Легализация отмывание доходов – Легализация (отмывание) доходов. Ответственность

Содержание

Легализация (отмывание) доходов. Ответственность

Содержание страницы

Легализация (отмывание) доходов – это наделение правовым статусом средств, которые получены заведомо преступным путем. Легализация предполагает сознательные средства и сложную многоэтапную процедуру. Отмывание производится различными способами. Легализация – это крайне негативное явление, которое ведет к росту преступности. Это одна из составляющих террористической деятельности.

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

  • Торговля наркотическими веществами.
  • Финансовые махинации.
  • Регистрация компаний-однодневок.
  • Незаконная торговля оружием.

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

Цели отмывания средств

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

  1. Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
  2. Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
  3. Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
  4. Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
  5. Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
  6. Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
  7. Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
  8. Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
  9. Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
  10. Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Характерные особенности сделок для отмывания средств

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

  1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
  2. Все операции произведены в течение одного дня.
  3. Оформление сопутствующей документации в один день.
  4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
  5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
  6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

Ответственность за отмывание

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Судебная практика

Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

assistentus.ru

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

тема номера: ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА РАДОСТЕВА

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права уральского государственного юридического университета,

e-mail: [email protected]

Раскрываются вопросы уголовно-правовой оценки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, Анализируется содержание действий, составляющих объективную сторону этого состава преступления.

The issues of criminal legal assessment of money laundering are presented. The content of the actions constituting the objective part of this corpus delicti is analyzed.

Ключевые слова: легализация преступных доходов, противодействие, уголовная ответственность

Key words: money laundering, combating, crime, criminal liability

На фоне непрекращающихся дискуссий по вопросам противодействия легализации преступных доходов в Российской Федерации принятие Пленумом Верховного Суда РФ специального постановления от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» (далее — Постановление № 32) является вполне ожидаемым событием. Необходимость подобной правоприменительной модернизации объясняется как внутренними национальными интересами, так и принятыми на себя международными обязательствами в этой сфере, прежде всего перед организацией FATF1, неудовлетворительные результаты проверки которой в 2018 г. грозят существенными негативными последствиями для страны и ее без того пошатнувшейся экономики.

В связи с этим отсутствие практики по «ан-тиотмывочным» статьям, а также общее небольшое число осужденных за легализацию преступных доходов (в прошлом году — всего 248 человек, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ2), по оценкам специалистов, несомненно станут негативными показателями правоприменительной практики по данной

категории дел и свидетельством того, что действенных преград для легализации преступных доходов и финансирования терроризма в нашей стране до сих пор не создано. Именно этим в известной степени можно объяснить не только внимание Пленума ВС РФ к источникам опасности, создаваемым легализацией преступных доходов, и правовым основам противодействия ей, но и толкование соответствующих норм явно не в пользу лиц, привлекаемых за указанные преступления.

В любом случае принятие Постановления № 32 можно оценить положительно. Этот акт объединил разъяснения вопросов уголовно-правовой оценки легализации и смежного с ней приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, и отграничил от них проблемы, которые связаны с незаконным предпринимательством и регулируются постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве».

Но является ли Постановление № 32 действительно новым подходом правоприменителя? На первый взгляд нет, хотя некоторые содержательные новеллы в нем все же имеются. Прежде всего это расширение перечня доходов, приобретенных преступным путем. Так, неза-

2015. № 6

«предметы роскоши», «экономическая целесообразность»), Пленум пояснил, что совершение указанных финансовых операций или сделок само по себе не может предрешить выводы суда о виновности лица в легализации, поскольку этот вопрос должен решаться в каждом случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела. Кроме того, распоряжение деньгами и иным имуществом, приобретенными преступным путем, в целях личного потребления свидетельствует, что умысел на легализацию преступных доходов отсутствует.

Даже обывателю нетрудно заметить, что последнее допущение фактически является одной из лазеек, которые позволят избежать ответственности за легализацию. Например, можно вкладывать преступные доходы в приобретение недвижимости для целей личного проживания. Вариантов много, чего только стоит упоминавшаяся экономическая целесообразность сделок как одно из свидетельств наличия или отсут-

тема номера: вопросы уголовного

конно полученным имуществом считается не только то, что было добыто в результате совершения конкретного преступления (например, хищения), но и то, что получено в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, убийство по найму) либо платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте. Отметим, что ранее в проекте постановления предлагалось отнести к предметам легализации имущество, за счет которого должно проводиться взыскание недоимки по налогам и таможенным платежам, как следствие преступного уклонения от уплаты налогов и сборов. Однако данная инициатива не нашла поддержки.

Ожидаемым является и указание на то, что под понятие легализации доходов, полученных преступным путем, подпадают не только любые сделки и операции с денежными средствами (размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т. п.), но и действия, направленные на создание видимости заключения сделок. Верховный Суд обоснованно упрекает правоприменителей в расширительном толковании норм уголовного закона, в которых речь идет исключительно о финансовых операциях и иных сделках.

В любом случае указанные финансовые операции, сделки и действия, создающие видимость их осуществления, должны быть направлены на маскировку связи легализуемого имущества с преступным источником его происхождения (основным преступлением) и на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению им. Однако этот важный момент, касающийся доказывания цели таких действий, вылился в весьма неудачный общий перечень возможных нарушений, большинство из которых связаны с фирмами-однодневками, подставными лицами, не осведомленными о фактическом характере совершаемых действий, офшорами, обналичиванием и выводом денежных средств. О цели легализации преступно полученных денег или имущества может свидетельствовать и приобретение недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т. д.

Словно осознав опасность подобного произвольного толкования органами предварительного следствия и судом большинства использованных Верховным Судом далеко не юридических конструкций («произведения искусства»,

Под понятие легализации доходов, полученных преступным путем, подпадают

не только любые сделки и операции с денежными средствами, но и действия, направленные на создание видимости заключения сделок

ствия цели как элемента состава преступления. Вводить в правовое поле подобную оценочную категорию вряд ли оправданно, если учесть, что в большинстве случаев целесообразность экономических и финансовых сделок и операций устанавливается посредством дорогостоящих экспертиз.

В Постановлении № 32 не обойден вниманием и вопрос о преступном источнике происхождения легализуемого имущества, хотя проблем в связи с этим на практике не убавится. Так, не вызывает сомнений обоснованность рекомендации п. 4 Постановления, согласно которой вывод суда о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться на обвинительном приговоре по делу об основном преступлении. Это вполне согласуется как с конституционно гарантированной презумпцией невиновности, так и с тем, что легализация

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

тема номера: ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

денежных средств, по сути, является вторичным (производным) преступлением, соответственно для его уголовно-правовой оценки требуется предварительный вывод суда о преступном характере предшествующего ему основного деяния, являющегося преступным источником возникновения денежных средств или имущества.

Что же касается остальных разъяснений в этой части, то они вызывают скорее критику, чем одобрение. Речь идет о том, что вывод о преступном источнике приобретения имущества может основываться:

1) на постановлении органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) за совершение основного преступления в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, недостижением лицом возраста уголовной ответственности, истечением сроков давности уголовного преследования, примирением сторон, деятельным раскаянием в случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, вследствие акта об амнистии, а также по основаниям, предусмотренным ст. 281 УПК РФ;

2) на постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением на момент рассмотрения уголовного дела лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за основное преступление.

Не спасает ситуацию даже уточнение того, что материалы уголовного дела в двух указанных случаях должны содержать доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава основного преступления, а орган предварительного расследования должен дать им соответствующую оценку, поскольку это создает возможность неоправданно широкого дискреционного усмотрения правоприменителя и всякого рода злоупотреблений. Юридическая техника здесь далека от совершенства. Например, непонятно, каким образом материалы уголовного дела, которое приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, могут содержать доказательства, свидетельствующие о наличии состава основного преступления (ведь для этого требуется определить его субъекта). Да и принцип вины никто не отменял, вина должна устанавливаться на основании вступившего в силу приговора суда.

Оппоненты могут сослаться на положения ст. 6 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности о том, что при квалификации действий, которые страна-участница Конвенции признает уголовно наказуемым отмыванием преступных доходов, не имеет значения, подпадает ли основное преступление под уголовную юрисдикцию страны. При этом почему-то игнорируется то обстоятельство, что в ст. 6 речь идет именно о вопросах юрисдикции, а не о собственно преступности первичного деяния.

Неизменным остался подход Пленума ВС РФ к вопросу уголовно-правовой оценки одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, за которые лицо также может быть привлечено к ответственности в рамках составов легализации, если будет установлено, что такое деяние было совершено с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (например, заключение договора купли-продажи объекта недвижимости, преступное приобретение которого маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на данный объект).

Момент окончания анализируемых преступлений в Постановлении № 32 определен в зависимости от вида деяния. Финансовые операции считаются оконченными, если преступно полученные денежные средства используются для расчетов за товары или размена либо банку предъявляется (передается) распоряжение о переводе денежных средств и т. п.; сделки — с момента фактического исполнения (реализации) виновным лицом хотя бы части обязанностей (прав), которые возникли у него по совершенной сделке (например, с момента передачи виновным лицом полученных им в результате совершения преступления денежных средств или иного имущества другой стороне договора вне зависимости от того, исполнила ли последняя свои обязательства).

Если же в целях легализации доходов создавалась лишь видимость заключения сделки с имуществом, тогда как в действительности передача имущества по ней не предполагалась, преступление считается оконченным с момента оформления договора между виновным и иным лицом (например, с момента подписания до-

тема номера: Вопросы уголовного ПрАВА

2015. № 6

говора об оплате услуг, которым маскируется преступное приобретение соответствующих денежных средств). При этом на признание преступления оконченным отныне не будет влиять то обстоятельство, что финансовые операции или сделки осуществлялись в рамках оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Данью принятым на себя международным обязательствам Российской Федерации выглядит обращение судами внимания на необходимость решения вопроса о конфискации имущества в отношении лиц, которые признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ.

В завершение отметим, что несомненно положительная новелла Постановления № 32 -разграничение состава легализации имущества, заведомо добытого преступным путем, и состава

преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), главное отличие между которыми заключается в отсутствии в последнем цели придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению имуществом.

Насколько полезным для правоприменительной практики будет принятое ВС РФ постановление, покажет время.

1 Financial Action Task Force — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД / ФТ), а также проводит оценку соответствия национальных систем ПОД / ФТ этим стандартам.

2 Отчет о числе осужденных по всем составам Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2014 г. // URL: http://www.cdep.ru/index.php? id=79&item=2883.

cyberleninka.ru

📌 Легализация доходов — это… 🎓 Что такое Легализация доходов?

Начнем с терминологии. Недавно исполнилось 5 лет со дня принятия Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В банковском сообществе этот нормативный акт именуется коротко — «115-й закон». Мы тоже его будем так называть.

Вдумаемся в смысл фразы «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем». Некий наркобарон получил, очевидно, преступным путем, то есть путем продажи наркотиков, некоторую сумму денег. Он хочет на эти деньги приобрести нечто полезное — дом, яхту, машину или ювелирные изделия. На Западе для осуществления его мечты ему потребуется нажитые преступным путем деньги легализовать, превратить из «чёрных» в «белые». Иначе покупка не состоится. Чтобы ему этого не удалось сделать, все западные страны приняли у себя законы, аналогичные нашему 115-му закону, и создали международную организацию — ФАТФ — которая должна координировать работу и осуществлять обмен информацией между странами, которые борются с отмыванием. Действительно, если наркобарон не сможет направить свои деньги на покупку материальных благ, то зачем, спрашивается, он зарабатывал деньги? Не лучше ли податься в сельское хозяйство, и переключиться с выращивания опиумного мака на выращивание телят?

Теперь посмотрим, что происходит в России. В отличие от Запада, в России на «чёрные» деньги можно купить абсолютно всё — и дом, и яхту, и машину, и ювелирные изделия. Этот факт никого в нашей стране не удивляет. Следовательно, в России, в отличие от Запада, у лиц, наживших преступным путем деньги, нет никакой мотивации для легализации (или отмывания) денег. Отмыть деньги, то есть сделать их из «чёрных» (грязных) «белыми» (чистыми), в России никому не нужно. Если же исходить из расхожей в нашей стране точки зрения, что деньги, заработанные на приватизации, нажиты преступным путем, то мы дополнительно будем вынуждены констатировать, что на нажитые преступным путем деньги можно купить ещё и заводы, и газеты, и пароходы, и целые отрасли народного хозяйства.

dic.academic.ru

правовое содержание и стадии – тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Легализация (отмывание) преступных доходов: правовое содержание и стадии

М.М. Прошунин

Легализация преступных доходов как общественное явление существовало во все времена, но термин «отмывание преступных доходов» можно рассматривать как сравнительно новый. Наиболее распространенная версия приписывает изобретение данного термина известному преступнику Аль Капоне, при котором денежные средства, полученные от незаконного производства и продажи спиртного, для придания им правомерного характера смешивались с наличным оборотом американских прачечных. Кстати, сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как «laundry», тот же термин означает и прачечную1.

По другой версии, изобретателем «отмывания денежных средств» считается Сальваторе Лучано по прозвищу Счастливчик, который в 1923 году предложил владельцам нелегальных капиталов в США новую услугу — вывоз «грязных» денег в Европу и их инвестирование в акции промышленных предприятий Швейцарии, Германии и Италии2.

К родоначальникам легализации преступных доходов также относят Мейера Лански (Мейер Суховлянский), который за счет игорных заведений, расположенных на Кубе, переводил неправомерно полученные денежные средства из Швейцарии на Кубу, а затем переправлял их во Флориду, что создавало картину «возвращения зарубежных инвестиций в Америку на законных основаниях»3.

В свою очередь, П. Лили, не определяя родоначальника самого термина, считает, что термин «отмывание денег» впервые появился в Америке в 20-е гг. прошлого века. Преступные банды того времени стремились примерно к тому же, к чему стремятся и в наши дни, — отделить плоды преступных деяний от соответствующей им противозаконной деятельности. В этих целях они начинали какое-либо дело с большим кругооборотом наличных денег (например, открывали прачечную или автомойку), вкладывали в него деньги, вырученные в результате нечестных деяний, и получали законную прибыль, оправдывая тем

1 Mathers Chris. Crime School: Money laundering. Firefly Books (U.S.) Inc. 2004. P. 21.

2 Безценный А.П. Постатейный практический комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для работников кредитных организаций. М., 2005. с. 3

3 Зубков В.А. Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. — М.: Спецкнига, 2007. — С.19-20.

самым (с коммерческой точки зрения) логичность обращения столь крупных денежных сумм»4.

В рамках онтологического анализа, на наш взгляд, необходимо говорить о «народном творчестве», когда используемый термин начинает широко употребляться как среди преступного сообщества, так и среди тех, кто с ним борется. Единственно, что подтверждается представленными выше точками зрения, это то, что сам термин имеет американское происхождение, и время его возникновения следует датировать 20-ми гг. XX века.

Обратимся к официальным источникам. Как считает коллектив авторов, в официальном лексиконе выражение «отмыть деньги» можно считать относительно свежим неологизмом. Впервые его начали употреблять в газетах во времена Уотергейтского скандала 1973года, а в юридическом контексте это выражение впервые появилось в США в 1970 году. При этом сам термин авторы определяют как процесс преобразования нелегально полученных («черных») денег во внешне легальные, т.е. имеющие законное объяснение своего происхождения («белые») деньги5.

Одним из первых стало определение «отмывания», указанное О.Ю. Якимовым и сформулированное американской президентской комиссией по организованной преступности в 1984 году: «Отмывание денег является действием, которое скрывает наличие, противоправное происхождение или противоправное использование дохода и, наконец, создание представления о его законном происхождении»6.

Правовое определение данный термин получил в 80-х годах прошлого века. Так, определение «отмывание преступных доходов» можно найти в ряде международных правовых актов, в таких как Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года7, Страсбургская конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года8, Директива Совета ЕС от 10 июня 1991 г. 91/308/ЕЕС «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег»9, и во многих других международных актах.

В настоящее время наиболее широкое определение «отмывание преступных доходов» содержится в статье 6 Конвенции против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), в соответствии с которой основными действиями, которые международные правоведы относят к отмыванию преступных доходов, являются:

4 Лилли П. Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег, международной преступности и терроризме. — Ростов-на-Дону. 2005. — С. 21-22.

5 Бухарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем // Международное публичное и частное право. 2007. № 4.

6 Цит. по Якимов О.Ю. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем: уголовно-правовые и уголовно-политические проблемы / под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Лопашенко. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр «Пресс», 2005. — С. 150

7 Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. ХЬУП. — М., 1994. — С. 133-157.

8 СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.

9 Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: сб. документов / сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА, 2004. — С. 361.

1) конверсия или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;

2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

3) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

4) участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлений, признанных таковыми по настоящему определению, покушение на его совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении10.

Таким образом, под отмыванием преступных доходов международное сообщество призывает понимать действия (бездействия) относительно имущества, приобретенного преступным путем независимо от того, желает ли лицо придать правомерный характер данному имуществу или нет. При этом преступным будет являться деятельность только в том случае, если лицо знало о преступном происхождении данного имущества.

В рамках исследования национального опыта отметим, что российское законодательство оперирует двумя определениями «легализации доходов, полученных преступным путем». В УК РФ, впервые в 1996 году закрепившем термин «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем», в статьях 174 и 174.1 УК РФ под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, понимается совершение финансовых операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным в результате совершения преступления, либо использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом11.

В свою очередь, Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»12 определяет термин «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199,

10 Ст. 6 Конвенции против транснациональной организованной преступности (Принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. № 40. Ст. 3882.

11 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

12 СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.

199.1 и 199.2 УК РФ13. При этом под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

В отношении уголовно-правового определения отметим, что российский законодатель выбрал усеченное определение термина «легализация», исключив ряд составов преступлений в налоговой, таможенной и валютной сферах. Можно только согласиться с О.В. Зиминым и Б.С. Болотским, что наличие оговорки относительно налоговых, валютных и таможенных преступлений способствует росту уклонений от налогообложения и сокрытию средств в иностранной валюте за границей и влечет исключение уголовной ответственности за отмывание доходов от таких преступлений даже в тех случаях, когда их размеры достигают величин, сопоставимых с некоторыми статьями расходов федерального

бюджета14.

Во Франции в рамках легализации преступных доходов рассматривают лишь доходы, полученные от террористической деятельности, мошенничества, торговли наркотиками, организованной преступности, а также доходы в виде взяток. Однако, например, в Грузии и Казахстане является преступлением отмывание доходов, полученных от любых незаконных действий. В Белоруссии и Польше к легализации относят отмывание доходов от любых преступлений.15 Идентичная уголовная практика существует в Германии. В Испании, в рамках легализации преступных доходов рассматривают доходы от преступлений, по которым срок наказания составляет более чем 3 года лишения свободы, включая налоговые преступления.

Подчеркнем, что термины «отмывание» и «легализация» доходов полученных преступным путем являются синонимами и могут употребляться как взаимозаменяемые термины. На наш взгляд, недостатком термина «легализация преступных доходов» является то, что сам термин «легализация» используется для определения легального процесса, а именно «легализации официальных документов». В отношении легализации преступных доходов отметим, что данный процесс по правовому содержанию никогда не станет легальным, наоборот, он изначально является уголовным правонарушением. Как справедливо отмечают А.Г. Мовсесян и С.Б. Огнивцев, отмывание незаконных доходов — целиком нелегальный процесс, с которым необходимо бороться, используя методы, применяемые к преступным деяниям16.

В свою очередь, недостатком термина «отмывание преступных доходов» является его бытовой характер, что несколько затрудняет его использование в

13 Зимин О.В., Болотский Б.С. Сравнительно-правовой анализ международных и национальных правовых норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных в результате совершения преступления // Право и экономика. № 4. 2007 / Справочная правовая система «Гарант».

14 Зимин О.В., Болотский Б.С. Сравнительно-правовой анализ международных и национальных правовых норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных в результате совершения преступления // Право и экономика. № 4. 2007 / Справочная правовая система «Гарант».

15 См. Куровская Л.Н. Противодействие легализации преступных доходов уголовно-правовыми мерами. — М. Юрлитинформ, 2006. — С. 11.

16 Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения.: Учебник. — М. ИНФРА-М, 2006. — С. 183.

нормотворчестве. Вместе с тем мы не видим непреодолимых препятствий для введения данного термина в юридическую терминологию, хотя в настоящее время в российском законодательстве выходом из сложившейся ситуации стало использование обоих терминов — «отмывание» и «легализация». Обращаясь к зарубежной практике, следует отметить использование исключительно термина «money laundering» (отмывание денежных средств), а также «laundered money» (отмытые денежные средства) как в научной литература, так и нормативных источниках17.

В настоящее время в финансово-правовой науке практически отсутствуют определения отмывания преступных доходов, что не случайно, так как данные вопросы принято рассматривать в основном в уголовно-правовом аспекте18. Одним из немногих является определение В.М. Шумилова, который в рамках международного финансового права под отмыванием денег понимает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные19.

В зарубежной литературе Х.Х. Кернер определяет отмывание денег как «операции, осуществляемые с целью на первой стадии утаить или скрыть наличие, происхождение или целевое назначение вещественных ценностей, проистекающих из преступления, с тем чтобы на второй стадии приступить к извлечению из них регулярных доходов»20.

М.Е. Беар определяет отмывание преступных доходов как «перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, и создание характера законности для источника и собственности»21.

В рамках разработки типового законодательства об отмывании денег и финансировании терроризма представителя Международного валютного фонда и ООН определяют отмывание денег как процесс сокрытия или утаивания идентификационных данных или происхождения незаконно полученных доходов таким образом, чтобы казалось, что они поступили из законных источников22.

На наш взгляд, отмывание преступных доходов следует рассматривать в четырех основных аспектах — материальном, процедурном, экономическом и правовом. В материальном аспекте отмывание представляет собой размещение имущества, в том числе денежных средств, в финансовые институты, проведение различного

17 Dictionary of banking terms, 4th edition by Thomas P. Fitch. Copyright (c) 2000, 1997, 1993, 1990 by Barrons Educational Series, Inc. Reprinted by arrangement with Barrons Educational Series, Inc., Haup-pauge, New York.

18 См. Якимов О.Ю. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем: уголовно-правовые и уголовно-политические проблемы / под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Лопа-шенко. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр «Пресс», 2005.; Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

19 Шумилов В.М. Международное финансовое право: учебник. — М.: Международные oтношения, 2005. — С. 285.

20 Кернер Х.Х., Дах Э. Отмывание денег. — М. 1996. — С. 37-38.

21 Beare M.E. Tracing of illicit funds: money laundering in Canada. Ottawa. 1990. Р. 304.

22 Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма. ООН. МВФ, Вашингтон, 2005. — С. 1.

рода операций с данным имуществом и, наконец, интегрирование имущества в национальную экономику. В материальном аспекте основным является характер действий: размещение, расслоение (перемешивание) и интегрирование.

В экономическом смысле отмывание представляет собой переход денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем, из теневой экономики в легальную экономику. В экономическом аспекте важно, что денежные средства или иное имущество попадают в легальную экономику.

С процедурной точки зрения отмывание преступных доходов можно определить как процесс, с помощь которого маскируются изначальное происхождение и истинные владельцы имущества, полученного в результате совершения преступления в целях исключения любого из видов преследования (административного, уголовного). В этой связи отмывание также можно определить как процесс обработки имущества в целях сокрытия их незаконного получения фактическим владельцем.

И наконец, с правовой точки зрения, отмывание преступных доходов следует рассматривать как придание правомерного характера владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем. В юридическом смысле главным становится именно «правомерный характер», который приобретает имущество. Именно наличие этой «квазиправомерности» у любого вида имущества и позволяет говорить о факте отмывания (легализации) преступных доходов. Именно придание квази-правомерного характера имуществу, полученному преступным путем определяет сущность отмывания преступных доходов или, иными словами, делает его тем, что оно есть23.

В настоящее время существует огромное количество различных типологий отмывания преступных доходов, которые были детально исследованы представителями ФАТФ, группы «Эгмонт»24. Приведем лишь наиболее показательный пример отмывания преступных доходов. Денежные средства помещаются в «дружественный» банк, затем перечисляются платежным поручением в иностранный банк, после чего ссужаются какой-нибудь компании25.

Вместе с тем большинство методов, способов легализации преступных доходов могут быть разделены на определенные этапы стадии. Рассмотрим основные этапы (фазы) легализации доходов, полученных преступным путем с учетом того, что любые стадии есть упрощенный подход к отмыванию доходов, полученных преступным путем, так как операции и сделки, направленные на отмывание преступных доходов, как правило, имеют многоуровневую структуру и предполагают многоходовые комбинации.

В настоящее время существует несколько точек зрения на количество этапов в рамках отмывания преступных доходов.

Наиболее распространенная точка зрения предполагает наличие трех основных этапов: 1) размещение денежных средств или имущества (placement),

23 Кириллов В.И. Логика познания сущности. — М., 1980. — С. 79.

24 См. например: Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003-2004 гг. Письмо Банка России от 17 августа 2004 № 100-Т // ВБР. № 51. 25 августа 2004.

25 Бандформирования всех стран мира /автор сост. Н.Н. Макарова. — Мн.: Литература, 1997. — С. 261.

2) распределение или оборот денежных средств (layering) и, наконец, 3) интеграция или вливание в оборот (intergration)26.

Размещение денежных средств — процесс, в результате которого денежные средства поступают в финансовую систему того или иного государства: например, путем размещения денежных средств во вклады, путем приобретения ценных бумаг за наличный расчет, покупка доли бизнеса. Обратим внимание, что данный этап является наиболее опасным для отмывателей, так как именно здесь прослеживается четкая связь между доходом и совершенным преступлением.

Расслоение («оборот», «перемешивание», «смешивание») денежных средств — процесс, в ходе которого фактическим владельцем или его доверенным лицом совершается значительное количество операций с целью отдалить денежные средства от первоначального источника. Иными словами, главная задача отмывателя на этой стадии — нивелировать связь между источником получения денежных средств и самими денежными средствами. Здесь отмыва-телю особенно важно получить денежные средств из организации с хорошей деловой репутацией. И наконец, в процессе инвестирования денежные средства или имущество возвращаются в легальную экономику: например, в виде приобретения недвижимости, драгоценностей, дорогих автомобилей и иных предметов роскоши.

Представляет определенный интерес описание процессов отмывания А. Нариньяни и А. Довлатовой, которые проводят параллели при «отмывании» с бытовым процессом стирки. Авторы также выделяют три этапа: «стирка денег — введение их в оборот», «отжим — создание не одного, а нескольких слоев их законного использования, и «сушка — интегрирование денег у их незаконного владельца»27. В свою очередь, по мнению О.В. Зимина, необходимо выделять четыре стадии процесса отмывания денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: освобождение, маскировка, размещение (придание статуса) и интеграция.

Освобождение — первая стадия отмывания преступных доходов. На этом этапе лицо (преступное формирование), получившее доход от преступной деятельности, освобождается от криминального капитала и вводит их в легальный коммерческий оборот. Среди операций выделяют, например: 1) помещение денег в различные кредитно-финансовые учреждения, занимающиеся переводом денег, с целью их перемещения в пределах страны или за границу; 2) превращение денег в чеки или другие оборотные финансовые инструменты в банках и других финансовых учреждениях и многие другие.

Маскировка — вторая стадия, выражающаяся в совершении финансовых и иных операций, направленных на сокрытие преступности происхождения денежных средств или иного имущества, источника их поступления в отмывающую структуру, а также их реального владельца. Как правило, на этой стадии используются фиктивные фирмы. Такие операции могут осуществляться путем:

26 Сторонником данной точки зрения является Э.А. Иванов. См.: Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. — М. Российский Юридический Издательский Дом, 1999. — С. 26.

27 Нариньяни. А. Большая стирка: Шокирующая правда о способах обмана добропорядочных граждан и отмывания денег / А. Нариньяни, А. Довлатова. — М.: АСТ; Хранитель, 2007. — С. 93-94.

1) зачисления наличных денег в виде безналичных на счета фиктивных компаний; 2) перечисления денежных средств со счета одной фиктивной компании на счет другой и т.д.

Размещение (придание статуса) — третья стадия, выражающаяся в совершении экономических и хозяйственных операций внутри легальных кредитных или иных структур с наличными и безналичными средствами или имуществом посредством различных экономико-правовых инструментов, с тем чтобы полностью исключить возможность установления противозаконного источника их происхождения, владельца.

И наконец, интеграция — заключительная стадия отмывания, на которой денежные средства или имущество, приобретенные преступным путем, аккумулируются у владельца, в результате чего появляется возможность свободно пользоваться и распоряжаться отмытыми доходами. На этой стадии деньги как бы обретают легальный источник происхождения и инвестируются в экономику, особенно в сферу предпринимательства. Интеграция может принимать следующие формы: уплата жалований, комиссионных или гонораров компании или отдельному лицу фирмами или корпорациями, получившими деньги, которые были отмыты на предыдущих этапах; получение денег от казино или организации, устраивающей лотереи, чтобы придать им вид законного выигрыша28.

Зарубежные ученые также рассматривают отмывание преступных доходов и как двухстадийный процесс, в котором основными стадиями легализации являются отмывание денег (money laundering) и возвращение их в оборот (recycling)29.

На наш взгляд, несомненно, наиболее удачной является трехстадийная структура: 1) размещение денежных средств или имущества (placement), 2) распределение или оборот денежных средств (layering) и наконец, 3) интеграция или вливание в оборот (intergration), что, как было отмечено, подтверждается и международной практикой. Вместе с тем следует отметить, что в ряде случаев процесс отмывания ограничивается только двумя первыми стадиями: размещение преступных денежных средств и осуществление операций с ними без выведения их в наличный оборот или приобретения предметом роскоши. Как будет описано далее, в Российской Федерации именно попытка «обналичить» денежные средства вызывает достаточно много вопросов. В этой связи автор предлагает считать две первые стадии основными стадиями процесса «отмывания», а интеграцию — факультативной стадией.

Таким образом, в правовой плоскости легализацию (отмывание) преступных доходов можно рассматривать как придание правомерного характера владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученного преступным путем, осуществляемого в рамках трехстадийного процесса (размещения, расслоения и интеграции).

28 Зимин О.В. Современные способы, экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания) преступных доходов // Законодательство и экономика. 2007. № 8. С.13.

29 См.: Bernasconi P. Finanzunterwelt. Zurich-Wiesbaden, 1986. S. 30; Bernasconi P. Presidents, Commission on Organized crime. The each connection, 1984. S. 7. / Цитата по: Зимин О.В. Современные способы, экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания) преступных доходов // Законодательство и экономика. 2007. № 8.

cyberleninka.ru

📌 Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Начнем с терминологии. Недавно исполнилось 5 лет со дня принятия Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В банковском сообществе этот нормативный акт именуется коротко — «115-й закон». Мы тоже его будем так называть.

Вдумаемся в смысл фразы «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем». Некий наркобарон получил, очевидно, преступным путем, то есть путем продажи наркотиков, некоторую сумму денег. Он хочет на эти деньги приобрести нечто полезное — дом, яхту, машину или ювелирные изделия. На Западе для осуществления его мечты ему потребуется нажитые преступным путем деньги легализовать, превратить из «чёрных» в «белые». Иначе покупка не состоится. Чтобы ему этого не удалось сделать, все западные страны приняли у себя законы, аналогичные нашему 115-му закону, и создали международную организацию — ФАТФ — которая должна координировать работу и осуществлять обмен информацией между странами, которые борются с отмыванием. Действительно, если наркобарон не сможет направить свои деньги на покупку материальных благ, то зачем, спрашивается, он зарабатывал деньги? Не лучше ли податься в сельское хозяйство, и переключиться с выращивания опиумного мака на выращивание телят?

Теперь посмотрим, что происходит в России. В отличие от Запада, в России на «чёрные» деньги можно купить абсолютно всё — и дом, и яхту, и машину, и ювелирные изделия. Этот факт никого в нашей стране не удивляет. Следовательно, в России, в отличие от Запада, у лиц, наживших преступным путем деньги, нет никакой мотивации для легализации (или отмывания) денег. Отмыть деньги, то есть сделать их из «чёрных» (грязных) «белыми» (чистыми), в России никому не нужно. Если же исходить из расхожей в нашей стране точки зрения, что деньги, заработанные на приватизации, нажиты преступным путем, то мы дополнительно будем вынуждены констатировать, что на нажитые преступным путем деньги можно купить ещё и заводы, и газеты, и пароходы, и целые отрасли народного хозяйства.

dic.academic.ru

Легализация доходов, полученных преступным путем – Адвокат по легализации.

Легализация. Кто виноват?

Субъектом рассматриваемого преступления является любое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет, умышленно совершившее легализацию денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём.

При этом законодатель разделяет ответственность по субъекту, совершившему преступления: ст. 174 УК РФ – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 УК РФ – за отмывание собственных преступных доходов.

Особенностью данных статей является практика их применения – органы следствия в большинстве случаев квалифицируют по этим статьям деяния по распоряжению имуществом, полученным в результате мошенничества, незаконного получения кредита и иных экономических преступлений, тем самым «усиливая» обвинение.

Таким образом, обвинение в легализации дополнительно может получить практически любое лицо, которому предъявлено обвинение в совершении иного экономического преступления.
 

Что говорит закон о легализации?

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается…

Максимальный срок наказания по ч.4 ст.174 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом…

Максимальный срок наказания по ч.2 ст.174.1 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Основными нормативными документами по данным двум составам преступления являются:

— Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 года государствами — членами Совета Европы — ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 года — ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём» от 18 июня 2004 года.

Легализация. Что делать?

Ваша защита от обвинения в совершении легализации будет строиться на доказывании отсутствия признаков состава преступления и/или доказывании Вашей непричастности к совершённому преступлению.

Не всякое распоряжение имуществом есть легализация. Важна ЦЕЛЬ

Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершениям им преступления, появилась в УК РФ в 2002 году, с принятием ФЗ — № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма». С этого момента уголовный закон разделил ответственность за легализацию по субъекту первоначального преступления: ст. 174 – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 – за отмывание собственных преступных доходов.

Однако, если сравнить две эти нормы, то по ранее действующему уголовному закону, вопреки логике, под легализацией преступных доходов понимались совершенно разные действия. Так, диспозиция ст.174 УК РФ воспроизводила уточнённое определение легализации из закона № 115-ФЗ, указывающая на основную составляющую этого деяния – цель придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжения преступно полученным имуществом. Именно это неотъемлемый признак легализации установлен в законодательстве многих зарубежных стран (Германия, Швейцария и других). В ст.174.1 ранее специальная цель, как специальный признак отсутствовала, а наказуемыми действиями считались, не только совершение финансовых операций и сделок с преступно приобретённым имуществом, но и его использование в предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем, распоряжение приобретённым имуществом – это составляющая корыстной цели деяния (таковая имеет место при совершении большинства преступлений, в результате которых извлекается доход). Поэтому дополнительной квалификации распоряжение преступно полученным имуществом, как легализации, не требуется.

В связи с изменениями, внесёнными в УК РФ, в связи с принятием закона № 60-ФЗ от 07.04.2010 года, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как цель легализации теперь указано в диспозициях и ст.174 и ст.174.1 УК РФ.

Какое имущество составляет предмет преступления?

Предметом легализации являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретённые преступным путём.
Доходы, полученные преступным путем, согласно ст.3 Федерального закона -115 — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Преступный путь выражается в том, что имущество приобретено в результате совершения различных преступлений. Уголовный закон ограничивает круг указанных преступлений, исключив из их числа, преступления, предусмотренные ст.193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Доход – означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления.

Денежные средства – платёжное средство, платежи могут осуществляться путём наличных и безналичных расчётов.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Статья 6 ФЗ – 115 от 7 августа 2001 года определяет виды операций, подлежащие обязательному контролю.

Судебная практика

Судебная практика по применению уголовного закона складывается по-разному, в связи с тем, что отсутствуют чёткие разъяснения со стороны высшей судебной инстанции. Вместе с тем, формальный подход к квалификации на основе буквального толкования нормы и желания улучшить показатели работы органов предварительного следствия, приводят к тому, что ст.174.1 УК РФ вменяется по совокупности избыточно.

Что характерно, даже суды не всегда принимают такое обстоятельство, как цель использования денежных средств, полученных преступным путём. Как правило, они соглашаются с квалификацией действий подсудимых, по ст.174.1 УК РФ, когда были доказаны факты хищений в крупном размере.

В абсолютном большинстве случаев, отмывание денежных средств или иного имущества, которое лицо приобретает, в результате совершения другого преступления, вменяется ему по совокупности с этим предикатным (первичным) преступлением. Среди таковых наиболее распространены: кража (ст.158), мошенничество (ст.159), присвоение или растрата (ст.160), незаконное получение кредита (ст.176), сбыт наркотических или психотропных веществ (ст.228.1).

«Настоящая» легализация, в мошенничестве с кредитами, либо при незаконном получении кредита, денежных средств, как правило, представляет собой совокупность последовательно совершаемых финансовых операций, которые объединены единым умыслом и направлены на достижение одной цели – «обелить» доход от конкретной преступной махинации.

Достаточно часто по многим уголовным делам по ст.174 и ст.174.1 УК РФ материалы уголовных дел не содержат доказательств того, финансовые операции и иные сделки совершаются обвиняемым (подсудимым) именно с теми денежными средствами, которые были получены в результате совершения преступления.


 

prestuplenia.net

Легализация денежных средств, добытых незаконным путем — Правовое обеспечение экономической безопасности

Согласно ст. 174 УК РФ под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем понимается совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Отмывание денег представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько моделей, хотя следует сказать, что на практике они не всегда четко прослеживаются. Наиболее распространенной является трехфазовая модель:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    1. в первой фазе происходит введение «грязных», обычно наличных денег, в легальный хозяйственный оборот;
    2. во второй фазе в результате множества операций деньги отделяются от источника их происхождения, теряют следы;
    3. в третьей фазе деньги обретают новый — «легальный» источник происхождения.

Легализация преступных доходов, позволяя преступным организациям проникать в легальную экономику, в то же время является «ахиллесовой пятой» их финансовой деятельности. В процессе легализации денежные средства выходят из тени, оставляя за собой «бумажный след» от совершаемых финансовых операций.

По Российскому законодательству не считаются преступлениями, порождающими легализацию (отмывание) преступных доходов:

    • невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте;
    • уклонение от уплаты таможенных платежей;
    • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;
    • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

Ст. 4 Закона N 115-ФЗ устанавливает меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым относятся:

    • организация и осуществление внутреннего контроля;
    • обязательный контроль;
    • запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
    • иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

 

Основаниями документального фиксирования информации являются:

    • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
    • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
    • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
    • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

 

Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

    1. вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;
    2. вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (Преступления против общественной безопасности и Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства);
    3. решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;
    4. процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (Преступления против общественной безопасности и Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства);
    5. постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (Преступления против общественной безопасности и Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства);
    6. составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
    7. признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

jurkom74.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *