру, у немцев намного меньше рабочих часов, но это не мешает развитию страны.

 

 

8. Каждый третий корабль в мире родом из Кореи  

Если в стране производят много стали, ее можно продавать за границу и получать легкую прибыль, как это делают в Украине. Или строить из металла корабли, продавать их намного дороже и не зависеть от цен на сырье — так сделали в Корее.  Развитие судостроения тоже не обошлось без государственной поддержки, зато теперь страна производит 35% всех судов в мире — почти наравне с Китаем.

 

Снижение закупок корейских судов — первый признак мирового финансового кризиса. Страна производит супертанкеры — эти корабли настолько большие, что не могут пройти через Панамский и Суэцкий каналы. Стоят они под стать размерам, и если операторы судов вдруг перестали заказывать супертанкеры — значит, скоро будет экономический спад и заказчики боятся рисковать.

9. Страна лидирует по количеству интернет-подключений

В Корее наибольшее количество кабельных подключений к интернету на 100 человек. Кроме того, здешние пользователи все чаще подключают скоростной интернет — по этому показателю Южная Корея занимает шестое место в мире. Пока Европа переходит с 3G на 4G, корейцы готовятся запускать более продвинутый стандарт связи — 5G, хотя у них и так самый быстрый в мире доступ к Сети.

 

«Интернетизация» страны упрощает жизнь бизнесу, позволяя экономить на магазинах и продавать товары через Сеть, ведь в Интернет выходит большая часть населения. Даже небольшие предприятия, у которых обычно нет денег на «раскрутку» и аренду торговых площадей таким образом могут продавать свои товары и услуги. Кроме того Интернет позволяет бизнесу пользоваться новыми услугами вроде интернет-банкинга, да и находить партнеров через Сеть проще.

Но у доступного Интернета есть и побочный эффект: он вызывает у корейских подростков зависимость, от которой их приходится лечить в специальных центрах.

 

 

10. Корейские школы — третьи в мире по качеству образования

Южная Корея занимает второе место в мире по среднему IQ жителя, и дело не в генах или наследственности. По подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития, здешние школы — третьи в мире по качеству обучения. А образовательная компания Pearson признала корейскую систему образования лучшей в мире, хотя и отметила, что ученики часто «зазубривают» десятки страниц, а не анализируют материал.

 

 

11. Но высокий уровень жизни не делает жителей страны счастливыми

По данным ООН, в 2015 году Южная Корея заняла 58 место в мире по «Индексу счастья», и за последние 10 лет положение страны в рейтинге изменялось незначительно. Если верить данным Организации, корейцам не хватает свободы выбора, а еще они считают себя недостаточно защищенными.

Впрочем, ответы зависят не только от уровня жизни, а и от оптимизма граждан. Например, Корею опережает кризисная Венесуэла и Мексика, в которой наркобароны воюют с правительством.

 

 

12. Корея опустилась в рейтинге конкурентоспособности, хотя и входит в топ-30

По данным Всемирного Экономического Форума, в 2015 году Корея заняла 26 место в мире по индексу конкурентоспособности. Этот рейтинг показывает способность государства обеспечить развитие страны и хорошие условия жизни для граждан. Корейцы опередили экономически мощные Турцию, Бразилию и Китай, но для них это не наивысший показатель: в 2007 году Южная Корея занимала 11-е место.

 

 

13. Но победить коррупцию стране не удалось

Мы привыкли считать развитые страны свободными от коррупции, но Южная Корея в Индексе восприятия коррупции занимает 37 место. Впрочем, коррупция по-корейски не мешает предпринимателям работать: в рейтинге Doing Business страна занимает 4 место.

 

14. Объединение Кореи обойдется южанам в триллион долларов

Валовой национальный доход КНДР в 43 раза ниже, чем в Южной Корее, а промышленность северян устарела, и южнокорейцы не получат никакой выгоды от объединения. Зато им придется кормить 25 миллионов северокорейцев, обеспечивать их современной медициной и образованием, помогать 120 тысячам узников северных концлагерей. Еще южанам придется сокращать миллионную армию КНДР и утилизировать ядерные боеголовки.  Да, Южная Корея получит миллионы новых рабочих — но их придется переучивать, ведь технический уровень КНДР намного ниже. А если не все северокорейцы согласятся с объединением, новое государство ждет «городская война», вроде той, что была в Северной Ирландии. В любом случае, угроза изменений вызовет отток капитала и напугает инвесторов.

Возможное воссоединение страны обойдется более развитому Югу очень дорого. Поэтому нормализация отношений между КНДР и Южной Кореей возможна, а вот платить из своего кармана за восстановление севера южнокорейцы вряд ли согласятся.

Пока Корея вкалывает — Украина отдыхает

Когда-то Южная Корея была похожа на сегодняшнюю Украину: небогатая аграрная страна, пережившая войну. Сейчас у Кореи получилось войти в мировые лидеры чуть ли не всем показателям. Корейцы работали, и работали, и работали… Инвестировали в науку и промышленность. Они поняли, что судьба страны зависит от того, что они сделают для её будущего.  

В Украине работать так рьяно, как в Корее, пока не получается: в июне правительство запланировало 11 выходных дней, На 2 выходных больше, чем в богатой Южной Корее.

businessviews.com.ua

Южная Корея — изнанка и цена экономического чуда — Каждому

Либерасты очень часто любят сравнивать Южную Корею и Северную, громогласно восхищаясь южным «азиатским тигром». Вот только они как-то забывают (или не знают вообще) о цене этого самого чуда. А уж о его последствиях вообще предпочитают не слышать.

Южная Корея установит 52-часовую рабочую неделю. Как?? Неужели рабочая неделя увеличивается? А вот и нет, напротив — сокращается..

Национальное собрание Республики Корея приняло закон о сокращении рабочей недели с 68 до 52 часов, сообщила в четверг The Guardian. Закон вступит в силу в июле, при этом крупные компании должны сократить рабочие часы раньше маленьких. Предполагается, что увеличение свободного времени улучшит качество жизни корейских граждан и повысит производительность труда и занятость в стране. Кроме того, сторонники закона ждут повышения рождаемости, показатель которой в прошлом году установил антирекорд.

68 часов в неделю. При 5-дневке это по 13.5 часов. При 6-дневке — немногим меньше 11.6 часа.

Граждане либерасты, фапающие на «Южнокорейское чудо» — готовы работать столько в течение всей жизни?

А затем удивляться — а почему так резко падает рождаемость?

В прошлом году количество новорождённых в РК сократилось на 12% в годовом исчислении, составив 358384 детей. Об этом сообщили 13 февраля в Национальном статистическом управлении. Это предварительные данные за период с января по ноябрь прошлого года. Официальные данные за весь прошлый год будут представлены в конце февраля. В 2000 году показатель составил 634500 детей. После этого отметка стремительно падала. Постоянное сокращение фиксируется с декабря 2015 года. Падение почти в два раза менее чем за 20 лет. Впечатляет.

Уже к 2045 году Корея может стать самой старой страной в мире, средний возраст жителей здесь будет составлять 50 лет. Пирамида населения начала расширяться, что означает, что число пожилых людей растет, а число молодых людей и детей уменьшается. В 2016-2017 годы впервые было отмечено снижение численности трудоспособного населения в возрасте 15-64 лет, что означает, что уровень потребления в Корее начал сокращаться. Сейчас люди в возрасте 65 лет составляют 14,12% общества, а в возрасте 0-14 лет — только 13,21%.

Южная Корея является одной из стран с самым высоким уровнем самоубийств в мире. 40 корейцев ежедневно совершают самоубийства. Эта проблема очень часто касается пожилых людей. Половина лиц в возрасте 65 лет живут в относительной бедности, а 1/4 из них живут в одиночестве. Они не отложили капитал для выхода на пенсию. Они не могут найти работу, и уровень изоляции и депрессии растет в стареющем обществе. Среди молодежи наиболее частая причина самоубийства — стрессы на рабочем месте и в системе образования. 40% случаев самоубийств совершаются под воздействием алкоголя, Южная Корея является крупнейшим в мире потребителем крепких алкогольных напитков. В среднем в этой стране совершается 14 самоубийств в неделю (по сравнению с тремя в США). И все это — от счастливой жизни.

..Ожидается, что к 2040 году население Сеула снизится как минимум на 1 млн человек.

После этого меня не удивило, что в Южной Корее повесилась автор 20 книг о счастье . Видать, от слишком счастливой жизни..

Ну а вообще, вот 14 графиков, объясняющих «Корейское экономическое чудо».

Президент-диктатор, 350 рабочих дней в году и плановая экономика – нет, мы говорим не о КНДР, а о Южной Корее. Благодаря сверхъестественным усилиям корейцы Юга совершили экономический рывок, сделав аграрную страну промышленной. Мы расскажем, как это произошло и к чему привело.

Очень большая статья с множеством графиков — читайте по ссылке. С поправкой на то, что она — от либерального издания. Но написано довольно грамотно.

..В Корее ввели пятилетние планы и строили экономику под контролем правительства. Президент правил как диктатор, и это обеспечило нужную для реформ стабильность.

..Даже в 90-е годы среднестатистический кореец отдыхал 4-5 дней в месяц. Но и это было облегчением: за десятилетие до этого среднее количество рабочих дней доходило до 363! Ни одна страна мира не могла сравняться с Кореей по производительности труда, даже японцы, которых у нас считают трудоголиками, остались позади.

..По данным ООН, в 2015 году Южная Корея заняла 58 место в мире по «Индексу счастья», и за последние 10 лет положение страны в рейтинге изменялось незначительно. Если верить данным Организации, корейцам не хватает свободы выбора, а еще они считают себя недостаточно защищенными.

А вот этот пассаж меня рассмешил:

Еще южанам придется сокращать миллионную армию КНДР и утилизировать ядерные боеголовки. Бггг, а с хера им сокращать-то? Если у Объединенной Кореи будет ЯО вместе с МБР, то американские базы ей будут нахрен не нужны. Поэтому САСШ и сделают все, что бы две Кореи не объединились.

Такую вот цену пришлось заплатить Югу за свое временное процветание. Думаю, что она будет хорошим уроком будущим поколениям корейцев. Да и не только им.

grey-croco.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *