Кто проводит специальную оценку условий труда
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует установленным в ст. 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» требованиям и имеет официальный допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и
прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь в наличии не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.
Также, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь и в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Сведения об организациях и экспертах, проводящих специальную оценку условий труда, заносятся в реестры и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной Политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
Порядок и правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование установлен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614.
Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, независимы и руководствуются в своей деятельности исключительно нормативными требованиями, регулирующими специальную оценку условий труда.
Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условий труда, определяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, не предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».
- Должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда.
- Организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
- Организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организации несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
- Экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
- Экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов предполагаются такие ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда.
Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
websot.jimdo.com
Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации
Специальная оценка условий труда во всех организациях должна быть завершена к 31 декабря 2018 года. От её результатов зависят расходы предприятия на ближайшие пять лет. Кто должен проводить СОУТ и как правильно это сделать – расскажем в статье.
Читайте в статье:Кто обязан проводить специальную оценку условий труда
Процедура СОУТ регламентируется Законом РФ № 426-ФЗ и является обязательным мероприятием по обследованию фактических условий труда для каждого работодателя, независимо от форм собственности и видов экономической деятельности. Исключение составляют рабочие места муниципальных и государственных служащих, но остальной обслуживающий их нужды персонал также подлежит спецоценке. Таким образом, СОУТ должен провести каждый работодатель в РФ.
Скачать документы из статьи
Специальная оценка на рабочих местах проводится работодателем с периодичностью 1 раз в 5 лет. Целью этого мероприятия для государства в целом является снижение компенсационной нагрузки из средств бюджета и сокращение числа льготных пенсионеров по спискам № 1 и № 2. Для назначения страховой пенсии должно быть правовое обоснование, согласно статье 30 Закона РФ № 400-ФЗ, и этим обоснованием является специальная оценка условий труда. Поэтому работодатель обязан доказать необходимость или отсутствие необходимости в уплате дополнительного тарифа по взносам в Пенсионный Фонд России.
В обязанности работодателя входит обоснованное декларирование рабочих мест. Декларированные рабочие места являются признаком того, что десять лет можно не возвращаться к вопросу оценки условий труда работников.
Декларирование – новая процедура. Митрудом ведется государственный реестр деклараций о соответствии рабочих мест требования законодательства. Данные о количестве рабочих мест, соответствующих требованиям безопасности, передаются в органы статистики для формирования бюджета на содержание инспекций, для планирования риск-ориентированных проверок по охране труда. Организация обязана проинформировать ФСС и Рострудинспекцию о результатах проведенной СОУТ, а также разместить открытую информацию согласно ведомости рабочих мест на своем корпоративном сайте.
Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ruСкачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:
К обязанностям работодателя также относится составление перечня рабочих мест, оказание содействия организации, проводящей СОУТ, обеспечение лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории, допуск экспертов и лаборантов к замерам факторов производственной среды. Прежде всего необходимо составить и обостновать перечень аналогичных рабочих мест. Это не только серьезно удешевляет спецоценку, но и структурирует мероприятия по улучшению условий труда. Обязательным условием для аналогичности рабочих мест является идентичность оборудования. При этом в учет берутся только те показатели, которые отвечают за безопасность эксплуатации.
К примеру, при оценке условий работы водителей для отнесения рабочих мест к аналогичным должны совпадать не только марка ТС, модификация, навесное оборудование, вид эксплуатируемого топлива, вид кондиционирования и вид системы выпуска газов, объем двигателя и все остальные ТТХ, кроме госномера, но и модельный год, а также год выпуска ТС.
Если инспектор Рострудинспекции придет к выводу о безосновательности отнесения рабочих мест к аналогичным, придется проводить на них внеплановую СОУТ. Если декларация будет составлена вразрез с требованиями 326-ФЗ, то также придется проводить СОУТ заново.
По завершении СОУТ работодатель должен провести:
- ознакомление работников с результатами проведенной оценки;
- опубликование результатов на корпоративном портале компании;
- направление декларации в государственный реестр или в ГИТ по месту нахождения организации.
Еще одной немаловажной обязанностью работодателя является назначение гарантий и компенсаций работающим во вредных условиях труда.
Кто проводит спецоценку условий труда рабочих мест в организации
Обязанности по организации проведения специальной оценки возлагаются на комиссию, назначенную приказом руководителя. Комиссия создается до заключения договора с экспертной организацией и должна определить, кто проводит специальную оценку условий труда в организации. Делается это в целях обеспечения независимости выбора экспертной организации.
►Читайте подробнее, как правильно выбрать в реестре Минтруда организацию для проведения СОУТ и заключить договор>>>
В состав комиссии должны быть включены специалисты по охране труда, сотрудники отдела кадров, главные специалисты предприятия – технологи, инженеры, юристы, экономисты, инженеры по нормированию труда. Члены комиссии должны владеть всей информацией по производственным и технологическим процессам, по эффективности применяемого инструмента и средств индивидуальной и коллективной защиты, знать принципы проведения замеров факторов производственной среды. Оптимально, чтобы члены прошли предварительное обучение по проведению СОУТ в учебном центре.
Стоимость такого обучения не высока, но знания, полученные во время этого краткосрочного курса, окупятся правильным подбором организации, проводящей СОУТ, и экспертов. В ходе курсов члены комиссии обновят свои знания по классификации условий труда, по признакам отнесения рабочих мест к аналогичным, что не позволит экспертной организации злоупотреблять своими полномочиями и неоправданно завышать стоимость оценки на одно рабочее место.
Ответственными за проведение СОУТ в организации является специалист по охране труда (при наличии службы ОТ – ее руководитель), а также председатель и члены комиссии. Проведение спецоценки является совместной задачей службы управления персоналом и службы ОТ, поэтому работать им придется плотно. Формирование базы для проведения СОУТ проводится на основе штатного расписания. Служба охраны труда должна оказывать методическую поддержку комиссии в составлении перечня рабочих мест, подлежащих оценке, исключив из этого списка вакантные рабочие места, дистанционные и надомные должности.
Полезным будет провести собрание трудового коллектива, на котором следует разъяснить, для чего проводится спецоценка, какую пользу она несет, какой вред может быть нанесен организации, если эксперт будет пользоваться недостоверными данными, в том числе – от работников.
Если эксперт будет инициировать замеры рабочего времени, нужно показать трудовой процесс так, как он происходит на самом деле, без перегибов в ту или иную сторону. Для этого необходимо, чтобы еще до начала спецоценки был проведен анализ затрат времени на выполнение технологических операций по потенциальным вредным и опасным рабочим местам.
Специалист по ОТ всегда должен знать, где находятся наиболее опасные участки работы. Поэтому еще до того, как эксперт придет предприятие, нужно провести анализ трудозатрат в виде хронометража рабочего времени за семь смен по следующим профессиям:
- газорезчик;
- электрогазосварщик;
- машинист экскаватора;
- грузчик;
- водитель погрузчика;
- электромеханик, электрик;
- кладовщик;
- оператор 1С;
- фрезеровщик, токарь;
- стропальщик;
- кабельщик-спайщик.
Для специалиста по охране труда важно построить конструктивный диалог с экспертом СОУТ. Эксперт – это, прежде всего, практик, который может оказать неоценимую помощь. Он может предоставить, например, не только перечень оснований для медосмотра в карте СОУТ, но и сформировать файл с указанием пунктов из приказа №302н почти по каждому рабочему месту.
- Готовые решения по действующему законодательству
- Более 3 000 заполненных шаблонов
- Возможность задать вопрос в экспертную поддержку
Эксперт отвечает за качество своей работы. При этом по всем вопросам, на которые не были даны ответы эксперту, будет выставляться максимальный балл по вредности УТ. Это нужно помнить. Если появляются основания для разногласий – разрешать все вопросы следует в ходе проведения государственной экспертизы УТ.
Пошаговый алгоритм подготовки к проведению спецоценки
1. Составьте предварительный календарный план проведения СОУТ. В первую очередь следует оценить рабочие места имеющих право на досрочную пенсию, числящихся в списке 1 и 2 лиц, указанных в 1 и 2 части пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ, кроме того, те, на которых предполагается назначение льгот за работу по 3 и 4 классу условий труда и на которых в ходе прошлой АРМ был установлен вредный или опасный класс УТ.
2. Подготовьте всю технико-технологическую документацию на все машины и оборудование, на котором трудятся работники.
3. Сделайте копии должностных инструкций работников, графики их сменности, подготовьте для эксперта доступ к рабочим местам. Если эксперт не сможет попасть на рабочее место, он может установить опасный класс условий труда.
4. Проведите хронометраж рабочего времени. Об этом мы писали выше.
5. Обязательно подготовьте оборудование и машины к работе эксперта – например, организуйте мытье лобовых и боковых оконных стекол у экскаватора, поскольку будет проводиться анализ световой среды.
6. Проведите вовремя техническое обслуживание агрегатов, чтобы повышенный шум, стуки под капотом или копоть от подтеков моторного масла не портили микроклимат на рабочем месте водителей, механиков, и т.п.
7. Отрегулируйте всю контрольно-измерительную аппаратуру.
8. Проведите генеральную уборку в помещениях, не забудьте приобрести и постелить виброгасящие покрытия на полу, демпфирующие стеновые панели в цехах.
9. Все затраты на улучшение условий труда учтите при планировании предупредительных мер по ОТ для дальнейшего возмещения через ФСС.
Если эксперт установит класс 2 там, где раньше был класс 3.1 и выше, и при этом работодатель не провел мероприятия по охране труда, работник имеет право обратиться в ГИТ или в суд с иском о необоснованной отмене льгот и гарантий, так как фактические условия его труда остались неизменными.
Как провести специальную оценку условий труда
Валерий КоржДиректор Департамента условий и охраны труда Минтруда РоссииПошаговый алгоритм проведения СОУТ от Минтруда, учитывающий все особенности и тонкости этого процесса, размещен для вас в Системе «Охрана труда». Там же вы можете скачать памятки и готовые образцы необходимых документов.
www.trudohrana.ru
Кто может проводить специальную оценку условий труда
Законодательство по специальной оценке условий труда (СОУТ) предполагает, что она проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми на основании гражданско-правового договора. Такие организации должны соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение СОУТ;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории, которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Однако на сегодняшний день в полной мере перечисленные требования не могут быть применены к организациям, проводящим СОУТ, поскольку действуют переходные положения. В соответствии с ними организации, аккредитованные на оказание услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу законодательства по СОУТ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно. Обязанности экспертов таких организаций, вправе выполнять лица, работающие в них по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях.
Порядок допуска организаций к деятельности по СОУТ, их регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ, приостановления и прекращения их деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».
Формирование и ведение реестра организаций, проводящих СОУТ, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. С учетом переходных положений на сегодняшний день существует два реестра. Это реестр организаций, проводящих СОУТ: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations (на 09.04.2015г. в нем зарегистрированы 24 организации) и реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда: http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations?Filter.PageNo=1&Filter.OrganizationStatusId=2&Filter.OrganizationServiceId=2 (на 09.04.2015г. в нем значится 805 организаций).
Процесс перехода из одного реестра в другой будет идти постепенно по мере того, как испытательные лаборатории организаций будут проходить аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации, а специалисты, выполняющие обязанности экспертов, получать сертификат эксперта на право выполнения СОУТ.
В настоящее время к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющие соответствующий сертификат эксперта.
Порядок проведения аттестации определен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования».
Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 ч.;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
Аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта, предусматривает рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям, указанным выше, и проверку знаний заявителя по проведению СОУТ (аттестационное испытание).
Аттестационное испытание проводится в форме дистанционного тестирования по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Минтруда России: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/19/ .
При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Минтруд России принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания и оформляет сертификат эксперта.
Ведение реестра экспертов организаций, проводящих СОУТ, также осуществляет Минтруд России: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts (на 09.04.2015г. в нем зарегистрированы 1217 экспертов).
Проведение аттестационного испытания для экспертов, безусловно, является положительным нововведением, поскольку довольно широко распространено мнение о том, что охраной труда может заниматься кто угодно и без соответствующего образования. Это позволит фактически отстранить от участия в проведении СОУТ случайных людей. Однако, присутствие эксперта в реестре еще не означает, что результат работы будет качественным и профессиональным. Эксперт должен обладать глубокими знаниями в области охраны труда, безопасности жизнедеятельности, иметь опыт именно практической, а не «оформительской» работы по оценке условий труда.
Титаренко И.Ж.,
эксперт по специальной оценке условий труда, канд.техн.наук,
доцент кафедры БЖД ФГБОУ ВПО «КГТУ»
eactt.ru
Пошаговая инструкция по проведению СОУТ в офисе в 2019 году
Задать вопрос эксперту
- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
clubtk.ru
Организации, проводящие специальную оценку условий труда (СОУТ)
Право проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) пока еще принадлежит организациям, оказывающим услуги по аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.), но с 1 января 2019 года в области оказания услуг по спецоценке должны остаться лишь специализированные организации, имеющие аккредитацию на право проведения работ по СОУТ. Несмотря на то, что это совершенно новая процедура в законодательстве, Минтруд все же решил сделать плавный переход, как в отношении работодателей, так и в отношении аттестующих организаций, отсюда и продление сроков:
Цитата: ‘Мы очень корректно прописали переходные нормы. Все фирмы, которые работают на этом направлении, продолжат работать до окончания срока действия у них аттестата аккредитации. Сейчас в реестре аттестующих организаций зарегистрировано 900 таких организаций. Все они сохранят право осуществлять СОУТ’
Констатирует первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкин в интервью «Российской бизнес-газете».
В соответствии с переходными положениями послабления были даны даже тем организациям, у которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается в 2014 году. Вне зависимости от того, в каком месяце и какого числа это произойдет, организация, проводящая АРМ, имеет право оказывать услуги по СОУТ включительно до 31 декабря 2014 года. По анализу Минтруда, в указанном году у порядка 150 компаний истекает срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.
Требования к организациям, проводящим СОУТ
В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, организация, проводящая спецоценку, должна соответствовать следующим требованиям:
- Проведение СОУТ должно быть представлено в уставных документах как один из основных видов или один из видов деятельности организации;
- Наличие в организации не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда, работающих по трудовому договору, причем один из них обязательно должен иметь высшее образование по специальности – врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- Наличие структурного подразделения – аккредитованной лаборатории, имеющей право на выполнение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды (ВОПФ, – ред.) и трудового процесса.
Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории, но только в части замеров следующих видов факторов: энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, рентгеновское и нейтронное излучения, биологические факторы. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные центры имеют разрешение на измерения этих видов факторов, к тому же и закупка оборудования для них является одной из самых дорогостоящих.
Эксперт организации, проводящей СОУТ
Экспертом по СОУТ может стать специалист организации, имеющий стаж работы в лаборатории не менее 3-х лет, прошедший аттестацию в Минтруде и имеющий сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.
Аттестация эксперта в Минтруде была введена впервые. К ней допускаются лица, которые имеют высшее образование, опыт практической работы в центрах лабораторий, дополнительное обучение по СОУТ в учебных институтах в объеме не менее 72 часов. Аттестация для претендентов в эксперты проходит в два этапа – выполнение тестовых заданий и собеседование. При удовлетворительном решении аттестационной комиссии, специалист получает право на проведение работ по спецоценке по определенному направлению. Положением об аттестации экспертов предусмотрено 5 таких направлений: идентификация ВОПФ и трудового процесса, измерение и исследование биологических факторов, измерение и исследование химических факторов, измерение и исследование физических факторов и измерение и исследование вредных и опасных факторов трудового процесса. Требования о том, что каждый эксперт должен пройти аттестацию строго по всем 5-ти направлениям, нет, поэтому каждый из специалистов может выбрать наиболее приемлемое для себя. В дальнейшем эксперт может пройти аттестацию и по другому направлению.
По результатам аттестации эксперты получают сертификат на право выполнения работ по СОУТ, срок действия которого – 5 лет. Но так как на эксперта по спецоценке с введением новой процедуры были возложены огромные функции, за любую недостоверную и некомпетентно проведенную оценку он может лишиться не только сертификата, но и привлекаться к административной ответственности. Штрафы и санкции были впервые введены для экспертов. Подробнее с размерами и видами административной ответственности для них, а также для организаций, проводящих спецоценку, Вы можете ознакомиться в материале: «Штрафы и санкции при СОУТ».
Отметим, что для экспертов законом также предусмотрены переходные положения. В связи с тем, что обучение экспертов и их последующая аттестация в Минтруде занимает немало времени, положением о СОУТ разрешено исполнять обязанности экспертов лицам, работающим в организациях по трудовому договору и допущенных к работе в испытательных лабораториях по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2014 года.
Страхование ответственности организациями по СОУТ
Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.
При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.
Реестр организаций, проводящих спецоценку
Вся информация о деятельности организаций, проводящих СОУТ, хранится в открытом доступе на официальном сайте Минтруда в специальном реестре. В нем содержатся следующие сведения:
- Полное наименование организации и место нахождения;
- ИНН;
- Основной государственный регистрационный номер;
- Регистрационный номер записи в реестре организаций;
- Дата внесения сведений об организации;
- Дата принятия решения о приостановления деятельности и основания для его принятия;
- Дата принятия решения о возобновлении деятельности с основаниями для возобновления.
В случае принятия решения о прекращении деятельности организации в области оказания услуг и работ по СОУТ, в реестре также делается запись, и приводятся законные основания для этого.
Организации, проводящие спецоценку и работодатели по мере проведения работ должны находиться в тесном сотрудничестве. Организация должна оказывать правомерные действия, работодатель – не препятствовать проведению исследований и давать все необходимые сведения и документы, характеризующие условия труда. Если одна из сторон нарушает правила, каждый из участников может отказаться от проведения СОУТ.
Главный принцип, который должна соблюдать организация по СОУТ – принцип независимости. Невзирая ни на что, результат должен быть достоверным и объективно отражать состояние условий труда на рабочих местах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Как проводится специальная оценка условий труда?
Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) представляет собой единый комплекс процедур, включающий в себя идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.), оценку уровня их влияния на работника и определение степени отклонения гигиенических факторов от нормированных значений и эффективности применения средств индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.). В системе охраны труда процедура появилась относительно недавно. Ее введение связано с отменой традиционной процедуры – аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). И теперь, согласно Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года, с 1 января 2014 года единственной процедурой по анализу и оценке условий труда является СОУТ. Но положительный опыт АРМ все же был использован в новой процедуре. К примеру, остались прежними цели, задачи, во – многом схожий порядок проведения процедуры.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ, спецоценку условий труда обязан проводить каждый работодатель совместно с организацией, проводящей СОУТ. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест дистанционных работников, надомников и работников, которые вступают в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя (ИП, – ред.). Периодичность проведения составляет 1 раз в 5 лет, но это только в отношении тех мест, на которых условия труда по результатам проверок оказались неудовлетворительными. Если рабочему месту в ходе проведения процедуры спецоценки присваивается 1 или 2 класс условий труда (оптимальный или допустимый), подобные проверки в последующем не осуществляются.
Для начала работы работодатель создает комиссию по проведению СОУТ. В ее состав входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда и представитель профсоюзной организации (при наличии). В случае проведения спецоценки на предприятиях малого бизнеса, комиссию возглавляет лично ИП или его полномочный представитель. Комиссия до начала проведения работ обязана составить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке (Перечень, – ред.), с учетом выделения аналогичных и нестационарных рабочих мест. При наличии рабочих мест, которые осуществляют отдельные виды деятельности (например, верхолазы, водолазы, работники морских судов, атомных электростанций и др.), СОУТ проводится с учетом характерных особенностей, разработанных Минтрудом. После подготовки Перечня дальнейшие полномочия по анализу условий труда передаются организации по СОУТ.
Первое, что следует по порядку – это идентификация ВОПФ, которую проводит эксперт организации, проводящей СОУТ. Он обязан определить наличие ВОПФ на рабочих местах экспертным путем. В ходе анализа учитывается информация о производственном оборудовании, материалах и сырье, используемых на рабочих местах, технологических процессах, результаты ранее проводимых исследований (в данном случае, результаты АРМ), случаи производственного травматизма и установления профзаболеваний, предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации ВОПФ.
Идентификация не осуществляется на рабочих местах, которые входят в списки, предусматривающие льготные условия работы, и на рабочих местах, которым по результатам АРМ был присвоен вредный или опасный класс условий труда. Порядком для них предусмотрены исследования и измерения гигиенических факторов, как и для тех рабочих мест, на которых экспертом по СОУТ были идентифицированы ВОПФ. Исследования и измерения включают в себя оценку физических, химических и биологических факторов. Подробный их перечень дается в законе о спецоценке.
Если эксперт по спецоценке не выявил ВОПФ, комиссия признает условия труда допустимыми и исследования на данных рабочих местах не проводятся. В таком случае работодатель может оформить и подать декларацию соответствия в Минтруд. Именно для этих рабочих мест периодические проверки не проводятся и через каждые пять лет, в случае отсутствия несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается.
На рабочих местах, на которых предусмотрено использование СИЗ, устанавливается степень их эффективности. Если СИЗ отвечают всем нормативам, возможно снижение класса или подкласса условий труда.
После проведенных исследований, эксперт по СОУТ присваивает каждому рабочему месту класс условий труда и на основе этого, организация, проводящая СОУТ, оформляет отчет о проведении спецоценки. Он включает в себя сведения об организации, проводившей СОУТ, Перечень, карты СОУТ, протоколы проведения исследований и оценки эффективности СИЗ, сводная ведомость СОУТ, перечень мероприятий для улучшения условий труда, заключение эксперта. При необходимости прикладывается протокол о невозможности проведения СОУТ.
Более подробно с порядком проведения СОУТ Вы можете ознакомиться в материале: «Процедура СОУТ».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1cert.ru
Специальная оценка условий труда • СОУТ
1. Что такое специальная оценка условий труда • СОУТ
2. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
3. Комиссия по проведению специальной оценки условий труда
4. Кто проводит специальную оценку условий труда
4.1. Допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда
4.2. Выдача сертификата эксперта по специальной оценке условий труда
5. Права и обязанности участников СОУТ
6. Проведение специальной оценки условий труда
6.1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов
6.2. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов
6.3. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
6.4. Классификация условий труда на рабочих местах
6.5. Отчет о результатах проведения специальной оценки условий труда
6.6. Передача сведений о результатах специальной оценки условий труда
7. Декларирование соответствия условий труда
8. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
9. Опасные и вредные производственные факторы
10. Компенсации за работу с вредными условиями труда
websot.jimdo.com