Место первоначального возникновения пожара – Определение очага пожара

Определение очага пожара

Очаг пожара – это место первоначального возникновения горения. Правильное определение очага пожара является очень важной задачей, решаемой при проведении исследования пожара. Без определения очага пожара невозможно будет установить причину пожара. Неверное определение очага пожара приведет к искажению картины пожара и в конечном итоге не позволит правильно определить причину пожара со всеми вытекающими последствиями.

Определение очага пожара производится специалистом или экспертом на основании всей информации, полученной в ходе исследования пожара. Всю информацию, которую необходимо проанализировать пожарно-техническому специалисту или эксперту можно разделить на две составляющие: объективную и субъективную.

К объективной составляющей при определении очага пожара относится вся совокупность информации, основанная на фундаментальных физических и химических законах природы. К данной составляющей относятся термические повреждения объектов (визуальные и скрытые) на месте пожара, данные о работе инженерных систем объекта, в том числе противопожарной автоматики.

К субъективной составляющей при определении очага пожара относятся показания свидетелей. При этом, следует заметить, что свидетельские показания при определении очага пожара должны тщательно проверяться на основании объективных данных. В случае противоречия специалист (эксперт) должен их объяснить.

Методика определения очага и причины пожара была разработана начальником Ленинградской пожарно-технической станции (ныне испытательная пожарная лаборатория) Мегорским Б.В. При этом очаговые признаки по Мегорскому можно разделить на две группы:
— признаки в зоне очага пожара;
— признаки направленности горения от очага пожара.

Определение очага пожара начинается уже на месте пожара при проведении осмотра места пожара. Все визуальные термические повреждения процессуально закрепляются в протоколе осмотра места происшествия.

Здесь следует прерваться и отметить следующее. Как правило, визуальные очаговые признаки сохраняются лишь некоторое время, после чего в результате охвата пожаром всего объекта, а также большой продолжительности пожара, могут уничтожиться. Особенно часто данный факт проявляется в деревянных строениях, которых особенно много в частном жилом секторе. Операции по ликвидации пожара, в том числе разбор строительных конструкций, проводимые пожарными подразделениями еще больше осложняет определение очага пожара.

В этом случае при наличии возможности должны применяться инструментальные методы исследования. Например, на месте пожара исследуются древесные угли, металлоизделия, бетонные и другие строительные материалы. Отбор и исследование строительных материалов также процессуально закрепляется.

Также на месте пожара лицом-правоприменителем (дознаватель, следователь) собираются свидетельские показания, содержащие в себе полезную для определения очага пожара информацию. Зачастую, кстати, информация из свидетельских показаний носит противоречивый характер, что может быть результатом заинтересованности тех или иных лиц в выводах специалиста (эксперта). Поэтому данная информация должна тщательно анализироваться и не противоречить объективным данным.

Следует отметить, что при осмотре места пожара должна быть собрана вся исчерпывающая информация, поскольку после осмотра места пожара вещественная обстановка может значительно измениться и восполнить потерянную информацию будет уже невозможно.

Вся собранная информация анализируется специалистом (экспертом) после чего делаются выводы об очаге пожара и причине пожара.

firesafetyblog.ru

Основные термины и определения

Безводный участок – участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.

Гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.

Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.

Действия по тушению пожара – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.

Зона горения – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.

Зона задымления – часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.

Зона теплового воздействия – часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.

Линейная скорость распространения горения – физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Номер (ранг) пожара (условный признак сложности пожара) – условное цифровое значение, содержащее в себе установленное планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ) обязательное требование о количестве основных и специальных пожарных автомобилей из числа находящихся в расчёте, привлекаемых для тушения пожара (в зависимости от значимости объекта и обстановки на пожаре). Устанавливается при первом сообщении о пожаре или по распоряжению руководителя тушения пожара.

Огнетушащие вещества – вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

Оперативная обстановка – совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.

Оперативно-тактические особенности района выезда – совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.

Оперативный штаб на пожаре – временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.

Основная задача при тушении пожаров

– спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

Основная позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Основные действия – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.

Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара.

Оценка обстановки на пожаре – вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

Периметр пожара – общая длина внешней границы площади пожара.

Планы и карточки тушения пожаров – документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.

Площадь тушения пожара – часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарное вооружение – комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.

Порядок привлечения сил и средств – совокупность организационно-правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.

Развертывание –  приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.

Развитие пожара – увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.

Район выезда

– территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.

Решающее направление – направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.

Тактические возможности пожарных подразделений – способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.

Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.

Участок тушения пожара – часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.

Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.

Фланг пожара – левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.

Центр управления силами – подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

upo.ufacity.info

Как найти очаг возгорания

Огонь – опасная стихия, которая может приводить к печальным последствиям. Очень часто после пожаров специальные эксперты производят оценку и ищут очаги возгорания, чтобы понять причину возникновения данного процесса.

Данный показатель можно определить несколькими способами, но очень важно сделать это правильно. Существует несколько основных методик, о которых можно узнать подробнее здесь.

Основные характеристики

Очаг пожара является первоначальной точкой возгорания. Определением его расположения занимаются профессионалы в данной области, которые по определенным признакам могут очень точно определить данный показатель.

Следует сказать, что выявить источник не всегда удается, так как все косвенные признаки могут попросту быть уничтожены при пожаре. Особенно это часто случается в деревянных конструкциях, которые обгорают практически до нуля.

Существует 2 основных группы признаков, по которым можно определить очаг возгорания:

  1. Свойства в зоне возгорания.
  2. Динамическое направление горения.

Существует огромное количество конкретных методик, которые позволят определить данные параметры.

Ищем очаг

Существует несколько основных признаков, которые позволят определить место возгорания. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Присутствие мест обугливания возле поверхности пола. Это позволяет выявить минимальный уровень распространения огня, так как он стремиться подниматься вверх.
  2. Большая концентрация сильно поврежденных огнем предметов, поверхностей и т.д. Очень часто это можно встретить в помещениях, которые не имеют достаточного газообмена.
  3. Наличие повреждений над очагом. Очень часто при таких процессах воздействию поддается потолок, на котором остаются определенные следы.
  4. Распространение горения в виде V образного конуса. Это указывает на источник возгорания и его направление.
  5. Общая обстановка в помещении. При этом учитываются несколько показателей от максимальных повреждений, до направления при движении огня.
  6. Оценка следов воздействия огня на твердые материалы. Очень много веществ поддаются микроразрушению, что приводит к возникновению трещин и т.д. Например, кирпич при температуре до 600 градусов снижает показатели прочности в несколько раз.

Определение очага возгорания — это достаточно сложная процедура, которая должна проводиться только опытными экспертами специальных организаций. А в ролике ниже можно увидеть, как для этого пользуются современными технологиями:

delta-change.ru

Исследование причин и условий возникновения пожара транспортного средства


Согласно существующей методике проведения пожарно-технической экспертизы, одним из основных этапов проведения исследований по определению причины пожара является установление места (района) первоначального возникновения горения (очага пожара). В идеальном случае, при ликвидации пожара на ранней стадии его развития, место первоначального возникновения горения характеризуется выраженной максимальной степенью термических повреждений.

По мере увеличения продолжительности и площади горения выраженность очагового конуса становится менее рельефной за счет повышения общего фона термических повреждений. При исследовании анализируется совокупность всех повреждений (как термических, так и механических) конструкций.

Автомашина является сложным техническим устройством и содержит большую концентрацию пожароопасных систем и элементов. Моторный отсек имеет плотную компоновку, что, безусловно,  влияет на формирование очаговых признаков, то есть в зависимости от вида горючей нагрузки, его количества и длительности  горения, очаг пожара (очаговая зона) может иметь размытые очертания.

Рассмотрим один из случаев возгорания автомобиля, который был в практике нашей организации. Внешний вид исследуемого транспортного средства представлен на изображении 1 а-г. Из материалов дела известно, что в момент возгорания автомобиль находился в статическом состоянии. Двигатель был заглушен. Возгоранию предшествовал сильный хлопок. 

в

г

Изображение 1. Внешний вид (а, б, в, г) исследуемого транспортного средства

В рассматриваемом случае в результате пожара пострадал моторный отсек автомашины, передняя часть кузова и передний бампер. Получены следующие термические повреждения:

Капот имеет термическое повреждение ЛКП наружной и внутренней поверхности с частичным выгорание лакокрасочного покрытия по наружной площади капота. Деформации металла присутствует в центральной части в месте крепления предохранительного запорного устройства. Термические повреждения увеличиваются слева направо. В правой стороне передней части капота термическая нагрузка охарактеризована наименьшими повреждениями. 

а

б

Изображение 2. Внешний вид капота (а) с зонами термического повреждения лакокрасочного покрытия.

Внешний вид внутренней части капота (б)

С левой стороны термические повреждения максимальны. Условно можно выделить три наиболее ярко выраженные зоны термических повреждений капота, обозначенные на изображении 2а. Все три зоны имеют цвета побежалости металла, что указывает на достаточно высокую температуру в месте пожара.

В подкапотном пространстве зоне 1 соответствует штатное крепление бачка с тормозной жидкостью, (наиболее приближен к моторному щиту) по мере продвижения к центру капота штатное расположение имеет подводящий топливопровод системы питания двигателя исследуемого автомобиля соединяемого с топливной рампой.

В зоне 2 расположен аккумулятор, силовые провода и блок предохранителей. Блок силовых предохранителей, так же выполнен в полимерном корпусе. Ближе к переднему левому крылу штатно установлен бачок омывателя изготовленный из прозрачного пластика.

Зона 3. Данному месту соответствует расположение корпуса воздушного фильтра выполненного из полимерного материала (пластмассы). Описываемая зона находится в достаточной близости от штатно расположенных аккумулятора и блока силовых предохранителей.  Достаточное количество полимерных материалов в зоне 3 способствует созданию горючей среды.

На наружной поверхности капота имеются следы окислов металла, указывающие на ликвидацию горения с применением жидкостей.

Бампер передний закреплен на штатном месте, закопчен в верхней части. Имеет следы термического повреждения с левой стороны и в центральной части в месте решетки радиатора.

Блок-фара правая на штатном месте крепления, обгорела во время пожара. Геометрическая форма незначительно нарушена. Прозрачный элемент помутнел.

Блок-фара левая на штатном месте, разрушена пожаром в верхней части. Имеет четкие следы термического воздействия сверху вниз с утратой  40% элемента. 

а

б

Изображение 3. Переднее правое крыло  и фара (а).  Переднее левое крыло и фара  (б).

Крыло правое переднее имеет термическое повреждение ЛКП на кромке элемента в месте сопряжения с капотом. В центральной части повреждений не имеет. Площадь поражения 200х650мм.

Крыло левое переднее имеет термические повреждения на 50% всей площади элемента.  Область термических повреждений заканчивается в месте крайней точки примыкания капота (ближе к ветровому стеклу). Прослеживаются следы копоти по направлению к передней водительской двери. 

Ветровое стекло и крыша. Крыша имеет следы воздействия агрессивной жидкости. Следов выгорания ЛКП не имеется. 

а

б

Изображение 4. Крыша автомобиля (а) и ветровое стекло (б).

Ветровое стекло стоит на штатном месте, незначительно закопчено. В нижней части стекла в месте примыкания поводков стеклоочистителей наблюдается скопление песка. На ветровом стекле имеется множество трещин лучевидной формы расходящихся от нижней части стекла вверх. Трещины расположены на уровне рулевого колеса исследуемого автомобиля и возникли в процессе пожара.

а

б

Изображение 5. Моторный отсек работоспособного автомобиля (а) и исследуемого автомобиля (б)

Пространство моторного отсека по объему термических повреждений можно выделить в виде треугольника. Наибольшая концентрация повреждений в передней левой части. Следов короткого замыкания и аварийных режимов работы штатного электрооборудования визуально не обнаружено. Имеются следы разгерметизации топливной системы просматриваемые внешним осмотром. В левом переднем углу виден жгут штатных проводов. Изоляция жгута частично выгорела. Провода составляющие жгут проводов спеклись своей изоляцией. Провод от сигнализации в подкапотном пространстве идущий на сирену не найден. Элементов «сирены» сигнализации не найдено. Вероятнее всего выгорели в процессе пожара. 

а

б

Изображение 6. Внешний вид подкапотного пространства с левой стороны (а)

и проводов выходящих из внутреннего объема салона (б)

По результатам осмотра можно однозначно утверждать, что очаг горения, сформированный в левой части моторного отсека подпитывался горючей жидкостью к коей можно отнести тормозную жидкость и бензин вытекающий из топливопроводов.  Исходя из совокупности термических повреждений, полученных транспортным средством, указанных выше сведений, с технической точки зрения, необходимо констатировать, что отчетливо просматривается:

Очаг пожара расположен спереди слева, в верхней части объема  моторного отсека. Помимо очага пожара имеется два очага горения расположенных в передней левой части моторного отсека по ходу движения автомобиля. Наибольшее горение происходило с левой части, что обусловлено, прежде всего, наибольшим скоплением горючих материалов конструктивно расположенных в данной части подкапотного пространства, а также наличием горючих жидкостей являющихся в данной ситуации интенсификаторами горения. Если подкапотное пространство условно разделить по высоте на три части, то можно с полной уверенностью утверждать, что горение происходило в верхней части объема моторного отсека преимущественно с левой стороны.

Согласно общепринятой методике исследования пожаров, установление причин возгорания проводится методом последовательного исключения. Исходя из функциональных особенностей исследуемого объекта (автомашина), установленного экспертным путем очага пожара, возможными причинами возгорания автомобиля могли послужить:

  • тепловое проявление процессов, сопровождающих аварийный режим работы электросети;
  • внешний источник открытого огня.
  • возгорание горючей жидкости из-за утечки из топливной системы;

Рассмотрим каждую из версий в порядке их выдвижения.

Анализ причин возникновения пожара на автотранспортных средствах (АТС) показывает, что наиболее часто первичными являются возгорания горючих жидкостей из-за утечки из топливной системы, а также неисправности электрооборудования.

Тепловое проявление процессов, сопровождающих аварийный режим работы электросети. В моторном отсеке горючую нагрузку (совокупность горючих материалов, из которых изготовлены отдельные узлы и детали АТС) составляют узлы и детали систем двигателя.

В электросистеме такими деталями являются: изоляция токопроводящих жил участков электропроводов, корпуса и радиодетали электронных узлов. Анализ показывает, что в АТС различных марок для этих целей используются практически одни и те же материалы. В качестве оболочек (изоляторов) используются полиэтилен, поливинилхлоридный пластик и резина. В корпусах и ряде радиодеталей используются пластические массы, компаунды, пропитанная бумага, лакокрасочные материалы и т.п.

Непосредственно сама электрическая система обладает достаточным запасом энергии, способной при возникновении короткого замыкания незащищенных участков цепи (система зажигания, цепь пуска двигателя, система генератора и др.) вызвать нагрев и расплавление металлической жилы провода данной цепи, воспламенение его изоляции и горючих материалов. Например, при коротком замыкании «плюсового» провода от аккумуляторной батареи на кузов автотранспортного средства («массу») возникает ток короткого замыкания порядка 1000 – 1100 А.

Особую опасность в электрической системе представляют разъемы различных проводов, в которых из-за работы в условиях повышенной влажности и постоянной вибрации может возникнуть неплотный контакт, вследствие чего в данной цепи при включении электропотребителей возникают искровыделение и местный нагрев.

Характерным признаком дугового (произошедшего в результате аварийного режима работы) оплавления является локальность. Оплавление обычно происходит в узкой зоне, где при коротком замыкании металл плавится в плазменном канале электрической дуги. На расстоянии 1-2 см от оплавления жила может не иметь явно выраженных изменений (если вторичный нагрев в ходе пожара не внесет соответствующие коррективы). Форма дугового оплавления чаще всего шарообразная, но не только, в зависимости от взаимного расположения поверхностей, между которыми произошел дуговой разряд, дуговое оплавление может иметь форму косого среза, кратера, шарика.

Изображение 7. Внешний вид фрагмента жилы медного проводника.

Термические поражения от тепла пожара (нагрева непосредственно пламенем, лучистыми тепловыми потоками, конвективными потоками) не локализованы в одной точке или узкой зоне, как при КЗ, они рассредоточены по проводу. Термические поражения провода постепенно нарастают по мере приближения к месту основного оплавления — провод становится хрупким, меняется по сечению, отдельные проволоки в жилах спекаются между собой и не разделяются. Возможны множественные мелкие подплавления на поверхности провода. Крупные расплавленные капли ориентированы вниз вследствие земного притяжения. В рассматриваемом пожаре изоляция проводника повреждена. Поверхность проводника закопчена, наблюдается образование окислов, характерных для короткого замыкания, оплавлений на конце проводника не имеется.

По результатам выполненного исследования элементов электросети транспортного средства, находящихся в момент статического состояния транспортного средства с выключенным зажиганием, под воздействием питающей сети установлено, что тепловое проявление процессов, сопровождающих аварийный режим работы электросети, на момент возникновения пожара не было, аварийных режимов работы электросети приводящих к возгоранию так же не проявлялось. Электрическая сеть транспортного средства на момент возгорания находилась в технически работоспособном состоянии и не являлась технической  причиной пожара.

Источник открытого огня, тепловое воздействие. Под воздействием источников открытого пламени в пожарно-технических исследованиях подразумеваются источники открытого пламени по тепловому импульсу равные или превосходящие пламя горящей спички, которые заносятся в очаг пожара. Безусловно, от источников открытого пламени горючая среда (совокупность горючих веществ и материалов, способных поддерживать открытое пламенное горение после удаления источника зажигания) в установленном очаге пожара могла бы возгореться.

Однако, данных указывающих на внесение подобных источников в очаг исследуемого пожара в представленных на исследование материалах (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) нет. Каких-либо сведений, указывающих на несанкционированный доступ посторонних лиц, в представленных материалах не имеется. Эксперт исключает возможность внедрения подобного источника зажигания, в горючую среду в очаге пожара по следующим основаниям:

Как установлено исследованием на крыше автомобиля и его переднем ветровом стекле следов воздействия интенсификаторов горения не имеется. Возгорание было обнаружено своевременно. У пожара имеются очевидцы. Следов размещения источника огня под автомобиль не имеется. На капоте следов внесения источника зажигания из вне не имеется. Передний бампер обгорел исключительно в верхней части и только  в месте сопряжения с решеткой радиатора, передние колеса от пожара не пострадали.

На основании вышеизложенного, версию возникновения пожара от источников открытого пламени, в исследуемом случае, можно считать как не состоятельную и не имеющую технического обоснования.

Возгорание легковоспламеняющейся и (или) горючей жидкости (автомобильного бензина) из-за утечки из топливной системы. Загорание топлива и других горючих жидкостей (тормозной, охлаждающей) может произойти при разгерметизации систем автомобиля, в которых они используются, при условии образования паровоздушной смеси с концентрацией, достаточной для их воспламенения от внешнего источника зажигания. При этом воспламенение сопровождается вспышкой.

Воспламенение паров бензина от электрической искры теоретически возможно, однако, при возникновении вспышки воспламенение происходит одновременно во всем объеме моторного отсека и сопровождается хлопком, при этом очаговые признаки выражены не явно. Из объяснений очевидцев следует, что при открытии капота для выяснения причин задымления произошел хлопок. Исследованием данного пожара признаки вспышки не выявлены, а имеются сосредоточенные очаговые признаки в передней левой части. Следы же вспышки были уничтожены пожаром в процессе развития горения.

В исследуемой ситуации вероятней всего топливо, истекающее из топливопровода, попадая на нагретые элементы подкапотного пространства интенсивно испарялось. Открытого пламенного горения не происходило по причине недостаточности кислорода. В результате испарения топлива из подкапотного пространства выходили интенсивные паровые выделения воспринятые очевидцами как дым. Далее капот был открыт и в момент его открытия произошел хлопок.

Действительно, вследствие разгерметизации системы может происходить истечение топлива струйное, капельное или в виде паровоздушной смеси. Однако в процессе испарения топлива в каком-то объеме образуется пожароопасная концентрация паров топлива. И если в указанном объеме появится тело с температурой, достаточной для того, чтобы нагреть паровоздушную смесь до температуры воспламенения, то произойдет воспламенение этой смеси. Температура тела, очевидно, должна заметно превышать уровень температуры воспламенения, иначе не будет обеспечена возможность достаточного нагрева паровоздушной смеси. В такой ситуации достижение результата — воспламенения — будет зависеть от соотношения темпов испарения и уноса паров топлива, с одной стороны, и темпа прогрева паровоздушной смеси, с другой стороны. Например, при движении автомобиля пары топлива будут уноситься с потоком встречного воздуха, унося также и тепло, поступающее от нагретого тела. При торможении или остановке автомобиля образуются наиболее благоприятные условия для воспламенения, когда влияние встречного потока воздуха будет исключено. После вспышки смеси паров топлива с воздухом в месте разгерметизации топливной системы улучшаются условия для образования горючей среды и устойчивого горения остатков топлива, а также других горючих материалов, пропитанных или покрытых разлитым топливом. Устойчивому горению способствует дальнейший выход топлива наружу через поврежденный участок топливной системы.

Таким образом, версию о разгерметизации топливной системы эксперты признают как наиболее вероятную подтверждаемую проведенным исследованием, свидетельскими показаниями и имеющую техническое обоснование. Очаг пожара и очаг горения расположены вблизи друг от друга и найти топливную трубку непосредственно послужившую первопричиной разгерметизации топливной системы не представляется возможным, так как она полностью выгорела в процессе пожара. Эксперты могут лишь предполагать, что данная топливная магистраль была подключена к патрубку указанному на фото ниже, так как именно эта топливная магистраль расположена в месте очага пожара.

iridium-nn.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Кафедра исследования и экспертизы пожаров

РАССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ПОЖАРОВ

Раздел 1. Методика установления очага пожара.

Тема № 3. Лекция1. Возникновение и развитие горения. Физические закономерности формирования очаговых признаков пожара .

Учебные вопросы:

1. Понятие очага пожара. Классификация очаговых признаков пожара.

2.Конвекция, лучистый теплообмен, кондукция, их вклад в формирование очаговых признаков.

3.Формирование признаков

направленности тепловых потоков и распространения горения.

очаг пожара (первичный очаг) — это место первоначального возникновения горения на пожаре

очаги горения (вторичные очаги) возникают уже на стадии развившегося пожара, то есть всегда обусловлены влиянием развивающегося пожара.

очаговые признаки – это характерные зоны термических поражений конструкций и

предметов, образовавшиеся в результате специфических для очага особенностей процесса горения

Классификация очаговых признаков

(по Борису Васильевичу Мегорскому)

ПРИЗНАКИ

В ОЧАГОВОЙ ЗОНЕ

1. В очаге пожара (при

недостаточном

газообмене и при

благоприятных

условиях для горения)

2. Над местом

возникновения пожара

3. «Очаговый конус»

ПРИЗНАКИ НАПРАВЛЕННОСТИ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГОРЕНИЯ ИЛИ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛА ИЗЛУЧЕНИЕМ, КОНВЕКЦИЕЙ, КОНДУКЦИЕЙ

1. Последовательно затухающие (нарастающие) термические поражения 2. Произвольно

расположенные поражения и следы

Виды передачи тепла на пожаре :

Роль

конвекции

особенно

велика на

начальной

стадии

пожара

Кондукция

Излучение

(теплопроводность)

 

Кондукция

Излучение

определяет

становится

интенсивность

господствующим

тепловых потоков

видом

в твердых

теплопередачи, на

материалах с

развившемся

высоким

пожаре

коэффициентом

 

теплопроводности

 

Формирование очаговых признаков за счет конвекции

Причина конвекции на пожаре — взаимное

перемещение нагретых продуктов горения, поднимающихся вверх и холодных частиц воздуха, опускающихся вниз.

На пути распространения от очага пожара

конвективной струи образуются термические поражения материалов и конструкций.

На боковых поверхностях эти термические

поражения часто имеют форму конуса,

вершина которого обращена вниз, в сторону очага. Они носят название конвективного

очагового конуса.

Очаговый (конвективный) конус – это зона термических поражений, сформированная за счет восходящих конвективных потоков.

Очаговый конус может отклоняться от вертикали под влиянием воздушных потоков в помещении и иметь форму цилиндра и даже конуса с вершиной, направленной вверх.

Очаговый конус формируется не только на

вертикальных, но и на наклонных поверхностях.

В низких помещениях конус выражен хуже, конвективный поток быстро «упирается» в потолок и «размывается» вширь.

Формирование очаговых признаков за счет излучения

Под действием лучистой энергии может происходить заметный односторонний (со стороны очага) нагрев и разрушение конструкций.

У сгораемых материалов это проявляется в более глубоком обугливании со стороны более

интенсивного теплового воздействия. У металлоконструкций деформация происходит преимущественно в сторону источника тепла.

studfiles.net

Очаг пожара — это… Что такое Очаг пожара?

  • ОЧАГ ПОЖАРА — место первоначального возникновения горения, перешедшего в пожар. Определение места О. п. одна из основных задач расследования пожара в целях установления причины пожара, необходимости заведения уголовных дел и т. п. Окончательный вывод о месте О …   Российская энциклопедия по охране труда

  • очаг пожара — Место первоначального возникновения пожара. [ГОСТ 12.1.033 81] [Технический регламент о требованиях пожарной безопасности] Тематики пожарная безопасность EN seat of fire DE Brandherd FR foyer d incendie …   Справочник технического переводчика

  • ОЧАГ ПОЖАРА — место первоначального возникновения пожара …   Юридическая энциклопедия

  • Очаг пожара — 18) очаг пожара место первоначального возникновения пожара;… Источник: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123 ФЗ (ред. от 10.07.2012) Технический регламент о требованиях пожарной безопасности …   Официальная терминология

  • очаг пожара — место первоначального возникновения пожара. (Смотри: ГОСТ 12.1.033 81. ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.) Источник: Дом: Строительная терминология , М.: Бук пресс, 2006 …   Строительный словарь

  • Очаг пожара модельный — 11. Очаг пожара модельный очаг пожара установленных форм и размеров ( title= Пожарная техника. Огнетушители переносные. Основные показатели и методы испытаний ). Источник: НПБ 170 98*: Порошки огнетушащие общего назначения. Общие технические… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Очаг пожара модельный — Модельный очаг пожара очаг пожара установленной формы и размеров… Источник: ПЕРЕНОСНЫЕ И ПЕРЕДВИЖНЫЕ УСТРОЙСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ПОДАЧЕЙ ОГНЕТУШАЩЕГО ВЕЩЕСТВА. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ. НПБ 316 2003… …   Официальная терминология

  • модельный очаг пожара — 3.18 модельный очаг пожара: Очаг пожара, предназначенный для испытания пожарной техники, форма и размеры которого установлены нормативными документами. Источник: ГОСТ Р 51057 2001: Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Специальный модельный очаг пожара класса В — 3.21. Специальный модельный очаг пожара класса В круглый противень из листовой стали диаметром 100 мм, высотой 50 мм. Горючая жидкость бензин марки А 76 ГОСТ 2084, заливается высотой слоя 10 мм на слой воды высотой от 3 до 6 мм. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • тестовый очаг пожара — тестовый очаг пожара: Горение строго определенных материалов, обеспечивающее заданные параметры среды в стандартном испытательном помещении; остальные термины и определения по ГОСТ 12.2.047. Источник: ГОСТ Р 50898 96: Извещатели пожарные. Огневые …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • normative_reference_dictionary.academic.ru

    место возникновения пожара — с русского на английский

    См. также в других словарях:

    • Расчет вероятности возникновения пожара от электрического изделия — 2. Расчет вероятности возникновения пожара от электрического изделия 2.1. Вероятность возникновения пожара в(от) электрических изделий и условия пожаробезопасности (п. 1.3) записывают следующим выражением: Qп = Qп.р · Qп.з · Qн.з · Qв £ 10… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • очаг пожара — место первоначального возникновения пожара. (Смотри: ГОСТ 12.1.033 81. ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.) Источник: Дом: Строительная терминология , М.: Бук пресс, 2006 …   Строительный словарь

    • Очаг пожара — 4. Очаг пожара Место первоначального возникновения пожара Источник: ГОСТ 12.1.033 81: Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • Очаг пожара — 18) очаг пожара место первоначального возникновения пожара;… Источник: Федеральный закон от 22.07.2008 N 123 ФЗ (ред. от 10.07.2012) Технический регламент о требованиях пожарной безопасности …   Официальная терминология

    • очаг пожара — Место первоначального возникновения пожара. [ГОСТ 12.1.033 81] [Технический регламент о требованиях пожарной безопасности] Тематики пожарная безопасность EN seat of fire DE Brandherd FR foyer d incendie …   Справочник технического переводчика

    • ОЧАГ ПОЖАРА — место первоначального возникновения пожара …   Юридическая энциклопедия

    • ОЧАГ ПОЖАРА — место первоначального возникновения горения, перешедшего в пожар. Определение места О. п. одна из основных задач расследования пожара в целях установления причины пожара, необходимости заведения уголовных дел и т. п. Окончательный вывод о месте О …   Российская энциклопедия по охране труда

    • Пожарные команды — Для борьбы с огнем существует в настоящее время целый ряд машин, аппаратов и приспособлений. Некоторые из них имеют назначением своевременно извещать о наступившей опасности, другие служат для доставления воды к месту пожара, третьи для тушения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    • Пожарная сигнализация —         (a. fire alarm system; н. Feuermeldung; ф. systeme d avertissement d incendie; и. senalizacion de incendios) комплекс техн. средств, состоящий из пожарных извещателей, аппаратуры сбора, передачи информации и устройств оповещения,… …   Геологическая энциклопедия

    • Видеонаблюдение — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Викифицировать статью …   Википедия

    • Видеокамеры — Видеонаблюдение  процесс, осуществляемый с применением технических решений, предназначенных для визуального контроля за охраняемыми или наблюдаемыми территориями, объектами, субъектами. Второе название CCTV (Closed Circuit Television  Система… …   Википедия

    Книги

    • Происхождение Первой мировой войны, Тышецкий Игорь Тимофеевич, Прошло уже более ста лет с момента начала Первой мировой войны, которую современники окрестили Великой. В мире вышло огромное количество литературы, посвященной этой войне, и она до сих пор… Категория: История Издатель: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, Производитель: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, Подробнее  Купить за 1034 грн (только Украина)
    • Происхождение Первой мировой войны, Тышецкий Игорь Тимофеевич, Прошло уже более ста лет с момента начала Первой мировой войны, которую современники окрестили Великой. В мире вышло огромное количество литературы, посвященной этой войне, и она до сих пор… Категория: История войн Издатель: Международные отношения, Подробнее  Купить за 964 руб
    • Волны и структуры в нелинейных средах без дисперсии. Приложения к нелинейной акустике, Сергей Гурбатов, Излагаются основные идеи и методы анализа нелинейных моделей гидродинамического типа. Теория иллюстрируется примерами интенсивных акустических волн, роста поверхностей, распространения… Категория: Учебная литература Издатель: Издательская фирма»Физико-математическая литература», Подробнее  Купить за 584 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

    translate.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *