МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ — это… Что такое МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ?
— налоги и сборы, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях этих муниципальных образований. По НК (ст. 15) к местным относятся следующие виды налогов и сборов: 1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы. До введения в действие части второй НК перечень местных налогов и сборов определяется ст. 21 Закона об основах налоговой системы. К ним относятся:
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
з) налог на рекламу;
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
к) сбор с владельцев собак;
л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру;
о) сбор за парковку автотранспорта;
п) сбор за право использования местной символики;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах;
с) сбор за выигрыш на бегах;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
х) сбор за уборку территорий населенных пунктов;
ц) сбор за открытие игорного бизнеса;
ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Налоги, обозначенные буквами «а» — «в», устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ. Налоги под буквами «г» и «д» могут вводиться районными и городскими органами государственной власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов.
В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты краев и областей, на территории которых находится курортная местность. Налоги и сборы, обозначенные буквами «з» — «х», могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти — местных Советов народных депутатов. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, обозначенных буквами «ж», «з», «о», «ф» , «х» и «ч», относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход). Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ было установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях этих субъектов РФ налоги, обозначенные буквами «г», «е», «и», «к», «л», «м», «н», «о», «п», «р», «с», «т», «у», «ф», «х», «ц», не взимаются. Федеральным законом от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ в качестве эксперимента в 1997—1998 гг. в городах Новгороде и Твери введен налог на недвижимость. При исполнении соглашений о разделе продукции взимание местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором или осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений Закона о соглашениях о разделе продукции.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.
taxation.academic.ru
Какие налоги относятся к местным в 2019 году
В 2019 году российское налоговое законодательство подверглось ряду изменений, которые не обошли стороной и местных налогов, устанавливаемых региональными властями и направляемых на развитие конкретной территории.
Увеличилось их число, несколько изменился порядок декларирования, расчета и уплаты. В общем же виде функция местных обязательных платежей осталась прежней – формирование материальной основы для решения вопросов местного уровня.
Местные налоговые платежи имеют право устанавливать (в том числе определять ставки и льготы) органы местного самоуправления (ОМСУ) в пределах тех значений, которые устанавливает Налоговый кодекс страны (ст. 132 Конституция РФ).
Наличие собственных источников дохода позволяет местным властям проводить независимую от государства политику в интересах населения конкретной территории, в том числе регулировать экономическую, социальную, экологическую ситуацию.
Все местные налоги, которые устанавливают ОМСУ, направляются исключительно в местные бюджеты (ст. 55 ФЗ-131). При этом:
- Ставки платежей определяются местными властями, но в пределах, установленных в общегосударственном налоговом законодательстве.
- Перечень налогов местного уровня также определяется на федеральном уровне, однако ОМСУ вправе выбрать те из них, которые будут взиматься в рамках конкретной территории.
Субъектами обложения местными налогами выступают граждане и компании, зарегистрированные в рамках конкретно взятого региона.
При этом, если организация имеет филиальную сеть, что чаще всего местные налоги она платит в той местности, в которой располагается ее головной офис.
Следует подчеркнуть, что 2019 году к местным налогам земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор (ст. 15 НК РФ).
Определения
Для того чтобы определить характер, порядок взимания и специфику местных налогов и сборов важно принять во внимание некоторые определения, в том числе:
Местные налоги | Обязательные отчисления в казну страны, которые определяются Налоговым кодексом, но устанавливаются и взимаются местными властями (ОМСУ). Они обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований и в полной сумме идет не пополнение местного бюджета (ст. 12 НК РФ) |
Органы местного самоуправления | Властные структуры, которые формируются для реализации функций публичного управления в рамках отдельных территорий. Их деятельность затрагивает преимущественно вопросы социально-экономического развития отдельных населенных пунктов, а также экологические и культурные аспекты (ст.2 ФЗ-131) |
Вопросы местного значения | Спектр мероприятий, которые призваны осуществить в рамках конкретной территории ОМСУ, используя при этом исключительно средства, привлеченные в виде местных налогов (гл. 3 ФЗ-131) |
Последние не следует путать с делегированными государственными полномочиями — финансирование решения этих вопросов, как правило, осуществляет государство через систему регулирующих налогов, а также категориальных, выравнивающих и стимулирующих грантов.
Каково их назначение
Местные налоги играют важную роль в развитии отдельных территорий, поскольку их ОМСУ могут направлять по своему усмотрению на реализацию программ социально-экономического развития.
А также могут стимулировать эффективное воспроизводство трудовых и материальных ресурсов, поддерживать культурную сферу и экологию.
Основными вопросами, финансирование которых осуществляется за счет местных налогов выступают (ст. 14 ФЗ-131):
прокладка и поддержание в нормальном состоянии дорог местного значения;
- предоставление материальной помощи и жилья малоимущим гражданам;
- обеспечение местного сообщества услугами связи, бытового обслуживания, транспорта;
- благоустройство территории, в том числе вывоз мусора, освещение и озеленение;
- решение вопросов электро-, водо-, газоснабжения;
- поддержка медицинских, культурных и образовательных учреждений;
- содержание мест захоронения и др.
Проведение на местном уровне спортивных и культурных мероприятий тоже, как правило, финансируется из средств местного бюджета 50-55% которых составляют именно местные налоговые платежи.
Законные основания
Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей.
При этом ОМСУ обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории.
В Налоговом кодексе РФ вопросы регулирования местных налогов и сборов приводятся в следующих статьях:
ст. 12 | Содержит определение местных обязательных платежей, а также указывает на их отличие от федеральных обязательных платежей |
ст. 15 | Раскрывает полный перечень местных выплат в казну, которые действуют в РФ. Именно на него и должны ориентироваться местные органы власти при установлении обязательных сборов местного уровня |
Раздел Х НК РФ полностью посвящен вопросам администрирования местных налогов и сборов, а именно:
гл. 31 | Разъясняет порядок взимания в местную казну земельного налога |
гл. 32 | Рассматривает процесс уплаты в бюджет налога на имущество физических лиц |
гл. 33 | Описывает все тонкости и нюансы уплаты торгового сбора |
Вопросы распределения и использования местной казны подробно описываются в ФЗ-131, в частности:
ст. 14 | Определяет какие именно функции местного самоуправления финансируются за счет взимаемых с населения налогов и сборов |
ст. 55 | Указывает на то, что основой формирования доходной части местной казны выступают именно местные налоги и сборы |
В этом же законе определено, что именно представительные органы могут в ходе рабочих сессий устанавливать порядок взимания местных обязательных платежей и назначать их с согласия главы ОМСУ.
При установлении на уровне отдельного региона местных налогов и сборов, местные власти должны оформить соответствующий местный нормативно-правовой акт (постановление).
В нем прописываются:
- виды налогов, взимаемые в рамках конкретного региона;
- ставки и сроки внесения платежей;
- круг лиц и организаций в отношении будут действовать налоговые льготы и вычеты;
- порядок декларирования и соответствующие налогу формы отчетности.
Местные властные структуры не имеют права вводить те местные обязательные платежи в казну, которые не прописаны в Налоговом кодексе. В нем же определено всего три вида обязательных платежей в местный бюджет (ст. 15 НК РФ).
Виды
Земельный налог
Этот обязательный сбор в местную казну взимается с граждан и организаций, которые имеют в собственности наделы земли.
Его объектом выступает земля, которая не относится к объектам лесного фонда, а также территориям, относящимся к историческому и культурному наследию.
Видео: региональные и местные налоги
Налоговой базой выступает кадастровая стоимость участка, а ставка составляет 0,3-1,5% в зависимости от категории земли.
Выплачивается налог в казну всего один раз в год.
При этом помимо традиционных категорий льготников ОМСУ вправе определять дополнительный круг лиц на базе отдельного региона, претендующий на освобождение от выплат.
Налог на имущество физических лиц
Плательщиками этого местного налога выступают исключительно граждане, которые имеют в собственности:
- жилище в виде дома, квартиры, комнаты;
- гараж или хозяйственное строение;
- недостроенный недвижимый объект.
Именно эти виды имущества и являются объектом взимания обязательного платежа. Что же касается налоговой ставки, то она может составлять 0,1-2%.
Торговый сбор
Данный обязательный платеж взимается на территории отдельных муниципальных образований с предпринимателей и организаций, занимающихся торговой деятельностью.
Налог взимается непосредственно с объекта торговой деятельности (пункты нестационарной торговли) или с размера торговой площади.
Он выражается в номинальной сумме (в рублях) и не должен превышать предельную сумму обязательного платежа, установленного в отношении отдельного муниципального образования.
Сроки уплаты
Земельный налог
Плательщики земельного налога обязаны вносить его в казну ежегодно. При этом декларирование налога:
- организациями осуществляется поквартально;
- гражданами и предпринимателями – один раз в конце года.
Налог на имущество физических лиц
Этот обязательный платеж в местную казну декларируется и уплачивается один раз в год. Дата представления декларации и внесения налога устанавливается местными властями.
Торговый сбор
Местный налоговый сбор с предпринимателей и торговых компаний декларируется и уплачивается в казну ежеквартально.
Перспективы развития
Местные налоги и сборы выступают важным элементом налоговой системы, поскольку они выполняют две значимые функции:
Во-первых | Формируют финансовую базу для выполнения ОМСУ их ключевых задач |
Во-вторых | Выступают фактором финансовой децентрализации, поскольку эти средства местные власти имеют право расходовать по своему усмотрению |
Будущее местных обязательных платежей видится ныне в двух проекциях:
- Отдельные виды обязательных платежей в бюджет, которые ныне носят характер общегосударственных, перейдут постепенно на местный уровень (например, налог на недвижимость с физических лиц).
- Существующие ныне местные налоги будут расширены за счет дополнительных ставок, возможностей предоставления льгот и вычетов, что расширит возможности ОМСУ.
Что касается увеличения налоговых ставок и числа налоговых платежей, то такая ситуация в ближайшей перспективе полностью исключена.
В 2019 году увеличение ставок по местным налогам в России не предусмотрено.
В целом этих обязательных платежей коснулось всего два существенных изменения, а именно:
- Был введен третий местный налог – торговый сбор, который в текущем году взимается только в Москве и Севастополе. Он распространяется только на тех предпринимателей, которые осуществляют деятельность на территории этих городов и прилегающих к ним областей. В дальнейшем он затронет все муниципальные образования РФ.
- Налог на имущество с физических лиц начал взиматься по кадастровой стоимости. Полный переход на новую систему будет завершен к 2020 году. Это приведет к увеличению платежа в казну (кадастровая цена больше инвентаризационной), но не за счет роста ставки, которая остается на прежнем уровне.
Таким образом, в 2019 году на территории РФ взимается ровно три местных налога, которые вводятся в рамках отдельных муниципальных образования по решению местных властей.
Местные налоги обеспечивают эффективную финансовую децентрализацию – право местных властей самостоятельно распределять часть бюджетных доходов на нужды отдельного города, селения или района.
Эта сумма идет на решение вопросов местного значения.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
buhonline24.ru
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ — это… Что такое МЕСТНЫЕ НАЛОГИ?
- МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
- – налоги, устанавливаемые в соответствии со ст. 14 Конституции СССР высшими органами государственной власти СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1942 г. № 13) установлены следующие М. н.: земельная рента, налог со строений, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках. Этим Указом установлены предельные ставки и обязательный перечень льгот по М. н. Верховные Советы союзных и автономных республик и местные Советы имеют право, исходя из местных условий, понижать налоговые ставки и устанавливать льготы.
Им принадлежит право не вводить на территории республики, края, области, района или города сбора с владельцев транспортных средств и сбора с владельцев скота. Поступления по М. н. обращаются в доход соответствующих городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.
Земельная рента взимается с застроенных и незастроенных земель, предоставленных предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в бессрочное пользование. Значительная часть земель освобождается от земельной ренты. Все поселения, в зависимости от их административного значения, численности населения и экономических условий, делятся на 6 классов. Для каждого класса установлена соответствующая ставка земельной ренты с квадратного метра земельной площади.
Налогом со строений облагаются жилые дома, торговые помещения, склады и другие строения, принадлежащие предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным гражданам. От обложения освобождаются строения учреждений, состоящих на государственном бюджете, строения совхозов, колхозных дворов и др.
Сбор с владельцев транспортных средств взимается с граждан, имеющих в городах и посёлках лошадей, автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т. п. Ставки сбора дифференцированы по видам транспортных средств и по категориям поселений.
Сбор с владельцев скота взимается в городах и посёлках с граждан, имеющих продуктивный и рабочий скот (кроме лошадей).
Разовый сбор на колхозных рынках уплачивается колхозами, колхозниками, единоличниками и другими гражданами, продающими на этих рынках продукты своего хозяйства и собственные вещи, а также кустарями, занимающимися на территории рынка разрешёнными промыслами (см. Указ от 15 января 1948 г. – «Ведомости Верховного Совета СССР» 1948 г. № 5). Ставки сбора дифференцируются в зависимости от характера облагаемых занятий (торговля или промысел), от вида торговли (напр., с лотков или с возов), от объекта продажи. 30% от поступлений разового сбора обращаются на расходы по содержанию и благоустройству колхозных рынков.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.
- МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
- МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Смотреть что такое «МЕСТНЫЕ НАЛОГИ» в других словарях:
местные налоги — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] местные налоги Основной элемент финансирования муниципалитетов, обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. К ним относятся: земельный… … Справочник технического переводчика
Местные налоги — Местные налоги (Local taxes) — основной элемент финансирования муниципалитетов, обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц. налог … Экономико-математический словарь
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ — обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно территориальных единиц (муниципальных образований), составная часть налоговой системы государства. Размеры М.н. устанавливаются органами местного… … Юридический словарь
Местные налоги — 4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных… … Официальная терминология
местные налоги — Налоги, уплачиваемые частным лицом в бюджет местных органов власти. Такие налоги включают муниципальный подоходный налог, налог на собственность, плату за пользование канализацией, водопроводом, налог на содержание школ и другие налоги. Подобные… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ — налоги и сборы, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими. К местным относятся: 1) земельный налог. Порядок… … Энциклопедический словарь экономики и права
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ — обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в бюджеты административно территориальных единиц. М.н. являются элементом налоговой системы страны. В большинстве зарубежных стран М.н. основной метод мобилизации финансовых ресурсов… … Энциклопедия юриста
Местные налоги — см. Налоги … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
местные налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно территориальных единиц (муниципальных образований), составная часть налоговой системы государства. Размеры М.н. устанавливаются органами местного… … Большой юридический словарь
Местные налоги — это самостоятельно устанавливаемые и вводимые в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления в пределах территорий соответствующих муниципальных образований обязательные платежи, закрепленные ст. 15 НК РФ. К ним… … Большой юридический словарь
soviet_legal.academic.ru
Местные налоги — это… Что такое Местные налоги?
- Местные налоги
Местные налоги (Local taxes) — основной элемент финансирования муниципалитетов, обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц. налог на рекламу; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; сбор за право торговли и некоторые другие налоги и сборы.
Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.
- Местные и региональные финансы
- Место возникновения затрат
Смотреть что такое «Местные налоги» в других словарях:
местные налоги — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] местные налоги Основной элемент финансирования муниципалитетов, обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. К ним относятся: земельный… … Справочник технического переводчика
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ — обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно территориальных единиц (муниципальных образований), составная часть налоговой системы государства. Размеры М.н. устанавливаются органами местного… … Юридический словарь
Местные налоги — 4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных… … Официальная терминология
местные налоги — Налоги, уплачиваемые частным лицом в бюджет местных органов власти. Такие налоги включают муниципальный подоходный налог, налог на собственность, плату за пользование канализацией, водопроводом, налог на содержание школ и другие налоги. Подобные… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ — налоги и сборы, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими. К местным относятся: 1) земельный налог. Порядок… … Энциклопедический словарь экономики и права
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ — – налоги, устанавливаемые в соответствии со ст. 14 Конституции СССР высшими органами государственной власти СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1942… … Советский юридический словарь
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ — обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в бюджеты административно территориальных единиц. М.н. являются элементом налоговой системы страны. В большинстве зарубежных стран М.н. основной метод мобилизации финансовых ресурсов… … Энциклопедия юриста
Местные налоги — см. Налоги … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
местные налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджеты административно территориальных единиц (муниципальных образований), составная часть налоговой системы государства. Размеры М.н. устанавливаются органами местного… … Большой юридический словарь
Местные налоги — это самостоятельно устанавливаемые и вводимые в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления в пределах территорий соответствующих муниципальных образований обязательные платежи, закрепленные ст. 15 НК РФ. К ним… … Большой юридический словарь
economic_mathematics.academic.ru
Местные налоги и сборы — это… Что такое Местные налоги и сборы?
налоги и сборы, зачисляемые в доход местных органов государственной власти и государственного управления. В СССР в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 1942 «О местных налогах и сборах» (с учётом последующих изменений и дополнений) взимаются следующие виды М. и с налог со строений, рента, сбор с владельцев средств и разовый сбор на рынках; на территории отдельных местностей установлен также курортный сбор. М. н. и с. зачисляются в доходы городских, поселковых и сельских Советов.
Налогом со строений облагаются строения, принадлежащие кооперативным предприятиям и отдельным гражданам (государственные предприятия, учреждения и этого налога не платят). Земельная рента уплачивается кооперативными предприятиями и отдельными гражданами за земельные участки несельскохозяйственного значения, предоставленные в бессрочное пользование. За жилые строения кооперативный налог установлен в размере 0,5% их стоимости, за остальные строения кооперативных организаций и граждан — 1% стоимости строений (страховой оценки). По этим платежам имеется большое число льгот. Законодательство определяет условия, при которых от платы налогов освобождаются военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трёх степеней, колхозники и ряд других владельцев строений и земельных участков. Практически почти каждый третий домовладелец освобождается от уплаты налогов по разным льготам.
В городе владельцы автомобилей, мотоциклов, яхт, лодок, а также используемых в извозном промысле животных уплачивают сбор с владельцев транспортных средств. Сбор взимается один раз в год по ставкам, установленным в зависимости от административного значения города и вида транспортных средств. Колхозы, колхозники и др. граждане, продающие на рынках продукты своего либо кустарные и др. изделия, уплачивают разовый сбор на колхозных рынках. С 1970 такой сбор не поступает в доход бюджета, а полностью направляется на эксплуатацию, благоустройство и расширение колхозных рынков. Курортным сбором облагаются граждане, приезжающие на отдых в курортные местности в неорганизованном порядке. Сбор поступает в доход местного бюджета и расходуется на благоустройство соответствующей курортной территории. Размеры сбора определяются решениями Советов Министров союзных республик. Лица, приезжающие на отдых и лечение по путёвкам, от уплаты сбора освобождены. В ряде республик установлены льготы для инвалидов Отечественной войны, инвалидов труда и др. категорий граждан. Местные налоги занимают в доходах Государственного бюджета СССР крайне незначительный удельный вес (см. также Налоги).В других странах М. н. и с. также, как в СССР, занимают небольшое место в общих доходах местных бюджетов и взимаются, как правило, в виде налогов со строений, городских земельных участков, рыночных сборов, сборов с владельцев транспортных средств и некоторых др. разновидностей налогов и сборов за имущество и получение разного рода услуг.
В странах М. н. и с. составляют основной источник доходов местных бюджетов. Так, в начале 70-х гг. в составе бюджета местные налоги составляли в США около 30%, в Японии около 31%, во Франции более 9%. Среди таких платежей можно выделить собственно местные налоги (прямые и косвенные), надбавки к госналогам и пр. местные налоги (на зрелища, на владение транспортными средствами и др.). М. н. и с. при капитализме характеризуются резко выраженной регрессивностью, когда наибольшая тяжесть налогового бремени ложится на плечи трудящихся. Отличительная черта этих налогов — их множественность (например, в большинстве штатов США применяется около 12 местных налогов, в ФРГ — около 25, в Японии — около 15).
В. А. Тур.
dic.academic.ru
Местные налоги
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по курсу «Налогообложение»
по теме: «Местные налоги»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов
1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления
2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ
2.1 История развития местных налогов
2.2 Земельный налог
2.3 Налог на имущество физических лиц
2.4 Единый налог на вмененный доход
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ
3.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения
3.2 Оптимизация местных налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление – решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории.
Органы государственной власти, в том числе субъектов Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления – обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения, будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права и свободы граждан.
В соответствии с Конституцией России предоставление органам местного самоуправления определенных прав и полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а также доли ответственности за все происходящее на подведомственной им территории. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне.
Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных органов иметь источники доходов. К таким источникам, в первую очередь относятся местные налоги.
Отсутствие в юридической науке теоретического фундамента для построения системы местных налогов и сборов негативно влияет на качественный уровень принимаемых нормативных правовых актов, создание единой базы налогового регулирования органами государственной власти и местного самоуправления и реализацию ими на практике положений законов и подзаконных актов. Теоретические основы местного обложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.
Актуальность темы дипломной работы связана также с принятием второй части Налогового Кодекса РФ, отдельные положения которой воплощают общие принципы налогообложения и сборов применительно к местному уровню налоговой системы.
Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как следствие, наличие самостоятельной финансовой компетенции муниципальных образований обусловили интерес к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.И. Химичева. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы местного налогообложения рассматривались в работах представителей экономической школы налогообложения и финансов: М.Ю. Березина, А.Г. Гладышевой, Л.А. Дробозиной, А.Г. Игудина, В.И. Матеюка, B.C. Мокрого, А.Ф. Панайотова, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, В.М. Родионовой, Д.Г. Черника. Однако, несмотря на широкий спектр проведенных вышеуказанными, а также другими авторами исследований их предметом выступала либо целиком налоговая система Российской Федерации, либо вообще все финансы органов местного самоуправления, включая налоги и сборы как их составную часть. На сегодняшний день практически нет комплексных научных работ, посвященных юридической разработке правовых основ местного налогообложения, что оставляет место для специального комплексного анализа местных налогов и сборов и их системы, налоговой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.
Объектом исследования работы выступают общественные отношения в области финансово-правового регулирования местных налогов и сборов, их содержание и признаки, закрепляемые нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предмет исследования – нормативная база деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере местного налогообложения.
Цель дипломной работы – провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
· проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
· выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;
· исследовать своеобразие и этапы становления и развития системы местных налогов и сборов в Российской Федерации в ее историческом развитии;
· выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
· исследовать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области установления, введения и взимания местных налогов и сборов;
· выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.
Автором использованы общие методы научного познания, включая методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и др.), а также методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (анализ и синтез, моделирование, прогнозирование и др.). В работе применяются также частные методы научного познания, такие, как исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический. Кроме того, в работе широко использован системный метод исследования.
Научная новизна работы обусловлена своевременной постановкой проблемы, а также использованием новых идей и тенденций в области местного налогообложения. Работа представляет собой комплексное юридическое исследование исторических, теоретических и прикладных аспектов функционирования системы местных налогов и сборов как финансовой основы местного самоуправления. Выводы и предложения, сделанные в ходе исследования, направлены на совершенствование местного налогообложения.
1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов
Налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни. Русский экономист М.М. Алексеенко еще в XIX в. отметил эту особенность «С одной стороны, налог – один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т.е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой – установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».
Относительно понятия «налог» единства мнения в науке не существует. Более того, до настоящего времени понятия «налог» и «местный налог» не получили достаточной четкости ни в литературе, ни в законодательстве. Между тем ключевой проблемой, имеющей значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения, является проблема определения понятия «налог».
Это связано с тем, что «точное уяснение содержания категории «налог» способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающего право частной собственности плательщика», позволяет у
mirznanii.com
Местные налоги — роль и значение
Чтобы обеспечить единство страны, а также единство в развитии экономических реформ, очень важно наличие оптимального местного самоуправления. С экономической точки зрения местные органы власти самостоятельного бюджета не имеют. А это, в свою очередь, означает, что такие органы не могут располагать возможностями хорошо и правильно осуществлять свои возможности и полномочия. Именно поэтому важным источником доходов в бюджет являются налоги. Более 8 лет в России действует новая система налогообложения, благодаря которой удается добиваться нормативного и оптимального обеспечения налоговой системы.
Местные налоги и сборы представляют собой такие виды сборов и налогов, которые могут устанавливаться на основании правовых нормативных актов органов МСУ. Они обязательны к уплате на той территории, где находится место объекта уплаты налога. Таким образом, местные налоги являются источником формирования дохода в местный бюджет. К местным налогам можно отнести налог на имущество физического лица, налог на строительство каких-либо строительных объектов, которые возводят в курортных зонах и земельный налог. Местные налоги могут различаться по ставкам, элементам налогообложения, сроком уплаты и формы отчетности.
Уплачивать местные налоги обязаны физические и юридические лица. Существуют особенности взыскания таких налогов, они входят в валовые затраты. Следовательно, местные налоги РФ оказывают влияние на формирование прибыли. Органы МСУ могут производить следующие направления:
— вводить лишь такие сборы и налоги, которые предусматриваются актами законодательства;
— устанавливать такие ставки, которые не могут превышать предельные размеры налогов, которые, в свою очередь, предусмотрены в актах законодательства;
— Устанавливать также дополнительные льготы для так называемых отдаленных налогоплательщиков.
Существует также регистрационные сборы с физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Это такие налоги, как – налог на рекламу, за право торговли, лицензионный сбор, который дает право осуществлять деятельность местных аукционов. Регистрационными сборами могут выступать – целевые сборы с организаций, учреждений, граждан и предприятий; лицензированный сбор, который дает право торговать винно-водочной продукцией; сбор с владения домашними питомцами; сбор, который дает право на использование местной символики; за то, чтобы припарковать свой автотранспорт; за выигрыш и участие в бегах; сбор со сделок; за право проведения киносъемок и телесъемок; за уборку территорий; на содержание различных объектов жилищного фонда, культурной и социальной сферы.
Таким образом, устанавливать местные налоги и сборы можно только при участии соответствующих элементов налогообложения. Порядок выплаты и взимания местных налогов устанавливается городскими, поселковыми и сельскими советами.
В социальной жизни налоги играют очень важную роль, механизм системы налогообложения просто обязан базироваться на оптимальном сочетании всех интересов со стороны различных слоев общества. Для того, чтобы обеспечить общественное равновесие в обществе, необходима рациональная функция налогов и сборов.
В заключении можно сказать, что система всех налогов нуждается в постоянном совершенствовании. Система налогообложения признана обеспечить местные органы самоуправления возможными финансовыми ресурсами, а также служить направлением для социальной и экономической политики. В каждой стране необходимо введение единой системы местного налогообложения, которая может быть построена на методологии и принципах взимания.
fb.ru