Мировоззрение как основа философии – 1. Философия как мировоззрение

1. Философия как мировоззрение

Мировоззрение – система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цели жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта и органически включаются в его поступки и нормы мышления… Мировоззрение есть форма самосознания личности и общества, через которую субъект осознает свою общественную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность

Мировоззрение является одной из существенных характеристик личности, формирующее ее направленность. Человека без мировоззрения не бывает, но он может это осознавать, а может и не осознавать. Для личностного развития благоприятно, когда человек осознает свои мировоззренческие ориентиры и установки. Мировоззрение – это совокупность представлений человека о мире и месте человека в этом мире. Из определения следует, что всякое мировоззрение есть знание, но не всякое знание есть мировоззрение. Мировоззрение есть знание, которое: является совокупным, то есть формируется в результате обобщения очень широкого круга явления; содержит оценку, выражающую отношения людей к окружающему и происходящему; служит руководством к действию (является мотивацией поведения). Из содержания мировоззрения вытекает его структура, предполагающая: —       знание о конечных причинах сущего; —       оценку окружающего и происходящего; —       действие, основанное на определенной оценке (мотиве).

1 Шубин В.И., Капитон В.П. Природа философского знания. – Днепропетровск, 1999. С. 9

Структура мировоззрения определяет его функции. Их три: 1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего; 2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему; 3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).

Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования. Мировоззрение гораздо богаче и разносторонне, нежели его определения. Мировоззрение – развивающееся явление. Поэтому оно в своем развитии проходит через определенные типы. Хронологически эти типы следуют друг за другом. Однако в действительности, типы мировоззрения взаимодействуют, взаимодополняют друг друга: —       мифология; —       религия; —       философия. Основанием этой типологии является знание, составляющее ядро мировоззрения. Поскольку основным способом добывания, хранения и обработки знания является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется на своеобразии отношения мировоззрения к науке: 1) мифология – донаучное мировоззрение; 2) религия – вненаучное мировоззрение; 3) философия – научное мировоззрение.

Данная типология весьма условная и лишь операциональная. Мировоззрение формирует картину мира, на которой строится парадигма мышления. Картина мира – это мысленно обобщенный образ мироздания.

Парадигма – это направленность и характер мышления. Картина мира связана с предельным основанием бытия; это образ мироздания; это представление о том, на чем «держится» мир. Картина мира есть результат абстрагирования. Картина мира – это то, что «видит» человек через свое «умственное окошко». Мышление создает картину мира, которая формирует его парадигму. Парадигму мышления можно уподобить светильнику, освещающему все, что человека окружает. Человек хорошо ориентируется лишь в границах освещаемого пространства. Однако, парадигма имеет свои определенные параметры, характеристики, особенности. Все это задается мировоззрением, поэтому мировоззрение представляет собой тот стержень, на который «нанизываются» все остальные личностные качества и свойства. В соответствии с тремя типами мировоззрения существуют следующие три картины мира: 1.      Мифологическая картина мира, основанная на донаучных представлениях, добываемых здравым смыслом, обыденным сознанием. 2.      Религиозная картина мира, основанная на вере в сверхъестественное. 3.      Философская картина мира, основанная на естествознании, обществознании и человекознании, то есть на данных науки и практики. Философия является мировоззрением именно в силу того, что она так или иначе, в конечном счете, вырабатывает картину мира, относящуюся к воображаемым объектам, устанавливаемым посредством рефлексирования. Философия как мировоззрение, от начала до конца, рефлексивно. В философии мировоззрение обретает свою самость.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:  —       космоцентризм;  —       теоцентризм;  —       антропоцентризм.  Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). 

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).  Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Философия – «любовь к мудрости1». Однако, смысл и назначение философии выходит далеко за пределы «любви к мудрости». Философия есть мировоззрение, поэтому она вооружает человека картиной мира и парадигмой мышления, то есть выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Философия вырабатывает картину мира, служит мировоззрением, и, формируя парадигму мышления, является методологическим ориентиром.

1-http://www.p-lib.ru/filosofiya/alekseev_panin/alekseev_panin_index.html § 6. 

В отличие от мифологии и религии философия руководствуется данными науки. Среди специалистов существует дискуссия по поводу смысла и характера философии. Вместе с тем у них имеется общий знаменатель: «Никто не отрицает за философией ее мировоззренческий характер». В самом общем виде расхождение в интерпретации предметной специфики философии можно выделить два подхода: Философия, по своему происхождению и закономерностям функционирования и развития, есть наука (научное мировоззрение). Философия есть поток сознания, результат и процесс рефлексирования (она есть форма общественного сознания). Философия является тем и другим, ибо содержит в себе элементы науки и является формой общественного сознания. Однако среди философов не утихают споры по этому поводу.

studfiles.net

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— нравственном;

— прекрасном;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

— основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

2. Философия и мировоззрение. Философия

2. Философия и мировоззрение

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле. Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение», или даже в еще более узком понимании — «врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение» и т. п.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

О ценностных ориентациях. Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину — значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями.

Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность или, если хотите, смысл, значимость, положительную или отрицательную ценность. При этом ценности неравнозначны: они имеют и объективно для нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Тут можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны. Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное.

Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентаций. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т. е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.

Отметим, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

О вере. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да и никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто «несовместное». Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее коммунизма. Но разве это — научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в «гениального вождя и учителя всех народов». Что это, как не мифология, атеистическая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, неистово-злая: это религия идолопоклонства.

В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают более мягкие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусства (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи), холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия.

Говоря о религии как форме общественного сознания, имеют в виду понятия Бога и бессмертия и то, что связано с этими понятиями, поскольку они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе (порой дремлющие) чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать.

Об идеалах. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»?

И.С. Тургенев полагал: «Жалок тот, кто живет без идеала!» Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни.

Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.

Идеалы — это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.

Об убеждениях. Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал:

«Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число» [6].

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.

Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т. е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе, Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. Об этом хорошо пишет Лев Шестов. По его словам, история перерождения убеждений — это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души. Но он не был бы проницательнейшим психологом, если бы такой процесс мог бы пройти для него незамеченным. Но он не был бы писателем, если бы не поделился с людьми своими наблюдениями. От прошлых убеждений Достоевского, от того, во что он веровал в молодости, когда вошел к кружок В.Г. Белинского, не осталось и следа. Обыкновенно люди считают поверженных кумиров все же богами, а оставленные храмы — храмами. Достоевский же не то что сжег — он втоптал в грязь все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже не только ненавидел — он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ф. Ницше. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, а Ницше — о переоценке всех ценностей. В сущности оба выражения — лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний. А для того чтобы осмыслить эту систему, разумеется в самых общих чертах, мы прежде всего должны познакомиться с историей философии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Понятие философии. Философия и мировоззрение

Курс лекций по философии

 

Кострома

№1. Философия. Её предмет и роль в обществе

Философия как мировоззрение

Понятие философии. Философия и мировоззрение

Основной вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

Философия как наука

Соотношение философии и частных наук

Структура и функции философии в обществе

Философия одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.

Философия зародилась в VI-VII в. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции. Она возникла в раннем рабовладельческом обществе в связи с тем, что обыденные виды познания не могли дать полную картину мира и места человека в нем. Кроме того, философия в отличие от мифологии и религии, которые являются её истоками, стремится опираться в своих выводах на точные научные факты. Слово «философия» впервые употребил ученый Пифагор (580-500 г. до н.э.) это слово означает «фило»-любовь, «софия»-мудрость (любовь к мудрости, истине). Гераклит считал, что философия это исследователь природы вещей. Платон, что философия это познание сущего или вечного, непреходящего. Призвание философа- постановка мировоззренческих вопросов и поиска ответов на них. Возникновение философии явилось переворотом в жизни общества. Впервые, была сделана попытка, прийти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии начинает формироваться самосознание человека.

1. Изучение философии позволяет расширить кругозор и выработать вдумчивое отношение ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы, чувств человека.

3. Философия учит владению понятиями, анализировать противоречия, выделять главное.

4. Её изучение позволяет выйти за узкие рамки обыденных представлений, делает духовный мир человека богаче, а личность интереснее.

Философия-это свободное мышление и искание истины. Философия делает человека вполне человеком./Соловьев

Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем.

Философия непрерывно связана с мировоззрением. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности. А в свою очередь развитие мировоззрения помогает понять сложность философских вопросов. Без мировоззрения человек не может стать личностью, его деятельность будет протекать методом проб и ошибок.

Мировоззрение- это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире.

Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики.

Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания — это исходное звено-«клеточка» мировоззрения. Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний. Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности.

Формула мировоззрения

МЧ=мироощущение+миропонимание+отношение человека к миру и самому себе

(эмоционально- (рациональная

психическая сторона) сторона)

По-своему содержанию мировоззрение любого человека многогранно. Он включает в себя ряд сторон: экономическую, социально-правовую, экологическую.

Виды мировоззрения

ü Научное — не научное

ü Прогрессивное — реакционное

ü Оптимистическое — пессимистическое и т.д.

Типы мировоззрения

1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел)

2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу)

3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира)

4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире).

Философия существует более 2,5 тыс. лет и за это длительное время философы рассмотрели много сложных проблем и вопросов. Философией решается вопрос о том, какой философский вопрос главный, определяющий.

Три точки по этому вопросу:

1. Альберт Камю считал, что главный вопрос философии состоит в том, что стоит ли жизнь труда быть прожитой.

2. Эммануил Кант считал, что главный вопрос философии складывается из нескольких:

1) Что должен знать;

2) Что должен делать, на что могу надеется;

3) Каким надо быть, чтобы быть человеком.

Самая высокая ценность и высшая цель человека- это человеческое счастье и важно в связи с этим решить достойным ли себя сделал человек для этого, заслужил ли счастье своим поведением.

3. Фридрих Энгельс. Основной вопрос философии заключается в том, чтобы решить проблему, что первично, что было в начале мира: материя, природа или сознание, мышление. Этот вопрос считается главным, так как от того как решает для себя этот вопрос философ зависит решение им других философских проблем.

В решении основных вопросов философии выделяют два подхода:

1. монистический (моно-один)- философы считают, что в начале мира было что-то одно- или материя или сознание.

2. Дуалистический (дуо-два)- в начале мира были одновременно и материя и сознание.

Философия Древнего Востока.

Исторические типы философии

Каждая историческая эпоха отличается социально-экономическими условиями, общим строем, уровнем знаний в данную эпоху, личностью философа.

Существуют разные точки зрения исторических типов философии:

v Философия Древнего Востока (Индии, Китая Vв. до н.э.- Vв. н.э.). Представители: Конфуций, Шань-Янь. Китай: Гао Тома. Особенности: философы этого времени стремились объяснить мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

v Древне Греческая философия (античная Vв. до н.э.- Vв. н.э). Философы: Демокрид, Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур. Особенности: философы этого времени стремились объяснить мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

v Средневековая философия. Vв. н.э.-XV н.э.. Представители: Августин Блаженный, Фома Акринский, и др.. Особенности: философские вопросы этого времени решались исходя из веры в Бога, высший разум.

v Философия эпохи Возрождения (Ремессанс), XV-XVI вв.. Особенности: художественно-эстетический подход к анализу явления окружающего мира. Представители: Да Винчи, Мишель Монтень, Джон Бруно, Николай Пузанский.

v Философия Нового времени. XVII век преимущественно. Представители: Беккон, Декарт, Лейбниц. Особенности: философы этого времени решали философские проблемы, опираясь на научные знания.

v Философия эпохи Просвещения. XVIII век. Представители: Вольтер, Жан-Жак Руссо. Особенности: научные знания распространялись среди широких слоев населения.

v Немецкая классическая философия. Конец XVIII-начало IXX века. Представители: Эммануил Кант, Гегель, Фейербах. Особенности: философские проблемы решались с опорой на разум человека рациональный.

v Русская философия XI-XX вв. Представители: Соловьев, Федоров, Бердяев. Особенности: религиозный характер, обращение к духовным ценностям, существование космологического напраления.

v Марксистская философия. 40-е года IXX в. Основатели: Маркс, Энгельс. Особенности: диалектико-материальный подход к анализу явления окружающего мира.

v Не марксистская философия или современная Западная философия. XХ век. Представители: Кьер Кегор, Гуссер, Эль Фром, Камю, Жан Поль Саррер. Особенности: философские проблемы в этот период времени решались с опорой не только на разум человека, но и на его интуицию, чувства.

 

2.3. Предфилософия Китая (Конфуцианство — школа закона).

На развитие философии Древнего Востока значительно оказал так называемый азиатский способ производства (земледельческая община, верховная собственность государства на землю, принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности). В философии этого времени была слабо выражена личная позиция мыслителя. Философия Китая получила свой наивысший расцвет в период борющихся государств, царств. VI-III в. до н.э. стал «золотым» веком Древне Китайской философии. Это было время соперничества ста философских школ. В результате остались шесть основных:

Ø Конфуцианство;

Ø Даосизм;

Ø Моизм;

Ø Школа закона;

Ø Школа имен;

Ø Натуральные философии.

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Основной школой философии Древнего Китая считается конфуцианство. Родоначальником этой школы является Конфуций (551-479 г. до н.э.). Основной его труд: «Беседа и высказывание». Этот сборник нравственных поучений.

3.Этика. В этом разделе главные понятия взаимопонимание, человеколюбие, золотая середина. Они составляют «правильный путь» (Дао). «Правильный путь» предполагает умение человека жить в полном согласии с окружающим миром, не противостоять ему, придерживаться принципа ненасилия. В этом разделе Конфуций определил качества человека: высокая нравственность, милосердие, доброта к людям. Здесь выражена суть учения Конфуция: не делай другим того, чего не делаешь себе.

4. Управление. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственного примера вышестоящих, нижестоящим. Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован. Правитель призван быть мудрым, знающим и нравственным.

5. Знание. Для Конфуция знать – знать людей. Он пишет: учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным: «слушаю много, выбираю лучшее и следую ему».

Школа закона противостоит конфуцианству. Представление этой школы – государство – небольшая семья, а бездушный механизм. Управлять должны не мудрецы, а чиновники. Они призвали отклоняться от методов убеждения, как от нравственного принуждения: путь страха и наказания. В обществе все упрощалось и усреднялось, в управлении обществом использовалась круговая порука и донос.

Шань-Янь в IV веке до н.э.. Доброта и человеколюбие мать преступника. Истинная добродетель приходит от наказания для наведения порядка в обществе надо иметь много наказаний и мало наград – карать жестоко внушая трепет. Призывал разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой.

В целом древнекитайская философия была ориентирована на постижение мировых закономерностей, на понимание мирового порядка и место человека в нем.

 

В древней индийской философии заметно влияние кастовой социальной структуры. Становление философии шло под влиянием мифологии и религии в V-VI веках до н.э. Первыми философскими трудами стали «веды». «Веды» насчитывают 10 тыс. стихов, молитв, заклинаний.

Основная идея: о человеке — это творение Богов, часть живой природы. Различие между растениями, животными и человеком непринципиальны, ибо люди подобно животным и растениям имеют душу и тело. Тело смертно, душа вечна. Душа поселяется в другом теле, растении, животном – это странствие души зависит от поведения человека.

В индийской философии имеет значение «карма» – это совокупность действий человека и последствия этих действий, прежде всего для него самого.

Основной философской школой считается «Буддизм». Основатель – принц Гаутама (563-483 гг. до н.э.). «Будда» — просветленный.

1. «Жизнь есть страдание. Рождение-страдание, старость-страдание, разлука с приятным — страдание. Кем бы ни был человек, он обречен на болезни, старость и смерть».

2. «Корень страдания в жажде жизни, наслаждений, существования».

3. «Страдания имеют причину, а значит можно прекратить страдания путем полного бесследного уничтожения этой жажды».

4. Путь освобождения от страданий: правильная решимость, воля, преобразующая свою жизнь, правильная речь или воздействие ото лжи, клеветы, грубых слов. Правильная речь делает правдивой, бесхитростной, точной. Правильные действия – не причинение зла живому (ахимса), воздействие от воровства, правильный образ жизни, отказ от «алкоголя», жить честным трудом. Правильные усилия – это борьба с соблазнами и дурными мыслями, в итоге человек должен достичь состояния «нирвана» – состояние полного безразличия.

Древнеиндийская философия привлекла внимание к душе человека, его сложным психическим состояниям. Индийская философия содержит призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира раскрыть богатства и возможности своей духовности.

 

№3. Древнегреческая философия

3.1. Становление Древнегреческой философии (мелецкая школа, школа элеатов. Атомистическое учение Демокрита).

Средневековая философия

Философия эпохи Возрождения

Средневековье занимает длительный отрезок, истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения (V-XV в.). В развитии средневековой философии принято выделять два крупных периода:

1. раннее средневековье (V-XI в.)- это патристика или учение «отцов церкви», которые заложили основы религиозной философии;

2. зрелое средневековье (XI-XV в.)- это схоластика. В этот период философия стала достоянием общего сознания и духовной культуры человечества, общества. В рамках схоластики выделялось два течения:

ü номинализм;

ü реализм.

I период: христианство не сразу стало господствующей религией. Шла долгая и упорная борьба за его влияние. В этот период борьба христианства с языческим многобожием возникла литература защитников христианства, сочинения «отцов церкви», которые заложили основы христианства. Защитники христианства или апологеты доказывали правителям, что христианство выдвигает теже вопросы, что и языческая греческая философия, но дает более совершенные ответы на них. Это вопросы: О Боге, О сотворении мира и т.д.. В этот период наиболее заметной и влиятельной личностью был Августин Блаженный. Это крупнейший систематизатор христианского вероучения. Годы жизни: 354-430 гг. Основные работы: «Исповедь», «О величии души», «О граде божием». Основные идеи:

· о Боге: он считал, что Бог это начало и конец всего сущего. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле. Бог единственный и причина возникновения каждой вещи и любого вещества. Он не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствовать в нем все сущее. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Бог одних людей избрал для спасения и блаженства других, других для осуждения на вечные муки.

· О познании мира. Августин Блаженный считает, что в познании мира следует познать превосходство………………………..Разум призван постигать вещи и явления видимого мира открытого человеку, а с помощью веры обнаруживается то, что за пределами этого, то есть невидимое, неочевидное.

· О душе человека. Считает, что душа человека бессмертна. Она превосходит тело, это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром. У человека душа рассеяна по всему телу, а у животных и растений нет души. «Грех- это бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке, покровительстве». «Зло всегда приходит в мир, когда низшее претендует на роль высшего, спасение человека возможно лишь через обращение его к доброте, через добрые дела, жизнь «по Богу» или возвышения духовного».

· Об обществе. Социальное неравенство-это принцип бытия в обществе, результат грехопадения человечества. Церковь выше институтов государства, так как государство основано на эгоизме людей. Это царство греха, где войны, конфликты. Вся история человека это борьба двух царств: божьего и земного. Божие царство- меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные, а град земной- представлено себялюбящими эгоистичными людьми, живущими по плоти. После страшного суда наступит эпоха тысячелетнего царства, справедливости и всеобщего счастья. Это будет завершение истории человечества и ее конец.

II период: период зрелого средневековья. Главным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (латинская школа) философию начали преподавать в школах, а с 12 века в университетах. В этот период философия рассматривалась как наука поставленная на службу религии, как служанка религии. Под словом схоластика стали понимать наукуоторванную от жизни, далекую от наблюдения и опыта. Основные проблемы:

· Решался вопрос об отношениях знания к вере. Вера человека выше разума.

· Вопрос об универсальных понятиях, названиях вещей, о природе этих понятий. Это спор о природе понятий решали по разному, поэтому возникли два течения философии:

Ø Реалисты, считали что понятие названия вещей действительно существует.

Ø Номиналисты ближе к материалистам. Считали, что универсальней всего лишь имена вещей, их обозначения. Крупнейшим мыслителем этого времени был Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников. Основные идеи: О соотношении веры и знания. Он считал, истина всегда одна, но ведут к ней разные пути, вера и разум. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин, разум не редко ошибается, вера прочней, достовернее, она доступна каждому. Фома Аквинский разработал систему доказательств существования Бога в мире:

§ Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение нельзя не прийти к перводвигателю, то есть к Богу.

§ Если все в мире имеет свою причину, то должна быть первопричина, то есть Бог.

§ Бесчисленное множество случайностей должно управляться абсолютно необходимой причиной, то есть Богом.

§ Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истины, всего, что есть в мире). Должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, то есть Бог.

§ Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать последняя и главная цель-Бог.

Ø Фома Аквинский в споре об универсалиях или понятиях выступает как умеренный реалист. Он считает, что универсалии существуют тройным образом: «до вещей» в безлиственном разуме; в самих вещах, как их сущность; после вещей, то есть в человеческом разуме как результат абстракции:

· О душе. Человек это единство тела и души, но главное душа. Душа разлита по телу и существует, как некая внутренняя энергия, она бессмертна.

Период средневековья по основным крупным философским проблемам существовали следующие мнения:

q О Боге. Считалось, что подленное бытие у Бога, он вечен, неизменен, независим, Бог не доступен для познания, но открывает себя человеку через откровения в священных текстах библии. Ключ к познанию Бога- вера.

q О природе. Считалось, что природа несамостоятельна, Бог творит природу, главное незнание природы, а познание Бога, и человеческой души. Если и познавать природу, то только как предмет мудрости Бога;

q О человеке. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он царь природы, владыка над всеми тварями, но человек злоупотребляет данной ему от Бога свободой и пал ниже скота;

q О душе. Считалось, что душа человека должна повиноваться духу, она постоянно выбирает между добром и злом. Тело должно подчинятся душе, но низшая часть берет верх иногда и человек следует влечениям и страстям. Это входит в привычку и человек оказывается греховным существом. В мир приходит зло, зло не от Бога, а от человека, его злоупотребление свободой.

Эпоха средневековья не застой и не регресс, по сравнению с Античной философией. В этот период продолжалось накопление и развитие знаний, церковь выступила как хранительница письменности, а следовательно и образованности. В этот период развивались гносеология или теория познания, логика, эстетика и сознание острый интерес к проблемам истории, потому что по библейским сказаниям свершатся времена, погибнет греховный мир и наступит тысячелетнее царство праведников на земле.

 

Философские взгляды Бэкона

Философия эпохи Просвещения

Философские взгляды Д.Локо

Диалектический метод Гегеля

12.1. ????????????????

Курс лекций по философии

 

Кострома

№1. Философия. Её предмет и роль в обществе

Философия как мировоззрение

Понятие философии. Философия и мировоззрение




infopedia.su

Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре

Философия как мировоззрение. Философия и ее роль в культуре.

1. Понятие «Мировоззрение» и его структура

Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека (и
общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем,
понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности,
судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских,
социально-политических, правовых, нравственных, религиозных,
эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать
так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия» . Философия
это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью
научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает
ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных
ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни
человека и общества (как форма реализации духовной сущности
мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и
культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип
культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия
стремиться показать каково значение для человека вот такого
осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на
самосознание личности.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и
культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия,
являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают
как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека –
центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон
человека проблема сознания и самосознания человека проблема
познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения
человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Понятие «мировоззрение » неотделимо от понятия «человек ». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

2. Исторические типы мировоззрения

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии . Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом Традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

По Традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.

Особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения [1]:

* Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.
* Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.
* Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.
* Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.
* Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: «человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества», «человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Прометеем» и т. д.
* Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание

mirznanii.com

Мировоззрение в философии

1) Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому

себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,

семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных

наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том,

каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему

существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к

природе и т.д.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей

картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности

понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные

знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в

мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и

самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это

определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты

человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в

результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные

ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов,

определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и

действий человека.

Исторические типы:

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она

возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество

в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие

глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом,

возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.

Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные

устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось

различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным

испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое

место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении

ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о

прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким

образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало

духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному

человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их

развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном

обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные

нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами

общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между

миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким

образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное

мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не

дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия

апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не

«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом

разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог

– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как

откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,

за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не

оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие

образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на

Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то,

что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших

ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним

жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в

земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы

оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному

критерию.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку

преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его

бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь

философским языком, религия призвана «укоренить» человека в

трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании

нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не

зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого

бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и

знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему

преодолевать житейские трудности.

2) Философия — мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область — не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия — всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия. Но подлинный переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену произвольного (фантастического, вымышленного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания.

Становление философского знания охватило несколько столетий раннегреческой истории (IX-VI вв. до н. э.). Оно осуществлялось как переход от конкретно-чувственных представлений к отвлеченным понятиям разума. Становление философии означало становление рационального постижения мира.

Этапы античной философии. Традиционно выделяют: раннюю классику (натуралисты, досократики — Зенон, Парменид, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Демокрит и др.; главные проблемы — «Физис»

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *