Методы истории познания – Структура и методы исторического познания

Структура и методы исторического познания

Специфика исторического познания

Структура исторического исследования отражает с учетом его специфики этапы научно-исследовательской деятельности в любой отрасли знаний:

  • Выбор объекта и предмета исследования на основе определения актуальности и степени изученности проблемы

  • Определение цели и задач исследования

  • Выбор методов исследования

  • Реконструкция исторической реальности

  • Теоретический анализ, доказательство истинности полученных знаний

  • Определение ценности, теоретической и практической значимости полученных знаний

Исследование определяется актуальностью, то есть должно представлять научный интерес. Исследователь, безусловно, стремится к

объективности в оценке исторических событий и явлений. Но при всем желании быть беспристрастным, невозможно быть полностью свободным от своего мировоззрения, ценностных или иных установок. Так или иначе, в процессе исследования историк высказывает свое собственное, субъективное мнение. В исследовательской деятельности любого историка всегда проявляется сочетание объективного и субъективного факторов.

Специфика исторического исследования заключается в том, что процесс исследования опирается преимущественно на теоретические методы, что вызывает необходимость верификации (удостоверения в подлинности) исторического знания. Чтобы максимально приблизиться к объективной истине, снизив влияние субъективных факторов, необходима система методов исторического познания.

Методы изучения истории

История, как и любая другая наука, характеризуется своими методами исследования. Первый уровень охватывают общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знания (диалектический, системный и др.), второй уровень отражает непосредственно общеисторические методы исследования (ретроспективный, идеографический, типологический, сравнительный, сопоставительный и др.). Широко используются методы других гуманитарных и даже естественных наук (социологии, математики, статистики).

Диалектический метод способствует теоретическому отражению целостности объекта, выявлению основных тенденций его изменения, причин и механизмов, обеспечивающих его динамизм и развитие.

Системный метод определяет необходимость целостного анализа исторических событий и явлений в совокупности единичного, особенного и общего, многообразие компонентов исторического процесса и его внутренних

Широкое распространение в исторической науке получил метод сравнения (компаративный метод

) сравнение исторических фактов, портретов исторических деятелей в процессе исторического познания. Он направлен на обнаружение аналогий или их отсутствие в историческом процессе. Плодотворные результаты компаративный метод дает при сопоставлении истории разных государств, жизни различных народов.

Тесно связан с методом сравнения типологический метод (классификационный метод) – основанный на классификации исторических явлений, событий, объектов; выявлении общего в единичном, поиске характерных признаков для определенных типов исторических событий. Классификация – это основа всех типов теоретических конструкций, включающих сложную процедуру установления причинно-следственных связей, которые связывают классифицируемые объекты. Данный метод дает возможность сопоставлять исторические явления по сходным параметрам.

Один из наиболее распространенных методов исторического познания – генетический (или ретроспективный)

. Это ретроспективное раскрытие исторической реальности, деятельности исторических личностей, последовательных изменений в исторической действительности в процессе развития на основе причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития. Основанный на анализе одного и того же объекта в различных фазах его развития, генетический метод служит для восстановления событий и процессов прошлого по их последствиям или ретроспективно, то есть от уже известного по прошествии исторического времени — к неизвестному.

Вот что по этому поводу писал английский историк Д. Эльтон: «Поскольку мы знаем, как двигались события, мы склонны предполагать, что они должны были двигаться обязательно только в этом направлении и считать известный нам результат как бы «правильным». Первая тенденция освобождает историка от его главной обязанности – что-либо объяснять: неизбежное не требует объяснения. Другая тенденция делает его нудным апологетом совершившегося и побуждает его видеть прошлое лишь в свете настоящего»

1. Исследователь же должен стремиться к объективности, должен стремиться увидеть особенности изучаемой эпохи и исторически подходить к перспективам общественного развития.

Идиографический (индивидуализирующий) метод характеризуется описанием отдельных исторических событий и явлений, процессов. Это конкретное, максимально полное описание индивидуального исторического феномена, позволяющее воссоздавать лишь локальное целое, не предполагая сравнительно-исторического исследования. Идиографический метод нацелен на выявление особенностей исторических феноменов.

Изучение исторических источников предполагает применение метода сопоставления, взаимопроверки сведений имеющихся документов, разнообразных исторических источников, что исключает абсолютизацию единожды упоминаемого факта, а соответственно спекулятивность в историческом познании, и обеспечивает приближение к истине в ретроспективном отображении исторического события или процесса.

Изучая исторические документы, исследователь занимается наблюдением. Однако наблюдение носит косвенный характер, так как изучается, как правило, то, что уже не существует, что кануло в вечность: условия, в которых развивались события, люди, которые принимали в них участие и даже целые цивилизации. Наблюдение ведется за свидетельствами отдельных участников событий, которые не выбирали момент этих событий, свое место в них и часто видели далеко не самое важное в этих исторических явлениях. Только изучение разнообразных источников, историческое наблюдение через источники позволяет нарисовать более объективную картину, в полном объеме представить исторический факт и его своеобразные черты.

Историческая наука допускает умственный или мыслительный эксперимент, проводимый в воображении исследователя, когда делается попытка воспроизвести то или иное историческое событие.

Широкое распространение получил метод квантитативного (количественного, статистического) анализа явлений — анализа динамики общественных процессов на основе статистического материала. Раньше всего на квантитативный путь вступила экономическая история, поскольку она всегда имела дело с измеримыми величинами: объемом торговли, промышленного производства и т.п. Ею широко использовались статистические материалы, характеризующие экономические процессы и экономическую жизнь общества. С помощью статистических методов производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные аспекты, состояния объекта изучения. Количественные методы в настоящее время широко применяются и при изучении социальных явлений прошлого. Однако, работая с количественными показателями, исследователи сталкиваются с двумя трудностями: для отдаленных эпох эти сведения слишком скудны и фрагментарны, а для новейшего периода — огромны по своим объемам.

Извлекая из источника сведения о различных фактах, исследователь сверяет их с тем, что знает о таких же или подобных фактах и явлениях. Знание, независимое от источников, польский историк Е.Топольский называет «внеисточниковым»: его дают как собственные наблюдения над окружающим, так и различные науки. На основании имеющихся знаний восполняются неизбежные пробелы в источнике. В этом случае значительную роль играет здравый смысл, то есть догадка, основанная на наблюдении, размышлении и личном опыте.

Все перечисленные и охарактеризованные методы исторического исследования или методы исторического познания одновременно являются и методами изучения истории в рамках широко распространенного проблемно-хронологический метода – изучения исторических процессов во взаимосвязи фактов, событий и явлений в хронологической последовательности.

studfiles.net

Методы познания истории — Мегаобучалка

Лекция № 1. Предмет и методы науки истории.

Предмет исторической науки.

Методы истории.

1. История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном), рассматривается в 2-х значениях:

1) как процесс развития природы и человечества;

2) как системы наук, изучающих прошлое природы и общества.

Важнейшая задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Historia est magistra vitae, — говорили древние. И действительно, люди всегда пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах они воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, красоте, справедливости, свободе.

История рассматривается как единый процесс эволюции природы и общества.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», — говорил А.С.Пушкин.

Великий русский историк В.О.Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу» (Ключевский В.О. Письма. Дневники, Афоризмы и мысли по истории.- М., 1968, с.332.).

Представления о мире в древности и сейчас существенно различаются: изменился мир, изменился и человек. История – это развивающийся массив социального опыта, передающийся от поколения к поколению, который каждый раз осмысливается заново.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Сам человек – существо историческое. Он изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с утстановлением подлинности, истинности событий и фактов.

В римской историографии (историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном



В настоящее время мы используем слово «история» в 2-х смыслах:

1) для обозначения рассказа о прошлом;

2) когда речь идет о единой науке, изучающей прошлое.

Предмет историиопределяется неоднозначно. Предметом ее может быть социальная, политическая, экономическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, а не людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных взглядов, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность). Известный французский историк Марк Блок определяет историю «как науку о людях во времени». Историки используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, пространство), исторический факт, теорию исторического процесса (методологическую интерпретацию).

Исторические движение включает взаимосвязанные научные категории: историческое время и историческое пространство. Историческое время движется только вперед. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во времени и пространстве.

Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизации исторического процесса.

Почти до конца 18 века историки различали эпохи дикости, варварства и цивилизации. Позже оформились два подхода к периодизации истории: формационный (историки- материалисты 19 века) и цивилизационный (историко-либеральная периодизация нач.21 века).

Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории.

Исторический факт – это реальные события прошлого, то, что считается общепризнанной истиной (египетские пирамиды, войны Македонского, Крещение Руси и др.), конкретные исторические данные мы получает из исторических источников.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинодокументы (фонические), памятники архитектуры, предметы быта прошлого, письменные документы, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое.

Методы познания истории.

Исторический метод – это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание. Основные исторические методы:

— историко-генетический;

— историко-сравнительный;

— историко-типологический;

— историко-системный.

Применимы в истории и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.

Суть историко-генетического метода сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. Познание идет от единичного к особенному и далее к общему и всеобщему.

Историко-сравнительный метод заключается в сравнении событий, происходивших в разное время, но во многом сходных. Сравнивая их, ученые могут объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений. Метод позволяет вскрыть сущность изучаемых событий по их сходству и различию, проводить сравнение их во времени и пространстве.

Историко-типологический метод(типологизация). Изучая историю, Второй мировой войны, можно поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиции. Противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Стороны каждой из групп будут отличаться только по отношению к союзникам и врагам Германии (по другим признакам они могут различаться – в антигитлеровской коалиции будут социалистические страны и капиталистические.

Историко-системный метод помогает изучать единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, история России рассматривается не как самостоятельный процесс, а как результат взаимодействия с другими государствами, элемент развития истории всей цивилизации.

Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический.

Исторический метод – это рассмотрение процесса в комплексном развитии: как он возник, каким был вначале, какой путь прошел.

При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательства и опровержения.

В исторической науке, кроме того¸ применяются следующие методы:

Хронологический метод –изложение явлений в строго последовательном, временном порядке.

Хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам, темам или эпохам, в внутри — по проблемам.

Проблемно-хронологический – изучается одна сторона деятельности человека или общества в ее последовательном развитии.

Синхронистический – устанавливает взаимосвязи между процессами и явлениями, протекающими в одно и то же время в разных регионах.

Существуют также сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический методы, математического анализа и социологических исследований.

Функции исторической науки:

— познавательная – познать сущность исторического процесса, его закономерности, чтобы не допускать ошибок прошлого;

— оценочная – усвоить общечеловеческие ценности, понять ошибочность одномерного подхода к анализу исторических явлений;

— практическая – применение наиболее эффективных способов решения общественных проблем, известных в истории различных стран.

 

megaobuchalka.ru

1. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории.

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа – исторический факультет университета – аспирантура) и т.п.  

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.

Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы общенаучного исторического исследования.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

К специально-историческим методам относятся:

— условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

— методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события.

историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.

К методам общеисторического научного исследования относятся:

Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

— проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

— историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

— историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

— метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.

— структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Понятие «историческая теория» до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки.

К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня:

1) реконструктивное знание — фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, — формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание — знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами — является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание — знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур — объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.  

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

— потребность формирования социального самосознания,

— удовлетворение потребности в социальном воспитании,

— потребности в политической деятельности и самой политики,

— потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.  

Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В российской историографии сложилась понимание методологии как

— описание объекта и предметов (различных сторон объекта) исторического исследования,

— выяснение цели изучения,

— постановки проблем и задач,

— раскрытие источников поставленных задач,

— историографическое обоснование задач исследования,

— описание инструментария (методов, процедур установления знания),

— описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании.

Необходимо отметить, что в современной западной историографии понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории».  

Понятие исторического источника, их классификация. 

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации).

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.

В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.

1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

— вещественные

— письменные,

— изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

— фонические.

Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

Так, источники  периода феодализма можно разделить на

1) Публично-правовые акты:

А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

Б) договорно-законодательнеого вида  — жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

В) судебно-процессуального вида – с XV в.

И т.п.

2) Частные акты:

А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч. 

Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида.

4) частные письма.

studfiles.net

История как наука. Методы исторического познания. — КиберПедия

История как наука. Методы исторического познания.

История – наука, изучающая прошлое человечества, человеческого общества в его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах пространственно-временных измерений. Содержанием истории является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Объект истории – это процесс становления и развития человеческого общества.

Предмет истории – это деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. Основоположником истории считается Геродот .

Методы исторического познания:

-Хронологический метод предполагает изложение явлений строго во временном порядке

-Хронологически проблемный метод предусматривает изучение истории Росси по периодам, а внутри периодах по проблемам

— Проблемно хронологический метод – берется проблема и изучается в разных периодах

-Синхронический метод позволяет установить взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и тоже время в разных государствах, регионах и т.д.

Методы:

Специальный исторический метод:

Условно документоведческий, Методы текстологии,Историко-политический

Общеисторические методы:

Ретроспективный метод, Проблемно хронологический метод,

Методы эмпирического исторического познания: Историко-сравнительный метод,Историко-типологический метод

 

Виды исторических источников. Периодизация истории.

 

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отразились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека.

Исторические источники делятся на несколько групп:

Виды источников Примеры источников Особенности анализа
1. Письменные (основной вид исторических источников) Летописи, хроники, сборники законов («Русская Правда», Судебник Ивана IV и т.п.), воспоминания и мемуары современников, архивная официальная деловая документация и др. Определение времени и места составления источника. Установления автора и подлинности документа. Выявление цели написания документа. Сравнение и сопоставление различных документов с целью создания целостной непротиворечивой картины прошлого.
2. Вещественные. Археологические памятники: курганы и могильники, остатки жилищ и построек, орудия труда и оружие, одежда и другие артефакты. Установление возраста артефакта, анализ материала, из которого он сделан, сопоставление с результатами предыдущих экспедиций, моделирование исторической ситуации с использованием археологических находок.
3. Устные (фольклорные) источники Былины, сказки, песни, пословицы и т.п. Восстановление специфики национального менталитета, отношения к людям, власти и Родине, анализ особенностей религиозных воззрений и т.д.
4. Этнографические Национальная одежда, кухня, свадебные, похоронные и другие обряды, ритуалы и т.д. Изучение по предметам материальной и духовной культуры народов и народностей их этнической (национальной) специфики.
5. Кино- и фотодокументы Фотографии исторических деятелей и событий. Кинохроники, художественные киноленты как часть духовной и массовой культуры.    
     

Периодизация истории— особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.



Курс истории делится на периоды:

1.Древнейшая история.Эпоха первобытнообщинного строя 500-600 тыс.лет назад- 2 тысячелетие до Н.Э.

2.Период Древнего мира.Эпоха рабовладельческого строя 2 тысячелетие до Н.Э.- 1 тысячелетие до Н.Э.Первые рабовладельческие государства 1тысячелетие до Н.Э.- V век Н.Э.

3.Эпоха Средневековья с V-XVII вв.

4.Период новой истории XVII-XX вв.

5.Новейшая История с начала XX века и по настоящее время

 

Орда и Русь в 13-14 вв.

Завоевание Руси монголо-татарами в 1240 году и установившийся на два с половиной столетия режим политической и экономической зависимости русских княжеств от ханов Золотой Орды (иго) пагубно сказались на развитии древнерусской культуры. Были сожжены крупнейшие русские города – традиционные центры ремесла, торговли и культуры. Почти на столетие в русских городах прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, исчез целый ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, скани – то, чем всегда славилась Древняя Русь.



 

Ордынское иго способствовало смешению кочевых племен и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование. Зависимость от Орды, сокращение экономических, политических и культурных контактов со странами Западной Европы и, напротив, вынужденная ориентация на отношения с Золотой Ордой, привели к тому, что Русь, всегда находившаяся на стыке двух культур, в 13-14 веках стала больше тяготеть к Востоку, перенимая восточные обычаи. Пышность великокняжеского двора по примеру ханских дворцов, попрание демократических институтов, холопство и приниженное положение женщин – все это было чуждо Древней Руси и стало нормой в Руси золотоордынского периода.

И, тем не менее, русскому народу даже под игом удалось сохранить свою самобытность. Особую роль в сохранении русской культуры сыграла православная церковь. Все годы золотоордынского нашествия она оставалась единственным общенациональным общественным институтом, символом единства нации, осознававшей принадлежность к единой вере, идее богоизбранности русского народа.

Ко второй половине 14 века, когда в Северо-Восточной Руси зарождаются элементы, предпосылки будущего единого русского государства, а Золотая Орда, напротив, стояла на пороге распада некогда могущественной военной империи, начинается эпоха возрождения русской цивилизации. Символом будущей – свободной, сильной и независимой Руси становится Московский кремль. Это была первая каменная крепость на всем пространстве Руси – знак окрепшей русской экономики, власти московского князя. Строительство Московского кремля имело огромное значение и для культуры страны: он возводился в лучших традициях древнерусского каменного зодчества, сохраненных поколениями русских мастеров даже в годы золотоордынского влияния.

Датой окончательного свержения ордынского ига принято считать 1480 год – стояние на реке Угре, после которого ханы Большой Орды больше не претендовали на власть над Москвой. Но в общекультурном контексте, в истории русской цивилизации большее значение имела победа в Куликовской битве 1380 года. За столетие до политического свержения ордынского ига Русь стряхнула оковы морального плена. 8 (21) сентября 1380 года – это ключевая дата в истории возрождения русского народа, его права на свою веру, культуру, традиции и обычаи.

 

Внешняя политика Ивана IV

В результате походов к началу 1550-х годов к России присоединились две большие татарские державы, сформированные после распада Орды: Казанское ханство было завоевано в 1552, а Астраханское ханство – в 1556 г. В результате этого границы Московского государства расширились до пределов Азии. В начале 1580-х годов Россия перешла и эти рубежи: казацкое войско с Ермаком во главе совершило экспедицию в Сибирь. В результате этого похода был разбит сибирский хан Кучум, а его земли присоединены к России. С этого момента началось освоение земель Сибири.

В начале войны удача была на стороне России. Ливонский Орден в 1561 году окончательно распался. Необходимо отметить, что завоевания русских войск противоречили интересам Швеции, Дании и Польши. К этим странам перешли территории распавшегося Ордена. В результате Россия была вынуждена бороться уже не с одним, а с тремя сильными державами. Таким образом, в 1563-64 годах войска Ивана 4 потерпели ряд неудач. Между тем, опасаясь усиления Московского государства, Литва и Польша объединяются в Речь Посполитую. Россия потерпела поражение в Ливонской войне. В 1582 году было подписано перемирие. В соответствии с ним между Польшей и Россией сохранялась прежняя граница. В следующем году был заключен мир со Швецией. Таким образом, внешняя политика Ивана Грозного на западном направлении не привела к желаемым расширениям границ. Более того, Россия была вынуждена уступить некоторые территории (Копорье, Ям, Ивангород).

Россия с середины 16 века начинает укреплять свой авторитет в мире, устанавливать отношения с Данией, итальянскими городами, Германской империей. В Россию приезжали послы Индии и Ирана. Иван 4 большое значение придает развитию отношений с Англией. С 1555 года в этой стране начала действовать «Московская компания», которая имела право вести в России торговлю, не выплачивая пошлин. Осуществлялась торговля через Архангельск, построенный в качестве морского порта для проведения ярмарок с англичанами, которым был открыт весь русский север для торговых операций. Таким образом, итоги внешней политики Ивана Грозного выражались не только в расширении территории державы, но и в установлении дружественных отношений с различными крупными странами мира.

 

Движение декабристов.

 

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра 1 часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России.

Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры, создание Аракчеевым военных поселении, участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости радикальных перемен, крепостничество в России было оскорблением национального достоинства просвещенного человека. На взгляды декабристов оказали влияние западноевропейская просветительская литература, русская публицистика и идеи национально-освободительных движений.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н. Муравьев, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, С.П.Т рубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель и др.)

В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах. Общество пропагандировало идею уничтожения крепостного права, готовя революционный переворот силами офицерства. «Союз благоденствия» распался по причине разногласия между радикальными и умеренными членами союза.

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И. Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

В Петербурге по инициативе Н.М. Муравьева было создано «Северное общество», имевшее либеральный план действий. У каждого из этих обществ была своя программа, но цель была единой — уничтожение самодержавия, крепостничества, сословий, создание республики, разделение властей, провозглашение гражданских свобод.

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

Смерть Александра 1 в ноябре (по новому календарю в декабре) 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю 1 осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.

Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.

Однако Николай 1, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоров, в которых принял участие со стороны правительства митрополит Серафим и генерал-губернатор Санкт-Петербурга М.А .Милорадович (получивший при этом смертельное ранение) Николай 1 приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.

29 декабря началось восстание Черниговского полка под командованием С.И. Муравьева-Апостола.

Но уже 2 января оно было подавлено правительственными войсками. По всей России начались аресты участников и организаторов.

По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, П.Г. Каховский М.П. Бестужев-Рюмин, С.И. Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

 

Крымская война

 

Для того, чтобы расширить свои государственные границы и таким образом укрепить свое политическое влияние в мире большинство европейских стран, в том числе и Российская Империи стремились к разделению турецких земель.

Причины Крымской войны

Главными причинами развязки Крымской войны стало столкновение политических интересов Англии, России, Австрии и Франции на Балканах и Ближнем востоке. Со своей стороны, турки хотели взять реванш за все свои предыдущие поражения в военных конфликтах с Россией.

Проводом к началу боевых действия послужил пересмотр в Лондонской конвенции правового режима пересечения российских судов пролива Босфор, что вызвало негодование со стороны Российской Империи, так как она значительно ущемлялась в правах.

Еще одной причиной для начала военных действий стала передача ключей от Вифлеемского храма в руки католиков, что вызвало протест Николая I, который в форме ультиматума начал требовать их возвращение православному духовенству.

Чтобы не допустить усиления влияния России, в 1853 году Францией и Англией был заключен тайный договор, целью которого являлось противостояние интересам Российской короны, которое заключалась в дипломатической блокаде. Российская Империя разорвала все дипломатические отношения с Турцией, в начале октября 1853 года начались боевые действия.

Военные действия в Крымской войне: первые победы

В течение первых полгода военных действий, Российская Империя получила ряд ошеломляющих побед: эскадра адмирала Нахимова фактически полностью уничтожила турецкий флот, взяла в осаду Силистрию, пресекли попытки турецких войск захватить Закавказье.

Опасаясь того, что Российская империя может в течении месяца захватить Османскую Империю, в войну вступили Франция и Англия. Они хотели осуществить попытку морской блокады, направив свою флотилию на крупные российские порты: Одессу и Петропавловск – на – Камчатке, однако их план не увенчался желаемым успехом.

В сентябре 1854 году, консолидировав свои силы, английские войска сделали попытку захватить Севастополь. Первая битва за город на реке Альме была неудачной для российских войск. В конце сентября началась героическая оборона города, которая продолжалась целый год.

Европейцы имели значительное преимущественно перед Россией – это паровые суда, в то время как русский флот был представлен парусниками. В битвах за Севастополь участвовали знаменитый хирург Н. И. Пирогов и писатель Л.Н. Толстой.

Многие участники этого сражения вошли в историю как национальные герои – это С. Хрулев, П. Кошка, Э. Тотлебен. Несмотря на героизм русской армии, Севастополь она отстоять не смогла. Войска Российской империи вынуждены были покинуть город.

Последствия Крымской войны

В марте 1856 года, Россия подписала Парижский мирный договор с европейскими странами и Турцией. Российская Империя потеряла свое влияние на Черном Море, оно было признано нейтральным. Крымская война нанесла огромный ущерб экономике страны.

Просчет Николая I заключался в том, что феодально- крепостническая Империя на тот момент не имела шансов победить сильные европейские страны, которые имели значительные технические преимущества. Поражение в войне стало основной причиной начала проведения новым российским Императором Александром II ряда социальных, политических и экономических реформ.

 

Образование СССР.

 

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик, предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской Империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.В Украине не обошлось без борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках — Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивление отряды местной вооруженной оппозиции.

Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.

Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК(Всероссийский центральный исполнительный комитет)

Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства. Комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

30 декабря 1922 г. на 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. 2 Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятием конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

 

Распад СССР. Образование СНГ

19 августа 1991 г., когда Президент СССР М.С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму, в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Группа путчистов во главе с вице-президентом СССР Г.И. Янаевым, премьер-министром В.С. Павловым, председателем КГБ СССР В.А. Крючковым, министром обороны Д.Т. Язовым объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), к которому перешла вся полнота государственной власти. Президент СССР «по состоянию здоровья» был отстранен от должности, а исполняющим обязанности Президента был объявлен Янаев. Были запрещены митинги и демонстрации. В Москву были введены танковые подразделения.

Однако планам путчистов не суждено было сбыться. Решительными действиями российского руководства и, прежде всего, Б.Н. Ельцина, объявившего членов ГКЧП вне закона и получившего поддержку армии и мирового сообщества, путч был подавлен, а путчисты арестованы. М.С. Горбачев вернулся из Фороса в Москву.

Неудавшийся переворот дал толчок к распаду СССР. О выходе из Союза заявили Латвия, Литва и Эстония, что было оформлено Указом М.С. Горбачева. 24 августа была провозглашена независимость Украины. На прошедшем 1 декабря 1991 г. референдуме 90,32% всех граждан Украины проголосовали за независимость. После этого стало ясно, что распад СССР неизбежен.

Собравшиеся 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Белоруссия, Беловежская пуща) лидеры трех из четырех стран учредительниц СССР: Б.Н. Ельцин – Россия, Л.М. Кравчук – Украина и С.С. Шушкевич – Белоруссия – констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование. Там же они составили и подписали документ о создании нового союза – Содружества Независимых Государств.

 

История как наука. Методы исторического познания.

История – наука, изучающая прошлое человечества, человеческого общества в его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах пространственно-временных измерений. Содержанием истории является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Объект истории – это процесс становления и развития человеческого общества.

Предмет истории – это деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. Основоположником истории считается Геродот .

Методы исторического познания:

-Хронологический метод предполагает изложение явлений строго во временном порядке

-Хронологически проблемный метод предусматривает изучение истории Росси по периодам, а внутри периодах по проблемам

— Проблемно хронологический метод – берется проблема и изучается в разных периодах

-Синхронический метод позволяет установить взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и тоже время в разных государствах, регионах и т.д.

Методы:

Специальный исторический метод:

Условно документоведческий, Методы текстологии,Историко-политический

Общеисторические методы:

Ретроспективный метод, Проблемно хронологический метод,

Методы эмпирического исторического познания: Историко-сравнительный метод,Историко-типологический метод

 

cyberpedia.su

Методы исторического познания 🚩 исторический метод это 🚩 Гуманитарные науки

Одним из основополагающих методов изучения истории считается сравнительный метод. Он предполагает качественное и количественное сопоставление исторических явлений во времени и пространстве. Все события в истории имеют начало, длительность и окончание, они также чаще всего привязаны к определенному месту.

Сравнительный подход позволяет внести упорядоченность в череду объектов исторического исследования. К нему вплотную примыкает типологический метод исследования, позволяющий классифицировать факты и явления социальной действительности, распределяя их по вполне определенным категориям.

Диалектическая логика учит рассматривать все события истории с системной точки зрения. Системный метод познания помогает раскрыть глубинные внутренние механизмы возникновения, становления и угасания явлений. Все исторические события при этом предстают перед исследователем во взаимосвязанной форме, вытекая одно из другого.

Существует также ретроспективный метод познания явлений в истории. С его помощью можно проникать далеко в прошлое, последовательно выявляя причины событий, их роль в общем историческом процессе. Раскрытие причинно-следственной связи – одна из основных функций данного метода познания.

Методы исторического познания находят свое применение и выражение в конкретно-историческом исследовании. Оно чаще всего проводится посредством подготовки, написания и издания монографии. Работа в рамках монографического исследования предполагает наличие нескольких этапов. Приступая к изысканиям, историк вначале определяет методологическую основу, то есть подбирает методы изучения интересующей его области знания.

Далее следует выбор объекта исторического исследования и его предметной области. На данном этапе историк прорабатывает первичный план построения текста монографии, определяет количество разделов и глав, выстраивает логическую последовательность изложения. По мере определения структуры монографии может происходить уточнение объекта и предмета исследования.

Очередной этап состоит в проведении библиографического исследования по выбранному объекту анализа. Здесь уточняются временные рамки и территория, которую охватывают исторические события. Исследователь поэтапно собирает первичную информацию об источниках данных и о своих предшественниках, которые так или иначе касались интересующей его тематики.

Основная работа в рамках монографического метода состоит в написании текста исторического исследования. Этот этап обычно занимает больше всего времени и требует предельной концентрации на предмете, подлежащем изучению и осмыслению. Аналитическая часть монографии завершается заключением и выводами, которые несут в себе новое знание о рассматриваемой эпохе или конкретно-историческом событии.

www.kakprosto.ru

Методы научного познания истории

В философии есть раздел по теоретическому познанию, который занимается исследованиями в области методик научного исторического познания. Важную часть в историческом познании занимает теория методологии. Именно она и занимается разработками, а также изучением различных методов познания истории.
У каждой науки существуют свои системы принципов, которые включают в себя правила установки, методики и положения. Их берут за основы ученые для решения научных проблем. Для изучения истории используют следующие принципы и методы:
— метод историзма;
— подход системности;
— ценностный подход;
— метод объективности.

Принцип метода историзма:
К методам историзма относятся исследования, в которых за основу берутся рассмотрение фактов. На развитие метода историзма повлияли следующие концепции и философии:
— просвещения французских ученых;
— учения О. Тьера и Г. Фрихте;
— разработанные теории и системы ученых Дж. Вико, Вольтера;
— концепция прогресса;
— концепция единства исторического процесса.
Методика историзма занимается изучением, явлений, событий, фактов и процессов в соотношении с обусловленностью с тем временем, когда происходили события. Исследователь должен делать упор именно на рассмотрение эпохи, в которой происходили изучаемые события. Оценивать внутренние ее стандарты, которые действовали в это время, а не включать принципы и правила совершенно другого времени.

Системный подход:
Использование принципов системного подхода исследователем подразумевает полный анализ и суммирование всех факторов. Исследователь должен рассматривать общество, как сложившуюся целостную систему с функцией саморегуляции.
Метод ценностного подхода:
Метод ценностного подхода в истории разработали немецкие историки, которые утверждали о существовании общепризнанных достижениях культуры. Именно, исходя от этого, Г. Риккерт и другие историки считали, что при изучении исторического факта и деяний прошлого можно соотносить их с ценностями: нравственной, религиозной, правовой, ценность искусства, научные ценности и государственные. Для изучения исторических фактов не все историки и исторические школы приняли ценностный подход, из-за невидения в этом методе самостоятельного значения. Возможно, в нашу эпоху удастся побороть все противоречия связанные с этим методом.

Объективность:
Самой главной целью при изучении истории прошлого является — получение знаний, поэтому без достоверности весь смысл истории как науки теряется. Именно объективность оценивания фактов очень важна. Факторы для объективного исследования:
— исторический источник, документ;
— интерес и неравнодушие исследователя и общества в сборе исторических знаний.

Процессы объективного исследования:
— Общий обхват объекта изучения;
— Изучение фактов в совокупности и в полной независимости с личными убеждениями исследователя. Результатом должен быть только достоверный факт в истинном его содержании, без подгонов на заранее данные схемы;
— Исследователь при изучении документов не должен орудовать своими идеологическими и политическими убеждениями;
— Анализ всех явлений, включая их разносторонность, двойственность и противоречивость;
— Исследователь должен делать упор на уже приобретенные ранее научные уровни знаний, учитывая выдвинутых по этому событию мнений и суждений;
— Исследователь должен использовать различные методы в совокупности, чтоб получить из источников обширную и разнообразную информацию о былом.
Учитывая все эти моменты можно получить объективные познания, главное, чтоб задачей исследователя была истина.

www.istmira.com

В) Частные методы исторического познания. — Мегаобучалка

1.

Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы. Безусловно, различные историки по-разному интерпретируют исторические события, исходя из своих взглядов, политических убеждений, дают различные толкования событий, по-разному их оценивают. Не следует игнорировать тот факт, что историческая наука была и остаётся ареной острейшей идеологической борьбы. Историки стремятся оправдать политику своих государств, зачастую тенденциозно излагая факты. Историки различных направлений выражают интересы того или иного класса, социального слоя, зачастую не совпадающие с взглядами других слоёв общества. Различные историки работают в рамках определённой системы ценностей, исторической парадигмы, причём эти системы различны у разных народов и меняются по истечении времени, зачастую, в различные эпохи прямо противоречат друг другу. Не случайна фраза о том, что «каждое поколение пишет свою историю». Однако отсюда отнюдь не следует, что попытки создать общую (единую) универсальную историю антинаучны. Безусловно, социальный заказ историкам со стороны общества и власти присутствует, важно только, чтобы он стимулировал появление исторических работ, связанных с определенной, интересующей общество, тематикой, но не предопределял выводы исследователя, труд которого в таком случае из исторического превращается в идеологический. Борьба различных теоретических направлений – общее явление, характерное для любой науки. Именно в борьбе мнений рождается истина. Старые положения и выводы устаревают, на их основе создаются новые. Нет, и не может быть отдельной исторической науки для коммунистов, для либералов, для патриотов. Историческая наука едина. В ходе развития исторической науки, историки различных направлений на основе анализа фактов корректируют свои взгляды, учитывают аргументы историков противоположных направлений и, в конечном итоге, их позиции сближаются, хотя борьба мнений будет существовать всегда, без чего невозможно развитие исторической науки. Каждый историк, вне зависимости от политических взглядов, вносит свой вклад в развитие исторической науки в целом. Следует полностью согласиться с мнением Л.Н.Гумилева о том, что: «в науке существует только один критерий: мнение не должно противоречить строго установленным фактам, но вправе противоречить любым концепциям, сколь бы привычны они не были».



принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса). Принцип историзмаявляетсяосновным методологическим принципом изучения истории. В этой связи встаёт вопрос об оценке исторического события. Безусловно, изучение прошлого невозможно без анализа его ошибок и просчётов. Но что считать ошибкой? То, что признали за ошибку современники, или то, ошибочность чего нам стала ясна сегодня? Но меняются исторические условия, объём знаний. Есть опасность, что углубление наших знаний об обществе будет сопровождаться бесконечным открытием всё новых и новых ошибок в прошлом и в конце концов вся история превратится в цепь ошибок, заблуждений и преступлений. Видимо оценивать те или иные исторические события нужно не с позиций современного знания, и уже тем более не с позиций поиска виновных.

Критерий должен быть другим – в какой мере в пределах понятий и представлений того времени, его возможностей и средств можно было найти другое, более оптимальное решение, способствовало ли данное решение разрешению сложившихся в то время проблем, являлось ли адекватным ответом на «вызов», поставленный перед обществом.

Каждое поколение решает свои проблемы теми средствами, которые имеет, и давать оценку деятельности предков с точки зрения опыта последующих поколений некорректно. Говорим ли мы об Иване Грозном или Петре, о Распутине или Сталине – все они должны изучаться как часть единой русской истории, как деятели, хотевшие добра и величия своей Родине, а не немецкие шпионы или сумасшедшие детоубийцы. Да, как и все, они ошибались, зачастую преступали моральные нормы (хотя эти нормы менялись, были различными в разные исторические периоды), но не должно быть взгляда сверху вниз, из нашего «продвинутого» настоящего в их «темное» прошлое. Потому что это самая большая ложь и иллюзия, свойственная человеку, – судить о мотивах действий своих предков, исходя из чувства собственной непогрешимости и «прогрессивности» своего времени. Все мы стоим на плечах предшественников, только не надо вытирать о них ноги;

принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Безусловно, различные историки по-разному интерпретируют исторические события, исходя из своих взглядов, политических убеждений, дают различные толкования событий, по-разному их оценивают. Не следует игнорировать тот факт, что историческая наука была и остаётся ареной острейшей идеологической борьбы. Историки стремятся оправдать политику своих государств, зачастую тенденциозно излагая факты. Историки различных направлений выражают интересы того или иного класса, социального слоя, зачастую не совпадающие с взглядами других слоёв общества.

принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее. При этом не следует рассматривать данную проблему примитивно (хорошо было бы, если бы реализовалась иная альтернатива). Необходимо понять, почему события развивались так, а не иначе.

2.

Наряду с принципами исследования принято выделять методы научного познания. Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы при этом применяются. Это и есть проблемы методов познания.

Метод (греч.) – способ познания, путь к чему – либо, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта

Основная функция метода –внутренняя организация и регулирование процесса познания того или иного объекта. Метод сводится к совокупности определенных правил, норм, приемов, способов, норм познания. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата. Метод дисциплинирует поиск истины, экономит силы и время. Позволяет двигаться к цели кратчайшим путем, избегать ошибок.

Научный метод – это целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это система подходов и способов, направленная на приобретение научных знаний, отвечающая предмету и задачам данной науки.

Метод, как правило, применяется не изолированно, сам по себе, а в сочетании, взаимодействии с другими. Тем самым, используется эвристический потенциал каждого метода и всех методов в их взаимосвязи. Очень важен методологическийплюрализм – способность овладеть многообразием методов и умелым их применением.

К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность .

Принято выделять три уровня методов науки: всеобщий, общий и частный.

А) К всеобщим относятся философские методы, среди которых наиболее древние – методы метафизики и диалектики. Философия, в целом, является «ядром» системы методологического знания, универсальным методом. Ее принципы, законы и категории определяют общее направление и стратегию исследования, «пронизывают» все другие уровни методологии, воплощаясь в конкретной форме на каждом из них

Метафизика исследует объект в статичном состоянии, в его неизменности, определяет общие черты структуры объекта и наших методов проникновения в эту структуру.

Диалектика исходит из того, что окружающий мир постоянно изменяется и развивается. Источниками развития выступают внутренние противоречия, борьба и взаимодействие которых приводит к скачкообразным переходам из одного качества в другое.

Философские методы — это не «свод» жестко фиксированных регуляторов, а система «мягких» принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) «этажах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регуляторы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что «чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования».

Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик.

Б). Общенаучные методы применяются на всех стадиях познавательного процесса, как на эмпирическом, так и на теоретическом. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным методам относятся: анализ и синтез, аналогия, моделирование, абстрагирование и идеализация, обобщение, индукция и дедукция, инверсия, и др.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимный переход философского и частного научного знания (а также соответствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, «в упор» выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания являются такие методы как: анализ и синтез, аналогия и моделирование, обобщение, индукция и дедукция,

1. Анализ (греч.Разложение, расчленение)— прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их самостоятельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки. Анализ составляет лишь первоначальный этап процесса познания. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить его сущность, присущие ему закономерности. (Ребенок разбирает игрушку, чтобы понять, как она устроена, для чего служат те или иные части). Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого — возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.

2. Синтез (греч. соединение, составление) – мысленное объединение частей объекта в единое целое, метод исследования какого – либо явления в его единстве и взаимной связи частей.В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. (Ребенок собирает игрушку из частей «Конструктора»).

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь, то есть позволяет понять то общее, что связывает части воедино.

Анализ и синтез находятся в единстве. По своему существу они – «две стороны единого аналитико-синтетического метода познания». Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, имеет своим ядром выделение существенного.

Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно научался разделять предметы и мысленно. Практическая деятельность складывалась не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. На этой основе возникал и мыслительный процесс.

Анализ и синтез являются основными приемами мышления, имеющими свое объективное основание и в практике, и в логике вещей: процессы соединения и разъединения, создания и разрушения составляют основу всех процессов мира.

На эмпирическом уровне познания применяют прямой анализ и синтез, для первого поверхностного ознакомления с объектом исследования. Они обобщают наблюдаемые предметы и явления.

На теоретическом уровне познания применяют возвратный анализ и синтез, которые осуществляются путем многократного возврата от синтеза к повторному анализу. Раскрывают наиболее глубокие, существенные стороны, связи, закономерности, присущие изучаемым объектам, явлениям.

3. Аналогия (Греч. — соответствие, сходство) — это «правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках», знание, полученное при рассмотрении какого – либо объекта, переносится на другой, менее доступный. Аналогия лежит в природе самого понимания фактов, связывающая нити неизвестного с известным. Новое может быть осмысленно, понято только через образы и понятия старого, известного. Аналогия может натолкнуть исследователя на формирование догадок, ведущих к созданию научных гипотез. Первые самолеты были созданы по аналогии с тем, как ведут себя в полете птицы, воздушные змеи и планеры.

Несмотря на то, что аналогии позволяют делать лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез, т.е. научных догадок и предположений, которые в ходе дополнительного исследования и доказательства могут превратиться в научные теории. Аналогия с тем, что известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире. Наиболее развитой областью, где часто используют аналогию как метод, является так называемая теория подобия, которая широко применяется при моделировании.

Одной из характерных черт современного научного познания является возрастание роли метода моделирования.

4. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы. Моделирование — это «метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту». Первый объект называется оригиналом, а второй — моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно и связанно с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещенных в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели.

Модель представляет собой средство и способ выражения черт и соотношений объекта, принятого за оригинал. Модель — это объективированная в реальности или мысленно представляемая система, заменяющая объект познания.

Моделирование всегда и неизбежно связано с некоторым упрощением моделируемого объекта. Вместе с тем оно играет огромную роль, являясь предпосылкой новой теории. В основании такого ныне очень широко распространенного в науке приема исследования, как моделирование лежит умозаключения по аналогии. Вообще моделирование в силу своего сложного комплексного характера скорее может быть отнесено к классу методов исследования или приемов.

5. Абстрагирование (лат. отвлечение). Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств и связан множеством нитей с другими объектами. В процессе познания возникает необходимость сконцентрировать внимание на одной какой-либо стороне или свойстве изучаемого объекта и отвлечься от ряда других его качеств или свойств. В процессе абстрагирования происходит отвлечение от частных деталей. Остается нечто общее, единое, последнее, то, от чего отвлечься уже нельзя (такие понятия, как «материя», «энергия», «пространство», «время») и др.

Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. Об этом свидетельствует и происхождение самого слова «абстрактный» — от лат. abstractio — удаление, отвлечение.

Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого познания вообще. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости от природы изучаемого объекта и тех задач, которые ставятся перед исследователем.

Например, в математике многие задачи решаются с помощью уравнений без рассмотрения конкретных объектов, стоящих за ними — люди это или животные, растения или минералы. В этом и состоит великая сила математики, а вместе с тем и ее ограниченность.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *