Метод дискуссия это – Активные методы обучения. Дискуссия

3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения

26

Л 3-4 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения

3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения

3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия

3.3. Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе

3.4. Организация занятий с использованием метода «интеллектуальной разминки»

3.5. Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием

3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»

3.7. Особенности методики подготовки и проведения «круглого стола»

Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со свер­стниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится прини­мать точку зрения другого человека.

Важную роль в развитии дискуссионных методов сыгра­ли идеи К. Левина о влиянии групповых обсуждений и си­туативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дис­куссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участни­ков в решение обсуждаемых проблем. Один из первых экс­периментов состоял в попытке изменить некоторые шабло­ны поведения домохозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была про­читана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последую­щий подсчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.

Данный эффект объясняется следующими причинами. Если слушатели лекции в основном занимают нейтраль­ную позицию по отношению к раскрываемой лектором теме, то участники дискуссии в ходе обсуждения форми­руют более полярные мнения. Затем суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться конф-ронтационными. Но в обоих случаях дискуссия дает эмо­циональный толчок к последующей поисковой активности участников, что, в свою очередь, реализуется в их конк­ретных действиях.

Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и дру­гих видах деятельности.

3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия

Дискуссионные методы — это вид методов активного со­циально-психологического обучения, основанных на орга­низационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Эти методы применяются при обсуждении сложных тео­ретических и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми, уточнения и согласования позиций уча­стников дискуссии, выработки единого подхода к исследо­ванию определенного явления и др. Метод групповой дис­куссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, дока­зывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислуши­ваться к мнению других.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные про­блемы, но и случаи (по специальной терминологии — казу­сы, или кейсы) из профессиональной практики.

Предметом дискуссии могут быть межличностные отно­шения самих участников группы. В этом случае сеть группо­вых взаимоотношений выступает как реальная учебная мо­дель, с помощью которой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процессов групповой динамики, рас­ширяя свои возможности самоопределения и понимания других.

Психологический механизм использования дискуссионных методов обучения позволяет:

  • сопоставив противоположные позиции, дать возмож­ность его участникам увидеть проблему с разных сторон;

  • уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопро­тивление восприятию новой информации;

  • нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций партнеров;

  • выработать групповое решение, придав ему статус груп­повой нормы;

  • используя механизм возложения и принятия ответ­ственности, способствовать вовлечению участников дискус­сии в последующую реализацию групповых решений; по­высить эффективность отдачи и заинтересованность участ­ников дискуссии в решении групповой задачи, предоставив им возможность проявить свою компетентность и тем са­мым удовлетворить потребность в признании и уважении.

studfiles.net

Преимущества метода дискуссии. — Студопедия.Нет

Основная задача — выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.

Преимущества дискуссии

· дает импульс проблемному обучению

· в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления,

· Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы.

· Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставленным проблемам и вопросам.

· Дает всестороннее видение предмета обсуждения.

· Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий

·

· 1. обучение участников анализу реальных ситуации;

· 2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;

· 3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второстепенного;

· 4. учит преодолевать приверженность старым образцам;

· 5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;

· 6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.

Дискуссия — свободный словесный обмен знаниями, мнениями и идеями, происходящий между тренером и участниками тренинга.

Дискуссия отличается от обыкновенной беседы тем, что беседа обычно охватывает сразу несколько тем, у нее нет ни ограничений, ни определенной структуры. Дискуссия же ограничивается одним вопросом и строится в конкретном порядке.

Важным моментом в дискуссии является уважительное отношение к мнению окружающих. Ни в коем случае нельзя прерывать говорящего, и превращать дискуссию в эмоциональный спор.

Дискуссия проходит конструктивно, только когда все ее участники стремятся достигнуть общей цели. Кроме того, очень важно, чтобы участники обладали определенным набором базовых знаний. Иначе говоря, они должны быть четко осведомлены о предмете дискуссии, чтобы не вести «спор ни о чем».

Преимущества дискуссии

· Демонстрация понимания вопроса

Дискуссия помогает разобраться, насколько четко группа понимает обсуждаемый вопрос, и предоставляет участникам возможность проверить свои убеждения, подвергая их различным испытаниям.

· Активная передача знаний

Когда обсуждаемый материал носит для определенных участников тренинга спорный характер, вероятность того, что убедительная дискуссия подействует на них быстрее и сильнее, чем просто лекция, возрастает.

· Активное взаимодействие

Если участники группы, тема и вопросы для обсуждения подобраны правильно, практически не остается вероятности того, что кто-то из участников уклонится от участия и не внесет свой вклад в процесс дискуссии.

 


Подготовка к дискуссии и условия ее проведения.

Дискуссия в служебном взаимодействии — это, как правило, организованный спор: он планируется, готовится, а затем анализируется. Охарактеризуем следующие основные структурные элементы дискуссии:

Докоммуникативный этап Коммуникативный этап Посткоммуникативный этап
1.Фурмулировка проблемы, цели. 1.Объявление темы, цели, уточнение ключевых понятий. Анализ дискуссии.
2.Сбор сведений о предмете спорта, определение понятий. 2.Выдвижение и защита тезиса.  
3.Подбор аргументов. 3.Опровержение тезиса и аргументации оппонента.  
4.Формулировка вопросов к оппонентам. Подведение итогов.  
5.Оценка аудитории.   

Процесс спора основан на некотором противоречии, которое надо выявить, чтобы сформулировать проблему, то есть выдвинуть тезис (мысль, для обоснования истинности или ложности которой выстраивается доказательство) и антитезис (противоположное мнение). Для этого до полной ясности доводятся, определяются с помощью энциклопедий, словарей, другой литературы ключевые понятия. Затем стараются сознательно выяснить, достоверна или только вероятна мысль (т. е. нет доводов «да», но нет и «против»). Необходимо стремиться к тому, чтобы тезис и антитезис были простыми, лаконичными по форме выражения. Затем собирают все необходимые знания, данные о предмете спора, уточняют значение понятий, терминов, продумывают достоверные и достаточные аргументы для доказательства тезиса, формулировки вопросов к оппонентам, полемические приемы.

Необходимо выбрать стратегию поведения с учетом индивидуальных особенностей дискутирующих. В зависимости от уровня компетентности выделяют сильных участников и слабых. Сильный — хорошо знает предмет спора, уверен в себе, логично рассуждает, имеет опыт полемики, пользуется уважением и авторитетом. Слабый — недостаточно глубоко разбирается в обсуждаемой проблеме, нерешительный.

По характеру знаний спорящих делят на «лисиц» и «ежей». Эти образные наименования возникли из высказывания античного баснописца Архилоха: «Лисица знает много всяких вещей, а еж — одну, но большую». Таким образом, «лисицы» — люди широко образованные, но в чем — то недостаточно разбирающиеся, а «ежи» — углубленные в одну тему. В зависимости от активности участников дискуссии выявляют следующие типы: сопереживающие (ведут обсуждение с интересом), очень активные (крайне заинтересованные в материале), потенциальные (нейтрально относятся к проблеме), скептики (наблюдатели, не участвующие в споре).

Отношение ведущего к разным слушателям должно быть дифференцированным: сильному надо задавать трудные вопросы, к «ежу» обращаться за пояснениями, скептиков надо стараться вовлечь в рассмотрение проблемы, менее активным предлагать высказаться в первую очередь.

Дискуссия открывается вступительным словом организатора. Он объявляет тему, дает ее обоснование, выделяет предмет спора — положения и суждения, подлежащие обсуждению. Участники дискуссии должны четко представлять, что является пунктом разногласий, а также убедиться, что нет терминологической путаницы, что они в одинаковых значениях используют слова. Поэтому ведущий определяет основные понятия через дефиницию, контрастные явления, конкретизаторы (примеры), синонимы и т. п. Стороны аргументируют защищаемый тезис, а также возражения по существу изложенных точек зрения, задают вопросы разных типов. Организатор должен стимулировать аудиторию к высказываниям — задавать острые, активизирующие вопросы, если спор начинает гаснуть. Он корректирует, направляет дискуссионный диалог на соответствие его цели, теме, подчеркивает то общее, что есть во фразах спорящих.

В конце отмечается, достигнут ли результат, формируется вариант согласованной точки зрения или обозначаются выявленные противоположные позиции, их основная аргументация. То есть ведущий в заключительном слове характеризует состояние вопроса, а также отмечает наиболее конструктивные, убедительные выступления.

 

 


Функции ведущего дискуссии.

Качества, которыми должен обладать ведущий дискуссии:

-открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

-Эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

-аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

-энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

-уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

-уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

-богатое воображение, интуиция;

-высокий уровень интеллекта.

Функции ведущего дискуссии:

· изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;

· формулирует название дискуссии и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;

· планирует пространственно-временную организацию взаимодействия участников, определяет будущий регламент работы;

· по ходу дискуссии ведет непрерывное наблюдение за участниками, оценивая степень их активности и вовлеченности в обсуждение поставленных вопросов, глубину и всесторонность обсуждения;

· регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;

· стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;

· контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;

· занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;

· мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;

· резюмирует и подводит итоги обсуждения.

studopedia.net

Дискуссия как метод обучения, способствующий развитию критического мышления, сознательности и ответственности

Дискуссия как метод обучения привлекла внимание педагогов и психологов еще в тридцатые годы XX столетия. Сегодня этот метод, принадлежащий к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в различных видах деятельности: образовании, творчестве, управлении, психотерапии и многих других.

 

АМО и их виды

 

Классификация активных методов обучения предусматривает их разделение на два вида — индивидуальные и групповые. Индивидуальные применимы к отдельному человеку, который осуществляет профессиональную, общую, специальную или другой вид подготовки, не контактируя с другими обучающимися. Групповые методы используются при обучении определенного количества учащихся.

 

Наиболее оптимальной нам представляется классификация активных методов обучения, предусматривающая разделение их на четыре основные группы, которые объединяют индивидуальные и групповые виды занятий при главенстве вторых.

1)                            Дискуссия как метод обучения строится на непосредственном и активном общении участников. При этом ведущий занимает отстраненную позицию, способствует организации взаимодействия, обмену мнениями, управляет выработкой и принятием группового решения.

2)                            Методы, использующие элементы игры, способствующие обретению нового опыта, который человек не мог получить в силу разных причин.

3)                            Рейтинговые методы, способствующие активизации деятельности учащихся благодаря создаваемому эффекту соревнования и дополнительной мотивации потребности достижений.

4)                            Тренинги, позволяющие оказывать на личность и ее поведение стимулирующее, развивающее и корректирующее воздействие.

 

Дискуссия как один из методов активного обучения

 

Необходимо отметить, что дискуссия как метод обучения базируется на организационной коммуникации учащихся в ходе работы над решением учебных или профессиональных задач. В качестве дискуссионных методов могут быть избраны «круглый стол», сократовская беседа, анализ определенной ситуации, дискуссия в группе, «мозговой штурм» и другие.

   Всякая дискуссия предусматривает обсуждение проблемы, вопроса или темы, в процессе работы над которыми возникли разные суждения.  Оно строится на поочередных выступлениях участников, представляющих свою точку зрения. Но дискуссия будет успешной только в том случае, если активность проявляют не только выступающие и спикер, но также и слушатели, задающие вопросы, оценивающие доклады, приводящие контраргументы.

Еще одним из важных условий полемики выступает ее предметность. В связи с этим роль ведущего состоит в умении удерживать ее в рамках означенной темы, не акцентировать внимания на частностях и мелких деталях.

 

Но дискуссия как метод обучения может быть использована только в том случае, если наукой или практикой еще не выработана единая точка зрения, а над решением проблемы работают несколько школ или существуют разные направления в ее исследовании. Наиболее активно этот метод применяется при изучении гуманитарных и общественных наук.

 

Поэтому дискуссия как метод обучения способствует нестандартности образовательного процесса, она оказывает благоприятное влияние на мышление и поведение обучаемых, способствует развитию у них ответственности и сознательности.  

 

Сущность аналитико-синтетического метода обучения

 

Для обучения грамоте в школе и на современном этапе используют аналитико-синтетический метод — метод обучения, разработанный еще К. Д. Ушинским. Он основан на изучении звуков живой речи. Суть этого метода обучения состоит в выделении из связной речи предложений, из предложений — слов, из слов — слогов, из слогов — звуков. Такие действия являются анализом. Вместе с этим происходит обратный процесс: из звуков составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения, из предложений — связные тексты. Эти действия представляют собой синтез.

 

Таким образом, аналитико-синтетический метод — метод обучения грамоте способствует развитию и воспитанию личности. Благодаря системе речевых,  аналитико-синтетических упражнений становится эффективным умственное развитие учащихся. Этот метод позволяет воспитанникам производить более глубокий анализ явлений, происходящих в природе и окружающей жизни, ведь он основывается на их личном опыте.

fb.ru

Дискуссия — это… Что такое Дискуссия?

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Групповая дискуссия

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Аргументированность дискуссии

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии:[1]

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.
  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки — софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.

Примечания

  1. А. Ивин. «Логика».

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

dic.academic.ru

это один из методов коллективного решения проблемы :: SYL.ru

Одним из видов общения в современном мире является дискуссия, которая может различаться по жанрам в зависимости от назначения, содержания и способа изложения. Она может быть панельной, групповой, научной.

В общепринятом смысле дискуссия – это обсуждение какого-либо вопроса в коллективе. Она способствует выработке общего мнения. Дискуссию не следует путать со спором, поскольку цель любого спора – это поиск единственно правильного решения, а не общего суждения.

Дискуссия – это один из наиболее древних жанров общения, поскольку человек изначально более склонен к диалогу, нежели к монологу. Границы этого типа обмена информацией могут быть четко определены во времени, а могут и вовсе отсутствовать. Вопросы могут решаться быстро (к примеру, на бытовом уровне), а могут и вовсе не иметь единого решения (вопрос о сотворении жизни на Земле).

Теория дискуссии интересна человечеству с давних времен. Еще в древнем Китае, Греции и Индии были написаны трактаты о психологических и логических проблемах спора и общения. Интерес к этому вопросу особо повышается среди масс, в которых обострены противоречия, особенно классовые и социальные.

Основные цели дискуссии

Дискуссия – это диалог, в ходе которого его участники пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Целями дискуссии могут быть:

— определение правдоподобности или истинности различных мнений по одному и тому же вопросу;

— поиск наиболее оптимального решения вопроса;

— поиск компромиссов;

— выработка новых идей;

— поиск адекватной формулировки проблемы.

Иногда во время обсуждения проблемы может возникнуть спор, однако цель дискуссии – не победа над противником и навязывание своего мнения, а поиск общего решения.

Что такое панельный вид дискуссии?

Панельная дискуссия – это открытый тип обсуждения между приглашенными экспертами и участниками форума, «круглого стола», конференции. Предполагается обмен мнениями по какой-либо заданной теме, причем участники обсуждения задают вопросы экспертам и выслушивают их мнение, а также рекомендации по решению дискуссионных вопросов. Обязательно должен присутствовать куратор (руководитель) собрания, поскольку в противном случае наиболее активный участник возьмет на себя инициативу и возникнет навязывание одного конкретного мнения всем остальным участникам обсуждения.

Что такое групповое обсуждение?

Групповая дискуссия – это один из методов обсуждения какой-либо проблемы в группе, позволяющий определить полный список мнений всех участников, а также возможные способы и средства достижения цели, поиск общего коллективного решения оговариваемого вопроса.

Каждый член группового обсуждения имеет возможность высказать свое личное мнение, отыскать различные подходы к решению вопроса и обеспечить разностороннее видение предмета. Плюс ко всему групповая дискуссия пробуждает способности к творческому мышлению, вызывает интерес к обсуждению, а также может являться отличным методом сплочения группы или целого коллектива.

Что представляет собой научное обсуждение?

Научная дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного научного вопроса. Она имеет свою специфику, поскольку все мысли участники излагают точными, однозначными словами, терминами. Каждый тезис должен освящать только один вопрос и доказательства.

Точное определение главной проблемы – это задача любой научной дискуссии. Докладчик должен преподнести аудитории информацию, необходимую для правильного восприятия, понимания и оценки предложенных средств решения поставленной проблемы. Обязательным моментом является приведение аргументов, которые будут доказывать целесообразность выбранных методов решения вопроса. Верхом дискуссионного мастерства является предположение возможных контраргументов и их опровержение еще в ходе доклада.

Люди науки очень ценят свое время, поэтому все докладчики должны быть максимально краткими, говорить только по существу, без предисловий, подробностей и вольного отхождения от темы доклада.

Нужно помнить, что любая дискуссия – это, прежде всего, способ организации совместной деятельности, обучения, обмена опытом и знаниями, быстрый и эффективный метод поиска решений поставленных задач.

www.syl.ru

Опыт проведения дискуссии как метода интерактивного обучения

Статья образовательные, воспитательные и развивающие цели на занятиях по русскому языку, авторы статьи делятся опытом проведения дискуссии со студентами первого курса факультета общей медицины КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова (ОМ-14-30-1) на тему «Уникальные открытия учёных-медиков».

На занятии студенты обсуждали, рассматривали, исследовали вопрос о том, какое уникальное открытие учёныхмедиков можно поставить на первое место в мире с точки зрения его пользы для всего человечества: открытие наркоза, открытие палочки Коха или открытие пенициллина. К дискуссии студенты готовились заранее. Они предварительно разбились на триады и должны были подготовиться к защите «своего» уникального открытия. Каждая триада доказывала уникальность своего открытия.

Дискуссия завершается тем, что студенты приходят к выводу: каждое из рассмотренных великих открытий занимает своё почётное место в медицине, каждое является по-своему уникальным и значимым для всего человечества, и будущие врачи навсегда сохранят великое уважение к Уильяму Томасу Грину Мортону, Роберту Коху, Александру Флемингу и их уникальным открытиям.

В конце дискуссии преподаватель предлагает студентам провести самоотчёт, во время которого студенты отвечают на такие вопросы: с какими новыми терминами они познакомились во время подготовки к дискуссии и во время неё, какой стиль речи они использовали во время дискуссии, какой тип речи они использовали при выяснении какого-либо понятия, доказательства или опровержении какой-нибудь мысли, выявлении причинно-следственных связей между фактами и др. 

В настоящее время, в условиях бурных дискуссий и полемики остро ощущается нехватка культуры дискуссионного общения. Люди мало задумываются над своей деятельностью в публичных спорах: ведущие над тем, как вести дискуссию, выступающие над своей аргументацией. В результате так называемые «дискуссии» превращаются в хаос, их участники нередко терпят поражение, проблемы не решаются.

Между тем, вопросы методики аргументации (что составляет основу дискуссии) были предметом размышлений ученых Древнего Китая и Индии, Древней Греции и Рима Протагора и Сократа, Платона и Аристотеля.

Различные подходы к исследованию Феномена дискуссии связаны прежде всего с проблемами аргументации. При этом одни исследователи обращают внимание на личностные аспекты аргументации в дискуссии, другие на логическое ее строение, третьи на лингвистические средства.

Однако современное состояние общества требует такого подхода к исследованию феномена дискуссии, который способствовал бы решению проблем культуры дискуссионного общения.

Активно развивающийся последние десятилетия коммуникативный подход к языку, ориентирующий прежде всего на текст как на основную единицу общения, позволяет рассмотреть дискуссию как речевое произведение, как цельную коммуникацию с точки зрения эффективности дискуссионного общения.

Мы рассматриваем дискуссию как одну из форм организации публичного спора, которая создается совместными усилиями участников дискуссии и ведущего. При этом ведущему (в нашем случае – педагогу) отводятся организующая и интегрирующая роли, без которых дискуссия не будет существовать как речевое произведение.

Ставя образовательные, воспитательные и развивающие цели на занятиях по русскому языку, мы внедрили метод проведения дискуссии («круглого стола»), которую можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию.

В данной статье нам хотелось бы поделиться опытом проведения дискуссии («круглого стола») со студентами первого курса факультета общей медицины КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова (ОМ-14-30-1) на тему «Уникальные открытия учёных-медиков». Дискуссия – это способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

На данном занятии студенты под руководством преподавателя обсуждали, рассматривали, исследовали вопрос о том, какое уникальное открытие учёных-медиков можно поставить на первое место в мире с точки зрения его пользы для всего человечества. Речь шла о трёх великих открытиях: открытии наркоза, открытии палочки Коха и открытии пенициллина. К дискуссии студенты готовились заранее. Они предварительно разбились на триады и должны были подготовиться к защите «своего» уникального открытия.

Во вступительном слове преподаватель говорит, что дискуссия – это обсуждение, рассмотрение, исследование какого-либо вопроса, и сначала каждая триада должна попытаться донести до слушателей сущность своего открытия с помощью вопросов, задаваемых участниками дискуссии, а затем говорить о важности открытия. Начинается дискуссия с того открытия, которое было сделано раньше всего – это наркоз.

Преподаватель предлагает триаде, готовившей материал о наркозе, высказаться. Представитель триады говорит о том, что обозначает слово наркоз. Присутствующие интересуются, насколько важен наркоз во время операции, когда операция под наркозом была произведена впервые, когда в России впервые использовался наркоз. Далее обсуждается вопрос о видах наркоза, об использовании хлороформа. В аудитории возникают разногласия в вопросе, все ли учёные-хирурги приняли этот метод, существует ли достаточно научной литературы о наркозе. Первая триада защищается, утверждая, что есть достаточно литературы о наркозе, например, монографии Н.И. Пирогова «Наблюдение над действием эфирных паров как болеутоляющего средства в хирургических операциях» и «Практические и физиологические наблюдения над действием паров эфира на животный организм». Кроме того, в «Отчете о путешествии на Кавказ», написанном также в 1847 году, имеется большой и интересный раздел «Анестезирование на поле боя и в госпиталях».

После обстоятельного обсуждения вопроса о важности наркоза преподаватель предлагает триаде поставить точку в споре каким-нибудь утверждением-доказательством. На это член первой триады утверждает, что после первого применения наркоза Н.И. Пирогов писал: «Эфирный пар есть действительно великое средство, которое в известном отношении может дать совершенно новое направление развитию всей хирургии».

После обсуждения вопроса об открытии наркоза преподаватель предлагает побеседовать о другом уникальном открытии – открытии палочки Коха. Представитель второй триады говорит, что туберкулез – это опасное инфекционное заболевание, передающееся в 95% случаев воздушно-капельным путем, которое без своевременной диагностики и лечения может привести и инвалидности и смерти. Обсуждаются вопросы о первых проявлениях туберкулёза, о возможности заболеть туберкулёзом, о путях заражения этой опасной болезнью, о том, кто в большей степени заражается туберкулёзом, о странах, где распространено заболевание, о причинах, которые ведут к болезни, об очагах распространения туберкулёза в Казахстане.

При обсуждении вопроса об открытии туберкулёзной палочки преподаватель высказывает мнение о том, что дискутирующие отклонились от темы дискуссии. Ведь надо говорить об уникальных открытиях учёных-медиков. Начинается обсуждение вопроса, кем и когда была открыта туберкулёзная палочка. 24 марта 1882 года на заседании Берлинского физиологического общества Роберт Кох сделал доклад

«Этиология туберкулеза», после чего буквально в течение нескольких дней стал всемирно знаменитым. И это понятно, потому что туберкулез был неистребимой болезнью, уносящей сотни тысяч жизней независимо от возраста и общественного положения. Многие великие люди страдали и умирали от этого заболевания. Студенты показывают слайды и фотографии великих людей: лауреатов Нобелевской премии Эрвина Шредингера, Ромена Роллана, президента США Эндрю Джексона, османского султана Махмуда II, актрисы Вивьен Ли, писателей А.Чехова, М.Горького. В процессе дискуссии возникает вопрос, можно ли вылечиться от туберкулёза, ведь это неизлечимое заболевание. Представитель второй триады утверждает, что это не так. В настоящее время болезнь можно вылечить, но если она не запущена. Разговор об открытии туберкулёзной палочки Коха приводит дискутирующих к выводу, что туберкулёз является грозным заболеванием. То, что Роберт Кох нашёл возбудителя этого заболевания, делает это открытие уникальным.

Третьим уникальным открытием, о котором беседует группа, является открытие пенициллина. В 1928 году великий британский бактериолог Александр Флеминг обнаружил, что в одной из чашек Петри с бактериями выросла колония плесневых грибов. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток. Флемингу удалось выделить активное вещество пенициллин, разрушающее бактериальные клетки. Вслед за Флемингом исследования пенициллина продолжили американцы Флори и Чейн. Во время дискуссии возникает вопрос, снижает ли случайность открытия пенициллина значимость этого открытия. Третья триада защищается. Действительно, обнаружение пенициллина было чистой случайностью. Но эту случайность можно назвать уникальной, потому что случайно открытый пенициллин спас жизнь миллионам людей. Например, антибиотик пенициллин помогает справиться с такими заболеваниями, как сифилис, гангрена и обсуждаемый нами туберкулёз.

Представитель первой триады утверждает, что открытие антибиотиков, как и открытие наркоза, спасло много жизней во время Великой Отечественной войны. С этим соглашаются дискутирующие. Действительно, во время операций нужно было пользоваться и наркозом и использовать антибиотики. В процессе беседы возникает вопрос о том, что в настоящее время пенициллин утратил свою былую значимость. В дискуссии выясняется, что, действительно, пенициллин в настоящее время используется не всегда. Врачи чаще назначают цефазолин и его производные. Но ведь это тоже антибиотики, как и пенициллин. Преподаватель спрашивает, можно ли на основе всего выше сказанного считать, что самым уникальным открытием является пенициллин? Представитель первой триады не согласен. Он считает, что открытие наркоза стоит на первом месте по значимости. В настоящее время без наркоза не проходит ни одна операция. Например, все полостные операции, операция на мозг, сердце, лёгкие, операции при туберкулёзе, операции на весь желудочно-кишечный тракт не обходятся без применения наркоза. Сюда же относится удаление желчного пузыря, операция на поджелудочную железу, гинекологические и урологические заболевания, операция на костно-мышечную систему, замена коленного и тазабедренного сустава при артрозе и многие другие операции. То есть, можно назвать много моментов, когда необходим наркоз. В настоящее время без наркоза нет хирургии. Поэтому триада считает наркоз самым уникальным открытием учёных-медиков.

С этим утверждением не согласна вторая триада, которая считает, что открытие туберкулезной палочки Коха является самым уникальным открытием. Ведь было время, когда в мире от туберкулеза умирал каждый седьмой человек. Если бы не было такого уникального открытия, то кто знает, какое бы количество людей погибло от этого грозного заболевания. Мир потерял великих русских писателей Чехова, Горького, великого казахского просветителя Чокана Валиханова, великую американскую актрису Вивьен Ли и других людей, известных всему миру. Поэтому вторая триада открытие палочки Коха считает самым уникальным открытием.

Спор разгорается. Открытие палочки Коха является самым уникальным? Однако третья триада считает, что открытие Александром Флемингом пенициллина вот самое уникальное открытие. Потому что и после операции, и во время лечения туберкулеза необходимы антибиотики. Это доказывает, считают ребята, что самым уникальным открытием является открытие пенициллина.

Каждая триада упорно доказывает уникальность своего открытия, и каждая триада по-своему права. Однако хотелось бы прийти к какому-то одному мнению. Положение спасает представитель второй триады: «Сегодня мы говорили о трёх великих открытиях: открытии наркоза, открытии палочки Робертом Кохом и открытии пенициллина. Мы в своей дискуссии обсудили, рассмотрели, исследовали вопрос о том, какое уникальное открытие учёных-медиков можно поставить на первое место с точки зрения его пользы для всего человечества. Но мне кажется, что каждое из рассмотренных великих открытий занимает своё почётное место в медицине. Мы не можем сказать, что открытие наркоза менее важно, чем открытие пенициллина, а открытие пенициллина менее важно, чем открытие палочки Коха. Дискуссия о трёх уникальных открытиях показала, что каждое из рассмотренных открытий является по-своему уникальным и значимым для всего человечества. Предлагаю закончить данную дискуссию на дружеской ноте. Сегодня мы как будущие врачи многое узнали об уникальных открытиях учёных-медиков и навсегда сохраним великое уважение к Уильяму Томасу Грину Мортону, к Роберту Коху и Александру Флемингу и их уникальным открытиям».

Проведена интересная и содержательная дискуссия об уникальных открытиях учёных-медиков. Студенты хорошо к ней подготовились, каждая триада вполне доказала своё мнение. Но в этой дискуссии победила дружба и искреннее преклонение перед великими учёными-медиками, которые, спасая человечество, сделали такие уникальные открытия.

После дискуссии каждому студенту хотелось бы знать, чему научила его дискуссия. Преподаватель предлагает студентам провести самоотчёт.

Самоотчёт – это ответы на следующие вопросы:

Вопрос: С какими новыми терминами я познакомился во время подготовки к дискуссии и во время неё?

Ответ: Во время подготовки к дискуссии и во время неё я познакомился с такими терминами: ингаляция, комбинированный, парентеральный, ректальный, хлороформ, пенициллин, операция, туберкулёз, анестезирование, этиология, антибиотик, цефазолин, гангрена, туберкулёзная палочка, палочка Коха, сифилис и др.

Вопрос: Какой стиль речи я использовал во время дискуссии?

Ответ: Во время дискуссии использовался разговорный стиль речи с некоторыми элементами научного стиля.

Вопрос: Какой тип речи я использовал при выяснении какого-либо понятия, доказательства или опровержении какой-нибудь мысли, выявлении причинно-следственных связей между фактами?

Ответ: При выяснении какого-либо понятия, доказательства или опровержении какой-нибудь мысли, выявлении причинно-следственных связей между фактами я использовал тип речи – размышление.

Вопрос: Использовались ли мною при рассуждении тезисы, аргументы (доводы, доказательства), примеры, делался ли вывод?

Ответ: При рассуждении мною использовались тезисы, аргументы (доводы, доказательства), примеры, делался вывод.

Вопрос: Использовал ли я при отстаивании своей точки зрения рассуждение – объяснение, рассуждение – доказательство и рассуждение – размышление?

Ответ: При отстаивании своей точки зрения я использовал рассуждение – объяснение, рассуждение –

доказательство и рассуждение – размышление.

Вопрос: Какие вводные слова я использовал в своих рассуждениях во время дискуссии?

Ответ: Во время дискуссии в своих рассуждениях я использовал следующие вводные слова: вопервых, во-вторых, в-третьих, например, с одной стороны, с другой стороны, по-моему, наоборот, напротив, по нашему мнению, на наш взгляд, мне кажется, по сведениям, по данным, по сообщению, как известно и другие.

Вопрос: Что я чувствовал во время дискуссии?

Ответ: Я почувствовала интерес к новым для меня уникальным открытиям. Вопрос: Чего я хотел во время дискуссии?

Ответ: Во время дискуссии я хотел доказать, что самым уникальным открытием является пенициллин…

Вопрос: Что или кто мешал мне во время дискуссии?

Ответ: Во время дискуссии мне мешало моё волнение в связи с присутствием на занятии преподавателей кафедры русского языка.

Вопрос: Что нового я узнал для себя во время дискуссии?

Ответ: Для меня было новостью то, что я узнал о смерти от туберкулёза великих политических деятелей, писателей и актёров.

Вопрос: Увлекла ли меня дискуссия?

Ответ: Да, меня увлекла дискуссия, потому что каждая триада пыталась доказать свою точку зрения. Вопрос: Если оставила равнодушным, то чем я это объясняю?

Ответ: Дискуссия не оставила меня равнодушным.

Вопрос: Как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?

Ответ: На занятии мы узнали, что такое дискуссия, как надо дискутировать, отстаивать свою точку зрения, мы узнали также, что надо уважительно относиться к мнению своих оппонентов, и это поможет нам в дальнейшей работе и повседневной жизни.

Опыт показал, что дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

 

 

  1. Бочкова Н.В. Как вести дискуссию? М.: ИД «Первое сентября», 2014 г.
  2. Евтеева О. Учебная дискуссия на уроке литературы. Газета «Литература», №37, 2003 г.
  3. Филонова Ю.А. Дискуссия на уроке литературы как способ развития перцептивных и интеллектуальных способностей. Ярославский педагогический вестник, №1, 2014 г., том II.
  4. Навыки ведения круглых столов и дискуссий. Пособие. М., 2014 г.
  5. https://ru.wikipedia.org//wiki Игровые ситуации.
  6. Махновская Н.И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов. Автореферат на соискание учёной степени кандидата пед.наук. М., 1992 г. 18 с.

Фамилия автора: Г.М. Чумбалова Т.К. Бердалиева З.К. Кокенова

articlekz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *