Культура виды и типы – , —

Типология культуры — О культуре

  • ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

    Как разобраться во множестве проявлений культуры? Как грамотно оценивать и понимать культурное разнообразие?

Культурный мир многообразен. На сегодняшний день существует множество самых разных культур, и каждая из них уникальна. Например, мы одновременно выступаем носителями национальной, профессиональной, духовной, социальной и прочих культур. Как разобраться во множестве проявлений культуры? Как грамотно оценивать культурное разнообразие и быть готовым к взаимодействию с представителями других культур? В культурологии эта проблема решается с помощью понятий «тип культуры» и «типология культуры».

Понятие «тип культуры» представляет собой форму, для которой свойственны конкретные характеристики, черты, признаки культуры. Типология культуры – это способ выявления и обозначения культурных типов исходя из того или иного основания. Она позволяет нам систематизировать многочисленные проявления культуры, классифицировать культурные практики. Применяя понятие «тип культуры» мы можем лучше разбираться в многообразии культурных форм, давать характеристики разным культурам, а также видеть общее и различное в них. Все это служит более глубокому познанию культуры и упорядочиванию информации о ней.

Ниже представлена кратко типология культуры исходя из основных подходов к делению культуры на различные типы, а также таблица основных типов культуры.

1.Историческая типология культуры 

Кратко типология культуры обязательно включает в себя исторические типы, которые образованы исходя из деления истории на конкретные эпохи. В рамках исторической типологии выделяют первобытную, средневековую, древнюю культуры, культуру нового времени, эпохи возрождения и так далее.

В целом, для исторического типа культуры характерны многие черты, которые свойственные исторической эпохе – античной, средневековой или современной. При этом каждый исторический тип обладает особым культурным своеобразием и характеризуется собственными чертами (см. об этом здесь).

2. Национальная типология культуры

С одной стороны, все мы живем в рамках общей культуры, которая свойственна человечеству. Как правило, в данном случае имеется в виду мировая (или общемировая) культура. Но она объединяет в себе множество разных культур, которые образовались и развиваются в рамках тех или иных наций. В связи с этим, в краткую типологию культуры входят национальные типы (примеры национальных типов культуры: русская, японская, мексиканская, испанская, шведская и пр.).

Символы японской культуры

Типам национальной культуры свойственны признаки, отражающие ментальность, мировоззрение, ценности, идеалы, стереотипы нации (см.здесь своеобразие русской культуры). Между тем, в национальной типологии иногда используется и этнический признак, поскольку этнос нередко является основой для формирования национальной идентичности. В этом случае речь будет идти о национально-этнической типологии культуры.

3. Восточный и западный типы культуры

Типология культуры в кратком изложении также предполагает такой критерий, как глобальный регион или континент. В этом случае выделяются западная, восточная, латиноамериканская, африканская и прочие типы культур. Однако, восточный и западный типы культуры имеют более глубинные, философские основания, которые сложно отнести только к региональной типологии. Данная типология (восточный и западный тип культуры) основана на выявлении и описании 2 противоположных культурных типов. Кратко эта типология культуры может быть раскрыта следующим образом.

Восточный и западный типы культуры принято различать  по способам познания мира, нормам экономического и политического поведения, по ценностным ориентациями, эстетике, ментальности. Для западного типа культуры (страны Западной Европы, Северной Америки и пр.) характерны такие черты, как динамизм, инновационность, научное познание, техническая модернизация, культивирование личности и прав человека, рационализм, активное преобразование среды обитания. Для восточного типа культуры (страны Ближнего Востока, Азии и пр.) характерно образное мышление, интуитивное познание, традиционность, приоритет коллективного над индивидуальным, поиск гармонии со средой обитания, стабильность, естественность развития и пр.

Архитектура восточного типа культуры

Архитектура западного типа культуры

Однако, отметим, что деление культуры на восточный и западный тип культуры за последние десятки лет себя не оправдало, поскольку восточные культуры нередко демонстрируют и динамизм развития, и техническое освоение мира, которые свойственны скорее для западного типа культуры. Иными словами, данная типология является скорее классической, на основании которой можно анализировать — как развиваются культуры регионов мира.

4. Типология культуры на основе культурных форм

В культурологии принято выделять 3 культурные формы – элитарная, массовая и народная культуры. Данные культурные формы, которые являются тремя типами культуры, определены в зависимости от особенностей производства культурного продукта (музыкальное произведение, танец, книга, картина и пр.). Они различаются по следующим основаниям: кем создается произведение культуры, какова аудитория (т.е. для кого создается это произведение), каков уровень мастерства и насколько это произведение доступно для понимания? На основании этого дается характеристика всем трем культурным типам.

Признаками элитарной культуры является то, что ее создают высокопрофессиональные люди – творцы. Она сложна для понимания (например, требуется опыт и специальные познания в области классической музыки или балетного искусства) и поэтому в данном случае аудитория не может быть большой.

Массовая культура

Элитарная культура

Народная культура

Массовую культуру, напротив, отличает наличие большой аудитории и доступность в понимании произведений, потому что эти произведения не требуют больших духовных усилий и творческого вклада. Массовая культура соответствует индустриальному типу общества, которое сложилось к началу XX века. Примеры массовой культуры — киносериалы, популярная музыка, бульварные романы.

Для народной культуры характерно анонимное авторство и сниженный профессионализм, простота и доступность в восприятии (народные песни и танцы, сказки). Однако она, как правило, отражает особенности традиционной культуры, поэтому данный культурный тип направлен на особую, заинтересованную аудиторию.

5. Типология культуры на основе сфер деятельности 

Общество устроено так, что вся наша жизнь структурирована в рамках различных сфер жизнедеятельности: образование, политика, экономика, здравоохранение, искусство, спорт и так далее. Для каждой сферы деятельности характерен свой культурный тип. В связи с этим, в краткой типологии культур присутствуют художественная, экономическая, социальная, педагогическая, политическая и подобные культурные типы.

Экономическая культура 

Признаками этих типов будет выступать определенный набор нормативов поведения, знаний и идеалов, которые характеризуют взаимодействие людей в рамках данной сферы деятельности: экономической или политической, художественной или социальной. Но и сами эти типы культуры могут отличаться между собой в зависимости от истории, традиций, этнического своеобразия. Например, для политической культуры какой-либо страны характерны особые политические модели поведения избирателей, идеалы политиков или политические ценности, поэтому для каждой страны характерен свой тип политической культуры.

6. Духовный и материальный типы культуры 

Классической на сегодняшний день является типология, основанная на разделении всех проявлений культуры на духовное и материальное. Если культурный продукт  (факт, элемент, произведение) имеет идеальную форму и духовное, неосязаемое, мыслительное проявление, то речь в этом случае идет о духовной культуре. Сюда следует отнести, прежде всего, ценности, на которых держится культурное ядро — идеи мыслителей, менталитет нации, мировоззрение и многое другое. Если культурный продукт, напротив, имеет материальное выражение, может быть осязаем и имеет физическую форму, то в этом случае мы имеем дело с предметами материальной культуры. К данному культурному типу относятся музыкальные инструменты, картины, костюмы, скульптура, гастрономия и многое другое.

                                             Духовная культура

                                         Материальная культура

Однако в краткой типологии культуры наличие материального и духовного типов не всегда уместно. Иногда отделить духовное от материального очень сложно (например, в книге или в вокальном мастерстве). Более того, например, духовная культура задает ориентиры для человека и способствует достижению высших ценностей людей (добро, истина, справедливость), но проявляться она может и в материальной форме – в памятнике из камня или в печатном издании из бумаги.

Кратко типология культуры включает в себя все пункты, рассмотренные выше – от первого до шести. Однако, краткую типологию культуры можно дополнить и прочими типами культуры, которые являются менее популярными.

7. Прочие типологии культуры 

Социальные типы культуры. Основным признаком данных типов является деление общества на различные социальные группы. Например, характеристика социальных групп в зависимости от возраста (детская, молодежная культура) или социальных групп по профессиональной принадлежности (культура моряков, военных, медиков). Подобные типы проявляются в особенностях социальной группы: в одежде, идеалах, образцах поведения, искусстве и т.д.

Типы культуры в зависимости от отношения к традиции. В данном случае культурологи выделяют традиционную культуру, основанную на почтении и уважении традиций, сплачивающих коллектив людей и позволяющих сохранять стабильность и осмысленность в развитии сообщества. Ей противостоит инновационная культура (наибольшее распространение получила в ХХ веке), которая менее трепетно относится к традициям и развивается благодаря постоянным инновациям, внедрением в жизнь новых идей.

Типы культуры в известных теориях ученых. Одной из самых известных в науке является типология культурно-исторических типов, сложившаяся к началу XX века благодаря теориям ряда мыслителей (Освальд Шпенглер, Николай Данилевский, Арнольд Тойнби), каждый из которых предложил свою классификацию культурно-исторических типов. Не менее популярна и типология культуры, предложенная Питиримом Сорокиным, который научно обосновал 3 глобальных типа культуры – суперсистемы: чувственный, идеационный и идеалистический. Культуролог Маршалл Маклюэн выделял культуры в зависимости от доминирующего способа кодирования информации: дописьменная, письменная, печатная, электронная. Существует и множество других типологий в работах теоретиков. Например, антропологи выделяют женскую культуру (приоритеты – единство с природой, эмоциональность, забота, гуманизм, качество жизни, духовность) и мужскую культуру (приоритеты – покорение природы, рациональность, власть, независимость, суверенитет, материальность).

Маршалл Маклюэн «Понимание медиа»

Религиозные типы культуры. С одной стороны, существуют различные типы культуры в зависимости от того – какую роль играет религия в государстве. Тогда выделяются светские и религиозные культуры. С другой стороны, существуют культурные типы в зависимости от своеобразия доминирующей религии в том или ином сообществе. Среди наиболее ярких и устоявшихся — христианская (а также православная, католическая, протестантская), исламская, буддийская культура и пр. Каждой из таких культур свойственны свои культурные установки, цели, принципы поведения и взаимоотношения людей, моральные нормы и так далее.

Исламский тип религиозной культуры

Типы культур в зависимости от степени принятия в обществе. В науке выделяют доминирующую культуру (принимается большинством людей конкретного сообщества), субкультуру (принимается отдельной группой людей), контркультуру (принимается отдельной группой людей и при этом противостоит доминирующей культуре).

Типы культур в зависимости от особенностей населенного пункта. Типов населенных пунктов немало, однако, наиболее яркие очертания и известность получили два основных территориальных типа культуры – сельская и городская. Сельская культура сформировалась вокруг уклада сельской, деревенской, традиционной жизни. А для городской культуры характерен другой уклад жизни, который выражается в городском образе жизни, городском досуге и празднике, городской гастрономии и т.д.

Современные типы культур. Современность – это особая эпоха, свидетелями развития которой мы являемся. Для описания современности используются разные культурные типы. Например, если разделить все культуры на традиционную, индустриальную и постиндустриальную, то как раз последняя и показывает характер современной культуры. Постиндустриальная культура нередко называется технотронной культурой или культурой информационного общества, для которой характерна ценность информации, а также постоянное тиражирование, интерпретаций, обработка информационных потоков. Кроме того, для познания современных тенденций наиболее подходящими являются такие типы культуры, как медиакультура (медийная культура), экранная культура, клип-кульутра.

Особенность данных типов состоит в том, что они образовались в последние десятилетия благодаря огромному влиянию средств массовой информации (телевидение, сеть Интернет, радио, печать) на наши ценности, стереотипы, модели поведения и идеалы.

Кратко типология культуры представлена также в таблице.

Таблица «Типология культуры кратко»

 

okulture24.ru

1. Культура: понятие и типы.

2. Культура и социальная структура.

Цель: рассмотреть закономерности развития культурыкак фактора социальных изменений, формы их проявления в человеческой деятельности, их типологию и функции.

Основные понятия. Культура: понятие, социологический анализ, структура, теоретические подходы. Культура и социализация. Культурный конфликт. Виды культуры. Субкультура, контркультура. Особенности казахской культуры в современных условиях

1 Культура: понятие и типы.

Культураэто специфически человеческий способ деятель­ности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развиваю­щаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: Гуманистическая; Познавательная; Адаптационная функция; Социализирующая; Нормативная; трансля­ционная; функция произ­водства новых, цен­ностей и норм; целеполагания; информационная; игровая ;сигнификативная (от англ. sign — знак) функция культуры, представляющая из себя припи­сывание значений и ценностей определенным явлениям, процес­сам, событиям, людям; Коммуникативная; мотивационная; моби­лизующая, релаксационная; функция накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта; воспита­тельную. Интегрированным результатом взаимодействия всех охарактеризованных функций выступает еще одна решающая функция культуры – человекотворческая. Будучи тво­рением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, опре­деляемому ее ценностями, нормами и идеалами.

В самой культуре существует внут­ренне присущая ей упорядоченность, структурированность. Обыч­но социокультурное пространство общества разделяют на два основных типа культуры материальную и духовную. Под матери­альной культурой понимается совокупность материальных, физи­ческих объектов, созданных творчеством человека, таких, напри­мер, как книга, храм, орудие труда, жилой дом, самолет и т.д. Ка­ждый из этих вещественных предметов выполняют определенные полезные функции и одновременно несет в себе своеобразное сим­волическое значение. Все это вместе взятое представляет опреде­ленную ценность для индивида, группы или общества.

В отличие от этого духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством людей: ценностей, норм, идей, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций, симво­лов. В её состав входит художественная культура, религия, мораль, философия, мифология, наука. В последние десятилетия XX века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массо­вых потребителей материальных и духовных ценностей.

Следует уделить особое внимание феномену субкультуры. В отличие от доминирующей культуры, принимае­мой и разделяемой всеми членами общества или хотя бы его большинством, субкультура включает в себя нормы, ценности и стандарты поведения, предпочитаемые людьми и их группами, ко­торые следуют нормам и образцам поведения, не разделяемым в качестве таковых большинством населения страны.

В некоторых условиях и ситуациях субкультура может куль­тивировать ценности и образцы поведения, противоположные до­минирующей культуре. Контркультура — это такая система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в общест­ве образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.

studfiles.net

1. Понятие культуры. Типы культуры

В современной литературе существует более 400 определений понятия «культура».

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, уровень их освоения и умения использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура делится на материальную и духовную.

К материальной относятся способ производства материальных благ и ценностей, в которые вложен человеческий труд; средства производства, предметы труда, обмен и распределение материальных благ.

Духовная культура формируется на основе определенного уровня материальной культуры и включает в себя общественное сознание.

Материальная и духовная культуры находятся в полном органичном единстве, взаимодействуют и влияют друг на друга. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальные формы и, в то же время, материальное производство определяется уровнем научного знания и интеллектуальными возможностями человека.

В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует и степень овладения тем или иным видом деятельности (культура труда, профессиональная и бытовая культура и др.). Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Существует множество различных национальных, этнических культур.

Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной. Для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры — это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы. В ходе этого преобразования могут создаваться разнообразные объекты, даже отдаленно не напоминающие то, что имеется в природе: машины, здания и т.д.

1.1 Массовая культура

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание, воспитание) – в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно, для сферы художественной культуры.

Эти явления включают в себя: особенности производства культурных ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе; рассчитанное на массовое потребление этой культуры. Акцент делается на «усреднённый» уровень развития самих массовых потребителей данной продукции.

Термин «массовая культура» был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 году и американским учёным Д. Макдональдом в 1944 году. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает не только «культуру для всех», но может обозначать и «не вполне культуру».

В основе современной расшифровки данной категории, как правило, подразумевается деятельность средств массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных (кино, телевидения).

Сферы проявления массовой культуры:

— индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и другие организации, технологии коллективного воспитания и т.п.)

— массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ, воспитывающая стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей;

— средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий

— система национальной или государственной идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения

— массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши — не наши»)

— массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские компании).

— система организации и стимулирования массового потребит, спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.)

— индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. п)

— индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и «бульварная» литература, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок — и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу- индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.),

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

studfiles.net

Виды культур

Культура понятие многоплановое, пронизывающее все сферы человеческой жизни. В самой культуре выделяют и типы, и виды культуры.

Определение 1

Под видами культуры понимают особенные совокупности правил, норм и моделей поведения, которые присущи какой-либо группе и которые являются разновидностями общей культуры.

К основным видам культуры традиционно относят:

  1. доминирующую культуру,
  2. сельскую и городскую культуру,
  3. культуру обыденную и специализированную

Охарактеризуем коротко каждую.

Доминирующая культура

Доминирующая культура представляет собой совокупность принятых в обществе культурных норм: социальных, языковых, поведенческих, ценностных, религиозных. Эти нормы приняты обществом в целом. Доминирующая культура превалирует в коммуникации, в учебных заведениях, художественном творчестве, политике и деловых отношениях.

В зависимости от количества населения и сложности организации социума доминирующая культура может быть этнической или национальной.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации данного общества и количества населения страны. В то же время, общество включает группы людей, которые развивают определённые культурные комплексы, характерные только для этих групп, такие группы называют субкультурами.

Сельская и городская культуры

Сельскую культуру еще называют деревенской культурой или культурой крестьянства, или культурой села. Крестьяне являются ее носителями. У этого вида культуры есть следующие особенности:

  • доверительно-личные отношения между всеми членами общества;
  • неформальный контроль за каждым жителем села;
  • главным источником информации являются местные слухи и местная же интерпретация как исторических, так и государственных событий; такая информация доминирует над официальной государственной;
  • из-за того, что крестьяне редко покидают село, то жизненный опыт у них ограниченный, поэтому они плохо понимают динамику городской жизни;
  • сохранение народной культуры;
  • большее внимание экологии;
  • ограниченные культурные запросы.

Замечание 1

Если раньше разрыв между культурным уровнем деревенским и городским был огромным, то теперь с развитием технологий, а в России еще и в связи с тем, что сельская молодежь устремилась в город, границы между этими культурами стали размытыми.

Городскую культуру еще называют индустриальной или урбанизированной, противопоставляют сельской и обнаруживают в больших индустриальных и административных центрах, где нет сельского хозяйства. Культурное пространство организовано иначе. С одной стороны, городской человек имеет больше доступа к социокультурным благам: кинотеатрам, театрам, музеям, паркам, библиотекам, и возможностями общения с незнакомыми людьми. С другой стороны, в городе, при всем большом количестве населения, человек очень одинок, порой, он даже не знает соседей по лестничной площадке. Кроме того, в городской среде люди испытывают постоянное напряжение, что вызывает нервные перегрузки, депрессию. Еще и экология в городе хуже, чем в сельской местности. Горожане часто выезжают на природу, выращивают овощи на даче, отдыхают за границей.

Обыденная и специализированная культура

По специализации знаний принято выделять культуру обыденную и специализированную. Первая – это сниженный, любительский уровень высокой культуры, тогда как вторая – это специализированная, профессиональная.

Человек живет в какой-либо национальной или социальной среде и ежедневно пользуется нормами, обычаями и правилами повседневной жизни, т.е. владеет обыденной культурой. Сам процесс усвоения норм обыденной культуры называется социализацией или инкультурацией. Процесс инкультурации начинается в семье, потом через общение с друзьями и т.д. Полученные знания могут послужить базой для приобщения к специализированной культуре.

В специализированную культуру входит наука, религия, искусство, философия. Она уже имеет специальный профессиональный язык.

Замечание 2

В качестве объектов специализированной культуры можно назвать художественную литературу, классическую музыку, балет, оперу, изобразительное искусство, скульптуру и под.

spravochnick.ru

8.3. Формы и виды культуры

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, “культуры вообще”, как и “общества вообще” в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.

Рассмотрим более подробно молодежную субкультуру. Молодежная субкультура является одной из важнейших характеристик жизни молодежи. Определенные черты молодежной субкультуры носят временной характер, связаны с возрастными особенностями, другие же отражают специфику того или иного поколения.

Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.

Феномен молодежных субкультур связан с попытками разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом противоречий, кризисов в обществе – такова одна из распространенных идей в западной науке о молодежи. Во многих работах фиксируются внешние условия кризисов: неполные семьи, безработица и т.д., однако, в данное время типология кризисов пока не построена.

Многие авторы делают вывод о том, что одной из важнейших характеристик молодежных субкультур является гедонизм – стремление к получению максимально сильных и приятных ощущений. Проявление гедонистических тенденций разнообразны – употребление наркотиков, особенности сексуального поведения, ведущая роль развлечений и т.д. Практически для всех молодежных объединений и у нас, и на Западе характерно неосознанное противопоставление рационалистическому познанию, восприятие мира посредством чувств.

Молодежную культуру отличает:

— то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы;

— во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп;

— в-третьих, предметом особого внимания молодежных групп является стиль.

Молодежная культура может рассматриваться в качестве общего феномена. Вместе с тем, она состоит из очевидно отличающихся культур, дифференцированных в соответствии с полом, классом или этнической принадлежностью. Наиболее важной проблемой социологии молодежных культур является отношение между ними и родительской или господствующей культурой. Хотя для многих молодых людей характерен конформизм (принятие господствующих норм), некоторые молодежные культуры, например культуры бритоголовых или панков, отличаются нонконформизмом. Большая часть этих культур является культурами рабочего класса, часто предполагая определенную трансформацию элементов родительской или господствующей культуры в элементы культуры оппозиционной. Говоря о молодежной субкультуре в нашей стране, необходимо учитывать:

1) наличие существенных национальных и региональных различий, что затрудняет выявление общих закономерностей функционирования молодежной субкультуры;

2) специфику кризисного состояния общества, когда массовое сознание всех социальных групп отличается неустойчивостью, размытостью, нетерпимостью, сопряженной с социальной апатией. И в этом смысле молодежная субкультура есть зеркало “взрослого мира вещей и отношений”.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).

Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:

1. Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2. Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека.

3. Информационная, или функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен, поколений данного общества.

4. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания членов общества.

5. Ценностно-ориентационная функция культуры выражается в том, что культура задает определенную систему жизненных ценностей, единую для всех в данном обществе, в которой живет и на которые ориентируется человек.

6. Нормативно-регулирующая функция культуры проявляется в том, что она становится способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя ее поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

studfiles.net

Основные типы культур

Культура и человек


Прежде чем перейти к классификации культуры, к ее типологии следует разобраться в самом понятии культура. Так что же это такое?
Под понятием культура принято понимать какие-либо достижения человечества в целом или конкретного индивида. Достижения могут быть
в различных сферах общественной жизни, в разные временные рамки,
а также согласно территориальному делению.
Существует несколько типов деления культуры. Начать следует с более явной исторической классификации.

Исторический тип культуры


Исторические типы культур ограниченны определенными временными рамками, например, каждой эпохе соответствует свой исторически тип. Всего таких типов шесть.
1. Первобытная культура. Основным критерием первобытной культуры является обязательное наличие обрядов, ритуалов, мифология выступает как нечто очень важное. Характерна культурная неразвитость. Люди первобытной культуры не умеют писать, отсюда идет отсутствие возможности передавать знания из поколения в поколение по средствам рукописей. Первобытной культуре характерен синкретизм, то есть некая неразделенность, а как следствие и дальнейшая неразвитость отдельных культурных сфер. Надо сказать, что, несмотря на общее развитие населения, в некоторых отдаленных уголках нашей планеты до сих пор есть люди, живущие в этом типе культуры.
2. Второй тип исторической культуры – это культура античная. Начало свое античная культура берет в первом тысячелетии до нашей эры
с появлением городов-государств (полисов), характерных для Древней Греции. Античная культура схожа с первобытной наличием мифологии, причем ей также уделяется большое значение. Однако в античный период уже появляется письменность, поэтому развитие культуры все же идет вперед. На основе мифов развивается философия и литература. Это основные направления развития культуры на данном этапе. Далее свое место занимает культура Древнего Рима – это как бы продолжение Греческой культуры. Характерно начальное развитие политики и права.
3. Средневековый тип культуры датируется с пятого по пятнадцатый век. В это время церковь оказывает сильное влияние на людей. В каждом предмете ищется какой-то символ – развивается символизм.
4. Исторический тип культуры возрождение. Пятнадцатый век – век расцвета. Основная мысль эпохи – возрождение античной культуры. Главные культурные достижения относятся к искусству. В это время творили такие известные художники как Рафаэль, Микеланджело, Боттичелли и другие. Основной задачей перед собой они ставили возрождение гармонии между душой и телом. Важное место занимает гуманизм и равенство всех людей. Христианство сталкивается с появлением протестантства.
5. С семнадцатого до начала двадцатого века период нового времени. Развивается торговля и промышленность. Основа всего – капитализм. Культуры взаимодействуют между собой. Для искусства характерны стили барокко, импрессионизм, модерн, рококо и романтизм.
6. Двадцатый и двадцать первый века встречают нас научно-технической революцией. Бизнес развивается очень быстро, в каждом живет предприниматель. Население переходит к информационному типу общества. Характерна массовая культура.
Каждый период времени имеет свои достижения, свои открытия. Человечество развивается и, безусловно, идет вперед. Но есть еще одна классификация культуры. Далее немного подробнее.

Материальная и духовная культуры


Каждая из двух культур направлена на удовлетворение каких-то желаний и потребностей человека. Например, духовная культура – это творческая деятельность, а также духовное восприятие, духовные ценности. А вот материальная культура – это материальный мир, различные предметы и их восприятие.

Элитарная, народная и массовая культуры


Каждый тип культуры рассчитан на определенный круг людей. Так элитарная культура предназначена для определенных слоев населения, она не для всех, например, для литературоведов, киноведов, писателей и так далее. Аудитория должна быть подготовлена. Народная культура основывается на жизни людей, на их быту. Создается она анонимно. Обычно люди думают, что это сделал народ. Примером народной культуры являются русские народные сказки. Очень распространена в наше время массовая культура.
В народ она выходит с помощью средств массовой информации. Примером является реклама.
Это основные принципы деления культуры, но есть также разделение на типы по каким-то конкретным, но менее характерным на первый взгляд критериям. Такими примерами будут: национальная и мировая культуры, восточная и западная, сельская и городская.
Культура очень важна в жизни общества. Она несет в себе информативную, воспитательную, познавательную и даже коммуникативную функции. Она служит на благо общества, она помогает людям быть более развитыми в духовном и творческом направлениях. А также она развивает чувство прекрасного в человеке.

www.istmira.com

Тема 4. Типы культуры и их особенности

4.1. Специфика классификации типов культуры

Известно, что любое явление — предмет, процесс и т. д. — многокачественно. Мир культуры — это мир бесконечного разнообразия вещей, предметов, ритуалов, смыслов, знаков, значений, символов и т. п. Но это разнообразие существует в рамках некоего единства мира культуры, и само это единство культуры обладает неким многообразием, существует через многообразие, благодаря многообразию, в рамках которого любое явление обладает некоторым своеобразием. Эта способность вещей отличаться от всех других явлений и образует качество. Нас интересует не всё качество, а типичное, повторяющееся, устойчивое, общее в качестве, которое образует тип. Поскольку каждая вещь, явление — многокачественны, то они являются носителями многих типов.

Что типично для группы студентов? То, что они все обладают такой типичной характеристикой, как быть молодыми. Но эта характеристика дополняется ещё одной — это не просто молодые люди, а учащиеся молодые люди и т. д. Многообразие типов характеризует и мир культуры. В зависимости от требований практики, от интересов исследователей, от традиций культурологической школы — то одно, то другое типичное образование в культуре попадает в поле внимания исследователя и становится предметом его изучения. Вырвав это типичное свойство из единого поля культуры, он начинает его противопоставлять другим и т. д. А так как само количество этих типичных свойств бесконечно, потребности практики меняются, то подчас одна школа противостоит другой, обвиняя последнюю в непонимании, забвении, «упущении» без достаточных оснований. Мы не стремимся в данном учебном материале перечислить все и всяческие встречающиеся в культуре типичные её формы существования — но обратим внимание на наиболее часто встречающиеся типологии и их классификации.

4.2. Материал как основание классификации культур

Пожалуй, первой достаточно чётко зафиксированной типологией является попытка мыслителей взять в качестве основания для выделения типа культуры материал, субстрат, субстанцию, из которого она создаётся. Таковую попытку мы встречаем ещё у Гесиода (VII в. до н. э.), а затем у Лукреция Кара в его философской поэме «О природе вещей». В частности, эти мыслители выделили «века» культуры — золотой, серебряный, каменный, бронзовый, железный и т. д. И действительно, в истории культуры мы встречаем периоды, во время которых наиболее распространённым материалом культуры выступает камень. Со временем его сменяет бронза, ей на смену идёт железо и т. д. Такой подход сохраняется и в современной истории, археологии, там часто говорят о «культуре каменного века», о «культуре бронзы» и т. д.

Считается, что первым материалом, который осваивает человек, или прачеловек — предшественник человека, был камень. Наиболее древние орудия труда, изготовленные нашими предками, насчитывают 2,5-2,7 млн. лет. Со временем искусство обработки камня совершенствуется — от примитивной гальки, обработанной двумя-тремя ударами другим камнем, человек переходит к созданию каменных топоров, наконечников копий, обсидиановых ножей, серпов, пил и других сложносоставленных орудий, требующих весьма изощрённой технологии производства.

На смену культуре камня приходит культура обработки металлов, в частности, бронзы. Эта культура приходит примерно за 6500 лет до н. э. [4.1], а примерно через 2000 лет человек начинает применять не ковку, а литьё для производства предметов культуры. Начинается «век бронзы», когда именно этот сплав начинает вытеснять постепенно каменные изделия, господствовать в производстве культурных изделий. Производство бронзы потребовало накопления иных знаний; старые знания, навыки, технологии, изобретённые человеком в период «культуры камня», уже мало что могли значить при организации литья и обработки бронзового сырья новыми методами — плющением, вытяжкой, формовкой и т. д.

Посмотрим, как соотносятся между собой старая (культура камня) и новая (культура бронзы) культуры. Если мы внимательно присмотримся, то установим, что культура бронзы не уничтожает культуру камня, но вытесняет её, ограничивает, предлагает ей иные сферы существования, например, искусство, строительство жилья, дорог и т. д., сохраняет её в инфраструктуре. В то же время, культура камня входит в качестве дополняющего компонента в культуру бронзы. Так, организация литья невозможна без знания свойств камня, умения обработать его и т. п.

Таким образом, новая культура вбирает в себя часть старой, частично вытесняет её, а частично даже стимулирует её дальнейшее развитие. Поэтому если верно утверждение о том, что «рукописи не горят», то ещё с большей долей уверенности мы можем сказать — «культура не исчезает, не умирает; но живет и преобразуется, обновляется и сохраняется».

Век бронзовой культуры также не вечен. Ему на смену идёт век железа.

В Малой Азии на рубеже III-II тысячелетий до н. э. происходит освоение железа. На протяжении 500 лет его производство хранится в тайне. Начиная с 1200х гг. до н. э. начинается его освоение и переход к массовому производству изделий из железа, постепенно вытеснивших бронзовые орудия.

И на этом этапе мы можем отметить ту же закономерность — новая культура не вытесняет старую полностью — цветные (бронза) и драгоценные металлы (золото, серебро) начали служить материалом для изготовления украшений и декоративных сосудов, а железо стало обиходным материалом для производства орудий труда и оружия. Таким образом, появление новой культуры железа сохраняет, подчиняет себе старые культуры — камня и бронзы. Железо господствует вплоть до ХХ века. Но, если сегодня мы зададимся вопросом о том, какой материал определяет лицо нашей культуры, не многие свяжут её с культурой железа, будут названы: пластмассы, композиты, «особо чистые металлы» и другие материалы. И это действительно так. Мы переживаем революцию в материале культуры, аналогичную той, которую уже пережило человечество в прошлом. Железо уже не определяет богатство, силу, красоту современной культуры. Но какой материал будет определять её облик, сказать трудно. Мы читаем в газетах о том, что в Англии приступили к производству хирургического инструмента — скальпелей — из …стекла! В Японии стали изготавливать некоторые детали моторов для машин из керамики. Но всё это — открытия прежних культур. Правда, технологии новые. Из камня теперь изготавливают тончайшие нити, которые можно изгибать, из них приготовляют ткань. А из ткани — что можно сделать из ткани, которая не мнётся, не гниёт, не намокает, не выцветает? Да очень много изделий, вплоть до костюма, платья. И тогда мы в будущем получим вновь старую культуру — культуру камня, но на новой технологической основе. А как влияет материал нашей культуры на наше сознание?

Для Гесиода, Лукреция Кара эта связь была очевидной и прямой: век камня — век грубых людей, век бронзы приносит утончённость в нравах, грамотность и искусство, а век железа несёт войны и измены. То есть материал культуры определяет духовную культуру. Но так ли очевидна эта связь? Значит ли это, что пользуясь у себя на кухне железным ножом, мы непременно будем угрожать им своему соседу? А если у нас преобладают изделия из дерева, то добрее нас в мире не найти? Наверное, так однозначно мы ответить не сможем. Несомненно одно, что необходимость применения определенного материала, его обработки требует от человека накопления знаний, умений, навыков, и эта связь — прямая и непосредственная.

Но изменения в материале культуры — камне или железе — не определяют прямо и непосредственно доброту, честность, справедливость, законопослушание и другие общественные свойства человеческого сознания, вернее сказать, общественного сознания — мораль, эстетику, право, политику. На этом примере мы видим отчётливое различие в «сознании» человека и в его «общественном сознании», чего часто не различает наша философия.

4.3. Культура как отношение человека к природе и её типы

Следующее основание, по которому мы выделим тип культуры, связано с отношением человека к природе. И здесь мы начнем с древнейшего, исторически исходного, пункта и проследим его эволюцию, видоизменение вплоть до современности.

Наиболее древним отношением человека к природе было отношение присвоения. В данном случае мы говорим о материальном, объективно существующем отношении. Нас пока не интересуют другие виды отношения человека к природе — духовные, например, любопытство, восхищение, созерцание и др. Человек изначально относился к окружающему его миру, как к своей собственности, которую он присваивал в соответствии со своими потребностями, интересами, навыками, умениями, ибо он сам был частью этого мира. В рамках культуры присвоения выделяются три вида деятельности — охота, рыболовство, собирательство. Рассмотрим особенности этой культуры. Охотник, чтобы прокормить себя, должен иметь прежде всего территорию. Например, если он имеет свой участок площадью 100 кв. км, то есть 10 км на 10 км, то, собирая, присваивая, пользуясь, потребляя, распоряжаясь, — организуя свою деятельность, он сможет существовать изо дня в день в течение своей жизни. Но если он захочет привести в свой чум, или вигвам, или иглу, или шалаш и т. д. жену, то он вынужден будет увеличить свой участок в два раза, а появление детей заставит его ещё больше увеличить свою территорию. Или он вынужден будет искать более богатый участок, или воевать с соседом из-за границ охотничьих угодий. Таким образом, сама культура присвоения способствует тому, чтобы человек очень быстро, разумеется, в историческом времени, стал осваивать всё новые и новые территории, развиваясь экстенсивно, вширь. И человек, появившись в одном месте, или на ограниченной территории, быстро распространяется по Земле, осваивая всё новые и новые районы — переплывая реки, а затем и моря, проходя через дремучие леса, горные проходы, пустыни. Но, рано или поздно, эта культура исчерпает свои источники роста — более-менее богатые территории будут освоены, более-менее «привлекательная» экологическая масса в виде лесного зверья или рыбных богатств, полезных растений войдет в поле его интересов. А потом — неизбежный кризис, который заставляет человека перейти на более высокую культуру — производства. Культура присвоения возникла вместе с культурой камня, по крайней мере, говорить о появлении человека без производства орудий труда из камня — бессмысленно, но вот просуществовала она меньше. Где-то в 11-10 тысячелетиях до н. э. человек начинает переходить к производству.

В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности — земледелие и скотоводство. Эти виды культуры производства ещё называют сельскохозяйственным или аграрным. Здесь основным объектом приложения сил выступает производство продуктов питания с использованием земли и скота. Эти культуры называют ещё и традиционными — поскольку формой передачи культуры от поколения к поколению выступает традиция, при которой сын наследует собственность отца — его землю, стадо, орудия труда, сам род занятий. Сын идёт по стопам отца, дочь — по стопам матери. Поскольку орудия труда меняются очень медленно (мы до сих пор пользуемся лопатой — изобретением древних земледельцев), то и нормы отношений между людьми приобретали достаточно устойчивую форму ритуала, обряда, традиции. Современная культура — нетрадиционная. Чтобы ею овладеть, мы всё чаще пользуемся системой обучения и воспитания, семейное воспитание — когда родители культивируют у своих детей необходимые им навыки — потеснилось, дав простор для действия иных институтов — дошкольных и школьных учреждений и вузов. Каждый здесь выбирает род занятий по своим склонностям и пожеланиям.

Аграрное производство, или культура аграрного производства, в качестве господствующей просуществовала вплоть до ХVIII века, когда происходит промышленная революция. Утверждается индустриальная культура, или культура индустриального общества. В рамках этой культуры производство промышленных изделий, то есть машинное производство, механические технологии начинают играть определяющую роль. От их успеха зависит успех аграрной культуры: промышленность поставляет аграрному сектору удобрения, электроэнергию, механизмы для обработки земли, транспорт и т. д. Как взаимодействуют между собой эти различные по своим типам культуры?

Приход культуры аграрного производства не уничтожает культуру присвоения. Культура присвоения продолжает существовать, выполняя какие-то дополнительные функции во вторичных областях, всё в большей степени завися от успехов аграрной культуры. Но и промышленная революция не уничтожает аграрное производство, оно сохраняется, и, более того, его роль и значение усиливаются — оно само превращается в вид индустриальной культуры — насыщаясь новой техникой, современными технологиями, повышая свою энерговооруженность. Но и индустриальная культура быстро исчерпывает свои возможности. К концу ХХ века мир заговорил о «постиндустриальной культуре», о «технотронном обществе», об «информационной цивилизации», о приближении «третьей волны» и т. д. Мы стоим на пороге новой культуры. Какой она будет? Ответить на этот вопрос и стремится такая наука, как футурология — наука о будущем. Но, изучив определённые закономерности в развитии культуры, мы можем сказать, что появление новой культуры, нового её типа, означает не полное отрицание старой, но её преобразование, сохранение всего положительного, что она может передать новым культурным формам.

Как мы видим, более простая культура, исторически более древняя, входит в новую культуру в виде её компонентов, иногда остаётся в форме части общества, меняя свою роль, функции, усложняя новую культуру. Новая культура надстраивается над старой, возвышается над ней, образуя более высокую культуру. Старая культура, предшествующая новой, представляет, по сравнению с новой, более простую, исторически предшествующую стадию, а значит, более низкую культуру. Конечно, мы далеки от того, чтобы считать всё новое — более возвышенным, а старое — более низким. Но относительно некоторых компонентов старой и новой культур это утверждение подходит. Исторически более прогрессивные типы культур представляют и более высокие их формы, именно они определяют и прогрессивный облик новых культур.

При разрушении культур, а это происходит в истории часто: при войнах, социальных волнениях, экономических кризисах, как правило, первыми отмирают исторически более развитые, новые, высокие культуры. Тогда обнаруживается, что в их составе всегда присутствуют остатки старых типов культур, которые и выходят на первый план, приобретают первенство. В условиях регресса общества происходит и регресс культуры, так что на первом плане, в качестве ведущих, утверждаются исторически примитивные культуры. Происходит не возвышение культуры, а её «снижение». Более низкие культуры — это «новые» культуры как «хорошо забытые старые».

4.4. Цивилизация как тип культуры

В последнее время «цивилизационный подход» к изучению культуры всё чаще встречается в научных исследованиях и публикациях. В то же время, достаточно однозначного понимания цивилизационных процессов в науке нет. Поэтому мы будем исходить здесь из традиционного понимания цивилизации, сложившегося в науке ещё предшествующего периода.

Если мы посмотрим на современную нам культуру, то обнаружим привычную для нас картину. Мы работаем, если нам скучно, ходим в театр — познакомиться с игрой актеров — или на концерт — послушать музыку пианистов или скрипачей. Многие предпочитают посещать стадион, где они с наслаждением наблюдают за игрой известных футболистов. Выходит, что сами мы, как правило, занимаемся одним каким-то видом деятельности, а с продукцией других знакомимся, лишь обменяв свой продукт на результат труда других людей — занятых каждый в своей области. Наша культура строится на разделении труда между различными группами людей и обмене продуктами, результатами их деятельности. И это представляется нам естественным — у нас есть кино, театр, художники, скульпторы, дворники, политики и т. д.

Когда европейцы столкнулись с представителями других народов, оказалось, что у них нет привычной для Европы культуры: ни писателей, ни художников, ни музыкантов и т. д., что культура их — в представлении европейцев — не «культура». Родился миф о «некультурных народах», «дикарях», которые противостоят «культурным», цивилизованным народам. Между дикостью и цивилизацией помещались народы, у которых можно было проследить зачатки складывавшейся системы разделения труда — «культуры варваров».

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — термин, введённый в 1768 г. А. Фергюсоном, который обозначил так в предложенной им периодизации истории человечества последнюю ступень исторического развития, идущую на смену дикости и варварству, что связано с введением земледелия и установлением частной собственности, закреплённой законом. Это членение (дикость, варварство, цивилизация) было использовано Льюисом Генри Морганом (1818-1881). Он связывал появление цивилизации с изобретением алфавитного письма.

В марксистской литературе термин «цивилизация» употребляется в трёх смыслах:

Ступень, достигнутая обществом при смене доклассового общества — классовым, признаками которого служат государство и эксплуатация.

Уровень культурного развития, достигнутый классовым обществом, как оппозиция сравнительно низкой культуре доклассового общества.

Формационный тип или более частная пространственно-временная разновидность культуры классового или приходящего ему на смену бесклассового общества, например, античная, христианская, европейская и т. п.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) понимал под цивилизацией материально-техническую базу духовной культуры, причём необязательно классового общества. Это, например, неолитическая цивилизация. [4.2]

Известный российский философ К. М. Кантор отмечает, что «Сейчас ищут новые идеи для «новой цивилизации», парадигму «новой цивилизации». А речь должна идти не о новой цивилизации, а о новой истории, новом витке истории, порывающем с цивилизацией, о продолжении истории как движения к ассоциации, где свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. А идеи этого нового витка истории существуют уже более сотни лет [4.3]. Таким образом, мы можем выделить два типа культур — культура ассоциации и культура цивилизации. Критерием для выделения этих культур служит закон общественного разделения труда, условия для которого создаются или отсутствуют в обществе.

Человеческая культура начинает возникать как культура ассоциации, то есть общества, где не действует закон общественного разделения труда, где человек вынужден заниматься всеми и всяческими видами деятельности. Здесь сознание ещё непосредственно вплетено в процесс материальной жизни и духовность не представляет из себя обособленной области жизнедеятельности. Этот примитивный, первобытный синкретизм (сложность) культуры — характерная черта общества, которое было названо «диким». Здесь действует разделение труда, но определяемое природными факторами: возрастом, полом, географическими особенностями территории. Культура примитивной ассоциации, или «дикости» возникает вместе с культурой камня, культурой присвоения, но вот в дальнейшем пути этих культур расходятся. Уже в каменном веке, в условиях неолитической революции происходит переход к культуре производства, что приводит к социальному расслоению. Именно здесь происходит выделение духовной культуры из материального производства и превращение её в относительно самостоятельную сферу общества со своими видами духовной деятельности: управления, организации производства, миротворчества, создания искусства и т. д. Происходит закрепление групп людей за определенными видами деятельности, то есть утверждение профессионализма. Это — век «культурных героев», «великих людей»: великих воинов, великих жрецов, колдунов, шаманов, знахарей, сказителей. Это — культура варваров. Именно для варварской культуры характерно обособление духовной деятельности в качестве профессии, но отсутствует ещё сращенность этой профессии с собственностью.

Закреплённость человека за определенным видом деятельности, иногда пожизненная, а со временем и потомственная, приводит к накоплению знаний, умений, навыков, их сохранению и более полной передаче по наследству. Это период, когда создаются первые мифологические системы — Ригведа, Авеста, Калевала и др., родоплеменные религии и культы, своей вершины достигает искусство обработки камня, вплоть до выделки шлифованных изделий, открывается керамика, происходит доместикация, одомашнивание скота.

Но, пожалуй, самым значительным изобретением варварской культуры является кастовый слой: есть касты воинов, жрецов, земледельцев и слуг — как просто разрешена проблема накопления знаний, опыта, их сохранения, их освоения: отец-воин передаёт сыну свои знания, умения вместе с оружием, ремесленник — своё ремесло, брадобрей — своё искусство и т. д. Никаких споров, сомнений — всё определено раз и навсегда. Нарушение закона варны карается кармическим воздаянием — угрозой потери статуса в будущем перерождении.

Но то, что в начале казалось гениальным, со временем превращается в тормоз развития культуры: а как быть с одарённостью? Личной склонностью, с мечтами, ожиданиями человека? Ведь каста игнорирует индивидуальность, а значит, и частную собственность.

Закреплённость за видами деятельности создаёт условия для индивидуального, частного накопления богатства, его концентрации в руках собственников, и, с другой стороны, лишения собственности со стороны общинников. Наступает следующий, третий этап в разделении общественного труда: труд определяется собственностью или её отсутствием. Появляются классы — группы лиц с противоположным отношением к собственности, классовая эксплуатация, а значит, и борьба. Это — культура цивилизации. Классовая борьба вызывает появление государства, строительство городов, где аккумулируется прибавочный продукт, развитие законодательства и письменности, как необходимого средства для налаживания учёта и контроля в государственном аппарате. Но раз есть письменность, значит, должны быть и грамотные люди, а это даёт толчок для развития образования, наук, философии. Изменяется и структура финансирования: в ассоциации непосредственный производитель материальных благ производит и духовные продукты. В варварском обществе производители добровольно обменивают свою материальную продукцию на продукты духовного труда или услуги. Но сохраняется в «снятом», преобразованном виде и та схема развития культуры, которая создана была в примитивной ассоциации — самофинансирование.

Цивилизация создаёт свою схему: прибавочный продукт насильственно отторгается от производителя (эксплуатация) и часть его передаётся собственником создателям духовной продукции. Этим собственником может быть или частное лицо — «спонсор», «покровитель», «меценат», или государство. Известны грандиозные проекты, создаваемые государством: египетские пирамиды (рис. 4.1 и 4.2), шумерские зиккураты (рис. 4.3), Великая китайская стена и т. д. Что даёт цивилизация для развития духовной культуры? Постоянное, более-менее, финансирование. Государственную поддержку и покровительство, чёткие условия, каноны, правила, определяющие выполнение заказа. Это даёт ощутимый толчок для развития духовной культуры: искусства, науки, строительства, военного дела, философии. Но это же обстоятельство порождает и проблемы: зависимость художника, философа и т. д. от политики, от государства с его регламентацией, насильственным регулированием духовных процессов, формализмом и бюрократизмом. Поэтому не случайно в ХIХ веке, когда отрицательное влияние на культуру со стороны цивилизации стало очевидным, был сделан вывод о неизбежности гибели культуры в цивилизации. Но так ли это? Ведь цивилизация не является извечным устройством общества, она — историческое явление, а значит — и преходящее явление. В жизни общества действуют законы диалектики, которые утверждают, что то или иное явление, развиваясь, превращается в свою противоположность, отрицая себя. Так, культура примитивной ассоциации, развиваясь, превращается в культуру цивилизации — свою противоположность. Но это — лишь один виток спирали. За ним следует новое отрицание или отрицание отрицания. Цивилизация в своём развитии неизбежно подводит к своей противоположности, к отрицанию себя. И это будет культура ассоциации. Культура цивилизации возникает вместе с культурой бронзы и продолжается вплоть до ХХ века. Именно ХХ век порождает сомнения в её праве на дальнейшее существование и поиск новых форм организации общественной науки и культуры, исключающей эксплуатацию человека. Одной из попыток создания условий для культуры ассоциации и была Октябрьская революция 1917 г. в России. И хотя впоследствии общество осознало необходимость исчерпать «цивилизационные» методы развития культуры, поиск новых форм культуры ассоциации отнюдь не завершён. Рассмотрим диалектику взаимодействия типов культуры, выделенной на основе общественного разделения труда. Исчезает ли старый тип культуры при появлении новой? И здесь мы должны отметить, что тип культуры ассоциации сохраняется, хотя роль, значение, её функции, место в обществе — изменяются. И в варварском обществе, и в цивилизации сохраняются элементы культуры ассоциации, в частности, они находят своё проявление в народной городской культуре, культуре низов, отдельных социальных групп, например, в современных условиях — молодежных группировок и т. д. Но и варварский тип культуры сохраняется в цивилизации: в частности, сохраняется добровольный обмен между производителями материальных благ на духовные продукты, ценности, услуги. Иногда этот обмен приобретает товарно-денежный характер, а иногда — натуральный.

В современном российском обществе уменьшается доля государственного регулирования и финансирования сферы духовного производства, что свидетельствует об изменении типа культуры. Но возрастает роль синкретичных форм культуры, характерных для ассоциации, а также добровольного обмена, совершаемого работниками материального и духовного производств.

Таким образом, и здесь культура «вбирает в себя», сохраняет, использует старые, предыдущие типы культуры, а не оставляет их полностью в прошлом, не отбрасывает за ненужностью. Они сохраняются постольку, поскольку обеспечивают человеку преимущества в общественной жизни.

4.5. Формационный тип культуры

Мы обнаружили, что в зависимости от распределения в обществе продукта находится и разделение культуры между большими группами людей, а значит, их специализация в определённых областях культуры, сферах культурной деятельности.

Но от чего зависит распределение продукта в обществе? На этот вопрос позволяет ответить учение о формации.

В развитии любого предмета, вещи мы можем обнаружить противоречие между содержанием и формой их развития. Это полностью применимо и к анализу общества, а значит, и его культуры. В обществе мы выделяем содержание — материальные производительные силы и материальные формы — объективно складывающиеся по поводу производительных сил производственные, экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности. Обычно выделяют пять типов отношений собственности, господствующих в обществе, оказывающих своё определяющее воздействие на другие отношения, подчиняющих их себе: первобытные, рабовладельческие, феодальные, буржуазные, коммунистические. Соответственно, выделяют и пять типов культур. Формационный тип культуры позволяет дать наиболее глубокую характеристику форме её развития, выяснить вопрос о цели её существования и функционирования, выявить смысл, определить её значение в историческом процессе развития содержания культуры.

Предыдущие типы культуры подчёркивали непрерывность в развитии культуры, её единство, преемственность, которые носят сложный, диалектический характер. Формационный тип обращает внимание на специфическую форму её функционирования и развития, на прерывность, особенность, уникальность, непохожесть каждой из форм. Правда, и эта уникальность исторична: в недрах каждого общества мы подчас встречаем остатки прежних формационных типов культуры или начало новой. Лишь постепенно, в тенденции, формационный тип культуры подчиняет своему влиянию все другие типы, вытесняет их рано или поздно. Но этот процесс происходит до известных пределов, до тех пор, пока сама формация не исчерпала своих возможностей для развития производительных сил. Пройдя точку соответствия производительных сил и производственных отношений, формация проходит вершину своего развития, и, в конечном счёте, сменятся другой. Начинается и кризис в формационной культуре. В недрах её начинается поиск иных, перспективных, форм и отрицание прежних, изживших себя. Таким образом, в развитии формационной культуры мы встречаемся с цикличностью, повторяемостью: культура возникает, развивается, достигает вершины своего развития и отмирает. В то же время, в недрах её возникают новые элементы культуры, которые повторяют отмеченную цикличность развития.

Но такую же закономерность мы можем отметить и в развитии культур отдельных явлений общества, например, искусства, философии, моды. Это позволяет нам сделать вывод о том, что для культуры характерно единство изменчивости и устойчивости, повторяемости и неповторимости, прерывности и непрерывности. Эти разные стороны существования культуры находятся в соответствии друг с другом, характеризуя противоречивый характер её сущности.

4.6. Типы духовной культуры

Так же, как и материальные типы культуры, многообразны типы духовной культуры.

Если мы посмотрим на структуру духовной жизни общества или сознания отдельного человека, то наряду с различиями, мы можем обнаружить два уровня:

первый складывается из социально-психических компонентов — эмоций, чувств, переживаний, настроений, образующих чувственную сторону культуры;

второй уровень складывается из различного рода идей, идеалов, представлений, суждений, образующих рациональную сторону культуры.

В своё время известный философ Фридрих Ницше выделил «дионисийское» и «аполлоновское» начала в культуре. С известной долей упрощения мы можем их отождествить с чувствами и рациональными компонентами культуры. В любой культуре эти два компонента находятся в единстве: следя за игрой артиста, мы не только сопереживаем ему, но и раздумываем о том мире чувств, эмоций, идей, которые он нам представил, то есть воспринимаем игру на сцене рационально.

Отмечена исторически длительная тенденция возрастания роли рациональных компонентов в культуре и уменьшения психических, чувственных. Общественная жизнь усложняется, она требует своего регулирования, всё более сложные механизмы обслуживает человек и т. п., всё это требует рациональных, разумных действий. Мы можем отметить, что жизнь примитивного общества была более «психической», чем рациональной, в ней большую роль играли чувственные, эмоциональные моменты культуры. По мере же развития общества и человека над его чувственной стороной надстраивается рациональная культура, регулирующая, подчиняющая, контролирующая мир чувств.

Наука выделяет два вида развития человека: его филогенез — это процесс развития человека как рода, то есть всего человечества, и онтогенез — процесс развития отдельного человека от его зарождения до смерти. Было отмечено, что онтогенез во многом, но не во всем, повторяет некоторые черты филогенеза. В частности, поведение детей всегда более эмоционально, чем взрослых. В культуре детей, как и в ранних формах культуры, преобладают эмоциональные факторы, они доминируют над рациональными. И по мере своего взросления человек вырабатывает в себе привычку подчинять, контролировать своё поведение, свои чувства с помощью рациональных регуляторов. По мере развития отдельного человека и общества в целом, роль рациональных компонентов культуры возрастает.

Этот процесс не происходит автоматически: мы можем получить и излишне «старческих» детей и «инфантильных» взрослых, ведущих себя безответственно, как дети. И та и другая крайности нежелательны в общественной жизни: у Юрия Олеши есть «Сказка о потерянном времени», где в шутливой манере рассказывается о подростках, вдруг превратившихся в стариков, и о стариках, на время ставших детьми. Но то сказка, хуже, когда такая ситуация складывается в действительности.

Мы должны отметить ещё одну закономерность. В зависимости от состояния общества — находится ли оно на стадии подъёма или упадка — в нём преобладает «аполлоновское» или «дионисийское» начало в культуре. В условиях распада устоявшихся связей, традиций, норм рациональные формы культуры перестают восприниматься. Чтобы привлечь внимание зрителя, художник, артист, писатель вынужден прибегать к таким формам творчества, которые могли бы остановить прохожего, заинтересовать его, воздействовать на его чувственные компоненты, затронуть самые глубины его психики. И наоборот, преодолев спад, выйдя на линию подъёма, культура начинает сторониться своих чувственных компонентов, прибегая к рациональным формам своего бытия.

Особенно заметна эта тенденция на примере культуры постсоветской России. В 90е гг. в особую моду вошли разного рода экстрасенсы, колдуны, астрологи, «народные целители» и прочие творцы и носители иррациональной, мистической, эмоционально-чувственной составляющей в культуре. А вот по мере «выздоровления» общества интерес к ним уменьшается и сходит к минимуму. Но в чём-то схожую ситуацию мы наблюдаем и в начале ХХ века, после поражения первой русской революции. Здесь также на определённое время получает своё развитие «дионисийское» начало в культуре.

4.7. Культурология о многообразии типов культур

Мы можем выделить и иного рода типы культур, например, в зависимости от отношения к религии: религиозная и нерелигиозная (светская) культуры. Внутри религиозной культуры мы можем говорить о христианской и исламской, буддистской культурах. Внутри христианской культуры можно выделить католическую и православную культуры и т. д.

Интересные типы культур выделяет Маргарет Мид в своей работе «Культура и мир детства» [4.4]. В частности, предлагается выделить три основных типа культуры. Основанием для выделения служит характер отношений между родителями и детьми. По сути, здесь речь идёт о преемственности культур между разными поколениями людей. М. Мид пишет: «Разграничения, которые я делаю между тремя типами культур — постфигуративной, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников, префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей — отражает время, в котором мы живем…»

Примитивные общества, маленькие религиозные или идеологические анклавы главным образом, считает М. Мид, постфигуративны, основывая свою власть на прошлом. Для этих культур характерно восприятие ребенка как объекта воздействия. Здесь игнорируется личность подрастающего человека, его право быть самостоятельным участником диалога.

Великие цивилизации, по необходимости разработавшие процедуры внедрения новшеств, обращаются к каким-то формам кофигуративного обучения у сверстников, товарищей по играм, у своих коллег по учёбе и труду, указывает М. Мид. И действительно, рассмотрение всех участников диалога культурной преемственности как субъектов отражает более высокую ступень развития, но и это — прошедшая стадия. Теперь же мы вступаем в период, новый для истории, когда молодёжь с её префигуративным схватыванием ещё неизвестного будущего наделяется новыми правами, — утверждает М. Мид.

В коллективном труде американских авторов «Сотрудничество и соперничество среди примитивных народов» выделяются три типа культуры:

1) сотрудничающие;

2) соперничающие;

3) индивидуалистические (культура эскимосов).

В «культурах сотрудничества» мы имеем дело с замкнутыми группами, в рамках которых (например, у индейцев зуни) позиция человека определена и гарантирует ему безопасность. Положение человека не зависит здесь от его инициативы и личных притязаний.

В «культурах соперничества» человек не чувствует себя в безопасности, пока не убедится в своём превосходстве.

В «культурах индивидуалистических» присутствует такое поведение, при помощи которого человек стремится к поставленной цели, не принимая во внимание других.

Во введении в этой книге её редактор М. Мид отмечает, что соперничество не обязательно носит конфликтный характер; сотрудничество не обязательно предполагает солидарность. Межгрупповое соперничество может сочетаться с сотрудничеством внутри группы. Соперничество, понимаемое как соревнование, следует отличать от соперничества, понимаемого как конкуренция. В первом главное — достижение цели, а отношение к соперникам — вопрос второстепенный. Во втором случае, напротив, главное — победить соперника, а достижение цели — менее важно. Подобное различие проводится между сотрудничеством-кооперацией и сотрудничеством-взаимопомощью. В первом случае, упор делается на цели, которой желают достичь совместными усилиями, во втором — на межчеловеческих отношениях.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *