Макрорегионы и федеральные округа – Макрорегионы России

Макрорегионы России

Главные признаки макрорегиона и экономического района

Территория России делится на крупные экономические зоны, которые имеют характерные для них природные и экономические условия развития производительных сил.

Эти крупные экономические зоны получили название макрорегионов. В пределах России выделяются два больших по площади макрорегиона – Западная часть страны и Восточная часть страны.

Подходы к формированию этих зон не совпадают, потому что ресурсы их развития – природные и демографические – совершенно различны.

Западная зона или Европейская часть России на своей территории сконцентрировала большую часть населения страны, а именно 78%, производит 73% товарной промышленной продукции и 76% сельскохозяйственной продукции с одной стороны, а с другой стороны, эта зона испытывает большой недостаток природных ресурсов и в первую очередь топливно-энергетических.

Восточный макрорегион обеспечивает страну сырьем, топливом, конструкционными материалами, потому что основные природные ресурсы находятся на его территории.

Этот крупнейший по площади регион дает более 79% угля, нефти вместе с газовым конденсатом 69%, дает 92% газа, 62% продукции цветной металлургии.

Границы между Западным и Восточным макрорегионом проводятся несколько условно, потому что в том и другом есть районы, характеристики которых отклоняются от присущих макрорегиону закономерностей.

Например, арктические районы той и другой зоны по своим природно-климатическим и ресурсным предпосылкам, уровню социально-экономического развития и освоенности, резко выделяются.

Но, совсем не актуально выделять эти арктические районы в самостоятельную макроединицу, потому что их организационные формы жизнеобеспечения и управления жестко привязаны к уже сложившейся структуре административного деления России.

Если взять Поволжье и Урал, то раньше они входили в состав Восточной зоны, а затем были переведены в Западную зону, потому что имели большую схожесть по обеспеченности ресурсами и уровням развития.

Территориальная структура народнохозяйственного комплекса состоит из экономических районов, которые являются её основными элементами.

Каждый район в территориальном разделении труда имеет свою специализацию, сложившуюся на основании сочетания природных ресурсов данной территории и социально-экономических предпосылок.

Признаком экономического района является относительно законченная система воспроизводственного процесса.

Определений экономического района в специальной литературе очень много, но почти все они включают базовые элементы, такие как хозяйственная специализация, территориальное сочетание природных ресурсов и социально-экономические предпосылки развития.

Для определения экономического района принципиальным является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, которые позволяют выделить его в равноправную территориальную единицу.

Замечание 1

Таким образом, в составе макрорегионов находятся экономические районы и регионы, которые отличаются общими природными условиями, чертами экономики и тенденциями дальнейшего развития. Для выделения макрорегионов главными принципом является уровень хозяйственного освоения территории, а также соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования в хозяйстве.

Макрорегионы России и их характеристика

Исходя из специфики природных условий, факторов развития и размещения производительных сил сегодня в России можно выделить три уровня макрорегионов:

  • Первый уровень включает три макрозоны – европейская часть страны вместе с Уралом, Сибирь и Дальний Восток. Российский Север. Важность и необходимость выделения Российского Севера, связана с тем, что эта территория имеет вечную мерзлоту, крупнейшие углеводородные запасы и необходимость особой стратегии социально-экономического развития данной территории;
  • Второй уровень может быть представлен укрупненными районами – Большим Северо-Западом, Большим Центром, Югом вместе с Крымом, Уралом и Поволжьем, Сибирью и Дальним Востоком;
  • Третий уровень образуют современные 11 экономических районов – Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Особым видом районирования является выделение программно-целевых народно-хозяйственных зон, например, нечерноземная зона, зона Байкало-Амурской магистрали или территориально-производственных комплексов – Канско-Ачинский ТПК, Южно-Якутский ТПК, Тимано-Печорский ТПК и др.

Крупные экономические районы России можно также подразделить по уровню обеспеченности их полезными ископаемыми, в этом плане выделяется четыре группы:

  • К первой группе относятся районы с широким набором полезных ископаемых и благоприятными условиями для развития производства, они могут опираться на ресурсы Восточной Сибири и Урала;
  • Вторую группу могут образовать районы, имеющие богатые подземные ресурсы и их добычу в крупных масштабах – это Северный, Поволжский Западно-Сибирский, Дальневосточный районы;
  • Третью группу составят районы, имеющие ограниченный круг полезных ископаемых, хотя по отдельным их видам запасы могут быть значительными – Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский районы;
  • Четвертая группа районов имеет очень скудные запасы природных ресурсов – Центральный и Волго-Вятский районы.

Многие виды полезных ископаемых в пределах европейской России имеют только внутрирайонное значение. За исключением Северного района, топливно-энергетические ресурсы здесь очень малы, а основные их запасы сосредоточены в пределах азиатской части страны.

Кроме топливных ресурсов в азиатской части размещаются запасы руд цветных металлов, горнохимического сырья, горнорудного сырья, но месторождения удалены от основных мест расселения и промышленных центров.

Неравномерно размещаются и лесные ресурсы. В восточной зоне сосредоточено 2/3 запасов леса, в то время как в Западной зоне вместе с Уралом только 1/3 этих запасов.

Размещение населения имеет ярко выраженные различия в сдвигах между западом и востоком страны. Численность населения в восточной части России устойчиво падает, а в западной части, исключение составляет Северный район, наоборот устойчиво растет.

Большой поток мигрантов особенно значителен для Центрального и Центрально-Черноземного районов.

Большие диспропорции наблюдаются и в территориальной структуре хозяйства – сдвиг производства происходит в освоенную и заселенную западную часть России и, прежде всего, в Большой Центр.

Внутри экономических районов наблюдается перемещение промышленности к большим городам и агломерациям.

Замечание 2

Все эти особенности говорят о том, в России происходит сужение экономического пространства.

Стратегия пространственного развития России

На сегодняшний день существует «Стратегия пространственного развития», доработанная Министерством экономики России, по которой предлагается разделить территорию России на 14 макрорегионов.

О необходимости таких изменений в мартовском Послании Федеральному Собранию впервые заявил Президент РФ В.В. Путин.

Президент считает, что Стратегия должна быть связана с национальными проектами и с прогнозами по численности населения.

Стратегия имеет цель – раскрыть социально-экономический потенциал территорий страны, в основе которого должна лежать экономическая специализация регионов.

Предлагаемые 14 макрорегионов будут отражать сложившиеся социально-экономические связи, они не будут являться административно-территориальными единицами.

До настоящего времени выделалось два макрорегиона – Северный Кавказ и Дальний Восток. Планируется в дополнение к ним выделить ещё 12 макрорегионов – Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский, Байкальский.

В целом макрорегионы напоминают федеральные округа, но, имеют большее дробление, например, Центральный федеральный округ сегодня это Центральный и Центрально-Черноземный макрорегионы.

Сибирский округ в документе предполагается разделить на три макрорегиона – Южно-Сибирский, Енисейский, Байкальский. Такое деление, считают специалисты, даст возможность обеспечить лучшие условия для межрегионального взаимодействия.

Предполагается, что в составе каждого макрорегиона будет находиться один крупный центр экономического роста.

На сегодняшний день в России насчитывается 14 крупнейших и 6 крупных городских агломераций и 4 минерально-сырьевых центра. Помимо всего в макрорегионе обязательно должны быть объекты инфраструктуры.

Эти объекты будут обеспечивать связанность территорий, и давать выход к международным рынкам или транспортным коридорам Запад-Восток, Север-Юг.

Предложенная Стратегия устроила не всех, например, полпреда Президента в Сибирском федеральном округе – С. Меняйло.

Он считает, что проект Стратегии должен быть откорректирован. По его мнению, если в Сибирском федеральном округе будет три макрорегиона, то произойдет ослабление интеграции межрегиональных процессов.

Кроме этого произойдет усиление проблем сибирских регионов, нарушатся сложные условия хозяйствования и жизнедеятельности.

Он считает, что правильнее на этой территории создать единый сибирский макрорегион, который объединит 12 субъектов России.

Безосновательными являются и разговоры о том, что формирование 14 макрорегионов могут явиться причиной разделения страны на 14 частей.

Замечание 3

В тексте Стратегии подобное утверждение обосновать нечем. Основной принцип Стратегии – обеспечить территориальную целостность, а также единство правового и экономического пространства страны, создать равные возможности для граждан России независимо от их места проживания.

spravochnick.ru

Границы федеральных округов могут изменить под макрорегионы | Статьи

Границы федеральных округов могут быть пересмотрены в случае, если такая необходимость возникнет для эффективного развития макрорегионов. Такая возможность предусмотрена указом «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года», подписанным президентом и размещенным на портале официальной правовой информации 16 января. Основной целью региональной политики, согласно указу, должно стать равномерное и сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.

Макрорегионы и округа

Федеральные и региональные органы власти, а также полпреды президента в федеральных округах должны руководствоваться в своей деятельности утвержденными положениями указа о региональной политике до 2025 года, подписанного 16 января президентом Владимиром Путиным. О результатах реализации указа правительство будет отчитываться ежегодно, не позднее 20 декабря. Прежний документ, определявший основы региональной политики в РФ и подписанный экс-президентом Борисом Ельциным в 1996 году, утратил силу.

В указе дается определение макрорегиона, сформулированное в законе «О стратегическом планировании» 2014 года. В частности, макрорегионом признается часть территории РФ, в пределах которой социально-экономические условия «требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования». Такая территория может включать в себя два и более субъектов РФ.

Для развития макрорегионов на период до 2025 года должны быть утверждены программы территориального развития. В рамках этой задачи макрорегион приравнивается к федеральному округу, однако в документе указано, что при необходимости нужно предусмотреть «возможность изменения границ федеральных округов».

Также документ предполагает «совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции». Внутреннюю миграцию предлагается стимулировать, привлекая трудовые ресурсы под задачи конкретных регионов и муниципальных образований. Также предлагается содействовать добровольному переселению соотечественников из-за рубежа и квалифицированных иностранных специалистов.

Вопрос границ

Напомним, что в 2007 году Владимир Путин уже поручал Минрегионразвития подготовить концепцию развития макрорегионов. Общее понятие макрорегиона закрепили в законодательстве, однако полностью данная стратегия поддержки субъектов не была реализована. В ноябре 2016 года СМИ сообщили о том, что Минэкономразвития разрабатывает стратегию пространственного развития до 2030 года с предложением о делении страны на макрорегионы. В частности, назывался вариант с формированием Волжского макрорегиона, в состав которого могли войти Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области, Татарстан и Чувашия. Однако этот вариант не получил практического применения.

— В России при большом количестве субъектов и округов не хватает сетки территориального деления для оптимизации экономического управления, — комментирует «Известиям» ситуацию директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас. — Решить эту задачу и призван макрорегион. В идеале макрорегион должен совпадать с федеральным округом. Тогда административное управление и экономические системы не будут разбалансированы.

В то же время Ханас отмечает, что в интересах экономического развития совместная деятельность иногда может быть необходима не только «через границу»  регионов, но и округов.

— Например, Дальневосточный федеральный округ очень тесно связан с Сибирским федеральным округом, но я сомневаюсь, что есть смысл в их объединении — ДФО и так занимает треть территории России, у него есть такие громадные субъекты, как Якутия, — говорит аналитик «Известиям». — Понятие «Дальний Восток» одновременно и географическое, и экономическое.

Замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин напомнил «Известиям», что вопрос границ макрорегионов не определяется законом, это скорее экономическое понятие.

— Макрорегион — это мягкая альтернатива вопросу об объединении регионов, — говорит эксперт. — На мой взгляд, те регионы, которые можно было легко объединить, уже объединились. 

Также документ предусматривает привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики и уточнение места размещения свободных экономических зон. Кроме того, в нем говорится о предоставлении грантов из федерального и регионального бюджетов субъектам РФ и муниципальным образованиям, которые наращивают свой экономический потенциал и снижают уровень дотационности.

Еще одна поощрительная мера — доходы от отдельных налогов и сборов, начисленных в результате деятельности по «наращиванию экономического потенциала», могут быть зачислены в бюджеты более низкого уровня (региональный вместо федерального или же местный).

iz.ru

Федеральные округа всё? — Давыдов.Индекс — ЖЖ

Владимир Путин утвердил новую региональную политику, рассчитанную на 2017-2025 годы. Речь в документе идёт в том числе о возможном отказе от федеральных округов.

Вчера на портале официальной правовой информации появился подписанный президентом указ «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года». Документ определяет принципы, цели, основные задачи государственной политики развития регионов и механизмы её реализации. В качестве конечных результатов реализации региональной политики названы сокращение различий в уровне и качестве жизни в различных регионах, сокращение различий между городским и сельским населением, совершенствование уровня инфраструктурной обеспеченности, создание крупных городских агломераций и т.д.

В документе приводится относительно новое понятие — «макрорегионы». Впервые оно появилось в российской практике в 2014 году, в рамках ФЗ «О стратегическом планировании». Макрорегионом называют совокупность нескольких субъектов федерации, объединённых исходя из близких показателей социально-экономического развития и схожести приоритетных направлений работы. Новая редакция региональной политики приравнивает макрорегионы к федеральным округам. К 2025 году планируется не только сформировать макрорегионы, но и подготовить программы территориального развития для каждого из них. Кроме того, упоминается о возможности изменения границ федеральных округов в случае необходимости.

«Известия» отмечают, что это не первая попытка «активизации» макрорегионов. В 2007 году президент уже давал Минрегионразвития поручение о подготовке концепции развития макрорегионов, однако это так и не было сделано. В ноябре 2016-го в Минэкономразвития сообщили о разработке стратегии пространственного развития России до 2030 года, в которую в качестве составной части входит и деление территории РФ на макрорегионы. Так, в Волжский макрорегион предполагается включить Нижегородскую, Ульяновскую, Самарскую, Саратовскую, Волгоградскую области, Татарстан и Чувашию. Но эта стратегия пока остаётся на бумаге, никаких данных о сроках её реализации и о том, будет ли она реализована в принципе, нет.

Директор Дальневосточного консалтингового центра Пётр Ханас сравнивает макрорегионы с федеральными округами, уточняя, что округа — это объединения по административно-территориальному признаку, а макрорегионы — по экономическому: «В идеале макрорегион должен совпадать с федеральным округом. Тогда административное управление и экономические системы не будут разбалансированы.»

По мнению некоторых экспертов, макрорегионы могут стать своеобразным альтернативным воплощением периодически звучащей идеи об укрупнении регионов путём присоединения к относительно устойчивым в экономическом и социальном смысле более «слабых» соседей. Но эта альтернатива выглядит более приемлемой для глав регионов, т.к. не подразумевает объединения территорий и потери административной составляющей, ограничиваясь только экономической интеграцией. Правда, в этом случае возникает вопрос о целесообразности сохранения системы федеральных округов и, соответственно, института полпредов президента в округах.

Директор департамента экономического развития Брянской области Сергей Лысенко считает идею макрорегионов ненужной: «Что касается ещё раз высказанного пожелания об укрупнении регионов, об уравнивании их, то я отрицательно отношусь к этой идее. Нельзя все регионы ставить под одну гребёнку, и уравниловка в данном случае ни к чему хорошему не приведёт. Каждый регион имеет свои особенности, свои пути развития, свои точки роста. Это доказывается и федеральными программами, и программами развития. Мы все разные, и эти особенности нужно сохранять.»

Как отметил в беседе с «Давыдов.Индекс» директор бизнес-школы ЧелГУ, старший преподаватель кафедры экономической теории и регионального развития Виталий Ашмарин, в ходе реализации региональной политики неизбежно возникнут серьёзные вопросы, которые в утверждённом президентом документе не рассмотрены. И искать ответы на эти вопросы придётся в том числе и самим регионам: «Основы государственной политики регионального развития предполагают создание плана действий по достижению поставленных целей на основе имеющихся ресурсов. Мы должны чётко представлять цели, которые прописаны в этом документе и которые одинаково ставятся для всех регионов. Всё, что прописано в этом документе, — это декларация. А дальше при реализации этих целей всё упирается в ресурсы. <…>

Только когда есть документ, в котором прописано по месяцам, как будут исполняться основные направления, сколько выделено на это средств и кто конкретно из чиновников будет отвечать за их выполнение, декларация превращается в реальные действия. Пока такой конкретики не будет, писать можно всё что угодно. Как только документ спускается на региональный уровень, возникают проблемы с его реализацией.»

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Ссылки в тему:
Путин утвердил основы госполитики регионального развития до 2025 года
Границы федеральных округов могут изменить под макрорегионы

davydov-index.livejournal.com

Раздел 4. Экономика макрорегионов

Тема 4.1. Федеральный округ как центральное звено государственного управления и региональной политики

Регион как хозяйственная система представляет собой сложное образование – совокупность разных отраслей хозяйства и социальной сферы, охватывающих производство. Распределение, обмен и потребление материальных благ и духовных благ и услуг.

Экономическое пространство имеет сложную структуру. Непрерывный характер имеют только связи, а материально-вещественные элементы дискретны. Производительные силы распределяются в пространстве не равномерно, а в форме определенных «сгустков», которые представляют собой ядра формирования регионов – локальных систем, характеризующихся двумя качествами: спецификой по отношению к остальной территории и общностью составляющих их элементов. Первое качество – специализация региона, второе – комплексность, внутренняя взаимосвязь, позволяющая рассматривать регион как систему, а не как случайный конгломерат различных элементов.

Специализация хозяйства территории – преимущественное развитие производства товаров и услуг для внешнего потребления: на экспорт, для общероссийского или внутрирайонного рынка (в зависимости от масштаба территориального разделения труда). Специализация хозяйства в основном зависит от следующих факторов: а) местных природных ресурсов и условий; б) преимуществ экономико-географического положения; в) сложившейся материально-технической базы производства; г) трудовых и этнических особенностей населения.

Специализацию хозяйства региона определяют следующие основные показатели:

 абсолютные объемы производства продукции (товаров или услуг) отдельных отраслей хозяйства;

 доля региона в производстве продукции данной отрасли в соответствующем районе более высокого иерархического ранга или по стране в целом;

 удельный вес продукции, вывозимой за пределы региона, во всей продукции региона по этой отрасли;

 доля региона по продукции данного вида, поступающей в межрайонный обмен;

 удельный вес отрасли в хозяйстве или группе отраслей данного региона;

 индекс локализации (см. тему 1.3).

Комплексность хозяйства региона характеризует степень развития региона как целостного территориально-хозяйственного образования. Она обеспечивает эффективность функционирования отраслей специализации и автономность хозяйства региона в удовлетворении внутренних потребностей хозяйства и населения определенными видами товаров и услуг. Комплексность хозяйства региона определяется степенью согласованности между ресурсами, производством и внутренними потребностями данного региона, взаимосвязанностью всех отраслей хозяйства.

Комплексность хозяйства зависит от уровня развития отдельных «функциональных» групп отраслей региона, среди которых выделяют:

главные: определяют место региона в системе территориального разделения труда, т.е. это отрасли специализации хозяйства района. Расположение центров с главными отраслями в первую очередь формируют его границы;

базисные: поставляют сырье и топливо главным производствам, они уточняют границы региона. Часто являются также отраслями специализации хозяйства региона;

сопутствующие: образуют боковые ветви главных производств на основе комплексного использования сырья или переработки отходов, которые усиливают взаимосвязь производств в регионе, способствуют эффективности производства и комплексности хозяйства региона;

дополнительные: не связаны с главными или сопутствующими производствами, то также вывозят свою продукцию из региона и являются отраслями специализации. По историческим, национально-традиционным и другим причинам сформировались в пределах данного региона;

внутрирайонные: удовлетворяют своей продукцией потребности своего региона и существуют независимо от его специализации;

обслуживающие (инфраструктура): снабжают электроэнергией, теплом, водой, стройматериалами, ремонтной базой весь регион.

Таким образом, главные, базисные и дополнительные отрасли и производства региона определяют его хозяйственную специализацию. Главные и базисные отрасли, кроме того, отвечают за формирование границ региона.

Структуру региона можно охарактеризовать с различных точек зрения: экономической, социальной, отраслевой, территориальной, природно-ресурсной, организационной и т.д. Множественность (полиструктурность) структурной организации является качественным свойством региона. Выделение функциональных подсистем обусловлено многообразием функцией и связей, характерных для социально-экономической территориальной системы, а также необходимостью упростить ее сложную структуру для возможности управления.

Основой формирования и развития отраслевых подсистем являются территориальные сочетания элементов соответствующей отраслевой принадлежности с их внутренними и внешними связями. Анализ влияния отраслевой структуры на уровень развития отдельных территорий показал, что функциональные подсистемы отображаются в первичных территориальных элементах и составляют основу социально-экономического развития отдельных населенных пунктов и их совокупностей.

Совершенствование отраслей и территориальной составляющей хозяйственного комплекса региона является важнейшим фактором экономического роста и основным условием формирования регионального хозяйственного комплекса – системы, имеющей более высокий уровень сопряженности, связанности, взаимозависимости между элементами и обладающей повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде.

Развитие отраслевой и территориальной структур регионального хозяйственного комплекса тесно взаимосвязаны. Первая представляет собой совокупность отраслей, образующих региональную экономику и социальную сферу: вторая – структурные элементы региона. Рациональное управление должно предусматривать постоянную взаимосвязь между развитием отраслевой и территориальной структурами, согласовывать характер изменений как в отраслевой, так и в территориальной форме регулируемого экономического и социального развития.

Федеральный округ как звено государственноного управления. В мае 2000 г. была проведена реформа государственного управления, связанная с созданием федеральных округов и установлении института полномочных представителей Президента РФ в этих округах. Ее цель – восстановление жесткой вертикали центральной власти, что позволило в дальнейшем укрепить государственность, предотвратить распад страны, ограничить чрезмерную суверенизацию субъектов Федерации, которая особенно интенсивно шла в начале 1990-х годов. Подтверждением усиления роли центра стало выделение в январе 2010 г. Северо-Кавказского федерального округа. Перечень федеральных округов и их состав приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1.

studfiles.net

Границы федеральных округов могут изменить под макрорегионы


Подписанные президентом Основы политики регионального развития до 2025 года призваны стимулировать экономическую деятельность субъектов РФ
Границы федеральных округов могут быть пересмотрены в случае, если такая необходимость возникнет для эффективного развития макрорегионов. Такая возможность предусмотрена указом «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года», подписанным президентом и размещенным на портале официальной правовой информации 16 января. Основной целью региональной политики, согласно указу, должно стать равномерное и сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.

Макрорегионы и округа

Федеральные и региональные органы власти, а также полпреды президента в федеральных округах должны руководствоваться в своей деятельности утвержденными положениями указа о региональной политике до 2025 года, подписанного 16 января президентом Владимиром Путиным. О результатах реализации указа правительство будет отчитываться ежегодно, не позднее 20 декабря. Прежний документ, определявший основы региональной политики в РФ и подписанный экс-президентом Борисом Ельциным в 1996 году, утратил силу.

В указе дается определение макрорегиона, сформулированное в законе «О стратегическом планировании» 2014 года. В частности, макрорегионом признается часть территории РФ, в пределах которой социально-экономические условия «требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования». Такая территория может включать в себя два и более субъектов РФ.
Для развития макрорегионов на период до 2025 года должны быть утверждены программы территориального развития. В рамках этой задачи макрорегион приравнивается к федеральному округу, однако в документе указано, что при необходимости нужно предусмотреть «возможность изменения границ федеральных округов».

Также документ предполагает «совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции». Внутреннюю миграцию предлагается стимулировать, привлекая трудовые ресурсы под задачи конкретных регионов и муниципальных образований. Также предлагается содействовать добровольному переселению соотечественников из-за рубежа и квалифицированных иностранных специалистов.
Вопрос границ

Напомним, что в 2007 году Владимир Путин уже поручал Минрегионразвития подготовить концепцию развития макрорегионов. Общее понятие макрорегиона закрепили в законодательстве, однако полностью данная стратегия поддержки субъектов не была реализована. В ноябре 2016 года СМИ сообщили о том, что Минэкономразвития разрабатывает стратегию пространственного развития до 2030 года с предложением о делении страны на макрорегионы. В частности, назывался вариант с формированием Волжского макрорегиона, в состав которого могли войти Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области, Татарстан и Чувашия. Однако этот вариант не получил практического применения.

— В России при большом количестве субъектов и округов не хватает сетки территориального деления для оптимизации экономического управления, — комментирует «Известиям» ситуацию директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас. — Решить эту задачу и призван макрорегион. В идеале макрорегион должен совпадать с федеральным округом. Тогда административное управление и экономические системы не будут разбалансированы.

В то же время Ханас отмечает, что в интересах экономического развития совместная деятельность иногда может быть необходима не только «через границу» регионов, но и округов.

— Например, Дальневосточный федеральный округ очень тесно связан с Сибирским федеральным округом, но я сомневаюсь, что есть смысл в их объединении — ДФО и так занимает треть территории России, у него есть такие громадные субъекты, как Якутия, — говорит аналитик «Известиям». — Понятие «Дальний Восток» одновременно и географическое, и экономическое.

Замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин напомнил «Известиям», что вопрос границ макрорегионов не определяется законом, это скорее экономическое понятие.

— Макрорегион — это мягкая альтернатива вопросу об объединении регионов, — говорит эксперт. — На мой взгляд, те регионы, которые можно было легко объединить, уже объединились.

Также документ предусматривает привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики и уточнение места размещения свободных экономических зон. Кроме того, в нем говорится о предоставлении грантов из федерального и регионального бюджетов субъектам РФ и муниципальным образованиям, которые наращивают свой экономический потенциал и снижают уровень дотационности.

Еще одна поощрительная мера — доходы от отдельных налогов и сборов, начисленных в результате деятельности по «наращиванию экономического потенциала», могут быть зачислены в бюджеты более низкого уровня (региональный вместо федерального или же местный).

militariorg.ucoz.ru

Имперское деление: Москва хочет поделить 8 федеральных округов на 14 макрорегионов

Вконтакте

Facebook

Twitter

На Москве опять беспокойство. В Кремле опять задумали новую административно-территориальную реформу. В сентябре Министерство экономики внесет в правительство проект «Стратегии пространственного развития, предполагающий разделение России на 14 макрорегионов. В рамках стратегии предлагается утвердить состав 14 макрорегионов РФ, которые будут отражать сложившиеся социально-экономических связи – пишет издание Znak.

До сих пор российские власти выделяли только два макрорегиона — Дальний Восток и Северный Кавказ. Теперь в дополнение к ним планируется выделить еще 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский. Макрорегионы в целом напоминают федеральные округа, но с большим дроблением. Например, нынешний Центральный федеральный округ — это Центральный и Центрально-Черноземный макрорегионы. Сибирский же округ разделят сразу на три макрорегиона — Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский, говорится в документе.

Портал After Empire уже обращал внимание на интересный факт – федеральные округа России примерно соответствуют границам земель, существовавших до формирования кремлевской империи – Московии, Новгородской республики, Сибири и т.д. Не исключено, что кремлёвские «геополитики» прочитав наш прогноз о том, что новая постимперская политика в России действительно вполне может появиться на уровне федеральных округов ,не на шутку перепугались и решили сделать очередной «ход конём» – на всякий случай наложить на 8 федеральных округов 14 макрорегионов. Такое вот имперское «умножение делением»…

Многие российские регионы действительно слишком малы и зависимы от соседей, чтобы быть суверенными политическими субъектами. Доставшееся Российской Федерации советское административно-территориальное деление далеко не везде экономически и политически целесообразно. Но Кремль, на самом деле, не интересует никакое эффективное развитие регионов. Номинальная федерация, а  фактическая империя Россия существует в парадигме сакрального страха «распада страны», который для московской имперской элиты действительно будет означать «конец света». А потому, они бесконечно будут придумывать различные псевдореформы вместо поддержки и развития реального федерализма.

Поделиться ссылкой:

Похожее

afterempire.info

Что такое федеральные округа? (размышления к информации)

В.Ю. МАЗУРОВ,

кандидат юридических наук, доцент Красноярского государственного аграрного университета

 

Анализируя сложившуюся в России систему федеральных округов, автор делает вывод, что основное их назначение — реализация контрольных полномочий главы государства.

Ключевые слова: федеральные округа, территориальные единицы, специальные территориальные единицы, особые территориальные единицы, субъекты Российской Федерации, экономические макрорегионы, контроль, контрольные полномочия главы государства.

 

 

Право (если быть точным — «комплексное правовое регулирование»[1],  воплощенное в форме Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе») освещает рассматриваемый данный вопрос достаточно подробно. Думается, будет нелишним привести положения упомянутого Указа, касающиеся собственно федеральных округов.

Итак, пункт 2 Указа утверждает перечень территориальных единиц, которым посвящена данная публикация, перечисляет входящие в состав каждого округа субъекты Российской Федерации и закрепляет наименования населенных пунктов, являющихся центрами федеральных округов. В настоящее время данный перечень выглядит следующим образом:

«Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

Центр федерального округа — г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.

Центр федерального округа — г. Пятигорск.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Екатеринбург.

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Хабаровск».

Как известно, рассматриваемый перечень за десять с небольшим лет изменялся всего лишь дважды — в июле 2000 г. и в январе 2010 г. В первом случае речь шла об изменении наименования одного из федеральных округов (Южного)[2], во втором случае — о выделении из него нового (восьмого по счету) федерального округа (Северо-Кавказского)[3]. Ни образование новых субъектов Российской Федерации, ни, тем более, изменение наименований некоторых российских регионов не нашли своего отражения в приведенном выше перечне. В составе Приволжского федерального округа до сих пор «пребывают» Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, в Сибирском федеральном округе до сих пор «числятся», в частности, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Дальний Восток до сих пор «не знает» в своем составе Камчатского края и т.д. О «мелочах» вроде отсутствия в приводимом в перечне наименовании Ханты-Мансийского автономного округа слова «Югра» можно и не говорить…

Собственно, уже одно это само по себе говорит о действительном характере упомянутого выше «комплексного правового регулирования». Нет, разумеется, никто не подвергает сомнению его комплексный характер. Существующее нормативное поле со всей определенностью закрепляет структуру, наименование, состав, границы и центры федеральных округов. Иначе говоря, из него можно со всей определенностью заключить, что федеральные округа есть.

А вот сделать вывод о том, что есть федеральные округа, опираясь на текст нормативных положений, гораздо сложнее…

II. Quid dicet scientia?

Отсутствие четкого правового определения понятия того, что такое федеральный округ, естественно оставляет простор для самых смелых научных теорий. Последние успешно сменяют одна другую на протяжении последних десяти лет…

Строго говоря, в исторической ретроспективе имеет смысл выделить три основные группы научно-теоретических построений, касающихся сути «федерально-окружного строительства».

1. Теория «новых субъектов» (или «макросубъектов»). Квинтэссенцию этой теории можно найти, в частности, в работах Н.М. Доб-рынина, который, к примеру, писал, что «мы с уверенностью можем констатировать  явный правовой прецедент: в России за период с мая 2000 г. сформировалось у нас на глазах семь полноправных (и даже более полноправных через полномочных представителей Президента РФ) субъектов Российской Федерации» (выделено Н.М. Добрыниным)[4]. Впрочем, сторонники такого рода теории обычно предпочитают пользоваться более взвешенной терминологией и говорить об образовании не новых субъектов, а неких «макросубъектов» Российской Федерации[6]. Аргументация такого рода теории, надо признать, носит достаточно своеобразный характер. Так, по сути, провозглашая федеральные округа некими особыми сложносоставными субъектами Российской Федерации, то есть регионами, включающими в свой состав другие регионы, Н.М. Добрынин писал о том, что они обладают «в полном объеме всеми характерными признаками» субъектов федерации, а в качестве примера приводил … возможность полномочных представителей Президента Российской Федерации ежемесячно встречаться с главой государства для решения окружных проблем[6]. Думается, что с позиции отечественной государственно-правовой доктрины такого рода доводы вряд ли могут служить доказательством истинности защищаемых с их помощью положений.

2. Теория «новых экономических регионов» («новых экономических макрорегионов»). Так, по мнению М.Я. Гохберга, «в деле совершенствования государственного регулирования развития и размещения производительных сил на региональном уровне федеральные округа несомненно станут важным и необходимым средством укрепления … единого экономического пространства России», а уточнение их границ необходимо осуществлять с учетом «экономического районирования территории Российской Федерации»[7]. Дополнительный довод в пользу понимания системы федеральных округов прежде всего в качестве основы для обновленного экономического районирования нашей страны сторонники соответствующего подхода видят в «принципиальном совпадении» субъектного состава федеральных округов и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации[8].

Казалось бы, прямое основание для поддержки такого рода подхода дает утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1162-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция 2020)[9]. Действительно, в разделе VII («Региональное развитие») указанного документа рассматриваются перспективы социально-экономического развития территории каждого из существовавших на тот момент федеральных округов Российской Федерации.

Однако нельзя не обратить внимания на тот факт, что в том же документе используется и представление территории Российской Федерации согласно «старому» экономическому районированию (в частности, в таком контексте рассматривается территория Поволжья), а также используется «межокружная» группировка субъектов Российской Федерации (к примеру, в рамках Севера или Арктики).

Однако главным аргументом против «экономической» теории постижения реальной сущности системы федеральных округов стало выделение из состава Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа при полном сохранении прежней, единой группировки территорий обоих округов как в рамках общероссийской системы экономического районирования, так и в рамках единой межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ»[10].

 В результате мы имеем два федеральных округа, территория которых образует единый экономический район, при том, что составляющие их регионы входят в состав единой экономической ассоциации.

3. Теория «федеральных округов как специальных (особых) территориальных единиц». В наиболее сжатом виде эту теорию можно найти, в частности, в работах А.Н. Черткова. «Федеральный округ — специальная территориальная единица, являющаяся частью функционально-территориального устройства России» — пишет он. «Федеральный округ» по словам А.Н. Черткова «является самой крупной территориальной единицей Российской Федерации, имеющей стратегическое значение для ее развития»[11]. 

В чем же, по его мнению, заключается это самое стратегическое значение?

«Федеральные округа» по мнению цитируемого автора «выступают фактически межрегиональным уровнем координации осуществляемых на местах полномочий Президента России». Более того, «формирование федеральных округов призвано решать задачи военно-стратегического характера, обеспечения территориальной целостности, основ государственного строя, а также реализации приоритетов политики государства»[12].

По мнению же А.А. Муравьева, создание федеральных округов (которые он считает разновидностью особых территориальных единиц) активизирует процесс деконцентрации полномочий главы государства, а также позволяет «повысить  на уровне округов эффективность государственной политики в области территориального развития, обеспечить единство правового и экономического пространства Российской Федерации как по вертикали, так и по горизонтали, увеличить возможность межрегиональной интеграции, оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления»[13]. 

Оставляя в стороне не вполне понятный тезис о координации (деконцентрации) полномочий Президента «на местах», следует, думается, обратиться к другому аспекту рассматриваемой теории. Если федеральные округа — это специальные (особые) территориальные единицы, то, очевидно, необходимо прояснить вопрос о том, в чем заключается их специфичность (особенность). Если с их помощью можно «решать задачи военно-стратегического характера» и одновременно «оптимизировать взаимодействие региональных и муниципальных уровней управления» — то это не специальные территориальные единицы и даже не макросубъекты федерации, а прямо-таки «волшебные» инструменты территориального управления общего, а вовсе не специального характера. Ну а поскольку на деле задачи по обеспечению военной безопасности страны решаются вовсе не через федерально-окружное строительство[14], постольку имеет смысл все же прояснить вопрос о том, в чем же на деле состоит роль и назначение федеральных округов.

 

III. Quid dicunt usus et praxis?

Для ответа на этот вопрос, думается, имеет смысл, прежде всего, прислушаться к словам тех, кто создавал систему федеральных округов и руководит работой действующих в их рамках органов и должностных лиц.

Второй президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. заявил: «Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них полномочных представителей Президента России. Суть этого решения — не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно -территориальных границ, а в повышении эффективности власти… Мы… персонифицируем ответственность»[15](выделено мною — В.М.).

Итак, четко заявленная цель создания и функционирования системы  федеральных округов — персонификация ответственности.

Что в данном случае имеется в виду?

По словам Президента РФ Д.А. Медведева, речь идет прежде всего об осуществлении на уровне федеральных округов управленческого (в том числе и правового) контроля (выделено мною — В.М.) за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц[16]. По словам главы государства, эта задача определяла суть деятельности управленческих структур федеральных округов на протяжении первых десяти лет их существования[17]. Такая ситуация должна сохраняться и в дальнейшем.

Понятно, что в нашей стране, к сожалению, зачастую принято не доверять даже ясно и четко выражаемой позиции носителей власти, выискивая в её публичных заявлений некий «скрытый смысл». Но в данном случае происходившие и происходящие на наших глазах политические события целиком и полностью подтверждают кристальную четкость позиции руководителей России. Федеральные округа — это действительно по сути своей территориальные единицы, созданные для надлежащего осуществления контрольных полномочий главы государства на соответствующих территориях. Все остальные функции, которые осуществляют властные структуры окружного уровня, производны от этой базовой функции.

Говоря об этом, я вовсе не открываю Америки. Для подтверждения этого факта достаточно ознакомиться, к примеру, с анализом практической работы полномочных представителей Президента РФ и в федеральных округах, и других окружных структурах в 2000-2008 гг.[18]  Или просто вспомнить наиболее значимые «информационные поводы», связанные с тематикой федеральных округов за тот же период. Компания по контролю за приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным, укоренение института федеративной ответственности, контроль за деятельностью региональных властных структур и территориальных структур федеральной власти — все так или иначе завязано именно на вопросы контроля…

Опыт и практика говорят нам, что федеральные округа — это контроль и … еще раз контроль ! Это территориальные единицы, предназначенные прежде всего для реализации контрольных полномочий главы государства.

В прошедшее десятилетие дело обстояло именно так. Что будет дальше — увидим!

 

Библиография

1 Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 101.

2 CЗ РФ.. 2000. № 26. Ст. 2748.

3  СЗ РФ. 2010. №4. Ст. 369.

4 Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — Новосибирск: Наука,  2003. С. 39.

5 Добрынин Н.М. Федерализм и конституционализм в России: соотношение, реальность, конформизм // Право и политика. 2006. № 8. C. 57. Мирзоев Г.Б., Маканова И.Ю. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. —  М., 2002. С. 46.

6 Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. — С. 39.

7   Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. М. Финансы и статистика. 2002. С. 11-12.

8 Лобрецов Н.Л. Селиверстов В.Е. Укрепление властной вертикали и институциональных структур межрегиональной интеграции // ЭКО. 2000. № 9. С. 43.

9  СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

10  http://askregion.ru

11 Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы / А.Н. Чертков. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 211-212.

12 Там же. С. 212-213.

13 Муравьев А.А. Развитие системы территориального управления Российским федеративным государством. —  М., 2007. С. 343-344.

14  14 июля 2010 г. Президентом РФ созданы четыре оперативно-стратегических командования (ОСК) — «Запад», «Юг», «Восток» и «Центр», структура и границы которых не совпадают со структурой и границами федеральных округов (http://www.rg.ru/2010/07/14/vs-anons.html). Точно так же не совпадали с ними и границы упраздненных указанным решением военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации.

15 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим»

16  http://www.rian.ru/politics/20100515/234726780.html

17  Там же.

18 Их можно найти, в частности, в работах: Иванов В.Путин и регионы. Централизация России. — М.: Европа, 2006; Иванов В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в России в 2000-2008 гг. —  М., 2008.

Чтобы получить короткую ссылку на этот материал, скопируйте ее в адресной строке браузера и нажмите на кнопку:

www.sovremennoepravo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *