Кто является собственником многоквартирного дома?
Кто является собственником многоквартирного дома?
Автор: Нифонтов Д.Ю.
Продолжение
Начало — http://maxpark.com/community/1574/content/6742370
Рассмотренный в настоящей публикации миф непосредственно связан с ранее развенчанными мифами о том, что якобы общее имущество в многоквартирном доме не принадлежит собственникам помещений в таком доме. Одним из аргументов отказа собственников квартир от права собственности на общее имущество является ссылка на то, что существует некий собственник многоквартирного дома, которому и принадлежит всё имущество в таком доме (в том числе – общее имущество), за исключением тех помещений, которые были приватизированы, куплены, иным способом приобретены в частную собственность каких-либо лиц. В качестве собственника многоквартирного дома сторонники лжетеории чаще всего называют государство или муниципальное образование, на территории которого расположен многоквартирный дом. В настоящей статье проанализируем приведённую позицию.
Суть лжетеории
Сторонники лжетеории полагают, что поскольку в СССР все здания, в том числе многоквартирные дома (далее – МКД), принадлежали государству, при передаче квартир в частную собственность в ходе приватизации собственник самих МКД не изменился, и им по-прежнему является государство. Максимум, что готовы признать лжетеоретики в части смены собственника многоквартирного дома – это передачу такого дома с баланса государства на баланс муниципалитета.
Таким образом, в здании, принадлежащим либо государству, либо муниципалитету, имеются отдельные помещения, которыми на праве собственности владеют физические или юридические лица. Соответственно, всё, что не входит в границы частной собственности (не находится в пределах квартир), в том числе и общее имущество, принадлежит или государству, или муниципалитету.
Лжетеоретики даже представляют некие выписки из ЕГРН, которые якобы подтверждают право собственности муниципалитета или государства на МКД.В настоящей статье попробуем разобраться, есть ли у многоквартирного дома собственник и что за выписки из ЕГРН представляют сторонники лжетеории в подтверждение права собственности на МКД.
Является ли МКД объектом права?
Первое, на что стоит обратить внимание, это само определение термина «многоквартирный дом».
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. ПП РФ от 28.01.2006 №47: «6. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством».
Уже из приведённого определения следует, что многоквартирный дом – это совокупность нескольких объектов недвижимости. К таким объектам относятся помещения в МКД, а также те элементы общего имущества, которые являются помещениями и земельным участком (то есть – именно объектами недвижимости).
Немаловажно отметить, что кроме помещений и элементов общего имущества в МКД больше ничего нет. То есть именно совокупность помещений и общего имущества образуют многоквартирный дом, и этот перечень исчерпывающий. Позиция, что в МКД могут быть помещения, принадлежащие отдельным собственникам, общее имущество, находящееся в долевой собственности собственников помещений, и что-либо ещё, не основана на законе – никакого «чего-либо ещё» в многоквартирном доме нет.
Таким образом, МКД – это совокупность объектов, принадлежащих различным собственникам.
А разве может существовать ситуация, в которой несколько вещей, находящихся в собственности различных лиц, в совокупности будут принадлежать некому иному лицу? Например, если два автомобиля принадлежат двум различным собственникам, то могут ли они совместно принадлежать некому третьему собственнику?
Конечно, пример с автомобилем можно привести иной. Например, два автомобиля, принадлежащие двум различным собственникам, используют некий гараж, принадлежащий иному, третьему собственнику. Чем не пример МКД? Но тут надо проанализировать основания использования такого гаража. Ведь очевидно, что автовладельцы, использующие чужой гараж, будут должны каким-то образом оплачивать такое использование. И порядок и размер такой платы будет определяться вовсе не на общем собрании автовладельцев, использующих гараж.
Но ведь существуют же гаражные кооперативы, существуют гаражи, порядок использования которых определяют именно автовладельцы? И в каких случаях это происходит? А происходит это тогда, когда эти самые гаражи принадлежат как раз этим автовладельцам, а если речь идёт о гаражном кооперативе, то принимают решения именно те автовладельцы, которые являются членами этих кооперативов, то есть – учредители, владельцы таких кооперативов.
Такая же логика присутствует в вопросах управления общим имуществом в МКД – распоряжаются этим имуществом собственники этого имущества. А собственниками общего имущества в МКД являются собственники помещений в таком МКД.
Собственники помещений в МКД владеют своими помещениями единолично и общим имуществом совместно. То есть, в качестве объектов права в МКД имеются отдельные помещения (в т.ч. квартиры), а также общее имущество собственников помещений. В совокупности несколько объектов права не образуют новый объект права. Таким образом, технически такой объект как «многоквартирный дом» есть, но МКД как объекта права не существует.
Следовательно, невозможно определить собственника многоквартирного дома в целом, поскольку при определении лиц, имеющих право собственности на отдельные элементы МКД, можно определить исключительно владельцев отдельных помещений в доме, которые в совокупности владеют общим имуществом в таком доме.
Что говорят документы?
Лжетеоретики любят оперировать юридическими терминами. Рассуждая о собственнике МКД, сторонники рассматриваемой лжетеории часто применяют бухгалтерские термины, заявляя, что «МКД находится на балансе муниципалитета».
Посмотрим, может ли МКД быть объектом бухгалтерского учёта.
Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2018-ст принят и введён в действие «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (далее – ОКОФ). Согласно Введению ОКОФ «ОКОФ применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учёта. организациями государственного сектора в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учёта. Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды».
ОКОФ присваивает код 100.00.00.00 группировке «Жилые здания и помещения». Важно отметить, что в указанной группировке нет такого вида объекта как «многоквартирные дома». То есть, такого объекта права как «многоквартирный дом» нет в принципе, многоквартирный дом не может быть на чьём бы то ни было балансе, не может быть объектом бухгалтерского учёта.
Многоквартирный дом существует как технический объект. При этом такого объекта права как «многоквартирный дом» не существует.
А как же выписки из ЕГРН, где чёрным по белому написано, что якобы собственником МКД является муниципалитет?
Рассмотрим одну из таких выписок, представленных лжетеоретиками . Предположим муниципалитет владеет помещениями в МКД. Если посмотреть сведения о правообладателе в Разделе 2, то такие сведения действительно будут содержат указание, что правом собственности обладает муниципальное образование. Но если посмотреть перечень объектов недвижимости, правом на которые обладает муниципалитет, то можно будет увидеть, что в качестве таких объектов перечислены только отдельные помещения дома. Причем, если внимательно посмотреть на номера этих помещений, то можно увидеть, что это далеко не все помещения – часть номеров пропущена, поскольку помещениями с пропущенными номерами владеет не муниципалитет, а иные собственники.
Таким образом, представленная Выписка содержит сведения о праве собственности лишь на отдельные помещения в МКД, а не на весь многоквартирный дом в целом. Сведений о праве собственности на какой-либо МКД в ЕГРН содержаться не может, а, следовательно, и никаких Выписок из ЕГРН, якобы подтверждающих право собственности какого-либо публичного образования (или вообще кого бы то ни было) на многоквартирный дом в целом, попросту не существует. Поскольку просто не существует такого объекта права как МКД.
Дополнительно стоит обратить внимание, что часть 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прямо устанавливает: «При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется».
Выводы
В настоящей статье доказано, что никакого «собственника многоквартирного дома» не существует. МКД является совокупностью помещений, принадлежащих отдельным собственникам, и общего имущества, находящегося в долевой собственности собственников помещений, и не является отдельным объектом права.
Многоквартирный дом не может находиться на чьём бы то ни было балансе.
Право собственности на МКД не может быть зарегистрировано в ЕГРН.
Государственной регистрации подлежит только право на отдельные помещения в МКД, и эта же регистрация права собственности на помещение одновременно является государственной регистрацией права собственности на долю в общем имуществе (часть 5 статьи 40, часть 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Мнение о возможности принадлежности права собственности на весь МКД какому-либо отдельному собственнику неверно и не основано на законе.
Определение и состав общего имущества в многоквартирном доме
Кому принадлежит и кто содержит ОИ в МКД
Общее имущество в многоквартирном доме функционально связано с жилыми помещениями и обслуживает их, поэтому не может рассматриваться как самостоятельный объект права, а принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности (п. 1 ст. 30 ЖК РФ). Так конкретный лестничный пролёт или другая часть ОИ не может принадлежать, например, собственнику квартиры на первом этаже, но все собственники вместе могут решить красить его или нет.
Каждый собственник обязан нести расходы не только на содержание того помещения, которое находится в его собственности, но и на содержание общего имущества в МКД (ч. 2 ст. 158 ЖК РФ).
Кто распоряжается ОИ
Собственники помещений содержат ОИ МКД за счёт своих средств, но, с другой стороны, они могут распоряжаться этим имуществом (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ). В частности, получать прибыль от передачи общего имущества в пользование третьим лицам, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 4 ст. 36 ЖК РФ). Например, можно сдать фасад дома под размещение рекламной конструкции.
Решения по вопросам управления, содержания и использования средств от аренды ОИ принимаются общим собранием собственников. Исключением являются вопросы, которые касаются использования общего имущества для обеспечения доступа инвалидов к помещениям в МКД. Установка необходимого для этого оборудования допускается без решения ОСС, но и без привлечения денежных средств собственников помещений в доме (ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ).
При голосовании количество голосов каждого собственника зависит от размера его доли в праве на общее имущество в МКД. Такая доля пропорциональна размеру общей площади помещения в доме, принадлежащего тому или иному собственнику. Чем больше площади находится в собственности, тем больше влияния собственник имеет в решении вопроса, поставленного на голосование (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
Что входит в состав ОИ
Перечень общего имущества в МКД, на которое возникает право собственности у собственников помещений в доме определён в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п.п. 2-9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
К общему имуществу относятся:
- помещения в доме, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в МКД:
- межквартирные лестничные площадки
- лестницы
- лифты и лифтовые шахты
- коридоры
- технические этажи
- чердаки
- подвалы и технические подвалы
- помещения, которые не принадлежат отдельным собственникам и предназначены для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий спортом и т.д.;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома;
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме и обслуживающее более одного помещения;
- земельный участок под домом и все объекты, которые на участке расположены:
- элементы озеленения и благоустройства
- иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.
Кроме того, к общему имуществу относятся все инженерные сети (пп. 1-9 гл. I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых ПП РФ от 13.08.2006 № 491):
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения;.
- внутридомовая инженерная система водоотведения;
- внутридомовая система отопления;
- внутридомовая система электроснабжения.
Определение состава ОИ
Без информации о составе общего имущества собственников в МКД и его состоянии невозможно принять решение о ремонте в доме или проконтролировать работу управляющей организации. Поэтому на одном из первых общих собраний необходимо утвердить состав ОИ.
Состав общего имущества определяется в соответствии с п. 1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 № 491:
- Собственниками помещений в доме – в целях выполнения обязанности по содержанию ОИ.
- Органами государственной власти – в целях контроля за содержанием ОИ.
- Органами местного самоуправления – в целях подготовки и проведения открытого конкурса по выбору УО.
roskvartal.ru
Что такое общее имущество мкд. Мифы ЖКХ: Кому принадлежит общее имущество
Общим имуществом собственников в многоквартирном доме признаются все элементы жилого многоквартирного дома (кроме жилых и нежилых помещений), предназначенные для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Состав и границы общего имущества определяются п. 1-9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и
ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
К такому имуществу относятся:
— фундамент, крыша, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома;
— помещения, не являющиеся частями жилых помещений (квартир) и нежилых помещений, предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме;
— инженерные коммуникации и оборудование (электрическое, санитарно-техническое и т.п.) за пределами и внутри здания, обслуживающие более одного помещения;
— земельный участок с элементами озеленения и благоустройства;- иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
Рассмотрим каждую категорию общего имущества по отдельности.
1. Фундамент, крыша, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома — несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и
иные ограждающие несущие конструкции; окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции.
Фундаментом является конструктивная основа дома, которая должна сохранять свои характеристики и показатели работоспособности долгие годы.
Крыша- это верхняя ограждающая конструкция здания, выполняющая несущие, гидроизолирующие и теплоизолирующие функции.
Следует отметить, что не все конструкции дома являются общим имуществом. Можно выделить два основных признака признания конструкций общим имуществом:
— конструкции обслуживают более одного помещения;
— конструкции являются ограждающими.
Ограждающие конструкции — строительные конструкции (стены, перекрытия, перегородки и т.п.), которые образуют наружную оболочку дома, защищающую его от воздействия тепла, холода, влаги, ветра, а также разделяют многоквартирный дом на отдельные помещения (квартиры, офисы и т.п.).
Кроме того, ограждающие конструкции подразделяются на:
— ограждающие несущие конструкции;
— ограждающие ненесущие конструкции.
Ограждающие несущие конструкции — конструкции, воспринимающие основные нагрузки и обеспечивающие прочность, жесткость и устойчивость дома. Кроме собственной массы они несут нагрузку от других частей здания (крыш, перекрытий) и опираются на фундамент.
Ограждающие ненесущие конструкции являются ограждениями, которые опираются на другие перекрытия и несут нагрузку собственной массы в пределах одного этажа. Нарушение несущей способности данных конструкций в процессе эксплуатации не вызывает каких-либо серьезных последствий. В обиходе их называют перегородками.
Например, межкомнатные стены в квартире не являются ограждающими конструкциями, так как разделяют только комнаты в квартире, не ограждая ее от других квартир, и обслуживают только эту квартиру. Следовательно, они не являются общим имуществом, и поэтому при перепланировке квартиры или переносе такой стены согласия других собственников помещений на это не требуется. Исключение составляют случаи, когда внутриквартирные стены отделяют квартиры собственников в коммунальной квартире.
Для справки
Коммунальная квартира — квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и /или собственникам, не являющимся членами одной семьи, совместно использующим вспомогательные помещения (места общего пользования квартиры) и инженерное оборудование в местах общего пользования.
Коммунальная квартира, как и многоквартирный дом, не является самостоятельным объектом права собственности. Объектами права собственности в коммунальной квартире являются жилые помещения — комнаты. В этом случае стены служат ограждающей конструкцией (значит, общим имуществом), так как разделяют помещение одного собственника от помещения другого, и их перепланировка одним собственником без согласия других не допускается.
Общим имуществом дома могут быть признаны так называемые «общие» балконы, лоджии, веранды, используемые двумя, тремя и более собственниками различных помещений и рассматриваемые как несущие и ненесущие конструкции дома. Приведем еще один пример общего имущества. Межэтажное перекрытие (по сути, потолок в квартире) является общим имуществом дома
nauet.ru
Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Общее имущество собственников квартир в многоквартирном домеПеречни имущества, которое находится в коллективной собственности, его обслуживание.
В ст. 290 Кодекса содержатся основополагающие нормативные положения касательно специфики общедомового имущества, принадлежащего владельцам квартир в многоквартирных домах. Далее мы рассмотрим, что понимают под коллективным имуществом в таких домах, как появляется общедолевая собственность на данное имущество, а также некоторые другие аспекты.
Понятие общего имущества в МКД
Помимо непосредственно жилых помещений, владельцы квартир, находящихся в МКД, обладают имущественным правом на объекты коллективного имущества. Понятие определяется исходя из специфики такого имущества и его правового положения.
Объединение имущества, которое не относится к жилью в МКД, но находится в собственности различных лиц
Сам факт того, что физическое лицо получает имущественное право на жилое помещение в МКД, свидетельствует о том, что у данного гражданина уже возникает право на общедомовые объекты инфраструктуры.
Другими словами, субъект гражданских отношений не осуществляет волеизъявления, а получает данное право в силу установленных юридических фактов. Волеизъявление субъекта существует лишь в отношении непосредственно жилого помещения, которое приобретается гражданином, но в силу того, что существование квартиры отдельно от остальной инфраструктуры коллективного пользования невозможно в принципе, рассмотрение общедомового и внутриквартирного имущества стоит осуществлять в объединении.
Пользование и распоряжение общедомовым имуществом может осуществляться по взаимному согласию владельцев квартир в МКД. При возникновении споров и разногласий касательно пользования общедомовыми объектами инфраструктуры вопросы могут быть решены в порядке судебного слушания.
Перечни имущества, которое находится в коллективной собственности, его обслуживание
Действующие ранее и имеющие силу на настоящий момент законодательные акты устанавливали различные перечни общедомового имущества, которое находится в собственности у жителей МКД.
В настоящее время два нормативных документа регламентируют перечень общедомового имущества, которое находится в коллективной долевой собственности у жильцов МКД:
- ст. 36 ЖК РФ;
- ст. 290 ГК РФ.
ГК РФ регламентирует объекты коллективного пользования, которые принадлежат владельцам жилых помещений в МКД наряду с их непосредственно занимаемыми площадями для целей личного проживания:
- общедомовые помещения;
- несущие конструктивные элементы МКД;
- техническое, электрическое и прочее оборудование и агрегаты, находящиеся внутри или за пределами квартиры.
Несколько расширенный список общедомового имущества находит определение в ЖК РФ:
- помещения в МКД, имеющие целевое назначение по обслуживанию более одной квартиры, а именно:
— o лестничные площадки;
— o лифтовое оборудование;
— o коридорные помещения;
— o этажи технического назначения;
— o подвалы и чердаки. - прочие помещения, которые не принадлежат на праве собственности кому-либо из владельцев квартир в МКД, предназначенные для целей удовлетворения различных потребностей жителей, в том числе для организации досуга, культурно-массовых мероприятий, занятий физкультурой и спортом и др.;
- крыши, несущие и ненесущие конструктивные элементы МКД;
- участок земли, на котором расположен МКД, в том числе совместно с зелеными насаждениями и прочими элементами благоустройства придомовой территории.
Появление общедолевой собственности на общедомовые объекты инфраструктуры
И в ГК РФ, и в ЖК РФ определяется норма о появлении общей долевой собственности на объекты коллективного пользования у владельцев квартир в МКД. Изначально в Законе об основах федеральной жилищной политики (в настоящее время утратил силу) указывалось на возможность использования в таких случаях как долевой, так и совместной собственности.
Тем не менее, использование долевой собственности более предпочтительно в таких случаях, чем совместной, что и было принято во внимание законодателем. Так, при использовании совместной собственности вместо долевой продажи квартир были бы затруднительны в силу факторов:
- необходимости определения доли на общедомовое имущество;
- дальнейшего отчуждения квартиры вместе с этой долей;
- необходимости новому собственнику после приобретения жилого помещения в МКД объединять свою часть объектов общедомового имущества с остальными.
Критерий, в силу которого осуществляют определение доли в составе общедолевой собственности
Доля на объекты общедомового имущества определяется исходя из совокупной площади занимаемого собственником жилого помещения. Определение доли производится пропорционально площади квартиры, находящейся в собственности.
Другими словами, чем больше площадь жилого помещения, чем большая доля из состава общедомового имущества причитается владельцу квартиры в МКД.
Значение общедомового собрания и процесса его проведения с точки зрения права
Ст. 44 ЖК РФ содержит в себе положение о том, каким значением с точки зрения права располагает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме – это орган, решающий управленческие вопросы посредством обсуждения и утверждения решений.
Компетенция, которой располагает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме касательно обсуждения и утверждения нижеследующих решений:
- о реконструкции МКД;
- о границах использования участка земли, на котором располагается МКД, и ввод ограничений на пользование данным участком;
- о выборе метода формирования фонда капремонта;
- о передаче в пользование общедомового имущества другим лицам;
- о выборе метода осуществления управления МКД;
- прочие вопросы.
Ст. 45 ЖК РФ также гласит о некоторых правовых особенностях, на основе которых должно происходить общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме:
- проведение требуется как минимум один раз в 12 месяцев;
- помимо обязательного ежегодного любой владелец квартиры в МКД имеет право высказать инициативу о реализации внеочередного;
- общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме будет действительным, если в таковом участвовали собственники, владеющие более чем 1/2 голосов от их совокупного числа;
- вопросы могут решаться только в отношении заявленных ранее, таким образом, любое отклонение от не включенных в повестку дня вопросов будет рассматриваться как неправомочное.
Результатом осуществления любого собрания, в том числе и внеочередного, является протокол. Порядок оформления и удостоверения данного документа регламентируется общедомовым собранием.
Управомоченное лицо (к примеру, председательствующий совета МКД) обязано довести до сведения всех владельцев жилых площадей в МКД о вопросах, решенных в результате общедомового собрания, не позже 10 календарных дней с момента решения соответствующих вопросов повестки дня.
Вопрос-ответ
Аренда общего имущества
„
Может ли физ лицо сдавать в аренду общее имущество многоквартирного дома? Соберать деньги на личном счету, платить НДФЛ 13% и потом якобы тратить на нужды дома?
“
Елена31.07.2019 08:56
Добрый день. Разумеется, не может.
ЖК РФ Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Коханов Николай Игоревич31.07.2019 09:16
Задать дополнительный вопросЕлена31.07.2019 09:22
А если на общем собрании решим дать ему эти права, то должны открыть ТСЖ или как физ лицо он сможет брать аренду?
Можно и без тсж, уполномочив решением общего собрания соответствующее лицо.
На счет налогообложения есть разные разъяснения Минфина РФ. Открытым остается вопрос в предоставлении справок по ф. 2-НДФЛ в налоговый орган по каждому физическому лицу или по только по уполномоченному.
ГК РФ Статья 248. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Ниже привожу выдержки:
Сдающиеся в аренду фасады и подвалы многоквартирных домов формируют доход собственников квартир, подлежащий обложению НДФЛ. Собственники помещений в многоквартирном доме в случае сдачи в аренду общего имущества получают доход, подлежащий обложению НДФЛ. Налог в этом случае физическими лицами должен уплачиваться самостоятельно
(письмо Минфина России от 25.05.2016 № 03-04-06/30023)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 2013 г. N 03-04-06/33598
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что общество заключило с физическим лицом договор аренды нежилого помещения, находящегося в долевой собственности нескольких физических лиц. При этом по договору арендодателем является один из собственников указанного помещения, на счет которого общество- арендатор перечисляет суммы арендной платы.
Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи , обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса.
Лицом, получающим от организации-арендатора доход в виде сумм арендной платы, является арендодатель. С выплачиваемых ему доходов общество, исполняющее обязанности налогового агента, должно исчислять, удерживать и перечислять в соответствующий бюджет суммы налога в установленном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 226 Кодекса, если арендодатель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и сдача в аренду помещений является видом его предпринимательской деятельности, исчисление налога с сумм арендной платы организацией — источником выплаты дохода (обществом) не производится.
При этом, если имущество сдано в аренду не физическому лицу, а организации, данная организация будет являться налоговым агентом по отношению к собственникам и сама должна исчислять и уплачивать за них НДФЛ, соответственно, выплачивая арендную плату уже за минусом налога:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов собственников
…
помещений в многоквартирном доме, полученных по договору аренды нежилого помещения, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.Таким образом, денежные средства, подлежащие выплате по договору аренды, заключенному организацией-арендатором с представителем собственников помещений в многоквартирном доме,носят для указанных
собственников помещений характер экономической выгоды и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и
уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со
ст. 224 Кодекса. Указанные российские организации являются налоговыми агентами.Исходя из изложенногоналоговым агентом в отношении доходов собственников помещений в многоквартирном доме по договору аренды признается организация-арендатор,заключившая такой договор с представителем собственников указанных помещений. На такую организацию возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет сумм налога на доходы физических лиц.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
По поводу налогообложения лучше все же уточнить в налоговой.
Сайботалов Вадим Владимирович31.07.2019 13:25
Задать дополнительный вопросЗа более подробной консультацией Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (495) 228-26-51 адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18 [email protected] http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Дубровина Светлана Борисовна01.08.2019 00:00
Задать дополнительный вопросОбщее имущество многоквартирного дома, находящее в другом нежилом здании, имеющим одного собственника.
„
Здравствуйте. Труба теплоснабжения, обеспечивающая собственников многоквартирного дома находится в другом нежилом доме. Кто имеет право заключать договор аренды с собственником помещений, где находится труба собственников многоквартирного дома, собственники многоквартирного дома или управляющая организация?
“
Ирина24.07.2019 19:59
Добрый день! Управляющая организация имеет право заключать договор аренды с собственником помещений, где находится труба собственников многоквартирного дома. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/14e9738be002fe3ab76c0d580b863aac1ac65fb7/ https://advokat-malov.ru/sobstvennost/obshhee-imushhestvo-sobstvennikov-kvartir-v-mnogokvartirnom-dome.html http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ef9450d47396aa2c9646eddb2126895406ce5b04/
Дубровина Светлана Борисовна26.07.2019 16:56
Задать дополнительный вопросПокупка оборудования для общего пользования жильцами многоквартирного дома
„
Принято решение о замене насоса (установленный застройщиком недостаточной мощности, до верхних этажей не доходит вода). Деньги планируют собирать с жильцов. Подскажите, пожалуйста, сумма должна быть разделена пропорционально площади квартир, количеству жильцов (В однокомнатной могут жить трое, а в двушке- Один человек) или с каждой квартиры взнос на покупку насоса должен быть одинаковый? Какими документами регламентируется покупка оборудования в общее пользование? Благодарю за ответ.
“
Светлана 01.04.2019 21:05
Опечатка в договоре на долевое строительство
„
Здравствуйте. сдаётся дом, должны сдать-Принять коммерческое помещение в цоколе. По приложению к договору — перечню выполненных работ есть пункт монтажа витража и входной группы из металлопластика. Застройщик ошибочно внёс этот пункт. Согласно этому пункту составлена претензия на выполнение этих видов работ. Половина претензии удовлетворена — монтаж входной группы из металлопластика- установили козырёк. Взамен монтажа витража просим установить решётки. Застройщик вдруг? идёт навстречу и предлагает стеклопакет , не влечёт ли это доплаты за остеклённые метры по сути общедлмовой территории и чем это чревато это для дольщика ? Наступление каких то Доп обязательств со стороны дольщика в связи с этим остеклением. При этом в проекте этого витража нет.
“
Эля26.02.2019 02:01
Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов [email protected] По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 [email protected] http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Дубровина Светлана Борисовна09.03.2019 10:17
Задать дополнительный вопросСогласна с коллегой.
Захарова Елена Александровна10.03.2019 11:00
Задать дополнительный вопросОбщедомовое имущество
„
Добрый день! На общем собрании собственников принято решение об установке забора, ограждающего придомовую территорию. При этом плата за установку забора этим же собранием установлена не с кв.м в собственности, а с квартиры. Естественно, что для владельцев трёхкомнатных квартир это выгодно, а для владельцев студий нет. Но голоса в протоколе общего собрания учитываются с кв.м, в связи с чем у собственников больших площадей явное преимущество в перевесе голосов и принятии удобного им решения. Правомерно ли такое решение? Какой кворум должен быть при подсчёте голосов?
“
Анна21.09.2018 08:50
Здравствуйте! Кворум должен быть указан в учредительных документах ТСЖ. Данное решение можно обжаловать в суде. Можете обратиться в нашу компанию, предварительно записавшись к нашим специалистам по телефону, указанному на сайте. Скидка по промокоду «МИП» 50%.
Карпов Михаил Викторович21.09.2018 18:16
Задать дополнительный вопросТак и есть, согласен с коллегой.
Газзаев Николай Валерьевич22.09.2018 13:17
Задать дополнительный вопросadvokat-malov.ru
Кто «собственник» жилищного фонда | Защита потребителей в сфере ЖКХ
Источник: Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ
Автор: Дмитрий Гордеев
В нормативных актах различного уровня и в повседневной деятельности руководителей и специалистов ЖКХ нередко применяются такие термины, как «муниципальный жилищный фонд», «собственник жилищного фонда» и другие, связанные с ними понятия. Их неверное понимание приводит к ошибкам, которые могут иметь серьезные последствия.
Публикуемый анализ ряда важнейших понятий в области жилищной недвижимости призван помочь руководителям и специалистам органов управления ЖКХ регионального и муниципального уровня, руководителям организаций ЖКХ правильно применять рассматриваемые термины.
Кто «собственник» жилищного фонда
С имущественной принадлежностью жилищного фонда связано достаточно много привычных понятий и терминов, таких как: «муниципальный (государственный, ведомственный, частный) жилищный фонд», «собственник жилищного фонда», «собственник многоквартирного дома», «собственник домовладения», «дома ТСЖ», «дома ЖСК», «частный сектор» и ряд других. При этом нередко термины используются в значении, не совпадающем с их законодательным определением.
Прежде чем переходить к анализу конкретных терминов и понятий, необходимо сказать несколько слов о подходах к их установлению и использованию.
Система терминов в жилищной сфере помогает однозначно воспринимать понятия, используемые в законах и изданных на их основе иных правовых актах. В основе любой системы терминов, раскрывающих близкие понятия, заложена своя логика. Так, раскрытие законодателем
содержания базового понятия «жилищный фонд» произведено путем установления круга объектов недвижимости, предназначенных для проживания людей. Для определения производных понятий «муниципальный жилищный фонд», «государственный жилищный фонд» и «частный жилищный фонд» используется критерий собственности на жилищный фонд. Термины «ведомственный жилищный фонд», «собственник жилищного фонда», «собственник многоквартирного дома», «дома ТСЖ», «дома ЖСК» и «частный сектор» связаны с принадлежностью жилищного фонда различным субъектам или с их участием в определении порядка его использования.
Термины имеют разные основания для применения. Одни понятия раскрыты законодательно в подзаконных актах (легальные термины), другие (неформальные термины) -в методических документах и сложились в результате профессионального общения специалистов ЖКХ.
Ряд терминов используется не только в том акте, в котором они раскрыты, а является обязательным для всей сферы регулируемых отношений. Это относится, например, к основным понятиям, указанным в ст. 1 Закона РФ от 24.12.92 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». Применение других терминов ограничено одним актом. В этом случае в акте прямо указано: «…в настоящем Федеральном законе (указе, постановлении и т. п.) используются следующие основные понятия (термины, определения)…»
Жилищный фонд
Для правильного определения понятия «муниципальный жилищный фонд» необходимо сначала проанализировать более общее понятие — «жилищный фонд», которое дано в ст. 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»*: «…жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома <…>, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания».
Под жилыми помещениями понимаются помещения, предназначенные для проживания граждан (п. 2 и 3 ст. 288 ГК РФ). Поэтому упоминание в определении понятия «жилищный фонд» жилых домов необходимо отнести в первую очередь к одноквартирным домам*. Свидетельством такого вывода является и определение в ст. 673 ГК РФ объекта договора найма жилого помещения, в п. 1 которой установлено, что «объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома)».
К жилищному фонду нельзя механически отнести все, что входит в состав жилого дома. Нежилые помещения понятием «жилищный фонд» не охватываются. Это вытекает из смысла, вкладываемого законодателем в понятие «жилищный фонд» в ст. 1 и 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики». Нежилые помещения являются неотъемлемой частью жилых домов, но они не предназначены для проживания граждан.
Нежилые помещения, используемые для размещения магазинов, отделений банков, парикмахерских, нотариальных контор, юридических консультаций, управляющих и жилищно-эксплуатационных организаций, мастерских бытового назначения, в состав жилищного фонда не входят. Они являются самостоятельными объектами недвижимости и принадлежат конкретным физическим или юридическим лицам, муниципальным образованиям и иным субъектам права.
В состав жилищного фонда не входят также общие помещения дома, являющиеся составной частью общего имущества многоквартирного дома: подвальные и чердачные помещения, лестницы, колясочные, технические помещения (трансформаторные, мусоросборные камеры) и проч. Конкретным собственникам жилых помещений принадлежит лишь доля в праве на общее имущество, и это право производно от права собственности на индивидуальные (не общие) жилые и нежилые помещения. Это имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений и не принадлежит какому-то одному из них.
Муниципальный жилищный фонд
Определение «муниципальный жилищный фонд» дано в ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», в которой представлена классификация всех видов жилищного фонда. Основным отличительным признаком классификации жилищного фонда являются различные виды собственности на жилые помещения. Муниципальный жилищный фонд — это «фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий
или оперативном управлении муниципальных учреждений».
Как видно из определения, в состав муниципального жилищного фонда входит и ведомственный фонд, который находится в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Государственный жилищный фонд
Термин «государственный жилищный фонд» должен пониматься с использованием того же алгоритма, что и термин «муниципальный жилищный фонд». С учетом определения понятия «жилищный фонд» под государственным жилищным фондом следует понимать совокупность жилых помещений, находящихся в государственной собственности (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), включая ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а также в отдельных субъектах Российской Федерации, в которых используются системы организации местного самоуправления только на уровне районов в городах или в сельских поселениях, жилые помещения в муниципальную собственность муниципалитетов (районов в городах или сельских поселениях), как правило, не передавались, а остались в государственной собственности субъектов Российской Федерации. В этом случае такой жилищный фонд является государственным.
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
Важной особенностью правового режима объектов недвижимости в многоквартирных домах является то, что всем собственникам жилых помещений наряду с принадлежащими им помещениями принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество в доме (ст. 244-249, 289 ГК РФ). Перечень такого имущества приведен в ст. 290 ГК РФ. Это общие помещения дома (по старой терминологии — «места общего пользования»), несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
К такому имуществу следует отнести, например, лифты, мусоропроводы, телеантенны, электрические, телефонные, радио- и инженерные сети отопления, водоснабжения и водоотведения, общедомовые или коллективные приборы учета электрической и тепловой энергии, воды, газа, насосы, вентиляционное оборудование и т. п. Это имущество не может быть произвольно присвоено одним из собственников. Оно следует судьбе жилых помещений и не может участвовать в обороте в качестве самостоятельных объектов. Доля в праве собственности на общее имущество жилого дома, принадлежащее собственникам различных квартир, не может отчуждаться (передаваться) отдельно от права собственности на квартиру.
Ведомственный жилищный фонд
В применении понятия «ведомственный жилищный фонд» есть определенные особенности. Под ведомственным жилищным фондом нередко ошибочно понимается совокупность жилых домов, которые были первоначально построены за счет средств предприятий. Зачастую эти бывшие государственные или муниципальные предприятия после приватизации стали частными, но в их уставный капитал не были включены объекты жилищного фонда. В ряде случаев передача такого жилья приватизированными предприятиями и обязанность его приема в муниципальную собственность органами местного самоуправления не выполнялись в течение установленного срока со дня утверждения плана приватизации. По этой причине такое жилье или брошено, или обслуживается учреждениями и организациями, не относящимися к муниципальной собственности.
Требование о передаче муниципальным образованиям ведомственного жилищного фонда предусмотрено Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики». Согласно ст. 9 этого Закона при изменении отношений собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен был в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан быть передан:
1) в полное хозяйственное ведение или оперативное управление
правопреемникам этих предприятий, учреждений (если они определены), иным юридическим лицам. Поскольку имущество может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении только государственных и муниципальных предприятий и учреждений, то организациям других организационно-правовых форм жилищный фонд передаваться не мог;
2) в ведение органов местного самоуправления, т. е. первоначально в муниципальную казну соответствующего муниципального образования, а потом, возможно, в хозяйственное ведение или в оперативное управление муниципальных предприятий и учреждений.
Органы местного самоуправления обязаны были принять на баланс жилые помещения, находившиеся ранее в собственности предприятий, и заключить, в случае необходимости, договоры с приватизированными предприятиями — бывшими балансодержателями, предусматривающие их «обязательства по содержанию объектов жилой и социально-бытовой сферы».
Определение «ведомственный жилищный фонд» дано в ст. 7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой к государственному ведомственному фонду Российской Федерации относится жилищный фонд, «состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной
государственной собственности’, к государственному ведомственному фонду субъекта Российской Федерации — соответственно, относящихся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, а к муниципальному ведомственному фонду — жилье, находящееся «в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений». Естественно, имеются в виду жилые помещения, находящиеся в соответствующей собственности. Из Закона следует, что закрепление квартир за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления является существенным признаком ведомственного жилищного фонда.
Запрещение приватизации жилищного фонда и объектов его инфраструктуры (в т. ч. в составе имущественного комплекса унитарного предприятия) изменяющими вид собственности организациями установлено Федеральным законом от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Из-за ошибочного понимания понятий «жилищный фонд» и «ведомственный жилищный фонд» к такому фонду иногда относят и квартиры, находящиеся в частной собственности граждан («частный жилищный фонд») и расположенные н домах, в которых другая часть квартир ранее находилась в собственности приватизируемых предприятий, но которые не были переданы в муниципальную собственность. Приватизированные квартиры в таких домах и до, и после приватизации государственных организаций продолжают относиться к частному жилищному фонду. При приватизации государственных предприятий с государственной на муниципальную должна поменяться лишь форма собственности на неприватизированные квартиры. Если квартиры, находившиеся в государственной собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, после приватизации государственных предприятий не были приняты в муниципальную собственность, то форма собственности на них не изменилась и осталась государственной. Частные квартиры в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и учреждений находиться, естественно, не могут.
В отдельных случаях муниципалитеты, не приняв эти жилые помещения в свою собственность, тем не менее распоряжаются таким жильем как своим и принимают решения о заселении таких квартир на условиях социального найма, выдавая на них для заселения ордера, а иногда санкционируют их приватизацию. Но в большинстве случаев наниматели квартир в таких домах остаются без наймодателя. Понимание термина «ведомственный жилищный фонд» влияет на реализацию прав граждан.
Известны случаи нарушения прав граждан, проживающих в так называемых ведомственных домах, на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Это происходило тогда, когда муниципальные службы субсидий отказывали гражданам, проживающим в таких домах, в предоставлении права на субсидии, объясняя это тем, что согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 02.08.99 № 887 «предприятия и организации, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный жилищный фонд, (имеется в виду как раз государственный ведомственный жилищный фонд Российской Федерации и субъектом Российской Федерации. — Примем авт.) и оказывающие жилищно-коммунальные услуги, компенсируют в порядке, устанавливаемом государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, за счет собственных средств затраты, связанные с предоставлением субсидий имеющим на это право гражданам, проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному фонду».
При точном понимании Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» под действие этой нормы постановления № 887 попадают только дома, все жилые помещения в которых относятся к государственному ведомственному жилищному фонду. Но эта норма не дает основания полагать, что дома, в которых часть квартир находится в частной собственности, становятся ведомственными. Всем гражданам, проживающим в подобных, так называемых ведомственных домах, субсидии должны были предоставляться с возмещением обслуживающим и ресурсоснабжающим организациям расходов на предоставление субсидий. При этом право на субсидии на основании представленных документов всегда должно было определяться муниципальными службами субсидий. В случаях, когда соответствующее государственное предприятие или учреждение, затрудняя реализацию прав граждан на субсидии, не давало гражданам документы о составе семьи или о начисленных платежах, местным службам субсидий необходимо было официально истребовать эту информацию у государственных предприятий и учреждений, или их правопреемников, или у любых других организаций, предоставляющих гражданам жилищные и коммунальные услуги. Можно было использовать квитанции и документы
о регистрации, представляемые самими гражданами.
Есть целый ряд случаев, когда предприятий, ранее являвшихся балансодержателями ведомственного жилищного фонда, уже давно не существует, но муниципалитет еще не принял такие жилые помещения и по этой причине не организовал жилищно-коммунальное обслуживание проживающих в доме. При этом иногда игнорируются интересы нанимателей, не приватизировавших свои квартиры, за условия проживания которых полностью отвечает наймодатель.
Собственник многоквартирного дома, собственник домовладения
В отличие от законодательного содержания, иногда под муниципальным и государственным жилищным фондом понимается совокупность всех многоквартирных домов поселения за исключением домов, в которых созданы ТСЖ, ЖК (ЖСК), и индивидуальных домов, находящихся в частной собственности. В качестве одного из аргументов такой позиции приводится факт нахождения многоквартирных домов поселения на балансе муниципальных предприятий и учреждений, которые обслуживают эти дома. Такое понимание термина «муниципальный жилищный фонд» и аргументация представляются ошибочными.
Как известно, сейчас в большинстве многоквартирных домов жилые помещения находятся в собственности нескольких собственников. Часть квартир или комнат в коммунальных квартирах приватизированы, другие получены в наследство, третьи приобретены по договорам купли-продажи. Все они находятся в частной собственности физических или юридических лиц (частный жилищный фонд). Собственниками квартир в многоквартирном доме наравне с муниципалитетами и гражданами могут быть и субъекты Российской Федерации, и сама Российская Федерация (государственный жилищный фонд). Нередки случаи нахождения в частной собственности и нежилых помещений. Подобные дома нельзя называть муниципальным жилищным фондом, поскольку они таковыми в действительности не являются. Многоквартирные дома, все квартиры и нежилые помещения в которых находятся в муниципальной собственности, встречаются крайне редко. К данному виду жилищного фонда можно отнести только жилые помещения в подобных домах.
В таких домах отсутствует общее имущество, поскольку собственник всех квартир — муниципалитет, и общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат ему не на праве общей долевой собственности, а на праве единоличной собственности.
Только такой единоличный собственник многоквартирного дома может называться собственником жилищного фонда или собственником многоквартирного дома. Он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (всем домом), не согласовывая это с другими лицами, поскольку иных собственников помещений нет. Юридическим подтверждением права собственности на весь дом должен быть не учет муниципального имущества в соответствующих органах по управлению имуществом и тем более не внутренний бухгалтерский учет организации. Главным подтверждением права собственности муниципального образования на недвижимость и прав хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальных предприятии или учреждений является государственная регистрация прав в Едином государственном реестре, подтвержденная свидетельством. Государственная регистрация представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения права собственности на недвижимость.
Если в многоквартирном доме появляются два или более собственников помещений, то весь дом уже не находится в собственности одного (главного) собственника. В этом случае право единственного собственника на индивидуально определенную вещь (дом) трансформируется в его право на индивидуально определенные помещения и долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также на права других собственников на соответствующие помещения и на их доли в праве общей собственности. Сведения о прецедентах выдачи свидетельства о праве собственности муниципального образования на весь многоквартирный дом, в котором помещения принадлежат нескольким лицам, отсутствуют.
Ошибочное толкование и применение органами местного самоуправления законодательного понятия «муниципальный жилищный фонд» как «муниципальные дома» нередко приводило и приводит к ущемлению прав и законных интересов других собственников жилых помещений. Практически всегда органы местного самоуправления без согласия граждан и организаций, имеющих в собственности помещения в многоквартирных домах, единолично назначают одну управляющую организацию для всех жилых домов поселения или района. В свою очередь такие службы единого заказчика зачастую отдают предпочтение жилищно-эксплуатационным и специализированным организациям муниципальной формы собственности. Недопущение альтернативы сказывается на качестве обслуживания многоквартирных домов.
Для устранения негативных последствий игнорирования воли части собственников помещений в многоквартирных домах необходимо законодательно ограничить возможность принятия односторонних решений исполнительными органами местного самоуправления о выборе управляющей организации. Это необходимо учесть в готовящемся проекте Жилищного кодекса Российской Федерации.
Другим следствием отнесения к муниципальному жилищному фонду всех многоквартирных домов, в которых не созданы объединения собственников жилья, и индивидуальных жилых домов является административное внедрение органов местного самоуправления в.; процесс регулирования денежных расчетов собственников помещений в многоквартирных домах за жилищно-коммунальные услуги. При этом нарушается компетенция органов местного самоуправления, которые могут определять условия оплаты жилья и коммунальных услуг для своих нанимателей только в договорах социального найма и найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. Содержание этих договоров должно соответствовать федеральным законам,
указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства РФ. Принимать на местном или региональном уровне гражданско-правовые нормы, регулирующие оплату жилья и коммунальных услуг, муниципалитеты и органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе.
Гражданское законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Поскольку жилищное законодательство состоит в основном из гражданско-правовых и административно-правовых норм, то только последние могут устанавливаться субъектами Российской Федерации, да и то в части, не противоречащей федеральному законодательству.
Отдельные муниципалитеты осуществляют регулирование порядка оплаты жилья и коммунальных услуг, мотивируя тем, что большинство граждан живут в муниципальном жилищном фонде, и они, как его собственники, вправе устанавливать обязательные правила оплаты ЖКУ. Неправомерность такого подхода уже анализировалась на страницах журнала.
Таким образом, в настоящее время нет правовых оснований считать многоквартирные дома, которые управляются и обслуживаются муниципальными службами заказчика и числятся на их балансе, муниципальным жилищным фондом. Исключение составляют многоквартирные дома, в которых все (100%) жилые и нежилые помещения находятся в собственности муниципального образования.
Учет муниципального (государственного) жилищного фонда
В качестве одного из аргументов причисления к муниципальному (государственному) жилищному фонду поселения многоквартирных домов, в которых есть квартиры,
находящиеся в частной собственности, приводится факт их нахождения на балансе муниципальных (государственных) предприятий и учреждений, которые управляют и обслуживают эти дома.
Это является следствием ошибочного понимания объектного состава муниципального жилищного фонда или сознательным нежеланием изменять сложившийся учет в подавляющем числе муниципальных образований. За муниципалитетами после начала приватизации жилых и нежилых помещений осталась числиться часть не принадлежащего им имущества в виде приватизированных квартир, комнат и нежилых помещений в многоквартирных домах. Этот учет ведется в органах местного самоуправлении, уполномоченных осуществлять «правление муниципальным имуществом.
В настоящее время в Российской Федерации около 70% жилья находится в частной собственности. Можно допустить, что приблизительно такое же соотношение частной и публичной собственности на жи-1ые помещения в среднем в большинстве поселений страны. В различных многоквартирных домах доля квартир, находящихся в частной собственности граждан и организаций, может колебаться от 40 до 90%. Все жилые помещения находятся в частной собственности чаще всего в домах-новостройках. Но и в них часть квартир застройщики отдают муниципалитетам в качестве платы в предоставление земельного участка, подключение к коммунальным сетям.
Тем не менее органы местного самоуправления часто передают в хозяйственное ведение предприятиям и в оперативное управление учреждениям жилищный фонд целыми домами без исключения квартир, не принадлежащих муниципальным образованиям. Местами такое закрепление сохранилось с тех пор, когда весь жилищный фонд передавался из государственной в муниципальную собственность до начала приватизации.
Муниципальные предприятия и учреждения, создаваемые для управления и обслуживания жилья, принимают передаваемый им в хозяйственное ведение или оперативное управление жилищный фонд на свой баланс. Такие действия выгодны им, поскольку исключают какую-либо конкуренцию и гарантируют их несменяемость в качестве управляющих.
При таких действиях искажается не только содержание экономических отношений, но и нарушается законодательство о бухгалтерском учете. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» вопрос принятия объекта недвижимого имущества к бухгалтерскому учету решается в зависимости оттого, кому принадлежит право собственности на него. Поскольку жилые помещения и доли общего имущества многоквартирных домов, находящиеся в частной и государственной собственности, не являются муниципальным имуществом, то в соответствии с законом регистрация и обобщение информации об имуществе, являющемся собственностью организаций, и обязательствах организаций (объекты бухгалтерского учета) производятся обособленно от имущества и обязательств других лиц (ст. 1 и п. 2 ст. 8 Закона).
Учет своего имущества должен производиться каждым собственником в отдельности. При этом физические лица не обязаны вести учет, подобный бухгалтерскому.
Органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации для исправления ситуации с искажением учета жилищной недвижимости необходимо исключить из учета жилищного фонда, находящегося в казне или переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление своим предприятиям и учреждениям, жилые и нежилые помещения и доли в праве на общее имущество многоквартирных домов, которые в результате приватизации и гражданско-правового оборота выбыли из публичной (муниципальной и государственной) собственности.
Необходимо проведение мероприятий по исправлению бухгалтерского учета недвижимости, принадлежащей государствуй муниципалитетам. Для этого государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям необходимо внести в свои бухгалтерские балансы изменения, направленные на изъятие из них объемов жилых и нежилых помещений и долей в общем имуществе многоквартирных домов, находящихся в частной собственности юридических и физических лиц. Новый учет должен вестись так, как, например, учитываются отдельные квартиры в жилых домах, которые никогда ранее не относились к муниципальному жилищному фонду.
Дома (жилищный фонд) ТСЖ или ЖСК
Несколько слов о домах, которые иногда называют «дома (жилищный фонд) ТСЖ» или «дома (жилищный фонд) ЖСК». Обособление этих домов от домов муниципального или государственного жилищного фонда чаще всего связывают с тем, что они относительно редко обслуживаются муниципальными организациями ЖКХ и, естественно, не числятся на балансе муниципальных или государственных управляющих жилищных организаций.
В разделе 4 «Учет основных средств» Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья говорится о «передаче товариществу на баланс жилого здания» и об учете ТСЖ «на своем балансе жилых домов». В Рекомендациях со
maxpark.com
Собственник МКД и собственник квартиры не одно и тоже
Идею подал Вадим Постников.
С Божьей помощью доползли до истинного понимания, что творится в сфере ЖКХ. Со счетов нельзя сбрасывать британский либерализм, политику Маргарет Тэтчер и ее партии, которая является продолжателем политики Черчиля. Отсюда и ненависть на Сталина, что он одержал победу во второй мировой войне.
А Маргарет Тэтчер без войны сумела подкупить Горбачева и развалить СССР.
Сейчас США ставку делает на жену Медведева Светлану. Об этом написано в книге. Злопыхателям не стоит устраивать истерию.
Опубликованные статьи говорят о том, что Медведев торопится передать всю сферу ЖКХ в частные руки. Это требование МВФ, это политика партии Маргарет Тэтчер.
Зная врага в лицо, можно успешно от врага избавиться.
Вся нелепость в жилищном законодательстве внесена не случайно. Показан красивый фантик с загнившейся конфеткой.
Власть, действуя в интересах британских капиталистов, внесла в головы собственников квартир полную неразбериху.
Итак, юристы, законодатели издают законы, а бухгалтера, экономисты, аудиторы документально закрепляют их.
Если закон документально не закреплен на практике, то закон является обычной фикцией.
Российский законодатель наиздавал законы для британских собственников, а не для собственников квартир. На собственников квартир взвалили оброк по полной программе.
В России имеются государственные жилые дома, общежития, ведомственные дома, коммерческие дома, появились доходные дома, частные дома, коттеджные дома и т.д.
У каждого дома имеется свой собственник. Каждый собственник жилого дома имеет свидетельство на жилой многоквартирный дом.
И вот в этом свидетельстве должно быть указано не только имущество общего пользования, количество квартир, нежилые помещения, но и конкретный собственник МКД, общежития и т.д., или собственники в долевом участии.
Государственные дома сохранили своего собственника или нет, никто толком не знает, поскольку документы под грифом «Секретно».
Собственниками коммерческих домов являются, скорее всего, инвесторы строительства жилых многоквартирных домов.
И вот собственники МКД через законодателей внесли сумбур в жилищное законодательство, чтобы опутать собственников квартир веригами, чтобы обязать их содержать чиновничьих иждивенцев.
Из этого понятия следует, что общее имущество дома принадлежит не собственникам квартир, а собственнику дома. А если у дома несколько собственников, то общее имущество распределяется в равных долях, как это закреплено с бизнесом.
Между собственником МКД и собственником квартиры существенная разница.
Собственник МКД обязан содержать дом в надлежащем порядке, а собственник квартиры обязан содержать в надлежащем порядке только свою квартиру.
Поэтому собственник МКД несет все расходы и затраты по содержанию дома через платежи за жилищно-коммунальные услуги.
Собственник МКД из своих доходов и оплачивает заработную плату сотрудникам управляющих организаций, сотрудникам ТСЖ, ЖСК. Передача полномочий оформляется локальными документами.
Поэтому утверждение многих коммунальщиков о том, что жители должны нести коллективную ответственность по качественному обслуживанию МКД и созданию жителям комфортного проживания, является незаконным, необоснованным, не состоятельным.
Обязанность жителей квартир в любых домах заключается в своевременной оплате за ЖКУ, и на этом их обязанность завершается.
У собственника МКД должна болеть голова по созданию жителям комфортного проживания, а не у собственников квартир.
Установив данную истину, можно распутывать следующий клубок непоняток.
maxpark.com
Обязанности собственников помещений МКД — МосТСЖ
Печально, что при написании Жилищного кодекса РФ обязанности собственников помещений многоквартирного дома были написаны очень коряво и неоднозначно…
Обязанности собственников помещений МКД
«1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт» (Часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Собственник любого помещения в многоквартирном доме (жилого или нежилого) обязан:
- 1) самостоятельно содержать принадлежащее ему помещение (кстати, порядок такого содержания не регламентируется!),
- 2) участвовать в расходах на содержание общего имущества МКД. «путем внесения платы за содержание жилого помещения».
Именно эта фраза (выделена синим) и вызывает кучу разногласий между собственниками помещений и управляющей организацией!
Однако законодатель и судебные органы неоднократно поясняли и расшифровывали смысл фразы про обязанности собственников помещений. Речь в этой норме идет о содержании именно общего имущества МКД, которое неразрывно связано с правом собственности на помещение в этом МКД (ч. 2 статьи 290 ГК РФ, статья 37 ЖК РФ).
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг. Такое объяснение дал Верховный суд РФ в своем Постановление Пленума от 27.06.2017 N 22.
К общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в ст.36 ЖК РФ и п.1 ст.290 ГК РФ.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
А вот перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В свою очередь управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
Вы смотрели статью «Обязанности собственников помещений МКД».
Еще статьи в рубрике «Управление МКД»
Обязанности собственников помещений МКД
4.7 (93.33%) 3 vote[s]mostszh.ru