Кто такие тунеядцы – ТУНЕЯДЕЦ — это… Что такое ТУНЕЯДЕЦ?

Содержание

Кто такой тунеядец

Содержание статьи:

Данный термин начал активно использоваться в период существования Советского Союза. Его использовали в отношении человека, который по своей сути являлся квинтэссенцией дармоедства. Сам термин происходит от старого слова, которое уже успело выйти из употребления.

Оно обозначает «бесплатно» или «даром», а для соответствия данной сфере его применения, было решено использовать глагол «есть». Также термин является синонимом пагубного явления, которое можно назвать социальным паразитизмом.

В чем суть закона о тунеядстве?

В основе термина лежит понимание того, что всякий человек должен работать. От каждого по способностям – каждому по труду. Именно такой лозунг использовался в Советском Союзе для определения понятия равенства в обществе, которое важно не путать с уравниловкой. В то же время, даже в Союзе находились сотни тысяч граждан, которые были отъявленными тунеядцами.

Их жизнь протекала таким образом, чтобы сталкиваться с минимальным сопротивлением и фактически существовать за счет остального общества. Впервые о данном явлении начинают говорить в послевоенную эпоху, а уже в 1960-х годах возникает соответствующий закон, который продолжит свое действие вплоть до 1991 года.

Особенностью данного законопроекта стало то, что каждый гражданин огромной страны, который вступил в совершеннолетний возраст и проживает на нетрудовые деньги, а также уклоняется от работы, полезной для общественности, должен быть привлечен к ответственности перед законом. Убрать данную ответственность, было решено в декабре 1991 года, когда и прекратил свое существование Союз. На сегодняшний день в действующем кодексе не встретить даже упоминания о тунеядстве.

Тунеядство в период империи

Историки утверждают, что первое появление данного термина произошло еще в период царской власти в стране. Тем не менее, для тех, кто жил за счет труда остальных, в то время никто не собирался вводить ответственности. Но, несмотря на то, что законы и методы борьбы с тунеядцами не были разработаны или применены, данное явление было широко известно. По этой причине даже ряд табелей содержит упоминания о данной категории граждан.

Тунеядство в период империи проявлялось в том, что многие представители высшего сословия жили благодаря своим родственникам, получая взамен лишь неодобрение со стороны общественности.  После возникновения нового государства тунеядцами называют личностей, чей паразитический образ жизни наносит вред не только самому человеку и его близким, но и обществу в целом.

Борьба с тунеядством

В советском государстве было принято искоренять любые неправильные традиции или отклонения от нормального поведения, поэтому паразитов общества здесь также находили и перевоспитывали.

В первые годы после революции, население, которое обладало определенным состоянием, было насильственно репрессировано и потеряло все свои богатства, которые были направлены для быстрого роста социалистической экономики. По этой причине на начальном этапе построения социализма не было места тунеядцам. К тому же, была введена Конституция, согласно которой человек, который использует наемный труд, лишается политических преференций.

В начале 1950-х появляется первый

закон о нищих, согласно которому необходимо было провести эффективную кампанию по борьбе с данным явлением, ведь в стране проживали миллионы граждан без места жительства. Тем не менее, законопроект в первое время буксовал и не давал реальных результатов. За последующие 2 года только 2-3 процента от граждан, которые относились к числу тунеядцев и нищих, понесли наказание за свой образ жизни.

Кого относили к тунеядцам?

Усиление борьбы можно было наблюдать только в начале следующего десятилетия. В частности, в мае 1961 года принимается решение о том, что нужно усилить борьбу против лиц, которые занимаются паразитированием на теле социалистического общества. Данный закон о тунеядстве сохранился в архивных документах, поэтому можно полностью изучить его особенности и разобраться в основных тезисах.

В нем четко и ясно указывается, что к данной категории можно относить людей, которые не желают честно зарабатывать на жизнь, а также всяческим образом пытаются избавиться от необходимости выполнять общественную работу.

При этом они не имеют противопоказаний к различным видам труда, но выбирают жизнь, которая позволяет им получать финансовые средства запрещенным способом. Если такого человека выявляют, то он должен быть репрессирован и выслан в отделенный район. Продолжительность насильственного переселения составляет не менее двух лет. Параллельно с этим человек лишался имущества, которое было заработано нечестным путем.

bigjournal.ru

Тунеядство — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Тунеядство — это социально-психологическая форма поведения и образ жизни человека, выраженная в устойчивом, и упорном нежелании работать, отвращении к трудовой деятельности, и склонности к нетрудовому получению средств к существованию (социальный паразитизм). Тунеядство так же называют безделием, или ничегонеделанием. В СССР с 1961 по 1991 год — тунеядство было уголовно наказуемо.

Характерным типом человека склонного к тунеядству является так называемый тунеядец, или бездельник. По смыслу, слово тунеядец означает — нахлебник, или человек получающий средства к существованию без применения какого-либо труда. Синонимами слову тунеядец являются: бездельник (без-дела), а так же широко известные синонимы как —

бездырь, лентяй, захребетник, прихлебатель, трутень, паразит, лодырь, дармоед, нахлебник, кровосос. Иноязычные синонимы — альфонс и жиголо, больше относят к типу тунеядцев-мужчин живущих за счет денежных средств женщин (жён, любовниц, сожительниц). Форма образа жизни, и социального поведения бездельника присуща не только мужчинам, но и женщинам. Большое внимание психологическому явлению, то есть безделию и тунеядству было уделено знаменитыми учёными: М. Нордау, Ф.Ницше, Ч.Ломброзо и др. Безделье бездельника, или тунеядство тунеядца, это стремление жить за счет других — прямая противоположность трудолюбию. Не стоит путать безделье и отдых, так как безделье тунеядца хроническое и представляет характерную форму и образ жизни, а отдых присущ всем работающим людям и необходим для восстановления сил и здоровья.

Тунеядцы, тем не менее, могут быть крайне заняты, суетливы и деятельны — устраивать светские балы или тусоваться, посещать концерты, презентации и пр. Вернисажи, сауны и рестораны, обсуждения «кто, с кем, когда» вполне могут заменить им любую продуктивную для окружающего мира деятельность. Знаменитое русское выражение о бездельниках:

«Баклуши бьет», то есть буквально «бездельничает», или «Хреном груши околачивает», очень широко распространены в России и знакомы многим десяткам миллионов россиян.

Тунеядец-бездельник — свойство характера и воспитания[править]

Основным свойством характера тунеядца(бездельника), как психологического явления общественного поведения человека, является безделье, «протирание штанов» или ничегонеделание. Такой тип поведения бывает вынужденным (безработица) в силу внешних обстоятельств(отсутствие профессии, образования и.т.п), и социально-врожденным (имеющим психологические причины появления и развития).

Борьба с тунеядством и бездельниками в СССР[править]

  • 4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». С 1960 годов в советской прессе иностранный термин «паразитический образ жизни» стал вытесняться русским термином — «тунеядство» (согласно толковым словарям — жизнь на чужой счёт, чужим трудом, паразитизм, безделье). Лица, не работавшие в течение четырёх месяцев в году, подлежали отныне уголовной ответственности. (
    Статья 209 УК РСФСР (тунеядство)
    ). Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей, — незамужних и бездетных женщин за тунеядство привлекали.

В СССР лицам обвинённым в тунеядстве, и вообще тунеядцам, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне — «борзой», то есть человек стойко не желающий работать, лентяй, и др. В советскую эпоху эта уголовная статья нередко использовалась для т.наз «показательной порки» и борьбы с инакомыслящими гражданами СССР.

  • Уголовная статья просуществовала 30 лет, до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и легализовавшего безработицу.

Знаменитые "тунеядцы"[править]

Тунеядство и преступность[править]

Безделье как образ жизни порождает ряд условий, и предпосылок для вовлечения лиц являющихся тунеядцами в преступную среду и деятельность. Повышенная общественная опасность тунеядства обусловлена еще и тем, что оно не только чуждо принципам общества и государства, но и является питательной средой для многих других преступлений.

Неработающие лица нередко совершают имущественные, насильственные и другие опасные преступления, и живут на нетрудовые доходы.Основные условия, и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определенного рода занятий. Условия предрасполагающие лиц без определенного рода занятий к преступной деятельности[3]:

  • Наличие значительного количества свободного времени.
  • Предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности.
  • Наличие контактов и общения с подобными элементами(т.е тунеядцами-бездельниками).

Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определенного рода занятий:

  • Воровство: Как случайное средство для приобретения т.наз «лёгких денег».
  • Грабеж: Как вынужденная обстоятельствами мера для добычи средств к существованию тунеядца.
  • Сексуальные преступления: распространение или изготовление порнографической продукции, растление малолетних и др(с целью обогащения, развлечения).
  • Мошенничество: Добывание средств путем обмана (например, так называемое «Целительство» — широко распространённый «метод» используемый откровенными социальными паразитами.
  • Торговля наркотиками: Как преступный вид обогащения.
  • Хулиганство: Как одна из характерных форм поведения и развлечения в группах бездельников.
  • Проституция: Как источник средств и обогащения для бездельников мужчин и женщин(склонных к занятию проституцией).
  • Похищение людей:
  • Попрошайничество: Как источник средств к существованию и обогащению.
  • Вымогательство: Чаще встречается т.наз бытовое вымогательство(вымогательство денежных средств у родителей-пенсионеров).

Тунеядство и безделье в культуре, кино, литературе[править]

Девизы тунеядцев, и пословицы о безделье:

  • Что-бы ни делать, лишь бы ничего не делать!
  • Где-бы ни работать, лишь бы не работать!
  • Работа не волк — в лес не убежит!
  • Пей как осел, ешь как свинья, а работай дурак а не я!
  • От работы кони дохнут!
  • Безделие — мать всех пороков.
  • Безделие — корень всякого зла.
  • Не хочу учиться, а хочу жениться!
  • Понедельник-день-бездельник, вторник-повторник, среда-тамада, четверг-я заботы все отверг, пятница-пьяница, суббота-безработа, воскресенье-день веселья!
  • Кто не работает — тот ест!

Кинофильмы и литературные произведения:

  • В знаменитой русской сказке «По щучьему велению», главный герой Емеля был откровенным и упорным бездельником-тунеядцем(лежал на печи, регулярно питался и жил за счет братьев и родителей) и единственным выходом из положения его хронического безделья явилось волшебство которое Емеля неустанно и постоянно эксплуатировал.
  • В русской литературе явлению лени и безделья периодически уделялось большое внимание. Характерный и широко известный образ знаменитого бездельника-тунеядца нашел свое отражение в романе И. А. Гончарова «Обломов». По этому произведению снят кинофильм Несколько дней из жизни И. И. Обломова.
  • «Бездельник» и «Бездельник-2» — песни из альбома 45 группы Кино
  • В знаменитом советском кинофильме-сказке Александра Роу «Морозко», режиссером был раскрыт образ безпрецедентного случая тунеядства, безделия и лени в образе «Марфуши», роль которой блестяще исполнила знаменитая актриса Инна Чурикова.
  • Знаменитый русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, в своем бессмертном произведении «Как один мужик двух генералов прокормил» в значительной степени показал образ трудолюбия (русский мужик), и образ безпардонного тунеядства (генералы).
  • Социальный паразитизм как тормоз общественного прогресса // Современные проблемы уголовного права и криминологии. — Владивосток, 1991. — С. 71—84.
  • Социально-правовые и медицинские аспекты борьбы с тунеядством, пьянством и наркоманией. — Владивосток, 1987. — 272 с. — Соавт.: Яцков Л. П., Готлиб Р. М.
  • Боголюбова Т.А, Растегаев А. А. Исследование паразитического образа жизни как научно-криминологическая проблема // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Хабаровск, 1985. С.26.
  • Н. Н. Кондрашков. Тунеядство:Против закона и совести.
  • Ч. Ломброзо.Преступление, его причины и способы борьбы с ним. Вышла в свет в 1899 году.
  • Герцензон А. А. Введение в советскую криминологию. М., 1965.г.
  • Трутням — отпор // Красное Знамя. — 1985. — 1 авг.
  • Ч. Ломброзо и Ферреро. Женщина-преступница и проститутка. Киев, 1903
  • Павлов. Б. Г. Вопросы уголовной ответственности за ведение паразитического образа жизни[4].
  • Уильям Берроуз. «Гомосек»[5].
  • Ляпунов Ю. И. Ответственность за тунеядство. М., 1982, с. 23.
  • Клюшниченко, А. Административная борьба с тунеядством.
  • Форд. Г. Международное еврейство.
  • Кошбук, Джордже «Дневник бездельника»
  • Шляпочников, А. С. Борьба с тунеядцами — всенародное дело.
  • Теньчов, Э. С. Посягательства на социалистическую собственность как опасное проявление социального паразитизма и

уголовно-правовые средства борьбы с ними.//Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с проявлениями социального паразитизма. -Иваново,1987. — С. 62 — 69

  • Щедрина, А. К. Борьба с тунеядцами.
  • Лукьянов, Ю. А. Гримасы прошлого.
  • Беккариа, Чезаре, О преступлениях и наказаниях.
  • Чубарев, В. Л., Женунтий, В. И Особенности личности тунеядца.
  • Красноокий, А. А. Прокурорский надзор за исполнением законов о борьбе с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими паразитический образ жизни.
  • Перлов, И. Д. Суд и общественность в борьбе с тунеядцами.
  • Шляпочников, А. С. Тунеядцев к ответу[6].
  • Шапинский В. А., Марев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997., С.40
  • Криминология и профилактика преступности. Учебник / под.ред проф. А. И. Алексеева М., МВШМ МВД СССР. 1989. С.417
  • Эйхендорф Йозеф фон. Повесть «Из жизни одного бездельника», 1826.г.
  • Криминологические аспекты социального паразитизма // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни: Сб. науч. тр. — Хабаровск, 1985. — С. 34- 40.

Шаблон:Нет иллюстраций

www.wikiznanie.ru

Тунеядство | Наука | FANDOM powered by Wikia

Тунея́дство — жизнь на чужой счёт, чужим трудом, паразитизм, безделье.
[1]
 Тунея́дец м.
Тот, кто живёт на чужой счёт, чужим трудом.[2]
Тунеядство юрид.
В широком смысле паразитическое существование за счет общества. По советскому уголовному законодательству было наказуемо Т., заключавшееся в длительном, более четырех месяцев подряд (или в течение года в общей сложности), проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда (ст. 209 УК РСФСР). Ответственность за Т исключена Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. В законодательстве РФ термин не употребляется..[3]

    Cуществительное «тунеядство» произошло слиянием устаревшего ныне наречия «туне» (варианты: «тунно», «в туне»), означающего «даром», «бесплатно», «безвозмездно», с глаголом «есть» в значении «кушать».[4] Таким образом «тунеядство» — суть дармоедство.

    Борьба с тунеядством в СССР Править

    Файл:Korsun.jpg
    • В досоветские времена в понятие тунеядства не вкладывалось никакого особого социально значимого контекста. Бездельник жил за счёт своих близких, общественной моралью это не одобрялось, и не более того. В Советском Союзе под тунеядством уже понималось паразитическое существование за счёт не отдельных граждан, а за счёт всего общества.
    • 4 мая 1961 года на основании Ст. 12 Конституции СССР 1936 года («Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест».)[5] Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».
    • Статьёй 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы т. н. паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, — занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни.[6]
    • В СССР лицам обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определенного рода занятий), и в уголовной среде на т. н. «блатном» жаргоне появились формулировки — «борзо́й» и бо́рзый», то есть человек стойко не желающий работать.
    • Вопреки мнению о массовом использовании 209-ой уголовной статьи на самом деле тотальной массовости наказания за тунеядство в СССР не наблюдалось. В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена.[7] Так называемой «показательной порки» (слушания по «делам о тунеядцах» действительно не проводились в закрытом режиме, напротив, их было настолько мало, что такие дела использовались для пропагандистской кампании с публикацией отчётов в центральных СМИ) и последующему уголовному наказанию подвергались только самые выдающиеся, самые «борзые» борцы за право не заниматься общественно полезным трудом.
    • Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу. В дальнейшем в законодательстве РФ — правопреемнике СССР — термин «тунеядство» не употребляется.

    Знаменитые «тунеядцы» Править

    Тунеядство и безделье в культуре, кино, литературе Править

    Файл:Lodyr.jpg Известные пословицы и летучие фразы про тунеядство:
    • Что-бы ни делать, лишь бы ничего не делать!
    • Где-бы ни работать, лишь бы не работать!
    • Работа не волк — в лес не убежит!
    • Пей как осел, ешь как свинья, а работай дурак а не я!
    • От работы кони дохнут!
    • Безделие — мать всех пороков.
    • Безделие — корень всякого зла.
    • Не хочу учиться, а хочу жениться!
    • Понедельник-день-бездельник, вторник-повторник, среда-тамада, четверг-я заботы все отверг, пятница-пьяница, суббота-безработа, воскресенье-день веселья!
    • Кто не работает — тот ест!
    • Трактор железный пycть oн и работаeт!

    Кинофильмы и литературные произведения:

    • В знаменитой русской сказке «По щучьему велению», главный герой Емеля был откровенным и упорным бездельником-тунеядцем(лежал на печи, регулярно питался и жил за счет братьев и родителей) и единственным выходом из положения его хронического безделья явилось волшебство которое Емеля неустанно и постоянно эксплуатировал.
    • В русской литературе явлению лени и безделья периодически уделялось большое внимание. Характерный и широко известный образ знаменитого бездельника-тунеядца нашел свое отражение в романе И. А. Гончарова «Обломов». По этому произведению снят кинофильм Несколько дней из жизни И. И. Обломова.
    • «Бездельник» и «Бездельник-2» — песни из альбома 45 группы Кино
    • В знаменитом советском кинофильме-сказке Александра Роу «Морозко», режиссером был раскрыт образ безпрецедентного случая тунеядства, безделия и лени в образе «Марфуши», роль которой блестяще исполнила знаменитая актриса Инна Чурикова.
    • Знаменитый русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, в своём бессмертном произведении «'Как один мужик двух генералов прокормил» в значительной степени показал образ трудолюбия (русский мужик), и образ беспардонного тунеядства (генералы). [источник?]
    • Советский писатель Валентин Пикуль в своем произведении «Слово и Дело» приводит пример борьбы короля Пруссии Фридриха с тунеядством. Фридрих Второй выезжал из дому рано утром и бил тростью в Берлине стёкла, и пойманные тунеядцы должны были за кружку пива и похлёбку вставить стекло.
    • Талантливый мистер Рипли (фильм).
    • Тунеядцев, живущих за счёт денежных средств женщин (жён, любовниц, сожительниц), называют «альфонсами» и «жиголо». Женщины, живущие за счёт мужской (обычно) финансовой поддержки, называются «содержанки».
    • Пролетарий — лат. «Proletarius» (аналог греч. «parasitos» — нахлебник) — неимущий представитель древнеримского общества, живущий на иждивении римского государства. Знаменитый клич пролетариев: «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) сохранился в веках и стал нарицательным.
    • Петровская «Табель о рангах», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий, «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.
    • Тунеяды — мелкие насекомые, которые гнездятся на животных или исподволь питаются их плотью: блоха, вошь, клоп и пр.
    1. ↑ "Большой Энциклопедический словарь". Проверено 18 марта 2007.
    2. "Т. Ф. Ефремова". "Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.". «ГРАМОТА.РУ» (2001–2002).
    3. ↑ "Юридический словарь.".
    4. ↑ Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
    5. ↑ Конституция СССР 1936 года
    6. ↑ Вопросы уголовной ответственности за ведение паразитического образа жизни /В. Г. Павлов. //Правоведение. -1985. - № 5. - C. 23 - 28
    7. ↑ Ответственность лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни /Ю. М. Слободкин. //Правоведение. -1980. - № 3. - С. 78 - 81
    Файл:Beggar1.jpg Файл:Freegan.jpg
    • «Путь жизни» Л. Н. Толстой[5].
    • Социальный паразитизм как тормоз общественного прогресса // Современные проблемы уголовного права и криминологии. — Владивосток, 1991. — С. 71—84.
    • Социально-правовые и медицинские аспекты борьбы с тунеядством, пьянством и наркоманией. — Владивосток, 1987. — 272 с. — Соавт.: Яцков Л. П., Готлиб Р. М.
    • Боголюбова Т.А, Растегаев А. А. Исследование паразитического образа жизни как научно-криминологическая проблема // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Хабаровск, 1985. С.26.
    • Н. Н. Кондрашков. Тунеядство:Против закона и совести.
    • Трутням — отпор // Красное Знамя. — 1985. — 1 авг.
    • Павлов. Б. Г. Вопросы уголовной ответственности за ведение паразитического образа жизни[6].
    • Уильям Берроуз. «Гомосек»[7].
    • Ляпунов Ю. И. Ответственность за тунеядство. М., 1982, с. 23.
    • Клюшниченко, А. Административная борьба с тунеядством.
    • Шляпочников, А. С. Борьба с тунеядцами — всенародное дело.
    • Теньчов, Э. С. Посягательства на социалистическую собственность как опасное проявление социального паразитизма и

    уголовно-правовые средства борьбы с ними. //Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с проявлениями социального паразитизма. -Иваново,1987. — С. 62 — 69

    • Щедрина, А. К. Борьба с тунеядцами.
    • Чубарев, В. Л., Женунтий, В. И Особенности личности тунеядца.
    • Красноокий, А. А. Прокурорский надзор за исполнением законов о борьбе с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими паразитический образ жизни.
    • Перлов, И. Д. Суд и общественность в борьбе с тунеядцами.
    • Шляпочников, А. С. Тунеядцев к ответу[8].
    • Криминологические аспекты социального паразитизма // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни: Сб. науч. тр. — Хабаровск, 1985. — С. 34- 40.


    • Страница 0 - краткая статья
    • Страница 1 - энциклопедическая статья
    • Разное - на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Тунеядство 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    Тунеядство — Традиция

    Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

    Тунеядство — с 1961 по 1991 гг.. в СССР собирательное название уклонения трудоспособных граждан от общественно полезного труда, понимаемого как работу в общественном секторе экономики, являвшимся в то время и единственно легитимным по форме собственности сектором.

    В современных словарях тунеядство определяется следующим образом:

    Тунея́дство — жизнь на чужой счёт, чужим трудом, паразитизм, безделье. [1]

    Тунея́дец м.

    Тот, кто живёт на чужой счёт, чужим трудом.[2]

    Существительное «тунеядство» произошло слиянием устаревшего ныне наречия «туне» (варианты: «тунно», «в туне»), означающего «даром», «бесплатно», «безвозмездно», с глаголом «есть» в значении «кушать».[3] Таким образом «тунеядство» — суть дармоедство.

    Борьба с тунеядством в СССР[править]

    • В досоветские времена в понятие тунеядства не вкладывалось никакого особого социально значимого контекста. Бездельник жил за счёт своих близких, общественной моралью это не одобрялось, и не более того. В Советском Союзе под тунеядством уже понималось паразитическое существование за счёт не отдельных граждан, а за счёт всего общества.
    • 4 мая 1961 года на основании Ст. 12 Конституции СССР 1936 года («Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест».)[4] Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».
    • Статьёй 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы т. н. паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, — занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни.[5]
    • В СССР лицам обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определенного рода занятий), и в уголовной среде на т. н. «блатном» жаргоне появились формулировки — «борзо́й» и бо́рзый", то есть человек стойко не желающий работать.
    • Вопреки мнению о массовом использовании 209-ой уголовной статьи на самом деле тотальной массовости наказания за тунеядство в СССР не наблюдалось. В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена.[6] Так называемой «показательной порки» (слушания по «делам о тунеядцах» действительно не проводились в закрытом режиме, напротив, их было настолько мало, что такие дела использовались для пропагандистской кампании с публикацией отчётов в центральных СМИ) и последующему уголовному наказанию подвергались только самые выдающиеся, самые «борзые» борцы за право не заниматься общественно полезным трудом.
    • Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу. В дальнейшем в законодательстве РФ — правопреемнике СССР — термин «тунеядство» бољше не употребляется.

    Знаменитые «тунеядцы»[править]

    • Будда- ни где не работал, слонялся по джунглям.
    • Диоген
    • Киники
    • И. Бродский — поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе, при Советской власти был выслан на полтора года за тунеядство [1].
    • А. Амальрик — советский хиппи, отбывал срок заключения за тунеядство.
    • Н. Годовиков — актёр, снявшийся в фильме Белое солнце пустыни, в 1979 году был приговорен по статье 209 УК РСФСР «за тунеядство» к одному году заключения [2].
    • А. Огородников — председатель Христианско-Демократического союза России, в августе 1978 года арестован и осужден по ст. 209 УК РСФСР (тунеядство) на год в колонии общего режима [3].
    • С. Параджанов — известный советский кинорежиссёр, отбывал различные сроки наказания за тунеядство, гомосексуализм, и нелегальную торговлю драгоценностями как источником преступного обогащения [4].

    Тунеядство и преступность[править]

    Безделье как образ жизни порождает ряд условий и создаёт предпосылки для вовлечения лиц являющихся тунеядцами в преступную среду и деятельность.
    Основные условия и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определенного рода занятий[5]:

    • Наличие значительного количества свободного времени.
    • Предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности.
    • Наличие контактов и общения с подобными элементами (то есть такими же лицами, ведущий праздный образ жизни).

    Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определенного рода занятий:

    • Воровство: Как случайное средство для приобретения т. н. «лёгких денег».
    • Ограбление: Как вынужденная обстоятельствами мера для добычи средств к существованию тунеядца.
    • Мошенничество: Добывание средств путем обмана (например, так называемое «Целительство» — широко распространённый «метод» используемый откровенными социальными паразитами.
    • Хулиганство: Как одна из характерных форм поведения и развлечения в группах бездельников.
    • Попрошайничество: Как источник средств к существованию и обогащению.
    • Вымогательство: Чаще встречается т. н. бытовое вымогательство (выуживание денежных средств у родственников и знакомых).

    Тунеядство и безделье в культуре, кино, литературе[править]

    Известные пословицы и летучие фразы про тунеядство:

    • Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать!
    • Где бы ни работать, лишь бы не работать!
    • Работа не волк — в лес не убежит!
    • Пей как осел, ешь как свинья, а работай дурак, а не я!
    • От работы кони дохнут!
    • Безделие — мать всех пороков.
    • Пусть работает железная пила, меня не для работы мама родила!
    • Безделие — корень всякого зла.
    • Не хочу учиться, а хочу жениться!
    • Понедельник — день-бездельник, вторник — повторник, среда — тамада, четверг — я заботы все отверг, пятница — пьяница, суббота — безработа, воскресенье — день веселья!
    • Кто не работает — тот ест!
    • Трактор железный — пycть oн и работаeт!

    Кинофильмы и литературные произведения:

    • В знаменитой русской сказке «По щучьему велению» главный герой Емеля был откровенным и упорным бездельником-тунеядцем (лежал на печи, регулярно питался и жил за счет братьев и родителей) и единственным выходом из положения его хронического безделья явилось волшебство, которое Емеля неустанно и постоянно эксплуатировал.
    • В русской литературе явлению лени и безделья периодически уделялось большое внимание. Характерный и широко известный образ знаменитого бездельника-тунеядца нашел свое отражение в романе И. А. Гончарова «Обломов». По этому произведению снят кинофильм Несколько дней из жизни И. И. Обломова.
    • «Бездельник» и «Бездельник-2» — песни из альбома 45 группы Кино
    • В знаменитом советском кинофильме-сказке Александра Роу «Морозко» режиссёром был раскрыт образ безпрецедентного случая тунеядства, безделия и лени в образе Марфуши, роль которой блестяще исполнила знаменитая актриса Инна Чурикова.
    • Знаменитый русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, в своём бессмертном произведении «Как один мужик двух генералов прокормил»[7] в значительной степени показал образ трудолюбия (русский мужик), и образ беспардонного тунеядства (генералы).
    • Советский писатель Валентин Пикуль в своем произведении «Слово и Дело» приводит пример борьбы короля Пруссии Фридриха с тунеядством. Фридрих Второй выезжал из дому рано утром и бил тростью в Берлине стёкла, и пойманные тунеядцы должны были за кружку пива и похлёбку вставить стекло.
    • Талантливый мистер Рипли (фильм).
    • Тунеядцев, живущих за счёт денежных средств женщин (жён, любовниц, сожительниц), называют «альфонсами» и «жиголо». Женщины, живущие за счёт мужской (обычно) финансовой поддержки, называются «содержанки».
    • Пролетарий — лат. «Proletarius» (аналог греч. «parasitos» — нахлебник) — неимущий представитель древнеримского общества, живущий на иждивении римского государства. Знаменитый клич пролетариев: «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) сохранился в веках и стал нарицательным.
    • Тунеяды — мелкие насекомые, которые гнездятся на животных или исподволь питаются их плотью: блоха, вошь, клоп и пр.
    • «Путь жизни» Л. Н. Толстой[6].
    • Социальный паразитизм как тормоз общественного прогресса // Современные проблемы уголовного права и криминологии. — Владивосток, 1991. — С. 71—84.
    • Социально-правовые и медицинские аспекты борьбы с тунеядством, пьянством и наркоманией. — Владивосток, 1987. — 272 с. — Соавт.: Яцков Л. П., Готлиб Р. М.
    • Боголюбова Т.А, Растегаев А. А. Исследование паразитического образа жизни как научно-криминологическая проблема // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Хабаровск, 1985. С.26.
    • Н. Н. Кондрашков. Тунеядство:Против закона и совести.
    • Трутням — отпор // Красное Знамя. — 1985. — 1 авг.
    • Павлов. Б. Г. Вопросы уголовной ответственности за ведение паразитического образа жизни[7].
    • Уильям Берроуз. «Гомосек»[8].
    • Ляпунов Ю. И. Ответственность за тунеядство. М., 1982, с. 23.
    • Клюшниченко, А. Административная борьба с тунеядством.
    • Шляпочников, А. С. Борьба с тунеядцами — всенародное дело.
    • Теньчов, Э. С. Посягательства на социалистическую собственность как опасное проявление социального паразитизма и

    уголовно-правовые средства борьбы с ними. //Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с проявлениями социального паразитизма. -Иваново,1987. — С. 62 — 69

    • Щедрина, А. К. Борьба с тунеядцами.
    • Чубарев, В. Л., Женунтий, В. И Особенности личности тунеядца.
    • Красноокий, А. А. Прокурорский надзор за исполнением законов о борьбе с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими паразитический образ жизни.
    • Перлов, И. Д. Суд и общественность в борьбе с тунеядцами.
    • Шляпочников, А. С. Тунеядцев к ответу[9].
    • Криминологические аспекты социального паразитизма // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни: Сб. науч. тр. — Хабаровск, 1985. — С. 34- 40.

    traditio.wiki

    Тунеядцы в СССР. За что советский человек получал клеймо «тунеядец»

    Тунеядцы в СССР. За что советский человек получал клеймо «тунеядец»

    5 (100%) 1 vote
    Тунеядцы в СССР. За что советский человек получал клеймо «тунеядец»

     

     

    Современникам образ тунеядца знаком по сатирическим образам советских фильмов. Этакий рубаха-парень, добрый, но бесшабашный, вроде и не вредитель, но ведущий праздную жизнь. Он не встает по утрам рано и не спешит на работу. По сюжету киноленты чаще всего рядом с ним находятся примерные граждане СССР, которые стараются его образумить и помочь свернуть с пути паразитического существования. Непременными героями фильма также являются порядочные милиционеры, отправляющие тунеядца на исправительные работы. А как было на самом деле?

     «Граждане дебоширы, алкоголики, тунеядцы…»

    Тунеядство в СССР стояло в одном ряду с более серьезными проступками, такими как нарушение общественного порядка, злоупотребление алкоголем, нанесение легких физических травм. Этот термин появился в обиходе из церковнославянского языка, дословно он означает даром (без оплаты) есть, кушать. Жить за счет другого человека, использовать чужой труд, бездельничать, не приносить пользу обществу – тунеядство считалось самой популярной разновидностью социального паразитизма.

    В 1961-1991 годах в законодательстве Советского Союза существовала четкая формулировка такого правонарушения, состав преступления находили в «длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда».

    Само по себе слово «тунеядство» и его производные упоминались еще в официальных документах Российской империи, но тогда оно не имело столь негативной окраски и не воспринималось как правонарушение.

    Как становились тунеядцами?

    Причины тунеядства были весьма разнообразны. Обтекаемость самой статьи закона, содержание которой постоянно редактировалось, позволяло подводить под это понятие совершенно разных людей. Изначально за бродяжничество судились цыгане, бродяги и профессиональные попрошайки, потом к списку тунеядцев добавились люди, ведущие асоциальный образ жизни. Попадали и те, кто не успел за определенное время поступить в училище или устроиться на работу. По статье за тунеядство часто судили верующих и диссидентов.

    В конце 50-х годов список пополнился лицами, преднамеренно уклонявшимися от физического труда, и теми, кто получал доход с приусадебных участков. Еще одной категорией потенциальных преступников стали представители сект, которые отказывались работать по определенным убеждениям.

    После редакции закона о тунеядстве в 1961 году, наказание по статье ожидало тех, кто по каким либо причинам не имел определенного места работы в течение 4 месяцев в году.

    Во времена сталинского режима борьба с тунеядством была вынужденной мерой – пережившая военную разруху страна нуждалась в большом количестве рабочих рук. А вот когда у руля встал Хрущев, все эти действия получили уже идеологическую окраску.

    Кто не работает – тот не ест! Или как вычисляли тунеядцев

    Совсем неудивительно, что все законы, направленные на борьбу с социальным паразитизмом, которые то ужесточались, то смягчались, встречались с восторгом добропорядочными гражданами СССР. Воспитанные на идеологии светлого коммунистического государства, с утра до вечера честно строящие свою великую страну у станков заводов и фабрик – они считали справедливым требование властей и принуждение к труду, а вследствие нарушений – строгое наказание.

    Изначально поиск и выведение на чистую воду тунеядцев были возложены исключительно на органы МВД. Но слуги народа часто не справлялись с нагрузкой, и тогда им на помощь приходили бдительные граждане СССР. Создавались так называемые суды общественности – группы добросовестных активистов, в число которых входили комсомольцы, дружинники, партийцы, примерные хозяйственники.

    В коллективах с тунеядцами проводили беседы, брали их на перевоспитание, а в случае если ничего не помогало – отдавали милиции, где наказания становились гораздо строже. Бдительные соседи и родственники тоже прилагали усилия к вычислению лентяев – часто причиной преследования становились доносы соседей и друзей семьи.

    Тунеядству – бой!

    Большинство источников утверждают, что статья 209, регламентирующая наказание для тунеядцев, появилась в 1961 году. Но правильнее будет считать, что она стала лишь удачной редакцией существовавших ранее подобных формулировок. Меры наказаний для тунеядцев постоянно менялись.

    Например, в 1951 году за «злостное паразитирование» (если неработающий попадался второй раз) отправляли в колонию на 1 год, а если арестован впервые – ссылали за 101-й километр.

    Во второй половине 50-х наказанием стала ссылка в отдаленные северные районы страны. В 1961 году ужесточились параметры, по которым можно было получить клеймо тунеядца, а наказанием стали принудительные физические работы в местах поселения сроком от 2 до 5 лет.

    Тунеядцы в СССР. За что советский человек получал клеймо «тунеядец»

     

    Во времена правления Леонида Брежнева к тунеядцам относили алкоголиков, бродяг, наркоманов, криминальных элементов. С ними проводили профилактические беседы, порой помогали устроиться на работу. Именно тогда пошли массовые трудоустройства дворниками, сторожами и появились первые липовые записи в трудовых книжках.

    Интересно, что в Советском Союзе всем лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивали аббревиатуру «БОРЗ», которая расшифровывалась как «без определенного рода занятий». Впоследствии в обиходе появился жаргонизм «борзой», характеризующий человека, стойко не желающего работать на благо общества.

    Против тунеядства была развернута агитационная деятельность, об этом свидетельствует огромное количество плакатов и листовок, посвященных обличению этого явления.

    Самые известные советские тунеядцы

    Парадокс существования закона о тунеядцах заключался еще и в том, что среди тех, кто был в соответствии с ним осужден, можно найти немало людей, известных на всю страну – это писатели, публицисты, актеры, поэты. А все потому, что их труд система не признавала общественно полезным и значимым.

    Среди тех, кто получил срок с формулировкой «за тунеядство», оказался нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский. Он был арестован и отправлен в ссылку на принудительные работы сроком на 5 лет в Архангельскую область. Причем в его обвинении участвовали не только представители власти, но и коллеги, читатели. На суде Бродский пытался оправдаться, но все было бесполезно, судья решил, что поэтом подсудимого никто официально не признавал, а значит, и профессии, и работы у него нет. Правда, срок наказания в итоге был сокращен благодаря мощной поддержке писателей и поэтов со всего мира.

    Публицист Андрей Амальрик в 1965 году получил 2,5 года исправительных работ и был сослан в Сибирь. Актер Николай Годовиков, прославившийся на всю страну после сыгранной роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни», также имеет судимость по 209 статье. Согласно его биографии, в 1977 году он получил травму, после которой не мог работать, а в 1979 его посадили в тюрьму за тунеядство.

    Еще одним неоднозначным арестованным стал Иосиф Бегун, который занимался преподаванием иврита. Он тщетно пытался доказать, что преподавание является трудовой деятельностью, но суд его доводы не принял, решив, что никакой пользы обществу такая деятельность не приносит и отправил его в ссылку в Магадан на 2 года.

    Под подозрение в тунеядстве попадал и писатель Владимир Войнович, но его не осудили. Правда, нашли антисоветчину в его знаменитом произведении «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и выслали писателя из страны. Среди тех, кто был под подозрением и неоднократно подвергался преследованиям правоохранительных органов СССР, были талантливые ученые, уважаемые преподаватели, сатирики и даже пенсионеры.

    Погрешности системы

    Как и в любом идеологически окрашенном деле, в поиске и наказании тунеядцев были свои погрешности и ошибки. Анализ всех случаев ареста показал, что далеко не все граждане, осужденные по статье 209, справедливо получали свое наказание.

    В списке преступников-тунеядцев были те, кто по стечению обстоятельств оказался временно нуждающимся, пытался заниматься частным трудом, вел образ жизни, неугодный властям, поменял место жительства и вовремя не получил запись в трудовой книжке, а также те, чей труд представителям власти не казался важным и приносящим пользу обществу. Как и во многих законах и решениях, субъективный фактор играл в то время весомую роль. Хотя нельзя ни сказать, что была и польза от преследования тунеядцев. Многие граждане СССР вставали на путь истинный после бесед, проводимых с ними. И в советские годы не работать, злоупотреблять алкоголем, вести асоциальный образ жизни, жить за счет жены и других родственников все же стыдились, чего нельзя сказать о нынешнем времени.

    Источник

    infovzor.ru

    Современный тунеядец : кто это? | Психолог в Самаре

     

    Когда мне неожиданно задали вопрос: «Как вы относитесь к тунеядцам?», честно говоря, я сначала опешила. Мне казалось, что ответ настолько банален, что не требует серьезных размышлений. Из давно оставшегося в прошлом советского детства хорошо известно, что тунеядство, это плохо. Почему?   Да, а  действительно, почему? И что это за феномен такой в современной  действительности?  Есть ли он вообще и если есть, то, в каком социальном  измерении,  в каком виде существует?

    Когда я действительно задала себе эти вопросы, выяснилось, что даже вокруг меня тех, кого в лучших традициях прошлого, можно назвать «тунеядцами» достаточно  много. Только называются эти люди теперь по-другому и отношение к ним вполне терпимое.

    Но, сначала давайте определимся, кто же  такой «тунеядец» в принципе? И обратимся  для этого к  специальной науке – языкознанию.

    Наречие туне в старославянском языке употреблялось в значении «зря, напрасно» (вспомните выражение все старания втуне, то есть «напрасны ваши усилия»). Теперь добавим к туне слово ядец (производное от старославянского же глагола ясти «есть»), то есть «едок». Получаем буквальный смысл слова тунеядец – «человек, которого напрасно кормят», а дословно – «который ест зря».

    Далее, во всех старых и новых  толковых словарях слово «тунеядец» несет отрицательную нагрузку.  Как правило, это человек, живущий за  (на) чужой счет, бездельник, паразит, дармоед.  Под это толкование попадают и женщины, живущие на деньги мужей, и мужья, живущие за счет жен и взрослые неработающие дети, существующие за счет родителей. В отличие от советского прошлого, уголовного преследования за тунеядство на сегодня не существует. Да и отрицательная маркировка данного социального явления несколько поразмылась.

    Размышляя о своем отношении к тунеядству, я заметила, что мне, например, неприятно применять само это слово к некоторым  людям, которые есть в моем окружении. Ну не могу я назвать «тунеядкой» подругу, которая не работала ни дня в своей жизни, зато вырастила двух прекрасных детей и всегда была опорой и «надежным тылом» мужу, сопровождая его на всех этапах его сложной и полной взлетов и падений карьеры бизнесмена. Очень трудно мне назвать тунеядцем знакомого, который потерял престижную работу, да  так и не смог подняться после кризиса 2008 г., отдав функцию обеспечения семьи жене, полностью поменявшись с ней социальными ролями. Да, теперь именно он сидит дома с детьми и готовит обеды и ужины, но ведь они с женой совместно приняли решение, что для семьи так будет лучше. Так, что ни обид, ни упреков, ни у кого нет.

    Сложнее конечно, когда в глаза бросается скрытая выгода. Когда взрослый сын не устраивается на работу 2, 3, 4 года.. И  престарелым родителям никак нельзя уходить на мизерную пенсию, потому, что прожить на нее невозможно, а помочь  некому.  Когда,  пряча слезы, пенсионерка- мать,  жалея сыночка, идет  еще и на вторую работу по вечерам, иначе  ведь «семью накормить  не на что»… Вот это уже похоже на «тунеядство».    То же самое, думаю,  можно сказать  о  взрослой женщине,  если она,  привыкнув жить  на деньги  мужа, после развода не  желает устраиваться ни на какую работу, считая себя жертвой, которой теперь « все должны» до конца жизни. Жизни, которая именно  из-за развода не удалась, а значит, тот самый  муж  и должен за это платить: за все  «напрасно проведенные с ним  годы».    Если  женщина живет на подобные средства  годами, ничего не пытаясь менять, только обвиняя и вымогая – это все тоже уже тунеядство, хотя, возможно,  не  все,   согласятся с подобными наименованиями.

    Не торопитесь, однако, клеймить тунеядцев.  Не все здесь просто и однозначно.  Например, «тунеядство» в принципе,  не может обойтись без «подпитки со-стороны». Как правило,  за спиной каждого тунеядца всегда стоит кто-то, кто его материально содержит. Чаще всего это родители, реже муж или жена. Кстати,   работая над данным  материалом, я  выяснила, что почему-то среди тунеядцев все-таки больше мужчин, чем женщин(!).

    Нередко, если не сказать почти всегда,  близкие убеждены в том, что у тунеядца есть какая-то уважительная причина, чтобы не работать, поэтому подобные ситуации могут тянуться годами. Без какого-либо осуждения и соответствующих изменений.

    Однако, интуитивно, «взглядом постороннего»  можно быстро определить, действительно ли декларируемые  причины серьезное препятствие для изменения существующего положения  дел или это отговорка для ближнего круга родных и друзей, чтобы ничего не менять.

     Чаще всего, причины являются  надуманными, если речь идет о человеке, который     просто не хочет работать.  При этом  может поддерживаться видимость поисков: человек, например,   регулярно просматривает объявления о вакансиях, ходит на собеседования. Однако подобный  поиск может длиться годами, а  результат его, как правило,  всегда один и тот же: человек отказывается от предложений работать, поскольку эти предложения всегда  не соответствуют каким-то  запросам: либо мало платят, либо график неудобный, либо офис находится слишком далеко от дома…

    Другой вариант – периодическое  устройство  на работу,  но, с одним и тем же финалом: после  нескольких  месяцев (а то и недель) работы, человек  всегда увольняется под  разными предлогами: слишком сложные обязанности, начальство не ценит, не сложились отношения с коллегами… Некоторые  ссылаются на проблемы со здоровьем, хотя  никаких серьезных диагнозов у них, как правило, нет.

    Выделяют даже  особые типажи  людей, предпочитающих жить за чужой счет.  Распознать социальный паразитизм здесь не всегда легко, потому что,  часто это очень обаятельные и интеллектуально развитые особи.

    К таковым относятся, например, «философы». Для них  отсутствие работы — один из принципов  мировоззрения. Они предпочитают путешествовать, заниматься духовным саморазвитием или предаваться различным удовольствиям, но только не обеспечивать собственные поиски банальным трудом за деньги. Многие из «философов» даже считают, что деньги — это зло. Время от времени такие люди могут  подрабатывать, но в основном предпочитают  сидеть на шее близких.

     Еще один типаж – «альфонсы». В прошедшем ХХ веке мужчин, живущих  за счет жен и состоятельных женщин, было гораздо меньше: мешало этому и вездесущее общественное мнение, и обремененность моральными принципами. В наши дни их становится  больше и больше.  Не секрет, что многие дамы сегодня зарабатывают намного лучше представителей сильного пола. Так, что муж-альфонс  явление достаточно распространенное, ведь ради создания семьи некоторые состоятельные бизнес-леди готовы пойти на многое. Для таких дам, по большому счету, муж – это, прежде всего, человек, которого можно любить, о котором можно заботиться. Проще говоря, большой ребенок.  Как правило, такого мужа-ребенка, находящегося на шее у жены, совершенно не волнует, что не он приносит домой деньги. В их тандеме основной добытчик — жена, но в семейных делах  и принятии решений последнее слово вовсе необязательно остается за ней.
    Статистика не обладает достоверными цифрами сколько подобных союзов существует в нашей стране, однако известно, что «альфонство» сегодня  — штука довольно распространенная. Кстати, слабостью к дамским кошелькам страдают не только молодые мужчины. Как ни удивительно, но некоторые седовласые мужья также предпочитают  находиться  на содержании у жен. Причем  по их собственному настоянию. Когда выясняется, что заработки женщины существенно превышают зарплату мужчины, принимается решение, что в этом случае благоверному лучше сидеть дома: больше пользы будет. К сожалению,  благодетельные дамы часто и не предполагают, что обрекают себя на безрадостную жизнь. Ведь самый распространенный способ  у таких мужчин  доказать свою мужественность — это  подавить деловую супругу: «Для кого-то ты, может, и авторитет, а для меня ты — глупая баба, нуждающаяся в дисциплине и контроле. И чтобы дома была в семь часов, иначе я за себя не отвечаю. Я тут самый главный, потому что штаны в этой семье ношу я!» Понятно, что страдают в таких семьях не только женщины, но и дети, если они есть.

    Я не ставила  в данной статье  цель перечислить все типажи «живущих за  чужой счет» людей. Наверняка читатель, без особого труда сможет привести и собственные примеры  или узнать кого — то из собственного окружения. Проблема  здесь мне видится в другом. Как  быть и что предпринять,  если Вас перестали устраивать подобные отношения?

     Решения, здесь, к сожалению, должны и могут быть достаточно  категоричными и жесткими.

    Естественно, что первый шаг всегда: это  разговор с человеком, которого Вы больше не хотите содержать.

     Шаг второй:  резкое ограничение или полное прекращение материального содержания с вашей стороны.

    Конечно очевидно, что, сталкиваясь с подобной проблемой, мы чаще всего имеем дело с людьми близкими и ситуацией, длящейся достаточно долгое время. Поэтому, даже если Вы твердо решили изменить положение дел, все получится не сразу и только если Вы действительно уверены, что больше так продолжаться и  не может,  и  не должно.

    В  одной статье нельзя давать «универсальных рекомендаций» подходящих «для всех людей » и  «для всех  ситуаций». Единственная рекомендация, которая здесь может иметь место быть:  будьте настойчивы и последовательны. Чтобы человек, привыкший жить за ваш счет, начал искать другие легальные  пути изменения привычной  для него  действительности. Просто поверьте, что так вы делаете хорошо не только себе, но и ему. И верьте в  успех.

    Нина Ковалюнас.

    psychologsamara.ru

    Самые знаменитые тунеядцы Советского Союза

    Тех, кто по каким-то причинам не работал на государственном предприятии, называли «БОРЗ» — то есть «без определенного рода занятий», и всячески преследовали. Эта аббревиатура и дала второе название тунеядцам — «борзые», то есть наглые, плюющие на закон и коллектив, не желающие трудиться на благо общества.

    Советский плакат

    Не право, а обязанность

    Обязанность трудиться поголовно была закреплена в Конституции РСФСР 1918 года. Тех, кто жил на нетрудовые доходы, лишали права голосовать на выборах.

    Знаменитый лозунг «Кто не работает, тот не ест» впервые прозвучал в сталинской Конституции 1936 года. В 1951 году тунеядцами, с точки зрения закона, становились не только те, кто намеренно уклонялся от работы на благо общества, то есть попрошайки и бродяги, но и вполне благонамеренные люди, которые просто не могли работать по состоянию здоровья. Среди них было очень много инвалидов, потерявших здоровье на войне.

    В первой половине 50-х годов по обвинению в тунеядстве милицией были задержаны 450 тысяч человек, многие из них были высланы из крупных городов, других постигло тюремное заключение на небольшие сроки.

    Советский плакат

    Когда началась хрущевская «оттепель», законы смягчили. Однако уже в 1961-м был издан указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда». Теперь под него подпадали лица, не работавшие на протяжении четырех месяцев в году.

    С тунеядцами боролись и на предприятиях, и по месту жительства. Очень часто «стучали» в милицию на соседей и даже родственников, причем «паразитами» считали и вполне трудолюбивых граждан, которые работали не на государственном предприятии, а, например, на собственном приусадебном участке. БОРЗыми являлись, с точки зрения закона, и те, кто не успел устроиться вовремя на работу или учебу.

    Выявленных «бездельников» сначала прорабатывали на товарищеских судах, брали на поруки, перевоспитывали всем коллективом. Если тунеядец оказывался «злостным», его передавали правоохранительным органам, которые не церемонились — тунеядцам грозила ссылка в северные регионы, колония или тюремное заключение. После 1961 года многим тунеядцам приходилось отрабатывать принудительно в месте поселения от двух до пяти лет.

    Главные бездельники советского режима

    Среди самых известных «тунеядцев» Советского Союза — поэт Иосиф Бродский. Организованная в 1964 году масштабная травля будущего лауреата Нобелевской премии по литературе была безобразной. Суд постановил: пять лет принудительных работ в одном из совхозов Архангельской области.

    Иосиф Бродский. Фото: wikimedia.org

    Бродский трудился на уборке урожая, работа была тяжелой, но поэт потом признавался, что был счастлив: ведь ему не запретили писать стихи, и он продолжал это делать после рабочего дня. Впрочем, он отбыл в совхозе только полтора года: срок принудительных работ сократили, поддавшись давлению общественности.

    Тунеядцем был признан талантливый советский публицист и диссидент Андрей Альмарик, получивший 2,5 года исправительных работ в Сибири. Альмарика называли первым хиппи Советского Союза. После освобождения он не оставил своей деятельности — издавал свои книги на Западе и вскоре был снова арестован за «распространение информации, порочащей советский строй».

    Известный на всю страну обаятельный Петруха из «Белого солнца пустыни», актер Николай Годовиков, тоже стал тунеядцем, хотя причина у него была уважительной: он не мог работать вследствие тяжелой раны, полученной в драке. Несмотря на плохое состояние здоровья, артист оказался в тюрьме. С тех пор вся его жизнь пошла под откос, у Годовикова было еще несколько отсидок, а в искусство он вернулся только в последние годы жизни.

    Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

    Известный диссидент и борец за права евреев, бывший инженер Иосиф Бегун был обвинен в тунеядстве в 1977 году. Приговор, по всей видимости, был готов заранее, потому что судья не принял во внимание предыдущую трудовую деятельность Бегуна — он проектировал вертолеты в конструкторском бюро, защитил кандидатскую диссертацию. А затем начал преподавать иврит. Бегуна обвинили также в антисоветской агитации.

    От сумы да тюрьмы

    Чуть не оказался тунеядцем и знаменитый Владимир Войнович, написавший «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». С ним беседовали в КГБ, к нему являлись домой, требуя отчитаться о средствах, на которые он живет. В 1980 году Войновича выслали из Советского Союза и лишили советского гражданства. Вернуться он смог только спустя 10 лет.

    Виктор Цой в фильме «Асса»

    Известный музыкант Виктор Цой в свое время тоже чуть не оказался судимым по статье «Тунеядство» - ведь, согласно советским законам, написание и исполнение песен не являлось трудовой деятельностью. Чтобы не «загреметь», в 1986 году он устроился работать кочегаром в котельную.

    Статью «за тунеядство» очень удобно было применять к тем, кто не был лоялен по отношению к советскому режиму. Таких людей отовсюду увольняли, на новую работу не принимали. Так было с известным историком Роем Медведевым, Александром Зиновьевым, который будучи в 60-х завкафедрой логики в МГУ, отказался уволить двух преподавателей, якобы связанных с диссидентами. Зиновьева лишили профессуры, отказывали в публикации работ и в конце концов вынудили к эмиграции.

    Понятие «тунеядство» было отменено только в апреле 1991 года, когда государство вынуждено было признать проблему безработицы.

    www.eg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *