Мировоззрение это в психологии – Мировоззрение — психология

Психология мировоззрения и судьба человека | Acroven

Каждый существующий на земле человек- уникальное творение Вселенной. Он обладает необычайными свойствами, большое количество которых им ещё не освоено. В своём Сознании человек отражает всё прекрасное многообразие окружающего мира. Он является поистине неисчерпаемым. Давайте попытаемся понять что означает Психология мировоззрения и судьба человека? Какая здесь существует взаимосвязь?

Мы источник веселья- и скорби рудник,

Мы вместилище скверны- и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир- многолик.

Он ничтожен- и он безмерно велик!

Омар Хайям

ПСИХОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА! ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ

Очень часто люди, которые стремятся к духовности, достигают больших успехов на этом пути. Но почему у них возникает много проблем: в семье, здоровье, неприятности социального и материального характера? Возникает вопрос: каким образом это происходит? Ведь такие люди уже очень много перенесли страданий, неоднократно покаялись в грехах, простили всех, преобразовали себя.

Они изменили своё отношение ко всему окружающему Миру, наполнили своё сердце любовью к ближним. Но проблемы не уменьшаются, а видоизменяются и переходят в иные сферы человеческой жизни. Наверное. всё дело в том, что они не понимают самого главного: психология мировоззрения и судьба человека- очень тесно взаимосвязаны между собой.

Большинство, без озлобления на жизнь, смиряются со всем этим. Они придерживаются мнения о том, что “идёт расплата за грехи.” Другие, разочаровываясь во всём, уходят от духовности. Здесь зарождается опять вопрос: «что это за духовность, которая ведёт человека по пути страданий?»

Талантливый человек, психолог, автор прекрасной книги “Живые мысли” Александр Некрасов написал интересные, полные огромного смысла слова:

«Человек только тогда будет благословенен на небесах, когда он сможет быть счастливым на земле. Чем полнее его счастье, тем больших высот он достигнет.»

Если вдуматься в это выражение, то приходишь к выводу, что это действительно так. Ведь человек рождён для счастья. И если вокруг люди несчастны и жалуются на жизнь, то необходимо, несмотря на других, по маленькой частице собрать вокруг себя своё огромное счастье, и подарить его всему окружающему миру.

ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мы неоднократно удивляемся: почему бывает очень тяжёлая судьба человека? Как мне кажется. самой главной причиной страданий  людей есть их неправильное Мировоззрение. Попробуем расшифровать это слово, чтобы понять, что оно означает.

Значит МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это комплексная система взглядов на Мир и понимание того, какое место в нём занимает человек, отношение к самому себе и окружающей действительности. Понятие Мировоззрения включает также убеждения, ценности и принципы людей. Оно является «опорой» человека, общества, воспитывает сознание и формирует судьбу.

Если человек обладает некоторыми, даже незначительными мировоззренческими заблуждениями, то это отражается на его жизни. Те факторы, как складываются вокруг нас разные обстоятельства, отображают, как в зеркале, наше мировоззрение.

Принципы Мировосприятия у каждого индивидуальны и они очень важны. И чем выше духовность человека, тем заметнее тот факт, как мировоззрение влияет на судьбу человека.

Различают разные категории из которых формируется Миропонимание. К ним относятся:

  1. Человек, Вселенная, Высший Разум ( Бог), Нравственность, Вера, Духовность, Ответственность.

  2. Семья, Любовь, Смысл Жизни, Добро, Зло, Счастье, Судьба, Карма и т.д.

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ

Тот, кто не понимает своего назначения, чаще всего лишён чувства собственного достоинства.

Фёдор Достоевский

Большинство считает человека разумным и высокоразвитым “ животным”, некоторые придерживаются версии что это , своего рода “ биороботы”, которых сотворила космическая цивилизация. Иные рассуждают о христианской версии возникновения людей. Именно разные представления о возникновении человека и порождает отношение к человечеству, Земле и Космосу.

Многие рассуждают, что Земля для человечества- это место их временного пребывания и нет необходимости все силы и свою любовь отдавать на преобразование данного мира. Учения религии говорят о том, что человек должен себя готовить к “ вечной жизни”. Они рассматривают Землю как место “ссылки человека за прегрешения, сделанные раньше.”

Если люди так понимают этот мир, то так к нему и относятся. Они стараются максимально, не задумываясь о том, что будет с Землёй завтра, использовать всё в своих интересах, для собственного блага, или совсем отрекаются от него. В итоге- как поступают, то и получают.

И если у Вас много проблем и страданий, то значит имеете в своём Разуме большинство негативных мыслей и заблуждения своего Мировоззрения. И соответственно, чем правильнее человек взаимодействует с землёй и космосом, чем лучше понимает своё мировосприятие и предназначение, тем меньше у него проблем в жизни.

Хотите прекрасно жить, тогда поймите, что психология мировоззрения и судьба человека — это одно единое целое и должно быть гармонично со всем Миром и необъятной Вселенной.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Если посмотреть с точки зрения психологии, философии и других учений, то можно сделать такой вывод. Существует всё больше примеров того, что человек не имеет связи с “животным миром”. Он имеет под собой космические корни.

Человек — это единственное разумное мыслящее существо во всей Вселенной. Он тесно связан со всем Миром и Космическим Разумом. Но единственная причина его несовершенства заключена в том, что он не знает себя! И на земле не существует никого, кто бы познал все 100% возможности своего разума.

Человек может получать энергию от бесконечного внутреннего источника- от любви

и вернуться на утраченные позиции сердца Вселенной.

А. Некрасов

Главное превосходство человека в том, что он имеет способность, своим бесконечным разумом творить настоящее и будущее. Имея возможность и талант создавать формы и образы они, в конечном итоге, материализуются. Человек- творец своей судьбы. И от его гармонии с собой, всем Миром и Космосом зависит его настоящая и будущая жизнь.

В самом начале рассмотрения этой темы мы говорили о том. Из каких категорий формируется человеческое мировоззрение. Было сказано о таком важном элементе как Высший Разум. Его ещё называют словом Бог. Люди по-разному понимают и представляют себе Бога. Но всё большее количество людей имеют новые знания и понимание Бога как Космического Разума. В книге Александра Некрасова «Живые Мысли» есть хорошая цитата, где говорится:

Бог- это межпланетный разум, интеллект. Он находится не в единой массе, его частички распределены и находятся в голове каждого человека.

Я от себя хочу добавить, что Бог находится в душе каждого человека, а душа- это Ваше Подсознание. Я понимаю, что некоторые не согласятся с этим высказыванием. Но каждый имеет своё собственное мнение и рассуждения по этому поводу. Человек пробуждается и осознаёт тот факт, что Бог пребывает в нём, а не действует или оказывает влияние на него извне.

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ И СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА

Для всех людей их мировоззрение выступает своего рода “маяком.” Он освещает путь человеку для всех его действий, стремлений, для того, что он считает ложным, а что истинным. Правильное мировосприятие, которое сложилось у человека, даёт ему чувство спокойствия и уверенности в том, что все поставленные цели важны, первым делом для него, а также для всего общества и развития Мира.

Каждый человек живёт в своей собственной психологической реальности которая сформулирована из его убеждений. И у разных людей разнообразное миропонимание. Ваше собственное мировоззрение должно быть для Вас самым главным.

И если Вы не понимаете взгляда другого человека, то не нужно делать вид, что принимаете его. Иногда можно всю свою жизнь потратить на то, чтобы понять другого человека. Но в итоге получаются просто разочарования.

Очень часто двое людей смотрят в одно и то же окно и видят совсем противоположные вещи. Это означает, что у каждого своё мировосприятие. Но нам необходимо понять, что психология мировоззрения и судьба человека — очень тесно переплетаются между собой.

Полнота и глубина восприятия мира зависит от умственной и эстетической готовности человека.

Валерий Красовский

Каждый человек видит мир своими глазами. Он сам творит свою судьбу и распоряжается жизнью по-своему. Творите любовь, счастье и добро. Живите просто, не приносите никому зла. Любите и цените весь Мир, в котором Вы живёте, каждую его частичку, Высший Разум и всю необыкновенную Вселенную.

Берегите себя и окружающий мир, дарите счастье другим и делайте добро. Счастливый человек преображает многих людей. Наполните себя любовью, станьте энергией любви, ибо она всё одухотворяет.

Живите в гармонии с собой и всем миром. Так Вы внесёте свою часть в развитие Вселенной. Ведь все мы – одно единое целое. Откройтесь миру и мир откроется Вам! Всегда помните о том, что правильная психология мировоззрения и судьба человека всегда связаны друг с другом. Желаю Вам Мира, Счастья и Любви!

acroven.com

мировоззрение и психология

ПРЕДИСЛОВИЕ

Два года назад в Бресте произошло событие, которое было интересно и значимо, наверное, лишь для тех, кто принимал r нем непосредственное участие, но последствием которого и стала предлагаемая читателям книга. Тогда, в не очень теплые майские дни, состоялась конференция, посвященная обсуждению сложной, дискуссионной, неоднозначной проблемы соотношения мировоззрения и психологии. Эта первая встреча воодушевила ее участников и побудила продолжить дискуссию ровно через год. Встреча состоялась в Бресте, но теперь уже обсуждение разворачивалось в присутствии достаточно большого количества ученых, студентов и просто любознательных людей, которым небезразличны фундаментальные проблемы человеческого бытия. Конференции предшествовал однодневный семинар, посвященный мало обсуждаемой у нас, но глубоко касающейся каждого человека теме прощения. В проблему прощения в психотерапии по-философски мягко и психологически конкретно участников семинара ввел главный врач известной в Германии клиники Hohe Mark Мартин Грабе. О неподдельном интересе к теме конференции свидетельствовало достаточно большое количество вопросов, которое было задано присутствующими в аудитории тем, кто выступал с докладами.

В предлагаемой вниманию читателя книге авторам хотелось не только изложить свои взгляды и свою позицию, но и представить тот диалог, который разворачивался в конференц-зале Брестского университета. Поэтому за материалами, представленными каждым автором, следуют вопросы, возникшие у остальных участников конференции, и ответы на них, И это можно рассматривать как приглашение к продолжению размышлений не просто над еще одной проблемой, а над своей личностной и профессиональной позицией в психологии. Тем более что те, кто представил свои сообщения на эту конференцию, достаточно открыто и аргументированно заявляли о своем выборе. Естественно, что в докладах обозначены лишь некоторые аспекты неисчерпаемой проблемы соотношения мировоззрения и психологии. В выступлениях доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Бориса Сергеевича Братуся и доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития ВрГУ им. А.С. Пушкина Лидии Глебовны Лысюк было обозначено проблемное поле темы конференции, обращено внимание на необходимость психологу задаваться вопросами о ценностях, нравственности, вере как фундаменте, на котором строится здание психологии. Доктор психологических наук, профессор Анджей Голомб из Высшей школы финансов и управления (Варшава) и кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития БрГУ им. А.С. Пушкина Елена Александровна Бирюкевич представили результаты собственных исследований, посвященных изучению некоторых особенностей мировоззрения у студентов, подчеркнув возможность и необходимость проведения подобных исследований. Профессор Мартин Грабе и клинический психолог Кристина Бардилл из Швейцарии поделились собственным опытом психотерапевтической работы, строящейся на основе христианского мировоззрения.

Таким образом, в нашей небольшой по объему книге оказались представленными основные направления разработки темы «Мировоззрение и психология». Естественно, нам хотелось бы продолжить совместное движение в направлении Истины, к которой стремится каждый действительно профессиональный психолог. Поэтому всех тех, кому интересна предлагаемая тема, авторы приглашают к диалогу.

Л.Г. Лысюк МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

В обыденной жизни люди вряд ли задаются вопросами о собственном мировоззрении, однако мировоззрение само нередко ставит перед ними вполне конкретные вопросы. В определенные периоды человеческой жизни эти вопросы звучат наиболее остро и приобретают характер смысложизненных вопросов. В юности — о своем призвании и месте в мироздании. В старости — об отношении к жизни и смерти. Вопросы одиночества, вины, бессмысленности, дружбы и предательства, любви и ненависти…

Психолог в отличие от других людей профессионально обязан задавать самому себе вопросы о собственном мировоззрении и системе ценностей. Необходимость этого обозначена как в трудах психологов-классиков (начиная с Фрейда и Юнга), так и в профессиональных и этических кодексах. Например, в кодексе Американской ассоциации консультирования 1995 года говорится, что «консультанты должны осознавать собственные ценностные ориентации, установки, убеждения.,,»1. Это является важным условием для понимания культурных и мировоззренческих особенностей тех, с кем они работают. Осознанное личное мировоззрение психолога выступает как инструмент познания своеобразия мировоззрения его клиентов. Этический кодекс Американской психологической ассоциации также пронизан мировоззренческими и ценностными установками: в нем, в частности, говорится о свободе научного поиска, социальной ответственности, благополучии как отдельных людей, так и общества в целом.

В самом общем виде мировоззрение определяется как система взглядов на мир и свое место в мире, на свое отношение к действительности и самому себе, которые опосредствуют взаимодействие с окружающим. Внутри этой системы существуют представления разной степени абстракции: от взглядов на сущность человека и его предназначение до мыслей о типичных сферах жизнедеятельности человека (семья, любовь, работа, болезнь, смерть и пр.) и способах поведения в тех или иных ситуациях. Разные представления внутри мировоззренческой системы взаимосвязаны, но степень их согласованности может быть различной.

Существенно важным для определения мировоззрения является понимание его функций в человеческой жизни. Известно, что мировоззрение упорядочивает внутреннюю и внешнюю жизнь человека, придает ей целостность и согласованность, четко выраженную направленность. Обращение к мировоззренческим и ценностным основаниям собственной деятельности — это процесс и путь личностного и профессионального становления человека. А содержание мировоззрения определяет этот путь и тип развивающейся личности.

Исходя из определения мировоззрения, становится очевидным, что для профессиональной деятельности психолога весьма важно знать, какие типы мировоззрения имеются в человеческой культуре и какое мировоззрение присуще самому психологу. В рамках данного доклада я не ставлю перед собой задачу представлять их все, но, думаю, пальцев на двух руках вполне достаточно, если не избыточно, чтобы перечислить их все.

Поскольку центральным вопросом практически любой системы мировоззрения является вопрос о происхождении мира и человека, обратимся к размышлениям над тем, как в профессиональной деятельности психолога отражаются два основных типа мировоззрения, которые прямо противоположным образом отвечают на этот вопрос.

Первый тип мировоззрения — атеистический — строится на отрицании существования Бога. Те, кто исповедует эту идею, верят и стремятся доказать, что все явления имеют под собой материальные основания и естественнонаучные причины, что развитие материального мира осуществляется по законам эволюции (развитие регулируется естественным отбором, осуществляется путем адаптации к изменяющимся условиям и происходит в направлении от низшего к высшему путем постепенных количественных изменений). Человек, являясь вершиной эволюционного процесса, сам творит собственную жизнь, сам устанавливает критерии того, что есть добро и что есть зло, сам управляет миром в соответствии со своими убеждениями и целями. Бог — это идея, также являющаяся продуктом эволюции и возникшая как средство, помогающее человеку справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Приверженцы второго типа мировоззрения — креационистского —

уверены, что кроме материального мира существует мир духовный, а мир видимый и человек как часть этого мира есть творение Божие. У Него «глаголы жизни вечной», универсальные законы существования материального мира и человеческой жизни. Человек должен искать Бога и строить свою жизнь в соответствии с Божьим миропорядком, с Его

представлениями о добре и зле. Бог — реально существующая сила, источник всего сущего.

Очевидно, что проблема влияния того или иного типа мировоззрения на профессиональную позицию психолога не гак проста, как может показаться на первый взгляд, поскольку оценка этого влияния может быть осуществлена либо с одной мировоззренческой позиции, либо с другой, либо с какой-то третьей. Думается, что оценка с позиций креационизма имеет некоторые преимущества. Атеист, не признавая существование духовных оснований человеческого бытия, но видя их проявления, будет стремиться объяснить неизвестную для него реальность материалистическими концептуальными построениями, что мы и видим в психологии, начиная с Фрейда и заканчивая гуманистической философией и психологией. Как известно, стремление объяснить действительность более высокого уровня организации (духовную) в системе координат, присущей более низкому уровню существования (материальному, социальному и т.п.), лишает возможности исследовать качественное своеобразие первого и называется редукционизмом.

Человек, присвоивший атеистическую систему верований, может судить о креационистском мировоззрении и следующем из него образе жизни лишь извне. Те, кто исповедует креационизм, знают и исследуют духовную составляющую бытия и ее явление в мире материальном. Они, укоренившись в Духе, могут изучать духовный мир изнутри, являясь его носителем и осознавая это, руководствуясь в своей жизни не видимым, а невидимым, то есть духовными основаниями бытия. Эта проблема понимания была обозначена еще апостолом Павлом: «Недуховный человек не воспринимает тех истин, которые указывает Дух Божий, и по его мнению, это глупость; он не может их понять, ибо они оцениваются духовно. Но духовный человек может оценить все, хотя его самого никто не может оценить» (1 Коринфянам 2:14-15-в нашем изложении).

Соотношение мировоззрения и психологии я буду рассматривать как сторонник креационизма. При этом я буду исходить из того, что психология — это сфера профессиональной деятельности, направленная на исследование, познание внутреннего мира человека (научная психология), и сфера практической деятельности, направленная на улучшение качества жизни отдельного человека и общества в целом.

Рассмотрим, насколько исследовательская деятельность психолога определяется обозначенными двумя видами мировоззрения. Прежде всего следует сказать, что независимо от того, является психолог атеистом или приверженцем креационизма, он как ученый прежде всего бескорыстно стремится познать устройство и законы возникновения и развития различных аспектов внутреннего мира человека. И тот и другой исходят из

постулата о существовании объективной реальности человеческой души и определенных законов ее функционирования и развития (общенаучный постулат об объективности знания), а также из постулата о познаваемости внутреннего мира человека (общенаучный постулат о принципиальной возможности рационального постижения мира). Независимо от мировоззренческой позиции все психологи используют общенаучные методы познания психики человека. И движимые желанием познать истину психологи-исследователи обнаруживают и описывают объективно существующие феномены и закономерности ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения и других психических явлений. Какой бы мировоззренческой позиции ни придерживался психолог, повторив эксперименты Пиаже, он обнаружит описанные им феномены детского мышления. То же самое можно сказать о законах запоминания и забывания, об исследованных гештальпеихологами законах восприятия и пр. Таким образом, рассуждая о соотношении личного мировоззрения и профессиональной научной деятельности психолога, можно назвать эти отношения в определенном смысле мировоззренчески нейтральными.

Сложнее обстоит дело с исследованиями, посвященными изучению самого мировоззрения . и прежде всего психологическому изучению религиозности. Поскольку религиозность человека, его отношение к духовности являются важной и существенной характеристикой человеческого бытия, то, разумеется, психология как наука о человеческой душе не может игнорировать многообразие религиозного опыта. Именно так и называется книга одного из родоначальников исследований в области психологии религии, пионера психологической науки В. Джемса, В ней подробнейшим образом описаны основные феномены религиозности как они представлены в сознании человека: чувство священного, сопровождающееся благоговением и трепетом; чувство единства с Богом и преодоление эгоцентризма, ощущение своей абсолютной зависимости от Бога, контакт с духовным миром («Иной реальностью»), ощущение разумности и вечной справедливости в космическом масштабе, феномены обращения, покаяния человека, преобразования его личности и сознания, феномены религиозной веры и пр. В дальнейшем появились и работы других психологов, в которых описана феноменология личности религиозного человека, влияние религиозной веры на жизнь человека. При этом вне зависимости от мировоззрения психологи используют одни и те же методы изучения феноменов религиозности и, разумеется, объективное описание самих феноменов не будет иметь принципиальных различий у исследователей с разными мировоззренческими позициями (религиозной и атеистической), если они искренне стремятся найти истину. Кстати, Джемс был атеистом.

Расхождения начинаются тогда, когда встает вопрос о том, как и почему возникают эти феномены, каковы их функции в жизни человека, то есть трудности во взаимопонимании верующих и неверующих психологов появляются при интерпретации духовной жизни верующего человека. Поиск ответов на эти вопросы будет в полной мере определяться мировоззрением исследователя, его представлением о сущности религии. Если психолог верит в то, что Бога нет, а его испытуемые говорят о том, что Он реально действует в их жизни, то вывод следует один — все описываемые человеком состояния и мысли не соответствуют действительности, а значит они — плод иллюзии. Иллюзия, «сны золотые» спасают человека, помогают ему пережить психологически трудные ситуации, но и уводят его от реальности, что в конечном счете может привести к неврозам. Но такое объяснение не лает ответа на вопрос, почему в Бога верят вполне благополучные люди?

Понять смысл и логику жизни души религиозного человека можно лишь тогда, когда исследователь признает существование Бога, объективное существование духовной реальности. Религия тогда рассматривается не как способ уйти от тягот жизни, а как связь с Богом, выстраивание отношений с Ним на основе веры и преобразование собственной жизни на основе духовных законов бытия, сущность которых отражена в десяти библейских заповедях.

Весьма интересным ходом в исследовании вопросов веры является изучение того, почему люди не обращаются к Богу, предложенное профессором Нью-Йоркского университета П. Витцем . Витц утверждает, что в основе неверия лежат не рациональные, а чисто психологические — в широком смысле — причины; воспитание, темперамент, характер, потребности и мотивы и пр. В противоположность утверждению о том, что вера в Бога является результатом незрелости, неспособности мыслить логично, а атеизм, напротив, есть продукт рациональных размышлений, способности видеть мир таким, какой он есть, он, проанализировав свой собственный опыт веры и неверия, показал, что отказ от веры произошел вследствие того, что в новых жизненных условиях (поступление в университет, жизнь в большом городе, контраст между традиционной американской культурой и «современной жизнью») появились и стали наиболее значимыми новые потребности, вытеснившие потребность в отношениях с Богом. В качестве таких потребностей Витц называет потребность чувствовать себя комфортно в новом, притягательном исекулярном, мире; потребность быть принятым сильными и влиятельными профессионалами, которых объединяют ярко выраженные карьерные амбиции и атеизм. Так же, как он подражал внешним атрибутам жизни в большом городе. Витц стремился усвоить образ мыслей психологов, в основе которого лежали атеистические установки и стереотипы. Немаловажным было также стремление быть принятым окружением, которое стремилось получить те удовольствия и блага, которые дает секулярная жизнь. Быть религиозным человеком означало отдавать свое время и деньги для помощи другим людям, молитв, изучения Библии и тем самым противостоять той жизни, в которую он был погружен, что могло бы привести к определенным неудобствам и дискомфорту. Проанализировав свои собственные мотивы ухода от веры, Пол Витц делает заключение, что его обращение к атеизму можно рассматривать как возират к подростковому образу мысли и жизни.

Размышления, подобные представленным П. Витцем, показывают, что для организации объективного исследования влияния мировоззрения, и прежде всего религиозного мировоззрения, на личность человека, его поведение и взаимоотношения с окружающими необходимо изучать не только психологические особенности верующих людей, но в равной мере и психологические особенности людей неверующих.

Таким образом, вполне очевидно, что исследование духовной жизни человека как сферы его отношений с Богом является чрезвычайно важным для понимания сущности человеческой природы. Однако интерпретация этих феноменов существенным образом зависит от мировоззрения исследователя. Думается, что объяснение неверующим психологом феноменов духовной жизни верующих людей не может рассматриваться как адекватное, поскольку им не признается объективность существования духовного измерения бытия. Подводя некоторый итог, можно сказать, что изучение феноменов веры человека прямо не опосредствовано тем, каковы мировоззренческие позиции исследователя, однако интерпретации полученных результатов будет целиком определяться тем, признает он существование Бога или нет.

Рассмотрим далее значение мировоззрения психолога для сферы его практической деятельности, то есть для организации психологической помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, с которыми по тем или иным причинам сами они справиться не moiyt. Среди проблем, с которыми работает психолог, могут быть неврозы, психопатии, девиантное поведение, нарушения семейного функционирования, трудности в детско-родительских отношениях, алкоголизм и наркомания, отсутствие смысла жизни, неуверенность, страхи, одиночество и многое-многое другое. Но еще больше чем проблем существует различных подходов к пониманию причин их возникновения и развития и, соответственно, к стратегии и тактике оказания профессиональной помощи людям, переживающим трудные периоды в своей жизни. Специалисты утверждают, что существует свыше 500 методов психотерапии и каждый год появляется еще 20 — 30 новых методов. Перед практикующим психологом вполне осязаемо стоит проблема выбора того метода с помощью которого можно оказать эффективную психологическую помощь клиенту. Очевидно, что критерием такого выбора могла бы быть объективная, научно обоснованная оценка границ применимости и эффективности того или иного направления в психотерапии и консультировании. Однако такие данные либо отсутствуют, либо они не могут быть признаны как достаточно надежные, да и сама процедура оценивания результатов практической деятельности психолога на настоящий момент еще очень далека от совершенства и требований научности. В реальности же выбор того или иного метода работы совершается, как правило, на основе достаточно случайных критериев и скорее является делом личного вкуса психолога, рациональное обоснование которого фактически неосуществимо. И это неудивительно, поскольку, по мысли Е. Сидоренко, любая психотерапевтическая концепция, является ответом ее создателя на драму собственной души Возможно, на драму своей детской души. Она также говорит, что многие психологи, и среди них даже такие всемирно известные как Дж. Морено, К. Роджерс, признавали, что своей концепцией они говорят людям: «Смотрите, я нашел способ помочь себе. Это должно помочь и вам». Позже, к концу жизни, они добавляют: «Это преобразит все человечество. Это исправит мир».3

Таким образом, если сфера психологических исследований строится на конкретных фактах, получаемых с помощью общенаучных методов изучения внутреннего мира человека, и лишь интерпретация этих фактов в определенных областях психологии обусловлена мировоззрением автора, то сфера практической деятельности психолога изначально строится на его мировоззрении. К.-Г. Юнг, один из пионеров психотерапии, говорил, что «мировоззрение руководит жизнью терапевта и образует сам дух его терапии», что за эмоциональными состояниями пациента стоят его «религиозно-философские мысли», что процесс психотерапии — это встреча двух систем мировоззрения4. Существуют многочисленные исследования, которые со всей очевидностью доказывают влияние ценностей психотерапевта на ценности клиента. В последние два десятилетия изучение роли мировоззрения и ценностей в консультировании и психотерапии вылилось в интенсивное развитие кросс-культурного консультирования, в рамках которого, в частности, изучаются мировоззренческие и ценностные основания различных психотерапевтических направлений и методов и степень их соответствия менталитету клиентов и специалистов в области психологического консультирования, принадлежащих к разным культурам .

О том, что профессиональная деятельность психолога тесно переплетена с мировоззрением, говорят и некоторые гуманистически настроенные психотерапевты, которые начинают рассматривать психотерапию как разновидность религии , поскольку она, по их мнению, основывается на постулатах, принимаемых на веру и не подлежащих научной верификации. Кроме этого, обращается внимание на то, что гипотезы и техники из профессиональной сферы настолько широко внедрились во все сферы жизни общества (образование, бизнес, семья и пр.) и трансформировались в общепринятые взгляды на различные аспекты человеческого бытия, что это дает основание говорить о современном обществе как обществе «психотерапевтической культуры».

Признание того, что мировоззрение играет важную роль в процессе консультирования и является его фундаментом, обязывает психологов к тому, чтобы рассматривать и строить свою профессиональную деятельность, исходя из анализа как собственного мировоззрения, так и мировоззрения авторов тех или иных теорий и практик, постоянно соотнося их между собой. При этом говорить о собственном мировоззрении психолога можно скорее в том смысле, что оно является неотъемлемым основанием его личности и жизнедеятельности, которое он самостоятельно и осознанно выбирает среди уже имеющихся ответов на фундаментальные вопросы человеческого бытия, но не в смысле того, что психолог сам изобретает какие-то принципиально новые взгляды на сущность человека. Заявить открыто о своем выборе, тем более если он не совпадает с общепринятыми позициями, далеко не легкая задача даже для психолога.

Мировоззрением психолога определяется понимание причин возникновения тех или иных человеческих проблем, постановка целей и выбор методов и техник преодоления сложившихся трудностей. Очевидно, что приверженцы эволюционного и креационистского взгляда будут не просто по-разному, но диаметрально противоположным образом объяснять причины многих человеческих проблем.

Для понимания связи мировоззрения психотерапевта с целями и методами оказания помощи кратко рассмотрим эти два различных подхода в работе с чувством вины. Известно, что большинство наиболее распространенных психотерапевтических направлений исходит из представлений о человеке как продукте эволюции (3. Фрейд, Ф. Перле, К. Роджерс, А. Бек и др.). Так, например, К. Роджерс полагал, что у человека как и у животных, есть врожденная тенденция к развитию, к самоактуализации. Эта естественная организмическая тенденции проявляется в субъективных переживаниях, которыми он и должен руководствоваться в своем поведении. Однако отношения, которые зачастую складываются у маленького ребенка с близкими ему людьми, препятствуют свободному следованию естественным тенденциям организма, и ребенок начинает ориентироваться в своем поведении на ценности и нормы других людей (условие ценности). Это ведет к развитию Я-концепции, которая не соответствует истинным переживаниям человека, что и порождает чувство вины. В соответствии с этим целью психотерапии будет создание таких условий, при которых становится возможным конструктивное изменение личности в направлении все большей гармонизации отношений с самим собой, своим истинным Я, отношений, которые помогут человеку ориентироваться прежде всего на свои чувства и переживания и отказаться от условий ценности, навязанных родителями. Основным средством достижения этой цели является построение особых психотерапевтических отношений, при которых становится возможным конструктивное изменение личности. Эти отношения характеризуются конгруэнтностью, безусловным позитивным принятием клиента и эмпатией. Но, как можно видеть, в этих отношениях не присутствует существеннейший атрибут человеческих отношений — мораль. Таким образом, логика подобного понимания происхождения чувства вины приводит к необходимости отказа от того, что, но мнению Роджерса, является его источником — от моральных требований родителей, общества, Бога. Только тогда, когда люди открыты своему внутреннему опыту и делают то, «что им кажется правильным» , они могут почувствовать удовлетворение. Любому приверженцу христианства это очень напоминает историю с грехопадением Адама и Евы: именно тогда, когда они, послушав сатану, забыли о запрете Бога есть плоды с дерева познания добра и зла и начали следовать своим собственным чувствам, в их жизни начались большие проблемы- Поэтому психолог-консультант, стоящий на христианских позициях, рассматривает возникновение чувства вины как следствие нарушения морального закона, и его преодоление становится возможным на пути раскаяния, то есть искреннего признания своей неправоты, сокрушения и обращения к Богу с просьбой о чистой совести. В отличие от гуманистического подхода в качестве главного условия преодоления чувства вины в рамках христианской парадигмы рассматривается добровольное подчинение Богу и исходящим от Него моральным законам, представленным в десяти заповедях. За неимением времени не будем рассматривать работу с разными видами чувства вины (истинное и ложное, экзистенциальное и пр.), но очевидно, что она будет обусловлена общими представлениями о происхождении этого чувства.

Интересно подчеркнуть, что внешне отношение психолога-гуманиста и психолога-христианина к своему клиенту вряд ли отличаются: и тот и другой выражают нуждающемуся человеку поддержку, проявляют понимание и заботу. Но один это делает для того, чтобы помочь человеку отказаться от каких-либо авторитетов и ориентироваться только на свои ощущения, а другой — для того, чтобы помочь принять необходимость следовать за Создателем и в соответствии с созданными Им законами, чтобы именно на этом пути обрести подлинную свободу. В первом подходе центром психотерапевтического процесса является Я человека, стремящееся к минимизации негативных переживаний и к максимальному удовольствию как самоценности (эго-центрнчность). Во втором подходе внимание психолога и клиента направлено на поиск универсальных законов бытия, воплощенных в личности Иисуса Христа (Христо-центричность).

studfiles.net

Мировоззрение — это… Что такое Мировоззрение?

— общая картина мира, предствленная в сознании индивида. Её образуют некие общие идеи, взгляды человека на разные конкретные вопросы, на своё место в обществе и мире, его идеалы, ориентации, ценности существования, на жизнь, болезни и смерть, науку и религию, на его поведение. Эта интегрирующая структура может играть, повидимому, немаловажную роль и в том, насколько устойчивым является человек по отношению к психическому расстройству, как он относится к старости и близкому концу своей жизни, как он переживает сложные жизненные ситуации. О значении мировоззрения в проявлениях душевного заболевания, в реакции на него со стороны человека и вообще в плане психопатологии практически ничего неизвестно.


* * *
— система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры и философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.


* * *
– система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы. Носитель М. – личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь его призму. М. имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные устремления, интересы, труд и быт людей. В классовом обществе, каковым является российский социум, оно носит классовый характер, отражая различное положение и условия жизни людей. По своему содержанию и направленности м. б. научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, прогрессивным или реакционным. Большую роль в формировании М. играет здравый смысл. В основе М. лежит определенная картина мира – целостный образ мира, его модель. Без наличия у конфликтолога материалистического, научного, прогрессивного М., в основе которого лежит современная картина мира, его успешная работа в области изучения и регулирования конфликтов вряд ли возможна.


* * *
— интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место (З. Фрейд).


* * *
система устойчивых взглядов Человека на то, что происходит в мире вокруг него. В зависимости от того, какую область знаний оно представляет, мировоззрение может быть научным, житейским, философским, религиозным.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ?

(англ. view of world, нем. Weltanschauung) — комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним, прежде всего, относятся вопросы о смысле существования человека; согласно Г. Риккерту, М. — истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях к миру. М. развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения. Поиску и формированию М. предшествует неудовлетворенность в бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков. Справедливо отмечено С. Л. Рубинштейном, что «личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, М., к которому он пришел в итоге большой сознательной работы».

М. не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. Этим М. отличается от «менталитета», который генетически предшествует М., а затем интегрируется с ним в единую систему сознания. В такой оппозиции к личностному М. понятие менталитета (или ментальности), восходящее к коллективным представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, сыграло важную роль в становлении исторической антропологии (школа «Анналов»). Мировоззрением нельзя назвать некритически усвоенные стереотипы массового сознания, дорефлексивный «жизненный мир» (Э. Гуссерль), «жизненный стиль» (по А. Адлеру), а также те явления, которые Э. Фромм описывал под именами «иррациональной веры» и «авторитарной совести» (последняя отождествляется с фрейдистским «сверх-Я»). Имея в виду прежде всего опыт выдающихся личностей, С. Л. Франк справедливо настаивал на индивидуально-творческом характере М., которое есть «всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом совершенно конкретном и прямом смысле существует, собственно, столько М., сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев».

У менталитета и М. есть не только различия, доходящие до противоположности, но и общие функции и черты. Общей функцией является, напр., то, что они обслуживают субъективные отношения личности к миру. Понятие «отношение» приложимо и к М., и к менталитету, ибо отношение выражается и в чувствах (переживаниях), и в их рефлексиях, и в сознательно принятых, понятийно оформленных убеждениях. К общим чертам менталитета и М. относится и то, что к ним применимо понятие живого знания (С. Л. Франк) как единства переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), значения и личностного смысла (А. Н. Леонтьев). Очевидно, с возрастом удельный вес и функциональная роль переживания в сознании и в поведении может меняться, но принцип единства знания и переживания остается в силе. В менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в М. — знанию. (Б. М.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

Мировоззрение | Мир Психологии

Мировоззрение

 

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.

Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.

Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем.

Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.

Словарь Л.С. Выготского. Под ред. А.Н. Леонтьева

Мировоззрение — под мировоззрением мы также не склонны понимать какую-либо логическую, продуманную, оформленную и осознанную систему взглядов на мир и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово в синтетическом охватывающем смысле, соответствующем личности в плане субъективном.

Мировоззрение – это то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру. В этом смысле у животного нет мировоззрения, и в этом же смысле нет его у ребенка в момент рождения. И в первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле этого слова отсутствует у ребенка. Часто скорее это миродействие. (31.1, 161) в дошкольном возрасте складывается у ребенка то, что можно было бы назвать первым абрисом детского мировоззрения. Здесь закладывается общее представление о мире, о природе, об обществе, о самом себе. дошкольник имеет некоторые элементы преемственных связей, перебрасывающих мост к развитому мировоззрению человека, закончившего детский период своего развития. (5.2, 130)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Мировоззрение — общая картина мира, предствленная в сознании индивида. Ее образуют некие общие идеи, взгляды человека на разные конкретные вопросы, на свое место в обществе и мире, его идеалы, ориентации, ценности существования, на жизнь, болезни и смерть, науку и религию, на его поведение. Эта интегрирующая структура может играть, повидимому, немаловажную роль и в том, насколько устойчивым является человек по отношению к психическому расстройству, как он относится к старости и близкому концу своей жизни, как он переживает сложные жизненные ситуации. О значении мировоззрения в проявлениях душевного заболевания, в реакции на него со стороны человека и вообще в плане психопатологии практически ничего неизвестно.

Словарь аналитической психологии. В. Зеленский

Мировоззрение (Weltanschauung) — философский взгляд на мир и человека как на единое целостное явление. Юнг довольно часто использовал данный термин в своих работах.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

— концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. М. зависит от обыденного наличного опыта человека, оно связано с потребностями, целями, интересами человека, с его окружением. Однако М. предполагает образ «мира как целого», что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. Т. е. М. по сути своей метафизично. Позиция «над» миром и собой является собственно человеческой духовной позицией (М. Шелер). Достигается такая позиция благодаря другому базисному основанию — жизненному опыту человечества, аккумулированному в культуре.

Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее — «мир» или «человек».

Если первичным оказывается «мир», то человек произведен от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и т. п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того — индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.).

М. представляет собой систему, которой присущи своя внутренняя структура и устойчивые элементы. Элементы М. — это прежде всего идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека. На основе этого концептуального миропонимания возникает оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в мире. Выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы представления о благе, истине, красоте, пользе и т. п. Ориентируясь на идеалы, человек определяет цели и задачи жизни, познания, практического преобразования мира и себя. Именно идеалы соединяют идеи и жизнь, придают идеям деятельную энергию, «идеируют» жизнь (М. Шелер). М. предполагает выработку жизненной позиции человека — результата жизненного и духовного опыта человека, его проживания и переживания. Позиция человека выливается в систему личностных убеждений, образует внутреннее духовное ядро личности.

М. всегда личностно, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жизни, выявление смысла бытия в мире. Т. е. М. — высший уровень самосознания индивида.

В то же время М. индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеями, убеждениями, ценностями, идеалами других людей, человеческого сообщества и выступает как социальное, культурно-историческое образование. М. выражает «дух эпохи»  (см. «Дух эпохи»), входит в его структуру наряду с мировосприятием и мироощущением.

Помимо индивидуального М. можно вести речь о культурно-исторических и социо-культурных типах М.

Первым известным типом такого рода М. является мифологическое миропонимание, т. е. воплощенное в мифе.

Его главная особенность — синкретизм, проявляющийся в различных аспектах. Здесь само М. еще не отчленено от мировосприятия и мироощущения, выражается через чувственно-конкретные, наглядные, часто персонифицированные образы. Миф — сказ, но сказ, не отделенный от действительности и создающий тем самым сферу особой мифологической реальности, где слово, дело, вещь взаимозаменяемы. Его основа — не знание и не вера, а доверие, доверчивое сознание. Строясь в соответствии с логикой воображения (Я. Голосовкер), т. е. с логикой желания и свободы человека, мифологическое М. свободно соединяет в единой реальности космическое и земное, природное и общественное, родовое и индивидуальное, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, временное и вечное, чувственное и сверхчувственное. В нем — «все во всем» . Мифологическое М. имеет свои этапы развития, обусловленные изменением социальной жизни людей. Его распад связан с рационализацией мифа. Мифологическое М. явилось исходным для всех других типов М. Его проявления или апелляцию к мифу можно встретить и в поэзии, и в науке, и в религии, и в философии. Миф переродился в сказку, легенду, но не исчез и в своей первоначальной форме. Всюду, где сказ не отделен от действительности и где действует доверчивое сознание, возможно образование мифологической реальности и мифологического сознания.

Усложнение общественной жизни, формирование общественных структур, рационализация мифа привели к вычленению в самостоятельные сферы религиозного, художественного (поэтического, эстетического), научного, философского М.

Главный вопрос религиозного ?. — это вопрос о судьбе человека в мире. Здесь уже четко разделены мир земной и мир горний, чувственный и сверхчувственный, зримый и незримый. «Воздействие незримого — вот основная категория элементарной религиозной жизни», — утверждал В. Дильтей. Именно воздействие сверхчувственного, незримого определяет судьбу человека, его жизнь. Этот высший мир нельзя знать, рационально постигать. Его можно предчувствовать, верить в него, уповать на его милость. Религия — установление связи, единства чувственного человеческого мира со сверхчувственным (чаще всего — божественным) миром через веру, молитву, экстаз, откровение, мистическое чувство. Бог, духовные сущности, абсолют — сфера сакрального, святого, недоступного неподготовленному человеку. Святыни входят в обыденную, профанную сферу через благую весть, заповеди, откровения. При этом устанавливается духовное единство всего сущего, задаются идеалы, высшие ценности, моральные максимы бытия человека, преображаются душа и тело человека. Религия имеет множество форм и разновидностей. Атеизм не означает отсутствие религии.

Художественное (или поэтическое) М. опирается на чувственный мир  земных вещей. При художественном восприятии вещь выделяется из ряда других вещей, из обыденного порядка бытия, приподнимается над ним. Т. е. художник переносит вещь из ограниченного, тленного, преходящего в сферу символического, доводит ее до идеального выражения жизни. Земное «вздымается» к горнему, а горнее нисходит к земному, и появляется та «складка» (М. Хайдеггер), где образуется художественная реальность — база художественного М.

Раскрывая индивидуальную неповторимость земной чувственной вещи, художник делает ее равновеликой миру, выражает мир через «этость», самость веши, персонифицирует ее. И тогда «море смеется», «листва шепчет», «звезда с звездою говорит». Мир сливается с человеком, с его желанием и грезой. Поэтхудожник, писатель — автор. X. Ортега-и-Гассет отмечал, что «автор» происходит от «auctor» — так в античности называли полководца, завоевывающего новые территории. Автор — творец, он через метафоры раздвигает смысловые горизонты жизни, создает «новую территорию» — художественную реальность. Автор выражает в своих произведениях свою индивидуальность, одновременно выражая индивидуальную неповторимость изображаемого. Он — демиург и одновременно «пророк», «вестник» (Д. Андреев). Включаясь же в художественную традицию, создавая художественный «текст», он превращается в «отголосок», сам попадает в распоряжение этого особого мира — художественной реальности.

«Избыточность» художественной реальности может обогащать человека, компенсировать недостаточность обыденности, расширять горизонт его М. Однако она же может «очаровывать», «соблазнять», подменяя собой жизнь, имитировать мир и человека, перечеркивать действительность, превращая ее в набор «симулякров». При этом человек уходит от жизни в символический мир, в игру, не осознает «серьезность жизни», уходит от обязательности и ответственности, разрушая наличное бытие  и себя в нем.

Важнейшим типом М. является научное М., базирующееся на науке. В этом случае отношение мира и человека предполагает приоритет мира, или «действительности самой по себе». Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его фантазию, интересы, волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта, сущность и кажимость, чтойность и этость, всеобщее и единичное, истину и мнение. Идеал науки — достижение истинного знания о действительности. Ее эмпирический базис — наблюдение и эксперимент,  осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится вычеркнуть из результатов его научного поиска. Сущности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры «очищения» сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается.

Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза, практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт,  а научное М. стало ядром формирования М. общества.

Научное М. выражается научным языком, который строго определен, не терпит двусмысленностей, стремится к однозначности, формализованности и интерсубъективности. Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного М. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание, затем физическое, в последнее время заявил о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления.

На мировоззренческом уровне наука выявляется в виде научной картины мира (НКМ) — высшего уровня научного знания, объединяющего исторически и дисциплинарно многообразную науку через ее фундаментальные проблемы и родовые принципы. НКМ выражает степень и форму постижения человеком (сообществом) мира. Именно через НКМ наука соотносится с другими типами М., выступая как культурный феномен.

Высшим типом М. является философия, изначально претендовавшая на целостный образ мира, на постижение «мира как целого». Метафизическая позиция находит в философии свое наиболее адекватное выражение и воплощение.

Философия, будучи «любовью к мудрости», изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем, и науке, хотя опиралась на них и использовала их. Зародившись, фактически, вместе с другими видами М., которые появлялись с распадом мифа, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. Дильтей полагал, что философия появляется тогда, «когда мировоззрение возвышается до связного рационального целого, когда оно научно оправдывается и заявляет притязание на общезначимость». Метафизика отвергала мнение и опиралась на логос, на рациональность, тем самым она совпадала с наукой, тяготела к научному М. Но философское М. может зарождаться, бытовать, используя любой другой тип М. Она связана с обыденным М., где бытует в виде максим житейской мудрости, пословиц, поговорок, притч, баек и т. п. От мифологического М. она заимствует стремление выразить «все во всем», использует миф наряду с логосом (философская мифология Платона и др.). От художественного М. она перенимает способность выражать всеобщее через конкретное, использует и символ, и метафору, да и самое художественную форму (философская эссеистика, философские идеи в поэзии, музыке, литературе, живописи). Как и религия, философия стремится выразить сферу сверхчувственного, установить всеобщие связи, усмотреть за видимым невидимый срез бытия. Философия не отказывается от веры, от откровения, но основывается она преимущественно на рациональном осмыслении и понимании мира и человека. Связь философии с наукой проявляется в стремлении к истине, в использовании рациональной аргументации, в построении особого категориального аппарата, в системности и др.

Но философия не сводится ни к одному из типов М. Ее проблемы принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское М. является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нем исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя.

Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она дает оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека  в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Философия заставляет человека выбрать свою жизненную позицию — формирует убеждения людей. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества.

Поднимаясь к предельным вопросам бытия людей и бытия вообще, философия раздвигает эти пределы. Но чтобы не стать схоластикой, безжизненной абстрактной схемой, метафизика должна окунаться в гущу жизни, черпать в ней живительные силы, впитывать реальные жизненные проблемы и вновь подниматься на высоту всеобщности для их решения. Философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия — в сферу философского обобщения — и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов М.

Л. А. Мясникова

Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.

encyclopedia_philosophy.academic.ru

Психологические материалы — Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории. Г. Е. Залесский.

Г. Е. Залесский

см также «краткая биография. Г. Е. Залесский«


Фрагменты второй главы книги «Психология мировоззрения и убеждений личности». М., 1994. С. 12-34.


Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающее ему действенный характер. В философской литературе под убеждением чаще всего понимают определенное состояние сознания личности, уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов, предполагающую их действенную реализацию… В педагогической литературе подчеркивается заключенное в убеждениях единство знания и личного отношения к нему, переживания его истинности…

В психологии убеждения связывают с мотивационной сферой личности. В психологических словарях и учебниках убеждение традиционно определяется как «система мотивов личности, понуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением». Отмечается, что убеждения — это осознанные мотивы, а их наличие предполагает высокий уровень активности личности. Правда, в ряде исследований убеждения трактуются как особые социальные установки личности…

Констатируя отсутствие единства определений этого понятия, даваемых в философской, педагогической и психологической литературе, обратим внимание, что в этом многообразии мнений отчетливо вычленяется некий инвариант, позволяющий рассматривать убеждение как «органическое единство», «сплав» трех основных компонентов: знание как основа принятия решений, позитивное личное отношение к этому знанию, потребность поступать в соответствии с имеющимися знаниями. <…>

Убеждение, являясь единицей мировоззрения, помимо отмеченных функций, способно также служить основой, критерием, эталоном при выполнении актов ценностного выбора (мотивов, целей, поступков). Отметим также, что присущая убеждению (наряду с побуждающей) когнитивная функция служит также, по мнению этих авторов, отбору и оценке тех знаний (оценок, норм), с помощью которых и «работает» механизм социальной ориентировки. Представляется, что эти соображения о роли убеждения в механизме социально ориентированной деятельности заслуживают самого серьезного внимания и должны учитываться при построении понятийного аппарата проблемы. Об этом свидетельствуют также и результаты проделанного нами теоретического исследования вопроса о характере функций убеждения и мотива, которые они выполняют в структуре способа социальной ориентировки…

С развиваемых позиций считаем возможным предположить, что в работе механизма, обеспечивающего выбор из двух (нескольких) конкурирующих между собой мотивов одного, главного, наряду с такими средствами регуляции, как смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, установки, должно участвовать и другое психологическое образование, которое по своему характеру является надситуативным и способным включать в акты внутреннего выбора в качестве эталонов систему личностных ценностей. Вместе с тем оно должно быть связано и с механизмом «значащих» переживаний. В случае отказа следовать в актах внутреннего выбора (мотивов, целей, поступков) собственным эталонам, идеалам, принципам личность под воздействием внутренних санкций должна, очевидно, испытывать состояние психологического дискомфорта. Напротив, в случае их реализации субъект будет переживать состояние внутреннего комфорта, удовлетворенности (Столин В. В., 1983).

Таким требованиям, по нашему мнению, удовлетворяет психологическое образование, обозначаемое как убеждение личности. Будучи единицей мировоззрения, оно призвано реализовать определенные личностные ценности. Поэтому убеждение и может выступать в качестве эталона, способного служить критерием при сравнении между собой конфликтующих мотивов (целей, средств их достижения). Убеждение как бы «прощупывает» и «оценивает» каждый из конкурирующих мотивов с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать. Мотиву, характер которого отвечает этим ценностям (когнитивному компоненту убеждения), дается «разрешение» быть включенным в процесс построения социальной ориентировки. Напротив, для мотивов, характер которых не согласуется в должной мере с содержанием данной личностной ценности, убеждение выступает барьером, исключающим их участие в социально-ориентировочной деятельности. Такие мотивы личностью отвергаются, подавляются. При этом мотив, выделяемый с помощью убеждения в качестве действующего, ведущего, одновременно наделяется соответствующим личностным смыслом в зависимости от ранга, который данное убеждение занимает среди других убеждений. (Чем выше в иерархии личностных ценностей находится данное убеждение, тем более глубокий личностный смысл придается его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.) В то время как организующая функция мотива направлена на выбор соответствующего ему поступка, продуктом аналогичной функции, выполняемой убеждением, является выбор самого мотива (принятие того мотива, который отвечает личностным ценностям). Выделенный (при участии определенного убеждения) мотив и будет затем выступать в качестве ведущего и смыслообразующего начала формирования деятельности, определяющей характер поступка (соответствующего данному мотиву).

В соответствии с приведенными выше соображениями становится понятной недостаточная обоснованность попыток отождествить понятие «убеждение» с понятием «социальная установка». Установка, как известно, тесно связана с ситуацией действия, включает в себя как момент мотива, так и момент ситуации, чаще функционирует на неосознанном уровне. Напротив, общепринятым является рассматривать убеждение как осознанное образование, которое само по себе не включается в конкретные акты поведения, а выступает как надстройка, обеспечивающая надситуативную ориентировку.

Мы полагаем, что, несмотря на тесную взаимосвязь стоящих за ними психических явлений, понятия «убеждение», «мотив» и «установка» нельзя смешивать, отождествлять друг с другом. Убеждение представляет собой особое психическое образование, обладающее специфическими функциями, которые оно выполняет в структуре мировоззренческой деятельности (в структуре способа мировоззренческой ориентировки). Оно служит побудительным импульсом для отбора знаний и способов их практической реализации в проявлении личной позиции — мотивирующая, побудительная функция — и основанием для выбора в качестве ориентиров определенной желаемой системы ценностей и норм — когнитивная функция. В последнем случае оно участвует в выборе мотивов, целей, поступков. Тем самым и обеспечивается влияние личных ценностей на характер социально-ориентировочной деятельности… Другая, когнитивная, (функция убеждения отчетливо просматривается при функциональном анализе проблемы, в рамках которого оно выступает в качестве психологического регулятора отношений между личностью и обществом. Здесь убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка…

Далее. Убеждение как регулятор представляет собой, по нашему мнению, осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально ориентированной деятельности, что осуществляется с помощью специальных умений, приемов. (Частным случаем такой организации деятельности и является выбор мотивов.) Оно, как и другие смысловые образования, способно служить той надситуативной нравственно-оценочной опорой, с позиций которой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет, несколько в ней воплощены его личностные ценности. Именно в таком смысле убеждение и может рассматриваться как единица мировоззрения. Поэтому оно способно выполнять свою регулирующую функцию и в экстремальных ситуациях, компенсируя недостаток нужной для принятия решений информации за счет использования в качестве эталонов, критериев актов внутреннего выбора тех знаний, оценок, норм, которые являются личностно — значимыми и в ценности которых субъект уверен…

Проделанный (в соответствии с принципами системности и деятельности) анализ психологического содержания понятия «убеждение» открывает возможность и для более строгого исследования вопроса о его соотношении с другими терминами понятийного аппарата проблемы — с понятиями «знания», «взгляды», «идейная убежденность», «идеал» личности… Полагаем, что знания, взгляды и убеждения, являясь элементами мировоззрения, различаются по способу образования и функционирования в структуре мировоззренческой деятельности (в структуре способа социальной ориентировки). Знания выступают средством распознавания, выделения объектов и оперирования ими в умственном плане, выполняют познавательную функцию. Убеждения же, будучи компонентом мировоззрения, представляют собой единство объективного и субъективного. Они выполняют другую роль в структуре «мировоззренческой» деятельности. С их помощью реализуется связь усваиваемых знаний с личной заинтересованностью в их приобретении, тем самым общественный интерес осознается как личный. В структуре способа мировоззренческой ориентировки убеждения участвуют в формировании и функционировании приемов оценки, актов целеполагания и выбора предполагаемых действий, выполняя при этом двоякую роль — служат критерием при выборе мотивов, используемых в качестве ориентиров, обусловливающих развертывание ориентировочной деятельности, и «заслоном» по отношению к выделению в качестве ведущих тех мотивов, которые не соответствуют личностным ценностям (когнитивная функция) и основаниям побудительного импульса для реализации мотивов в актах целеполагания (мотивирующая функция).

Конечно же, «взгляды», как и «убеждение», также выражают единство знания (оценок, норм, идеалов) и положительного к ним отношения. Различие между ними именно в функции, которую каждый из них выполняет в социальной ориентировке. Если «взгляды» используются личностью для выражения своей оценки, своей позиции по отношению к ситуации или событию, подпадающему под «действие» фиксированного в них значения, то «убеждение» выполняет другую функцию. С его помощью решается вопрос о том, использовать ли данные взгляды (знания) в качестве критерия выбора мотивов и целей, которыми личность намерена руководствоваться в той или другой ситуации.

Особую, специфическую функцию выполняет в структуре социально ориентированного механизма психическое свойство, обозначаемое как убежденность личности. Выступая как высшая форма обобщенной мотивационной направленности, убежденность (как и убеждения) сама по себе не включается в конкретные акты поведения как их элемент, а выступает как надстройка, реализующая применение научных знаний и приемов в качестве личного способа социальной ориентировки. Тем самым осуществляется переход об абстрактного владения научным мировоззрением к его практическому использованию для построения активной жизненной позиции.

test-metod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *