Критика конструктивная википедия – Конструктивная и деструктивная критика. Как реагировать?

Содержание

польза и вред, отличие конструктивной и деструктивной критики

Как часто вам приходится слышать критику в свой адрес? Помогает ли она развиваться или вгоняет в депрессию? Считаете ли, что критикуют заслуженно?

В нашей статье будут рассмотрены эти вопросы и даны рекомендации, как правильно критиковать и как реагировать на критику.

Что такое критика, ее польза и вред

Критика указывает на наши недочеты и недостатки

Критикой называется указание на какие-либо недочеты и несоответствия.

Это привычная часть нашей жизни, и порой мы даже не замечаем, как используем ее. Ей можно подвергнуть все что угодно: от явлений природы до поведения конкретного человека.

Существует множество разных направлений критики.

Профессиональные критики занимаются оценкой картин, литературных произведений, фильмов, событий. Они пишут рецензии и отзывы, выпускают статьи.

Психологи и психоаналитики изучают влияние критики на наше состояние и пишут рекомендации, способные сделать ее не такой болезненной, учат воспринимать критику беспристрастно и извлекать из нее пользу.

Критикующие всегда преследуют цель добиться результата, который они планируют увидеть.

Главная особенность критики в том, что критикующий разбирается в предмете и может привести аргументы в свою пользу, объяснить и указать на слабые места.

Среди полезных функций критики можно перечислить такие как:

  • возможность увидеть свои слабые стороны или ошибки с чьей-то помощью;
  • побуждающий мотив к саморазвитию, даже если это просто стремление показать критикующим, что они не правы;
  • выяснить интересы и потребности критикующего;
  • выяснение негласных правил группы

Критика может принести не только пользу, но и нанести огромный вред человеку

Но у критики есть довольно много отрицательных сторон:

  • она может ранить;
  • может понизить уверенность в себе, повлечь отказ от того, что послужило основой для критики;
  • ведет к конфликтам;
  • может быть необъективной;
  • может очернить критикуемого в глазах окружающих.

Все положительные моменты относятся к конструктивной критике, практически все отрицательные – к деструктивной.

Давайте поподробнее разберемся, что представляют из себя оба этих вида.

Отличия конструктивной и деструктивной критики

Конструктивная критика подталкивает к саморазвитию, деструктивная ранит и разрушает.

Главные черты конструктивной критики в том, что она, в отличие от простых обвинений в том, что что-то сделано неправильно, дает советы, как это исправить и улучшить.

Критикующий готов помочь в решении проблемы.

Не критикуйте, если вы не знаете, как это делать и не готовы взять на себя ответственность за свои слова.

Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.

Стоит ограничивать или вовсе прекращать общение с людьми, которые относятся к вам подобным образом, они уж никак не помогут вам стать лучше и сильнее.

Конструктивной критикой не являются:

  1. Угрозы. Неправильно: «Если не помоешь посуду, то никакого тебе кино». Правильно: «Давай договоримся: если ты моешь посуду, то мы идем в кино».
  2. Оскорбления и сарказм. Ошибка: «Ты сегодня выглядишь ужасно. Опять не накрасилась?». Правильно: вообще не оценивать человека с такой точки зрения.
  3. Субъективное мнение, а также его навязывание. Неправильно: «Мне кажется, тебе не идет синий цвет. Носи-ка лучше красный». Правильно: опять промолчать.

Лучше ограждать себя от общения с людьми, критика которых деструктивна

Для того, чтобы критиковать конструктивно, стоит следовать нескольким правилам:

  1. Подготовиться к разговору, не рубить сгоряча.
  2. Выбрать подходящий момент. Высказывать критику лучше в спокойной обстановке, когда ничто не мешает. Желательно обойтись без третьих лиц.
  3. Убедиться, что собеседник готов слушать и идти на контакт. Не нужно лезть человеку под руку, если он занят, чем-то расстроен или просто не хочет разговаривать.
  4. Прежде чем критиковать – нужно похвалить. Через похвалу критика воспринимается не так болезненно. Пример: «Ты молодец, ты уже сделал большую часть работы, хоть ты и не успел закончить в срок. Придется еще поработать».
  5. Быть искренним, но мягким и вежливым. Пример: «Мне было неприятно, когда ты начал шутить обо мне при друзьях. Пожалуйста, можешь больше этого не делать?»
  6. Сдерживать эмоции. Критику лучше высказывать доброжелательным, ровным тоном.
  7. Критиковать нужно не человека, а поступок. Не «ты плохой», а «твой поступок огорчил меня».
  8. Мотивировать собственным опытом. Пример: «У меня тоже раньше не получалось хорошо рисовать. Но я научился».
  9. Не критиковать личность. Вообще никогда не стоит осуждать личностные качества человека. Внешность, одежду, увлечения, привычки, которые никому не мешают, потому что это то, что является индивидуальным делом каждого. Многие могут воспринять такую критику в штыки. Подобная критика наносит урон самооценке. Это может послужить поводом того, что человек потеряет свою личность, стремясь следовать чужим советам.
  10. Говорить конкретно, четко формулировать то, что хочется сказать. Пример: «Я хочу, чтобы ты перестал разговаривать на уроке, потому что таковы правила школы, и потому что ты мешаешь вести занятие.»
  11. Быть готовым к тому, что собеседник может начать возражать, защищаться и отвечать тоже критикой, причем, далеко не всегда конструктивной. Уходить от диалога, если собеседник не готов слушать. Пример: «Да, я понял, что тебе не нравится то, что я говорю. Продолжим тогда, когда ты будешь готов».
  12. Закончить разговор стоит позитивно или хотя бы нейтрально. Пример: «Да, я знаю, что алгебра – сложный предмет, но ты умный и способный человек и со всем обязательно справишься».

Нужно помнить, что человек перед вами – живая личность, такая же как и вы, со своими достоинствами и недостатками. И также как у вас, у него может что-то не получаться, он может обижаться на замечания.

Но общий язык, при желании, найти не так уж сложно.

Как можно и как нельзя реагировать на критику в свой адрес

При восприятии критики лучше придерживаться золотой середины

Критика помогает нам развиваться. Если научиться прислушиваться к советам других людей, можно извлечь для себя много полезного.

Главное не воспринимать любую помощь и совет в штыки, но и не принимать безоговорочно на веру все, что говорится в ваш адрес.

Не стоит оправдываться. Лучше просто молча выслушать и поблагодарить.

Для разных возрастных категорий существуют свои установки, которым нужно следовать, чтобы правильно реагировать на критику.

Как реагировать, когда критикуют взрослые

То, как ребенок будет воспринимать критику, зависит от его родителей.

Они должны рассказать, что не стоит принимать критические замечания близко к сердцу. Объяснить, чем субъективное мнение отличается от объективной критики.

Например, если ученик при решении задачи допустил много ошибок, замечание учителя вполне уместно.

А если он нарисовал траву красной, а не зеленой – то это его творческий взгляд. Творчество – эта та сфера, которую критиковать бессмысленно.

Необходимо научить ребенка спокойно воспринимать критику, но уметь отвечать на нее.

Признавать ошибки, если он понимает, что не прав, или отстаивать свою точку зрения.

Взрослые тоже ошибаются, поэтому нужно учиться отстаивать свою точку зрению, если ты прав

Отвечать стоит вежливо, но твердо.

Взрослые чаще бывают опытнее детей и замечают больше ошибок, поэтому их критика может быть вполне уместна, это тоже стоит учитывать.

Но если взрослый явно не прав, нужно не бояться высказываться и приводить аргументы в свою пользу.

Если есть возможность, родители сами могут вступить в диалог с тем, кто критикует их ребенка, чтобы лучше понять ситуацию и разобраться в проблеме самостоятельно.

Чтобы ребенок на практике понял, как реагировать на критику, можно проиграть это с ним в ролевой игре. Игра помогает закрепить знания и является просто хорошим развлечением.

Как реагировать, когда критикуют сверстники

Нужно научить ребенка не бояться прислушиваться к мнению тех друзей, которые преуспевают в тех областях, где он отстает.

Но стоит помнить, что дети и подростки часто бывают агрессивны и могут задеть из зависти, лишь для того, чтобы повысить свою самооценку.

В случае, если критикуют сверстники, работают все те же советы, что и для взрослых, и самый главный: не принимать критику близко к сердцу.

Родители должны научить ребенка уметь защищать себя и отстаивать свое мнение. Не отвечать агрессией на критику (за исключением случаев, когда сверстники сами проявляют агрессию).

Несмотря на то, какая критика была использована, из этого можно вынести урок. Критика помогает выстроить социальные взаимодействия, наладить контакты, понять чьи-то потребности и интересы, и, конечно же, развивает и делает сильнее.

Главное, уметь применять критику и правильно реагировать на нее.

В этом видео вы узнаете, что думают о критике психологи:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work

Что такое конструктивная критика? | Вдохновение перемен

 

Эта статья является продолжением статьи «Что такое поддерживающее окружение», которая вызвала большой резонанс и обсуждения. Прежде чем читать данную статью, рекомендую прочитать предыдущую и комментарии к ней, чтобы понимать контекст нашего сегодняшнего обсуждения.

По итогам обсуждений прошлой статьи некоторые читатели высказали тезис: «что и покритиковать нельзя, а если конструктивно? Кто, как не близкий человек скажет нам правду и поможет измениться?».

Давайте разберемся, что же такое конструктивная критика.

Смотрим определения:

«Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм».

Какие нужно соблюдать этические нормы и правила, чтобы критика была конструктивной:

  • найти повод для похвалы («метод бутерброда» — похвала в начале и в конце критического замечания),
  • критиковать поступки/поведение человека, а не его личностные качества и свойства,
  • предлагать собственные решения,
  • выслушивать критикуемую сторону (объяснения, дать возможность реабилитироваться),
  • сохранять ровный тон общения (не кричать, не язвить),
  • признать собственные ошибки в рассматриваемой  ситуации, рассказать о своем опыте.

Обращаясь к близкому человеку, желая ему помочь в чем-то, подсказать и научить, вы, казалось бы, могли бы соблюдать эти правила, чтобы ваша критика стала конструктивной. То же самое можно сказать о людях, желающих помочь нам.

Но все не так просто.

Потому что не учтен самый важный критерий конструктивной критики, который приведен повсеместно в описаниях этого приема. А именно: имеете ли вы право критиковать человека? Да — продолжайте, нет — откажитесь от критики (держите свое мнение при себе!).

И это — самый главный вопрос.

Потому что не имея права на критику, даже используя все вышеприведенные методы ее смягчения, вы оказываетесь в роли агрессора и разрушающего окружения для человека (или он для вас, если критикуют вас).

Итак, право на критику.

У меня есть собственные критерии, по которым я проверяю себя — имею ли я право на критику?

Первый критерий  «Существует ли бревно в вашем собственном глазу».

Если поведение другого человека меня не устраивает, и мне хочется ему об этом сказать, прежде всего я обращаюсь к себе с вопросом: а веду ли я себя аналогичным образом? Если ответ  — да, то критиковать я права не имею.

Например, ваш муж сидит целый день за компьютером, в то  время как ему нужно идти пылесосить ковры. Спросите себя, прежде чем критиковать: бывают ли в моей жизни такие ситуации, когда мне нужно делать домашние дела, а я сижу за компьютером/перед телевизором. Ответ «да», значит, вы поступаете также, как и ваш муж, и критика тут будет неуместна. Можно в этой ситуации спокойно спросить, когда он будет пылесосить? Но раздраженно ворчать (даже тихо, про себя) что, мол вечно он за компьютером, лентяй и тунеядец будет неправомерно, ведь и вы поступаете также иногда.

Второй критерий «Влияет ли непосредственно на вас «неправильное» поведение другого человека»?

Первый пример: ваш взрослый сын собирается сделать на свои деньги, своими силами в своей собственной квартире странный, на ваш взгляд, ремонт в стиле хай-тек (стекло и металл). На самом деле, напрямую это вас не касается. Ну и что, что вас коробит от такого стиля, вы такое не понимаете, и вам это не нравится. Дизайн его помещения — его личное дело.

Второй  пример: ваш взрослый родной брат на собственные деньги открыл свой бизнес, постоянно берет кредиты и у него ничего не получается. Вы в ужасе — как он не видит своих ошибок? Почему не пойдет работать «как все нормальные люди» в фирму?

Но это его жизнь и его выбор, его жизненные уроки. Он сам решает, как зарабатывать деньги и, наверняка, видит свои ошибки. На вас, кроме ваших переживаний и опасений за его судьбу, его поведение никак не влияет (он не берет у вас денег, не вкладывает в бизнес ваше общее имущество или наследство). Вы можете помочь ему, если хотите — давая деньги просто так или находя ему клиентов или выгодные поставки, вот и все. Пытаться его вразумить и наставить на путь истинный (если он не просит совета) — бесполезная затея, разрушающая отношения.

Третий  пример: ваш муж/жена слушает ужасную музыку и играет в глупые компьютерные игры, вместо того, чтоб слушать лекции по саморазвитию или читать полезную литературу как вы. Как проводить свой досуг — личное дело каждого человека.

Здесь есть подправило: «О вкусах не спорят». Первый и третий  пример — как раз об этом. Есть целый ряд вещей, которые вам могут не нравиться, а другому человеку нравиться, и вы не имеете права навязывать ему свое мнение. Да, если вы живете в комнате вместе, вы имеете право обсудить предполагаемый дизайн, но если человек живет в комнате без вас, то навязывать ему свои вкусы не стоит. Если вы едете в автомобиле вместе, то можно обсудить, какую музыку вы будет слушать, но если человек слушает свою музыку сам, в наушниках — его право выбирать, что слушать, а что нет.

Третий критерий: «Если человек уже взрослый (старше 14 лет) — дать ему возможность пройти свои уроки».

Очень большое наше заблуждение думать, что другой человек не знает о своих слабостях и не отдает себе в них отчет. Ваш близкий человек много курит, пьет, имеет лишний вес, проблемы со здоровьем, долги? И вы постоянно твердите ему об этом. Думаете, он сам не знает? Думаете, не хочет избавиться от своих плохих привычек и проблем? Но люди слабы. Разве у вас нет проблем — лишнего веса, плохих привычек, долгов (или не было в прошлом)? Разве вы не откладываете постоянно на завтра их решение и свое начало новой жизни? Мы все проходим свои уроки. Нужно дать человеку возможность осознать трудные ситуации своей жизни, свои неверные выборы и неправильные привычки, дать возможность собраться с духом и попробовать все исправить. И да, он будет сто раз начинать и сто раз бросать свои начинания, останавливаться, спотыкаться и ошибаться снова и снова. А разве у вас в жизни не так? В общем, смотри пункт 1 — «бревно в собственном глазу».

Четвертый критерий: «Знаю ли я все предпосылки поведения, цели, планы другого человека (точно ли я знаю, ЧТО для него будет лучше?»

В НЛП (нейролингвистическое программирование) есть такой постулат — каждый человек всегда делает наилучший выбор из имеющихся в его распоряжении в данный момент. Даже тот, кто совершает преступление, на данный момент видит внутри себя это лучшим выбором из имеющихся. Вам никогда до конца не понять картины мира другого человека. Его мечтаний, целей, убеждений. Но знайте, он действует так, потому что делает лучший из имеющихся выборов у него. Чтобы сделать другой выбор, он должен вырасти, осознать свои ошибки — значит, дайте ему в конце-концов пройти свои уроки.

Все это можно подытожить как правило соблюдения «прайвиси» — уважение к личному жизненному пространству другого человека. Потому что на самом деле есть очень мало ситуаций, когда мы имеем право в это жизненное пространство другого человека лезть со своей критикой и советами. Нужно разобраться прежде всего с собственными бревнами в глазах и со своей жизнью.

Давайте рассмотрим в итоге ситуацию, когда критика к близким все же уместна.

Ну во-первых, это когда у вас просят высказать ваше мнение и просят совета, помощи в разрешении ситуации. Тут будет хороша конструктивная критика по всем правилам, потому что прямую критику даже в этой ситуации мало кто может выдержать (включаются подсознательные защитные реакции Эго, и человек просто пропускает суть вашей критики мимо ушей).

И также это ситуации, когда поведение вашего близкого человека напрямую влияет на вас. Он тратит бездумно ваши общие деньги, портит ваше общее имущество, разводит беспорядок, грубо обращается с вами, не выполняет договоренности, опаздывает на встречи.

Но та коммуникация, которая должна происходить в данных ситуациях — это не критика, потому что критика (даже конструктивная) и здесь будет неуместна и будет разрушать отношения. Если речь идет о близких людях, о семье — здесь нужно уметь договариваться, просить. «Мне не нравится то-то и то-то в твоем поведении, так как это влияет и на мою жизнь тоже, мы могли бы договориться, чтобы ты в будущем поступал вот так?». Если договориться не получается, есть два выхода — быть снисходительным к этим слабостям и несовершенствам человека или ставить ультиматумы и прерывать отношения. Решать вам.

Итак, вернемся к конструктивной критике.

Существуют лишь три сферы, где вышеприведенные критерии анализировать не нужно, и вы обязаны научиться приемам конструктивной критики и давать ее при необходимости.

Это когда вы являетесь руководителем/воспитателем/учителем другого человека. То есть это производственные отношения и отношения с детьми. А также любые ситуации, когда вы по взаимной договоренности обучаете человека чему-либо.

В производственных отношениях вы обязаны направлять поведение ваших подчиненных, потому что вы ответственны за результаты подчиненных и за результаты компании в целом. Если ваш сотрудник будет вести себя неправильно, то его деятельность будет не результативна и его придется уволить, также он не принесет результатов компании. Поэтому ваша обязанность — конструктивно критиковать. В отношении детей — то же самое. Ваша обязанность как родителя: направлять поведение ребенка в нужное русло, чтобы вырастить из него хорошую, сильную личность. Правда с детьми нужно все же ориентироваться на приведенные в данной статье критерии, чтобы ограничивать свое критиканство до конструктивных пределов и давать критику именно в тех ситуациях, которые напрямую влияют на формирование личности ребенка. Также психологи придерживаются мнения, что воспитывать напрямую своих детей (как воспитатель) возможно лишь до 12 (в некоторых источниках до 14 ) лет, дальше самый лучший вариант — стать вашему ребенку добрым другом. А вот в дружбе важна поддерживающая составляющая (смотри прошлую статью), а излишняя безудержная критика разрушает отношения и снижает самооценку ребенка.

В ситуации обучения все понятно, чтобы научить человека чему-то, нужно постоянно направлять его действия в правильное русло, конструктивно критикуя.

Конечно, эта тема обширна, и в одной статье я не могла учесть все нюансы и аспекты, но постаралась рассказать о своем видении основных моментов, связанных с критикой.

Давайте обсудим ваше видение в комментариях!

eharitonova.ru

Конструктивная критика — зачем она нам? Что такое конструктивная критика?

Никто из нас не любит, когда кто-то осуждает его действия, а тем более, называет неправильными или плохими. Но критика не всегда бывает беспощадной. К примеру, в бизнес среде известно такое понятие, как конструктивная критика.

Ее главной задачей является не унижение человека, а, наоборот, признание его достоинств и указание на недостатки.

Впервые этот вид критики начали использовать очень давно, и теперь он высоко востребован в развивающихся компаниях.

Зачем нужна конструктивная критика?

Многие специалисты уже научились относиться к подобному с доброй душой, но некоторые до сих пор не понимают, зачем нужна конструктивная критика и в чем ее польза.

Первое, на что она направлена – это объективно оценить поступок или труд человека и, если в нем есть изъяны, указать на них. Это делается для того, чтобы он мог исправить какие-то свои ошибки, а, возможно, по-новому взглянуть на свою работу.

Второе, что приносит такой анализ – это самосовершенствование. Иногда мы настолько погружаемся в работу, что не замечаем каких-то проблем. В конце концов, нам начинает казаться, что мы все сделали как нельзя лучше. Тут вовсе не лишним будет взгляд со стороны, а особенно, дружеского лица. Незаинтересованный наблюдатель сможет сразу же выявит то, что мы пропустили или не увидели, подаст новую идею.

Как реагировать на конструктивную критику?

Самое сложное в этом вопросе не то, как выслушать чужие замечания, а то, как на них отреагировать. Далеко не каждый способен со спокойной душой согласиться с тем, что он не прав или может сделать столь грубую ошибку и не заметить ее.

Читайте также: Позитивная психология – это самообман или реальный путь к успеху?

Поэтому сразу же уясните себе первое правило – никогда не воспринимайте критику слишком близко к сердцу, особенно если она касается работы. Тот, кто не желает вам зла просто пытается предостеречь вас от ошибки, а потому вы должны спокойно его выслушать.

Не думайте, что если вы сделали что-то не так, значит, все, вы неудачник. Нет. Ошибки учат нас, позволяют приобрести новые знания и стать лучше.

Постарайтесь выслушать все претензии спокойно, а еще лучше запомните их (или запишите) и проанализируйте каждую из них.

Поменяйте свое мнение о критике и не бойтесь ее. Наоборот, начните воспринимать ее как что-то необходимое для вашего карьерного роста. Иногда очень полезно выслушать критические замечания, чтобы оценить свою работу по-настоящему (а не только с сугубо личной стороны).

Сохраняйте хорошие отношения с тем, кто осмелился вас критиковать. Человек, который смело заявил вам о каких-то проблемах, хочет вам помочь. И это у него может получиться, ведь он трезво подходит к оценке ситуации, в отличие от вас.

Во время подобного разговора, заставьте себя улыбаться и видеть что-то хорошее во всем этом. Улыбка сразу же улучшает настроение и позволяет расположить к себе недружелюбно настроенных людей.

Примите к сведению все претензии и постарайтесь предложить компромиссные способы выхода из сложившейся ситуации.

Умение правильно воспринимать критику позволит вам научиться чувствовать себя спокойно во время подобных разговоров. К тому же, исправив ошибки, вы повысите эффективность своего труда.

А вообще, такая практика позволит вам научиться: честно выделять свои проблемные зоны, работать со своими недостатками и развиваться на пути к успеху.

Конечно, критика бывает разной, а потому нужно уметь выделять конструктивную критику среди той, что направлена на унижения личных качеств. Те персоны, которые только тем и заняты, что обсуждают всех и каждого, вообще не знают, что такое конструктивная критика, а потому их замечания должны волновать вас в самую последнюю очередь.

Читайте также

dolio.ru

конструктивная критика — с русского на английский

См. также в других словарях:

  • Критика права — конструктивная оценка состояния правовой системы, деятельности правовых учреждений, развитости законодательства и др., и связанное с этим обоснование недостатков, Особенности правового нигилизма и конструктивной критики проявляются в их предмете …   Элементарные начала общей теории права

  • КРИТИКА И САМОКРИТИКА — Конструктивная критика: когда я критикую вас. Деструктивная критика: когда вы критикуете меня. Критиковать может любой дурак, и многие из них именно этим и занимаются. Сирил Гарбетт Даже когда меня разобьет паралич, я буду критиковать чужую… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КРИТИКА — (от греч. kritike – искусство суждения) оценка, способность к оценке, проверке, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок; частный случай – критика по отношению к самому себе (самокритика).… …   Философская энциклопедия

  • “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА” —     “КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА” (Kritik der reinen Vernunft) сочинение И. Канта. 1 е издание вышло в Риге в 1781. Под влиянием упреков в непонятности текста Кант выпустил в 1787 в Риге 2 е, существенно доработанное издание, которое по рекомендации… …   Философская энциклопедия

  • РЕВОЛЮЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ —         тип сознания, к рый аккумулирует наиболее радикальные идеи и тенденции культуры и создает на их основе образ революции. Радикальность проявляется в Р.с. как тяготение к “крайним” решениям и “крайним” средствам, наиболее приемлемым из к… …   Энциклопедия культурологии

  • Утопический социализм — (греч. u  нет, topos  место, т. е. место, которого нет)  совокупность социальных учений, в которых в еще незрелой форме выразилось стремление к установлению нового типа общества, где отсутствуют эксплуатация человека человеком и все иные формы… …   Научный коммунизм: Словарь

  • Антипсихиатрия — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Антипсихиатрия международное движение и теоретические концепции, сформировавшиеся на фоне социальной нестабильности в начале …   Википедия

  • Интертипные отношения — разрабатывавшаяся в соционике теория об отношениях между представителями социотипов, обусловленных отличиями этих социотипов. Содержание 1 14 видов интертипных отношений по модели А …   Википедия

  • Влияние — воздействие на чувства, мысли, психич. состояния и поведение человека с помощью использования психол. средств: вербальных или невербальных. Человек, выступающий в кач. объекта психол. В., как правило, имеет возможность ответить на это воздействие …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Молодежь и молодежное движение — Молодежь  социально демографическая (возрастная) группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в организации, проведении досуга и т. п. Несмотря на свою специфичность, молодежь не существует… …   Научный коммунизм: Словарь

  • КОНСТРУКТИВНЫЙ — КОНСТРУКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. 1. полн. Относящийся к конструкции (в 1 знач.), нужный для конструирования (спец.). Конструктивные формы материала. 2. Такой, к рый можно положить в основу чего н., плодотворный (книжн.). Конструктивная критика.… …   Толковый словарь Ожегова


translate.academic.ru

правила и методы, техника применения

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает. И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути. В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни. Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи. Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт. И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать. Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Неконструктивная критика

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» – отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.

В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает – остается загадкой.

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

yapsiholog.ru

Конструктивная критика

Конструктивная критика – это подкреплённое фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Общие характеристики:

  • Фактологичность: оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности.

  • Корректность:допускаются только тактичные выражения.

  • Бесстрастность: анализ и оценка производится «без эмоций», отстранённо, безо всякой личной вовлечённости, повышения голоса и т.п.

Техники конструктивной критики

Выражение сомнения в целесообразности

— Вероятно, мы сможем вернуться к этому вопросу через год.

— Полагаю, что использование Вашей идеи потребует неоправданных затрат.

Цитирование прошлого случая

Ссылка на аналогичные события, ситуации и решения с описанием тех неблагоприятных последствий, к которым они привели.

— У нас был аналогичный случай месяц назад. К сожалению, оказалось, что такого рода заказы требуют привлечения дополнительных работников.

Ссылка на три причины

Сообщение о том, что предложение не может быть принято …по трём причинам.

Три причины – это веско. К тому же, они всегда есть. Партнёр может использовать против них метод разделения аргументов. Когда человек говорит «по трём причинам», он сам структурирует своё отношение к предложению. Это очень ценное упражнение для ума и действительная проверка предложения на эффективность.

— Я не согласен взять Иванова на эту должность. Он ещё не прошёл испытательного срока. Это раз. Он допустил несколько ошибок. Это два. И он муж одной из сотрудниц, а я против семейственности. Это три.

Конструктивная критика – это, в сущности, контраргументация, которая может совершаться в технике перелицовки, разделения аргументов партнёра или развёртывания собственных аргументов. Выражение сомнений в целесообразности и цитировании прошлого случая – это методы развёртывания собственных аргументов.

Цивилизованная конфронтация

Конфронтация – противопоставление собственной силы силе партнёра с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать.

Это самое мощное средство противостояния влиянию. Способ является оправданным в тех случаях, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение.

Конфронтация, по мнению когнитивного психотерапевта А.Бека, может выполнять полезную функцию. Вступая в конфронтацию, мы даём другому человеку и самим себе возможность изменить, улучшить наши взаимоотношения, в то же время уважая свою собственную потребность выражать дискомфорт.

А. Бек считает, что есть риск конфронтации и риск избегания конфронтации.

Риск конфронтации:

Риск избегания конфронтации:

  • может возникнуть ещё более сильный конфликт;

  • пагубные последствия и для организации, и для психологического благополучия участников взаимодействия [Beck A.,1988. P. 14 – 15; цит., по Сидоренко, 2002,с.123]

По А. Беку, для того, чтобы решить, вступать ли в конфронтацию, нужно сначала ответить себе на несколько вопросов.

studfiles.net

Конструктивная и деструктивная критика – как реагировать на них?

Страница 1 из 2

Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.

И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.

По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.

Так является ли выражение «конструктивная критика» внутренне противоречивым?

Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:

Конструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).

Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.

Вот несколько черт конструктивной критики:

  • Объективность — критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность — достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
  • Наличие примеров — критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу — критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы — критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение — критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Воодушевляет конструктивная критика или нет — решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.

Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.

Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.

Деструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу.

Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика — искусство, некомпетентный критик — художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.

Вот типичные черты деструктивной критики:

  • Необъективность — критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
  • Туманность — работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность — критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу — критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность — общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
  • Неуважение — критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.

Если некомпетентный критик — рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.

Личные оскорбления

Личное оскорбление — это когда некто со злым умыслом делает негативные или оскорбительные замечания в ваш адрес. Их не следует путать с критикой.

Люди обычно прибегают к личным оскорблениям от невежества, из-за предубеждений или когда у них не осталось аргументов и они поняли, что иначе вас не пронять. Но подобное понимание обычно плохо помогает.

psixologiya.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *