Масштаб в географии – Что такое масштаб в географии — определение и виды

Географическая карта и ее масштаб. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель:

  • Дать определения понятиям: «Карта», «Масштаб», «Чертёж».
  • Назвать виды масштаба и виды географических карт по масштабу.
  • Определить расстояние между предметами по плану карты.
  • Перевести численный масштаб в именованный и наоборот

Оборудование. Географические атласы, настенные географические карты, чертёжные принадлежности, раздаточный материал (карточки-задания).

Форма урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Попробуйте отгадать загадку: «Земля есть - копать нельзя! Дороги есть — ехать нельзя! Реки есть — плыть нельзя!». Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? (

о географической карте). Правильно.

Сегодня мы узнаем как работать с картами, зачем нужен масштаб и какова его роль при составлении карты. Но, сначала, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке и двинемся дальше в неизведанный мир географических карт.

Проверка раннее изученного материала.

Перед Вами карточки, каждая с тремя заданиями. Вы выполняете задания, затем меняетесь карточками. С моей помощью мы проверим выполненные задания, посчитаем количество правильных и неправильных ответов, оценим их. Каждый из Вас увидит свои ошибки.

Карточки-задания:

1-я. Установите соответствие между датой и положением Солнца:

1.21 марта

2. 22 июня

3. 23 сентября

4. 22 декабря

А. Солнце в зените над Северным тропиком

Б. Солнце в зените над Южным тропиком

В. Солнце в зените над Экватором

Ответ: ____________________________

2-я. Установите соответствие между условными линиями на карте и значениями географической широты:

Северный тропик

Северный полярный круг

Южный тропик

Южный полярный круг

А. 66,5 ю.ш.

Б. 23,5 с.ш.

В. 23,5 ю.ш.

Г. 66,5 с.ш.

Ответ:____________________________

3-я. О каком поясе освещённости говорится в описании: Данный пояс освещённости в течении всего года получает большее количество солнечного тепла и света. На параллелях, ограничивающих пояс, Солнце бывает в зените по одному разу в год, а между данными параллелями - по два.

Ответ: ____________________________

Работа парами: проверка задания, выставление оценок.

Изучение нового материала.

Подготовка к основному этапу.

Ребята, сейчас я попрошу три человека подойти к доске и нарисовать маршрут от школы до станции. А один человек расскажет как найти дорогу от школы до станции (рисунки выполняются, одновременно, звучит рассказ о заданном маршруте). Что же проще, идти по нарисованному маршруту или по рассказанному? Почему? (ответы учащихся). Посмотрите внимательно на доску, что Вы видите? (рисунки у всех разные). Правильно, у всех получились рисунки разными. Первые карты тоже были похожи на рисунки. Ваши рисунки будут понятны только тем, кому Вы их будете рисовать, одновременно, рассказывая дорогу. Так?

Работа с рис. 18.

Значит, карта — это не рисунок. Географическая карта — это чертёж местности. А чем чертёж отличается от рисунка? (варианты ответов учащихся). Тем, что он выполняется с соблюдением определённых, причём, очень строгих, правил. Если три человека нарисуют одну и ту же местность, то у каждого получиться свой рисунок, непохожий на другие. Так? Если же они делают чертёж одной и той же местности с соблюдением всех правил, то он у всех получиться одинаковым. А, значит, он одинаково понятен всем кто на него смотрит. Однако, есть сложность. Для того, что бы понять, что изображено на чертеже, нужно уметь его читать, т.е. знать правила по которым он выполнен.

Давайте запомним: итак, географическая карта — это чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков. Про географические координаты мы уже говорили, займёмся теперь масштабом.

Посмотрите на наши рисунки, кто может сказать, каково расстояние от школы до станции? (попытки учащихся дать правильный ответ). Правильно, никто. Чего-то не хватает? Может быть, масштаба, с помощью которого мы смогли бы сделать чертёж.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Слово «масштаб» немецкое и означает нечто странное — «мерная палочка». Что же такое «мерная палочка», и какова её роль при составлении карты?

Постановка проблемы:

Давайте подумаем! Зачем потребовалось вводить масштаб?

Карта — это не просто чертёж, это уменьшенный чертёж. Поэтому, при вычерчивании карты, расстояния уменьшаются. Но уменьшаются не «на глазок», а в определённое количество раз.

Давайте запомним: масштаб показывает, во сколько раз длина линии на карте уменьшена относительно длины линии на местности.

Демонстрация настенных карт и атласов.

На карте, где-нибудь, в уголке обязательно указан масштаб. Без него мы не разберёмся с расстояниями на карте. Причём, существуют несколько способов записи масштаба. На данных картах Вы видите большие цифры:

1: 25000000

1: 10000000

1: 10000

1: 20000

Это численный масштаб.

Он указывает во сколько раз изображение уменьшено.

Решение задач. Например, если на карте обозначен масштаб 1: 10000, это означает, что изображение уменьшено в 10000 раз. Значит длина линии на карте в 1 см. соответствует длине линии на местности в 10000 см. А что такое 10000 см.? Правильно, это 100 метров. А значит в нашей карте 1 см. соответствует 100 м. на местности. Или мы говорим в 1 см. — 100 метров. Это второй способ записи масштаба, называется он

именованным. Он расшифровывает численный масштаб, переводя сантиметры в метры или километры.

Практическая работа.

Давайте переведём численные масштабы других карт в именованные:

1: 25000000 — это 1 см.: 250 км.

1: 10000000 — это 1 см.: 100 км.

1: 20000 — это 1 см.: 200 м.

Работа с учебником.

Третий вид масштаба — линейный. На карте (рис. 19) изображена короткая линейка с сантиметровыми делениями, где указывается, какому расстоянию на местности соответствует один сантиметр в масштабе этой карты. Линейный масштаб позволяет производить определений расстояний на карте без вычислений. Мы, просто, прикладываем иголки измерителя к интересующему нас отрезку на карте, а потом к линейке масштаба. И всё, мы сразу узнаём расстояние.

Практическая работа.

Давайте попробуем: с помощью топографического плана местности, на форзаце в начале учебника, определим расстояние между колодцем и отметкой высоты 151,8. Прикладываем измеритель на карту, а, затем, переносим его на линеечку линейного масштаба, получаем 250 метров.

Давайте запомним.

Итак, существует три способа записи масштаба: численный, именованный и линейный. Хотя бы один из них, обязательно, указывается на карте.

Первичная проверка понимания.

Мы с Вами выяснили, масштаб карты может быть разным. Мы можем уменьшить реальные размеры территории, в какое угодно число раз. Чем сильнее мы уменьшим расстояние на местности, тем

мельче изображение на карте, тем меньше масштаб. Какой масштаб мельче: 1: 1000 или 1: 1000000? Мельче - миллионный. Почему? (ответы учащихся). Правильно, ведь масштаб показывает во сколько раз уменьшено изображение. Понятно, что изображение, уменьшенное в 1000000 раз мельче, чем уменьшенное в 1000 раз. Выбор масштаба зависит от размеров участка земли, который мы хотим изобразить на карте. Чем больше территория, изображаемая на карте, тем мельче должен быть масштаб. А то, может, получиться неловко.

Практическая работа.

Давайте попробуем подобрать масштаб. Расстояние между точками на местности составляет 6 км, а мы выбрали тысячный масштаб — 1: 1000 (в 1 см — 10 м). И что получиться? Сможем мы нарисовать этот отрезок в тетради? Нет, ведь, получается 6 м! Лучше выбрать масштаб помельче. Какой? (1: 100000 (1 см : 1км))

Правильно! Тогда 6 км на местности будет соответствовать 6 см на карте.

Итак, ребята, давайте ответим на наш главный вопрос: «Зачем потребовалось вводить масштаб?» (ответы учащихся, как правило, верные).

Рефлексия. Подведение итогов занятия. Проблема на следующий урок.

На следующем уроке мы подберём масштаб к нашему чертежу, с которого мы начали наш урок, начертим маршрут от школы до станции.

Давайте подведём итог:

В зависимости от местности различают карты:

Крупномасштабные — от 1: 10000 до 1: 200000

Среднемасштабные — от 1: 200000 до 1: 1000000

Мелкомасштабные — мельче 1: 1000000

Самый мелкий масштаб используется для карты мира.

По пространственному масштабу выделяют: карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

Проверка знания.

Что означает слово «чертёж»? Чем чертёж отличается от рисунка?

Что такое «масштаб»? Какие существуют формы записи масштаба?

Что такое географическая карта? Чем отличается мелкомасштабная карта от крупномасштабной?

А теперь посложнее:

Какой масштаб мельче: 1: 10000 или в 1 см — 1 км?

Какую длину имеет экватор на карте масштаба 1: 100000000?

Давайте сделаем.

Масштаб карты 1: 30000000. Переведите этот численный масштаб в именованный.

Определите масштаб карты, если длина линии на местности составляет 5 км, а длина линии на карте 0,5 см?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: параграф № 5.

Откройте рабочие тетради стр. 15 задание № 2. Перед вами карта, на ней точка и 7 направлений в разные стороны на географические объекты. Определить расстояние от данной точки до географических объектов, но прежде чем это сделать, нужно перевести численный масштаб в именованный.

Урок окончен. До свидания.

6.07.2012

urok.1sept.ru

Что такое масштаб в географии, виды, масштабная линейка, как определить именованный, численный, поперечный масштаб карты, способы записи

Что такое масштаб и как его правильно истолковать? Как понять, что такое 1:1000, как измерить расстояние от одного города до другого, как перенести размер в реальный?

В средние века первооткрыватели могли легко ориентироваться на местности. Сегодня мы постараемся научиться читать географический атлас также как они.

Калькулятор масштабов

Что такое масштаб

Попробуем ответить на вопрос человека впервые открывшего карту или строительный чертеж. Что такое масштаб? Несколько заветных цифр в углу карты (плана) позволяют строителям, архитекторам и геодезистам делать точные измерения.

Точность – главная причина, необходимо знать, во сколько раз должен быть увеличен тот или иной объект в графическом исполнении.

Масштаб – дробное соотношение единицы измерения на чертеже к реальным размерам изображенного на плане (карте) объекта.

Что такое масштабная линейка

Масштабная линейка это трехсторонняя линейка, используемая архитекторами и чтения чертежей для преобразования между масштабируемыми и фактическими размерами плана без необходимости прибегать к каким-либо математическим расчетам.

Архитектор использует масштабную линейку при черчении для преобразования размеров планируемого объекта (в меньшую сторону), чтобы создать план здания.

После строитель при чтении плана воспользуется подобной линейкой для перевода размеров (указанных архитектором плана) в реальные для строительства.

В географии линейка используется схожим образом. Картограф измеряет расстояние до объекта и указывает во сколько раз оно уменьшено.

Что показывает масштаб

Показывает во сколько раз уменьшен чертеж или географическая карта по отношению к реальным размером местности или строительного объекта.

Чем меньше изображение объекта на карте, тем мельче ее масштаб, и наоборот: если меньше показатель, то крупнее объект на чертеже.

Виды масштабов

Разобравшись с тем, что такое масштаб, перейдем к видам его использования.

В основном, их три:

  1. Численный – это дробное соотношение единицы к степени проекционного уменьшения.
  2. Именованный – расстояние заложенное в один сантиметр на карте (плане).
  3. Графический – запись измерений длинны в виде отрезков.

В свою очередь графические способы отображения масштабности бывают:

  • линейными – когда записывается в виде линейки, разделенной на равные отрезки,
  • поперечными – описывается при помощи номограммы (пропорционального деления отрезков линейки).

Также есть два стандартных вида масштабирования:

  • уменьшения (1 к 500),
  • увеличения (2 к 1).

Масштабы чертежей

При составлении чертежей есть смысл руководствоваться принципом дробления крупного проекта на маленькие.

Если есть цель спроектировать особняк, то архитектор, скорее всего, составит план каждой комнаты, кабинета, зала, гостиной и прочего. А уже потом объединит это в один генеральный план особняка с указанием масштаба.

Способы такой записи регулируются ГОСТом 2.302-68. Архитектору остается только выбрать вариант из предоставленной таблицы:

Наименование масштабаПредлагаемый ГОСТом ряд
Для уменьшения1:100000, 1:50000, 1:25000, 1:5000, 1:20, 1:500, 1:100, 1:10, 1:200, 1:50, 1:1000, 1:2000, 1:10000

А вот если вы занимаетесь моделированием, то при создании объектов следует прибегать ко второй части таблицы, где самый крупный показатель:

Наименование масштабаПредлагаемый ГОСТом ряд
Для увеличения2:1, 5:1, 20:1, 100:1

Что такое масштаб в географии

До восемнадцатого века карты большинства регионов нашей страны выполнялись в виде простых чертежей, без указания размеров и возможности математического расчета расстояния. Так продолжалось до конца XVII века. Петр Первый, заинтересованный географией, при помощи треноги произвел замер реки Дон во время войны с турками.

В дальнейшем карты России стали составлять с учетом достаточно строгих правил, чтобы любой мог прочитать чертеж. Впоследствии такие чертежи стали называть географическими картами – т. е. чертежами, выполненными в соответствии с координатами и масштабным корректированием, а объекты на них стали обозначать специальными символами.

Определение в географии такое: в переводе с немецкого «мерная палочка». Поскольку карта – это чертеж местности, то при ее вычерчивании (либо съемке) расстояние уменьшают в несколько раз.

Другими словами масштабирование в географии показывает кратность уменьшения графического изображения и расстояния на нем относительно снимаемой местности.

Как определить масштаб карты

На политической, административной или карте местности масштабная линейка указывается в углу изображения (обычно в правом нижнем).

Приведем пример расшифровки. На карте указана цифра «1:25000».Это означает, что карта уменьшает размер местности в 25 тысяч раз. При чтении и последующем определении расстояния числовую запись следует перевести в именную «1 к 25 тысячам».

При помощи калькулятора (а лучше в голове) несложно сделать более детальный перевод расстояния: если какое-то расстояние на местности составляло 1000 метров, то на карте он будет в 25 тысяч раз меньше.

Делим 1000 на 25 тысяч и получаем четыре сотых метра или 4 сантиметра. Путем простого деления выясняем, что в 1 сантиметре 250 метров. Произносится это так: в 1 см двести пятьдесят метров.

Решение задач на тему масштаб

Несколько задач, которые встречаются в курсе математики в школе:

  1. Масштаб карты 1:10000. Найти, сколько в 1 сантиметре метров?
  2. Для начала переведем сантиметры в метры (0.01). Умножаем одну сотую метра на 10000 высчитываем 100 м.

    Ответ, который удалось рассчитать: в 1 см на карте содержится сто метров.

  3. На плане с масштабированием «один к двадцати тысячам» расстояние между одним автовокзалом и остановкой составляет 4,8 см, а на втором плане 9,6 см. Вычислить масштаб второго плана.

Зная масштабное уменьшение, выясняем, что в 1 см 200 метров. Умножаем на количество сантиметров в первом плане получаем 960 метров. Делим на количество сантиметров второго плана и находим 100 метров. В 1 см 100 метров, масштабирование «1 к десяти тысячам».

Заключение

Теперь, руководствуясь статьей, можно в режиме онлайн, узнать расстояние от магазина до дома. Посчитать сколько потребуется пройти по лесу до дороги, когда заблудился. Находить, во сколько раз уменьшен план архитектора при проектировании этажа.

tvercult.ru

Масштаб плана |

На данном уроке будет рассмотрена тема «Масштаб плана», которая входит в школьный курс географии за 6 класс. Данная тема зачастую вызывает проблему в восприятии и тяжело дается многим ученикам, поэтому этот видеоурок будет очень полезен. Учитель расскажет вам, что такое масштаб, какие бывают виды масштаба и как при помощи него можно определить расстояние на плане. Для изучения этой темы вам понадобится карта или план.

Тема: План и карта

Урок: Масштаб плана

Цель урока: определить, какие бывают виды масштабов, что такое масштаб и как, с помощью масштаба, определить расстояние.

Человек не может изобразить крупные объекты земной поверхности в натуральную величину. Для этого он уменьшает изображение в несколько раз. Масштаб – число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение объекта относительно его реальных размеров.

Отношение длины отрезка линии на плане к горизонтальной проекции соответствующего отрезка линии на местности называется масштабом плана. 

Как известно, планы составляются для небольших по площади территорий, и поэтому их масштаб можно считать величиной постоянной. На картах следует учитывать искажения длины линий из-за кривизны Земли.

Обычно масштаб подписывается снизу планов.

Рис. 1. План местности и масштаб данного плана

В приведенном плане изображение уменьшено в 10 000 раз относительно его реальных размеров на поверхности Земли. При данном масштабе 1 сантиметру на плане будет соответствовать 100 метров в реалии.

Масштаб на планах и картах выражается в:

1.      Численной форме (численный масштаб).

2.      Именованной форме (именованный масштаб).

3.      Графической форме (линейный масштаб).

Рис. 2. План местности и масштаб данного плана

На данном плане приведены примеры всех видов масштабов.

Численный масштаб выражается простой дробью, в числителе которой единица, а в знаменателе – число, показывающее, во сколько раз горизонтальное проложение линии местности уменьшено при нанесении на план (карту). Масштабы могут быть любыми. Но чаще используются их стандартные величины: 1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000; 1:10 000 и т.д. Например, масштаб плана 1:1000 указывает, что горизонтальное проложение линии уменьшено на карте в 1000 раз, т. е. 1 см на плане соответствует 1000 см (10 м) на горизонтальной проекции местности. Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее считается масштаб, и наоборот. Численный масштаб – величина безразмерная; она не зависит от системы линейных мер, т. е. им можно пользоваться, проводя измерения в любых линейных мерах.

Именованный масштаб представляет краткое словесное выражение численного масштаба и указывает, какая величина горизонтального проложения местности соответствует 1 см на плане (карте). Например, «в 1 сантиметре 100 метров».

Линейный масштаб представляет собой графическое выражение численного и именованного масштабов в виде линии, разделенной на равные отрезки – основания. Левый из них делится на 10 равных частей (десятые доли). Сотые доли оцениваются «на глаз».

Рис. 3. Примеры линейных масштабов (Источник)

Рис. 4. Пример работы с линейным масштабом и циркулем-измерителем (Источник)

Измерение расстояний циркулем-измерителем. При измерении расстояния по прямой линии иглы циркуля устанавливают на конечные точки, затем, не изменяя раствора циркуля, по линейному или поперечному масштабу отсчитывают расстояние. В том случае, когда раствор циркуля превышает длину линейного или поперечного масштаба, целое число километров определяется по квадратам координатной сетки, а остаток – обычным порядком по масштабу.

Ломаные линии удобно измерять путем последовательного наращивания раствора циркуля прямолинейными отрезками.

Рис. 5. Последовательное наращивание раствора циркуля прямолинейными отрезками (Источник)

Измерение длин кривых линий производится последовательным отложением «шага» циркуля. Величина «шага» циркуля зависит от степени извилистости линии, но, как правило, не должна превышать 1 см. Для исключения систематической ошибки длину «шага» циркуля, определенную по масштабу или линейке, следует проверять измерением линии километровой сетки длиной 6-8 см.

Рис. 6. Измерение расстояний «шагом» циркуля (Источник)

Длина извилистой линии, измеренной по карте, всегда несколько меньше ее действительной длины, так как измеряется не кривая линия, а хорды отдельных участков этой кривой.

 

Домашнее задание

Параграф 5.

1.     Какие виды масштабов вам известны?

 

Список литературы

Основная

1.     Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2.     География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3.     География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4.     География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2.     Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 

Материалы в сети Интернет

 

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Русское Географическое Общество (Источник).

3.  Geografia.ru (Источник).

 

4.  Budetinteresno.info (Источник).

5.  Земельный Вопрос (Источник).

6.  Mashtaby.ucoz.ru (Источник).

nakhgeoclub.wordpress.com

Масштаб плана. Видеоурок. География 5 Класс

Цель урока: определить, какие бывают виды масштабов, что такое масштаб и как, с помощью масштаба, определить расстояние.

Человек не может изобразить крупные объекты земной поверхности в натуральную величину. Для этого он уменьшает изображение в несколько раз. Масштаб – число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение объекта относительно его реальных размеров.

Отношение длины отрезка линии на плане к горизонтальной проекции соответствующего отрезка линии на местности называется масштабом плана. 

Как известно, планы составляются для небольших по площади территорий, и поэтому их масштаб можно считать величиной постоянной. На картах следует учитывать искажения длины линий из-за кривизны Земли. 

Обычно масштаб подписывается снизу планов.

Рис. 1. План местности и масштаб данного плана

В приведенном плане изображение уменьшено в 10 000 раз относительно его реальных размеров на поверхности Земли. При данном масштабе 1 сантиметру на плане будет соответствовать 100 метров в реалии.

Масштаб на планах и картах выражается в:

1.      Численной форме (численный масштаб).

2.      Именованной форме (именованный масштаб).

3.      Графической форме (линейный масштаб).

Рис. 2. План местности и масштаб данного плана

На данном плане приведены примеры всех видов масштабов.

Численный масштаб выражается простой дробью, в числителе которой единица, а в знаменателе – число, показывающее, во сколько раз горизонтальное проложение линии местности уменьшено при нанесении на план (карту). Масштабы могут быть любыми. Но чаще используются их стандартные величины: 1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000; 1:10 000 и т.д. Например, масштаб плана 1:1000 указывает, что горизонтальное проложение линии уменьшено на карте в 1000 раз, т. е. 1 см на плане соответствует 1000 см (10 м) на горизонтальной проекции местности. Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее считается масштаб, и наоборот. Численный масштаб – величина безразмерная; она не зависит от системы линейных мер, т. е. им можно пользоваться, проводя измерения в любых линейных мерах.

Именованный масштаб представляет краткое словесное выражение численного масштаба и указывает, какая величина горизонтального проложения местности соответствует 1 см на плане (карте). Например, «в 1 сантиметре 100 метров».

Линейный масштаб представ­ляет собой графическое выражение численного и именованного масшта­бов в виде линии, разделенной на равные отрезки – основания. Левый из них делится на 10 равных частей (десятые доли). Сотые доли оцениваются «на глаз».

Рис. 3. Примеры линейных масштабов (Источник)

Рис. 4. Пример работы с линейным масштабом и циркулем-измерителем (Источник)

Измерение расстояний циркулем-измерителем. При измерении расстояния по прямой линии иглы циркуля устанавливают на конечные точки, затем, не изменяя раствора циркуля, по линейному или поперечному масштабу отсчитывают расстояние. В том случае, когда раствор циркуля превышает длину линейного или поперечного масштаба, целое число километров определяется по квадратам координатной сетки, а остаток – обычным порядком по масштабу.

Ломаные линии удобно измерять путем последовательного наращивания раствора циркуля прямолинейными отрезками.

Рис. 5. Последовательное наращивание раствора циркуля прямолинейными отрезками (Источник)

Измерение длин кривых линий производится последовательным отложением «шага» циркуля. Величина «шага» циркуля зависит от степени извилистости линии, но, как правило, не должна превышать 1 см. Для исключения систематической ошибки длину «шага» циркуля, определенную по масштабу или линейке, следует проверять измерением линии километровой сетки длиной 6-8 см.

Рис. 6. Измерение расстояний «шагом» циркуля (Источник)

Длина извилистой линии, измеренной по карте, всегда несколько меньше ее действительной длины, так как измеряется не кривая линия, а хорды отдельных участков этой кривой.

 

Домашнее задание

Параграф 5.

1.     Какие виды масштабов вам известны?

 

Список литературы

Основная

1.     Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2.     География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3.     География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4.     География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2.     Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Русское Географическое Общество (Источник). 

3.  Geografia.ru (Источник). 

4.  Budetinteresno.info (Источник). 

5.  Земельный Вопрос (Источник). 

6.  Mashtaby.ucoz.ru (Источник). 

interneturok.ru

Урок географии в 6 классе по теме «Масштаб. Виды масштаба»

Ф.И.О. учителя: Черепкова Надежда Александровна

Класс: 6___ Предмет: география .

Тема: Масштаб. Виды масштаба.

Цели урока: Формирование знаний о масштабе и его видах

Задачи урока:

Образовательные задачи:  формировать умение читать различные записи масштаба, применять понятие «масштаб» для определения  размера объектов по плану  и для составления плана крупных объектов.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление на основе перевода размеров объектов  в   необходимый  масштаб.

Воспитательные задачи:    воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Ведущие понятия урока: масштаб, именованный масштаб, численный масштаб, линейный масштаб.

Ожидаемые результаты:

1. Репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятия масштаб. Знать виды масштаба и способы их записи.

2.Конструктивный уровень: определять расстояния с помощью масштаба, решать практические задачи по переводу масштабов из численного в именованный и обратно.

3.Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с текстом, схемами, таблицами.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Используемые ресурсы

-учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2013 г.;

-атласы;

-интерактивная доска, компьютер;

-http://www.youtube.com/watch?v=gnEh-Hw3Lu8;

-http://www.uroki.net/docgeo.htm ;

-http://pedsovet.su.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.   Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик).

2 этап. Проверка домашнего задания

Проводится топографический диктант по теме «Условные знаки».

1 вариант

Здравствуй, Андрейка!

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую дорогу. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними — фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.

2 вариант

Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Днем мы купались в реке. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. По обе стороны дороги рос смешанный лес. Путь наш лежал через мост. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.

3 этап. Изучение нового материала

Учитель

— Что называется планом местности? Для чего нужен план местности?

-Продолжите, на плане объекты показывают с помощью ….. (условных знаков).

-Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.

— Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности?  (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами). 

-Какие единицы длины вы знаете?

-Как соотносятся единицы длины? Продолжите цепочку:

а)1мм;1см;… (1дм;1м;1км)

б)1км=1000м=… (10 000 дм = 100 000 см =1 000 000 мм)

-Сможете ли вы начертить план стола ? Почему?  (Прямоугольник такого размера  не уместится на странице)

-Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз.

Демонстрация глобуса.

Учитель.

-что такое глобус?

-назовите черты сходства и различия планеты Земля и ее модели – глобуса

(Ученики называют черты сходства и отличия . (Все объекты даны без искажений; земля показана в уменьшенном виде; на глобусе показаны только самые важные географические объекты).

— главное отличие: изображение на глобусе уменьшены в десятки миллионов раз.

Учитель:

-как определить во сколько раз изображение Земли уменьшено?

Если ученики затрудняются в ответе, учитель обращает их внимание цифры, подписанные в южной части Тихого океана. Что это за цифры? Правильно, масштаб.

Учитель:

-вспомните, что называется масштабом в математике?

-запишите масштаб глобуса (1: 60 000 000) Прочитайте масштаб(1 к шестидесяти миллионам).

-формулируйте, что называется масштабом в географии? (откройте учебник стр. 13)

Словарная работа

Масштаб — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)

Виды масштабов

Работа с текстом учебника стр. 13.

Учитель знакомит учащихся, как записываются виды масштаба, используя схему (рис.7) учебника на странице 14 .

Учитель

-численный масштаб записывается цифрами (1: 10 000)

-чтобы по длине линии на плане или карте удобно было узнавать расстояния на местности, у численного масштаба пишут пояснение: в 1 см — 10 км,

в 1 см — 100 м, в 1 см — 10 м и т. д. То есть сантиметры переводят в метры и километры. Такой масштаб называют именованным.

-линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане и карте, не прибегая к вычислениям. Он представляет собой прямую линию, разделенную на равные части. У каждого деления линии подписывают соответствующие ему расстояния на местности. Для измерения расстояний используется циркуль.

Заполняется таблица

Виды масштаба

Как изображается

Что показывает

Для чего используется

Именованный

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Численный

Дробью

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояний циркулем.

-а теперь применим теоретические знания на практике. Выполним несколько заданий

Переведите  численный  масштаб в именованный и наоборот

Численный  1:1 000               Ответ:  в 1 см – 10 м

          1:75 000 000                    в 1 см – 750 км

 

Именованный     в 1см – 50км      Ответ:   1:5 000 000 

в 1см – 200м                      1:20 000

 Какой из масштабов крупнее?

а) 1:25             б) 1:300          в) 1:50 000

После выполнения заданий ответы проверяютя.

Практическая работа:

Определение расстояний на глобусе с помощью масштаба.

Шаг1 Класс предварительно разбит на группы.

Шаг 2 Каждая группа получает карточки – задания (приложение 1)

Шаг 3. Представление группами результатов своей деятельности.

4 этап. Первичное закрепление знаний и способов действий.

1.Что называется масштабом?

2. Какие виды масштабов вы узнали?

3. Какие виды карт бывают по масштабу?

5 этап. Оценочная деятельность

6этап. Рефлексия.

Продолжите фразу:

— Сегодня на уроке …

— Теперь я знаю …

— Мы работали с …

— Мне на уроке …

Учитель

-на этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба. На самом деле вам придется еще не раз применить знания масштаба и на других предметах (математика, технология, рисование и др.), а также в практической деятельности в будущем.

7 этап. Постановка домашнего задания.

§4 ответить на вопросы.

Стр.16 задание 6 выполнить в тетради.

Приложение №1

Карточка – инструкция (1 группа)

Практическая работа: «Определить по глобусу с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до Северного полюса».

  1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

  2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.

  3. Представить отчет о проделанной работе.

Карточка – инструкция (2 группа)

Практическая работа: «Определить по глобусу с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до Южного полюса».

1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.

3. Представить отчет о проделанной работе.

Карточка – инструкция (3 группа)

Практическая работа: «Определить по глобусу с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до экватора».

1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.

3. Представить отчет о проделанной работе.

infourok.ru

Конспект урока»масштаб и его применение в географии»

урок на тему: «Масштаб и его применение в географии»

(Слайд 1.)

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Формируемые результаты.

предметные: познакомить учащихся с понятиями отношения, членов отношения, с основным свойством отношения, масштабом; формировать умение представлять величины с помощью отношений.

Личностные: формировать умения представлять результат своей деятельности.

Метапредметные: формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять понятие «масштаб» для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности;отработают вычислительные навыки при переводе единиц длины.

  1. Организационный этап, вступление. (Мотивация учебной деятельности учащихся).

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала.

Блок географии и математики.

  1. Контроль и коррекция знаний.

Блок географии из ОГЭ (практическая работа тренировочная). Самостоятельная работа учащихся.

  1. Блок математики из ОГЭ. (Заполнить таблицу).

VI. Рефлексия

VII. Домашнее задание

Оборудование

Учебник «География», М.:Вентана-Граф, 2014 А.А. Летягин 6 класс

Учебник математики 6 классА.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир.- М.: Вентана-Граф, 2015. – 304с.

Атлас ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2015

ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС»Авторы И.В. Душина, А.А.Летягин

Презентация, выполненная в MicrosoftOfficePowerPoint 2007

Интерактивная доска

Проектор

Линейки, карандаши, транспортиры.

Раздаточный материал

Организационная структура урока

  1. Организационный этап, вступление. (Мотивация учебной деятельности учащихся).

Учитель математики.

Кого бы вы на свете не спросили,

Любой вам скажет — есть страна Россия

И если к карте мира подойти,

Легко вам будет там её найти.

Учитель географии.

Вы здесь увидите бескрайние просторы,

Зеленые леса, поля, хрустальные озера,

Величие широких русских рек,

Места, где еще не был человек.

Здесь много разных городов: больших и малых,

Разбросанных по карте вверх и вниз

И город свой ты можешь здесь найти

Лишь стоит чуть указкой провести

И посмотрев на карту, вы поймете

В какой великой и большой стране живете!

О том, с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

Какое это понятие? (Масштаб)

II. Актуализация опорных знаний

Учитель географии.

Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину. Чтобы иметь четкое представление о расстояниях, необходимо что сделать? (Все расстояния уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций, или, как говорят, делать изображение в масштабе.)

III.Изучение нового материала.

Виды масштаба (Слайд 2)

Масштаб (от немецкого — мера и Stab — палка) — отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.

Численный масштаб — масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель — единица, а знаменатель — число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение. Например,

1:50 — 1см на карте соответствует 50 см на местности;

1:100 – 1 см на карте равен 100см на местности;

1:1000 – 1 см на карте равен 1000см на местности.

-начертите в тетрадях квадрат со сторонами100см в масштабе 1:50 (сторона равно 2см)

Именованный (словесный) масштаб — вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке. Например, в 1см – 1м.

-Начертите в этом масштабе (в 1см – 1м.) квадрат со сторонами 3 м.

-Ачто делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1:1000000см. Что нужно сделать? (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры.Т.е. в 1см-10км).

Линейный масштаб — вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.

Решение задач: (Слайд 3). Блок географии и математики.

a) Длина отрезка на местности 300 км. Найдите длину соответствующего отрезка на карте, если масштаб карты 1:1000000.

Решение: 1)300 км=30000000 см, 2) 30000000:1000000=30 см.

б) Масштаб плана 1:5000. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной : 1) 10см, 2) 5см, 3)2см

Решение: т.к. в 1см – 5000см, 1) 10×5000 = 50000см=500м, 2) 5×5000=25000см=250м,3) 2×5000=10000см=100м

в) Расстояние между городами Липецк и Иваново на карте, масштаб которой 1:9000000, равно 6,7 см. Вычислите расстояние между этими городами на местности.

Решение: 1) 6,7х9000000=60300000 см, 2)60300000см=603000 м=603 км.

Игра «Путешествие в страну Масштабию»: (Слайд 4 )

Слайд5

  1. Перевести именованный масштаб в численный:

В 1см – 10м (1:1000) в 1 см – 200м (1:20000)

В 1см – 50км (1:5000000) в 1 см — 75000м (1:7500000)

Слайд 6

  1. Перевести численный масштаб в именованный:

1:10000 (в 1см-100м) 1:750000 (в 1см – 75км)

1:30000 (в 1см – 300м) 1:10000 (в 1см – 1км)

Слайд 7

  1. Учащиеся прошли на север 5000м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км. (отрезок =5см)

  2. Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России 2см, масштаб карты 1:25000000, чему равно расстояние. (решение: 25000000×2=50000000см = 500км)

Слайд 8

  1. Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1:35000000 изображен в виде квадрата со стороной в 1см.(решение: 1:35000000 = в 1см- 350м = 350×350=122500м)

  2. Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20см. (решение: 5км=500000см:20=25000см, 1:25000

  3. II часть (Слайд 9)

  4. Определите расстояния по плану

  5. На каком расстоянии от Ладогино находится родник

  6. На каком расстоянии от Ладогино находится домик лесника

  7. На каком расстоянии от Ладогино находится паром на реке Мечота

родника (1 см х 100 =100 м),

домик лесника (5.5 см х 100 =550 м),

Паром на р. Мечота (12-13 см х 100 =1200-1300 м).

  Блок математики (решение задач): (Слайд 10 и Слайд 11)

  1. Расстояние между двумя городами на местности равно435 км, а на карте – 14,5 см. Найдите масштаб карты.

Решение: 1) 435км=43500м =43500000см, 2)43500000:14,5=300000.

1:300000.

  1. На плане, масштаб которого равен 1:15000, длина прямоугольного участка равна 12см, а ширина – 8 см. Сколько пшеницы надо, чтобы засеять этот участок, если на 1га земли высевают 0,24 т семян?

Решение:1)12×15000=180000см, 2)8×15000=120000см, 3)180000×120000=21600000000см2=216га, 4)216×0,24=51,84т

IV. Блок географии из ОГЭ (практическая работа тренировочная ). (Слайд 12.)

Самостоятельная работа учащихся

Определение расстояний, направлений по карте с помощью масштаба

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: ___750_______ м .

Блок V. Задание из ОГЭ по математике. (Слайд 13.)

Задание: заполните таблицу:

5:3:4

6:2:3

2:3:4

4:6:3

2:3:2

ответ

41;

82

60;36;48

60;20;30

5;7,5;10

0,52;0,78;0,39

222,333,222

VI. Итог урока — рефлексия (обратная связь) (Слайд14.)

Что показывает масштаб?

Назовите основные виды масштаба

Где можно применять масштаб?

Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?

VII. Домашнее задание (Слайд 15.)

Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500 (для 6-го класса)

Составить три задачи на знание масштаба (математика) . 

Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Санкт Петербург и Мурманск

б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)

в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

infourok.ru

Урок географии в 5 классе по теме «Масштаб»

Класс: 5 Предмет: география .

Тема: Масштаб. Виды масштаба.

Цель урока: Формирование знаний о масштабе и его видах

Ведущие понятия урока: масштаб, именованный масштаб, численный масштаб, линейный масштаб.

Ожидаемые результаты:

1. Репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятия масштаб. Знать виды масштаба и способы их записи.

2.Конструктивный уровень: определять расстояния с помощью масштаба, решать практические задачи по переводу масштабов из численного в именованный и обратно.

3.Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в группе, навыки работы с текстом, схемами, таблицами.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.   Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик).

2 этап. Проверка домашнего задания (1 у доски пишет на обороте)

  1. (СЛАЙД 1)

  2. Проверка

(СЛАЙД 2)

3 этап. Изучение нового материала

Проблемное задание: для изображения поверхности Земли картографам предстояло решить математическую задачу: уменьшить изображение и решить, какие показать при этом объекты на географической карте.

-Посмотрите на географические карты. (СЛАЙД 3)

Что можете сказать о морях, реках? (уменьшены, на одной карте сильнее, на другой меньше)

Как выразить уменьшение? (Тема урока, цель) (СЛАЙД 4)

— Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности?  (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами). 

-Какие единицы длины вы знаете?

-Как соотносятся единицы длины? Продолжите цепочку:

а)1мм;1см;… (1дм;1м;1км)

б)1км=1000м=… (10 000 дм = 100 000 см =1 000 000 мм)

-Сможете ли вы начертить план стола ? Почему?  (Прямоугольник такого размера  не уместится на странице)

-Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз.

Демонстрация глобуса.

Учитель.

-что такое глобус?

-назовите черты сходства и различия планеты Земля и ее модели – глобуса

(Все объекты даны без искажений; земля показана в уменьшенном виде; на глобусе показаны только самые важные географические объекты).

— главное отличие: изображение на глобусе уменьшены в десятки миллионов раз.

Учитель:

-как определить во сколько раз изображение Земли уменьшено?

Если ученики затрудняются в ответе, учитель обращает их внимание цифры, подписанные в южной части Тихого океана. Что это за цифры? Правильно, масштаб.

-вспомните, что называется масштабом в математике?

-запишите масштаб глобуса (1: 60 000 000) Прочитайте масштаб (1 к шестидесяти миллионам).

-формулируйте, что называется масштабом в географии? (откройте учебник стр. 34) Что называется, что показывает? (СЛАЙД 5)

Масштаб — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)

-Как записывают масштаб?

Работа с текстом учебника стр. 34-35. Проверка (СЛАЙД 6)

Учитель знакомит учащихся, как записываются виды масштаба, используя учебник на странице 34-35 (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ) .

-численный масштаб записывается цифрами (1: 10 000)

-чтобы по длине линии на плане или карте удобно было узнавать расстояния на местности, у численного масштаба пишут пояснение: в 1 см — 10 км,

в 1 см — 100 м, в 1 см — 10 м и т. д. То есть сантиметры переводят в метры и километры. Такой масштаб называют именованным.

-линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане и карте, не прибегая к вычислениям. Он представляет собой прямую линию, разделенную на равные части. У каждого деления линии подписывают соответствующие ему расстояния на местности. Для измерения расстояний используется циркуль.

Расскажите по таблице (СЛАЙД 7) – самост. работа в тетрадь пишут

Виды масштаба

Как изображается

Что показывает

Для чего используется

Именованный

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Численный

Дробью

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояний циркулем.

-а теперь применим теоретические знания на практике. Выполним несколько заданий

СЛАЙД 8 разобрать

Переведите  численный  масштаб в именованный и наоборот

(СЛАЙД 9)

 Какой из масштабов крупнее? (СЛАЙД 10)

После выполнения заданий ответы проверяются.

Задачи.

  1. На плане дорога длиной 500м изображена линией в 5 см. Определите масштаб.

  2. Туристы прошли на север 5000м. Начертить маршрут движения в масштабе в 1см – 1 км.

4 этап. Первичное закрепление знаний и способов действий.

1.Что называется масштабом?

2. Какие виды масштабов вы узнали?

5 этап. Оценочная деятельность

6этап. Рефлексия.

Продолжите фразу:

— Сегодня на уроке …

— Теперь я знаю …

— Мы работали с …

— Мне на уроке …

Учитель

-на этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба. На самом деле вам придется еще не раз применить знания масштаба и на других предметах (математика, технология, рисование и др.), а также в практической деятельности в будущем.

7 этап. Постановка домашнего задания.

Стр.34-35, выучить в тетради, цветные карандаши.

Карточка – инструкция (1 группа)

Практическая работа: «Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до Северного полюса».

  1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

  2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.

  3. Представить отчет о проделанной работе.

Карточка – инструкция (2 группа)

Практическая работа: «Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до Южного полюса».

1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.

3. Представить отчет о проделанной работе.

Карточка – инструкция (3 группа)

Практическая работа: «Определить по атласу (карта полушарий) с помощью масштаба расстояние от г. Москвы до экватора».

1. Выбрать способ определения расстояния на глобусе. Объяснить свой выбор.

2. Прописать последовательность ваших действий в тетради.

3. Представить отчет о проделанной работе.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *