Кратко кейнсианская школа – это экономическая концепция Джона Мейнарда Кейнса: краткая характеристика :: BusinessMan.ru

Тема 14. Зарождение и сущность кейнсианства

Развитие экономики, усложнение протекающих в ней процессов сделали общественно-экономическую ре­альность принципиально иной. В XIX–XX вв. для ана­лиза экономики и управления ею широко применялась мето­дология, выработанная неоклассическим направлением экономической науки, продолжающим традиции, заложенные классической политэкономией. В начале XX в. широкое рас­пространение получило институциональное направление экономической науки, по иному подходящее к анализу эко­номических процессов. В нем основа экономики – инсти­тут – формальные или неформальные правила поведения группы людей в экономическом пространстве, общепризнан­ные и исполняемые. Практическое использование социали­стического направления экономической науки показало эф­фективность государственного вмешательства в экономику. Все это в совокупности создало условия для формирования» принципиально иной методологии анализа экономических процессов и управления ими. Кризисные явления в экономи­ка начала 1930-х гг. привели к закономерной необходимости выработки нового инструментария для анализа и управления экономикой, что вполне успешно осуществило кейнсианство.

Кейнсианство – это школа в экономической теории, основанная на идеях Дж. М. Кейнса (1883–1946), изложенных в ра­боте «Общая теория занятости, процента и денег». Им были заложены основы нового понимания экономических процессов, а также сформулирована методология управле­ния ими. Продолжатели его идей в дальнейшем были условно названы кейнсианцами – по имени основателя школы. Кейнсианство как школа основывалось на необходимости госу­дарственного регулирования экономики с помощью денеж­но-кредитной, фискальной и т. д. политики, осуществляемой государством. Государство согласно кейнсианству является первым и главным регулирующим началом.

Кейнсианцы исходили из того, что в экономике невозмож­но достижение полной занятости. Задача государства заключается в том, чтобы стремиться минимизировать безработицу за счет искусственного создания рабочих мест, предоставления налоговых льгот предприятиям, создания нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы труда. Цена на труд формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на него. Если на рынке в недостаточном количестве представлен определенный вид необходимого труда, то и цена его закономерно высокая.

Кейнсианцы считали, что в экономике спрос и предложение находятся в сложном взаимодействии, в результате которого происходят реальные экономические процессы – товародвижение, занятость и т. д. На формирование реального спроса и предложения оказывает влияние большое количество факторов: психологических, социальных, культурных, религиозных.

Приверженцы данной школы активно используют эф­фект мультипликатора – увеличение реального дохода населения приводит к росту объемов потребления. Но здесь вводятся некоторые ограничения: в некоторых случаях рост доходов населения приводит к увеличению денег, не исполь­зуемых в экономике, – отложенных потребителем на «черный день».

Реальные изменения экономического пространства приве­ли к тому, что кейнсианская школа обладала наиболее адек­ватной для анализа экономики и управления ею теорией и методологией. Кейнсианство исходило из необходимости фор­мирования социально ориентированной экономической поли­тики. Все механизмы государственного управления использу­ются для предотвращения глубоких кризисов в экономике.

Джон Мейнард Кейнс – один из наиболее видных экономистов своего времени, внесший большой вклад в экономическую науку, ученик А. Маршалла, но впоследствии отвергший теории своего учителя и организовавший собственную школу.

Для исследования экономики он активно использовал ма­тема­ти­чес­кий и функциональный анализ. Именно использо­вание математического аппарата для изучения экономических процессов ставится ему в заслугу.

Дж. М. Кейнс выделил два уровня экономики: микроэко­номику и макроэкономику. Он доказал, что они не могут быть приравнены друг другу, так как обладают специфичес­кими чертами. Особо он выделял методологию исследования макроэкономики, считая ее самостоятельной областью. Свой­ства объектов не могут быть идентичны на различных уров­нях экономической системы.

Особое внимание Дж. М. Кейнс уделял государственно­му регулированию экономики. Экономическая система по оп­ределению не является совершенной, у нее нет способности к самостоятельному регулированию и развитию. Для того что­бы общество и экономика активно развивались, необходимо централизованное вмешательство государства. К методам государственного управления экономикой он относил: уменьшение или увеличение ссудного капитала; уменьшение или увеличение налоговых ставок; государственные закупки.

Так как работы Дж. М. Кейнса написаны в период череды экономических кризисов, он большое внимание сконцентри­ровал на их изучении. Им выдвигается тезис, заключающийся в том, что в экономике не может быть достигнута 100 %-я занятость. Этим он обосновал увеличение безработицы. Для того чтобы регулировать состояние рынка труда – уровень безработицы, государство должно принимать активные меры. Дж.М. Кейнс подверг изучению труд как экономическую категорию. Стоимость труда зависит от предложения и спроса на него. Он отмечал ограниченность объема спроса на труд, отсюда – высокий уровень безработицы, вынужденная без­работица.

Им разработана в дальнейшем широко применяемая в практических исследованиях экономики теория эффекта Мультипликатора, смысл которой заключается в том, что увеличение инвестиций в одну область оказывает влияние на рост спроса и доходов населения. Он отмечал следующую закономерность: с ростом доходов населения должен увеличиваться объем потребления, на практике же происходит противоположное – увеличиваются сбережения, а не расходы.

Дж. М. Кейнс сосредоточил внимание на вопросах изуче­нии спроса и управления им. По его мнению, на формировании спроса оказывает влияние большое количество факторов: уровень доходов населения, социально-психологические и поведенческие особенности человека. Оказывая воздействие на эти факторы, можно эффективно управлять спросом. Достижение равновесия между спросом и предложением Дж. М. Кейнс считал невозможным.

Исследования Дж. М. Кейнса носят несистематизирован­ный характер и плохо воспринимаются. Его действительно можно признать гением экономической мысли, он внес большой вклад в ее развитие. Его работы были отправной точкой для более поздних исследований. Он больше практик, а не теоретик, отсюда практически полное отсутствие научной методологии исследований.

Работы Дж. М. Кейнса послужили отправной точкой для дальнейшего развития экономической теории и возникновения кейнсианской экономической школы. В рамках нее получили развитие многие теории, а в дальней­шем было осуществлено их практическое применение. Тра­диционно выделяют два направления развития современно­го кейнсианства:

1) французское;

2) американское.

Они отличаются определенной спецификой, зависящей от реальных социально-экономических условий этих стран.

Французское направление кейнсианской школы связано, прежде всего, с работами Ф. Перру. Он счел не­эффективным использование ссудного процента для регулирования экономики. Будущее развитие экономики он связывал с корпорациями с большой долей государственного участия. Именно они должны стать центром управления эко­номической системой и государственного регулирования. Цен­тральным положением данного направления является необ­ходимость повсеместного государственного регулирования экономики. Без него невозможно нормальное развитие обще­ства. Для этого предлагалось использование индикативного метода управления экономикой. Представители французско­го направления кейнсианства выделяли государственный и не­государст­вен­ный секторы экономики. Только для первого дол­жен применяться индикативный метод, его повсеместное применение отвергалось как вредное.

Американское направление кейнсианской школы связано с исследованиями таких ученых, как Дж. М. Кларк, С. Харрис, А. Хансен. Общей методологической уста­новкой этого направления является широкое применение ме­тодов государственного регулирования экономики. Для этого его представители считали целесообразным использовать на­логи. Изъятые из экономики финансовые средства должны ис­кусственно перераспределяться сообразно государственным интересам. Снижая налоговую ставку, можно достичь разви­тия отдельно взятой отрасли экономки. А. Хансеном на осно­вании теории мультипликатора был выведен закон акселера­тора, заключающийся в том, что в определенных ситуациях рост доходов приводит к росту инвестиций.

Усилия кейнсианской школы также были направлены на исследование экономического роста. Это направ­ление разработок, прежде всего, связано с деятельно­стью Е. Долгара, Р. Харрода. Ими была определена сущность экономического роста – постоянное развитие экономики, а его целью является полное использование всех производ­ственных и трудовых ресурсов. Главной задачей они счита­ли разработку такого инструментария, который позволит осу­ществить постоянный экономический рост. Для этого ими активно применялись метод математическо­го моделирования, теория «мультипликатор-акселератор». Была выделена логическая зависимость между накоплением и потреблением. Увеличение инвестиций ведет к росту дохо­дов и потребления, а снижение, наоборот, к уменьшению. Ос­новным способом достижения экономического роста Домар и Харрод считали увеличение инвестиций, которые неизбежно приводят к увеличению расходов на потребление и снижение уровня безработицы. Они полагали, что экономический рост может быть достигнут только при активном вмешательстве го­сударства в экономику.

В целом кейнсианская школа внесла большой вклад в со­временную экономическую теорию. В чистом виде примене­ние ее теорий неизбежно приводит к таким негативным эффектам, как инфляция и увеличение безработицы. Но при ограничении предлагаемых методов государственного регу­лирования экономики эти теории могут быть успешно исполь­зованы в практической деятельности.

Рекомендуемая литература: [7, 8, 14, 19, 21, 25, 30, 56, 58, 67, 68, 70, 71, 73].

studfiles.net

Кейнсианская школа в макроэкономике

 
 
 

  Содержание: 
 

  ВВЕДЕНИЕ.………………………………..……………………………..…….….3

 

  Глава I. ДЖ. М. КЕЙНС И НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ШКОЛА

  1.1. «Переворот» в экономической теории.….……………..…………….….……4

  1.2. Суть концепции Кейнса. Основные  идеи.….….……………….…….……..5

  1.3. Рецепты макрорегулирования….…………..…..……….………………..….8 

  Глава II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КЕЙНСИАНСТВА

  2.1. Уровень занятости и совокупный спрос……………………….……………9

  2.2. «45°-ное кейнсианство»…………………….…..……………….…………..11

  2.3. Рынок товаров ………………………………………………….……………12

  2.4. Денежный рынок………..……………………….………………….…….…13

  2.5. Совместное равновесие рынков товаров и денег……………….…………14

  2.6. Рынок труда.………..…………….………..……………………….………..15

  2.7. Триединый рынок………………….…….…..………………………...……15 

  Глава III. ЭВОЛЮЦИЯ КЕЙНСИАНСТВА

  2.1. Неокейнсианство……………………………………………………..………17

  2.2. «Неоклассический синтез»……………………………………………..……18

  2.3. Основные направления современного  кейнсианства………………….….20  

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………...…………………..…21

  Список  использованных литературных источников….………………….……22

  Приложение  А

  Приложение  Б

    Приложение  В 

    Приложение  Г

    Приложение  Д 

    Приложение  Е 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
В наше время цикличность экономики  никого не удивляет: периоды подъема  сменяются каждый раз спадом и  обострением всех социальных и экономических проблем. Но мировой экономический кризис 1929-1933 гг., обрушившийся с колоссальной силой на развитые и неразвитые в промышленном отношении страны, и обнаружил неспособность главенствующей в то время неоклассической теории предложить способы вывода экономики из этого глубокого кризиса.
 

И поскольку «сила» неоклассической теории конца ХIХ — начала ХХ в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ в условиях нетипичного кризиса  стал необходим еще и иной — макроэкономический анализ, к которому обратился один из величайших экономистов ХХ столетия английский ученый Дж.М.Кейнс. 

В 1936 году была опубликована книга Джона Мейнарда Кейнса (1883-1846) «Общая теория занятости, процента и денег». Принято считать, что именно эта книга знаменовала собой начало так называемой «Кейнсианской революции», которая является одним из наиболее значимых событий в истории экономического анализа за последние два века. 

Кейнсианскую  революцию можно трактовать различным  образом. С одной стороны, эта  революция состояла в обеспечении обособления в самостоятельную дисциплину целой ветви экономической науки — макроэкономики. Конечно, и классики, и неоклассики имели свои представления о макрофункционировании рыночного хозяйства. При этом изучение макроэкономических вопросов осуществлялось как бы «между прочим», без выделения этих вопросов в качестве самостоятельного объекта рассмотрения. Благодаря Кейнсианской революции анализ макроэкономических проблем стал осуществляться независимо от исследований аспектов ценности, конкуренции, поведения потребителя и т.д.  

С другой стороны, Кейнсианская революция была реакцией на недостатки неоклассического подхода к анализу экономической  жизни. То, что зарождалось в ходе Кейнсианской революции, должно было стать  как методологической, так и теоретической альтернативой неоклассической школе. Во-первых, макроэкономические функции, выведенные Дж. М. Кейнсом как правило, базировались на привычках, эмоциях, закономерностях группового поведения. Во-вторых, творцы Кейнсианской революции внесли фундаментальные изменения в собственно экономическую теорию, сделав принципиально новый анализ макроэкономических взаимосвязей. Этот новый анализ оказался возможным благодаря отказу от закона Сэ, в соответствии с которым нормальным состоянием рыночной экономики является полная занятость. Мировой экономический кризис конца 1920 — 1930-х годов и особенно Великая депрессия 1929 — 1933 годов эмпирически доказали несостоятельность данного подхода и, вероятно, оказались главной исторической причиной возникновения кейнсианской теории. 

В ходе ее осуществления было сделано выдвижение на первый план элементов совокупного  спроса, особенно инвестиций в основной капитал. В результате удалось продемонстрировать, что рыночная экономика является внутренне нестабильной, а ее нормальным состоянием является вынужденная безработица. Поэтому возникает необходимость в активном вмешательстве государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства.  

Вследствие  Кейнсианской революции в экономической  теории образовался гигантский разрыв между неоклассической микроэкономикой и кейнсианской макроэкономикой, построенных на различных методологических предпосылках, содержавших разные и несопоставимые объекты исследования и теории, дававшие почти противоположные оценки характеру функционирования рыночной экономики и приводившие к разным выводам относительно желательности вмешательства государства в экономику. В результате дальнейшее развитие «макроэкономики после Дж. М. Кейнса» пошло двумя путями.  

С одной  стороны, большинство макроэкономистов стали пытаться вписать кейнисанскую макроэкономику в неоклассические стандарты современной экономической науки. В результате эволюция традиционного кейнсианства трансформировалась в кейнсианско-неоклассический синтез, где теория Дж. М. Кейнса была проинтерпретирована как особый, частный случай неоклассической теории. Позднее сами представители неоклассической традиции отвергли кейнсианский подход неоклассического синтеза и выработали собственную макроэкономику. В результате появились такие школы, как монетаризм и новая классическая. В ответ на это некоторые кейнсианцы создали новую интерпретацию учения Дж. М. Кейнса, впрочем, весьма далекую от того, что он сам имел в виду; так возникло неокейнсианство. 

С другой стороны, некоторые экономисты попытались развить оригинальное учение Дж. М. Кейнса и более резко противопоставить свой подход неоклассической теории, а заодно и кейнсианской теории в виде кейнсианско-неоклассического синтеза. Созданная этими экономистами школа получила название «посткейнсианство». Посткейнсианство на сегодня представляет собой единственную значимую теоретическую альтернативу в макроэкономическом анализе как неокейнсианству, так и школам представителей неоклассической традиции — монетаризму и новой классике.  

Целью данной работы является изучение и  анализ кейнсианской концепции экономического развития, поэтому обратимся к  теории того, кто непосредственно  считается основателем макроэкономики как самостоятельной научной  дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Джон Мейнард Кейнс и новая экономическая школа.

1.1. «Переворот» в  экономической теории.

    Как остановить спад? Эта проблема достигла апогея, когда, в конце 20-х — начале 30-х  гг. США, Западная Европа, практически весь капиталистический мир, переживали «великую депрессию». Кризисное падение производства сопровождалось массовой безработицей. Это был самый глубокий и продолжительный кризис, особенно тяжело поразивший США. Падение производства составило десятки процентов. Официальные показатели безработицы в Великобритании не опускались ниже 20%. В Германии они были еще выше. В США без работы оставались 25% и более: семь человек из десяти трудоспособных работали, а трое искали работу, стояли в очереди на бирже труда, жили на пособие.

    Экономисты не были едины в поисках причин спада. Предлагались различные рецепты выхода из экономического кризиса. Одни искали объяснение в перенасыщенности спроса, другие, напротив, считали, что спрос упал до чрезмерно низкого уровня. Кто-то видел Причину в падении капиталовложений, а кто-то в просчетах системы банковского регулирования.

    Правящие  круги, бизнесмены, специалисты ломали голову над тем, как вывести экономику  из длительной депрессии, преодолеть нарастание массовой безработицы. В тот период это была наиболее острая, самая неотложная проблема практики и теории.

    Именно  в тех условиях появилась книга  Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). По сути, она подводила теоретическую базу под рекомендации тех, кто предлагал для снижения безработицы широко использовать общественные работы, усилить воздействие государства на уровень занятости, стимулирование спроса.

    До  Кейнса в экономической литературе были распространены взгляды, согласно которым инвестициям отводилась относительно пассивная роль: нужны прежде всего сбережения, которые, дескать, сами неизбежно приведут к инвестициям. Образно говоря, «сбережения — собака, виляющая хвостом инвестиций». Кейнс перевернул прежнюю формулу, отстаивая точку зрения, по которой, скорее всего, «инвестиции — собака, виляющая хвостом сбережений». Иначе, решающую роль призваны играть инвестиции, а сбережениям в большинстве случаев отводится пассивная роль.

    Прежде  чем подробнее остановиться на аргументации Кейнса, попробуем выяснить, в чем причины неизменной популярности Кейнса и его теории. Ведь со времени выхода в свет его основной работы (1936 г.) прошло более полувека. Существенно изменилась экономическая обстановка, проблемы, стоящие перед экономической наукой. Не остались неизменными методы, инструменты регулирования. Эволюционировали или пересмотрены концепции, на которые они опираются. По-новому сформированы взгляды теоретиков на факторы экономического роста, пути преодоления нестабильности экономики.

    Теоретические позиции и практические рекомендации современных кейнсианцев отличаются от позиций и рецептов основоположников теории эффективного спроса. Так почему же они считают себя кейнсианцами? И почему теория Кейнса столь популярна?

    Попытаемся  высказать несколько соображений.

    Во-первых, наряду с несомненными различиями между  взглядами сегодняшних сторонников  кейнсианской теории и позицией, выдвинутой ее автором в 30-х гг., сохраняются  общие подходы концептуального  порядка, составляющие ядро кейнсианской теории. Эти подходы выражают суть концепции Кейнса.

    Во-вторых теория Кейнса остается значимой и  популярной потому, что имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса, снижение уровня безработицы. По Кейнсу, равновесие может быть достигнуто не только при полной, но и при неполной занятости.

    Кейнс не только занимался теоретическими разработками, но и принимал активное участие в работе правительственных органов. Он участвовал в конференции, принявшей Версальский договор (с которым был не согласен и против которого выступал с критикой и предсказанием неизбежных последствий). Был членом правительственного Комитета по финансам и промышленности. Выполнял роль консультанта по вопросам финансов и денежного обращения; редактировал журнал «Экономик джорнэл». Авторитет Кейнса, крупного специалиста, влиятельного экономиста, подкреплял значимость выдвигаемых рекомендаций.

    В-третьих, принципиальное значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо одной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Ее смысл в том, что Кейнс перенес область исследования из сферы преимущественно ценовых отношений, анализа спроса и предложения в сферу общественного воспроизводства, взаимодействия обмена и производства на макроуровне (в отличие от неоклассиков, изучавших экономические явления и процессы, главным образом, на микроуровне, на «горизонте» фирм и потребителей).

    Кейнс заложил основу исследований функциональных зависимостей и взаимосвязей реальных экономических величин как агрегированных категорий, показал их влияние на ход и тенденции экономического развития. Анализ совокупных, агрегированных экономических показателей открыл новые возможности, выдвинул новые проблемы перед экономической наукой. Автор «Общей теории» показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что равновесие может быть достигнуто и при неполной занятости и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся из массовых устремлений и действий участников экономических процессов. 

stud24.ru

Кейнсианская школа — курсовая работа

 

 

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Бишкекская Финансово-Экономическая Академия

Программа: “Менеджмент”

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: “Макроэкономика 1”

На тему: “Кейнсианская школа”

 

 

 

Дата защиты: « 20.05.2014 »                          Выполнила: Гудкова Екатерина

Оценка: «    »                                                    Ст.гр. « М5-13 »

                                                                            Проверила: Маслова Л.И.            

 

 

 

 

 

 

                                             Бишкек 2014                                                           
 

                                               Содержание:

           Введение —————————————————————————- 3

ГЛАВА 1 Этапы возникновения кейнсианской школы.——————— 6                           

1.1 История возникновения кейнсианской школы.————————— 6                                 

1.2 Развитие и концептуальное направление кейнсианской мысли.—- 8      

1.3Эволюция экономической науки в кейнсианской теории.———— 11

ГЛАВА 2 Преимущества и недостатки кейнсианской школы.———— 15

2.1 Кейнсианская модель  общего экономического равновесия.——— 15

2.2 Недостатки кейнсианской  теории.—————————————— 18

Заключение————————————————————————- 22

Список использованной литературы————————————— 25

 

 

                                               Введение:

Актуальность темы: В данной курсовой работе будет рассматриваться тема “Кейнсианская школа”. На протяжении всего XX века в экономике велась длительная борьба между различными школами, прежде всего кейнсианством и монетаризмом. В последние 20-25 лет наиболее популярной в противовес кейнсианству становится Чикагская школа — школа монетаризма. Сейчас практически во всём мире идеи этой экономической школы положены в основу государственной политики. Джон Мейнард Кейнс – своего рода революционер экономической науки прошлого века. Английский экономист, влияние которого на экономическую мысль в XX века сравнимо с воздействием Адама Смита и Давида Риккардо на экономическую мысль XIX века, был человеком необычайно интеллектуальным и неординарным. Он создал принципиально новые методологические подходы к экономике и экономической политике, являлся родоначальником и разработчиком макроэкономики, создателем нового языка экономической теории. В конце 1920-х – начале 1930-х и США, Западная Европа, практически весь капиталистический мир, переживали «великую депрессию». Кризисное падение производства сопровождалось массовой безработицей. Это был самый глубокий и продолжительный кризис, особенно тяжело поразивший США. Большинство экономистов считали, что безработица вызвана недостаточным потреблением и низким уровнем спроса. В качестве спасительного средства они предлагали использовать общественные работы. Государство должно «запустить экономический двигатель», предоставив людям работу на строительстве дорог и пр. Затраченные деньги, кроме прямого воздействия на уровень занятости, послужат к созданию других рабочих мест, связанных с производством товаров и услуг для тех, кто уже получил работу. Таким способом экономика сама вытянет себя из застоя. Эти предложения, однако, не получили поддержки у правительств. Именно в тех условиях появилась книга английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Он окончил Итонский и Кембриджский университеты, получил отличное экономическое и математическое образование. В 1929 году Кейнс стал членом Британской академии наук. Кейнсианская школа является одной из наиболее известных и признанных школ экономической теории, предложившая свои рецепты регулирования экономики. Автором этой концепции является выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс, изложивший свои идеи в не менее известном труде «Общая теория занятости, процента и денег». Это событие в истории формирования экономической науки может по праву называться революцией, переворотом. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», действительно вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Целью курсовой работы  является изучение кейнсианской школы.  Для этого будут последовательно рассмотрены такие этапы формирования этой экономической школы, как условия появления кейнсианской теории; ключевые положения теории Дж.М.Кейнса, в которые входят методологические позиции, основные положения «Общего экономического равновесия», и практическая программа Дж.М.Кейнса.

Задачами курсовой работы является:

    • Изучить историю возникновения кейнсианской школы.
    • Рассмотреть развитие и концептуальное направление кейнсианской мысли.
    • Рассмотреть эволюцию экономической науки в кейнсианской школе.
    • Изучить кейнсианскую модель общего экономического равновесия.
    • Рассмотреть недостатки кейнсианской теории.

Структура курсовой работы  состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЕЙНСИАНСКОЙ ШКОЛЫ.

1.1 История возникновения  кейнсианской школы.

Кейнсианство как направление в экономической мысли возникло в 30-х гг. ХХ в., когда капитализм попал в длительный и тяжелейший кризис: неплатежи, банкротство, гигантская безработица, дифляция, падение национального дохода и жизненного уровня населения. Ничего подобного существовавшая история не предусматривала, не могла дать объяснения и предложить выход из ситуации. Кризис экономики создал и кризис неоклассической теории. Новую теорию создал Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). В 1930 г. он создал свой «Трактат о деньгах», а в 1936 г. – главный труд: «Общая теория занятости, процента денег. Прежде всего, обратим внимание на принципиально новую методологию Кейнса. Предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Если неоклассики анализировали экономические процессы и явления на микроуровне, то Кейнс перенес область исследования на макроуровень. От теории цен и доходов он перешел к теории общественного воспроизводства, взаимодействия совокупного обмена и производства. Кейнс отверг представление классической и неоклассической школ о трех разделенных рынках – труда, товаров и денег. Он взял за основу наличие единого рынка, где все взаимосвязано. Для характеристики единого рынка использовались агрегированные категории: совокупный спрос, совокупное предложение, уровень цен и т.д. Теория Кейнса направлена на решение практических задач нового периода развития, тесно связана с истолкованием задач государственной политики и в этом смысле знаменует собой методологический поворот от социально нейтральной экономики к традициям политической экономии до неоклассического периода. Хотя теория Кейнса формировалась под влиянием великой депрессии 30-х гг., она отнюдь не ставила задач объяснить принципы кризиса. Ее целью было, прежде всего, создать «генеральную» теорию, которая обеспечила бы дальнейшее функционирование капиталистической системы. При этом Кейнс акцентирует внимание на количественной стороне капиталистического воспроизводства, но это позволяет ему выявить ряд реальных воспроизводственных связей и предложить меры по их регулированию. Кейнс в известной мере возвращается от функционального анализа неоклассиков к причинно-следственному (каузальному): склонность к потреблению, обеспечению, эффективность капитала и др. Вместе с тем Кейнсу не свойственен подход к исследованию экономики с точки зрения длительных воспроизводственных связей. Он анализирует воздействие независимых переменных на зависимые в течение короткого периода. Это ограничило познавательные возможности его концепции.

1.2 Развитие и  концептуальное направление кейнсианской  мысли.

  1Современная экономическая мысль во многом связана с именем Дж.М. Кейнса (1883–1946), основателя теории государственного регулирования рыночной экономики. Формирование идей кейнсианства относится к началу XX века. В новых исторических условиях стала очевидной несостоятельность «неоклассической» доктрины саморегулирования экономики посредством рыночной конкуренции. Особенно это проявилось в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., показавшего необходимость государственного вмешательства в процессы капиталистического воспроизводства.  Концепция Кейнса наиболее полно изложена в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это была своего рода теоретическая реакция на мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Она отражала общее разочарование в господствовавшем ранее представлении об эффективном саморегулировании рыночного хозяйства. Главное теоретическое положение состоит в том, что капитализм утратил механизм спонтанной саморегуляции и поэтому не в силах развиваться без целенаправленного государственного вмешательства. Новаторский дух экономических взглядов Кейнса состоял, прежде всего, в новом методологическом подходе. Во-первых предметом своего анализа он сделал экономику страны в целом, что позволило назвать этот подход макроэкономическим. Во-вторых, он разработал концепцию «эффективного спроса», то есть потенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Предшественники Кейнса в анализе экономических процессов предпочитали микроэкономический подход – исследовали прежде всего отдельные фирмы. Причем возможность достижения эффективного функционирования фирмы обусловливалась возможностью эффективного функционирования экономики в целом. Предполагалось, что длительная вынужденная безработица отсутствует. Кейнс же на первый план выдвинул макроэкономический анализ. Он занялся выявлением зависимости между народнохозяйственными показателями, такими как национальный доход, сбережения, инвестиции, потребление и т.д. Это позволило ученому сделать вывод о необязательном совпадении эффективного функционирования отдельной фирмы с эффективным функционированием экономики и целом. Между ними могут быть противоречия, их разрешение осуществляется на основе восстановления общих экономических пропорций, и прежде всего путем достижения соответствия между спросом и предложением. Кейнс показал, что это соответствие может достигаться государственным регулированием экономики.

Центральная идея его концепции – проблема «эффективного спроса». В отличие от своих предшественников, Кейнс заявлял, что динамика национального дохода определяется не факторами предложения, а факторами спроса. Эффективный, т.е. совокупный, платежеспособный спрос, от которого зависит уровень занятости, состоит из потребительского и инвестиционного спроса (потребления и накопления). Анализируя основные компоненты эффективного спроса – потребление и накопление, ученый пришел к выводу, что их сумма может быть недостаточной для поддержания уровня национального дохода, соответствующего «полной занятости». Отсюда – возможность вынужденной безработицы, депрессии и экономические кризисы и необходимость поддержания эффективного спроса со стороны государства. С целью активизации и стимулирования совокупного спроса Кейнс советовал расширять государственные расходы, закупки государством товаров. При этом он не обращал внимания на то, что рост государственных расходов приведет к бюджетному дефициту. Напротив, полагал, что рост государственных расходов возымеет положительное воздействие на экономику, будет способствовать увеличению производства и занятости.

2Кейнс придавал большое значение также государственному воздействию на инвестиции путем регулирования уровня процента (ссудного, банковского) либо осуществления инвестиций в общественные работы и другие сферы. Рассматривая прирост национального дохода как функцию прироста инвестиций, Кейнс разработал механизм мультипликатора. В случае нехватки государственных инвестиций Кейнс предлагал осуществлять дополнительную эмиссию денег, а намечающийся дефицит бюджета предотвращать увеличением занятости и снижением нормы процента. То есть по Кейнсу получалось, что, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к расширению инвестиционного спроса. Это в свою очередь способствует увеличению занятости и снижению уровня безработицы. Он утверждал также, что увеличение количества бумажных денег в обращении приводит к инфляции при полной занятости населения, а при безработице дополнительная денежная масса будет стимулировать расширение производства. Причем, чтобы предлагаемые меры дали эффект, необходимо проводить политику протекционизма во внешней торговле. Теория Кейнса получила широкое распространение и приобрела многочисленных сторонников, оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». После Второй мировой войны (1939–1945) вплоть до определенного периода идеи Кейнса оказывали решающее влияние на развитие многих направлений западной теории. Кейнсианство во многом предопределило прогресс науки о государственных финансах, экономической статистики, других специальных экономических дисциплин, усилив в целом интерес к макроэкономической проблематике. Теория Кейнса вошла практически во все западные учебники, получила официальное признание правительств многих стран.

Вывод ученого о неизбежности вмешательства государства в дела экономики отражал реальную тенденцию к усилению государственного регулирования экономических процессов, и в этом смысле оказался намного реалистичней прежнего неоклассического учения. Однако Кейнс не смог предвидеть того, что государственное вмешательство в тех его формах, которые он пропагандировал, – в формах регулирования спроса, в реальной действительности привело к серьезным противоречиям, что требовало в рыночной экономике объективных пределов государственного регулирования экономики. В конце 60-х гг. XX в. кейнсианство оказалось в состоянии глубокого кризиса и уступило место неоконсервативным теориям. Большую известность получают неолиберальные концепции.

1.3 Эволюция экономической  науки в кейнсианской теории.

  3В наше время цикличность экономики никого не удивляет: каждый, кто хотя бы немного знаком с основами этой науки, знает, что периоды подъема сменяются каждый раз спадом и обострением всех социальных и экономических проблем. Но мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и на неразвитые в промышленном отношении страны и обнаружил неспособность главенствующей в то время неоклассической теории предложить способы вывода экономики из этого глубокого кризиса. Поэтому совершенно очевидно, что, поскольку «сила» неоклассической теории концаХ1Х — начала ХХ в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим еще и иной — макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж.М.Кейнс.

Дж.М.Кейнс стал основоположником целого направления экономической теории — кейнсианства, называемого также теорией спроса. Именно на основе альтернативного кейнсианского подхода удавалось логично объяснить возникшую тогда кризисную ситуацию. При этом подходе высказывались сомнения по поводу способности конкурентного механизма автоматически приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости. Итак, именно Кейнс вывел западную экономическую теорию из состояния глубокого кризиса, именно он сумел представить наиболее убедительный ответ на вопрос, почему существует катастрофическое перепроизводство и что следует предпринять, чтобы не допустить его в дальнейшем. Кейнс во многом способствовал восстановлению престижа западной экономической науки, подорванного драматическими событиями «великой депрессии» 1930-х гг., а его учение на несколько десятилетий стало подлинным руководством к действию для правительств наиболее развитых капиталистических стран. В 1936 году была опубликована книга великого английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Принято считать, что именно эта книга знаменовала собой начало так называемой «Кейнсианской революции», которая, наряду с Маржиналистской революцией, является наиболее значимым событием в истории экономического анализа за последние два века. Однако современные исследования в области истории экономического анализа показали, что значительную роль в осуществлении Кейнсианской революции сыграли также польский экономист М. Калецкий и группа немецких экономистов, названных «немецкими кейнсианцами». Все они предвосхитили некоторые из научных открытий Дж. М. Кейнса и поэтому наряду с ним могут рассматриваться в качестве творцов Кейнсианской революции.

myunivercity.ru

Кейнсианская экономическая теория (Keynesians economics)


50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике

КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Keynesians economics) — взгляды Кейнса на функционирование экономической системы, развитые и дополненные его последователями.

Многое из того, что сегодня называют кейнсианской экономической теорией, имело своей отправной точкой книгу Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс дал развитию экономической науки новое направление, а также объяснил явление массовой безработицы, столь значительное в 1930-е гг. До Кейнса экономическая теория основывалась прежде всего на теории, ныне называемоймикроэкономикой. Кейнс переключился с характерного для классической школы сосредоточения на отдельных ценах и рынках и индивидуальных функциях спроса на анализ агрегированных показателей, введя новые концепции, такие как функция потребления.

Экономисты классической школы полагали (и эта точка зрения официально поддерживалась органами, регулирующими денежные потоки в стране, до тех пор, пока они не приняли аргументацию Кейнса), что полная занятость является результатом бесперебойной работы экономики частного предпринимательства. Если возникает безработица, заработная плата должна падать (вследствие конкуренции на рынках труда) до такого уровня, при котором занятость снова восстанавливается (с неоклассической точки зрения предельная производительность труда должна быть больше или равна его предельным затратам). Кейнс допускал возможность существования «жёстких» ставок заработной платы и таким образом объяснил то, что было немыслимо для классиков и неоклассиков, а именно достижение общего экономического равновесия при неполной занятости.

Кейнс утверждал, что доход зависит от уровня занятости. Связь между доходом и потреблением определяется склонностью к потреблению.

Таким образом, потребление зависит от взаимосвязанных функций дохода и занятости. Ожидаемые расходы на потребление и инвестицииполучили название совокупного спроса, и в ситуации равновесия они равны совокупному предложению. Кейнс считал, что в случае равновесия уровень занятости зависит от совокупного предложения, склонности к потреблению и объёма инвестиций. Уровень занятости, следовательно, может вырасти как при повышении склонности к потреблению, так и при росте объёма инвестиций, т. е. возросший спрос на потребительские товары и средства производства ведёт к увеличению предложения. Растущее предложение приводит к более высокому уровню занятости.

Сложность сокращения заработной платы, вызванная давлением со стороны профсоюзов, стремящихся не допустить снижения уровня жизни трудящихся, т. е. «жёсткость» ставок или малоподвижность заработной платы, может привести к равновесию и при отсутствии полной занятости. В этом случае государство как покупатель и потребительских, и инвестиционных товаров может повлиять на уровень совокупного спроса в экономике. Совокупный спрос можно повысить средствами фискальной политики иликредитно-денежной политики. Кейнс делал акцент на фискальной политике, состоящей в том, что государство расходует больше средств на инвестиционные проекты, чем собирает в виде налогов. Такое дефицитное финансирование стимулирует совокупный спрос в экономике, находящейся в состоянии депрессии. Благодаря эффекту мультипликатора стимул к повышению совокупного спроса в несколько раз превышает сумму начальных инвестиций. Эти меры должны привести экономику к состоянию полной занятости.

Отдельные страны Запада начали ставить под сомнение кейнсианские экономические идеи в 1970-х гг., когда они обратились кмонетаризму, и началось возвращение к идее классической школы, что государственное вмешательство в экономику излишне и что рынки способны самостоятельно обеспечить процветание, необходимо лишь устранить их негибкость.

 

См. также: О деньгах , Кейнсианство  КЕЙНСИАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Keynesians economics)

КЕЙНС, ДЖОН МЕЙНАРД (1883 -1946) (Keyness, John Maynard)

Джон Итуэлл. Кейнсианство (John Eatwell. Keynesianism)

П.И.Гребенников. Макроэкономика (электронный учебник). Петр Ильич Гребенников. Экономика

См. также:

25.       Джон Мейнард Кейнс – агрегаты в коротком периоде  (50 тем и литература для подготовки студентами докладов по экономике)

Литература:

Заметки (см. Дж.М.Кейнс)

Марк Блауг. Кейнс, Джон Мейнард

John Maynard Keynes. From Wikipedia, the free encyclopedia

Дж.Р.Хикс. Господин Кейнс и классики

Равновесие: развитие концепции  (Мюррей Милгейт, The New  Palgrave)

Томас Дж. Сарджент. Рациональные ожидания

Роберт Клауэр. Кейнсианская  контрреволюция

Малькольм Сойер. Посткейнсианская макроэкономика

Пол Самуэльсон_интервью_2009

The New Palgrave  Экономическая теория  (Питер Хауитт.

Макроэкономика: отношения с микроэкономикой)
 

 

 

Можно искать термины и их толкования на всех сайтах Экономической школы:

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Экономическая школа 90

www.seinst.ru

Кейнсианство — доклад

   Кейнсианская школа является одной из наиболее известных и признанных школ экономической теории, предложившая свои рецепты регулирования экономики. Автором этой концепции является выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Это событие в истории формирования экономической науки может по праву называться революцией, переворотом.

   Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», действительно вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

   В 1936 г. Дж.М.Кейнс публикует книгу, принесшую ему мировую известность, под названием «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе он показал, что в рыночной экономике нет механизма, автоматически приводящего к полной занятости. Экономика может долго оставаться в состоянии депрессии и бедности. Государство должно увеличить расходы, чтобы увеличить производство и занятость, проводить активную инвестиционную политику.

   Дж. М.Кейнс стал основоположником целого направления экономической теории — кейнсианства, называемого также теорией спроса. Именно на основе альтернативного кейнсианского подхода удавалось логично объяснить возникшую тогда кризисную ситуацию 1929-1933. При этом подходе высказывались сомнения по поводу способности конкурентного механизма автоматически приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости.

   Основные  положения «Общей  теории занятости, процента и денег»

Принцип эффективного спроса

   Основная  идея «теории эффективного спроса»  состояла в том, что рыночная экономика  утратила способность к «автоматическому» восстановлению равновесия с высоким  уровнем занятости. Из-за процессов  концентрации и монополизации экономики  в ХХ в. цены перестали быть свободными и не могут выступить гарантом восстановления нарушенного в ходе кризиса равновесия. Кейнс убежден, что эту проблему может решить только государство. Оно обязано предложить и осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса (т.е. общей покупательной способности). Это должно положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, а следовательно способствовать уменьшению безработицы.

Основной  психологический  закон

  Его  суть в следующем: «Психология  общества такова, что с ростом  совокупного реального дохода  увеличивается и совокупное потребление,  однако не в такой же мере, в какой растет доход». Значит, по Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна, а значит, может обуславливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода. По этой теоретико-методологической позиции для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Теория  мультипликатора

Модель мультипликатора  объясняет, как совокупный спрос  воздействует на объем производства. В простейшем виде в этой модели предполагается, что потребление  домашних хозяйств является функцией располагаемого дохода, а инвестиции являются постоянной величиной.

   Инвестиции  определяют уровень производства, а  сбережения представляют собой просто часть располагаемого дохода. В результате объем производства растет или падает до тех пор, пока размер желаемых сбережений не совпадет с планируемым уровнем  инвестиций.

   Инвестиции  оказывают мультипликативный эффект  на объем производства. Когда  происходит изменение объема  инвестиций, выпуск практически  сразу увеличивается на равную  величину, но в дальнейшем, после  того, как получатели дохода будут  тратить свой дополнительный  доход, возникнет целая последовательность  новых, вторичных расходов.

Практическая  программа Дж. М. Кейнса

   Дж.Кейнс и его последователи считали, что государство должно способствовать выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризиса автор концепции рекомендует расширять государственные расходы, стимулировать инвестиционные расходы частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента («политика дешевых денег») и т.п.

   Определив объем государственного регулирования, Кейнс дал и ответ на вопрос, какими методами и как его регулировать.

   Во-первых, необходимо способствовать снижению ставок ссудного процента, обеспечив достаточное  количество денег путем отказа от широкой денежной эмиссии. Возможность  инфляционного роста цен Кейнса не пугала. Он считал, что инфляция, в особенности если она имеет контролируемый характер, меньшее зло, чем безработица.

   Во-вторых, государство должно за счет бюджетных  средств осуществлять капитальные  вложения в развитие государственного сектора, организовывать общественные работы (строительство дорог, мостов, ремонт общественных зданий и т.п.), расширять программы помощи нуждающимся. Все это будет способствовать росту занятости, доходов и, в конечном счете, совокупного спроса. Теория Кейнса, таким образом, тесно связана с практикой, с постановкой задач государственной экономической политики и в этом смысле означала поворот к традициям немарксистской политической экономики.

   Однако  в ряде мест своего главного труда  Кейнс повторял мысль о целесообразности уменьшения имущественного неравенства, перераспределения части доходов в пользу малоимущих слоев, ибо при низком доходе склонность к потреблению повышается, а следовательно, эффективность государственной поддержки населения ощущается сильнее.

   Частичное перераспределение доходов в  пользу бедных могут опять-таки стимулировать  инвестиции благодаря росту потребления. Они играют также роль экономического стабилизатора, важность которого стала очевидной после 1929г.(теория балансового колеса).

   Таким образом, программа Дж.М.Кейнса дествительно была нацелена в первую очередь на достижение практических результатов, о чем говорит его широкая программа государственного вмешательства в экономику и вывода конкретной страны из кризиса. Его программа была не единажды реализована на практике: в конце 30-х годов кейнсианство становится господствующей доктриной в науке и экономической политике. Реализация его идей, в известной мере, обеспечила подъем Запада в 40-60-х годах и долговременную стабилизацию капитализма. 

student.zoomru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *