Кто по конституции рф может быть президентом – 4. |

Содержание

Кто может быть президентом РФ / Власть / Бизнес / 36on.ru Воронежский городской портал

Согласно ст. 81 п. 2 главы 4 Конституции РФ, формально президентом Российской Федерации может стать гражданин России, достигший 35-летнего возраста и проживающий на территории страны не менее 10 лет. Исключение составляют лишь граждане, признанные недееспособными или находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также действующий президент, занимающий свой пост на протяжении двух сроков подряд. Такие показатели, как пол, национальность, образование, род деятельности, материальное положение, политические убеждения и религиозная принадлежность значения не имеют. Исходя из этого, создается впечатление, что президентом Российской Федерации может быть избран практически каждый из нас.

 

Однако реальный порядок выборов главы государства определяется Федеральным законом РФ от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации». Согласно этому документу, кандидат в президенты РФ обязан в указанный срок предоставить сведения об образовании, уровне собственных доходов и доходов членов семьи, наличии движимого и недвижимого имущества. Кроме того, независимому кандидату (не являющемуся представителем той или иной политической партии) перед выборами необходимо заручиться поддержкой народных масс – потенциальных избирателей. Исходя из этого, кандидат-«самовыдвиженец» должен собрать не менее 2 млн. подписей в свою пользу. А чтобы как следует заявить о себе — необходимо организовать широкую избирательную кампанию, с привлечением СМИ, инициативных групп граждан, профессиональных политтехнологов и имиджмейкеров, с участием в политических дебатах и т.д. Все это требует существенных материальных затрат и доступно далеко не каждому россиянину.

 

Второй путь на должность президента Российской Федерации – это выдвижение кандидата от политической партии, представленной в Государственной Думе. Этот путь возможен для профессиональных, опытных политиков, председателей партий, их заместителей и т.д. Как показывает практика, этот путь является наиболее надежным, поскольку не требует дополнительных условий со стороны Центризбиркома.

36on.ru

Полномочия президента РФ (что может, а что НЕ может Путин)


       

Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус «главы государства», «гаранта» Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная — правительство РФ; законодательная — Федеральное собрание РФ; судебная — суды РФ).

   

При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов. Президент РФ избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ.

   

Теперь подробнее…

   
     
Национальная безопасность
     

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее высшее командование армии и флота России. В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и др. обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение.

   

В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации РФ (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

   

Согласно ст. 106 Конституции РФ, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава Администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину РФ, которую утверждает президент.

 
   

Внешняя политика
     

Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию РФ), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

   

Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел РФ. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

 

   
Исполнительная власть

   
Президент РФ определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

 

Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно Конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости.

 

Помимо кабинета министров президент РФ формирует собственную Администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру Администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

 

Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

   

Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской Конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.

 

     
Законодательная власть
   

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской Конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания и обнародования главой государства. По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование — федеральный референдум.

 

С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ).

 

Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:

 

— если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;

— если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;

— если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.

 

 
Суды и прокуратура

   
Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов. В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

 

   
Другие полномочия

   
Российский президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям РФ. Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор. К компетенции главы государства также относится награждение граждан РФ орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.

 

   
Процедура импичмента (отрешения от должности)
   

Согласно Конституции, президент РФ обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношение высшего должностного лица выдвигает Государственная дума (две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.


   

 

   
     
     

razuznaika.livejournal.com

Кто может быть президентом РФ?

Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента.

давайте все вместе Жирика выбирем, хахаха вот клево то будет))

Вы.. . но оно вам надо?

Женщину пора у власти ставить:))))

будет путин, а я за жирика)

простой сантехник..

Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России на протяжении 10 лет

Жириновский наверно.

Одно из важнейших требований к кандидату — то, чтобы он не занимал эту должность в прошлом. Лицо, занимавшее уже эту должность в прошлом — не имеет больше права до конца своей жизни баллотироваться в президенты. Доказательство. дадим определение: «два срока подряд» — это «один двухсроковый отрезок времени». Подставляем в исходную фразу: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более одного двухсрокового отрезка времени». А так как текущее пребывание в кресле кое-какого лица – уже по счету ВТОРОЙ двухсроковый отрезок времени (первый, напомню, был в 2000-2008 гг.), то этот факт, самоочевидно, грубейшим образом нарушает Конституцию, так как ДВА отрезка времени БОЛЬШЕ, чем ОДИН отрезок времени, в то время как Конституция говорит, что более ОДНОГО отрезка времени лицо занимать должность НЕ может. ЭТО КОНСТИТУЦИОННОЕ И УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Холопы, а это 75% населения РФ, однозначно не могут.

функции полномочяпризедента

touch.otvet.mail.ru

Как стать президентом? Кто может стать президентом по Конституции :: SYL.ru

Наверное, каждый российский гражданин задумывался о том, каково это — стать главой целого государства. Какими знаниями и умениями нужно обладать? Должны ли быть у президента определенные воззрения и черты характера? В этой статье будет рассказано о том, как стать президентом России и что для этого нужно.

Президент Российской Федерации

Президент страны в разных государствах имеет неодинаковое значение. Так, в Германии он практически не играет никакой роли, в отличие от США. А в Великобритании народ и вовсе обходится без президента. Зависит здесь все от формы правления и политического режима. Так, страна может быть парламентской и президентской. В первом случае большая часть полномочий по управлению страной отходит законодательному органу. В случае же с президентской формой, управление чуть ли не целиком лежит на главе государства.

Российская Федерация является страной со смешанной формой. Здесь законодательный орган и глава государства юридически равнозначны. Фактически же президент стоит над тремя ветвями власти. Глава государства в России избирается каждые 6 лет. Его полномочия закреплены в главе 4 Конституции.

Перед рассказом о том, как стать президентом, следует разобрать основные обязанности и полномочия главы государства.

Высшее должностное лицо в России является гарантом основного нормативного акта — Конституции. Это значит, что именно президент страны сосредотачивает все основные механизмы обеспечения закона. В чем это проявляется? Глава государства должен следить за охраной прав и свобод человека. В принципе, все его действия должны быть направлены на защиту своих сограждан.

В обязанности президента входит защита права законодательной инициативы. Более того, сам глава государства обладает возможностью издавать законы. Президенту страны принадлежит право введения моратория на какой-либо закон. Необходимо это для защиты населения от различных нарушений со стороны представительных органов.

Глава государства определяет основные направления во внешней и внутренней государственной политике. Он представляет страну как внутри, в регионах, так и на международном поле.

Полномочия президента России в области взаимодействия с государственными органами

В российской Конституции закреплена сложная система наделения полномочиями государственных органов и отдельных должностных лиц. Какую роль в этом играет российский президент? Он формирует правительство. По его приказу наделяются полномочиями все члены федерального исполнительного органа. При этом руководителя правительством он назначить не может, а способен лишь предложить соответствующую кандидатуру Государственной думе.

Президент отдает приказ о начале выборов в Госдуму — нижнюю парламентскую палату. В то же время он способен распустить этот орган. Однако подобными полномочиями президент страны не обладает в отношении Совета Федерации — высшей палаты парламента. Здесь он способен лишь предлагать сенаторам кандидатуры на должность судьи.

Таким образом, обязанностей у руководителя страной невероятно много. При этом не было сказано о полномочиях главы государства во множестве социальных сфер, об анкетах президенту, которые ежедневно заполняются российскими гражданами. Далеко не каждый может взять на себя ответственность по управлению целым государством. И все же, кто способен управлять страной? Какими качествами должен обладать такой человек? Об этом далее.

Как стать президентом?

Самое важное, что нужно иметь при себе, идя в президенты, — это желание. Вряд ли какой-то человек пойдет управлять страной не по зову сердца, а из-за внешних причин. Важно, чтобы желание возглавлять страну было искренним и направленным на благо других людей. Совершенно отвратительно, когда человек возлагает на себя громадную ответственность не из желания помогать людям, а из-за престижа или богатства.

Президент — это всегда грамотный, спокойный и здравомыслящий человек. Он должен иметь определенный план действий – такой, который не повредил бы гражданам государства.

Таким образом, кандидат в президенты обязан иметь здравый ум, холодный рассудок и желание помогать людям. Отсутствие хотя бы одной из этих составляющих тут же понижает кандидата в глазах его избирателей.

Требования к кандидату

Разобрав наиболее общие, связанные с нравственностью категории, следует перейти к юридической составляющей. Главное требование к человеку, заявившему о своих президентских амбициях, — это наличие российского гражданства. Человек должен жить на территории своей родины не менее 10 лет. Его возраст должен составлять минимум 35 лет.

Выше приведены все основные требования к человеку, который хочет возглавить государство. Стоит заметить, что здесь отсутствуют положения о поле, мировоззрении или даже образовании. Президент в России может быть каким угодно: буддистом, чернокожим, геем, без опыта работы или образования. Важно лишь соблюдение конституционных требований.

Как стать президентом: ответы лидеров

Вопросы о том, каково это — быть президентом, а также как им стать, задавали всем политическим лидерам в России. Ответ бывшего главы государства, Дмитрия Анатольевича Медведева, не блещет оригинальностью и не содержит удивительных открытий. По мнению Медведева, основными качествами для кандидата в президенты являются упорство и высокая трудоспособность. Необходимо грамотно анализировать свои поступки и действия. Только так, по мнению нынешнего премьера, можно возглавить страну.

Нынешний глава государства считает основным качеством любого президента порядочность. По его мнению, порядок должен быть во всем: в отношениях с людьми, с народом, с близкими. Наконец, порядок должен быть в голове.

Выборы 2018 года: кандидаты

В президенты метили многие: бизнесмены, ученые, общественные деятели и даже шоумены. Пока что никто из них не смог набрать достаточного количества голосов. Связано это, конечно же, с тем, что Россия — государство молодое. Официально ему нет и тридцати лет. Тем не менее из раза в раз наибольшее количество голосов получают одни и те же лица: Зюганов, Жириновский и Миронов. Скорее всего, подобная ситуация повторится и на выборах в марте 2018 года. Однако появляются и новые кандидаты. Кто они? Кто может стать президентом в нашей стране уже совсем скоро?

Неожиданно для многих о своих президентских амбициях объявил скандальный предприниматель Сергей Полонский. Не менее удивительным было заявление от Алины Витухновской — поэтессы, которая хочет стать первой женщиной-президентом в России. Совсем недавно о намерении идти в президенты объявила журналистка и шоувумен Ксения Собчак. Четкой программы у нее нет, ведь Ксения решила заместить собой строку «против всех».

Среди всех прочих кандидатов особенно выделяется оппозиционный политик Алексей Навальный. Однако вопрос о его допуске на выборы власть считает закрытым: якобы, оппозиционер не может баллотироваться из-за непогашенной судимости. Сам Алексей считает иначе, а потому планирует подключить свой многочисленный электорат к борьбе за свой допуск к президентской гонке.

Надо сказать, что ситуация с Навальным вскрывает одну интересную юридическую коллизию. До сих пор не стихают правовые споры о том, позволено ли гражданам с судимостью идти на выборы. Попробуем разобраться в этом вопросе далее.

Может ли стать президентом судимый человек?

Пункт 3 статьи 32 Конституции гласит, что избираться не могут граждане, находящиеся в местах лишения свободы. На это положение постоянно ссылается известный российский оппозиционер. Власть, в свою очередь, опирается на ФЗ «О выборах президента РФ», в котором сказано, что главой государства не может быть гражданин, имеющий тяжкую судимость. Означает ли это, что федеральный закон противоречит Конституции? Оппозиция в России заявляет, что да. Власть говорит, что нет, и ссылается на статью 55 основного закона страны, в которой сказано, что права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом. Оппозиция вновь не соглашается с властью, утверждая, что в данной статье говорится о защите конституционного строя и прав граждан, а недопуск на выборы как раз является нарушением свобод. Власть указывает на одно из многочисленных постановлений Конституционного суда, который однажды отказал в участии в выборах осуждённому лицу. Оппозиция отвечает власти, что судебные прецеденты не являются в России источниками права.

Подобные перепалки юристов с государственными органами продолжаются до сих пор. Видно, что в избирательной системе права присутствует дыра, которую было бы неплохо залатать как раз перед новыми выборами. Наилучшим вариантом многие видят обращение к европейскому опыту. В большинстве стран Запада избирательное право признается одним из важнейших, а потому даже судимые лица в нем не ограничиваются.

www.syl.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Президента и его преемственность, формулирует механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Президента и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Президентом, становится реальным носителем соответствующих полномочий. Закон о выборах Президента РФ установил следующие сроки вступления Президента в должность: избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, — на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента. Тем самым, с одной стороны, гарантируется выполнение воли народа, передавшего избранному Президентом лицу право на осуществление власти, с другой стороны, устанавливается определенная гарантия от узурпации власти лицом, потерявшим в силу истечения срока легислатуры права на власть.

Что же касается прекращения исполнения полномочий Президента, комментируемое положение связывает его с истечением срока пребывания в должности и моментом принесения присяги вновь избранным Президентом.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основания досрочного прекращения исполнения Президентом полномочий. В их числе — отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

При этом едва ли возможно указанные основания считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет в виду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ (см. комментарий к ней).

Отставка представляет собой добровольный отказ Президента от занимаемой им должности. Конституция не требует от Президента мотивации отставки, как не допускает ее возможности в пользу другого лица либо прекращения (отзыва) ранее заявленной отставки. В частности, Указом от 31.12.1999 N 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» первый Президент РФ объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий. Этим же Указом он, основываясь на ст. 92 Конституции, возложил временное исполнение полномочий главы государства на Председателя Правительства РФ.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения лицом, состоящим в этой должности, полномочий Президента. В отличие от отставки, которая всегда может быть результатом только добровольного волеизъявления Президента и его личного выбора, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие по Конституции Президенту полномочия обычно трактуется как основание, которое может быть использовано как самим Президентом, так и иным образом. В действительности, однако, речь в Конституции идет о случаях, когда глава государства не сознает ситуации и своей неспособности адекватно осуществлять полномочия (в противном случае он может подать в отставку), в силу чего возникают угрозы государству и нормальному функционированию всего государственного механизма, «здоровье» которого в огромной мере зависит именно от Президента.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал официальное толкование ч. 2 ст. 92 Конституции в Постановлении от 11.07.2000 N 12-П. В данном Постановлении, в частности, указывалось следующее: «Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий… Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой…

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации». Из этого толкования Конституционного Суда следует необходимость принятия федерального закона, конкретизирующего конституционную процедуру прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности — третье конституционное основание досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий.

На содержании этого основания и его конституционного регулирования, по-видимому, сказались события предшествующего периода политической и правовой истории России с характерными для нее неоднократными попытками отрешения Президента от должности; во всяком случае этому основанию посвящена отдельная статья Конституции (см. комментарий к ст. 93). В комментируемой же ч. 2 ст. 92 Конституции оговаривается, что в случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий по одному из указанных ранее оснований выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Тем самым Конституция накладывает на федерального законодателя обязанность разрешить этот вопрос и определяет основные параметры такого разрешения: должны состоятся выборы нового Президента и они должны состоятся не позднее трех месяцев с момента, когда Российское государство осталось без Президента (см. комментарий к ст. 93).

3. Одновременно комментируемая статья устанавливает, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом для временно исполняющего обязанности Президента РФ Конституция, казалось бы, устанавливает только три ограничения: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В действительности, однако, Председатель Правительства, принявший на себя полномочия Президента, не растворяется в этих полномочиях и, как следует из смысла комментируемого положения, не утрачивает статуса Председателя Правительства. Председатель Правительства временно заменяет Президента, имеет все его права и обязанности, за исключением специально оговоренных в комментируемой статье. Однако он не приобретает личного правового статуса Президента и его протокольных прав; в связи с этим Председатель Правительства осуществляет права и обязанности Президента не как его заместитель, но как Председатель Правительства, и именно в этом смысле не замещает, а заменяет Президента. Председатель Правительства в данном случае выступает в качестве как бы представителя самого конституционного института Президента, но не заместителя Президента. Такое понимание вытекает и из практики реализации комментируемых положений ст. 92. В частности, одновременно с Указом Президента РФ от 31.12.1999 N 1761 был издан Указ исполняющего обязанности Президента N 1762, которым он объявил о том, что приступает к временному исполнению полномочий Президента.

Кроме того, словосочетание «во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности», предполагает, во-первых, более широкий круг оснований досрочного прекращения полномочий главой государства, чем это предусмотрено ч. 2 комментируемой статьи (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности), это перечень, как отмечено в комментарии к ч. 2 данной статьи, который может быть дополнен; во-вторых, охватывает и те случаи, когда Президент временно не в состоянии выполнять свои обязанности, например его болезнь, которая, однако, не влечет досрочного прекращения полномочий. Этим в том числе обусловлена необходимость законодательной регламентации условий и порядка временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей главы государства.

constrf.ru

Статья 93. Конституция РФ

Статья 93. Конституция РФ

Актуально на:

14 августа 2019 г.

Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Составить подборку

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Анализ текста

Идет загрузка…

www.zakonrf.info

Права и обязанности президента РФ по Конституции кратко

Какие существуют обязанности у президента РФ? В статье мы подробнее осветим данную тему. В скобках будут указы статьи из Конституции РФ, если не будет пояснения на иные нормативно-правовые акты.

Институт президентства

Многие думают, что должность президента появилась в нашей стране после распада Советского Союза. На самом деле это не так: впервые этот пост был введен в 1990 году в СССР.

Это произошло в результате нового закона «О демократизации» 1988 года. М.С. Горбачев провел демократические реформы, после чего высшим органом в стране стал Съезд народных депутатов. Президент СССР — глава исполнительной власти — избирался на этом Съезде и юридически подчинялся ему. Т.е. в СССР, в конце своего существования, создали некое подобие демократической парламентской республики, которая отдаленно напоминала современную систему ФРГ– с канцлером и Италии – с премьер-министром. Но существенными отличия были в том, что советский парламент состоял из 2250 депутатов, который собирался примерно один раз в год, а также в том, что существовала одна партия — КПСС.

Конечно, в конце существования СССР последняя особенность была ликвидирована: вводились многопартийность и гласность, однако до западных демократий Союзу было еще далеко. Тем не менее современная Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) была организована еще при СССР (1989 год) и носила название ЛДПСС. Сегодня это не принято вспоминать, так как считается, что мы разрушили старую тоталитарную систему и создали новую, демократическую. Но справедливости ради мы должны отметить то, что в СССР — на закате своего существования — всё же наметились политические и экономические реформы.

Политический кризис в России: принятие Конституции и декларирование прав и обязанностей президента страны

История нашего государства могла повернуться так, что должности президента могло и не быть. Обязанности президента РФ были продекларированы только в декабре 1993 года, когда приняли новую Конституцию, однако до этого времени в политическом руководстве нашей страны произошел раскол на два лагеря:

  1. Первые хотели видеть во главе государства Верховный совет РФ, которому бы и подчинялся президент. Они направляли вектор политического развития нового государства по старому советскому пути. Возможно, что этот вектор и трансформировался бы со временем в парламентскую республику, но люди хотели кардинальных перемен во всех сферах общества.
  2. Вторые были сторонниками президентско-парламентской республики. Они считали, что именно выбранный народом президент страны должен быть наделен более широкими полномочиями.

И президент Б.Н. Ельцин, и члены Верховного Совета РФ во главе с Р.И. Хасбулатовым отстаивали свою точку зрения. В результате в стране разразился политический кризис, который продолжался с начала 1992 до осени 1993 года, и мог привести к гражданской войне в нашей стране.

Осенью 1993-го в столице появились баррикады, а в некоторых местах столкновения двух противоборствующих сторон перерастали в уличные бои. Верховный Совет РФ отстранил от должности президента РФ, а последний своим указом распустил выборный орган. Стоит сказать, что легитимность была всё же на стороне Совета, так как до декабря 1993 года страна жила по Конституции СССР 1977 года, поэтому указ президента не имел никакой юридической силы.

Однако Б.Н. Ельцин ссылался на проведенный в апреле 1993 года референдум, на котором около 58% избирателей его поддержали.Но всё же 42% сторонников Совета – существенный процент, и дальнейшая эскалация конфликта могла привести к катастрофическим последствиям. Повсюду были люди с автоматами, произошли вооруженные столкновения за Останкинскую телебашню.

4 октября 1993 года в столицу ввели танки Таманской дивизии, формально подчинявшейся министру обороны, входившему в Верховный Совет РФ. Они произвели залпы по Белому Дому, в котором укрылись сторонники Верховного Совета. Последние сдались, и их обвинили в попытке государственного переворота. А в декабре 1993 года была принята новая Конституция РФ. Окончательно власть президента была легитимизирована на выборах 1996 года.

Статус президента

Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).

Источники права не указывают на наличие четвертого вида власти – «президентской власти». Однако этот термин употребляется в юриспруденции для акцентирования внимания на особый статус главы государства в правовой системе: на наличие у него собственных полномочий и разнообразных прав, и обязанностей при взаимодействии с другими видами власти, особенно исполнительной.

Что входит в обязанности президента РФ? Подробнее разберем далее в статье.

Гарантия прав и свобод

Главные обязанности президента РФ заключаются в обеспечении прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80). Следует пояснить, что данная статья указывает и на понятие «права и свободы гражданина», и на «права и свободы человека». Разберем это подробнее.

Под первыми понимаются устойчивые связи отношения граждан с государством (государственной властью). Здесь имеется в виду то, что глава нашего государства должен обеспечить права, вытекающие из положения статуса именно гражданина, например, политические права (реализация права избирать и быть избранным, участвовать в мирных политических митингах и собраниях, принимать участие в деятельности политических партий, профсоюзных комитетов и др.).

Под «правами человека» подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.

Под «свободами» следует понимать отсутствие каких-либо препятствий и ограничений в чём-либо, которые могут вводиться государством в силу различных причин и в различных объемах. В качестве примера можно привести свободу выбора вероисповедания, право выбора профессии и др.

Издание подзаконных актов

Глава государства имеет право издавать собственные подзаконные акты – указы и распоряжения, которые обязательны для всех граждан. Если они не противоречат федеральному законодательству.

Указ – это нормативно-правовой акт долговременного плана, относящийся к неопределенному кругу лиц.

Распоряжение – это индивидуальный акт, относящийся к определенному лицу – юридическому или физическому, – либо к органу государственной власти.

В основном законе страны не используется понятие «подзаконные акты» применительно к указам и распоряжением главы государства. Однако они таковыми являются согласно действующей правовой классификации источников права, так как не должны противоречить ни федеральным законам, ни нормам Конституции.

Указы нормативного характера начинают действовать на всей территории страны по истечении 7 дней после подписания. Иные распоряжения — немедленно.

Гарант Конституции

Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обязан соблюдать сохранение ее норм, не допускать ревизий гарантированных прав и свобод. Ему помогают исполнять эти обязанности Администрация президента и Уполномоченные по правам ребенка при президенте РФ и правам человека.

Гарант независимости

Продолжаем разбирать Конституционные обязанности президента РФ. Первое лицо государства является и гарантом суверенитета. Эту обязанность он выполняет за счет обладания особыми полномочиями, например, правом введения военного положения. Также глава государства является Верховным главнокомандующим вооруженных и военно-морских сил.

Представительские функции

Президент представляет государство как во внешней, так и во внутренней политике. Например, он уполномочен подписывать международные договоры от имени всего государства, отстаивать интересы российских компаний на международной арене и др.

Что касается внутренней представительской функции, то здесь нужно пояснить особенность территориально-административного устройства. Россия является федеративным государством, состоящим из субъектов и городов Федерального значения. Субъекты являются отдельными мини-государствами в составе Федерации. Они имеют право иметь свои внутренние конституции, уставы, устанавливать свои законодательные органы власти, издающие внутренние нормативно-правовые акты, национальные республики имеют право на второй государственный язык и т.д. Главным при такой системе является то, что законы субъектов не должны противоречить нормам Конституции и федеральным законам. Глава государства представляет федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами страны.

Обязанности, связанные со взаимодействием с органами власти (ст. 83-85)

Президент РФ выполняет обязанности, связанные со взаимодействиями с органами власти:

  1. Назначает премьер-министра с согласия Государственной Думы.
  2. Принимает решение об отставке Правительства, приостанавливает действия его актов.
  3. Назначает и освобождает высшее командования Вооруженных сил РФ.
  4. Утверждает военную доктрину государства.
  5. Назначает судей и главу Центрального Банка РФ.
  6. Инициирует законопроекты на голосование в Государственную Думу.
  7. Подписывает и обнародует подписание федеральных законов, принятых Парламентом страны.
  8. Назначает референдумы.
  9. Обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию.

Срок полномочий президента РФ (ст. 81)

Изначально по Конституции 1993 года глава государства избирался на всеобщих демократических выборах на 4 года. В 2008 году произошла конституционная реформа. Теперь с 2012 года срок полномочий президента РФ – 6 лет. И следующие выборы главы государства пройдут в нашей стране в марте 2018 года.

Требования к кандидату в президенты РФ

Что нужно, чтобы стать главной государства? Существует обязательный законодательный минимум, который прописан в Конституции страны:

  • возраст не моложе 35 лет;
  • проживание на территории нашей страны не менее десяти лет;
  • отсутствие непогашенной судимости.

Права и обязанности президента РФ по Конституции (кратко)

Итак, подведем итоги и перечислим компетенцию главы государства:

  • гарант Конституции, независимости, прав и свобод граждан;
  • поддержание системы работы органов государственной власти;
  • представительство во внутренней и внешней политике;
  • обеспечение безопасности страны;
  • контроль за соблюдением Конституции;
  • принятие экстренных мер в чрезвычайных ситуацийях, объявление военного положения;
  • контроль деятельности всех ветвей власти;
  • решение вопросов, связанных с гражданством и предоставлением политического убежища;
  • формирование Совета Безопасности страны;
  • назначение референдумов;
  • председательство на заседаниях исполнительной власти, принятие решения об отставке Правительства и назначении нового Председателя с согласия Думы;
  • принятие решения о награждении и о помиловании;
  • назначение главы Центрального Банка с согласия Думы;
  • назначение судей;
  • издание собственных указов и распоряжений, не противоречащих федеральным законам и Конституции;
  • иные обязанности.

Надеемся, что ваши познания в данной области расширились.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *