Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна?
Елена Сай #журналист
О таком чуде (а для меня – филолога до мозга костей – это настоящее чудо!), как ментальная арифметика, я узнала случайно, увидев в интернете запись передачи «Удивительные люди».
5-летняя девочка с косичками молниеносно складывала в уме трехзначные цифры. Она складывала и вычитала в уме цифры, которые мелькали на экране с такой скоростью, что я даже не успевала их разглядеть!
Она считала и, одновременно, декламировала вслух стихотворение. Это было круче фокусов Копперфильда.
Эта удивительная малышка рассказала, что всем этим чудесам она научилась в школе ментальной арифметики. А теперь помогает старшей сестре с домашними заданиями и за пару секунд проверяет счет с мамой на кассе в магазине.
Ментальная арифметика родилась в Китае, оттуда ушла в Японию, а потом и в другие страны. Сейчас по всему миру открыто более 5 000 школ ментальной арифметики. В чем уникальность этой методики?
Левое полушарие отвечает за логику, анализ, факты, алгоритмы. А правое – за воображение, мечты, визуальные образы.
Ментальная арифметика в своих правилах задействует оба полушария одновременно, что и дает такой удивительный результат. Главный инструмент для ментального счета – абакус. Это деревянные счеты с 5 косточками на спицах.
Обучение ментальной арифметики состоит из 3-х основных этапов:
1. Дети учатся работать с абакусом, запоминают расположение косточек на спицах. Учатся складывать и вычитать на счетах. Тут важно передвигать косточки определенными движениями.
2. Работа с воображаемым (ментальным) абакусом. Дети представляют себе абакус и считают на нем, двигая пальцами.
3. Отработка навыков, повышение сложности задач. Складывание и вычитание двузначных и трехзначных чисел, складывание чисел одновременно с чтением стихотворения, выполнением спортивного упражнения.
На этом этапе уже можно записывать вдохновляющие видеоролики, удивлять родственников и друзей на вечеринках, участвовать в ТВ-шоу.
Мне повезло попасть на занятие по ментальной арифметике в Берлине. Маленький класс, всего 6 детей на занятии, тетради с заданиями, большой абакус, песочные часы, ноутбук на столе учительницы. Пока дети подтягивались в класс и раскладывали свои вещи для занятия, я успела задать им несколько вопросов: «Нравится?», «Не сложно заниматься?». Все дети дружно ответили: «Очень нравится!».
Сначала дети «разминали руки» – обводили одновременно двумя руками рисунки по контуру и раскрашивали их, делая упор на левую руку. Потом делали в тетрадях упражнения на концентрацию внимания. А потом начались чудеса. Учительница диктовала примеры в три действия на сложение и вычитание, дети бодро щелкали косточками своих абакусов и записывали в тетрадки ответ. Это завораживало. Через час после начала занятий мне пришлось уйти, но я смогла задать несколько вопросов учителю.
– Любой ребенок может прийти на ментальную арифметику?
– Абсолютно любой ребенок с 4 лет до 12. Чтобы начать заниматься ментальной арифметикой, он должен понимать, что такое плюс и минус, и знать счет до 10.
– Почему при счете используется именно абакус?
– Абакус – это обычные счеты, только на спицах 5 косточек. Так массово начали использоваться именно эти счеты, а не привычные нам громоздкие деревянные, потому что человеческий мозг может запомнить не более 5-7 предметов.
– Т.е. если разложить на столе 7 различных предметов, человек сможет их запомнить, а 12 – уже нет?
– Да, именно так. 12 предметов человек сможет запомнить, только если он знает, КАК запоминать и какую методику использовать для запоминания. А в абакусе мы видим – сверху 1 косточка, снизу 4. Т.е. – вот они 5 предметов. Поэтому ментальная арифметика и переходит на счет именно ментально. А наши большие счеты это именно тактильный, сенсорный счет.
– Что дает ментальная арифметика ребенку?
– Главная цель ментальной арифметики – это развитие памяти и концентрации. Чтобы считать ментально, ребенок должен запоминать положение косточек на спицах. Это огромная тренировка памяти. На уроках он понимает, что за определенное время он должен успеть сделать задание. И это тренировка концентрации. Дети начинают быстрее соображать, развивается логическое мышление. Украинская школа ментальной арифметики даже запустила курс для взрослых «50+». И ученики этой школы отметили, что они стали запоминать списки продуктов, дни рождения друзей, свои дела и встречи. После опыта украинской школы другие школы тоже стали открывать курсы для взрослых.
– Но ментальная арифметика не поможет же ребенку на уроках математики в школе? Ее нельзя воспринимать как репетитора по математике?
– Ни в коем случае! Это самая распространенная ошибка родителей. Ментальная арифметика и школьная математика – совсем разные предметы. Ребенок не начнет сразу получать отличные оценки по математике, но он, безусловно, начнет со временем лучше успевать в школе. Потому что он станет более внимательным, научится концентрироваться, у него улучшится память. В итоге и по математике, в том числе, станут лучше оценки. Но вовсе не потому, что он начнет в школе считать ментально, нет!
– После занятий в школе ментальной арифметике ему не будет скучно на школьных уроках? Ведь он научится обычные примеры щелкать, как семечки, за доли секунды.
– Это совсем другой счет. В ментальной арифметике нельзя решить все примеры, которые задают в школе. И дети это понимают. В этом и вся суть. Ментальная арифметика – это сложно, это годы тренировок. На первом году обучения ребенок получает только примеры на сложение и вычитание. И только на втором году обучения – на умножение и деление.
Я жила долго в Китае, где ментальная арифметика – часть общеобразовательной программы. И преподавание ментальной арифметики в России и Китае очень сильно отличается. В Китае и Японии не гонятся за результатом – скорее научить ребенка быстро считать, сделать видео, выложить в ютуб. Там дети годами сидят и оттачивают свои навыки. Годами. У нас же родители хотят скорее увидеть результат, хотят вау-эффекта.
– А наоборот не получится? Что ментальная арифметика вдруг помешает школьной математике?
– Так не получится. Это совершенно разные системы. С помощью правил ментальной арифметики ребенок просто не сможет решить многие математические школьные примеры. В Китае в школах есть и математика, и ментальная арифметика. Это совершенно разные предметы, которые никак не пересекаются.
Получается, что быстрый счет в уме – это хотя и эффектный, но все-таки побочный эффект ментальной арифметики. И уж точно не ее самоцель. Развивая память, внимание, концентрацию, логическое мышление, ребенок со временем начинает считать быстрее калькулятора. По-моему, это отличный бонус!
Релевантные ссылки
mamsila.ru
Ментальная арифметика — что это такое, польза, плюсы, минусы
Трудно найти родителей, которые бы ни мечтали видеть в своем чаде вундеркинда. Они хотят гордиться успехами своих детей. Именно по этой причине некоторые родители записывают деток в различные школы раннего развития, начиная обучение с четырех лет. Не меньше вопросов вызывает ментальная арифметика – что это такое, интересуются многие родители. В последние годы в крупных городах России открываются центры, практикующие обучение детей, по необычной методике. Что такое ментальная арифметика, в чем ее суть, действительно ли дети получают уникальное развитие или это новое веяние моды? Попробуем разобраться в особенностях новой методики, основанной на многовековых знаниях.
История арифметики
Как наука ментальная арифметика возникла более 2 тысяч лет назад в Японии. Еще в древности представители этого государства изобрели способ, развивающий одновременно оба полушария головного мозга. Можно было бы считать это фантастикой, но с фактами не поспоришь. У детей, занимающихся по определенной методике, развитие памяти, внимания, умения производить в уме различные математические вычисления поражает даже ученых.
Для счета используют специальные счеты, изобретенные в Японии. Называются они абакусом или соробаной. По сути, при создании калькулятора основывались на устройстве древнего счетного инструмента. Но есть огромное отличие. Работа с абакусом способствует развитию интеллекта, в то время как вычисления на калькуляторе притупляют умственные способности.
Что называют ментальной арифметикой
Давайте разберемся, что такое ментальная арифметика? Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность человека и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах. Обучение метальной арифметике рассчитано на возраст от 4 до 16 лет.
Сегодня такую методику развития обоих полушарий головного мозга практикуют в 52 государствах. Везде арифметика пользуется успехом. Малайзия, Северная Америка – это страны, руководители которых тоже считают, что ментальную арифметику их дети должны знать. В России данная методика только проходит обкатку, нашла распространение среди россиян, благодаря франшизе детского развивающего центра «Амакидс». Российские дети могут посещать специальные развивающие центры или обучаться через интернет.
Что дает ментальная арифметика
Не зная сути методики, трудно понять, нужно ли отдавать ребенка в такие центры. Что же дает необычная методика ребенку? В чем польза ментальной арифметики?
Благодаря овладению основами древней арифметики:
- Развивается креативное мышление, ребенок научится находить единственно верное решение в любых нестандартных ситуациях.
- Мыслительные процессы становятся осознанными, опираются на развитую память.
- Логическое мышление, смекалка, умение рассуждать нестандартно, становятся главными.
- На первый план выходят творческие задатки детей (это касается не только математических данных).
- Ребенок, обучающийся в школе, чувствует себя более подготовленным к изучению различных дисциплин.
- Устные вычисления с любыми многозначными числами даются с легкостью.
На занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Одним словом, на основе методики идет постоянное развитие обоих полушарий головного мозга. Вот и получается, что основам ментальной арифметики детей нужно учить. Но делать это должен профессионал. Ведь главный принцип любого учения – не навреди!
Видео
Как учиться
Получить знания по ментальной математике можно в специализированных учебных заведениях. Сразу заметим, что родителям лучше не начинать обучение детей самостоятельно. Принимаются в школу дети в возрасте 4-16 лет. Получается, что время обучения 12 лет. Дети к концу курса проходят 12 различных по сложности уровней. На один, как правило, уходит 4 месяца. Занимаются дети один раз в неделю.
Спустя 6 месяцев родители обращают внимание на то, что дети могут свободно оперировать многозначными числами, не пользуясь никакими вычислительными машинами. Есть только один инструмент, который необходим для учебы – абакус или соробана.
Устройство абакуса
Абакус
Что же это за устройство, которое способствует развитию мышления, логики, развивает творческое начало?
Абакус изобрели древние японцы. Внешний вид инструмента за тысячелетия никак не изменился. Это рама в форме прямоугольника со встроенными спицами. Их может быть от 23 до 31 штуки. Бывают абакусы с 13 спицами. Если их меньше, то такое устройство называется усеченным. В нижней части соробаны находятся спицы, расположенные вертикально, на каждой по 5 костяшек, таких, как на обычных счетах. Сверху над ними поперечная перекладина тоже с костяшками.
Каждая из пяти косточек имеет свое назначение. Верхняя называется пятеркой (небесной косточкой), а остальные обозначают единицы (земные косточки). Работают дети с помощью большого и указательного пальца, передвигая костяшки. На первой справа спице находятся разряды: единицы, затем десятки и так далее.
Правила пользования соробаной объясняет преподаватель, дети быстро ее осваивают.
Нужно изучать или нет ментальную арифметику
Отношение в России к ментальной арифметике неоднозначное. Кто-то соглашается с уникальностью методики, кто-то считает, что в ней нет ничего необычного. Об этом можно судить, прочтя отзывы о методике в интернете.
Давайте разберемся, в чем достоинства ментальной арифметики:
- Ребенок учится счету в уме.
- Во время работы с соробаной развивается мелкая моторика руки, а это в свою очередь сказывается на развитии левого полушария мозга.
- Благодаря умению логически мыслить, ребенок становится успешнее по всем предметам школьной программы. Намного легче дается заучивание стихов, прозы, изучение иностранных языков.
Многие родители на практике познали полезность новой методики. Они считают, что такой предмет должен быть включен в школьную программу. Пусть не обязательным часом, а в разделе факультативов ему нужно отвести место. Ведь это действительно развивающая методика, помогающая развитию детского интеллектуального потенциала. Как правило, более ярко выраженный результат наблюдается у детей с математическими наклонностями.
Хотя некоторые родители отмечают, что изучение ментальной арифметики дает не только плюсы, но и минусы в развитии ребенка.
В первую очередь, это касается того, что дети на первых порах становятся менее внимательными. Могут ошибиться при выполнении несложных заданий. Особенно трудно даются уравнения.
Во-вторых, минусом является дороговизна обучения в центрах, включая и стоимость абакуса. Интернет уроки уже имеются, но за них тоже приходится платить.
Видео
Несмотря на то, что в России с ментальной арифметикой познакомились не так давно, но уже сегодня есть специально обученные преподаватели, авторские программы. Пока обучение ведется в нескольких центрах.
Не нужно считать ментальную арифметику отстраненным предметом. Это, по сути, забытое старое, принявшее новый вид, дающее возможность раскрыть потенциал любого ребенка, сформировать разностороннюю личность. Маленькие гении во все времена в будущем становились надежной опорой науки и государства.
Ментальная арифметика — уроки на плюс и минус
razvitiedetei.info
Ментальная математика
Какую науку называют королевой?
Очень известная фраза «Математика-королева всех наук» была сказана великим немецким ученым Карлом Фридрихом Гауссом. Еще в детстве он удивлял всех своими способностями за секунды вычислять суммы чисел в пределах 100. Чем же помогли такие навыки юному математику?
Каким образом в 20 лет Гаусс уже получил степень доктора в университете г.Хельмштедт?
Его труды оказали большое влияние на развитие алгебры, теории чисел, математической физики, теории электричества, магнетизма и многих разделов астрологии.
Можно ли стать гением сегодня?
Если заниматься по традиционной системе образования, то это позволит развить левое полушарие мозга, чего будет достаточно для логического мышления.
Но если Вы заботливый родитель и планируете помочь своему ребёнку раскрыть весь потенциал, тогда внимательнее оцените новый метод в образовании, хотя и основанному на методиках более 3тыс.лет.
Более 5 миллионов вундеркиндов в 56 странах мира (от Канады до Австралии, от США до Японии) обучаются этому методу. Речь идёт о ментальной математике.
Что такое ментальная математика?
Ментальная математика- это китайская оригинальная методика развития интеллекта при помощи счёт АБАКУСа. У ребёнка во время игры на счётах происходит формирование умственных и творческих способностей, при этом побочным эффектом является мгновенный устный счёт.
АБАКУС
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Реконструкция римского абака
Аба́к (др.-греч. abacus — доска) — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме и в Китае.
Доска абака была разделена линиями на полосы, счёт осуществлялся с помощью размещённых на полосах камней или других подобных предметов. Камешек для греческого абака назывался псифос; от этого слова было произведено название для счёта —псифофория, «раскладывание камешков»
В чём заключается методика?
При освоении методики ваш ребенок использует 2 руки и задействует оба полушария мозга. На первом этапе обучения он использует счеты, на втором – визуальные картинки, а далее происходит волшебство – ребенок считает в уме, только воображая счеты перед собой. Только представьте скорость мышления такого ребенка!
Дети, занимающиеся в школах ABACUS, обгоняют взрослых и калькуляторы. После обучения ваш ребенок будет играючи выполнять все арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление, с любыми числительными.
Работа на воображаемых счётах не зависит от языковых систем. В других похожих техниках учащимся приходится представлять числа, оперируя их названиями на том или ином языке. А воображаемые счёты-абак — задача полностью визуальная, и от языка никак не зависит.
Кому подходит эта методика?
Эта «психическая математика» подойдёт каждому от 4 лет до 14 лет, кто желает отточить свои навыки счёта в уме. В Китае этой методике обучают в детских садах. В Англии используют абакусы в профилактических целях — против болезни Альцгеймера, обучая людей преклонного возраста.
Сколько нужно заниматься?
В младших группах занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут, в старших- 1 раз в неделю-1,5 часа.
Период обучения зависит от поставленных вами целей. Если хотите, чтобы ребенок научился складывать и вычитать двузначные числительные, то достаточно 8-9 месяцев обучения. Но чтобы добиться действительно впечатляющих результатов и попробовать свои силы на международной олимпиаде по ментальному счёту, потребуется не один год напряжённой работы.
Вы захотели научить своего ребёнка ментальному счёту?
Добро пожаловать в ABACUS! Первый урок будет в подарок!
abacuskids.ru
Что такое арифметика и чем она отличается от математики?
С одной стороны это очень простой вопрос. С другой, школьники, да и многие взрослые, часто путают арифметику и математику и толком не знают в чем же разница между этими двумя предметами. Математика — это наиболее обширное понятие, которое включает в себя любые действия с числами. Арифметика же лишь один из разделов математики. К арифметике относятся знакомство с цифрами, простой счет и операции с числами. Раньше в школах уроки назывались именно арифметикой и лишь со временем стали носить название математика, которая плавно перетекает в алгебру. По сути алгебра начинается тогда, когда в примерах появляются неизвестные числа и вместо них используются буквы. То есть по-простому операции с x и y.
Термин «арифметика» произошел от греческого слова «arithmos», что означает «число». В 14-15 веках данный термин переводился в Англии не совсем верно — «the metric art», что по сути означало «метрическое искусство», подходящее больше для геометрии, нежели простого счета и несложных действий с числами.
Одна из причин, почему в школах не используется понятие «арифметика» заключается в том, что даже на уроках в начальных классах помимо цифр изучают также геометрические формы и единицы измерения (сантиметр, метр и т.д.), а это уже выходит за пределы обычного счета. Тем не менее, обучение ментальной арифметике происходит в жизни ребенка в какой-то степени само собой, в процессе знакомства с окружающим миром. Термин «ментальная арифметика» означает умение считать в уме. Согласитесь, каждый из нас в какой-то момент жизни учится этому и не только благодаря школьным урокам.
Сегодня есть целые методики для развития у детей навыков скоростного счета в уме. Например, особенно популярно древнее Абакус обучение, в основе которого лежит умение считать на специальных счетах (отличаются от обычных с десятками). Abacus в переводе с английского и есть «счеты», потому и название методики звучит так же. Японцы же эту методику называют Соробан обучение, т.к. на их языке «счеты» называются именно «soroban».
В арифметике используются четыре элементарные операции — сложение, вычитание, умножение и деление. Причем неважно целые числа используются в примере или же десятичные и дроби. Знакомить ребенка с цифрами можно еще с раннего детства, причем делать это непринужденно и в игре. В этом родителям поможет не только воображение, но и множество специальных развивающих материалов, найти которые можно в любом магазине.
По современным требованиям к первому классу ребенок должен уже считать минимум в пределе десяти (а лучше до 20), а также осуществлять со знакомыми цифрами основные операции — складывать их и вычитать. Важно также, чтобы ребенок мог сравнивать, какое из чисел больше, какое меньше, а какие числа равны. Таким образом, можно сказать, что именно арифметику ребенок должен знать еще до поступления в школу.
Такие требования предъявляются не только в России, но и во всем мире, т.к. темп жизни ускоряется, а объем знаний ежедневно увеличивается. То, что достаточно было знать в школьной программе еще 20-30 лет назад, сегодня занимает не более 50% преподаваемой учителями информации. Как бы там ни было, арифметика всегда останется основой основ для изучения цифр и счета, а также первоначальным уровнем математики, без которого невозможно изучить более сложные задания и умения.
potomy.ru
Митральная недостаточность — причины, симптомы, диагностика и лечение
Митральная недостаточность – клапанный порок сердца, характеризующийся неполным смыканием или пролабированием створок левого атриовентрикулярного клапана во время систолы, что сопровождается обратным патологическим током крови из левого желудочка в левое предсердие. Митральная недостаточность приводит к появлению одышки, утомляемости, сердцебиения, кашля, кровохарканья, отеков на ногах, асцита. Диагностический алгоритм выявления митральной недостаточности подразумевает сопоставление данных аускультации, ЭКГ, ФКГ, рентгенографии, эхокардиографии, катетеризации сердца, вентрикулографии. При митральной недостаточности проводится медикаментозная терапия и кардиохирургическое лечение (протезирование или пластика митрального клапана).
Общие сведения
Недостаточность митрального клапана – врожденный или приобретенный порок сердца, обусловленный поражением створок клапана, подклапанных структур, хорд или перерастяжением клапанного кольца, приводящим к митральной регургитации. Изолированная митральная недостаточность в кардиологии диагностируется редко, однако в структуре комбинированных и сочетанных пороков сердца встречается в половине наблюдений.
В большинстве случаев приобретенная митральная недостаточность сочетается с митральным стенозом (комбинированный митральный порок сердца) и аортальными пороками. Изолированная врожденная митральная недостаточность составляет 0,6% всех врожденных пороков сердца; в сложных пороках обычно сочетается с ДМПП, ДМЖП, открытым артериальным протоком, коарктацией аорты. У 5-6% здоровых лиц с помощью ЭхоКГ выявляется та или иная степень митральной регургитации.
Митральная недостаточность
Причины
Острая митральная недостаточность может развиваться вследствие разрывов сосочковых мышц, сухожильных хорд, отрыва створок митрального клапана при остром инфаркте миокарда, тупой травме сердца, инфекционном эндокардите. Разрыв сосочковых мышц вследствие инфаркта миокарда сопровождается летальным исходом в 80–90% случаев.
Развитие хронической митральной недостаточности может быть обусловлено поражением клапана при системных заболеваниях: ревматизме, склеродермии, системной красной волчанке, эозинофильном эндокардите Леффлера. Ревматическая болезнь сердца обусловливает около 14% всех случаев изолированной митральной недостаточности.
Ишемическая дисфункция митрального комплекса наблюдается у 10% пациентов с постинфарктным кардиосклерозом. К митральной недостаточности может приводить пролапс митрального клапана, надрыв, укорочение или удлинение сухожильных хорд и папиллярных мышц. В ряде случаев митральная недостаточность является следствием системных дефектов соединительной ткани при синдромах Марфана и Элерса-Данлоса.
Относительная митральная недостаточность развивается в отсутствие повреждения клапанного аппарата при дилатации полости левого желудочка и расширении фиброзного кольца. Такие изменения встречаются при дилатационной кардиомиопатии, прогрессирующем течении артериальной гипертензии и ИБС, миокардитах, аортальных пороках сердца. К более редким причинам развития митральной недостаточности относят кальциноз створок, гипертрофическую кардиомиопатию и др.
Врожденная митральная недостаточность встречается при фенестрации, расщеплении митральных створок, парашютовидной деформации клапана.
Классификация
По течению митральная недостаточность бывает острая и хроническая; по этиологии – ишемическая и неишемическая. Также различают органическую и функциональную (относительную) митральную недостаточность. Органическая недостаточность развивается при структурном изменении самого митрального клапана либо удерживающих его сухожильных нитей. Функциональная митральная недостаточность обычно является следствием расширения (митрализации) полости левого желудочка при его гемодинамической перегрузки, обусловленной заболеваниями миокарда.
С учетом выраженности регургитации выделяют 4 степени митральной недостаточности: с незначительной митральной регургитацией, умеренной, выраженной и тяжелой митральной регургитацией.
В клиническом течении митральной недостаточности выделяют 3 стадии:
I (компенсированная стадия) — незначительная недостаточность митрального клапана; митральная регургитация составляет 20-25% от систолического объема крови. Митральная недостаточность компенсируется за счет гиперфункции левых отделов сердца.
II (субкомпенсированная стадия) — митральная регургитация составляет 25-50% от систолического объема крови. Развивается застой крови в легких и медленное нарастание бивентрикулярной перегрузки.
III (декомпенсированная стадия) — резко выраженная недостаточность митрального клапана. Возврат крови в левое предсердие в систолу составляет 50-90% от систолического объема. Развивается тотальная сердечная недостаточность.
Особенности гемодинамики при митральной недостаточности
Вследствие неполного смыкания створок митрального клапана в период систолы возникает регургитационная волна из левого желудочка в левое предсердие. Если обратный ток крови незначителен, митральная недостаточность компенсируется усилением работы сердца с развитием адаптационной дилатации и гиперфункции левого желудочка и левого предсердия изотонического типа. Этот механизм может достаточно длительно сдерживать повышение давления в малом круге кровообращения.
Компенсированная гемодинамика при митральной недостаточности выражается адекватным увеличением ударного и минутного объемов, уменьшение конечного систолического объема и отсутствием легочной гипертензии.
При тяжелой форме митральной недостаточности объем регургитации преобладает над ударным объемом, минутный объем сердца резко снижен. Правый желудочек, испытывая повышенную нагрузку, быстро гипертрофируется и дилатируется, вследствие чего развивается тяжелая правожелудочковая недостаточность.
При остро возникшей митральной недостаточности адекватная компенсаторная дилатация левых отделов сердца не успевает развиться. При этом быстрое и значительное повышение давления в малом круге кровообращения нередко сопровождается фатальным отеком легких.
Симптомы митральной недостаточности
В периоде компенсации, который может длиться несколько лет, возможно бессимптомное течение митральной недостаточности. В стадии субкомпенсации появляются субъективные симптомы, выражающиеся одышкой, быстрой утомляемостью, тахикардией, ангинозными болями, кашлем, кровохарканьем. При нарастании венозного застоя в малом круге могут возникать приступы ночной сердечной астмы.
Развитие правожелудочковой недостаточности сопровождается появлением акроцианоза, периферических отеков, увеличением печени, набуханием шейных вен, асцитом. При компрессии возвратного гортанного нерва расширенным левым предсердием или легочным стволом возникает осиплость голоса или афония (синдром Ортнера). В стадии декомпенсации более чем у половины пациентов с митральной недостаточностью выявляется мерцательная аритмия.
Диагностика
Основные диагностические данные, свидетельствующие о митральной недостаточности, получают в ходе тщательного физикального обследования, подтвержденного электрокардиографией, фонокардиографией, рентгенографией и рентгеноскопией грудной клетки, ЭхоКГ и допплеровским исследованием сердца.
Вследствие гипертрофии и дилатации левого желудочка у больных с митральной недостаточностью развивается сердечный горб, появляется усиленный разлитой верхушечный толчок в V-VI межреберье от среднеключичной линии, пульсация в эпигастрии. Перкуторно определяется расширение границ сердечной тупости влево, вверх и вправо (при тотальной сердечной недостаточности). Аускультативными признаками митральной недостаточности служат ослабление, иногда полное отсутствие I тона на верхушке, систолический шум над верхушкой сердца, акцент и расщепление II тона над легочной артерией и др.
Информативность фонокардиограммы заключается в возможности подробно охарактеризовать систолический шум. ЭКГ-изменения при митральной недостаточности указывают на гипертрофию левого предсердия и желудочка, при легочной гипертензии – на гипертрофию правого желудочка. На рентгенограммах отмечается увеличение левых контуров сердца, вследствие чего тень сердца приобретает треугольную форму, застойные корни легких.
Эхокардиография позволяет определиться с этиологией митральной недостаточности, оценить ее тяжесть, наличие осложнений. С помощью допплерэхокардиографии выявляется регургитация через митральное отверстие, определяется ее интенсивность и величина, что в совокупности позволяет судить о степени митральной недостаточности. При наличии фибрилляции предсердий прибегают к чреспищеводной ЭхоКГ с целью выявления тромбов в левом предсердии. Для оценки тяжести митральной недостаточности применяется зондирование полостей сердца и левая вентрикулография.
Лечение митральной недостаточности
При острой митральной недостаточности требует введение диуретиков и периферических вазодилататоров. Для стабилизации гемодинамики может выполняться внутриаортальная баллонная контрпульсация. Специального лечения легкой бессимптомной хронической митральной недостаточности не требуется. В субкомпенсированной стадии назначаются ингибиторы АПФ, бета-адреноблокаторы, вазодилататоры, сердечные гликозиды, мочегонные препараты. При развитии фибрилляции предсердий применяются непрямые антикоагулянты.
При митральной недостаточности средней и тяжелой степени выраженности, а также наличии жалоб показано кардиохирургическое вмешательство. Отсутствие кальциноза створок и сохранная подвижность клапанного аппарата позволяет прибегнуть к клапансохраняющим вмешательствам – пластике митрального клапана, аннулопластике, укорачивающей пластика хорд и др. Несмотря на низкий риск развития инфекционного эндокардита и тромбозов, клапансохраняющие операции часто сопровождаются рецидивом митральной недостаточности, что ограничивает их выполнение достаточно узким кругом показаний (пролапс митрального клапана, разрывы клапанных структур, относительная недостаточность клапана, дилатация кольца клапана, планируемая беременность).
При наличии кальцификации клапана, выраженного утолщения хорд показано протезирование митрального клапана биологическим или механическим протезом. Специфическими послеоперационными осложнениями в этих случаях могут служить тромбоэмболии, атриовентрикулярная блокада, вторичный инфекционный эндокардит протезов, дегенеративные изменения биопротезов.
Прогноз и профилактика
Прогрессирование регургитации при митральной недостаточности наблюдается у 5–10% пациентов. Пятилетняя выживаемость составляет 80%, десятилетняя – 60%. Ишемическая природа митральной недостаточности быстро приводит к тяжелому нарушению кровообращения, ухудшает прогноз и выживаемость. Возможны послеоперационные рецидивы митральной недостаточности.
Митральная недостаточность легкой и умеренной степени не является противопоказанием к беременности и родам. При высокой степени недостаточности необходимо дополнительное обследование с всесторонней оценкой риска. Больные с митральной недостаточностью должны наблюдаться у кардиохирурга, кардиолога и ревматолога. Профилактика приобретенной недостаточности митрального клапана заключается в предупреждении заболеваний, приводящих к развитию порока, главным образом, ревматизма.
www.krasotaimedicina.ru
Митральная (клапанная) недостаточность (I34.0) > Справочник заболеваний MedElement > MedElement
Органическая митральная регургитация включает все причины, при которых аномалия клапана является первичной причиной болезни, в отличие от ишемической и функциональной митральной регургитации, которая является следствием заболеваний левого желудочка.
Основной причиной развития недостаточности митрального клапана является ревматизмРевматизм — инфекционно-аллергическая болезнь, этиологически связанная со стрептококком группы А, характеризующаяся системным воспалением соединительной ткани с преимущественной локализацией процесса в сердечно-сосудистой системе и рецидивирующим течением
. С возрастом увеличивается удельный вес больных с неревматической (чаще атеросклеротической) этиологией болезни. Нередки случаи ревматической митральной недостаточности при латентном течении заболевания.
В качестве других причин развития заболевания могут выступать инфекционный эндокардит, системные заболевания соединительной ткани (системная красная волчанка, системная склеродермия), инфаркт миокарда с дисфункцией (реже с разрывом сосочковых мышц), в некоторых случаях встречается травматическое повреждение клапана вследствие тупой травмы грудной клетки или внутрисердечных манипуляций.
Причинами митральной недостаточности могут являться врожденная и приобретенная патологии.
Врожденные:— расщепление створок;
— болезнь Лютамбаше;
— пролапсПролапс — смещение вниз какого-либо органа или ткани от его нормального положения; причиной такого смещения обычно бывает ослабление окружающих и поддерживающих его тканей.
митрального клапана (может быть вызван удлинением хорд или папиллярных мышц, неравномерным распределением хорд по свободному краю в центральной части створок).
Причины приобретенного характера:
1. Дегенеративной природы: миксоматозная дегенерация, синдром МарфанаСиндром Марфана — наследственное заболевание человека, характеризующееся многочисленными нарушениями зрения, скелета (гиперподвижность суставов и др.), внутренних органов (пороки сердца) вследствие аномального развития соединительной ткани; наследуется по аутосомно-доминантному типу, синдром Элерса-ДанлоСиндром Элерса-Данло — группа наследственных системных заболеваний соединительной ткани, вызванных дефектом в синтезе коллагена. Проявляется в поражениях кожи и опорно-двигательного аппарата (гиперпигментация, чрезмерная подвижность суставов и др.)
, кальциноз митрального кольца.
2. Воспалительные поражения: ревмaтизм, инфекционный эндокардит, гиперэозинофильный эндокардит Леффлера, системная красная волчанка и др.
3. ДилатацияДилатация — стойкое диффузное расширение просвета какого-либо полого органа.фиброзного кольца митрального клапана при разрыве или дисфункции папиллярных мышц при ИБСИшемическая болезнь сердца (ИБС) — патологическое состояние, характеризующееся абсолютным или относительным нарушением кровоснабжения миокарда вследствие поражения коронарных артерий
, дилатационной и гипертрофической кардиомиопатии.
Гемодинамические нарушения при митральной недостаточности обусловлены возвратом части крови из левого желудочка в левое предсердие. Когда регургитация при каждом сокращении составляет до 5 мл крови, это практически не отражается на общей и внутрисердечной гемодинамике. Возврат до 10 мл считается незначительным, более 10 мл — существенным, 25- 30 мл — тяжелым.
Количество возвратившейся крови зависит от величины клапанного дефекта и состояния сократительной функции миокарда левого желудочка.
Вследствие высокого сопротивления току крови в зоне дефекта клапана обратный ток в начале систолы отсутствует, появляется в фазу систолического изгнания и продолжается в фазу изометрического расслабления (давление в левом желудочке в эти периоды превышает давление в левом предсердии).
Регургитация крови приводит к объемной перегрузке левого желудочка и левого предсердия, ввиду чего развивается гиперфункция, а после и гипертрофияГипертрофия — разрастание какого-либо органа, его части или ткани в результате размножения клеток и увеличения их объема
левых отделов сердца.
Длительное время порок компенсируется мощным левым желудочком. В дальнейшем при ослаблении левого предсердия под влиянием мощных толчков регургитационной волны развивается дилатация левого предсердия, и оно начинает функционировать как полость с низким сопротивлением. Повышенное давление в левом предсердии передается на легочные вены, что приводит к легочной гипертензии (рефлекс Китаева). В более поздних стадиях возникает гипертрoфия правого желудочка. С декомпенсацией последнего развивается относительная недостаточность трехстворчатого клапана и возникают признаки правосердечной недостаточности. Длительные нарушения кровообращения приводят к стойким изменениям в легких, печени, почках и других органах.
diseases.medelement.com
Приобретенные митральные пороки Митральная недостаточность
Частота митральной недостаточности среди всех пороков сердца составляет 1.5%. По течению различают острую и хроническую формы течения митральной недостаточности. Острое течение наблюдается при разрыве сухожилий хорды или сосочковой мышцы при инфаркте миокарда (чаще наблюдается у мужчин), спонтанном разрыве сухожилий хорды сосочковой мышцы при аномалии развития, при травме сердца. Для острого течения митральной недостаточности характерно быстрое формирование сердечной недостаточности. Для хронического течения митральной недостаточности (ревматическая лихорадка) характерно медленное формирование сердечной недостаточности.
Гемодинамика. При неполном смыкании створок митрального клапана во время систолы левого желудочка часть крови возвращается в левое предсердие. Кровенаполнение предсердия увеличивается, так как к обычному объему крови, поступающему из легочных вен, прибавляется часть крови, возвратившаяся из левого желудочка. Давление в левом предсердии повышается, предсердие расширяется и гипертрофируется.
Во время диастолы из переполненного левого предсердия в левый желудочек поступает большее, чем в норме, количество крови, что приводит к его переполнению и растяжению. Левый желудочек должен работать с повышенной нагрузкой, вследствие чего возникает его гипертрофия. Усиленная работа левого желудочка длительно компенсирует имеющуюся недостаточность митрального клапана (рисунок 4).
Рисунок 4. Внутрисердечная гемодинамика в норме (а) и при недостаточности митрального клапана (б).
При ослаблении сократительной способности миокарда левого желудочка
в нем повышается диастолическое давление, что в свою очередь ведет к повышению давления в левом предсердии. Повышение давления в левом предсердии приводит к увеличению давления в легочных венах, а последнее вследствие раздражения барорецепторов вызывает рефлекторное сужение артериол малого круга (рефлекс Китаева). Спазм артериол значительно повышает давление в легочной артерии, в связи с чем возрастает нагрузка на правый желудочек, которому приходится сокращаться с большей силой, чтобы изгнать кровь в легочный ствол. Поэтому при длительно существующей выраженной митральной недостаточности может гипертрофироваться и правый желудочек.
Диагностика. Большинство больных с незначительно или умеренно выраженной недостаточностью митрального клапана длительно ни на что не жалуются и по внешнему виду не отличаются от здоровых. При развитии застойных явлений в малом круге кровообращения и увеличении левых границ сердца появляются такие симптомы, как одышка, цианоз, «сердечный горб», при гипертрофии правого желудочка – пульсация в эпигастриии др.
При пальпации области сердца обнаруживается смещение верхушечного толчка влево, а иногда и вниз; толчок становится разлитым, усиленным, резистентным, что отражает гипертрофию левого желудочка.
При перкуссии сердца выявляется смещение его границ вверх и влево за счет увеличения левого предсердия и левого желудочка. Сердце приобретает митральную конфигурацию со сглаженной сердечной талией. При гипертрофии правого желудочка границы сердца смещаются и вправо.
При аускулътации на верхушке сердца выслушивается ослабление I тона, поскольку при этом пороке нет периода замкнутых клапанов. Там же выслушивается систолический шум, который является основным признаком митральной недостаточности. Он возникает при регургитации крови во время систолы из левого желудочка в левое предсердие. Систолический шум сливается с I тоном, часто обнаруживается III тон. При повышенном давлении в малом круге кровообращения появляется акцент II тона над легочным стволом, его расщепление. Пульс и артериальное давление при компенсированной митральной недостаточности не изменены.
При рентгенологическом исследовании выявляют характерное для этого порока увеличение левого предсердия и левого желудочка, определяемое по увеличению тени сердца влево, вверх и кзади; при повышении давления в малом круге кровообращения обнаруживается расширение дуги легочной артерии.
На ЭКГ также можно найти отражение гипертрофии левого предсердия и левого желудочка: ЭКГ приобретает левый тип, зубцы Р в I и II стандартных отведениях увеличиваются.
При эхокардиографии выявляется расширение полостей левого предсердия и левого желудочка, отмечается разнонаправленное движение створок митрального клапана, их утолщение и отсутствие смыкания в систолу.
Порок может долго оставаться компенсированным. Однако при длительном существовании митральной недостаточности и ослаблении сократимости миокарда левого предсердия и левого желудочка развивается венозный застой в малом круге кровообращения. В дальнейшем может присоединиться ослабление сократительной способности правого желудочка с развитием венозного застоя в большом круге кровообращения, признаками которого являются
увеличение печени
набухание шейных вен
отеки на стопах и голенях
В течение митральной недостаточности выделяют 3 периода:
Компенсации клапанного дефекта усиленной работой левого отдела сердца.
Развитие пассивной (венозной) легочной гипертензии.
Правожелудочковой недостаточности.
Осложнения митральной недостаточности:
Фибрилляция предсердий.
Сердечная недостаточность (острая левожелудочковая или хроническая недостаточность кровообращения).
Тромбоэмболии (редкое осложнение).
Дифференциальный диагноз митральной недостаточности.
Дифференциальный диагноз митральной недостаточности проводится между приобретенными пороками различной этиологии, врожденными пороками и другими заболеваниями (ревматическая лихорадка, инфекционный эндокардит, миокардит, дилятационная кардиомиопатия, врожденные пороки (пролапс митрального клапана, дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки, коарктация аорты в грудном отделе), системная красная волчанка, атеросклеротическое поражение аорты, функциональные шумы при анемии, тиреотоксикозе, II триместре беременности, алкогольная и климактерическая кардиомиопатия).
Лечение
Показания для операции (ACC/AHA, 2006)
Выраженная регургитация +
СН 2-4 ФК при отсутствии тяжелой дисфункции ЛЖ (ФВ>0.3) или КСР>55 мм.
Без симптомов с нетяжелой дисфункцией ЛЖ (ФВ=0.3–0.6) или КСР≥40 мм.
У большинства пациентов реконструкция клапанов предпочтительнее протезирования
studfiles.net