Личное письмо какой стиль речи – Стиль письма. Стили написания текста. Деловое официальное письмо

Содержание

Стиль письма. Стили написания текста. Деловое официальное письмо

В межличностных отношениях важен не только разговор, но и переписка, ведь информация, изложенная в текстовом виде, легче воспринимается, ее можно сохранить и обращаться к ней множество раз. В современном мире считается, что написание писем – занятие устаревшее и неактуальное. На самом деле в повседневной жизни люди очень часто обращаются к эпистолярному жанру. Именно поэтому очень важно разбираться в стилях письма и обладать навыками их написания.

Что такое «стиль»

Что понимается под стилем в лингвистике? Стиль речи, текста, письма – это совокупность определенных языковых средств, с помощью которых человек выражает свою мысль в устной или письменной форме. В русском языке выделяют пять основных функциональных стилей речи:

  • разговорный;
  • художественный;
  • публицистический;
  • научный;
  • официально-деловой.

Некоторые лингвисты выделяют еще два дополнительных стиля: конфессиональный и эпистолярный. Последний стоит описать более подробно.

Разновидности писем

Эпистолярный стиль – это набор языковых приемов, которые используются в написании писем. Его название происходит от греческого слова epistola, что можно перевести как «письменное послание». В той или иной ситуации этот стиль заимствует характеристики основных стилей речи.

В зависимости от адресата и цели сообщения переписки делятся на несколько видов, или стилей письма:

  • Неофициальный.
  • Официальный (деловой).

Если цель письма – обмен какой-либо научной информацией, то такая переписка содержит в себе черты научного стиля. Эпистолярный стиль также очень часто применяется в публицистике, когда автор в своем письме может обращается как к конкретному лицу, так и ко всей общественности, призывая к активным действиям.

Особенности писем

Характерные признаки у каждого стиля письма различаются, однако есть определенные особенности, которые их объединяют. В составлении любого послания очень важно соблюдать определенную структуру. Необходимо выделить адресата и адресанта, определить их социальную роль. С помощью правильно подобранных для данной ситуации языковых средств как можно более точно и кратко изложить суть послания.

В зависимости от цели автор писем может использовать различные выражения и устойчивые фразы. Обычно в переписках раскрывается личность и индивидуальность адресанта. В большей степени это выражено в неофициальном стиле письма, когда у автора больше возможностей для использования оригинальных языковых оборотов или иных средств передачи своих мыслей и чувств адресату. Письмо – это не только письменный монолог, иногда в нем присутствуют элементы диалога, например когда автор обращается к получателю. Для эпистолярного стиля также характерно сочетание разговорной и письменной речи.

Разные стили письма представляют собой различные образцы написания и используют неодинаковые клише. Для достижения оптимального результата и информативности послания полезно знать их композицию и правила написания.

Структура писем

Определяющим признаком эпистолярного стиля является композиция. Люди теряются в многообразии видов переписок, что порождает вопрос о том, как написать письмо. Общую структуру всех писем можно свести к следующим элементам:

  1. Начало, уважительное обращание к адресату.
  2. Основная часть, раскрывающая суть послания.
  3. Конец, или заключение, в котором подводятся итоги всему написанному.
  4. Подпись автора и дата написания.
  5. В некоторых случаях постскриптум (P.S), в который помещается дополнительная информация.

Личное письмо

Стиль личного письма наиболее интересен и разнообразен. Такие послания – своеобразная страничка дневника, в которой автор выражает свои сокровенные мысли и переживания. Степень их раскрытия зависит от близости отношений между отправителем и получателем.

Адресатами личных писем, как правило, являются члены семьи, родственники, друзья. Характер таких переписок интимен и строго конфиденциален, личность автора ярко прослеживается на протяжении всего рассказа или исповеди. Это может быть повествование о прошлых событиях, размышления на различные темы, наблюдения или советы. Творческое начало здесь невероятно велико, ведь отправитель располагает огромным арсеналом художественно-выразительных средств. Они помогают более ярко отобразить чувства и ощущения автора по тому или иному поводу, в каком-то роде выполняют функцию мимики при живом общении. Так, личные письма получаются очень эмоциональными и экспрессивными, ведь в них автор очень часто не стесняется в сильных выражениях, иногда даже используя ненормативную лексику.

У частного послания нет строгих правил написания, кроме тех основных, присущих всем эпистолярным стилям письма. Здесь поощряется свобода авторской мысли, непринужденность и естественность.

Письма в научной деятельности

Письма в научной сфере составляются с целью обмена научной информацией между учеными. Это своеобразный вид научного доклада, адресованный определенному лицу. Для научного стиля письма характерны точность и логичность изложения. Двусмысленная трактовка той или иной информации здесь недопустима, материал должен пониматься однозначно. В достижении этой цели помогает использование тезисов и терминов. Научная информация также должна быть подкреплена неоспоримыми фактами, которые и подтверждают ее подлинность.

Цели, с которыми создается научное письмо, требуют от него монотонности и сухости изложения. Разумеется, такое послание лишено экспрессивности, объективность в нем играет определяющую роль. Чаще всего изложение материала в научном письме происходит в форме монолога. Авторское начало в таком письме сведено к минимуму. Здесь важно сделать акцент на содержании письма, а не на точке зрения написавшего его. Однако личное мнение отправителя в той или иной степени все же отображается, пусть и неявно.

Эпистолярный стиль в публицистике

Основная цель публицистических произведений – с помощью грамотно построенной речи воздействовать на читателя, внушить ему какую-либо мысль или идею. Для достижения этой задачи многие журналисты обращаются к форме письма, которое публикуют в СМИ. Такие послания могут быть двух видов: с адресатом и без. Письмо без определенного получателя предназначено для широкого круга людей. В них на обозрение общественности выносятся актуальные вопросы или события. Есть в журналистике письма, адресованные определенному лицу, например главам государств или другим медийным личностям. Их задача – добиться от влиятельных адресатов решения насущных проблем, требование незамедлительных действий.

В отличие от научного, публицистический стиль письма более субъективный и противоречивый. Для освещения и оценки происходящих событий публицист умело манипулирует различными выразительными средствами.

Особенности написания

Журналисты тщательно отбирают общественно важное событие и всесторонне анализируют его с точки зрения автора письма или его заказчика. Далее выносится определенное суждение и предлагаются варианты решения описываемой проблемы. В составлении такого письма очень важны навыки убеждения, а также знание человеческой психологии. Применяя их на практике, публицисты направляют обсуждение в нужное им русло, тем самым практически не оставляя читателям свободу выбора.

Официальное письмо

В системе классификации писем формальный стиль письма занимает особое место. Он применяется в деловых переписках, является межкорпоративным каналом связи. Официальное письмо имеет множество видов, которые выполняют различные функции. Оно также обладает четкой структурой и строгими нормами, от которых не стоит отклоняться. Деловое письмо использует средства, присущие официально-деловому стилю речи. В большинстве случаев такое послание имеет конкретного адресата, например юридическое или физическое лицо.

Специфика делового стиля письма заключается в его сухом, официальном и однообразном языке. В нем в огромном количестве используются канцеляризмы, штампы, клише и стандартные обороты, а также различного рода сокращения. Информация подается с помощью простых распространенных предложений. Тон официальных писем нейтрален, изложение информации максимально логично и последовательно. Все это способствует решению основной задачи деловой переписки: точно, лаконично и объективно передать конкретное сообщение, лишив его эмоциональной окраски и субъективности.

Виды официальных писем

В зависимости от содержания деловые письма делятся на множество видов. Обычно в каждом официальном письме поднимается один вопрос. В случае если необходимо сразу разрешить две и более проблем, несколько видов помещаются в рамки одного послания.

Различают следующие типы деловых писем:

  • Сопроводительные – письмо с указаниями по отправке документов.
  • Гарантийные – подтверждение и закрепление определенных условий.
  • Благодарственные – выражение благодарности и желания дальнейшего сотрудничества.
  • Приглашения – официальное предложение участия в мероприятии.
  • Поздравительные.
  • Информационные.
  • Рекламные, или предложения о сотрудничестве.
  • Запросы.
  • Извещения.
  • Просьбы.
  • Письмо-ответ.

Составление делового письма

Как написать письмо официального характера правильно? Важно знать и корректно применять законы композиции таких посланий. Прежде всего необходимо определиться с темой письма и его видом. Здесь нужно учесть всю ту информацию, о которой адресат уже знает, и, отталкиваясь от этого, тщательно продумать содержание и приводимые аргументы. Письмо должно быть максимально информативным и логичным, без лишних отступлений и воды.

Существуют две группы деловых писем: одноаспектные и многоаспектные, или простые и сложные. Одноаспектные послания сжаты и рассматривают только один вопрос. Они обычно не требуют ответа. Многоаспектные письма поднимают несколько проблем, поэтому и более сложны по структуре. Следует подробно рассмотреть их композицию.

Текст сложного письма состоит из нескольких частей. В первой части указываются мотивы, побудившие автора к написанию послания, приводятся необходимые аргументы. Здесь необходимо ответить на вопрос о том, с какой целью создавалось это письмо. Во второй части автор делает выводы, высказывает предложения, решения затронутой проблемы и просьбы.

Структуры некоторых видов официальных писем

Письмо-просьба:

  1. Причина, сформировавшая просьбу.
  2. Сама просьба.
  3. Желаемый результат, выражение благодарности и готовности к сотрудничеству в случае удовлетворения просьбы.

Письмо-запрос:

  1. Причины важности запроса.
  2. Сам запрос.
  3. Результат в случае выполнения просьбы.

Сопроводительное письмо

  1. Уведомление о материалах.
  2. Сведения о материалах.

Письмо-ответ, отклоняющее просьбу

  1. Дублирование ранее изложенной просьбы.
  2. Причины отказа.
  3. Изложение самого факта отказа или отклонения.

Иногда в письме-ответе приводятся альтернативные пути решения затронутого вопроса.

В современном делопроизводстве в основном используются одноаспектные официальные письма.

Оформление письма

Деловая переписка осуществляется на фирменных бланках для официальных писем. Они должны соответствовать государственным стандартам и содержать следующие элементы:

  • Логотип юридического лица.
  • Название юридического лица (автора письма).
  • Контакты (адрес, номер телефона, электронная почта, сайт).
  • Дата составления письма.
  • Регистрационный номер письма.
  • Отсылка к дате и номеру входящего послания (если это письмо-ответ, например).

В конце письма отправителем указывается следующая информация:

  • Должность и фамилия с инициалами подписывающего письмо.
  • Должность и фамилия с инициалами составителя (если он не ставит свою подпись).
  • Список приложений (если имеются).

Помимо соблюдения формальных правил в оформлении большую роль играет бумага (если письмо отправляется обычной почтой). Она будет различаться в зависимости от типа делового послания. Например, для обычного официального письма подойдет простая белая бумага. Для писем-приглашений, поздравлений, благодарностей лучше всего выбрать плотную или тисненую бумагу. Рекламные письма хорошо смотрятся на цветной бумаге.

Клише и устойчивые фразы

Правила официального стиля письма требуют использования готовых языковых формул. В различных ситуациях можно использовать следующие конструкции:

При обосновании причин и мотивов:

  • В связи с отсутствием финансовой помощи…
  • В связи со сложной экономической ситуацией…
  • В порядке проведения совместной работы…
  • В соответствии с Вашим письмом…
  • В соответствии с протоколом…
  • В ответ на Ваше обращение…
  • В подтверждение нашей договоренности…
  • В целях усиления ответственности…
  • На Ваше обращение…

При составлении письма-просьбы:

  • Просим оказать содействие…
  • Просим выслать в наш адрес…
  • Просим принять участие…
  • Прошу принять меры…
  • Прошу принять к сведению…
  • Прошу довести до сведения…
  • Прошу ликвидировать задолженность…

Для вступления в сопроводительных письмах:

  • Направляем информацию…
  • Возвращаем справочные материалы…
  • Высылаем подписанный с нашей стороны договор…
  • Посылаем справочную литературу… и т. д.

Письма-подтверждения начинаются так:

  • Подтверждаем…
  • С благодарностью подтверждаем…

При составлении письма-ответа (неудовлетворение просьбы):

  • Ваше предложение отклоняется по следующим причинам…
  • Направленный в наш адрес проект плана совместных действий изучен. Считаем его неприемлемым по следующим причинам…
  • На Ваше обращение о совместной работе считаем…

Заключительными словами текста письма могут быть следующие:

  • Убедительно просим направить в наш адрес информацию.
  • Убедительно просим Вас не задерживать ответ.
  • Просим извинить за задержку с ответом.
  • Надеемся, что наша просьба будет выполнена.

При составлении писем-приглашений:

  • Приглашаем принять участие…
  • Просим направить представителя…

При составлении письма-гарантии:

  • Оплату гарантируем…
  • Качество изделий гарантируем…
  • Сроки выполнения гарантируем…

Эти заготовки помогут вам сделать все правильно.

fb.ru

Урок развития речи «Особенности письма как эпистолярного жанра»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; научить составлять текст письма, учить правильному написанию письма: делового, официального, личного, показать художественную ценность, коммуникативную значимость жанра письма;
  • способствовать формированию умения воспринимать готовые тексты разных стилей и составлять собственные с учётом правил текстообразования;
  • развивать речевые навыки, расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
  • воспитывать активную социальную позицию ученика. 

Тип урока: развитие речи (2 часа).

Категория учащихся:

8 класс.

Оборудование: Презентация 1 “Особенности письма как эпистолярного жанра”, мультимедийный проектор, проект “Почта России в нашем городе”, индивидуальные карточки. 

Эпиграф к уроку:

Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…
Н. Кузовлев.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности, объявление темы и цели урока. (Слайд 1, 2).

– О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?
– Какие цели вы ставите перед собой?

2. Вступительное слово учителя.

– Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями. (Слайд 3, 4).
– Что такое эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит “письмо”.)


– Но в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких?
– Чтобы написать письмо, мы специально выбираем время, концентрируем мысль на человеке, кому адресовано послание, излагаем на бумаге свои философские мысли, фиксируем какие-то события. По прошествии времени, перечитывая письмо, вспоминаем прошедшие события и заново переживаем чувства, связанные с ними.
– А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.)
– А теперь ответьте, в чем смысл эпиграфа?

3. Словарная работа (кроссворд). (Слайд 5, 6).

– Сейчас мы с вами вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Работаем с кроссвордом, отгаданные слова записываем в тетрадь.

  1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
  2. Тот, кто пишет письмо. (Адресант.)
  3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
  4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс.)
  5. Литературный жанр, послание в форме письма.
  6. Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письма.)
  7. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон.)

– Что у нас получилось? Кто такой “адресат”? (Тот, кому адресовано письмо.)

4. Сообщение об истории эпистолярного жанра.

Любое письмо, отправленное нами или полученное, мы воспринимаем как часть нас самих, мы радуемся ему, храним, перечитываем его, но мало кто знает историю возникновения письма. Вот об этом нам и расскажет Сухова Юля. (

Приложение 1)

5. Беседа о видах писем.

– Подумайте, какие бывают письма? (Письма можно разделить на два вида: деловые и личные, которые делятся на подвиды.)
– Расскажите о каждом виде письма с примерами. (Отвечают по одному ученику.) (Слайд 7,8, 9, 10, 11, 12, 13).

6. Практическая часть.

– Теперь, если вы внимательно изучили виды писем, можем приступать к выполнению задания на индивидуальных карточках (по вариантам).

Задание 1. Определить, к какому виду писем относится каждый из отрывков:

I. «Саша, извини меня, пожалуйста, за то, что я вчера написала. Это было сгоряча. На самом деле, я так не думаю, конечно…»

«Уважаемый г-н Петров, от лица генерального директора, я хочу напомнить Вам, что в пятницу, 22 апреля, истекает срок погашения Вашей задолжности…»

«Здравствуй, Таня. Не могла бы ты рассказать мне, что было на последнем занятии? Я его пропустил, а теперь не понимаю, как выполнить домашнее задание…»

«Сергей, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии редактора. Я думаю, что Вы нам подходите…»

«Вика, поздравляю тебя с Днем рождения!!! Пусть в этом году у тебя будет столько светлых и радостных дней, сколько листьев на твоем любимом клене за окном…»

II. «… по всем перечисленным пунктам мы совершенно согласны с Вами. Но, к сожалению, мы вынуждены отказать Вам, потому что…»

«Я тоскую по тебе, как солнце тоскует по цветам… Мне очень жаль, что тебя нет рядом…»

«Здравствуйте, Анна Анатольевна. Хочу узнать у Вас, могу ли я записаться на Ваши курсы?..»

«Привет, Леха! Я вчера ходил в кино на фильм «Возвращение». Сходи обязательно – уверен, тебе понравится!..»

«Олег Сергеевич, спасибо Вам огромное за помощь! Теперь, я думаю, у меня получится…»

(Ответы учеников.)

7. Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем.

– А сейчас представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. На что вы обратите внимание вначале? (На оформление.)
– Правильно. Аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Об эпистолярном этикете вам расскажет Жарков Сергей.

Сообщение “Эпистолярный этикет”.

При обращении к адресату учитываются его служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства. Следует обратить внимание на то, что на письме обращение “Уважаемый господин Петров” более применимо, нежели в устной речи, где уместнее обращение по имени-отчеству. Наиболее общими формулами обращения в деловых письмах являются следующие:

Уважаемый господин (фамилия)!
Уважаемая госпожа (фамилия)!
Уважаемые господа!

При обращении к высшим должностным лицам возможно указание должности (без фамилии):

Уважаемый господин председатель!
Уважаемый господин министр!

В письмах-приглашениях, извещениях следует обращаться к адресату по имени-отчеству:

Уважаемый Иван Иванович!

В отдельных случаях, когда адресат обобщен или точно не определен (например, это потребители или партнеры), возможны обращения Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Согласно правилам делового этикета, при формулировке просьб, запросов, предложений принята форма выражения от первого лица множественного числа:

Предлагаем Вашему вниманию новый каталог программного обеспечения…(Вместо предлагаю…)

Напоминаем Вам, что срок выполнения договора истекает…
Просим Вас сообщить о необходимости замены оборудования…

Тональность деловых писем должны определять корректность и оптимизм. Убедительность делового послания зависит от выбранного стиля письма. Убеждает не только информация, изложенная в письме, но и тональность, в которой ведется переписка. Зачастую именно она определяет характер делового диалога.

Использование этикетных средств может смягчить отрицательную для адресата информацию:

По нашему мнению, предлагаемые Вами цены слишком высоки, поэтому приобретение Вашей продукции невыгодно для нашего предприятия. Мы надеемся на то, что изменение Вами ценовой политики приведет к успешному сотрудничеству между нашими компаниями.

Завершение письма – важная часть эпистолярного этикета. В отличие от личной переписки, деловое письмо не предполагает прощания в стиле С приветом! Пока!

Если письмо начинается с формулы Здравствуйте!, то завершать его надо прощанием: До свидания, Всего доброго! Далее желательны формулы вежливости С надеждой на сотрудничество

или более нейтральное: С уважением. И потом – имя-фамилия, если необходимо – должность и контактные данные отправителя. Если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату Уважаемый Иван Иванович!, то в конце текста можно не прощаться, но перед подписью обязательно необходимо использовать формулу вежливости: “С уважением, Петр Петров”.

Самое главное – деловое письмо должно быть содержательным и его содержание должно быть интересным не только для отправителя, но и для получателя. Никакие формулы вежливости и шаблоны не спасут письмо, если в нем нет делового содержания.

8. Практическая часть. (Слайд 14).

Задание № 2. Письмо из 19 века.

Милостивый государь!

Спешу известить(уведомить) Вас о (каких событиях?) и препоручить себя Вашему благорасположению. Я давно не имел удовольствия получать от Вас известия, о чём искренне сожалею. Долг мой и желание были бы (что сделать?).

Будьте уверены, что ничто не может переменить моё почтение и любовь к Вам.

С глубочайшим почтением … имею счастье быть, милостивый государь …, Вашим покорнейшим слугою ……

(Подпись)

Прочитайте текст и скажите, каким стилем оно написано?

Интересно читать это письмо? Почему?

– А теперь прочитайте еще одно письмо (Слайд 15).

Привет, Санек!
Как житуха? У меня все о’key. Каждый день хожу в школу. Да, недавно схватил пару по русскому языку, а еще классная отругала за то, что с лит-ры сбежал. От предков так попало! Быстрей бы каникулы!
Ну, все пока, Санек, увидимся.
Твой Витек.

– Каким стилем оно написано?
– Чего не хватает в этом письме?
– Интересно читать это послание? Почему?

Задание № 3. Перед вами письма великих писателей, прочитайте их, обратите внимание на структуру этих писем, на речевые обороты (на каждом столе).

Н.Н.Пушкиной.

8июня 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод.
Милый мой ангел! я было написал тебе письмо на четырех страницах, но оно вышло такое горькое и мрачное, что я тебе не послал, а пишу другое. У меня решительно сплин. Скучно жить без тебя и не сметь даже писать тебе все, что придет на сердце. Ты говоришь о Болдине. Хорошо бы туда засесть, да мудрено. Об этом еще успеем поговорить. Не сердись, жена, и не толкуй моих жалоб в худую сторону. Никогда не думал я упрекать тебя в своей зависимости. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив; но я не должен был вступать в службу и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами.

Н.Н.Пушкиной.

25 сентября 1835 г. Из Тригорского Петербург.
…Здорова ли ты , душа моя? и что мои ребятишки? что дом наш, и как ты им управляешь? Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а все потому, что не спокоен. В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалеров на балах, на которых уже не пляшу…

Письмо Н.В. Гоголя матери 1830 г.

,,Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами. Как бы хотелось мне хотя бы на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!

Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…»

– Каким стилем написаны письма?
– Какие обороты речи вам понравились, зачитайте их?
– Докажите, что эти письма написаны художественным стилем. Найдите эпитеты, олицетворения и другие художественные средства.
– Какие это письма? (Личные.)
– Каким стилем нужно писать личные письма и деловые?
– Сделаем вывод, каким же должно быть письмо?

9. Представление творческого проекта “Почта России в нашем городе”.

– Кто доставляет письма, через чьи руки они проходят? (Почта, почтальон.)
– Сейчас мы с вами посмотрим проект ваших одноклассников о работе почты в нашем городе.

(Защита проекта.)

10. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Для чего вам могут пригодиться эти знания?
– Достигли ли мы цели урока?

11. Домашнее задание.

– Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы дома попробуете написать письмо. Для этого вспомним композицию письма. (Слайд 16).

Вы будете писать письма личного характера «Хочу рассказать тебе о своем родном крае», «Письмо ветерану», «Письмо президенту», «Письмо другу», »Письмо своей семье» и др. Оценивается содержание, форма, нестандартный подход к теме, речевая выразительность.

12. Выставление мотивированных оценок за урок.

13. Заключительное слово.

– Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому.

Но, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями.

Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка – это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!

urok.1sept.ru

основные жанры письменной речи и их стилистическая обусловленность – вебинар – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

На уроках русского языка и литературы всех учеников учат писать изложения, эссе, сочинения-рассуждения. Однако каждый год на ОГЭ и ЕГЭ эксперты встречают далеко не идеальные работы. Как научить писать ученика осмысленные тексты?

Немного о тексте

Как мы сами определяем значение термина «текст» — как совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически? Но всякий ли набор грамматически и тематически связанных предложений является текстом? В речеведении существует целый ряд названий для так называемых псевдотекстов (паразитных текстов, профанных текстов, эхотекстов), которые обладают лишь внешними признаками текста, а на деле полностью лишены коммуникативного замысла.

Чтобы создавать наполненные подлинным смыслом сочинения, нужно понимать природу письменного выказывания — это деятельность, в основе которой лежат потребность и цель, и только затем — действия и операции. Согласно Гальперину, текстом может называться любое по объему высказывание, если оно подчинено теме, тема раскрыта в соответствии с замыслом, а высказывание имеет адресата и цель. Подлинный текст — это продукт человеческого общения.

В письменном тексте мотив, замысел, реализация полностью зависят от автора, но это всегда диалог, скрытый в монологе. При этом рядовой школьник в работе над текстом зачастую руководствуется только одним мотивом или потребностью — «чтобы отвязались» или «это для оценки». Чтобы создать подлинный текст, ученику необходимо прежде всего определить настоящую цель и научиться моделировать воображаемого собеседника.

Жанры и стили

Знание и понимание особенностей жанров позволяет нам проникнуть в авторский замысел. Весь ЕГЭ по литературе основан на жанровом принципе, ведь к анализу произведений разных жанров стоит подходить по-разному.

В основе каждого жанра лежит определенное коммуникативное ожидание, и поэтому мы используем разные жанры, чтобы установить то или иное взаимодействие с собеседником. Например, для выражения эмоций и чувств — личное письмо, для представления результатов эксперимента на уроке — доклад.

Жанр всегда связан с определенным стилем речи — разговорным, научным, официально-деловым, публицистическим, художественным. На практике, при работе с текстами на уроках, разбор стиля порой сводится лишь к выделению в тексте тех или иных его лингвистических особенностей — терминов, риторических вопросов, эпитетов и т. д. Но чтобы ученик мог сам создать осмысленный, богатый с точки зрения использования языковых средств текст, относящийся к определенному жанру, ему сначала придется ответить на следующие вопросы:

  • какова сфера использования данного стиля?
  • с какой целью он выбрал именно этот стиль, чего хочет достичь?
  • каковы особенности стиля, что для него характерно — обобщенность или индивидуальность, отвлеченность или конкретность?
  • в чем заключается специфика употребления в этом стиле выразительных средств языка? Какие из них лучше послужат исходной цели? 

Для одного и того же стиля можно подобрать целую палитру жанров: к примеру, в публицистическом стиле можно написать заметку, репортаж, интервью, пресс-релиз (информационные жанры), статью, обзор, рецензию (аналитические жанры), очерк, эссе, житейскую историю (художественно-публицистические жанры).

Эссе — один из самых распространенных жанров, который выбирается для школьных письменных работ. Художественно-публицистическое эссе представляет собою прозаическое сочинение небольшого объема, носит личностный характер, отличается нестандартным видением проблемы и свободной композицией. Оно позволяет показать личность автора, но дается далеко не каждому ученику. А вот научить писать простой текст-рассуждение (эссе в учебно-научном стиле, или экспозиторное эссе) можно любого. Подобные сочинения были популярны еще в дореволюционной гимназии, и строго говоря, именно такой текст и требуется от ученика в ЕГЭ по русскому языку. 

rosuchebnik.ru

Примеры стилей речи. Примеры стилей текста

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

Пять основных стилей речи

Итак, как уже сказано выше, любой текст, который Вы создаете, может быть отнесен к одному из пяти стилей речи. Вот они:

  • Научный стиль
  • Публицистический стиль
  • Художественный стиль
  • Официально-деловой стиль
  • Разговорный стиль

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

  1. Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)
  2. Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)
  3. Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)
  4. Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)
  5. Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

Впрочем, для большей объективности, зацикливатся сегодня на стиральной машине мы не будем, а просто рассмотрим все пять стилей речи с различными примерами.

[direct]
1. Научный стиль речи

Научный стиль характеризуется жесткими требованиями к написанию, которые более подробно описаны в статье «Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации». В этой статье пример научного стиля будет более сжатым, но если Вас интересует развернутый вариант, то его можно найти на этой странице.

Научный стиль используется среди ученых, а также в среде образования. Отличительная особенность научного стиля заключается в его объективности и всестороннем подходе к рассматриваемому вопросу. Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы, монотонная окраска и закономерности – вот что характеризует научный стиль.

Пример научного стиля речи

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

2. Публицистический стиль речи

В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах.

Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль:

Пример публицистического стиля речи №1

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

[direct]

Пример публицистического стиля речи №2

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

3. Художественный стиль речи

Когда Вы переутомлены сухостью научного стиля или двуличностью публицистического, когда Вам хочется вдохнуть легкости чего-то прекрасного, яркого и насыщенного, переполненного образами и незабываемой гаммой эмоциональных оттенков, то к Вам на помощь приходит художественный стиль.

Итак, художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Пример художественного стиля речи

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

[direct]
4. Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль – это стиль всех деловых документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных актов и так далее. Как и для научного стиля, для него характерны жесткие правила, подробнее о которых можно прочитать в статье «Официально-деловой стиль. Примеры и принципы создания деловых текстов».

Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.

Пример делового стиля речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

5. Разговорный стиль речи

Разговорный стиль наиболее характерен для современного Интернета. С массовым появлением блогов, он стал доминирующим в Сети и оставляет свой отпечаток не только в веб-публицистике, но также в продающих текстах, слоганах и т.д.

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

Пример разговорного стиля речи №1

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

[direct]

Пример разговорного стиля речи №2

Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

Выводы

Итак, сегодня мы рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

shard-copywriting.ru

Тема 4.Функциональные стили речи.

Материал для наблюдений

1. Ознакомьтесь со значением слова «стиль». Определите, какое из них относится к языку.

2.Стиль – характерный вид, разновидность чего-нибудь, которая выражается в особенных формах художественного оформления.

3.Метод работы, поведение.

4.Приемы использования средств общенародного языка для выражения мыслей в различных условиях речевой практики.

(С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. Стиль языка называют функциональным потому, что он выполняет определённую функцию (роль) в жизни. Каждый из стилей определяется по совокупности специфических признаков, имеет языковые особенности, сферу, условия, цель и задачи общения.

Разговорный стиль речи обслуживает потребности повседневного общения людей в обиходно-бытовой сфере. Это стиль непринуждённой беседы, характеризующейся шутливой, иронической или фамильярной окраской.

Официально-деловой стиль преимущественно используется в сфере официально-деловых отношений. Он служит для оформления деловых документов, приказов, постановлений и т.д. Он обслуживает взаимоотношения между различными учреждениями, государствами, а также между учреждениями и отдельными гражданами.

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, радио и телевидения, устных выступлений на собраниях и митингах. Он используется в общественно-политической сфере, выполняет информационную, агитационно-пропагандистскую и популяризаторскую функции.

Научный стиль обслуживает сферу науки, его основная функция – передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематизированное изложение научных знаний.

Художественный стиль занимает особое место среди функциональных стилей, являясь наиболее полным выражением всего национального языка в целом. Стиль художественной литературы включает в себя стили языка, но в функционально-преобразованном виде.

Функциональные стили языка

Стили

Задача (цель высказывания)

Сфера применения

Стилевые особенности

Языковые особенности

Научный

сообщить научную информацию; объяснить различные связи между явлениями

научные труды (статьи, монографии, диссертации, доклады), учебники, справочники, лекции

обобщенность, понятийная точность,

объективность, логичность

научная лексика, в т.ч. и термины; причастные обороты, сложно-подчиненные предложения, вводные слова как средства логической связи и др.

Официально – деловой

сообщить информацию, представляющую волевое предписание государства

законы, постановления, дипломатические документы, протоколы, акты, доверенности т.д.

официальность, точность, обобщенность, объективность, стандартизованность

официальная лексика. термины, аббревиатуры, преобладание имени над глаголом, клише, уточнения, пояснения, причастные и деепричастные обороты, расщепленное сказуемое и т.д.

Публицистический

воздействовать на массы путем сообщения общественно значимой информации

газеты, журналы, радио, телевидение, публичные лекции; выступления на собраниях, митингах, Интернет

эмоциональность, оценочность, побудительность;

конкретность -абстрактность; логичность

книжная, нейтральная и разговорная лексика; фразеологизмы, крылатые выражения; книжный синтаксис и разговорные конструкции

Художественный

Нарисовать словами яркую картину; при помощи созданного образа воздействовать на чувства, воображение читателя

сказки, былины, басни, повести, рассказы, романы, драмы, комедии, стихи

конкретность, образность, эмоциональность, субъективность

лексика всех стилей языка; слова в переносном значении, оценочные слова, предложения вопросительные, восклицательные и т.д.

Разговорный

Обменяться мыслями, поделиться переживаниями, впечатлениями

В семье, быту, повседневных разговорах

непосредственность общения, неподготовленность речи, эмоциональность

Разговорная лексика и фразеология; местоимения, вводные слова, обращения, простые (в т.ч. неполные) предложения, бессоюзные сложные предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения и др.

Задания

1. Прочитайте тексты. Сравните их.

1)Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Птиц страсть как люблю.

2)Розничная торговля (ритейл, ритейлинг) – совокупность видов предпринимательской деятельности, увеличивающая ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.

3)Мир и спокойствие царят в нашей стране, а добиться этого можно было, по убеждению Главы государства, только объявив приоритетом гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан, независимо от национальности, вероисповедания, политических взглядов. Казахстан – одно из немногих постсоветских государств, которое сохранило общенациональное согласие и гражданский мир, не знает межнациональных конфликтов и конфессиональной розни.

2.Расскажите сокурсникам о стилях литературного языка, используя в виде карточки наглядности таблицу «Стили русского литературного языка».

Методические рекомендации

Большое значение для характеристики речи имеет форма ее реализации: письменная, специфичная для книжных стилей, устная – для разговорного.

Классификация функциональных стилей находится в особых отношениях с формами речи – устной и письменной.

Устная речь – речь звучащая, произносимая. Большую роль в ней играет интонация, логическое ударениe.

В письменной речи интонация не дана непосредственно. Она опирается на структуру предложения, порядок слов, пунктуацию.

Для осмысления письменного текста к нему можно обращаться неоднократно; устная речь воспринимается сразу, одновременно с процессом говорения.

Задание 1. Прочитайте тексты. Определите, к какому стилю речи они относятся – разговорному или книжному? Сравните, чем различаются эти два вида речи.

1) Алгоритмический язык, формализованный язык для однозначной записи алгоритмов. Состоит из набора символов (алфавит), синтаксических правил и семантических определений. Он является основой языков программирования (БЭС).

2) Думаю, что математическая наука сегодня как никогда является наиболее важной наукой. В современном процессе глобализации каждому выпускнику вуза и молодому специалисту необходимо знание основ программирования и методов математического моделирования, живых и искусственных языков, экономики и права. Без этого он не сможет состояться как специалист и найти своё место в жизни. А мне бы хотелось, чтобы каждый выпускник школы был перспективным, успешным и состоятельным.

Задание 2. Распределите лексико-семантическую группу слов по стилям. Составьте предложения с выделенными словами и словосочетаниями.

Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в соответствии с планом, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный, премилый, разделаться, трансформатор, тангенс, информация, улепётывать, молодцеватый, гонка вооружения, разрядка международной напряжённости.

Задание 3. Прочитайте предложения. Определите характер связи между подлежащим и сказуемым.

29 579 делится на 7 и на 13, но не делится на 11. Через час собралось около двухсот. (К. Седых) Там пришли каких-то семь. (А. Купр.) Семейно живут только десять. (А.Чех.) Туда же через час проскользнула рыжая. (П. Далец.) Однорукий пошел назад – искать свой номерок. (Г. Матв.) Военные здесь живут по десять, по пятнадцать лет. (Н. Анов) Встречный показался из-за поворота. Рядом шли веселые провожающие. (В. Райм.). Как-то странно искоса поглядывает усатый. (П. Далец.)

Задание 4. Прочитайте пословицы, поговорки и скороговорки. Перепишите их. Попробуйте проговорить их как можно быстрее. Отработайте произношение. Обратите внимание на звуки [ф] и [ф’], [х] и [х’]. Вспомните скороговорки на казахском языке.

а)Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Федя физкультурник, первый футболист. Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру – про Фрола навру.

б) Хлеб за брюхом не ходит. Ехал к Фоме, а заехал к куме. Май холодный – год хлебородный. Худо ли ухи хлебнуть, да не охнуть – вздохнуть. Осип охрип, Архип осип.

Задание 5. Ответьте на вопросы.

1)Что Вы понимаете под функциональным стилем? Сколько их? Назовите их языковые и стилистические особенности, сферы употребления.

2)Каким стилем речи чаще всего Вы пользуетесь в жизни? Реже всего?

3) К каким стилям, по вашему мнению, относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу. Чтобы уточнить определение жанров речи, воспользуйтесь толковым словарем русского языка.

Научный

Художественный

Публицистический

Официально-деловой

Разговорный

Тезисы

Повесть

Очерк

Протокол

Реплика

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, сказка, статья.

4) Укажите особенности использования терминов в газетных текстах.

1. Надо сделать лишь один-два легких нажима баллончика, и целебное облачко эфедрина, как говорят врачи «купирует» приступ астмы. 2. Глаз у лодки нет. Зато есть уши – гидроакустики. 3. Мы выпускаем также моторовагонные поезда с кремниевыми выпрямителями, короче сказать, электрички. 4. Некоторые наши сотрудники заражены вирусом канцелярщины, сокращенно – вирусом «К». 5. Человек, попадая в новую незнакомую обстановку, воспринимает ее с особой остротой. Меняются события – по синусоиде колеблется настроение.

5)Прочитайте текст. Запомните как можно больше информации.

Сегодняшний город – это кусок земли, покрытый застывшей лавой. И только букеты цветов и осенних красных листьев говорят, что где-то есть пахнущая влажная почва с миллионами трав и деревьев.

Современный город несет в себе противоречия. Разрастаясь, покрывает огромные территории, обедняя природу, окружая себя корками аэродромов, автострадами, высоковольтными линиями. Растекаясь как гигантский каменный блин, он мучается в поисках выхода из самого себя. Поэтому лучшие умы в архитектуре ищут новые решения, предлагают разные варианты городов будущего. Эти предложения различны, как различны умы, их породившие. Но их объединяет одно: они стремятся вернуть человеку живую землю и живое небо, привлечь в города изгнанную природу, соединить гигантские «цветы» небоскребов с земными полевыми цветами, повернуть человека лицом к природе.

6) К какому стилю относится данный текст? Почему? Выделите лексические особенности текста.

7) Прочитайте тексты. Сравните их.

1. Дерзайте, боритесь за большие дела, если вы беретесь всерьез. Способности, как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка, ничего не откроет. Изучайте свою специальность досконально, но не жалейте время и на чужую.

2. Вот мои книги. Я их очень люблю. Книги – мое увлечение.

— Я тоже люблю книги, но почти не покупаю их, потому что я беру книги в библиотеке.

— Приходи ко мне, бери читать мои книги.

3. …Мальчик спешил домой.

Байтас и старый Жумабай только восклицали:

— Ну и торопится же мальчуган домой.

Байтас, умеряя пыл подростка, крикнул ему:

— Не скачи без нас! В Есембаевском овраге воровской притон!

Разбойники, наверное, следят за тобой,- прибавил Жумабай.

— А вы на что?

— А что мы сможем с ними сделать? Нас двое…

Но эти слова только подзадорили мальчика.

— Ну, раз вы ничего не можете сделать, так не все ли равно, один я буду или с вами? Я поехал!

Он ударил коня, поскакал вперед, и до самой лощины Есембая ни разу не оглянулся назад.

(отрывок из романа М. Ауэзова «Путь Абая»)

8) От чьего лица ведется повествование в текстах? Выделите фрагменты в текстах, которые представляют авторское повествование (речь от автора) и передают речь двух лиц (реплики героев). Какая в текстах связь между фрагментами? Чем она выражена?

9) Определите, какие из текстов иллюстрируют диалог, полилог, монолог.

Задание 6. Напишите сочинение «Моя Родина – Казахстан», используя языковые особенности литературно-художественного стиля.

studfiles.net

Деловое письмо: правило и стиль изложения

Введение

Расширение международных политических и экономических связей, открытие страны для внешнего мира привели к тому, что спрос на квалифицированных специалистов, знающих иностранные языки намного превышает предложение. Возросла также роль изучения иностранных языков, среди которых, безусловно, лидирует английский язык, знание которого дает доступ к сокровищнице мировой культуры, достижениям науки и техники, возможность деятельности практически в любой стране мира.

Деловое письмо было и до сих пор остается важным элементом ведения бизнеса в мире. Без деловой переписки вести деловые отношения почти невозможно. Практически все телефонные и телеграфные договоренности требуют письменного подтверждения; при установлении же деловых контактов, хорошо составленное, правильно сформулированное письмо личностного характера может наилучшим образом представить фирму и создать самое благоприятное о ней впечатление у вашего партнера. Умение контактировать с людьми можно развить посредством умения писать хорошие деловые письма, усвоив некоторые довольно простые основы.

Прежде всего, деловые письма следует писать с позиции корреспондента. Необходимо посмотреть на проблему с точки зрения лица, которому пишется письмо, осмыслить его желания, определить, в чем он заинтересован и какие у него проблемы. Чтобы письмо было эффективным, важно видеть вещи не только своими глазами, но и глазами другого лица. Письмо должно звучать искренне, читающий должен верить тому, что в нем пишется, ничего не подвергать сомнению. В противном случае письмо будет абсолютно неэффективным. Деловое письмо, связанное с предложением какого-либо товара, услуги или идеи, должно быть живым, написанным с «огоньком», убедительным, не содержащим каких-либо отрицательных мыслей, (по принципу составления рекламы). Убедительность внеподдельности делового предложения передается людям, и они положительно откликаются на нее.

Хорошие манеры важны не только в личных контактах, они важны и в деловой переписке. Поэтому любезность, уважение прав и чувств другой стороны должны неизменно пронизывать деловое письмо. Следует не обвинять, а приводить только факты, не критиковать или высмеивать лицо, которому пишется деловое письмо. Злое, раздражительное письмо не приведет к желаемому результату. Любая мысль может быть выражена вежливо, сдержанно и с достоинством. Тактичность в деловых письмах – залог успеха. (5)

1. Правило написания делового письма

Написание текста письма является трудоемким процессом. Важная задача при составлении письма – его информационное насыщение, т.е. включение в него необходимого количества информации. Письмо бывает: одноаспектным и многоаспектным. Один аспект письма обычно составляет содержание всего письма, и чаще всего это письма, не требующие ответа. Текст многоаспектных писем может состоять из следующих аспектов: разделов, пунктов, подпунктов, абзацев. Изложение каждого аспекта необходимо начинать с абзаца. Для деловой переписки характерна тенденция составления преимущественно многоаспектных писем. Письмо составляется обычно по схеме: вступление, основная часть, заключение. Вступительная часть содержит: ссылку на документ, его отдельные пункты, послужившие основанием составления письма; констатацию факта, в ней указываются цель (причина) составления письма. При ссылке на документ указываются его данные в следующей последовательности: наименование вида документа, автор, дата, регистрационный номер документа, заголовок, например: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2004 г. №620 «Об утверждении Типового положения…» В основной части излагается описание события, сложившейся ситуации, их анализ и приводимые доказательства. Именно в этой части необходимо убедить, доказать, что в проводимом совещании (конференции, круглом столе) необходимо участвовать, что производимая продукция или выполняемые услуги лучшие, что просьбу необходимо выполнить и т.д. Заключение письма представляет собой выводы в виде просьб, предложений, мнений, отказов, напоминаний и т.д. Письмо может содержать только одну заключительную часть. Основные вопросы письма надо четко сформулировать и расположить в последовательности, наиболее оптимальной для восприятия. После составления и написания служебное письмо необходимо отредактировать. Деловое письмо практически всегда начинается с обращения. Эта небольшая по объему часть текста исключительно значима для целей общения. Правильно выбранное обращение не только привлекает внимание адресата, но и задает переписке нужную тональность, способствует налаживанию и поддержанию деловых отношений. Важность обращения определяется автором письма, обращение позволяет обеспечить себе слушателя. Особого внимания заслуживает знак препинания, следующий за обращением. Запятая после обращения придает письму будничный характер, знак восклицания подчеркивает значимость и официальный стиль. (3) Составитель текста должен принять во внимание следующие факторы:

1. Общественную позицию адресата в соотношении с собственной;

2. Степень знакомства, характер отношений;

3. Официальность/неофициальность ситуации общения;

4. Этикетные разрешения, действующие в данном речевом коллективе.

При печатании обращение выравнивается по центру:

Уважаемый Сергей Петрович!

Текст письма может заканчиваться выражением ожидания исполнения просьбы (гарантии, представления, приглашения, напоминания), а также формулой вежливости, например:

Выражаю свою признательность за оказанное содействие и заверяю, что представленная Вами информация будет иметь большое значение в деле развития взаимовыгодного сотрудничества.

Пользуясь случаем, выражаю благодарность за приглашение…

Выражаю надежду на плодотворное сотрудничество и активное участие в решении задач, в выработке и реализации наших дальнейших программных действий.

Формула вежливости располагается перед реквизитом «подпись», печатается с абзаца и отделяется от должности запятой. Наименование должности пишется с прописной или строчной буквы в зависимости от того, как должность прописана в учредительных или нор мативно-правовых документах организации. В том случае если письмо будет оформлено на бланке должностного лица, то в реквизите «подпись» наименование должности не указывается. (1)

В официальной переписке применяется официально-деловой стиль.

Деловой стиль – это совокупность речевых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений.

Особенности делового стиля, специфические черты, присущие ему, стилевые нормы этой разновидности языка оформились под влиянием условий, в которых протекает деловое общение. Эти условия заключаются в следующем:

1. Участники делового общения – преимущественно юридические лица – организации, учреждения, предприятия, в лице действующих от имени руководителей и других должностных лиц;

2. Характер и содержание информационных взаимосвязей организаций достаточно жестко регламентированы;

3. Предметом делового общения выступает деятельность организации: управленческая, производственная, экономическая, научная, техническая и др.;

4. Управленческие документы в подавляющем большинстве ориентированы на конкретного получателя;

5. Большинство ситуаций, возникающих в деятельности организаций и нуждающихся в письменном оформлении, относятся к повторяющимся, однотипным ситуациям.

Рассмотренные условия делового общения формируют определенные требования к управленческой информации. Для обеспечения эффективного информационного обмена в сфере управления информация должна обладать определенными свойствами.

Она должна быть:

1. Официальной по своему характеру, что подчеркивает деловую основу отношений, их неличностный характер, а также свидетельствует об определенной дистанции, существующей между участниками делового общения;

2. Адресной, так как управленческий документ всегда предназначен конкретному получателю, должностному лицу, организации, группе организаций;

3. Актуальной, поскольку документ должен содержать именно ту информацию, которая необходима в данный момент времени для принятия эффективного управленческого решения либо иного использования в управленческой деятельности;

4. Объективной и достоверной, так как для эффективной управленческой деятельности необходима непредвзятая, беспристрастная оценка событий, фактов, явлений;

5. Убедительной, аргументированной, поскольку задача делового общения – побудить адресата совершать (или не совершать) определенные действия;

6. Полной и достаточной для приятия управленческого решения. Недостаточность информации может вызвать необходимость дополнительно запрашивать с

mirznanii.com

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

МКОУ Краснооктябрьская СОШ
Гусь- Хрустального района Владимирской области.

Урок русского языка
в 11 классе

Тема: «Разговорный стиль речи.
Особенности письма как эпистолярного
жанра (частное письмо)»

Автор методической разработки
учитель русского языка и литературы
МКОУ Краснооктябрьская СОШ
Ковылова Г.В.

Цель: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.

Задачи:
развитие коммуникативных способностей учащихся;
соблюдение стилевого единства письма;
умение выделять смысловые части письма.

Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к эпистолярному жанру.
воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:
Ксерокопии видов писем.
Персонаж богини Клио (переодетая ученица).
Распечатки писем Тургенева, Гоголя и Соколова- Микитова

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Исследовательская работа.
1. Видовое подразделение писем, их отличительные особенности (приложение).
— Перед вами несколько видов писем:

1.2. 3. 4

— К какому виду писем они относятся?
электронное, информационное, благодарственное, рекомендательное – это служебные письма.
— К какому стилю речи относятся?
Официально- деловому
2.Знакомство с темой урока.
Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно- разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.
Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме – записками, частными письмами.
(Запись темы)
-Что же такое эпистолярный жанр? Это жанр письма

Обращение Богини истории Клио к современному читателю
(переодетая ученица):

«Словечком “эпистолярный” мы обязаны грекам. Они же подарили миру и первого классика жанра, афинянина Эпикура. Правда, всего три его письма дошло до нас, и то в изложении Диогена Лаэртского, который, как известно, был великим путаником. Зато какие письма! Особенно – третье, к Менекею. Это ведь здесь впервые сформулировано: “Когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет”. Или: “Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука”. Ах, если бы, подобно Библиотеке всемирной литературы, издать Библиотеку литературы эпистолярной, от Эпикура и Цицерона до, скажем, Томаса Манна! История человеческого духа предстала б в такой Библиотеке во всём своём величии. Свидетелями каких страстей стали б мы! Какой любви! Какой преданности идеалам! Каких трагедий и каких триумфов!
Сенека и Спиноза, Гёте и Гейне, Мюссе и Честерфилд… Грозный, Карамзин, Тургенев, Блок, Горький… Ну и, конечно, Чехов. Но разве все эти люди писали не принципиально разные письма? Одни изначально предназначались для публики, другие – для одного-единственного лица, но всё-таки чёткой границы между ними нет
“Все предметы он называл своими именами, – сообщает Диоген Лаэртский об Эпикуре, отце эпистолярного жанра и его классике. – Ясность у него была такая, что и в сочинении своём «О риторике» он не считает нужным требовать ничего, кроме ясности. А в письмах своих он обращается… «желаю благополучия» или «желаю добра»”. Ах, как не хватает мне письма в современной литературе! Его родовых, что ли, признаков…
И не только в литературе. Не только… Пусть же это моё скромное послание будет низким поклоном жанру, который, увы, уходит в небытие».

3. Анализ образцов разговорного стиля речи.
— Перед вами письма великих писателей, прочитайте и

weburok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *