Метод цицерона мнемотехника – Мнемотехника: как быстро запоминать информацию? | Финансовый гений

Содержание

Мнемотехника: как быстро запоминать информацию? | Финансовый гений

Сегодня мы поговорим о том, как быстро запоминать информацию, усваивать ее, и рассмотрим один из способов, позволяющих это делать, получивший название мнемотехника. Ознакомившись со статьей, вы узнаете, что такое мнемотехника, как это работает, где ее можно использовать, какие приемы мнемотехники существуют, и много другой полезной информации по данному вопросу. Итак, начнем.

Многие люди думают о том, как быстро запоминать большой объем информации: это может быть необходимо для работы, учебы или в каких-то других целях. Таким людям как раз и стоит обратить внимание на мнемотехнику.

Думаю, многие видели разного рода трюки, в которых люди с феноменальной памятью быстро запоминают большие цепочки чисел, порядок расположения карт в колоде или какие-то другие длинные последовательности слов, предметов. Как правило, эти люди как раз и используют мнемотехнику.

Мнемотехника: что это?

Понятие “мнемотехника” или “мнемоника” произошло из греческого языка, и означает “искусство запоминания”.

Мнемотехника – это совокупность разного рода приемов, позволяющих быстро запоминать большой объем информации.

Главное преимущество мнемотехники заключается в том, что овладеть этим искусством может любой, но для этого потребуется потратить время и усилия на тренировки. Обучаться мнемотехнике можно в любом возрасте, причем, для этого не потребуется ходить на какие-нибудь курсы: здесь отлично подойдет самообучение. Самое главное – понять принципы работы данной методики и постоянно тренироваться, доводя данное искусство до совершенства.

Далее я научу вас, как быстро запоминать информацию, используя мнемотехнику.

Основы мнемотехники

Человеческий мозг устроен так, что ему довольно сложно запомнить какие-то несвязанные между собой данные, новые единицы информации, новые объекты, но при этом довольно легко запомнить связи между уже известной, “сохраненной” в памяти и новой информацией, связи между неизвестными и уже знакомыми объектами, собственные эмоции.

Другими словами, человек проще запоминает связи между объектами (они могут быть логические, образные ассоциативные), а не сами объекты. Если между уже известными и новыми объектами информации есть такая связь – человек легко запомнит эту информацию. А если связи нет, но информацию нужно запомнить – значит, эту связь надо искусственно создать! В этом и заключается суть мнемотехники.

Все приемы мнемотехники сводятся к тому, чтобы создать для необходимой единицы информации некий образ, связать его с уже известными образами и легко запомнить.

Всю последовательность этих приемов можно представить в виде следующей схемы:

Простыми словами, человек, как компьютер, сначала “зашифровывает” данные в понятную для себя форму, в этой форме запоминает, а потом “расшифровывает” и выдает.

Мнемотехника по своему описанию может показаться чем-то довольно сложным и непонятным, но это только на первый взгляд. Преимущество мнемотехники в том, что ее можно натренировать. Люди, владеющие этой техникой, производят всю эту цепочку действий просто на автомате, и демонстрируют при этом просто невероятные результаты.

Использовать мнемотехнику нужно именно на тех образах и связях, которые ближе каждому конкретному человеку. “Зашифрованная” информация хранится в человеческом сознании определенное время. А после “расшифровывания” несколько раз она сохраняется уже в обычном, “незакодированном” виде, и хранится в памяти намного дольше. Таким образом, используя приемы мнемотехники, можно запоминать определенный объем информации не только на короткий, но и на длительный срок. Разница в том, что для длительного запоминания информацию придется “расшифровать” несколько раз.

Приемы мнемотехники

Итак, рассмотрим 3 популярных приема мнемотехники.

Прием 1. Цепочка. Данный прием мнемотехники основан на построении последовательности образов в виде цепочки, в которой каждое звено должно быть связано с двумя соседними. “Кодируя” информацию и запоминая последовательности, необходимо поочередно сосредотачиваться на каждой паре данных, полностью абстрагировавшись от остальных.

Рассмотрим этот прием мнемотехники на простом примере. Допустим, нам нужно запомнить последовательность: еж – вода – рубль. В этом случае объекты “еж” и “рубль” никак не связываются между собой. А связываются последовательно объекты “еж и вода” и “вода и рубль”. Например так: “еж боится воды и раскрывается, если его бросить в воду”, “железный рубль кидают в воду, как примету, чтобы вернуться”.

Чтобы этот прием работал эффективнее, желательно для связей выбирать образы, примерно сопоставимые друг с другом по размеру (звенья цепочки должны быть примерно одинаковыми).

Прием 2. Матрешка. Этот прием мнемотехники аналогичен цепочке, является ее частным случаем. Его особенность заключается в том, что каждый последующий образ должен быть меньше предыдущего, чтобы они вкладывались друг в друга как матрешки. Первая “матрешка” должна быть самой большой. Даже если информация, которую нужно быстро запомнить, не подходит по своим габаритам для использования метода “матрешка”, ее можно мысленно ужать до нужного объема.

Снова рассмотрим пример. Допустим, нам нужно запомнить последовательность: Стакан – облако – танк. Сначала мы представляем пустой стакан, в котором зависло крохотное облако. А под этим облачком стоит еще более миниатюрный игрушечный танчик, который оно поливает дождем.

Прием 3. Тайная комната. Чтобы использовать этот прием мнемотехники, необходимо предварительно “подготовить” в своем сознании специальную комнату, в которой будут размещены некие опорные элементы – основные образы и дополнительные элементы – второстепенные образы.

Например, при входе в комнату слева стоит вешалка, за ней большое зеркало, далее шкаф с полками, потом – письменный стол. По центру окно с подоконником, далее правее кровать, за кроватью тумбочка. Это основные опорные элементы. На полке шкафа лежит книга, на письменном столе – чашка на блюдце и ваза, на кровати лежит подушка, на вешалке висят пальто и шапка – это дополнительные второстепенные элементы.

Тайная комната не обязательно должна быть вымышленной. Для этой цели можно использовать свою реальную комнату и ее элементы, которые вы отлично знаете.

Далее, чтобы быстро запомнить информацию, необходимо мысленно расставить ее в виде второстепенных образов по известным основным.

Например, нам нужно запомнить последовательность: бабочка – космос – 60. Представляем себе, что в комнате на вешалке уселась красивая бабочка, рама зеркала оформлена в космическом стиле, а на шкафу стоит открытка “с юбилеем 60 лет”.

К слову, данный прием мнемотехники использовал еще древнеримский оратор Цицерон, поэтому он так же известен как Метод Цицерона.

Как научиться мнемотехнике?

И в заключение немного о том, как научиться мнемотехнике, что для этого необходимо делать. Если у вас есть желание научиться быстро запоминать информацию, используя эти приемы, все что вам нужно делать – это тренироваться. Хороших результатов здесь, как и во многом другом, можно добиться только путем длительных тренировок. Чем больше будете тренироваться – тем лучше будут ваши результаты.

Начать тренировки можно на простых задачах, далее – постепенно их усложнять.

Например, при помощи мнемотехники на начальных этапах можно быстро запомнить:

  • Номера телефонов;
  • Номера банковских карт и счетов;
  • Пароли к своим аккаунтам;
  • Списки покупок;
  • План задач на день;
  • И т.д.

Для применения мнемотехники важно правильно выбрать виды образов, которые вы будете использовать, виды связей, приемы. Все это можно сделать только опытным путем: что будет лучше запоминаться – то ваше.

Во многом это зависит от того, какой вид восприятия информации у вас наиболее развит. Если вы визуал – то лучше подойдут визуальные образы. Может быть, вы лучше воспринимаете информацию на слух – тогда можете выстраивать образы и связи, например, с музыкой, песнями, звуками природы. А может быть, вам лучше ассоциировать информацию с чувствами, эмоциями или даже запахами, ощущениями, движениями. В общем, все это очень индивидуально.

Учиться мнемотехнике первоначально нужно в тихой, спокойной обстановке. Но получив начальные навыки, нужно постепенно практиковать искусство запоминания информации в шумные места, применять приемы мнемотехники прямо во время разговора, и т.д. Со временем у вас все это начнет хорошо получаться.

Теперь вы знаете, что такое мнемотехника, как это работает, какие приемы мнемотехники можно использовать, как этому научиться. Если вам это интересно и необходимо – пробуйте и уже скоро заметите эффект.

Сайт Финансовый гений предлагает вам полезную практическую информацию для повышения уровня финансовой грамотности и достижения успеха в своих начинаниях. Присоединяйтесь к числу наших постоянных читателей, следите за обновлениями, задавайте вопросы в комментариях, общайтесь на форуме. До новых встреч на страницах Фингения!

fingeniy.com

упражнения, тренировка. Как развить, улучшить память и внимание человека

Запоминание необходимой информации быстро и надолго — черта, свойственная далеко не всем.

Память устроена так, что человек плохо усваивает скучную информацию,

которая не принесёт ему практической пользы в быту.

Но что делать, если запомнить её необходимо, а заучивание не даёт результатов? Начиная с первого класса, детям приходится изучать большие объёмы информации.

Сегодняшняя школьная программа отличается от советской сложностью и насыщенностью. Детям приходится прилагать огромные усилия, что бы ни отставать.

Улучшить память, сделать её безупречной поможет мнемотехника.

Зачем так важно тренировать память человеку?

Помимо школьной программы существует много других причин для того, что бы всерьёз заняться тренировкой памяти.

Физиологические плюсы хорошей памяти Практическая польза Профессии, где необходима хорошая память
Человек, развивающий свою мозговую деятельность, с большей вероятностью будет оставаться в трезвом уме в пожилом возрастеСписок покупок не нужно записыватьАктёры театра и кино, вынужденные запомнить новые роли и реплики
Запомнив имена новых знакомых и коллег, вы избавите себя от неловкой ситуации при встречеУчителя, преподаватели ВУЗов
Поможет не заблудиться в новой местностиРаботники спецслужб, агенты
Припоминать друзьям ситуации и фразы давно минувших дней — забавноПолиция
Медицинские работники
Бухгалтеры

Важно! Две трети всех знаний человек получает до 14 лет.

Сюда входят и навыки социального общения, которые ребёнок познаёт в школе и детском саду, знания о жизни и вселенной. Школьная программа дополняет список.

Потом наступает период полового созревания, когда инстинкты берут верх над разумом. Длительность этого периода индивидуальна. Процесс получения знаний уходит на второй план.

Когда период заканчивается, подросток уже выходит из стен школы. Студенческие годы наполнены любовными переживаниями.

Когда в силу вступает половое влечение, человек меньше способен поглощать знания. Половое созревание заканчивается раньше, но возраст репродуктивного здоровья длится до старости. Это обстоятельство не может не отвлекать.

По этой причине влюбившиеся школьники и студенты запускают учёбу, скатываются на тройки.

Описание и характеристика мнемотехники

Мнемотехника — ряд методик и приёмов, позволяющих человеку запоминать большие объёмы информации. Она содержит практические советы для улучшения памяти у детей и взрослых. Существуют тренинги по этой теме.

Эффективность мнемотехники широко распространена сегодня в специализированных учебных заведениях. История её появления уходит корнями в далёкое прошлое.

Интересный факт! Само понятие ввёл в обиход Пифагор. Мнемотехникой пользовался Юлий Цезарь.

Александр Македонский и Аристотель, изучали её для применения в военных целях.

Наши предки, составляя кириллицу, понимали, что если к каждой букве привязать слово, и связать их смысловым значением, запомнить будет проще.

Труды по развитию памяти в разные годы публиковали учёные с мировыми именами:

  • Андреев.
  • Гейссельхарт.
  • Лезер Франц.

Их книги пользуются популярностью и сегодня. Каждый из них предлагает свой способ применения мнемотехник.

Упражнения для развития памяти и внимания у взрослых

Упражнение «Дворец памяти» активно применяют взрослые люди. Он основан на работе фантазии и восприятии зрительных образов. Подойдёт людям с хорошей зрительной памятью.

Принцип заключается в мысленном построении дворца. Человек запоминает каждую комнату, обстановку внутри.

Важно! Когда наступает необходимость запомнить что-то, человек помещает информацию в одну из комнат, привязывая её к определённой обстановке.

Информация хранится внутри. Периодически возвращаясь во дворец, человек будет видеть свою привязку во всех деталях.

Другой метод мнемотехники предлагает связывать осязание и обоняние с объектами, которые нужно запомнить.

Детали запоминаются лучше, если они привязаны к другим органам чувств. Восприятие дольше остаётся в памяти, чем сухие факты.

Приемы улучшения памяти у детей

Если приступить к раннему развитию хорошей памяти у ребёнка, он с большей вероятностью добьётся высоких результатов в школе. Это — залог будущего успеха.

Польза развития памяти у младших школьников:

  • В раннем возрасте дети лучше схватывают информацию.
  • Заученные приёмы мнемотехники станут машинально использоваться на протяжении всей жизни.
  • Освоение трудной школьной программы будет проходить быстрее.
  • Развитие памяти поможет ребёнку в общении со сверстниками, улучшит коммуникативные навыки и работу мозга.
  • Поможет одержать победу в различных интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, тестах.
  • Усилит интеллектуальное развитие и концентрацию внимания, благодаря снижению нагрузки на процесс запоминания.

Все эти аргументы говорят в пользу раннего обучения детей простым методикам запоминания информации.

Если чадо легко справилось с практическим применением детских приёмов, можно приступать к изучению более сложных.

Основным является приём рифмы. Дети лучше запоминают информацию в форме стихов.

Какое правило русского языка взрослые помнят всю жизнь? Ответ: «цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка».

Будь все правила сложены в рифмы, люди стали бы более грамотными.

Улучшить память у детей помогут разные формы игр:

  • Шахматы.
  • Шарады.
  • Графический диктант.
  • Детские карты сокровищ.
  • Головоломки.

Популярные методики запоминания

Методики запоминания основываются на привязке информации к чему-то осязаемому.

Запоминание номера телефона можно провести несколькими способами:

  1. Произнести вслух. Слуховое запоминание поможет вспомнить цифры в течение нескольких минут.

    Что позволит легко перезвонить по номеру, который продиктовал собеседник, не записывая его на листок. Работа кратковременной памяти усилится.

  2. Использование зрительной памяти на цифры с разделением их. Некоторые номера кажутся простыми от того, что в них используются цифры, которые есть в номере нашего дома, дате рождения. Это тренировка фотографической памяти.
  3. Набирая номер на клавиатуре телефона можно составить слово, которое получится набрать, если нажимать на клавиши, используемые при его наборе.

Наиболее популярной и сложной методикой является построение дворца памяти.

Этот метод используют люди, которые обязаны много запоминать. Метод покажется вам простым и удобным после нескольких тренировок.

Полезное видео

Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.

Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы и научитесь запоминать последовательности слов.

Главный принцип: визуализация

Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а е

hitgym.ru

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания на уроках русского языка

Использование

мнемотехнических приёмов для запоминания на

русского языка

Знание русского языка является необходимым условием общекультурного развития современного человека. Между тем правил правописания много, а запомнить их не так-то просто. Существуют разные приёмы запоминания: рисунок, игра, опорные схемы, различные виды диктантов и т. д. Мы остановимся на применении такого приёма, как мнемотехника.

Разряды мнемотехники

Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), — признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.

БЭС дает такую трактовку этому понятию: «Мнемоника (греч. Mnemonіka – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».

Мнемонические приемы основаны на ассоциативных, но не причинно – следственных связях. Эти искусственные связи по смежности делят на два вида: внешние и внутренние. Для школы приемлемы внутренние искусственные связи по смежности, основанные на ассоциативных связях между запоминаемыми объектами. Среди элементов запоминания выделяются признаки, грани, стороны, которые легко сопрягаются с определенными сторонами или признаками других предметов.

В этой работе мы вкратце остановимся на естественных связях мнемоники. Смысловые ассоциации с мнемоническими целями нетрудно закрепить при соответствующей группировке слов, морфем, словоформ. Сюда относятся следующие группы (классификация по М.Б.Успенскому):

1. Объединение единиц одного семантического поля. Пример. При написании сочинения – описания комнаты можно давать учащимся такую семантическую подборку: диван — кровать, абажур, занавески, сервант, пианино, портьера, трельяж, шифоньер, телевизор и т.п.

2. Мнемоническая группировка по синонимическим гнездам. Другими словами, подбор синонимов. Например: большой, гигантский, колоссальный, громадный, огромный. Или другая подборка: словесник, филолог, лингвист, языковед.

3. Мнемоническая группировка по антонимическим связям.

Например: он шел неспешно, медленно (быстро, скоро).

Думаем, что к естественным связям «с натяжкой» можно отнести и использование сведений о происхождении словарных слов. Если речь заходит о явлениях грамматики, то для мнемонического запоминания можно применять этимологический анализ слов.

Пример. Жилет. Жиль – шут, носивший одежду без рукавов, по имени шута назвали одежду. Жил Жиль, носил жилет.

Другой пример. Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры.

К способам объяснения словарных слов можно также отнести:

1) связь с миром вещей

Например, снегирь появляется около человеческого жилья зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает корм. В представлении людей эта птица связана со снегом – и вот снегирь.

2/ этимологические экскурсы

Например: «Морковь – это современное название овоща, а в древнерусском языке исходной формой были моркы.

3/ однокоренными словами

Например, канарейка завезена в Европу с Канарских островов.

Очень ценно умение находить в образе неповторимые черты и в то же время «схватывать главное». Ученику 5 класса, не освоившему в течение всего курса начальной школы порядок падежей, одной фразы было достаточно, чтобы запомнить их на всю жизнь. Она проста: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку. Почти случайная, смешная и очень красочная ассоциация позволяет поверить в свои силы, вызвать интерес.

Мы уже говорили о том, что при желании можно набрать целый арсенал мнемоприемов: рифмованные правила, правила – помощники, сказки – ассоциации. Поскольку нет единой классификации мнемотехники, то мы предлагаем свою версию.

Классификация приемов мнемотехники

1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и звуков, частичное сходство).

2) Рифмовки. Общность ударений.

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.

4) Сказки – ассоциации.

5) Схематично – рисуночная мнемоника.

6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника

Покажем на примерах отличие вышеперечисленных групп.

1) Буквенно – звуковая мнемоника

Интересным примером первой группы – наличие одинаковых букв и звуков – может служить мнемоприем из нового учебника под редакцией М.В.Панова. Мы сами порой путаем глаголы одеть – надеть, не говоря об учениках. «Запомним: одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого – то, а на себя надевать. Или : « На себя надену, Олечку одену».

Наверное, все учителя – практики пользуются при изучении совершенного и несовершенного вида глагола маленьким, но очень действенным мнемоприемом: если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида.

2) Рифмовки. Общность ударений

Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.

Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

1) Надеваю шо’рты, чтобы кушать то’рты

2) Нефтепрово’д сломал бегемо’т.

Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.

Мы знаем: родительный падеж множественного числа существительных вызывает у ребят, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян, у монголов и цыган,

У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,

У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

******************

На наш взгляд, интересная рифмовка придумана для запоминания корней –зар -, -зор-:

Заря, зарница, озаренный, озарять –

По слову зарево я буду проверять.

Различного рода рифмовки печатает газета «Русский язык» в своей рубрике «Полезные мелочи». Вот один из примеров:

Не кто иной, как

Не что иное, как

Не раздельно пишет всяк,

Если дальше – слово как.

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу

Третья группа – отнесенность к одному словообразовательному типу.

Сюда мы можем отнести всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова окно с такими же предлогами. Оканчиваются и те и другие на одни и те же буквы. В основу ассоциации мнемоприема легло научное обоснование. Из истории языка известно, что когда — то краткие прилагательные склонялись так же, как слова среднего рода. И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью из-, до-, с-, в-, на-, за-, по- пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно. (Хотя вместо данного существительного можно использовать любое существительное среднего рода, например, сено, небо, решето и пр.).

4) Сказки – ассоциации

Следующая группа – сказочные правила с элементами мнемоники. Казалось бы: в последнее время нет недостатка в литературе такого рода. Всевозможные сказки, шуточные мини – рассказы, фантастические истории и пр. более десятка лет широко тиражируются, занимая определенную нишу в методике русского языка. Разного рода лингвистических сказок в избытке, но зачастую в них нет и элемента мнемоники. По этой причине мы вынесли в название группы слово «ассоциации». Относящиеся к этой группе мини – сказки должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к правилу, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны.

Говоря об этой группе приемов, можно вспомнить известного польского педагога Януша Корчака. Известно, что когда он учил грамматике детей варшавской бедноты, он рассказывал им сказки. Так в одной из них повествуется о том, что когда – то очень давно все слова были свалены в одну кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но прошла Грамматика и разложила все по ящикам: в один – все существительные, в другой – все прилагательные, в третий – все глаголы. В другой сказке, посвященной местоимениям, Корчак рассказал о малыше кто – слове, помогающем спросить о любом человеке на свете.

Многие учителя охотно используют для оживления уроков русского языка замечательные сказки писателя Феликса Кривина. Многие его сказки только занимательного характера, но есть сказки с элементами мнемотехники. Одна из них – это сказка «Сила любви», способствующая запоминанию темы 5 –го класса «Написание не с глаголами». Проверено уже не одним уроком: равнодушных не бывает, интерес повышается необычайно. Вот эта сказка.

Сила любви

Гордую и упрямую Частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица не никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, Но и сама Частица не жить друг без друга не могут.

Словесникам хорошо известно, какие трудности вызывает орфограмма «не с причастиями». Даже если поиск зависимого слова отработан хорошо, то определение результата (слитно – раздельно) не всегда верно. На этапе объяснения нового можно проиллюстрировать правило: «Его Величество причастие изо всех сил рвется к частице не, но слуги (зависимые слова и главный вельможа – союз а) за царскую мантию оттягивают его от любимой частицы.

Не вызывает сомнений факт: грамматическое понятие, прощупанное не только через логическое мышление, но и через воображение, фантазию, усваивается более прочно.

Сказочные правила уже заняли определенное место в нашей педагогической практике (сказки В.В.Волиной, В.М.Бурмако, Б.Т.Панова, Е.Г.Бурлака, И.Н.Прокопенко, А.П.Паниной и др.). Бесспорно, это хорошее подспорье для учителя, оно поможет детям и понять, и запомнить, и главное, полюбить предмет русский язык. Но основная масса «сказочного материала» не всегда удовлетворяет требованиям урока при работе в среднем звене. Во – первых, большая часть сказок носит не ассоциативный, а занимательный характер, т.е их нельзя отнести к мнемотехнике. Во – вторых, мнемонические сказки чаще всего адресованы дошкольникам, младшим школьникам и учащимся пятых классов. В – третьих, многие грамматические сказки большие по объему, в них много персонажей и «размытые» ассоциации. При написании собственных сказок мы пытаемся учитывать все эти «минусы».

Сказки – ассоциации и схематично – рисуночную мнемонику можно назвать внутренней наглядностью.

5) Схематично – рисуночная мнемоника

Схемы, таблицы, различные модели алгоритмов – все это эффективно для ребят с логическим типом мышления, а для школьников с наглядно – образным мышлением восприятие таких моделей подчас чрезвычайно сложны. Поэтому схематично – рисуночная мнемотехника – это альтернатива.

6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника

Если правило мы можем «подержать» в руках, «пощупать» его, «попробовать на зуб», то речь идет о «пальчиковой» мнемотехнике. Например, мнемоприем, ставший уже давно классикой, позволяющий запомнить исключения из правила н и нн в суффиксах прилагательных. Надо «пощупать окно»: деревянную раму, стеклянные части, оловянные ручки. А если ребят попросить понаблюдать за макушками деревьев (они, как правило, всегда качаются), то можно говорить о четвертом исключении слове ветреный. Хорошим наглядным мнемоприемом при изучении написания отрицательных местоимений является гармошка из бумаги. Если гармошка сжата, то не (ни) и местоимение пишется в одно слово, когда гармошка растянута, то частица, предлог и местоимение пишется в три слова.

Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.

Требования к мнемотехническому приему

Мы должны четко осознавать, что применять мнемотехнику ученики будут только в том случае, если она эмоционально заряжена, легко запоминается, легко воспринимается и вспоминается.

Естественно, при работе над созданием мнемоприема мы придерживаемся определенных требований. У каждой из предложенных шести групп есть свои особенности, особенно у рифмовок, но есть и общие принципы:

1 Небольшой объем, предельная лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей.

2 Максимальная эмоциональность, образность, ассоциативность, единство которых должно вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, потрясая воображение.

3 Особый настрой класса и учителя, т. е. хороший психологический климат. Должны быть условия эмоционального благополучия, доброжелательного отношения к классу . Мнемоприем должен быть озвучен эмоционально, пробуждая работу внутренней наглядности.

4 Мнемоническое правило должно представлять собой краткий, четкий алгоритм проверки орфограммы. Ариаднина нить мнемоприема не является поэзией, ее суть – удержать правило в памяти. Иначе говоря, «костяк» мнемоприема – это простота запоминания, удобность, надежность в применении. Обладай он такими качествами – отпадает необходимость навязывать правило ученику волевыми усилиями. Никто не хочет учиться плохо – другое дело – не у всех получается хорошо. Кто же откажется воспользоваться услугами мнемоники, если она кратчайшим путем приведет к правильному решению.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волина В. Весёлая грамматика. — М., 1995.

  2. Интернет–версия изданных на CD–дисках психологического справочника ”Психология — идея, ученые, труды“ и ”Психология 2000“ [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — 2000. — Режим доступа:http://psi.webzone.ru/st/058400.htm, свободный. — Загл. с экрана.

  3. Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon (искусство памяти).  [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Автор и ведущий сайта В.Козаренко. — М., 2002. — Режим доступа: http:// mnemotexnika.narod.ru, свободный. — Загл. с экрана.

  4. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: «1 сентября», 2002. — Режим доступа: http://rus.1september.ru/urok/, свободный. — Загл. с экрана.

  5. Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ, 2005. — Режим доступа:http://www.gramota.ru, свободный. — Загл. с экрана.

5

kopilkaurokov.ru

Применение мнемотехники для развития памяти. Упражнения для развития памяти для начинающих, методы и приёмы мнемотехники, технология и принципы

Приемы мнемотехники позволяют мастерам, владеющим ими, совершать настоящие чудеса прямо на глазах миллионов телезрителей. Уже несколько сезонов проект об удивительных людях демонстрирует школьников и совсем маленьких детей, способных помнить сотни цифр и слов.

Волшебные способности могут приобрести все желающие. О первых шагах на пути к уникальному успеху мы расскажем в нашей статье.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Мнемоникой называют способность быстро запоминать большой объем информации. Мнемотехника – это различные приемы и способы, которые применяют для развития уникальных способностей головного мозга.

Человек, освоивший эту технику быстро запоминает целые списки слов, длинные тексты и цепочки цифр. Успешно осваивают данные приемы взрослые и дети, старшие и младшие школьники.

Широкое распространение получило использование мнемотехники в развитии речи детей. Успешно применяется мнемотехника в детском саду и в школе. Это помогает школьникам успешно учиться, чувствовать себя увереннее в себе.

Мнемотехника для дошкольников

Акростихи, которые мы учим со своими детьми в детстве рассказывают о том, что каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Для чего мы это делаем? Чтобы ребенок навсегда запомнил все цвета радуги.

Есть маленькие стишки, про то, как идет, бычок качается, вздыхает на ходу, ой доска кончается, сейчас я упаду. Этот стишок сопровождается живописным рисунком в книжке. Мудрая мама обязательно покажет при этом, как бычок качается и громко вздыхает, дополнив образ яркими эмоциями.

Так участвует мнемотехника в развитии речи дошкольников. Повторение стишка про мишку косолапого, который по лесу идет, шишки собирает, песенку поет, с покачиванием и косолапой походкой, дополняет впечатление и укрепляет память. Потому что включается в работу слуховая, зрительная, моторная и эмоциональная память.

Для детей дошкольного возраста издается множество книг с яркими иллюстрациями, а также раздвижными, объемными картинками. В таких картинках животные и герои книги двигаются, их можно потрогать, пошевелить. Такие простейшие приемы мнемотехники важны для развития речи и умения запоминать у малыша.

Играя с маленькими детьми, предложите им запомнить расположение трех кубиков на столе. Когда малыш закроет глаза, поменяйте их местами, а потом предложите их вернуть в исходное положение. Количество кубиков постепенно увеличивайте и укорачивайте время, за которое малыш запоминает картинку. Эти занятия развивают зрительную память детей, если их проводить 2-4 раза за семь дней.

Мнемотехника для развития памяти младших школьников

Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений. Ведь растущий организм так и рвется вскочить, побегать, попрыгать, повеселиться.

Математические стишки по мнемотехнике облегчают запоминание правил.

Приведем несколько примеров:

Перед скобкой вижу «плюс»,

Ошибиться не боюсь.

Знаки все я оставляю,

Значит правила я знаю.

«Минус» повстречается,

Будьте осторожны!

Скобки раскрываются,

Знаки заменяются!

На противоположные!

Заучив такой стишок, дети младших классов без труда запомнят правила раскрытия скобок, навсегда.

После уроков детей младшего школьного возраста полезно вывести на приусадебный участок школы и дать им 15 минут подышать свежим воздухом, предложив внимательно рассмотреть окружающий парк.

По возвращении в класс, предложите вспомнить, сколько деревьев растет в правой аллее, сколько в левой. В следующий перерыв, проверите, кто правильно запомнил деревья.

Если в школе изучают иностранный язык, на прогулке полезно произносить несколько раз иностранные слова, описывающие то, что находится вокруг: солнце, небо, облака, листья, деревья.

Полезно играть в игру с двумя одинаковыми рисунками. На одном из них вы наносите несколько квадратиков, кружков, ромбиков, пока школьники не видят ваших действий. Потом вы показываете им свой рисунок в течение 10-20 секунд. Дети, запомнив значки, должны их нарисовать у себя на листе бумаги. Если дать ребенку отдохнуть и попросить повторить расположение значков через несколько часов, это будут полезные занятия и тренировка для долговременной памяти.

Хорошо запомнят школьники названия слов на английском, если устроить чаепитие и запретить при этом говорить по-русски. То есть каждый может попросить передать ему хлеб, пирожное, чай, чашку на иностранном языке. В игру включится моторная, эмоциональная, зрительная и слуховая память.

Если при этом сдвинуть парты в кружок, создать уютную домашнюю атмосферу, дети получат новые впечатления и запомнят информацию легко и надолго. Информация о чаепитии будет теперь ассоциироваться с приятным вечером.

Методы и приемы мнемотехники для школьников

Подростки часто интересуются новыми знаниями об окружающем мире. Методы работы с развитием мышления предполагают различные импровизации. Если предложить ребенку прочесть небольшую техническую справку о каком-то интересном исследовании, выходящем за рамки учебной программы и обсудить потом с ним эту информацию это будет полезно.

Обратите внимание на цифры, упомянутые в тексте, попросите их повторить. Текст не надо прятать от школьника. Он запомнит факты и цифры, потренирует память, научится размышлять, анализировать, а также расширит свой кругозор. Этот мнемонический урок может занять всего минут 10, если его повторить 3 раза в неделю, он принесет много пользы.

Изучая мнемонику, ребенку предлагают игру в ассоциации. Для этого опираются на знания школьной программы. Школьнику следует на чистом листе бумаги нарисовать какие-то картинки, глядя на которые он может рассказать о том, что такое «здоровый образ жизни», к примеру, или «капитализм». На следующий день, ребенок должен высказать свои мысли, только глядя на рисунок.

Мнемотехника для развития речи у детей в детском саду

Развитие речи дошкольников – важная задача воспитателей детского сада. Они предлагают малышам отгадывать простые загадки. Наподобие того: кто любит одеваться в многочисленные одежки из зеленых листиков, круглый, из него делают салаты. Конечно – это капуста. А когда собирают капусту? Осенью. Что еще собирают осенью? Помидоры, огурцы, яблоки, арбузы. Каждый овощ воспитатель описывает подробно, указывая на форму, размер и цвет. Все вместе это называется: овощи. Отвечают на вопрос: Что это? Потому что неодушевленное (не живое, говорят дети).

Отлично развивают речь народные сказки, в которых много повторений. Например, сказка о Колобке. Как Колобок встречался с разными зверями в лесу, рассказывает воспитатель и повторяет вместе с детьми: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, и от зайца ушел…» Так дети запоминают новые слова. Хорошо показывать при этом диафильм на экране и сопровождать рассказ соответствующей картинкой.

Если нет фильмоскопа, подойдут крупные плакаты с яркими картинками.

Полезно играть с детьми в съедобное и несъедобное. Когда называют съедобный предмет, дети должны хлопнуть в ладоши.

Хорошая игра с детьми в урожай и корзину. Им выдают карточки с рисунками овощей или других предметов. Воспитатель дает задание вложить в корзи

hitgym.ru

упражнения для развития памяти для взрослых и детей. Мнемоника – приемы быстрого запоминания слов и событий

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемо

eisot.ru

как научиться запоминать быстро и легко. Тренировки по мнемотехнике на развитие внимания и памяти

Преподаватель курса мнемотехники, студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить в себе память можно довольно быстро и в любом возрасте.

Хоть однажды, но каждый из нас забывал, где оставил ключи от машины, вовремя не вспомнил день рождения ближайших родственников и друзей или номер телефона коллеги. По исследованиям психологов, в возрасте с 40 до 65 лет люди испытывают стойкое снижение памяти, а ведь ее развитие и поддержание в нужной форме — одно из средств против болезни Альцгеймера. Да что там взрослые — из-за плохой памяти дети теряют интерес к учебе.

Преподаватель курса мнемотехники в образовательном центре для школьников «Юниум», студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить в себе память можно довольно быстро и в любом возрасте. И тогда вы не только выучите целые лекции по нелюбимому предмету, но даже освоите несколько языков.

«Мы привыкли любую информацию записывать в электронные или записные книжки. А ведь можно положить ее в свой мозг. Тогда мы не будем зависеть от батареек в телефоне или интернета в планшете. А поможет в этом мнемотехника.

Мнемотехника — совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. То есть, мнемоника превращает цифры и буквы в яркие образы, которые буквально врезаются в нашу память».

Зачем нужна мнемотехника? Чтобы не зазубривать, а быстро и с удовольствием запоминать номера телефонов, банковских карт, имена и даты рождения друзей и знакомых, информацию по учебе и работе, иностранные слова, последовательности слов (например, список продуктов) или даже целые тексты.

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

«Логопеды уже давно используют мнемотехнику в своей работе: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка и весь текст таким образом зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию» , — прокомментировала Нелли.

К тому же мнемотехника помогает в развитии связанной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Одним словом, мнемотехника может значительно упростить жизнь, если уметь ей пользоваться.

Можно подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она уже несколько тысячелетий, окружает нас повсюду, и мы не раз использовали ее приемы на практике. Так, в мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания. Самая известная среди них — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она «кодирует» цвета радуги: каждый начинается с той же буквы, что и слово во фразе. Аналогичным образом работает фраза о порядке планет: «Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты». Или порядок падежей «Иван родил девчонку…»

«Мнемотехника включает в себя набор приемов и способов для облегченного запоминания. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти.

Но фундамент мнемотехники — ассоциации, так что ключ к успеху в запоминании — научиться создавать правильные и «крепкие» ассоциации. Только после этого можно двигаться дальше».

(на фото — Нелли Мещерякова)

Рассмотрим важнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора — воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, то есть провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация — это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Нелли поделилась пятью правилами по созданию «правильной» ассоциации:

  1. Ассоциация — это первое, что пришло вам в голову. Необходимо создать в голове образ, который вызовет в памяти другой и поможет вспомнить нужную информацию. Созданная ассоциация станет крючочком при запоминании новой информации.
  2. Ассоциация должна быть нелогичной и абсурдной. Чем более необычную ситуацию вы создаете, тем сильнее она врезается в ваш мозг. Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху.
  3. Образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными. Включайте все свои органы чувств , чтобы как можно ярче представить себе картинку.
  4. Ассоциация должны быть смешной — пусть это будет первое, что пришло вам в голову.
  5. Ассоциация должна быть только о себе любимом, потому что только то, что происходит с вами, вызывает самый сильный интерес и поэтому лучше запоминается. Когда вы читаете параграф по истории и представляете себя, завоевывающим Рим, то вы совершенно точно запомните больше фактов из этого текста.

Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным.

«Например, вам нужно запомнить два слова: « конница» и « чердак». Вы представляете, что вы поднимаетесь на чердак и видите там конницу — стоят лошади с длинными челками, а на них сидят воины. Они пригнули голову к груди, потому что не умещаются на вашем крошечном чердаке. Вы смотрите на них и думаете: я же пришла сюда за вареньем, а что они тут забыли? И они вам отвечают: «Точно — что мы тут забыли?» — и улетают в окно. И варенье улетает следом за ними, а вы горько об этом сожалеете. Применив все правила построения правильной ассоциации, мозг накрепко запомнил два этих слова».

Какие методы мнемотехники использовать, зависит от того, чего вы хотите добиться: научиться запоминать цифры, слова, факты или выучить иностранный язык.

«Универсальных методов развития памяти нет. Но есть несколько приемов, которые практиковать может каждый и каждый день.»

Приемы мнемотехники от Нелли:

«Цепочка» — один из базовых приемов для запоминания энного количества предметов. Метод простой: представляем яркий образ, а потом склеиваем его со следующим. Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов.

Допустим, вам нужно купить в магазине сыр, порошок и лампочку. Представляем огромный пакет порошка. В него влетает лампочка и белый порошок разлетается по дощатому полу. На лампочку нанизывается сыр… и так выстраивается целая башня. Склейки должны быть максимально эффектными. Говорят, так можно запомнить список хоть из ста наименований. Что очень нужно для похода в магазин.

Прием «Матрешка» . Специалисты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В его основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, то есть необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример данного действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

Метод «вешалки» подходит для запоминания чисел. К каждой цифре нужно придумать несколько ассоциаций или слов-»вешалок»: 0 — бублик, 1 — кол, 2 — лебедь, 4 — стул, 8 — снеговик… Можно подобрать рифмующиеся слова: ноль — соль, два — сова… Заменяем цифры картинками и придумываем связную историю. Вуаля — номер телефона отложился в памяти надолго.

А что делать, если срочно нужно запомнить несколько иностранных слов?

«С помощью мнемотехники реально выучить сотни английских слов за один день», — уверяет Нелли.

К примеру, нам нужно запомнить слово «pillow» — подушка. Подбираем звуковую ассоциацию — «рыба-пила». Мы соединяем подушку и рыбу-пилу. И придумываем историю: подушечный маньяк приходит к вам с рыбой-пилой и начинает пилить вашу подушку с ужасно неприятным звуком «пиииии». Перья разлетаются в разные стороны — а то был подарок вашей любимой бабушки и вам ее ужасно жаль.

Так, применив правила пос

www.fanfanclub.ru

Консультация по развитию речи (подготовительная группа): КОНСУЛЬТАЦИЯ «Мнемотехника для дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  «Мнемотехника для дошкольников»

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д. 

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды и педагоги. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

  1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
  2. Преобразование образов в символы.
  3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
  4. Развитие мелкой моторики.

Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи 

Часто педагоги и родители пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используются на занятиях  в детском саду и дома. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему.

Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую  мнемотаблицу:

Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)

Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).

Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),

Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»),

С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»),

С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»),

С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).

Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»),

Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)!

Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)

У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)!

Таким образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам. Например: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.

Например: рассказ о себе.

  1. Меня зовут_____________. Маму зовут____________. Папа_______________.
  2. У меня есть младший (старший) брат (сестра)___________________________.
  3. Мама работает______________, а папа_________________________________.
  4. Моя бабушка_____________________ умеет вязать и шить, а дедушка______ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.
  5. Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.
  6. Мы очень любим свою семью.

При составлении рассказа ребёнок может рисовать картинки сам.

Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт»

Груши — это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.

А как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

На  занятиях с детьми мы  используем  великолепную книгу, сборник рассказов для развития речи Белоусовой Л.Е. «Научиться пересказывать? Это просто!». Удачно подобранные стихи и рассказы с символьными картинками очень помогали детям в пересказе. К каждому рассказу подобраны картинки-подсказки, которые помогают ребенку запомнить и пересказать тексты. Рисунки в книжке можно раскрашивать. Это способствует развитию мелкой моторики.

Используя символьные картинки на занятии, я увидела, что сначала дети боялись пересказывать, потому что им казалось, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но постепенно они поняли, что по картинкам пересказывать — это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно это превратилось в посильную игру. Даже просили на каждом занятии «поиграть с картинками»! Ведь заучивать ничего не надо, нужно только играючи
«читать картинки». Дети играют, а мы видим в результате осмысленное запоминание.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Сначала мы с детьми пересказывали по картинкам из книжки, потом они сами научились схематически изображать текст для пересказа.

В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети научились сами придумывать символьные картинки и могли легко пересказать любой текст.

Что дает мнемотехника?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Используемая литература:

  1. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста».
  2. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». Москва, 2001.
  3. Большева Т.В. «Учимся по сказке». С.-Петербург: «Детство-пресс», 2001.
  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994.
  5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.
  6. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993
  7. Павлова Л.Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». Москва, 2004.

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *