Кто такой психолог как объяснить детям – Как объяснить ребенку «Кто такой психолог?»

Содержание

Детский психолог — кто это и что лечит

В некоторых случаях при возникновении у ребенка проблем психологического характера, поддержки родителей недостаточно, и тогда на помощь приходит детский психолог. Именно этот специалист чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком, главной задачей которого является налаживание между ними прочной эмоциональной связи.

Родители и другие взрослые родственники часто не понимают, почему у малыша возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома. Корнем всех этих проблем может быть серьезный внутренний психологический конфликт, не дающий личности полноценно и гармонично развиваться в детском возрасте.

Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, лучше всего записаться на консультацию к хорошему детскому психологу. Помощь детского психолога может понадобиться, как ребенку младшего школьного возраста, так и подростку. Главное – своевременно проконсультироваться с психологом, выявить и начать работу над имеющимися проблемами. Игнорировать неблагоприятное психологическое состояние ребенка или подростка очень опасно, так как впоследствии оно может привести к развитию психических и психосоматических заболеваний.

Что входит в сферу деятельности детского психолога

Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и изучающий функционирование их психики с учетом возрастных особенностей. Психология является одной из самых бурно развивающихся наук, поэтому быть специалистом в этой сфере считается очень престижным. Вопреки распространенному заблуждению детский психолог – это не врач, так как у него нет высшего медицинского образования. Поэтому нельзя сказать, что детский психолог лечит психические расстройства или заболевания. 

Основная задача этого специалиста – оказание психологической поддержки и помощь в решении психологически сложных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок.

Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Проконсультироваться у детского психолога можно в специализированных центрах психологической поддержки детей, частных кабинетах. Детские психологи также работают на базе дошкольных и школьных учебных учреждений. Желательно заранее записываться на прием к востребованному специалисту, чтобы избежать очередей и длительного ожидания.

Отличие от других специалистов

Не следует путать детского психолога с психиатром или психотерапевтом. Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, имеющих определенные психологические особенности или попавших в непростую ситуацию в семье или коллективе. В то же время детский психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств, в том числе и при помощи лекарственных средств и специального режима. Психиатр имеет высшее медицинское образование, то есть является врачом и работает с маленькими пациентами, нуждающимися в квалифицированной психиатрической помощи.

Детский психотерапевт также является врачом и прошел обучение специальности «психиатрия», однако в своей практике он использует преимущественно методы психотерапии, а лекарства и другие варианты лечебного воздействия являются только вспомогательными. Психотерапевт помогает пациентам при помощи беседы и детального анализа прошлых, настоящих проблем и конфликтных ситуаций. Психотерапевт также может помочь, если на фоне сильного стресса в детском возрасте появились признаки психосоматического заболевания или подозрения на невроз.

Когда нужно обращаться к специалисту

Родителям очень важно своевременно заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка. Нередко частые капризы, беспричинные слезы и непослушание являются неосознанной просьбой о помощи и поддержке. Поэтому не стоит сразу объяснять плохое поведение ребенка дурным характером или избалованностью, потому что так вы можете не заметить начало тяжелого внутреннего психоэмоционального конфликта у малыша. Помощь детского психолога может понадобиться, если ваш ребенок:

  • Очень застенчив, испытывает большие трудности при общении со сверстниками. Застенчивость очень часто напрямую связана с негативным восприятием своего тела и личности, поэтому важно помочь ребенку преодолеть эту черту как можно раньше. Застенчивость и замкнутость приводят к тому, что ребенок не может полноценно адаптироваться к новому окружению и испытывает сильный стресс при попадании в новую социальную группу (переход из детского сада в школу, перевод в другую школу, переезд и так далее).
  • Гиперактивный. Чрезмерная активность является одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенка сложно успокоить и привлечь к полезной деятельности, он неусидчив, плохо концентрирует внимание, что приводит к плохой успеваемости в школе. Гиперактивность в таких случаях становится главной причиной конфликтов между родителями и малышом. Детский психолог поможет ребенку научиться управлять своей энергией и переменчивыми желаниями, концентрироваться на учебе и полезном проведении досуга.
  • Часто пугается, склонен к тревожности и переживаниям. Многие дети сталкиваются со страхом темноты, одиночества, фантастических чудищ. Эти, на взрослый взгляд, беспочвенные и несущественные страхи, могут нанести серьезный урон психике ребенка. Именно поэтому важно как можно быстрее от них избавиться и предотвратить появление страхов в будущем. При игнорировании проблемы страх может перерасти в фобию, которая является одним из симптомов психических расстройств.
  • Агрессивный. Существует множество причин агрессивного поведения ребенка, выявить и устранить которые поможет квалифицированный специалист. Склонность к чрезмерной агрессии вредит здоровью ребенка и окружающих его детей, а в будущем может стать почвой для формирования вспыльчивого и жестокого характера. Поэтому нельзя закрывать глаза на вспышки агрессии у крохи, особенно если они повторяются регулярно. Психолог поможет избавиться от агрессивности и настроить ребенка на доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
  • Плохо учится в школе. Еще одной важной задачей детских психологов является помощь ученикам, которые по каким-то причинам не справляются со школьной программой. Если у ребенка не диагностирована умственная отсталость, но он с завидным постоянством приносит из школы двойки, то у этого явления могут быть серьезные причины. Например, страх ответа перед классом, произошедшая ранее конфликтная ситуация с учителем или одноклассниками, неумение концентрироваться на важной информации, отсутствие интереса к предмету и понимания его важности для будущего. Работа с психологом в таком случае поможет эффективно устранить имеющиеся проблемы.
  • Прошел через травмирующую ситуацию. Травмирующей ситуацией для детской психики может быть развод родителей, смерть родственника, постоянные ссоры в семейном кругу, переезд и даже рождения братика или сестренки. Нужно обязательно обратиться к детскому психологу, если подобные ситуации произошли в прошлом (даже если вам кажется, что прошло уже много времени и все забылось). Специально обученные детские психологи также работают с детьми, столкнувшимися с домашним насилием или пережившими стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.

Каждый ребенок с самого раннего детства уже является полноценной личностью, имеющей свои переживания, проблемы и страхи. Бережное отношение к детской психике и подключение при необходимости специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем, поэтому если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов касается вашего малыша, консультация у детского психолога пойдет ему и вам только на пользу.

Как работает детский психолог

Психолог для детей, столкнувшихся с определенными трудностями на том или ином периоде взросления, играет очень важную роль для гармоничного и здорового восприятия, как собственной личности, так и окружающей среды. Поэтому специалист в сфере детской психологии должен находить контакт с самыми разными детьми и уметь выстраивать с ними доверительные отношения. 

Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями. Далее проводится психодиагностика ребенка, результаты которой позволят судить о наличии или отсутствии психических отклонений и раскрывают психологические особенности его личности.

Во время первой консультации также определяют, как именно в дальнейшем будет проходить работа с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают всю нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.

Чтобы добиться нужного результата, детский психолог и родители должны работать вместе и создавать ребенку благоприятные условия для развития.

Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию тех или иных психологических проблем ребенка. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от того, какое общение нужно малышу на данном этапе. Работа с детьми младшего возраста проходит в непринужденной, игровой форме. В кабинете детского психолога должна быть создана приятная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Широко применяется арт-терапия, обучение полезным навыкам и правильному поведению на примере сказок, воспитательные беседы, проходящие в форме активного диалога с ребенком.


Многие родители к детскому психологу обращаются для того, чтобы узнать, соответствует ли психика их ребенка возрастной норме. Если в ходе работы с малышом у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы (психические отклонения), то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у психиатра, который сможет провести диагностику и дать официальное заключение. Если же никаких психических заболеваний у малыша не обнаружили, то регулярные занятия с детским психологом и активная позиция родителей помогут в ближайшее время справиться с любой, даже самой сложной детской психологической проблемой.

ktovrach.ru

Детский психолог

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

 

Какое образование у детского психолога?

 

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

 

Зачем идти к детскому психологу?

 

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

 

Чем может помочь детский психолог?

 

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.

 

Какие услуги предоставляет детский психолог?

 

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

 

С какими проблемами работает детский психолог?

 

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

 

Как выбрать детского психолога?

 

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.

 

Как записаться на приём к детскому психологу?

 

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.

 

Первый контакт с детским психологом.

 

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

 

Формы работы детского психолога.

 

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.

 

Инструменты детского психолога.

 

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

 

Методы работы детского психолога.

 

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

 

Направления работы детского психолога.

 

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение семинаров и тренингов для родителей.

 

Как выглядит кабинет детского психолога?

 

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

 

Принципы работы детского психолога.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

 

Алгоритм работы детского психолога.

 

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

 

Задачи детского психолога

 

– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

 

Цели детского психолога

 

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

 

Как работает детский психолог?

 

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

 

Длительность приёма у детского психолога.

 

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

 

Мифы о детском психологе.

 

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.

 

 

P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте, пожалуйста, Ваши комментарии внизу страницы и расскажите об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!

 

Другие интересные статьи:

ipsyholog.ru

Кто такой детский психолог?

Детский психолог – это в первую очередь врач, специализирующийся в вопросах детской психики. Важно понимать, что «психика» здесь вовсе не от слова «псих». Психика – это эмоциональное здоровье. Как понять, что вашему ребенку нужна помощь специалиста и в каких случаях обращаться за помощью? Об этом чтайте в нашей статье.

Как понять, что ребенку необходима консультация психолога?

  1. Изменение поведения;

  2. Если ребенок начинает вести себя так, как было несвойственно ему до этого, то уже появляется сигнал необходимости в консультации;

  3. Внезапные вспышки гнева, агрессия;

  4. Ребенок проявляет гиперактивность, неусидчивость;

  5. Ребенок отказывается учиться, с трудом усваивает (или не усваивает вовсе) школьный материал;

  6. Невнимательность, плохая память;

  7. Наблюдаются проблемы в общении и контактах с людьми.

Всё это кажется обыденными вещами и списывается на разные факторы. «Возраст такой», «само пройдет». На самом деле чаще всего под этими отговорками родители прячут свой личный страх показать ребенка специалисту. Ведь, конечно же, будет крайне неприятно услышать, что ребенок имеет какие-либо отклонения в психике.

Важно понимать, что игнорирование проблемы или откладывание на потом никогда не приводит к ее решению. Тем более, излишняя бдительность к эмоциональному состоянию ребенка никогда не будет лишней. Лучше ошибиться, перестраховаться, чем не заметить проблему вовремя и не начать своевременную кореекцию.

Воспользоваться услугами детского психолога можно в центре семейной медицины «Здравица» на сайте https://www.zdravitsa.ru/services/detyam/detskiy-psiholog. В центре предоставляются разные услуги за относительно выгодную цену. Возможны первичные и коррекционные занятия-беседы с детским психологом и групповые занятия. Центру уже 15 лет люди доверяют самое дорогое – собственное здоровье. А это значит, что со своей работой специалисты справляются на ура.

Обращение к детскому психологу – не повод стыдиться и пристыжать своего ребенка. Напротив, обращаясь к специалисту подобного рода, родитель ведет себя разумно и проявляет себя как ответственного и неравнодушного к судьбе маленького человека.

В конце концов, поход к психологу – это не врачебный прием. Ребенку не назначат таблеток, не заставят проходить кучу обследований. Лишь помогут разобраться в самом себе, сохранить благоприятный микроклимат в семье.

Не будем забывать, что каждый в ответе за своих детей и их психологическое здоровье!

www.kraskizhizni.com

Детский психолог: для чего нужен?

Капицын Алексей Вадимович, детский, подростковый, семейный психолог, педагог-психолог

В своей практике детский психолог нередко сталкивается с ситуацией, когда выясняется, что посетители, пришедшие к нему на прием, не очень хорошо представляют, в чем состоит его работа и чем он реально может им помочь. Ожидания бывают как завышенными («я надеюсь, что мой сын — лентяй и лоботряс, после разговора с вами наконец-то возьмется за ум и начнет хорошо учиться»), так и заниженными («ну чем вы можете помочь? — вы же лекарства не выписываете»). Именно для того, чтобы помочь разобраться в том, зачем нужен детский психолог и где проходят границы его компетенции и была написана эта статья. Из нее вы узнаете об особенностях детского развития в разные возрастные периоды и, самое главное, как и чем вам сможет помочь детский психолог.

В педагогике и детской психологии традиционно выделяют следующие периоды в развитии детей:

  • младенчество (0-1 год)
  • раннее детство (1-3 года)
  • дошкольный возраст (3-6 лет)
  • младший школьный возраст (6-10 лет)
  • подростковый возраст (10-15 лет)
  • ранняя юность (15-17 лет)
  • поздняя юность (17-20 лет).

Для этих периодов характерны свои индивидуальные особенности и проблемы, в решении которых может оказать помощь детский психолог. Коротко перечислим некоторые и важнейшие из них.

В возрасте до одного года

В возрасте ребенка до одного года необходимо обратить внимание на сформированность врожденных безусловных рефлексов. К ним относятся: защитный рефлекс, ориентировочный рефлекс, а также атавистические рефлексы (например, хватательный рефлекс, рефлекс спонтанного ползания, рефлекс отталкивания от опоры, автоматическая походка и другие), которые должны исчезнуть к концу первого года жизни.

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости центральной нервной системы, особенно подкорковых структур головного мозга ребенка. В этот период детский психолог может оценить степень сформированности и развития безусловных рефлексов и в случае каких-либо отклонений от нормы порекомендовать родителям обратиться за помощью к профильному специалисту, например, к детскому неврологу.

Также в этот период активно развиваются и совершенствуются двигательная сфера, восприятие, мышление, закладываются предпосылки социального общения, которые являются основой для формирования речи ребенка. Этот бурный процесс развития заканчивается появлением т.н. «социальной улыбки» и «комплекса оживления» в возрасте до одного года.

Все перечисленные изменения имеют весьма четкие временные рамки и любое отставание в развитии можно заметить на самых ранних этапах с тем, чтобы с помощью психолога исправить ситуацию и привести ее в соответствие с возрастной нормой.

Период раннего детства

В период раннего детства особое внимание следует уделить развитию у ребенка навыков действий с предметами (т.н. орудийно-предметной деятельности), например, правильному использованию ложки, чашки, расчески, карандаша, лопатки и т.п. Вначале ребенок пытается использовать их лишь как продолжение своей руки и только потом начинает действовать в соответствии с логикой самого предмета. Здесь самым важным является не результат действия, а соответствие его образцу, показанному взрослым.

Постепенно у детей в этом периоде формируется способность к замещающему действию, когда один и тот же предмет может «служить» и градусником, и ложкой, и ножом, и мостиком и т.п. Это очень важный период развития психики детей, т.к. именно эти изменения свидетельствуют о начале формирования знаковой формы сознания, являющейся основой абстрактно-логического мышления.

В этот же период ведущей деятельностью ребенка становится игровая (игра), и формируются так называемые продуктивные виды деятельности (лепка из пластилина и глины, рисование карандашами и красками, конструирование из различных предметов). Как и на предыдущем этапе, участие детского психолога состоит в том, что он профессионально наблюдает за своевременностью и правильностью формирования тех или иных форм активности и деятельности ребенка и при необходимости проводит психокоррекционные мероприятия.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте характерно стремление ребенка действовать самостоятельно и вести себя «как взрослый». В сюжетно-ролевой игре, типичной для этого периода, ребенок может взять на себя роль взрослого и воспроизводить его действия, проигрывая воображаемую ситуацию.

По мере расширения кругозора дети начинают черпать информацию из мультфильмов, фильмов и книг, которые читают им взрослые. В это время у детей нередко начинают появляться личные симпатии и антипатии к героям сказок, устойчивые привязанности к другим людям и первые страхи, связанные с событиями,фактами и явлениями окружающего мира.

В этот период весьма важно следить за сюжетом ролевых игр ребенка и обращать внимание на то, какие предметы (например, куклы) он использует, как относится к ним, что с ними делает и т.п. Нередко именно в игре в символической форме может увидеть первые признаки душевного неблагополучия ребенка. Если вы заметили, что в процессе игры ребенок проявляет немотивированную агрессию и жестокость, бросает и бьет игрушки, в сюжет игры постоянно включаются какие-то монстры и чудовища, а сама игра проявляет непонятный и нелогичный характер, то лучше обратиться за консультацией к психологу — он поможет лучше понять возможные причины такого поведения.

Вместе с тем в этом возрасте ребенок готовится к поступлению в школу и родители должны уделять больше внимание развитию таких высших психических функций как внимание, память, мышление и речь. От их полноценного развития зависит успешность или неуспешность обучения в школе. Поэтому если вы заметили, что у вашего ребенка недостаточно развиты эти функции, то имеет смысл обратиться к психологу для проведения дополнительных развивающих занятий, чтобы активизировать его психическое развитие.

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка. От его успешного проживания существенно зависит уверенность маленького человека в собственных силах, умение и желание учиться в школе. В этом возрасте расширяется круг лиц, значимых для ребенка, теперь ими становятся учителя и одноклассники, а у самого ребенка появляется первая общественно значимая роль — он становится учащимся. Именно в этом возрасте происходит приобщение к труду, вырабатывается вкус к работе.

У родителей часто бывает много вопросов, связанных с тем, готов ли их ребенок к школе.Это действительно не такой простой вопрос, как кажется, т.к. здесь необходимо оценивать личностную готовность (наличие познавательных интересов, стремление занять свое место в системе социальных отношений, включиться в учебную и школьную деятельность и т.п.), интеллектуальную готовность (уровень развития восприятия, наглядного и образного мышления, уровень обобщений и умение дифференцировать предметы, явления и т.п.), двигательную готовность (степень развития крупной и мелкой моторики), уровень предпосылок учебной деятельности (умение внимательно слушать и точно выполнять указания учителя, самостоятельно выполнять задания, ориентироваться в условиях задачи) и многое другое.В этом вопросе большую помощь может оказать детский психолог, который хорошо знает нормативы психического развития ребенка и знаком с требованиями школьной учебной программы.

Помимо этого существует немало и других вопросов, в решении которых детский психолог может оказать свою помощь. Это и адаптация к школе, и выстраивание отношений с одноклассниками, и проведение дополнительных развивающих занятий.

Подростковый возраст

Подростковый возраст — это переходный период от детства к взрослой жизни. Основными потребностями и стимулами подростка являются стремление к разнообразному общению со своими сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от родителей, требование уважения своих прав другими людьми и т.п.

В этот период в поведении подростка появляются такие черты, которых совсем недавно еще не было. Например, «реакция отказа», которая выражается в уходе от привычных форм поведения: общения с близкими, выполнения домашних обязанностей, учебы и т.д. Или «реакция протеста», которая проявляется в противопоставлении своего поведения принятому в обществе. Такое поведение внешне может выглядеть как чрезмерная бравада, прогулы в школе, побеги из дома, мелкие кражи и даже нелепые на первый взгляд поступки, совершаемые из чувства протеста.

В физиологическом плане это тоже очень непростой период, связанный с половым созреванием и сопровождающей его «гормональной бурей». Именно в этот период у родителей бывает очень много проблем с их детьми. Возникает непонимание, а нередко и отчуждение во взаимоотношениях. Внезапно появившаяся вспыльчивость ребенка приводит к возникновению конфликтов буквально «на ровном месте». Дети, еще вчера казавшиеся послушными и домашними, вдруг перестают обращать внимание на советы взрослых и все больше времени проводят в кругу своих друзей. У них появляются новые интересы и увлечения, а нередко и вредные привычки. Подростки стремятся опробовать новые формы поведения, экспериментируют с одеждой и своим телом (увлечение бодибилдингом, пирсингом, татуировками). Все это приводит к большому беспокойству родителей за своих детей. И это оправданное беспокойство. Действительно, чрезмерно рискованное поведение, плохая компания, увлечение психоактивными веществами могут нанести существенный вред здоровью ребенка.

Поэтому, если вы чувствуете, что попали в сложную ситуацию, в ваших отношениях исчезло взаимопонимание, вы волнуетесь о будущем своего сына или дочери, то имеет смысл прийти на прием к психологу. С его помощью вы сможете решить возникшие проблемы. Иногда подросток намного охотнее допускает в свой внутренний мир постороннего человека (психолога), а не самых близких ему людей. Этой особенностью подросткового поведения необходимо воспользоваться, чтобы через контакт с психологом постараться восстановить атмосферу взаимопонимания в семье.

Период ранней юности

В период ранней юности на первый план выходят сразу несколько важных проблем. Прежде всего, это выбор дальнейшего жизненного пути, связанный с профессиональным самоопределением, а также первый опыт интимно-личностного общения. В этом же возрасте перед молодым человеком нередко встают сложные мировоззренческие вопросы: кто я на самом деле, зачем я пришел в этот мир, в чем смысл моей жизни? Нередко эти вопросы носят болезненно-навязчивый характер и не дают покоя до тех пор, пока на них не получен хоть какой-нибудь удовлетворительный ответ.

В этот непростой период взросления помощь психолога может быть очень важной, ведь он в состоянии помочь вчерашнему подростку определиться с выбором профессии путем проведения профориентационных занятий. При этом необходимо учитывать три важных компонента: «хочу» (желания и стремления самого человека), «могу» (его психофизиологические возможности) и «надо» (потребности рынка труда в работниках, имеющих ту или иную специальность). Именно учет всех трех компонентов дает искомый результат.

Что касается вопросов интимно-личностного общения, то, как правило, молодой человек не стремится делиться своими переживаниями с окружающими. Опыт показывает, что родители в этом «списке доверенных лиц», к сожалению, занимают едва ли не последнюю строчку. Нередко вчерашний подросток гораздо охотнее готов поделиться своим тяжелым душевным состоянием от неразделенной любви с посторонним человеком, чем со своими родителями.

Что касается вопросов смысла жизни, то они настолько сложны, что за все время существования человечества ни на один из них так и не был получен окончательный ответ, поэтому их нередко называют «вечными». Тем не менее, сама возможность обсудить эти темы с другим человеком, найти какой-то смысл жизни именно для себя, вполне посильная задача. Психолог, имеющий соответствующую подготовку и интересующийся этими проблемами, вполне может оказать молодому человеку определенную помощь в решении этих вопросов.

Период поздней юности

В период поздней юности все перечисленные проблемы начинают переходить в завершающую фазу. Выбор профессии, как правило, уже состоялся. Вчерашние мимолетные знакомства переходят в более прочные отношения. Молодой человек уже примерно представляет зачем и для чего он живет. Тем не менее, формирование личности продолжается, не останавливается и социальное развитие. Возникают новые проблемы, связанные с окончанием обучения в школе и будущим поступлением в ВУЗ.

Одним из наиболее тяжелых испытаний для взрослеющего человека становится прохождение Государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Годы обучения в школе, дополнительные занятия с репетиторами остались позади, впереди экзамены и совершенно новая жизнь. Даже для взрослого человека сдача экзаменов представляет определенную сложность, а тем более для вчерашнего школьника.

В этой ситуациипомощь психолога может состоять в психологической подготовке молодого человека к грядущему испытанию. Как правило, такие занятия включают в себя обучение различным навыкам саморегуляции, которые помогут справиться с волнением в стрессовой ситуации. Подобного рода занятия неизменно вызывают повышенный интерес, т.к. навыки саморегуляции, будучи однажды приобретены, могут быть использованы и в дальнейшем в случае возникновения стрессовых ситуаций.

Поступление в ВУЗ помимо сложностей, связанных с новыми и повышенными требованиями к уровню знаний, подготовки и самоподготовки, имеет и социальный аспект. Молодой человек, проучившийся одиннадцать лет в одном и том же коллективе (с небольшими изменениями при переходе из начальной школы в среднюю, а затем из средней в старшую) оказывается в совершенно новой ситуации. Для некоторых молодых людей эти изменения сами по себе оказываются серьезным стрессом. Очень часто юноши и девушки только демонстрируют свою самостоятельность и независимость. На самом деле они еще слабы и не уверены в своих силах. Помочь им справиться с социальными страхами («я никому не понравлюсь», «все будут смеяться надо мной» и т.п.) также задача психолога. Такие занятия эффективнее проводить в группе людей, имеющих сходные проблемы, но даже индивидуальные консультации могут быть весьма эффективны.

Кризисный возраст

В этом небольшом обзоре, описывая психологические особенности и проблемы каждого возраста и возможное участие психолога в решении этих проблем мы, сознательно не касались вопроса о кризисных периодах развития, т.к. эта проблема сама по себе заслуживает отдельного рассмотрения.

Многие люди, даже не имеющие специального психологического или педагогического образования, слышали такое понятие как «кризисный возраст». Действительно, переход от одной стадии психического развития к другой осуществляется через прохождение кризиса. Известны общепринятые хронологические рамки таких кризисных периодов: один год, три года, семь лет, двенадцать-четырнадцать лет, семнадцать лет.

Причина возникновения кризиса состоит в том, что человек взрослеет, а социальная ситуация развития остается прежней. И вот постепенно такое положение дел становится нетерпимы для человека, он хочет перестройки этих отношений, новых прав и свобод для себя. Как правило, это сопровождается резким изменением поведения, а также попыткой изменить существующие социальные отношения. Нередко окружающие могут наблюдать появление таких форм поведения ребенка, которые еще вчера были ему не свойственны, например, упрямство, негативизм, строптивость, протест, бунт, обесценивание взрослых, деспотизм и т.п.

Результатом проживания кризисного периода жизни является смена ведущей деятельности, а также появление психического новообразования, которое может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от полученного опыта. Более подробно о каждом возрастном кризисе, вы можете узнать из презентации, посвященной этой проблеме.

Надо ли говорить, что помощь психолога ребенку, проживающему кризисный этап своего развития, а также его семье, может быть чрезвычайно важной и полезной. Ведь от того, какой опыт вынесет ребенок из нового этапа своего жизненного пути, во многом будут зависеть особенности его характера и жизненной позиции.

В завершение этого небольшого обзора хотелось бы обратить внимание родителей на то, что психолог работает только с психически здоровыми детьми, имеющими те или иные проблемы в поведении или развитии. Если же у вашего ребенка имеются такие проблемы, как выраженный невроз, серьезные фобии (страхи), депрессия, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутистического спектра и т.п., то вам необходимо обратиться к психотерапевту, который помимо слова (основного «рабочего инструмента» психолога) имеет возможность использовать и лекарственные препараты. Если же у вашего ребенка имеются такие проблемы как аутизм, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.п., то помочь ему сможет только врач-психиатр.

Вместе с тем необходимо отметить, что все эти тяжелые расстройства, как правило, не возникают на «пустом» месте, сами по себе. Нередко они имеют долгую предысторию, которая начинается с незначительных изменений в поведении ребенка. Такого рода изменения корректировать намного легче, чем лечить потом серьезное психическое расстройство. Поэтому, если вы заметили, что поведение вашего ребенка изменилось, стало необычным, в характере появились ранее несвойственные черты, возникли новые необычные увлечения, ребенок вдруг перестал нормально учиться и интересоваться происходящим вокруг него, стал замкнутым или чрезмерно вспыльчивым, то обратитесь за консультацией к психологу. Именно он может стать тем специалистом, который правильно поймет происходящие изменениями и окажет помощь в тот момент, когда время еще не упущено.

Словарь терминов.

Ведущая деятельность – деятельность, имеющая наибольшее значение для развития психики ребенка и занимающая большую часть времени бодрствования на данном этапе развития.

Психическое новообразование – устойчивое качество личности, приобретенное в результате жизненного опыта, полученного в кризисный период развития.

mark-med.ru

Детский психолог. Советы психолога родителям

Чаще всего родители обращаются к детскому психологу в случае изменений в поведении и состоянии ребенка. Они хотят, чтобы ребенок садился ужинать сразу, как только его позовут за стол, чтобы убирал свои игрушки и засыпал, как только ляжет в кровать.

Детский психолог начинает работать с родителями, а не с детьми, ведь часто они сами воспитывают ребенка таким образом, что впоследствии не могут справиться с ним самостоятельно.

Можно выделить основные рекомендации и советы родителям, которые помогут найти общий язык с ребенком и установить с ним доверительные отношения, не прибегая к помощи детского психолога.

Пользуйтесь силой родительского авторитета правильно

Очень важно понимать, что родительский авторитет не безграничен. Родителям необходимо сформулировать для ребенка основные социальные и культурные правила, на которые ему надо ориентироваться, чтобы взаимодействовать с другими людьми. При этом не следует занимать позицию «над ребенком»: внушать ему свои представления о том, что он должен чувствовать, о чем ему нужно думать, какую профессию выбрать. От родителей часто можно услышать фразу: «Я лучше знаю, как тебе нужно», сопровождающейся другой: «Я желаю тебе добра, все это только ради тебя». Эта фраза – весьма распространенный способ манипулирования людьми, попытка заставить их делать то, что вы хотите. Чаще всего такие назидания вызывают у ребенка либо бурный протест и агрессию, либо чувство собственной беспомощности и незначимости, а это прямой путь к заниженной самооценке, зависимости и пассивности во взрослой жизни.

Родителям при всей их любви к детям иногда приходится быть строгими и запрещать делать то, что детям очень хочется (например, долго играть в интересные игры на компьютере, лакомиться множеством сладостей или зажигать в квартире спички). Главное помнить, что есть запреты, которые не следует нарушать, и есть ситуации, в которых необходимо позволять детям проявлять свою самостоятельность. Например, выбирая ребенку одежду, спросите его мнение или позвольте ему самостоятельно выбрать понравившуюся вещь.

Учитесь правильно разговаривать с детьми

Хвалите за поступки

Когда вы хвалите ребенка, будет нелишним, если вы объясните, за что именно. Ребенок будет лучше запоминать, что нужно сделать, чтобы порадовать маму, и будет стремиться делать это как можно чаще. В таких случаях полезно будет отметить его усердие, сказав: «Мне так приятно, когда ты сам моешь за собой тарелку!» или «Я очень рада, что ты сам садишься за уроки». О принципах позитивного воспитания детей, которое помогает развивать у них самостоятельность и находить силы для преодоления жизненных трудностей, нам рассказывала и известная телеведущая Оксана Федорова в пятом выпуске передачи «Мы-родители».

Наказывая, объясняйте

Ребенок имеет право знать, за что его наказывают. Если вы поставите его в угол и повысите на него голос, он будет сам искать причину, по которой с ним так обошлись. Часто дети в таких ситуациях думают, что это они плохие и потому заслуживают наказания. Родители, которые воспитывают ребенка таким образом, занижают его самооценку. Для ребенка родитель – непреклонный авторитет, и если мама или папа говорят, что ты плохой, значит, так оно и есть. В случае если ребенок совершил какой-то проступок, важно сказать ему об этом, желательно используя конструкции типа «Мне очень неприятно, когда дети не моют руки перед едой» или «Я очень сержусь, когда дети бьют других детей».

Определите правила

Дети хотят знать правила, по которым люди живут в обществе, и с удовольствием их выполняют. Например, в игровой деятельности они стараются неукоснительно следовать всем правилам и активно возражают против их нарушений. Поэтому всегда объясняйте правила, которые вы устанавливаете, и сами не забывайте следовать им, ведь дети будут брать с вас пример.

Уважайте мнение ребенка

Ребенку с раннего возраста необходимо давать понять, что родители относятся к его мнению с вниманием и уважением. Воспитание в диалоговой форме способствует личностному развитию ребенка, развитию сознания и самосознания его личности, утверждает психолог Тамара Флоренская.

В седьмом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка» мы расскажем вам о том, как важно демонстрировать свою любовь малышу, быть ответственным и терпеливым родителем.

Будьте честными с детьми

Дети очень чувствительны к обману. Родители часто спрашивают у детского психолога, надо ли говорить своему ребенку, что он самый лучший, самый хороший, самый умный и так далее. С одной стороны, ребенок должен чувствовать, что вы его любите и принимаете, каким бы он ни был, что бы он не сделал. Но с другой стороны, – когда малыш пойдет в детский сад, а потом в школу, он узнает, что есть дети намного умнее его (так может сказать учительница) и обязательно найдутся те, кто сильнее его физически, или те, с кем больше хотят дружить. Можете себе представить разочарование ребенка, который был уверен в своем исключительном превосходстве над остальными. Тогда он приходит к логичному выводу, что родители его обманули.

Безусловно, ребенку следует чувствовать вашу любовь и поддержку, но если он что-то делает не так, нужно в спокойном и дружелюбном тоне честно объяснить это.

Будьте последовательны в своих требованиях

Еще одна распространенная ошибка, которую совершают родители, касается выполнения тех правил, которые они устанавливают. Если, например, родители постоянно напоминают ребенку, что за столом нельзя разговаривать, а сами непринужденно беседуют во время ужина, ребенок поймет, что правила можно легко нарушить. Поэтому детские психологи рекомендуют: если вы устанавливаете правила, соблюдайте их сами потому, что пример, который родители подают своим поведением, является значимым ориентиром для детей.

Так, в четвертом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка», психолог Сабина Кулиева рассказывает, почему необходимо уважать ребенка и его мнение, а также быть последовательными в его воспитании.

Общайтесь с ребенком на равных

Родители часто приходят к детскому психологу с вопросом: «Как сделать из своего ребенка выдающегося человека?». Такая формулировка содержит в себе ошибки, препятствующие этому благородному намерению. Помните, преследуя такую цель, вы можете отнять у малыша возможность стать самостоятельной и полноценной личностью, которая несет ответственность за свои поступки и находит свой путь в жизни согласно внутренним побуждениям.

Посмотрев следующее видео, вы узнаете, как важно быть защитником для ребенка и позволить ему быть личностью.

Помогите ребенку стать личностью

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку стать личностью? Детские психологи дают простые советы, которых можно придерживаться при общении со своими детьми.

  • Вместо того, чтобы планировать жизнь ребенка на двадцать лет вперед, спросите себя: Каким он станет в будущем?»
  • Постепенно давайте ребенку свободу выбора, начиная с незначительных мелочей, вроде того, что он сегодня хочет на ужин – рис или картофельное пюре, какой мультфильм хочет посмотреть: про поросенка или про волка и зайца. Общаясь с ребенком таким образом вы не только учите его принимать самостоятельные решения, но и помогаете ему прислушаться к своим ощущениям, он начинает понимать, что ему нравится больше, а что – меньше. Сначала в еде, потом в игрушках, а затем и в своей жизни.
  • Учитесь слушать своих детей. Как часто бывает, что ребенок говорит родителям, что он обижен или скучает, а они не хотят выяснять причины этой проблемы. Взрослые быстро забывают, что значит быть детьми. С их позиции проблемы малыша – это пустяки, не стоящие внимания. Но для ребенка – это целая трагедия! Поэтому необходимо научиться уважать своего ребенка, это придаст ему в будущем уверенность в себе и своих силах.

Важно относиться к ребенку, как к взрослому человеку, который имеет право на свои собственные чувства, свой взгляд на вещи, свои предпочтения, вкусы и желания, которые не всегда совпадают с представлениями о них у родителей. Тогда вы узнаете, какое это увлекательное занятие – вместе со своим ребенком заново открывать, как устроен мир, и учиться понимать себя и строить свою судьбу.

Анна Тоскина

www.ya-roditel.ru

Детский психолог: зачем он нужен и как его выбрать

Зачем нужен детский психолог и как его выбрать, объясняет специалист по работе с детьми с особенностями в развитии, психолог, создатель благотворительного проекта «3D: Делаем Добрые Дела » Ольга Вавилова.

Зачем вообще нужен детский психолог?

Ребенок по ходу своей жизни может испытывать разные сложности и кризисы, например, кризис трех лет, адаптация в детском саду или в первом классе, подготовка к школе, подростковый период, страхи, эмоции, реакции. Когда родители не знают, что делать с ребенком, как общаться, они идут к специалисту. Психолог помогает увидеть состояние ребенка, наладить контакт между членами семьи и дает возможность ребенку разобраться с проблемой самому через игру или другой инструментарий. Специалист дает рекомендации и помогает гармонизировать ситуацию.

С какими запросами обращаются чаще всего?

Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, в чем причина агрессии, тревоги или иного состояния, поведения. Есть ситуации, когда ребенок убегает из дома или нет взаимодействия между членами семьи. Обращаются с просьбой дать советы по воспитанию ребенка после развода или смерти близких.

Во-первых, нужно прийти к пониманию, что вам необходим психолог. И сформировать запрос. Потом попробуйте найти специалиста: или через сарафанное радио, или по территориальному признаку. Лучше всего первый вариант: спросите о впечатлениях тех, кто уже имел подобный опыт. Если у специалиста есть сайт, обратите внимание на его фото, самопрезентацию, пространство, в котором он работает. Посмотрите, где можно с ним увидеться или пересечься, чтобы увидеть, какую атмосферу он создает вокруг себя. Дети чувствуют, кому могут открыться, а кому нет.

Когда человеку нужна помощь, он интуитивно начинает искать пути решения, создает внутреннюю готовность к изменениям и к принятию помощи. Он даже может сменить несколько врачей, прежде чем найти своего специалиста, ответы на свои вопросы.

Будьте готовы работать над собой. Как бы прекрасен ни был психолог, все зависит от вас. Психолог – только проводник. Он не несет ответственности за выполнение, а лишь создает возможности для успешного решения сложившихся ситуаций, а действовать надо самому человеку, а иногда и всей семье в целом.

Принимайте ребенка таким, какой он есть во всех его проявлениях. Даже когда он злится или проявляет агрессию. Дети могут ударить взрослого, выругаться. Значит, вам и ему для чего-то нужен этот опыт. Психолог поможет найти причину такого поведения, выстроить линию поведения и прийти к положительному результату.

Я работаю с семьей в целом и комплексно: она приходит и занимается в моем рабочем пространстве, получает домашние задания. У нас есть миниэкзамены, проверки. Специфика работы с детьми в том, что положительная динамика зависит еще и от включения остальных членов семьи.

Был случай, когда ко мне обратилась семья, где ребенок в 2,5 года не говорил. Через два месяца активной работы и выполнения заданий все получилось. Проблемы решаемы, если им уделять особое внимание и подкреплять конкретными действиями.

То есть лучше всего на прием к психологу ходить не только ребенку, но  и  родителям?

Да. Я практикую занятия со всей семьей. Так быстрее можно мобилизовать ресурсы семьи и в более короткие сроки добиться положительных изменений.

Но бывает и так, что папа или мама очень заняты. Очень сложно вовлечь в процесс пап, которые иногда не верят в результат работы или загружены рабочим процессом. Часто отцы выступают как спонсоры занятий, но не появляются в кабинете. Ребенок же взаимодействует со всеми.

Частая ситуация: малыш хочет внимания, подходит, а отец в силу занятости отмахивается и не проявляет интерес. Ребенок отворачивается. И впоследствии он может убегать от отца. В таких случаях надо дозреть до обращения: может сначала прийти только мама, потом папа, потом братья и сестры.

Как мотивировать папу на поход к психологу?

Занятость отца – очень частая ситуация. Например, бизнесменам редко удается побыть с семьей в силу работы. Они постоянно в делах. В таком случае мама может рассказывать то, что было на занятиях. Если я вижу, что один из родителей разрушает всю созидательную работу других членов семьи, даю задания на дом: вопросы для обоих, рисунки. И потом уже обратную связь конкретно каждому взрослому.

Мотивировать можно примерами успешных результатов у данной семьи в ходе занятий или личными открытиями. Многие папы, которые приходят ко мне с детьми, открывают в себе новое и выходят на другой уровень в разных сферах жизни – отношениях, бизнесе. Психолог помогает быть успешным, гармонизировать личность, справляться с разнообразными ситуациями и быть ресурсным.

В каждом районе сейчас есть развивающие центры или бесплатные службы психологической помощи. Можно ли им доверять?

Взаимодействие с психологом – не разовое занятие. Нужно быть к этому готовым. Часто к бесплатным занятиям относятся спустя рукава: человек не вкладывается сам и может в любой момент уйти. На этом этапе проявляется уровень профессионализма специалиста: смог ли он увидеть причинно-следственную связь сложившейся ситуации клиента или нет, раскрыть его потенциал.

Можно ли доверять? Сложный вопрос. Как и в любой сфере, есть разные специалисты. Кто-то работает давно и для галочки. Кто-то эмоционально выгорает: в бесплатных службах помощи большой поток людей. Психолог должен развиваться, изучать новое, слышать клиента и его запросы, ежедневно восстанавливать здоровье и психику. Сразу видно, когда у человека не горят глаза: он выдает шаблонные ответы, не может порекомендовать другие центры или специалистов, а держит вас рядом с собой или не проявляет эмпатии, не видит особенностей вашей ситуации. И косвенно стимулирует отказаться от его услуг. Бывают ситуации, когда человеку нужно просто высказаться, тогда да, можно сходить на бесплатную консультацию. Минус таких служб в том, что ты не знаешь к кому попадешь – часто запись идет по звонку. Но я верю, что кто ищет, тот всегда найдет.

Фото

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram  Facebook  VK

organicwoman.ru

Чем может помочь родителям детский психолог? | Дом и семья

А чем же занимаются детские психологи? В каких ситуациях родителям может быть полезна, а в каких просто необходима консультация этого специалиста?

«Может, к психологу?»

Почему вообще у родителей появляется мысль обратиться к детскому психологу?

Нередко это рекомендация воспитателя в детском саду либо школьного учителя ребенка. Кроется за ней обычно непохожесть ребенка на остальных детей. Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный — в общем, так или иначе, выделяется на общем фоне.

«С вашим ребенком что-то не так, сводите его к психологу» — эту фразу, наверное, слышали многие родители.

Первая реакция мамы на подобные заявления — защита. «С моим ребенком все в порядке!». Иногда защита и правда вполне правомерная, ведь бывает, что индивидуальные особенности ребенка — не его проблема, а проблема педагогов, которые не могут найти нужный подход.

Но может быть и другая ситуация. Может оказаться, что воспитатель и правда видит те стороны жизни вашего малыша, которые вы не замечаете. К примеру, открытый и общительный дома, он может испытывать проблемы в общении со сверстниками в садике. Такие ситуации тоже не редкость. Так что всерьез отнеситесь к словам педагогов, расспросите об их видении проблемы.

Если осталась какая-то тревога за своего малыша, визит к психологу поможет разобраться с ситуацией и с эмоциональным состоянием ребенка объективно. Выявить причины возникающих трудностей, если они есть. В конце концов, ведь не считается чем-то зазорным посещать стоматолога для проверки и необходимой профилактики. Почему-то о психологах же иногда сохраняется такое мнение, что визитом к этому специалисту подтверждаешь свою «ненормальность». Это, конечно же, не так: психолог, вообще, по определению, работает только с психически здоровыми людьми.

Другой случай возникновения необходимости обратиться к детскому психологу часто совпадает с так называемыми возрастными кризисами в развитии ребенка (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). Что происходит в эти моменты? Возрастной кризис означает, что в развитии человека происходит резкий скачок, что-то радикально меняется. Мама и папа же не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

Капризы, агрессия, упрямство ребенка — и чувство беспомощности у родителей. Вполне естественная реакция — обратиться к специалисту. И это в самом деле может помочь. Психолог поможет разобраться в сути возникших трудностей, подскажет воспитательные приемы, а при необходимости позанимается с ребенком, чтоб помочь ему преодолеть непростой период.

Что делают детские психологи?

Итак, эти или какие-то другие причины привели вас к мысли об обращении к детскому психологу. В чем же может заключаться его работа?

• Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Их цель — определить объективное состояние человека, выделить его причины, а также оценить уровень развития тех или иных психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.). Если для взрослых часто используются тестовые методики, известные многим, то в арсенале детского психолога обычно это особые методики для детей. Специалист может попросить вашего ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру — на самом же деле с помощью этих процедур соберет необходимые данные.

• Развивающие занятия

С помощью развивающих психологических игр специалист поможет развить у ребенка разные необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление — в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов. Чаще всего, развивающие психологические занятия проводятся сразу с группой детей, и в таком случае ребенок также учится общаться с другими детьми, воспринимать социальные нормы.

• Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться специально организованная психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, на повышение самооценки, на снятие агрессивных тенденций. Детская психотерапия может потребоваться, если ребенок пережил сильный стресс — потерю близких, физическое или психическое насилие и т. п.

Методы, применяемые в детской психотерапии, многообразны. Например, для совсем маленьких детей очень действенным методом оказывается так называемая песочная терапия (специально организованные занятия с песком). Для детей постарше очень эффективна бывает сказкотерапия (занятия с применением специальных психотерапевтических сказок как готовых, так и составляемых в ходе взаимодействия ребенка с психологом). Игра, рисунок, сказка — все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

• Консультирование родителей и семейное консультирование

У психологов есть такая известная аксиома «Проблемы маленьких детей — это проблемы родителей». И это на самом деле так. При внимательном рассмотрении причины всех детских трудностей находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т. д. Потому зачастую получается так, что для решения проблемы ребенка достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка.

Психолог на консультации поможет вам увидеть себя со стороны, объективно оценить свои методы воспитания. Хороший психолог никогда не будет судить или упрекать вас за что бы то ни было. Он просто даст вам в руки новые, более эффективные инструменты воспитания, расскажет больше о возрастных особенностях малыша.

Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком. И с другой стороны, работа психолога с ребенком без параллельного консультирования родителей обычно малоэффективна, ведь после занятий ребенок вновь возвращается в семью.

shkolazhizni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *