федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет. Финансы и кредит
18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет
Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и местными органами власти. Структура бюджета страны зависит от ее государственного устройства. Как правило, она состоит из государственного (федерального) и местных (региональных) бюджетов. В странах с федеративным государственным устройством (США, Германия) имеются промежуточные звенья — бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Консолидированный бюджет страны — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы. Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории. Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств.
Бюджетная система РФ основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, она регулируется нормами права и представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах: единства; разграничения доходов и расходов между уровнями системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет.
Целевой бюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Бюджетная классификация РФ — группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; она основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Группы доходов состоят из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ — разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Второй уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
3.6. Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты
Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.
Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов Российской Федерации включают в себя:
— средства бюджета субъекта Федерации,
— государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта Федерации,
— другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта Федерации.
В широком смысле финансы субъекта Российской Федерации включают также консолидированный бюджет данного субъекта Федерации.
Финансы субъектов Российской Федерации основываются на следующих принципах:
— самостоятельность,
— бюджетный федерализм,
— государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления),
— прозрачность,
— гласность.
Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают и вводят своими законами областные (республиканские и т. п.) налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта Федерации и бюджеты муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Федерации, если они прямо не установлены федеральным законодательством.
Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта Федерации и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключают соответствующие соглашения с Правительством Российской Федерации.
Разграничение государственной собственности на территории
субъекта Российской Федерации, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта Российской Федерации производится, как правило, отдельными соглашениями.
Функционирование и развитие финансов субъектов Российской Федерации основываются на концепции региональной финансово-экономической политики, основными целями которой являются:
— обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в Российской Федерации, основанного на едином экономическом пространстве,
— обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты,
— выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов,
— приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение,
— становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов Российской Федерации и обеспечивается следующими методами:
— финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов,
— обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика,
— привлечение инвестиций регионов Российской Федерации и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включения в систему мировых коммуникаций,
— обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.
Муниципальные финансы представляют собой совокупность
социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы основываются на принципах:
— самостоятельности,
— государственной финансовой поддержки,
— гласности.
и включают в себя:
— средства местного бюджета,
— муниципальные внебюджетные фонды,
— государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления,
— другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование,
утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений
и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.
Задания для самостоятельной работы
1. Какие основные черты присущи бюджетной системе?
2. Каковы особенности федерального, региональных и местных бюджетов Российской Федерации? Зачем, с Вашей точки зрения, необходимо разделение бюджетной системы на несколько
уровней?
3. С какими целями рассчитывается консолидированный бюджет
Российской Федерации?
4. Чем отличается бюджет муниципального образования поселенческого типа от бюджета города?
5. Проанализируйте возможное влияние на развитие отечественной автомобильной промышленности следующих факторов: льготного налогообложения предприятий автомобильной промышленности, повышения таможенных пошлин на ввозимые на территорию страны автомобили зарубежного производства, субвенций предприятиям автомобильной промышленности из федерального бюджета. Приведите соответствующие примеры из средств массовой информации. Предложите свой вариант развития отечественного автопрома.
6. Чем отличается бюджетный процесс на разных уровнях бюджетной системы Российской Федерации?
studfiles.net
Местный бюджет — это… Что такое местный бюджет: задачи, формирование, расходование
Добавлено в закладки: 0
Что такое местный бюджет? Описание и определение понятия.
Бюджет местный – это элемент бюджетной системы страны, который предназначается обеспечить финансово реализацию функций и задач местного самоуправления.
Местный бюджет формируют неналоговые и налоговые доходы, в том числе ассигнования, которые поступают для того, чтобы осуществить определенные государственные полномочия.
Неналоговые доходы – это доходы от предоставляемых платных услуг бюджетными учреждениями, которые контролируют органы местного самоуправления. К таким доходам относятся и доходы, которые получены от предоставления во временное пользование муниципальной собственности.
Рассмотрим, более детально, что значит местный бюджет.
Бюдже́т (слово происходит от старонормандского bougette — означает кошель, сумка или кожаный мешок) — это схема доходов и расходов какого-то определённого лица (например, семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
Местный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории “публичные финансы”.
Задачи местного бюджета
Основными задачами местного бюджета является:
- формирование денежных доходов, которые являются определенным финансовым обеспечением бесперебойной деятельности местных органов власти;
- соразмерное распределение финансовых средств фондов между разными отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
- четкий контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью учреждений, предприятий, и организаций, которые подведомственны местным органам власти.
В основе распределения общегосударственных финансовых ресурсов между частями бюджетной системы Российской Федерации заложены принципы самостоятельности местных (городских) бюджетов и их государственной денежной поддержки.
За счет чего формируется местный бюджет?
Также как и бюджеты других уровней, доходы местных бюджетов формируются только за счет доходов (налоговых и неналоговых).
Неналоговые формы доходов — сюда включаются доходы от использования имущества, которое находится в государственной собственности, а также доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения, находящиеся в ведении местных органов власти. Кроме того, в местные бюджеты поступают отчисления средств на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; выделения средств на финансирование реализации местными органами власти федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.
На что расходуется местный бюджет?
Расходы местных бюджетов зависят прежде всего от направленности и планов социального и экономического развития соответствующего региона государства.
- В соответствии с существующим Бюджетным кодексом Российской Федерации исключительно из местного бюджета финансируются такие функциональные статьи расходов:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование государственной собственности и эффективное управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации и других учреждений, которые находятся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание государственных органов охраны общественного порядка;
- тщательная организация, содержание, а также развитие и контроль муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
- государственное дорожное строительство на местном уровне, а также и содержание дорог местного значения в надлежащем состоянии;
- эффективное озеленение и благоустройство территорий государственной собственности;
- организация своевременного вывоза, утилизации, а также переработки бытовых отходов населения;
- содержание местных кладбищ, которые находятся в ведении городских местных органов;
- формирование транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в государственной собственности;
- гарантирование противопожарной безопасности населения;
- охрана окружающей среды на территории государственных образований;
- успешная реализация целевых программ, которые принимаются местными органами власти;
- обслуживание и своевременное погашение муниципального долга;
- целевое использование денежных средств на определенные дотации для населения;
- содержание государственных городских архивов;
- проведение городских референдумов, а также выборов местных.
Стоит особенно отметить, что главным направлением использования средств из местных бюджетов являются именно расходы, связанные с безопасностью и жизнеобеспечением населения региона. Как правило, более половины всех расходов местных бюджетов идут прежде всего на социально-культурные мероприятия региона: здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие.
Обычно наравне с понятием местного бюджета используется и понятие консолидированного бюджета муниципального района (это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, который используется при прогнозировании, расчетах и анализе), который включает бюджет городского образования и бюджет поселений.
А в других государствах для постановки и решения задач социально-экономического развития территорий также используется местный бюджет .
Мы коротко рассмотрели местный бюджет.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
biznes-prost.ru