Критика какой бывает – Какой бывает КРИТИКА — Карта слов и выражений русского языка

Содержание

Какой бывает КРИТИКА — Карта слов и выражений русского языка

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: иконка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Предложения со словом «критика»:

  • Я восторгу дам верю более, нежели рассуждению иного учёного критика.
  • Возможно, у населения также срабатывает реакция боязни критики тех, кто принёс хоть какое-то благополучие — не до повышенных требований, может не быть и этого.
  • Есть предположение, что по направлениям, в которых жители готовы признать свою ответственность или в значительной мере разделить её с властью, они будут способны достаточно позитивно воспринимать в свой адрес критику, элементы морализаторства.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Виды и формы критики — Психологос

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная… Какая вас больше воодушевляет?

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

Прямая и косвенная

Прямая — о недостатках говорится прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Косвенная критика попадает рикошетом

Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки — собственно критика. Короткая критика — замечание.

Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная — детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Когда полезна

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше — конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: «ты плохой» или «это был неудачный поступок», «твое высказывание некорректно» или «ты сволочь». Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.→

Открытая и скрытая

Открытая — автор критики известен. Скрытая — неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…

Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот.

Разгромная использует переход на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика — с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)

Когда полезна

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация — просто необходима.

Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная — как сделать лучше. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная

Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец — поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» — момент мотивирующий.


www.psychologos.ru

Конструктивная и деструктивная критика. Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика — если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.

Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая. О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая. Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая. Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная. О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная. О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая. О полезном эффекте.
  7. Теоретическая. О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много — она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– конструктивная и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем — недостатки, и в конце — повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на личности человека.
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность. Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность. Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность. Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение. Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность. Без примеров и обоснований.
  6. Огульность. Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный «эмоционально» критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться — «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле». В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

 

womanadvice.ru

Критика — Психологос

Фильм «Святоша»

Эта критика справедлива, но воспринимать ее бывает тяжело.
скачать видео

Фильм «48 часов»

В этой критике от руководства много ярости и недовольства, а конструктива — нет. В чем, собственно, предложение от начальника? Эту деловую составляющую тут расслышать трудно.
скачать видео

Критика — указание на недостатки в том, что было сделано.

В более широком понимании критикой (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») называют широкую область, включающую выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор, отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков, исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников), а также отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.

Критика бывает справедливая и нет, грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Критика может звучать в самой разной форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже формы критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная… Какая вас больше воодушевляет?

Критику используют, когда не получается по-хорошему, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое настроение, общий негативизм, негативные чувства к партнеру (сердимся на него). А когда не сердимся, а больше любим — находим возможность поговорить по хорошему, поразмышлять вместе с ним, без собственно критики.

Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Если можно обойтись без критики, лучше без нее обойтись, от нее удержаться. А если уж критиковать, то критиковать только грамотно: справедливо, доброжелательно и конкретно.

Как часто можно критиковать? Как много? Чтобы критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в человеке возможность идеала, критики в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и тогда возникает вопрос — а это делать? Ответ: даже при использовании самых грамотных форм нагрузка критикой должна быть в определенных рамках, превышение которых дает перегруз.

Недогрузил — человеку работы недостаточно, он будет слишком расслаблен. Перегрузил — совсем не будет работать. Значит, ищем приемлемый диапазон и постепенно приучаем человека работать все больше и больше.

Впрочем, один ориентир полезен всегда. В большинстве случаев полезно помнить: «На одно критическое замечание — семь похвал». Посчитаете?

Как реагировать на замечания и критику?

Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Несправедливую критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею быстро и решительно… См.→

www.psychologos.ru

Критика: какой она бывает и как на неё реагировать?Саморазвитие и личностный рост




Критики не бывает лишь там, где нет общества, а поскольку мы существа общественные, то
подвергаемся критики постоянно. Правда, существует ещё самокритика, которая сопровождает человеку всюду, вне зависимости от присутствия других личностей. В принципе цели критики благие, но порой она наносит глубокие раны, преследующие человека долгие годы. Как же относиться к критике и давать отпор критиканам, сохраняя при этом добрые отношения.

Критика бывает разной

Критика не всегда однозначна, так как может выражаться в конструктивной и деструктивной форме. Проще сказать, она бывает хорошей и плохой. Конструктивная критика направлена на совершенствование человека в каких бы то ни было сферах, его улучшение, движение вверх. Деструктивная критика выступает противоположностью конструктивной: не имеет полезных целей, а стремится психологически травмировать критикуемого.

Откуда взялись критиканы?

Первая теория возникновения критики: у человека, встретившегося с каким-то новым явлением, предметом, возникает реакция «понимаю и принимаю» либо реакция «не принимаю, поэтому не принимаю». В случае последней реакции и появляется отрицательная оценка, то есть критика.

Согласно второй теории, люди критикуют те качества в других людях, которые имеют в себе и не приемлют. Не признавая свои недостатки, они обрушивают критику на подобные изъяны в других. Такое проецирование свойственно идеалистам либо завистливым пессимистам, озлобленным на весь мир и всё человечество.

В наше время правит конкуренция, поэтому озлобленных личностей становится всё больше и больше. Главенствует принцип «либо ты меня, либо я тебя». Жаловаться, плакать, искать виновников – это уже не характерно для нашего менталитета; превалирует жёсткость, целеустремлённость.

Как отличить конструктивную критику от деструктивной?

Вы уже знаете, что критика может быть конструктивной и деструктивной, но как отличить одну от другой? При встрече с критиканом сохраняйте трезвый ум, адекватный мысленный поток и прислушивайтесь к внутреннему «Я». Если вы, не осознавая, стремитесь оправдаться, значит, критика в ваш адрес была конструктивной. Для выражения такой критики характерен вежливый тон, спокойствие, корректность. Её задача – обратить ваше внимание на минусы в работе и других видах деятельности, направить на их исправление.


Что касается деструктивной критики, она проецируется на индивидуальность человека, даёт негативную оценку его личности. Услышав такую критику, хочется от неё отмахнуться и нагрубить тому, из чьих уст она вышла. Правда, критикующему нет дела до вашего гнева и раздражения, он не испытывает дискомфорта и рад, что вылил негатив.

По мнению учёных, критика не что иное, как форма сплетен, а сплетни оказывают положительно влияние на продуцирование особого гормона в женском организме, препятствующего возникновению и развитию раковых образований. Не случайно женский пол так любить поболтать. Видимо, матушка-природа всё предусмотрела и таким образом позаботилась о здоровье хрупких женщин.

Мотивация критиканов

Критиканов в нашем обществе как собак нерезаных.  Почему они критикуют, какова мотивация?

Ответить на эти вопросы довольно просто.

1. Зависть

Критикующий предпочитает заострять внимание на том, чему очень завидует.

2. Желание повысить самооценку, самоутвердиться

Критикан обрушивает негативные оценки якобы с желанием вам помочь, указать на ошибки, но ведь при этом он ощущает себя идеальным. Значит, истинный мотив такого человека – повысить свой статус, самооценку при понижении авторитета другой личности. Людям такого склада угодить практически невозможно.

3. Стремление избавиться от накопившихся эмоций

Критика – это отличный повод вылить накопившиеся эмоции, дать им выход. Если у человека много проблем в жизни, он ненавидит мир и окружающих людей, поэтому с таким рвением критикует всех подряд. Лучше не попадать ему под руку.

4. Показ своей нелюбви к человеку

Человек постоянно вас критикует – вы ему не нравитесь. С помощью негатива он пытается испортить вам настроение или побольнее ударить.

5. Очернение соперника

К критике часто прибегают конкуренты, желающие убрать соперника с пути. С корыстными целями они выставляют его в невыгодном свете, что, как правило, увенчивается успехом.

6. Только благие намерения

Можно критиковать и с благими намерениями, то есть, преследуя добрые цели. К такой критике грех не прислушаться, ведь чаще всего её адресантами выступают родные, близкие люди.

Защита от критики

Самая обидная критика уходит корнями в детство, когда родители по делу и не по делу предъявляют претензии своим детям. Эту родительскую оценку ребятишки несут через всю жизнь не только в своих умах, но и в сердце (мы говорили, что критика может ранить до глубины души).

На качество восприятия критики влияет, кто её произносит, с какой частотой она отпускается в адрес маленького человека. Безостановочная критика приведёт к тому, что ребёнок вырастет очень замкнутым, неуверенным в себе. Так что, уважаемые родители, не ругайте своего малыша, а объясняйте, как делать и поступать правильно, хвалите за хорошее поведение.

Если на вас вылили критику, лучший способ – отшутиться, чтобы выглядеть максимально доброжелательным и не позволить эмоциям взять над вами верх. Имеет место быть парирование конструктивных критических замечаний, чтобы обидчик задумался над своим поведением, своими высказываниями. Старайтесь всегда держать себя в руках — не выставлять уязвимость напоказ.

При деструктивной критике не проявляйте агрессию, не оправдывайтесь, иначе критикан расценит это как свою победу.

Реакция на критику в зависимости от темперамента

Все люди разные, поэтому восприятие критики тоже разнится. Сангвиники, например, предпочитают отшучиваться, холерики – обижаться, но ненадолго. Флегматикам свойственно медленное реагирование, раздумывание над причинами критики, требование объяснений по этому поводу. Меланхолики размышляют над словами критикующего, копаются в себе, расстраиваются и длительное время переживают.

drive-to-wealth.ru

Виды критики: различаем и делаем выводы

Любой из нас, кто выражает свое мнение, позицию, выполняет какие-то действия, подвержен критическим высказываниям.

Как относиться к критике и может ли она причинить пользу? Важно, как мы сами относимся к критике. Она может быть даже полезной и подтолкнуть к саморазвитию, или же наоборот. Возможно, в некоторых случаях нужно прислушаться к тому, что говорят, а в некоторых поступить по-своему.

Есть два вида критики: конструктивная и деструктивная

Когда вас критикуют в конструктивном русле, то желают оказать помощь. Такая критика может быть в виде каких-то советов, рекомендаций.

Признаки конструктивной критики:

1) Человек высказывает свое мнение и позицию.

2) Указываются какие-то конкретные детали или моменты.

3) Обоснование позиции при помощи аргументов.

4) Приведение примеров.

5) Критик разбирается в той сфере, которая подвержена критике.

6) Критикуется не сам человек, а его мнение, высказывания, поступки.

7) Обязательно находятся положительные стороны.

Такая критика может оказаться весьма полезной и поможет посмотреть на себя, как бы со стороны.

Деструктивная критика, исходя из своего названия, – разрушающая. Возможно, критикующий преследует какие-то свои корыстные цели, не желая оказать помощь.Она не может быть полезна, а наоборот, приносит вред.

По каким причинам может возникнуть деструктивная критика?

— Манипуляции. При помощи критики происходит воздействие, цель которого направить оппонента в нужное русло или заставить его сделать выгодные действия.

— Чувство зависти.

— Чувство собственной значимости. Люди, критикуя, получают моральное удовлетворение от самого процесса.

— Нестандартность критикуемого. Если человек отличается от других, мыслит по-другому, какие-то вещи делает не так, как всегда, найдутся желающие покритиковать только по причине нестандартности.

Признаки деструктивной критики:

1) Критикующий ощущает себя последней инстанцией, слова которой нельзя подвергать сомнениям.

2) Критика не чего-то конкретного, а буквально всего.

3) Нет примеров и доводов.

4) Критик зацикливается на мелочах, которые не важны.

5) Критика идет по поводу и без повода, даже если об этом не просят.

6) Выражение мнения о самом человеке в неуважительной форме, а не о действиях, мнениях.

Старайтесь разделять и выявлять эти виды критики. Исходя из того, как вас критикуют, можно принимать необходимые меры и тактики по защите самого себя.

Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в  самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью: Заработки на реферальных ссылках


Понравилась статья? Жми «Мне Нравится«
Оставьте комментарий к этой статье ниже

biznesrealnost.ru

47.Приёмы и виды критики.

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшееся процесса аргументации.

Виды:

По форме:

  1. Явная – указание на явные недостатки, направленная на разрушение аргументации.

  2. Неявная – скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков.

По направленности аргументационного процесса:

  1. деструктивная – критика, направленная на опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.

(Приёмы)

Критика тезиса-установление ложности тезиса

Схема:

1.тезис пропонента(Т)-2.следствие из тезиса(С1,С2)-3.опровержение следствий фактами(С1,С2)-4.строится умозаключение(от отрицания следствия к отрицанию основания(ТС1,С2,С1С2)-5.тезсс опровергнут(Т)

Критика аргумента – ложность аргумента

Критика демонстрации – отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.

  1. Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью альтернативного утверждения пропонента.

Схема:

1. Т(тезис пропонента)-2.А(тезис оппонента)-3.оппонент доказывает А.-4. Разделительно-категорическое умозаключение

  1. Смешанная – конструктивная + деструктивная.

Пропонент – выдвигающий тезис

Оппонент – не согласный с позицией

48.Правила и ошибки по отношению к тезису

Тезис является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинен весь процесс аргументации.

Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса: определенность тезиса и неизменность тезиса.

(1) Определенность тезиса

Правило определенности означает, что тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает также анализ суждения, в форме которого выставляется тезис. Если он представлен как простое суждение, то надо точно выявить субъект и предикат суждения, что не

всегда является очевидным. Требуется также уяснить качество суждения: содержится в нем утверждение или нечто отрицается.

Важное значение имеет количественная характеристика суж-f, дения: формулируется оно как общее суждение (А или Е) или как] частное (I или О). При этом надо выяснить, является оно неопреде-1 ленным («некоторые, а может быть, и все») или определенным («только некоторые») частным суждением.

(2) Неизменность тезиса

Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного положения в процессе данного рассуждения.

Требование логической точности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются отступления от этих правил.

Первое из них — потеря тезиса.

Подмена тезиса. Общее название ошибки по отношению к тезису — подмена тезиса, которая бывает полной или частичной.

(1) Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.

(2) Частичная подмена тезиса выражается в том, что в ход, выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, npeyaeJ ченное либо излишне резкое утверждение.

2. Правила и ошибки по отношению к аргументам

Логическая состоятельность и доказательное значение рассужде- ,, ния во многом зависят от качества исходного фактического и теоре-«| тического материала — убеждающей силы аргументов.

Решение стратегической задачи аргументации определяется выполнением следующих требований, или правил в отношении доводов:

(1) Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятными ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но не гарантирует получения достоверного результата.

(2) Автономное обоснование аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.

(3) Требование непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все что угодно — и тезис пропонента, и антитезис оппонента.

(4) Требование достаточности аргументов связано с логической мерой — в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.

При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал «самоубийственный довод».

3. Правила и ошибки демонстрации

Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия.

1) Дедуктивный способ аргументации предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований. К важнейшим из них относятся следующие.

1 (1) Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического1 положения. Это дает возможность убедительно продемонстриро-1 вать научные позиции или практические соображения, которыми I руководствуются при оценке конкретного события. |

(2) Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.

Это требование диктуется методологическим принципом конкретности истины. В противном случае дедуктивное рассуждение будет двусмысленным и далеким от истины.

(3) Дедуктивная аргументация приводит к достоверному обоснованию тезиса при соблюдении структурных правил этой формы вывода, относящихся к терминам, количеству, качеству и логическим связям между посылками умозаключения. Это прежде всего правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов, которые изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.

2) Индуктивный способ аргументации применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.

3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае уподобления единичных событий и явлений. При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила этого вида умозаключения.

Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.

Ошибка мнимого следования имеет место и в тех случаях, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы. Среди множества такого рода уловок назовем следующие.

Аргумент к силе— вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению — физическому, экономическому, административному, морально-политическому и другим видам воздействия.

Аргумент к невежеству — использование неосведомленности или непосвященности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

Аргумент к выгоде — вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.

Аргумент к здравому смыслу используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительное, нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.

Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.

Аргумент к верности — вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т.п.

Аргумент к авторитету — ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет вместо конкретного обоснования тезиса. Используется не только в теологических рассуждениях.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *