Международные организации: список и основные характеристики
Под международной организацией понимается объединение государств-членов этого содружества, заключивших между собой договор, который соответствует всем нормам международного права, с целью экономического, политического, культурного, военного и других видов сотрудничества между ее участниками.
Основные признаки
Обязательным атрибутом этого явления в жизни общества является наличие:
органов, координирующих проекты и мероприятия образования;
прав и обязанностей, в рамках которых должно в процессе своей деятельности оставаться как само объединение в целом, так и отдельные государства, состоящие в нем;
отдельных для каждого члена положений по сфере его компетенции и полномочий в соответствие со статусом;
автономной воли.
Черты, которыми обладают подобные содружества
Очень часто возникает вопрос о том, какие именно характеристики должны иметь международные организации. Список основных признаков таких содружеств:
Участие в объединении трех и более государств.
Соответствие положений о создании альянса международному праву.
Уважительное отношение к суверенитету каждого члена и невмешательство в его внутренние дела.
Принцип международного договора в основе объединения.
Целенаправленное сотрудничество в конкретных сферах.
Четкая структура со специальными органами, каждый из которых выполняет определенные функции.
Классификация
Международные организации бывают двух основных типов: межправительственные и неправительственные. Отличаются они между собой тем, что первые основаны на объединении государств или уполномоченных органов, а вторые (их еще называют общественные) — на союзе субъектов из разных стран, не имеющих цели политического сотрудничества.
Кроме того, международные организации, список которых будет приведен ниже, могут также быть:
Универсальными (задействованы участники со всех уголков планеты) и региональными (только для государств определенной местности).
Общими (сферы сотрудничества обширны) и специальными, посвященными только одному аспекту отношений (здравоохранению, образованию, трудовым вопросам и т. д.).
Объединения в международные организации мира, список членов которых достаточно пестр по их экономическому признаку:
а) развитые государства;
б) развивающиеся страны;
в) смешанные союзы.
Итак, как видим, существует достаточно развитая система классификации подобных учреждений, что связано с их распространенностью и большим влиянием на глобальные политические, экономические и культурные процессы.
Международные организации мира. Список наиболее влиятельных учреждений
На сегодняшний день существует огромное количество таких объединений, которые ведут активную деятельность на всей планете. Это как глобальные организации с большим количеством участников наподобие ООН, так и менее многочисленные: Союз для Средиземноморья, Южноамериканское сообщество наций и другие. Все они имеют абсолютно разные направления деятельности, начиная от культуры и заканчивая правоохранительной отраслью, однако наиболее популярны политические и международные экономические организации. Список и их задачи, как правило, многочисленны. Далее приведем названия и характеристики самых влиятельных учреждений.
ООН и ее подразделения
Одной из наиболее развитых и известных среди всех содружеств является Организация Объединенных Наций. Она была основана еще в далеком 1945 году для урегулирования послевоенных вопросов, которые тогда стояли на повестке дня. Сферами ее деятельности являются: сохранение мира; гуманитарная помощь; отстаивание прав человека; миротворческие операции в горячие точки. По состоянию на середину 2015 года членами этой организации являются 193 государства из разных регионов планеты.
В связи с тем, что потребности мировой общественности возрастали с течением времени и не ограничивались только чисто гуманитарными вопросами как сразу после создания ООН, так и на протяжении второй половины XX века, в качестве ее составных частей появлялись и другие, более специализированные международные организации. Список их не ограничивается всем известными ЮНЕСКО, МАГАТЭ и МВФ. Существуют и такие подразделения, как Всемирная метеорологическая организация, Почтовый союз и многие другие. Всего их насчитывается 14 штук.
Международные неправительственные организации: список, сферы деятельности, актуальность
Среди таковых мощнейшими по масштабам распространения и своей активности является, например, некоммерческая благотворительная организация Wikimedia Foundation, или International Rescue Committee, которая занимается проблемами беженцев. Вообще таких союзов насчитается более 100, и сферы их деятельности крайне разнообразны. Наука, образование, противодействие расовой или гендерной дискриминации, здравоохранение, отдельные отрасли промышленности и многое другое — всем этим занимаются специализированные международные неправительственные организации. Список ПЯТИ лучших из них также содержит такие сообщества, как Partners in Health, Oxfam и BRAC.
Участие нашей страны в жизни мирового сообщества
Российская Федерация состоит примерно в двадцати союзах разного типа (ООН, СНГ, БРИКС, ОДКБ и др.). Во внешней политике страны приоритетно сотрудничество и вступление в различные международные организации. Список в России тех учреждений, с которыми государство хотело бы работать, постоянно растет. В трех содружествах она является наблюдателем (IOM, OAS и OIC), ведет с ними активный диалог и участвует в обсуждении важных вопросов. Особенно перспективным видится вступление в международные экономические организации. Список их велик (ОЭСР, ВТО, ЮНКТАД и т. д.).
fb.ru
Международные организации как новые участники внешней культурной политики Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»
УДК 327. 7:008
Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева
Международные организации как новые участники внешней культурной политики
Статья посвящена проблеме новых акторов внешней культурной политики, в качестве которых рассматриваются международные организации, в частности, Совет Европы и Европейский Союз.
Ключевые слова: внешняя культурная политика, международный культурный обмен, международные организации, Совет Европы, Европейский Союз
Natalja M. Bogolubova, Julia V. Nikolaeva
International organizations as new participants of foreign cultural policy
The article is devoted to a problem of new actors of foreign cultural policy in which quality the international organizations, in particular, the Council of Europe and the European Union are considered.
Keywords: the foreign cultural policy, the international cultural exchange, the international organizations, Council of Europe, European Union
В современном глобализующемся мире процессы интеграции стран и регионов становятся важной составной частью международных отношений, при этом в условиях глобализации и интеграции особое значение приобретают многосторонние культурные связи, которые, в свою очередь, наиболее успешно реализуются в рамках международных организаций. Многостороннее культурное сотрудничество посредством международных организаций обладает рядом преимуществ. Оно позволяет государствам совместно решать глобальные проблемы, справляться с которыми поодиночке довольно трудно, а подчас и невозможно с учетом их масштаба и важности для всего человечества.
Культурное сотрудничество стран в составе международных организаций основывается на общности их интересов. Для внешней культурной политики большинства государств характерны одни и те же задачи: сохранение национальной культуры и языка в условиях культурной интеграции, защита культурных ценностей, поддержание экологического разнообразия в мире, противостояние второсортным образцам массовой культуры, развитие культурных связей и поиск эффективных форм культурного взаимодействия1. Объединение усилий в масштабах крупных международных организаций, в том числе, и финансовых, способствует более эффективному решению многих из названных проблем.
Однако, вступая в ту или иную международную организацию, государство стремится не только к объединению усилий в решении насущных проблем глобального характера. Ему важно в полной мере использовать возможности этой
организации, ее авторитет, финансовые и организационные рычаги, чтобы наиболее полно реализовать собственную внешнюю культурную политику, а также способствовать решению задач из области политики и экономики. Ярким примером того, насколько успешно может реализовываться внешняя культурная политика отдельной страны в рамках международной организации, служит деятельность Франции в Международной Организации Франкофонии. Используя возможности и авторитет Франкофо-ниии, Франция решает не только общие задачи, связанные с поддержанием статуса французского языка в мире. Не менее эффективно она занимается продвижением французской культуры в мире как части культуры франкофонной, решает вопросы привлечения иностранных студентов на обучение во французские вузы, что является важнейшими задачами ее национальной внешней культурной политики.
Деятельность государства в международных организациях способствует укреплению его позиций в мире, расширяет сферу его культурного, экономического и политического партнерства, формирует положительный образ страны на международной арене. Участие в международной организации может стать для государства положительным фактором и в вопросах осуществления внутренней культурной политики, так как оно предполагает обмен опытом, совместное решение проблем в сфере культуры.
Тенденцией современных международных отношений становится активное включение в международные отношения и международное культурное сотрудничество, наряду с отдельными государствами, международных организа-
ций, выступающих в качестве самостоятельных субъектов этого процесса.
Примерами могут служить такие авторитетные международные организации, как ООН, ЮНЕСКО, Европейский Союз, Совет Европы, Международная Организация Франкофонии, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная туристская организация, которые давно уже стали самостоятельными акторами международных отношений. Для большинства из них вопросы культуры имеют приоритетное значение; в этом направлении они проводят множество акций, адресованных как членам этих организаций, так и тем, кто не состоит в их рядах.
Вопрос о наличии у международных организаций собственной внешней культурной политики носит весьма дискуссионный характер. Действительно, международные организации используются государствами для реализации своей внешней культурной политики, но могут ли они выступать в качестве ее самостоятельных акторов?
На наш взгляд, в настоящее время сложился круг международных организаций, которые реализуют собственную внешнюю культурную политику. Для этого организация должна располагать продуманной стратегией действий, документально оформленной и закрепленной концепцией, комплексом взаимосвязанных программ и мероприятий, направленных на «внешний уровень», т. е. на страны, не входящие в состав этой организации, или на другие международные организации.
Рассматривая культурную политику международных организаций, необходимо выделить «внутреннюю» и «внешнюю» составляющую, основываясь на специфике участников программ и целях, обозначенных в них. К «внутренней культурной политике» следует относить те программы, которые направлены на развитие культурных контактов среди стран-членов международной организации. В этом случае цели культурной политики будут направлены на решение задач, касающихся внутренних интересов и проблем входящих в состав организации стран. Напротив, «внешнюю культурную политику» международной организации можно охарактеризовать как культурное сотрудничество с другими международными организациями или государствами, не входящими в ее состав. В данном случае формулируются иные цели, направленные на решение общих проблем на внешнем уровне.
Традиционно цели культурной политики международной организации определяются приоритетными целями ее стран-участников.
Прежде всего, они ориентированы на укрепление общих ценностей при участии всех стран-членов и популяризацию своей деятельности в мире. Совместная деятельность стран-членов в рамках организации приводит к выработке единой цели, связанной как с решением общих задач, так и с учетом задач национальных внешних культурных политик.
Зачастую внутренняя культурная политика международной организации совпадает с ее внешней культурной политикой. Сходство внутренней и внешней культурной политики состоит в том, что обе нацелены на развитие культурного диалога, так как культура является неотъемлемым инструментом «формирования… духовной общности»2. Другая общая характеристика внутренней и внешней культурной политики заключается в сходстве их направлений, форм реализации и наличии общей системы институтов. Так, например, нередко программы, реализуемые внутри международной организации, впоследствии перерастают в совместные проекты, осуществляемые с другими международными организациями. Примером такой программы может служить проект «Европейские дни наследия».
Культурная политика проводится в таких областях, как образование, наука, искусство, туризм и спорт, молодежные обмены, музейное, издательское, библиотечное и архивное дело и т. д. Это касается как внутреннего, так и внешнего уровня. В последнее время особо важными стали такие направления, как межкультурный диалог, культурное наследие, языковая политика.
Формы проведения культурной политики зависят от конкретных ее направлений. Как правило, это различные программы, конференции, форумы, симпозиумы, концерты, выставки, аукционы, гастроли3.
Большую роль играет фактор финансирования, так как именно от него зависит масштаб проводимых программ в области культурной политики организации. Несомненно, государствам выгодно присоединяться к подобным организациям, чтобы получить финансовую помощь в решении своих проблем и достижении своих целей.
Таким образом, принципы проведения культурной политики международными организациями отличаются определенной двойственностью. С одной стороны, они во многом схожи с теми, которыми руководствуются отдельные государства, с другой — внешняя культурная политика международных организаций имеет и свою специфику, связанную, в первую очередь, с выработкой единых целей и задач, а также конкретных способов их реализации.
Внешняя культурная политика международной организации реализуется на многосторонней основе, используя принцип единства и многообразия культур, поддерживая при этом традиции и наследие всех народов, которые внесли «свой неповторимый вклад в общее духовное, гуманитарное наследие всего региона»4.
Ярким примером международной организации, проводящей собственную внешнюю культурную политику, является Совет Европы. Главная цель организации состоит в отстаивании своих интересов и ценностей во всех странах, а также в сохранении и поощрении культурного многообразия стран-участниц. Совет Европы считается одной из наиболее многочисленных организаций в мире: на сегодняшний день в нее входят 47 государств.
Культурная политика Совета Европы направлена, прежде всего, на сохранение культурной самобытности и культурного своеобразия всех стран-членов. Во внешнем аспекте культурная политика организации нацелена на развитие культурного диалога между странами-участницами, а также с другими странами мира, не входящими в Совет Европы5.
В рамках организации проходят встречи многих стран для обсуждения проблем в области культуры и проведения внешней культурной политики. На таких встречах обсуждается культурная политика собравшихся стран, при этом уделяется большое внимание проблемам внешней культурной политики, культурного сотрудничества и культурного разнообразия.
Главным направлением культурной политики Совета Европы можно назвать развитие межкультурного сотрудничества, сохранение культурного и природного наследия, языкового плюрализма, распространение информации, молодежные обмены, сотрудничество в области образования, спорта и науки. Формы также весьма различны: конференции, концерты, специальные программы, посвященные культурному наследию, кинематографу, информационным технологиям, театру, изучению языков, среднему и высшему образованию и т. д.
Участие в Совете Европы позволяет европейским странам реализовывать свою внешнюю культурную политику. В рамках организации страны-участницы могут пропагандировать свои идеи, принципы и идеалы, обмениваться опытом, вести межкультурный диалог, создавать универсальные ценности для всего европейского региона, при этом сама организация помогает им сохранить все многообразие их культур.
Говоря о концептуальных положениях культурной политики Совета Европы, в первую очередь, стоит отметить Европейскую культурную
конвенцию 1954 г., в качестве цели которой обозначено «содействие тому, чтобы граждане всех государств-членов и других европейских государств, которые могут присоединиться к ней, изучали языки, историю и культуру других стран и культуру, общую для всех них»6. В документе также были определены основные направления культурной политики: межправительственное сотрудничество в области культуры, европейского наследия, образования и спорта. Европейская культурная конвенция стала основой для всех последующих документов Совета Европы в сфере культуры и культурной политики.
В 2008 г. Совет Европы опубликовал «Белую книгу по межкультурному диалогу», один из последних документов в области культурной политики. В нем изложены концептуальные основы культурной политики Совета Европы как во внутреннем, так и во внешнем аспекте и сформулирована долгосрочная политика для поощрения межкультурного диалога как внутри Европы, так и за ее пределами. Главной задачей культурной политики Совета Европы является поощрение межкультурного диалога, который рассматривается как эффективный способ применения ценностей культурного многообразия в повседневной жизни, как способ предотвращения политических и этнических конфликтов и как инструмент в преодолении вызовов современного мира7.
В «Белой книге» обозначены основные политические подходы к развитию межкультурного диалога. Культурную политику следует проводить на основе общих ценностей демократии, прав и свобод человека, плюрализма, взаимного уважения и отсутствия дискриминации. Европейские государства должны «улучшить отношение своих граждан к культурному многообразию»8. Правительствам необходимо создавать возможности для активного участия европейского общества, особенно национальных меньшинств, в проведении культурной политики, что позволит избежать расизма и ксенофобии. Развитию межкультурного диалога также будет способствовать образование в любом контексте. Именно образование дает возможность обществу осознавать значимость культурного разнообразия Европы. Изучение языков, истории, культуры, политики помогает обществу развивать способности для сотрудничества, в данном случае, в области культуры.
В «Белой книге по межкультурному диалогу» подчеркивается значимость культурного разнообразия и культурного наследия в современном мире. Межкультурный диалог признан одним из способов мирного существования как на европейском континенте, так и во всем мире.
Именно на этих принципах строится концепция внешней культурной политики и Совета Европы, и государств-членов организации. Развитием теоретических положений «Белой книги» о значении межкультурного диалога стало провозглашение Советом Европы 2008 г. Годом европейского межкультурного диалога. В рамках Года прошло множество мероприятий, в частности, международный фестиваль культурного разнообразия и межкультурного диалога.
Говоря о практической стороне культурной политики Совета Европы, можно отметить, что большинство программ посвящено довольно общим проблемам: исследование национальных культурных политик, построение межкультурного диалога, охрана культурного наследия, сохранение культурного разнообразия, поддержание интереса к европейской культуре и повышение ее ценности в мире.
В то же время, множество программ и проектов Совета Европы реализуется в отдельных областях культуры и искусства, например, в области кино, литературы, изобразительного искусства и др. В последнее время особенно актуальными стали программы в области сохранения культурного и языкового разнообразия и распространения информации. Совет Европы реализует свои программы как самостоятельно, так и в сотрудничестве с организациям-партнерами.
Примерами программ, лежащих в основе современной культурной политики Совета Европы, могут служить проекты «Обзор национальной культурной политики», STAGE, MOSAIC, Culturelink. С программы «Обзор национальной культурной политики», стартовавшей в 1986 г., началось систематическое изучение культурной политики в европейских странах. Благодаря такой программе, Совет Европы, основываясь на представленных докладах, помогает выработке культурной политики стран-членов организации и изучению наиболее успешного опыта.
Проект STAGE — «Поддержка развития искусства на европейском континенте» был запущен в 2000 г. с целью укрепления культурных контактов и обменов между странами Европы, а также помощи в развитии их национальных культурных политик в области искусства9.
Главным проектом в области культурного наследия является проект «Европейские дни наследия»10. Проект «Европейские дни наследия» изначально был организован в 1991 г. для европейских жителей стран-членов только Совета Европы, а в 1999 г. к нему присоединился Европейский Союз. Поэтому данный проект необходимо рассматривать в рамках культурного сотрудничества Совета Европы с другими международными организациями, а именно в
контексте «внешней» составляющей культурной политики организации.
Другим примером конструктивного сотрудничества по линии международных организаций служит проект Culturelink — «Ассоциация культурных связей». Она была образована в 1989 г. по инициативе Совета Европы и ЮНЕСКО11. Данный проект стал продолжением программы «Обзор национальной культурной политики», так как его цель — сбор, обработка и распространение информации в культурной сфере. Однако проект Culturelink предполагает более широкий круг участников, не ограничивающийся только европейским регионом. Участники проекта стремятся поощрять международные и межкультурные контакты, тем самым развивая региональные, межрегиональные и международные научно-исследовательские программы в области культуры. Также в рамках проекта Culturelink проводятся семинары, конференции, симпозиумы и курсы по культурному развитию, отчеты которых публикуются в электронных справочниках и различных журналах.
Нами был рассмотрен опыт Совета Европы в реализации внешней культурной политики, однако существуют и другие примеры. Подтверждением того, что многие международные организации сегодня ставят перед собой задачи выработки внешней культурной политики, служит появление одного документа. Речь идет о предложениях, сформулированных в декабре 2009 г. правительством Франции и получивших название «К новой внешней культурной стратегии Европейского Союза» («Pour une nouvelle strategie culturelle exterieure de l’Union еuropéenne»). В предложениях в качестве важнейшей цели Европейского Союза провозглашается объединение усилий в вопросах продвижения культурного разнообразия и сохранения культурного наследия. Также говорится о необходимости обновления подходов к принципам культурного сотрудничества с «третьими странами», например, с Южной Кореей, достигшей высокого уровня своей культурной индустрии и аудиовизуального сектора. Среди конкретных предложений, сформулированных Францией. -более глубокая интеграция в европейскую культурную стратегию принципов сотрудничества с мировыми финансовыми институтами и СМИ, например, в рамках программы MEDIA Mundus, более активное сотрудничество с ЮНЕСКО в вопросах реализации ее основных конвенций («поместить конвенции ЮНЕСКО в сердце культурного сотрудничества»), дальнейшая либерализация аудиовизуальной сферы12. Все эти предложения согласуются и с основными целями национальной внешней культурной по-
литики Франции13. Появление подобного документа является свидетельством формирования нового уровня участников внешней культурной политики в лице международных организаций.
В настоящее время сложился разветвленный круг акторов культурной политики. Как правило, основными ее участниками являются государства, действующие через систему министерств и ведомств, а также различные общественные организации, общественные движения и фонды, зарубежные культурные центры и др. Их функции распространяются как на внутренний, так и на внешний уровень культурной политики. Однако в условиях глобализации отчетливо наметилась тенденция, связанная с появлением наряду с государствами нового актора культурной политики — международных организаций, роль которых в современном меж-культурном обмене продолжает увеличиваться.
Примечания
1 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. К вопросу о культурных связях в современной социокультурной ситуации // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 3 (9), сент. С. 183.
2 Их же. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 300.
3 Их же. Теоретические аспекты проблемы внешней культурной политики // Америка и мир: история и современность: сб. ст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 274-275.
4 Их же. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран. С. 269.
5 Robins K. Challenge of transcultural diversities: cultural policy and cultural diversity. Strasbourg: Council of Europe, 2006. P. 32.
6 European cultural convention // Council of Europe = Совет Европы: сайт. URL: http: // conventions. coe. int (дата обращения: 01.09.2011).
7 White paper on intercultural dialogue // Ibid.
8 Ibid.
9 Committee of ministers: STAGE project // Ibid.
10 European Heritage Days = Европейские дни наследия // Ibid.
11 The global alliance for cultural diversity // Culturelink: Network of networks for research and cooperation in cultural development WWW Resource Centre. URL: http: // www. culturelink. org (дата обращения: 01.09.2011).
12 Pour une nouvelle strategie culturelle exterieure de l’Union européenne: Communication de la France. 2009. Décembre // France diplomatie. URL: http: // www. diplomatie. gouv. fr (дата обращения: 01.09.2011).
13 Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Российско-французские культурные связи начала XXI в. в контексте внешней культурной политики Франции // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 6. 2008. № 3. С. 77-78.
cyberleninka.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
По данным Ассоциации международных организаций, около 200 межправительственных и неправительственных организаций заняты в сфере международно-правового регулирования сотрудничества субъектов международного права в сфере науки, культуры и здравоохранения. Из них наиболее значимыми являются следующие организации.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).Устав этой Организации одобрен на конференции министров образования 16 ноября 1945 г. в г. Лондоне. Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г., и этот день считается официальной датой основания ЮНЕСКО, которая является специализированным учреждением ООН.
Согласно ст. 1 Устава Организация ставит задачу содействовать укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религии.
ЮНЕСКО способствует сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения, которые она сочтет полезными для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем. Она поощряет развитие народного образования и распространение культуры, а также предлагает методы образования, наиболее подходящие для воспитания в детях всего мира чувства ответственности свободного человека. Организация помогает сохранению, увеличению и распространению знаний, изданий и произведений искусств.
В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в каждой стране создаются общенациональные комиссии по делам ЮНЕСКО. Их задача — координировать внутри страны деятельность организаций и учреждений, имеющих отношение к компетенции ЮНЕСКО и желающих участвовать в той или иной степени в выполнении ее программ. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО состоит из руководителей министерств и ведомств, выдающихся деятелей образования, науки, культуры и информации (всего 76 членов).
В настоящее время в работе ЮНЕСКО обозначились пять главных направлений:
А. Образование и будущее. Приоритетами ЮНЕСКО являются обеспечение всеобщего начального образования в соответствии с современными потребностями и развитие высшего образования. Кроме того, ЮНЕСКО содействует подготовке учителей, плановиков и административных работников в области образования, а также местному строительству и оснащению школ.
Б. Наука на службе развития. В этой области ЮНЕСКО выполняет следующие программы: человек и биосфера; программа межправительственной океанографической комиссии; программа международной гидрологической и международной геологической корреляции.
В. Социальные и гуманитарные науки. ЮНЕСКО уделяет внимание обучению и оказанию содействия в области соблюдения прав человека и демократии, борьбе со всеми формами дискриминации, улучшению положения женщин, содействию мероприятиям по решению проблем, связанных с молодежью, таких, как образование в вопросах предупреждения СПИДа.
Г. Культура: прошлое, настоящее, будущее. Культурная деятельность ЮНЕСКО сосредоточена на защите культурного наследия. В список объектов мирового наследия включено 400 памятников культуры и природы, которые находятся в 100 странах. Организация стимулирует творчество и творческую деятельность, сохранение культурной самобытности.
Д. Коммуникация, информация и информатика на службе человека. ЮНЕСКО оказывает помощь развивающимся странам в создании своих инфраструктур в целях более широкого обмена идеями среди наций и поощрения принципов свободы прессы, плюрализма и разнообразия средств массовой информации.
Плодотворной является деятельность ЮНЕСКО в области кодификации и развития международного гуманитарного права и международного частного права. Около 30 лет кропотливого труда ЮНЕСКО привели к разработке шести региональных конвенций по вопросам признания аттестатов зрелости, дипломов и ученых степеней (Европа, АТР, Африка, арабские страны, Средиземноморский бассейн, Латинская Америка). В целом, ЮНЕСКО активно участвует в выполнении более 70 международно-правовых документов в области образования, защите культурных ценностей, авторском праве и т.д.
Руководящими органами ЮНЕСКО являются Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат.
Генеральная конференция состоит из представителей государств -членов ЮНЕСКО. Она определяет направление и общую линию деятельности Организации и собирается один раз в два года на очередные сессии. Она может собираться на внеочередную сессию по своему решению, по решению Исполнительного совета или по требованию не менее одной трети государств-членов.
Исполнительный совет избирается Генеральной конференцией из числа представителей, назначаемых государствами — членами ЮНЕСКО. Он состоит из 51 члена. При выборах членов Исполнительного совета Генеральная конференция должна стремиться ввести в него лиц, компетентных в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний. Конференция должна также подходить к этому вопросу с учетом разнообразия культур и справедливого географического распределения.
Исполнительный совет собирается на очередные сессии, по крайней мере, два раза в год и несет ответственность за выполнение программ, одобренных Генеральной конференцией.
Членами ЮНЕСКО являются 184 государства, в том числе Россия. Штаб-квартира находится в г. Париже.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).Основана в 1948 г. Является специализированным учреждением ООН. Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высокого уровня здоровья.
В перечень основных функций Организации входят: координация в сфере международного здравоохранения; консультирование и помощь; сотрудничество в разработке и введении международных стандартов в области диагностики, продуктов питания, биологических и фармацевтических препаратов; поддержка в создании национальной системы здравоохранения; содействие в заключении соглашений и выработке нормативов и рекомендаций; совершенствование системы образования в области медицины и здравоохранения; борьба за психическое здоровье и гармонию в межчеловеческих отношениях.
В 1978 г. международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ приняла Алма-Атинскую декларацию, содержащую восемь основных принципов первичного здравоохранения. В 1981 г. ВОЗ приняла глобальную программу «Здоровье для всех к 2000 году». Она предусматривает создание инфраструктуры для служб охраны здоровья, прежде всего для охвата первичной медико-санитарной помощью всего населения. В 1987 г. ВОЗ приняла всемирную программу предупреждения и борьбы со СПИДом, которая в настоящее время реализуется в 187 странах и регионах.
Руководящими органами ВОЗ являются Всемирная ассамблея здравоохранения и Исполнительный совет и Секретариат.
Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, состоящая из представителей членов ВОЗ. Она определяет основные направления работы ВОЗ, рассматривает отчеты и деятельность Исполнительного совета и Генерального директора. Ассамблея обсуждает и принимает бюджет.
Исполнительный совет состоит из 32 специалистов в области здравоохранения. Он разрабатывает проекты рекомендаций для одобрения их ассамблеей. Он собирается на сессии не менее двух раз в год.
Членами ВОЗ являются 189 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в г. Женеве.
cyberpedia.su
Международные организации
Международная организация — постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:
— наличием учредительного документа;
— постоянным или регулярным характером деятельности;
— использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;
— принятием решений путем голосования или консенсуса;
— (обычно) рекомендательным характером решений.
Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные организации.
Организация Объединенных Наций — международная организация государств, созданная в 1945г. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет ООН, Совет по Опеке ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, англ: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — созданное в 1946г. специализированное учреждение ООН, содействующее осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) — наименование Европейского союза до 1994г. Европейское сообщество основано по Римскому Договору 1957г. как общий рынок шести европейских государств.
Европейский Союз — экономическая ассоциация 15-ти стран Европы. В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, англ: Organisation of the Petroleum Exporting Countries) — картель (объединение предпринимателей), образованная в 1960г. некоторыми странами-производителями нефти с целью координации политики нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую нефть. ОПЕК устанавливает квоты на объемы производства нефти.
Всемирная торговая организация (ВТО) — основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО — помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.
Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — созданная в 1967г. региональная организация, в состав которой вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Цели АСЕАН — ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран, установление мира в регионе.
Организация Североатлантического Договора (НАТО, англ: North Atlantic Treaty Organization) — военный политический союз, созданный по инициативе США на основе Североатлантического договора, подписанного в апреле 1949 года в Вашингтоне США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Официальная цель НАТО — обеспечение безопасности миролюбивых государств, поддержание всеобщего мира.
Большая семерка — группа наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада. В начале 1990-х гг. на долю стран большой семерки приходилось свыше 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции.
geographyofrussia.com
список ключевых организаций мира :: BusinessMan.ru
В условиях всемирной глобализации, интеграции экономик, унификации законодательств и стирания границ между странами уже невозможно принимать решения единолично. Необходимо согласовывать намерения по разным вопросам с остальными участниками мирового сообщества. Наряду с государствами, важными членами мировой политики являются международные организации. Конфликты между группами людей и странами, террористические группировки, изменения климата, геополитика, разработка арктического шельфа, исчезновение редких видов животных – это далеко не полный список вопросов, которые требуют их участия. Противостоять новым вызовам современности возможно только общими усилиями.
Определение
Международная организация является добровольным союзом государств-участников, создаваемым для сотрудничества в сферах экономики, политики, культуры, экологии, безопасности. Вся их деятельность основывается на международных договорах. Характер взаимодействия может быть как межгосударственным, так и негосударственным, на уровне общественных объединений.
Признаки
В основе любой международной организации лежат минимум шесть основных признаков:
- Любая организация должна быть создана и действовать в соответствии с международными стандартами права. Обычно, при создании подобного объединения все члены-государства подписывают международную конвенцию, протокол или соглашение, которое гарантирует выполнение всех обязательств, взятых на себя участниками.
- Деятельность международных организаций регламентируется ее Уставом, в котором обозначаются цели, задачи, принципы, структура объединения. Положения Устава не должны противоречить нормам международного права.
- Наличие прав и обязанностей всех участников. Обычно они равны для любого члена объединения. Также они не должны отменять самостоятельные права участников. Суверенитет государства не может попираться. Права международных организаций определяют статус объединения, регламентируют вопросы их создания и деятельность.
- Постоянная или регулярная деятельность, сессии, совещания между членами для урегулирования международных вопросов.
- Принятие решений простым большинством голосов участников организации или посредством консенсуса. Окончательные решения фиксируются на бумаге и подписываются всеми участниками.
- Наличие штаб-квартиры и органов управления. Не редко в качестве последнего выступает Председатель организации. Председательствуют участники по очереди, ограниченный временной промежуток.
Классификация
Какие международные организации существуют? Все объединения подразделяются в зависимости от нескольких критериев.
Критерий | Подвид организации |
Международная правоспособность | Межправительственные. Создаются на основе соглашения между правительствами стран-участниц. Членами являются государства, интересы которых в организации представляют государственные служащие |
Неправительственные. Отношения в этих объединениях не регламентированы правительственными соглашениями. Членом может стать любая страна, согласная с целями и задачами организации. Ярким примером является Международная торговая палата | |
Круг интересов | Специальные:
|
Универсальные. Круг вопросов, рассматриваемых организацией, не ограничивается одной сферой жизни. Государства-участники вправе вносить на рассмотрение любые вопросы. Ярким примером является ООН | |
Территория действия | Всемирные — мировые международные организации, в состав которых могут входить любые страны, вне зависимости от географического месторасположения. Чаще всего эти объединения имеют большое количество участников. Примеры: Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация |
Межрегиональные — это содружества государств в пределах нескольких регионов, объединенных общей идеей или проблемой. К таковым можно причислить Организацию исламского сотрудничества | |
Региональные — организации, включающие в свой состав государства одного региона для решения внутренних вопросов. Примером может служить СНГ (Содружество Независимых Государств) или Совет государств Балтийского моря | |
Многосторонние – международные организации, участие в которых принимают более двух стран, заинтересованных в сотрудничестве. Так, ВТО (Всемирная торговая организация) включает в ряды своих участников любую страну, согласную на соблюдение определенных торгово-экономических принципов, выдвигаемых обществом. Это не связано с расположением или политическим строем страны | |
Юридический статус | Формальные — это объединения, в которых встречи участников носят формальный характер. То есть каждому участнику отведена своя роль, все встречи документируются, отношения между членами обезличены. Такие организации имеют аппарат управления и свои властные органы. Примером является ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти) |
Неформальные — организации, взаимодействие в которых носит неформальный характер на постоянной основе. К ним относятся такие гиганты, как Большая двадцатка и Парижский клуб стран-кредиторов |
Одна организация может подходить сразу под несколько критериев.
Список ключевых международных организаций
По данным 2017 года, в мире насчитывается 103 всемирные организации. Некоторые из них являются постоянно действующими, другие собираются для сессий.
Африканский союз
Это международная межправительственная организация, в состав которой входит 55 государств-участников. Главной целью объединения является всестороннее сотрудничество и развитие африканских государств и народов. В сферу интересов входит экономика, торговля, безопасность, образование, здравоохранение, сохранение дикой природы, защита прав человека и многое другое.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество
Международная региональная организация, сферой интересов которой служат экономика и торговля в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Объединение выступает инициатором создания беспрепятственной и свободной торговли между странами-участницами.
Андское сообщество наций
Международное региональное объединение стран Южной Америки. Имеет социально-экономическую направленность. Члены сообщества выступают за интеграцию государств Латинской Америки.
Совет Арктики
В это международное содружество входит восемь государств. Его целью является сохранение природы в арктическом регионе, минимизация ущерба, наносимого природе во время разработки шельфов.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии
Это международная организация государств Юго-Восточной Азии. Круг вопросов, рассматриваемых объединением, не ограничен, но основная проблематика касается создания зон торговли. В состав входит 10 стран. В 2006 году между Россией и Ассоциацией подписана декларация, позволяющая сотрудничать государствам в рамках проводимых Ассоциацией встреч.
Банк международных расчетов
Это финансовая организация. Ее целью является укрепление сотрудничества между Центробанками разных стран и упрощение международных расчетов.
Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций
Организация, членами которой выступают страны, эксплуатирующие атомные станции. Цель и миссия организации заключается в создании условий безопасного использования атомной энергии, повышении безопасности атомных электростанций.
Всемирная торговая организация
Многосторонняя международная организация, страны-члены которой являются участниками Генерального соглашения по тарифам и торговле. Призвана создать условия для либерализации торговли участников. Одна из самых многочисленных организаций, в ее состав входит 164 члена.
Международное агентство по атомной энергии
Организация, целью которой является способствование безопасному использованию атомной энергии. Также агентство препятствует распространению атомного оружия.
ООН
Организация объединенных наций – объединение, созданное после Второй мировой войны 50 странами-участницами для поддержания мира и безопасности на планете. На данный момент ООН является самой влиятельной организацией в мире. Кроме поддержания мира ООН теперь занимается широким кругом глобальных проблем. Какие международные организации входят в ООН? Всего насчитывается 16 учреждений. В состав организации входят такие специализированные международные объединения:
- Всемирная метеорологическая организация – орган ООН, в компетенцию которого входят вопросы метеорологии, глобального потепления и взаимодействие атмосферы с мировым океаном.
- Всемирная организация по здравоохранению – учреждение ООН, призванное решать международные проблемы в сфере здравоохранения населения Земли. Организация активно способствует повышению уровня медицинских услуг, гигиены, вакцинации населения в мире. В состав структуры входит 194 страны.
- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, более известная под аббревиатурой ЮНЕСКО. Объединение занимается вопросами образования и устранения неграмотности, дискриминации в образовании, изучением разных культур и социальной сферы жизни человечества. ЮНЕСКО активно участвует в борьбе с гендерным неравенством, играет огромную роль в решении широкого круга проблем Африканского континента.
- ЮНИСЕФ, или Международный чрезвычайный детский фонд ООН занимается всесторонней помощью институту материнства и детства. Среди основных целей фонда снижение детской смертности, снижение летальных исходов у беременных женщин, продвижение начального образования среди детей.
- Международная организация труда – специальное учреждение ООН, отвечающее за вопросы регулирования трудовых отношений как внутри стран, так и на международном рынке труда.
Участие России в глобальных организациях
Российская Федерация принимает активное участие в жизни мирового сообщества и является постоянным членом большого количества всемирных организаций, рассмотрим основные из них:
- Таможенный союз – надгосударственное объединение нескольких стран с целью создания единого экономического пространства и рынка, устранения таможенных ограничений для товаров.
- Организация Объединенных Наций (Совет Безопасности) – постоянный орган ООН, занимающийся вопросами международной безопасности.
- Содружество Независимых Государств – союз государств, ранее входивших в СССР. Главной целью СНГ являются вопросы политического, экономического и культурного взаимодействия между странами-участницами.
- Организация Договора о коллективной безопасности – совет нескольких государств для поддержания мира и порядка на территории участников.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – объединение, занимающееся решением вопросов безопасности в Европе.
- Совет Европы – объединение европейских стран для укрепления демократии, совершенствования законодательства в области прав человека и культурного взаимодействия между странами.
- БРИКС — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – региональный форум для развития торговли между участниками.
- Шанхайская организация сотрудничества – объединение, целью которого является поддержание мира и стабильности. Не является военным блоком.
- Евразийский экономический союз – региональная организация, выступающая за интеграцию и сближение рынков стран-участниц.
- Международная организация по стандартизации – всемирное объединение, основной целью которого является выпуск международных стандартов и их внедрение на территории всех участников.
- Международный олимпийский комитет – организация, созданная с целью возрождения и продвижения олимпийского движения в мире.
- Международная электротехническая комиссия – объединение, занимающееся стандартизацией электросетей и оборудования.
- Всемирная торговая организация – торговый союз, призванный обеспечить равные права на международном рынке всем участникам.
businessman.ru
Международные межправительственные организации в области защиты культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
112
Юридические науки
УДК 341
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Костюкова А.В., кандидат исторических наук, доцент,
директор Новгородского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. В. Новгород
Е-mail: [email protected] Костюкова П.А., магистрант,
Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. В. Новгород
E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме сохранения и защиты культурных ценностей. Анализ проблемы проводится на основе деятельности международных организаций. В статье авторами исследуются нормативные правовые акты, регулирующие, как вопросы сохранения и защиты культурных ценностей, так и деятельность международных организаций.
Ключевые слова: культурные ценности, историческое и культурное наследие, международная защита, международные организации.
INTERNATIONAL INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS
Bakurova E.N., candidate of historical sciences, associate professor,
Director of Novgorod branch of Russian presidential academy of national tconomy
and public administration, city of V. Novgorod
Kostyukova Р.А., postgraduate student,
North-West institute of management,
Russian presidential fcademy of national economy and public administration, city of V. Novgorod
The article deals with the problem of preservation and protection of cultural heritage objects. The problem is analyzed on the basis of activities of global organizations. In the article the author researches regulations that deal with issues of preservation and protection of cultural heritage objects and activities of global organiz. Key words: cultural objects; historic and cultural heritage; international protection; global organizations.
Развитие современного международного права напрямую связано с появлением в начале XX в. международных организаций. Количество международных организаций неизменно возрастает. Они не только расширили круг субъектов международного права, но и стали важнейшими международными институтами.
Причина стремительного развития международных организаций заключается в том, что международные отношения невозможно себе представить без институционализированных форм сотрудничества. Международные организации являются основным элементом процесса институционализации, поскольку их могут созда-
вать их же ведущие члены без преувеличения с любой целью и наделять полномочиями в соответствии с их функциями [7].
Развитие юридически самостоятельных и дееспособных международных организаций произошло с учреждением Лиги Наций (1919 г.), а затем и Организация Объединенных Наций (1945 г.).
Лига Наций — первая в истории человечества международная организация общей компетенции, созданная по окончании Первой мировой войны (Устав Лиги Наций был принят одновременно с Версальским договором 1919 г.). Главной задачей Лиги Наций являлось обеспечение коллективной безопасности в Европе и во всем
мире, предотвращение новых военных конфликтов. С этой задачей Лига Наций, как известно, не справилась, что и объясняет преимущественно негативную оценку ее деятельности в современной международно-правовой литературе [11].
Несмотря на все очевидные недостатки, которые отмечались в деятельности Лиги Наций, идея международных организаций не утратила смысла. В связи с чем, после Второй мировой войны развитие международных отношений без учреждения таких организаций не представлялось возможным. Лига Наций закончила свое существование только после того, как к работе приступила ООН.
Организация Объединенных Наций была создана странами, одержавшими победу во Второй мировой войне. К целям организации относится поддержка международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии [9].
Организация Объединенных Наций содействует международному сотрудничеству, разрешает международные проблемы в области культуры.
Важным направлением деятельности ООН является международное экономическое и социальное сотрудничество, предусмотренное в главе IX Устава ООН. В ст. 55 перечислены конкретные задачи в указанной сфере: содействие повышению уровня жизни и условиям экономического и социального прогресса, разрешению международных экономических и социальных проблем, международному сотрудничеству в области здравоохранения и культуры и уважению и соблюдению прав человека без дискриминации. В соответствии со статье 60, ответственность за выполнение задач в области международного экономического и социального сотрудничества ООН возлагает на Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет.
Международное сообщество признает, что культура и культурное разнообразие является
основой духовной и интеллектуальной жизни общества.
На Конференции, проходившей 1-16 ноября
1945 г., Организации Объединенных Наций по созданию Организации по вопросам образования и культуры 37 государств подписали Устав, провозглашающий рождение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Устав был подписан 16 ноября 1945 г. и вступил в силу в 4 ноября
1946 г. (после его ратификации 20 государствами). Задачей Организации является содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод для всех народов без различия расы, пола, языка или религии [10].
ЮНЕСКО — это единственная организация в мировом сообществе, детерминирующая глобальные международно-правовые акты как инструменты, определяющие мировую культурную, информационную, коммуникационную политику, реализующая проекты по сохранению культурного наследия и расширению культурного сотрудничества, приобщая человечество к культурному наследию и в классическом, и в цифровом форматах [12].
ЮНЕСКО стремится к установлению между народами тесных связей, способствует развитию межкультурного диалога и взаимопонимания посредством поощрения культурного разнообразия.
В вопросах культуры деятельность ЮНЕСКО направлена на укрепление потенциала в области защиты, популяризации и передачи культурного наследия; развитие творческого потенциала и поощрение многообразия форм культурного самовыражения; защиту культурного наследия, находящегося под угрозой; продвижение идеи общей истории и памяти в целях примирения и установления диалога.
ЮНЕСКО сотрудничает со многими межправительственными организациями, разделяющими ее цели и миссии. ЮНЕСКО расширила и укрепила сотрудничество с межправительственными организациями, заключив 87 официальных соглаше-
114
А.В. КОСТЮКОВА, ПА КОСТЮКОВА
ний, направленных на повышение эффективности работы организации, благодаря совместной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях.
В сфере охраны культурных ценностей тесное сотрудничество с ЮНЕСКО осуществляют различные международные неправительственные организации [5].
Культурные ценности служат основой для развития международных отношений. Благодаря международному сотрудничеству в сфере защиты и сохранения объектов культурного наследия укрепляются культурные связи, интенсифицируется обмен опытом, создается единое культурное и правовое пространство [4].
Для сохранения мирового культурного наследия существует необходимость в организациях, функционирующих на правовых началах и правовых принципах, согласующихся с существующими международно-правовыми актами, такими как Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 г. [2], Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. [3], Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 г. [6]. Наиболее важным актом в вопросах сохранения культурных ценностей является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [1], принятая на 17-й сессии ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г.
Основное содержание Конвенции 1972 г. составляют меры по оказанию международной помощи с целью охраны, сохранения, популяризации или восстановления культурных ценностей.
В соответствии с положениями раздела III Конвенции было предусмотрено создание при ЮНЕСКО Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия или Комитета всемирного наследия (World Heritage Committee, Intergovernmental Committee for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage) [8]. Комитет всемирного наследия на основе перечня ценностей культурного и природного наследия, представляемых государствами, составляет «Список всемирного наследия» и «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой».
Конвенция 1972 года внесла значительный вклад в развитие международно-правовых норм по охране культурных ценностей в мирное время.
Приведенный выше анализ документов позволяет констатировать поступательное развитие в рамках Организации Объединенных Наций института защиты культурных ценностей, который рассматривается международным сообществом в качестве исключительно важного элемента сохранения всемирного культурного наследия. С момента создания ООН начали формироваться самостоятельные международные стандарты в сфере защиты культурных ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (Дата обращения: 10.05.2016).
2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (Заключена в г. Гааге 14.05.1954) // Действующее международное право. — Т. 2. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997. — С. 803-811.
3. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. / Сб. Межд. договоров СССР. — М., 1990. — Вып. ХНУ. -С. 506-513.
4. Костюкова П.А. Международное сотрудничество в области защиты культурных ценностей // Ученые записки Новгородского государственного университета. — 2016. — № 3. — С. 8.
5. КостюковаП.А. Международные неправительственные организации в сфере сохранения и защиты
культурных ценностей: правовой аспект // Ученые записки Новгородского государственного университета. -2016. — № 2. — С. 11.
6. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия (Заключена в г. Париже 17.10.2003) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r. pdf (Дата обращения: 10.11.2016).
7. Международное право = Volkerrecht; Вольфганг Граф Витцтум, Боте М., Дольцер Р. и др. / Пер. с нем. Н. Спица; сост. В. Бергманн. — 2-е изд. // Серия «Германская юридическая литература: современный подход». — Кн. 2. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 1072 с.
8. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: unesco.org/ (Дата обращения: 10.11.2016).
9. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сб. действ. договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — Вып. XII. — М., 1956. — С. 14-47.
10. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (принят в г. Лондоне 16.11.1945) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М.: Логос, 1993. — С. 40-43.
11. Четвериков А.О. Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 3. -С. 131-142.
12. Шаповалова Г.М. Культурное наследие мира в цифровую эпоху: вехи реализации стратегии ЮНЕСКО в области международного права (К 70-летию нормотворческой деятельности ЮНЕСКО) // Международное право и международные организации. — 2016. — № 1. — С. 13-21.
cyberleninka.ru
МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Павлова С.Н.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
По окончании Второй мировой войны человечество пришло к ясному осознанию того, что пренебрежение к правам человека приводит в мировой истории к еще более варварским актам в отношении не только отдельных личностей, но и целых народов и государств. Поэтому с этого периода начинают все активнее высказываться пожелания о принятии самых серьезных мер, направленных на всестороннюю охрану и защиту прав и свобод человека посредством «власти закона» с тем, чтобы человек не был вынужден прибегать всякий раз в случае покушения на его законные интересы к восстанию против тирании и угнетения.
Этой «преамбулой» осуществляется попытка обратить внимание на важность и значимость любых усилий международного сообщества, связанных с установлением и обеспечением условий для мирного и гармоничного развития различных народов, стран, континентов, созданием предпосылок для интенсификации отношений дружбы и сотрудничества между людьми, населяющими эти различные национально-территориальные и социально-политические «анклавы».
Существенным аспектом подобного положительного международного взаимодействия являются отношения в культурной сфере. Во второй половине XXстолетия для международной политики и дипломатии развитие и поддержание на должном уровне дружеских и добрососедских отношений между странами в данной области общественной жизни становится одним из главных приоритетов.
4 ноября 1966 года в Париже была проведена Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, на которой был провозглашен немаловажный для сообщества государств документ: Декларация принципов международного культурного сотрудничества [2, с.404-406]. Данный международно-правовой акт базируется на основных положениях Устава Организации Объединенных Наций, провозглашающих, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры среди всех людей … в духе взаимного сотрудничества» [4, с.34–35].
Международное культурное сотрудничество осуществляетсямежду странами в области культуры. Приоритетными направлениями международного сотрудничества в области культуры являются гастрольная и выставочная деятельность, подготовка и стажировка работников культуры, совместное производство культурных ценностей и культурных благ и обмен ими, реставрация уникальных памятников истории и культуры, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности и т.п.
Государство – участник международных отношений в этой сфере, придерживающееся закрепленных в Декларации принципов, обязуется содействовать расширению круга субъектов международного сотрудничества в области культуры, поощрять (стимулировать) самостоятельные международные культурные связи физических лиц и организаций культуры [3].
Декларацияпринципов международного культурного сотрудничества содержит правовые аспекты, которыми легитимируется сотрудничество в области культуры вне зависимости от того, осуществляется ли оно на двусторонней или многосторонней, региональной или всемирной основе. Магистральными целями, нашедшими в данном международном акте свое закрепление, являются:
1. Распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур.
2. Развитие мирных отношений и дружбы между народами и содействие лучшему пониманию образа жизни каждого из них.
3. Содействие применению принципов, провозглашенных в декларациях Организации Объединенных Наций, которые упомянуты в преамбуле настоящей Декларации.
4. Обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни.
5. Улучшение условий материальной и духовной жизни человека во всех частях мира [2, с.404-406].
Эти аспекты являются близкими каждому человеку, ведь многие стремятся к миру, дружбе, знаниям не только истории и культуры своей страны, но и познанию ценностей других стран.
Помимо Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой 4 ноября 1966 года в Париже, были приняты и другие международные документы в этой области. В их числе можно, в частности, назвать:
– Двустороннее соглашение СССР и Польши о сотрудничестве в области туризма № 1956 от 15 ноября 1971 г. [5, с.319];
– Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.;
– Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма 17 декабря 2002 г. (г. Москва).
Двустороннее соглашениеСССР и Польши о сотрудничестве в области туризма № 1956 от 15 ноября 1971 г. раскрывает одну из основных целей, которая закреплена в первой статье соглашения: «Договаривающиеся Стороны будут расширять и укреплять сотрудничество в области туризма в целях лучшего ознакомления граждан обоих государств с достижениями в области экономики, социального развития, культуры и науки, а также историческими памятниками, природой и достопримечательностями, с культурными и историческими традициями обоих стран» [5, с.319].
Регулирование вопросов охраны и защиты культурных ценностей в мировом масштабе в мирное время осуществляется Конвенциейоб охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. Государства – участники этой Конвенции взяли обязательство обеспечить по возможности более эффективную охрану и сохранение культурного и природного наследия, расположенного на их территориях. Они намерены проводить общую политику, которая способствовала бы приданию этому наследию определенных функций в общественной жизни и включению охраны данного наследия в программы общего планирования государств.Государства должны создать на своей территории службы по охране культурного и природного наследия [1].
Соглашениемежду Правительством Российской Федерации и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма 17 декабря 2002 г. (г. Москва) определяет, что сотрудничество в указанных областях связано с обменом знаниями и опытом, укреплением отношений и дружбы на основе равноправия и невмешательства во внутренние дела. В этом Соглашении о сотрудничестве в вопросах культуры основной акцент делается на проблеме стимулирования связей в области педагогики, науки, туризма. Особое внимание этого Соглашения обращено на необходимость принятия своевременных мер по предотвращению незаконного перемещения исторических и культурных ценностей обоих государств.Правительства государств обязуются поддерживать взаимодействие соответствующих государственных органов, контролирующих деятельность по обеспечению законных прав собственности на исторические и культурные ценности, а также возвращение их при незаконном ввозе на территорию другого государства [6].
Международное культурное сотрудничество оказывает благоприятное влияние на все культуры и способствует их взаимному обогащению. Это, к примеру, можно было наблюдать в отношениях двух стран – России и Китая: в 2006 – год Китая в России, а в 2007 – год России в Китае. На примере телевизионной игры «Большие гонки» наличие реальной взаимной заинтересованности участников обеспечивает плодотворность международного культурного сотрудничества между несколькими странами сразу – России, Казахстана, Китая, США, Франции. При этом очевидно, что в данных случаях проявляется не просто спортивное и состязательное соперничество между странами, но еще и сплоченность в организации проведения этих игр. Конечно, самым известным примером международного культурного сотрудничества, еще до появления большинства из рассматриваемых международно-правовых актов, стали Олимпийские игры, на время проведения которых прекращались войны, и весь мир находился в предвкушении победы своей страны. Даже после преимущественного отрыва одной страны от другой по количеству медалей, отношения между государствами не ухудшались, а даже наоборот. Хотя, были, наверное, известны случаи и противоположного свойства. К сожалению, можно констатировать, что и сегодня правительства отдельных стран пытаются поступать вопреки этим неписанным правилам (достаточно вспомнить агрессию грузинского руководства в отношении Южной Осетии во время Олимпиады в Пекине), что в очередной раз свидетельствует о необходимости усилий в деле поддержания мира и сотрудничества, в том числе в сфере культуры.
В качестве позитивного отметим тот факт, что на протяжении последнего времени в нашей стране стали уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию молодежи в духе дружбы, международного взаимопонимания, взаимопомощи и мира. В течение недели мы наблюдали за происходящим в Южной Осетии. Большинство не могли остаться в стороне, многие помогали по мере возможности. Студенты и преподаватели ВУЗов, школьники, предприниматели оказывали материальную помощь. И это тоже говорит о том, что в такое непростое время в людях осталась частичка понимания, сострадания. Все в руках молодежи, которая в дальнейшем будет «создавать» мир интеллигентный, нравственный и добродушный.
В настоящий момент проблема развития отношений дружбы и взаимопонимания имеет существенное значение в отношении России и ближайших ее соседей, испытавших своеобразный «шок» после развала СССР. Большая часть стран бывшего Союза входит в состав Содружества Независимых Государств, однако это далеко не всегда является безусловным основанием для продуктивного взаимодействия. Поэтому развитие, прежде всего, культурного сотрудничества будет отвечать коренным интересам народов государств Содружества, способствовать достижению целей, провозглашенных Уставом и другими основополагающими документами СНГ [3].
Резюмируя, выделим основные положительныемоменты международного культурного сотрудничества:
1. Укрепление дружественных и равноправных отношений между народами.
2. Формирование справедливого и стабильного мирового порядка.
3. Гармоничное развитие всего международного сообщества.
В рамках обобщения этой небольшой представленной части деклараций и соглашений, напрашивается основной вывод о том, что регулирование культурного сотрудничества происходит на протяжении долгого времени, и этот вопрос будет оставаться всегда актуальным для всех государств. В данном случае немаловажным будет являться влияние международного сотрудничества в области культуры на национальное культурное развитие в плане его обогащения (главное, чтобы это не приводило к нивелированию национального менталитета и культурного колорита). Правовая политика международного культурного сотрудничества, безусловно, является одной из наиболее важных предпосылок сохранения и развития культурного наследия стран и так не хочется, чтобы отрицательные моменты ее реализации были главенствующими.
Литература
1 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. // www.wwf.ru.
2 Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993.
3 Соглашение Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О культурном сотрудничестве государств – участников СНГ» от 4 декабря 2004 г. // www.wwf.ru.
4 Организация Объединенных Наций. Сборник документов, относящихся к созданию и деятельности. – М.: Госюриздат, 1956.
5 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.27. – М., 1974.
6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма 17 декабря 2002 г. // www.lawmix.ru
studfiles.net